Самостоятельные части речи | |||
Часть речи | Обозначает | Отвечает на вопросы | Изменяется |
Имя существительное | Предмет: человек, стена, мышь, смелость, гром | кто? что? | По числам и падежам |
Имя прилагательное | Признак предмета: легкий, красный, синий, высокий, зелёная | какой? какая? какое? какие? | По числам и падежам; |
Имя числительное | Количество предметов: пять, восемь | сколько? | По падежам |
Порядок предметов при счете: пятый, восьмой | который? | По числам и падежам; | |
Местоимение | Указывает на предмет, но не называет его: он, ты, вы, я | кто? что? | По падежам; мест. 3-го л. — по числам; мест. 3-го л. в ед. ч. — по родам. |
Глагол | Действие и состояние предмета: летать, бежать, прочитать, спать, писать, жить | что делать? | Наст. и буд. вр. — по лицам и числам; прошл. вр. — по числам, в ед. ч. — по родам. |
Наречие | Признак действия и признак признака: шли наугад, очень хороший | где? куда? когда? откуда? как? в какой степени? | Не изменяется |
Служебные части речи | |||
Предлог | Частица | Союз |
Памятка по подготовке к ВПР по русскому языку для учащихся 5 класса
ЗАДАНИЕ 2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ
(1) ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
План разбора
1. Записать слово, разделить на слоги.
2. Записать транскрипцию слова.
3. Записать слово столбиком.
4. Определить и написать звуки, которые обозначены данными буквами, дать характеристику каждому звуку:
Твёрдый или мягкий
Звонкий или глухой
5. Посчитать и записать количество звуков и букв.
Примеры
тёплый — 2 слога
[т’оплый`]
т [т’] — согласный, глухой, мягкий;
ё [о́] — гласный, ударный;
п [п] — согласный, глухой, твёрдый;
л [л] — согласный, звонкий, твёрдый;
ы [ы] — гласный, безударный;
й [й`] — согласный, звонкий, мягкий
6 букв, 6 звуков
ночь — 1 слог
[но́ч’]
н [н] — согласный, звонкий, твёрдый;
о [о́] — гласный, ударный;
ч [ч’] — согласный, глухой, мягкий
ь [-] — звука не обозначает
4 буквы, 3 звука
НУЖНО ЗАПОМНИТЬ
Парные:
[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж]
Непарные: слово-подсказка лимонарий
[л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’]
Парные:
[п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш]
Непарные:
[х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]
Из них всегда мягкие — [й], [ч], [щ], всегда твёрдые — [ж] , [ш], [ц]
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука ([й’э], [й’о], [й’у], [й’а]):
1) в начале слова (еда [й’эда], ёлка [й’олка], юла [й’ула], яма [й’ама])
2) после гласных (играет [играй’ит], поёт [пай’от], поют [пай’ут], маяк [май’ак])
3) после разделительных Ь, Ъ (семье [с’им’й’э], подъезд [падй’эст])
В остальных случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук ([э], [о], [у], [а]).
(2) МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
План разбора
1. Найди в слове окончание: измени слово по числам, по падежам или по лицам;
2. Выдели основу: слово без окончания;
3. Найди корень: подбери однокоренные слова, выдели общую часть;
4. Выдели приставку: подбери однокоренные слова с приставками и без приставок;
5. Найди суффикс: он стоит после корня и служит для образования новых слов.
(3) МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
План разбора
Часть речи, общее грамматическое значение.
I. Начальная форма.
II.Постоянные/непостоянные морфологические признаки:
III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является в данном предложении).
Кто?
Что?
Одушевлённое/неодушевлённое
Собственное/нарицательное
Род
Склонение
Падеж
Число
Подлежащее
Дополнение
Обстоятельство
Прилагательное, обозначает признак предмета
Какой?
Чей?
—
Падеж
Число
Род
(только в ед.ч.)
Определение
Глагол, обозначает действие предмета
Что делать?
Что сделать?
Вид (несовершенный/совершенный)
Спряжение
Время
Число
Лицо (только в наст. и буд. вр.)
Род (только в прош. вр., ед.ч.)
Сказуемое
Образцы разбора
(Что?) тишину — имя существительное, обозначает предмет.
I. Начальная форма — тишина.
II. Пост. пр.: нарицательное, неодушевлённое, 1-е склонение, женский род; непост. пр.: в единственном числе, в винительном падеже.
III. Слушаем (что?) тишину (дополнение)
(Какие?) большие — имя прилагательное, обозначает признак предмета.
I. Начальная форма — большой.
II. Непост. пр.: во множественном числе, в именительном падеже.
III. Деревья (какие?) большие
(определение)
(Что делаю?) слушаю — глагол, обозначает действие предмета.
I. Начальная форма — слушать.
II. Пост. пр.: несоверш. вид, I-е спряжение; непост. пр.: в настоящем времени, в единственном числе, в 1-м лице.
III. Я (что делаю?) слушаю (сказуемое)
(4) СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
План разбора
Повествовательное, побудительное или вопросительное;
Восклицательное или невосклицательное;
Простое или сложное;
Распространённое (есть второстепенные члены) или нераспространённое;
Осложнено (вводные слова, обращение или однородные члены) или не осложнено.
Образец разбора
Вода подхватит лёгкое судёнышко и понесёт. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).
Вода подхватит лёгкое судёнышко. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, не осложнено).
ЗАДАНИЕ 3. УДАРЕНИЕ
- А
алффавИт,
алфавИтный
М
магазИн
молодЁжь
У
углубИть,
углубИт,
упростИть,упростИт
убралА
Б
бЫть, былА, бЫло;
нЕ был, не былА
баловАть, баловАться, балУется
бАнты,
Н
начАть, нАчал, началА, нАчали
начАться, началсЯ, началАсьна дОску
насорИт
Ф
фарфОр
фОрзац
В
ворОта
вЫздороветьвЕрба
взялА, взялАсь, взялсЯ
вручАт, вручИт
включИт, включИшь
водопровОД
О
откУпорит
ободрИТ
облегчИТ
отозвалАсь
Ц
цепОчка
цемЕнт
Д
дать, далА, дАли; нЕ дал
докумЕнт, докумЕнты
доскА, у доскИ, на дОску
досУгдремОта
договОр
дождалАсь
П
партЕр
плодоносИт
процЕнт
повторИт, повторИшь
пОнял, понялА, пОняли
положИть, положИла, положИл, положУ, положИшь
полилА
перезвонИТ, позвонИТ
повторИт, повторИм
Ч
чЕрпать
Ж
жИть, жилА,
жИло, жИли;
нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили
жалюзИ
Р
расположИть
руководИть
Ш
шАрф, шАрфы
З
звонИть,
звонИшь,
звонИт
С
срЕдства
сантимЕтр
свЁкла
создАть, сОздал, создалА
столЯрсИлос
Щ
щавЕль
К
каталОГ
клАла, крАлась
квартАл
киломЕтр
каучУк
крАны, кедрОвый
красИвее, красИвейший
Т
тОрт,
тОрты
танцОвщица
ЗАДАНИЕ 4. ЧАСТИ РЕЧИ
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Образец выполнения задания
пр.
сущ.
сущ.
гл.
прил.
сущ.
союз
прил.
сущ.
На
стекле
мороз
нарисовал
мохнатую
ёлочку
и
забавного
зайца.
В предложении нет местоимения, числительного, наречия, частицы.
ЗАДАНИЕ 5. ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«П», — а.
«Иди за мной!» — крикнул Саша.
«П!» — а.
«Сходим в кино?» — предложил он.
«П?» — а.
Дежурный сообщил: «Завтра состоится собрание».
А: «П».
Он поинтересовался: «Сколько это стоит?»
А: «П?»
Она воскликнула: «Красота!»
А: «П!»
Образец выполнения задания
Она воскликнула: «Красота!» А: «П!»
ЗАДАНИЕ 6. ОБРАЩЕНИЕ
Образец выполнения задания
Расскажите мне, ребята, всё по порядку. (Обращение)
ЗАДАНИЕ 7. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Образец выполнения задания
Пошёл дождь, и озеро покрылось пузырями от капель. (Сложное предложение/две грамматические основы)
Консультация по русскому языку (5 класс) на тему: Памятка по орфографии
Орфография
Орфограмма – буква, написание которой проверяется правилом.
Орфограмма может быть в ПРИСТАВКЕ НЕ зависит от части речи
КОРНЕ
_________________________________________________
СУФФИКСЕ
зависит от части речи
ОКОНЧАНИИ
Орфограммы в ПРИСТАВКЕ.
1. | Буквы З и С на конце приставок. | Перед Звонкими пиши З, перед глухими С. | Потренируйся: Бе…сильный ра…жечь, и..портить, ра…пороть, ра…седлать, и…жарить, бе…сонный, ра…дача |
2. | ПРЕ – и ПРИ- | Приставки ПРЕ- и ПРИ зависят от значения. ПРЕ- = очень = пере ПРИ- а) присоединение приближение б) неполнота действия в) нахождение вблизи г) совершение действия в чьих-то интересах | Проверь себя: Пребывать в городе, прибывать в город, предать друга, придать значение, притворить дверь, претворить в жизнь, новый приемник, молодой преемник, презирать труса, призирать сироту, все преходящее, приходящий врач. ПРАВОПИСАНИЕ МНОГИХ СЛОВ С ПРИСТАВКАМИ ЗАПОМНИТЬ!!! Пререкания,прибор,притязания, привратник, превратный, пре- льстить, приключение, пре- пятствие, превередливый, привилегия, беспримерный, приоритетпрезидиум и др. |
3. | Ы – И после приставок на согласную. | После приставок на согласную вместо И пиши Ы согласно произношению. | Разыскать, разыграть. Буква И сохраняется : а) в словах с иноязычными приставками: дизинфекция, контригра, субинспектор. б) в словах с приставками меж- и сверх-. |
Орфограммы в КОРНЕ.
1.Безударные гласные.
Проверяемые Непроверяемые ( Запомнить!)
Проглотить – глотка багровый, бордовый, обоняние
2.Согласные в корне.
Проверяемые Непроверяемые ( Запомнить!)
Молотьба – молотить вокзал, футбол, свадьба (но: сватать)
3.Непроизносимые согласные.
Проверяемые Непроверяемые (Запомнить!)
Гигантский – гигант чувство, ровесник, сверстник
блеснуть (но: блестеть)
лестница (но: лесенка)
4.Удвоенные согласные.
В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные жж и сс. Таких слов немного: вожжи, дрожжи, сожжет, жжешь, жжение; Россия, Белоруссия, ссора.
В иноязычных словах пишутся удвоенные тт, нн, лл, рр,,фф и др.
Аннулировать, аттестат, коллектив, перрон, аппетит, баррикада, кристалл, трасса, группа.
Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке
приставки и корня: поддержать, оттащить, бессрочный;
на стыке корня и суффикса: лимонный, русский.
Тройные согласные в русском языке не пишутся:
рассориться — рас- + ссориться
одесский – Одесса + ск
5. О – Е после шипящих в корне слова.
Проверяю буквой Е – пишу Е. Нет проверочного слова с буквой Е –
пиши – О.
___
ЗАПОМНИ:шов, крыжовник, шорох, капюшон, обжора, ожог (сущ.), ожег (глагол).
________________________________________________________________________
Проверь себя. О Е
маж…рный +
ж…сткий +
ч..порный +
ч…кнуться +
беч…вка +
ч…лка +
трущ…ба +
прож…рливый +
ш…мпол +
подж…г сарай +
6.Чередующиеся гласные в корне
Чередующиеся гласные в корне зависят от
ударения | суффикса | конечной согласной | значения |
Гор – гар под ударением – а, без ударения – о гарь — гореть | Кас – кос Есть суффикс а, пиши – а, нет – о касаться — коснуться | Раст – ращ – рос Перед ст, щ пиши –А, перед с – О. Искл.: росток, отрасль,ростовщик, Ростов, Ростислав. | Мак – мок А – погружать, Макать в молоко О – пропускать, Сапоги промокают |
Зар – зор Под ударением – о, без ударения – а заря — зорька | Лаг – лож Есть суффикс а, пиши – а, нет – о. излагать — положение | Скак – скоч Перед к пиши – а, Перед ч пиши – о. Искл.: скачок,скачу,скачи | Равн – ровн О – гладкий, ровный, одинаковый А – одинаковый Выровнять – сравнить. Искл.:уровень,равнина |
Клан – клон Под ударением а – о, без ударения – о склон – кланяться – склонение | Бер – бир Дер – дир Мер – мир Пер – пир Стел – стил Жег – жиг Есть суффикс –а, пиши – и, нет – е. !!! только — Ира, а не Ера! | ||
Плав – плов – плыв Пиши только а, !!! В словах пловец, пловчиха – о. | |||
Твар – твор Под ударением о-а, Без ударения – только – о Искл.: утварь |
Потренируйся: пл…вник, пол…жить, разж…гать, возр…ст, нар…щение, дог…рала, раст..реть,разд…рут,обм..кнуть,ул…жили, сотв…рение, прекл…нить, раств…рить, подск…чили,р…внозначный, подр…внять, пром…кать.
7. Буквы Ы – И после Ц
В корне слова после Ц всегда пиши И: цифра, цикл, циркуль, цинк.
Исключения: цыган,на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц.
В словах на – ция тоже пиши И: акация, авиация, дикция, станция.
В окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных пиши Ы: синицын след,
куцый хвост, молодцы, огурцы.
Потренируйся: 1. ц…рюльник
2. кульминац…я
3. ц…рюльник
4. сестриц…н
5. ц…плятница
6.бледнолиц…й
7.дверц…
8. хлопц…
9. конституц…я
10.ц…гейка
11. рац…я
12. ц…нга
13.ц…корий
14.ц…мбалы
15. ц…клевать
Проверь себя: И -1, 2,3,9,10,11, 12,13,14,15
Ы – 4,5,6, 7,8
Материал по русскому языку (5 класс) по теме: Памятки «Члены предложения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах…
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе «Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения»…
«Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова»
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме » Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные…
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Закрепление изученного материала…
Тест по теме «ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА…
Презентация на тему «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения»
Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями …
6 / 9 классы Проверочная работа «Сложное предложение» Тема «Работа союзов в сложном предложении» (6 класс), «Типы сложных предложений» (9 класс)
Самостоятельная индивидуальная работа для 6 или 9 класса.Цели: самостоятельное выявление уровня остаточных теоретических знаний по блоку тем «Сложное предложение»; подготовка к практической коррекцион…
Памятки по русскому языку (виды разборов).
АЛФАВИТ.
В русском языке 33 буквы. Из них 10 букв гласных звуков, 21 буква согласных звуков, 2 буквы, которые не обозначают звуков, — Ь, Ъ.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
В русском языке 10 букв гласных звуков. 5 гласных первого ряда, которые показывают твёрдость предшествующего согласного: А, О, У, Э, Ы.
5 гласных второго ряда, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука: Я, Ё, Ю, Е, И.
В русском языке 6 гласных звуков: [ А], [О], [У], [Э], [ И], [ Ы].
Йотированные буквы: Я, Е, Ё, Ю в начале слова и после гласного, а также после Ъ и Ь обозначают по два звука: Я — [Й’А], Ю — [Й’У], Ё — [Й’О], Е — [Й’Э].
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
В русском языке 21 буква согласных звуков, а согласных звуков – 43. Звуков больше, так как большинство букв согласных звуков обозначают по два звука – твёрдый и мягкий.
Буквами Ч, Щ, Й обозначаются только мягкие звуки.
Буквами Ж, Ш, Ц обозначаются только твёрдые звуки.
Буквами Л, М, Н, Р, Й обозначаются непарные звонкие звуки.
Буквами Х, Ц, Ч, Щ обозначаются непарные глухие звуки.
Буквами Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С обозначаются парные согласные звуки (по звонкости-глухости).
Согласные звонкие: [б] [б’], [в] [в’], [г] [г’], [д] [д’], [ж], [з] [з’].
парные: глухие: [п ] [ п’], [ф] [ф’], [к] [к’], [т] [т’], [ш], [с] [с’].
ЗВУКО – БУКВЕННЫЙ РАЗБОР.
Ласточки – 3 сл., 3 гласн., 5 согл.
л — [л] – согл., непарн. зв., тв.
а — [а] — гласн., ударн.
с — [с] — согл., парн. глух., тв.
т — [т] — согл., парн. глух., тв.
о — [а] — гласн., безуд.
ч — [ч’] — согл., непарн. глух., мягк.
к — [к’] — согл., парн. глух., мягк.
и — [и] — гласн., безуд.
8 б., 8 зв.
ПОРЯДОК РАЗБОРА ИМЕНИ СУЩ. 1.Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. Начальная форма (И. п., ед. ч.) 2. Постоянные признаки: одушевлённое, неодушевлённое; собственное или нарицательное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж, число. 3. Роль в предложении (главный или второстепенный член предложения). ПИСЬМЕННЫЙ РАЗБОР 1. На поляне – сущ. Цветёт (где? на чём?) на поляне Н. ф. – поляна. 2. Неодуш., нариц., ж. р., 1- го скл. В П. п., в ед. ч. 3. Цветёт (где? на чём?) на поляне. | ПОРЯДОК РАЗБОРА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО 1.Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.) 2. Как изменяется (какие формы имеет): падеж, число, род (в ед. ч.), 3. Роль в предложении. ПИСЬМЕННЫЙ РАЗБОР 1. (У) высокой – прилаг. У берёзы (какой?) высокой Н. ф. – высокий. 2. В Р. п., в ед. ч., в ж. р. 3. У берёзы (какой?) высокой. | ПОРЯДОК РАЗБОРА ГЛАГОЛА 1.Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. Начальная форма (неопределённая форма глагола). Спряжение (в наст. и буд. вр.) 2. Непостоянные признаки: время. Лицо и число – для глаголов в наст. вр. и буд. вр. Число и род (в ед. ч.) – для глаголов в прош. вр. 3. Роль в предложении. ПИСЬМЕННЫЙ РАЗБОР 1. Дует – гл. Ветер (что делает?) дует Н. ф. – дуть, 1 спр. 2. В наст. вр., в 3-м л., в ед. ч. 3. Ветер (что делает?) дует. |
РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧЛЕНАМ 1. Подлежащее – сущ., мест. 2. Сказуемое: глагол, прил., сущ. 3. Дополнение – имя сущ. (вопросы косвенных падежей) 4. Определение – имя прил. (какой? какая? какое? какие? чей?) 5. Обстоятельство – сущ. можно поставить смысловые вопросы (где? куда? откуда? как? когда?), наречие. | СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Простое или сложное. 2. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 3. По интонации т.е. по силе выраженных чувств (восклицательное или невосклицательное). 4. Распространённое или нераспространённое. 5. Наличие однородных членов (чем осложнено). | РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ Окончание (изменю слово) Основа Корень (подберу однокоренные слова) Приставка (подберу однокоренные слова без приставки или с другой приставкой) Суффикс (стоит после корня и служит для образования новых слов) |
Материал по русскому языку (5, 6 класс) на тему: Памятки для учащихся.
Риторика – это наука, которая учит говорить и писать искусно, умело, успешно.
ОБЩЕНИЕ
Адресат – это тот, кто получает любую информацию, т.е. получатель.
Адресант – отправитель информации.
Темп речи – средний, чуть замедленный, замедленный, быстрый, очень быстрый, ускоренный, почти скороговорка.
Громкость речи – громче, чем обычно; тише, чем обычно; тихо, громко, очень громко, крик.
Тон речи – спокойный, добрый, возбуждённый, раздражённый, испуганный, удивлённый, злой, уверенный, равнодушный, радостный, грустный и т.д.
Когда ты говоришь, учитывай не только то, что, но и как сказать. обращай внимание на мимику, жесты и позу говорящего. |
когда один человек обращается к другому, а тот хочет выслушать его, это видно по их позам, мимике, жестам. |
сигналы, которые показывают собеседнику, что его слушают Я слушаю……. Внимательный взгляд Да, да……… кивок головой Продолжай………. улыбка что же было дальше? нахмуренные брови |
слушал внимательно помог другому выразил своё отношение узнал о чём-нибудь новом, интересном слушал невнимательно пропустил что-то важное огорчил других |
когда слушаешь, очень важно понять, что тебе говорят: о чём что именно что самое важное |
если в услышанном тексте тебе не знакомы, не понятны некоторые слова и выражения, спроси об их значении у говорящего можешь спросить так:
|
Когда слушаешь, важно слышать, как говорят, и видеть, что выражает лицо говорящего. Это помогает понять смысл сказанного. |
Когда говоришь, даже без предварительной подготовки, обязательно учитывай кто твои слушатели, будет ли понятна, интересна, приятна твоя речь. |
Пантомима – это вид искусства, в котором для передачи содержания используются выразительные движения тела, жесты, мимика.
Просить – обращаться к кому-либо, чтобы он исполнил желание говорящего.
Умолять – очень горячо просить.
Мольба – страстная просьба, горячая просьба.
чтобы твою просьбу выполнили:
вежливая просьба:
скрытая просьба:
|
слова согласия: Да (да,да) Хорошо приду принесём обязательно согласен куплю с удовольствием ладно выполню конечно и т. д. слова отказа: к сожалению, но не могу (никак не могу, на днях, завтра…..) Охотно бы, но ……………………………………………………………………. С удовольствием, но…………………………………………………………… причина С радостью. но……………………………………………………………………. отказа извини(те), но……………………………………………………………………… + прости(те), но……………………………………………………………………… обещание спасибо, но………………………………………………………………………… ответы на отказ: очень жаль как-нибудь обойдусь извини ну как знаешь ну ладно я очень на тебя надеялся да, тебе это трудно я не могу понять причину отказа может быть, в другой раз? |
ТЕКСТ
В каждом тексте О чём-то или о ком-то говорится. это тема текста. тема может быть отражена в названии текста. тема текста – одна, а названий, заголовков у этого текста может быть много. |
понять текст – значит понять его основную мысль. основная мысль выражена во всём тексте, но иногда её может подсказать одно из предложений текста. чаще всего оно находится в начале или в конце текста, а иногда и в заголовке. |
Опорные (ключевые) слова помогают передать в тексте самое основное. по опорным словам можно вспомнить (восстановить в памяти) содержание текста. |
план кратко передаёт основное содержание текста. его можно назвать самым кратким пересказом. |
типы текстов повествование — тексты, в которых в основном рассказывается (повествуется) о событиях, поступках героев. описание — тексты, в которых в основном описываются (изображаются) люди, природа, предметы. рассуждение — тексты, в которых в основном объясняются причины событий, явлений, доказывается что-либо. небольшие рассуждения состоят из двух частей: в первой части называется то, что объясняется, во второй части даётся само объяснение, доказательство (слово-мостик потому что). |
разновидности текстов инструкция — указывает объявление — сообщает в рекламе — хвалит |
виды текста монолог диалог 1. говорит один человек, 1. говорящие обмениваются говорящие не обмениваются высказываниями. высказываниями. 2. не происходит смена 2. происходит смена говорящих. говорящих. |
Части рассказа начало (однажды я….., это случилось….., случай, о котором я хочу рассказать, произошёл….., как-то раз….. основная часть концовка (вот так и закончилась эта история….., теперь, когда всё это позади….., вот и вся история….., с тех пор….., вот какой был….., вот как мне повезло(не повезло)….., теперь это мой самый лучший друг…..) текст при записи делится на части. самая маленькая часть называется — АБЗАЦ. абзацы помогают быстрее понять, из каких основных частей состоит текст (выделяют смысловые части текста) |
ПЕРЕСКАЗ
В пересказе не должно изменяться содержание исходного текста. чтобы верно пересказать текст, надо его понять. виды пересказа полный (подробный) пересказ – надо пересказать очень точно, почти без изменений. краткий (Сжатый) пересказ – надо передать самое главное из исходного текста. чтобы пересказать кратко, 1)исключи из текста подробности, повторы; 2)объедини, если возможно, сходные действия, предметы, признаки: назови их одним словом. выборочный пересказ – надо выбрать из текста нужные части, а затем, пересказывая, соединить их в единое целое – текст. |
Цитата – дословная передача части исходного текста. Цитата при пересказе приводится для того, чтобы подчеркнуть основную мысль. Выводы автора; передать особенности языка автора или персонажей (героев).
Аннотация – краткое изложение содержания книги.
КАК СЛУШАТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЗВУЧАЩИЙ ТЕКСТ?
- Нужно сосредоточиться на слушании, не отвлекаться.
- Не перебивай говорящего.
- Следи за выражением лица, жестами говорящего.
- Постарайся определить по заголовку или по началу тему текста.
- Во время слушания старайся понять самое основное в тексте.
- Запиши (или запомни) то, что ты хочешь запомнить.
- Если ты не понял основное в тексте, надо выслушать его заново.
- Запиши (или запомни) непонятные слова, выясни их значение.
КАК ПОДГОТОВИТЬ УСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ?
Приём первый. Подумай: с какой целью, о чём, что ты будешь говорить? Что главное ты хочешь сказать?
Приём второй. Запиши ключевые слова.
Приём третий. Подготовь рисунки.
Приём четвёртый. Составь схему.
Приём пятый. Составь план.
Приём шестой. Порепетируй выступление.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПЕРЕСКАЗ?
- Прочитай внимательно текст.
- Определи основную мысль текста.
- Разбей текст на части и озаглавь их.
- Устно перескажи текст по плану.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ?
- Прочитай внимательно текст.
- Просмотри весь текст и определи части, нужные тебе.
- Подумай, с чего ты начнёшь пересказ.
КАК ПОДГОТОВИТЬ КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ?
- Прочитай внимательно текст.
- Исключи из текста подробности, повторы.
- Объедини, если возможно, сходные действия, предметы, признаки. Назови их одним словом.
СОВЕТ
- Никогда не употребляй в своей речи слов, значения которых ты не знаешь.
- Когда тебе встречаются незнакомые, непонятные слова, записывай их, чтобы узнать значение этих слов.
КАК ЧИТАТЬ УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ?
- Медленно, с ручкой и бумагой наготове.
- Как правило не менее двух раз.
- Постарайся понять по заголовку, о чём говорится в тексте.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
- ознакомься со всем текстом;
- просмотри абзацные и шрифтовые выделения в тексте;
- выдели непонятные слова, выясни их значение.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
- перечитай весь текст или только трудные для тебя части;
- проверь, как ты усвоил прочитанное – перескажи текст, ответь на вопросы, приведи свои примеры.
ЕСЛИ ТЫ ГОТОВИШЬСЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ:
Воспользуйся приёмами подготовки к устному выступлению (ПАМЯТКА 2).
Материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме: Памятка по русскому языку
ПАМЯТКА: Как готовить домашнее задание по русскому языку
Приступать к выполнению домашнего задания надо через час или полтора после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий, но ещё не устать от домашних развлечений, игр с товарищами или на компьютере. Лучше всего начинать выполнение домашнего задания надо в 16 часов. Если есть какие-либо другие важные дела, то, конечно, можно садиться за уроки и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Если вы учитесь во вторую смену, то лучше всего делать уроки утром.
Для начала необходимо приготовить рабочее место.
- Первое, с чего начать выполнять домашнее задание, – это выучить все необходимые правила.
- После того, как правила выучены, необходимо сделать более лёгкое задание.
- Требуется внимательно прочитать задание, понять его, только после этого выполнять.
- Если задание письменное, то необходимо для отделения классной работы от домашней и для выставления отметки за работу пропускать две строки.
- Сначала нужно прочитать текст и записать в тетради «Домашняя работа», номер упражнения.
- После этого, диктуя его себе по слогам вслух, записать текст.
- Текст каждой новой работы надо начинать с красной строки (2 см).
- Писать нужно аккуратным, разборчивым почерком без помарок, исправлений, с соблюдением полей.
- Все виды письменных работ выполняются синим стержнем. Запрещается писать красными и другими цветными чернилами. Все страницы тетради должны быть чистыми. Исправление ошибок делается зачёркиванием неверно написанной буквы косой линией и написанием вместо неё правильной сверху. Не следует обводить буквы несколько раз. Если потребуется заменить слово, часть предложения или всё предложение, рекомендуется в этом случае зачёркивать написанное тонкой линией, но не употреблять скобок, т. к. скобки являются пунктуационным знаком.
- Не разрешается пользоваться резинкой, корректором. Грязно, небрежно и нечётко написанную работу учитель может не принять на проверку и предложить выполнить работу заново.
- После того, как сделано основное задание, необходимо выполнить задание к упражнению.
- Все подчёркивания и морфемный разбор проводить только зелёным стержнем.