Русский язык 5 класс, Тесты без выбора ответа, К учебнику Ладыженской Т.А.

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тестовые задания к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс», рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включенному в Федеральный перечень учебников, содержат задания по всем темам курса русского языка 5 класса. В пособии предусмотрена система заданий, помогающая освоить не только новый материал, но и повторять пройденный, что способствует выработке устойчивых навыков грамотного письма и речи.

Пример из учебника

Определите предложения, в которых имена прилагательные выступают в роли сказуемых. Укажите номера этих предложений.
1) Крик синиц похож на звон разбитого стекла.
2) Сквозь чащу деревьев просматривалась синяя даль полей.
3) В сосновых чащах дрожали от холода тонкие берёзки.
4) Солнечный яркий день, уже светает.

Содержание

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ 5
Правописание гласных и согласных в корне слова. Буквы И, У, А после шипящих 5
Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами 9
Части речи. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Правописание окончаний глаголов, существительных, прилагательных. Правописание мягкого знака после шипящих 13
Анализ текста 18
Контрольный тест 21
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 28
Словосочетание и предложение 28
Тире между подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания при однородных членах 31
Предложения с обращениями. Простые и сложные предложения. Прямая речь 35
Анализ текста 39
Контрольный тест 42
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ 48
Фонетика. Орфоэпия. Орфография 48
Лексика 50
Итоговый тест 53
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 60
Морфемика 60
Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы 3 и С на конце приставок 63
Буквы А — О в корнях -ЛАГ ЛОЖ-, -PACT РОС- 66
Буквы Ё — О после шипящих в корне. Буквы И — Ы после Ц 70
Контрольный тест 74
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 79
Имя существительное. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Род, число,
склонение, падеж имён существительных. Культура речи 79
Культура речи. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Правописание О — Е после шипящих и Ц 82
Анализ текста 86
Контрольный тест 89
Имя прилагательное 93
Анализ текста 97
Глагол. НЕ с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание мягкого знака после шипящих. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Виды глагола 99
Глагол. Культура речи. Буквы Е — Ив корнях с чередованием. Правописание гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Безударные личные окончания 103
Контрольный тест 108
Итоговый тест 112
ОТВЕТЫ 119

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

Тестовые задания по русскому языку для 5 класса. К учебнику М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская » Русский язык».

Тестовые задания по русскому языку для 5 класса.

Учитель: Савельева Мария Вячеславовна

Пояснительная записка.

Предлагаемые тесты рекомендуется проводить один раз в четверть. Они готовят учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы и ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы. Тесты предусматривают проверку знаний по разделам программы, «Орфография», «Фонетика», «Синтаксис», «Речь».

Время выполнения работы – 1 час.

Вариант 1.

(А) Начало она берет вблизи границ трех районов области:

Ивнянского, Прохоровского, Яковлевского.

(Б) Правый берег Ворсклы почти везде обрывист.

(В) Он возвышеннее и круче правого.

(Г) Ворскла – левый приток Днепра.

(Д)На зеленых берегах этой реки встречаются леса и рощи.

А1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1. Г, Д, В, А, Б

  2. Г, А, Б, В, Д

  3. А, Б, Д, В, Г

  4. Б, В, А, Г, Д

  5. В, А, Д, Г, Б

А2 Найти предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

  1. Б

  2. В

  3. А

  4. Г

  5. Д

А3 В каком предложении употребляется краткое прилагательное?

  1. В

  2. Б

  3. Д

А4 Найти предложение, в котором есть прилагательное ( — ые — ) в сравнительной степени.

  1. Б

  2. В

  3. Д

  4. Г

А5 Назвать количество букв и звуков в слове «встречаются»

А6 Найти правильное объяснение пунктуации в предложении:

У Ворсклицы есть свои небольшие притоки ( )речки Лисёнок и Санок.

  1. Простое предложение с однородными членами, на месте пропуска нужна запятая

  2. Простое предложение с обобщающим словом при однородных членах, на месте пропуска нужно двоеточие.

  3. Простое предложение с однородными членами, на месте пропуска не нужна запятая.

А7 Какой схеме соответствует слово «встречаются»?

  1. приставка, корень, окончание;

  2. корень, суффикс, окончание, суффикс;

  3. корень, суффикс, окончание.

А8 Из текста выписать слово с чередующейся гласной.

А9 Сколько собственных имен существительных в тексте?

  1. 4

  2. 5

  3. 2

А10 Выписать слова с безударными гласными.

В1 Определите стиль речи текста (задание А1)

В2 Определите тип речи текста.

В3 Из предложения Б выписать словосочетания со способом связи «согласование».

В4 Выписать предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже.

Вариант 2.

А. Тщательный осмотр подтвердил, что место для крепости выбрано удачно.

Б. С высочайшей вершины открывался отличный обзор.

В. До Белой горы отряд добирался долго, но без приключений.

Г. С одной стороны к подножью белого утеса подступали воды Северского Донца.

Д. С другой был глубокий овраг.

А1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1. А, Б, В, Д, Г

  2. В, А, Б, Г, Д

  3. А, В, Г, Д, Б

  4. Б, В, Г, Д, А

  5. Г, Д, Б, В, А

А2 Найти предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП, состоящее из двух простых предложений.

  1. А

  2. Б

  3. Г

  4. В

А3 Найти наречие в предложении А, выписать его.

А4 Найти предложение, в котором прилагательное употреблено в превосходной степени.

  1. А

  2. Б

  3. Д

  4. Г

А5 Назвать количество букв и звуков в слове «подножью».

А6 Найти правильное объяснение пунктуации в предложении:

Дозорные обнаружили ногайский отряд (,) который быстро растаял в степи.

  1. Простое предложение с однородными членами, нужна запятая.

  2. Сложное предложение, нужна запятая перед словом «который».

  3. Сложное предложение, запятая не нужна.

А7 Какой схеме соответствует слово «подножью»?

  1. приставка, корень, суффикс;

  2. приставка, корень, окончание;

  3. корень, окончание.

А8 Из текста выписать слово с чередующейся гласной.

А9 Сколько собственных имен существительных в тексте?

  1. 1

  2. 2

  3. 3

А10 Выписать 3 слова с безударными в корне.

В1 Определить стиль речи текста (задание А1).

В2 Определить тип речи.

В3 Из предложения В выписать словосочетания со способом связи «управление».

В4 Указать предложение с однородными членами:

  1. А

  2. В

  3. Б

  4. Г

Итоговый тест по русскому языку (5 класс)

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ЗА КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

УМК – М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.

Учитель русского языка и литературы

Деева И.В.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

ИТОГОВОГО ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 5 КЛАССЕ

СПЕЦИФИКАЦИЯ

ИТОГОВОГО ТЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ.

1.Назначение работы – оценить уровень усвоения материала обучающихся 5 класса с целью промежуточной аттестации.

2.Документы, определяющие содержание работы

1)Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому

языку (приложение к Приказу Минобразования России « Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236).

2)Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Основное общее образование. Русский язык ( Приказ Минобразования России

« Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089.

3)Рабочая программа по русскому языку. Автор учебника М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.

Характеристика структуры и содержание работы

По полноте охвата итоговый контроль соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

— лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

— языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

— коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением создавать собственную информацию по заданной теме.

В работу по русскому языку включено 1 задание с развернутым

ответом (сочинение-описание), 4 задания с кратким ответом и 12

заданий с выбором ответа.

Итоговый контроль по русскому языку состоит из трех частей,

которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трех

частей обязательно для всех обучающихся.

Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа, проверяющих умение

находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор,

правильно писать слова с изученными орфограммами, определять

части речи по морфологическим признакам.

Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом, проверяющие

владение основным понятийным аппаратом русского языка в области

орфографии, синтаксиса.

Часть 3 содержит одно задание с развернутым ответом (связный текст на заданную тему), который проверяет такое необходимое

коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме

высказывание по заданным параметрам.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНТРОЛЮ

При подготовке к итоговому контролю рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ:

1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5,6,7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. Акад. РАО Н.М.Шанский.- М..: Просвещение.

2.К итоговому контролю можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях».

ПЛАН ИТОГОВОГО ТЕСТА

Для итогового теста по русскому языку разработан план демонстрационного варианта, представленный в Приложении 1.

ПЛАН ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ВАРИАНТА ИТОГОВОГО ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2.

Гласные и согласные звуки.

Соотношение звука и буквы

1.1

1.2

8

8

1

1-2

3.

Значимые части слова(морфемы)

2.1

8

1

1-2

4.

Правописание корней

3.1

8

1

1-2

5.

Правописание приставок

3.2

8

1

1-2

6.

Правописание суффиксов

3.3

8

1

1-2

7.

Правописание окончаний

3.4

8

1

1-2

8.

Правописание ъ и ь

3.5

8

1

1-2

9.

Непроизносимые согласные

3.8

8

1

1-2

Часть2

2

1.

Окончания существительных во множественном числе

3.4

5

8

2

3

2.

Правописание окончаний имён прилагательных

3.4

5

8

2

3

3.

Значимые части слова

2.1

5

2

3

4.

Грамматическая основа предложения

6.2

7

2

3

Часть3

3

1.

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

5.1

7.1

7.2

7.4

7.5

9

10

11

12

13

12

13

Всего заданий -17.

Общее время выполнения работы – 45 мин.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

Пояснения к демонстрационному варианту итоговой работы

При ознакомлении с Демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью тестов.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику итогового контроля и широкой общественности составить представление о структуре работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволяют составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения дают учащимся возможность выработать стратегию подготовки к сдаче итогового контроля по русскому языку.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение итогового контроля по русскому языку дается 45 минут. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию с выбором ответа даны варианты ответа, из которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит одно задание с развернутым ответом (связный текст на заданную тему). Дайте письменный развернутый ответ.Это задание выполняется на отдельном листе.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

ЧАСТЬ 1

1.В каком из приведённых слов на месте пропуска пишется безударная гласная о:

а) обр..мление;

б) оч..рованный;

в) уч..стковый;

г) нак..вальня;

д) нав..рить.

2. В каком из приведённых слов на месте пропуска пишется безударная гласная и:

а) засв..стеть;

б) загл..нуть;

в) за..витель;

г) ув..дают;

д) разм..гчить.

3. В каком слове с пропущенной согласной пишется ж:

а) дура..ка;

б) бомбё..ка;

в) руба..ка;

г) промока..ка.

4. В каком слове буква т не пишется?

а) Влас..ность;

б) горес..ный;

в) вкус..ный;

г) бесчес..ный;

д) радос..ный.

5. В каком слове пишется а в корне с чередующейся гласной?

а) Прил..жение;

б) сл..жение;

в) сл..гаемое;

г) изл..жение;

д) вл..жение.

6. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) Только;

б) съела;

в) тополь;

г) коньки;

д) пение.

7. В каком слове пишется з в приставке?

а) Несколько дней стреляли бе..прерывно.

б) Наутро решили ра..бить крепость.

в) Только стена оказалась во..становлена, даже будто новее стала.

г) Бойцы вышли ра..чищать завалы.

  1. В каком слове ударение падает на второй слог?

а) Инструмент;

б) свёкла;

в) километр;

г) досуг.

  1. В какой строчке все слова пишутся на конце без ь?

а) шалаш…, могуч…, хорош…, стереч…;

б) из-за туч…, пахуч…, сбереч…, луч…;

в) багаж…, жгуч…, овощ…, возле дач… .

  1. В каком слове в глаголе на месте пропуска пишется мягкий знак?

а) девочка держит…ся;

б) не надо ленит…ся;

в) тростник колышет…ся;

г) он учит…ся.

  1. Укажите суффикс глагола прошедшего времени?

а) –ил-;

б) –ат-;

в) –л-;

г)-и-.

  1. В каком словосочетании существительное имеет окончание –е-?

а) читали о Марин…;

б) были в планетари…;

в) застыть в восхищени…;

г) побывали на площад… .

ЧАСТЬ 2

  1. Напишите правильную форму употребления родительного падежа множественного числа:

а) пара мандарин…;

б) много помидор…;

в) килограмм апельсин…;

г) нет сапог… .

  1. Составьте и запишите четыре словосочетания с прилагательными, оканчивающимися на –ому; -ую; -ей; -ой.

  2. Подберите и запишите два слова с данными ниже значимыми частями слова. –еньк-; -чив-;

Рядом с каждым словом укажите, какая эта часть речи.

  1. Выпишите грамматические основы предложений:

  1. Ещё ударяли холодные утренники.

  2. Рысь – свирепая лесная кошка.

  3. Велик наш край.

  4. Я рассердился и ушёл домой.

ЧАСТЬ 3

Напишите сочинение-миниатюру об осеннем дожде.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Часть1

За верное выполнение заданий 1части итогового контроля обучающийся получает по 1 баллу за каждое задание.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший 12 тестовых заданий первой части работы ,– 12 баллов.

Ответы:

За выполнение 2-ой части заданий с кратким ответом выставляется 2 балла за правильно выполненное задание, 0 баллов – за неполный или неверный ответ.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший 4 тестовых задания второй части работы, — 8 баллов.

Ответы:

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 3

Ответ на задание оценивается по следующим критериям.

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в сочинении использовано не менее 3-х выразительных средств речи.

2

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и

в работе использовано не менее 2-х выразительных средств речи.

1

В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел,

но

не использованы выразительные средства речи.

0

2

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

2

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности.

0

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи учащегося

1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет.

2

Допущена 1 ошибка.

1

Допущены 2 ошибки

0

4

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет.

2

Допущена 1 ошибка.

1

Допущены 2 ошибки и более.

0

Максимальное количество баллов за сочинение

12 баллов

КОДИФИКАТОР ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИТОГОВОГО ТЕСТА В 5 КЛАССЕ

Кодификатор элементов содержания итогового теста по русскому языку в 5 классе

Кодификатор разработан в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому

языку (приложение к Приказу Минобразования России « Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236)

и Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по русскому языку ( Приказ Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089, а также рабочей программы по русскому языку. Автор учебника М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.

Данный документ является основой для составления итогового контроля за курс основной общеобразовательной школы по русскому языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.

Жирным курсивом указываются крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Каждая из этих позиций кодификатора представляет собой укрупнённую дидактическую единицу содержания обучения, которая может включать несколько тематических единиц.

7.1

Знаки препинания в конце предложения

7.2

Знаки препинания в простом предложении

7.3

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

7.4

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

7.5

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

5 класс | Образовательные тесты

Оригинальный тест разработан с целью контроля знаний учащихся 5 класса по теме «Правописание О, Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и прилагательных»

Русский язык 5 класс | Автор: Колесник Анна Болеславовна | ID: 12049 | Дата: 26.2.2020

Тематический тест предназначен для проверки усвоения темы «Разделительные Ъ и Ь знаки». Работа включает в себя 10 заданий, необходимо из предложенных вариантов выбрать один правильный.

Русский язык 5 класс | Автор: Каримова Рамиля Лукмановна | ID: 11770 | Дата: 5.12.2019

Тематический тест предназначен для проверки усвоения темы «Омонимы». Работа включает в себя 10 заданий, необходимо из предложенных вариантов выбрать один правильный

Русский язык 5 класс | Автор: Каримова Рамиля Лукмановна | ID: 11768 | Дата: 5.12.2019

Тематический тест предназначен для проверки усвоения темы » Безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных «. Работа включает в себя 10 заданий, необходимо из предложенных вариантов выбрать один правильный.

Русский язык 5 класс | Автор: Каримова Рамиля Лукмановна | ID: 11750 | Дата: 5.12.2019

Тематический тест предназначен для проверки усвоения темы » Буквы У(Ю), А(Я) в личных окончаниях глаголов «. Работа включает в себя 10 заданий, необходимо из предложенных вариантов выбрать один правильный.

Русский язык 5 класс | Автор: Каримова Рамиля Лукмановна | ID: 11764 | Дата: 4.12.2019

Тест из 10 вопросов для промежуточного контроля знаний по теме «Проверяемые согласные в корне «.

Русский язык 5 класс | Автор: Каримова Рамиля Лукмановна | ID: 11769 | Дата: 3.12.2019

Тест из 9 вопросов для промежуточного контроля знаний по теме «Безударная непроверяемая гласная в корне слова».

Русский язык 5 класс | Автор: Каримова Рамиля Лукмановна | ID: 11749 | Дата: 3.12.2019

Тематический тест предназначен для проверки усвоения темы «Гласные Е,И в личных окончаниях глаголов». Работа включает в себя 14 заданий, необходимо из предложенных вариантов выбрать один правильный.

Русский язык 5 класс | Автор: Каримова Рамиля Лукмановна | ID: 11765 | Дата: 3.12.2019

Тематический тест предназначен для проверки усвоения темы «Многозначные слова». Работа включает в себя 10 заданий, необходимо из предложенных вариантов выбрать один правильный.

Русский язык 5 класс | Автор: Каримова Рамиля Лукмановна | ID: 11766 | Дата: 2.12.2019

Тематический тест предназначен для проверки усвоения темы «Буквы О и Ё после шипящих в корне». Работа включает в себя 10 заданий, необходимо из предложенных вариантов выбрать один правильный.

Русский язык 5 класс | Автор: Каримова Рамиля Лукмановна | ID: 11763 | Дата: 1.12.2019

Страница 1 из 23

Комплекс упражнений по русскому языку к учебнику 5 класса Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Комплекс упражнений по русскому языку к учебнику 5 класса

Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

В рабочей программе на 204 часа, из них 4 урока развития речи отведено на изучение текста.

Упражнение 1.

Сопоставьте данные темы сочинений. Определите, какая из них самая широкая. Почему? напишите 5-6 предложений на одну из тем.

  1. Зима.

  2. Случай на катке.

  3. Зима в нашем парке

Упражнение 2.

Рассмотрите записи. Какую из записей вы бы назвали текстом?Почему первая запись не является текстом?

  1. Много забот летом у белок. Я бросился под высокий куст орешника. Затих старый бор, приготовился к бою. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика.

  2. Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел.

Упражнение 3.

Рассмотрите предложения. Можно ли назвать текстом эти предложения? Почему?

1) На опушке молодого леса есть пруд. 2) Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. 3) Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга.4) Из него бьёт подземный ключ. 5) Отсюда она направляется в далекий путь.

Составьте текст из данных предложений. Озаглавьте его.

Упражнение 4.

Определите границы текстов. Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.

Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов на лугу пестреют цветочки их сладкий запах разливается в мягком воздухе в еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки вот белки забрались на вершину высокой ели перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за шишками

Упражнение 5.

Приведите примеры «сужающихся» и «расширяющихся» тем.

Примеры: широкая тема «Семья». Более узкая тема «Семья Ивановых». Самая узкая из трех тем «Новый год в нашей семье».

Упражнение 6.

Поставьте предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

а) А для тех, кто ими пользовался иногда, вся сладость и заключалась в том, что они заморские. б) Иностранные слова приходили на Русь с незапамятных времен. в) Но были они совершенно чужды большинству русских людей.

Упражнение 7.

Отредактируйте текст.

В этот вечер путешественники шли долго. Путешественники остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров. Железный Дровосек развел большой костер. Около костра Элли почувствовала себя очень уютно. Элли и друзей пригласила разделить это удовольствие. Страшила решительно отказался. Страшила ушел от костра подальше. Страшила внимательно следил. Ни одна искорка не попала на его костюм.

Упражнение 8.

Прочитайте стихотворение Д. Б. Кедрина. Какова основная мысль стихотворения? Спишите текст, подчеркните грамматическую основу предложений.

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке —

Русская румяная зима!

Упражнение 9.

Подберите более подходящее название к тексту.

Определите тему и основную мысль.

Назовите ключевые слова, наиболее важные для раскрытия основной мысли текста. Разбейте текст на законченные смысловые части, озаглавьте их. Назовите микротемы абзацев.

Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что под корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки.Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв.В чудесные осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую, тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Хорошо счастливому ежё жить в своей норке! Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.

Упражнение 10.

Спишите фрагмент из стихотворения И.С. Никитина «Утро». Определите вид глаголов, сделайте морфемный разбор третьего глагола. Найдите слова с чередованием морфем, подберите к ним однокоренные слова.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш.

Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Тест по русскому языку (5 класс) на тему: Итоговое тестирование по русскому языку в 5 классе

Итоговое тестирование по русскому языку в 5 классе

Ф.И.О. учащегося__________________________________________________

Класс________________________

Дата проведения_______________

ВАРИАНТ № 1

 К каждому заданию А1-А14 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задание обведите кружком.

А1.  Какая пара слов не является словосочетанием?

1)  река широка

2)  характеристика героя  

3)  длинный день

4)  пролистал газету

А2.  В каком предложении есть обстоятельство?

1)  Майор привёз мальчишку на лафете.

2)  Тускло льётся свет лампады.

3)  Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грёз.  

4)  Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.

А3.  В каком предложении надо поставить только одну запятую

        (знаки препинания не расставлены)?

1)  Пыль лежала серой коркой на его ватнике и картузе.  

2)  Полно доченька не плачь.  

3)  Басни Крылова остроумные поучительные злободневные.  

4)   Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведёт.

А4.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1)  Все соседи только про неё и говорят – «Работница – золотые руки!»  

2)   Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.

3)   В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого.

4)   Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.

А5.  В каком слове все согласные звуки звонкие?  

1)  край    2)  сгореть      3)   роль      4)   взгляд

А6.  В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)   подушка  мЯгка    2)    квартАл     3)    нАчала         4)    свеклА

А7.  В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1)  умыват..ся, дрож..  

2)  нет задач.., под..ехать

3)  катаеш..ся, борщ..  

4)  нал..ю, линюч..

А8.  В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1)  ч..рный, плеч..     2)  ц..фра, пальц..       3)  заб..ру, ката..м

4)  и..пугать, ра..бег

А9.  В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1)   рю..зак, диало..

2)  морж.., синиц..  

3)   г..мнастика, г..роизм

4)   подр..сти, прил..гательное

А 10.  В каком слове количество букв не совпадает с количеством звуков?

     1) самолёт         2) поезд         3) домики         4) комната

 А 11. Назовите слово, которое не является однокоренным слову ЗИМА:

   1) зимовать      2) зиме       3) зимний       4) зимовщики.

 А 12. Укажите верное объяснение написания пропущенной буквы в слове распол…жение.

1)    на месте пропуска пишется О, т.к. это словарное слово

2)    на месте пропуска пишется А, т.к. это словарное слово

3)    на месте пропуска пишется О, т.к. за корнем нет суффикса А

4)    на месте пропуска пишется О, т.к. эту орфограмму можно проверить

 А 13. В каком слове правописание И после Ц объясняется правилом: «И после Ц   пишется в корне»

1) станции    2) информацию 3) панцирь 4)авиационный

 А 14. В каком слове нет приставки:

 1) расположен  2) взлетает  3) площадки  4) вполовину

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6.

(1) За окном порхали снежинки;  одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек.

(2) Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! (3) Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (4) Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5) Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

В1. Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласного в корне.

__________________________________________________________________

В2. Из предложения (4) выпишите слово (слова) с приставками.

__________________________________________________________________

В3. Из предложения (2) выпишите краткие прилагательные.

__________________________________________________________________

В4. Из предложения (1) выпишите слово (слова), в котором (которых) звуков больше, чем букв.

__________________________________________________________________

В5. Из предложений (4, 5) выпишите синонимы.

__________________________________________________________________

В6. Сколько всего грамматических основ в предложении (5)?

Ответ запишите цифрой.

__________________________________________________________________

Ф.И.О. учащегося__________________________________________________

Класс________________________

Дата проведения_______________

                                                  ВАРИАНТ № 2

 К каждому заданию А1-А14 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задание обведите кружком.

А1.  Какая пара слов не является словосочетанием?

1)  очень яркий

2)  вокруг костра  

3)  неизвестная планета

4)  спутник Земли

А2.  В каком предложении есть обстоятельство?

1)  Подснежников корзину несите во дворец!

2)  Я покинул родимый дом, золотую оставил Русь.

3)  Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы.  

4)  Море качало утлый кораблик.

А3.  В каком предложении надо поставить только одну запятую

        (знаки препинания не расставлены)?

1)  О чём ты заинька  плачешь?  

2)  Кричали девочки сердились приказывали.  

3)  Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.  

4)   Тигр раскрыл пасть раздался страшный рык.

А4.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1)  Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.  

2)   На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели:

С. Маршак, Б. Житков, Е.Шварц.

3)   «Я не ветеринар» — сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.

4)   Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.

А5.  В каком слове все согласные звуки глухие?  

1) цапля    2)  весть      3)  шумный       4)  шубка

А6.  В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)   щавЕль     2)    дОговор   3)    понЯли     4)    помощь нУжна

А7.  В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1)  вертет..ся, овощ..    

2)  стереч.., картеч..    

3)  мощ..ный,  в..юнок

4)  горяч.., под..ём

А8.  В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1)  расст..лать, кле..м     2)  отц.., лекц..я       3)  врач..м, расч..ска

4)  во..мущение, бе..полезный

А9.  В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1)   б..гряный, фи..летовый

2)  моноло.., во..зал  

3)   выл..жить, водор..сли

4)   птиц.., корж..к

А 10.  В каком слове количество букв не совпадает с количеством звуков?

     1) самолёт         2) поезд         3) домики         4) комната

 А 11. Назовите слово, которое не является однокоренным слову ЗИМА:

   1) зимовать      2) зиме       3) зимний       4) зимовщики.

 А 12. Укажите верное объяснение написания пропущенной буквы в слове распол…жение.

1)    на месте пропуска пишется О, т.к. это словарное слово

2)    на месте пропуска пишется А, т.к. это словарное слово

3)    на месте пропуска пишется О, т.к. за корнем нет суффикса А

4)    на месте пропуска пишется О, т.к. эту орфограмму можно проверить

 А 13. В каком слове правописание И после Ц объясняется правилом: «И после Ц   пишется в корне»

1) станции    2) информацию 3) панцирь 4)авиационный

 

А 14. В каком слове нет приставки:

 1) расположен  2) взлетает  3) площадки  4) вполовину

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6.

(1) Герда приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с красными и синими стёклами в окошках и с соломенной крышей.

(2) У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. (3) Герда закричала им – она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. (4) Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала ещё громче. (5) Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.

В1. Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласного в корне.

__________________________________________________________________

В2. Из предложения (2) выпишите слово (слова) с приставками.

__________________________________________________________________

В3. Из предложения (5) выпишите  прилагательные, выступающие в роли эпитетов.

__________________________________________________________________

В4. Из предложения (3) выпишите слово (слова), в котором (которых) звуков больше, чем букв.

__________________________________________________________________

В5. Из предложений (4) выпишите синонимы, обозначающие действия.

__________________________________________________________________

В6. Сколько всего грамматических основ в предложении (4)?

Ответ запишите цифрой.

__________________________________________________________________

Ключ

Вариант 1

Задание

Ответ

А1

1

А2

2

А3

4

А4

1

А5

3

А6

2

А7

1

А8

3

А9

4

А10

2

А11

2

А12

3

А13

3

А14

3

В1

снежинки

В2

поманила

В3

прелестна, нежна

В4

ящика

В5

мальчику, мальчуган

В6

2

Вариант 2

Задание

Ответ

А1

2

А2

1

А3

4

А4

3

А5

4

А6

1

А7

2

А8

1

А9

3

А10

2

А11

2

А12

3

А13

3

А14

3

В1

(к) саду

В2

отдавали, проплывал

В3

старая-престарая, чудесными

В4

ей

В5

подплыла, подошла

В6

3

Шкала перевода первичных баллов в отметку

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

0-11

12-15

16-18

19-20