Тест «Олимпиада по русскому языку» (5 класс)

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС

Часть I

Орфоэпия

1. В каком слове ударение поставлено неправильно? Выпишите это слово.

фОрзац бантЫ шАрфом кОмпас

2. В каком глаголе ударение должно стоять не на последнем слоге? Выпишите это слово.

лгала начала отозвала клала

Фонетика

1. Сколько раз встречается звук [з] в предложениях Сплести корзину сразу не удалось, но этот резчик по дереву оказался знатоком не только в своем ремесле. Заказчик был доволен ?

2. Найдите неправильную транскрипцию слова. Выпишите его.

1) мяч – [м,ач,] 2) юбка – [й,у’пка] 3) локоть – [ло’кот,] 4) морж – [мо’рш]

Орфография

1. Отметьте, в каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква:

1) рисовать в альбом.., в тетрадк.., в книжечк.., в тетрад..,

2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад.., на балкон..

3) запах полын.., сирен.., зелен.., акаци..

2. Отметтье, в каком из номеров указаны правильные орфограммы.

стел..шь отвеча..шь ман..шь бор..шься вид..шь

1) и,и,и,е,и 2) е,е,е,и,е 3) е,е,и,е,и 4) е,е,и,и,и

Словообразование

1. Какое слово состоит из приставки, корня, суффиксов, окончания

выселение выписался вышка просоленный

2. Выпишите лишнее в ряду слово. Не забудьте, что тема «Словообразование»!

светлый, площадь, прожить, рубить

Лексика

1. В каком предложении есть слова с одинаковым лексическим значением?
1) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью 2) Сова спит днём, а охотится ночью
3) В поэтической речи глаза часто называют очами 4) Эскалаторы движутся вверх и вниз

2. Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:
чело, уста, очи, выя.

Фразеология

1. Найдите устойчивое сочетание слов со значением «вызвать на поединок»

1) один к одному 2) выйти из себя 3) бросить перчатку 4) море по колено

2. Держать язык за зубами — значит, например, не выдавать секрета или быть молчаливым. Укажите устойчивое выражение противоположное по смыслу.

1) тянуть за язык 2) говорить на разных языках 3) язык сломаешь 4) трепать языком

Морфология

1. Укажите неверное утверждение

1) все глаголы имеют неопределенную форму, в предложении чаще всего бывают сказуемыми, изменяются по числам и падежам

2) тюль – имя существительное мужского рода, единственного числа, 2 склонения, неодушевленное

3) прилагательные в краткой форме не могут изменяться по падежам, в предложении выступают в роли сказуемого

4) всегда – наречие, отвечающее на вопрос обстоятельства, не имеет непостоянных морфологических признаков

2. Какое из данных слов может выступать в роли разных частей речи?

1) крикунья 2) стекло 3) обмануть 4) легкий

Синтаксис и пунктуация

1. Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.

Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.

а) изредка снег; б) снег срывался; в) срывался с ветвей; г) на землю;

д) падал на землю; е) изредка срывался; ж) падал хлопьями; з) тяжёлыми хлопьями.

1. а, в, д, ж

2. а, б, г

3. в, д, е, ж, з

4. а, б, г, з

2. На месте каких цифр в тексте должны стоять запятые при однородных сказуемых, выраженных глаголами несовершенного вида, и тире между подлежащим и сказуемым.

Конь вышел(1) вытянул голову(2) заржал. Филька разломил буханку(3) посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой(4) подумал(5) а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок(6) обнюхал Фильку и взял второй кусок.

Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб(7) фыркает.

Все улыбаются(8) радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока(9) самая болтливая птица на свете.

Стилистика и культура речи

1. Укажите номер словосочетания, в котором слово употреблено в несвойственном ему значении

1) каменный берег

2) сидеть взаперти

3) светлые воспоминания

4) лакомый кусочек

2. В каком варианте ответа есть все предложения, в которых есть речевые ошибки

а) Я одел шапку на голову и пошел гулять

б) Эти фотографии всегда вызывали теплые воспоминания

в) Большая половина пути была пройдена

г) На маме было нарядное платье персикового цвета

1. а,б 2. а,в 3. б,г 4. а,в

Часть II

1. Расставьте предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.

1) Больше сотни сказок рассказал ученым беломорский рыбак Коргуев, сто двадцать сказок записано от воронежской сказительницы А.К.Барышниковой.

2) Сказка является плодом коллективного творчества, все её рассказчики неповторимы, все они как бы заново создают произведение, давно известное людям.

3) Ученые-фольклористы слушали и записывали истории сказителей ещё в XIX веке, но эта работа продолжается и в нашем веке.

4) Все народные сказки когда-то были записаны со слов рассказчиков.

5) Благодаря этим удивительным людям мы можем представить, как рождается и живет народная сказка.

2. Определите тип речи получившегося текста.

1) повествование 2) описание 3) рассуждение 4) повествование с элементами рассуждения

3. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?

1) Сказка – плод коллективного творчества.

2) Ученые-фольклористы до сих пор продолжают слушать и записывать истории сказителей.

3) Русская фольклористика не сохранила имен рассказчиков из народа, никто не знает, как рождается сказка.

4) Благодаря рассказчикам, мы можем себе представить, как рождается и живет народная сказка.

4. В каком предложении выражена главная мысль текста? Напишите его номер.

5. Из предложения 2 выпишите все наречия. (Номера предложений даны в задании№1)

6. Из предложения 1 выпишите все однокоренные слова.

7. Выпишите номер(-а) простого(-ых) предложения(-ий).

8. Выпишите эпитет из предложения 5

ОТВЕТЫ

ЧАСТЬ I

Орфоэпия

1. банты

2. клала

Фонетика

1. 4

2. локоть

Орфография

1. 3

2. 3

Словообразование

1. выписался

2. прожить (слово с приставкой)

Лексика

1. 3

2. лоб, губы, глаза, шея

Фразеология

1.3

2.4

Морфология

1. 1

2. 2

Синтаксис и пунктуация

1. 2

2. 7,8,9

Стилистика и культура речи

1. 1 (каменистый берег)

2. 2 (а) «надел», не надо уточнять «на голову»; в) половина – 50%)

ЧАСТЬ II

1. 2,4,3,1,5

2. 4

3. 3

4. 2

5. заново, давно

6. сказок, рассказал, сказительницы

7. 4

8. удивительные

Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему: всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 5 класс

Отдел образования Администрации МО «Велижский район»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

5 класс

Спецификация олимпиадной работы (её особенности)

Назначение олимпиадной  работы: выявить наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету русский язык; поддержать и развить познавательные интересы учеников в области русского языка; оценить уровень знаний обучающихся 5 классов по русскому языку с целью отбора их для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

Структура заданий школьного  этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 5 классе состоит из шести разделов:

I. Фонетика. Орфоэпия

II. Лексика.  

III. Морфемика и словообразование

IV. Морфология

V. Синтаксис  

VI. История языка.

Перечень проверяемых знаний и умений в каждом вопросе

1 вопрос

Знание орфоэпических норм русского языка

2 вопрос

Умение правильно употреблять русские слова

3 вопрос

Умение определять звуковые особенности в слабой позиции

4 вопрос

Умение давать характеристику звукам, соотносить количество букв и звуков

5 вопрос

Умение составлять слова, учитывая значение

6 вопрос

Умение преобразовывать слова, видоизменяя их

7 вопрос

Умение квалифицировать слово как часть речи

8 вопрос

Умение видеть морфемы в словах

9 вопрос

Знание этимологии слова, умение применять языковое чутьё

10 вопрос

Умение определять синтаксическую функцию слов. Умение творчески интерпретировать заданную тему

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квотыпобедителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

Возрастная группа участников

Олимпиадные задания по русскому языку школьного этапа всероссийской олимпиады разработаны ориентировочно на обучающихся   5 класса.

Количество олимпиадных заданий, их характеристика

Распределение заданий по содержанию, проверяемым умениям и начислению максимального балла.

Содержательные разделы

Число заданий, соответствующие номера вопросов

Максимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе

Фонетика. Орфоэпия

3;  1,3,4

1- 3, 3-2,4-10

Лексика

2; 2,5

2-6, 5-10

Морфология

2;  6,7

6-8,7-5

Морфемика

1; 8

8-4

Синтаксис и пунктуация

1; 10

10-26

История русского языка

1; 9-11

9-6

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Максимальный балл, который может получить участник при верном выполнении всех заданий, — 80

1 вопрос

За каждый правильный ответ (столбик) – 1 балл. Всего – 3 балла

2 вопрос

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов

3вопрос

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего-2 балла.

4 вопрос

За звонкие согласные звуки (не повторяя уже названные)-4балла. За глухие согласные звуки (не повторяя уже названные)-4балла. За слова, где букв больше, чем звуков-2балла.Всего -10 баллов

5 вопрос

За каждое правильно составленное слово – 0, 5  балла. Всего- 10 баллов

6 вопрос

За каждое правильное имя по 1 баллу.Всего- 8 баллов

7 вопрос

За полный  и грамотный ответ с примерами– 5 балла. За правильный ответ,  но неполный или без примера – 1- 4 балла.Всего- 5 баллов

8 вопрос

За каждый правильный ответ – 1  балл.Всего – 4 балла

9 вопрос

За формулировку лексического значения – по 1 баллу. За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) – по 2 балла за каждое слово.Максимально-6 баллов

10 вопрос

За определение членов предложения -6 баллов.За структуру, смысл, образность монолога-20 баллов.Максимально – 26 баллов

Продолжительность олимпиады в академических часах

На выполнение заданий по русскому языку для 5 класса отводится  45 минут.

Перечень материально-технического обеспечения школьного этапа олимпиады  в зависимости от предложенного содержания и примеров заданий, возможные принадлежности

Для проведения школьного этапа Олимпиады по русскому языку требуется здание школьного типа с классами по 20-30 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер(ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом, присутствие которого должно быть обеспечено на всё время проведения Олимпиады.

Отдел образования Администрации МО «Велижский район»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

5 класс

1.Запиши слова в 3 столбика: с ударением на первом, втором и третьем слоге (3балла).

Баловник, звонишь, банты, украинский, поняла, сироты, свекла, средства, танцовщица,  приняла.

2.Перепиши предложения, исправив ошибки в употреблении слов(6баллов).

Он написал свою автобиографию. К счастью, Карлсон вернулся назад. Он разговаривал, жестикулируя руками. Он всегда вовремя оплачивал за проезд. Цены на фрукты постоянно растут вверх. Еда была сытой и вкусной.

3. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях (2балла):

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

4.Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.( 10 баллов)

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идет.

Мертвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несет.  (И. Бунин.)

5.        Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые. Каждое используй только один раз. Напиши получившиеся слова. (10 баллов)

сено                  овод

банк                  рот

стол                  ежи

зал                     глас                

яр                      вал

воз                    очки

газ                     ода

гриб                  марка

хор                    он

бор                    яр

6.Многих людей называют по-разному, часто ласковыми именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите, как будут записывать этих людей по паспорту, когда они вырастут( 8 баллов):

Ростик, Поля, Настя, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.  

7. Какие слова можно отнести к разным частям речи (5 баллов):

рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

8. Выпиши только пары слов, в которых одинаковые приставки. Выдели приставки.(4 балла)

Польёт – полёт, полезет — полезный, пробовать – пробивать, взрыв – вздор, прошла — прошила, подышать — подшить, вскоре – вскроет, вслух – вслед, взлет – вздох.

9.Попробуй объяснить, как произошли словаЗРЕЛИЩЕ, НЕВЕЖДА.  Для этого определи их лексическое значение. (6 баллов)

10. Определите члены предложения(6 баллов):

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой».

Придумайте монолог ступы Бабы-яги. (20 баллов)

Ответы на задания.

(всего 80 баллов)

1 Нормы русского литературного языка

        Орфоэпия

1.За каждый правильный ответ (столбик) – 1 балл. Всего – 3 балла

1 столбик: банты, средства, свёкла.

2 столбик: звонишь, сироты, танцовщица.

3 столбик: баловник, украинский, поняла, приняла.

        Лексика

2.За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов

Он написал свою биографию. – Он написал автобиографию.

К счастью, Карлсон вернулся.

Он разговаривал, жестикулируя.

Он всегда вовремя оплачивал проезд.

Цены на фрукты постоянно растут.

Еда была сытной и вкусной.

2. Современный русский язык

        Фонетика

3. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.  4 раза

     [а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает. 10 раз.                                                          

  За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего-2 балла.

4.Все звонкие согласные звуки (не повторяя уже названные).

[в’]  [р ] [н’ ] [в ] [л’ ] [д ] [м ] [J’ ]  [н ] [д’ ] [м’ ] [л ] [б’ ] = 13              4 балла

Все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные).

[ т’] [с’ ] [ с] [ х] [ п] [ц ] [ш ] [ ч’] [щ’ ] [т ] [к’ ]  =11                             4 балла

Дети должны учитывать, что некоторые звуки парные: [ф], [ф’].  

Слова, где букв больше, чем звуков:

осенний, подымается                                                                             2 балла

Всего -10 баллов

        Лексика

5.За каждое правильно составленное слово – 0, 5  балла

Сеновал, банкрот, столяр, залежи, возглас, газон, грибочки, борода, хоровод,  ярмарка.

Всего- 10 баллов

        Морфология

6. За каждое правильное имя по 1 баллу:  Ростислав, Полина, Анастасия, Маргарита, Дмитрий, Леонид, Семён, Георгий.                                                                  

Всего- 8 баллов

7. Слова можно отнести к разным частям речи: рой (сущ., глагол), мой (глагол, мест.), спой (глагол), вой (сущ., глагол), открой (глагол), раскрой (сущ., глагол), простой (сущ, прил., глагол).

За полный  и грамотный ответ с примерами– 5 балла. За правильный ответ,  но неполный или без примера – 1- 4 балла.

Всего- 5 баллов

        Морфемика

8. За каждый правильный ответ – 1  балл. По-льёт-по-лёт, про-шла – про-шила, в-слух – в-след, вз-лёт – вз-дох.Всего – 4 балла

        Синтаксис.

10. Определите члены предложения:

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой».  (Обстоятельство, подлежащее, дополнение, сказуемое, сказуемое, обстоятельство образа действия). -6 баллов

За структуру, смысл, образность монолога-20 б

Максимально – 26 баллов

3. История языка

9.        За формулировку лексического значения – по 1 баллу. За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) – по 2 балла за каждое слово.

Зрелище – от слова «зреть» (смотреть). Зрелище – то, на что смотрят (то, что смотрят).

Невежда – от слова «не ведать» (не знать). Невежда – тот, кто мало знает (не знает), необразованный человек.

Максимально -6 баллов

8 раздел. Оценочные листы для заполнения.

Список литературы, Интернет-источников, использованных для подготовки олимпиадных заданий.

Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М.: Айрис пресс, 2011.

Олимпиады по русскому языку. / Сост.Т.Н.Скороходова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.

http://www.rosolymp.ru/ — портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

https://sites.google.com/site/spbolympics/istoriaolimpiady/

olimpiada-2011-2012-ucebnogo-goda/etap-1-skolnyj,

Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Олимпиада

по русскому языку и литературе

5 класс


Вопросы.

  1. Что это за часть речи?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!                                            (2 балла)

  1. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.                                         (2 балла)

  1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?                 (2 балла)
  2. Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?
  1. Мальчик полоскал собаку.
  2. Огромные волы швыряли нашу лодку.
  3. Все спустились с горы, а Витя все слизал.
  4. Маша отварила дверь.                                                 (4 балла)
  1. Отгадайте слово.

Корень тот же , что и в слове склоняться, суффикс тот же , что  в слове обращение, окончание существительного среднего рода в И.п., а целое – грамматический термин.                                  (2 балла)

  1. Ученик в стихотворении подчеркнул однокоренные слова. Прав ли он?

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.                                                         (2 балла)

  1. Найдите «четвертое лишнее»:
  1. Подлежащее, глагол, дополнение, определение.
  2. Существительное, наречие, сказуемое, предлог.
  3. Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение.

         (3 балла)

  1. Для чего понадобилось выучивать четверостишие?

Смотреть, все слышать, видеть.

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать.                                                (2 балла)

  1. На уроке ребята читали стихи. Один ученик прочитал — былого, а другой – былово. Кто прав?

Умолкнут все звуки былого,

Промчатся все признаки мимо.

Лишь вечно горящее слово

Навеки неиспепелимо!                                                        (2 балла)

  1. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:
  1. На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.
  2. Снежное покрывало все поле покрывало.
  3. Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
  4. В углу раздался детский плач, и кто-то вдруг сказал: «Не плачь!».

 (4 балла)

Литература

Вопросы.

  1. Допишите пословицы, в которые входит цифра 7:
  1. У семи нянек …
  2. Семь бед…
  3. Семеро одного…
  4. Семь раз отмерь…

(4 балла)

  1. Назовите автора слов: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам                          урок».

(2 балла)

  1. Почему баба-яга прогнала Василису Прекрасную?

(2 балла)

  1. Сколько лет проспала царевна из сказки В.А. Жуковского?

(2 балла)

  1. С какой стороны лежал искусственный  соловей на шелковой подушке  возле императорской постели и почему?

(2 балла)

  1. В чем мораль басен «Лебедь,  Щука и Рак» и «Свинья под Дубом».

(2 балла)

Литература

Ответы.

  1.  
  1. У семи нянек дитя без глаза.
  2. Семь бед — один ответ.
  3. Семеро одного не ждут.
  4. Семь раз отмерь — один раз отрежь.
  1. А.С. Пушкин.
  2. Василиса Прекрасная была «благословенной дочкой».
  3. 300 лет.
  1. С левой стороны, так как «император считал более важною именно ту сторону, на которой находится сердце».
  2.  Мораль басни «Лебедь,  Щука и Рак» в том, что успех любого дела будет зависеть от согласованных действий всех его участников. В басне «Свинья под Дубом» обличается невежество, неблагодарность, недальновидность и эгоизм.

       


 Русский язык

Ответы.

  1. Прилагательное.
  2. Это правило: «Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, где проверяемая гласная была бы под ударением».
  3. Суббота.
  1. Мальчик поласкал собаку.
  2. Огромные валы швыряли нашу лодку.
  3. Все спустились с горы, а Витя все слезал.
  4. Маша отворила дверь.        
  1. Склонение.
  2.  Не является однокоренным словом со значением «нестись, передвигаться по воздуху»: летят, перелетные, улетать – слово лето, потому что оно обозначает «самое теплое время года, следующее за весной».
  3.  
  1. Глагол.
  2. Сказуемое.
  3. Обстоятельство.
  1.   Это четверостишие нужно выучить, чтобы запомнить 7 глаголов на      -еть и 4 на –ать, относящихся ко II спряжению.
  2.   Прав второй ученик: в литературном языке окончание –ого произносится –ово. Иначе разрушается рифма: былого –слово.
  3.     Выделенные слова- существительные и глаголы в неопределенной форме.

 

Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) по теме: Олимпиадные задания по русскому языку в 5 классе

Олимпиада по русскому языку

( школьный этап)

2015- 2016 учебный год

5класс

  1. Проведите фонетический разбор фразы:  Семь бед – один ответ.Критерии: За каждую ошибку снимается по 1 баллу. Всего за задание: 4 балла
  1. В хорватском языке есть такие слова:

brzina – скорость,

mjeriti– мерить,

zemlja– земля,

pisati–         писать,

dva– дева,

gledati– глядеть.

Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные слова:

brzinomjer, zemljopis, dvogled?

Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла

  1. Выделите приставки в каждом из данных слов: Вскормить, вспахать, вступить, вскарабкаться, встраиваться, вскочить.

Критерии: За каждое верное слово — 1 балл. Всего за задание: 6 баллов

  1. Прочитайте фрагмент стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе»:

О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась, дивился мир,

Державин и Петров героям песньбряцали

Струнами громозвучных лир.

Выпишите подчёркнутые слова, определите их лексическое значение, укажите часть речи каждого из слов:

Критерии: За каждый верный ответ 0,5 балла. Всего за задание: 4 балла

  1. Всем известны слова А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».                                                                                                                   Определите, является ли это высказывание предложением. Докажите. Если да, то каким является предложение: простым или сложным ( укажите тип сложного предложения)? Если сложным, то сколько частей в этом предложении? Как вы думаете, правильно ли расставлены в предложении знаки препинания? Предложите свой вариант расстановки знаков препинания и объясните их постановку.             Критерии: За каждое верное объяснение — 1 балл. Всего за задание:  11 баллов
  1. Сколько слов русского языка можно составить из букв слова тропик?

Назовите эти слова.

Примечание: В каждом случае надо использовать все буквы слова, каждую

букву надо использовать столько раз, сколько раз она встретилась в слове.Критерии: За каждое верное слово — 1 балл. Всего за задание:  3 балла

  1. Какие из трех признаков (род, число, падеж)  нельзя определить в каждом случае для слов:сирота, ворота, пальто, читал, аккуратно, улыбчивые?Запишите ответ в форме таблицы.

Критерии: За наличие формы таблицы – 2 балла. За верно проведенный анализ каждого слова – по 1 баллу. Всего – 8 баллов

  1. Прочитайте стихотворение Ефима Ефимовского «Совещание в дремучем лесу» и выполните задание.                                                                                                                           Бабушка Яга хвалит двоечника Колю за его «успехи»:                                                                              «Два» по русскому? Отлично!                                                                                                                           Грязь, помарки – симпатично! Вижу, « в гору» пишешь вместе!                                                                                                                            С мягким знаком слово «двести»!                                                                                                                  «Щука!» — через  букву Ю,                                                                                                                                      От души благодарю!                                                                                                                                                   С буквой Ш я вижу «кружку»,                                                                                                                   Тронул ты меня, старушку!                                                                                                                                    Над тобой смеётся класс?                                                                                                                                          Но зато в лесу у нас                                                                                                                                                  Станешь грамотней любого.                                                                                                                                   Ведь у нас свобода слова!                                                                                                                                  Здесь у нас и ЖИ, и ШИ                                                                                                                                     Смело с буквой Ы пиши:                                                                                                                                  «ШЫло», «шЫшка»,»жЫр», «жЫвот»…

— «МышЫ», — добавляет кот.                                                                                                                            —  Верно рассуждаешь, Вася!                                                                                                          Помогите Коле: сформулируйте правила, на основе которых в современном русском языке пишутся слова, о которых говорит Баба Яга.

Критерии: За каждую формулировку правила или проверочное слово – 1 балл. Всего – 5 баллов.

  1. Приведите примеры предложений, которые заканчиваются следующими знаками:                     1) .    2)?         3) !        4) ?!         5) …Критерии: По  1 баллу за правильно составленное предложение. Призовые 2 балла за «красивые», оригинальные предложения.  Всего – 7 баллов.
  1. Переведите предложение на современный русский  язык: А Римъ великий град стоить на рҌцҌ на ТиверҌ за 12 миль до моря. ( заметка о Риме 1400- 1500).                                                                                                                                Пояснение: предложение нужно записать в соответствии с нормами современного русского языка.                                                                                                                      Комментарий: современное название реки, на которой стоит Рим, — Тибр.Критерии: 5 баллов за правильно переведённое предложение.  За каждую ошибку снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 56 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему: всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 5 класс

Отдел образования Администрации МО «Велижский район»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

5 класс

Спецификация олимпиадной работы (её особенности)

Назначение олимпиадной  работы: выявить наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету русский язык; поддержать и развить познавательные интересы учеников в области русского языка; оценить уровень знаний обучающихся 5 классов по русскому языку с целью отбора их для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

Структура заданий школьного  этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 5 классе состоит из семи разделов:

1.  Фонетика. Орфоэпия.

2. Лексика.  

3. Морфемика и словообразование.

4. Морфология.

5.Орфография.

6. Синтаксис  

7. История языка.

Перечень проверяемых знаний и умений в каждом вопросе

1 вопрос

Знание орфоэпических норм русского языка

2 вопрос

Умение давать характеристику звукам

3 вопрос

Умение составлять слова, учитывая значение  

4 вопрос

 Умение составлять словосочетания с соблюдением грамматических норм

5 вопрос

Умение определять лексическое значение слов

6 вопрос

Знание орфографических правил и их применения на практике

7 вопрос

Умение квалифицировать слово как часть речи

8 вопрос

Знание падежей, умение их определять

9 вопрос

Знание этимологии слова, умение применять языковое чутьё

10 вопрос

Умение определять синтаксическую функцию слов. Умение творчески интерпретировать заданную тему

Умение правильно употреблять русские слова

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

Возрастная группа участников

Олимпиадные задания по русскому языку школьного этапа всероссийской олимпиады разработаны ориентировочно на обучающихся   5 класса.

Продолжительность олимпиады в академических часах

На выполнение заданий по русскому языку для 5 класса отводится  45 минут.

Перечень материально-технического обеспечения школьного этапа олимпиады  в зависимости от предложенного содержания и примеров заданий, возможные принадлежности

Для проведения школьного этапа Олимпиады по русскому языку требуется здание школьного типа с классами по 20-30 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер(ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом, присутствие которого должно быть обеспечено на всё время проведения Олимпиады.

Отдел образования Администрации МО «Велижский район»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

5 класс

1.  Расставьте ударения в следующих словах (5 баллов):

брала, звонишь, избалованный, квартал, километр, красивее, нефтепровод, отрочество, торты, эксперт.

2.Выпишите слово, в котором есть только твердые согласные звуки (2 балла):

а) водит; б) пашешь; в) верит; г) смех.

3. Запишите слова, значение которых определено через исходное слово(5 баллов):

а) «тот, кто обманывает»_________________________

б) «маленький огурец»   _________________________

в) «слегка горький»        _________________________

г) «тот, кто читает»         __________________________

д) «там, где растёт малина»________________________

4. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо? Напишите (6 баллов).

5. Прочитайте фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Выпишите подчёркнутые слова. Определите их лексическое значение (10 баллов):

Княжна с постели соскочила,

Седого карлу за колпак

Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла кулак

И в страхе завизжала так,

Что всех арапов оглушила.

Трепеща, скорчился бедняк,

Княжны испуганной бледнее;

Зажавши уши поскорее,

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьётся;

Встаёт, упал; в такой беде

Арапов чёрный рой мятётся;

Шумят, толкаются, бегут,

Хватают колдуна в охапку

И вон распутывать несут,

Оставя у Людмилы шапку.

 

 6. Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы не ошибиться в написании ˂      ….      ˃ в корне слова, нужно изменить

слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после

проверяемой ˂      ….       ˃ стоит ˂      ….       ˃ или согласные Л, М, Н, Р.

А. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущен-

ные фрагменты.

Б. Сформулируйте название этого орфографического правила.

В. Приведите примеры его использования (5 баллов).

7. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова(2 балла), составьте с ними предложения(4 балла):

                       мели, окуни, пряди, соли.

 8. Сколько существительных стоит в предложном падеже(3 балла)?

Подойти к забору, купить свёклу, прыгнуть с разбегу, сварить кофейку,

сидеть в аэропорту, держаться на клею, ползать по полу, прятаться в

шкафу, отвечать директору.

9.С 18 века известно слово жалованье. Попробуйте определить его лексическое значение. Назовите ещё три слова, связанные с понятием жалованье  (8 баллов).

10. Выполните синтаксический разбор предложения. Из какого оно произведения? Кто его автор?(8 баллов)

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря».

Придумайте монолог старухи. (18 баллов)

Ответы на задания.

(всего 76 баллов)

1. Всего  5 баллов.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

бралА, звонИшь, избалОванный, квартАл, киломЕтр, красИвее, нефтепровОд, Отрочество, тОрты, экспЕрт.

2. Всего 2 балла.

Пашешь.

3. Всего 5 баллов.

 За каждый правильный ответ 1 балл.

Обманщик, огурчик, горьковатый, читатель, малинник.

4. Всего 6 баллов.

За каждое верно истолкованное слово по 1 баллу. За верно составленное словосочетание 2 балла.

Кобо (большое), пеле (поле), торо (без), рубо (цветок) – большое поле без цветов.

5. Всего 10 баллов.

За каждое верно истолкованное слово по 2 балла.

Карла – карлик.

Арап – негр.

Скорчился – согнулся.

Мятется – находится в тревоге, волнении (возможно: взволнованно и беспоря-

дочно движется).

Вон – наружу.

6. Всего 5 баллов.

1.За верно восстановленное правило – 2 балла.

2. За адекватное название правила – 2 балла.

3. За достаточное количество (не менее 2) примеров его использования –

1 балл.

Чтобы не ошибиться в написании СОГЛАСНОЙ в корне слова, нужно

изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после

проверяемой СОГЛАСНОЙ стоит ГЛАСНАЯ или согласные Л, М, Н, Р.

Правило называется: правописание проверяемой согласной в корне слова.

Примеры: дуб – дубы, зуб – зубной и т. п.

7. Всего 6 баллов.

За определение частей речи у слова – 1 балл.

За пару составленных предложений – 1 балл.

Светило, мыло, ели, окуни – могут быть и существительными и глаголами.

8. Всего 3 балла.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Сидеть в аэропорту, держаться на клею, прятаться в шкафу.

9. Всего 8 баллов.

За формулировку лексического значения – 1 балл. За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) –  2 балла.  

За каждое приведённое слово по 2 балла.

Жа́лование. Древнерусское слово, образованное от глагола жаловати — «оказывать милость; дарить». Исходное значение — «дар, пожалование» со временем превратилось в «вознаграждение за работу».

Жа́лование – плата за работу.

Зарплата, получка, заработок.

10. Максимально – 26 баллов.

Синтаксический разбор предложения 6 баллов (сказуемое, подлежащее, определение, дополнение, определение, определение, обстоятельство места).

Произведение – «Сказка о рыбаке и рыбке» — 1 балл.

Автор – А.С. Пушкин – 1 балл.

За структуру, смысл, образность монолога – 18 баллов.

         

 

 

Таблица с баллами за каждое задание с указанием максимальной итоговой суммы

(также возможно указание баллов после каждого задания).

Пример таблицы:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма

Макс. балл

Балл

Подпись

проверяющего

Список литературы, Интернет-источников, использованных для подготовки олимпиадных заданий.

Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М.: Айрис пресс, 2011.

Олимпиады по русскому языку. / Сост.Т.Н.Скороходова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.

http://www.rosolymp.ru/ — портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

https://sites.google.com/site/spbolympics/istoriaolimpiady/

olimpiada-2011-2012-ucebnogo-goda/etap-1-skolnyj,

Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему: Олимпиада . Русский язык 5 класс

Олимпиада по русскому языку. 5 класс.

1.    Расставьте ударение в словах.

Кухонный,  положишь, позвонят, хвоя, щавель, повторит, досуг, баловать , торты, красивее

( По 1 баллу за правильный ответ)

2. Выпишите слова по группам: без приставки, с приставкой  о-,с приставкой от-, с приставкой ото-

Отцовский, оттепель, отыскать, оторвать, отварить, отворить( дверь), ошибка, отрывать,   отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отпарить, отобразить, отодвинуть, отопить.

( по 1 баллу за правильный ответ)

3.Прочитайте текст.

Один чудак, любящий разбирать слова, сказал: « Замечательный — тот, кто замечает. Значительный — тот,  у кого есть значки. Предварительные — это продукты перед тем,  как их варят. Наблюдательная — это еда, поданная на блюде. Дипломатический — тот, кто получил диплом. Доброжелательный — тот, кто желает присвоить чужое добро. Положительное — все то, что я куда- то положил. Сберегательный — тот, кто упал с берега. Уморительный — тот, кто живет у моря. Скоропалительное — быстро действующее огнестрельное оружие. Огорчительный — тот, кто ставит горчичники».

 Согласны ли вы с подобным объяснением  значения прилагательных? Объясните значение выделенных прилагательных.

(по 1 баллу за правильный ответ)

4. Как правильно:

надеть туфлю или туфель, снять тапку или тапок, дай мне один помидор или одну помидору, чистый полотенец или чистое полотенце, моя фамилия или мое фамилие, сливовой повидлой или сливовым повидлом, новая простыня или новая простынь?  

Выпишите правильный ответ.

( по 1 баллу за правильный ответ)

5. Определите, какими членами предложения являются выделенные слова. Поставьте к ним вопросы, подчеркните.

По кудрям лозняка от зари алый свет разливается.

Цвет бирюзы иногда меняется.

Она выбрала платье цвета бирюзы.

Цвет незабудки ярок, сочен.

( по 0,5 баллов  за правильный вопрос и  по 0,5 баллов за определение члена предложения)

6.Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Однажды мама пошла за з..мляникой и взяла меня с собой.
День был солнечный жаркий. Но только мы под..шли к лесу вдруг наб..жала синяя туч (?)ка и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все прод..лжало светить. Д..ждевые капли падали на землю т..жело шлепались о листья. Они пов..сали на траве на ветвях кустов и деревьев и в каждой капле отр..жалось играло солнце.
(Не)успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. Погл..ди Юра как красиво  сказала мама. Я взгл..нул. Через все небо разноцветной дугой прот..нулась радуга. Один ее конец уп..рался в нашу деревню  а другой ух..дил далеко в заречные луга.
От нагретой солнцем земли после дождя ш..л легкий пар. В воздух.. пахло цветами медом и з..мляникой.

(По Г.Скребицкому)

( Максимальное количество баллов- 31: по 1 баллу за орфограммы, и по 1 –за пунктуацию)

Максимальное  количество баллов -80

Ответы.

1.к Ухонный,  полОжишь, позвонЯт, хвоЯ, щавЕль, повторИт, досУг, баловАть, тОрты, красИвее

2. Без приставки: отцовский, ошибка, основать

 С приставкой о-: отворить ( дверь), отощать, отопить

С приставкой от-: оттепель, отыскать, отварить ( капусту), отрывать, отработать, отделать, отселить, отпарить, отобразить.

С приставкой ото-: оторвать, отодвинуть.

3.Замечательный- исключительный по своим достоинствам, выдающийся.

Значительный-  большой         по размерам, силе, имеющий большое значение, важный.

Предварительный- предшествующий чему-нибудь, бывающий перед чем-нибудь.

Наблюдательный- внимательный, умеющий хорошо наблюдать ,замечать.

Дипломатический –искусный и тонкий в отношениях с другими.

Доброжелательный- желающий добра, готовый содействовать благополучию других

Положительный– выражающий согласие, одобрение, заслуживающий одобрения, обладающий хорошими полезными чертами.

Сберегательный – не позволяющий истратить ,израсходовать напрасно

Уморительный – очень смешной ,забавный.

Скоропалительный — слишком поспешный.

Огорчительный – причиняющий огорчение, неприятный.

4. Надеть туфлю, снять тапку, дай мне один помидор, чистое полотенце, моя фамилия, сливовым повидлом, новая простыня.

5. Выделенные слова являются определениями. 

По кудрям ( каким?) лозняка от зари алый свет разливается.

Цвет(чей?) бирюзы иногда меняется.

Она выбрала платье  (какое?)цвета бирюзы.

Цвет(чей?) незабудки ярок, сочен.

Максимальное  количество баллов -80

За каждую орфографическую ошибку вычитается 1 балл, и 0,5 балла за пунктуационные ошибки.

Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему: Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс.

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

 

Задание 1. Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный (обведи № правильного ответа):

  1. Приставка и суффикс.
  2. Приставка, суффикс и окончание.
  3. Суффикс и окончание.
  4. Приставка и окончание.

 

Задание 2. Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и именем существительным? (Обведи № правильного ответа):

  1. Осенний.
  2. Столовая.
  3. Дождливый.
  4. Жалобный

 

Задание 3. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание – е? (Обведи № правильного ответа):

  1. Библиотека.
  2. Морковь.
  3. Дочь.
  4. Мать.

 

Задание 4. Какое имя существительное имеет только форму множественного числа? (Обведи № правильного ответа):

  1. Перья.
  2. Упражнения.
  3. Метели.
  4. Сутки.

 

Задание 5. В каком выделенном слове пропущена буква е? (Обведи № правильного ответа):

  1. Об…жать слабых.
  2. Сл…зать сметану.
  3. Прим…рить друзей.
  4. Прим…рять платье.

 

Задание 6. В каком выделенном глаголе в окончании пропущена буква а? (Обведи № правильного ответа):

  1. Солнце выглянул…
  2. Распустил…сь сирень.
  3. Море разбушевал…сь.
  4. Спортсмены прыгал…

 

Задание 7. Укажи слово с предлогом (обведи № правильного ответа):

  1. (По)линейке.
  2. (По)друга.
  3. (По)забыть.
  4. (По)года.

 

 

Задание 8. Выбери верное утверждение (обведи № правильного ответа):

  1. Имена существительные не изменяются по падежам.
  2. Имена существительные изменяются по числам и падежам.
  3. Имена существительные изменяются по родам.
  4. Имена существительные не изменяются по числам.

 

Задание 9. Укажи правильное значение выражения (обведи № правильного ответа):

                   Держать язык за зубами.

  1. Лишиться дара речи.
  2. Молчать, не говорить ничего лишнего.
  3. Оказаться в смешном положении.
  4. Заболеть.

 

Задание 10. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу. (Обведи № правильного ответа):

                      Не стыдно не знать, стыдно … .

  1. Обманывать.
  2. Не учиться.
  3. Жадничать.
  4. Зазнаваться.

 

Задание 11. В каком предложении нет глагола? (Обведи № правильного ответа):

  1. Весь день бабушка пасёт корову на лугу.
  2. Корова жуёт сочную травку.
  3. К вечеру бабушка подоила корову.
  4. Хорошо парное молочко!

 

Задание 12. Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного (обведи № правильного ответа):

  1. Ранней осенью.
  2. В соседнию рощу.
  3. К дремучему лесу.
  4. Свежей зеленью.

 

Задание 13. Напиши, сколько звуков [ф] в словах предложения:

                     Верблюд решил, что он жираф,

                     И ходит, голову задрав.

                     Ответ: ______

 

Задание 14. Разбери слово перевозчики по составу:

                     Ответ: ___________________________________

 

 

 

Задание 15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.

А.  Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.

Б.  Вдруг налетел ястреб.

В.  Он схватил крикуна и унёс себе на обед.

Г.  Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Д.  Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

 

Ответ:_________________________

 

Ответы на олимпиадные задания для 5 класса

1 – 3

2 – 2

3 – 1

4 – 4

5 – 4

6 – 2

7 – 1

8 – 2

9 – 2

10 – 2

11 – 4

12 – 2

13 – 2 звука

Пере-воз-чик-и

 

15 – ГАДБВ

                  Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. За дописанный рассказ – до 5 баллов. При оценке дописанного сочинения применяются действующие нормы оценки сочинений и изложений.

                  Таким образом, максимальное количество баллов за олимпиаду – 20 баллов.