Материал по русскому языку (5 класс) по теме: Правила в стихах по русскому языку.
Материалы к оформлению стендов в кабинете русского языка. Правила в стихах.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно её
Ставь под ударение.
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
ВоробЬи, семЬя, жилЬё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
ТридцатЬ, двадцатЬ, десятЬ, пятЬ.
Вместо «шесть» получим шест,
Вместо «есть» напишем ест,
Станут пенками «пеньки»,
Уголками – «угольки»,
«Банька» в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Было «сели»,
Стало «съели»,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
— Твёрдый знак!
Твёрдый знак нам нужен тоже –
Без него писать не сможем:
Съезд, сЪедобный, обЪясненье,
И подЪезд, и обЪявленье.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.
Зимним днём, зимним днём
На прогулку мы идём.
Ради шутки, ради смеха
Спросим мы лесное эхо:
«Ты на дереве какОМ?»
Отвечает эхо: «ОМ!»
«Ты под кустиком какИМ?»
Отвечает эхо: «ИМ!»
«Расскажи ты это всем!»
Отвечает эхо: «Ем!»
НЕ выучил, НЕ делай,
НЕ знаешь, НЕ спеши!
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши!
У полных прилагательных отчаянье:
Куда-то убежало окончание,
Умчалось, разрешенья не спросив,
И стал вдруг смелый смел ,
Красивый стал
красив !
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя!
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить,
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
По цели всегда различай предложение:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос в вопросительном (дашь нам ответ?),
А в побудительном – просьба, совет.
Ты запомни, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.
Школьник! При разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание:
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права
(В нём слово главное всегда с зависимым шагает!):
Вопрос от главного идёт
И никогда – наоборот!
Одно предложенье простое с другим
Стать предложеньем решили одним.
Простых может три быть, четыре и пять –
Важно их все запятой отделять!
Признак предмета или явления
Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Чей? и какой? – ответы просты
(Лишь не хватает волнистой черты!).
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Сразу отыщешь все ДОПОЛНЕНИЯ!
Вот вопросы: где? куда? как? откуда? и когда?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО в ответ
Никогда не скажет «нет»!
Всё подробно вам расскажет:
Образ действия покажет,
Время, место назовёт
И причину приведёт!
Вам скажет каждый джентльмен:
-Две буквы Н любой порою
Пиши в словах, где –онн- и –енн-,
И только ветреный с одною.
Ему в ответ абориген:
— На Н кончается основа,
К ней прибавляешь суффикс –н- —
С двумя НН получаешь слово!
А в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-
Пишите Н одно, друзья!
Лишь оловянный, деревянный
И стеклянный пишутся с двумя.
Слова – синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас:
Родимый край – Отечество – Отчизна!
Как много в них священного для нас!
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный!
Все антонимы всегда
Противоположны!
Различен смысл в словах. И что же?
Как близнецы, они похожи:
Груз подаёт подъёмный кран,
И воду льёт в квартире кран.
Железную подкову кузнец ковал коню.
Я в человеке волю железную ценю:
Хоть звона наковальни не слышала она,
Но, как железо, прочной и крепкой быть должна.
Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой –
Стиль это просто
разговорный,
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу –
Знай, в них художественный стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль публицистический –
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой- официально-деловой.
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль научный!
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда!
Конспект урока русский язык 5 класс по теме «Орфография. Нужны ли правила?»
Конспект урока
по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской
по теме «Орфография. Нужны ли правила?»
Выполнила Ворвулева Любовь Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Большеремонтненская СШ
2017 год
Конспект урока по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской по теме « Орфография. Нужны ли правила?»
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Цели урока: 1. Ввести понятие орфограммы. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Отработать произношение, правописание и употребление терминов орфография, орфограмма.
2.Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости.
УУД:
Личностные:
Осознание алгоритма успешного учебного действия.
Осознание практической важности данного правила.
Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.
Регулятивные:
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные:
Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
2.Актуализация знаний (путем постановки проблемы)
Ребята, сегодня мы начнем путешествие по необыкновенной стране Орфографии. А сейчас посмотрите, какой случай произошел в этой стране (на экране стихотворение). Учитель выразительно читает стихотворение.
Грустные вести.
Пришло письмо мне
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он? Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
-Ответьте на вопросы:
-Чем заболел Миша?
— Что придаёт тексту шутливый характер?
— В каких словах допущены ошибки?
— Почему Миша допустил ошибки в словах?
— А вы могли бы допустить такие ошибки?
3. Постановка учебной цели.
— Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.
Открытие новых знаний.
4.1 Проблемный вопрос нашего урока. Зачем нужна орфография?
(Предоставим детям возможность высказать свою точку зрения.)
Вот представьте себе, в школе ученик должен выучить 71 орфограмму. Очень часто можно услышать такие слова: «Кто придумал эти правила, зачем они нужны? Как бы вы ответили на этот вопрос? (Без орфографии мы не сможем понимать друг друга, иногда понимаем, но с большим трудом).
А сейчас, давайте вспомним, что изучает орфография? (правильное написание слов)
-Что такое орфограмма? (Написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу).
На экран проецируется слайд со словами Л.В. Щербы.
-Лев Владимирович Щерба писал: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся».
— Как вы понимаете высказывание лингвиста?
— Как вы думаете, нужно ли быть грамотным (грамотно писать)? Для чего?
Сопоставление деформированного и недеформированного текстов.
Карточка 1. Воселиса прашла фсюночъ ивез ден, токо ксле- душшэму вечиру вышла нопалянку, гьде стаяла избушка Бабы-еги.
Карточка 2.
Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, осталась на месте. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели, выехала из лесу Баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: «Фу-фу! Русским духом пахнет!» Ворота отворились, и Баба-яга въехала, посвистывая.
Войдя в горницу, Баба-яга растянулась и говорит Василисе: «Подавай-ка сюда, что там есть в печи». Василиса и начала таскать из печи да подавать Яге кушанье.
-Какой текст удобнее читать? Почему?
— (Так в русском языке действует принцип единообразия: каждая морфема пишется одинаково, у нее одно лицо. Как бы она ни звучала в речи, она должна быть узнаваема. Когда мы пишем правильно корень, или приставку, или другую часть слова — морфему, мы как бы здороваемся с ними, приветствуем родное русское слово, свой язык, свой народ. Вот для чего нужны правила. Написания в словах согласно орфографическому правилу или по традиции называются орфограммами (греч. orthos — правильный, gramma — буква)
4.3. Чтение и пересказ лингвистических текстов (стр. 24-25 учебник)
5. Физкультминутка.
Упражнения для снятия усталости глаз.
1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Первичное закрепление знаний.
6.1. Анализ текстов и исправление ошибок.
Степа был в лесу и нашел большой гриб. А в это время его мама сидела за столом и делала чертеж. Степа отправил ей смс: «Мама, у меня грип!» Мама испуганно вскакивает со словами: «Сейчас поищу градусник».
А в следующий раз Степа находился в школе, чувствовал себя плохо и написал смс маме: «Мама, у меня гриб».
Мама добро ответила Степе: «А ты уверен, что это не мухомор?»
— Почему мама неправильно поняла Степу? (Из-за его ошибки).
-Какую ошибку допустил Степа? (Неправильно написал согласные на конце слова).
— К чему это могло привести? (Степа мог попасть в больницу, потому что ему не оказали вовремя помощь, по его же вине).
— Какой вывод мы можем сделать, пронаблюдав за этими двумя случаями? (От незнания правил орфографии может зависеть здоровье и даже жизнь человека).
Выполнение упражнения 55 стр. 25
Выполнение упражнения 56 стр. 26
Выборочный диктант.
Из текста русской народной сказки выпишем слова с орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова».
Итог урока
– Какие цели и задачи были поставлены на уроке?
– Что нового узнали? Как помогает это решать орфографические задачи?
– Запишите ключевые слова урока.
— Слова Орфография и орфограмма однокоренные. О чем это свидетельствует?
— всегда ли мы на письме используем правила? Почему?
Продолжите фразу.
Я научился…
Я хотел бы…
Оказывается, что…
Оценивание
Домашнее задание: упражнение 57, ЗСП-4
Русский язык, 5 класс: уроки, тесты, задания
Русский язык, 5 класс: уроки, тесты, задания
-
Информация о разделе
-
-
Язык и речь. Устная и письменная речь. Разговорная и книжная речь
-
Текст. Типы речи
-
-
-
Словосочетание
-
Предложение
-
Главные члены предложения
-
Второстепенные члены предложения
-
Предложения с однородными членами. Обобщающие слова
-
Предложения с обращениями, вводными словами
-
Прямая речь, диалог
-
-
-
Звуки и буквы, фонетическая транскрипция
-
Гласные и согласные звуки
-
Позиционные чередования гласных и согласных звуков
-
Орфоэпия
-
-
-
Омонимы, синонимы, антонимы
-
Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова
-
-
-
Состав слова
-
Правописание корней
-
Правописание приставок
-
Гласные после Ц
-
-
-
Правописание суффиксов существительных
-
Одушевлённые и неодушевлённые существительные, род существительных, НЕ с существительными
-
Склонение имён существительных, число, падежные окончания
-
-
-
Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные
-
Полные и краткие прилагательные
-
Степени сравнения имён прилагательных
-
Словообразование и правописание имён прилагательных
-
-
-
Правописание глаголов
-
Инфинитив
-
Вид, возвратность и переходность глаголов
-
Наклонение глаголов
-
Времена глагола
-
Спряжение глаголов
-
Презентация по русскому языку на тему «Зачем нужно изучать правила русского языка» (5 класс)
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему «Зачем нужно изучать правила русского языка» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ
2 слайд
Описание слайда:
Авторы: Туманов Александр, Ким Марина, Джаббарова Вусала, учащиеся 5 классов Руководители: Носенко Л.М. Колесникова Е.Ю.
3 слайд
Описание слайда:
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Изучить историю возникновения и развития письма, как средства общения; Выяснить, для чего нужны правила орфографии Убедить одноклассников в необходимости изучения правил русского языка
4 слайд
Описание слайда:
Актуальность: проблема грамотности.
5 слайд
Описание слайда:
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Почему современному человеку необходимо знать правила русского языка и соблюдать языковые нормы?
6 слайд
Описание слайда:
Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.
7 слайд
Описание слайда:
1. ВЫБОР ТЕМЫ 2. СБОР (ОТБОР) МАТЕРИАЛА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ 4. СОЗДАНИЕ ПРОДУКТА 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА, РЕЗУЛЬТАТА.
8 слайд
Описание слайда:
Что такое орфография? Это слово пришло к нам из греческого языка: «орфос» – правильный «графо» — пишу ОРФОГРАФИЯ – это совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка
9 слайд
Описание слайда:
10 слайд
Описание слайда:
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
11 слайд
Описание слайда:
Становление письменности В основе современной русской орфографии лежит старославянская азбука — кириллица
12 слайд
Описание слайда:
Создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий
13 слайд
Описание слайда:
Кириллица в своем первозданном виде просуществовала до 18 века. По распоряжению Петра I была придумана новая азбука – гражданская.
14 слайд
Описание слайда:
После 1917 года была проведена ещё одна значительная реформа правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы («ять», «фита», «ер»), «ё» стала носить факультативное значение.
15 слайд
Описание слайда:
В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё.
16 слайд
Описание слайда:
Выводы: Возникновение письменности изменило облик самого языка: он стал не только слышим, но и видим, и графическое его закрепление превратило письменный язык в живую память. Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем мире, постепенно изменяясь с течением времени, существуют и сейчас.
17 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа
18 слайд
Описание слайда:
На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно. Твоё правило может тебя подвести. Достаточно вспомнить, что орфография имеет свои разделы… Зачем нужна эта орфография? Неужели без неё нельзя обойтись? Пиши так, как слышишь… И всё! Женя Алим
19 слайд
Описание слайда:
А Н К Е Т А № п/п Вопрос Да Нет 1 Знаете ли вы изученные в школе орфограммы по русскому языку? 15 12 2 Нужно ли современному человеку изучать правила русской орфографии? 27 3 Пригодятся ли знания орфографических правил по русскому языку в дальнейшей жизни? 27
20 слайд
Описание слайда:
21 слайд
Описание слайда:
Уделать Мне нравиться Вообщем Девченка Сдравствуй Видиш Как-будто Токачто
22 слайд
Описание слайда:
23 слайд
Описание слайда:
24 слайд
Описание слайда:
25 слайд
Описание слайда:
26 слайд
Описание слайда:
Nvidia «одевает» «Финансова»
27 слайд
Описание слайда:
«Воины внутренних войск — профессиАналы своего дела» «Росийская»
28 слайд
Описание слайда:
Ход эксперимента 1 группа: работа учащихся с орфографическим текстом; 2 группа: работа учащихся с неорфографическим текстом; План работы: 1.Испытуемые читают текст , а экспериментаторы фиксируют время;
29 слайд
Описание слайда:
Отчёт каждой группы Время прочтения неорфографического текста Время прочтения орфографического текста с соблюдением всех норм 1 мин 10 сек 24 сек. Легко или трудно было понимать текст? Легко или трудно было понимать текст? Трудно Легко
30 слайд
Описание слайда:
Почему разные результаты? Вывод: Орфографический текст прочитывается в 2 раза быстрее, чем неорфографический; Неорфографический текст узнаём слова, вникаем в содержание и только потом понимаем смысл текста; Орфографический текст читаем и сразу обдумываем содержание текста;
31 слайд
Описание слайда:
Акция «говори правильно»! Звонит Красивее Каталог Торты Жалюзи Договор Квартал Звонишь Облегчить Баловать Средства
32 слайд
Описание слайда:
СОЧИНЕНИЕ Грамотное письмо – признак образованного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила. В русском языке есть такие случаи, когда выбрать правильное написание можно только опираясь на правило. Например, в слове «сердце» (№5) буква «д» не произносится. Чтобы не ошибиться в написании этого слова, необходимо знать правило о непроизносимых согласных (сердце – сердечный). Таким образом, если хочешь научиться грамотно писать и правильно говорить, то необходимо знать орфографические правила , потому что они помогают верно понять смысл написанного.
33 слайд
Описание слайда:
Народная мудрость Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. Век живи – век учись. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Грамоте учиться – всегда пригодится. Сперва аз да буки, потом другие науки. Без грамоты, как без свечки в потёмках. Ученье – свет, неученье – тьма. Вывод: в пословицах и поговорках скрывается народная истина.
34 слайд
Описание слайда:
Зачем нам нужна орфография? Помогает Быстрее читать текст; Понять содержание текста; Грамотно писать по правилам;
35 слайд
Описание слайда:
В каких ситуациях важно быстро понять орфографический текст? В жизненных: на пешеходной дороге; инструкция «Безопасность на воде»; правила в транспорте; сборка игрушки и т.,д., на ГИА, на ЕГЭ и другие …. В экстремальных: * при пожаре; * при аварии; * при срыве крана и т.,д.,
36 слайд
Описание слайда:
Язык — это история народа и культуры. Потому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Куприн А.И.
37 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД Если каждый носитель языка со школьной скамьи будет учить правила написания слов и стремиться соблюдать языковые нормы, то это не только повлияет на развитие личности, формирование и обогащение её духовного мира, но позволит языку выполнить свою основную функцию — культурную.
38 слайд
Описание слайда:
Всем знать орфографическиеправила на
39 слайд
Описание слайда:
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник:
Все учебники
Выберите тему:
Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-430760
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Рекомендации: Порядок вывода комментариев:
|