Учебный проект по математике «Занимательные ребусы»(5 класс)
Муниципальный конкурс детских проектов
МБОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа»
Возрастная группа
учащиеся 6-11-х классов
номинация
образовательные (учебные) проекты
Занимательные ребусы
Осокина Екатерина Сергеевна,
5 класс
Тарасова Татьяна
Анатольевна МБОУ «Сергеевская СОШ»,
учитель математики
Гайны – 2018
Содержание
Аннотация проекта…………………………………………………………..3
Понятие ребуса…………………………………………………….…..6
1.2. История возникновения ребусов ………………….…………………8
1.3. Виды ребусов…………………………………………………………..9
1.4. Правила составления ребусов………………………………………..10
1.5. Общие правила разгадывания ребусов……………………………….14
2.1. Ребусы к учебнику по математике 5 класса…………………………15
2.2. Экономическое обоснование проекта ……………………………….21
Заключение………………………………………………………………… 22
Приложение…………………………………………………………………23
Среди занимательных задач и головоломок ребусы издавна занимают почетное место. Ребусы придумали очень давно. Эта загадка одна из самых распространённых игр, в которых выражается тяга человека к тайнам и загадкам. Наш проект покажет наглядно, что и составление и разгадывание ребусов – увлекательное занятие. Проект позволит расширить знания обучающихся и подготовить к различным видам конкурсов, олимпиад. В результате обучающиеся получат возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков, которые необходимы в 21 веке. Цель проекта: создание альбома «Занимательные ребусы» к учебнику математики в 5 классе
Основополагающий вопрос: Математика – гимнастика ума?
Проблемные вопросы: Как придумать свой ребус? Для чего нужно решать ребусы?
Учебные вопросы:- Что такое ребус?
— Кто и когда придумал ребус?
-Какие бывают ребусы?
-Какие существуют правила для создания ребуса?
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обоснована актуальность, новизна и практическая значимость проекта, поставлена цель и определены задачи.
В первой главе кратко представлена история возникновения ребуса, представлены основные виды ребусов, а также правила разгадывания и составления ребусов. Вторая глава посвящена представлению математических ребусов, на основе выделенных ключевых слов.
В заключении подведены итоги проделанной работы, показаны возможности применения полученных результатов. В приложении представлены ключевые слова, на основе которых созданы ребусы.
На уроках математики мы часто разгадываем математические ребусы, это занятие увлекает весь наш класс и мы готовы разгадывать их целый урок, соревнуясь между собой, кто из нас более сообразительный.
Поэтому мы решили составить новые ребусы по математике для повышения интереса к изучению математики. Так как ребус развивает внимание и память, а при составлении ребусов развивается логическое мышление и творчество.
Я решила более подробно узнать о том, какие виды ребусов существуют и по каким правилам можно составить ребус. А также научиться создавать ребусы, используя компьютерные программы.
В течение работы над проектом, у нас возник вопрос: какие слова можно использовать при создании ребусов? Отсюда возникла идея, используя содержание учебника «Математика 5» под редакцией Е.А. Бунимовича выделить ключевые слова и с помощью картинок создать коллекцию ребусов – альбом. Он может быть полезен для ребят, умеющих разгадывать ребусы и тем, кто еще учиться.
Цель проекта: создание альбома «Занимательные ребусы» к учебнику математики в 5 классе.
Для достижения цели мы определили для себя ряд следующих задач:
Познакомиться с понятием «ребус» и историей возникновения ребусов.
Рассмотреть основные виды ребусов.
Изучить правила для составления и разгадывания ребусов.
Определить ключевые слова по темам учебника математики 5 класса.
Составить математические ребусы, используя собранную информацию.
Научиться использовать компьютерные программы для представления результатов.
Создать альбом для учащихся « Занимательные ребусы».
Этапы работы над проектом:
Определение области, проблемы, темы, цели, задачи выполнения проекта – декабрь 2017 года;
Изучение и анализ литературы по теме проекта и оформление теоретической части – 16-31 января 2018 года;
Определение ключевых слов, составление ребусов, оформление ребусов – 1-22 февраля 2018 года;
Анализ, обобщение результатов, оформление работы – 16 февраля -8 марта 2018 года;
Подготовка к представлению результатов работы – март 2018 года.
Методы исследования:
Изучение литературы и интернет — ресурсов, анализ, сравнение, практическая работа — построение ребусов.
Практическая значимость заключается в том, что материалами проекта могут воспользоваться учащиеся начальной школы и 5-6 классов для «гимнастики» своего ума на уроках, математических кружках, для подготовки к олимпиадам и конкурсам.
В свое время знаменитый полководец А.В.Суворов сказал: «Математика – гимнастика ума». Поэтому считаем наш проект актуальным, поскольку учащимся начальных классов и ученикам 5-6 классов для развития своего мышления необходимо разгадывать математические головоломки, ребусы, загадки. Новизна проекта заключается в использовании компьютерных программ для создания ребусов и оформления альбома.
Глава I Теоретическая часть
1. Понятие ребуса.
В разных словарях можно найти несколько определений слова «ребус».
Ре́бус (лат. rebus, при помощи вещей; форма аблатива множественного числа от res — вещь) — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.1
В большом энциклопедическом словаре Д.Н. Ушакова:
Ребус, ребуса, ·муж. (от ·лат. rebus, ·букв. вещами, при помощи предметов).
1. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков, напр. написанная над буквой «к» буква «у» — ребус, обозначающий «наука» (на-«у»-«ка»).
перен. Что-нибудь загадочное, непонятное, замысловатое. Не человек, а ребус!
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля:
Ребус — м., франц. загадка в рисунке.
В «Толком словаре» С.И. Ожегова:
Ребус, -а, м. Загадка, в к-рой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Разгадать р. Говорить ребусами (перен.: непонятно, с намеками). || прил. ребусный, -ая, -ое.
В « Большом толковом словаре синонимов русской речи»:
Ребус — загадка, задача, криптограмма.
В «Словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка» Павленкова Ф., (1907)
Ребус — загадка, состоящая в том, что отдельные слова или целые фразы выражены посредством таких фигур, нотных и др. знаков, название которых представляет звуковое сходство с задуманными словами.
В «Словаре иностранных слов» :
Ребус – а, м. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв и знаков. Разгадать, решить р. Ребусный — относящийся к ребусу, ребусам.
В «Малом академическом словаре»:
Ребус -а, м.1. Загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками.
Мы с ним подружились за ребусами. Я хорошо решал ребусы, это его подкупило. (Каверин. «Два капитана»).
перен. Вопрос, задача, требующие разрешения, разгадки; то, что непонятно, загадочно. (Мир полон топонимических ребусов и шарад. Разгадывать их могут только знающие, широко образованные специалисты. Л. Успенский.)
Во всех определениях есть общее: ребус – это загадка, где загадываемые слова изображены рисунками и знаками.
История появления ребуса.
Началась история ребусов очень давно. В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И отгадать такое слово было не так-то просто. В таком виде ребус дошел и до нас. В начале XVI века ребусы проникли в Германию, Англию, Италию. Этому во многом способствовал сборник ребусов, который составил француз Этьен Табуро в 1582 году. Впрочем, лишь во Франции люди действительно полюбили разгадывать выражения в рисованных картинках, в других странах это мало кого заинтересовало.
В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т. Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он пересказывает события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться «иероглифической». В тексте некоторые слова заменены картинками.
Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.
Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.
Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова «В часы досуга: ребусы» (иллюстрации И. Телятникова). Они были предназначены для взрослого населения. В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. 2
Виды ребусов.
Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.
Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.
Ребусы-шутки — это шуточная загадка в стихах.
Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.
Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.
Ребус-задача — это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.
Числовые ребусы — это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе3.
Правила составления ребусов.
Существует огромное множество различных головоломок. Все их можно разделить на следующие виды:
Ребусы-картинки. Головоломка состоит из нескольких картинок, которые помогут составить новое слово. Название предмета при расшифровке следует читать исключительно в именительном падеже.
ВОЛ + ОКНО = ВОЛОКНО
Буквенные ребусы состоят исключительно из букв. Они могут быть расположены самыми различными способами, что и является основополагающим при составлении такой головоломки4.
ПАРА буквД = ПАРАД
Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью предлогов, союзов: «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других5.
В букве О буква З = ВОЗ Буква Л у буквы К = ЛУК
Картинка+буква. Основным ключом к разгадке этого ребуса является изображение, а буквы свидетельствуют о том, что для получения единственно верного ответа нужно немного скорректировать название изображенного предмета.
КОЛБА + СА = КОЛБАСА
Если над картинкой стоит зачёркнутая буква, а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак «=» тоже служит для замены одной из букв на другую.
ОРЁЛ = ОСЁЛ КОРОВА = КОРОНА
Ребус «картинка+цифра», «буква+цифра» является аналогом ребуса «картинка+буква», только здесь дополняют картинку или букву цифры, количество которых может изменяться.
РАЗ + ВИЛКА = РАЗВИЛКА Буква Ш + КОЛ + букваА = ШКОЛА
Или же цифры рядом с картинкой служат для нумерации букв в слове. Цифра обозначает место буквы в данном слове, а порядок, в котором написаны цифры – определяет новое место этой буквы.
АЛЛИГАТОР = ГИТАРА
Не исключается использование дробей. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как «НА» (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как «ПОЛ» (половина)6.
З делим на К = ЗНАК Пол буквы Е = ПОЛЕ
Ребусы с запятыми. Довольно часто в загадках-картинках используется запятая, обычная или перевернутая. Этот знак свидетельствует о том, что для получения ответа нужно укоротить название предмета, нарисованного на картинке, отбросив первую или последнюю букву.7
БАРАБАН — БА — АН = РАБ
Ребусы со знаками. В ребусах возможны и другие знаки: ноты, названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» — собачка, «#» — диез, «%» — процент, «&» — амперсанд, «()» — скобки, «~» — тильда, 🙂 — смайлик, «§» — параграф и прочее. Если при составлении ребусов используют ноты, стоит определить, на какой черте она расположена.
Число ПИ + нота ФА + ГОРА = ПИФАГОР
Общие правила разгадывания ребусов.
Слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка или любого знака.
Ребус читается слева направо, реже сверху вниз.
Знаки препинания и пробелы в ребусе не учитываются.
Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже.
Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае, условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: “Отгадай загадку”).
Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно8.
Глава II Практическая часть
Ребусы по математике к учебнику 5 класса.
Для того чтобы составить занимательные ребусы по математике. Мы определили ключевые слова по темам учебника «Математика» 5 класс, получилось 39 слов. После изучения видов ребусов и правил составления ребусов, используя картинки с интернета, приступили к работе. Больше всего мне понравились «Ребусы-картинки», они более наглядные и яркие. Тем более мне очень нравится работать на компьютере, ведь у нас в 5 классе нет уроков информатики.
Первая глава в учебнике «Математика» для 5 класса «Линии» — основные слова «линия», «прямая», «ломаная», «длина», «окружность».
1.
3.
4. 5.
Вторая глава в учебнике «Математика» для 5 класса «Натуральные числа» — основные слова «число», «сравнение», «округление», «задача».
2.
4.
В третьей главе учебника «Математика» для 5 класса «Действия с натуральными числами» — основные слова «сложение», «вычитание», «умножение», «деление», «степень», «движение».
2.
3.
4.
5. 6.
В следующей главе учебника «Математика» для 5 класса «Углы и многоугольники» — определили следующие основные слова «свойство», «угол», «многоугольник».
1. 2.
3.
Глава «Делимость чисел» учебника «Математика» для 5 класса – определена следующими ключевыми словами «делитель», «кратное», «признак», «остаток».
1.
2.
3. 4.
Седьмая глава в учебнике «Математика» для 5 класса «Треугольники и четырехугольники» — основные слова «треугольник», «прямоугольник», «фигура», «площадь».
3. 4.
В следующей главе учебника «Математика» для 5 класса «Дроби» — определили следующие основные слова «доля», «дробь», «часть», «числитель», «знаменатель».
1. 2.
3. 4.
5.
В главе «Действия с дробями» учебника «Математика» для 5 класса – выделено из всех тем главы одно ключевое слово «работа», по другим основным словам мы уже составили ребусы.
Глава десятая учебника «Математика» для 5 класса «Многогранники» -была определена следующими основными словами «тело», «параллелепипед», «пирамида», «объем», «развертка».
2.
3. 4.
5.
В последней главе учебника «Математика» для 5 класса «Таблицы и диаграммы» мы определили следующие основные слова «таблица», «диаграмма».
В результате мы получили удовлетворение от проделанной работы. У нас получились яркие красочные ребусы. Если сгруппировать несколько ребусов, то по ним можно отгадать тему урока по математике. Например, из ребусов «прямая», «часть », «ломаная» получается название темы из главы «Линии»: «Прямая. Части прямой. Ломанная». Или из главы «Использование свойств действий при вычислениях», используя ребусы со словами «свойство», «сложение», «умножение», можно определить следующую тему урока — «Свойства сложения и умножения».
Мы произвели расчеты, которые потратили на изготовление альбома, представили их в виде таблицы:
Ксероксная бумага
0,5
44
22
Использование цветного принтера
10
44
440
Итог
462
Всего на изготовление одного учебного пособия мы потратили 462 рубля.
Большой умственный труд необходим для составления ребуса. Иногда для этого требуется много времени. Но когда ребус разгадан – получаешь большое удовольствие. С детского возраста нужно решать ребусы, это поможет развить математические способности.
Эта была интересная и увлекательная работа: в процессе ее написания мне было интересно искать информацию о ребусах, знакомиться с их видами, составлять ребусы, на основе выделения ключевых слов из учебника математики и полученных знаний о ребусах.
В ходе работы я получила навыки поиска и обработки информации, научилась работать с компьютерными программы Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, а также самостоятельно составлять ребусы с картинками. Поэтому ответ на проблемный вопрос однозначен: необходимо разгадывать такие головоломки, как ребусы, в результате учащиеся совершенствуют и расширяют круг учебных умений, навыков, которые необходимы в 21 веке.
В этом году на занятиях внеурочной деятельности по математике мы научимся разгадывать и составлять числовые ребусы. Думаем, что наш альбом ими пополнится.
Считаем, что составленные нами задания будут интересны не только пятиклассникам, а также полезны учащимся начальной школы.
Приложение 1
Презентация к уроку (5 класс) по теме: Игра «Что? Где? Когда?» для 5 класса. Тема: «Математические ребусы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме «Математический язык. Математическая модель»
Контрольная работа по теме «Математический язык. Математическая модель» для 7 класса…
Мастер-класс «Как разгадывать ребусы»
Презентация, которая знакомит с понятием — что такое ребус, практикой применения ребусов, а также основными правилами разгадывания …
Задачи по теме «Математический язык.Математическая модель» 7 класс.
Задачи для 7 класса по теме «Математичекая модель. Математический язык» 7 класс Мордкович А.Г….
Задания для самостоятельной работы по темам: «Математические понятия. Математические доказательства»
Задания для самостоятельной работы по темам: «Математические понятия. Математические доказательства»…
Теоретический тест по алгебре в 7 классе по теме «Математический язык. Математическая модель».
Тест предназначен для проверки знаний по теме «Математический язык. Математическая модель». В тесте содержатся вопросы теории….
Занятие математического кружка для учащихся 6 — 8 классов по теме «Математические софизмы»
Математические софизмы могут быть очень полезны. Разбор софизмов развивает логическое мышление, помогает сознательному усвоению обучаемого материала, воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критиче…
Конспект урока по предмету «Счет» 9 класс Тема: Математический квест
Тема: Математический квестОбучающимся с умеренной умственной отсталостью сложно дается освоение вычислительных навыков. Для этого педагогу необходимо использовать в своей работе образовательные технол…
Презентация к уроку (5 класс) на тему: Занятие кружка по математике в 5 классе на тему «Ребусы»
Слайд 2
Что такое РЕБУС? Ребус — это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов.
Слайд 3
Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Прочтите и запомните эти правила.
Слайд 4
1 правило Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п. Подбирать нужно подходящее по смыслу. 2 правило Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.
Слайд 5
3 правило Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком — необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая . Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д.
Слайд 6
4 правило Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в» . Однако возможно различное прочтение, например, вместо «восемь» можно прочесть «СЕМЬВО», а вместо «вода» — «ДАВО». Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика. Например: « в-о-да », или « не-в-а , или « в-о-семь »:
Слайд 7
5 правило Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из» . Например: « из-б-а » или « вн-из-у » или « ф-из-ик »:
Слайд 8
6 правило Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за» . Например: « Ка-за-нь », « за-я-ц ».
Слайд 9
7 правило Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на» , «над» или «под» — выбирайте предлог по смыслу. Например: « фо-на-ри » или « под-у-шка »:
Слайд 10
8 правило Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: « по-р-т », « по-л-е », « по-я-с »:
Слайд 11
9 правило Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: « Л-у-к », « д-у-б »:
Слайд 12
10 правило 11 правило Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон». Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:
Слайд 13
12 правило Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом — вторая, за ней — третья и т. д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»:
Слайд 14
13 правило Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например « у-бежит ». 14 правило Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: « до-ля », « фа-соль »:
Слайд 15
Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия. сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.
Слайд 16
ЗАДАЧА
Слайд 17
АКСИОМА
Слайд 18
АПОФЕМА
Слайд 19
ВЕКТОР
Слайд 20
КОНУС
Слайд 21
ПИРАМИДА
Слайд 22
МИНУС
Слайд 23
КУБ
Слайд 24
МИНУС
Слайд 25
ПЛОЩАДЬ
Слайд 26
РОМБ
Слайд 27
ЧИСЛО
Слайд 28
РАЗНОСТЬ
Ребусы «Математика 5 класс»
Отгадывать загадки, расшифровывать ребусы и шарады любят дети всех возрастов, ведь это не только интересно, но и очень полезно!
Ребусы — головоломка, в которой при помощи картинок, буквенных сочетаний и знаков зашифровано слово. Они популярны не одно столетие, поскольку являются необычайно увлекательной игрой. Решать ребусы можно как одному, так и в весёлой компании, устраивая соревнования. Такие задания помогают расширить кругозор, развивают мышление и воображение, тренируют сообразительность, логику и интуицию, так как для решения даже самого простого ребуса надо многое знать об окружающем мире, уметь рассуждать и делать необходимые выводы.
Ребусы являются неотъемлемой частью и образовательного процесса, ведь они тренируют память, логическое мышление, внимание. Для школьника разгадывание ребусов превращается в захватывающую игру, которая к тому же способствует интеллектуальному развитию, делает ребёнка более внимательным и усидчивым.
Каждый учитель стремится заинтересовать своих учеников и удержать их интерес к изучению своего предмета, повысить мотивацию каждого ученика. Для этого в процесс обучения полезно включать, например, ребусы.
Ребусы будут интересны каждому ученику. Ведь разгадать ребус — это маленький успех. Процесс разгадывания ребусов обязательно принесёт положительные эмоции ученикам.
Ребусы «Математика 5 класс» позволят проверить и систематизировать знания учащихся 5 класса. Их можно использовать в качестве раздаточного материала на уроках математики, а также на внеклассных мероприятиях. Это позволит разнообразить учебный процесс и сделать его интересным и увлекательным.
Здесь вы найдёте ребусы:
А также ответы к ним:
Методическая разработка (5, 6 класс) на тему: Открытое мероприятие по внеклассной работе по математике в 5-6 классах «Учимся решать числовые ребусы»
Открытое мероприятие по внеклассной работе по математике в 5-6 классах
«Учимся решать числовые ребусы»
Провела Пушкарева Валентина Викторовна — учитель МКОУ Озерницкой ООШ п.Центральный Слободского района Кировской области.
1.Цель урока: сформировать знания, умения и навыки по решению нестандартных задач по математике: решение числовых ребусов.
2.Задачи:
Обучающие:
Обеспечить в ходе урока усвоение правил решения числовых кроссвордов;
- Прививать интерес учащихся к математике;
- Углубить и расширить знания учащихся по математике.
Развивающие:
- Развивать математический кругозор, внимание, математически грамотную речь, логическое мышление, самостоятельность учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление достигать поставленную цель, уверенность в себе, инициативу, умение выражать собственное мнение и работать в группе.
3.Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
4.Методы обучения: иллюстративно-словесный, частично- поисковый.
5.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
6.Оборудование: раздаточный материал.
7. Ход урока
1). Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности
2). Актуализация знаний и умений.
Повторение (устная работа с карточками : в итоге — тема урока)
3). Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию материала.
(выступление учащихся «Что мы знаем о числовых ребусах)
4). Изучение нового материала.
5). Закрепление изученного.
6). Рефлексия.
7) .Домашнее задание. Подведение итогов урока.
Открытое мероприятие по внеклассной работе
по математике в 5-6 классах
«Учимся решать числовые ребусы».
Ход урока:
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час!
Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, поэтому я желаю вам быть активными, внимательными и уверенными в себе, уметь высказывать своё мнение. и помнить: вы — самые умные ученики. Отметьте на листочке рефлексии ваше настроение в начале урока.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний и умений.
Повторение (устная работа с карточками: в итоге — тема урока)
Наш урок является внеклассным мероприятием в неделе математики.
А узнать тему урока нам помогут несколько примеров. На листочке вам необходимо заполнить таблицу, устно решив примеры и, тогда, мы узнаем тему сегодняшнего урока.
6 класс. Заполни таблицу, решив устно примеры, и получи слово.
5 — 15 | Л | -75 : (-15) | Е |
— 2 — 13 | В | 7 — 20 | С |
— 15 + 23 | И | — 85 + 85 | О |
— 12 * 5 | Ч | — 1- 5 -16 | Ы |
5 класс. Заполни таблицу, решив устно примеры, и получи слово.
| Е | 3/4 + 1/8 | С |
2/5 +3/5 | У | 2/5 – 1/15 | Р |
1-1/17 | Ы |
| Б |
Запишем тему урока «Числовые ребусы»
Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться?
Знать: что такое числовые ребусы, правила (инструкцию) для решения числовых ребусов.
Уметь: решать числовые ребусы.
3.Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию материала.
(выступление учащихся «Что мы знаем о числовых ребусах) Выступление учащихся
1.(Старков И.) Миллионы людей во всех частях света любят решать кроссворды и ребусы. И это неудивительно — гимнастика ума полезна в любом возрасте. Ведь эти головоломки тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять. Еще в Древней Греции без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. И игры древних не были только спортивными. Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки. Таких игр во все времена не чуждались ученые, мыслители, педагоги. Они и создавали их. С древних времен известны головоломки Пифагора и Архимеда, а позднее — русского флотоводца С.О. Макарова и американца С.Лойда. На огромную познавательную и воспитательную ценность интеллектуальных игр неоднократно указывали выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский и
А.С. Макаренко. Среди тех, кто увлекался ими, были и “отец космонавтики” К.Э. Циолковский, и театральный режиссер К.С. Станиславский, и многие другие выдающиеся люди.
2. ( Метелёв Н.) Существует такая разновидность ребусов, которые называются числовыми. Они представляют из себя выражения, требующие арифметического решения, составленные в виде математических равенств, где числа заменяются другими знаками – буквами, фигурками геометрии, звездочками и т.д.
Под числовыми ребусами подразумевают те задачки, в которых необходимо использовать логические рассуждения. Именно они являются способом решения и расшифровывания каждого символа, который ведет к восстановлению числовой записи.
Числовым ребусам уже почти тысяча лет. Впервые они появились в Китае, затем в Индии. В европейских странах числовые ребусы поначалу называли крипт-арифметические задачи (по-гречески ?????? —спрятанный).Их появление в Европе впервые было отмечено только в двадцатом веке, несмотря на то, что развитие математики началось много столетий назад.
3. (Богданова Влада) При составлении ребусов числового типа пользуются следующими правилами. Все использующиеся цифры заменяют буквами. При наличии в задаче одинаковых цифр, соответственно, используется такое же количество букв. Промежуточные стадии математических операций обозначаются звездочками.
Различают на основе этих правил несколько типов ребусов.
Первый – это ребусы, в которых заменены на цифры все имеющиеся буквы. При этом зашифровывается какое-либо выражение, которое обозначает житейские ситуации в оригинальном изложении.
В записи могут присутствовать не только цифры, но и звездочки, — это второй тип ребусов.
Третий тип – это ребусы, в которых практически все символы заменены звездочками.
Числовые ребусы являются очень сложными, порой попадаются такие, которые требуют поэтапного длительного решения. Числовые ребусы являются увлекательными математическими задачами, которые сильно развивают логику и сообразительность.
Познакомит нас с инструкцией Ожигина Ирина
Инструкция «Как решать числовые ребусы»1(((9з
- Помните, что в ребусах, где буквы обозначают цифры, одна цифра соответствует только одной определенной букве. Так, если вы выяснили, что А = 5, то на месте А уже не может стоять единица или ноль. Если вместо цифр в ребусе используется знак * («звездочка»), то он может обозначать любую цифру, от 0 до 9.
2
- Начните решение ребуса с правила, согласно которому ноль не может быть крайней левой цифрой в числе. Таким образом, все буквы и знаки, с которых начинается число в ребусе, уже не могут обозначать ноль. Круг поиска нужных цифр сузится.
3
- В ходе решения отталкивайтесь от основных математических правил. Например, умножение на ноль всегда дает ноль, а при умножении любого числа на единицу, мы получим в результате исходное число.
4
- Обращайте внимание на последовательность арифметических действий. Если числовой ребус состоит из нескольких рядов знаков, он может решаться как по вертикали, так и по горизонтали.
5
- Не бойтесь совершать ошибок. Возможно, они подскажут вам верный ход решения. Не пренебрегайте методом перебора. Некоторые ребусы потребуют длительного поэтапного решения, но в итоге вы будете вознаграждены верным ответом и отличной разминкой для вашей сообразительности.
4. Изучение нового материала.
1). Восстановите повреждённые записи арифметических действий
а) ** б) ** (самостоятельно)
+ * + **
* * 8 *98
Физкультминутка
Это второй тип числовых ребусов. Обратим внимание, что сумма двузначного числа и однозначного является трёхзначным числом, поэтому первая цифра в сумме будет единица. А число 1*8 может получиться только в сумме наибольшего двузначного числа и наибольшего однозначного. 99+9=108.
Аналогично во втором случае, сумма равна 198. А так как слагаемые двузначные числа и самое большое двузначное число будет 99, то решением будет 99 +99 = 198.
2). Решите числовой ребус.
а) КИС
+ КСИ
ИСК
Это первый тип числовых ребусов. Решение: к трёхзначному числу прибавляем трёхзначное, получаем трёхзначное число. Значит, К меньше 5. Смотрим на цифры десятков: И=0 или И=9, т.к. число в ответе не может начинаться с цифры 0, значит И=9, тогда К=4, соответственно С=5. Ответ: 495 +459=954.
б) ДРАМА (самостоятельно)
+ ДРАМА
ТЕАТ Р
Решение: Очевидно, Д меньше 4. В разряде сотен А+А=А, значит, А=0 (без перехода), или А=9(с переходом). Значение А=0 не подходит, т.к. в разряде единиц А+А=Р (получаем А=Р=0) Значит, А=9, Р=8, Е=7. 2М +1 = 10+Т, Т меньше 9, значит М=5 или 6(т.к. получается переход), а значения 7 и 8 уже заняты буквами Е и Р. При М =6 получаем решение:
18969
18969
37938
в) К О Ш К А
+ К О Ш К А
К О Ш К А
С О Б А К А
Решение: Т.к. КА+КА+КА оканчивается на КА, то КА =50, а значит К=5, А=0. Т.К. Ш+Ш+Ш+1 оканчивается на 0, то Ш=3.Т.К.Сумма трёх чисел, начинающихся на 5, может начинаться лишь с 1, то С=1. Рассматривая варианты для О, получаем, что О=6 или О=?, а значит Б=9 или Б=2. Итак, получаем два варианта решения:
56350 57350
+ 56350 + 57350
56350 57350
169050 172050
6. Рефлексия. Что мы сегодня нового узнали на уроке?
Что такое числовой ребус?
Чему научились?
Правила решения ребусов.
Отметим своё настроение в конце урока.
7 . Домашнее задание (на карточках).
Подведение итогов урока. Какую оценку мы выставим себе, другим?
(устная работа , работа в парах)
8. Разминка для ума. О других ребусах.
Игра «Математические ребусы по математике»
МОУ Семёновская СОШ
Математические игры- ребусы в картинках
Учитель математики: Перебейнос О.А.
Описание: Данная работа может быть использована на уроках математики в 5–7 классах. Разгадывание ребусов можно предложить учащимся при проведении устного счета, можно предложить в качестве дидактического материала для домашних заданий. Эта работа может послужить как пособие для проведения внеклассных мероприятий, факультативов. Разгадывание ребусов развивает у ребенка сообразительность и учит его находить выход из сложных ситуаций, что, конечно же, пригодится в жизни. Отгадывая ребусы дети пополняют свой словарный запас, развивают внимание и образное мышление, тренируют зрительную память, учатся правильно писать и запоминать новые слова.
Цель: развитие интеллектуальных способностей, формирование логического мышления.
Задачи:
Обучающие: научить учащихся разгадывать ребусы с математической тематикой.
Развивающие: расширить кругозор учащихся в области математики.
Воспитательные: воспитать сознательное отношение к математике, как к важному предмету.
Введение:
Ребус – это головоломка в которой зашифровано слово. Это слово дается в виде рисунков с использованием букв и цифр, а также определенных фигур или предметов. Ребус — одна из самых интересных головоломок.
На этой картинке зашифровано слово КОМПЬЮТЕР.
Существуют определенные правила для разгадывания ребусов.
1.Запятая в самом начале слова говорит о том, что нужно убрать первую букву в этом слове, а запятая в конце — убрать последнюю букву в слове. Две запятых — убираем две буквы. В слове комар убираем последние две буквы АР, в слове утюг убираем первую букву У и последнюю букву Г.
2.Зачеркнутые цифры говорят о том, что буквы стоящие на этом месте убираются. В слове пять убираем вторую и третью буквы, то есть ЯТ. Если будут зачеркнуты буквы, то они тоже убираются из слова.
3.Не зачеркнутые цифры показывают, что буквы, стоящие на месте 2 и 3 надо поменять местами. В слове утюг буквы Т и Ю меняем местами ЮТ. А теперь читаем слово полностью.
На этой картинке зашифровано слово ПЕРПЕНДИКУЛЯР.
4.Если рисунок в перевернутом виде, то загаданное с помощью картинки слово читается справа налево. Читается не слово репа, а апер. Первая буква А убирается. В слове пень последняя буква Ь убирается. Слово кит читается наоборот. В слове стул убираются первые две буквы СТ. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже.
5.«Стрелка» или знак «равно» говорят о том, что одну букву надо заменить другой. В нашем случае в слове тик букву Т надо заменить на букву Д. Теперь слово можно прочитать полностью.
На этой картинке зашифровано слово ВОСТОК.
6.Буквы, слова или картинки могут изображаться внутри других букв, над другими буквами, под и за ними. Тогда добавляются предлоги: В, НА, НАД, ПОД, ЗА. У нас в букве О содержится число СТО, поэтому получается В-О-СТО-К.
На этой картинке зашифровано слово КАРТА.
7.Цифры под картинкой указывают на то, что из данного слова нужно взять буквы, стоящие на местах под номерами 7,2,4,3,8 и составить их в том порядке, в котором расположены цифры. В слове ватрушка нужно взять буквы 7-К, 2-А, 4-Р, 3-Т, 8-А. Можно прочитать слово.
Давайте попробуем разгадать несколько ребусов из области математики.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
ПЯТЬ
ЗАДАЧА
КОНУС
ВЕРШИНА
ДИАМЕТР
ЗНАМЕНАТЕЛЬ
ЛОБАЧЕВСКИЙ
МИНУС
АКСИОМА
ВЕКТОР
ВЫЧИТАНИЕ
ДВА
ДИАГОНАЛЬ
ТРЕУГОЛЬНИК
РОМБ
СТЕПЕНЬ
СЛОЖЕНИЕ
ЧИСЛО
ТОЧКА
СТЕРЕОМЕТРИЯ