Аналитическая работа с текстами 5 класс

Тексты 5 класс

Текст № 1

  1. Для чего надо ходить в школу? И зачем придумали, чтобы дети ходили в школу? Мало этого, нас ещё и уроки заставляют делать, кому это надо?

  2. Может, нашим родителям? Но ведь они и так всё знают, значит, им это не нужно.

  3. А что будет, если дети не будут учиться? Они, конечно, вырастут и станут взрослыми, но будут неграмотными. Значит, они не смогут найти хорошую работу, не будут хорошо зарабатывать. Они ведь даже книжки не смогут почитать своим детям! А как они считать будут?

Работа с текстом

  1. Определить тему текста.

  2. Определить тип каждого предложения 3 абзаца.

  3. Выписать в таблицу из текста части речи:

Глагол

Имя существительное

Имя прилагательное

Союз

Текст № 2

В наше время не многие используют в своей речи волшебные слова. А ведь это не так сложно – говорить друг другу добрые слова. Такие, как здравствуйте, извините, простите. Другому человеку будет очень приятно. Да и у тебя поднимется настроение(4). Если ты попросишь что – то и скажешь волшебное слово, то тебе скорей всего не откажут. А люди, которым ты говоришь волшебные слова: доброе утро, добрый вечер, благодарю, будьте здоровы – станут добрее. Потому что всем приятно, когда ты говоришь волшебные слова.

Вы никогда не задумывались над тем, почему именно эти слова называют волшебными? Потому что они дарят людям радость, тепло, доброту и любовь, то есть волшебство. Ведь все эти чувства не купишь ни за какие деньги. Даже маленькому ребёнку будет приятно, если сказать ему волшебное слово.

Когда мы говорим доброе утро, то это означает, что мы желаем доброго и счастливого начала дня.

Я советую всем не забывать о вежливых словах. И дарить людям радость и хорошее настроение.

Работа с текстом

  1. Определить ведущую мысль текста.

  2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

  3. Разобрать по составу слова: попросишь, маленькому, счастливого, откажут.

Текст № 3

В школе мы изучаем много разных предметов. Математику – чтобы уметь считать. Географию – чтобы знать все части света. Иностранный язык – чтобы понимать иностранцев… А вот для чего мы учим русский язык? Ведь мы и так говорим по – русски!

Я думаю, что эти уроки очень нужны.

Во – первых, мы учимся правильно писать слова.

Во – вторых, учимся выражать свои мысли.

В – третьих, учимся рассуждать. Всё это мы должны делать грамотно.

Значит, уроки русского языка в школе (3) очень нужны.

Работа с текстом

  1. Определить, сколько доказательств приведено в эссе и как они введены в текст.

  2. Расширить первое доказательство, ответив на вопрос: «Какие слова ты научился писать?»

  3. Выполнить морфологический разбор имени существительного.

Текст № 4

Умение прощать

В жизни каждого человека случается, когда его обижают. Чаще всего мы обижаем своих близких: друзей и родственников. Связано это с тем, что они всегда находятся около нас, часто попадают под «горячую руку». В таких случаях самое важное – уметь прощать и просить искренне (3) прощения, если это необходимо.

Умеешь прощать – тебе легче сохранить вокруг себя друзей и товарищей. Ведь люди не бывают одинаковыми. Но в дружбе не избежать споров и ссор, которые последуют за ними. После любой ссоры не стоит обижаться слишком долго. Нужно прощать обидевшего вас человека. Причем прощать не только на словах, а искренне, забывая обиду. Чтобы не хранить злобу в душе, надо понять, почему человек поступил так или иначе, а лучше поговорить с ним по душам.

Честные и искренние разговоры помогают помириться, сближают людей, позволяют увидеть ситуацию не только со своей стороны, но и со стороны другого человека. Скорее всего, вас совсем не хотели обидеть. Именно поэтому стоит научиться прощать.

Работа с текстом

  1. Составить план текста.

  2. Выписать из текста словосочетания (2 – 3) по схемам –

«сущ. + сущ.» , « прил. + сущ.», «глагол + сущ.».

  1. Выполнить морфологический разбор имени прилагательного.

Текст № 5

Дружба

Можно ли прожить без дружбы? Нет, без дружбы наша жизнь не была бы полноценной. Но только если мы имеем в виду настоящую дружбу, а не ту, что строится на корыстном общении. 

Настоящая дружба — это преданность, взаимная симпатия, общие интересы. Недаром же существует пословица «Друг познаётся в беде».  Дружба  — это когда готов в любое время прийти на помощь, разделить беды и горести со своим товарищем.

Друг никогда не станет злословить за твоей спиной.  Настоящий друг сумеет сказать «нет» и всегда будет на твоей стороне. Это ли не настоящая дружба? Настоящая дружба не знает расстояний и всегда пройдёт испытание временем.

Погружение в текст

  1. Указать части речи в подчёркнутом предложении.

  2. Подобрать к слову ДРУГ 4 – 5 однокоренных слова. Выделить корни.

  3. Выписать из текста 5 – 6 слов с приставками. Выделить приставки.

Текст № 6

Душевные силы

Душевные силы – это сильные чувства, которые испытывает человек в различных ситуациях. На мой взгляд, душевные силы позволяют человеку решительно идти к цели, преодолевая любые препятствия.

Обратимся к тексту Л. Е. Улицкой «Зелёный шатёр», в котором говорится о мужчине, потерявшем руку. Но это его не сломило, он стал работать над восстановлением физического здоровья.

«Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам…» — пишет Л. Улицкая в произведении. Только душевные силы дали ему возможность вернуться к полноценной жизни!

В жизни мы нередко встречаем удивительных людей. Особенно, если он инвалид, без рук и ног… Но многие из них получают образование, работают, своим примером показывая, что и невозможное возможно.

Таким образом, можно заключить, что только душевные силы помогают человеку быть сильным в преодолении трудностей.

Работа с текстом

  1. Синтаксический разбор предложения: «Только душевные силы дали ему возможность вернуться к полноценной жизни!»

  2. Выписать из текста конкретные имена существительные.

  3. Составить словосочетания по схеме «прилаг. + сущ (отвлечённое)» (4 — 5)

Текст № 7

Родина

Что такое родина? Слова «родина» и «родители» происходят от одного корня, что свидетельствует об их тесной, неразрывной связи. Я убеждён, что это самое дорогое, что есть у каждого человека.

В. Белов, русский писатель, в тексте «На Родине» говорит о трогательной любви к берёзе. Автор и брат посадили её , заботливо ухаживали за деревом. И оно неожиданно превратилось в красивую берёзу. Герой должен уехать со своей малой родины, но почувствовал, как трудно, тяжело уезжать отсюда, так как это самый любимый уголок страны, его малая родина…

В жизни мы часто наблюдаем красоту леса. Он хорош в любое время года и радует любого. Никого не оставит равнодушным восход или закат солнца над удивительно красивым лесом.

В заключение хочу сказать, что малая родина – это самое лучшее место в мире. Сюда я всегда буду стремиться, где бы я ни был!

Работа с текстом

  1. Определить основную мысль текста, доказав свой ответ (15 – 20 слов).

  2. Выписать из текста слова, в которых наблюдается несоответствие состава звуков и букв (6 – 7). Объяснить это несоответствие.

  3. Выписать из текста эпитеты. Для чего автор их использовал?

Текст № 8

Сила духа

Сила духа – это то, что позволяет человеку проявить упорство и целеустремлённость в любой, даже трудной ситуации. На мой взгляд, сила духа – это качество, которое необходимо каждому человеку.

Вспомнить хотя бы, как людям во время войны удалось сохранить черёмуху, берёзу, воду в реке, цветы на полях, чтобы после войны любоваться этой красотой весной и летом. Круглый год! Э. Шим, писатель, говорил: «Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?» Оказывается, заботились и берегли!

Вот пример из жизни. Данил Плужников, победитель конкурса «Голос. Дети». Он инвалид, юный вокалист, несмотря на свою болезнь, выступает на сцене и несёт людям добро. У него сильная воля, могучий дух, настойчивость.

(СОЧИНЕНИЕ)

Таким образом, сила человека, его духа – это качество, которое делает сильным каждого, кто хочет быть таким. Мне кажется, люди, обладающие силой духа, способны достичь больших успехов в жизни.

Работа с текстом

  1. Вставить свой пример на тему текста (3 – 5 предложений).

  2. Орфографический разбор слов — достичь, оказывается, сохранить, ситуации, в реке.

  3. Составить морфологический портрет слова – (заботились) (о) красоте.

Текст № 9

«Добро и зло – две стороны одной медали…»

  Добро и зло не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Про одного человека говорят – он добрый человек. А про другого – он злой.

  С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным зло не было. Так мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются только добрые дела. А злые поступки всегда наказуемы. Добро всегда возвращается к человеку ответным добром. Зло, как правило, приносит ответное зло сотворившему его.

  «Спешите делать добрые дела», — призывал один из русских поэтов. Кот Леопольд из знаменитого мультфильма в своей песенке поет о том, что «добрым жить на белом свете веселей». Но всегда ли добро бывает во благо? Случается и так, что добро из блага может превратиться в сильнейшее зло. Кажется такой незначительный пример: друг дал списать домашнее задание товарищу. Что в этом такого страшного? Ничего, если не брать во внимание тот факт, что товарищ недополучил каких-то знаний.

  Но если посмотреть на это чуть глубже. Ему легко досталась хорошая отметка, причем незаслуженно. В другой раз ему легко достанется еще что-то, отданное ему просто так, из добрых побуждений: убрали за него комнату в общежитии, потом прикрыли прогул на работе. И человек привык к безответственности. Он не умеет отвечать за свои поступки. Сколько зла осознанно или неосознанно он принесет окружающим, особенно близким людям.

  Каждый человек, прежде чем совершить какой-либо поступок, должен задуматься: во благо ли он, даже если этот поступок продиктован самыми добрыми побуждениями.

Работа с текстом

  1. Сделать сжатый пересказ текста.

  2. Согласны ли вы с утверждением текста: «Случается и так, что добро из блага может превратиться в сильнейшее зло»? (30 слов)

Текст № 10

 «Трудно ли быть настоящим другом?»

Настоящая, крепкая и долголетняя дружба – священное понятие для каждого человека. Однако умение дружить дается далеко не каждому. Ведь для того, чтобы быть настоящим другом, нужно всегда быть рядом в трудную минуту, мгновенно отзываться на просьбы, давать мудрые советы и оказывать всяческую поддержку.

Но в нашем мире большинство людей склонны к эгоизму, и это качество зачастую мешает вовремя прийти на выручку, протянуть руку помощи или даже просто выслушать. И лишь истинный друг всегда окажется рядом , подаст руку и не предаст того, кому не повезло в жизни.

Действительно, трудно быть настоящим другом. Если верность потребует поступиться правилами современного общества или пойти наперекор существующим условностям. Поэтому критерий, что скажут люди, очень часто главная в искреннем стремлении помочь другу.

Не менее трудно оставаться верным другом и тогда, когда другу улыбнулась удача, и это испытание зачастую гораздо сложнее. Ведь в данной ситуации нужно суметь порадоваться успехам и благополучию близкого человека без всякой тени зависти, что удается далеко не каждому.

Дружба подвергается серьезному экзамену не только в беде или радости, и в повседневной суете стремительно уносящихся будней. Иной раз бывает сложно выкроить немного времени, чтобы спокойно пообщаться с другом, уделить ему внимание, выслушать о том, какие сомнения и переживания накопились в его душе. Умение всегда найти место для друга в своей взрослой самостоятельной жизни – очень важная составляющая настоящей дружбы, в особенности той, которая зарождается в детские годы.

Работа с текстом

  1. Сделать сжатый пересказ текста.

  2. Согласны ли вы с утверждением текста: «Действительно, трудно быть настоящим другом»? (30 слов)

Текст № 11

Товарищество

Товарищество – это доверительные отношения между людьми. Я уверен(а), товарищество основывается на понимании и взаимопомощи между людьми.

Примеров товарищества может быть в жизни множество. Например, проходя мимо реки, я увидел своего тонущего друга, не думая об опасности, бросился на помощь.

Я думаю, недаром пословица гласит: «Сам погибай, а товарища выручай». Настоящие друзья всегда придут на помощь.

Работа с текстом

  1. Сочинение – рассуждение на тему: «А что для тебя значит слово – товарищество?»

  2. Выписать из текста 6 глаголов и разобрать их по составу.

  3. Подобрать к слову ДРУЗЬЯМИ 7 – 8 однокоренных слова, выделяя в каждом корень.

Текст № 12

Милосердие

Милосердие – это нравственное качество человека, в основе которого лежит желание прийти на помощь к нуждающемуся человеку. На мой взгляд, в любые времена милосердие необходимо.

Очень важна среди людей проблема милосердного отношения к ближним. Примером милосердия является случай оказания помощи нищим. Многие люди считают, что, если ты даже не богат, нищему надо подать. Может, так и надо. А может, и нет.

Вот пример из жизни. В одной из передач по телевидению я слышал, как доктор Евгений из Челябинска, студент курса медакадемии, помогает бездомным тем, кто попал в сложную ситуацию. Как здорово, что есть такой врач, продолжатель добрых дел доктора Лизы.

Да. Чувство милосердия необходимо каждому человеку. Его никто не отменял. Поэтому хочется обратиться к своим сверстникам: «Будьте, пожалуйста, милосердны друг к другу!»

Работа с текстом

  1. Определить, сколько микротем в тексте. Озаглавить каждую.

  2. Составить морфологический портрет имени прилагательного – (в) сложную (ситуацию).

  3. Подчеркнуть в предложениях последнего абзаца грамматические основы.

Текст № 13

Самоотверженность

Самоотверженность – это положительное качество как человека, так и животного. Я думаю, что самоотверженность – это необходимая помощь, связанная с желанием принести себя в жертву ради спасения других.

В рассказе Евгения Носова «Белый гусь» можно увидеть пример самоотверженности в лице папы, который прикрыл своим телом маленьких гусят, защищая их от града. Мы читаем: «Гусь, принеся себя в жертву, погибает». Сколько силы воли было в этом гусе! И ещё. Любви к своим детям.

С примерами самоотверженности мы встречаемся в жизни. Так, во время Великой Отечественной войны, защитники Брестской крепости, жертвуя своими жизнями, мужественно защищали Родину.

(СОЧИНЕНИЕ)

Я убеждён, что желание принести себя в жертву является порывом благородства души.

Работа с текстом

  1. Вставить свой пример на тему текста (3 – 5 предложений).

  2. Выписать из текста имена существительные, разделяя на 3 группы (по 4 – 5 слов):

    Выписать из текста 3 – 4 словосочетания по схеме «глагол + существительное». Указать падеж имени существительного.

    Текст № 14

    Добро

    Добро – это душевное качество человека, которое выражается в заботливом отношении к другим людям. Мне кажется, оно способно изменить человека, его отношение к окружающему миру.

    В произведении Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» говорится о том, дорога людям собака, по кличке Бим. На шее собаки был ошейник, на котором написано: «Зовут его Бим… Не обижайте его, люди!»

    В жизни мы часто наблюдаем примеры добра. Например, доктор Лиза. Она помогала людям из Сирии и Украины и трагически погибла. Погибла, когда летела помогать людям. В этот раз не успела. Но мы всегда будем помнить её доброту.

    Рассуждая, можно сделать вывод, что без добра не может жить ни один человек. Добро делает нашу жизнь светлее и радостнее.

    Работа с текстом

    1. Построить сочинение — рассказ на тему: «Добрый случай в моей жизни».

    2. Составить морфологический портрет глагола – (добро) делает.

    3. Подобрать антонимы к слову – УСПЕЛА (3 – 4 слова).

    Текст № 15

    Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

    В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

    Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

    Работа с текстом

    1. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Совесть… Как я понимаю значение этого слова?»

    Выписать все словосочетания из предложения: «Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека».

    1. Выполнить фонетический разбор слова – ВЫБИРАЕТ.

    Текст № 16

    Взаимовыручка

    Взаимовыручка – это помощь, выручка в каком — либо деле. По моему мнению, взаимовыручка – это внутренняя потребность человека оказывать помощь другому.

    Где – то я прочитала: «Он выбежал на середину мостовой и преградил путь «скорой помощи». Мальчик остановил «скорую помощь», чтобы помочь раненому бойцу … Этим он спас ему жизнь». Это по – настоящему! По — человечески!

    В подтверждение значения слова «взаимовыручка» я могу привести пример из жизни. Как — то раз я проходила мимо речки и увидела своего тонущего друга. Недолго думая, бросилась ему на помощь. Я спасла его, и, надеюсь, он больше не будет попадать в такие неприятности.

    (СОЧИНЕНИЕ)

    Таким образом, взаимовыручка – это выручка человека из каких-либо неприятностей. Имеют такое качество немногие, но всё равно есть люди, которые смогут придти на помощь.

    Работа с текстом

    1. Вставить свой пример на тему текста (3 – 5 предложений).

    2. Разобрать слова по составу взаимовыручка, проходила, прочитал, речки.

    3. Указать части речи слов первого абзаца.

    Текст № 17

     Красота – это…

    Красота – это окружающий нас мир, такой привычный и такой удивительный в своей неповторимости. Природа родного края вызывает восхищение. Ею любуешься, ею восхищаешься.

    Посмотрите на родные просторы. Сколько в них силы и красоты. Иногда привычный пейзаж вдруг открывается перед тобой таким, каким ты его совсем не знал и никогда не видел. Много раз ходил мимо этой березки и не замечал, как она прекрасна в лучах заходящего солнца, когда ее вершина сверкает золотом. Как будто кто надел на нее золотой венец.

    Выйдите на хорошо знакомую улицу в морозную лунную ночь. Вы перенесетесь в сказку. Миллиарды драгоценных камней рассыпаны у вас под ногами. Они сверкают и переливаются в лунном свете. А как прекрасны покрытые инеем деревья в лучах восходящего солнца. От их блеска зажмуриваешь глаза.

    Великолепие осеннего пейзажа можно описывать множество раз, а уж любоваться им не надоест никогда. А. С. Пушкин назвал осень «пышным природы увяданием». А мне осеннее преображение природы кажется яркой вспышкой, блеском. Посмотрите на лес. Он горит ярким пламенем. А какое умиротворение охватывает тебя в лесу, когда опавшие листья шуршат у тебя под ногами. Природа осенью, как сказочная Золушка, преображается, чтобы навсегда поразить наши сердца беззаветной любовью к родной земле.

    Родные просторы прекрасны в любое время года. Можно бесконечно писать об этой красоте. Но лучше все же отправиться в лес, в поле и просто любоваться родными просторами, наслаждаясь их непередаваемой прелестью.

    Работа с текстом

    1. Сделать сжатый пересказ текста.

    2. Согласны ли вы с утверждением текста: «Родные просторы прекрасны в любое время года»? (30 слов)

    Текст № 1

    Чёрствость

    Чёрствость – это бездушие, холодность, безразличие к чужой беде. По моему мнению, чёрствость – это очень плохое качество человека, что не даёт человеку быть Человеком.

    Писатель Александр Куприн пишет о чёрствости и безразличии людей. Примером равнодушного отношения к человеку, попавшему в беду, может быть фрагмент текста, в котором мать не хочет слышать криков о помощи. Она говорит своему мужу: «Лежи, дурак… Не наше дело».

    Своё мнение я могу подтвердить примером из литературы. В рассказе И. С. Тургенева «Муму» таким страшным человеческим качеством обладает барыня, заставившая утопить любимую собачку Герасима.

    Я полагаю, что мне удалось объяснить значение слова «чёрствость» и приведённые примеры были удачны. Данные аргументы поучительны, так как заставляют нас задуматься над тем, насколько страшны чёрствые, безразличные люди.

    Работа с текстом

    1. Построить сочинение – рассуждение , отвечая на вопрос: «Почему во втором предложении текста слово Человеком пишется с большой буквы?»

    2. Подобрать 2 – 3 синонима к слову ЧЁРСТВОСТЬ.

    3. Объяснить постановку кавычек и двоеточия в предложении: «Она говорит своему мужу: «Лежи, дурак… Не наше дело».

    Текст № 20

     Предательство

          Я думаю, что предательство — это самый ужасный поступок, какой только может совершить человек.

    Предательства бывают разные. Вот примеры небольшого предательства: измена друзьям или близким. Допустим, я рассказал какой-то секрет своему другу, а он разболтал об этом или использовал эту информацию как — то против меня, чтобы причинить мне боль или неприятности. Разумеется, такой человек уже теряет право называться другом, он становится хуже врага, ведь прежде, когда я думал, что он мой друг, я доверял ему и рассказывал о себе очень много.

         Бывает и вовсе какое — то маленькое предательство, которое даже трудно заметить. Однажды я видел, как ребята смеялись над старушкой. Она шла из магазина, поскользнулась и упала. В сумке у неё, видимо, лопнул пакет с молоком. Это молоко разлилось ей на пальто. Старушка не ушиблась, но выглядела очень смешно из — за того, что с подола пальто капало молоко. Только потом я узнал, что среди ребят, которые смеялись над старушкой, была её собственная внучка. Она не только не подбежала помочь бабушке, но и смеялась над ней. Наверное, эта девочка не была жестокой и злой, просто боялась, что друзья будут смеяться над ней тоже. Но всё-таки такой поступок близок к предательству.

         Я думаю, что можно считать предательством такой поступок, когда человек обманывает чьё-то доверие: Родины, друга или просто близких людей, которые рассчитывают на нашу помощь и наше сочувствие. Надо воспитывать в себе независимость от чужих мнений, верность и порядочность, и это будет основанием для того, чтобы ни в коем случае не стать предателем.

    Работа с текстом

    1. Сделать сжатый пересказ текста.

    2. Согласны ли вы с утверждением текста: «… можно считать предательством такой поступок, когда человек обманывает чьё-то доверие»? (30 слов)

     

Материал по русскому языку (5 класс) по теме: Комплексная работа с текстом — 5 класс

Анализ текста – 5 класс

Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Однажды мама пошла за з..мляникой и взяла меня с собой.
День был солнечный жаркий. Но только мы под..шли к лесу вдруг наб..жала синяя туч (?)ка и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все прод..лжало светить. Д..ждевые капли падали на землю т..жело шлепались о листья. Они повисали на траве на ветвях кустов и деревьев и в каждой капле отр..жалось играло солнце.
(Не)успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. Погляди Юра как красиво  сказала мама. Я взгл..нул. Через все небо разноцветной дугой прот..нулась радуга. Один ее конец уп..рался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздух.. пахло цветами медом и з..мляникой.

(По Г.Скребицкому)

Задания и вопросы

1. Озаглавьте текст.
2. Определите тип речи.
3. Какие тропы используются при описании дождя, радуги? Каково их значение?
4. Какие прилагательные использует автор, чтобы ярко и образно описать дождь? Подберите к ним антонимы.
5. Выполните фонетический разбор слова  медом.  Найдите в тексте слова, в которых буквы е, ё, ю,  я обозначают два звука.
6. Найдите слова без окончания. О чем свидетельствует отсутствие окончания?
7. Найдите в тексте слова – формы одного и того же слова и однокоренные слова.
8. Какими частями речи являются слова однажды, вдруг? Выполните морфологический разбор 1 слова на выбор.
9. Выпишите 4–5 слов с орфограммой «Гласные и согласные в приставках». Есть ли слова с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок»?
10. Выполните морфемный разбор слов  набежала, разноцветной, кустов, светить, далеко.
11. Объясните (с помощью схем) постановку знаков препинания во втором, последнем предложениях второго абзаца, в предложении с прямой речью.
12. Сколько в тексте сложных предложений? Составьте схему одного из них.
13. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
14. Выделите грамматические основы первого предложения второго абзаца и последнего предложения. Что в них особенного?

Работа с текстом в 5 классе по теме «Текст. Тема текста. Основная мысль текста».

Задания по работе с текстами:

1.Внимательно прочитайте текст.

2. Выделите в нём ключевые слова.

3. Опираясь на ключевые слова, определите тему текста.

4. Определите основную мысль текста.

5. Найдите средства выразительности, позволяющие автору раскрыть тему и идею текста.

Чудесная книга (текст 1)

В воскресенье Веня отправился следы звериные читать. Он взял с собой братишку Васю.

В лесу красота! Будто сказка. Вьюга украсила сосны лохматыми шапками. Берёзки надели искристые накидки. Красногрудые снегири, как живые игрушки, по веткам прыгают.

Объясняет Веня брату, где какой зверь прошёл. Здесь лось пробил снежную корку. Вот ласка след оставила, как двумя пальцами провела. Под дубом лисица мышку съела.

Пошли ребята по заячьему следу. Вдруг видят: в ловушке заяц бьётся. Шёрстка вся кровью вымазана, съёжилась. Веня снял с русака кольцо и отпустил его на волю.

По следам чужих лыж мальчики нашли ещё пять ловушек. Веня поломал их. Так проучили юные друзья леса нарушителя законов охоты.

Удачный день был у братьев. Много интересных страниц прочли мальчики в чудесной снежной книге.

(По А.Фёдорову)

Сказка в лесу (текст 2)

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.

Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим – напёрсток. Здесь – пряник, там – яблоко.

Утром сказочник привёл на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибом она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

(По К.Паустовскому)

Печальный случай (текст 3)

Весной на берегу своя жизнь. Водяная крыса чистит шубку. Ужи греются на песке. Утки ищут пищу. В кустах поют соловьи.

Но вдруг началась драка полевых воробьёв. Живым клубком воробьи закружились в воздухе. Серые перья полетели на землю.

В драке воробьи забыли осторожность. Ястреб со свистом рассёк воздух и схватил одного забияку.

Сразу настала тишина. Молча кинулись драчуны в кусты. А хищник съел добычу и опять кружит в воздухе.

(По И.Недоле)

Лесной доктор (текст 4)

Однажды в лесу мы поспешили на звук топора. Но поздно! Два паренька уже срубили живую осину.

Осмотрели мы свежее дерево. Внутри ствола была длинная пустота. Это прошёл червяк. А из пустоты было восемь дырок наружу. Это дятел. Он лечил дерево. Пробил одну дырку, другую. Семь дырок сделал «хирург». Только на восьмой захватил вредителя. Съел дятел червяка и спас осину. А ребята её погубили.

Мы вырезали этот кусок. Он будет замечательным экспонатом для музея.

(По М.Пришвину)

работа с текстом и типичные ошибки – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)



1. Неправильное определение частей речи и неправильное установление смысловой связи в предложении


Синтаксический аспект должен стать основным при формировании необходимых навыков для анализа предложения. Кроме того, важно разрушить стереотип, оставшийся с младшей школы, о том, что в предложении непременно должны быть глагол-сказуемое и существительное-подлежащее.


Пример упражнения


Найдите предложения, отвечающие заданным условиям. Ответ объясните.


  1. В предложении 1 глагол, а деятеля при нем нет.


  2. В предложении 1 глагол и 1 деятель при нем.


  3. В предложении 2 глагола и 1 деятель при них.


  4. В предложении несколько глаголов (2 и более) и при каждом глаголе свой деятель.


(1)Засыпает деревня. (2)Гаснут огни в домах. (3)Белая луна висит над крышами. (4)Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. (5)Мошки бьются в стекло. (6)Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. (7)Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. (8)Ночью кукушка не кукует, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. (9)Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. (10)Как много белого у этой ночи! (11)Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… (12)Но вот звуки замолкают. (13)Наступает тишина, какая бывает только перед рассветом.



2. Формальный подход к работе с однородными членами предложения


В предложении с несколькими рядами однородных членов учащиеся могут принять, например, одиночные союзы за повторяющиеся. Многие ученики не владеют синтаксическими терминами: запятые они объясняют не однородными членами предложения, а перечислением.


Пример упражнения (из ВПР 2018)


Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.


(1) Туман щедро умывает цветы и все осыпает капельками росы. (2) Паучок зазевался и не успел сразу укрыться от дождя. (3) Грачи важно ходили по лугу и искали жучков и червячков. (4) Листочки под тяжестью дождя провисают и тогда капли с листочков стекают на землю.



3. Незнание видов прямой речи


«Прямая речь» и «Обращение» — это новые для учеников темы, которые усваиваются с трудом. Выполняя упражнения, дети путают знаки препинания, даже если при объяснении новая информация казалась им понятной. Для эффективного разбора материала подойдут картинки с ассоциациями, направленные на зрительную память.


Пример упражнения


Проанализируйте два предложения:


  • «Ты пойдешь в кино?»


  • «Коля, ты пойдешь в кино?»

Русский язык. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс


Русский язык. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс


Пособие предназначено для подготовки учащихся 5 классов общеобразовательных организаций к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку. Сборник содержит 15 тренировочных вариантов ВПР, позволяющих оценить индивидуальные достижения школьников по предмету. Каждый вариант включает задания на проверку орфографической, орфоэпической, пунктуационной и языковой грамотности , умения работать с текстом. В конце книги даны ответы на все задания и критерии оценивания их выполнения.

Купить



4. Обозначение обращения как члена предложения


Ученики часто заблуждаются на тему обращений. Например, считают, что обращением может быть только имя — в то время как в его роли могут выступать слова «юноша», «девушка» и т.д. Или же пытаются определить обращение как член предложения.


Пример упражнения


Сравните предложения:


Если разницы не видно, замените имя местоимением:



5. Неправильная расстановка знаков препинания в прямой речи


Ученикам необходимо усвоить, что прямая речь всегда пишется с заглавной буквы, в кавычках, и всегда отделена от другой части предложения, как на данных схемах: «П», — а. «П!» — а. «П?» — а. А: «П». А: «П?» А: «П!» . В прямой речи не может быть приблизительный пересказ слов.


Пример упражнения (из ВПР 2018)


Выпишите предложение с прямой речью. Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.


(1) Покажите нам созвездие Большой Медведицы капитан (2) Капитан показал где находится созвездие Большой Медведицы (3) По словам капитана созвездие Большой Медведицы напоминает ковш (4) Капитан ответил Большая Медведица похожа на перевернутый ковш.



6. Путаница со служебными частями речи


Если существительное, прилагательное и глагол пятиклассники знают неплохо, то со служебными частями речи дела обстоят хуже. Предлоги и союзы ученики часто либо вообще не отмечают как части речи, либо путают друг с другом.


Пример упражнения (из ВПР 2018)


Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.


От лесного пожара овраги и опушка березовой рощи почернели.


Что ещё почитать?



7. Незнание орфоэпических норм


Изучение орфоэпических норм всегда сопряжено со сложностями: непонятно как с этим работать. Универсального средства нет. Можно проводить орфоэпические разминки, использовать карточки, активно поощрять за хорошее знание орфоэпии. Главное – не ограничиваться одним орфоэпическим словарем, а добавлять игровые приемы.


Пример упражнения (из ВПР 2018)


Поставьте знак ударения в следующих словах:


Банты, красивее, позвонит, каталог.



8. Неточное определение основной мысли текста


Школьники часто не могут верно обозначить основную мысль текста — так, как указанно в ключе к ВПР. К сожалению, смысл, заложенный в тексте работы, не всегда соответствует возрасту. Например, пятикласснику может быть трудно представить, что основная мысль приведенного ниже текста должна звучать следующим образом: «У ежа, как и у всего живого на нашей планете, есть свои секреты, и человеку предстоит разгадать их, чтобы познать мир природы». Поэтому при подготовке лучше использовать сложные тексты.


Пример упражнения (из ВПР 2018)


(1)Ежик — загадочный друг детства. (2)Все его знают, все его любят, все его находили. (3)Знаменит он своими острыми колючками и тем, что непременно убежит, как бы его ни берегли. (4)У каждого юного натуралиста, любителя природы, был когда-нибудь еж. (5)Кажется, все известно об этом хищном зверьке. (6)Любит он молоко, ловит мышей и лягушек, смело вступает в бой с гадюкой. (7)При тревоге ежик сворачивается в колючий шар, если трогать — грозно пыхтит и поддает иголками. (8)А если не трогать, то он скоро высунет из колючек свой мокрый нос, пошмыгает им и выставит глазки. (9)Нет никого — покатится колобком. (10)Ну а если домой взять да приласкать, еж скоро и сворачиваться перестанет. (11)И иголки его в одну сторону лягут — хоть гладь, как котенка.


Не многочисленные тренировки по заданиям, аналогичным ВПР, и не хитрые подходы, а хорошее знание русского языка — вот залог успешной сдачи ВПР. На вебинаре Татьяна Захарова привела выдержки из интересной статьи на тему грамотности (после прочтения обратите внимание на годы жизни автора):


«Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, — значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. … Как это ни звучит парадоксально, однако нужно сказать, что одной из причин понижения грамотности, одной из серьезных причин, являются „новые методы“. Конечно, не новые методы сами по себе — их можно только приветствовать, так как отсутствие новых методов означало бы застой педагогической мысли, — а то „усердие не по разуму“, которое проявляют некоторые администраторы. Многие из них решительно помешались на разных новых методах и расценивают школы и отдельных педагогов не по достигаемым ими результатам, а по тому, насколько они применяют новые методы. … Государству и обществу важны не школьные методы, а степень пригодности к жизни выпускаемых школою граждан. Первое же требование, предъявляемое жизнью, — это грамотность и умение читать книгу (и то и другое, конечно, и в узком, и в широком смысле). … Вопрос о методах — сложный. Универсальных методов нет. В каждом новом методе есть нечто ценное, чем надо воспользоваться; но едва ли в истории можно найти случаи, когда новые методы целиком могли бы быть с пользой применены в жизни. Между тем наши педагоги часто в погоне за новыми методами забывают о своих обязанностях перед детьми и обществом и не научают своих питомцев тому, что, несомненно, должно остаться при всяких методах».


Языковед, академик Лев Щерба (1880–1944)


#ADVERTISING_INSERT#

Русский язык в 5 классе. Работа с текстом. Изложение.

Русский язык в 5 классе.

Работа с текстом. Изложение.

Волчишка

Жил в лесу волчишка с матерью. Как-то раз ушла мать на охоту, а волчишку поймал охотник. Сунул его в мешок и понес домой.

В доме охотника волчишка долго не шевелился в мешке. Потом забарахтался и вылез. В одну сторону посмотрел – человек сидит, в другую сторону посмотрел – черный кот фыркает. А рядом пес зубы скалит. Забился волчишка под лавку и стал ждать.

Ночью все уснули. Вылез волчишка осмотреться. Походил, понюхал, а потом сел и завыл. Скучно стало ему. Утром охотник налил молока в плошку, а сам ушел. Стали кот с собакой молоко лакать. Волчишка вылез из-под лавки, подполз к двери, а дверь-то открыта! Вышел на улицу и побежал полем в лес. А в лесу – мать-волчиха. Обнюхались. Обрадовались и побежали дальше по лесу.

По Е. Чарушину

Задания.

  1. Объясните значение слов и выражений: забился под лавку – забрался, спрятался под лавку; как-то раз – однажды; скалить зубы – обнажать, показывать зубы; забарахтался – стал двигаться; вылез осмотреться – вылез посмотреть вокруг себя; плошка – плоский сосуд, блюдце; обнюхались – понюхали друг друга со всех сторон.

  2. Произнесите правильно: забарахтался, рядом пес, осмотреться, скучно, дверь.

  3. А) Составьте словосочетания со словами: в лесу – в лес, в мешок – в мешке, под лавку – из-под лавки, полем – по полю, по лесу – лесом.

Б) Поставьте существительные в нужном падеже: жил в (лес), сунул в (мешок), забарахтался в (мешок), забился под (лавка), подполз к (дверь), кот с (собака).

4. Ответьте на вопросы:

А) Что случилось с волчишкой?

Б) Как вел себя волчишка в доме охотника?

В) Как чувствовал себя волчишка в доме охотника?

Г) Как волчишка попал к матери-волчихе?

5. Расположите пункты плана в нужной последовательности и напишите подробное изложение.

План.

  1. Скучно стало волчишке.

  2. Волчишку поймал охотник.

  3. Страшно волчишке в доме охотника!

  4. Встреча в лесу.

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Работа с текстом на уроках русского языка в 5-6 классах

Вариант 1

                                                            Часть 1

Ответами к заданиям 1-19 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел.

                      Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

 (1)Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времен.

(2)В Китае, когда глава семьи становился дряхлым стариком, домашние вели себя с ним почтительно. (3)Каждое утро к нему приходили все сыновья со своими женами и спрашивали, хорошо ли он спал, как он себя чувствует, тепло ли ему. (4)Старика вели умываться, причем старший сын нес кувшин с водой, а младший — тазик и полотенце. (5) Долголетие китайцы считали большим счастьем, …… полагали, что с годами приходит мудрость.

          1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1.  Дети в древнем Китае были очень почтительны по отношению к старикам

2. Конфуций говорил, что необходимо соблюдать правила,  установленные с давних времен

3. Уважение к старшим считалось   добродетелью в Китае

4. Долголетие  для китайцев — самое большое счастье,  с ним приходит мудрость, поэтому китайцы чтили старость

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в пятом  (5) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Потому что

Однако

А

Поэтому

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова считали  (предложение 6) Определите значение, в котором это слово употреблено в….. предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи

Счита ть,-аю, -аешь, считанный;несов.

  1. Называть числа в последовательном порядке. Считать до десяти
  2. Кого-что. Определять точное количество кого-нибудь, чего-нибудь. Цыплят по осени считают
  3. Делать какое-либо заключение, признавать, полагать. Считаю, что ты не прав
  4. Принимать в расчет, во внимание. Если не считать погоду, то отпуск прошел хорошо

Вариант 2

                      Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

 (1) С середины XVIII в. всё больше ученых стали заниматься изучением разнообразных растений и животных планеты.

(2) Раньше исследователи по-разному называли одно и то же растение или животное и не могли понять друг друга. (3) Упорядочиванию новых знаний способствовали труды шведского натуралиста Карла Линнея. (4) Он предложил давать научные названия животным и растениям на латинском языке. (5) ….. Линнею каждый вид животных организмов получил своё неповторимое имя, понятное всем ученым Земли

          1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

 1. Каждый вид живых организмов имеет свое неповторимое имя

2. С середины 18 века ученые углубились в изучение растений и животных на латинском языке, предложенные Карло  Линнеем

3. Научные названия животных и растений на латинском языке, предложенные шведским ученым Карлом Линнеем, облегчили понимание между учеными Земли

4. Поначалу исследователи по-разному называли живые организмы планеты, поэтому не могли понять друг друга

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки

Благодаря

Именно

Поэтому

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова организмов   (предложение 5). Определите значение, в котором это слово употреблено в 5 предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи
  1. Живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Развитие организмов
  2. Совокупность физических и духовных свойств человека. Крепкий организм
  3. Сложно организованное единство, целостность. Государственный организм
  4. ( разговорный) Отдельная человеческая особь.

Вариант 3

                                                           

                      Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

 (1) Бактерии, появившись на Земле раньше всех организмов, создали первую живую оболочку Земли, и с тех пор их роль в природе и жизни человека огромна. (2) Все органические соединения и значительная часть неорганических подвергаются изменениям под влиянием бактерий: они активно перерабатывают мертвое органическое вещество, превращая его в перегной, обеспечивая плодородие почв.  (3)  Первая почва на нашей планете была создана бактериями. (4) …….и в наше время состояние и качество почвы зависят от работы почвенных бактерий

  1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
  1. Бактерии появились на Земле раньше всех организмов
  2. Бактерии важны для улучшения состояния и качества почвы
  3. Бактерии перерабатывают органическое вещество в перегной
  4. Плодородие почвы зависит от работы почвенных бактерий

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки

Благодаря

Однако

Поэтому

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова живую   (предложение 1). Определите значение, в котором это слово употреблено в первом  предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи
  1. Такой, который живет, обладает жизнью. Живые цветы. Старик жив. Живая природа
  2. Подлинный, самый настоящий. Изобразить живых людей
  3. Деятельный, полный жизненной энергии. Живой ум. Живое  участие
  4. Легкий и занимательный, выразительный. Живое изложение

Вариант 4

                        Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

 (1) Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете, называют фауной. (2)В древнегреческой мифологии Фауна-богиня лесов и полей, покровительница животных. (3)В настоящее время в царстве Животные насчитывается около 1,5 млн видов. (4) Они не могут сами создавать органические вещества, ….. питаются готовыми органическими веществами. (5) Для животных характерны сложные отношения между собой и окружающей средой

  1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
  1. Для животных характерны сложные отношения между собой, потому что они не могут сами создавать органические вещества.
  2. Фауна-богиня лесов и полей, покровительница животных
  3. Для животных характерны сложные отношения между собой и окружающей средой
  4. В настоящее время в царстве Животные насчитывается около 1,5 млн. видов
  1.  Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

Благодаря

Именно

Поэтому

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова царство. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи

1.Государство во главе с царем.

2. Правление какого-нибудь царя, царствование. Избрать на  царство

3.Та или иная область действительности. Царство льда. Царство природы.

4. Одна из четырех высших сфер органического мира. Царство грибов. Царство растений

Вариант 5

                                                           

                      Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

 (1) Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. (2)Ученые называют его человеком разумным (3) ……. человеческие коллективы стали более сплоченными.  (4) Все близкие и дальние родственники считались сородичами (5) Общими у сородичей были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь.

  1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
  1. Уже 40 тысяч лет назад человеческие коллективы стали сплачиваться
  2. Общими у сородичей были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь
  3. По мнению ученых, примерно 40 тысяч лет назад человек стал таки же, как люди нашего времени
  4. Сородичи — это близкие и дальние родственники

 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

В это время

Но

Поэтому

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова сородичами. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи

1. Член одного с кем-либо  рода в родовом обществе. Имущество умерших 

переходило к остальным сородичам. 

2.Разг.  Ро́дственник. На юбилей собрались все сородичи. 

3. О животных, растениях одного вида. Дикие сородичи домашней кошки. Дикие сородичи культурных растений.

  1.  Тот, кто принадлежит к одной семье или национальности, народности и т.п. или является уроженцем однойс кем-л. местности. Сородичи народов Севера России живут на Аляске. Мы с ним сородичи: оба из Сибири.

Вариант 6

                                                           

                      Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

 (1) Многие растения, животные и грибы живут только на каком-либо одном материке и больше нигде в мире не встречаются в дикой природе.(2) Для каждого материка свойственны свои особые природные сообщества и особые местные виды, которые  не встречаются в фауне и флоре других материков. (3) …. в давние времена путешественники, отправляясь на поиски новых земель,  встречали там необычные, ранее не виданные живые существа. (4) Вернувшись домой, путешественники рассказывали друзьям и знакомым об этих неведомых животных и растениях, делали описания и рисунки.(5) Некоторых из животных удавалось  привезти и содержать  в зверинцах.

1.В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  1. Каждый вид растений, животных и грибов живет только на одном материке
  2. Для каждого материка свойственны свои особые природные сообщества и особые местные виды
  3. Вернувшись домой, путешественники рассказывали друзьям и знакомым о  неведомых животных и растениях.
  4. Благодаря путешественникам многие виды животных стали известны жителям и других материков, где этих животных раньше не было

 

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

В это время

Но

Потому что

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова дикой. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи

1. Находящийся в первобытном состоянии (о людях), некультивируемый (о растениях), неприрученный, неодомашненный (о животных). Дикие племена. Дикая яблоня. Дикие леса. Дикая утка.
2. переносное значение. Грубый, необузданный. Дикий нрав.
3. переносное значение. Нелепый, странный (разговорн.). Дикая выходка. 4. переносное значение. Чуждающийся людей, застенчивый. Дикий ребёнок.

Вариант 7

                                                           

                      Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Греки полагали, что важнейшим правом и обязанностью каждого гражданина является участие в управлении государством. (2)Такой порядок они называли демократией- властью народа. (3) ….. демократия воспитывала патриотизм- любовь к своему отечеству. (4) Этот патриотизм помог грекам отстоять свободу и независимость в войне с огромным Персидским царством.

  1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Главное достижение греков —  демократия

2. Демократия воспитывала патриотизм 

3. Патриотизм  помог грекам отстоять свободу и независимость своей страны

4. Важнейшим правом и обязанностью каждого грека  являлось  участие в управлении государством

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Так,

Однако

А

Именно  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова царством  (предложение 4) Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом  предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи

1.Государство во главе с царем.

2.Правление какого-нибудь царя, царствование. Избрать на  царство

3.Та или иная область действительности. Царство льда. Царство природы.

4.Одна из четырех высших сфер органического мира. Царство грибов. Царство растений

Вариант 8

                      Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)В старину человек не имел таких средств сообщения, как сегодня.(2) Он с трудом преодолевал огромные  расстояния, моря, пустыни и горы. (3)Лишь постепенно одни народы узнавали о существовании других, живших в дальних странах. (4)Границы государств  вместе с людьми пересекали вещи, изобретения, идеи, они становились общим достоянием, …. культуры отдельных стран сливались в единый поток. (5)Каждый народ – даже самый маленький- внес свой вклад в культуру всего человечества

  1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. С  трудом преодолевая расстояния, человек узнавал о существовании  других народов

2. Пересекая границы государств, вещи, идеи, изобретения становились частью общей культуры 

3. В старину человек не имел современных  средств сообщения и с  трудом преодолевал огромные  расстояния.

4. Каждый народ внес свой вклад в развитие культуры  всего человечества

 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово

Так,

Однако

Поэтому

Но

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова культуру (предложение 5) Определите значение, в котором это слово употреблено в пятом  предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи

1) Культура — Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного

2) Культура — Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей

3) Культура — Клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях

4) Культура — Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение

Вариант 9

                      Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

 (1)Большой шаг вперед в развитии человечества был сделан благодаря развитию транспорта. (2) Люди научились строить лодки и преодолевать морские просторы, приручили лошадей, верблюдов, северных оленей и стали быстро перемещаться по суше. (3) …..человек освоил передвижение по воздуху. (4) На современном самолете можно всего за несколько часов переместиться в любую точку мира, в любую страну на земле.

1. В каком из приведённых ниже предложений  верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Одним из значительных изобретений человечества считается самолет.

2. Благодаря изобретению транспорта  человечество сделало большой шаг в своем развитии.

3. Люди научились преодолевать морские просторы и передвигаться по суше

4. Изобретение самолета позволяет людям за несколько часов переместиться в любую точку мира

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Но

 А

Кроме того

Именно

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова освоил. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем  (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи

  1. Вполне овладеть чем-то.  Освоить новую технологию
  2. Обрабатывать . Освоить новые земли
  3. Научиться пользоваться . Освоить машину
  4. Пройти . освоить путь

Вариант 10

.

                      Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

  1. Труд людей оценивается по количеству сделанного. (2) Но как оценить труд ученого или воспитателя?  (3)  Важную роль в оценке труда играет качество (4) Плата за труд составляет заработную плату сотрудника (5) Качественный труд заслуживает поощрения (6) Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда.

1.В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  1. Важную роль в оценке труда играет его качество.
  2. Заработная плата зависит от количества проделанной работы.
  3. Нельзя оценить труд ученого или воспитателя по количеству сделанного.
  4. Для добросовестного работника важно не только материальное, но и моральное поощрение за труд
  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки

Благодаря

Но

Поэтому

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова живую   (предложение 1). Определите значение, в котором это слово употреблено в первом  предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи

  1. Такой, который живет, обладает жизнью. Живые цветы. Старик жив. Живая природа
  2. Подлинный, самый настоящий. Изобразить живых людей
  3. Деятельный, полный жизненной энергии. Живой ум. Живое  участие
  4. Легкий и занимательный, выразительный. Живое изложение

Тексты для комплексного анализа по русскому языку в 5 классе

Имя существительное (текст № 18)

Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком он пров…дил бе…сонные ночи, тайком забираясь в к…бинет отца, и «пожирал» все книги, поп…давшиеся ему под руку.

Обл…дая вел…колепной пам…тью, Пушкин уже в одиннадцать лет отлично знал французскую греческую литературу. Начитанностью он поражал своих свес…ников в Лице….

Когда поэт находился в ссылк…, друзья слали и слали ему книги в ответ на его настойчивые просьбы об этом.

После дуэл…, страдая от смертельной раны, Пушкин не забыл о книгах. Он пр…стился с женой с детьми, пр…стился с друзьями. Потом окинул уг…сающим взглядом книжные полки и тихо пр…молвил Пр…щайте друзья!..

(По А.Е.Брусиной.)

1. Озаглавьте текст.

2. Тема текста ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Основная мысль текста __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Стиль текста ___________________________________________________________

5. Тип текста _____________________________________________________________

6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Разберите по составу следующие слова:

Мальчиком французскую

8. Определите лексическое значение слова друг и объясните, почему А.С.Пушкин называл книги друзьями.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Объясните, как вы понимаете выражение «пожирал»все книги:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. В первом, втором и третьем абзацах укажите падеж и склонение существительных.

11. Произведите фонетический разбор слова все:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Составьте схему последнего предложения._________________________________