Олимпиада по русскому языку 5 класс, задания с ответами

На изучение русского языка в 5 классе отведено достаточно много часов. Учащиеся углубляют знания морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, а также знакомятся с самостоятельными и служебными частями речи, изучают лексику и такие понятия, как омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Для того, чтобы систематизировать знания, полученные на уроках, школьникам стоит получать их объективную оценку. Именно для этого проводятся олимпиады по русскому языку. Мы предлагаем вам ознакомиться с примерами олимпиадных заданий для 5 класса с ответами. Представленные задания могут использоваться в качестве тренажера для подготовки к олимпиадам, а также экзаменам и контрольным.


Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке:
А) серебристый, серебро, серебряный
Б) серебро, серебряный, серебристый
В) серебряный, серебро, серебристый

2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог:
А) диалог
Б) предмет
В) повторить

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
А) ц..нк, ц..ганочка
Б) дикц..я, ц..ркуль
В) ц..кнуть, падчериц..н
Г) нарц..сс, огурц..

4. В каком слове суффикс -НИК- обозначает занятие человека?
А) подойник
Б) подлокотник
В) затейник
Г) кофейник

5. В каком предложении НЕ нужно ставить тире?
А) Лягушки хладнокровные животные
Б) Сорока самая болтливая птица на свете
В) Утренний ветерок свеж и нежен

6. В каком предложении нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены):
А) В зимнем лесу сумрачно и глухо
Б) Он привык к движению к жизни к суете
В) Зимнее солнце светит но не греет

7. В каком предложении есть синонимы?
А) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью
Б) Сова спит днём, а охотится ночью
В) В поэтической речи глаза часто называют очами
Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз

8. Укажите слова с безударной проверяемой гласной в корне:
А) Седло, запах, зерно.
Б) Ответ, клевер, момент.
В) Сумерки, заря, запад.
Г) Характер, росток, минута.
Д) Карандаш, пенал, гараж.

9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) пАртер
Б) шОфер
В) звонИт
Г) тортЫ

10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
Б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.
В) «Я не ветеринар» — сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
Г) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.

Открытые вопросы

Вопрос 1
Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.
А) Они хотели устроить более лучшую жизнь.
Б) Его вклад в общее дело был существенен.

Вопрос 2
Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

Вопрос 3
Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].
Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.

Вопрос 4
Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Болельщики активно поддерживали свою команду.

Вопрос 5
Выпишите из предложения все словосочетания.
Робко засветились на небе первые звездочки

Творческие задания

Задание 1
В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Задание 2
Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:
чело, ланиты, уста, очи, выя.

Задание 3
Составьте слова из букв слова приток

Задание 4
С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.
Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.

Задание 5
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: адрес -…, волос -…, майка -…, сосна — …

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветАББВВ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветВВАВВ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: А — Они хотели устроить лучшую жизнь, Б — Его вклад в общее дело был существенным

Ответ на вопрос 2: казак
Ответ на вопрос 3: учтем, помочь
Ответ на вопрос 4: повествовательное
Ответ на вопрос 5: засветились робко, засветились на небе, первые звездочки

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
Большое поле без цветка

Пример ответа на творческое задание №2
чело — лоб
ланиты — щеки
уста — губы
очи — глаза
выя — шея

Пример ответа на творческое задание №3
корт, тир, порт, пир, рот

Пример ответа на творческое задание №4
красивый тюль (м.р.), строгое жюри (ср.р.), большое фойе (ср.р.), вкусная кольраби (ж.р.), знаменитая фамилия (ж.р.), черный рояль (м.р.), крепкий кофе (м.р.), новое пальто (ср.р.)

Пример ответа на творческое задание №5
среда, слово, кайма, насос


Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы

Обновлено: , автор: Валерия Токарева

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс (с ответами)

Школьный этап олимпиады по русскому языку

(5 класс)

ЧАСТЬ 1. Тестовые задания

(За каждый правильный ответ 2 балла)

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
    А) пАртер
    Б) шОфер
    В) звонИт
    Г) тортЫ

  2. В каком предложении есть синонимы?
    А) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью
    Б) Сова спит днём, а охотится ночью
    В) В поэтической речи глаза часто называют очами
    Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз

  1. В каком предложении знаки препинания расставлены НЕПРАВИЛЬНО?
    А) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
    Б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.
    В) «Я не ветеринар» — сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
    Г) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.

  1. В каком предложении только один главный член?
    А) Ночь тиха. 
    Б) Билеты купили на вторник. 
    В) Два братца пошли на речку купаться. 
    Г) Скажешь ли ты правду? 

ЧАСТЬ 2. Открытые вопросы

  1. Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его. (1 балл)
    Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

  1. Выпишите из предложения ВСЕ словосочетания. (3 балла)
    Робко засветились на небе первые звездочки.

  1. Объясните значение словосочетаний: завели собаку, завели песню, завели мотор, завели врага. Как называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение? (5 баллов)

  1. Какими частями речи могут быть следующие слова: стих, мелок, жаркое? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи. (3 балла)

  1. К данным пословицам подберите аналогичные (похожие) русские пословицы.

  1. Сын леопарда тоже леопард (пословица народов Африки).

  2. Молчание – цветы (японская пословица).

  3. Продающий веер обмахивается рукой (китайская пословица).

  4. Это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица).

(по 2 балла за каждый правильный ответ)

  1. Докажи, что перед тобой абсолютно разные слова: слизала — слезала.

(4 балла)

ЧАСТЬ 3. Творческое задание Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте. Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить. Бока. Сахар. ( 8 баллов).

Максимальный балл 40

Ответы

1 часть

  1. В

  2. В

  3. В

  4. Б

2 часть

  1. Казак

  2. засветились робко, засветились на небе, первые звездочки

  3. Завели собаку – заимели, приобрели, завели песню — запели, завели мотор – привели в действие, завели врага – разозлили.Такие слова называются омонинами.

  4. Стих – сущ., глагол в прошедшем времени; 

В тетради записан стих. Ветер стих.
Мелок — сущ., прилагательное в краткой форме; 

Белый мелок. Пруд мелок.
Жаркое – прилагательное, сущ.

Лето жаркое. Вкусное жаркое.

  1. Яблоко от яблони недалеко падает.

  2. Молчание – золото.

  3. Сапожник без сапог.

  4. Когда рак на горе свистнет / После дождичка в четверг

  1. Слизать крем. Слезать с кровати.

Часть 3

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить.

                                     Пока.  Захар

Олимпиада по русскому языку 5 класс

Олимпиада по русскому языку

5 класс

Дорогие участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить ряд заданий определить уровень собственной языковой, речевой и коммуникативной компетентности. Задания рассчитаны на выявление теоретических знаний, понимание лингвистических особенностей текста, демонстрацию культурно – речевых навыков.

На выполнение всех заданий Вам отводится 60 минут. Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.

Ответы оформляются на отдельных чистых листах бумаги. Текст задания переписывать не нужно, достаточно указать номер. Внимательно читайте формулировку заданий.

Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать – 100.

Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.

Желаем успехов!

Задание 1. Запишите слова, которые переданы фонетической транскрипцией:

[сйэст], [м’аукат’], [грус’т’], [байукат’].

12 баллов.

Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах.

Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.

10 баллов.

Задание 3. Выпишите слово, в котором нет приставки: подогнуть, подорожник, подоконник, подолбить, подушка. Разделите слово на морфемы.

3 балла.

Задание 4. Раскройте смысл выражений:

А) рукой подать,

Б) через час по чайной ложке,

В) во весь дух,

Г) морочить голову,

Д) работать засучив рукава,

Е) работать спустя рукава.

18 баллов.

Задание 5. Составьте из данных слов пословицы/поговорки, напишите значение каждого выражения.

Не друг сам насмешишь старый другому в яму нее попадешь лучше поспешишь двух рой людей новых

18 баллов.

Задание 6. Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.

Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.

а) изредка снег;

б) снег срывался;

в) срывался с ветвей;

г) на землю;

д) падал на землю;

е) изредка срывался;

ж) падал хлопьями;

з) тяжёлыми хлопьями.

9 балла.

Задание 7. В каком предложении есть синонимы? Выпишите их.

А) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.

Б) Сова спит днём, а охотится ночью.

В) В поэтической речи глаза часто называют очами.

Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

5 баллов.

Задние 8. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст?

А). Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.

Б). Вдруг налетел ястреб.

В). Он схватил крикуна и унёс себе на обед.

Г). Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Д). Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

5 баллов.

Задание 9. Найдите «лишние» слова. Запиши свой вариант предложения.

1. Петя ушиб колено ноги.

2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

3. Собрание будет в декабре месяце.

4. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

5. Он написал свою автобиографию.

5 баллов.

Задание 10. Творческая работа. Создайте текст рекламного буклета к выходу вашей любимой сказки.

Реклама (от фр. reklame) – выкрикиваю. Одно из значений слова — это распространение сведений о произведении литературы и искусства с целью создания им популярности. При составлении рекламного буклета учитывайте следующие требования:

  1. заголовок рекламы;

  2. небольшой объем;

  3. понятный слог;

  4. индивидуальная характеристика того, что рекламируется.

15 баллов.

Олимпиадные задания (5 класс): олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

№ задания

Формулировка задания и критерии оценивания

Максимальное количество баллов

1.

Расставь ударение в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства.

За каждый правильный ответ: 1 балл

5

2.

Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.

Рубка, стол, клад, лапа, укус.

За каждый правильный ответ: 1 балл

5

3.

Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

                                     Бока.  Сахар

За каждое расшифрованное слово 0,5 балла.

7

4.

Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.

 

а) лето

б) счетчик

в) подъезд

г) поздняя

д) юный

За каждый правильный ответ 1 балл.

3

5.

Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода».

Дождик льёт — кругом вода,

Мокнут столб и провода.

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстро вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод —

На земле водоворот.

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

3

6.

Запиши слова, значение которых определено через исходное слово. 

а) «тот, кто обманывает»

б) «маленький огурец»

в) «слегка горький»

г) «тот, кто читает»

д) «там, где растёт малина»

За каждый правильный ответ 1 балл.

5

7.

Составь и запиши слово, используя следующие подсказки:

Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход.

3

8.

Ученик списывал художественную миниатюру Фёдора Абрамова под названием «Февраль» и что-то напутал. Замени выделенные слова антонимами и восстанови авторский текст.

В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим кедром.

За каждое правильно заменённое слово 1 балл.

6

9.

Выдели главное слово (с нейтральным оттенком) в данном ряду:

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить

1

10.

Докажи, что перед тобой абсолютно разные слова.

слизала — слезала

3

11.

Восстанови фразеологизм по данной его части, запиши получившиеся сочетания.

а) заклятый …

б) закадычный …

в)     … баклуши

За каждый правильно восстановленный фразеологизм 1 балл.

3

12.

Отметь существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.

а) ромашки

б) брюки

в) овощи

г) пироги

д) сутки

2

13.

Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:

1) рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад..
3) запах полын.., сирен.., зелен..

1

14.

Вставь пропущенные буквы.

Люди пишут, а время ст…рает,

Всё ст…рает, что может ст…реть.

Но скажи — если слух ум..рает,

Разве должен и звук ум…реть?

За каждую правильно вставленную букву 1 балл.

5

15.

Вставь пропущенные буквы:

а) реж..шь

б) отвеча..шь

в) ман..шь

г) барабан..шь

д) вид..шь

За каждый правильный ответ 1 балл.

5

16.

Вставь пропущенные буквы:

а) в..лосок

б) ф..нари

в) с..лат

г) в..трина,

д) ч..совщик

За каждый правильный ответ 1 балл.

5

17.

Вставь букву Т там, где необходимо:

а) Вкус_ный

б) Свис_нул

в) Мес_ность

г) Гиган_ский

д) Поз_ний

За каждый правильный ответ 1 балл

5

18.

Вставь пропущенные буквы.

а) бур(?)ян

б) об(?)явить

в) с(?)есть

г) бар(?)ер

д) раз(?)единить

За каждый правильный ответ 1 балл

5

19.

Вычеркни лишнее слово в данном ряду:

Растущий, прорастающий, простейший, росточек;

1

20.

Вставь пропущенную букву:

а) предл…гать ничью

б) прил…жение к журналу

в) популярное изл…жение

г) густо р…сти

д) маленький р…сток

За каждый правильный ответ 1 балл

5

21.

Вставь пропущенную букву

а) трудолюбивые пч..лы

б) спелый крыж..вник

в) ж..лтый одуванчик,

г) мягкая ш..рстка

д) ровный ш..в

За каждый правильный ответ 1 балл

5

22.

Отметь ряд слов, в котором пропущена буква И:

  1. ц..ган, огурц.., ц..плёнок;
  2. ц..рк, ц..линдр, революц..я;
  3. бледнолиц..й, лисиц..н, ц..фра.

1

23.

Подчеркни выделенные слова как члены предложения.

Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей.

2

24.

Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.

Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.

а) изредка снег;

б) снег срывался;

в) срывался с ветвей;

г) на землю;

д) падал на землю;

е) изредка срывался;

ж) падал хлопьями;

з) тяжёлыми хлопьями.

За каждый правильный ответ 1 балл.

3

25.

Расставь в тексте знаки препинания.

Конь вышел вытянул голову заржал.

Филька разломил буханку посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой подумал а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок обнюхал Фильку и взял второй кусок.

Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб фыркает.

Все улыбаются радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.

6

26.

Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.

1) Они раскачивались и шумели.

2) Сосны толпились у берега

3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.

4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.

5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.

5

Олимпиада по русскому языку 5 класс

Задания для школьного тура олимпиады

по русскому языку в 5 классе

2017-2018г

Время выполнения 60 минут

Задание 1. В отрывке из книги А.Раскина « Как папа был маленьким» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

В мал…ньком городе Павлове – Посаде был мал…нький горо…ской са… . Т…перь там большой парк культуры и о…дыха но веддь это было очень давно. В этот са… бабушка пошла гулять с мал…ньким папой. Папа играл бабушка ч…тала кни…ку а непод…леку с…дела нарядная дама (с) с…бач…кой. Дама тоже ч…тала книгу. А с…бач…ка была мал…нькая бел…нькая с большими ч…рными гл…зами. Этими б…льшими ч…рными гл…зами она см…трела на мал…нького папу. И мал…нький папа пош…л чере… весь са… укр…щать эту с…бач…ку. Папа ш…л очень медленно. Был очень жаркий день и на папе были только сандал(и,ии) и шт…нишки. Папа ш…л а с…бач…ка все л…жала и м…лчала. Но когда папа подош…л совсем бли…ко она вдру… (под)прыгнула и укусила его в ж…вот. Тогда в горо…ском саду стало очень шумно. Закр…чал папа. Закр…чала бабушка. Закр…чала с…бач…кина х…зяйка. И громко зала…ла с…бач…ка.

Задание 2.В тексте из предыдущего задания объедините последние четыре предложения в одно так, чтобы устранить повтор. Объясните, что вам пришлось для этого сделать. Как вы думаете, почему автор не воспользовался такой возможностью?

Задание 3 В тексте из задания 1 найдите все местоимения. Какие из них – формы одного слова, а какие – разные слова?

Задание 4 Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла . Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не меньше 5 однокоренных слов.

Задание 5 Составьте предложения со словами : ПАСТЬ, УЖ, ТРИ – так, чтобы эти слова были разными частями речи.

Задание 6 Составьте словосочетания со словом ОСТРЫЙ в разных значениях. Для каждого словосочетания подберите антоним.

Задание 7 Разберите по членам предложение :

Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

Назовите автора и продолжите несколько предложений, чтобы получился текст.

Ответы 5 класс

Задание 1

В маленьком городе Павлове – Посаде был маленький городской сад . Теперь там большой парк культуры и отдыха, но ведь это было очень давно. В этот сад бабушка пошла гулять с маленьким папой. Папа играл, бабушка читала книжку, а неподалеку сидела нарядная дама с собачкой. Дама тоже читала книгу. А собачка была маленькая, беленькая, с большими черными глазами. Этими большими черными глазами она смотрела на маленького папу. И маленький папа пошел через весь сад укрощать эту собачку. Папа шел очень медленно. Был очень жаркий день, и на папе были только сандалии и штанишки. Папа шел, а собачка все лежала и молчала. Но когда папа подошел совсем близко, она вдруг подпрыгнула и укусила его в живот. Тогда в городском саду стало очень шумно. Закричал папа. Закричала бабушка. Закричала собачкина хозяйка. И громко залаяла собачка.

За орфографию и пунктуацию –5 баллов

Задание 2 Серия простых предложений с повторяющимся сказуемым заменяется предложением с однородными подлежащими. В таком предложении изображается одновременный крик всех участников события, в то время как в оригинальном тексте, используя повтор как средство выразительности, автор подчеркивает, что каждый шумел по собственным причинам и крик одного порождал крик другого.

За каждый ответ на вопрос по 2 балла. Всего: 6 баллов.

Задание 3 Это, этот, этими, эту; она; его. Местоимение ВСЕ пятиклассники могут не идентифицировать. Каждое слово – 2 балла. Ответ на второй вопрос – 3 балла Всего : 15 баллов.

Задание 4 [рика] – река, речка, речонка, речной, речной, заречный и т.д. За верное слово- 3 балла и за каждое однокоренное по 1 баллу. Всего : 8 баллов

Задание 5 Например : Волк разинул пасть. – Ему суждено было пасть на поле боя. Уж – не ядовитая змея. – Уж очень ты громко кричишь. Три сковородку сильнее. – Три пирожка лежали на столе.

За каждое правильно составленное предложение – 2 балла. Всего : 12 баллов.

Задание 6 Острый нож – тупой нож; острый соус – сладкий соус; острая боль – слабая боль; острый угол – тупой угол; острые носки сапог – закругленные носки сапог. По 1 баллу за словосочетание и по 1 баллу за правильно подобранный антоним.(не более пяти) Всего : 10 баллов.

Задание 7 Они(подлежащее) жили(сказуемое) в ветхой(определение) землянке ровно тридцать лет и три года(обстоятельство). За правильно выделенный член предложения – 1 балл.

Ветхий – старый – древний. Старый фильм – не может быть ветхим и древним. Древние люди – не могут быть старыми и ветхими. – За правильно подобранный синоним- 2 балла, за каждое словосочетание по 2 балла. Всего :14 баллов.

Итого : 67 баллов

Победитель : 34 балла

Призер : 22 балла

Олимпиада по русскому языку 5 класс

Олимпиада по русскому языку в 5 классах (I тур).

Ф. И. ученика_______________________________________________________________________

1.

Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания. Домов, столов, коров, ковров, основ. Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.

А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.

Ответ:__________________________________________________________________________________

2.

Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.

Алфавит, на доску, звонит, километр, магазин, свекла, щавель, торты, начал.

3.

Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.

Чуть со_нце пригрел_ откосы

И стал_ в л_су пот_плей,

Б_рёза з_лёные косы

Развесила с тонк_ ветвей.

Вся в бел_ платье одета,

В с_рёжках, в л_стве кружевной

Ст_ит, ярким со_цем согрета,

Она на опушк_ л_сной.

Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши название групп.

1 группа_______________________________________________________________________________

2 группа_______________________________________________________________________________

4.

Определи, сколько раз встречаются данные звуки в следующих предложениях. [ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож._____________________________ [а] Над солёной волной, над высокой волной холодное солнце встаёт.__________________________

5.

О чём идёт речь? Подчеркни. Его не кажут; им клюют; с ним оставляют. а) о дневнике б) о клюве в) о носе г) о корме д) о домашнем задании.

6.

Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

Книга, фея, ковёр, осень, пальто, радио, улей, армия, съезд.

7.

Подчеркни в каждой строке лишнее слово.

Горе горевать гореть горемыка

Солонка сольный солить солёный

Медяк медовый медный медь

Осиный осина осинник осиновый

8.

Распредели данные слова в 5 групп и объясни свой выбор.

Полноч…, задач…, стереч…, силач…, береч…, говориш…, дрож…, мечтаеш…, передач… .

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

9.

Составь предложение, соответствующее схеме. Выполни разбор по членам.

Каким? Чем? Кто? Что делает? Что? Где?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

10.

Составь и запиши слова, соответствующие схемам:

    ¬ ∩ ; 2) ¬ ∩ ^ ; 3) ¬ ∩ ^  ^; 4) ¬ ∩.

____________________________________________________________________

11.

Закончи пословицы:

У кого что болит, тот ____________________________________________________.

Что написано пером, _______________________________________________.

Слово не воробей, ______________________________________________.

Сытый голодного __________________________________________.

Ученье – свет, _________________________________________________.

Тяжело в учении, _________________________________________________.

Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс): Олимпиадное задание по русскому языку, 5 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

5 класс (45 минут)

1.Запиши слова в 3 столбика: с ударением на первом, втором и третьем слоге (3балла).

Баловник, звонишь, банты, украинский, поняла, сироты, свекла, средства, танцовщица,  приняла.

2.Перепиши предложения, исправив ошибки в употреблении слов(6баллов).

Он написал свою автобиографию. К счастью, Карлсон вернулся назад. Он разговаривал, жестикулируя руками. Он всегда вовремя оплачивал за проезд. Цены на фрукты постоянно растут вверх. Еда была сытой и вкусной.

3. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях (2балла):

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

4.Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.( 10 баллов)

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идет.

Мертвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несет.  (И. Бунин.)

5.        Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые. Каждое используй только один раз. Напиши получившиеся слова. (10 баллов)

сено                  овод

банк                  рот

стол                  ежи

зал                     глас                

яр                      вал

воз                    очки

газ                     ода

гриб                  марка

хор                    он

бор                    яр

6.Многих людей называют по-разному, часто ласковыми именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите, как будут записывать этих людей по паспорту, когда они вырастут( 8 баллов):

Ростик, Поля, Настя, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.  

7. Какие слова можно отнести к разным частям речи (5 баллов):

рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

8. Выпиши только пары слов, в которых одинаковые приставки. Выдели приставки.(4 балла)

Польёт – полёт, полезет — полезный, пробовать – пробивать, взрыв – вздор, прошла — прошила, подышать — подшить, вскоре – вскроет, вслух – вслед, взлет – вздох.

9.Попробуй объяснить, как произошли словаЗРЕЛИЩЕ, НЕВЕЖДА.  Для этого определи их лексическое значение. (6 баллов)

10. Определите члены предложения(6 баллов):

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой».

Придумайте монолог ступы Бабы-яги. (20 баллов)

Ответы на задания.

(всего 80 баллов)

1 Нормы русского литературного языка

        Орфоэпия

1.За каждый правильный ответ (столбик) – 1 балл. Всего – 3 балла

1 столбик: банты, средства, свёкла.

2 столбик: звонишь, сироты, танцовщица.

3 столбик: баловник, украинский, поняла, приняла.

        Лексика

2.За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов

Он написал свою биографию. – Он написал автобиографию.

К счастью, Карлсон вернулся.

Он разговаривал, жестикулируя.

Он всегда вовремя оплачивал проезд.

Цены на фрукты постоянно растут.

Еда была сытной и вкусной.

2. Современный русский язык

        Фонетика

3. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.  4 раза

     [а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает. 10 раз.                                                          

  За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего-2 балла.

4.Все звонкие согласные звуки (не повторяя уже названные).

[в’]  [р ] [н’ ] [в ] [л’ ] [д ] [м ] [J’ ]  [н ] [д’ ] [м’ ] [л ] [б’ ] = 13              4 балла

Все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные).

[ т’] [с’ ] [ с] [ х] [ п] [ц ] [ш ] [ ч’] [щ’ ] [т ] [к’ ]  =11                             4 балла

Дети должны учитывать, что некоторые звуки парные: [ф], [ф’].  

Слова, где букв больше, чем звуков:

осенний, подымается                                                                             2 балла

Всего -10 баллов

        Лексика

5.За каждое правильно составленное слово – 0, 5  балла

Сеновал, банкрот, столяр, залежи, возглас, газон, грибочки, борода, хоровод,  ярмарка.

Всего- 10 баллов

        Морфология

6. За каждое правильное имя по 1 баллу:  Ростислав, Полина, Анастасия, Маргарита, Дмитрий, Леонид, Семён, Георгий.                                                                  

Всего- 8 баллов

7. Слова можно отнести к разным частям речи: рой (сущ., глагол), мой (глагол, мест.), спой (глагол), вой (сущ., глагол), открой (глагол), раскрой (сущ., глагол), простой (сущ, прил., глагол).

За полный  и грамотный ответ с примерами– 5 балла. За правильный ответ,  но неполный или без примера – 1- 4 балла.

Всего- 5 баллов

        Морфемика

8. За каждый правильный ответ – 1  балл. По-льёт-по-лёт, про-шла – про-шила, в-слух – в-след, вз-лёт – вз-дох.Всего – 4 балла

        Синтаксис.

10. Определите члены предложения:

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой».  (Обстоятельство, подлежащее, дополнение, сказуемое, сказуемое, обстоятельство образа действия). -6 баллов

За структуру, смысл, образность монолога-20 б

Максимально – 26 баллов

3. История языка

9.        За формулировку лексического значения – по 1 баллу. За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) – по 2 балла за каждое слово.

Зрелище – от слова «зреть» (смотреть). Зрелище – то, на что смотрят (то, что смотрят).

Невежда – от слова «не ведать» (не знать). Невежда – тот, кто мало знает (не знает), необразованный человек.

Максимально -6 баллов