Олимпиада по русскому языку 5-6 класс 2018-2019 учебный год

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Курская область

Ӏ (школьный) этап

2018-2019 учебный год

5 — 6 класс

Время выполнения работы – 60 минут

Максимальный балл – 56

Задание 1. Даны слова: ворота, столяр, звонит, тортов, щавель, углубить, позвонишь, цемент, фарфор, форзац, простыня, арест, верба, крапива, свекла, кашлянуть.

Распределите их по группам (в зависимости от места ударения):

а) с ударением на первом слоге:

б) с ударением на втором слоге:

в) с ударением на третьем слоге.

— Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?

Задание 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

На то и печь, чтобы в ней печь.

Часовой стоял на углу, против дома, где жил старый часовой мастер.

Поддувало внизу, пока не закрыл поддувало.

Задание 3. Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей.

Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Прудников, Решетников, Рукавишников, Рыбников, Селянинов, Толмачев.

Задание 4. Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде: спустя манжеты, он в математике кошку съел, делать из букашки слона, ходить уткой, бежал сломя нос, сапоги супа просят.

Задание 5. Найдите соответствия:

Задание 6. Отыщите, в каком ряду во всех словах нужно вставить букву е.

а) Как постел…шься, так и высп…шься.

б) Где стро…шь, там и ро…шь.

в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.

г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.

д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.

Задание 7. Прочитайте предложения. Найдите ошибки. Запишите предложения верно.

1) Повар посолил суп солью.

2) У Юры жил молодой котёнок.

3) На хрустальной люстре было много висячих висюлек.

Задание 8. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Образуйте новые слова от предложенных: ТЬМА, БАНКА, КОЧАН, МОШКАРА, ШЛЮПКА.

Задание 9. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Родственники

Вы кто такие?

Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята.

А ты кто?

Я ваша тётя – гусеница. (С. Иванов)

Вопросы:

1) На самом ли деле встретились родственники?

2) Составьте список родственников.

Задание 10. Напишите сочинение-рассуждение, в котором попытайтесь доказать или опровергнуть идею пословицы: «Грамоте учиться—всегда пригодится». (Объём сочинения—8-10 предложений).

Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку

I (школьный этап)

2018-2019 учебный год

5-6 класс

Задание 1. Распределите данные слова по группам (в зависимости от места ударения):

а) с ударением на первом слоге: тортов, форзац, верба, свёкла, кашлянуть

б) с ударением на втором слоге: ворота, столяр, звонит, щавель, цемент, фарфор, арест, крапива

в) с ударением на третьем слоге: углубить, позвонишь, простыня

— Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?

— Орфоэпический словарь (Словарь ударений):

Оценивание. По 0,5 балла за правильный выбор и 2 балла за название словаря

Итого: 10 баллов – максимальное количество.

Задание 2.

На то и печь (сущ.), чтобы в ней печь (глаг.).

Часовой (сущ.) стоял на углу, против дома, где жил старый часовой (прилаг.) мастер.

Поддувало (глаг.) внизу, пока не закрыл поддувало (сущ.).

Оценивание: по 0,5 балла за правильно указанную часть речи

Итого: 3 балла – максимальное количество.

Задание 3.

Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий

(«профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.

Прудников — от прудник (мельник на водяной мельнице),

Решетников — от решетник (мастер, изготовляющий решёта),

Рукавишников — от рукавишник (мастер, изготовляющий рукавицы),

Рыбников — от рыбник (торговец рыбой),

Селянинов – от селянин (крестьянин, пахарь, деревенский житель),

Толмачев – от толмач (переводчик, толкователь).

Оценивание: 1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род занятий человека;

по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого образовалась фамилия.

Итого: 7 баллов – максимальное количество.

Спустя манжеты

спустя рукава

он в математике кошку съел

собаку съел

делать из букашки слона

делать из мухи слона

ходить уткой

ходить гоголем

бежал сломя нос

бежал сломя голову

сапоги супа просят

сапоги каши просят

Задание 4.

Оценивание: 1балл за каждый правильный ответ.

Итого: 6 баллов – максимальное количество .

Задание 5. Найдите соответствия:

1-С; 2 – Д; 3- В; 4 – Е; 5 – А

Оценивание: 1балл за каждый правильный ответ

Итого: 5 баллов- максимальное количество.

Задание 6. г) Человек все умЕет: он и пашЕт, он и сеЕт.

Оценивание: 2 балла за правильный ответ.

Итого: 2 балла – максимальное количество.

Задание 7. Повар посолил суп. У Юры жил котёнок. На хрустальной люстре было много висюлек.

Оценивание: по 1 баллу за правильный ответ.

Итого: 3 балла – максимальное количество.

Задание 8. Мать, кабан, ночка, ромашка, плюшка.

Оценивание: по 1 баллу за образованное слово.

Итого: 5 баллов – максимальное количество.

Задание 9.

  1. Нет. Слова «гусь» и «гусеница» имеют разное лексическое значение.

  2. «Родственники»: гусь, гусыня, гусята.

Оценивание:

2 балла за верное объяснение,

3 балла за верно подобранные однокоренные слова.

Итого: 5 баллов – максимальное количество.

Задание 10.

Оценивание: ошибки (орфографические, пунктуационные, грамматические) оцениваются по 5-бальной системе.

Содержание, речь — 5 баллов.

Итого: 10 баллов – максимальное количество.

Максимальное количество баллов за работу — 56

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс 2018 г.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018-2019 уч. год

6 КЛАСС

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

ФИО_____________________________________________________________

Задание 1.

В каком ряду все существительные женского рода?

1) Бандероль, фасоль, шампунь, лебедь;

2) дядя, мозоль, тень, блюдце;

3) овощ, картофель, рояль, земля;

4) тапка, туфля, Миссисипи, мадам.

Задание 2.

Установите соответствие.

1) Где? Когда? Как? а) подлежащее

2) Каков предмет? Что это? б) определение

3) Какой? Чей? в) сказуемое

4) Кем? Чем? г) обстоятельство

5) Кто это? Что это? д) дополнение

Задание 3.

Отметьте слова, в которых ударение падает на первый слог.

1) Туфля; 2) свекла; 3) хвоя; 4) брала; 5) средства.

Задание 4.

Даны грамматические характеристики трех имен существительных, в одной из которых допущена ошибка. Найдите ошибку, мотивируйте свой ответ.

а) Имя существительное, неодушевленное, нарицательное, ж.р., 1 скл., ед. ч., вин. п.

б) Имя существительное, одушевленное, нарицательное, ср. р., разносклоняемое, ед. ч., род. п.

в) Имя существительное, одушевленное, собственное, м.р., 2 скл., ед. ч., дат. п.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Составь предложения или текст, используя словарные слова: …кскурсия, ф…олетовый, п…ртрет, ф…т…графия, и(л,лл)юстрация, б…гряный.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Метаграмма – замена в слове одной буквы на другую. Отгадайте зашифрованные слова в метаграммах.

а) Я должна открыться перед вами:

Хитрою считаюсь я плутовкой.

Деревом с душистыми цветами

Стану, если С на П заменишь ловко.

(Е. Муравенко)

__________________________________________________________________

б) Меня обычно составляют,

Готовясь к будущим делам.

Но если Н на Щ меняют,

То осенью я нужен вам.

(Е. Муравенко)

__________________________________________________________________

в) С буквой Щ я небольшой лесок.

Щ на З смените – перед вами

Потрясающей красы цветок,

Только, к сожалению, с шипами.

(Е. Муравенко)

_________________________________________________________________

Задание 7.

Определите, о каком фразеологизме идет речь. Составьте с ним предложение.

Обычай метать жребий очень распространен. Чаще всего жребий клали в шапку и оттуда вытягивали «на счастье».

Во времена Ивана Грозного некоторые судебные дела судьи решали жребием. Они тянули из шляпы бумажки с надписью «виновен», «невиновен».

Есть еще одно объяснение. Несколько столетий тому назад сообщения доставляли гонцами на лошадях. Чтобы сумка с пакетом не привлекла внимание грабителей, «дело» зашивали под подкладку шляпы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Объясните, почему изба должна «краснеть» не углами, а пирогами в пословице Не красна изба углами, а красна пирогами. Каково значение слова красный в данной пословице? Приведите примеры устойчивых словосочетаний или пословиц, где слово красный употреблялось бы в этом же значении.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Олимпиада по русскому языку и литературе (6 класс)

Русский язык и литература

6 класс

Уровень А (правильный ответ – 2 балла)

1. Укажите ошибку в словообразовательной цепочке:

1) доброта – добрый;

2) деревянный – дерево;

3) учение – учить;

4) голос – голосовать.

2.В каком примере пишется буква о в корне слова?

1) вкусный ш…колад;

2) выр…щенные розы;

3) ж…лтый песок;

4) пол…гаться на друга.

3.Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее» и почему?

4.Выполните морфемный анализ следующих слов:

подземный, стройка, пришкольный, сумочка, звонишь.

5. Подберите к словам границы , прочный, идти , потеря синонимы, придающие речи торжественную окраску.

6.О каком месяце идет речь по народному календарю

Снегогон , зажги снега, заиграй овражки

1) Март; 2) апрель; 3) май.

7.Найди ошибку.

1) яблоки Гериона;

2) яблоки Гесперид.

8.В каком примере значение фразеологизма определено неверно?

1) проба пера – «первый литературный опыт»;

2) жить своим умом – «быть хитрым»;

3) ждать у моря погоды – « бездействовать»;

4) проще пареной репы – «очень просто».

9. Слово компьютеризация является

1) диалектным;

2) общеупотребительным;

3)устаревшим;

4) неологизмом.

10.О какой обуви пишет В. Даль: «короткая плетеная обувь на ножную лапу»?

Уровень В ( 1 правильный ответ – 4 балла)

11.В какой сказке А. С. Пушкина слово «лебедь» женского рода?

12. В чем ошибка?

1) Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах дыма.

2)Он оказался круглым невежей в технике.

3) Хозяйка накормила нас сытым ужином.

4)Собака с жалким воем бросилась под ноги хозяйке.

5) Останки пищи старушка бережно спрятала.

13. Определите, в чем особенность построения стихотворения В. Я. Брюсова.

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.

14.Назовите самый « разговорчивый», « удобный» знак препинания, любящий цитировать.

15. Какое слово лишнее 1) шампунь; 2) тюль; 3) какао; 4) кофе; 5) рояль.

Уровень С ( 1 правильный ответ – 5 баллов)

16. Выписать из приведенного отрывка сравнения, метафоры, эпитеты.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

17.В одном африканском племени живет семья из четырех человек.

Мать зовут

Бере –рубо –торо –дак (темный цветок без запаха).

Отец носит имя Кобо –рудо –дир (большая зелёная гора).

Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу –пеле (запах цветочного поля).Что означает имя младшего сына Кобо –пеле –торо –рубо?

18.Отгадай шараду.

Мой первый слог- могучий бык,

К труду он тяжкому привык,

Второй мой слог-простой предлог,

А я качусь на берег моря

В короне пенной, с ветром споря.

19.Что общего у слов перчатка, перстень, наперсток?

20.Перепешите текст нормальным языком, расставив знаки препинания и орфограммы.

Житьетиграф.

Однажды тигр родил тигрят и ушла дабычу доставать и приказал детям не кого небаяца потому-што если вы будите баяца они вас седят будти астарожны и тигрица ушла за дабычю.

Школьный этап олимпиады по русскому языку 5-6 класс

Школьный тур олимпиады по русскому языку

5 – 6 классы

Задание 1. Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите слово в качестве примера.

Задание 2. Прочитайте пары слов: топор – ропот, камыш – мышка, лакей – лейка. На чём основана языковая игра в приведённых примерах?

Каким термином она обозначается?

Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару для каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, спаниель.

Приведите 2 аналогичных примера.

Задание 3. Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев, Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.

Задание 4. Восстановите последовательность в определениях и в первой графе таблицы укажите лингвистические термины, о которых идёт речь. Запишите получившиеся формулировки.

1

________________

второстепенный

член предложения

которые исчезли из языка

но совершенно разные по лексическому значению

2

______________

устаревшие слова

который изучает правила постановки ударения в словах

но называют существующие предметы и явления

3

_______________

раздел науки о языке

который обозначает предмет

и произношения звуков и звукосочетаний

4

_______________

слова одной и той же части речи

одинаковые по звучанию и написанию

и отвечает на вопросы косвенных падежей

Задание 5. Прочитайте следующие предложения:

Мать любит дочь. Физика интересует математика.

Как можно понять эти предложения? С какими морфологическими и синтаксическими особенностями русского языка это связано?

Задание 6. Известно, что имя существительное может быть любым членом предложения. Составьте несколько предложений, чтобы проиллюстрировать, каким членом предложения может быть существительное комната (форма слова может быть изменена). При помощи вопроса покажите, к какому слову в предложении оно относится, и укажите, каким членом предложения является.

Задание 7. Назовите известные вам знаки препинания.

Какие из названий знаков препинания имеют иноязычное происхождение? Объясните своё решение.

Задание 8. Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы.

Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Вопросы:

1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды?

2) Почему родственники не сразу приметили чужака?

3) Составьте список любых четырех родственников чужака.

КЛЮЧИ 5 – 6 классы

Задание 1. Ответ:

В: чувствовать

Г: петербургский

Д: сердце

Й: пожалуйста

Л: солнце

Т: лестница

Ю: следующий

Оценка:

по 0,5 балла за каждую правильно указанную букву, по 0,5 балла за

соответствующий пример;

дополнительный балл за интересный пример на другую букву.

Итого: 8 баллов максимум.

Задание 2. Ответ:

Языковая игра основана на перестановке букв внутри слова, в результате

чего появляется новое слово. Этот приём называется анаграмма.

Архаизм – харизма, бейсбол – бобслей, барокко – коробка, спаниель —

апельсин.

Оценка:

1 балл за объяснение сути приёма языковой игры;

1 балл за правильно указанный термин;

по 1 баллу за каждое верно разгаданное слово;

по 2 балла за каждый свой пример

Итого: 10 баллов максимум.

Задание 3 Ответ:

Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий

(«профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.

Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда

диких пчел или лесным пчеловодством).

Знахарев (знахарь – лекарь-самоучка, действующий собственными

невежественными способами, якобы с помощью колдовства).

Толмачев (толмач — переводчик, толкователь).

Ростовщиков (ростовщик – дающий деньги в рост, в долг под процент).

Скорняков (скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке

меховых изделий).

Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник,

псаломщик).

Оценка:

1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род

занятий человека;

по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого

образовалась фамилия.

Итого: 7 баллов максимум.

Задание 4. Ответ:

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает

предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей

Архаизмы – это устаревшие слова, которые исчезли из языка, но называют

существующие предметы или явления

Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает правила постановки

ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.

Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и

написанию, но разные по лексическому значению.

Оценка:

За каждое правильно собранное определение – по 2 балла (по 0,5 баллов за

каждую из четырёх правильную часть определения).

Итого: 8 баллов максимум.

Задание 5. Ответ:

Данные высказывания можно понять двояко. 1) Мать любит свою дочь или

Дочь любит свою мать. 2) Физик интересуется математикой или Математик

интересуется физикой.

Такая многозначность высказываний обусловлена совпадением форм слова

(омонимией) и относительно свободным порядком слов в русском

предложении (в частности, у подлежащего и дополнения нет обязательной

позиции, они могут стоять в разных местах).

Оценка:

1) за двоякое объяснение каждого выражения – по 1 баллу;

2) за указание на причины такого явления (омонимия и порядок слов) – по 2

балла.

Итого: 6 баллов максимум.

Задание 6. Ответ:

Возможные модели предложений:

Комната была светлая. (Подлежащее, отвечает на вопрос что?, связано

(относится к) со сказуемым (-ому) была светлая).

Моя мечта – своя комната. (Сказуемое, отвечает на вопрос что такое?,

связано (относится к) с подлежащим (-ему) мечта).

Мы решили отремонтировать комнату. (Дополнение, отвечает на вопрос

что?, относится к глаголу / слову отремонтировать).

Дверь комнаты была открыта. (Определение, отвечает на вопрос какая?,

относится к подлежащему / существительному / слову дверь).

Ребята вошли в комнату. (Обстоятельство, отвечает на вопрос куда?,

относится к сказуемому / глаголу / слову дверь).

Предложения могут быть другие, объяснения могут быть даны графически.

Оценка:

1) по 0,5 балла за составленное предложение – за все, кроме определения, 1

балл за предложение с определением, всего – 3 балла;

2) по 1 баллу за каждое полное правильное объяснение (если в объяснении

есть ошибки, то 0 баллов).

Итого: 8 баллов максимум.

Задание 7. Ответ:

Иноязычными являются названия дефис и тире.

Слово дефис имеет звук [ф], которого не было в исконно русских словах.

У слова тире есть несколько признаков нерусского происхождения:

1) на месте буквы е после твердого согласного произносится ударное [э];

2) слово не изменяется (поставить тире (вин. п.), ошибиться в постановке

тире (род. п.), найти объяснение тире (дат. п.) и т.п.).

Для справки: дефис — из нем. divis (от лат. divisio – раздельно) и тире – из

французского tiret.

Оценка:

1) за каждое иноязычное название – по 1 баллу;

2) за объяснение про звук [ф] – 1 балл;

3) за каждый из двух признаков иноязычного происхождения слова тире – по

1 баллу.

Итого: 5 баллов максимум

Итого: 5 баллов максимум

Задание 8. Ответ:

«Чужаком» в данном случае является слово Водитель.

Ошибка произошла потому, что в словах водитель и вода омонимичный

корень –вод- , имеющий разное лексическое значение.

Водитель – водить, вождение, предводительство, проводник (или любой

другой список из четырех однокоренных слов)

Оценка:

1 балл за верно указанное лишнее слово;

1 балл за правильное объяснение причин ошибки;

по 0,5 балла за верно подобранные однокоренные слова (всего 2 балла).

Итого: 4 балла.

Максимальное количество баллов — 56

Олимпиадные задания по русскому языку; 6–7 класс — Олимпиадные задания — Русский язык и литература

Ганичева
Светлана Алексеевна

Учитель
русского языка и литературы

БОУ
ВО «Вологодский многопрофильный лицей»

Олимпиадные
задания по русскому языку

6–7
класс

1.
В каком ряду во всех словах пропущена
одна и та же буква?

А.
Бул..он, необ..ятный, медал..он, хлоп..я.

Б.
З..рница, к..сательная, утв..рь, выг..реть.

В.
Соб..ру, соч..тание, зап..реть, расст..лить.

Г.
Пр..мьера, пр..красный, непр..ступная
крепость,пр..следовать.

Д.
Раз..грать, от..скать, об..вать, без..сходный.

2.
Выберите слово, в котором нельзя
однозначно определить, какую букву надо
вставить на место пропуска.

А.
Выг..реть.

Б.
Изм..рение.

В.
Ш..рох.

Г.
Ц..стерна.

Д.
Посв..тить.

3.
Укажите предложение, в котором есть
обобщающее слово (знаки препинания не
расставлены).

А.
В заповедных лесах и старых садах
Центральной и Южной Европы встречаются
небольшие забавные грызуны сони.

Б.
Сони целыми ночами без устали лазают
по деревьям в поисках пищи коры веточек
плодов.

В.
Рыбки рачки и моллюски мелкие морские
жители.

Г.
Ребята как называется самая большая
южноафриканская река?

Д.
В зеркальную гладь озера смотрелись
плакучие ивы, стройные осинки и
красноствольные сосны.

4.
Сколько запятых должно быть поставлено
в этом предложении?

Я
люблю лес за грибы и ягоды за прохладу
и тень в жару.

А.
Ни одной.

Б.
1.

В.
2.

Г.
3.

Д.
4.

5.
В каком слове произносятся только
глухие
согласные?

А.
Всякий.

Б.
Вчитаться.

Г.
Расчёт.

В.
Съесть.

Д.
Контекст.

6.
В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный?

А.
КрасИвее.

Б.
ПлАто.

В.
ОбеспечЕние.

Г.
КатАлог.

Д.
ПонЯл.

7.
В каком ряду все слова являются
историзмами?

А.
Боярин, кафтан, очи, привратник.

Б.
Грош, кокошник, аршин, полюдье.

В.
Баской, кочет, пищаль, мушкетёр.

Г.
Горница, спутник, чело, холоп.

Д.
Уста, ветрило, отрок, осьмнадцать.

8.
В каком предложении вместо слова
абонемент
надо употребить
абонент?

А.
Родители подарили мне абонемент на
каток.

Б.
Мой библиотечный абонемент истёк.

В.
Надо продлить абонемент в бассейн.

Г.
Абонемент в кинотеатр – хорошая вещь!

Д.
Я являюсь абонементом телефонной сети.

9.
Какой парой слов можно продолжить
следующий ряд:
ворота
врата,
деревянный
древесина,
укоротить
краткий,
беречь
небрежный

А.
Враг – вражда.

Б.
Положить – лживый.

В.
Голый – гладкий.

Г.
Переход – премьера.

Д.
Морочить – мрачный.

10.
В каком ряду все слова являются
заимствованными?

А.
Аптека, феникс, зеркальный, словарь.

Б.
Пюре, Мария, геометрия, метафора.

В.
Исторический, арбуз, жалюзи, принтер.

Г.
Кровать, вода, пейзаж, акварель.

Д.
Святослав, Ольга, компьютер, лексика.

11.
В каком ряду все слова имеют один и тот
же международный словообразовательный
элемент?

А.
Автомат,
автограф, автомобиль, автобус.

Б.
Барометр, барокамера, барокко, барон.

В. Телефон,
телеграмма, телевидение, телодвижения.

Г.
Фиточай, фитоним, фитотерапия, фитнесс.

Д.
Монолог, монография, монета, монотонный.

12.
Какой фразеологизм является синонимом
к обороту
не
жалея сил
?

А.
Яблоку негде упасть.

Б.
До седьмого пота.

В.
Сломя голову.

Г.
Во всю прыть.

Д.
В одно мгновение.

13.
В каком предложении допущена речевая
ошибка?

А.
Художник написал свой автопортрет.

Б.
Ваня окончил школу два года назад.

В.
В комнату вошли трое мальчиков.

Г.
Я должен разобраться в этой задаче.

Д.
Мам купила три килограмма помидоров.

14.
 Какой морфемный состав имеет
слово 
телячий?

А.
Корень, суффикс, окончание.

Б.
Корень, суффикс, суффикс.

В.
Корень,
суффикс, суффикс, окончание.

Г.
Корень, окончание.

Д.
Корень, суффикс.

15.
В каком слове часть
одно
имеет
не
такое значение
,
как в остальных?

А.
Однодневный.

Б.
Однолитровый.

В.
Одноимённый.

Г.
Однотомный.

Д.
Одноэтажный.

16.
С помощью каких средств (какого средства)
образуется форма множественного числа
слова
друг?

А.
Окончание.

Б.
Окончание, чередование звуков в основе.

В.
Формообразовательный суффикс, чередование
звуков в основе.

Г.
Окончание, формообразовательный суффикс,
чередование звуков в основе.

Д.
Окончание, формообразовательный суффикс.

17.
Какие признаки (признак) являются общими
для существительных
серьги
и
сани?

А.
Нарицательные, неодушевлённые, первого
склонения, женского рода.

Б.
Нарицательные, неодушевлённые, первого
склонения.

В.
Нарицательные, неодушевлённые, женского
рода.

Г.
Нарицательные, неодушевлённые.

Д.
Нарицательные.

18.
Какого вида глаголы в предложении
Казнить
нельзя, помиловать
?

А.
Оба глагола совершенного вида.

Б.
Оба глагола несовершенного вида.

В.
Первый глагол может употребляться как
в значении несовершенного вида, так и
в значении совершенного, второй глагол
совершенного вида.

Г.
Первый глагол несовершенного вида,
второй глагол совершенного вида.

Д.
Первый глагол несовершенного вида,
второй глагол может употребляться как
в значении несовершенного вида, так и
в значении совершенного вида.

19.
Каким членом предложения является
выделенное слово?

В
стекло стучатся грозди рябин.

А.
Определение.

Б.
Дополнение.

В.
Обстоятельство.

Г.
Часть подлежащего.

Д.
Часть сказуемого.

20.
Какие изобразительно-выразительные
средства использованы в приведённых
строчках?

Бьётся
в тесной печурке огонь,

На
поленьях смола, как слеза,

И
поёт мне в землянке гармонь

Про
улыбку твою и глаза. (А.А. Сурков, 1941
г.)

А.
Метафора, олицетворение, сравнение,
эпитет.

Б.
Олицетворение, сравнение, эпитет.

В.
Метафора, эпитет, сравнение.

Г.
Метафора, сравнение.

Д.
Метафора, олицетворение, сравнение.

Ответы

1.
В

2.
Д

3.
Б

4.
Б

5.
Б

6.
А

7.
Б

8.
Д

9.
Д

10.
Б

11.
А

12.
Б

13.
А

14.
В

15.
В

16.
Г

17.
Г

18.
В

19.
А

20.
А

Олимпиада по русскому языку 6 класс

Олимпиада по русскому языку 6 класс

Рекомендуемое время выполнения заданий – 75 минут.

1. (2 балла) Укажи стиль приведённого ниже текста.

Ласки и хорьки – род млекопитающих семейства куньих. Длина тела у самцов – до 50 см, у самок – до 40; длина хвоста – до 18 см. Взрослые хорьки в природе ведут одиночный образ жизни. Хищники. В природе живут в среднем 3–4 года, при домашнем содержании – 5–7 лет.

а) официально-деловой б) научный

в) публицистический г) разговорный

2. (3 балла) Составь слово из букв, изображённых на яблоках, начиная с самого большого. Укажи способ образования полученного слова.

а) приставочный

б) суффиксальный

в) приставочно-суффиксальный

г) приставочно-постфиксальный

д) постфиксальный

3. (4 балла) Разгадай слово. Цифра – это порядковый номер буквы в алфавите.

Разбери слово по составу. В ответе запиши только приставку слова без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: при

Ответ: ___________________

4. (5 баллов) Кто из ребят правильно оформил предложения с прямой речью?

а) б)

в) г)

д) е)

5. (6 баллов) Разгадай слова по подсказкам. В каких словах на месте * пишется буква о?

а) B3 C5 * B1 A4 B2 C2

б) C2 * A3 C4 B2 A4 C1

в) B5 * C2 A5 C5 C1 A2

г) B5 * A3 A5 A1

д) C3 * C5 C2 C1

е) C4 * A3 B4

6. (7 баллов) Прочитай предложение. Найди в нём слово, в котором звуков меньше, чем букв. Запиши это слово в ответе в той форме, в которой оно употреблено в тексте. Слово должно быть записано без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: прыгаешь

Войдя в него, я увидел полумрак, ряды скамеек, а впереди, на престоле, полукруг огоньков.

Ответ: ___________________

7. (7 баллов) Верны ли эти утверждения? Переходи по стрелочкам и собирай баллы. Какая сумма баллов получилась? В ответе запиши только число (цифрами) без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: 57

Ответ: ___________________

8. (7 баллов) Определи, какими частями речи являются выделенные в предложениях слова, и установи соответствие между столбцами таблицы. Ответ запиши в виде комбинации цифр и букв, без знаков препинания и пробелов, цифры должны идти по порядку. Например: 1а2г3в

1. Мы успеем на двухчасовой поезд.

а) существительное

2. Много вредных насекомых переловят скворцы за лето.

б) прилагательное

3. Слушаешь его – и дивишься: какие только звуки в его песенке не встречаются!

в) глагол

4. Почти две недели я не видел Олесю.

г) местоимение

5. Потому и развешивают для них скворечники.

д) числительное

Ответ: ___________________

9. (8 баллов) Фразеологизмы перепутались. Восстанови их. Какой из полученных фразеологизмов имеет значение «бездельничать»? В ответе запиши выбранный фразеологизм. Учитывай, что слова должны быть записаны строго через один пробел без каких-либо знаков препинания. Например: кот наплакал

Ответ: ___________________

10. (8 баллов) Реши чайнворд. Чайнворд – это один из видов кроссворда. Слова в нём никогда не пересекаются, а идут последовательно по часовой стрелке. Последняя буква слова – это первая буквой следующего слова. Найди все имена существительные первого склонения. Запиши эти слова в ответе строго через один пробел, без каких-либо знаков препинания. Учитывай, что слова должны быть записаны в алфавитном порядке. Например: день мама ночь

1. Летательный аппарат с крыльями.

2. Устройство для передачи и приёма звуков на расстояние.

3. Одна из двух нижних конечностей человека.

4. Восьмой месяц календарного года.

5. Столовая посуда, на которой едят.

6. Цитрусовый сочный ароматный плод с мягкой кожурой оранжевого цвета.

7. Орган обоняния, находящийся на лице у человека и на морде у животных.

8. Напиток, приготовляемый из мякоти плодов.

9. Самка кота.

10. Большой, круглый, сочный, сладкий плод огородного растения.

11. Небольшой пушистый зверь с длинными ушами, длинными задними ногами, которыми он отталкивается при беге, и с коротким хвостом.

12. Вещество, из которого при замешивании с водой приготовляют скрепляющую массу для строительных работ.

Ответ: ___________________

Всего: 57 баллов.

5

Олимпиада по русскому языку для 5-6 классов

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

2016-2017 год

5-6 классы

Всё небо было исп…щрено звёздами. Т..инственно струилось с выш…ны их г…лубое мя…кое мерцание. Они (с) тихим вн…манием гл…дели (на) д…лёкую землю. Маленьк… тонк… обл…ка изре…ка (на)л..тали на луну и превращали (на) мгновение её сп…койн..е сияние в неясный но светлый туман. Всё др…мало. Тёплый п..хучий воздух даже (не) к…лыхался он только иногда др…жал как др..жит в…да, возмущённая п…дением ветк….

1. Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки (если пишется раздельно, ставим прямую палочку I, если слитно — косую /) и расставляя недостающие знаки препинания. Текст не списывать!

2.Озаглавьте текст. _____________________________________

3. Сколько раз в первом предложении встречается звук [О]? _________

Выпишите слова, в которых произносится этот звук: __________________

_______________________________________________________________

4. Выпишите все слова с приставками, обозначьте приставки.

_________________________________________________________________

5. Вставьте пропущенные окончания, объясните различие:

а) на ладон…( ) — на ладошк… ( )

б) по площадк… ( ) – на площад… ( )

в) в тетрад… ( ) — на тетрадк… ( )

6. В каких словосочетаниях местоимения можно заменить прилагательными? Подходящее по смыслу прилагательное запишите рядом со словосочетанием.

а) кататься с ним ______________________

б) мой брат ___________________________

в) свой учебник _______________________

г) подарить тебе _______________________

д) наш праздник _______________________

7. Поставьте местоимения в нужной форме, определите их лицо, число, падеж:

а) приготовил для (они) _______________________

б) подошёл к (мы) ___________________________

в) встретил (я) ______________________________

г) посмотрел на (он) _________________________

д) разговариваю с (ты) ________________________

8. «Давно ободняло уж, а Наташка спит, спит и сама дивится, что её никто не будит». (Д. Мамин-Сибиряк. «Три конца»)

Напишите, что означает глагол «ободняло». __________________________

От какого слова он образован? _______________________________

9. Восстановите фразеологизмы, вставив названия животных, птиц, насекомых. Объясните значение каждого фразеологизма:

а) когда на горе __________ свистнет ( _______________________________)

б) черная ___________ пробежала (___________________________________)

в) ________ свинье не товарищ (______________________________________

______________________________________________________________)

г) драть как сидорову _________ (____________________________________)

д) как ____________ в бочке ( ____________________________)

10. Напишите текст из нескольких предложений, используя в нем один из фразеологизмов предыдущего задания (все предложения должны быть связаны одной темой; соблюдайте последовательность в изложении материала; следите за правильностью речи; не допускайте орфографических и пунктуационных ошибок). Пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы

1. До 5 б. – по нормам оценки.

2. 2 б. ( Звёздная ночь. Летняя ночь. Звёздной ночью и др.

Но: не «Тёмная ночь»)

3. 4 б. – 3 раза — 1б.Всё (1б), испещрено(1б), звёздами (1б).

4. 6 б. – Испещрено(1), изредка (1), налетали (1), превращать(1),

Неясный (1), возмущённый (1).

5. 3 б. по 0,5б за каждое правильное окончание и объяснение.

а) на ладонИ ( 3 скл. ) — на ладошкЕ ( 1 скл. )

б) по площадкЕ ( 1 скл.) – на площадИ ( 3 скл.)

в) в тетрадИ ( 3 скл.) — на тетрадкЕ ( 1 скл.)

6. 3 б

б) мой брат _____младший_ -1б

в) свой учебник ____школьный __ 1б

д) наш праздник ____детский_ 1б

(прилагательные могут быть и другими, главное — в этих случаях)

7. (по 1б за каждую правильную характеристику):

а) приготовил для (они) _них — 3л., мн.ч., Р.п.

б) подошёл к (мы) __нам – 1л., мн.ч.,

в) встретил (я) ____меня – 1л., ед.ч., В.п.

г) посмотрел на (он) __него – 3л., ед.ч., В.п.

д) разговариваю с (ты) __тобой – 2л, ед.ч., Т.п.

8. 4б «Давно ободняло уж, а Наташка спит, спит и сама дивится, что её никто не будит». (Д. Мамин-Сибиряк. «Три конца»)

Глагол «ободнять» означает «рассвести» — 2б

Образован от слова «день» — 2б

9. 10б ( 1балл за правильное слово, 1 б за объяснение )

а) когда на горе рак свистнет ( неизвестно когда; никогда )

б) черная кошка пробежала ( поссорились )

в) гусь свинье не товарищ (так говорят о людях, совершенно разных по взглядам, характеру, общественному положению)

г) драть как сидорову козу (сильно, жестоко наказывать кого — либо)

д) как сельдей в бочке ( очень тесно, много)

10. 8б

1) все предложения должны быть связаны одной темой – 2б;

2) соблюдайте последовательность в изложении материала – 2б;

3) следите за правильностью речи – 2б;

4) не допускайте орфографических и пунктуационных ошибок – 2б.

Всего – 50 баллов.