Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку в 5-6 классах

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Школьный этап

5 класс

Время для выполнения заданий – 1 час 20 минут

Максимально возможный балл – 58+

Составитель: Айдемирова Татьяна Романовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ Игримской СОШ№1

  1. Расставьте ударение в словах.

Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

Подберите все возможные  антонимы к полученному слову.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Полки, окуни, пряди.

  1. Определите род  имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.

  1. Напишите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
  1. Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке»  А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного  числа?

             Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

..гроном,  пр..зидент,  р..п..тиция,  д..плом,  инж..нер,  тр..туар,  в..ст..бюль.

  1. Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?

Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

5 класс

(максимальное количество баллов – 58+)

  1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.                                                                                                            

   (10 баллов)

  1. Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.                                                   

 (3 балла + за каждое слово 1 балл)

  1. Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.                                                              

  (8 баллов, из них 6 баллов за правильно составленные словосочетания и 2 балла за объяснение).

  1. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.),  красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.  

  (5 баллов)

  1. Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод.                                      

  ( 5 баллов)

  1. Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание       старик со старухой.                                                            

 (5 баллов, из них 4 балла за правильно сделанный разбор предложения и 1 балл за объяснение).

  1. Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа.                                                  

 (5 баллов)

  1. Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.  

 (7 баллов)

  1. Проще пареной репы.  

(10 баллов)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Школьный этап

6класс

Время для выполнения заданий – 1 час 20 минут

Максимально возможный балл – 51

Составитель: Айдемирова Татьяна Романовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ Игримской СОШ№1

  1. Расставьте ударение в словах.

Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.

  1. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.

                                                              Открыта больница

                                                              Для птиц и зверей

                                                              Идите лечиться

                                                              Туда поскорей.

  1. Замените устаревшие слова словами современного  русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.

  1. Объясните разницу в значениях слов, составив словосочетания.

Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.

  1. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

            Древн..греческий басн..пис..ц  Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.

– Что это значит?

– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? …  Ничего нет лу..ше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете

         На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.

 – Что это значит?

 – А разве язык не самое ху..шее на свете? …  Ничего нет хуже языка!

       

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
  1. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

6 класс

(максимальное количество баллов — 51)

  1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.

(10 баллов)

  1. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.

(3 балла)

  1. Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.

 (10 баллов)

(6 баллов)

  1. А) Кот наплакал.

Б) Черепашьим шагом.

В) Попасть на седьмое небо.

(6 баллов)

          6.     Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!»  Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

         – Что это значит?

         – А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!

         – Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

                  На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

 – Что это значит?

 – А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка!   (5 баллов)

7.  На омонимии.

  1. балл)

8.  В оригинале:  «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых          вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»

 (10 баллов)

Олимпиада по русскому для 5 класса

В 5 классе продолжаем готовиться к олимпиадам по русскому языку. Предлагаем познакомиться с  восемью заданиями четырёх этапов. Заданий много, и все они познавательные.

 

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

5 КЛАСС

1 этап

№1. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка, помойка. Что и почему он перепутал?

 

 №2. Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки? Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

 

№3. Вот три известных стихотворных отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в единственном и множественном числе):

Ночевала _____ золотая на груди утеса-великана.

______ небесные, вечные странники.

Я ____, _____, _____, я вовсе не медведь.

Вспомните или догадайтесь, какое слово пропущено (птичка, рыбка, кучка, тучка, штучка)?

 

№4. Даны слова: банка, катится, плач, полет, сели. В какие из них можно добавить букву Ь так, чтобы получились правильные слова?

 

№5. Как называют по-русски жителей Парижа, Лондона, Берлина, Марселя, Рима?

 

№6. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу? Может быть, так: с расписанием, расписания, расписанию, расписаний, по расписанию?

 

№7. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

 

№8. Расставьте ударение в словах: свекла, скула, ампула, скоба, брюква, документ, портфель.

2 этап      

 

№1. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

 

 №2. Замените устаревшие слова современными синонимами:

очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей.

Где до сих пор ещё используют устаревшие слова? Почему? Приведите примеры.

 

№3. Определите фразеологические обороты в данных предложениях:

Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. Гаврик повернулся и нос к носу увидел перед собой усатого. Неприятель разбит в пух и прах. Ругает старика старуха на чем свет стоит.

Какое значение они имеют? Приведите свои примеры: предложения с фразеологизмами.

 

№4. Сколько среди слов: горячий, обожженный, яркий, красный, сгоревший – таких, которые сочетаются со словом огонь? Почему?

 

№5. В каком из предложений есть грамматическая ошибка?

Сыщики охотились за вором. Кошка охотилась на мышь. Коллекционер охотился на редкую книгу. Лиса охотилась за зайцем. Древний человек охотился на мамонтов.

Исправьте ошибку.

 

№6. Из данных существительных некоторые образованы по общему правилу, но некоторые с отклонениями. Почему? Объясните.

Смотритель, учитель, слушатель, писатель, сеятель.

 

№7. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий, определите, кто чем занимался: Скорняков, Сыромятников, Пономарев, Гончаров.

 

№8. Определите члены предложения:

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой». Придумайте монолог ступы Бабы-яги. 

 

3 этап    

  

№1. Валера Готовкин, один из героев повести Э. Успенского «25 профессий Маши Филиппенко», должен был вместе с друзьями «отработать и изучить» все действия пожарных во время пожара. Свои наблюдения он оформил так:

а) прыгание в машину, б) открывка дверей, в) проездка по улицам, г) раздвижка лестницы, д) размотка шлангов, е) тушка пожаров.

В чём состоят ошибки Валеры Готовкина? Исправьте (отредактируйте) его текст.

 

 №2. Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава. Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.

 

№3. Поэт и сатирик Саша Чёрный (1880 – 1932) придумал замечательную собачонку – фокса Микки. Фокс Микки вёл дневник, а однажды захотел написать стихи. И написал. Замечательно получилось, тем более что он не учился ни в гимназии, ни в «цехе поэтов». И, возгордясь, Микки решил прочесть свои стихи наоборот:

Дикий ветер веранде по
Быстрей всё листья гонит.
Микки фоксик весёлый я,
Зверей из умный самый!

В чём ошибка Микки? Разгадайте, какие стихи сочинил Микки.

 

 №4. На улице Яблоневой стоит замечательный дом: здесь есть и конёк, и громоотвод, и черепица, и ставни, и перила, и терраса, и палисадник. Определите значение выделенных слов.

 

№5. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя, Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?

 

№6. Составьте предложение, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох.

 

№7. Найдите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения.

Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

№8. Расставьте ударение в словах:  портфель, документы, свекла, позвонит, сироты, столяр, туфля, квартал, понял, поняла.

 

 4 этап

 

№1. Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина. Найдите и выпишите слова с суффиксом –арь. Не путайте их с теми словами, в которых –арь суффиксом не является, а входит в состав корня. Объясните, каким приёмом вы пользовались, чтобы найти суффикс –арь.

Один поэт, раскрыв словарь,
Стал рифмовать: вратарь, звонарь,
Аптекарь, рыцарь, секретарь,
А также слесарь, государь,
Библиотекарь, лодырь, пахарь
И пекарь, виноградарь, знахарь.
Пожалуйста, поспорь с поэтом.
Найди, кто лишний в списке этом.

 

№2. Хорошо ли вы знаете устойчивые обороты? Дополните словосочетания и напишите, что они обозначают:

делать из мухи…, переливать из пустого в…, пристать с ножом к…, зарубить на…, валять…, сматывать …, не сносить…, смотреть сквозь…, по щучьему… . 

 

№3. Слова в словосочетаниях перепутали свои места. Верните каждое слово на его место, записав словосочетания в исправленном виде: вихрастые носы, курносые волосы, карие штаны, короткие глазки, краснощёкие дома, кирпичные рожицы.Объясните, почему в таком виде эти словосочетания не могут существовать. Придумайте со словосочетаниями предложения.

 

№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Добейтесь того, чтобы не было повторов.

Мальчик подошел к остановке автобуса и спросил у женщины средних лет, идет ли подъехавший автобус до кинотеатра «Россия». Женщина ошибочно ответила, что идет. Тогда в разговор вступила другая женщина, более старшего возраста. Она сказала, что мальчику необходимо перейти улицу и ехать на автобусе этого маршрута, но в другом направлении. Мальчик выразил благодарность обеим женщинам.

 

№5. Многих людей называют по-разному, часто ласковыми именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите, как будут записывать этих людей по паспорту, когда они вырастут:  Ростик, Поля, Лина, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.   

 

№6. Прочитайте стихотворение Т. Крюковой «Меню». Выпишите из него  слова на правило «О-Ё после шипящих в корне и суффиксах существительных», обозначая морфему, в которой находится орфограмма.

Съел обжора на обед
Щи, печеночный паштет,
С майонезом кабачок
И свиной окорочок.
Съел копченого угря,
Фунт улиток, может, зря,
И бараний бок в сметане –
Это вам не чох бараний.
Сыроежек полбочонка
И тушеную печенку,
Наперченный антрекот,
Из крыжовника компот,
Черствый хлеб, бутыль боржоми,
В общем – все, что было в доме.
Вы его меню в тетрадку
Запишите по порядку.

 

№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык С.Я. Маршак. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Разгадайте эту загадку. Объясните свой ответ.

Элизабет, Лизи,
Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой
Отправились в лес.
В гнезде на березе,
Где не было птиц,
Нашли они пять
Розоватых яиц.
Им всем четверым
По яичку досталось.
И всё же четыре
На месте осталось.

 

№8. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.

Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт.
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.
(И. Бунин.)

 

ОТВЕТЫ

Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) по теме: Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку

5 класс

1. Расставьте ударение в словах.

Силосный, агентство, каталог, звонишь, творог, наскоро, инфинитив, пролила, красивее, вы правы.

2. Составьте слова из следующих звуков:

    [ ы]   [ к ]  [ ц ] [ O ]  [л ]  [п]

    [ и]   [ р’ ]   [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ]

    [ с’ ]  [й’  ]  [и ] [ м’ ]  [ У ]   [ с’ ]

3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.

Подделка, обожжёт, каменный, отталкивать, поссорились, восстание, лимонный.

 

4. Продолжите предложения:

Морфема – это……………………………………………………………………………..

Второстепенные члены предложения – это………………………………………………..

Синтаксис – это …………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

5. Подчеркните члены предложения.

Деревья бесшумно роняли разноцветные осенние листья.

6. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:

Плачу………………………………………плачу…………………………………………..

Пили……………………………………….пили……………………………………………

Полки……………………………………….полки………………………………………….

Гвоздики………………………………….  гвоздики……………………………………….

7. Определи слово по его лексическому значению.

— водитель автотранспорта — …………………………………………………………………-

— изображение предметов неживой природы — ………………………………………………

— декоративное праздничное освещение — …………………………………………………….

8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:

-не видно ни зги — …………………………………………………………………………….

— спустя рукава -……………………………………………………………………………….

— жить душа в душу -……………………………………………………………………………

— за тридевять земель — …………………………………………………………………………

9. Закончите пословицы:

Скучен день до вечера, …………………………………………………………………………

Любишь кататься — ……………………………………………………………………………..

Коня узнают по зубам, …………………………………………………………………………

10. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.

     Вскоре  7я  40  о5  сядет за  100л,  блещущий  чи100той.  40и  е2  ухи3лись  пре2рительно приготовить обед, отыскать  вме100  осе3ны  100лько  ус3ц, что пред100ит целый пир.

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку

5 класс    ( ключ )

1. Расставьте ударение в словах.

СИлосный, агЕнтство, каталОг, звонИшь, твОрОг, нАскоро, инфинитИв, пролилА, красИвее, вы прАвы.

2. Составьте слова из следующих звуков:

    [ ы]   [ к ]  [ ц ] [ O ]  [л ]  [п] – циклоп

    [ и]   [ р’ ]   [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ] – рябина

    [ с’ ]  [й’  ]  [и ] [ м’ ]  [ У ]   [ с’ ] — смеюсь

3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.

Под/дел/к/а, обо/жж/ёт, камен/н/ый, от/талк/ива/ть, по/ссор/и/л/и/сь, вос/ста/ни/е, лимон/н/ый.

 

4. Продолжите предложения:

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Второстепенные члены предложения – это определение, дополнение, обстоятельство.

Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.

5. Подчеркните члены предложения.

Деревья бесшумно роняли разноцветные осенние листья.

6. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:

ПлАчу от радости;                                     плачУ за покупки

ПИли молоко                                              пилИ доски

ПОлки для книг;                                         танковые полкИ                                                                                                                                                                                                      

Мелкие гвОздики                                       красные  гвоздИки

7. Определи слово по его лексическому значению.

— водитель автотранспорта — шофёр

— изображение предметов неживой природы – натюрморт

— декоративное праздничное освещение – иллюминация  

8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:

-не видно ни зги – хоть иголки собирай

— спустя рукава – засучив рукава

— жить душа в душу – как кошка с собакой

— за тридевять земель – в двух шагах

9. Закончите пословицы:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Коня узнают по зубам, а человека – по делам.

10. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.

     Вскоре  семья  сорок  опять  сядет за  стол,  блещущий  чистотой.  Сороки  едва  ухитрились  предварительно приготовить обед, отыскать  вместо  осетрины  столько  устриц, что предстоит целый пир.

Олимпиада по русскому языку (5 класс)

Задания олимпиады по русскому языку. 5 класс.

Задание 1. Поставьте ударения в словах. (6 баллов)

Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, договор, красивее, щавель, начала.

Задание 2. Распределите слова по группам. В первую группу выпишите слова, в которых все согласные глухие, во вторую − слова, в которых все согласные звонкие. ( 4 балла)

Молотьба, посадка, поход, сделал, вьюжная, отгадай, обтяжка, сдобный, успех, взморье. .

Задание 3. В каких словах есть приставки? (5 баллов)

Доверить, домашний, доброта, добежать, дорожный, докрасил, дорогой, доверху, добрать.

Задание 4. Разделите слова на две группы. На каком основании вы это сделали? (6 баллов)

Берёг, берег, приберегать, сберегательная (касса), береговой, оберег, бережливость, побережье, набережная, сбережения.

Задание 5. Если бы в русском языке существовало слово КЕЧЬ, какой частью речи оно могло бы быть? Ответ обоснуйте. (3 балла)

Задание 6. Определите, к какому спряжению относятся перечисленные глаголы? (6 баллов)

Сбрить, лететь, ехать, бояться, течь, смеяться.

Задание 7. В сочетании с каким существительным прилагательное ТОНКИЙ употребляется не в том значении, что в остальных? Ответ обоснуйте. (2 балла)

Запах, работа, намёк, одеяло, различия, обращение, ценитель.

Задание 8. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела. (4 балла)

в …не клади; …кровью обливается; …не дорос; …развесить; …тонка; в… не дует; за обе …; как свои пять… .

Задание 9 .Объясните значение словосочетаний. (4 балла)

Завели собаку, завели песню, завели мотор ,завели врага.

Задание 10. Язык – явление живое, он развивается. Согласны ли вы с этим высказыванием. Аргументируйте своё мнение. (10 баллов)

КЛЮЧИ

Задание 1. Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, договор, красивее, щавель, начала.

( 0,5 за каждый правильный ответ, максимально 6 баллов)

Задание 2. Посадка, поход, обтяжка, успех – глухие; молотьба, сделал, вьюжная, отгадай, сдобный, взморье – звонкие.

(4 балла)

Задание 3. До/верить, домашний, доброта, до/бежать, дорожный, до/красил, дорогой, до/верху, до/брать.

(За слово – 1 балл, максимально — 5 баллов)

Задание 4. Берёг, приберегать, сберегательная (касса), оберег, бережливость, сбережения.

Берег, береговой, побережье, набережная.

(За каждое правильно выбранное слово – 0,5 балла, 1 балл добавляется за грамотное объяснение, максимально – 6 баллов)

Задание 5. Слово кечь в русском языке могло бы быть именем существительным или неопределенной формой глагола.

(За каждую правильно названную часть речи – 1 балл, 1 балл добавляется за грамотное объяснение, максимально – 3 балла)

Задание 6. Сбрить (1), лететь (2), ехать (1), бояться (2), течь (1), смеяться (1).

(За каждое слово – 1 балл, максимально – 6)

Задание 7. Одеяло.

(1 балл добавляется за грамотное объяснение, максимально – 2)

Задание 8. Палец в рот не клади, сердце кровью обливается, нос не дорос, уши развесить, кишка тонка, в ус не дует, за обе щеки, как свои пять пальцев.

(За каждое правильно вставленное слово – 0,5 балла, максимально – 4 балла.)

Задание 9. Завели собаку – заимели, приобрели; завели песню – запели; завели мотор – привели в действие; завели врага – разозлили.

(4 балла)

Задание 10. Собственное высказывание.

(10 баллов)

ИТОГО: 50 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему: Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС

1.Расставь ударение в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства.   (За каждый правильный ответ: 1 балл)

2.Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.

Рубка, стол, клад, лапа, укус.       (За каждый правильный ответ: 1 балл)

3.Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

                                     Бока.  Сахар

(За каждое расшифрованное слово 0,5 балла.)

4.Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.

  а) лето

б) счетчик

в) подъезд

г) поздняя

д) юный

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

5.Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода».

Дождик льёт — кругом вода,

Мокнут столб и провода.

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстро вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод —

На земле водоворот.

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

6.Составь и запиши слово, используя следующие подсказки:

Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход.

7.Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:

1)рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад..
3) запах полын.., сирен.., зелен..

8.Вставь пропущенные буквы:

             а) в..лосок

       б) ф..нари

       в) с..лат

г) в..трина,

      д) ч..совщик

(За каждый правильный ответ 1 балл)

9.Вставь букву Т там, где необходимо:

а) Вкус_ный

б) Свис_нул

в) Мес_ность

г) Гиган_ский

д) Поз_ний

(За каждый правильный ответ 1 балл)

10.Подчеркни выделенные слова как члены предложения.

Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей.

11.Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.

1) Они раскачивались и шумели.

2) Сосны толпились у берега

3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.

4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.

5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.

Ответы на задания олимпиады по русскому языку 5 класс

1.тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, срЕдства.

2. трубка, столб, склад, лампа, уксус

3. Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить.

                                     Пока.  Захар

4. в, г, д

5.Вода, водоотвод, водоворот

6. рассказчик

7. 3)

8. а) волосок

б) фонари

в) салат

г) витрина,

д) часовщик

9. а) Вкусный

б) Свистнул

в) Местность

г) Гигантский

д) Поздний

10. Когда кошка (подлежащее) оплакивает мышь (дополнение), не верь ей.

11. 2, 1, 4, 3, 5

Олимпиадные задания для 5 класса по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

Ф. И., класс _____________________________________________

1.Вставь пропущенные буквы.

       Он буд…т  хорошо учиться.

       Он буд…т меня каждое утро.

2. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось  510141. Напиши имя мальчика.

Ответ:______________________

3. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

Лесная глуш…

Добрый врач…

Спелый овощ…

Валютный богач…

Мудрая доч…

Охотничья дич…

4.Подбери и запиши слова с противоположным значением.

Дружить -____________________

Недостаток -__________________

Уважать -_____________________

5.Выдели корни в данных словах

Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать.

6.Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.

  • На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки._________________________________________________________

  • Коля написал предложение красиво как курица лапой.________________________________________________________

  • От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель._______________________________________________________

7. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

  Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

Брат сварил кофе.  

Кофе выпил брат.

2. Подчеркни линией те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв: Маяк, объём, грустный, юг, поют, якорь, рассказ.

3. Запиши множественное число имён существительных: стол — ……….. стул —……. ухо —…… ребёнок — ……человек — ……. чудо — ……….

4. Подчеркни линией слова, которые имеют два корня. Снеговик, землекоп, земляника, парник, теплоход, островок, корнеплод.

5. Подчеркни линией слова, у которых нет приставки. Спор, осмотр, повар, запах, порог, поход, сторож.

6. Напиши, что обозначают данные слова. Конфетти — …………………. Серпантин — ……………………….

7. Подчеркни слово, близкое по значению к слову «журить». Искать, обманывать, перебивать, оценивать, бранить, жульничать.

8. Подчеркни однокоренные слова к слову «стол». Столовая, столешница, столетник, столяр, престол, застолье, столько, столкновение.

9. Подчеркни в предложении подлежащее и сказуемое. Высокий дуб метель занесла снегом.

10. Подчеркни глагол двумя линиями. Он без кистей и белил Скверы города белил.

11. Замени одним словом. И след простыл — …………………………. Кот наплакал —……………………… Клевать носом — ………………… Ни зги не видно — ……………………

12. Исправь ошибки. Одеяло убижало, улитела прастыня, И падужка, как лигушка, ускокала ат меня.

13. Допиши по одному слову. Хитёр как _____ . Надут как _____. Упрям как ______. Увёртлив как______ . Нем как______ . Здоров как_______ .

14. Составь и запиши новое слово, состоящее из: Корень – из слова морской, Окончание – из слова весенний, Приставка – из слова присмотреть, Суффикс – из слова солдатский……………………………………………

15. Образуй новые слова путём перестановки букв данных слов. Автор — ………………. Коршун —………………………

Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс): Олимпиада по русскому языку 5 класс

                                               Муниципальный тур олимпиады по русскому языку

5 класс. Ключи

Задание 1.

АлфавИт, партЕр, срЕдства, шофЕр, положИл, красИвее, докУмент, включИм, шАрфы, хозЯева.

По 0,5 балла за правильный ответ. Всего 5 баллов

Задание 2.

Театр, пианино,  дуэт, каучук, шпион, поиграть

По 0,5  балла за каждое слово. Всего 3 балла

Задание 3.

[ ы]   [ к ]  [ ц ] [ O ]  [л ]  [п] – циклоп

 [ и]   [ р’ ]   [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ] – рябина

 [ с’ ]  [й’  ]  [и ] [ м’ ]  [ У ]   [ с’ ] – смеюсь

По 1 баллу за правильный ответ.  Всего 3 балла

Задание 4.  

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить. Пока.  Захар

Всего 6 баллов. Минус 0,5 балла за каждую ошибку.

Задание 5.

Помойка- 1 балл,  помывка – 1 балл. Всего  2 балла

Задание 6.

Вода, вод, водоотвод ,водоворот — однокоренные слова

1 балл – все слова, 1 балл- термин. Всего 2 балла

Задание 7.

Не изменяются по падежам краткие формы прилагательных (умен, добр, красив),

формы простой сравнительной степени (умнее, добрее, красивее),

формы составной превосходной степени (умнее всех, добреевсех, красивее всех).

За каждую указанную позицию по 1 баллу, за каждый пример по 0,5 баллов

Всего 7 баллов

 Задание 8.

«Собаку съел» -имеет большой опыт, навык, основательные знания. Мальчик напрасно испугался,так как он понял фразу в прямом смысле Всего 3 балла

Задание 9.

Пятитомный — 1балл

Задание 10.  

Седой  туман.    Бархатный сезон

По 1баллу. Всего 2 балла

Задание 11.

Есть предел  и моему терпению.

У куба шесть граней .

Раненый солдат находился на грани  жизни и смерти.

 В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за рубежа .

 Небольшая речка служила естественной границей  между деревнями..

Важно в любой ситуации держать себя в рамках  приличия.

По 1 баллу. Всего 6 баллов.

Задание 12.  

 Поступок – 1. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.      2. Совершенное кем-нибудь действие.   

 Проступок – поступок, нарушающий правила поведения; провинность.    

Поглотить – 1. Съесть или выпить много. 2. Целиком увлечь чем-нибудь.    

Проглотить – 1. Глотая, пропустить изо рта в пищевод.          2. Проглотить Принять молча (что-нибудь обидное), скрыть свою обиду.     

Описка – случайная  ошибка при письме.    

Отписка – формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.

 По 1 баллу. Всего 6 баллов

Задание 13.    

Данный фразеологизм

Исходный фразеологизм

Значение фразеологизма

Бродит как сивый мерин

Врет как…

Врет бессовестно

Вертится как сыр в масле

Катается как…

Очень хорошо живет

Ему все как от козла молока

Проку как…

Не знающий, что делать, или  беспокойный, не  находящий себе места

Врет как белка в колесе

Вертится как…

Много трудится

Катается как неприкаянный

Бродит ка…

Не находит места

Проку как с гуся вода

Ему все как…

Ему все равно, ничего не хочет понимать  и  исправлять,  хотя неправ

За восстановление исходных фразеологизмов 3 балла (по 0.5 за единицу)

За  формулировку  значения  каждого  исходного  фразеологизма 3  балла (по  0.5  за единицу)

Всего 6 баллов

Задание  14

Яблоко от яблони недалеко падает.   Молчание – золото.    Сапожник без сапог.

Когда рак на горе свистнет / После дождичка в четверг

По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего 8 баллов

Задание 15.

Немцы, американцы,  французы, бельгийцы, россияне

По 0,5 балла за первые четыре ответа (всего 2 балла) .  1 балл —  за правильный ответ «россияне».

Всего 3  балла

Задание  16.  

Большое поле без цветка.   Всего 2 балла

Задание 17.  

1.Всеволод, услышав это, пошел на Рязань со своими сыновьями и, придя туда, остановился у города Рязани (2 балла)

2.слово Рязань в данном отрывке мужского рода; это доказывается окончанием во втором употреблении ста у града Рязаня, окончание –а/-яв Родительном падеже ед.ч. свойственно словам 2 склонения, но поскольку здесь речь идет о городе, то это мужской, а не средний род (3 балла: по 0.5 балла за констатацию мужского рода, за указание на тип окончания –а/-я , за указание на Род.п. ед.ч., за указание на 2 склонение, за указание на то, что это город, за указание на то, что  не может  быть средний род).

Всего  5 баллов

Задание 18.

1.Оъяснен смысл высказывания – 1 балл

2.Содержание работы полностью соответствует теме – 1 балл

3. Аргументация – 2 балла

4.Содержание излагается последовательно-1 балл

5.Богатство речи – 1 балл

6. Орфографические ошибки ( не более одной) – 1 балл

7. Пунктуационные ошибки (не более двух) – 1 балл

8 Грамматические ошибки отсутствуют – 1 балл

9. Речевые ошибки ( не более 1) – 1 балл

10 Фактические ошибки отсутствуют- 1 балл

Всего 11 баллов

Максимальное количество баллов 80