Примерные тексты диктантов и изложений для 5,6,7,8 классов

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч.)

Диктант

5 класс. 1 вариант

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу. Перед рассветом проходит над макушками ветер, четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(99 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч.)

Диктант

5 класс. 2 вариант

Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами колючий снег.

На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. В старых парках на высоких деревьях устроят они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые жаворонки.

С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель. Это самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков.

(95 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч.)

Диктант.

5 класс. 3 вариант

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. « Дождь пойдёт», — проговорил я

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч.)

Диктант

6 класс. 1 вариант

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.

Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет.

Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины!

(101 слово)

(По Д. Зуеву)

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч.)

Диктант

6 класс. 2 вариант

Мы долго бродили по вечернему лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.

Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок какой-то птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес.

Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать.

Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои законные права. «Пора возвращаться домой», — решили мы.

(94 слова)

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч.)

Диктант

6 класс. 3 вариант

ВЕСНА

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной, но еще сонной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» — журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

Весна – время новых надежд и прекрасных свершений!

(96 слов)

(По В.Бианки)

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч. с углубленным изучением)

Диктант

5 класс. 1 вариант

Как-то утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать медовый урожай. «Скорее, скорее к реке!»- весело кричал мой приятель Денис.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моём ведёрке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса и закрыла полнеба. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч. с углубленным изучением)

Диктант

5 класс. 2 вариант

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра сгибает вершины деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром. Миллионы барабанщиков застучали по всему вокруг.

Но быстро проходит летняя гроза. Вот уж светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, но дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят алмазами дождинки. Они повисают в изумрудной траве, и в каждой капле отражается солнце.

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч. с углубленным изучением)

Диктант

5 класс. 3 вариант

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч. с углубленным изучением)

Диктант

6 класс. 1 вариант

Заблудился

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться сизо-белый туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли колючих кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашел? Как найти дорогу?

Я вышел на опушку и пошел через поле. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Огромная ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться бриллиантовые звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и надеялся, что скоро буду дома.

(95 слов)

(По И. С. Тургеневу.)

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч. с углубленным изучением)

Диктант

6 класс. 2 вариант

Зимой

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в серебряно-белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

Как прекрасна зимой березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

В зимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.

(90 слов)

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч. с углубленным изучением)

Диктант

6 класс. 3 вариант

Цирк

Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл походный цирк. Уже около полутора недель пестрели афиши.

И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут индийского слона. В клетках тяжело дышат африканские львы, вертятся и кричат дикими голосами красно-желтые попугаи.

Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.

К вечеру поставят разноцветные палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся к цирку. Солдаты покрикивают на назойливых мальчишек: «Проходи! Не задерживайся!»

(96 слов)

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч.)

Изложение для 7-класса

1-вариант

Золотая осень

На опушке леса золотом горит листва белоствольных берёз. Дрожат, трепещут на ветру листочки хрупких осин. Вершины деревьев тонким кружевом вырисовываются на фоне лазурного неба. Посмотрим вверх: по небу волнистой грядой плывут лёгкие, перистые облака. Воздух необычайно чист и прозрачен. Солнце светит ярко, от его лучей золотом и багрянцем вспыхивает листва на деревьях, ярким костром загорается куст на берегу маленькой лесной речушки. Речка чистая, прозрачная, отчётливо видны все камешки на её дне. Вода в реке уже холодная.

Осеннее солнце светит низко, и от деревьев падают на землю густые тени, они далеко разбегаются по бурой траве. На повороте реки застыла одинокая берёза. А могучие дубы ещё зеленеют. Они, как старшие братья, защищают молоденькую берёзку от холодных осенних ветров.

Прислушаемся: тихо-тихо вокруг, слышно только журчание воды в речушке да шелест листвы на деревьях. Вдруг с севера налетает порывистый ветер, он срывает листья с деревьев, он кружатся в воздухе и плавно опускаются на землю. Опавшие листья покрывают землю нарядным, разноцветным ковром. Когда идёшь по такому пышному ковру, слышишь, как листва шуршит под ногами.

Мы следим за убегающей вдаль лесной речкой и замечаем зеленеющие всходы озимых. Они говорят о вечном возрождении и обновлении природы.

Эту картину написал Исаак Ильич Левитан, талантливейший русский художник-пейзажист. Он глубоко понимал и любил скромную красоту родной природы и поэтически воспел её в своих пейзажах.

Мы любуемся и восхищаемся трогательной прощальной красотой осеннего пейзажа. Картина «Золотая осень» нас радует и волнует. Нам становится немножко грустно, но это тихая, поэтическая грусть.

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч.)

Изложение для 7-класса

2 вариант

Просто так…

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

— Зачем?

— А просто так…

Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

242 слова

(В.Песков)

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч.)

Изложение для 7-класса

3-вариант

Звезда Востока

Ташкент! Благословенное чудо Востока! Седая старина и задорная юность составляют неповторимый лик нашего родного города.

Впервые он был упомянут как княжество Чач, в XII веке его переименовали в Бинкент, затем в Ташкент.

Есть множество легенд, рассказывающих о происхождении названия города, его улиц и парков, его кварталов — махалли. Одна из них повествует о Чиланзаре.

В давние – давние времена этот массив не был даже городской окраиной. Здесь были пески, со всех сторон наступавшие на город. Один отшельник, святой человек, решил в одиночку бороться с пустыней. Он сажал чилоджиду, дерево, которое своими мощными корнями могло закрепить пески. Его маленькая келья стояла в том месте, где сейчас располагается киностудия «Узбекфильм». Каждую весну и осень не покладая рук работал отшельник, и сад, посаженный им, всё разрастался и достиг в итоге того места, где сейчас стоит здание театра оперетты.

Отступали пески, а вместе с ними уходили изнуряющая жара и пыльные бури. Благодарные люди стали помогать отшельнику в его благородном труде. Святого человека назвали Чилён-ата, а место, где располагался сад, — Чиланзаром.

Наш массив один из самых населенных и больших в городе. По его территории протекают древние ирригационные системы – Бозсу, Анхор и Буржар. На Ак-тепе стоит замок V века – святилище в честь мёртвых. Эти памятники старины бережно сохраняются.

Много памятников, древних, изысканно прекрасных, расположено в нашем городе. Медресе XVI века Кукельдаш, мавзолей Зайнутдина-бобо на Кукче, подземная чиля-хона, построенная в XII веке, семь старинных ворот, келья святого Шейхантахура – всё это седая старина, история, память о наших предках.

За последнее время Ташкент удивительным образом преобразился, в его новом облике причудливо переплетаются суперсовременные мотивы и традиционные элементы народной архитектуры. Но главным украшением нашего города по праву считаются ташкентцы, гостеприимные и щедрые. И недаром говорят, что историей управляют люди. И это действительно так, а как бы иначе появился на карте мира город, по праву носящий имя «Звезда Востока».

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч. с углубленным изучением)

Изложение

7 класс. 1 вариант

Учение с увлечением

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

Учение с мучением – дело известное. Бродишь, бродишь по комнате, но никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно. Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок, а завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение?

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением?

Какое это счастье – торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать – может и получится? Не – ет, не выходит. А если попробовать по – другому? Ура, провеет! Неужели просвет?

В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, а вы в нетерпении пригибаетесь к толу, и если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?» просвет, просвет, предчувствие успеха, — а вот и сам успех, вот решение… да такое неожиданное, такое простое и ловкое…

И на следующий день вы никак не дождётесь того часа, когда можно будут взяться за учебник или задачник. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон.

(196 слов)

По В. Соловейчику

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч. с углубленным изучением)

Изложение

7 класс 2 вариант

О хороших манерах

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

В основе всех хороших манер лежит одна забота — о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все месте чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений.

И не надо класть локти на стол–опять–таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

(220 слов)

(По Д. Лихачеву)

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч. с углубленным изучением)

Изложение

7 класс 3 вариант

Воробей

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизною около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему; как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой и, весь взъерошенный , искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти.

Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище…

но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не смог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…

Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился: видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился, благоговея. Да не смейтесь.

Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(197 слов)

(По И. Тургенев)

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч.)

Изложение

8 класс. I вариант

Бедана – птица счастья

Воины сахибкирона Темура вступали в сражение на лошадях. Верблюды шли в обозе. Тыловые подразделения были очень перегружены: провизия, запасное оружие, кухонная утварь, разборные шат­ры, юрты, корм для лошадей. И почти каждый деся­тый погонщик помещал на верблюде садок-клетку с беданой. Любовь к этой пестренькой, не умеющей петь птице веками оставалась безграничной. И сегодня ее трогательно опекают в нашем крае, называют «уз­бекским соловьем», при этом улыбаются, понимая, что звание дано с юмором.

Так в чем же тайна беданы? Почему из века в век она остается пернатым талисманом счастья?

Бедана — это местное название перепела обык­новенного, относящегося к семейству фазановых, отряду куриных. Величиной птица со скворца, но из-за своего короткого хвоста выглядит еще меньше. Да и весит-то не более ста граммов вес­ной и к осени 160-170 граммов. Общий фон ок­раски перьев светло-глинистый, охристый. На го­лове, по спине и над хвостом поперечно-продоль­ные штрихи. Вот, собственно, и вся красота. Если бы устроить вернисаж птицам Узбекистана да поместить рядом с беданой таких красавцев пернатого мира, как, скажем, иволгу, дубоноса, желтую трясогуску, краснокрылого стенолаза, то обыкновенная перепелка потерялась бы в этом природном красочном много­цветье. Тем не менее, ее замечают, почитают, покупают, берегут, считают, что содержание птицы в садке-кле­точке приносит хозяину благополучие на подворье. Клеточку с беданой встретишь и в чайхане, где любят собираться старики-аксакалы. Мирная беседа, аро­матный чай и спокойная, баюкающая песенка «соло­вья» из клетки-садка создают душевный покой, настра­ивают на отдых. «Пить-по-пить, пить-по-пить; «спать-пора, спать пора» или «па-полак, па-полак, ва-вак, ва-вак, то-лак». И, тем не менее, в этой незатейливой песенке таится причина безграничной любви к бедане. Оказывается, даже часть незамысловатых зву­ков «ва-вак» играют роль при оценке перепела. По ним судят о его бойцовских качествах, способности пока­зать себя в перепелиных боях, которые очень популяр­ны на Востоке.

Наш перепел — птица перелетная, единственный в отряде куриных, кто остается перелетной птицей сре­ди своих собратьев. И ловят бедану на пролете (вес­ной и осенью), ловят сетками, петлями из конского во­лоса, подманивая манками. Добывают птиц немало, продают любителям, сдают, предлагают в рестораны. Это привело к снижению численности беданы в при­роде. С целью охраны этого вида пернатых был при­нят закон по запрещению недозволенных методов охо­ты на птиц. Сети, петли, щиты с ленточками, манки — сегодня вне закона.

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч.) Изложение

8 класс. II вариант

Город Навои

На пути между Бухарой и Самар­кандом, буквально посреди пус­тыни, перед взором путника вдруг встают силуэты большо­го города с выразительной архитектурой жи­лых массивов, общественных зданий, про­мышленных сооружений. Это — Навои, са­мый молодой областной центр Узбекиста­на. Указ о его строительстве был принят в 1958 году, тогда же решено было дать но­вому городу имя великого узбекского по­эта и прогрессивного государственного деятеля Алишера Навои. Со­здавался новый город для освоения природных богатств пустыни Кызылкумы — природного газа, золота, редких цветных ме­таллов, облицовочного камня, залежей фос­форитов, других полезных ископаемых.

Место расположения города выбрано не­случайно: еще в глубокой древности здесь проходили важнейшие торговые пути. Один из них, известный как Великий шелковый путь, шел из Китая к Средиземноморью и далее в Европу. Другой связывал западные и северные страны Евразии с Индией. Здесь кипела жизнь, свидетельство чему — множество следов минувших цивилизаций в ближних и дальних окрестностях Навои. Это — стоянки охотников каменного века, остатки древней оборонительной стены с укрепления­ми, руины многих крепостей, городища не­ведомых поселений, древние горные выработки, рудники… В 45 километрах от города — живописное горное урочище Сармыш с уникаль­ным собранием петроглифов — наскальных изоб­ражений, оставленных первобытными людьми. Урочище находится в ряду наиболее известных историко-культурных памятников Узбекистана.

В наше время через Навои пролегают жизненно важные для республики пути. Молодой го­род стал крупным индустриальным и культурным центром на Западе Узбекистана..

Проектировщики учитывали особеннос­ти природы — жаркий, сухой климат, высокие летние температуры и от­сутствие осадков в продолжение большей части года, песчано-пыльные бури.

Поэтому большое внимание уделено обводнению и озеленению города. Зеленая зона занимает около 40 про­центов его жилой территории. На каждого навоийца приходится цветников, газонов, тенистых аллей в общей сложности больше, чем на жите­ля любого другого города Центральной Азии.

Созданы обшир­ное Голубое озеро площадью 25 гектаров, сис­тема мощных фонтанов, бассейнов, арычная сеть. Они обеспечивают благоприятный мик­роклимат, смягчая сухость воздуха и охлаждая его, а так же играют определенную роль в оформлении города.

Украшением Навои является фон­тан «Фархад», символизирующий трудовой: под­виг узбекского народа, приведшего в эти засуш­ливые края воду — символ начала жизни, начала города.

Многообразие типов и форм застройки, умелое использование отделочных материа­лов, цвета, оригинальность архитектурных ре­шений, обилие зелени и воды — все это со­здает индивидуальный, запоминающийся об­лик молодого города, играющего свою важ­ную роль в экономике и культуре Узбекиста­на. Город будет расти и развиваться, его бу­дущее прекрасно.

Письменная работа по русскому языку и литературе

(для школ с рус. яз. обуч.)

Изложение

8 класс. III вариант

Хуш-так

Навруз — один из самых больших праздников на мусульманском Востоке. Он приходится на 21 марта — день весеннего равноденствия. Молодая зелень травы, аромат цветущего миндаля, теплый ветерок… Опьяненные дыханием весны, высыпают во дво­ры и на улицы дети. У многих в руках — кера­мические свистульки. Мальчишки и девчонки носятся на просторе и оглушительно свистят на все лады.

Эти игрушки-свистульки называются «хуш-так», что и означает — свисток. Как правило, это фигурки птиц, животных — реальных и фан­тастических. Здесь и легко узнаваемые бара­ны, козлики, ослики, собаки, кони, и сказочные образы, в которых совмещены элементы двух или нескольких существ: туловища животных с несколькими головами и птичьими хвостами.

Фантазия мастеров, делающих такие игруш­ки, опирается на древние традиции, уходящие своими корнями в глубь веков. Человек очень зависел от природы, от ее капри­зов, поэтому детям как непороч­ным существам поручалась ответ­ственная миссия — отпугивать сви­стом и шумом злых духов, отгонять их от полей, садов, виноградников, огородов.

Среди прославленных мастеров узбекской керамической игрушки — известная «чародей­ка» Хамро буви Рахимова, которая жила в киш­лаке Уба, что под Бухарой. Она лепила из светлой глины, обжигала и расписывала свои изделия яркими пятнышками. На свистульках бабушки Хамро остались отпечатки ее пальцев, едва уло­вимыми наплывами одних форм на другие она создавала особенную пластику и своеобразие игрушек.

Самаркан­дский керамист Умар Джуракулов — мастер в шестнадцатом поколении — широко известен своими «аждахо» — сказочными дэвами, дракончиками. Эти образы навеяны узбекским фольклором, дастанами. В древности такие су­щества отпугивали силы зла. А ученик У. Джуракулова — Абдурахим Мухтаров стал основателем династии керамистов Мухтаровых. Воплощая в глине сценки из народной жизни, эта династия мастеров снискала широкую известность и сла­ву.

Сегодня узбекская керамическая игрушка, изображающая животных и птиц, превратилась в излюбленный жанр декоративно-прикладного искусства. К нему обращаются многие народные мастера, а так­же художники-профессионалы

Творческое изложение по русскому языку и литературе

для 8-класса с углубленным изучением

1 вариант

Лучшее изобретение человечества

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые разных стран единодушно решили, что это — книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – все то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг – как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

(248 слов)

Задание:

Напишите о книге, которую вы часто перечитываете. Чем она вас заинтересовала?

Творческое изложение по русскому языку и литературе

для 8-класса с углубленным изучением

2 вариант

Произведение, к которому хочется вернуться

Одно из самых очаровательных воспоминаний детства — это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку». Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.

Этот заячий тулупчик, это доходящая до безрассудства любовь и преданность Петруше! Невероятная трогательность. Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения! Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

Еще почти ребенком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. Любовь — главнее всех.

Видно Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.

(Ф.Искандер)

237 слов

Задание:

Выразите свое отношение к проблемам, затронутым автором. Согласны ли вы с позицией Фазиля Искандера?

Творческое изложение по русскому языку и литературе

для 8-класса с углубленным изучением

3 вариант

Технический прогресс пока не победил время

«Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет… Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании».

Так писал Сенека в самом начале нашей эры времени — она наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.

Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. Что они, со своими солнечными, водяными

Урок русского языка 5 класс «Типы речи. Изложение текста-повествования с элементами описания»

Урок № 23 Дата:

Тема. Р.р. Типы речи. Изложение текста-повествования с элементами описания

Цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста ­ повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том числе в письменной форме) текста.

Планируемые результаты

Предметные: определять особенности текста повествования и описания, признаков художественного стиля речи, выделять микротемы текста.

Метапредметные: оформлять текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Личностные: пересказывать текст в письменной форме.

Оборудование: тетради, тексты отрывка рассказа Л. Кассиля «Ранний восход» для изложения

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Речевая разминка

Где березняк, рябой и редкий,

Где тает дымка лозняка,

Он, серенький, сидит на ветке

И держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

Озябший ночью от росы,

Заворожит посёлок дачный

У пригородной полосы.

                                        (М. Исаковский)  

Беседа

 Какое настроение передано в стихотворении?

Теперь прочитайте стихотворение выразительно, соблюдая интонацию.

3. Усвоение новых знаний

Фронтальная работа

Прошу вас вспомнить, какие известные вам произведения включают в себя описания различных предметов?

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». 

«Царевна-лягушка»

«Снежная королева»

Есть описания и в текстах писателей 20 века. Давайте обратимся к тексту Льва Кассиля. Слайд 10. Некоторые люди воспринимают окружающие нас предметы не так, как остальные. Как вы думаете, кто это? 

 В отрывке, из книги «Ранний восход», с которым мы сегодня с вами  будем работать, автор пишет о природе, о России и её маленьком гражданине, вашем ровеснике Коле Дмитриеве. Это юный художник. Он не просто смотрит вокруг. Он всматривается и видит чудеса!

Я сейчас прочитаю вам отрывок, но сначала я поделю вас на группы для последующей работы. 

Чтение текста учителем

 Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всём, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки. 

 Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики на зелёном лилипутьем столбике.   Будто табунок молоденьких зебр пасётся, — показывал он на рощицу молодых белоногих берёзок.   Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в нём палочку горящего бенгальского огня. Внимательный взгляд Коли распознавал теперь многое, что ускользало от него раньше.

4. Первичное закрепление

Работа в группах

Задание 1 группе:  Определите стиль отрывка. Какие задачи решает автор и какие языковые приметы данного стиля вы видите? 

Задание 2 группе: Сформулируйте основную мысль текста, пользуясь словами автора. 

Задание 3 группе: Для чего автор несколько раз формулирует основную мысль? Помогает ли это в построении текста? 

Задание 4 группе: Описание подтверждает основную мысль текста. Описание – основа 2,3,4 абзацы текста и определите микротемы (предметы) в описании (ландыши; берёзовая роща; колосок.)

— Установим те признаки, которые создают образ каждого из предметов. Ведь эти признаки легли в основу сравнений, которых так много в тексте. 

— Почему именно эти признаки схватил глаз юного художника?

 Какими языковыми средствами пользуется писатель?

Словообразовательная работа

Насколько необычны, свежи эти образы. Определим  состав некоторых слов, выделите в них суффиксы: капельки, столбик, табунок, рощица.

Какую окраску придают словам суффиксы? 

Для чего Л. Кассиль их использует, помогают ли они передать отношение Коли к природе?

Составление плана (анализ и синтез)

I.        Многое открылось Коле в это погожее лето.

II.        Коля научился подмечать неожиданные сходства.

1.        Веточка ландыша.

2.        Белоногие берёзки.

3.        Колосок с золотыми усами.        

III.        Внимательный глаз Коли видит то, что ускользало ранее.

5. Обобщение и систематизация знаний

Мы готовы к написанию изложения,  проработаем текст ещё раз, чтобы избежать орфографических ошибок. Объясните правописание следующих слов и словосочетаний:

Сокровенные законы, всматриваться, зубчатый, неожиданные сходства, крохотные фарфоровые ролики на зелёном лилипутьем столбике, белоногих берёзок, колосок с длинными золотыми усами, солнце, палочка горящего бенгальского огня.

6. Практическое применение знаний

Самостоятельная работа

7. Домашнее задание

Попробуйте на привычные вещи взглянуть глазами художника (игрушки, цветы др.). Понаблюдайте за окружающими предметами.  Каковы они на первый взгляд и что нового можно увидеть в них, если присмотреться? Составьте рабочие материалы для написания сочинения-описания предмета.

8. Подведение итогов урока, рефлексия

Задание 1 группе:  Определите стиль отрывка. Какие задачи решает автор и какие языковые приметы данного стиля вы видите? 

Задание 2 группе: Сформулируйте основную мысль текста, пользуясь словами автора. 

Задание 3 группе: Для чего автор несколько раз формулирует основную мысль? Помогает ли это в построении текста? 

Задание 4 группе: Описание подтверждает основную мысль текста. Описание – основа 2,3,4 абзацы текста и определите микротемы (предметы) в описании (ландыши; берёзовая роща; колосок.)

«Обучение навыку написания сжатого изложения»

Купцова Ксения Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназии им. Подольских курсантов» г.о. Подольск

e-mail: [email protected]

Конспект урока по русскому языку

Цели: повторить алгоритм написания сжатого изложения; продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации – подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, написание сжатого изложения).

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие, готовность класса к уроку.

II. Мобилизующее начало

Сообщение темы урока, место урока в структуре изучаемой темы, цели, план урока.

III. Повторение теории

– Что значит пересказать текст подробно, сжато?
– Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме).
– За счёт чего можно сжать текст? 
– Сжать можно за счет того, что мы исключим из текста детали (подробности), обобщим отдельные факты, действия, заменим сложные предложения простыми.

IV. Объяснение нового материала

1) Чтение текста «Друг детства» (текст из книги: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – М., 1991. – с.61).

(У каждого ученика есть свой экземпляр текста, по которому он работает на уроке)

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама  достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара… 

(127 слов)
(по В.Драгунскому)

2) Работа с текстом

– Какова тема данного текста?
– Какова идея текста, с какой целью автор создавал данный рассказ?
– Почему автор назвал рассказ «Друг детства»?
– Определите стиль данного текста. 
– Какие художественные средства автор использует в тексте?
– Определите тип текста

3) Составление плана

– С какой целью составляется план текста?
– Как составляется план текста? (Читается текст по абзацам и формулируется основная мысль)
– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим  данную часть текста.
(На доске и в тетради записываются план и ключевые слова)
– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим  данную часть текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его, выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац,  придумайте название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова, озаглавим  данную часть текста.

План

  1. Я решил заняться боксом.

  2. Плюшевый мишка, чем не груша?

  3. Я обрадовался

  4. Такой нелепый, но родной мишка.

  5. Мой самый лучший друг.

4) Выделение главного

– Подчеркните слова, без которых нельзя понять смысл текста
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте только самое главное)
– Подумайте, как можно передать слова мамы с помощью сказуемых и дополнений

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван. (и предложила  использовать его в качестве боксёрской груши)
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диванечтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване(,) мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…                                                                                                                   

(127 слов)

5) Словарная, орфографическая, пунктуационная работа

Словарная работа

Бокс, боксёрская груша, выпятил, тренировать силу удара

Орфографическая работа

-Тся-ться в глаголах (заняться, тренироваться, сдаётся)
Падежные окончания существительных (груши,  на диване)
Окончания прилагательных (плюшевого, боксёрской,)
Проверяемые гласные в корне слова (боксёрскойсмотрел, выпятил, сдаётся, сидит)
Чередующиеся гласные в корне слова (предложила)
Приставки на  (расставил)

Пунктуационная работа

Знаки препинания при однородных членах предложения (Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый.Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…)
Знаки препинания в сложном предложении  устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться. Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…)

6) Устный пересказ текста по плану

7) Письмо сжатого изложения

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама  достала плюшевого мишку и предложила  использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…

 (68 слов, всего 127 слов)

V. Подведение итогов, домашнее задание

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (5 класс) на тему: Критериальный подход к оцениванию сжатого изложения в 5 классе

Критериальный подход к оцениванию

сжатого изложения в 5 классе.

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее. В 5классе ведется работа по обучению учащихся критериальному оцениванию. Поэтому возникает необходимость ознакомления учащихся  с общими подходами к проверке и оценке сжатого изложения. Такой аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю при подготовке к ГИА.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку более объективно, а, следовательно, менее эмоционально. Оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания — конкретное выражение учебных целей.

На уроке  «Подготовка к сжатому изложению» в 5 классе предлагается учащимся оценить черновой вариант сжатого изложения по тексту Л. Кассиля «Неожиданные открытия» с помощью  таблицы «Критерии оценки сжатого изложения». В основе таблицы — алгоритм оценивания сжатого изложения ГИА в 9классе, адаптированный для пятиклассников. Оценивается  содержание изложения  по трем основным критериям :ИК1 содержание изложения, ИК2сжатие текста смысловую цельность текста, ИК3 связанность и последовательность. Перед самостоятельным оцениванием, исправлением ошибок и недочетов каждый критерий проговаривается, подробно рассматривается. Так в первом критерии ребята сверяют содержание своей работы с планом. Обращается особое внимание на критерий «Сжатие текста», где проговариваются все возможные способы сжатия в каждой микротеме текста и приводится эталон сжатого варианта. В третьем критерии ребята обращают на количество абзацев, последовательность изложения текста, отсутствие логических ошибок.

Положительные стороны критериального оценивания

На уроке критериальное оценивание выступает как формализующий алгоритм, который подразумевает формирование оценки в виде группы отметок, поставленных в соответствие каждому критерию. Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить уровень своей работы (7б-«5»,6-5б.-«4», 4—3б.-«3»,2-1б.-«2»). Оцениваться может только работа учащегося, а не его личность;

  • работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (критериями) .В данном случае учащиеся имеют представление о том ЧТО и КАКИМ ОБРАЗОМ оценивается, к чему необходимо стремиться. Эталон (за что ставится максимальная оценка) известен учащимся заранее;
  • критерии оценивания изложения учащихся  позволяют обобщать результаты, выявленные в ходе работы  учащегося над изложением.

Фрагмент урока

«Подготовка к сжатому изложению по тексту Л. Кассиля «Неожиданные открытия»».

Неожиданные сходства.

Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всем, что его окружало.

Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.

Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики на зеленом столбике. «Будто табунок молоденьких зебр пасется!» – показывал он на рощицу молодых белоногих березок.Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставляя лучам солнца. Он видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

 Многие явления природы   замечал Коля. Внимательный глаз  распознавал теперь многое, что ускользало раньше.

                                                                                                                    ( по Л.Кассилю)

Видеоряд

Закончили работу с черновиком. Каждый из вас может получить за эту работу отличную и хорошую оценку,  набрав 7 баллов -максимальное количество. но для этого необходимо исправить возможные ошибки , недочеты в черновике. Помогут сделать это правильно «Критерии оценки сжатого изложения». Приступаем к проверке. Положите критерии перед собой.

Учитель, ученики, критерии

Итак, что мы  оцениваем в первом критерии

В первом критерии ИК1 мы оцениваем содержание изложения. Максимальный балл 2. Сколько частей в вашей работе?   Проверим  по плану изложения: План:

Ваш вариант

Проверка (Слайд )

1.Колины открытия.

2.Неожиданные сходства.

3.Внимательный глаз.

 Сколько микротем (абзацев)получилось в изложении? Ответ:  3.

Переходим ко второму критерию. Что оценивается здесь? Оценивается сжатие текста. Обратите внимание, что сжимать необходимо каждую часть текста  и использовать различные способы сжатия. Максимальный балл этого критерия -3

Какие способы сжатия использовали?

Все ли микротемы  текста можно было сжать?

 Проверим:

Исходный  текст

Способ  сжатия

Сжатый  текст

1микротема

Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки

Упрощение

Он долго смотрел на кленовый лист и сравнивал его с крылом бабочки.

 2 микротема             Будто табунок молоденьких зебр пасется! – показывал он на рощицу молодых белоногих

березок.

Замена

Рощица молодых березок казалась похожей на табунок молоденьких зебр.

3 микротема

Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставляя лучам солнца. Он видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

Слияние

Он срывал пшеничный колос и видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

В 3-м критерии нужно оценить смысловую цельность текста, связанность и последовательность. Должно совпадать количество абзацев с планом, не допускается перестановка микротем и предложений. максимальный балл 2.

Оцениваем самостоятельно свою работу с помощью критериев. Это даст вам возможность исправить ошибки, недочеты своей работы. За содержание изложения вы можете получить максимальное количество 7баллов.

Приступаем к проверке. баллы выставляем в таблицу.

Баллы

(ФИ ученика_________)

Баллы (учитель)

Рефлексия

(сложно оценить  –,

легко оценить +)

ИК1

ИК2

ИК3

Всего

__________

Кто закончил работу? Давайте проверим.

Учитель 

ученики Ответ:  3.

Слайд, ответы учеников

Слайд:

Доска

Способы компрессии

Исключение

Замена

Упрощение(обобщение и исключение)

Слияние 

Ответ ДА. Сжимать можно было текст во всех 3-х частях.

Ответы учащихся, проверка таблицы по слайдам.

таблица    №2

ИК1

1абзац Колины открытия.

2абзац Неожиданные сходства.

3абзац Внимательный глаз.

Ик2

Способ  сжатия

Сжатый  текст

Упрощение

Коля научился подмечать неожиданные сходства: веточка ландыша напоминала капельки молока или фарфоровые ролики

Замена

Рощица молодых березок казалась похожей на табунок молоденьких зебр.

Слияние

Он срывал пшеничный колос и видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

Критерии для проверки

Критерии

Баллы

Ик-1

Содержание изложения

Точно передал основное содержание, количество микротем(абзацев) совпадает

2

Передал основное содержание,

но упущено или добавлена 1 микротема(абзац)

1

Передал основное содержание, но упустил или добавил более 1 микротемы (абзац)

0

Ик-2

Сжатие  исходного текста

Применил 1 или несколько приемов сжатия  во всем тексте(исключение, замена, упрощение(обобщение и исключение)),

слияние)

3

Применил 1 или несколько приемов сжатия  в 2х микротемах

2

Применил 1 или несколько приемов сжатия  в одной микротеме

1

Не применил ни одного приема сжатия

0

Ик-3

Смысловая цельность, речевая связанность и последовательность

Нет логических ошибок,

последовательность изложения текста  не нарушена ( соответствует плану),

в работе нет нарушений абзацного членения текста (3 абзаца)

2

Допущена 1 логическая ошибка (перестановка предложений или абзаца

и/или

имеется 1 нарушение абзацного членения текста(2 абзаца вместо 3-х)

1

В работе просматривается коммуникативный замысел

Допущена более 1 логической ошибки

и/или

имеется 2 нарушение абзацного членения текста(1 абзац)

0

Максимальное количество баллов

7

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок развития речи в 5 классе «Изложение»

2.Подготовка к восприятию текста

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, как вы думаете, что такое изложение?

Теперь давайте подумаем, какие трудности у нас могут возникнуть при письменном пересказе?

Нам предстоит написать изложение по тексту В.П.Катаева «Пень». Валенти́н Петро́вич Ката́ев (16 [28] января 1897 — 12 апреля 1986) — русский советский писатель, драматург, поэт. Вам известны такие его произведения как: «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик».

Образец ответов учащихся

Текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ.

Правильно понять текст, правильно определить тему.

3.Первичное восприятие текста

4.Анализ текста

Метод: слово учителя, ведущее слово

Ребята сейчас я прочитаю вам текст, вы его внимательно слушаете.

Определите тему и основную мысль.

Методический материал

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа

Итак, ребята, понравился ли вам текст? О чём он?

Как можно озаглавить текст?

Итак, докажите, что данный отрывок является текстом?

Какова основная мысль текста?

Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

Образец ответов учащихся

Понравился текст. В нем говорится, о том как бабушка подошла поклонилась и ушла, пришли девочки, поклонились и ушли, пришел старичок, поклонился и ушел, а пень подумал, что он в лесу самый главный и возгордился. Но прилетела маленькая синичка и сказала пню, что ему не кланяются, а просто ищут опенки. Которых уже давно нет.

Озаглавить можно как: Пень, я ваш царь, пень в лесу.

Образец ответов учащихся

Этот отрывок является текстом, так как есть цельность, связность, завершенность.

Осуждение гордого пня.

Образец ответов учащихся

Да, этот рассказ напоминает басню. В ней так же есть животные, которые наделены человеческими качествами. Есть сатира и есть нравоучение.

5.Языковая подготовка

Давайте определим, какое слово в тексте является ключевым?

Подберите синонимы к слову гордость.

Метод: языковой материал

Прием: реконструированные

Что бы нам было проще писать изложение, поделим текст на микротемы.

Поделим текст на три части.

Итак, зачитаем первую часть.

Методический материал

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Как озаглавим первую микротему?

Прочтем вторую микротему. Как озаглавим её?

Методический материал

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Прочтем и озаглавим третью микротему.

Методический материал

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

Образец ответов учащихся

Ключевым в рассказе является слово – гордость.

Зазнайство, высокомерие.

Образец ответов учащихся

Кланяются пню, пень в лесу.

Образец ответов учащихся

Старый пень возгордился

Образец ответов учащихся

» Ничего ты не царь»

6.Повторное чтение текста

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Итак, прочтем текст еще раз.

Методический материал

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

7.Создание текста

Метод ведущее слово

Приступим к написанию изложения.

Образец записи учащихся

Однажды жил старый пень в лесу, и кто бы к нему не подходил, все кланялся. Подходили дети – кланялись, подходил старичок, кланялся. Возгордился старый пень, что к нему все ходят и кланяются и заявил, что он царь. Сказал, чтобы ему все в лесу кланялись. Но, тут прилетела маленькая синичка и сказала пню, что зря это он так возгордился. На самом деле ему не кланяются, а просто ищут грибы, которых возле него уже давно нет.

Конспект урока «Сжатое изложение «Пень»»(5 класс)

hello_html_190e626f.gifТип урока: урок развития речи

Знать:

Уметь:

  • формулировать основную мысль текста

  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию

  • сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать сжатое изложение

Оборудование: компьютер, проектор, таблица-алгоритм.

Ход урока

1. Организационный момент урока. (рапорт дежурного)

2. Интрига

)

3. Вводная беседа:

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».

— Как вы понимаете этот термин?

(ответы учащихся)

— Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

— Какие же кратко, а какие — подробно?

(ответы учащихся)

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

2. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником

(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1)

2. Осмысление текста.

Беседа:

— Понравился ли вам рассказ?

— Докажите, что данный отрывок является текстом?

(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)

Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

3. Чтение текста учащимися.

(Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?)

— О чем этот рассказ, т.е. его тема?

— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

(ответы учащихся: осуждение гордого пня)

Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)

— Какой урок можно извлечь из данного текста?

(ответы учащихся)

— Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: — «Старый пень»

— «Притча о гордом человеке»

— «Ты не царь»

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

4. Словарно-лексическая работа.

— Какое слово в этом тексте является ключевым?

(уч-ся отвечают: гордость)

— Подберите синонимы к слову гордость.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

— Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари)

Учитель: текст делится на абзацы — микротемы.

На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

5. Выделение микротем и составление плана

— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

— Что мы составили для рассказа?

План

Грибники вокруг старого пня

Старый пень возгордился

Молчание деревьев

«Я ваш царь!»

» Ничего ты не царь»

-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

5. Сжатый пересказ.

Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста.

обобщение

исключение

упрощение

6. Отбор нужной информации.

— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

— Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)

— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.

— Верно, его можно сделать покороче.

(пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)

— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.

(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы)

— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)

— Выберите ключевые фразы из последней части.

(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.

3. Итог.

4. Дом. задание: написать сжатое изложение, используя отобранный материал.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

Поделиться