РР Изложение «Первый снег», русский язык 5 класс

Тема урока: РР Изложение «Первый снег»

Предмет: русский язык

Учитель: Цимбалист М. Н.

Класс: 5

Цели:

  • обеспечить деятельность учащихся по получению знаний, необходимых для изложения текста;

  • содействовать развитию навыков работы с текстом: определение темы, типа речи, главной мысли и стиля, сохраняя при подробном изложении текста его особенности; содействовать устной и письменной речи и навыков грамотного письма; проверить применение полученных знаний;

  • воспитывать у ребят чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.

Тип урока: развитие речи.

Оборудование:

  • ПК,

  • презентация,

  • тетради по РР,

  • текст Паустовского

  • музыкальное сопровождение,

  • картины известных художников,

  • видео «Суперфизминутка»,

  • копилка «Подготовка к ГИА»,

  • материал для этапа «Рефлексия»

Ход урока

  1. Оргмомент.

Приветствую класс, проверяю готовность к уроку, настраиваю ребят на позитивную плодотворную работу.

  1. Активизация внимания учащихся.

— Прослушайте аудиозапись. Из какого она мультфильма? О каком времени года идет речь?

Трое из Простоквашино (аудиозапись) Зима.

— С чем у вас ассоциируется это время года? (… снег)

  1. Актуализация знаний

Художники рисовали картины зимы, первого снега — Вспомните, по какой картине на заданную тему вы писали недавно сочинение?

Грабарь «Февральская лазурь»,

С какими еще произведениями искусства вы знакомы?

И.Э. Грабарь «Сентябрьский снег»,

А.А.Пластов «Первый снег»,

А вот как изобразила первый снег неизвестная нам художница Киптелая Елена Игоревна (авторская работа из интернета).

Не только художники изображали на своих полотнах первый снег, но и писатели и поэты не остались равнодушными к этому явлению природы.

Какие вы знаете художественные произведения, описывающие зиму? С отрывком из одного такого произведения мы как раз с вами сегодня и познакомимся.

  1. Объявление темы урока. (учителем)

Тема урока: РР Изложение «Первый снег».

— Запишите число, тему урока в тетрадь по развитию речи. Отложите их. Дальше мы будем работать с черновиками.

  1. Постановка учениками целей, задач урока.

Сегодня на уроке мы должны написать изложение. …

  1. Домашнее задание

Написать изложение в тетрадях по РР

  1. Работа над изложением.

Изложение мы будем писать по отрывку из текста Паустовского «Прощание с летом».

А) знакомство с автором произведения «Прощание с летом»

Выступление ученика: Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Гранатном переулке в Москве. Его отец был служащим в управлении железной дороги, мать — дочь служащего на сахарном заводе. Семья Паустовского несколько раз переезжала с места на место, пока не обосновалась в Киеве. В семье будущего писателя любили искусство: много пели, играли на рояле, часто посещали театр.

Выступление ученика: Учился Константин Паустовский в Киевской классической гимназии, у него были хорошие учителя, знавшие и любившие русскую словесность, историю и психологию. Паустовский много читал, увлекся сочинением стихов.

Учась в последнем классе гимназии, Паустовский написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». С тех пор решение стать писателем завладело Константином Паустовским полностью.

Выступление ученика: Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать. В послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции. Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений. И часто вместе с Паустовским путешествовал Рувим Исаевич Фраерман.

Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.

Б) первичное знакомство с отрывком из текста «Первый снег» (читает учитель)

Первый снег.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К. Г. Паустовский).

В) Беседа по прослушанному тексту.

— Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег».

— Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое.

— Определите тип текста. Повествование, в которое включены, вплетены элементы описания.

Г) Составление примерного плана будущего изложения.

— На сколько частей мы можем разделить данный текст?

— Озаглавим каждую абзац, т. е. составим план

Примерный план:

  1. «Мертвая» тишина.

  2. «За стеклами все было снежно и безмолвно» (Цитаты из текста — пропедевтика).

  3. Пробуждение Рувима.

  4. Земля, похожая на застенчивую невесту.

  1. Физминутка. Видео «Суперфизминутка»

Д) Беседа по содержанию текста

-Определите стиль текста.

Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении.

Послушайте первое предложение.

-Какие слова произносятся в нём с логическим ударением?

От странного ощущения.

Почему?

Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?

-Как ответить на этот вопрос словами автора?

Мне показалось, что я оглох.

-Какое слово важно выделить в этом предложении?

Показалось: ведь на самом деле рассказчик не лишился слуха.

-Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца.

— Почему слово мёртвая взято в кавычки?

Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении.

-Что достигается при употреблении слов в переносном значении?

Сравним: необыкновенная, необычная, особенная, особая тишина – мёртвая тишина; перестал дождь – умер дождь; прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад.

Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.

-Проследим, как связаны в этом абзаце предложения.

В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.

-Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика (…лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался…), то во втором – о зрительных: Я открыл глаза. (И что же увидел?)

Белый и ровный свет наполнил комнату.

-Почему свет назван белым и ровным?

Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны.

-Послушайте следующее предложения. Как избегает автор повторения слова окно?

К окну — за стёклами.

-Отметьте в следующем предложении слова, которые употребляет автор для того, чтобы как-то раздвинуть рамки пейзажа, чтобы мы увидели не кусочек земли, а как бы всю её.

На головокружительной высоте…одинокая луна.

-Как связаны в этом описании картины определения в туманном небе – одинокая луна – желтоватый круг?

В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый.

Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него.

— Прочитаем ту часть текста, которая соответствует пятому пункту плана. Отметим в ней сцепляющие слова.

Птица – ветку; ветка – птица.

-С чем здесь сравнивается снег? Почему?

Сравнение снега с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.

Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении.

— С кем сравнивает писатель землю? Почему?

Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н.Рыленков.

Е) работа по предупреждению ошибок

Вспомни,

как пишутся слова:

  • Ощущение

  • Показалось

  • Комната

  • Заворожила

  • Закачались

  • Снова

Смотри,

как пишутся слова:

  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг.

  • Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.

  • Ветка качнулась, с неё посыпался снег.

  • Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».

Ж) Составление учениками текста изложения.

З) Самостоятельное редактирование полученного текста.

— При необходимости воспользуйтесь орфографическими словарями, нашими копилками или попросите о помощи учителя.

  1. Плакат желаний. Работаем под музыку «Белые снежинки»

Наш рассказ о зиме, о первом снеге, но, к сожалению, у нас еще снега не было, а как хотелось бы! Но, я в это верю, все в наших руках! Сейчас мы с вами составим плакат желаний (на ватман дети приклеивают снежинки, заранее подготовленные учителем и ватные диски. Получается картина «Зимний пейзаж», сделанная общими усилиями).

  1. Подведение итогов.

  2. Рефлексия.

Продолжите любую понравившуюся вам фразу:

Я узнал (-а)…

Я научился (-ась)

Мне понравилось…

Я бы хотел (-а)…

  1. Оценивание работы учащихся на уроке.

Сегодня ученики, которые готовили сообщения, зарабатывают по баллу, который приплюсуется к оценке, заработанной на следующем уроке. Не забудьте про домашнее задание и про то, что за сегодняшнее изложение каждый получит оценку.

  1. Завершающий этап.

Я вам желаю, чтобы все ваши мечты сбывались, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, ну и конечно, только хороших оценок!

Спасибо за урок. До свидания!

Конспект урока 5 класс выборочное изложение «Голос Земли»

Конспект урока по русскому языку

Тема. РР Написание выборочного изложения «Голос Земли»

5 класс. Программа по русскому языку под редакцией Т. А. Ладыженской (2 урока на эту тему; данный урок – 1).

Цель – обучение изложению текста.

Задачи:

  1. Обучающая: обучать правильно понимать информацию устного сообщения.

  2. Развивающая: развивать письменную речь учащихся.

  3. Воспитательная: любовь и уважение к родному языку.

Тип урока – комбинированный.

Сетка времени

  1. Организационный момент – 2 минуты

  2. Повторение (особенности письменного пересказа) – 6 минут

  3. Чтение текста изложения – 3 минуты

  4. Работа по тексту – 25 минут

  5. Физминутка – 2 минуты

  6. Подведение итогов урока – 2 минуты

  7. Домашнее задание — написание изложения

Оборудование: тетради по развитию речи, мультимедиа.

Ход урока

  1. Организационный момент: запись числа и темы (вида работы) в тетрадь.

  2. Повторение.

Ребята, вспомним , что такое изложение? (варианты ответов: текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ) Важно отметить, что сложность и особенность изложения, во-первых, в том, что это письменный пересказ.

Теперь давайте подумаем, какие трудности у нас могут возникнуть при письменном пересказе? (варианты ответов: правильно понять текст, правильно определить тему (сразу обратить внимание на определение темы (то, о чем говориться в тексте) и где тема может быть явно, четко отражена (в заглавии), важно понять, что всем этим текстом хотел сказать автор (т.е. зачем он его написал, т.е. попытаться определить идею) стараться не допускать орфографических ошибок , верно понимать значение слов.

Хорошо, молодцы!

  1. Чтение текста изложения.

………………………………………

  1. Работа по тексту.

Выявить, какие слова в тексте непонятны. Попросить ребят попытаться объяснить значение этих слов или объяснить самой.

ФИЗМИНУТКА

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

А. Понравился ли вам текст? О чем он? Как можно озаглавить текст? Какова тема текста? Отразилась ли она в том заглавии, которое предложили вы?

Б. Какой тип речи вы распознали? Докажите (повествование с элементом рассуждения). Примечание: у ребят обычно не вызывает сложности распознать повествование, а вот с рассуждением иногда возникают трудности, поэтому необходимо обратить внимание на ту часть текста, где есть рассуждение автора (задать дополнительные вопросы).

В. Назовите основные три части текста. Здесь целесообразно пересказать каждую часть текста. (пример ответа: один ребенок называет части текста, распределяет границы в самом тексте изложения, а другие дети (по одному) пересказывают каждую часть).

З. Чему учит этот рассказ? Какова идея (определить понятие) рассказа?

  • Составление сложного плана (план составляется учащимися, записывается на доску учителем, параллельно записи делают учащиеся в тетрадь)

1. Обычный мальчишка

2. Разговор с ветром

3. Беседа с муравьями

4. Общение с закатом

5. Все на Земле имеет голос.

  1. Орфографическая подготовка:

  2. Подведение итогов урока.

Чем мы сегодня занимались? Зачем нам это нужно? Каково практическое применение навыка письменного пересказа?

Дома — написание изложения.

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе. Сжатое изложение (упражнение 144)

Урок по русскому языку в 5 классе.

Тема: Сжатое изложение (упр.144)

Цели урока:

Обучающая:

1) научиться выделять главное в тексте, используя приемы компрессии.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная: 

1) формирование познавательного интереса

2) формирование умений работать в группе

2) воспитание внимания и уважения к слову

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы начинаем со сказки В. Катаева (упр.144 стр.69). Я ее прочитаю, а после чтения вы должны назвать тему и основную мысль сказки. (После чтения) Чтобы определить тему сказки , на какой вопрос вы должны ответить?

Дети: Отвечаем на вопрос: « О чем она?» Сказка про старый пень, который требовал внимания и уважения к себе.

Учитель: Верно. Как выделяем основную мысль сказки?

Дети: Мы находим самое важное в сказке. Основная мысль сказки заключается в том, что быть гордым, как пень,- некрасиво.

Учитель: Знаете ли вы, ребята, каково лексическое значение слова гордость? (на слайде № 1 выведены лексические значения слов ГОРДОСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО, ВЫСОКОМЕРИЕ)

Применимы ли данные слова к пню из сказки В. Катаева? Озаглавьте сказку так, чтобы заголовок отражал ее основную мысль.

Дети: «Гордый пень», «Глупый пень»

Учитель: Хорошо. Нам предстоит написать сжатое изложение по данному тексту объемом в 5-8 предложений. Для того чтобы выполнить данную работу, мы должны будем познакомиться со способами сжатия текста. Просмотровым чтением определите количество абзацев в тексте.

Дети: В тексте 3 абзаца. Первый начинается со слов « В лесу стоял большой старый пень» и до «…кланялись пню и шли дальше». Второй абзац — «Возгордился старый пень…» и до « Но деревья молча стояли …. осенней красоте». Третий — «Рассердился старый пень…» и до конца.

Учитель: Три абзаца — три группы. Дальнейшая работа будет групповой. (Каждая группа детей получает свой абзац). Работая совместно, вы должны сохранить в абзаце ключевые слова, передающие самую главную информацию. Так вы выделите микротему текста (на слайде № 2 выведено понятие МИКРОТЕМА ).

Не забываем, что вы текст сжимаете, следовательно, подумайте, что из текста можно исключить, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить ( слайд № 3 способы сжатия текста)

hello_html_m18bad907.png

Дети работают в группах минут 5-7, после чего каждая группа называет ученика, который объясняет классу, что остается в их абзаце после компрессии, при необходимости поясняя выбор нужных предложений. Текст всегда перед учениками!

Первая группа предлагает следующий вариант текста:

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Вторая группа :

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли во всей своей гордой осенней красоте.

Третья группа:

Но тут прилетела синичка и весело защебетала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки.

Учитель предлагает ученикам назвать количество предложений в полученном тексте. Их 10, максимальное количество предложений должно быть 8.

Дети исключают из первого абзаца 2-ое предложение, из второго абзаца — 4-ое предложение, третий абзац оставляют без изменения.

Учитель Обратимся к памятке «Как готовиться к сжатому изложению» на странице 170 учебника.

— Во время работы мы выполнили все пункты памятки, кроме последнего. Прочитайте, что у вас получилось после сжатия текста. Сохранилась ли основная мысль текста?

Дети: Основная мысль текста сохранена. Пишут сжатое изложение.

Учитель в конце урока предлагает детям продолжить фразу, записанную на доске:

Сегодня на уроке я научился…

Уходя с урока, дети под смайликами на доске ставят палочки (крестики) в зависимости от того, какое впечатление у них осталось от урока.

hello_html_m3150ddb.jpghello_html_m31b37dfc.jpg

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 375 с. 168

375. Изложение (по тексту К. Паустовского). Озаглавьте каждую часть словами текста, выражающими её основную мысль. Запишите эти заголовки. У вас получился план текста. Назовите слова, употреблённые в переносном значении. Для какого стиля характерно такое употребление этих языковых средств? Определите, от какого лица — первого или третьего — вы будете излагать текст. В четвёртом, пятом и шестом предложениях второй части текста объясните знаки препинания.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер глумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну — за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег.4 Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло. <…>

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.


План:

1. “Необыкновенная тишина” (“Странное ощущение”, “Мёртвая тишина”).

2. “За стёклами всё было снежно и безмолвно” (“А снег всё сыпался”).

3. “Земля была нарядная” (“Земля похожа на застенчивую невесту”).


Слова, употреблённые в переносном значении: мёртвая тишина; умер дождь, умер ветер, умер глумливый, беспокойный сад; ровный свет; одинокая луна; стеклянный дождь; нарядная земля.

Художественный стиль.

Знаки препинания:

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. (сложное предложение).

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду (сложноподчинённая связь).

Ветка качнулась, с неё посыпался снег. (сложное предложение).

Ветка качнулась, с неё посыпался снег.4
                                     –·–·–·–

(повеств., невоскл., сложное (1) ветка качнулась, 2) посыпался снег).

Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 5 класс

Понравилось? Оцени!

Изложения по русскому языку 5 класс » Рустьюторс

***
Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. 
Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? 
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!» 
Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. 
(По Г. Скребицкому) 

Задания 

1.    Определите, какое из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц». 
2.    Составьте план. 
3.    Напишите изложение от третьего лица. Ответьте письменно на вопрос: «Какие чувства вызвало у вас чтение рассказа Г. Скребицкого?» 

Лёнька, любимец ребят. 

Это случилось в далёком эвенкийском посёлке. В сеть вместе с рыбой попала белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза. Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой. 
К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог. 
— Доброе утро, Лёня! – приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем. 
По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё теплую воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные, в полтора метра, крылья, поливали Лёньку из лейки, и каждое пёрышко вспыхивало ослепительной белизной. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у тёплого бока печки, блаженно дремал. 
Но вот наступила весна. Стало тепло. Снег почти полностью сошёл, и земля вся почернела, лоснилась на солнце. 
Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу. Лёнька встревожено оглядывал небо, ближние сопки со снеговыми шапками и хлопал крыльями. Потом потоптался на месте, тяжело разбежался, закурлыкал и полетел. Долго следили за ним ребята, не веря, что это разлука… И уже стали расходиться, как вдруг раздался радостный крик: «Возвращается! Летит назад!» Лёнька сделал круг над полем и сел неподалёку от ребят. 
Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой, и в каждом из них – трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности.  

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №2, упр. 420, с. 22

420. Выборочное изложение «Последний лист орешника». Прочитайте текст упр. 419. Выделите те части текста, в которых описывается последний жёлтый живой огонёк — лист орешника. Найдите слова и словосочетания, обозначающие цвет деревьев в лесу. Изложите текст от 3-го лица.

Последний лист

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.

Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся — висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу. 

(По В. Пескову)


План:

1. Всё осыпалось после морозов и обильного снега.

2. Лес чёрный, пустой и холодный.

3. Жёлтый живой огонёк.

Последний лист орешника

Поздней осенью писатель пошёл в лес и увидел куст орешника, на ветке которого ещё держался последний прозрачный листок. «Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега?» – удивился он. Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.

Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком. Обошёл автор осторожно орешник, боясь зацепить ветку. Оглянулся – «висит».

Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только он один упорно светится в тёмном и мрачном лесу.


Комментарий. Наша задача — пересказать текст выборочно. Нас интересуют только те части текста, в которых описывается последний лист орешника. Кроме того, необходимо изложить текст от третьего лица. 

Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 2. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 5 класс

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Сжатое изложение (По Е.Мурашовой, упр.261, упр. 24)

Конспект урока

Р/Р. Сжатое изложение по тексту учебника (По Е. Мурашовой, Упражнение 261)

Тип урока: урок развития речи.

Цель: развивать умения находить основную мысль текста, сжато излагать текст; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать приемы сжатия текста; выделять основную мысль текста; строить речевые высказывания; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Учитель сообщает тему и цели урока.

II. Работа по теме урока.

  1. Беседа.  Сегодня на уроке нам предстоит написать сжатое изложение. Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.
    Сжатое изложение — это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему.
    Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание  представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.
    Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным  по содержанию.

  2. Работа с текстом изложения.

Выразительное чтение текста учителем (упр. 261, стр.121).

  1. Беседа по тексту.

— О ком рассказывается в данном тексте?

— Кто такой Аркаша Пластов?

— Какие картины художника вам известны?

— Есть ли в нашем учебнике репродукция картины художника?

— Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников?

— За что родители сердились на Аркашу?

— В чем секрет художника А. А. Пластова? ( Он понимал язык родной земли)

— В каких строчках заключается основная мысль (т.е. авторский замысел) данного текста? (…земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет).

  1. Приемы сжатого изложения.

  • Как вы понимаете термин «сжатое изложение»? (ответы учащихся)

  • Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

  • Какие же кратко, а какие — подробно? (ответы учащихся)

  • Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

  • Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость.

  • Вспомним приемы сжатия текста:

— обобщение (находим объединяющие слова для сходных действий, предметов)

— исключение (исключаем подробности, повторы)

— упрощение (упрощаем грамматические конструкции).

5) Отбор нужной информации. Составление плана.

1) «С виду пацан как пацан».

2) «Иногда на Аркашу словно находило что-то».

3) Привет ветру.

4) Разговор с муравьями.

5) Вечерние беседы с закатом.

6) «Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»

Учитель: Попробуем кратко пересказать текст, при этом постараемся передать содержание текста и не потерять основную мысль, а потом напишем изложение.

    1. Письменное изложение.

III. Домашнее задание.

Подготовить ответы на вопросы (стр.119).

Приложение 1.

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосы, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит что-то.

— Кому это ты, Аркашка? — спрашивают мальчишки.

— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестренка ему обед принесет, спрашивает:

          • С кем это ты разговариваешь?

          • Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» — думает Аркаша.

Думал Аркаша, думал, но так и ничего не придумал.

(Е. Мурашова)