Памятка : «Решение уравнений», 5 класс
Уравнения
(Х – 87) – 27 = 36; Х-87 в уравнении является уменьшаемым. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое
Х – 87 = 36 + 27;
Х – 87 = 63; х в уравнении является уменьшаемым. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое
Х= 87 + 63;
Х=150,
Проверка: (150 – 87) – 27 = 36;
63-27 = 36;
36 = 36.
Ответ: Х=150.
87- ( 41 + У ) = 22; 41 + У в уравнении является вычитаемым . Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность
41 + У = 87 – 22;
41 + У = 65; У в уравнении является слагаемым. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое
У = 65 – 41;
У = 24,
Проверка: 87- ( 41 + 24 ) = 22;
87 – 65 = 22;
22 = 22,
Ответ: У = 24
(у – 35) + 12 = 32; у – 35 в уравнении является слагаемым. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое
у – 35 = 32 – 22;
у – 35 = 20; у в уравнении является уменьшаемым. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое
у = 20 + 35;
у=55.
Ответ: у = 55.
56 — (Х +12) = 24;
55 – (х – 15) = 30;
1 способ
56 — (Х +12) = 24;
Х + 12 = 56 -24;
Х + 12=32;
Х = 32 – 12;
Х = 20.
Ответ: х = 20
2 способ
56 — (Х +12) = 24;
56 — Х — 12 = 24;
56- 12 — Х = 24;
44 – Х = 24;
Х = 44 – 24;
Х = 20.
Ответ: х = 20
1 способ
55 – (х – 15) = 30;
х – 15 = 55 – 30;
х – 15 = 25;
х = 25 + 15;
х = 40.
Ответ: х = 40.
2 способ
55 – (х – 15) = 30;
55 – х + 15 = 30;
55 + 15 – х = 30;
70 – х = 30;
х = 70 – 30;
х =40.
Ответ: х = 40.
(237 + х) – 583 = 149;
468 – ( 259 – х) = 382;
1 способ
(237 + х) – 583 = 149;
237 + х = 149 + 583;
237 + х = 732;
х = 732 — 237;
х = 495.
Ответ: х = 495
2 способ
(237 + х) – 583 = 149;
237 + х – 583 = 149;
х – (583 – 237) = 149;
х – 346 = 149;
х = 149 + 346;
х = 495.
Ответ: х = 495
1 способ
468 – ( 259 – х) = 382;
259 – х = 468 – 382;
259 – х = 86;
х = 259 – 86;
х = 173.
Ответ: х = 173.
2 способ
468 – ( 259 – х) = 382; 468 – 259 + х = 382;
209 + х = 382;
х = 382 – 209:
х = 173.
Ответ: х = 173.
Решение уравнений, приведение подобных слагаемых
Пример 1: 8х-х=49; сначала запишем знаки умножения,
8*х-1*х=49; затем воспользуемся распределительным свойством (вынесем общую переменную за скобки)
Х*(8-1)=49;
Х*7=49; х является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель
Х=49:7;
Х=7.
Проверка:
8*7-7=49;
56-7=49;
49=49.
Ответ: х=7.
Пример 2: 2х+5х+350=700; воспользуемся распределительным свойством (вынесем общую переменную за скобки)
Х*(2+5)+350=700; приведем подобные слагаемые (т.е. сложим числа в скобках)
7х+350=700;
7х является неизвестным слагаемым. Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое
7х=700-350;
7х=350; х является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель
Х=350:7;
Х=50.
Проверка:
2*50 + 5*50 + 350 = 700;
100 + 250 + 350 = 700;
700=700.
Ответ: х = 50
Пример: 270: х + 2 = 47;
(270 : х — является слагаемым.
Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое
270 : х = 47 – 2;
270 : х = 45;
( х является делителем. Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное)
Х = 270 : 45:
Х= 6.
Ответ: Х= 6.
Пример: а : 5 – 12 = 23;
( а : 5 является уменьшаемым.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое )
а : 5 =23 + 12;
а : 5 = 35;
(а является делимым. Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.
а = 35 * 5;
а = 175.
Ответ: а = 175.
ГДЗ. Математика 5 класс Тарасенкова. Уравнения.
Категория: —>> Математика 5 класс Тарасенкова.
Задание: —>> 553 — 569 570 — 586
наверх
|
|
Задание 553.
Какое из чисел 4. 5, 8 и 10 является корнем уравнения:
Решение:
1) 5; | 2) 10; | 3) 4. |
Задание 554.
Решите уравнение устно:
Решение:
1) 15 + x: = 55, x = 40; | 3) 60 — y = 45, y = 15; | 5) 88 : x = 8, x = 11; |
2) х — 22 = 42, x = 64; | 4) у * 12 = 12, y = 1; | 6) у : 10 = 40, y = 400. |
Задание 555.
Можно ли решить уравнение:
1) 8x = 0; | 2) 0 : y = 25; | 3) 5х = 5 | 4) 12 : y = 0? |
Решение:
1) x = 0;
2) Не имеет решений;
3) x = 1;
4) Не имеет решений;
Задание 556.
Решите уравнение:
Решение:
1)28 + (45 + х) = 100;
2) (у — 25) + 18 = 40;
3) (70 — х) — 35 = 12;
4) 60 -(y + 34) = 5;
5) 52 — (19 + х) = 17;
6) 9y — 18 = 72;
7) 20 + 5х = 100;
8) 90 — y * 12 = 78;
9) 10х — 44 = 56;
10) 84 — 7у = 28;
| 11) 121 : (х — 45) = 11;
12) 77 : (у + 10) = 7;
13) (х — 12) : 10 = 4;
14) 55 — y * 10 = 15;
15) х : 12 + 48 = 91;
16) 5y + 4y = 99;
17) 54х — 27х = 81;
18) 36y — 16y + 5y = 0;
19) 14х + х — 9х + 2 = 56;
20) 20y — 14у + 7у — 13 = 13.
|
Задание 557.
Решите уравнение:
Решение:
1) 65 + (х + 23) = 105;
2) (у — 34) — 10 = 32;
3) (48 — х) + 35 = 82;
4) 77 — (28 + y) = 27;
5) 90 + y * 8 = 154; | 6) 9х + 50 = 86;
7) 120 : (х — 19) = 6;
8)(y + 50) : 14 = 4;
9) 48 + у : 6 = 95;
10) 8х + 7х — х = 42.
|
Задание 558.
Составьте уравнение, корнем которого является число:
а) 8; | б) 14. |
Решение:
а) 2y = 16; | б) x + 7 = 21. |
Задание 559.
Составьте уравнение, корнем которого является число.
а) 5; | б) 9. |
Решение:
а) 25 : x = 5; | б) 5x = 45. |
Задание 560.
Некоторое число увеличили на 67 и получили число 109. Найдите это число.
Решение:
- Некоторое число — x.
- x + 67 = 109;
- x = 109 — 67;
- x = 42.
- Ответ: число 42.
Задание 561.
К некоторому числу прибавили 38 и получили число 245. Найдите это число.
Решение:
- x + 38 = 245;
- x = 245 — 38;
- x = 207.
- Ответ: 207.
Задание 562.
Некоторое число увеличили в 24 раза и получили число 1968. Найдите это число.
Решение:
- 24x = 1968;
- x = 1968 : 24;
- x = 82.
- Ответ: 82.
Задание 563.
Некоторое число уменьшили в 18 раз и получили число 378. Найдите это число.
Решение:
- x : 18 = 378;
- x = 378 * 18;
- x = 6804.
- Ответ: 6408.
Задание 564.
Некоторое число уменьшили на 22 и получили число 105. Найдите это число.
Решение:
- x — 22 = 105;
- x = 105 + 22;
- x = 127.
- Ответ: 127.
Задание 565.
Из числа 128 вычли некоторое число и получили 79. Найдите это число.
Решение:
- 128 — x = 79;
- x = 128 — 79;
- x = 49.
- Ответ: 49.
Задание 566.
Составьте и решите уравнение:
- 1) сумма удвоенного числа х и числа 39 равна 81;
- 2) разность чисел 32 и y в 2 раза меньше числа 64;
- 3) частное суммы чисел х и 12 и числа 2 равно 40;
- 4) сумма чисел х и 12 в 3 раза больше числа 15;
- 5) частное разности чисел у и 12 и числа 6 равно 18;
- 6) утроенная разность чисел у и 17 равна 63.
Решение:
- 1) 2x + 39 = 81
- 2x = 81 — 39;
- 2x = 42;
- x = 42 : 2;
- x = 21;
- 2) (32 — y) * 2 = 64
- 32 — y = 64 : 2;
- 32 — y = 32;
- y = 32 — 32;
- y = 0;
- 3) (x + 12) : 2 = 40
- x + 12 = 40 * 2;
- x + 12 = 80;
- x = 80 — 12;
- x = 68;
- 4) (x + 12) : 3 = 15
- x + 12 = 15 * 3;
- x + 12 = 45;
- x = 45 — 12;
- x = 33;
- 5) (y — 12) : 6 = 18
- y — 12 = 18 * 6;
- y — 12 = 108;
- y = 108 + 12;
- y = 120;
- 6) (y — 17) * 3 = 63
- y — 17 = 63 : 3;
- y — 17 = 21;
- y = 21 + 17;
- y = 38;
Задание 567.
Составьте и решите уравнение:
- 1) разность утроенного числа у и числа 41 равна 64;
- 2) сумма чисел 9 и х в 5 раз меньше числа 80;
- 3) частное суммы чисел у и 10 и числа 4 равно 16;
- 4) разность утроенного числа х и числа 17 равна 10.
Решение:
- 1) 3y — 41 = 64
- 3y = 64 + 41;
- 3y = 105;
- y = 105 : 3;
- y = 15;
- 2) (9 + x) * 5 = 80
- 9 + x = 80 : 5;
- 9 + x = 16;
- x = 16 — 9;
- x = 7;
- 3) (y + 10) : 4 = 16
- y + 10 = 16 * 4;
- y + 10 = 64;
- y = 64 — 10;
- y = 54;
- 4) 3x — 17 = 10
- 3x = 10 + 17;
- 3x = 27;
- x = 27 : 3;
- x = 9;
Задание 568.
Некоторое число увеличили на 5 и полученное число удвоили. В результате получили число 22. Найдите неизвестное число.
Решение:
- (x + 5) * 2 = 22;
- x + 5 = 22 : 2;
- x + 5 = 11;
- x = 11 — 5;
- x = 6;
Задание 569.
Некоторое число увеличили в 7 раз и полученное число уменьшили на 54. В результате получили число 100. Найдите неизвестное число.
Решение:
- 7x — 54 = 100;
- 7x = 100 + 54;
- 7x = 154;
- x = 154 : 7;
- x = 22;
Задание: —>> 553 — 569 570 — 586
Методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему: Способ подстановки для решения сложных уравнений в 5-6 классах
Решение сложных уравнений в 5-6 классах способом подстановки.
В 5-6 классах учащиеся затрудняются решать уравнения такого типа, как
(х + 39) – 43 =27.
Традиционное объяснение в должной мере воспринимают только сильные ученики, а для слабых – это тайна за семью печатями. Каково же традиционное объяснение решения такого уравнения? Чтобы найти уменьшаемое х + 39, надо к вычитаемому 43 прибавить разность 27:
х + 39 = 43 + 27;
х + 39 = 70.
Далее рассуждают так: чтобы найти неизвестное слагаемое Х, надо из суммы 70 вычесть другое слагаемое 39:
х = 70 – 39;
х = 31.
В большинстве случаев ученики не видят в этом уравнении вычитаемого 43 и уменьшаемого Х + 39. Поэтому я разработала алгоритм решения таких уравнений. Суть этого приёма состоит в том, чтобы любое сложное уравнение свести к простейшему. Главное, иметь хороший навык решения простейших уравнений. Рассмотрим применение этого алгоритма на конкретных примерах.
1) ( х+ 121) + 38 = 269.
Обозначим выражение, стоящее в скобках через a: х + 121 = а.
Тогда получим такое уравнение:
а + 38 = 269;
а = 269 – 38;
а = 231.
Теперь возвращаемся к выражению, стоящему в скобках:
х + 121 = а;
х + 121 = 231;
х = 231 – 121;
х = 110.
Ответ: 110.
2) ( m – 379) + 125 = 3000
Подстановка m – 379 = а;
а + 125 = 3000;
а = 3000 – 125;
а = 2875;
m – 379 = 2875;
m = 2875 + 379;
m = 3254.
3) ( 127 + р ) – 89 = 1009.
Подстановка 127 + р = а;
а – 89 = 1009;
а = 1009 + 89;
а = 1098;
127 + р = 1098;
р = 1098 – 127;
р = 971.
4) ( х – 315 ) – 27 = 36.
Подстановка х – 315 = а;
а – 27 = 36;
а = 36 + 27;
а = 63;
х – 315 = 63;
х = 315 + 63;
х = 378.
5) 872 – ( 407 + с ) = 122
Подстановка 407 + с = а;
872 – а = 122;
а = 872 – 122;
а = 750;
407 + с = 750;
с = 750 – 407;
с = 343.
6) (7001+ х).42 = 441000
Подстановка 7001 + х = а;
а . 42 = 441000;
а = 441000 : 42;
а = 10500;
7001 + х = 10500;
х = 10500 – 7001;
х = 3499.
Таким образом, очень хорошо видно, что с помощью данного приёма очень легко решаются такие сложные уравнения.
Для тех учащихся, кто так и не усвоил правил нахождения неизвестных: слагаемого, вычитаемого, множителя и т.д., я использую при решении простейших уравнений приём «по аналогии».
Например, нужно решить уравнение: х – 128 = 312.
В стороне от этого уравнения слабый ученик записывает простейший арифметический пример 5 — 3 = 2.
Ученик смотрит, где в этом примере должен стоять х (на месте 5). Как из этого простого примера найти 5. Надо к 3 прибавить 2. Значит, и в уравнении, чтобы найти Х надо 128 сложить с 312.
Данный алгоритм решения уравнений служит пропедевтикой для решения в старших классах уравнений способом подстановки.
Линейные уравнения для 5 класса
Одним из самых важных навыков при поступлении в 5 класс является умение решать простейшие уравнения. Так как 5 класс ещё не так далек от начальной школы, то и видов уравнений, которые может решать ученик не так уж и много. Мы познакомим Вас со всеми основными видами уравнений, которые необходимо уметь решать, если Вы хотите поступить в физико-математическую школу.
1 тип: «луковичные»
Это уравнения, которые почти со вероятностью встретятся Вам при поступлении в любую школу или кружок 5 класса как отдельное задание. Их легко отличить от других: в них переменная присутствует только 1 раз. Например, или .
Решаются они очень просто: необходимо просто «добраться» до неизвестной, постепенно «снимая» всё лишнее, что окружает её — как будто почистить луковицу — отсюда и такое название. Для решения достаточно помнить несколько правил из второго класса. Перечислим их все:
Сложение
- слагаемое1 + слагаемое2 = сумма
- слагаемое1 = сумма — слагаемое2
- слагаемое2 = сумма — слагаемое1
Вычитание
- уменьшаемое — вычитаемое = разность
- уменьшаемое = вычитаемое + разность
- вычитаемое = уменьшаемое — разность
Умножение
- множитель1 * множитель2 = произведение
- множитель1 = произведение : множитель2
- множитель2 = произведение : множитель1
Деление
- делимое : делитель = частное
- делимое = делитель * частное
- делитель = делимое : частное
Разберём на примере, как применять данные правила.
Заметим, что мы делим на и получаем . В этой ситуации мы знаем делитель и частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное:
Мы стали немного ближе к самому . Теперь мы видим, что к прибавляется и получается . Значит, чтобы найти одно из слагаемых, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:
И ещё один «слой» снят с неизвестной! Теперь мы видим ситуацию с известным значением произведения () и одним известным множителем ().
Теперь ситуация «уменьшаемое — вычитаемое = разность»
И последний шаг — известное произведение () и один из множителей ()
2 тип: уравнения со скобками
Уравнения данного типа чаще всего встречаются в задачах — именно к ним сводится 90% всех задач для поступления в 5 класс. В отличие от «луковичных уравнений» переменная здесь может встретиться несколько раз, поэтому решить её методами из предыдущего пункта невозможно. Типичные уравнения: или
Основная трудность — это правильно раскрыть скобки. После того, как удалось это верно сделать, следует привести подобные слагаемые (числа к числам, переменные к переменным), а после этого мы получаем самое простое «луковичное уравнение», которое умеем решать. Но обо всём по-порядку.
Раскрытие скобок. Мы приведём несколько правил, которыми следует пользоваться в данном случае. Но, как показывает практика, верно раскрывать скобки ученик начинает только после 70-80 прорешанных задач. Основное правило таково: любой множитель, стоящий за скобками необходимо умножить на каждое слагаемое внутри скобок. А минус, стоящий перед скобкой, меняет знак всех выражений, что стоят внутри. Итак, основные правила раскрытия:
Приведение подобных. Здесь всё гораздо легче: Вам необходимо путём переноса слагаемых через знак равенства добиться того, чтобы с одной стороны стояли только слагаемые с неизвестной, а с другой — только числа. Основное правило таково: каждое слагаемое, переносимое через , меняет свой знак — если оно было с ,то станет с , и наоборот. После успешного переноса необходимо сосчитать итоговое количество неизвестных, итоговое число стоящее с другой стороны равенства, нежели переменные, и решить простое «луковичное уравнение».
Приведём пример:
(раскроем скобки. Обратите внимание на смену знаков!)
(выполним умножения)
(перенесём , и через знак равенства — они «превратятся» в , и )
(посчитаем итоговое количество справа и число слева)
(ситуация «известный множитель и произведение»)
Освоив эти два типа уравнений, Вы можете быть уверенны, что сможете решить добрую половину всех заданий во вступительной олимпиаде в 5 класс.
Самостоятельная работа по математике — 5 класс: Уравнения, задачи на уравнения, порядок действий. Вариант-1
Самостоятельная работа по математике — 5 класс: уравнения, задачи на уравнения, порядок действий.
Вариант-1
№1. У Пети было в 5 раз меньше карандашей, чем у Маши. При этом у Маши было на 12 карандашей больше. Сколько было карандашей у каждого ребенка?
№2. Решите уравнения: а) 3*(x+4)-12=24; б)45:(17-x)+9=24;
№3. Вычислите: 23*5-(12+4*2):5+13
Вариант-2
№1. Для приготовления мороженого взяли 3 части молока, 2 части сахара и 1 часть масла. Всего мороженое весило 120 грамм. Сколько грамм сахара взяли?
№2. Решите уравнения: а) 54:(x-7)+22=31; б)(29-x)*2-7=45;
№3. Вычислите: 27*2-54:(16+34:17)
Самостоятельная работа по математике — 5 класс: уравнения, задачи на уравнения, порядок действий.
Вариант-1
№1. У Пети было в 5 раз меньше карандашей, чем у Маши. При этом у Маши было на 12 карандашей больше. Сколько было карандашей у каждого ребенка?
№2. Решите уравнения: а) 3*(x+4)-12=24; б)45:(17-x)+9=24;
№3. Вычислите: 23*5-(12+4*2):5+13
Вариант-2
№1. Для приготовления мороженого взяли 3 части молока, 2 части сахара и 1 часть масла. Всего мороженое весило 120 грамм. Сколько грамм сахара взяли?
№2. Решите уравнения: а) 54:(x-7)+22=31; б)(29-x)*2-7=45;
№3. Вычислите: 27*2-54:(16+34:17)
Задачи по математике для учеников 5 класса на составление уравнений.
Задача №11. Для приготовления салата берут 4 части помидор, 3 части огурцов и 1 часть зелени. Всего получилось 480 грамм салата. Сколько грамм помидор было взято?
Задача №12. У Веры было в 5 раз больше слив, чем у Даши. При этом у Даши было на 16 слив меньше. Сколько слив было у Даши? У Веры?
Задача №13. У Дениса было в 3 раз больше монет, чем у Васи. А у Димы в 2 раза больше монет, чем у Дениса. Всего же монет было 50. Сколько монет было у Васи? У Дениса?
Задача №14. Для приготовления варенья взяли 4 части сахара и 7 частей фруктов. Всего получилось 660 грамм варенья. Сколько грамм сахара было взято?
Задачи по математике для учеников 5 класса на составление уравнений.
Задача №6. У Насти было в 3 раза больше груш, чем у Иры. При этом, у Иры было на 14 груш меньше, чем у Насти. Сколько груш было у Иры? У Насти?
Задача №7. Для приготовления теста взяли 5 частей муки, 2 части молока и 1 часть масла. Общий вес теста составил 960 грамм. Сколько грамм молока было взято?
Задача №8. У Ивана было в 6 раз меньше мандарин, чем у Пети. При этом у Пети было на 15 мандарин больше. Сколько мандарин было у Ивана? У Пети?
Задача №9. Мальчик проехал на автобусе 3 части пути от дома, а пешком прошел 2 части пути. Всего же он преодолел 15 км. Сколько км мальчик прошел?
Задача №10. У Вики было в 4 раза меньше апельсин, чем у Оли. При этом у Оли было на 12 апельсин больше, чем у Вики. Сколько апельсин было у Вики? У Оли?
Математика 5 класс: Уравнения и составление уравнений по условию задачи.
Решите уравнения:
Задание по математике №1.
а) 34-x+12=9; б)4x-(12-25+3x)=87.
Задание по математике №2.
а) 5x-(7+8+4x)=56; б)12-2x+3x-7=29;
Задание по математике №3.
а) 4x+(15-3x)-12=26; б)23-x+1=11
Задание по математике №4.
а)27-(x-3)+12=10; б)2x-4-13-x=47;
Задание по математике №5.
а) (21+x)-34=11; б)19+(13-7x+8x)=59;
Задачи на составление уравнений:
Карточка №6. Составьте уравнение по условию задачи и решите его:
В корзине было неизвестное количество яблок. Сначала из нее взяли 12 яблок, а потом положили туда 5 яблок. В результате в корзине стало 24 яблока. Сколько яблок было в корзине первоначально?
Карточка №7. Составьте уравнение по условию задачи и решите его:
В корзине было 15 груш. Сначала из нее взяли 7 груш, а потом положили в нее неизвестное количество груш. В результате в корзине стало 34 груши. Сколько груш положили в корзину?
Карточка №8. Составьте уравнение по условию задачи и решите его:
В коробке было 65 конфет. Вначале из нее взяли неизвестное количество конфет, а потом доложили 7 конфет. В результате в коробке стало 34 конфеты. Сколько конфет было взято?
Карточка №9. Составьте уравнение по условию задачи и решите его:
Турист прошел часть пути за 45 минут, затем отдыхал неизвестное количество времени, и оставшуюся часть пути прошел за 34 минуты. В результате весь путь турист преодолел за 2 часа 18 минут. Сколько минут отдыхал турист?
Карточка №10. Составьте уравнение по условию задачи и решите его:
Температура воздуха была 23 градуса. В первый день она опустилась на неизвестное количество градусов, а во второй день поднялась на 5 градусов. В результате температура воздуха стала 19 градусов.
На сколько градусов опустилась температура в первый день?
Урок по математике на тему «Решение уравнений» (5 класс)
Урок математики в 5-м классе по теме «Решение уравнений»
Учитель: Миначова Ф.М.
Класс: 5 «А»
Дата проведения урока: 29.10.2013
Учебник: Математика 5 класс, Н.Я.Виленкин, Мнемозина, 2010
Цель: Формирование навыков решения сложных (составных) уравнений двумя способами: с помощью нахождения неизвестного компонента действия; с помощью применения свойств сложения и вычитания для упрощения одной из частей уравнений.
Задачи:
Обеспечить применение учащимися теоретических знаний об уравнении — понятий: «уравнение», «корень уравнения», «что значит решить уравнение» при выполнении практических заданий.
Создать условия для формирования умения решать уравнения на основе знаний взаимосвязи компонентов действий (и применяя свойства действий сложения и вычитания).
Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в стандартной и изменённой ситуации.
Создать условия для развития математического кругозора учащихся, мышления, творческой активности, памяти и внимания.
Создать условия для воспитания культуры общения, аккуратности, организованности.
Оборудование: Проектор, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный этап
Приветствие учителя.
Проверка подготовленности учащихся к уроку.
Организация внимания учащихся и сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте ребята! Начинаем урок. Проверьте всё ли у вас для этого готово? (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал) Сегодня на уроке мы будем решать уравнения, которые характеризуются как сложные или составные, так как они содержат не одно, а два (а то и несколько) действий. Но я бы применила другое определение – интересные уравнения. Ведь чем больше действий в арифметическом примере или текстовой задаче, тем интереснее их решать. Не правда ли? И сегодня наша цель: научиться решать составные уравнения различными способами. А вот девиз урока: «Решай, ищи, твори и мысли»
II. Проверка выполнения домашнего задания.
Но сначала проверим как вы справились с домашним заданием.
№ д.з.
Учитель
Ученик
Ответ
397 (в)
Какое уравнение вы составили для решения данной задачи?
(х+10) – 12 =17
(х+10) – 12 =17
395 (д)
166 = m – 34
Что нужно найти в уравнении?
В уравнении нужно было найти неизвестное уменьшаемое.
Как найти неизвестное вычитаемое?
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.
m = 166 + 34
Какой получили ответ?
200
395 (е)
59 = 81 – k
Что нужно найти в уравнении?
В уравнении нужно было найти неизвестное вычитаемое.
Как найти неизвестное вычитаемое?
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
k = 81 – 59
Какой получил ответ?
22
397 (б)
Какое уравнение вы составили для решения задачи?
350 + х = 900
350 + х = 900
Что нужно найти в уравнении?
В уравнении нужно было найти неизвестное слагаемое
Как найти неизвестное слагаемое?
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
х = 900 – 350
Какой ответ?
550 г сахара добавили в пакет.
550
II. Актуализация знаний.
Ребята приготовьте карточки №1, которые я раздала вам перед уроком.
Учитель
Ученик (правильный ответ)
Что такое уравнение?
Уравнение – это равенство с переменной.
Что такое корень уравнения?
Корень уравнения – это число, при подстановке которого в исходное уравнение последнее обращается в верное равенство.
Что значит решить уравнение?
Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать, что корней нет.
Карточка № 1
Определите под каким номером записано уравнение?
3, 6, 9
х – 405 = 138
(устно) Найдите корень уравнения по номером 9.
543
х + 357 = 1204
(устно) Найдите корень уравнения по номером 3.
847
1570 – х = 614
(устно) Найдите корень уравнения по номером 6.
956
Карточка № 1
А что записано под остальными номерами?
Под номером 1 записано числовое равенство, под номерами 2, 4, 5, 7, 8 записаны буквенные выражения.
Что такое буквенное выражение?
Буквенное выражение – это запись чисел и букв, связанных между собой знаками действий.
Как можно прочитать выражение?
Выражение можно прочитать по последнему действию.
Что значит упростить выражение?
Упростить выражение – это значит выполнит все возможные действия.
С помощью чего можно упростить выражение?
Упростить выражение можно с помощью свойств сложения, вычитания, умножения.
Карточка № 1
Используя свойства сложения и вычитания упростите выражения:
(Записи в тетради)
2. х + 4 + 18
Какое свойство можно применить для упрощения данного выражения?
Можно применить сочетательное свойство сложения х + 4 + 18 = х + (4 + 18) = х + 22
4. 69 – х – 20
Какое свойство можно применить для упрощения данного выражения?
Можно применить свойство вычитания суммы из числа 69 – х – 20 = 69 – (х + 20) = 69 – 20 – х = 49 – х
5. 57 + (х + 23)
Какое свойство можно применить для упрощения данного выражения?
Можно применить сочетательное свойство сложения 57 + (х + 23) = 57 + 23 + х = 80 + х
7.(138 + х) – 95
Какое свойство можно применить для упрощения данного выражения?
Можно применить свойство вычитания числа из суммы (138 + х) – 95 = 138 – 95 + х = 43 + х
8. 41 – (х + 23)
Какое свойство можно применить для упрощения данного выражения?
Можно применить свойство вычитания суммы из числа 41 – (х + 23) = 41 – 23 – х = 18 – х
III. Устный счёт.
Раздать учащимся первых парт карточки для устного счёта. Вычисление цепочкой по рядам «Какой ряд быстрее».
№ парты (пары)
Условие задания
Ответ
1
Наименьшее трёхзначное число уменьшить в 2 раза
50
2
Полученное число уменьшить на 37
13
3
Полученный ответ умножить на 4
52
4
Получившееся число увеличить на 18
70
5
Ответ уменьшить в 10 раз
7
6
Полученное число умножить само на себя
49
7
К полученному произведению прибавить 11
60
8
Проверить все вычисления и поднять руку, если всё правильно. Если есть ошибки, исправить.
IV. Решение уравнений.
А сейчас приступим к решению сложных (составных) уравнений. Рассмотрим два способа решения следующего уравнения:
(60 + у) – 25 = 72.
I способ. Вопрос учителя: Какое выражение записано в левой части уравнения? Ответ учащегося: В левой части уравнения записана разность. Учитель: Назовите уменьшаемое. Учащийся: (60 + y). Учитель: Назовите вычитаемое. Учащийся: 25. Найдем неизвестное уменьшаемое:
60 + у = 72 + 25,
60 + у = 97, в результате получили простое уравнение, из которого находим неизвестное слагаемое
у = 97 – 60
у = 37
Проверка: (60 + 37) – 25 = 72
II способ. Сначала упростим выражение, стоящее в левой части уравнения, используя свойства вычитания:
(60 – 25) + у = 72,
35 + у = 72, в результате получили простое уравнение, из которого находим неизвестное слагаемое
у = 72 — 35,
у = 37.
Проверка: (60 + 37) – 25 = 72
Ответ: 37.
Физкультминутка.
Таким образом Составные уравнения можно решить, применяя один из разобранных способов. Вспомним девиз урока: «Решай, ищи, твори и мысли» и выполним из учебника № 376 (а, в, д) (решить уравнения двумя способами).
V. Итог урока.
Этап контроля и самоконтроля.
Исторический экскурс
Ребята, а знаете ли вы, кто и когда придумал первое уравнение? По-видимому, ответить на этот вопрос невозможно. Ещё за 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых и приёмы решения были не похожи на современные. Греки унаследовали знания египтян и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий учёный Диофант (III век).
В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните задания, предложенные для самостоятельной работы.
Задания для самостоятельной работы. (карточки №2)
Вариант 1
Вариант 2
Решите уравнение у – 409 = 511.
Решите уравнение (24 -х) + 37 = 49.
Решите уравнение 23 + х = 50.
Решите с помощью уравнения задачу.
Если из задуманного числа вычесть 234, то получится 110. Каково задуманное число?
Решите уравнение 700 – х = 605.
Решите уравнение (57 – у) +24 = 49.
Решите уравнение х + 47 = 60.
Решите с помощью уравнения задачу.
Катя задумала число. Если вычесть его из числа 348, то получится 185.
Какое число задумала Катя?
73 Л 217
32 Т 12
27 И 13
163 Е 344
95 В 920
495 А 107
Франсуа Виет жил в 16 веке. Он внёс большой вклад в изучение различных проблем математики и астрономии. Более подробно о некоторых его работах мы поговорим в 8 классе.
Рефлексия. (карточка № 3). Учащиеся заполняют таблицу и дают оценку своей работе на уроке.
Методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему: Урок математики в 5 классе по теме «Решение сложных уравнений»
Урок математики в 5 классе по теме «Решение уравнений».
(Учебник Э.Г. Гельфман и др.Математика 5. Часть1 по программе «Математика. Психология. Интеллект» 2004г)
Подготовила: учитель математики МОУ Рековичской средней школы Михалева Л.И.
Цели урока: воспитывать у учащихся коммуникабельность, уверенность в себе, прививать интерес к предмету; развивать умение анализировать обобщать, делать выводы, умение читать чертежи, схемы и составлять по ним уравнения ; ввести алгоритм решения сложных уравнений, содержащих скобки и отработать его при решении уравнений
Комментарий учителя: При выполнении заданий устных заданий учащиеся работают с помощью сигнальных карточек. Один из учащихся называет результат, а остальные реагируют с помощью сигнальных карточек. Зеленая карточка – правильный ответ. Красная – неправильный.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Решение устных заданий на повторение.
Решите устно следующие задачи.( Учащиеся используют сигнальные карточки)
- Повторим как найти длину всего отрезка, если известны длины его частей?
- Как найти часть отрезка, если известна длина всего отрезка и длина другой части?
- Мини самостоятельная работа.5 мин
1)Словарная работа. Учащимся раздаются задания с пропуском букв и слов(математических терминов).
- Ур…внение – 1) ____________________________
2) содержащее букву.
- Сама буква называется _________________.
- Значение неизве…..ого, при подстановке которого в ур…внение получается верное числовое равенство, называется ___________ ур…внения.
2)Задание на понятие корня уравнения.
Является ли число 4,8 корнем уравнения у-2,9=1,9?
Взаимопроверка в парах по слайду.
- Решение заданий на составление уравнения по схеме
№ 169 (а,б) по слайду. Задание а) выполняется под руководством учителя, б) одним из учащихся.
(в,г) – самостоятельно по рисунку в учебнике. Самопроверка по слайду.
№170(1, 2,3 ) (По слайду)
5. Введение алгоритма решение сложных уравнений
Рассмотрите какие уравнения у нас получились. Есть простые, а есть очень сложные . На уроках математике мы будем учиться решать такие уравнения. А сегодня мы научимся решать последнее уравнение. №170(4)
(Согласно слайду разобрать способы решения уравнения.)
1 способ. Решаем уравнение с помощью переместительного и сочетательного законов сложения.
5+х+3,7=15
5+3,7+х=15
8,7+х=15
Х=15-8,7
Х=6,3
Проверка: 5+6,3+3,7=15-верно
Ответ: 6,3.
2 способ. – более универсальный. Его мы разберем более подробно.
Решение уравнения | Алгоритм решения |
5 + (х+3,7) =15 5 + (х+3,7) =15 5 + (х+3,7) =15 (х+3,7) =15 -5 х + 3,7 =10 х =10-3,7 х= 6,3 Пр-ка: 5+(6,3+3,7)=15 – верно Ответ: 6,3 | 1. Расставить порядок действий. 2.Последнее действие обведите в кружочек. 3. Обведите в квадратик действие, содержащее неизвестное. 4. Назовите, каким компонентом является этот квадратик. 5 Найдите его. 6. Выполняйте действия 3-5 до тех пор, пока не найдете неизвестное. |
- Закрепление
№172(б,а) решаем у доски
№171 (а) карандашом в учебнике ( задание с пропусками).
- Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали, чему научились?
- Что было интересно?
Выставление отметок за урок.
- Д/з
№172(в,г)
№173(в,г)
Проверь себя с 250 №2,
№5*( сильным учащимся).