Олимпиада по русскому языку для 5 класса
Задания школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
2014-2015 учебный год
5 класс
Продолжительность олимпиады — 45 минут. Максимально возможное количество баллов — 100.
Код участника:______________________________
1. Расставьте ударение в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.
10 баллов
2. Составьте слова из следующих звуков:
[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к ]_______________________________________________
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]______________________________________________ 10 баллов
3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.
Обожжёт, подделка, отталкивать, поссорились, лимонный. 10 баллов
4.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись,библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде,зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы. 15 баллов
5. Сколько грамматических основ в следующем предложении?
Алый бархат вечереет, Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели, Колыбельной лаской млеет. (В.Брюсов)
Ответ:____________________ 8 баллов
6. Замените синонимами устаревшие слова.
Очи — __________________
Чело — __________________
Ланиты — ________________
Уста — __________________
Перст — __________________
Глаголет — ________________
Десница- _________________ 7 баллов
7. Найдите «лишние» слова.
1. Петя ушиб колено ноги.
2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
3. Собрание будет в декабре месяце.
4. Многие города были превращены в руины и развалины.
5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 10 баллов
8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:
-спустя рукава — ___________________________________________________
-жить душа в душу -________________________________________________ 10 баллов
9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, ______________________________________________
Любишь кататься — _________________________________________________ 10 баллов
10. Творческая работа.
В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»
Ответ:_________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10 баллов
5 класс (ключ)
Расставьте ударение в словах.
(торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча)
По 1 баллу за каждое правильное слово. Максимальное количество – 10 баллов
2. Составьте слова из следующих звуков:
[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к] – ельник
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ] — смеюсь
По 5 баллов за каждое слово. Максимальное количество – 10 баллов
3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.
Обо/жж/ёт, под/дел/к/а, от/талк/ива/ть, по/ссор/и/л/и/сь, лимон/н/ый.
За каждое слово – 2 балла. Максимальное количество – 10 баллов
4. За каждое правильно написанное слово – 1 балл
Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы
Максимальное количество – 15 баллов
5. Сколько грамматических основ в следующем предложении?
4 грамматические основы.
За каждую основу — 2балла. Максимальное количество — 8 баллов
6. За каждый правильный ответ — 1 балл
Глаза, лоб, щѐки, губы, палец, говорит, рука. Максимальное количество — 7 баллов
7. Найдите «лишние» слова.
«Лишние слова»: 1) ноги; 2) пищи; 3) месяце; 4) развалины; 5)ледяной;
Правильный ответ – 2 балла. Максимальное количество — 10 баллов
8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:
— спустя рукава – засучив рукава
— жить душа в душу – как кошка с собакой
Правильный ответ – 5 баллов. Максимальное количество — 10 баллов
9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Правильный ответ – 5 баллов. Максимальное количество — 10 баллов
10.Творческая работа
– ГАДБВ
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
За дописанный рассказ – до 5 баллов. При оценке дописанного сочинения применяются действующие нормы оценки сочинений и изложений. Максимальное количество — 10 баллов.
Максимальное количество за работу — 100 баллов.
Ключи:
Вопрос
Максимальное количество баллов
10
10
10
15
8
7
10
10
10
10
ИТОГО:
100
Составитель: Чебодаева Е.А. МБОУ «СОШ №10»
Тестовые задания по русскому языку и задания для олимпиады (5 кл)
Тест по теме «Звуки и буквы»
Выбери правильный ответ. Звуки – это…
То, что мы произносим и слышим
То, что мы видим и пишем
В каком слове все согласные звонкие
Петя
земля
река
В каком слове все согласные глухие
Зина
лист
кот
В каком слове все согласные твёрдые
куст
дерево
лист
В каком слове все согласные мягкие
стул
мебель
колос
Разделительный Ь пишется
сразу после приставки
в корне и после корня
Разделительный Ъ пишется
сразу после приставки
в корне и после корня
Укажи, в каком слове пропущен разделительный Ь
жизн…
счаст…е
под…ём
Укажи, в каком слове пропущен разделительный Ъ
у…ехал
в…ёт
об…яснить
Тест по теме «Глагол»
Выбери верное утверждение
Глагол – это часть речи.
Глагол – это часть слова.
Выбери верное утверждение
Глагол обозначает предмет.
Глагол обозначает признак предмета.
Глагол обозначает действие предмета.
Какое слово является глаголом.
петь
напев
певец
Указать глагол, стоящий в форме множественного числа.
стирает
вылезти
заговорят
Указать предложение, в котором глагол в форме прошедшего времени.
По реке плывёт баржа.
В лесу ребята свернули с тропинки.
Летом Даша будет отдыхать в лагере.
В каком предложении глагол в повелительной форме.
Знаете ли вы украинскую ночь?
О муза, расскажи торжественный поход.
Петя проболел всю зиму.
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос
Что делал?
Что делать?
Что делает?
Какой глагол стоит в неопределенной форме?
ходит
смеётся
смеяться
Указать глагол II спряжения
думать
гулять
любить
Укажи НЕВЕРНОЕ утверждение
Сижу – 2 л.
Ходят – 3 л.
Глядишь – 2 л.
Тест по теме «Имя существительное»
Имя существительное называет
действие
предмет
признак
В каком предложении имя существительное выступает в роли второстепенного члена предложения.
Звонко поёт соловей.
Я нарисовал воробья.
Здравствуйте, ребята!
Укажи, где НЕ надо ставить кавычки.
конфеты «Теремок»
сказка «Теремок»
«Теремок» разрушил медведь.
Укажи имя существительное, в котором надо писать Ь.
ноч…
из туч…
грач…
Укажи имя существительное 1-го склонения.
соль
концерт
сорока
Укажи имя существительное 2-го склонения.
покой
лошадь
стена
Укажи имя существительное 3-го склонения.
радость
конь
сорока
Укажи имя существительное в ТВОРИТЕЛЬНОМ падеже
к стене
о друге
с радостью
В каком слове пишется окончание И (проверь с помощью проверочного слова земля)
вспомнить о сестричк…
гостить у братишк…
позвонить Татьян…
В какой строчке во всех словах пишется окончание И (проверь с помощью проверочного слова степь)
у метел…, с сирень…
над тетрадь…, о капел…
на ладон…, к лошад…
Укажи, где допущена речевая ошибка.
уважать родителей
вспоминали о друзей
рядом с товарищами
Укажи несклоняемое имя существительное.
Попугай, обезьяна, шимпанзе
Тест по теме «Имя прилагательное»
Укажи строчку, где написаны только имена прилагательные:
синий, зеленый, бегал
волшебный, смелая, розовый.
золотой, школьная, лавочка.
Подчеркни прилагательные, характеризующие людей.
Серьезный, темноволосый, пушистый, фиолетовый, добрый, пожилой, деревянный, зимний, заботливый.
3.Укажи прилагательное, стоящее в переносном значении
железное кольцо
железный характер
железная дорога
4.Укажи строчку, в которой словосочетания стоят только в ср. роде.
золотое кольцо, синее море, белое окно.
красное платье, белое поле, синий стол
румяное лицо, веселый человек, деловое письмо
5.Имена прилагательные женского рода имеют окончания
ое, ее
ый, ий.
ая, яя
6 .Найди и исправь речевые ошибки в предложении
В моей школах много хорошие друзей.
7.Укажи строчку, где прилагательные только ед. числа
школьные, белое, зеленое
красивая, золотой, пластиковое
добрый, аккуратная, вежливые
Тест по теме «Наречие».
Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы
когда? где? как?
какой? какие?
что? кто?
Наречие – это…
изменяемая часть речи
неизменяемая часть речи
Выбери и подчеркни наречия
ВПЕРЕДИ, РОСЛИ, КРАСИВО, УТРО, ВЧЕРА, ГИТАРА, РОВНО.
Укажи наречие, которое обозначает время действия
радостно
сегодня
вдаль
Укажи наречия с гласной А на конце
насух…
справ…
издавн…
Укажи наречия с гласной О на конце
влев…
запрост…
допоздн…
Тест по теме «Имя числительное».
Имя числительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы
когда? где? как?
какой? сколько?
что? кто?
Имя числительное обозначает
количество предметов и порядок при счёте
признак предмета
Выбери и подчеркни имена числительные
Петербург, которому исполнилось триста лет, пережил двести пятьдесят три наводнения.
Укажи количественные имена числительные
сорок
седьмой
восемьдесят пять
Укажи порядковые имена числительные
один
первый
Конец формы
Конец формы
Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку для учащихся 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса.
Задания, оцениваемые в 3 балла.
- Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:
томительный, утомительный, томный, пятитомный.
- Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.(Поговорка).
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
3. Какое из данных слов является родственным слову нос?
1) Носильщик; 2) поднос; 3) переносица; 4) подношение; 5) занос.
4. Какая пара слов не имеет сходства по значению?
1) Преграда – помеха; 2) привлекать – манить; 3) скука – горе; 4) склон – откос.
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
5.Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть, живот положить.
6. Каким фонетическим признаком объединены слова голубь, сыроежка, морковь, берег?
7. В каком слове есть только твердые согласные звуки?
1) Водит; 2) пашешь; 3) верит; 4) велит; 5) смех.
8. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) Окрестный; 2) пять; 3) зреют; 4)веешь; 5) яд.
9. Являются ли однокоренными слова побывать, забывать, добывать?
Задания, оцениваемые в 10 баллов.
10. В книге К.И.Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких – то делах, он спрятал от нее любимого щенка. Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.
11. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употребляться в переносном значении.
12. Какова история происхождения слов копейка и рубль?
13.Каково значение и употребление выражения шаром покати?
14.Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе — пещеру, преимущественно искусственную.
15. Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стих, пила?
Ответы.
Задания, оцениваемые в 3 балла.
- Пятитомный.
- Звук [ж] встречается 5 раз. Звук [ш] встречается 4 раза. Звук [т] встречается 10 раз.
- 3
- 3
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
5. Не бояться смерти, идти на смерть.
6.Оглушение.
7. 2
8. 4
9.Нет, эти слова разнокорневые, т.к. они различны по своему значению и структуре.
Задания, оцениваемые в 10 баллов.
10. Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные взгляды в чем – либо. Мальчик напрасно испугался, т.к. он понял фразеологизм в прямом, а не в переносном смысле.
11. Седая даль времен, бархатный голос, прямой взгляд.
12.Название монеты копейка произошло от слова копьё: в старину на этой монете изображался всадник с копьем. Существительное рубль исторически связано со словом рубить: в Древней Руси при размене крупных серебряных слитков их рубили на части.
13. Шаром покати — нет ничего, совершенно пусто. Этот фразеологизм употребляется в том случае, когда хотят сказать об отсутствии чего бы то ни было: Ни одной мысли в голове, хоть шаром покати.(Л.Толстой).
14.Крот- грот.
15. Именами существительными и глаголами.
Олимпиадные задания по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс): Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 классы
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС
1.Расставь ударение в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства.
За каждый правильный ответ: 1 балл
2.Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.
Рубка, стол, клад, лапа, укус.
За каждый правильный ответ: 1 балл
3. Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.
а) лето
б) счетчик
в) подъезд
г) поздняя
д) юный
За каждый правильный ответ 1 балл.
4. Отметь существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.
а) ромашки
б) брюки
в) овощи
г) пироги
д) сутки
5.Вставь пропущенные буквы:
а) реж..шь
б) отвеча..шь
в) ман..шь
г) барабан..шь
д) вид..шь
За каждый правильный ответ 1 балл.
6. Вставь букву Т там, где необходимо:
а) Вкус_ный
б) Свис_нул
в) Мес_ность
г) Гиган_ский
д) Поз_ний
За каждый правильный ответ 1 балл
7. Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.
Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.
За каждый правильный ответ 1 балл
8. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Валя, Вика, Саня.
За каждый правильный ответ 1 балл
9. Вставь пропущенную букву:
а) предл…гать ничью
б) прил…жение к журналу
в) популярное изл…жение
г) густо р…сти
д) маленький р…сток
За каждый правильный ответ 1 балл
10. Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.
1) Они раскачивались и шумели.
2) Сосны толпились у берега
3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.
4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.
5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.
За каждый правильный ответ 1 балл
Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку
(45 баллов)
- тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, срЕдства. ( 5 баллов)
- трубка, столб, склад, лампа, уксус. ( 5 баллов)
- в, г, д ( 3 балла)
- б), д) ( 2 балла)
5. а) режешь
б) отвечаешь
в) манишь
г) барабанишь
д) видишь
( 5 баллов)
6. а) Вкусный
б) Свистнул
в) Местность
г) Гигантский
д) Поздний
( 5 баллов)
7. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.), красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.
(5 баллов)
8. Владимир, Геннадий, Григорий, Валентина, Александр.
( 5 баллов)
9. а) Предлагать ничью
б) Приложение к журналу
в) популярное изложение
г) густо расти
д) маленький росток ( 5 баллов)
10. 2, 1, 4, 3, 5 ( 5 баллов)
Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему: Комплекс заданий по русскому языку для 5 класса (олимпиадный уровень)
Олимпиадные задания по русскому языку, 5 класс
1. В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
1) Лень, степь, ехать, шесть;
2) вперёд, поёт, мёд, жёлудь;
3) салют, вьюга, жюри, люди;
4) пять, мять, земля, объявит.
2. Верно ли затранскребированы слова? Если неверно, исправьте.
[П’а]тнадцать, [жа]леть, [ч’и]рта, [то]вар, [ч’а]сы.
3. Распределите слова по группам: а) без приставки; б) с приставкой о-; в) с приставкой от-; г) с приставкой ото-.
Отцовский, оттепель, отыскать, оторвать, отварить (капусту), отворить (дверь), ошибка, отрывать, отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отпарить, отобразить, отодвинуть, отопить.
4. Прочитайте. Найдите антонимы. С какой целью автор использует антонимы в тексте?
И грустно и радостно
Странный в сентябре лес – в нем рядом и весна и осень.
Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга.
Увядание и расцвет. Тишина и песни.
И грустно и радостно. (Н.И.Сладков)
5. Подберите известные вам слова, получившие свои названия от собственных имен существительных. Объясните происхождение этих слов.
6. Подберите семь фразеологизмов со словом рука. Объясните их значение.
7. Найдите подлежащее в отрывке из стихотворения В. Дыховичного и М. Слободского:
А за стеной ревущее, звенящее, гремящее,
Спешащее, бегущее несется настоящее.
8. Определите спряжение глаголов и вставьте пропущенные гласные:
Они стел…т, они стро…т, они кол…т, они се…т.
9. Расставьте знаки препинания в предложениях:
А) Маша воскликнула Ребята сюда!
Б) Мы знали что скоро наступит ночь.
В) Лес зеленый дом для многих его обитателей.
Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи свёкла морковь капуста и картофель.
Д) Солнце играет светом и льет теплые лучи на землю.
10. В каком слове допущена ошибка в образовании грамматической формы?
А) шоферы; Б) пара чулок; В) пара носков; Г) килограмм мандарин; Д) многие директора.
Ключи к заданиям
1. Ехать (т.к. е стоит в начале предложения), поёт (т.к. ё стоит после гласного), вьюга (т.к. ю стоит после ь), объявит (т.к. я стоит после ъ).
2. [П’и]тнадцать, [жы]леть, [ч’и]рта, [та]вар, [ч’и]сы.
3. а) без приставки: отцовский, ошибка, основать; б) с приставкой о-: отворить (дверь), отощать, отопить; в) с приставкой от-: оттепель, отыскать, отварить (капусту), отрывать, отработать, отделать, отселить, отпарить, отобразить; г) с приставкой ото-: оторвать, отодвинуть.
4. Текст Н.И.Сладкова насыщен антонимами. В природе не бывает однозначных явлений, особенно осенью: природа готовится к долгому зимнему сну, но жизнь в ней еще теплится. Обилие антонимов передает противоречивость осенней природы, но в то же время ее многоцветье и многообразие.
5. Дизель – от имени изобретателя двигателя, немецкого инженера Рудольфа Дизеля. Сталелитейная печь мартен названа в честь французского металлурга Пьера Мартена. Мансарда получила свое название по имени французского архитектора Франсуа Мансара. Саксофон увековечил имя своего изобретателя – бельгийского мастера духовых инструментов Адольфа Сакса. Плотная бумага для черчения и рисования ватман носит имя владельца английской бумажной фабрики Джеймса Ватмана.
Мороженое пломбир родом из французского города Пломбьер. Майонез пришел к нам из города Маон, находящегося на о.Менорка в Средиземном море. Название тюль связано с французским городом Тюль, славившимся легкими позрачными тканями. Тонкая шерстяная ткань кашемир получила свое название по области Кашмир на севере Индии, откуда ее издавна вывозили. А плащ болонья назван по городу Болонья в Италии.
Слово сэндвич произошло от имени графа Сэндвичского , жившего в XVIII веке. Он был таким азартным игроком, что не мог оторваться от карт даже для того, чтобы поесть. Слугам приходилось подавать ему мясо, закрытое хлебом с обеих сторон, чтобы легче было нести.
6. Своя рука-владыка – о том, кто имеет возможность поступать по своему желанию.
Рукой подать – рядом, близко.
Из рук в руки – без посредников.
Работать не покладая рук – усердно.
Легкая рука – о том, кто приносит удачу.
Правая рука – надежный помощник.
Чужими руками жар загребать – присваивать чужой труд.
7. Грамматическая основа предложения: настоящее несется.
8. Они Стелют, строят, колют, сеют.
9. А) Маша воскликнула: «Ребята, сюда!»
Б) Мы знали, что скоро наступит ночь.
В) Лес — зеленый дом для многих его обитателей.
Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи: свёкла, морковь, капуста и
картофель.
Д) Солнце играет светом и льет теплые лучи на землю.
10. Мандаринов.
Олимпиадные задания по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку для 5-9 классов коррекционной школы 8 вида
Олимпиада по русскому языку.
Задания для 5 класса.
- Запишите данные словарные слова, поставьте в них ударение.
Область, творог, каникулы, запад, верблюд, долото, до свидания.
- « Четвёртый лишний». Спиши данные цепочки слов, выдели в них корень. Определи по значению, какое из них не является однокоренным ( лишним), подчеркни его.
Гористый, горный, гореть, горочка.
Полёт, лето, лётчик, летучий.
- Используя части данных слов образуй новое и запиши его.
| корень | суффикс | окончание |
| ходули |
|
|
? |
- Запиши данные существительные, определи их род.
Фамилия, картофель, какао, тополь, мозоль.
- Прочитай пословицу, найди в ней ошибку, запиши верно.
Один ус хорошо, а два лучше.
- Объясните значение выражения:
Сидит сложа руки — …
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Ур..жай м..ркови и к..пусты, луч.. сол..ца, т..жёлые к..лосья пшеницы, зап..х з..мляники, журч..ние руч..я , сч..с..ливое де..ство, пров..рить т..тра..ь.
- Составьте предложение из данных слов, запиши его, подчеркни главные члены.
Чувствуется, в, воздух, осенью, влажность, грибы, пахнет, и.
Олимпиада по русскому языку.
Задания для 6 класса.
1) Вставьте в словарные слова пропущенные буквы, расставьте ударения:
Ф_ нера, д_ рект_р, инж_ нер, с_р_дина, жен_ина.
2) Выбери лишнее слово из каждой цепочки, запиши его:
Цирк, циркуль, циркач, цирковой.
Водяной, водица, водитель, вода.
3) Разбери данные слова по составу:
Пригорок, пятнистый.
4) Запиши данные существительные, определи их род:
Санаторий, простыня, молодёжь, рояль, радио.
5) Прочитай пословицу. Найди в ней ошибку и исправь её:
Яйца куницу не учат.
6) Объясните значение выражения:
Водит за нос — …
7) Спиши текст, вставляя пропущенные буквы:
Поз . няя ос . нь. Ни . ко (над)з . млёй пр . плывают д . ждевые . блака.
Под н . гамии л . жит к . вёр увядших лист . ев.
8) Спиши. Расставь в предложении знаки препинания:
После дождя засияли деревья кусты трава и река.
Олимпиада по русскому языку.
Задания для 7 класса.
- Запишите данные словарные слова, поставьте в них ударение.
Документ, патриот, процент, сантиметр, население ,слесарный, тротуар.
- Распредели родственные слова в 2 группы по значению. Запиши в 2 столбика, выдели корень.
Поднос, переносица, носовой, носильщик, носик, носорог, носилки, носиться, занос, носатый,
- Придумай прилагательное к данной схеме, запиши его , выделив части.
- Запиши данные существительные, определи их род.
Население , алфавит, глушь. щавель, стамеска.
- Прочитай пословицы, найди в них ошибку, запиши верно.
Нашла коза на камень.
Толочь в ступе соду.
- Объясните значение выражения:
Пускать пыль в глаза — …
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Сп..ши стихи; не сп..ши, не т..р..пись; пол..скать с..бачку; пол..скать бельё; зап..вать песню; зап..вать л..карство; пос..деть на крыльце; пос..деть от горя
- Запиши предложения, расставляя знаки препинания, подчеркни главные члены.
Прил..тели бел..носые гр..чи тороп..тся попр..влять свои старые гнёзда.
П..лзут по д..ревьям туманы ф..нтаны умолкли в саду.
Олимпиада по русскому языку.
Задания для 8 класса.
- Запишите данные словарные слова, поставьте в них ударение.
Абонемент, бюллетень, галантерея, фойе, почтамт, квалификация, коловорот.
- Распредели родственные слова в 2 группы по значению. Запиши в 2 столбика, выдели корень.
Наводнение, наводчик, повод, поводырь водоросль, водоём, водить, паводок, половодье, водитель.
- Придумай глагол к данной схеме, запиши его , выделив части.
- Запиши данные существительные, определи их род.
Роскошь, хоккей, кофе, бюллетень, мастерство, шампунь, фасоль.
- Прочитай пословицы, найди в них ошибку, запиши верно.
Трус лени своей боится.
Терпенье и пруд всё перетрут.
- Объясните значение выражения:
Сломя голову — …
Кот наплакал -…
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Л..жишь на д..ване; л..жешь м..р..женое; отв..рить дверь: св..рить мясо;
лу..ший уч..ник; д..журный по станц.. ж..лезн..д..рожник; снимеш.. с плеч..
- Запиши предложения, расставляя знаки препинания, подчеркни главные члены.
Скоро скоро одене..ся лес л..ствою зацветёт на опушках черёмуха защёлкают над руч..ями г..л..систые солов..и.
Показавшееся из-за туч.. со..нце ярко осв..тило лес поляну и незабу..ки у руч..я.
Олимпиада по русскому языку.
Задания для 9 класса.
1) Вставьте в словарные слова пропущенные буквы, расставьте ударения:
Бу_ галт_р, адм_н_ страт_ р, б_ _графия, св_дет_льство, общ_жити_.
2) От корня – холод- образуй родственные слова, различных частей речи, а именно: существительное, прилагательное, глагол, наречие.
3) Используя первые слоги данных слов. составьте новое слово,. Какая буква в нем требует проверки? Проверочное слово запиши.
- Забор, гадкий, каша
- Русалка, башмак, канат
4) Определи род существительных:
Брошь, каталог, желе, шоколад, тишь.
5) Найди и исправь ошибку в пословице:
Крутится как булка в колесе.
Рождённый ползать метать не может.
6) Объясните значение выражения:
Морочит голову -…
7) Вставь в текст пропущенные буквы и знаки препинания:
Ра__ей в_ сной ра_чирикался в_р_бей ра_шумелся ра_буянился.
Все х_рошие п_вцы ещё п_малкивают а его пр_рвало. _рёт серый по_скакивает пер _я вз _ерошил. С_рока его стыдит Чего ты разбойник шумиш_?
8) Придумай подходящее к схеме предложение, запиши его.
Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) по теме: Комплект заданий для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе
Ларина Галина Александровна,
учитель русского языка и литертуры,
МАОУ «Гимназия №87»,
г. Саратов
Задания олимпиады по русскому языку
5 класс
Олимпиада по русскому языку
5 класс
1.Запишите имена существительные во множественном числе:
Директор(а), доктор(а), инженер(ы), шофёр(ы), трактор(ы), сторож(а), медведь(и).
2.Допишите к крылатым словам, раскрывая смысл выражений.
Рукой подать — …(близко)
Во весь дух — … (быстро)
Спустя рукава — (плохо работать)
Прикусить язык — (замолчать)
Яблоку негде упасть – (тесно)
Обвести вокруг пальца – (обмануть)
3.Отгадайте слова.
а)Его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.(Подснежники.)
б)Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.(Завязка.)
4.Запишите в алфавитном порядке и поставьте знак ударение.
Повторим, оттепель, гусеница, документ, звонит, столяр, ворота, километр, цемент.
5.Запишите одним словом – существительным.
Храбрый человек – (храбрец)
Ленивый человек – (лентяй)
Сильный человек – (силач)
Весёлый человек – (весельчак)
6.Составьте слова из букв слова приток: порт, тропик, кот, ток, тир…
7.Подчеркните «лишнее слово»:
Тополь, сирень, дочь, ночь, рожь.(Тополь).
Дом, красивый, садик, дубки.(Красивый)
8.Замените прилагательные с –не — словами близкими по значению без -не-.
Негромкий — …(Тихий.)
Незлой — …(Добрый.)
Нестарый — …(Молодой.)
Неслабый — …(Сильный.)
9.Заменить данные слова существительными с противоположным значением.
Старость – (Молодость.)
Война – (Мир.)
Счастье – (Горе.)
Земля – (Небо.)
Море – (Суша.)
10.Выбери нужное слово:
У бабушки нет(очёк, очков, очкей.).
У мамы нет свободного (время, времени.)
У червяков нет (зубей, зубов, зуб, зубьев)
У Маши нет красных (туфлей, туфель, туфлёв)
11.Продолжи пословицу:
С умным найти, а с дураком…(потерять).
Лучше своё отдать, чем чужое…(взять).
Легче друга потерять, чем…(найти).
Задания для олимпиады по русскому языку.
1.Поставь вместо *** глагол так, чтобы получилось два устойчивых выражения.
*** в долгий ящик
*** на завтра, все, что можно сделать сегодня. (Не откладывай.)
2.Подбери имя прилагательное, которое характеризует свойство человеческого характера, выраженные пословицей:
Из короба не лезет,
в коробе не едет
и короба не отдаёт. (Упрямый)
3.Образуй от имён существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом.
а) Правда
б) Торжество
в) Лёд
г) Лгун
д) Огород
е) Ветер
(Оправдать, восторжествовать, обледенеть, оболгать, загородить, проветривать.)
4.Составь сложные слова:
6 лет, 1 горб, 7 знака, 10 классов, 12 килограммов
(Шестилетний, одногорбый, семизначный, десятиклассник, двенадцатикилограммовый.)
5.Теле по-гречески означает «далеко». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
(Телефон, телеграф, телескоп…)
Задания, оцениваемые в 1 балл.
1.В каких словах в названиях букв допущена ошибка?
Чашка — ча, а, ша, ка, а
Конец — ка, о, эн, е, цэ
Стекло -эс, тэ, е, ка, эль, о
(Чашка – буква че.)
2.Поставь вместо *** глагол так, чтобы получилось два устойчивых словосочетания.
*** в дугу
*** в бараний рог (Согнуть.)
Задания, оцениваемые в 2 балла.
3.Подбери имена прилагательные, которые характеризуют свойства человеческого характера, выраженные пословицей:
а) Язык без костей: что хочет, то и лопочет.
б) Ел, да устал, спал, да намаялся.
(Болтливый, ленивый.)
4.Поставь следующие имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
книжка овца
тарелка земля
искра игла
петля просьба
(Книжек, тарелок, искр, петель, овец, земель, игл, просьб.)
5.Образуй от имен прилагательных сравнительную степень:
дорогой
далекий
мощный
чистый
красивый
жесткий
широкий
хороший
(Дороже, дальше, мощнее, чище, красивее, жёстче, шире, лучше.)
Задания, оцениваемые в 3 балла.
6.Образуй от имен существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом.
а) Луч
б) Камень
в) Плата
г) Жалоба
д) Голос
е) Ябеда
(Излучать, окаменеть, заплатить, пожаловаться, заголосить, наябедничать.)
7.Поставь в словах ударение, определи, сколько здесь слов:
Ирис, чудно, вилок, белок, окуни. (10 слов)
8.В каких из этих слов есть только мягкие согласные звуки?
Пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки.
(Пилить, висеть, перелететь.)
9.В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Звёздный, песня, польют, лазурь ,яблоко, стая, якорь.
(Песня, польют, якорь.)
Задания, оцениваемые в 4 балла.
10.Поставь в словах ударение:
Паралич, щавель, намерение, процент, баловать, шофёр, крапива, красивее, торты, сантиметр, звонит, поняла.
11.Объясни смысл фразеологических оборотов:
Морочить голову
Язык проглотить
С глазу на глаз
Повесить нос
Ни в зуб ногой
Пропустить мимо ушей
Взять себя в руки
(Обманывать, молчать, наедине, грустить, ничего не знать, прослушать, успокоиться)
12. Составь сложные слова:
7 лет, 2 горба, 5 знаков, 11 классов, 16 килограммов.
(Семилетний, двугорбый, пятизначный, одиннадцатиклассник, шестнадцатикилограммовый)
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
13.Замени иноязычные слова сложными русскими словами. (Соедини букву и цифру.)
а) Каллиграфия 1) Жизнерадостный
б) Орфография 2) Себялюбие
в) Эгоизм 3) Правописание
г) Гуманный 4) Чистописание
д) Оптимистический 5) Человеколюбивый
( а)4; б)3; в)2; г)5; д)1.)
Задачи, оцениваемые по количеству слов.
14.Авиа по-гречески означает «воздух». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
(Авиация, авианосец,…)
Материалы для олимпиад
на 1 балл
1. Запиши пословицу или поговорку, содержащую количественное числительное.
2. Запиши пословицу, поговорку или фразеологический оборот, в которых встречалось бы порядковое числительное.
3. Запиши имя числительное с удвоенными согласными.
4. Какие местоимения самые чистые?
5. Какое местоимение требует уборки?
6. От существительного сок образовали глагол, но в корне вместо буквы о появилась гласная а. Какой это глагол?
7. Найди форму, в которой глаголы пойти и послать совпадают.
8. В названии какой детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка?
9. Назовите единственную в мире национальность, которая является прилагательным, перешедшим в существительное.
10. Выбери лишнее слово:
Читал, читатель, читальный, чтение, читала.
11. Выбери лишнее слово:
Бежал, бежит, бегу, бегун, бегите, бежишь.
12. Выбери лишнее слово:
Имя прилагательное, местоимение, суффикс,
наречие, предлог, имя существительное.
13. Сколько звуков [ш] в стихотворении:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
14. Найди в стихотворении имя существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе — бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
на 2 балла
1. Поставь следующие имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
книжка овца
тарелка земля
искра игла
петля просьба
2. Образуй от имен прилагательных сравнительную степень:
дорогой
далекий
мощный
чистый
красивый
жесткий
широкий
хороший
3.. Выбери имена прилагательные, от которых нельзя образовать краткую форму:
рыжий, пригожий, медвежий, светлокожий, бесстыжий, верблюжий, шипучий, жгучий, телячий, горячий, казачий, кипучий, птичий, ребячий.
4. Восстанови крылатое выражение, определи, какие части речи есть в этом высказывании.
не с нами, кто, против нас, тот
5. Поставь глаголы в форме прошедшего времени:
привыкнуть
исчезнуть
настигнуть
утихнуть
Какой суффикс исчез?-
6. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.
Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли.
7. Подбери имена прилагательные, которые характеризуют свойства человеческого характера, выраженные пословицей:
а) Язык без костей: что хочет, то и лопочет.
б) Ел, да устал, спал, да намаялся.
8. Разбери глаголы по составу:
а) Солнце слепит глаз.
б) Малыш слепит игрушку.
в) Он был скупым на ласку.
г) В магазине я скупил множество книг.
9)Какими частями речи может быть слово уж?
10) Запиши два слова, которые имеют одинаковый корень, но не являются однокоренными.
11. Запиши 4 слова, которые не употребляются без суффикса.
12. Выбери среди данных имен существительных слова с суффиксом – ОК:
замок, теремок, лесок, песок, венок, курок, листок, приток
13. Составь предложения, объясняющие, различия значений слов:
гранат — граната
14. Объясни различия данных слов, составив с ними предложения:
одеть — надеть
на 3 балла
1.Поставь ударение, определи, сколько здесь слов:
Пора, пахнуть, трусить, вычитать, стрелки.
2. Поставь в словах ударение, определи, сколько здесь слов:
Ирис, чудно, вилок, белок, окуни.
3. Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, затем прилагательными:
ученый, часовой, столовая.
4. Составь словосочетания с данными местоимениями:
от него от его мимо нее мимо ее из-за них из-за их —
5. Составь словосочетания с прилагательным красный, в следующих значениях:
а) Цвет
б) Красивый
в) Главный.
7. В каких из этих слов есть только мягкие согласные звуки?
Пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки.
8. В каких словах количество букв и звук совпадает?
Звёздный, песня, польют, лазурь,
яблоко, стая, якорь.
9. Образуй от имен существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом.
а) Луч
б) Камень
в) Плата
г) Правда
д) Жалоба
е) Торжество
10.Замени словосочетания наречиями.
а) Перегоняя друг друга
б) На пустой желудок
в) С давних пор
г) Каждую минуту
д) На две равные части
11. Запиши три слова с одинаковым количеством букв, которые образованы от слова тихий.
12. Выпиши фразеологизмы в следующем порядке:
а) Устойчивые сочетания со значением быстро
б) Устойчивые сочетания со значением «бездельничать»
в) Устойчивые сочетания со значением «обманывать»
Со всех ног, сидеть сложа руки, водить за нос, бить баклуши, сломя голову, втирать очки.
13. Что это? Отгадай задуманные слова и составь с ними по одному устойчивому словосочетанию.
а) Их заговаривают, скалят, кладут на полку.
б) Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются.
в) Его задирают, с ним остаются, за него водят.
14. Поставь в словах ударение:
паралич, щавель, намерение, процент, баловать, украинский..
15. Поставь в словах ударение:
крапива, красивее, торты, верблюдица, звонит, поняла.
16. Замени фразеологический оборот, одним словом:
а) в час по чайной ложке
б) надуть губы
в) намозолить глаза
17. Составь лесенку, добавляя к каждому последующему слову по одной букве. Определи части речи полученных слов.
М *
М * *
М* * *
На 4 балла
1. Сколько твердых и сколько мягких звуков обозначаются буквой л в стихотворении:
Ливень льет. Ливень льет!
Пляшут капли в. лужице.
Плот плывет! Плот плывет!
Плот по луже кружится.
2. Подберите пять прилагательных в значении существительных. Запишите словосочетания с подходящими по смыслу определениями.
3. Соотнеси предложение и фразеологический оборот:
а) Очень старательно что-либо охранять.
б) Появляться быстро и в большом количестве.
в) Чувствовать себя легко и непринужденно.
1) Сидеть как на иголках.
2) Как грибы после дождя.
3) Беречь как зеницу ока.
4) Как рыба в воде.
4. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
Чулки
Туфли
Носки
Сани
Ботинки
Килограммы
7.Объясни смысл фразеологических оборотов:
Морочить голову,
Язык проглотить,
С глазу на глаз,
Повесить нос.
Ни в зуб ногой.
8. Раскрой скобки и запиши словосочетания сначала количественных имен числительных с существительными (а), а затем — порядковых (б):
2 (друг), 3 (сутки), 5 (метла), 7 (петля), 10 (грамм),
6 (дочь), 9 (орден), 11 (черешня).
9. Какие русские слова, состоящие из двух корней, имел в виду иностранец, произнеся их так:
дарить благо, употреблять зло, творить мир, водить руками.
10. Составь предложения, в которых данные слова будут являться:
а) именами существительными
6) глаголами в повелительном наклонении
11. Какой частью речи являются выделенные слова?
а) Я мою руки.
б) Ваня помог нести мою сумку.
в) На пологом холме росли крупные ромашки.
г) Кровать украсили лёгким розовым пологом.
12.Подбери к словосочетаниям подходящие по смыслу наречия:
а) Переходить реку
б) Разделить конфеты
в) Сварить яйцо
г) В дороге ели
д) Держать ружье
е) Надеть кепку
ж) Глянуть на врага
1) Вкрутую
2) Исподлобья
3) Всухомятку
4) Поровну
5) Вброд
6) Набекрень
7) Наперевес
13. Проспрягай глагол жечь.
14. Образуй от каждого из данных существительных по 2 имени прилагательных с различными суффиксами. Например: труд — трудный, трудовой, трудолюбивый.
Земля, вода, камень, кость
15. Назови 4 наречия, которые могут быть предлогами.
На 5 баллов.
1 Объясни различия данных слов, составив с ними предложения:
охватить — обхватить,
укутать — окутать,
отдернуть — одернуть.
2. Составь предложения, объясняющие различия в значениях слов:
украсить — скрасить,
расцветать — процветать,
чернеть — очернить.
3.Как называются жители этих стран?
а) Франция
б) Япония
в) Россия
г) Испания
д) Англия
е) Дания 1)Россиянин
ж) Норвегия 2) Индиец
з) Индия 3) Француз
4) Норвежец
5) Испанец
6) Датчанин
7) Англичанин
8) Японец
4. Запиши десять сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.
Мир
Единый
Любить
Общий
Взаимный
Машина
Вода
Хлопок
5. Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
а) Каллиграфия
б) Орфография
в) Эгоизм
г) Гуманный
д) Оптимистический
1) Жизнерадостный
2) Себялюбие
3) Правописание
4) Чистописание
5) Человеколюбивый
6. Запиши пословицы, в которых имя прилагательное находится в форме сравнительной степени.
7.Разбей имена существительные с суффиксом –ец на группы по значениям:
а) Уменьшительно-ласкательное
б) Название лица по действию
I) Название лица по признаку
г) Название лица по месту жительства или народности
1) Хлебец,
2) Хитрец,
3) Кавказец,
4) Гонец,
5) Любимец,
6) Испанец,
7) Столбец,
8) Борец,
9) Красавец,
10) Ленинградец,
11) Канадец
8.Запиши возвратные глаголы в следующем порядке:
Действие совершает над собой само лицо
Взаимность действия
Чувства, переживания
Процессы и свойства предметов
Свойства живых существ
Состояние человека
радоваться, нездоровиться, одеваться, кусаться, мириться, рваться
9. Замени выражения одним глаголом:
Делать черным — становиться черным, сделать слабым — сделаться слабым, превращать в лед — покрываться льдом.
10. Составь предложения, в которых будут слова: на бок, набок, в начале, вначале.
11. Запиши указанные наречия: засветло, зимой, по-моему, вдвое, домой, вправо, натрое, добела, временами, впятером в следующем порядке:
а) Образованные от имен существительных в творительном падеже;
б) Образованные от имен прилагательных с предлогами;
в) Образованные от имен числительных с предлогами;
г) Образованные от местоимений;
д) Образованные путем сращения местоимения и существительного.
12. Выпиши из фразеологических оборотов сначала слова-антонимы, а затем — слова-синонимы:
Нет худа без добра;
Ум за разум заходит;
От мала до велика;
Ни конца ни краю;
Ходить вокруг да около;
Валить с больной головы на здоровую;
Писать черным по белому;
Переливать из пустого в порожнее;
И стар и млад;
Из огня да в полымя;
Всеми правдами и неправдами;
Цел и невредим;
Вопрос жизни и смерти.
13. Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы-синонимы:
а) Хлопать ушами;
б) Водить за нос;
в) Ловить ворон;
г) Мчится сломя голову;
д) Как сельди в бочке;
е) Делать из рук вон плохо;
ж) Летит стрелой;
з) Как огурцы в банке.
14. Выпиши изданных словосочетаний фразеологизмы-антонимы:
а) Трудиться засучив рукава,
б) Потерять голову,
в) Работать спустя рукава,
г) Пропустить мимо ушей,
д) Заговаривать зубы,
е) Навострить уши,
ж) Язык без костей,
з) Водой не разольешь,
и) Проглотить язык
По количеству слов.
1. Подбери слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
2. Подбери слова с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса.
3. Запиши сложные слова из области географии.
4. Запиши сложные слова, обозначающие качества характера.
5. Запиши сложные слова, обозначающие внешние портретные черты человека.
6. Запиши несколько несклоняемых имен существительных в следующем порядке — слова, обозначающие:
а) животных и птиц
б) растения
в) еду, напитки
г) географические названия
7. Образуй однокоренные слова от местоимения свой.
8. Назови глаголы, которые не употребляются без возвратного суффикса -ся.
9. Назови глаголы, которые не имеют возвратной формы.
10. Подбери фразеологизмы с повторяющимися словами «ни…ни…»
11. Слово терра — по-латыни означает «земля». Подбери слова, происходящие от данного корня.
12. В русском языке есть слова, содержащие корень -гресс-, что по-латыни означает «движение». Подбери слова, происходящие от данного корня.
13. В латинском языке есть слово колло, что означает «соединяю, объединяю». Подбери слова, происходящие от данного корня.
14. По латыни лабор — «труд». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
15. Теле по-гречески означает «далеко». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
16.Авиа по-гречески означает «воздух». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
17. Библио по-гречески означает «книга». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
18. Био по-гречески означает «жизнь». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
19. В старину слово соло значило «колесо, круг». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
20. Слово дол означает «низ, нижний край». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ, ОЦЕНИВАЕМЫМ ПО КОЛИЧЕСТВУ СЛОВ
1. Рассказ, оттепель, бесстрашный
2. Длинный, каменный, странный
3. Волгоград, плоскогорье, дальневосточный
4. Трудолюбивый, злопамятный, добродушный
5. Широкоплечий, голубоглазый
6. а) кенгуру, какаду, шимпанзе
б) алоэ, сорга
в) пюре, желе, харчо, какао, кофе, рагу
г) Тольятти, Чебоксары
7. Свойство, свойственный, присвоить, усвоить и др.
8. Смеяться, бояться, карабкаться, гордиться
9. Бежать, плавать, помогать, худеть
10. Ни кола ни двора, ни свет ни заря
11. Террариум, терраса, территория, террикон
12. Прогресс, регресс, агрессия
13. Коллектив, коллекция, коллега
14. Лаборатория, лаборант
15. Телескоп, телеграф
Литература
- Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.
- Пустовалов П.Е. Пособие по развитию речи. – М.: Просвещение, 1976.
- Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку. – Челябинск, 1996.