Тренажёр по русскому языку (5 класс) по теме: Тренировочные задания по русскому языку, 5 класс

Фамилия, имя _________________________________________________

Лексика (практикум)

1 вариант.

1. Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

а) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

в) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

2.Многозначными называются слова, которые         имеют __________________________________________________.

3.Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению ______________________.

4. Антонимы – это слова _____________________________________________________________________________.

5. Прямое значение слова – это ________________________________________________________________________.

6. Многозначные слова – это слова:

а) имеющие лексическое и грамматическое значение;

б) имеющие несколько лексических значений;

в) употребляемые многими людьми.

7.   Толковый словарь – это словарь, в котором:

а) разъясняется написание слов;       б) разъясняется значение слов;    в) раскрывается строение слов русского языка.

8.  Фразеологизмы – это:

а) слова, которые употребляются в словосочетании;

б) слова, которые употребляются в разговорной речи.

в) устойчивые сочетания слов, лексическое значение которых равно одному слову;

9. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

а) ветер воет, горит костер, сушить весла;

б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;

в) море новостей, плакал лес, горячее сердце.

10. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:

а) строить дом;      б) убить время;     в) тяжёлый характер      г) часы бегут       д) мягкое кресло;   е) острый нож

11. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову  смелость:

а) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;

б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

в) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

г) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.

12. Выберите пары антонимов:

а) смелый – грубый;         б) мудрость – глупый;           в) щедрый – скупой;       г) рассеянность – сосредоточенность;

д) благородный – подлый           е) отзывчивый – вспыльчивый.

13. Укажите лексическое значение слова негодование:

а) сомнение, удивление             б) тяжёлое переживание, несчастье;              в) суровость, безжалостность

г) возмущение, крайнее недовольство;                 д) неверие во что-то.

14. Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени 

а. диалектизмы

2. намеченный путь следования                                          

б. вообразить

3. мысленно представить себе что-нибудь

в. лиловый

4. очень большой 

г. буквы

5. слова, употребляемые жителями одной местности

д. громадный

6. знаки для обозначения звуков 

е. маршрут

 _________________________________________________________________________________________________

15. На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:

фейерверк — ____________________         яхта — __________________           автограф — _______________________

16. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

Не разлить водой___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Сквозь землю провалиться____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Бить баклуши  ______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

От горшка два вершка  ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

17. Какое слово является однозначным?

а) кисть            б) фауна                в) игла                г) трубить

18. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

а) золотое кольцо                 б) тёмная ночь                в) серебряные волосы             г) идёт по дороге

19. В каком предложении есть антонимы? Подчеркните их.

а) Рана заживёт, а рубец останется.                                  б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

в) Метель метёт, а вьюга плачет.                                       г) Ученье в счастье  украшает, а в несчастье утешает.

20. В каком предложении есть синонимы? Подчеркните их.

а) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.                     б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

в) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.                                    г) Яблоки не кислые, а сладкие.

21. Укажите фразеологизмы – синонимы к словосочетанию ОЧЕНЬ         БЫСТРО.
а)    как с гуся         вода
б)    хоть пруд         пруди
в)    пуд соли         съесть
г)    сломя         голову
д)    вытягиваться в         струнку
е)    во весь         дух

Списать текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнить задания к тексту.

ГРОЗА

  1. Со…нце выгл…нуло в п…следний раз осв…тило мрач(?)ную стор…ну г…ризонта и скрылось. 2. Вся окрес…ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрач(?)ный вид. 3. Вот задр…жала осиновая рощ… . 4. Листья ст…новят(?)ся мутного цвета. 5. В…рхушки д…ревьев к…чают(?)ся, и пуч(?)ки сухой травы л…тят через д…рогу. 6. Стриж… и ласточ(?)ки пр…л…тают ни…ко над з…млей. 7. Вспыхивает молния, осл…пляет зрение и осв…щает нас. 8. Над самой г…л…вой раздает(?)ся оглушительный гул, который заст…вляет нас тр…петать. 

9. Но вот молния осв…щает мес…ность шире и бл…днее. 10. Туча разд…ляет(?)ся на в…лнистые обл…ка, св…тлеет. 11. Сквозь ее большие края в…днеется ясная лазурь.

1. Произвести фонетический разбор слова листья.

2. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.

3.   Выделите грамматические основы в 1,3,4 предложениях текста

Фамилия, имя _________________________________________________

Лексика (практикум)

2 вариант.

1.Лексика – это раздел науки о языке, в котором         изучается  ___________________________________________________________________________________________________.

2.Слова, имеющие несколько лексических значений,         называются ________________________________________.

3. Переносное значение слова –         это ___________________________________________________________________________________________________.

4. Синонимы – это слова _____________________________________________________________________________.

5. Слова, противоположные по лексическому значению, называются ________________________________________.

6. Однозначные слова – это слова:

а) одинаковые по значению, но разные по смыслу;                  б) употребляемые одним человеком;

в) имеющие одно лексическое значение.

7. Лексическое значение слова разъясняется в:

а) орфографическом словаре;                 б) толковом словаре                 в) словообразовательном словаре.

8.  Фразеологизмы – это:

а) слова, которые употребляются в словосочетании;

б) слова, которые употребляются в разговорной речи.

в) устойчивые сочетания слов, лексическое значение которых равно одному слову;

9. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

а) волк воет, золотые руки, красить краской;

б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;

в) море цветов, красное платье, твердая земля.

10. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:

а) твёрдая воля         б) бегут ручьи          в) горят костры       г) зерно пшеницы       д) золотое кольцо      е) ледяной взгляд

11. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову  жестокий:

а) беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;

б) беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;

в) слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;

г) бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;

д) бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.

12. Укажите пары антонимов.

а) угрюмый – веселиться        б) гигант – карлик           в) робкий – смелый         г) холодный – вспыльчивый              д) благородный – подлость                 е) скромный — хитрый

13. Укажите лексическое значение слова негодование:

а) сомнение, удивление             б) тяжёлое переживание, несчастье;              в) суровость, безжалостность

г) возмущение, крайнее недовольство;                 д) неверие во что-то.

14. Установите соответствие:

1. горячий кофе

а. прямое значение

б. переносное значение

2. горячий характер 

3. сладкое яблоко

4. сладкая мечта

5. свежий хлеб

6. свежий воротничок

 __________________________________________________________________________________________

15.  На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:

офис — __________________      трасса — _________________            иллюстрация — ____________________

16. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

На краю света _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Чуть свет __________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

От горшка два вершка _______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Показать, где раки зимуют ____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________17. Какое слово является однозначным?                                                                                                 

а) блондин       б) челнок               в) число              г) серебряный

18.  Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

а) читает письмо                 б) ветер воет                в) старинная крепость             г) хлебный магазин

19. В каком предложении есть антонимы? Подчеркните их.

а) Хлеб мягкий, свежий                                                        б) Ищи не дом, а соседей

в) Дерево держится корнями, а человек – друзьями.         г) Корень учения горек, а плод его сладок

20. В каком предложении есть синонимы? Подчеркните их.

а) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.                     б) Сова спит днём, а охотится ночью.

в) В поэтической речи глаза часто называют очами.             г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

21.Укажите фразеологизмы – синонимы к словам УГОЖДАТЬ,         ЛЬСТИТЬ.
а)    бередить         душу
б)    невзирая  на         лица
в)    играть в         кошки-мышки
г)    рассыпаться мелким         бесом
д)    переворачивать вверх         тормашками
е)    извиваться         ужом

Списать текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнить задания к тексту.

ГРОЗА

  1. Со…нце выгл…нуло в п…следний раз осв…тило мрач(?)ную стор…ну г…ризонта и скрылось. 2. Вся окрес…ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрач(?)ный вид. 3. Вот задр…жала осиновая рощ… . 4. Листья ст…новят(?)ся мутного цвета. 5. В…рхушки д…ревьев к…чают(?)ся, и пуч(?)ки сухой травы л…тят через д…рогу. 6. Стриж… и ласточ(?)ки пр…л…тают ни…ко над з…млей. 7. Вспыхивает молния, осл…пляет зрение и осв…щает нас. 8. Над самой г…л…вой раздает(?)ся оглушительный гул, который заст…вляет нас тр…петать. 

9. Но вот молния осв…щает мес…ность шире и бл…днее. 10. Туча разд…ляет(?)ся на в…лнистые обл…ка, св…тлеет. 11. Сквозь ее большие края в…днеется ясная лазурь.

1. Произвести фонетический разбор слова листья.

2. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.

3. Выделите грамматические основы в 1,3,4 предложениях текста

        

Сборник упражнений по русскому языку 5 класс.

5 кл. Сборник упражнений.

Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Поз..ней осенью вып..дает первый снег. Он изм..няет всё в..круг. Пушистые сн..жинки ост..рожн.. касаются земли и она од..вается в белую шубку. Загораются и блестят разн..цветные искорки ин..я. Вода т..мнеет среди пр..брежных зарослей. Как пр..красна б..рёзовая роща! Вет..чки покрыты хлопьями но от любого пр..косновения сн..жинки осыпаются. В ельн…ке снег так засыпал дерев..я что ты их не узнаешь. Ёл..чка ст..новится п..хожей на пр..чудливую сн..жную бабу. Всюду виднеются следы лесных зв..рей.В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почу..ствовать свежесть первого морозца сыграть в сне..ки. Здра..ствуй зима рад..с..но говорят люди.

Ж..ла белка в лесу ни о чём не тужила.4 Н..кто её н.. б..спокоил. Спала на ветк.. бол..шой ел… Не з…ботилась она ни о ком, только о себе.4 Пр..шло время и у неё по..вились бел..чата. Т..перь белка от них не уходила.Наступила зима. В лесу нач..лись ..бвалы. Однажды тяж..лый ком сн..га ..брушился с верш..ны д..рева на крышу ж..лища бел..чки. Она выскочила а её бе..помощные детки ок..зались в л..вушк… К кому обратиться за помощ..ю? А вдруг кто..нибу..ь  сп..сёт бел..чат.Белка быстр.. пр..нялась ра..капывать снег. Кругл…. гнездо из мя..кого мха осталось целым. Лесная ж..тельница была счастл..ва. Н..что бол..ше не ог…рчит её!

Мы долго бр…дили по лесу. День к…нчался и прибл…жались сум..рки. Д..лекое со нце уходил… за г..ризонт и бросал.. на землю свои п…следние лучи. Л..сные п..ляны нал..вались густой т…мнотой, и она ползла от земли к в…рхушкам деревьев елей сосен.
Но вот замолкли птицы только иногда разд..ется одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать оч…ртания веток потому что лучи вечернего солнца едва осв..щали лес.
Когда солнце скрыл…сь за в..рхушками деревьев след знакомой тр..пинки стал пр..падать.
Вот над елочкой по..вилась первая звезд…чка. Ночь вступала в свои права. Пора возвращаться домой решили мы. .

По древним п..верьям, Мороз выг..няет на поля злых духов. Нал..тают они на белый свет бегают по п..лям и дуют в кулак. От этого подн..мается ветер с метелью а на деревья садится ин…ей. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи и треск н..сётся в..круг. От этой бе..готни умирает жито убиваются лён овёс и травы.Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в с..мействе зач..рпнёт ложку влезет на печь и говорит громко Дедушка Мороз Не бей наш овёс Отведа..т дедушка Мороз вкусного киселя укро..т п..севы снежным од.ялом и сохр..нит их до весны

Усталое летнее солнце уход..т на п..кой за г..ризонт. На запа..де пропадает у..кая полоска света. Над гладкой п..верхностью неширокой реч..нки л..жится туман и окутывает Неглубокий овраж..к п..счаный берег невысокие пр..брежные кусты и светло-зелёный луж..к. Сгуща..тся туман и на землю опуска..тся ночная сыр..сть.

На небе заг..раются первые звёзд..чки. Зам..лкают птицы. В последний раз свистнул предвес..ник ночи соловей. Со..ная тишина не наруша..тся даже ш..р..хом листьев. Только иногда увид..шь в темн..те как пр..несётся летучая мышь.

Тяж..лые от росы цветы с..ёжились и пр…клонились к земле. Сл…жил свои параш..тики п…левой плющ. Непр…глядная тьма рас..тилается по окрес..ности. От земли распространяет…ся резкий ар…мат цветущих р…стений. Ночью их аромат всегда сильнее. Всё в природе об..ято сном. Как пр..красна летняя ночь!

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выполните задания.

Погода  стала  меня(т, ть)ся. Из (за)  д…лекого2  г…ризонта  н…слись  и прибл…жались  ни…кие  обл…ка. Со…нце выгл…нуло  из (за)  туч  м…лькнуло  в голубом пр…свете2  и  и…чезло.

Пот…мнело. Нал…тел  ре…кий  ветер. Он  бросил  в  воду  сухие  лист…я  и погнал их по  р…ке.   Дождь  пойдёт    прогов…рила2  Нина.

Ветер  нал…тает с нов…й  силой  морщит  гладь  р…ки  а потом  ст…хает. Зашуршал к…мыш   и  на  воде  по…вились  кру….ки  от  первых  капель. Валерка громко закр…чал    Бежим  ребята  

Но вот ветер утих  снова  пок…залось  со…нце. Ре…кие  капли  д…ждя  падали на землю.4 Они  пов…сали  в траве  и  в  кажд…й   капле  отр…жалось  со…нце.

                                                                                                 (По В.П.Астафьеву)

Задания.

Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.

Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.

(Озаглавить.)

После путешествия по (К, к)арели… мы  с  мамой  отправились о…дыхать  до  осен…  к  дедушк…  в  средн…  полосу  (Р, р)осси… .

Мой дедушка    извес…ный2  лесник. С карандаш…м  и  зап…сной  кни…кой п…бывал он  на (У, у)рал… и  в (С, с)ибир… . Он  …ткрыл в природ… много тайн.

От станци…  мы шли по просек…  потом  свернули по тропинк… к  речк… перешли мостик и направились к лесу. На  опушк… нам попались зар…сли  малины 4. В её густой зелен…   ле…ко   поцарапат…ся   но  через  м…нуту   в   ладон… л…жит  куч(?)ка красных ягод. Какой  от  них  зап…х!

С  ветк… на  ветку перепархивают  птиц… . Такая  тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям.  Из (под)  куста  вылез ёж(?). Пошуршал2  в  траве  и  и…чез.

Доходим  до рощ… а  за  ней на  полянк… избушка  дедушк… . Нас  радос…но встр…чают дедушка2  и  пёс  (Д, д)ружок 3.

Упражнения по орфографии 5 класс

Буквы а–о в корнях -лаг- – -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-

Упражнение 1. Выпишите только слова с чередующейся гласной в корне, графически объясняя.

Роса, растворить, растение, роскошный, возлагать, предположить, растаять, ложный, лагерь отдыха, расположение, растяпа, оросил, отрасль, подрастать, вложить.

Упражнение 2. Спишите, графически объясняя выбор гласной в корне.

а) Пол_жить на полку, удобно распол_житься, предпол_гать ответ, сл_жить книги, распол_гать запасами, предл_гать помощь, кратко изл_жить содержание, прол_жить путь.

б) Город Р_стов, устье зар_сло, морские водор_сли, дети подр_сли, выр_стить в саду, произр_стать в пустыне, богатая р_стительность, выр_щенные лимоны, мир р_стений, переходный возр_ст, зар_сли камыша, сберечь пор_сль, подр_стковый врач, р_стущие на берегу, зеленый р_сток, отр_сль хозяйства.

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните те словосочетания, в состав которых входят слова с чередующимися гласными в корне. Графически объясните написание выбранной гласной.

Простое предл_жение, горная р_стительность, обильная р_са; сотр_сать воздух, возл_гать надежды, р_скошные цветы, ув_дать без воды, распол_житься у костра; пор_сло травой, дождь ор_сил травы.

Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя выбор орфограмм в корне.

а) Изл_гать содержание, хорошо изл_жить; знать признаки прил_гательного; написать изл_жение; оба сл_гаемых; распол_житься на ночлег; распол_гать свободным временем.

б) Гул нар_стает, р_скошные р_стения, зар_сли камышом, выр_сли подснежники; зеленые водор_сли, Р_стислав; р_стущий ребенок.

в) Предпол_жения не подтвердились; капельки р_сы; тропа зар_стает; р_стительное масло; изменить пол_жение; лепестки р_стений; сл_гать стихи; желуди прор_сли; сберечь р_стения от мороза; просека зар_стает; предл_жить помощь.

Упражнение 5. Распределите слова в два столбика, объяснив графически выбор а – о в корне.

а             |             о

Подр_сли, распол_гаться, прил_жить, выр_стать, распол_жение, Р_стов, обр_сли, сл_жить, возл_гать, пол_гаться, р_сток, выр_щенный, отр_сль, р_сти, нар_щение, прил_гать.

Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя графически выбор орфограмм в корне.

1. Панды питаются р_стениями, в основном молодыми р_стками бамбука. (И.Акимушкин) 2. Чахлые сосны р_стут на отвесной стене, шепчут под солнцем и зябнут при тусклой луне.*(К.Бальмонт) 3. В зар_слях трос_ника просвечивала вода. 4. С каждым годом р_стет интерес к исчезающим с лица Земли животным. (И.Акимушкин) 5. Густая трава р_сла по берегам озера.(Д.Мамин-Сибиряк)

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Объясните графически выбор орфограмм в словах с пропуском.

К водопаду мы предпол_гали отправиться на ра_вете но вышли поз_но. Со_нце уже пекло бе_жалос_но. Дорога к горам т_нулась по берегу моря. Под ногами хрустели черные водор_сли. Волны выбр_сили их на берег а со_нце высушило.
К вечеру добрались до ущелья. Товарищ_ предл_жил _делать _десь остановку. Мы распол_жились у скалы. Подножие ее было покрыто густой р_стительностью. В зар_слях кустов мы увидели р_скошные цветы.
Но вот со_нце спряталось и сразу спустились сум_рки. Мы разл_жили костер и устроили _десь ночлег.

Упражнение 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите по составу выделенные слова.

1. Из-за ветров горные деревья часто выр_стают однобокими. 2. Плотной стеной темнели зар_сли камыша. 3. Утки зябли в зар_слях и крякали всю ночь. (К.Паустовский) 4. Я добрался допихтовой зар_сли и распол_жился на крохотной поляне. (В.Бурлак) 5. Густые кусты разр_слись по склонам оврага. 6. Кратко изл_жи содержание параграфа. 7. В густой тени елового леса р_стут лишь немногие р_стения. (И.Соколов-Микитов)

Упражнение 9. Спишите, распределяя слова в две колонки, вставляя пропущенные буквы, объясняя выбор гласной в корне.

проверяемые безударные гласные в корне            |             чередующиеся гласные в корне

Распол_гаться, уд_вляться, оч_ровать, совм_щать, р_стение, р_сток, пол_гаю, зар_сло, изл_жение, распол_житься, предпол_жение, ок_заться, д_лекий, сокр_тить, просл_влять, р_стущий.

Буквы ё – о после шипящих в корне

Упражнение 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая морфему, в которой пропущена буква.

а) Узкая щ_лочка, мягкая ш_рстка, тихий ш_пот, спелый крыж_вник, ч_рствый хлеб, ж_лтый ш_лк, реш_тка, ч_тное число, вкусный ш_колад, ж_сткий сухарь, широкое ш_ссе, щ_лкать орешки, ж_лудь, мокрые ш_рты, сильный ож_г, подж_г хворост.

б) Выбраться из чащ_бы, тяж_лый ранец, тонкая ж_рдочка, ч_ткий рисунок, таинственный ш_рох, умелый ш_фер, уч_ба в школе, новая щ_тка, короткая ч_лка.

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Среди листвы умолк м_лейший ш_пот. (К.Бальмонт) 2. Посреди ночи стихло все: ш_рохи листьев, ш_рохи шагов, голоса птиц. (Н.Сладков) 3. Олененок ходил около куста и прислушивался к м_лейшему ш_роху. (Д.Мамин-Сибиряк) 4. Ч_рная туча в_сит над полем. 5. В унылое безмолвие комнаты не проникал ни ш_пот листвы сирени, ни шум дождя. (Г.Корольков)

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Улыбнулись сонные березки, растрепали ш_лковые косы. (С.Есенин) 2. Легкий ветер гнал с ш_рохом по льду крупинки снега. (А.Казанцев) 3. Одна мысль об этой чащ_бе наводила на меня ужас. 4. Ветер что-то наш_птывал березкам. 5. Мороз покусывал нос и щ_ки. 6. Елочка стала р_сти, а береза прикрывала ее от ож_гов солнца и мороза. (М.Пришвин)

Составьте схемы первого и последнего предложений.
Разберите по составу выделенные слова.

Буквы и – ы после ц

Упражнение 1. Спишите, вставляя и или ы после ц. Выделите морфему, в которой находится данная орфограмма.

а) Новый ц_ркуль, свежие огурц_, седой ц_ган, цветы ц_кория, улиц_ города, душистая акац_я, станц_я метро, ц_ганская песня, гнездо синиц_, круглолиц_й мальчик, лисиц_н след, ц_клон, подойти на ц_почках.

б) Ц_рк, ц_плячий пух, панц_рь, ц_гейка, ц_фра, дисц_плина, ц_ркач, операц_я, ц_кнуть, гусениц_, редакц_я, молодц_, Куниц_н, красавиц_, бледнолиц_й, дикц_я, смуглолиц_й, Птиц_н, репродукц_я, учениц_, репетиц_я.

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Объясните условия выбора и и ы после ц.

а) 1. Лео артист ц_рка.* Это морской лев. 2. Когда львенок спал все погружалось в тишину.* Все х_дили на ц_почках и разг_варивали ш_потом. 3. Глазки львенка были похожи на щ_лки. 4.Лисенок выл_зал из клетки только ночью и пугался всякого ш_роха.*

(По В.Чаплиной)

Подчеркните суффиксы в выделенных словах.
Подчеркните грамматические основы в отмеченных предложениях.

б) 1. Синиц_ ц_кают поползень свистит. (Г.Корольков) 2. Лед ск_вал воды залива крепким панц_рем. (В.Мелентьев) 3. Ц_рк р_дился в Древнем Риме. 4. Бегают по деревьям гоняются за белками злые куниц_. 5. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами похожа на лукошко с ц_плятами. 6. Уже поют в уютной листве соловьи скворц_. 7. Круглолиц_й подсолнух в оконце зат_вает со мной разговор. (Ю.Могутин)

Упражнение 3. Выпишите из текста слова с и и ы после ц, распределив их в две колонки. Вставьте пропущенные буквы. Объясните условия выбора и и ы после ц.

и             |             ы

Аттракционов в ц_рковом представлении было много. Все птиц_: и скворц_, и синиц_, и даже неуклюжие куриц_ – были молодц_ и необыкновенные умниц_. Они становились на ц_почки, весело клевали огурц_ и перелетали со спиц_ на спицу. Самая большая курица водрузилась на панц_рь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать ц_трусовые.
Скворц_, эти неутомимые бойц_, так толкали друг друга, как будто на арене ц_рка происходила настоящая революц_я.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый ц_ган в ц_линдре с ц_пленком в руках. За ц_ганом на ц_почках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький ц_пленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали ц_фры, показанные ему.
В конце выступления ц_ган, к всеобщему изумлению, достал из маленького ц_линдра цветы: нарц_ссы, настурц_и – и под бурные аплодисменты подарил их зрителям.

(Из газеты «Русский язык»)

Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

а) Цветки многих р_стений уд_вительные часы. Они живут по своему р_списанию.
Дневные цветы ра_крывают свои вен_чики на ра_вете когда и_чезают ноч_ные сум_рки. В четыре утра ра_пускает голубые звездоч_ки ц_корий потом ра_пр_вляет широкие л_пестки ш_повник.

б) Возле дороги распол_жился одуван_чик. К шести утра начинают т_нуться к со_нцу его ж_лтые головки. За ним вспыхнут цветки гвоздики.
Со_нце зал_вает осл_пительным светом окрес_ности и тогда ра_крывается белая лилия кувшинки. Она р_стет на воде.
Дневные цветы первыми и засыпают. Кончается день и со_нце опускается за лес. (С,з)гущаются сум_рки и пробуждаются ноч_ные цветы. Густая темнота л_жится на зар_сли кустов на тропинки.

Материал по русскому языку (5 класс) по теме: Тренировочные упражнения .ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Тренировочные упражнения

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

(5 класс)

1. Зачеркните ненужную букву. Подберите проверочное слово. Поставьте ударение.

                     е

Образец: Б — жать — бег.

                    и

    о                                                а

В — зить -__________               Л — вить -__________

     а                                               о

        и                                                  а

Поч —нить-_________              Схв —     тить-________

        е                                                о

     а                                                   а

Бр—дить -__________             Ирин — сить -________

     о                                                   о

     a                                                 a

X—дить-__________               Нак—сить-_________

    о                                                 о

         а                                                а

Осм — треть -_________           Накл — нить -__________

         о                                               о

2. Вставьте нужную букву, подберите проверочное слово.

Св..ла (____          _) гнездышко,

св..ла (_______        ) по ступенькам;

|сл..зать (___________) с крыши,

 сл..зать (___________) сметану;

отв..рить (__________) дверь,

отв..рить (__________) картофель;

прим..рить (_________) врагов,

прим..рять (__________) костюм.

3. Вставьте нужную букву, подберите проверочное слово.

Б или п?         Голу..ка, коро..ка, скри..ка,  ги..кий,  ро..кий, гу..ка, ю..ка,

                        шлю..ка.

В или ф?        Вере..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка, ше..ский, уло..ка, голо..ка,

                        пла..ки.

Г или к?         Сапо..,  пото..,  вра..,  дру..,  подви..,   поджё.., кру.., плу…

Д или т?         Селе..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий, моло..ьба, тру…

Ж или ш?       Но..ка,   бума..а,   варе..ка,   ладо..ка,   руба..ка, кру..ка, поро..ки,

                         обло..ка.

3 или с?         Ука..ка,   ни..кий,   ко..ьба,  дер..кий,   про..ьба, ска..ка,

                         подвя..ка, ма..ка.

4. Проверьте написание по орфографическому словарю:

вел..с..пед           баске..бол        крос..               тен..с

г..мнаст               м..ршрут         к..чевник          ф..гура

фотоап…арат      зд..ровье         к…мпьютер      к..рзина

в..кзал                  г.рдероб         г..тара               п..ркет

пр..фес..ия           б..нокль          р..дар                рег..он

зап…ведник

5. Вставьте пропущенные буквы. Те, которые можно проверить ударением, проверьте. Написание остальных посмотрите в словаре.

Что не полезет в самую  ..громную  к..стрюлю в мире

В эту самую ..громную к..стрюлю

Запр..сто пролезет что угодно:

 П..варешки, ложки, стол и стулья,

Даже шкаф поместится св..бодно.

Влезет кран подъемный, новостройка,

А за ними следом — т..л..вышка,

Не пролезет ни за что в к..стрюлю

Только ее собственная_____________.

Картотека по русскому языку (5 класс) на тему: Тренировочные упражнения по теме «Комплексный анализ текста»

Тренировочные упражнения по теме «Комплексный анализ текста»

(использовать данный материал можно в  5-7 классах)

Вариант 1

Зимний лес

    (1)Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. (2)Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.  (3)Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. (4)Попробуй разгреби в лесу снег до земли. (5)На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. (6)Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.    (7)Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. (8)На лесной поляне вьется след лисицы. (9)Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. (10)Парочки следов испятнали снег. (11)Это пробежала куница, хищница искала белок.     (12)Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе!                                                                                                                   
А1. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Зимний лес очень красив.

2) Зимой жизнь в лесу замирает.

3) По снегу можно узнать о событиях зимнего леса.

4) Снег украшает деревья в лесу.

А2. Какой тип речи представлен в тексте?
А3. Укажите предложение, в котором используются антонимы

1) 2         2) 3                      3) 5                              4) 1
А4. Среди предложений 1- 4 найдите сложное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
А5. Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое время года» или сочинение-описание по аналогии «Осенний лес» («Весенний лес», «Летом в лесу»).

Вариант 2

Осенняя картинка

     (1)Сколько цветных корабликов на пруду! (2)Желтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. (3)Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами.

(4)Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. (5)Раньше других спешат в свое первое и последнее путешествие кленовые листья. (6)Это самые парусистые кораблики! (7)А какие они нарядные!  (8)Небо чистое. (9)Вот показались ласточки, покружились и улетели в далекие края, где нет зимних вьюг и метелей.(10) Счастливого пути, ласточки! (11)Ярко светит солнце. (12)Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду.

А1. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Осенние листья, падающие в воду, напоминают кораблики.

2) Люди пускают листья, как кораблики, в воду.

3) Еще много необлетевших  листьев на деревьях.

4) Первым облетает клен.

А2. Какой тип речи представлен в тексте?
А3. Укажите предложение, в котором используются синонимы
1) 3     2) 5   3) 9    4) 12
А4. Среди предложений 8- 12 найдите сложное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
А5. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое время года» или сочинение-описание по аналогии «Весенняя картинка» («Зимняя картинка», «Летняя картинка»).

Вар1

Ответы:

  1. 2
  2. 2
  3. 4
  4. 3
  5. 8

Вар2

Ответы:

  1. 2
  2. 2
  3. 3
  4. 9
  5. 3

                                         

Вариант 2.

Часть А.

А 1.Укажите предложение, в котором  прилагательное  употреблено  в  форме  простой  сравнительной  степени

                 А) Луг  оказался  очень  красивым.

Б) Эта клубника  слаще.

В) Это справедливейшее решение.

А 2. Укажите ряд, в котором все прилагательные являются качественными

                 А)  сырой,  важный,  оловянный

                 Б) темная,  белый,  звонкая

                 В)  серебряный,  отцов, приветливый

А 3.Укажите  предложение,  в котором  прилагательное соответствует  следующей характеристике:  относительное, употреблено  в  именительном  падеже,  в единственном  числе,  в женском  роде

     А) На столе лежала серебряная ложка

     Б) На снегу остался волчий след.

     В) На окне распустилась сиреневая фиалка.

А 4. Укажите способ образования  слова  железнодорожный

                 А) суффиксальный

                 Б) сложение

                 В) приставочный

А 5. Укажите  слова,  которые пишутся слитно

                 А) (бело)розовый

                 Б) (вагоно)ремонтный

                 В) (судо)строительный

А 6. Укажите ряд,  в котором все слова пишутся  с  НН

                 А) лошади..ый,  коре..ой,  ветре..ый

                 Б) производстве..ый,  безветре..ый,  оккупацио..ый

                 В) кожа..ый,  стекля..ый, оловя..ый

А 7. Укажите, в каких случаях    НЕ с  прилагательными  пишется  раздельно.

        А. Опыт сочли  далеко (не)удачным.

        Б. Опят сочли (не)удачным.  

        В. Погода  стояла  (не)настная.

        Г. Он оказался  (не)робкий, а смелый.

                 А) А, Г  

                 Б) А, В

                 В) Б, Г

А 8.  Укажите слово, которое не является именем числительным

               А)  обе

               Б)  двойка

               В)  второй

А 9. Укажите количественное  числительное

                А) сто семьдесят два

                Б) двести первый

                В) десятый

А 10. Найдите ошибку  в употреблении имени  числительного  

              А) два ученика

              Б)  двое учеников

              В)  двое  учениц

А 11.  В предложении

Около  сорока лет  строился наш город.

имя числительное употреблено:

               А)  в  Р. п.

               Б)   в В. п.

               В)  в Д.п.

А 12. Каким членом предложения  является местоимение  в предложении

Писатель  Гладков  был  хорошо  известен,  и его  книги  были  очень  популярны.

              А)  подлежащим

              Б) определением

              В) дополнением

А 13. Укажите ряд, в котором все местоимения  определительные

                А)  сам, твой, мы,  себя

                Б) весь, всякий,  иной,  каждый

                В) что-нибудь,  нечего,  сколько, чей

А 14. Укажите  предложение с грамматической ошибкой

                 А) Пойди к нему.

                 Б) У них все не так!

                 В) У него все  в порядке.

А 15.  В каком ряду все слова – наречия

                 А) вдвоем, дважды, двое, вдвое

                 Б) вверх,  вниз, верх, низко

                 В) босиком,  давно,  чудесно,  навыпуск

А 16. Какое из наречий может  обозначать  признак  предмета

                  А) вчера

                  Б) чрезвычайно

                  В) нараспашку

А 17. Выберите ряд, который  состоит из  наречий  в  форме  сравнительной  степени

               А)  смелее, выше,  наиболее  часто,  безудержно

               Б) дороже,  хуже,  менее радостно,  звонче

               В) гуще,  реже всего,  задешево,  лучше

А 18.   В каком варианте наречие пишется через дефис

                А) сделать на..спех

                Б) жить по..старому

                В) выучить на..зубок

А 19. В каком варианте наречие пишется  раздельно

                  А) в..правду  важный

                  Б) по..одиночке

                  В)  на..лету

А 20. В каком слове на конце пишется А

                  А)засветил..

                  Б) наскор..

                  В) досух..

Часть В.

Прочитайте   текст  и  выполните  задания.

(1)В лесу часто возникают пожары. (2)Ещё не успеет растаять снег, а на сухих кочках, которых касаются лучи солнца, уже высыхают листья, хини, мох. (З)Всё это очень легко воспламеняется. (4)При пожаре загорается хворост, валежник. (5)Стоит коснуться искре, вспыхивают и горят с треском кусты можжевельника, молодые ёлочки и сосенки, которые только подрастают. (б)Огонь перебрасывается на низкие ветви взрослых елей и поднимается до самых вершин. (7)На месте пожара остаются обгорелые деревья, выжженная молодая поросль, сгоревшие ягодники, медоносы, лекарственные растения. (8)Пожарища бедны птицами, животными и долгие годы представляют собой пустыню.

(9)Почти все пожары возникают от неосторожного обращения человека с огнем. (10)Это костёр, который забыли потушить, спичка, которую случайно бросили. (11)Нужно беречь лес от огня.

 В 1.  Какой тип речи используется  в  предложениях 2-6?

В 2. В каком  предложении  наиболее  полно  раскрывается  основная  мысль  текста?

В 3.  На что похожи пожарища?

  1. На огонь.
  2. На костер.
  3. На пустыню.
  4. На солнце.

В 4. Выпишите из предложений  3-4    слово  с чередующейся гласной  в корне.

В 5.  Выпишите  из  предложений  3-4  слова-синонимы.

В 6. Из  предложения  6 выпишите  его грамматическую основу.

В 7. Найдите  среди предложений  6-9 предложение,  в котором  нет  однородных членов. Напишите его номер.

В 8. Найдите среди предложений  7-10  сложное. Напишите его номер.

Ответы.

Вариант 1. Часть А.

А 1. Б

А 2. В

А 3. А

А 4. А

А 5. АБ

А 6. В

А 7. В

А 8. В

А 9. А

А 10. В

А 11. А

А 12. АВ

А 13. В

А 14.Б

А 15. В

А 16. Б

А 17. В

А 18. Б

А 19. В

А 20. В

Часть В.

В 1. описание

В 2. 9

В 3. 4

В 4. растение

В 5. темная

В 6. Фантазия превратила

В 7.1

В 8. 5

Вариант 2. Часть А.

А 1. Б

А 2 Б

А 3. А

А 4. Б

А 5 . Б В

А 6. Б

А 7. А

А 8. Б

А 9. А

А 10. В

А 11. А

А 12. Б

А 13. Б

А 14. Б

А 15. В

А 16. В

А 17. Б

А 18. Б

А 19.В

А 20.В

Часть В.

В 1.повествование

В 2. 11

В 3. 3

В 4. загорается

В 5. Воспламеняется-загорается

В 6.огонь перебрасывается и поднимается

В 7. 9

В 8. 10

Тренировочные упражнения «Гласные в корне» для 5 класса

Упражнение 1.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ряразг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

 Упражнение 2.

Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Проверочные задания (русский язык, конец III четверти, 5 класс ФГОС)

Бе…пробудный, во…кликнуть, и…тыкать, ра…косый, бе…выездный, ни…падать, бе…порядок, в…колыхнуть, бе…аконный, бе…лесье, в…бесить, …дравствуй, …жать, бе…трашный, ра…клевать, бе…дарный, и…кусный, …дание, бе…спокойный, бе…жалостный, бе…домный, бе…крайний, бе…деятельный, бе…звучный, бе…конечный, бе…сердечный, бе…славный.

Упражнение 2 К данным словам подберите и запишите антонимы с приставками

 на –З,-С.

Сильный ож..г
Печ..т пирог
Хорош.. отдохнул
Потухшей свеч..й
Больш..й дом
Размеж..вывать
Вчерашняя ноч..вка
Улич..нный в измене
Просч..т в решении
Резиновым мяч..м
Тяж..лая ноша
Ч..порный
Хитрый ч..рт

Поч..тная грамота
Ч..тные числа
Плюшевый медвеж..нок
Ж..лтый утёнок

Упражнение 7 . Вставьте пропущенные в словах буквы (выбор приготовьтесь объяснить устно)

Разж..г костёр, реш..тка на окне, модная прич..ска, короткая ч..лка, деревянная щ..тка, упряжные ш..ры, рой пч..л, весёлая чеч..тка, ч..рный квадрат, таинственный ш..пот, ч..ткая линия, еле слышный ш..рох, молочный ш..колад, сильный ш..к, сожж..нный хворост.

Смешная девч..нка, серый мыш..нок, тюремная реш..тка, стремительный скач..к, парч..вая шаль, ч..порная дама, лесная чащ..ба, ож..г руки, ож..г руку, детская руч..нка, зелёный крыж..вник, камыш..вые заросли, еж..вые рукавицы, жж..ный сахар, корч..вка пней, окруж..нное преследователями убежище, ноч..вка в лесу, вооруж..нный всадник.

Упражнение 8 Вставьте пропущенные в словах буквы (выбор приготовьтесь объяснить устно)

Тонкая ж_рдочка, деш_вый товар,  спелый ж_лудь,  длинная беч_вка,  завитая ч_лка, красивый ш_лк, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, ч_рная кош_лка, легкий ч_лн,  ж_сткая щ_тка, чугунная реш_тка, кривой ш_в, щ_лкать,  ч_порный вельможа,  тихий ш_рох,  спелый крыж_вник, городские трущ_бы, полуш_пот, ш_ковая терапия, ож_г руку, ож_г руки, ж_нглер, ш_фер, мокрое ш_ссе.

Буквы И-Ы после Ц в разных частях слова

Упражнение 9 Вставьте пропущенные в словах буквы (выбор приготовьтесь объяснить устно)

Крепкие мышц…, ц…ганёнок, дефиц..т, ц…кнуть на шалунов, участвовать в демонстрац…и,цариц…н, надвигающийся ц…клон, вкусные леденц…, опасная провокац…я, куц…й хвост, ваши сверстниц…, сильная фиксац…я, ц…ганский танец, постоянная дезинформац…я, идти на ц…почках, братья-близнец…, обратная нумерац…я, остров Сиц…лия, ц…пки на руках, ц…стерна молока, сестриц…на книга, чертить ц…ркулем, зимние месяц…,  добрые традиц_и, ц…кнуть зубом, ц…рковые артисты.


Упражнение 10

Замените синонимами лексическое значение слов (в словах должна содержаться орфограмма «Буквы и-ы после ц»):

  1. Основной Закон государства –

  2. точная выдержка из какого-либо текста –

  3. прикрикнуть на кого-либо с угрозой –  

  4. инструмент для вычерчивания окружности –  

  5. систематическое собрание каких-нибудь предметов –

  6. плодовые растения, к которым принадлежат лимоны,   апельсины, мандарины –

  7. бурное движение атмосферы, которое сопровождается осадками, облачностью —

  8. хранилище для жидкостей –

  9. птенец курицы –

  10. Процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины –

Упражнение 11 Вставьте нужную букву и недостающие знаки препинания

В свои висячие дворц… летят хозяева скворц… .
Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!
В ц…рке были дрессированные собаки и кошки.
Из-за недостатка витаминов моряки болели ц…нгой.

Отец привез детям гостинц… .

Из Древней Грец…и пришли к нам многие виды спорта. 

Дрозды и скворц… налетали на рябины так  что ветки трещали. 

Безударная гласная в корне слова

Упражнение 12. Выбери нужную букву ( у всех слов есть проверочные)

1)б(а,о)снописец, близл(е,и)жащий, бомбом(е,и)тание,б(а,о)соножки, в(е,и)рховодить;

2) в(е,и)рхолаз, видоизм(е,и)нение, в(е,и)ноделие, водол(е,и)чебница, водохр(а,о)нилище;

3) в(а,о)сьмичасовой, громког(а,о)воритель, грязел(е,и)чебница, к(а,о)согор;

4) дев(и,е,я)тиклассник, д(е,и)сятилетка, д(а,о)бродушный, домовл(а,о)делец, др(а,о)восек;

5) домоупр(а,о)вление, древонас(а,о)ждение, живоп(е,и)сь, зв(е,и)роводческий, звонког(а,о)лосый;

6) звукопогл(а,о)щение, здравоохр(а,о)нение, з(е,и)мледелец, землетр(е,и,я)сение, к(а,о)шевар;

7) землеч(е,и)рпалка, густонас(е,и)лённый, з(е,и)рнохранилище, зн(а,о)меносец, л(е,и)доруб;

8) кр(а,о)еведческий, кр(а,о)воостанавливающий, л(е,и)гковесный, л(е,и)дорез, л(е,и)совод;

9) л(е,и)соруб, л(е,и)стопад, м(а,о)лолетний, местор(а,о)ждение, м(е,и)ноносец;

10) многос(е,и)мейный, м(а,о)реходство, м(е,и,я)сорубка, н(е,и)склон, н(а,о)сорог;

11) н(е,и)боскрёб, (а,о)бщежитие, (а,о)вцеводческий, (а,о)вощеводство, (а,о)гнетушитель;

12) одновр(е,и)менный, п(а,о)ровоз, п(е,и)рочистка, п(е,и)шеход, пл(а,о)тёжеспособный;

13) п(е,и)рочинный, пл(а,о)доводство, пч(е,и)ловодство, п(е,и,я)тиклассник, р(а,о)зноцветный;

14) с(а,о)довод, с(а,о)мовар, св(е,и)толечение, с(е,и)новал, с(а,о)молёт;

15) ск(а,о)товодческий, сн(е,и)гопад, с(а,о)лнцепёк, сн(а,о)повязалка, с(а,о)мочувствие;

16) ср(е,и)днерусский, ст(а,о)лелитейный, ст(е,и)нобитный, т(е,и)плоход, т(а,о)лстокожий;

17) ч(а,е,и)питие, ч(е,и)рнозём, (е,и,я)сновидец, бл(а,о)женство, вд(а,о)хновение;

18) ч(е,и)рноморец, в(а,о)пиющий, восп(е,и)вать,  восп(е,и)тание, впеч(а,е,и)тляющий;

19) гр(а,о)жданин, гум(а,о)нист, д(а,о)рование, дов(е,и)рительный, д(а,о)лжностной;

20) др(а,о)матический, зам(а,о)скированный, изд(е,и)вательство

Лексика

Упражнение 13 Определи значение фразеологизмов

  быльем поросло

к разбитому корыту

во всю ивановскую

задним умом

косая сажень в плечах

зарывать талант в землю

как  с гуся вода

от горшка два (три) вершка

как   на маланьину свадьбу

семи пядей во лбу

одним миром мазаны

стрелянный воробей

тряхнуть стариной

собаку съел

Упражнение 14 Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.

  1. Свет – тьма;____________________________________________________________________________________________

  2. Труд – лень; _____________________________________________________________________________________________

  3. Встречают – провожают; ___________________________________________________________________________

  4. Погибай – выручай._____________________________________________________________________________________

Упражнение 15 От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей богатый -__________________ хитрый — ____________________

счастливый -_______________ грубый -_____________________крепкий -__________________ весёлый -____________________

Суффиксы –ИК-, -ЕК-

Упражнение 16

У гном..ка был ключ..к,. Он открывал чуланч..к,. В котором находились. Станоч..к и кирпич..к,

Платоч..к и футлярч..к, Горош..к и огурч..к, Бараш..к и бананч..к.

Упражнение 17

В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ…к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат…к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к

В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к

В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек

В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик

В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник

В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Морфологические признаки существительного

Упражнение 18 В каком ряду все существительные являются неодушевленными?