Сборник диктантов и изложений по русскому языку для 5 класса

Сборник диктантов и изложений

по русскому языку для 5 класса

Коммунальное государственное учреждение

Общая средняя школа №72 «Каратауского района»

Абирова К.М., Калиева Г.Н., Джурабекова Ш.С.

Введение

Цель настоящего сборника диктантов и изложений предложить систематизированный материал по всем основным грамматико-орфографическим темам программы по русскому языку. Предложенный материал можно использовать для отработки орфографических и грамматических умений и навыков и для осуществления контроля над усвоением учебного материала.

Материал сборника подобран в соответствии с разделами и темами программы по русскому языку. Он расположен в сборнике в той же последовательности, что и материал учебника.

Для закрепления навыков грамотного письма огромное значение имеет выполнение учащимися письменных работ таких, как различные виды диктантов и изложений.

В данный сборник включены следующие виды диктантов:

  1. Словарные.

  2. Выборочные.

  3. Объяснительные.

  4. Зрительные.

  5. Предупредительные.

  6. Творческие.

  7. Контрольные.

  8. Письмо по памяти.

Каждый вид диктанта представлен несколькими текстами. Учитель может выбрать тот текст, который соответствует уровню подготовки учащихся данного класса.

К диктантам также даются дополнительные задания, позволяющие закрепить определенные умения.

Объем письменных работ для 5 класса согласно «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2016-2017 учебном году»:

— текст контрольного диктанта содержит 50/60 слов;

— словарный диктант состоит из 10-15 слов;

— текс для подробного изложения включает 60-80 слов;

Выполнение программного материала

Четверть. Диктанты. Изложения. Сочинения.

По прогр. Факт. По прогр. Фактич По прогр. Фактич.

1 четверть 2 1

2 четверть 1 1 1

3 четверть 1 1 1

4 четверть 1 1 1

Год 5 4 3

Контрольные работы

1 Контрольный диктант (стартовый срез)

Цель: Проверить знания и умения учащихся.

Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания.

Правила движения.

Улицу можно переходить только при зелёном свете светофора.

Нельзя играть на мостовой.

Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным дорожкам или подземным переходам.

Нельзя кататься на салазках, самокатах и коньках на улице.

Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины улицы, — направо.

Контрольное списывание

Ёжик

Значительно дольше переносит холод наш хороший знакомый – ёжик. Только в конце сентября или вначале октября ёж приступает к устройству своего логова. Обычно он устраивает его в куче соломы, листьев мха и внутри выстилает очень старательно. Материал для логова ёж собирает и переносит очень интересным способом. Он катается в опавших листьях и нанизывает их, таким образом, на иглы. (55 слов).

(С.И.Огнёв)

Грамматическое задание к тексту.

  1. Фонетический разбор слов: ёж, ёжик, листья.

Списать. Поставить, где надо точку. В конце каждого ряда укажите количество предложений.

  1. Наступила осень падают листья вокруг красиво.

  2. Вот парк ученики идут на экскурсию они собирают разноцветные листья.

  3. Аня играла Петя читал книгу Катя писала буквы.

  4. Мама купила книгу дети были рады Лёна стал читать книгу.

  5. Дети рисуют Саша рисует лес Ваня рисует ёжика я рисую домик у домика утка и утята.

  6. Сегодня в школе день труда ученики убирают свой класс.

  7. Это наша школа она большая и светлая мы любим свою школу около школы большой сад в саду растут вишни и груши хороший будет урожай

Диктант

Белки.

Много забот летом у белок.

Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. Голодные годы, в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далёкие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не причиняют вреда миролюбивые весёлые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям.

Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки. (77 слов).

(По И.Соколову-Микитову)

Списать слова. Подчеркнуть гласные буквы.

Мак, роза, астра, тюльпан, ромашка, василёк, гвоздика, ландыш, одуванчик, лютик.

Шар, кубики, кукла, конь, санки, лыжи, коньки, машины, обруч, лото, юла.

Списать слова. Подчеркнуть согласные буквы.

Ворона, дятел, голубь, сорока, журавль, утка, гусь, курица, попугай, галка, кукушка, чайка, синица.

Топор, пила, молоток, рубанок, гвозди.

Списать, разделив слова на слоги. Подчеркнуть те слова, которые нельзя переносить.

Школа, перемена, учебники, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, пенал, клей бумага, акварель, кисточка.

Чай, лейка, скамейка, зайка, чайка, кофейник, лужайка.

2 Контрольный диктант (1 четверть)

Цель: Проверить знания и умения, навыки учащихся. Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания.

Осенью.

Наступила ненастная поздняя осень. В воздухе захолодало. Солнце светит, но совсем не греет. На кустах и деревьях пожелтела листва. Часто моросит холодный дождь. Улетели перелётные птицы в тёплые страны. Кончились радостные, счастливые деньки теплого лета. Грустно смотреть в окошко на деревья, на окрестности в ненастную погоду.

Приходи скорее, зима!

Грамматические задания

  1. Произведите морфологический разбор слова: солнце.

  2. Выпишите в правый столбик слова с предлогами, в левый – слова с приставками.

Контрольное списывание

Улетают птицы.

С наступлением прохладных дней в августе и сентябре улетают мухоловки, горихвостки, соловьи, береговушки, деревенские ласточки и многие другие птицы. В эту пору всё ещё пасутся на лугах и полях скворцы, жаворонки и грачи. Но вот показался снежок, подморозило, добывать корм стало труднее, и они покинули родные края.

Говорят, что птицы осенью летят на юг, в тёплые страны. Это не совсем точно. Главное для птиц — корм, а не тёплые края. Страшен не холод, а голод. (104 сл.) (По И.Вотякову)

Предупредительные диктанты.

Выписать выделенные слова. Произвести фонетический разбор. Записать цифрой, сколько в них слогов.

В школе.

В школе мы учимся читать, писать, считать. Мы любим петь, рисовать. Мы дружно работаем. Ребята помогают друг другу.

Сёстры.

У Ани есть сестра Ира. Аня ходит в школу. Ира мала. Она любит играть в куклы. Сёстры живут дружно.

Объяснительные диктанты.

Подчеркнуть те слова, которые нельзя переносить. Выделенные слова разделить для переноса.

Урок.

Скоро урок. Ученики идут в класс. На партах книги, тетради и пеналы. Дети сели за парты. Они читают сказку.

Кот.

У Армана жил кот. Звали его Пушок. Кот был чёрный. Ушки и шейка белые. Хвост пушистый. Арман любил играть с котом. Кот любил поспать.

Милка.

У нас живёт коза. Её зовут Милка. У Милки большие рога. Мы кормим козу травой, поим водой. Милка даёт нам вкусное и полезное молоко.

Хитрая кошка.

Мама и дети ушли. Кошка Мурка дома. Кошка искала еду. В тазу плавала рыба. Мурка цап лапой рыбу. Кошка Мурка сыта.

Контрольное списывание

Улетают птицы.

С наступлением прохладных дней в августе и сентябре улетают мухоловки, горихвостки, соловьи, береговушки, деревенские ласточки и многие другие птицы. В эту пору всё ещё пасутся на лугах и полях скворцы, жаворонки и грачи. Но вот показался снежок, подморозило, добывать корм стало труднее, и они покинули родные края.

Говорят, что птицы осенью летят на юг, в тёплые страны. Это не совсем точно. Главное для птиц — корм, а не тёплые края. Страшен не холод, а голод. (104 сл.)

(По И.Вотякову)

Предупредительный диктант

Выписать выделенные слова. Произвести фонетический разбор. Записать цифрой, сколько в них слогов.

Умная галка.

Галка хотела пить. На дворе стоял кувшин с водой. Вода в кувшине была только на дне. Галка не могла её достать.

(По Л.Толстому)

Кот.

У нас есть кот Васька.

Шерсть у Васьки серая. Хвост пушистый. Хорошо бы мышку поймать, да лень котику вставать. Любит он спать и мурлыкать.

Объяснительные диктанты.

Подчеркнуть те слова, которые нельзя переносить. Выделенные слова разделить для переноса.

Галка.

Мама положила на стол кольцо.

В окно заглянула галка. Вдруг она прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела.

А кольцо пропало.

Котята.

Три серых котёнка увидели мышку. Котята бросились за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котёнка.

Лось.

К нашему дому каждый день приходит лось.

Он очень любит соль. Мы её оставляем в кормушке. Сохатый долго лакомится, затем смотрит в нашу сторону и качает своей красивой головой, как бы благодарит нас.

Пингвины.

Пингвины – это птицы. Но птицы особенные. Они не умеют летать, но хорошо плавают. Пищу добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.

Изложение

Верблюд.

Вы видели, чтобы кто-нибудь не пил день, два, неделю?

Нет? А вот верблюд может не пить две недели!

Зачем верблюду горбы? В горбах он запасает воду в виде жиров. Воды в пустыне не хватает. Жир в горбах превращается в воду. Из ста граммов жира сто семь граммов воды получается!

Даже в самую сильную жару верблюд совсем рот не раскрывает, воду экономит. Рот от слюны мокрый. Откроешь рот и много воды упустишь. Поэтому верблюд и дышит очень редко, всего раз в минуту! (87 сл.)

(По И.И.Акимушкину)

3 Контрольный диктант (II четверть)

Цель: Проверить знания и умения, навыки учащихся.

Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания.

Следы.

Распахнулась дверь поезда. На улицу выбежал пёс и замер. Падал снег. Первый снег в его жизни. Кругом тишина. Тишина не понравилась Фомке. Он трусцой пустился по дорожке. В морозном воздухе смешно разнеслось его рычание. Снег скрипел под лапами пса. На свежем насте отпечатались его следы. Он переступил с места на место и удивился новым следам.

Грамматические задания

  1. Разберите по составу слово: понравилось

  2. Подобрать антонимы к словам: выбежал, тишина, смешно, морозный.

  3. Образовать слова, используя суффиксы, приставки.

Прочитать. Выписать два слова из трех слогов. Подчеркнуть в них гласные буквы.

Птицы.

У дома рос клён. На ветке клёна сели птицы. Это были галки. Зоя и Витя сыпали крошки хлеба. Птицы клевали корм.

Письмо по памяти.

Хорошо в лесу, ребята!

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой и сосной

И малиною лесной.

(М.Кравчук)

Списать. Подчеркнуть слова, которые нельзя переносить.

Два друга.

Аян и Адилет — два брата. Аян принёс краски. Адилет. Взял бумагу. Мальчики рисуют. У Адилета красивый домик. У Аяна голубой самолёт.

Предупредительные и объяснительные диктанты.

В лесу.

Стоял жаркий день. Ваня и Саша пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях?

Да это рыжая белка!

На рыбалке.

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал карпа. Алику попался маленький карась.

Словарные диктанты

Малыши, карандаши, лыжи, ландыши, камыши, груши, ежи, мыши.

Чижи, стрижи, ерши, этажи, лужи, житель, машина, шило.

Жир, ширина, ошибка, жильцы, кувшин, пружина, шиповник, жирафы.

Душистый, пушистый, широкий, свежий, лежит, шипит, бежит.

Жук увидел одуванчик

И присел, как на диванчик.

Так удобно жук уселся,

А диванчик разлетелся.

Запомни: -чк-, -чн- пиши без мягкого знака!

Ключ?ки, как известно,

Злюч?ки.

А кто же любит их –

Колюч?ки?

Один верблюд.

Ведь у верблюда

Колюч?ки – фирменное блюдо.

(Б.Заходер)

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мра…ый,

С четырёх сторон прозра…ный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы. (Аквариум)

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто;

Здесь осока, ко..ки, мхи.

Нет опоры для ноги. (Болото)

Словарный диктант

Роща, туча, дача, чашка, пища, площадка.

Чайник, зайчата, щавель, задача, часы, чаща, галчата.

Лечат, стучат, молчат, отвечал, кричат, пищат, рычат, трещат.

Чулки, чугун, щука, чудо, чулан, чудак, чужие, чуткий.

Чищу, хочу, стучу, плачу, ищу, кричу, тащу, молчу, щебечут.

Выборочный диктант

  1. Осенью роща опустела. 2. Мама обещала купить мне лыжи. 3. Вороны громко кричат. 4. На дворе трещал мороз. 5. Петя поймал леща. 6. Над водой летают чайки. 7. На лужайке дети рвали щавель. 8. Мальчики зашли в чащу леса. 9. Туча закрыла все небо. 10. Часы идут точно.

1 Я хочу прочитать эту книгу. 2. Есен решил трудную задачу. 3.Дети ищут грибы. 4.В лесу щебечут птицы. 5. Я помогаю товарищу. 6. Пищу надо хорошо жевать. 7. Собака лает на чужих. 8. Рыбак поймал щуку. 9. Сегодня чудесный день. 10. Кот чует мышку.

  1. Шапкой Миши шишки сшибли.

  2. В живом уголке жили ежи и ужи.

  3. У Саши нос в саже, скажи об этом Саше.

Зрительный диктант

Прочитать слова. Запомнить. Составить 5 словосочетаний и 3 предложения с любыми словами.

Чай, час, животное, шило, чудо, щука, чайник, часы, жир, жизнь, чудеса, щучий, жираф, шина, чудак, роща чаща.

Выборочный диктант

Подчеркнуть сочетания жи, ши.

1.В воздухе кружились белые снежинки. 2. Ерши живут в воде. 3. Мыши живут в норке. 4. У розы шипы. 5. С дерева падали шишки. 6. В лесу цветут ландыши. 7. У меня есть сапоги из кожи. 8. На улице большие лужи. 9. Мой чище шею и уши. 10. У берега растут камыши. 11. Ежи живут в лесу. 12. Под ёлкой росли рыжики. 13. В роще поют чижи. 14. Моржи живут в море. 15. Пиши, да не спеши. 16. Пиши чисто. 17. Пиши без ошибок.

1.Ученики сделали мало ошибок в диктанте. 2. В магазине продавали живую рыбу. 3. Саша положил вилки и ножи на стол. 4. Большая машина остановилась у дома. 5. Наши лыжники победили на соревнованиях. 6. На клумбе росли душистые цветы. 7. В часах лопнула пружина.

4 Контрольный диктант (III четверть)

Цель: Проверить знания и умения, навыки учащихся. Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания.

Верные друзья.

Под тёплым солнцем даже в самых глухих местах растаяли последние клочки снега. Запах цветущих ландышей кружит голову. Звенит лес от весёлых птичьих голосов. Из далёких стран вернулись на родину наши пернатые друзья.

Целыми днями пропадают школьники в лесу. Они развешивают на деревьях скворечники, синичники, дуплянки. Радостные и счастливые ребята поздно вечером возвращаются из леса домой.

Грамматические задания

  1. Изменить число существительных.

  2. Подобрать синонимы к словам: клочок, запах, радостный.

  3. Просклонять имена существительные по падежам: снег, друзья.

Разделительные ь и ъ.

Словарный диктант.

Дверь, олень, зверь, тетрадь, букварь, журавль, карась, медведь.

Окунь, голубь, день, рысь, осень, тюлень, учитель, мебель.

Клён, сирень. Супь, цепь. Дом, семь. Кот, сеть. Сахар, сухарь. Лён, лень, Нос, лось.

Мел –мель брат – брать

Кон – конь шест – шесть

Жар – жарь пыл – пыль

Ел – ель учит – учить

Подчеркнуть ь на конце слов.

1 Дети должны любить природу. – Дети любят природу. 2. На поляне росла ель. – Миша ел малину. 3. Алия учит уроки. – Надо учить уроки.

1.Сегодня солнечный день. 2. Арману семь лет, а Аяну шесть. 3. После лета наступает осень. 4. Я умею писать, читать, считать. 5. Журавль и орёл — птицы. 6. Стол и диван – мебель. 7. Медведь залёг на зиму спать. 8. Рыбаки тянут сеть. 9. Волк – хищный зверь. 10. На руке пять пальцев. 11. Собаку посадили на цепь. 12. Хорь – маленький зверёк.

1.Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. 2. С утра идёт дождь. 3. Учительница проверила мою тетрадь. 4. Мальчики пошли удить рыбу. 5. Конь бежит быстро. 6 Саша красит дверь. 7. Плот сел на мель.

Словарный диктант.

Полка – полька зорко – зорька

Уголки – угольки пенка – пеньки

Банка – банька редко – редька

Горка – горько борцы – борьба

Ёлка, ельник. Санки, коньки. Палки, пальцы. Ранки, раньше.

Деньки, зверьки, окуньки, пузырьки, огоньки, мотыльки, васильки, хорьки.

Письмо, пальто, мальчик, больница, учительница, школьник, тюльпан, рельсы.

Сильный, большой, беленький, маленький, горький, гурьбой, гуськом.

Выборочный диктант.

1.В большой дом едут новые жильцы. 2. Я утром раньше всех встаю и сам стелю постель свою. 3 Дуйсен написал письмо другу. 4. Хорошие стоят деньки. 5. Говори меньше, а делай больше. 6. У дома красивое крыльцо. 7. Редька на вкус горькая. 8. Больных лечат в больнице. 9. Поезд идёт по рельсам.

1. Гусь больше утки. 2. Ручей меньше реки. 3. Никите купили коньки. 4. Река покрылась льдом. 5. Я надеваю новое пальто. 6. Вечером в окнах светились огоньки.

Распределительный диктант.

Написать в 1-й столбик слова с твёрдым согласным на конце, во 2-й с мягким шипящим на конце.

Душ, муж, гараж, мяч, блиндаж, плащ, меч, ковш, мякиш, богач, силач, луч, рубеж, стаж, падеж, крепыш, грош.

Напиши слова в единственном числе в таком порядке: 1) рыбы, 2) птицы, 3) растения, 4) звери, 5) помещения, 6) посуда.

Стрижи, ерши, чижи, ножи, ковши, камыши, ландыши, моржи, гаражи, ежи, блиндажи, лещи.

Письмо по памяти

От кого деревьям вред?

Точит ёлку короед.

Услыхал деревьев плач

Знаменитый дятел-врач.

Прилетел он на заре

И постукал по коре. (А.Часовников)

Диктант

В феврале.

Февраль. Повсюду сугробы снега. На деревьях белые подушки. Впереди ещё и морозы и метели. До весны далеко. Но в ясный день на вершине старой сосны звенит голосочек синицы. Поёт она тихим, скрипучим голосом. Это её призывы к началу большого весеннего концерта. Позднее к голосу синицы присоединятся и другие исполнители леса. (50сл.) (В.Барков)

Изложение

Медвежонок Копуша.

Этого медвежонка звали Копушей, потому что он вечно копался. Последним он выходил на прогулку, последним съедал свой обед.

Из всех медвежат Копуша была одна такая спокойная, добрая. Ей можно было без опаски дать в рот палец, отобрать корм.

Копуша была общей любимицей. Она и играла как-то по-особенному, медленно, важно. Перевернётся через голову, а потом сядет и смотрит, в чём дело. Почему дерево с другой стороны очутилось? Больше всех она дружила с самой молодой юннаткой Маней, потому что на Маниных платьях было много пуговиц, а Копуша их любила сосать. Сосала она всё, что попало. От удовольствия она только жмурилась. Вообще Копуша была очень смирная. (103 сл.) (В.В.Чаплина)

Образец: берлога медведя – медвежья берлога.

Берлога медведя — пух лебедя –

Шкурка зайца — рога оленя –

Логово волка — жир гуся –

Контрольное списывание.

Списать подчеркнуть слова с разделительным твёрдым знаком.

Сегодня у нашей школы юбилей. Ей исполнилось пятьдесят лет. Со всех концов необъятной страны съехались её бывшие ученики. В стенах школы встретились ученые, рабочие, врачи. Кругом радостные лица, объятия. Право объявить начало праздника дано лучшему классу.

Составить и написать словосочетания.

Выйти (куда?) подъезд

Начать (что?) съемка

Слушать (что?) объяснение

Подготовить (к чему?) подъём

Остановиться (где?) разъезд

Прочитать (что?) объявление

Послать (куда?) съезд

Распределительный диктант.

Списать в 2 столбика: в левый – с ъ, в правый – с ь.

Ш..ёт, в..ёт, п..ют, л..ют, б…ют, с…ел, обез…яна, об…явление, под…ём, из…ян, об…ятие, вороб…и, от…езжать, счаст…е, ненаст…е, весел…е, пред…явить, об…единение, раз…яснение.

Объяснить написание подчеркнутых слов. Составить текст объявления о походе в лагере.

Объявление.

Ребята! В воскресенье мы идём в театр. Не забудьте взять билеты! После спектакля собираемся у подъезда театра.

5 Контрольный диктант (IY четверть)

Цель: Проверить знания и умения, навыки учащихся. Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания.

Мы любим цветы.

В нашем классе красивый зелёный уголок. Комнатных цветов у нас много. Есть большие фикусы, примулы, бегония, розы, кактусы и другие. За цветами ухаживают цветоводы. Два раза в неделю они поливают цветы водой. Каждую субботу ученики обтирают листья влажной тряпочкой. Цветы украшают нам класс, освежают воздух. Скоро в нашей школе будет своя теплица.

Грамматические задания.

  1. Разберите по составу слово: поливают.

  2. Произведите фонетический разбор слова: ученики.

  3. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Изложения

Изложение №1.

Цель: Знать тему текста и научить учащихся писать изложение близко к тексту. Формировать умения и навыки последовательно пересказывать текст.

Девочка и камень.

Маленькая девочка жила далеко от школы. В дождь, в снег, в жару, в мороз она приходила в школу.

Однажды утром с горы спустилась чёрная туча. Началась страшная буря. Деревья сгибались до земли. Никто не выходил на улицу.

Вдруг сторож школы услышал голос. Он вышел на крыльцо. Там стояла девочка и держала в руках огромный камень. Она несла камень всю дорогу, чтобы ветер не сбил её.

Вопросы для беседы:

Где жила маленькая девочка?

Не опаздывала ли она в школу?

Почему однажды утром никто не вышел на улицу?

Кто пришёл в этот день в школу?

Что ей помогло дойти до школы?

Примерный план

  1. Девочка никогда не опаздывала в школу.

  2. Буря.

  3. Девочка с камнем.

Изложение №2.

Цель: Знать тему текста и научить учащихся писать изложение близко к тексту. Формировать умения и навыки последовательно пересказывать текст.

Чужая пятёрка

Сегодня у Серёжи праздник. В его тетради по русскому языку стоит пятёрка за диктант. Теперь его не будут ругать за то, что получает только тройки.

Дома Серёжа сообщил папе про пятёрку. Папа радостно улыбнулся и спросил, как Серёжа смог написать без ошибок. Мальчик рассказал, что он сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Серёжу и сказал, что он принёс домой чужую пятёрку.

Вопросы для беседы:

Какой праздник был у Серёжи?

Какой назвал папа Серёжину пятёрку?

Прав ли был Серёжа, радуясь пятёрке?

Примерный план

  1. У Серёжи праздник.

  2. Папа обрадовался.

  3. Чужая пятёрка.

Изложение №3

Цель: Знать тему текста и научить учащихся писать изложение близко к тексту. Формировать умения и навыки последовательно пересказывать текст.

Мама.

Закрою глаза, прислушаюсь. И услышу мамин голос. Он такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Я всегда буду помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги маму.

С чего начинается Родина? Родина для каждого из нас начинается с мамы.

Вопросы для беседы:

Какой голос у твоей мамы?

Спутаешь ли его с другим голосом?

Какое горе является самым большим на свете?

Как нужно относиться к маме?

Примерный план

  1. Мамин голос.

  2. Берегите маму.

  3. С чего начинается Родина?

Изложение №4.

Цель: Знать тему текста и научить учащихся писать изложение близко к тексту. Формировать умения и навыки последовательно пересказывать текст.

Горькая вода

Толя с Витей возвращались из леса в лагерь. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело ей было нести его. Мальчики это заметили. Толя быстро зашагал в лагерь. Витя побежал помогать бабушке. Он взял ведро и отнёс к ней домой.

Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Мальчик постучал в дом. Дверь открыла знакомая бабушка. Она встретила Толю ласково и приветливо, дала воды. Толя стоял красный. Он быстро попил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.

Вопросы для беседы:

Кто встретился мальчикам по дороге в лагерь?

Тяжело ли было старушке?

Как поступили мальчики?

Как встретила мальчика бабушка?

Почему вода показалась горькой?

Примерный план:

  1. Встреча на улице.

  2. В гостях у бабуки.

Изложение №5.

Снег идёт.

Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на крыши, чёрствую грязь на дороге, замёрзшие лужицы, грядки, деревья.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда они летят, они как пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой острые, как стрелки.

После обеда Таня не узнала деревню, стала она вся белая. Крыши, дорога, огороды белые.

Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла. (75 слов).

Вопросы и задания к тексту

Подумайте на сколько частей можно разделить текст.

Чему будет посвящена каждая часть?

Какие слова в первой части говорят о том, что снег шел густой?

Как выглядит летящая снежинка?

Как она выглядит на ладони?

Примерный план

  1. Летят снежинки.

  2. Снежинки на ладони.

  3. Белая деревня.

  4. Зима пришла.

Словарно-орфографическая подготовка.

Найдите слова названия действий снежинок. Подберите свои, которые были бы близки по смыслу словам из текста.

Подберите прилагательные к словам грязь (какая?) …; лужицы…; лучики… .

Объясните значение выражения черствая грязь. Подберите слова по смыслу.

Вставьте пропущенные буквы в словах: посм…трела, сн..ж…нки, л…тели, гря…ки, выгл… нуло, сне…, забл…стел, круж…лись, крыш…, ш…рокие.

Каким способом автор подчеркивает яркую белизну выпавшего снега?

Сочинения

Сочинение №1.

Цель: Умение глубоко, обстоятельно высказывать свои мысли и чувства. Правильность построения предложений, их последовательность. Развитие речи.

«Мой класс»

Сочинение №2.

Цель: Умение глубоко, обстоятельно высказывать свои мысли и чувства. Правильность построения предложений, их последовательность. Развитие речи.

«Новый год»

Сочинение №3.

Цель: Умение глубоко, обстоятельно высказывать свои мысли и чувства. Правильность построения предложений, их последовательность. Развитие речи.

«Мой лучший друг»

Диктанты по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

ДИКТАНТЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЕМ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. АЛФАВИТ

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ДИКТАНТЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЕМ

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЕМ

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ДИКТАНТ-ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

СВОБОДНЫЕ ДИКТАНТЫ

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЕМ

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ГЛАГОЛ

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

ДИКТАНТЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЕМ

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

ИТОГОВЫЕ ДИКТАНТЫ

Русский язык 5. Контрольные диктанты с ответами

Русский язык 5. Контрольные диктанты для УМК Ладыженская, Баранов, Тростенцова с ОТВЕТАМИ. В учебных целях использованы цитаты из пособия «Русский язык 5 класс: Контрольные и диагностические работы / И.В. Текучёва. — Москва: ACT: Астрель», которое используется в комплекте с учебником Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс».


Русский язык 5 класс.
Контрольные диктанты

 

1. Синтаксис. Пунктуация.

Орфография: безударные гласные в корне; безударные гласные в окончании существительных; проверяемые согласные в корне; Ь разделительный, Ь для обозначения мягкости согласного, НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; двоеточие после обобщающего слова; тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания в предложениях с прямой речью.

 

Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; гласные в приставках; Ь разделительный; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения; запятая при обращении; знаки препинания в предложениях с прямой речью; запятая в сложном предложении.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

4. Деревенька на краю света. Главный промысел жителей — клюква. Мужчины ещё охотятся на зверя: норку, куницу, выдру. Медведя бьют редко. Медвежья охота — праздник.
     В избе деда Семёна собрался народ. Ребятишки воробьиной стайкой жмутся у двери, робко глядят по сторонам. Молодые парни слушают рассказы стариков. Старики ведут разговор о медведях, об охоте. Книгу о медведях можно написать по этому разговору.
     Украдкой достаю записную книжку и карандаш. «В берлоге медведь не ляжет мордой на север», — говорят старики.
     Записываю всё.

5. Осень пришла внезапно. До тех пор я её почти не замечал. В саду ещё не было запаха прелой листвы и вода в озёрах не зеленела. Осень завладела всем: садами, реками, лесами.
     В саду суетились синицы. Они висели на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.
     Каждое утро в сад слетались перелётные птицы. Под свист, шум и карканье в ветвях поднималась суматоха. Птицы улетали на юг. В лесах дождём облетала листва. Старик Прохор мне часто говорил: «Ты гляди, присматривайся, милый человек, чем каждая птица дышит».

 


2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; непроизносимые согласные в корне; буквы А, У после шипящих; Ь разделительный; гласные в приставках; буквы Е и И в окончаниях имён существительных; -тся и -ться в глаголах; раздельное написание предлогов с другими словами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

10. Я не заметил, как по тропинке из леса вышел известный в округе охотник. И вдруг зашуршали кленовые листья, на поляну выбежала рыжая лиса. Взглянула в мою сторону и прямым ходом побежала к охотнику. А тот глядит на меня и смеется. Вот так чудеса!
     Оказывается, охотник подобрал её совсем маленькой в лесу. Поил молоком, ласкал. И вот — лиса не только на свободе разгуливает, но даже на охоту с человеком ходит. Вместе с собаками по следу бежит.

 


3. Лексика.

Орфография: безударные гласные в корне; О—Ё после шипящих в корне; О—А в корнях -раст-/-рос, -лаг-/-лож-; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении; двоеточие после обобщающего слова.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

12. Зима тяжела для всех: для птиц, для зверей, для муравьёв. Трудно зиму пережить. Не все весной выползут встречать солнце.
     Несут муравьи из ходов больных и слабых. Вот один носильщик вытащил больного, положил на солнце. Вот другой принёс.
     Растёт число отощавших за зиму муравьёв. Им бы поесть немножко, а вокруг снег. Тяжёлая ситуация!
Можно уйти, но тогда муравьишки погибнут. Как им помочь?
     Рядом берёза росла, кора у неё от сока набухла. Проткнул я бересту, закапал целебный берёзовый сок. Муравьи сразу побежали к капелькам. Сами напились и кинулись к муравейнику новостью с другими делиться.

 


4. Морфемика. Орфография.

Орфография: безударные гласные в корне; буквы И, Ы после шипящих; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный; -тся и -ться; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения.

 

Орфография: безударные гласные в корне; буквы И, А после шипящих; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

18. Это было как в сказке. Кленовые листья повисали на нитках осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают грустны и особенно ласковы.
     Солнечные зайчики играли на опавших листьях. Рядом, на куст шиповника, слетелись погреться мошки. Сядет мошка на лёгкий лист, а он не держит тяжесть, валится на землю.

19. Сад разнообразно одевался.
     Старый клён возвышался над южной частью сада. Он стал ещё больше и оделся свежей зеленью. Выше и виднее стала и главная аллея. Вершины её старых лип поднялись и подтянулись над садом зелёной грядою.
     А ниже клёна, ниже аллеи лежало что-то сливочного цвета. И всё это поражало своей густотой, свежестью и новизной.

 


5. Имя существительное как часть речи.

Орфография: безударные гласные в корне; корни -раст-/-рос; -тся и -ться; О—Ё после шипящих в корне; гласные в окончаниях существительных; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

23. Прошлым летом я возвращался с Борового озера к себе в деревню. Дорога шла по просеке в сосновом лесу. Всё вокруг заросло пахучими от летней сухости травами.
     Особенно много колосистой травы и цветов росло около старых пней. Трухлявые эти пни разваливались от лёгкого толчка ногой. Тогда взлетала тёмным облаком коричневая пыль, а внутри пня начинали суетиться крылатые муравьи, жужелицы и плоские чёрные жуки.
     Кучевые облака громоздились в небе. Они казались такими тугими, что можно было, наверное, лежать на их ослепительно белой громаде и смотреть на землю с её лесами, просеками, полянами, цветущей рожью и пёстрыми стадами.

 


6. Имя прилагательное как часть речи.

Орфография: безударные гласные в корне; корни -рос-/-раст-; гласные в окончаниях существительных; Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться; гласные в окончаниях прилагательных.
Пунктуация: прямая речь в предложении, запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

27. Мне тогда было лет пять или шесть. Мы жили в дальней деревне.
     Однажды мама пошла в лес за земляникой и взяла меня с собой. Земляники в тот год уродилось очень много, и была она очень крупной. Росла она прямо за деревней.
     День был солнечный, жаркий. Мы подошли к лесной опушке, и вдруг набежала чёрная тучка. Из неё посыпался крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Они повисали на зелёной траве, на густых ветвях кустов и деревьев.
     Мы с мамой встали под дерево. Дождик быстро кончился. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Прямо как мост. «Вот бы по нему пробежаться!» — сказал я. Мама засмеялась: «Ты лучше по земле бегай».
     И мы пошли в лес собирать землянику.

 


7. Глагол как часть речи.

Орфография: безударные гласные в корне; гласные в окончаниях глаголов; -тся и -ться; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

31. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся его берегом.
     Я иду берегом любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Эти пузыри мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается у нового препятствия в белоснежный ком.
     Новые препятствия встречает вода, и ничто ей от этого не делается, она только собирается в струйки.
     Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на траву. И в дрожи этой рождается звук. Чудится, что трава растёт под музыку, видишь согласие теней.

 


Русский язык 5. Контрольные диктанты для УМК Ладыженская, Баранов, Тростенцова с ОТВЕТАМИ. В учебных целях использованы цитаты из пособия «Русский язык 5 класс: Контрольные и диагностические работы / И.В. Текучёва. — Москва: ACT: Астрель», которое используется в комплекте с учебником русского языка Т.А. Ладыженской и др.

 

Диктанты 5 класс 3 четверть по Русскому Языку

Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 3 четверти 5 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России / УМК Ладыженская Т.А. . Объём диктанта ФГОС для 5 класса 3 четверть – 90 — 100 слов.

Начало мая было сухим и жарким. На буграх, на вырубках и опушках шуршала сухая трава, опавшие листья взлетали от ветра. Они были похожи на бабочек. На земле можно было не только сидеть и лежать, но даже стоять на коленях. Колени были сухими. И потому не попадались весенние грибы. Нужен был грибной дождь. А сыпал снег. Густые хлопья крыли всё: и кусты, и деревья, и землю. Кругом всё было бело. Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь. Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится. Объём слов: 117

Зима для всех тяжела: и для птиц, и для зверей, и для муравьёв. Трудно перезимовать зиму. Когда наступает весна, выползают из своих нор муравьи. Голодно им сейчас, надо помочь им. Можно просто перешагнуть и уйти. И вдруг я увидел рядом берёзу. Кора у неё набухла от сока, порозовела. Проткнул я берёсту с солнечной стороны, и потёк берёзовый сок. Муравей пополз по коре, сразу насторожился, усами зашевелил, свернул к ближней капельке и стал пить. Брюшко у него быстро надувается от сока. Напился сам и побежал друзей своих звать. Тут к нему все побежали, заговорили и стали сок пить. Объём слов: 97

Гаврик спал возле лодки. Он положил под голову камень и укрыл лицо дедушкиным плащом. Гаврика охватила дрожь. На ногах не было носков, и Гаврик поджал ноги. К утру из-за туч выглянуло солнце. По поверхности моря пошла рябь. В направлении горизонта показалась светлая полоса. А возле дач кричат первые петухи. В такую ночь нельзя спать под крышей. Гаврик встал, умылся в море, увидел в морской пучине рыбёшек. Он прошёл сквозь заросли бурьяна к своему сараю. Сарай находился на бугорочке. В сарае спал дедушка. Дедушка уже был в огороде. Помидоров в огороде оставалось мало. Дедушке удалось собрать штук шесть. Цыплёнок бегал у ног дедушки, клевал землю. Дедушка вошёл в сарай, достал с полки кусок хлеба и положил его рядом с помидорами. Сегодня дедушке предстояло много дел. Объём слов: 124

Петя вырвал из тетради листок и принялся писать бабушке письмо, он просил передать привет тёте и дедушке. Мальчик сообщал, что по примеру дедушки он хочет стать героем, его влечёт карьера военного. Мальчик просил прислать ему мундир дедушки. Прошло два месяца, а посылки от бабушки не было. В ожидании послания от бабушки Петя пошёл к Гаврику. С утра до вечера мальчики бродили по чёрным дворам, тёмным галереям, тенистым аллеям, становились гостями трущоб, колесили по окраине города. Вид у Пети был приличный. Он был в шинели и с ранцем за плечом. Но во время дождя они укрывались одним плащом. А ещё мальчики любили ходить по узким улочкам города. Здесь было много интересного и любопытного. Объём слов: 113

Окна были из разноцветных стёклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзина с чудесными вишнями. Пока Герда ела, Старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки. Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомни о Кае и убежит от неё. Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех сортов и времён года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокими деревьями. Тогда её уложили в чудесную постельку с шёлковыми перинками, и девочка заснула. Объём слов: 109

Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал, галерею, то передал ее в дар Москве. Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову. В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. Объём слов: 113

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав. Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце про летели бабочки. Гудит домовитый шмель. В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки. Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения. Объём слов: 120

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли. Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. Объём слов: 114

Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Шиповник — лесное растение. Аромат цветков как у розочки. Плоды — красные ягоды с толстой кожицей. Шиповник бывает разных видов. Самый красивый растет на острове Сахалине. Его листья кажутся бархатистыми, так как они все в мелких морщинках. Плоды такие крупные, что их зовут сахалинскими яблоками. Морщинистый шиповник селится у самой кромки морского берега. Плоды падают в воду, плывут мимо пляжей и скал. Прибой подхватывает их и разбивает о камни. Семена высыпаются. Волны перетирают их с песком. Кожура становится тоньше. Семена быстро прорастают. И на пляже прибавляются новые кусты шиповника. В Средней Азии высоко в горах растут шиповники с белыми и золотистыми цветками. У всех шиповников мощные корневища, крепкие, как железные прутья. Они хорошо укрепляют почву. Даже сильные ливни не смывают почву с гор, где растет шиповник. Объём слов: 142

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул вводу и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?» Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. Заря догорала. В потемневшей синеве неба стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звезды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц. Устал Васютка за день, но сон не шел. Он подбросил в костер дров, снова лег на спину. Облака исчезли. Подступила дремота. Объём слов: 94

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима. Гуляет вьюга. В лесу все тонет под белым покровом. Зайдешь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега. Перешептываются на ветру длинные косы берез. Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнезда. Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. Как им помочь? Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогайте им! Объём слов: 86

Мороз, говорят, поотпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые костыли и гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки запушились, и все-то ярко – и снежная ветка на скворешне, и даже паутина в дыре сарая – будто из снежных ниток. Невысокое солнце светит на лесенку амбара, по которой взбегают плотники. Все в толстых полушубках, шлепают рукавицами с мороза, сдирают с усов сосульки. Оба окна горят. Горкин лезет по лесенке закрывать трубу. И весело мне смотреть, как стоит он в окне на печке – в огненном отражении от солнца. Объём слов: 92

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и собираются удержать меня. Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи. Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля и кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце. Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоит присесть, и сразу увидишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики. Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. Здесь мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. Объём слов: 108

Шоколадные почки распускаются, и на каждом зеленом хвостике висит большая прозрачная капля. Если растереть между пальцами даже одну почку, потом долго все будет пахнуть ароматной смолой березы, тополя или черемухи. Понюхаешь черемуховую почку и вспомнишь, что осенью забирался вверх по дереву за ягодами. Ел их горстями прямо с косточками. Ветер теплый. В тишине начинают шептаться между собой деревья. Осинка молодая вышла, стоит свечой на поляне, помахивает веточкой, приглашает рыжего бельчонка в гости. Прекрасная стройная елочка приветливо кивает вершиной. Хорошо в лесу! Объём слов: 81

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать к дедушке в среднюю полосу России. Мой дедушка – известный в своей округе лесник. От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке и направились к лесу. На опушке росла малина. Ее красные ягоды так и манят к себе. Пьянеешь от их запаха! Какая тишь! На небе нет туч. Вот из-под куста вылезает еж. Прошуршал в траве и исчез. Доходим до рощи, а за ней на полянке стоит избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пес Дружок. Объём слов: 88

Почему писатель назвал своего героя Чебурашкой?* Не удивляйтесь, но предположительно первым Чебурашкой была маленькая девочка. Вот как это происходило. Морозной зимой писатель Эдуард Успенский шел по двору. Вдруг он видит малышку, которая гуляет с мамой. На девочке длинная мохнатая шуба. Эта шуба ей подойдет, когда девочка подрастет. А сейчас малышка с трудом пробирается по снегу, все время спотыкается и падает. А мама ее поднимает и говорит: «Вот какая чебурашка!» Писателю понравилось это словцо, и он назвал им своего сказочного героя. Так появился этот «неизвестный науке зверь», который приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился в столице нашей родины. Объём слов: 95

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса

Контрольно – измерительные материалы

Контрольный диктант по теме “Правописание корней слов».

Люди научились говорить, потому что они остро нуждались в общении.Им был просто необходим хороший способ хранить знания и передавать их друг другу.
Прошло не мало времени, пока люди научились передавать словами, как надёжнее всего добывать еду, охотиться на диких животных, договариваться о совместных делах и т.д.
При помощи слов они могли вместе вспоминать о прошлом и строить планы на будущее.Слова помогали людям объединяться, обмениваться разными сведениями.(70 слов).

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Морфология».

Родина арбуза –тропическая Африка. Человек выращивает арбузы уже более тысячи лет. Свидетельством этому может послужить тот факт ,что художники и мастера Древнего Египта часто делали его героем своих произведений. Арбуз -представитель семейства тыквенных .У саженцев арбузов каждый год появляются красивые ,похожие на колокольчики, цветы. Для того .чтобы арбузы могли полностью вызреть, им нужен жаркий климат и долгий период созревания .Их сажают после того, как земля прогреется и прекратятся заморозки.
Обычно арбузы подаются к столу в свежем виде, но их можно и законсервировать .В странах востока семена арбуза считаются своеобразным деликатесом.( 90 слов)

Грамматические задания.

1.Обозначьте орфограммы в словах:арбуз,послужить,героем,красивые.

2.Выпишите из текста 3 глагола,выделите их окончания,определите спряжение глаголов.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Синтаксис.Пунктуация.Культура речи».

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
      Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет.
      Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)

Грамматические задания.

1.Произведите синтаксический разбор простого предложения с однородными членами.

2.Произведите синтаксический разбор сложного предложения.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Фонетика.Орфоэпия.Графика».

Много столетий считалось, что вылечиться от укуса тарантула можно только музыкой. Врач являлся к больному с музыкантами. Звучал быстрый, веселый мотив. Больной вставал с постели и танцевал. Считалось, что яд тарантула выделяется с потом. Поэтому чем быстрее и дольше танцевал больной, тем успешнее шло выздоровление. Составлялся даже список музыкальных произведений. Но подходящих мелодий было все-таки мало. Стали сочинять специальные для излечения от тарантизма. Они так и назывались — «тарантелла». Это были быстрые, веселые мотивы, под которые хорошо танцевалось. Они полюбились людям, и музыканты стали их исполнять не только у постели больных, но и на свадьбах, именинах, разных праздниках. Так родился веселый народный итальянский танец «тарантелла».(105 слов)(По Ю. Дмитриеву)

 Грамматические задания.

1. Что же общего у ядовитого паука тарантула и веселого танца тарантелла?

2. Выполните фонетический разбор слов мотив, яд, являлся.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Морфемика».

Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте. 

  Растет береза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдет еще несколько лет, и многие светолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60 — 80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.
А на опушке или поляне береза проживет долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет.(114 слов)

 Грамматические задания.

  1) Найдите слова с корнем -раст-, -рос-. Графически объясните выбор гласной в корне.
2) 1-й вариант: найдите сложное предложение и подчеркните его грамматические_основы.
2-й вариант: найдите предложение с однородными членами и подчеркните их.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя существительное».
Кайры

Над шумным, пенным морем поднимается скала. У неё нет обычной вершины. Солёная морось, хлёсткие долгие дожди, тающие по весне тяжёлые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували её. На месте острой вершины образовалось каменистое плато.

На плато множество чёрно – белых птиц. Это кайры.

Яйцо кайры тяжёлое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.

Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.

Птицы у самого дна гоняются за рыбёшками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато – зелёные, белые и коричневые. И все в тёмных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – тёплая. («Всё о птицах»; 116 слов)

Грамматические задания:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Над шумным, пенным морем поднимается скала. 2 вариант: На месте острой вершины образовалось каменистое плато.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: поднимается над морем; 2 вариант: каменистое плато.

3.Морфологический разбор существительного:

1 вариант: (над) морем; 2 вариант: плато.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя прилагательное».

Павлиний глаз.

Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.

Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.

Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. (Коваль Ю. И. «Поздним вечером ранней весной» ( Рассказы, повести.) (93 слова)

Грамматические задания:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями.2 вариант: Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сухими крыльями; 2 вариант: садится на стол.

3.Морфологический разбор прилагательного:

1 вариант: сухими; 2 вариант: письменный.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Глагол».

Грибной дождь.

Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе.

К. Г.Паустовский «Золотая роза»)( 118слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. 2 вариант: Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сыплется из туч; 2 вариант: попахивает дымком.

3.Морфологический разбор глагола:

1 вариант: сыплется; 2 вариант: попахивает.

4. Морфемный разбор

1 вариант: возится, трогает; 2 вариант: следить, ловится.

Итоговый контрольный диктант.

В самолёте во время грозы

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат. Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке. (В. Железников «Мальчик с красками»» )(103 слова )

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. 2 вариант: Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: от встречного ветра; 2 вариант: по бетонной дорожке.

3.Морфологический разбор:

1 вариант: гудят; 2 вариант: (по) дорожке.

4. Морфемный разбор

1 вариант: шёлковые, видеть, лётчик; 2 вариант: волшебная, несётся, самолёт.

5. Фонетический разбор:1 вариант: пять; 2 вариант: часто

Контрольное изложение по рассказу А.И.Куприна «Ю-ю».

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой ,клубком ниток, собственным хвостом…И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

Выросла, словом, всем кошкам кошка .Тёмно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках ,хвост как ламповый ёрш.

Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного семейного счастья. Это тогда ,когда я писал по ночам .Царапаешь, царапаешь пером ,вдруг не хватает какого-то очень нужного слова. И вздрогнешь от мягкого упругого толчка. Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол.

Поворочается немного на столе, помнётся, облюбовывая место ,сядет рядышком со мною у правой руки, пушистым, горбатым комком; все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу.(134 слова)(По рассказу Куприна «Ю-ю».

Контрольное изложение «Шоколадный торт».

Итоговый диктант за 5 класс по Русскому Языку

Итоговые диктанты по русскому языку за 5 класса — с грамматическими заданиями. Диктанты по итогам пройденных за год материалов / УМК Ладыженская Т.А. .

Был прекрасный июльский день. Утренняя заря разливается румянцем. Солнце всплывает под узкой тучкой, просияет и погрузится в лиловый туман. Тонкий край растянутого облачка блистает змейкой. Но вот выглянул солнечный луч, осветил бесконечные облака. Они собираются и сдвигаются к небосклону, теснятся. И вот ты их уже не видишь. Цвет небосклона не изменяется, не темнеет, но сеется едва заметный дождь. К вечеру облака ложатся розовыми клубами и потом исчезают. В чистом воздухе пахнет полынь, сжатая рожь. В отдалении видишь много чащ и рощ. Объём слов: 81

Я пошёл на охоту. Попадалась разная дичь. Вечерняя заря погасла, и в воздухе начинали разливаться тени. Я решил вернуться домой, взобрался на холм и в отдалении увидел другие места. У моих ног тянулась узкая долина. Я остановился в недоумении. Высокая трава белела ровной скатертью, ходить по ней было жутко. Я вскарабкался на другую сторону и стал забирать вдоль осин. Летучая мышь носилась над верхушками деревьев, кружилась и дрожала. Резво пролетел в вышине ястреб. Он спешил в своё гнездо. Я добрался до края леса, но дороги не было. Низкие кусты расстилались передо мной, а за ними виднелось поле. Ночь приближалась и росла. Всё вокруг было чёрным. Ночные птицы мчались у меня над головой. «Заблудился!» — подумал я. Объём слов: 115

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу. Все пассажиры молчат. Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят. Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу. Это продолжается минут пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке. Объём слов: 98

У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, желтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми — они всегда голодны. А тут еще постоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скворечника. Но скворцы — хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения. Объём слов: 98

Березовый лес. Листья вверху. Листья внизу. Они светят и утром, и днем, и в потемках. Сегодня солнце тусклее и ниже, но оно еще бодрит. Хорошо под его лучами! На склоне старого леса в мохнатых розовых шляпках стоят волнушки. Собирай! Под косогором сквозь зелень кустов синеет вода. Над речкой в зарослях острой травы раздается испуганный всплеск. Вот над березовой рощей взмыло стадо гусей. Белокрылые, рослые, они поднимаются в глубину сквозного синего неба. Улетают на целую осень. На целую зиму. До свидания, гуси! Мы будем вас ждать вместе с талой водой на реке. Объём слов: 110

Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зеленый широкий пруд. Он точно спит в своих отлогих берегах. Камыши стоят неподвижно. Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала. Все остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То яркие, то темные листья стелются по воде. Глубоко ушли их корни в тинистое дно. Белые и желтые водяные лилии, кувшинки и красные цветочки темной травы разнообразят зеленый ковер пруда. Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову! Объём слов: 89

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю ее изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело ее. Когда же начнется сев? Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на желтых парашютиках легкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь елочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдешь в лес и не увидишь на бороздках свободного места. Так кроты весною пашут, елки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями. Объём слов: 100

Охотник по узкой тропинке шёл от деревни к роще. Здесь он бродил и раньше. Местность ему знакома. За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь. Над мрачным болотом нависли клочья тумана. Тишина. Свежий ветерок колышет чуткую лесную траву, сушит росу. Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. Дальше надо продвигаться осторожно. Охотник шепчет псу: «Джек, иди!» Собака бросается в заросли тростника и бесшумно прокрадывается по болоту. В кустах слышится шорох, и в небо взлетает утка. Старик поднял ружьё и выстрелил. Птица тяжело метнулась в чахлый березняк. Но от Джека не спрячешься и не спасёшься. Пёс несёт добычу в шалаш. Объём слов: 104

Летнее утро поднимает с постели. Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик. Подосиновик — гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь ещё штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. Объём слов: 97

Кедр растёт высоко в горах, ветры его набок* клонят, стараются к земле наклонить. А он высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется всё выше и выше к солнцу. На концах веток кедровые шишки висят. Орешки ещё не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живёт. Кедр всех кормит. Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется. Поздней осенью ещё больше зверьков и птиц на кедре. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю. Объём слов: 100