Изложение в 5 классе по ФГОС

Сжатое изложение «Старый пень» 5 класс

[ Скачать с сервера (4.18Mb) ]

13.03.2012, 16:53

Тип урока: урок развития речи

 

Знать:

что такое текст

способы сжатия текста

Уметь:

формулировать основную мысль текста

выделять в тексте главную и второстепенную информацию

сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать сжатое изложение

Оборудование: компьютер, проектор, таблица-алгоритм.

 

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Интрига

 

Учитель: Начинаем урок русского языка. Настройтесь на рабочий лад. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран (проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Пень».)

Вопросы:

 

— Известны ли вам данные сказки?

— Кто автор?

— Какая сказка неизвестна?

(учитель сообщает тему и цели урока)

3. Вводная беседа:

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».

— Как вы понимаете этот термин?

-Отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

— Какие же кратко, а какие — подробно?

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

2. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником

(текст в учебнике упр. 137)

2. Осмысление текста.

Беседа:

— Понравился ли вам рассказ?

— Докажите, что данный отрывок является текстом.

(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)

Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

3. Чтение текста учащимися.

— О чем этот рассказ, его тема?

— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

— Какой урок можно извлечь из данного текста?

— Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: — «Старый пень»

— «Притча о гордом человеке»

— «Ты не царь»

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

4. Словарно-лексическая работа.

— Какое слово в этом тексте является ключевым?

— Подберите синонимы к слову гордость.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

— Понимаете ли вы разницу в значении слов?

Учитель: текст делится на абзацы — микротемы.

На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

5. Выделение микротем и составление плана

— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

— Что мы составили для рассказа?

План

1.      Грибники вокруг старого пня

2.      Старый пень возгордился

3.      Молчание деревьев

4.      «Я ваш царь!»

5.      » Ничего ты не царь»

-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

 

5. Сжатый пересказ.

 

Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста.

 

         обобщение

         исключение

         упрощение

6. Отбор нужной информации.

— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

         обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

 

— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

 

         уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения.

— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.

— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац?

— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней?

— Выберите ключевые фразы из последней части.

3. Итог. Написать сжатое изложение.

Приложение №1.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

 

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

 

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

 

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

 

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

 

Рассердился старый пень и ну кричать:

 

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

 

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

 

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

Подготовка к изложению текста-повествования в 5 классе.

Подготовка к изложению текста-повествования в 5 классе

Ученика 5 ___ класса ____________________________________

  1. Прочитайте текст.

Дед пош…л охотит…ся к оз…ру. Л..са стояли сухие. Но вдруг с юга пот…нуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, стало трудно дышать.

Дед понял, что нач…лся л…сной пожар. Огонь идёт прямо на него. Ветер усилился, переш…л в ураган. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, а (с)зади был слышен гул и треск огня.

В это время из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался. Он знал, что звери лучше человека чу…т, откуда идёт огонь. Они всегда спасаются. Дед поб…жал за зайцем, и он вывел его из огня. Они выб…жали из леса, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и пош…л домой.

(По К.Паустовскому)

  1. Найдите ответы на вопросы:

Почему начался лесной пожар?

Где охотился дед?

Кто помог спастись деду?

Куда бежал зверёк?

Почему дед побежал за зайцем?

  1. Сколько частей в тексте? Озаглавь текст __________________

  2. Определи тему текста _____________________________________________________

  3. Определи основную мысль текста ____________________________________________________

  4. Определи тип речи (описание, повествование, рассуждение)

  1. Составь план:

  1. ___________________________________________________

  2. ___________________________________________________

  3. ___________________________________________________

  1. Выпиши ключевые слова из текста:

1 часть:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 часть:

______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

3 часть:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясни пропущенные орфограммы

  2. Найди сложные предложения, подчеркни грамматические основы. Отметь и подчеркни однородные члены .

Текст для учителя

Дед пошёл охотиться к озеру. Леса стояли густые. Но вдруг с юга потянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар. Огонь идёт прямо на него. Ветер усилился, перешел в ураган. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, а сзади был слышен гул и треск огня.

В это время из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался. Он знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь. Они всегда спасаются. Дед побежал за зайцем, и он вывел его из огня. Они выбежали из леса, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и пошёл домой.

95 слов

(По К.Паустовскому)

Урок развития речи в 5 классе. Подробное изложение.

Подробное изложение в 5-м классе

Цель урока:

  1. Закрепить понятия подробное изложение текста.
  2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок.

      Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

       Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

       Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

       Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

      От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

      Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа.

 Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

 Ход урока

1.      Постановка задачи урока.

2.      Вступительная беседа.

3.      Чтение текста.

4.      Анализ текста.

5.      Работа над планом.

6.      Повторное чтение текста.

7.      Написание изложения.

8.      Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

— Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

— В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)

Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)

Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?

Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)

Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)

Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)

Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

— Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

1.      Маленький пингвиненок.

2.      Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.

3.      Наконец малыш решился и бросился в море.

4.      “Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

 

Урок развития речи. Подробное изложение текста (5 класс)

Урок развития речи. Подробное изложение текста (5 класс)

Цель урока:

1.Закрепить понятия подробного изложения текста.

2.Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа.

Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

Ход урока

Постановка задачи урока.

Вступительная беседа.

Чтение текста.

Анализ текста.

Работа над планом.

Повторное чтение текста.

Написание изложения.

Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

— Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

— В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)

Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)

Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?

Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)

Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)

Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)

Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

— Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

  1. Маленький пингвиненок.

  2. Страх малыша.

  3. Прыжок в море.

  4. “Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

9. Итог урока.

10. Домашнее задание: повторить изученные правила.

Русский язык. 5 класс. Диктанты и изложения. Соловьева Н.Н.

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Сборник содержит разнообразный дифференцированный материал по русскому языку для проведения диктантов, изложений, самостоятельных и контрольных работ, а также развивающих сочинений. К каждому разделу разработаны тестовые задания. Пособие структурировано по темам; в нём используется система графических обозначений, что помогает быстро ориентироваться в нужном материале и устанавливать его уровень в целях эффективного использования в учебном процессе. Охвачены все учебные темы, есть ключи к заданиям.

Пример из учебника

Диктанты, изложения, а также темы и тексты для сочинений размещены в соответствии с изучаемыми учебными темами, что позволяет быстро найти необходимый материал. Обобщающие тестовые задания разработаны ко всем темам раздела. Материалы для самостоятельных и контрольных работ ориентированы в основном на тренинг и промежуточный контроль учащихся.
Задания к отдельным диктантам, некоторым самостоятельным и контрольным работам, сочинениям, а также тесты дифференцированы и имеют три уровня сложности: А (низкий), В (оптимальный) и С (высокий). При распределении вариантов следует учитывать тот факт, что уровень С может включать задания повышенной сложности или несколько опережающие программу, поэтому они обозначены соответственно одной звёздочкой (*) или двумя (**).
Каждый раздел сборника снабжён ответами (на это указывает специальная пометка Ключ), которые в основном относятся к тестам.

Содержание

Предисловие 3
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1—4 КЛАССАХ 6
Диктанты —
Изложения 11
Тестовые задания 12
Материал для самостоятельных и контрольных работ 17
Темы и тексты для мини-сочинений 19
Ключи к заданиям 21
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ 24
Диктанты —
Изложения 30
Тестовые задания 31
Материал для самостоятельных и контрольных работ 36
Темы и тексты для мини-сочинений 40
Ключи к заданиям 41
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 42
Диктанты —
Изложения 43
Тестовые задания 44
Материал для самостоятельных и контрольных работ 48
Темы и тексты для мини-сочинений 51
Ключи к заданиям 52
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 53
Диктанты —
Изложения 56
Тестовые задания 59
Материал для самостоятельных и контрольных работ 63
Темы и тексты для мини-сочинений 69
Ключи к заданиям —
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 71
Диктанты —
Изложения 75
Тестовые задания 76
Материал для самостоятельных и контрольных работ 79
Темы и тексты для мини-сочинений 82
Ключи к заданиям 83
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 85
Имя существительное —
Диктанты —
Изложения 90
Тестовые задания 91
Материал для самостоятельных и контрольных работ 97
Темы и тексты для мини-сочинений 101
Ключи к заданиям 102
Имя прилагательное 103
Диктанты —
Изложения 106
Тестовые задания 108
Материал для самостоятельных и контрольных работ 113
Темы и тексты для мини-сочинений 116
Ключи к заданиям 118
Глагол 119
Диктанты —
Изложения . 124
Тестовые задания 126
Материал для самостоятельных и контрольных работ 132
Темы и тексты для мини-сочинений 137
Ключи к заданиям 138
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО 140
Диктанты —
Изложения 143
Тестовые задания 145
Материал для самостоятельных и контрольных работ 152
Темы и тексты для мини-сочинений 157
Ключи к заданиям

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

Конспект урока по развитию речи в 5 классе (подготовка к подробному изложению).

Конспект урока по развитию речи в 5 классе

(подготовка к подробному изложению).

Тема: Подробное изложение текста­повествования.

Тип урока: Урок развития речи.

Цели:
— научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения; 
— совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста;

— научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства; 
— формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; 

— формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной; 

— развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи; 
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Ход урока

  1. Вступительная беседа.

  2. Постановка задачи урока.

(Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.)

  1. Чтение текста.

  2. Анализ текста. Работа над планом. Составление рабочих материалов.

(Духовно-нравственное воспитание

Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к окружающему миру.

Личностные результаты

Осознавать свою причастность к окружающему миру.

Коммуникативные УУД

1. Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему текста; основную и дополнительную информацию).

2. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста.

3. Воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова).

4. Создавать вторичный текст.

Познавательные УУД

1. Адекватно воспринимать на слух текст, владеть разными видами аудирования.

2. Владеть приёмами осмысленного чтения (вычитывая все виды текстовой информации), использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое).

3. Подробно излагать содержание текста в устной и письменной форме)

5.Повторное чтение текста.

6.Написание изложения.

(Коммуникативные УУД

1. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

2. Редактировать письменное высказывание).

7.Самоконтроль.

(Регулятивные УУД

Оценивать результат, соотносить результат с целью.)

1.Вступительная беседа.

Прослушайте текст. Добавьте в конце слово. Определите жанр текста и его тему.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. 
В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… 
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди.
Отец привел сына к ограде и сказал: «Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется. Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Есть люди, которые приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Старайся не ранить их. Это твои …(друзья)».

(При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. Притча написана прозаическим языком, а басня может быть в стихотворной форме.. Героями и действующими лицами в притче являются люди, а для басни характерно использование образов животных, наделенных человеческими чертами характера и пороками. Именно с недостатками человеческой сущности призвана бороться басня, высмеивая, критикуя и призывая не поступать недостойным образом. Притчи не несут негативного оттенка в своем содержании, наоборот, всеми способами утверждается высокий дух, честь и достоинство человека на конкретных примерах из жизни. В конце басни звучит мораль, ради которой и выстраивалась вся сюжетная линия. Притча также выполняет назидательную, дидактическую задачу, подводя к логическому решению, но делает это иными средствами и в более доброжелательном контексте. Обычно учитель создает ученику определенные условия, выход из которых ученик находит сам.

Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. )

— Вспомните пословицы и поговорки о дружбе ( За минуту написать как можно больше пословиц. Проверка по цепочке. Добавление.)

  • Дружба — великая сила.

  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.

  • Нет друга — ищи, нашёл — береги.

  • Без друга в жизни туго.

  • Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

  • Человек без друзей, что сокол без крыльев.

  • Старый друг лучше новых двух.

  • Друг познается в беде.

— Сегодня мы тоже будем говорить о дружбе. Посмотрите на опорные слова:

город, люди, дружба, бассейн, жаворонок, рыбки, червяк —

и составьте по ним свой текст. Для этого давайте вспомним признаки текста.

(1. Заглавие (или возможность его).

2. Тема (то, о чем (или о ком) говорится в тексте).

3. Основная мысль (то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан. Может быть выражена в заглавии или в одном из предложений в тексте. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать).

4. Делимость на части (начало, основная часть, конец).

5. Связность (по смыслу и структурно (цепная, параллельная связь; лексические, морфологические и другие средства связи предложений в тексте).

6. Композиционная завершенность.

7. Тип речи (в текст может быть использован один тип речи (описание, повествование, рассуждение) или несколько (например: повествование с элементами описания).

8. Стилистическое единство (стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный).

9. Авторство.

10. Адресность (кому предназначен текст, для кого создан).

(Работа в парах. Слушание текстов по желанию. Ученики определяют тему и идею. Выбирается лучший автор.)

-Физкультпауза.

2. Чтение текста

— А теперь давайте посмотрим, какой текст с этими же опорными словами нам предлагают авторы учебника. Чтение текста.

На окраине небольшого курортного города люди наблюдали необычную дружбу между серым жаворонком и золотыми рыбками.

Однажды на край бассейна с золотыми рыбками прилетел жаворонок. Его гнездо было недалеко. В клюве жаворонок держал большого червя. Мимо проплывала золотая рыбка и увидела червя. Она высунулась из воды.

Жаворонок не испугался. Он опустил голову и сунул червя в открытый рот рыбы. После этого птичка прилетала по нескольку раз в день. Золотые рыбки привыкли к птичке и плыли к ней за червями.

Учёные говорят, что у жаворонка, наверное, погибли птенцы — дети. Раскрытые рты рыбы напоминали жаворонку раскрытые клювы голодных птенцов.

(Из журнала «Юный натуралист»)

3. Постановка задачи урока.

— Что за работа нам сегодня предстоит? (Написание изложения. Предстоит письменно пересказать текст.)

— Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

— Какие виды изложений вы знаете? Какие уже писали в этом году? Вспомните по памятке этапы работы над подробным сочинением.

— Для чего мы учимся писать изложение? (Чтобы развивать память, чтобы узнавать новые слова, чтобы учиться красивой и грамотной русской речи)

4. Анализ текста. Работа с планом и рабочими материалами.

— Как вы озаглавили текст? («Очевидное-невероятное»)

— Сколько частей вы сможете выделить и сколько пунктов плана в нем будет? (4)

— Работа с таблицей ( 2 колонки: план, опорные слова). Составление плана не вызовет у нас трудностей, а какие слова будут опорными? Для этого определите, какого типа речи этот текст и вспомните его признаки.

(Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

 

Разновидности повествования: 
1) изобразительное;
2) информативное

 

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал  и т.д.

Коллективно составляем план и выписываем опорные слова. После каждого пункта проговариваем микротему в парах, а затем в классе.

План

  1. Необычная дружба (наблюдали)

  2. Случай у бассейна (прилетел, было, держал, проплывала, увидела, высунулась)

  3. Жаворонок – кормилец (не испугался, опустил, сунул, прилетала, привыкли, плыли)

  4. Объяснение феномена (говорят, погибли, напоминали)

Параллельно объясняем орфограммы в словах «небольшого города», «жаворонок», «бассейн», «недалеко», «не испугался», «опустил», «прилетала», «по нескольку раз в день», «раскрытые клювы».

Проговариваем в парах весь текст. ( Физкультпауза.)

5. Повторное чтение.

6. Написание подробного изложения.

7. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

Урок русского языка в 5 классе. Сжатое изложение «Матушка»

              Урок развития речи. 5 класс

Тема. Сжатое изложение «Матушка».

Цели:

— продолжать работу над обучением передачи содержания текста по памяти;

— вырабатывать навыки связной речи;

— воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

 

                        СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

 

I Психологическая  установка.
II Актуализация.

Чтение учителем текста изложения.

                                                                  матушка

                                                 (китайская народная сказка).

Когда-то жила одна старая мать. Было у нее два сы­на. Старший сын открыл красильную мастерскую, а младший мастерил зонтики.

Когда шел дождь, матушка тревожилась за старше­го сына.

«Все время дождь! — печалилась она. — Мой стар­ший сын не просушит выкрашенное полотно. Что за жизнь такая!»

Когда погода прояснялась, матушка начинала бес­покоиться за младшего сына:

«Все время ясно. Мой младший сын не продаст свои зонтики. Что за жизнь такая!»

Так, и в дождливую и в ясную погоду матушка всегда беспокоилась. До того она переживала, что не могла ни есть, ни спать: очень, очень сильно она го­ревала.

Но стоило ли ей беспокоиться?

Ведь погода временами была ясная, временами па­смурная — что поделаешь!

И матушка стала думать по-другому. Когда шел дождь, она думала: «Хороша погода! Мой младший сын сможет продать все свои зонтики. Жизнь пошла на лад».

А когда было ясно, она думала так: «Неплохой день! Мой старший сын быстро высушит все выкрашенное полотно. Жизнь пошла на лад!»

Так несчастная матушка стала очень счастливой. (161 ел.)

 

— Какой из важнейших жизненных принципов иллюстрирует эта сказка-притча?

Эта сказка-притча иллюстрирует один из важнейших жизненных принципов: если не­возможно изменить события, можно изме­нить свое отношение к ним и… попытаться почувствовать себя счастливым.

 

III Формирование новых знаний и способов действия.

  1. Обсуждение содержания сказки-притчи.
  2. Обсуждение вариантов «сжатия» текста. 

Сжатие лучше производить за счет перевода прямой речи в косвенную с помощью конструкций тревожилась о, печалилось о, волновалась о; печалилась о том, что…, волновалась о том, что,  . 

 

3. Коллективное составление синонимический ряд глагола волноваться, который используется в данном тексте как глагол, вводящий прямую речь.

Волноваться, нервничать, тревожиться, беспокоиться, переживать, не знать покоя, сходить с ума, не находить себе места, быть как на иголках.

      4. Повторить — правило о постановке запятой в сложноподчиненном предложении с союзом  что.

 

IV Применение. Формирование умений и навыков.

  1. Составление плана сказки притчи.
  2. Пересказ по плану.
  3. Письмо изложения в соответствии с планом.

 

V Этап информации о домашнем задании.
Повторить спряжение глаголов.

 

 

VI Этап рефлексии.