Тренажёр (4 класс) на тему: Задание на лето 4 класс
Повтори правила.
Орфограммы.
— правила переноса слов (чай-ка)
-правописание имён собственных (Байкал)
-правописание буквосочетаний с шипящими (жи-ши и тд) ( чаща)
-правописание безударных гласных:
А) в корне слова, проверяемые ударением (река)
Б) в корне слова, непроверяемые (словарные слова) (собака)
В) в приставках и суффиксах. (подкоп, маленький)
-правописание парных согласных в корне слова (дуб)
— правописание непроизносимых согласных в корне слова (праздник)
-правописание удвоенных согласных в корне слова (масса)
— правописание удвоенных согласных на стыке частей слова (рассказ)
— правописание приставок и предлогов (пошёл по дороге)
-правописание разделительных Ь и Ъ (шью, подъезд)
-правописание смягчающего Ь (пыль)
— правописание существительных с шипящими на конце: На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. (мышь, меч)
— правописание окончаний прилагательных ( какОГО? красивОГО окончания ого или его)
— правописание неопределённой формы глагола: неопределённая форма глагола оканчивается на Ь. Если в вопросе есть Ь, то это НФ и пишем Ь ( Что делатЬ? смеятЬся, течЬ. Что делаеТ? смеёТся)
— правописание окончания глаголов 2 лица единственного числа ( ты спишЬ, ешЬ)
— не с глаголами пишется раздельно ( не хочу)
Алгоритмы разборов
№1. Звукобуквенный разбор.
Записать слово, поставить ударение, разделить на слоги. Написать количество слогов. В столбик записать транскрипции букв, дать характеристику звуков. Подсчитать количество звуков и букв.
Зверь –[зв’р ‘] – 1 слог.
з — [з] — согл., зв. парн., тв.
в — [в’] — согл., зв. парн., мягк.
е — [и] — гласн., безуд.
р — [р’] — согл., зв. непарн, мягк.
ь — [ — ]
5 б., 4 зв.
№2.Состав слова
Окончание. Основа. Корень. Приставка. Суффикс.
№3 Морфологический разбор
I-Часть речи,
II- Начальная форма
III-Морфологические признаки:
1. Постоянные морфологические признаки.
2. Непостоянные морфологические признаки.
IV- Роль в предложении
Образец разбора в 4 классе.
(у) берега — сущ.Н.ф.- берег. Пост. призн. — нариц., неодуш., м.р., 2 скл.
Непост. призн. — ед.ч., Р.п. Дополнение.
(у) красивого (дерева) – прил. Н.ф.- красивый. Непост. призн. — ед.ч., ср.р., Р.п. Определение
бегает – глаг. Неопр.ф.- бегать Пост. призн. – несов.вид, I спряж. Непост. призн. — наст.вр., ед.ч. 3 лицо. Сказуемое.
№4. Синтаксический разбор. Предложение.
По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
По интонации: восклицательные, невосклицательные.
По наличию грамматических основ: простые или сложные
По наличию второстепенных членов: распространённые и нераспространённые.
Подчеркнуть главные члены и второстепенные.
Главные члены- подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член. Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому.
Части речи.
Имя существительное.
-определение
-постоянные признаки: одушевленные.неодушевленные, –собственные, нарицательные, -бывают мужского, женского и среднего рода.
— непостоянные признаки: -изменяются по числам и по падежам.
Именительный падеж Кто? Что?
Родительный Кого? Чего?
Дательный Кому? Чему?
Винительный Кого? Что?
Творительного Кем? Чем?
Предложный О Ком? О чем?
Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
Имя прилагательное
— определение
— непостоянные признаки: -изменяются по числам и по падежам, в единственном числе изменяются по родам. Род и падеж имени прилагательного определяется по роду и падежу имени существительного, с которым оно связано.
В предложении чаще всего бывает определением.
Глагол.
-определение
— неопределённая форма глагола. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?
-постоянные признаки: совершенного вида (если вопрос начинается с что Сдел…?. Не имеет настоящего времени) или несовершенного вида ( вопос начинается с что Дел…?. В будущем времени имеют сложную форму: буду петь, будут спать)
— непостоянные признаки: -изменяются по числам, по временам
Глаголы в настоящем времени и в будущем времени изменяются по лицам. Чтобы определить лицо, надо подставить личное местоимение: изучаю — я изучаю 1 лицо, запиши — ты запиши 2 лицо.
Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л-. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род — что делал? Женский род — что делала?
Средний род — что делало? Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу.
Местоимения
Личные местоимения
1л – я, мы
2л- ты, вы
3л – он, она, оно, они
Задания по русскому языку, 5 класс: для занятий дома
Если ваш ребёнок пошёл в 5 класс, то это самое время, когда нужно более серьёзней подойти к занятиям по его обучению и образованию. Начальная школа уже позади и важно, чтобы первая ступенька средней школы прошла без каких-либо затруднений. В средней школе сложность и количество предметов существенно возрастают. Ребёнку в этот период необходимо заниматься не только в школе с учителем, но и с вами, родителями, чтобы вы могли контролировали его успеваемость. Для этого, в помощь вам, мы приводим задания по каждой теме из программы по русскому языку за 5 класс. Вы также, можете легко придумать аналогичные примеры самостоятельно, когда отрешаете представленные. Эффективнее решать их вместе с ребёнком, попутно задавая дополнительные вопросы, вместе разбирать непонятные примеры. Но можно дать их ребёнку и для самостоятельной работы, а затем вместе разобрать ошибки.
Эти задания вы можете распечатать на принтере.
Содержание
Задание 1. Знание частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, частица)
Задание 2. Правописание частей речи
Задание 3. Виды предложений по цели высказывания
Задание 4. Члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство)
Задание 5. Виды словосочетаний
Задание 6. Знаки препинания при однородных членах предложения
Задание 7. Знаки препинания при обращениях
Задание 8. Знаки препинания при вводных словах
Задание 9. Знаки препинания в сложных предложениях (сложносочинённые и сложноподчинённые предложения)
Задание 10. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Задание 11. Стили литературного языка
Задание 12. Мягкий знак и гласные после шипящих, гласные после «ц»
Задание 13. Морфемный разбор слова
Задание 14. Безударные гласные в корне слова
Задание 15. Чередующиеся гласные в корне слова
Задание 16. Приставки на з/с, приставки пре/при
Задание 17. Буква «ы» после приставок
Задание 18. Литературные приёмы
Задание 19-20. Умение расставлять знаки препинания, правильно подбирать и применять правила грамматики
Задание 1
Определите, к какой части речи относятся слова, назовите признаки частей речи, которые вам помогли:
Весёлый, однако, не, солнце, удивит, новее, влево, над, бы, под, к, бегаешь, по-хорошему, и, я, медный, наш, смотрит, он, но, панама, странный, крот, лисья, красив, точь-в-точь, доброта, вдвоём, краснота, Англия, двухэтажный, пятилетний, тоже (то же), столько, поедание, зато (за то), ввиду, всё-таки, там, вблизи, благодаря, пусть, глубже, чуть-чуть, бегом.
Задание 2
Вставьте пропущенные буквы:
На дорог…, ш…в на плать…, знач…к, доверч…вый, син…м плам…нем, о хорош…м человеке, в зимни… сумерки, город разв…вается, косы разв…ваются, свободно дыш…тся, качели покач…ваются, пойти влев…, изредк… посматр…вать, (н…)кто иной, (н…)кто (не)известный, (в)течени…, (в)отличи…
Задание 3
Дайте характеристику предложению (повествовательное/побудительное/вопросительное, восклицательное/невосклицательное, простое/сложное (если сложное, ССП или СПП), распространённое/нераспространённое):
- Мама придёт поздно.
- Пока ты тут отдыхаешь, я всю квартиру отдраила!
- Вынеси мусор.
- Ты пойдёшь со мной в кино?
- А всё потому, что ты лентяй!
- Если я сейчас не сяду за пианино, то не успею выучить этюд к экзамену.
- Он и песни пишет, и в теннис играет, и на огороде работать успевает.
- Ах, скорее бы осень!
Задание 4
Подчеркните все члены предложения (одной чертой подлежащее, двойной – сказуемое, волнистой – определение, пунктиром – дополнение, чередуя точку и тире – обстоятельство, союзы обводите в кружок, предлоги в треугольник):
- Как только я кивну, сразу опускай занавес.
- Карандаш – не краски, так выразительно не получится.
- Ты успеешь написать сочинение до конца недели?
- Светает.
- Не бойся, она не кусается.
- Аккуратно! Это наша семейная реликвия, очень древняя флейта, моему прадедушке её подарил индеец во время экспедиции.
- Появился и исчез.
- Я буду ждать тебя у нашего шалаша около полудня, хорошо?
Задание 5
Определите, какая связь в словосочетании (согласование, примыкание, управление):
Глупый лис, в глубоком пруду, на пятой платформе, смотреть на огонь, никому не рад, искоренение глупости, стоим рядом, чуть левее, весьма загадочно.
Задание 6
Расставьте знаки препинания при однородных членах:
- Я ему всё готовлю: и каши и супы и котлеты и гарниры всевозможные, а он ничего не ест!
- Вчера в дельфинарии были, а там при входе можно сфотографироваться с лягушками ящерицами всякими даже крокодилы есть.
- Учительница сказала, что нужно восемь тетрадей в линейку три в клетку цветные карандаши и циркуль.
- Выбирай: я или он.
- Либо ты сейчас начинаешь собираться либо мы никуда не идём.
Задание 7
Расставьте знаки препинания при обращениях:
- Мама ну сколько можно!?
- Спокойствие Павлуша спокойствие.
- Знаете Марфа Никитична это непозволительно!
- А вы что думаете Андрей?
- Оглянитесь дети что вы видите?
- Река-река не выходи за берега!
Задание 8
Расставьте знаки препинания при вводных словах:
- Я наверное пойду.
- Мы вообще-то ещё не закончили.
- Кстати в следующую среду Саша уезжает, может устроим ему сюрприз?
- Я бы купила это платье, но оно такое праздничное как думаешь?
Задание 9
Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:
- Сервиз разбился потому что я пытался показать фокус со скатертью.
- У Олега и Натальи было много детей старший только-только окончил 9 класс а младшей скоро 2 года.
- Если бы я знал что вы хотите приехать то сам бы обязательно поторопился и кто знает может мы бы наконец встретились.
- Она играла на пианино а он то и дело порывался взяться за скрипку но не мог сдвинуться с места.
- Кошка ли уронила вазу или это сделала собака а может и Петя – это останется тайной.
Задание 10
Расставьте знаки препинания при прямой речи:
- Привет крикнула Анна едва увидев подол платья в дверном проёме.
- Простите вмешался Андрей мы давно прошли эту главу, сейчас изучаем законы Ньютона.
- Каждый в комнате хотел рассказать правду, но все боялись, через две минуты Катя сдалась я знаю!
Задание 11
Определите к какому литературному стилю относится каждое предложение:
- Лучики солнца щекотали его лицо, он лежал на траве, смотрел на небо, на плывущие облака, и всё казалось ему таким ненужным, второстепенным.
- Учёным наконец-то удалось установить примерный возраст недавно найденной в Египте статуэтки Ра.
- Довожу до Вашего сведения, что не явился на работу 4 марта 2008 года по причине болезни, выписка врача прилагается.
Задание 12
Вставьте пропущенные буквы:
Он был свеж…, ч…рный, ноч…, печ…нка, нож…, горяч…, медвеж…нок, ж…лтый, ж…лудь, девч…нка, ц…плёнок, стаж…р, ш…колад, ож…г, замуж…, ш…рох лж…ш…, решишь…, жж…т, сгущ…нка, руч…нка, теч…т, дириж…р, наш…, ноч…вка, ц…кл, на улице было свеж…
Задание 13
Разберите слова по составу (приставка, корень, суффиксы, окончание, основа):
Пыль, сразу, подъехала, подойти, водопад, коробка, деревянный, сверхинтересный, удивительный, снизойти, родственник, ключик, букварь, коэффициент.
Задание 14
Вставьте пропущенные гласные, подберите проверочные слова:
Увл…кательная, прим…рить соперников, бл…жайшая, нав…вает, прим…рять платье, разр…дить батарейку, пос…деть к старости, ум…лять простить, пос…деть на дорожку, ум…лять значение.
Задание 15
Вставьте пропущенные гласные, объясните, какими правилами вы руководствовались, найдите слова, к которым неприменимо правило чередования:
Бл…стеть, выж…гать, см…нать, з…ренька, накл…н, нат…реть, зам…рать, изл…жение, з…рево, выр…с ,ск…кать, соб…рать, выж…чь, см…ть, над…решь, покл…н, прокл…нать, предл…гаю, соб…решь, кас…ешься, оз…рить, прим…рить(платье), з…рница, обд…рать, пост…лешь, зап…раешь, р…стишь, прим…рить(двух друзей), разг…р, п…нать, выск…чить, зам…рить, начн…шь, ч…тать, подг…релый, нат…рать, зар…сли, к…сательная, к…снёшься, нач…нать, бл…стать, г…рели, заг…р, р…ща, г…ры, зан…мать, к…сишь, проск…чу, зап…реть, з…ри, ст…лешь, нед…росль, р…ст, обт…рать, зан…ть, к…сой, сл…гаемое, ск…чешь, кл…няться(в ноги), переч…тать, водор…сли, запр…шь, соч…тание, пн…шь, г…рница, расст…лать, выч…тать, предл…жи, прекл…няться(перед идолом), выч…т, сж…ть, сж…мать.
Задание 16
Вставьте пропущенные буквы:
Пр…смотреть, пр…бывать(в хорошем настроении), …даёшь, бе…сердечный, …доровье, во…главить, …десь, во…создать, …низойти, и…сушить, ни…падать, в…помнить, пр…клеить, пр…увеличить, и…пепелить, и…гнать, и…возчик, пр…школьный, ра…смотришь, ра…крученный, бе…головый, ра…задорить, пр…открыть, ни…вергать, во…омнить, бе…смертный, ра…делаешь, пр…бывать(на место встречи), пр…дирчивый, и…пить, пр…красный, и…писать, в…лететь, …дание, ра…сердить, и…носить, …дача, пр…нести, пр…нарядить.
Задание 17
Вставьте пропущенные буквы:
Сверх…зысканный, меж…гровой, меж…нститутская, во…стину, без…мянный, об…грать, сверх…нформативный, за…грать, по…грать, сверх…скусный, без…дейный, раз…скать, суб…нспектор, дез…нформация, раз…грать, контр…гра, сверх…нтересный, роз…грыш, пост…ндустриальный.
Задание 18
Назовите художественные средства, использованные в данных высказываниях:
Благодаря сытному обеду сделался сытым студент, огонь и пламя, стальные нервы, лунный серп, флейта водосточных труб, хлеб всему голова, земля и небо, Варвара с длинною косой новенькой косой траву косила, в песочных часах песок с песчаного пляжа, отпереть замок в замок с принцессой, война и мир, читал Есенина, костёр рябины красной, соседский мальчик из соседнего дома ни с кем не здоровается, весь город встал на защиту памятника, горячий снег, семь пятниц на неделе, ждать у моря погоды, эта печь так и просит в ней испечь, позорная слава, его перо любовью дышит,
Задание 19
Прочитайте текст, вставьте все пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, сделайте морфемный разбор выделенных слов. В предложениях с * подпишите все части речи, сделайте их синтаксический разбор:
Леночка сидела в своей комнате и читала очередной роман. Отец постоянно сердился что она забивает голову такой чушью. Он пр…носил Лене много умных книжек их чтение не дост…вляло девоч…ке удовольствия однако на радость отцу она их всё же читала*. Лена в принц…пе была умной и красивой девочкой но слишком уж спокойной. Заставить её выйти на улицу – задача (не)выполнимая как и заставить улыбнуться*. Но иногда она сама неожиданно выбегала из дома доходила до реки долго там гуляла а возвращалась всегда счастливая и уставшая. Так произошло и в этот раз. Но Леночка задержалась дольше обычного отец стал бе…покоится и решил …ходить за ней. Сначала показался берег правее мужчина заметил холст а возле холста свою доч…. О хобби дочери отец ничего не знал. Девочка и…далека заметила его и на её щеках выступил румянец. Лена готовилась к выговору. Отец подош…л и долго молчал. Сначала он смотрел на девочку потом минуты две смотрел на холст. Но в выражении его лица не было и намека на злобу или недовольство. Его лицо выражало невероятную нежность и с ещё большей нежностью он смотрел на свою девочку. На холсте были изображены река и мост а на мосту мужчина с девочкой очень сильно напоминавшие его с дочерью. Лена думала что отец не оценит её любви к иску…тву*. Он всегда хотел сделать из дочки математика или физика и не очень лестно отзывался о всевозможных иску…твах. Но в тот вечер он сказал ей фразу которую Лена запомнила на всю жизнь он сказал (н…)когда не думай о том кем тебя хотят видеть всегда думай о том кем хочеш… видеть себя ты так где мы повесим эту картину?
Задание 20
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания:
На ферме было много животных. …десь можно встретить и уток и ц…плят и коров и овец да и много кого ещё. Вокруг фермы мало пастбищ… точнее всего одно и то совсем небольшое поэтому коровы и овц… редко туда выходят. Но животные не голодают их кормушки всегда полны ведь фермер покупает траву у своего соседа. Когда же животных всё(таки) отправляют на пастбище – это настоящий праздник. Овцы медленно пож…вывают траву иногда от восторга бьют копытц…м землю под собой. Коровы заняты тем же но им попутно приходится отгонять огромное количество насекомых, размахивая хвостом-хлыстом. Когда фермер видит счастливых животных у него у сам ого улучшается настроение.
Задания на лето по русскому языку 5 класс. — Мегаобучалка
(Выполнять в отдельной тетради)
Задание 1. Прочитай текст №1. Найди 10 орфографических и 2 пунктуационные ошибки. Спиши в исправленном виде, объясните орфограммы.
Братья Стас и Денис с дядей Петром Геннадьевичем катаются на парусной лотке по нашему местному озеру. Поднемается сильный ветер. Лодка стремится к берегу. Пассажиры пытаются увернутся от столкновения. Парус поварачивается лодка удаляется от берега и приблежается к островку в центре озерца. Экипаш высаживается и осматривается. На этом островке хорошо купаться – здесь пологий, песчаный пляж. Рядом кочается на ветру камышь. Из него появляются дикие утки. Пётр Геннадьевич и дети ришают остаться на островке довечера. Начинаит смеркаться. Пора возвращаться.
Задание 2. Прочитай текст №2. Найди 10 орфографических и 2 пунктуационные ошибки.
Спиши в исправленном виде, объясните орфограммы.
Ученики нашего четвёртого класса посещают многие интересные кружки и секцыи. Мы смоим другом Колей занимаимся борьбой. На тренировке мы часто боримся. Иногда побеждает Коля. Бывает что я. Мы развиваем силу и лофкость. Если кто-нибудь обидит слабого мы сможем заступиться за ниго. А Денис и Витя ходят в музыкальную школу. Они играют на скрипках. Оля и Кирилл танцуют и посещают танцевальный кружёк. Костя играет в теннис. Антон и Илья целыми днями гоняют в хоккей на площадки во дворе. А ты занимаешся спортом. Ходишь в крушки? Танцуешь или рисуешь? Или много четаешь?
Задание 3. Прочитай текст №3. Найди 10 орфографических и 1 пунктуационную ошибку.
Спиши в исправленном виде, объясните орфограммы.
Вот и расстаяли последние сугробы. По влажной и грязной земле бегут весёлые, весенние ручейки. В нашем глубоком и широком овраге ручеёк привратился в настоящую бурную речку. Она снисла старый шадкий подгнивший мост и затопила узкуюпребрежнуюдалину. Проснувшийся лес наполнился щебетам птиц, вернувшихся из южных стран. У диких и домашних зверей в жизни наступают серъёзные перемены. Домашним животным предстоит снова пастись на пастбещах. Для диких зверей приходет время заботится о детёнышах.
Задание 4. Прочитай текст №4. Найди 10 орфографических и 3 пунктуационные ошибки.
Спиши в исправленном виде, объясните орфограммы.
Юнаты Геннадий, Кирилл, Алла и Эмма бродят по весенему лесу и дышят прекрасным, чистым воздухом. Геннадий водит друзей по извесным только ему маршрутам. Ребята смотрят вакруг и видят много интересного. Они разглядывают свежую нежную травку гладятмяхкие травинки. Вот Кирилл вертит в руках большую красивую шишку. Дети рассматривают первые цветочьки. Юнаты не срывают их а опускаются рядом, нюхают, осторожно изучают. Природа нетерпит грубого вмешательства в свою жизнь. От нас зависет наладим ли мы дружескийкантакт с ней.
Задание 5. Из данных ниже слов составь предложение по схеме, учитывай характеристику части речи, запиши
Личн. мест. 1 лицо мн. ч. Им. п., глаг. 2 спр. прош. вр. мн. ч., мест., сущ. 3 скл. в В. п. мн. ч., предлог, сущ. 2 скл. в Р. п. ед. ч., запятая, глаг. 1 спр. прош. вр. мн. ч., сущ. 2 скл. в В. п. ед. ч., предлог, прилаг. в ед. ч. ж. р. Р. п., сущ. 1скл. в Р.п. ед.ч., союз, глаг. . 2 спр. прош. вр. Мн. ч., личн. мест. 3 лицо в ед. ч. Р. п., предлог, сущ. 2 скл. ср. р. в ед. ч. В. п., сущ. 2 скл. мужск. р. в Р. п. ед. ч., точка.
мы , все, отпороли, вещи, чемодана, выбросили, шубы, и, мех, от, старой, из, постелили, его, на, дно, чемодана .
Задание 6. Составь схему к предложению, описав части речи (см. задание выше).
С длинной удочкой в руках я пробирался к реке на рыбную ловлю.
Задание 7. Спиши, вставь пропущенные орфограммы и знаки препинания, объясни графически.
1) Хорошо слышно, как постук..вают, погромыхивают за рощей поезда. (Э. Шим) 2) Г..лубое небо пр..глядывает в рамке леса. (Д. Зуев) 3) (В)друг глухарь поднял голову ра..правил крылья и спланировал с дерева. Вышагива..т важно по снежному насту ост..рожнооглядывает..ся. (Д. Зуев) 4) Берег моря образовывал дли(нн,н)ую вогнутую дугу. (В. Пелевин) 5) Даша разгляд..вала узоры на покрытом ин..ем окне. 6) В воду рек опр..кидывались зори и тихо гасли. (В. Шукшин)
Задание 8. Спиши, вставь пропущенные орфограммы и знаки препинания, объясни графически.
З..мой зайцы кормят..ся корой дерев..ев. За ночь они пр..таптываютглубокийсле.. в снегу. Если бы заяц х..дилпрямо то его сразу поймали бы. Трусость спаса..ткосо..о. Он бе..страшно ходит ночью (по) полям и лесам и (про)кладывает прямые следы. Когда же приход..т утро он от страха меч..тся из стороны в сторону. Проскач..т вперед, испуга..тся чего-то и (от)бежит назад по своему следу. Услыш..т какой-нибудь шорох — со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукн..т что-нибудь — косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светле..т, он ложится в снег.
Утром охотники разб..рают заячьи следы путаются в них и уд..вляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боит..ся. (110 слов)
Задание 9. Спиши, вставь пропущенные орфограммы и знаки препинания, объясни графически.
Котик.
Я читал томик стихов М..ршака. Вошла бабу..ка. В руках она держала пушистыйк..мочек. Это был рыжий кот..к. Он быстро спрыгнул забрался на журнальный столик и стал играть цв..тным к..рандашиком. Потом (Р,р)ыжик (на)шел клубочек (с) пряжей запутал все нитки и пер..ключился на резиновый мяч..к. Очень шустрый котенок! Я взял его (на) руки. Носик у кота был влажный. Мы п..шли с (Р,р)ыжиком в наш садик. Котенок спрятался под кустиком с..рени и начал наблюдать (за) мной. Я вытащил из к..рманапл..точек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платоч..ком, что (не) хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы (за)ставил его бросить пл..точек и помчат..ся на кухню к бабушке где ему д..стался лакомый кусочек. (110 сл.)
Задание 10. Расставь абзацы так, чтобы получился текст, составь план.
Орёл
Орёл сел на край гнезда. Орлята просили корма. Орёл устал и не мог лететь. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как бы просила чуть подождать. Но птенцы стали кричать. Тогда орёл снова полетел к морю.
Он вернулся поздно вечером. В когтях у него была опять рыба. Орёл огляделся, сел на край гнезда и накормил детей.
Орёл свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однажды около дерева работал народ. Орёл подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу, стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу. Люди взяли её и ушли.
Синтаксис и пунктуация
Задание 1.
Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?
1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!
2. Только ручей да осиновый лист что-то до боли родное бормочут!
Задание 2.
Определите в предложениях цель высказывания.
1. Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши.
2. Алёша, Алёша, помоги мне поймать курицу!
А — Сообщение. Б — Вопрос. В — Побуждение.
Задание 3.
Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.
1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.
2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.
А — Словосочетание. Б — Предложение.
Задание 4.
Какой знак стоит в конце предложения?
1. От кого у тебя перстенёк золотой
2. Не падай духом Не умирай раньше времени
3. Ах, это ты, Чернушка
А — Точка. Б — Вопросительный знак. В — Восклицательный знак.
Задание 5.
Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.
1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?
2. Я плавать не мастак.
3. Садись ко мне на спину.
4. Журка в воду — и поплыл через море.
А — Распространённое. Б — Нераспространённое.
Задание 6.
Что является признаком вопросительного предложения?
1. А ты берёшься помочь царевичу?
2. Съешь ли ты меня?
3. Чем же. ты. провинился?
А — Интонация. Б — Вопросительное слово — местоимение. В — Вопросительное слово — частица.
Задание 7.
Определите подлежащее в предложениях.
1. Враги нам лучшие друзья… А — Враги. Б — Друзья
2. Что ветры мне и сине море? А — Ветры и море. Б -Что
3. О чём ты воешь, ветер ночной? А -Ветер. Б -Ты
Задание 8.
Какое предложение не имеет подлежащего?
1. И этот звон люблю я! .
2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!
Задание 9.
Определите сказуемое в предложениях.
1. Кто ж этот путник? А — Кто. Б — Путник.
2. Их круг тесней уж становился А — Становился. Б — Становился тесней.
Задание 10.
Определите, ставится ли тире в простых предложениях.
1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.
2. «Да ты (?) ленивец», — отвечал король.
3. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.
А — Тире ставится. Б — Тире не ставится.
Задание 11.
Завершите высказывание. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:
1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.
2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме
местоимений): существительными, глаголами, числительными.
3. Перед указательными словами это, вот, это значит.
Задание 12.
Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым.
Всем известно, что сорока —
1. Самая болтливая птица на свете.
2. В мороз летает у самой земли.
3. Как надоедливая трещотка.
Задание 13.
Какое предложение соответствует схеме: числительное + существительное глагол
1. Однажды в столицу приехали двое обманщиков.
2. Двум обманщикам отвели большую комнату.
3. Оба министра ни в чём не сознались.
Задание 14.
Определите необходимость запятой между однородными членами перед союзом и.
1. Мне слышался вечерний звон, гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.
2. И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый, непреклонный взор и молодых моих сестёр.
А. Запятая ставится. Б — Запятая не ставится.
Задание 15.
Выберите предложение с правильно расставленными знаками препинания при однородных членах с обобщающим словом.
1. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.
2. В Обломовке верили всему — и оборотням, и мертвецам.
Задание 16.
Определите предложение с обращением.
1. — Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! —закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)
2. — Эй ты, оловянный солдатик! — крикнул тролль.— Не заглядывайся на плясунью.
Задание 17.
Определите предложение с неправильной пунктуацией при обращении.
1. Кто волны, вас остановил?
2. Жученька, Жучок, беленькие ножки, шёлковый хвостик, пусти погреться!
Задания на лето при переходе в 4 класс
Литературное чтение (на 4 класс)
1.П.П.Ершов Конёк-Горбунок
2.А.Линдгрен Малыш и Карлсон, который живёт на крыше.
3.А.С.Пушкин А. Сказки ( любая на выбор, кроме изученных)
4.Русские народные сказки: Крошечка-Хаврошечка , Царевна Несмеяна , Летучий Корабль ,Финист -ясный сокол
5.Б. Заходер Стихи и сказки
6.С. Маршак Сказки, песни, загадки
7.Русские былины. (1-2 былины на выбор)
8.А. Милн Винни-Пух и все-все-все
9.Э. Успенский Крокодил Гена и его друзья
10.П. Бажов Серебряное копытце
11. Р. Киплинг От чего у верблюда горб
12.Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
13.Мифологические сюжеты Древней Греции( 1-2 сюжета на выбор)
Выучи скороговорки
Водовоз вез воду из-под водопада.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
Наш дуда и туда и сюда.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Летят три пичужки через три пусты избушки.
В один, Клим, клин колоти.
Каково волокно, таково и полотно.
Интеллектуальная игра по литературе
I. Что это за произведение? Кто его автор?
1) Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
2) «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по имени Свантенсон»
3) «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк»
4) «Давным-давно в городе на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос»
5) «Среди обширной канзасской степи жила девочка»
II. Почини «сломанные» пословицы.
У семи нянек кулаками не машут.
Чем хвалишься, от того и наберёшься.
После драки дитя без глазу.
С кем поведёшься, на том и провалишься.
Не суйся в волки, коли делать нечего.
Скучен день до вечера, если хвост – тёлкин
Русский язык
1. Безударные гласные в корне слова.
Упражнение №1.
Вставь пропущенные буквы. Рядом, через тире, напиши проверочное слово.
Зап..вал водой —
зап_вал песню —
гр_бные дожди —
тонкая р_бина —
широкие п_ля —
дов_рить курицу —
предск_зать погоду —
зап_вал таблетку —
нар_дился в гости –
сл..зал с дерева-
сл..зал сметану-
пос..дел на скамейке-
волосы пос..дели-
Упражнение №2.
Вставь пропущенные буквы. Устно подбери проверочное слово. Составь предложение с выделенными словами.
щ_б_тать нам_л_тить
ст_б_льки х_л_дильник
ук_р_тить л_п_тать
м_л_дёжь б_р_зда
поз_л_тить обл_к_титься
к_л_кольчик ок_м_неть
Упражнение №3.
Вставь пропущенные буквы. Проверочное слово подчеркни .
Пт_целов — птица, птенчик, птичий, птицефабрика.
Вст_вать — стоять, встать, стойка, стойбище.
Св_щенник — святой, светить, свет, свят.
Упражнение №4.
В словосочетания вставь пропущенные непроизносимые согласные.
ярос_ная акула
капус_ные пирожки
крепос_ной артист
извес_ный художник
радос_ная улыбка
Упражнение №5.
Вставь пропущенные непроизносимые согласные.
Прелес_ная крес_ница шла по улице и учила интересные стихи.
Яс_ное со_нце светило в глаза.
Мес_ные окрес_ности мне хорошо знакомы.
Мы тоже хотели уча_ствовать в праз_нике.
Упражнение №6.
Вставь пропущенные непроизносимые согласные. Запиши проверочное слово.
прелес_ный —
ус_ный —
яс_ный —
интерес_ный —
рукопис_ный —
жалос_ливый —
вкус_ный —
плес_нуть —
.
Упражнение №1.
Выполни разбор предложений .
На вечернем небе зажглись яркие звёздочки.
Бойцы спали в окопе после долгого, тяжёлого боя.
По голубой глади огромного пруда плавал белоснежный лебедь.
С ветвей берёзы свисают длинные пушистые серёжки.
Упражнение №2.
Составь из данных слов предложение.
стоящего мимо осторожно автомобиля проходи.
дали каши Маше манной нашей.
летом одним и зимой цветом.
рыбу на ловят рыбаки рыбалке.
ко мне друзья пришли мои на праздник.
у деда, Мороза красивые легкие сани были.
любимое дерево мое белая береза.
в саду в нашем расцвела клубника.
мы электричке на доехали до станции.
ледяная , крутая и длинная горка была.
2. Определи, какие звуки являются общими в каждой паре слов:
а) детский, цирк
б) мягкий, храм
в) конечно, ложки
г) газель, вокзал
5. Как понимаешь выражения?
а) собачья жизнь
б) собака на сене
в) вот где собака зарыта
г) собаку съел
д) жить как кошка с собакой
6. Подбери имена прилагательные – определения к словам:
Тюль, рояль, фамилия, фасоль, кенгуру, мозоль, прорубь, дитя.
9. В каких словах количество звуков и букв совпадает?
Классный, поздний, пьём, зреют, объём, подъезд, боюсь, сольёшь, соединить, бреешь.
10. Найди «четвёртое лишнее». Объясни, почему.
а) белка, булка, пенка, шапка
б) сломать, сделать, сдуть, смотр
Задание 2. Какие слова записаны в фонетической транскрипции?
[сй’эст]
[л’эс’т’]
[сп’ишы]
Задание 4. Замени слова устойчивыми словосочетаниями (фразеологическими оборотами).
Обманывать –
Обидеться –
Доверчиво слушать –
Усиленно думать над трудным вопросом –
Задание 5. В каждой группе слов найди «лишнее». Объясни, почему.
А) горошинка, изюминка, снежинка, соломинка;
Б) четырехугольник, четыре, четверка, четверть;
В) тюль, бюллетень, рояль, гроздь;
Г) хныкать, жаловаться, сетовать, роптать.
Математика (олимпиадные задания)
.Расшифруй комбинацию кодового замка:
а)третья цифра на 3 больше, чем первая,
б)вторая цифра на 2 больше, чем четвёртая,
в)сумма всех цифр равна 17,
г)вторая цифра 3.
2. Для угощения разложили 40 пирожных на 3 тарелки. На первой и второй тарелках 27 пирожных, на второй и третьей – 28 пирожных. Сколько пирожных на каждой тарелке?
3 .Маугли попросил пятерых обезьян принести ему орехи. Обезьяны набрали орехов поровну и понесли Маугли. Но по дороге они поссорились, и каждая обезьяна бросила в каждую по одному ореху. В результате они принесли орехов вдвое меньше, чем собрали. Сколько орехов получил Маугли?
4 .Возраст дедушки выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке?
5 . Какой год двадцатого века читается одинаково слева направо и справа налево? (арабскими цифрами)
6 .В коробке находятся белые, чёрные и красные кубики. Всего 50 штук. Белых в 11 раз больше, чем чёрных. Красных меньше белых, но больше чёрных. Сколько красных кубиков находится в коробке?
7. Митя и Филипп живут в одном доме: Митя на шестом этаже, а Филипп – на третьем. Возвращаясь из школы, Митя проходит 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Филипп, поднимаясь на свой этаж?
8. На корабле «Пиратское счастье» несколько кошек, несколько матросов, кок и одноногий капитан. У всех них, вместе взятых, 15 голов и 41 нога. Сколько кошек на корабле?
Трёхзначное число записано тремя различными цифрами, которые расположены в порядке возрастания слева направо. Известно, что в его названии все слова начинаются с одной и той буквы?
.В олимпиаде приняли участие семь учеников в возрасте от семи до двенадцати лет включительно. Известно, что:
— Гриша старше Жени,
— Саша старше Васи, но моложе Вани,
— у Ани и Нади возраст одинаков, меньше, чем у Вани, но больше, чем у Саши,
— Женя старше как Нади, так и Вани.
Сколько лет каждому?
Во второй половине XVII века в России появилась наука о гербах. Узнай точный год появления этой науки в русском государстве, выполнив все действия и вычислив значение выражения.
— 128:2 – 518) 4=
12 .Расставьте знаки действий, и если нужно скобки, чтобы выражение стало равным.
5 5 5 = 2
5 5 5 = 5
5 5 5 5 5 = 100
Отгадай ребусы
Окружающий мир
Поработай по карте и заполни таблицу
города
реки
моря
горы
2. Найди «лишнее» слово. Подчеркни его.
Дикие звери: овца, соболь, кабарга.
Оседлые птицы: воробей, свиристель, сорока.
Деревья: ольха, калина, ясень.
Энергетические полезные ископаемые: уголь, нефть, мрамор.
Первоцветы: подснежник, медуница, ромашка.
Части света: Америка, Евразия, Северная Америка.
Моря Северного Ледовитого океана: Белое, Мраморное, Карское.
Полководцы: М.В.Ломоносов, М.И.Кутузов, А.В.Суворов.
Животные тундры: лемминг, тюлень, северный олень.
Великие князья: Юрий Долгорукий, Иван Грозный, Александр Невский.
В школе кончены уроки.
Перешли мы в старший класс.
Полежать на солнцепёке
Приглашает море нас.
Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка!
Здравствуй, поле!
Здравствуй, солнечный денек!
Желаю удачи!
В школе кончены уроки.
Перешли мы в старший класс.
Полежать на солнцепёке
Приглашает море нас.
Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка!
Здравствуй, поле!
Здравствуй, солнечный денек!
Желаю удачи!
В школе кончены уроки.
Перешли мы в старший класс.
Полежать на солнцепёке
Приглашает море нас.
Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка!
Здравствуй, поле!
Здравствуй, солнечный денек!
Желаю удачи!
В школе кончены уроки.
Перешли мы в старший класс.
Полежать на солнцепёке
Приглашает море нас.
Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка!
Здравствуй, поле!
Здравствуй, солнечный денек!
Желаю удачи!
В школе кончены уроки.
Перешли мы в старший класс.
Полежать на солнцепёке
Приглашает море нас.
Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка!
Здравствуй, поле!
Здравствуй, солнечный денек!
Желаю удачи!
В школе кончены уроки.
Перешли мы в старший класс.
Полежать на солнцепёке
Приглашает море нас.
Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка!
Здравствуй, поле!
Здравствуй, солнечный денек!
Желаю удачи!
В школе кончены уроки.
Перешли мы в старший класс.
Полежать на солнцепёке
Приглашает море нас.
Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка!
Здравствуй, поле!
Здравствуй, солнечный денек!
Желаю удачи!
В школе кончены уроки.
Перешли мы в старший класс.
Полежать на солнцепёке
Приглашает море нас.
Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка!
Здравствуй, поле!
Здравствуй, солнечный денек!
Желаю удачи!
Рабочая тетрадь по русскому языку для 5-го класса
Тетрадь
по русскому языку
учени_ 5_класса
_______________
________________
Повторение в начале учебного года
Состав слова
Упражнение 1
Подберите однокоренные слова.
Диво — ___________________________________________________________
Слава — __________________________________________________________
Даль — ___________________________________________________________
Тряска- __________________________________________________________
Вина -____________________________________________________________
Упражнение 2
Разберите слова по составу.
Загадка, тормозишь, ночной, жёлтенький, лётчик, чистенький, пролетают,
лимонный, чугунный, карман, молчаливый, прославлять, удивительный, дальний, безвинный, встряхнуть.
Упражнение 3
Выпишите однокоренные слова.
А) Гора, гористый, горный, горец, горе.
Водитель, водяной, водить, вода.
Делит, дело, разделить, деловой, делец.
Б) Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал он.
Правописание безударных гласных
Упражнение 4
Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
р_веть – р_в выст_вка – ст_вить з_ма – з_мний
затр_щал – тр_ск нач_ла – нач_ло уд_вительно –д_во
встр_чать – встр_ча затр_щал – тр_ск тр_сёт – тр_ска
хл_потать – хл_поты т_желый –т_жесть т_рговать –т_рг
взгл_нуть – взгл_д тр_пинка – тр_пы просл_влять – сл_ва
Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
др_жать -__________ др_знить- ___________
ч_совщик -__________ м_ряк -_________________
ж_леть -_____________ з_л_то — _________________
л_петал- _____________ см_треть-________________
т_нуться -____________ вр_дитель — ______________
св_тлеет -____________ уд_вительный- _____________
прибл_жаться -_________ сож_леть -_________________
Упражнение 6
Вставьте пропущенные безударные гласные.
Л_нивый2 к_тёнок п_щит, щенок вес_ло в_зжит. П_сти ск_тину2 в д_лине пом_гала п_стуху2 собака. Море с_нело, парус б_лел вд_ли, песок сиял б_лизной. Ураганный ветер пов_лил б_льшие с_сновые2 и _ловые д_ревья. На фоне н_чного неба над д_мами пок_залась луна.
Упражнение 7
Выпишите слова с проверяемой безударной гласной.
Осень позолотила леса и поля. Пожелтели деревья в лесу. Дети шли по лесной тропинке. Потянул лёгкий ветерок. Настали холодные ночи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 8
Вставьте пропущенные буквы.
К_пуста, к_ртофель, м_рковь, ст_лица, п_м_дор, в_рона, с_рока, ур_жай,
к_рзина, б_рёза, л_сица, м_л_ток, ар_мат, д_ректор, п_ртрет, в_стибюль.
Упражнение 9
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически( что пишу, где пишу, почему пишу)
Р_бину называют _сенней2 красавицей. Она не б_ится хол_да, а её ягоды становятся2 сладкими2 от м_роза. Р_бина – п_лезная ягода. Она обогащает почву св_ими пл_дами, привл_кает массу птиц. А птицы истр_бляют вр_дителей л_сов.
Правописание согласных в корне слова
Упражнение 10
Вставьте пропущенные непроизносимые согласные.
изве__ный – изве__ие преле__ный – преле___ь
радо__ный – радо___ь вку__ный – вку__
опа___ный – опа__ен чуде___ый – чуде__а
прекра__ный – прекра_ен вла__ный – вла___ь
ус__ный – ус__а гру__ный – гру___ь
уча__вовать – уча___ие окре__ный – окре__
нена__ный – нена___ье жало___ливый – жалос__ь
здра__ствуй – здра__ие гиган__ский – гиган__ы
аген__ство – аген__ ненави__ный – ненави__ь
обла__ной – облас__ь корыс__ный – корыс__ь
Упражнение11
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
звёз_ный — _________ поз_но — ____________
праз_ник — _________ доблес_ный -___________
грус_ный — _________ лес_ница — _____________
окрес_ность — _________ мес_ность -_____________
свис_нул -____________ чу_ ство -_______________
счас_ливый — __________ радос_ный — ____________
капус_ный — ___________ гиган_ский — ____________
ярос_ный — ____________ облас_ной — _____________
Упражнение 12
Выпишите слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подберите к ним проверочные слова.
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят –я снова счастлив, молод!
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?..»
(А.С. Пушкин)
Упражнение 13
Вставьте пропущенные буквы.
Поз_но, мес_ность, сер_це, трос_ник, чу_ства, со_нце, вкус_ный, опас_ный, здра_ствуй, ус_ный, счас_ливый, ненас_ный, извес_ный, звез_ный, ужас_ный.
Упражнение 14
Вставьте пропущенные буквы.
Ж_вые приметы.
Ж_выми барометрами _вляются п_уки. Они не переносят сырости, поэтому ре_ко выходят на охоту утром. По утрам они по_вляются тогда, когда нет р_сы. А это верный признак скорого д_ждя. Подсказывают п_году и навозные жуки. Они ч_ще л_тают над л_сными д_ро_ками и тр_пинками. По_вление жука – верная примета х_рошей п_годы. Даже если и_росит дождь, а жук л_тает, ненас_ная п_года скоро кончится.
Части речи
Упражнение 15
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
См_треть, брош_ра, пред_юбилейный2, доро_ка2, кл_новый, _синовый, не увидишь, по д_реву, налево, меня.
Упражнение16
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глагола.
Посмотр_м, застел_м, среж_шь2, се_шь, слыш_те, мечта_те, наклон_шься2, увид_шься2, дыш_т, излуча_т, багрове_т, наскоч_т, распиш_т.
Упражнение 17
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение и лицо глагола.
( погонишься – 2 спр., 2л.)
Угоща_ш_ся, залива_ш_ся, заверт_ш_ся, ласка-ш_, стел_ш_ся, чист_ш_ся,
стучиш_ся, побре_ш_ся, печал_ш_ся, напуга_ш_ся, верт_ш_ся, груз_ш_ся,
равняя_ш_ся, пачка_ш_ся, свяж_ш_ся, озира_ш_ся.
Упражнение 18
Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение существительных.
Правильная реч_, много туч_, острый нож_, без груш_, вкусная дич_, ужасный смерч_, из-под крыш_, сильная фальш_, морской пляж_, без встреч_, звонкий мяч_, тысячи тысяч_, мягкий плюш_, лесная глуш_.
Упражнение 19
Вставьте пропущенные буквы, определите склонение, падеж существительных.
К маск_, на асфальт_, на атлас_, без бирк_, о гибел_, около арк_, о черемух_,
о ладон_, без жимолост_, у рощ_, к картин_, из овчарн_, для вырезк_, о сирен_ без верхушк_, в ежевик_, для жизн_, до башн_, для площадк_, до дуэл_.
Упражнение 20
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
Смотриш_, малыш_, береч_, помощ_, дрож_, нарядиш_ся, светиш_ся, плащ_, много дач, объеш_ся, у рощ_, ёж_, товарищ_.
Упражнение 21
Вставьте пропущенные буквы.
Уд_вительно, разд_ваться, объед_ниться, просл_вление, д_лина, д_лекий,
землетр_сение, во_зал, рю_зак, спор__мен, посв_тить (рассказ), содр_гнуться, р_деющий, обв_нять.
Упражнение 22
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически.
Это было как (в) ска_к_. Кл_новые2 лист_я пов_сали (на) нитках _сенней п_утины. Лес прощ_лся (с) со_нцем. А при прощ_нии все бывают грус_ными.
Солнечные2 зайчики играли на _павших лист_ях. Я выбрал зайчика п_крупней и накрыл пл_щом. Получилась мя_кая постель. Как хочет_ся сесть на неё после долгой хо_ьбы. Рядом, на куст ш_повника. Сл_телись п_грет_ся2 мо_ки. Сядет мо_ка на лё-кий лист, а он (не) держит тяжест_, валит_ся (на) землю.
Работа над ошибками.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словосочетание и простое предложение
Упражнение 23
Вставьте пропущенные буквы, выпишите все словосочетания.
У л_сной п_ляны я увидел высокую многоцветную гр_зу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 24
Проверочная работа
1.Найдите словосочетание «сущХ. + прил.»
1едем направо; 4. помощь друга;
2.в синюю высь; 5. слушаю песню
3.тоскуешь по дому
2Найти словосочетание «сущ.Х + сущ.»
- беседуем за столом 4.на вершине ели;
- густых ёлок 5. Учишься с желанием
- резкого ветра
3.Найдите словосочетания «глагол Х + сущ.»
1. объясняем пример 4.растаяли снега
2. вырос гриб 5.беседовать с другом
3. поздним вечером
4.Укажите именные словосочетания
1. устный счёт;
2. участвовать в соревновании;
3. участвовать в игре;
4. чествовать победителя.
5. Укажите глагольные словосочетания
1.ужасный ветер;
2.расстилаться по вершине;
3. искусный мастер;
4.собирать крыжовник
6.Словосочетание –это___________________________________________
_______________________________________________________________
Если главное слово выражено____________________, то это словосочетание именное, если ____________________, то глагольное, если _______________, то наречное.
Упражнение 25
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, составьте схемы предложений.
- Ле_кий в_терок гон_т топит _блака.
- Над цветами кружат_ся з_лотые пчёлы жадно п_ют сла_кий мёд.
- Осень пришла и завладела садами п_лями и птицами.
- На севере дерев_я растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
- Лёнька взял шёлковую леску прив_зал к ней за хвост плотвицу и закинул её через лаз в подполье.
- В садах растут и плодовые дерев_я и ягодные дерев_я и ягодные кусты.
Упражнение 26
Вставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы предложений.
- На опушке леса росли цветы колокольчики ромашки гвоздики.
- Мы взяли с собой всё необходимое продукты одежду тёплое бельё.
- Николай умеет делать всё водить машину поменять шины чинить паруса.
- Листья лежали везде на потемневшей воде на побуревших тропинках.
- Ни суровый климат ни густые леса ни болота ничто не пугало юных натуралистов.
- На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег.
Упражнение 27
Вставьте пропущенные знаки препинания ,составьте схемы предложений .
1.С б_ков доро_ки кустами росла с_рень и в самой глуши сада ст_яла бесе_ка.
2. Капли д_ждя ре_ко застуч_ли и зашлёпали по лист_ям.
3. В другой костёр дед полож_л сухие полен,я чтобы они горели всю ноч_.
4.Он почу_ствовал что кто-то схватил его за руку.
5. Когда отря_ подходил к реке по_вился пароход.
6.Герда стала рассказывать обо всем что она испутала.
7.Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.
Полный вариант рабочей тетради
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Задание на лето. 5 класс
Задания на лето по русскому языку 5 класс.
(Выполнять в отдельной тетради)
Задание 1. Прочитай текст №1. Найди 10 орфографических и 2 пунктуационные ошибки. Спиши в исправленном виде.
Братья Стас и Денис с дядей Петром Геннадьевичем катаются на парусной лотке по нашему местному озеру. Поднемается сильный ветер. Лодка стремится к берегу. Пассажиры пытаются увернутся от столкновения. Парус поварачивается лодка удаляется от берега и приблежается к островку в центре озерца. Экипаш высаживается и осматривается. На этом островке хорошо купаться – здесь пологий, песчаный пляж. Рядом кочается на ветру камышь. Из него появляются дикие утки. Пётр Геннадьевич и дети ришают остаться на островке довечера. Начинаит смеркаться. Пора возвращаться.
Задание 2. Прочитай текст №2. Найди 10 орфографических и 2 пунктуационные ошибки.
Спиши в исправленном виде.
Ученики нашего четвёртого класса посещают многие интересные кружки и секцыи. Мы смоим другом Колей занимаимся борьбой. На тренировке мы часто боримся. Иногда побеждает Коля. Бывает что я. Мы развиваем силу и лофкость. Если кто-нибудь обидит слабого мы сможем заступиться за ниго. А Денис и Витя ходят в музыкальную школу. Они играют на скрипках. Оля и Кирилл танцуют и посещают танцевальный кружёк. Костя играет в теннис. Антон и Илья целыми днями гоняют в хоккей на площадки во дворе. А ты занимаешся спортом. Ходишь в крушки? Танцуешь или рисуешь? Или много четаешь?
Задание 3. Прочитай текст №3. Найди 10 орфографических и 1 пунктуационную ошибку.
Спиши в исправленном виде.
Вот и расстаяли последние сугробы. По влажной и грязной земле бегут весёлые, весенние ручейки. В нашем глубоком и широком овраге ручеёк привратился в настоящую бурную речку. Она снисла старый шадкий подгнивший мост и затопила узкуюпребрежнуюдалину. Проснувшийся лес наполнился щебетам птиц, вернувшихся из южных стран. У диких и домашних зверей в жизни наступают серъёзные перемены. Домашним животным предстоит снова пастись на пастбещах. Для диких зверей приходет время заботится о детёнышах.
Задание 4. Прочитай текст №4. Найди 10 орфографических и 3 пунктуационные ошибки.
Спиши в исправленном виде.
Юнаты Геннадий, Кирилл, Алла и Эмма бродят по весенему лесу и дышят прекрасным, чистым воздухом. Геннадий водит друзей по извесным только ему маршрутам. Ребята смотрят вакруг и видят много интересного. Они разглядывают свежую нежную травку гладятмяхкие травинки. Вот Кирилл вертит в руках большую красивую шишку. Дети рассматривают первые цветочьки. Юнаты не срывают их а опускаются рядом, нюхают, осторожно изучают. Природа нетерпит грубого вмешательства в свою жизнь. От нас зависет наладим ли мы дружескийкантакт с ней.
Задание 5. Из данных ниже слов составь предложение по схеме, учитывай характеристику части речи, запиши
Личн. мест. 1 лицо мн. ч. Им. п., глаг. 2 спр. прош. вр. мн. ч., мест., сущ. 3 скл. в В. п. мн. ч., предлог, сущ. 2 скл. в Р. п. ед. ч., запятая, глаг. 1 спр. прош. вр. мн. ч., сущ. 2 скл. в В. п. ед. ч., предлог, прилаг. в ед. ч. ж. р. Р. п., сущ. 1скл. в Р.п. ед.ч., союз, глаг. . 2 спр. прош. вр. Мн. ч., личн. мест. 3 лицо в ед. ч. Р. п., предлог, сущ. 2 скл. ср. р. в ед. ч. В. п., сущ. 2 скл. мужск. р. в Р. п. ед. ч., точка.
мы , все, отпороли, вещи, чемодана, выбросили, шубы, и, мех, от, старой, из, постелили, его, на, дно, чемодана .
Задание 6. Составь схему к предложению, описав части речи.
С длинной удочкой в руках я пробирался к реке на рыбную ловлю.
Задание 7. Спиши, вставь пропущенные орфограммы и знаки препинания, объясни графически.
1) Хорошо слышно, как постук..вают, погромыхивают за рощей поезда. (Э. Шим) 2) Г..лубое небо пр..глядывает в рамке леса. (Д. Зуев) 3) (В)друг глухарь поднял голову ра..правил крылья и спланировал с дерева. Вышагива..т важно по снежному насту ост..рожнооглядывает..ся. (Д. Зуев) 4) Берег моря образовывал дли(нн,н)ую вогнутую дугу. (В. Пелевин) 5) Даша разгляд..вала узоры на покрытом ин..ем окне. 6) В воду рек опр..кидывались зори и тихо гасли. (В. Шукшин)
Задание 8. Спиши, вставь пропущенные орфограммы и знаки препинания, объясни графически.
З..мой зайцы кормят..ся корой дерев..ев. За ночь они пр..таптываютглубокийсле.. в снегу. Если бы заяц х..дилпрямо то его сразу поймали бы. Трусость спаса..ткосо..о. Он бе..страшно ходит ночью (по) полям и лесам и (про)кладывает прямые следы. Когда же приход..т утро он от страха меч..тся из стороны в сторону. Проскач..т вперед, испуга..тся чего-то и (от)бежит назад по своему следу. Услыш..т какой-нибудь шорох — со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукн..т что-нибудь — косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светле..т, он ложится в снег.
Утром охотники разб..рают заячьи следы путаются в них и уд..вляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боит..ся. (110 слов)
Задание 9. Спиши, вставь пропущенные орфограммы и знаки препинания, объясни графически.
Котик.
Я читал томик стихов М..ршака. Вошла бабу..ка. В руках она держала пушистыйк..мочек. Это был рыжий кот..к. Он быстро спрыгнул забрался на журнальный столик и стал играть цв..тным к..рандашиком. Потом (Р,р)ыжик (на)шел клубочек (с) пряжей запутал все нитки и пер..ключился на резиновый мяч..к. Очень шустрый котенок! Я взял его (на) руки. Носик у кота был влажный. Мы п..шли с (Р,р)ыжиком в наш садик. Котенок спрятался под кустиком с..рени и начал наблюдать (за) мной. Я вытащил из к..рманапл..точек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платоч..ком, что (не) хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы (за)ставил его бросить пл..точек и помчат..ся на кухню к бабушке где ему д..стался лакомый кусочек. (110 сл.)
Задание 10. Расставь абзацы так, чтобы получился текст, составь план.
Орёл
Орёл сел на край гнезда. Орлята просили корма. Орёл устал и не мог лететь. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как бы просила чуть подождать. Но птенцы стали кричать. Тогда орёл снова полетел к морю.
Он вернулся поздно вечером. В когтях у него была опять рыба. Орёл огляделся, сел на край гнезда и накормил детей.
Орёл свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однажды около дерева работал народ. Орёл подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу, стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу. Люди взяли её и ушли.
ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 5 КЛАСС: ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДОМА
Задание 1
Определите, к какой части речи относятся слова, назовите признаки частей речи, которые вам помогли: Весёлый, однако, не, солнце, удивит, новее, влево, над, бы, под, к, бегаешь, по-хорошему, и, я, медный, наш, смотрит, он, но, панама, странный, крот, лисья, красив, точь-в-точь, доброта, вдвоём, краснота, Англия, двухэтажный, пятилетний, тоже (то же), столько, поедание, зато (за то), ввиду, всё-таки, там, вблизи, благодаря, пусть, глубже, чуть-чуть, бегом.
Задание 2
Вставьте пропущенные буквы: На дорог…, ш…в на плать…, знач…к, доверч…вый, син…м плам…нем, о хорош…м человеке, в зимни… сумерки, город разв…вается, косы разв…ваются, свободно дыш…тся, качели покач…ваются, пойти влев…, изредк… посматр…вать, (н…)кто иной, (н…)кто (не)известный, (в)течени…, (в)отличи…
Задание 3
Дайте характеристику предложению (повествовательное/побудительное/вопросительное, восклицательное/невосклицательное, простое/сложное (если сложное, ССП или СПП), распространённое/нераспространённое): Мама придёт поздно. Пока ты тут отдыхаешь, я всю квартиру отдраила! Вынеси мусор. Ты пойдёшь со мной в кино? А всё потому, что ты лентяй! Если я сейчас не сяду за пианино, то не успею выучить этюд к экзамену. Он и песни пишет, и в теннис играет, и на огороде работать успевает. Ах, скорее бы осень!
Задание 4
Подчеркните все члены предложения (одной чертой подлежащее, двойной – сказуемое, волнистой – определение, пунктиром – дополнение, чередуя точку и тире – обстоятельство, союзы обводите в кружок, предлоги в треугольник): Как только я кивну, сразу опускай занавес. Карандаш – не краски, так выразительно не получится. Ты успеешь написать сочинение до конца недели? Светает. Не бойся, она не кусается. Аккуратно! Это наша семейная реликвия, очень древняя флейта, моему прадедушке её подарил индеец во время экспедиции. Появился и исчез. Я буду ждать тебя у нашего шалаша около полудня, хорошо?
Задание 5
Определите, какая связь в словосочетании (согласование, примыкание, управление): Глупый лис, в глубоком пруду, на пятой платформе, смотреть на огонь, никому не рад, искоренение глупости, стоим рядом, чуть левее, весьма загадочно.
Задание 6
Расставьте знаки препинания при однородных членах: Я ему всё готовлю: и каши и супы и котлеты и гарниры всевозможные, а он ничего не ест! Вчера в дельфинарии были, а там при входе можно сфотографироваться с лягушками ящерицами всякими даже крокодилы есть. Учительница сказала, что нужно восемь тетрадей в линейку три в клетку цветные карандаши и циркуль. Выбирай: я или он. Либо ты сейчас начинаешь собираться либо мы никуда не идём.
Задание 7
Расставьте знаки препинания при обращениях: Мама ну сколько можно!? Спокойствие Павлуша спокойствие. Знаете Марфа Никитична это непозволительно! А вы что думаете Андрей? Оглянитесь дети что вы видите? Река-река не выходи за берега!
Задание 8
Расставьте знаки препинания при вводных словах: Я наверное пойду. Мы вообще-то ещё не закончили. Кстати в следующую среду Саша уезжает, может устроим ему сюрприз? Я бы купила это платье, но оно такое праздничное как думаешь?
Задание 9
Расставьте знаки препинания в сложных предложениях: Сервиз разбился потому что я пытался показать фокус со скатертью. У Олега и Натальи было много детей старший только-только окончил 9 класс а младшей скоро 2 года. Если бы я знал что вы хотите приехать то сам бы обязательно поторопился и кто знает может мы бы наконец встретились. Она играла на пианино а он то и дело порывался взяться за скрипку но не мог сдвинуться с места. Кошка ли уронила вазу или это сделала собака а может и Петя – это останется тайной.
Задание 10
Расставьте знаки препинания при прямой речи: Привет крикнула Анна едва увидев подол платья в дверном проёме. Простите вмешался Андрей мы давно прошли эту главу, сейчас изучаем законы Ньютона. Каждый в комнате хотел рассказать правду, но все боялись, через две минуты Катя сдалась я знаю!
Задание 11
Определите к какому литературному стилю относится каждое предложение: Лучики солнца щекотали его лицо, он лежал на траве, смотрел на небо, на плывущие облака, и всё казалось ему таким ненужным, второстепенным. Учёным наконец-то удалось установить примерный возраст недавно найденной в Египте статуэтки Ра. Довожу до Вашего сведения, что не явился на работу 4 марта 2008 года по причине болезни, выписка врача прилагается.
Задание 12
Вставьте пропущенные буквы: Он был свеж…, ч…рный, ноч…, печ…нка, нож…, горяч…, медвеж…нок, ж…лтый, ж…лудь, девч…нка, ц…плёнок, стаж…р, ш…колад, ож…г, замуж…, ш…рох лж…ш…, решишь…, жж…т, сгущ…нка, руч…нка, теч…т, дириж…р, наш…, ноч…вка, ц…кл, на улице было свеж…
Задание 13
Разберите слова по составу (приставка, корень, суффиксы, окончание, основа): Пыль, сразу, подъехала, подойти, водопад, коробка, деревянный, сверхинтересный, удивительный, снизойти, родственник, ключик, букварь, коэффициент.
Задание 14
Вставьте пропущенные гласные, подберите проверочные слова: Увл…кательная, прим…рить соперников, бл…жайшая, нав…вает, прим…рять платье, разр…дить батарейку, пос…деть к старости, ум…лять простить, пос…деть на дорожку, ум…лять значение.
Задание 15
Вставьте пропущенные гласные, объясните, какими правилами вы руководствовались, найдите слова, к которым неприменимо правило чередования: Бл…стеть, выж…гать, см…нать, з…ренька, накл…н, нат…реть, зам…рать, изл…жение, з…рево, выр…с ,ск…кать, соб…рать, выж…чь, см…ть, над…решь, покл…н, прокл…нать, предл…гаю, соб…решь, кас…ешься, оз…рить, прим…рить(платье), з…рница, обд…рать, пост…лешь, зап…раешь, р…стишь, прим…рить(двух друзей), разг…р, п…нать, выск…чить, зам…рить, начн…шь, ч…тать, подг…релый, нат…рать, зар…сли, к…сательная, к…снёшься, нач…нать, бл…стать, г…рели, заг…р, р…ща, г…ры, зан…мать, к…сишь, проск…чу, зап…реть, з…ри, ст…лешь, нед…росль, р…ст, обт…рать, зан…ть, к…сой, сл…гаемое, ск…чешь, кл…няться(в ноги), переч…тать, водор…сли, запр…шь, соч…тание, пн…шь, г…рница, расст…лать, выч…тать, предл…жи, прекл…няться(перед идолом), выч…т, сж…ть, сж…мать.
Задание 16
Вставьте пропущенные буквы: Пр…смотреть, пр…бывать(в хорошем настроении), …даёшь, бе…сердечный, …доровье, во…главить, …десь, во…создать, …низойти, и…сушить, ни…падать, в…помнить, пр…клеить, пр…увеличить, и…пепелить, и…гнать, и…возчик, пр…школьный, ра…смотришь, ра…крученный, бе…головый, ра…задорить, пр…открыть, ни…вергать, во…омнить, бе…смертный, ра…делаешь, пр…бывать(на место встречи), пр…дирчивый, и…пить, пр…красный, и…писать, в…лететь, …дание, ра…сердить, и…носить, …дача, пр…нести, пр…нарядить.
Задание 17
Вставьте пропущенные буквы: Сверх…зысканный, меж…гровой, меж…нститутская, во…стину, без…мянный, об…грать, сверх…нформативный, за…грать, по…грать, сверх…скусный, без…дейный, раз…скать, суб…нспектор, дез…нформация, раз…грать, контр…гра, сверх…нтересный, роз…грыш, пост…ндустриальный.
Задание 18
Назовите художественные средства, использованные в данных высказываниях: Благодаря сытному обеду сделался сытым студент, огонь и пламя, стальные нервы, лунный серп, флейта водосточных труб, хлеб всему голова, земля и небо, Варвара с длинною косой новенькой косой траву косила, в песочных часах песок с песчаного пляжа, отпереть замок в замок с принцессой, война и мир, читал Есенина, костёр рябины красной, соседский мальчик из соседнего дома ни с кем не здоровается, весь город встал на защиту памятника, горячий снег, семь пятниц на неделе, ждать у моря погоды, эта печь так и просит в ней испечь, позорная слава, его перо любовью дышит
Задание 19
Прочитайте текст, вставьте все пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, сделайте морфемный разбор выделенных слов. В предложениях с * подпишите все части речи, сделайте их синтаксический разбор: Леночка сидела в своей комнате и читала очередной роман. Отец постоянно сердился что она забивает голову такой чушью. Он пр…носил Лене много умных книжек их чтение не дост…вляло девоч…ке удовольствия однако на радость отцу она их всё же читала*. Лена в принц…пе была умной и красивой девочкой но слишком уж спокойной. Заставить её выйти на улицу – задача (не)выполнимая как и заставить улыбнуться*. Но иногда она сама неожиданно выбегала из дома доходила до реки долго там гуляла а возвращалась всегда счастливая и уставшая. Так произошло и в этот раз. Но Леночка задержалась дольше обычного отец стал бе…покоится и решил …ходить за ней. Сначала показался берег правее мужчина заметил холст а возле холста свою доч…. О хобби дочери отец ничего не знал. Девочка и…далека заметила его и на её щеках выступил румянец. Лена готовилась к выговору. Отец подош…л и долго молчал. Сначала он смотрел на девочку потом минуты две смотрел на холст. Но в выражении его лица не было и намека на злобу или недовольство. Его лицо выражало невероятную нежность и с ещё большей нежностью он смотрел на свою девочку. На холсте были изображены река и мост а на мосту мужчина с девочкой очень сильно напоминавшие его с дочерью. Лена думала что отец не оценит её любви к иску…тву*. Он всегда хотел сделать из дочки математика или физика и не очень лестно отзывался о всевозможных иску…твах. Но в тот вечер он сказал ей фразу которую Лена запомнила на всю жизнь он сказал (н…)когда не думай о том кем тебя хотят видеть всегда думай о том кем хочеш… видеть себя ты так где мы повесим эту картину?
Задание 20
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания: На ферме было много животных. …десь можно встретить и уток и ц…плят и коров и овец да и много кого ещё. Вокруг фермы мало пастбищ… точнее всего одно и то совсем небольшое поэтому коровы и овц… редко туда выходят. Но животные не голодают их кормушки всегда полны ведь фермер покупает траву у своего соседа. Когда же животных всё(таки) отправляют на пастбище – это настоящий праздник. Овцы медленно пож…вывают траву иногда от восторга бьют копытц…м землю под собой. Коровы заняты тем же но им попутно приходится отгонять огромное количество насекомых, размахивая хвостом-хлыстом. Когда фермер видит счастливых животных у него у сам ого улучшается настроение