Словарные слова 6 класс (к программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
В русском языке существует достаточно большое количество слов, при написании которых у учащегося могут возникнуть трудности. И для того, чтобы в будущем правильно и грамотно их писать, и существуют списки словарных слов. На разных программах, возможно, списки будут разные. А нам выдали такие словарные слова 6 класс (к программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.). В шестом классе количество словарных слов осталось примерно на уровне предыдущего класса — 115. Словарные слова напечатаны в учебнике Русского языка.
Словарные слова 6 класс (к программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Чтобы лучше выучить слова, дети после каждого домашнего задания пишут по 6 словарных слов.
Словарные слова 6 класс (к программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Словарные слова 6 класс
- аккуратный
- алюминиевый
- алюминий
- арматура
- багряный
- бассейн
- бахрома
- безмятежный
- бетон
- биография
- богатырь
- бордовый
- великолепный
- вестибюль
- гектар
- генерал
- гостиная
- двести
- девяносто
- дощатый
- заглавие
- зелёный
- иллюстрация
- искусный
- искусство
- исполинский
- исследование
- каморка
- карниз
- квартира
- коллекция
- колоссальный
- командир
- командировка
- конвейер
- корреспондент
- лейтенант
- маляр
- миллиард
- миллион
- обиход
- одиннадцать
- орнамент
- палисадник
- педаль
- перила
- пиджак
- пичужка
- подзаголовок
- подражать
- поражение
- поскользнуться
- пребывать (на работе)
- превратить
- предмет
- презирать
- прекратить
- премьера
- преобразовать
- преодолеть
- препятствие
- претворить (мечту)
- прибыть (на работу)
- привет
- привыкать
- пригласить
- пригодиться
- приготовить
- прийти
- приказать
- приключение
- прилежный
- пример
- примерять (одежду)
- примирять (врагов)
- приобрести
- природа
- присмотреться
- приспособить
- присутствовать
- притворить (дверь)
- причина
- приятный
- профессионализм
- профессиональный
- реформа
- румяный
- салат
- салфетка
- свиной
- сельдерей
- синий
- сирень
- солдат
- состязание
- талант
- телеграмма
- терраса
- типография
- трибуна
- триста
- троллейбус
- учреждение
- фасоль
- физиономия
- центнер
- четыреста
- штукатур
- штукатурить
- эвкалипт
- экономить
- экскаватор
- эмблема
- юный
- январский
деткамразвивалкисловарные словашкола
Словарные слова 6 класс ℹ️ список слов по русскому языку для школьников
A
Aвиaдecaнт
Aвиaкoмпaния
Aвиaпpoмышлeннocть
Aвиacaлoн
Aвиacъёмкa
Aвтoгapaж
Aвтoкoлoннa
Aвтoпилoт
Aквaлaнг
Aквaлaнгиcт
Aквaмapин
Aквapeль
Aквapиyм
Aквaтopия
Aккypaтный
Aльбoм
Aлюминиeвый
Aлюминий
Aмopaльный
Aнтигyмaнный
Aнтидeмoкpaтичный
Aнтинapoдный
Aплoдиpoвaть
Aпoлитичный
Apитмичный
Apмaтypa
Acтpoнaвт
Aтмocфepa
Б
Бaгpoвeть
Бaгpoвый
Бaгpяный
Бaнaн
Бapaбaн
Бapaн
Бapaнкa
Бacceйн
Бaxpoмa
Бeзмятeжный
Бeтoн
Библиoтeкa
Бижyтepия
Биoгpaфия
Биoлoгия
Биpюзoвый
Блaгoдapить
Блaгoдapнocть
Блaгoдapный
Блaжeнcтвo
Блaжeнcтвoвaть
Бoгaтыpь
Бopдoвый
Бoтфopты
Бoязливый
Бyдкa
Бyтepбpoд
B
B oбщeм
Bдaлeкe
Bдaли
Beликoлeпиe
Beликoлeпный
Beлocипeд
Bepeницa
Becтибюль
Bидeoпoдcкaзкa
Bлaдeниe
Bo избeжaниe
Boзгopaниe
Boзpacтaть
Bocпaлённый
Bocтopг
Bocтopгaтьcя
Bocтopжeнный
Bocxититeльный
Bocxищaтьcя
Bocxищeниe
Bпeчaтлeниe
Bпeчaтлять
Bпeчaтляющий
Bcё-тaки
Bcкaчь
Bыдaвaть
Bыдaвить
Bымoкнyть
Bыpacтить
Bычитaниe
Г
Гapaж
Гeктap
Гeнepaл
Гeoгpaф
Гeoгpaфичecкий
Гeoгpaфия
Гeoлoг
Гeoлoгичecкий
Гeoлoгия
Гeoмeтpичecкий
Гeoмeтpия
Гepб
Гepбoвый
Гипepбoлa
Гипepбoличecкий
Гocтинaя
Гocтиницa
Гocтиный
Гpoмoздить
Гpoмoздкий
Д
Дaвaть
Дaвить
Дaлёкий
Дaльнeйший
Двecти
Дeвянocтo
Дeeпpичacтиe
Дeeпpичacтный oбopoт
Дeзинфopмaция
Дeзинфopмиpoвaть
Дeзopгaнизaция
Дeзopгaнизoвaть
Дeмoбилизaция
Дeмoбилизoвaть
Дeмoнтaж
Дeмoнтиpoвaть
Дecятикpaтнo
Дeтcтвo
Диcкyccиoнный
Диcкyccиpoвaть
Диcкyccия
Дoлинa
Дoлинный
Дoмoвoй
Дoщaтый
Дpaгoцeнный
Дpoжaть
Ж
Жecтoкий
Жecтoкocть
3
3aвтpa
3aвтpaшний
3aглaвиe
3aкaшлялacь
3aмиpaть
3aмoчeк
3aнимaть
3apoждeниe
3eлёный
3нaчeниe
3нaчитeльный
3ooлoг
3ooлoгичecкий
3ooлoгия
3opeвaть
3peлищe
И
Извecтный
Изгoтoвитeль
Издaли
Изжeлтa-кpacный
Излeчитьcя
Изoбpaжaть
Изoбpaжeниe
Изoбpaзитeльный
Иллюcтpaция
Имeть в видy
Интeллигeнт
Интeллигeнтный
Интepec
Интepecный
Интepecoвaтьcя
Иpoничный
Иcкoвepкaнный
Иcкycный
Иcкyccтвo
Иcпoлинcкий
Иccиня-чёpный
Иccлeдoвaниe
Иcтpeбитeль
Иcтpeбить
Иcтpeблять
Й
Йeмeнцы
Йoгa
K
Kaзaтьcя
Kaк бyдтo
Kaлeйдocкoп
Kaлoши
Kaмopкa
Kaмпaния
Kapaбкaтьcя
Kapикaтypa
Kapикaтypный
Kapниз
Kaтacтpoфa
Kaтacтpoфичecкий
Kвapтиpa
Koвapный
Koвapcтвo
Koвepкaть
Koвыpять
Koктeйль
Koлeбaтьcя
Koличecтвeнный
Koличecтвo
Koллeкциoниpoвaниe
Koллeкция
Koлoннa
Koлoccaльный
Koлoтить
Koлoтyшкa
Koлпaчoк
Koлxoз
Koлыxaть
Koлышyтcя
Koлышyщийcя
Koмaндиp
Koмaндиpoвкa
Koмпaния
Koнвeйep
Koнcтpyиpoвaть
Koнcтpyктивный
Koнcтpyкция
Kopидop
Koppecпoндeнт
Kocить
Kocмoc
Kocoй
Kpaeшeк
Kpoccвopд
Л
Лaгyнa
Лaдoнь
Лaзopeвый
Лeжaнкa
Лeйтeнaнт
Лeкция
Лeчитьcя
M
Maгнитoфoн
Maгнитoфoнный
Maляp Maячит
Meдaль
Meмyapы
Mecтoимeниe
Mecтoимённый
Mикpoфoн
Mиллиapд
Mиллиoн
Moлчaть
Mopoжeнщик
Moтылёк
H
Hacлaждeниe
Hacтoйчивocть
Hacтoйчивый
Heвeжa
Heвeждa
Heoжидaннo
Hecгopaeмый
Hecмoтpя нa
Hизвepгнyть
Hocopoг
Hocopoжий
Hocopoжья
Hoyтбyк
O
Oбжигaть
Oбиxoд
Oбмeлeниe
Oбнoвлeниe
Oбoгaщeниe
Oбpaщaть(cя)
Oбpaщeниe
Oбщecтвeннo пoлeзный
Oбщecтвeннo-пoлитичecкий
Oбъeзжaeт
Oдиннaдцaть
Oзopник
Oзopничaть
Oпacный
Opнaмeнт
Oceнний
Ocкopбить
Ocкopблeниe
Oтвapить
Oтдaлённый
Oтдoxнyть
Oтeчecтвo
Oтpacль
Oтcюдa
Oттyдa
Oтчaяниe
Oтчeгo
Oтчecтвo
Oтчизнa
Oтъeзжaeт
П
Пaлиcaдник
Пapкeт
Пapлaмeнт
Пapлaмeнтapий
Пapлaмeнтcкий
Пapoдийный
Пapoдиpoвaть
Пapoдия
Пaтpиoт
Пaтpиoтизм
Пaтpиoтичecкий
Пeдaль
Пeйзaж
Пeйзaжиcт
Пeйзaжный
Пepeдaвaть
Пepecкoчить
Пepилa
Пepиcкoп
Пиджaк
Пичyжкa
Плoвeц
Пoдaвлять
Пoдгopeвший
Пoддaвaтьcя
Пoдзaгoлoвoк
Пoдpaжaть
Пoдчинeниe
Пoдчинённый
Пoдчинить
Пoдчинятьcя
Пoжaлyй
Пoкaзaтьcя
Пoкopитьcя
Пoкopный
Пoкyпaтeли
Пoлeмизиpoвaть
Пoлeмикa
Пoлeмичecкий
Пoлитикa
Пoлитичecкий
Пoмoлчaть
Пopaжeниe
Пocкoльзнyтьcя
Пoтчeвaть
Пpeбывaть
Пpeвocxoдный
Пpeвpaтить
Пpeдaтeль
Пpeдaть
Пpeдeл
Пpeдмeт
Пpeзидeнт
Пpeзидeнтcкий
Пpeзидиyм
Пpeзиpaть
Пpeкocлoвить
Пpeкpaтить
Пpeкpaщaть
Пpeлecтный
Пpeлecть
Пpeмьepa
Пpeoбpaзoвaть
Пpeoдoлeть
Пpeпятcтвиe
Пpeпятcтвoвaть
Пpepeкaниe
Пpepeкaтьcя
Пpecмыкaтьcя
Пpecтиж
Пpecтижный
Пpecтoл
Пpeтвopить
Пpибыть
Пpивeт
Пpивeтливый
Пpивилeгиpoвaнный
Пpивилeгия
Пpивыкaть
Пpиглacить
Пpигoдитьcя
Пpигoтoвить
Пpидиpчивo
Пpийти
Пpикaзaть
Пpиключeниe
Пpиключeнчecкий
Пpилaгaтeльнoe
Пpилeжный
Пpиличиe
Пpиличный
Пpилoжeниe
Пpимeнeниe
Пpимeнять
Пpимep
Пpимepять
Пpимиpять
Пpимитивизм
Пpимитивный
Пpинимaть
Пpиoбpecти
Пpиpoдa
Пpиpoдный
Пpиcмoтpeтьcя
Пpиcпocoбить
Пpиcтpacтиe
Пpиcyтcтвoвaть
Пpиcягa
Пpиcягaть
Пpитвopить
Пpитвopный
Пpитвopcтвo
Пpитиxнyть
Пpичинa
Пpиятeль
Пpиятeльcкий
Пpиятнo
Пpиятный
Пpoгpecc
Пpoгpeccивный
Пpoизвeдeниe
Пpoпoвeдник
Пpoфeccиoнaлизм
Пpoфeccиoнaльный
Пpoфeccия
P
Paзвитиe
Paзливaть
Paкeтa
Paccлaбитьcя
Paccтeгнyть
Peлигиoзный
Peлигия
Peпepтyap
Peпeтиpoвaть
Peпeтиция
Peпpoдyкция
Peфopмa
Peшaть
Peшeниe
Peшётчaтый
Peшитeльный
Poвecник
Pocтoк
Pyмяный
Pыбaцкий
C
Caлaт
Caлфeткa
Cвepcтник
Cвинoй
Ceйчac
Ceльдepeй
Cepьёзный
Cимпaтизиpoвaть
Cимпaтичный
Cимпaтия
Cимфoничecкий
Cимфoния
Cиний
Cиpeнь
Cлeдyющий
Cминaть
Cмиpитьcя
Coвecтливый
Coдepжaниe
Coжaлeниe
Coкpaтить
Coкpaщeниe
Coкpoвищa
Coлдaт
Coлoмa
Coлoмeнный
Cocкyчитьcя
Cocтязaниe
Cтpyжкa
Cчacтливый
Cыгpaть
T
Taк кaк
Taк чтo
Taкcи
Taлaнт
Tapaкaн
Teaтp
Teaтpaльный
Teлeгpaммa
Teлeфoн
Teлeфoнный
Teopия
Teppaca
Teтpaдкa
Tипoгpaфия
Toгдa
Toлькo
Toпoль
Topжecтвeнный
Topжecтвo
Topжecтвoвaть
Topoпитьcя
Topoпливый
Tpeвoгa
Tpeвoжный
Tpибyнa
Tpиcтa
Tpoллeйбyc
Tpyщoбa
Tяжёлый
У
Увaжaть
Увaжeниe
Увaжитeльный
Увлeчeниe
Угoщeниe
Удaлить
Удoвoльcтвиe
Ужacный
Упoтpeбитeльный
Учpeждeниe
Ф
Фaбpикa
Фapфop
Фacoль
Фaянc
Физиoнoмия
Филaтeлия
Фиoлeтoвый
Фoнapь
X
Xлeбoбyлoчный
Xpoнoлoгия
Ц
Цeнтнep
Ч
Чeмoдaн
Чepecчyp
Чeтыpecтa
Ш
Шaмпyнь
Шeвeлить
Штyкaтyp
Штyкaтypить
Щ
Щёткa
Э
Эвкaлипт
Экзeмпляp
Экoнoмить
Экcкaвaтop
Эмблeмa
Эcтaфeтa
Этикeткa
Ю
Юный
Я
Янвapcкий
Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Словарные слова 6 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» .1 раздел «Словарные слова с безударной гласной о» (I часть)
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела:
«Словарные слова с безударной гласной о» (2 части),
«Словарные слова с безударной гласной а»,
«Словарные …
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова». 1 раздел «Словарные слова с безударной гласной о» (II часть)
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела:
«Словарные слова с безударной гласной о» (2 части),
«Словарные слова с безударной гласной а»,
«Словарные …
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова». 2 раздел «Словарные слова с безударной гласной а»
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела:
«Словарные слова с безударной гласной о» (2 части),
«Словарные слова с безударной гласной а»,
«Словарные слова …
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова». 3 раздел «Словарные слова с безударными гласными е-и»
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела:
«Словарные слова с безударной гласной о» (2 части),
«Словарные слова с безударной гласной а»,
«Словарные слова …
Кроссворды по темам «Словарные слова. Животный мир», «Двойные согласные в корне слова»
Игра — любимое занятие детей. Кроссворды по темам: «Словарные слова. Животный мир» и «Двойные согласные в корне слова» могут быть использованы учителем на уроках и внеклассной работе по предмету…
Работа со словарными словами и словами-исключениями из правил
В методической разработке представлены некоторые активные формы работы на уроке русского языка со словарными словами и словами- исключениями из правил….
Презентация для проведения зрительного словарного диктанта «Словарные слова» (животные)
Презентация представляет картинный материал для написания зрительного словарного диктанта по русскому языку. Использовать пособие можно на уроке во 2, 3 или 4 классе.Пособие состоит из 13 слайдов. На …
А арматура атмосфера Б багряный бассейн бахрома бетон биография бирюзовый богатырь бордовый В великолепный велосипед ветеран Г гараж генерал Д двести девяносто З заглавие зелёный И изжелта-красный иллюстрация искусный искусство иссиня-чёрный К карниз квартира коллекция командир конвейер Л лейтенант М маляр миллиард миллион | О Общественно полезный Общественно-политический обыкновенный одиннадцать орнамент П паркет педаль перила подзаголовок подражать поражение поскользнуться пребывать (на работе) превратить предмет презирать прекратить преобразовать преодолеть препятствие претворить (мечту в жизнь) прибыть (на работу) привет привыкать пригласить пригодиться приготовить придумать прийти приказать приключение прилежный пример примерять примирять приобрести природа присмотреться приспособить присутствовать притворить (дверь) причина приятный профессия | Р ракета реформа ровесник румяный С салат салфетка свиной синий солдат состязание Т талант телеграмма терраса типография торопиться трибуна триста троллейбус Ф фасоль Ц центнер Ч четыреста Ш штукатур Э экземпляр экономить экскаватор Ю юный Я январский
|
Русский язык : СЛОВАРНЫЕ СЛОВА 6 КЛАСС
1. августовский
2. агент
3. алфавит
4. арматура
5. атмосфера
6. багряный
7. бассейн
8. безбрежный
9. бездонный
10. безмятежный
11. белоснежный
12. бетон
13. бирюзовый
14. богатырь
15. бордовый
16. вежливость
17. ветеран
18. ветреный день
19. ветряная мельница
20. выпукло-вогнутый
21. гараж
22. гигантский
23. даровитый
24. двести
25. девяносто
26. заря
27. зелёный
28. изжелта-красный
29. изобретение
30. изумительный
31. интерьер
32. искусный
33. искусство
34. исполинский
35. иссиня-чёрный
36. километр
37. конвейер
38. колоссальный
39. копировать
40. красивее
41. кружев
42. кружева
43. кухонный
44. легче
45. любезность
46. мельче
47. миллиард
48. миллион
49. мягче
50. насмехаться
51. невозмутимый
52. необыкновенный
53. несказанный
54. обходительность
55. общественно полезный
56. общественно-политический
57. обыкновенный
58. одиннадцать
59. паркет
60. переводной , но переводный балл
61. перила
62. поистине
63. поражать
64. пребывать (на работе)
65. пребывать в горах
66. превратить
67. предмет
68. прекратить
69. преобразовать
70. преодолеть
71. престарелый
72. претворить мечту в жизнь
73. прибыл
74. прибыла
75. прибыть
76. прибыть (на работу)
77. привыкать
78. пригодиться
79. приготовить
80. призреть сироту
81. прийти
82. прикидывать в уме
83. приобрести
84. приспособить
85. причудливый
86. простираться
87. профессия
88. развитой ребенок
89. развитой язык
90. ракета
91. раскидываться
92. расплывчатый
93. расстилаться
94. реформа
95. ровесник
96. румяный
97. сверстник
98. свиной
99. свободнее
100. сеней
101. сени
102. синий
103. слаще
104. смекать
105. солдат
106. соображать
107. спокойнее
108. способный
109. средствами
110. средство
111. стлаться
112. талант
113. талантливый
114. тверже
115. телеграмма
116. терраса
117. торопиться
118. трёхъярусный
119. триста
120. троллейбус
121. уважительность
122. удивительный
123. удобнее
124. украинский
125. учтивость
126. центнер
127. чародей
128. четыреста
129. экземпляр
130. экономить
131. юный
132. январский
Урок «Словари» (6 класс ФГОС) по УМК Т.А. Ладыженской
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Суворова»
« СЛОВАРИ»
(6 класс ФГОС )
(УМК Ладыженской Т.А.)
Предмет
Русский язык
Учитель
Пронькина Ирина Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Класс
6
Тема
«Словари»
Тип урока
Урок общеметодической направленности
Цель
Познакомить с различными видами словарей, подготовить к выполнению исследовательского проекта
Задачи
Развивающая: Развивать познавательную, коммуникационную и творческую компетенции; активизировать самостоятельную деятельность учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала.
Обучающая: Познакомить учащихся со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, совершенствовать умение работы со словарями разных типов, способствовать проявлению интереса к словам и словарям.
Воспитывающая: Воспитывать любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства; бережное отношение к слову, расширять жизненные познания детей.
УУД
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
Познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать, что такое словарь, какие типы типы словарей существуют, почему существует такое деление словарей, что такое словарная статья, лексическое значение; что можно узнать из словарной статьи
должны уметь работать со словарной статьей, определять лексическое значение слова, определять основную мысль текста, строить свое высказывание в соответствии с нормами языка
Межпредметные связи
литература
Ресурсы
компьютер, проектор; презентация Power Point «В словарях — вся Вселенная», технологические карты учеников, карточки с заданием, словари
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
II. Мотивация к учебной деятельности
1. « Рассыпанные слова». Ребята, перед вами сундучок! Что там может быть внутри? Тут, оказывается, секретный замок, открыть который мы сможем, если из рассыпавшихся слов правильно составим предложение. (Работа учащихся в «Карте путешественника»)
Слова для справок: ж..зни, хр…нители, ч…ловеческой, знаний, Сл…в…ри, пам…ти, знаний, мудр…сти, и
(Словари – хранители памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой).
— Что у вас получилось?
— Подчеркните вставленные буквы, определите, в какой морфеме они находятся. Объясните написание. (Работа в парах). Проверьте, как выполнил эту работу ваш сосед.
— Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи.
— Проверка. Объясните постановку знака препинания. Оцените свою работу на этом этапе урока.
2. Молодцы! Вы справились с работой. Предложение составлено. Замочек открыт.
Только я не спешу открыть этот сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит?
Ответить на этот вопрос поможет записанное вами предложение.
— Правильно. Это словарь. Сформулируйте тему нашего урока.
— Определите и запишите в Картах путешественника, что вы знаете о словарях.
Проверка. Итог работы.
3. Постановка цели и задач урока.
«Одна книга тысячи людей учит», — говорит пословица о словаре. Все вокруг твердят: «Словари – наши друзья и помощники». Несомненно, это так. Какую же помощь оказывают эти мудрые книги? В чём их польза?
Сегодня вы узнаете, что словари помогают не только правильно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из различных областей науки, техники, литературы и искусства.
На уроке нам предстоит познакомиться со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, выполнить лексикографические упражнения, направленные на обучение работы со словарем.
III. Изучение нового учебного материала
1. — Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой? Можете вы ответить на этот вопрос?
— Для того чтобы побольше узнать о словарях, предлагаю отправиться в путешествие в страну Словарей. Путь предстоит неблизкий, поэтому предлагаю запастись энергией и силами.
2. Физминутка
3. — Я думаю, что теперь у нас сил прибавилось. Итак, займите свои места. Поезд отправляется. Первая станция – Историческая.
Перед вами тексты. Прочитайте их про себя. Подготовьтесь к выразительному чтению:
О значении словарей в жизни общества говорилось ещё во время правления Екатерины II, которая решила и сама изучить русский язык, и сделать так, чтобы держава ее языком владела достойно. И когда к императрице обратилась одна из образованнейших женщин России Е.Р. Дашкова, которая часто задумывалась, почему же в русском языке столько нестроения и говорила: «До какого бы цветущего состояния довели россияне свою литературу, если бы познали цену языка своего», и предложила Екатерине II создать по примеру флорентийской или парижской академий русскую академию и выпускать словари. Екатерина сразу согласилась.
Так появилась Академия, которая занималась словарями, обработкой слова, её красотой и выразительностью языка в целом. До сих пор словарное дело развивается в нашей стране, появляются новые словари, энциклопедии, справочники. Наша задача – пользоваться лингвистическим богатством себе и другим на благо.
— Определите основную мысль текста. Работайте в паре с соседом. Запишите ваш вывод в Картах.
Проверка работы. Совпало ли ваше определение основной мысли текста с классом? Поставьте себе оценку.
— Ребята, знаете ли вы, как называется наука, занимающаяся вопросами составления словарей, и их изучения? Как называется профессия составителей словаря?
— Какие вы знаете словари, справочники, энциклопедии?
-Есть ли в Вашей семье словари?
-В каких ситуациях приходит к Вам на помощь справочная литература?
— Почему они так необходимы каждой семье?
— Обращаетесь ли вы к справочникам, когда готовитесь к занятиям?
4. Станция « Лингвистическая»
— Ребята, знаете ли вы, как называется наука, занимающаяся вопросами составления словарей?
Подсказка: Соедините слова с их лексическим значением
1) лексикология
исследует несвободные лексические сочетания
2) фразеология
наука, занимающаяся вопросами составления словарей
3) лексикография
словарный состав языка
4) лингвистика
Наука, изучающая языки
Впишите это слово (работа в Картах)
Беседа:
-Есть ли в Вашей семье словари?
— Обращаетесь ли вы к справочникам, когда готовитесь к занятиям?
— Что вы можете узнать в словаре? Что такое словарная статья? ( слайд Словарная статья)
IV. Применение нового знания в стандартной ситуации
Работа в группах. У каждой картинка с изображением словаря. Расскажите о словаре на вашей картинке. Что можем узнать из этого словаря? Воспользуйтесь дополнительной информацией.
1 группа «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля – один из самых известных и знаменитых словарей в мире. Свыше 53 лет Даль отдал работе над «Толковым словарем живого великорусского языка». Его называют настоящей «энциклопедией русской жизни». В нём — более 200 000 слов. Собранные В.И.Далем слова можно назвать «родными россыпями жемчужин», так как при составлении своего толкового словаря отобразил все разнообразие, неоднородность и величие русского языка. В словаре можно найти пояснения региональных особенностей речи, а также терминологию и специфические фразы многих профессий и ремесел. Толкуя слово, В. И. Даль отбирает множество синонимов, свидетельствующих об исключительном богатстве русского языка, его гибкости и выразительности, он показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка. Ценность словаря подчеркивается десятками тысяч включенных в словарные статьи загадок, пословиц, присловий, скороговорок и поговорок. Знатоки и любители русского слова постоянно обращаются к словарю В.И. Даля. Одних только пословиц в нём — 30130. В.Д. Берестов писал: «Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими и почаще учиться у них добру».
ЗАДАНИЕ для группы: Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление
1. Выпишите три пословицы из словаря В.И. Даля на тему «слово»
2. Ответьте на вопрос: «Почему В.И.Даль называл пословицы «цветом народного ума»? (письменно)
2 группа: Самые востребованные словари в семьях, в школе, во многих учреждениях – орфографический и орфоэпический.
Если нужно узнать, как правильно пишется или произносится то или иное слово, нужно поискать нормативные словари: хорошо известные всем орфографические (от греч. orthos — «правильный», «прямой», grahpo — «пишу») или же орфоэпические (от греч. orthos — «правильный» и epos — «речь»). Последний наиболее крупный орфографический словарь, вышедший в 1999 году, содержит 160 000 слов.
Орфоэпический словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.
Задание: Используйте словари. Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление
№ 1 Вставить пропущенные буквы и определить лишнее слово.
1. л…жился, прил…гательное, прил…гать, возл…гать
2. р…сток, р…сти, отр…сти, р…стение
3. ш…рох, ш…пот, крыж…вник, ш…рты
4. ц…ркуль, акац…я, ц…ган, ц…ферблат.
№2 «Упражнения по орфоэпии»
Определите варианты произношения ([шн] и [чн]) и прочитайте вслух.
Булочная, встречный, горчичник, нарочно, скучно.
3 группа
Этимологический словарь рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью знакомства читателей с историческим составом слова, который отличается от современного. Использование этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.
Задания: Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление
№1. Расставьте ударение в словах и прочитайте вслух:
Крамола, красивее, кулинария, кухонный, ломоть.
Укажите архаизм. Подберите синоним.
№ 2. Найдите в этимологическом словаре слово чужой. Правда ли, что слова чужой и чудесный – дальние родственники? Составь два словосочетания со словами чужой и чудесный, чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.
Вариант:
Найдите слово «басня» в словаре. Что интересного удалось узнать?
4 группа
Словарь синонимов – словарь, содержащий ряды синонимов, в котором по алфавиту расположены слова, являющиеся основными, опорными в каждом из синонимических рядов.
Первые словари синонимов имеют давнюю историю. Они стали появляться в России с конца XVIII века, а в XX веке был издан целый ряд словарей, авторами которых являлись Н.Абрамов, В.Д. Павлов-Шишкин и П.А. Стефановский, В.Н. Клюева, А.П. Евгеньева, З.А. Александрова.
Синонимы во многих словарях этого типа собраны и сгруппированы в ряды. Каждая словарная статья содержит перечень слов, входящих в данный синонимический ряд, их толкование и примеры из литературно-художественных произведений. В словаре значения слов не раскрываются и примеры их употребления не даются. Словарь имеет практическое назначение. Он дает набор синонимов, из которого пишущий может извлечь подходящее слово для точного и яркого выражения своей мысли. Например, в словаре З.А. Александровой — около 9000 синонимических рядов.
Задание: Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление
1. Исправьте ошибки в предложениях.
По дороге (по пути) в школу дети переходят через железную дорогу. Ему было трудно в таких трудных (сложных) условиях. Нападающие игроки нападают (играют) решительно. В этом рассказе писатель показывает (изображает) их жизнь и показывает красоту русской природы.
2. Распределите слова в три колонки в соответствии со стилем : высокий, нейтральный и низкий. Какой словарь вы выберете в помощники?
почивать, спать, дрыхнуть;
конь, кляча, скакун;
вояка, боец, воин;
одеяние, одежда, одежка.
— Отчет групп. Оценивание. Подчитайте количество баллов, набранных за урок. Сдайте свои Карты путешественника.
V. Рефлексия.
1.- Итак, вы хорошо потрудились. Закончилось наше путешествие в волшебный мир словарей, в безбрежный океан слов, собранных в них. Знакомство со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, лексикографические упражнения, направленные на работу со словарями, приблизило нас к проекту, где наши познания можно будет применить практически.
Это только начало пути в наш лингвистический проект «В каждом слове – чудесный клад». На следующем уроке нам предстоит совершенствовать умение работы со словарями разных типов. Что может быть интереснее работы со СЛОВОМ?!
На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть. (С. Маршак)
Пусть лингвистические и энциклопедические словари помогут вам определиться в выборе интересного слова для исследования и успешно реализовать себя в проекте.
2. Д.з В начале урока мы поставили перед собой вопрос: Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой?
Ответьте на этот вопрос письменно. Это будет вашим домашним заданием.
3. Подведем итоги работы.
— Каким был для вас урок: легким или трудным? Какие затруднения вы испытали в работе?
— Понравился ли вам урок?
— Был ли урок для вас полезен? Если да, то нарисуйте в технологической карте веселый смайлик. Если нет, то грустный.
Спасибо за сотрудничество во время урока. Вы МОЛОДЦЫ!
Готовимся к ВПР. Русский язык. 6 класс. Словарные слова.
Готовимся к ВПР. Русский язык. 6 класс. Словарные слова.
(По учебнику Т.А. Ладыженской).
ПИШИ ПРАВИЛЬНО.
А
аккуратный
алюминиевый
алюминий
арматура
Б
багряный
бассейн
бахрома
безмятежный
бетон
биография
богатырь
бордовый
В
великолепный
вестибюль
Г
гектар
генерал
гостиная
Д
двести
девяносто
дощатый
3
заглавие
зелёный
И
иллюстрация
искусный
искусство
исполинский
исследование
К
каморка
карниз
квартира
коллекция
колоссальный
командир
командировка
конвейер
корреспондент
Л
лейтенант
М
маляр
миллиард
миллион
О
обиход
одиннадцать
орнамент
П
палисадник
педаль
перила
пиджак
пичужка
подзаголовок
подражать
поражение
поскользнуться
пребывать (на работе)
превратить
предмет
презирать
прекратить
премьера
преобразовать
преодолеть
препятствие
претворить (мечту в жизнь)
прибыть (на работу)
привет
привыкать
пригласить
пригодиться
приготовить
прийти
приказать
приключение
прилежный
пример
примерять
примирять
приобрести
природа
присмотреться
приспособить
присутствовать
притворить (дверь)
причина
приятный
профессионализм
профессиональный
р
реформа
румяный
С
салат
салфетка
свиной
сельдерей
синий
сирень
солдат
состязание
Т
талант
телеграмма
терраса
типография
трибуна
триста
троллейбус
У
учреждение
Ф
фасоль
физиономия
Ц
центнер
Ч
четыреста
Ш
штукатур
штукатурить
Э
эвкалипт
экономить
экскаватор
эмблема
Ю
юный
Я
январский
Вернутьсяк списку ВПР по русскому языку, 6 класс