Диктанты 6 класс 1 четверть по Русскому Языку
Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 1 четверти 6 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России УМК Ладыженская. Объём диктанта ФГОС для 6 класса 1 четверть – 100 — 110 слов.
Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана. Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам далёкого леса. На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В неё впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней… Объём слов: 113
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени. В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана… Объём слов: 90
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес. За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса. Вот у берёзки два крепких боровика… Объём слов: 104
Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления. Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки… Объём слов: 96
Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью. Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира…Объём слов: 107
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки. Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники… Объём слов: 101
Среднерусский край во власти осени. Волна холода спадает, и опять водворяется тепло. Воздух прогрет, а на солнце так и припекает. В спокойном воздухе дрожат паутинки. Оживились скворцы, их бодрит тепло. По жнивью важно гуляют грачи, держатся вместе, чтобы приготовиться к скорому отлету. В лесу осинка закраснела, скоро лист начнет осыпаться. Стволы ее от избытка крахмала стали сизыми, словно припудрились… Объём слов: 98
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжёлые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи. Поднимается солнце, и его лучи освещают далёкие поля, прибрежные кусты возле речки. Анна ярко блестит на солнце… Объём слов: 109
Снег давно сбежал с полей. От края разбитой дороги до ближней деревеньки стелется рожь. Она освещена восходящим лучом солнца. На синем небе не видно туч, беловатые облака плывут в северо-западном направлении. В вышине звучит переливчатая песенка жаворонка. В лесной чащобе воркует горлинка в заботе о постройке нового гнезда для птенцов. В свежей зелени уже жужжат труженицы-пчелки… Объём слов: 104
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы. В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки. Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом…Объём слов: 100
Частенько ложится на землю белый иней. Собираются в стаи и трогаются в путь перелётные птицы. Коротки и печальны их прощальные песни. Серые птицы перелетают по жнивью. Кто это? Не узнаешь по полёту. Хорошо сейчас в лесу! Глаз не оторвать от светлых берёзовых рощ. С пугливой готовностью кидает липа зубчатые монетки… Объём слов: 98
Диктанты 6 класс 2 четверть по Русскому Языку
Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 2 четверти 6 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России УМК Ладыженская. Объём диктанта ФГОС для 6 класса 2 четверть – 100 — 110 слов.
Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие ру-били ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки. Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке. Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков… Объём слов: 98
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке… Объём слов: 100
Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек… Объём слов: 100
Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку. Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман. Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо… Объём слов: 95
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу. Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь… Объём слов: 112
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца… Объём слов: 119
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша… Объём слов: 101
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве. Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев. Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра… Объём слов: 119
Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами. Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто – белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек… Объём слов: 118
Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-серебристый свет луны с трудом проникает сквозь чёрно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги4. Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши тёмно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса4… Объём слов: 104
Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился. Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал. Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них… Объём слов: 115
Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки… Объём слов: 110
Материал по русскому языку (6 класс) на тему: Контрольные диктанты для 6 класса по программе В.В.Бабайцевой.
Диктанты для 6 класса ( по программе В.В.Бабайцевой)
Диктант №1 (после повторения)
Владимир велел заложить маленькие сани и отправился в Жадрино, куда должна была приехать и Марья Гавриловна.
Дорога была ему знакома, а езды всего двадцать минут.
Но поднялся ветер, и сделалась такая метель, что в одну минуту дорогу занесло. Окрестность исчезла во мгле. Лошадь поминутно въезжала в сугроб или проваливалась яму, сани опрокидывались.
Он давно был в дороге, а полю не было конца.
Владимир начинал сильно беспокоиться.
Должно быть, было около полуночи, когда тучи расходились, ночь прояснилась. Владимир увидел какую-то деревушку, поехал к ней и стал стачать в первую избушку. «Далеко ли Жадрино?»- спросил он старика, который открыл ставень.
До Жадрина ещё было вёрст десяток. (105 слов)
Диктант №2 (после изучения инфинитива).
Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться чудесным восходом солнца. Весенним утром в праздничный день мать иногда будила меня и говорила: «Посмотри, сыночек, как солнце играет!»
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками деревьев предутренний ветер, гаснут звёзды. Чист и прозрачен воздух. Росистым утром смолою пахнет в лесу. Видел восход солнца над полями, над серебряной гладью реки. В прохладном зеркале отражаются звёзды, тонкий серп месяца. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается солнце. Друзья мои, очень советую вам полюбоваться восходом солнца. Вы почувствуете, как свежей радостью наполняется сердце. (Соколов-Микитов) (103 слова).
Диктант №3 (после изучения времён глагола)
Молодые листики.
У старого огромного пня я сел прямо на землю. Пень этот внутри – совершенная труха. Он, наверное, рассыпался бы, но твёрдая крайняя древесина растрескалась дощечками, прислонилась к трухе и держала его. Вокруг пня множество разных трав: ягодных, цветущих, ароматных. А из трухи выросла берёза и теперь распустилась. Я старался услышать шелест трепещущих листиков и не мог ничего услыхать.
Но ветер был довольно сильный, и по елям волнами приходила сюда лесная музыка. Убежит волна далеко, и откроется на какую-то минуту полная тишина. Зяблик этим воспользуется, раскатится бойко. Радостно слушать его. Подумаешь: «Как жить хорошо на земле!» Но мне хочется услышать, как начнут шептаться блестящие маленькие листья моей березы. (М.Пришвин) (106 сл.)
Диктант №4 (после изучения спряжения)
Красные шишки.
Росы холодные, и свежий ветер днём усмиряет летний жар.
В свежее солнечное утро иду я в лес. Лесная лужайка насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. Шевелятся только листы осины. С гладкой верхней стороны листы обсохли, а на нижней бархатной роса держится мелкими каплями.
«Здравствуйте, знакомые ёлочки, как поживаете?»- спрашиваю я. И они отвечают, что всё благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины. Это, конечно, правда. Это можно проверить. Старые, пустые, рядом с молодыми висят на деревьях.
Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке. По пути в глуши встречается ландыш. Он ещё сохранил свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет. (Пришвин) (113сл.)
Диктант №5 (в процессе изучения наклонений глагола)
Стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой.
Заполярная тайга осенью не страшна зверьём: медведями, волками, змеями. Но ночью в лесу одному, конечно, жутко.
Васютка зарядил ружьё и положил его рядом. Спать!
Не прошло и пяти минут, как он почувствовал, что кто-то крадётся. Васютка поворачивает голову и видит что-то тёмное, большое. Сейчас оно стоит, не шевелится. Мальчик вглядывается, не дышит. В глазах рябит. Нет сил больше сдерживать дыхание. Васютка вскакивает, направляет ружьё на это тёмное, кричит: «Не прячься, а то хуже будет!»
Тишина. Мальчик решительно направляется в сторону предмета и убеждается, что предмет этот – огромный пень.
«Ну и трус же я! Чуть ума не лишился!»- облегчённо вздыхает Васютка. (Астафьев) (111слов)
Диктант №6 ( после изучения наклонений)
Солнечное росистое утро. Допевают свои весенние песни соловьи. Ещё сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости чёрной тени белеет ландыш. Соловьям помочь взялись летние птички: подкрапивники, иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на ветке просто отдохнуть.
Вставай же , друг мой! Это утро – неоткрытая земля. Оно не повторится. И видишь его только ты один. Вот сороки вышли на дорожку и сверкают росой. Завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот.
И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавали друг другу радость. Чтобы ты пришёл, поднял его и мог тоже обрадоваться. (По Пришвину) (113 слов)
Диктант № 7 (после темы «Глагол»)
Митраша и Настя стали собираться за клюквой. Ещё до свету Настя задала корм всем своим животным. Митраша взял отцовское двуствольное ружьё, манки на рябчиков, не забыл и компас. Никогда, бывало, отец его не забудет этого компаса. Не раз Митраша спрашивал отца: «Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь. Зачем же тебе ещё нужна эта стрелка?» «Видишь ли, Дмитрий Павлович, в лесу эта стрелка тебе добрей матери», — отвечал отец.
Давно понял Митраша, что компас – вещь чудесная и нужная. Небо, может быть, закроется тучами. И по солнцу в лесу определиться не сможешь, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда достань компас, взгляни на стрелку, и она укажет тебе. Где твой дом. (По Пришвину) (110 слов)
Диктант №8 (в процессе изучения прилагательного)
Спорый дождь, несомненно, отличается от грибного.
Спорый дождь – это дождь быстрый, скорый. Он льётся отвесно, всегда приближается с набегающим шумом.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, мельчайшую (небольшую) водяную чашу, подскакивает, снова падает. Капля блестит и похожа на жемчуг.
Поэтому по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте его догадываешься, набирает дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то усыпительное и чуть заметно возится в кустах, как будто трогает мягкой лапкой листья. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, крепкие подберёзовики, румяные рыжики и бесчисленные поганки. (По Паустовскому) (109 слов)
Диктант №9 (после прилагательного)
Вот старинный липовый парк с непролазной гущей орешника. Среди кустов находятся деревянные скамейки. Неширокие аллеи под ветвями могучих лип, которым уже много тысяч лет. Солнечные поляны в цветах, соловьиные трели весной.
Парк опускается к реке, и за глиняным откосом поднимаются по взгорью густые леса. Туда ведёт извилистая песчаная дорога.
Однажды утренней порой мы решили отправиться в этот лес.
Нам встретились бездонные овраги с тёмно-зелёными зарослями, заячьи тропы. Мы нашли речку с прозрачной водой, в зеркале которой отражались кумачовые гроздья прибрежных рябин. Обнаружили даже родник. Раньше, конечно, мы не пробовали такой вкусной, такой свежей воды.
Поход этот – большое удовольствие. Оставьте, друзья, домашние дела и посвятите свой выходной общению с природой. (110 слов)
Диктант №10 ( после темы «Имя числительное»)
Не перестают люди восхищаться Останкинской башней. Стоит она величественная, строгая, как серебряная игла, под бушующими ветрами, под палящим солнцем.
Надёжность башни рассчитана на триста лет. Сто пятьдесят стальных канатов протянуты внутри ствола под бетонной рубашкой и держат её в напряжении. Этим самым и придаётся стойкость необыкновенному сооружению.
Башней могут выдерживаться многие природные бедствия: землетрясение восемь баллов, натиск ураганного ветра. Её устойчивость на опрокидывание имеет шестикратный запас. Столь надёжен и прочен фундамент.
Высота башни со стальной трубчатой антенной равняется пятистам сорока метрам семидесяти сантиметрам. Вес Останкинской башни – пятьдесят пять тысяч тонн, объём –семьдесят тысяч квадратных метров. Автор проекта этого технического чуда – учёный Николай Васильевич Никитин.
Диктант № 11 ( в процессе изучения наречия)
«Пойдёмте-ка в Льгов, мы там уток настреляем»,- сказал мне как-то Ермолай. Для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного, но я послушался искусного охотника и отправился в Льгов.
Льгов –большое степное село на болотистой речке Росоте. Эта речка вёрст за одиннадцать от Льгова превращается в широкий пруд, издавна заросший тростником. Здесь в заводях и затишьях водилось и держалось бесчисленное множество уток всех возможных пород: кряковых, шилохвостых, чирков, нырков.
Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда. Но, во-первых, у самого берега утка не держится. Во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его из сплошного тростника наши собаки не могли.
«Конечно, надо найти лодку»,- промолвил Ермолай.
(113 слов)
Диктант №12 ( после темы «Наречие»)
Васютка снова заговорил вслух: «На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь».
Но бодрости хватило ненадолго. Затесей не было. Редкий и сплошь хвойный лес стоял по-прежнему неподвижно в своей унылой задумчивости.
Мальчик остановился, и слух его уловил где-то вблизи странный звук. Он нагнулся и увидел паутину. Паук убрался, наверное, зимовать, а ловушки бросил. Попалась муха и бьётся. Что-то начинало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи. Он понял, что, по-видимому, заблудился.
От потрясения он не сразу пришёл в себя. В лес бесшумно прилетела ночь, а с ней холод.
«Тайга – наша кормилица, беспомощных не любит»,- вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили. (По Астафьеву) (111слов)
Диктант № 13 (в процессе изучения местоимения)
В доме воцарялась мёртвая тишина. Наступал час послеобеденного сна.
Ребёнок видит, что все разбредись по своим углам: отец, мать, старая тётка, свита. А у кого не было угла, тот шёл на сеновал, В сад, искал прохлады в сенях, засыпал там, где его сморила жара. И садовник растянулся под кустом в саду, и кучер спал на конюшне. И собаки залезли в конуры, благо не на кого было лаять.
Можно было пройти по всему дому и не встретить никого. Легко было обокрасть всё кругом и свезти со двора. Никто не помешал бы, если б водились воры в том краю.
Это был какой-то ничем непобедимый сон.
Изредка кто-нибудь поднимет голову, посмотрит бессмысленно, перевернётся и опять заснёт. (По Гончарову) (113с.)
Диктант № 14 (после темы «Местоимение»)
«К ученью ново готовиться, а ты в лесу пропадаешь», — ворчит мать по привычке, потому что не на кого больше ворчать. В избушке никого нет.
«Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать», — отвечает Васютка.
Мать строго напомнила, чтобы от затесей далеко не отходил, хлеб взял.
Тут не поспоришь. Брать надо всё: ружьё, еду, спички. Васютка сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть, а то ещё придерётся к чему-нибудь.
Он шёл по тайге, следил за пометами и думал, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубки, за ним пойдут другие, собьют мох, притопчут траву, и получится тропинка.
Склонность к рассуждениям появилась у Васютки. Он ещё долго думал о всяких таёжных разностях. (По Астафьеву) (112 слов)
Диктант № 15 (в конце учебного года)
Было нелегко целыми днями сидеть одному и ждать, когда вернуться из лесу отец с матерью.
Однажды я вот так сидел и увидел в окне небольшого медведя. Сразу понять не мог даже. Место у нас, правда, глухое, а всё же чудно, что медвежонок окна делает: лапу вверх поднимает, когтями по стеклу задевает. Видимо, никак на завалинку не встанет, ухватиться ему не за что.
«Разобьёт он нам раму», — думаю. А он уже морду поднял, пасть раскрывает, в окно смотрит. Я в сторонку отошёл, что никого нет, и давай сосульки с наличника обламывать, В рот кладёт, хрустит сосулькой. Много их съел.
За сосулькой и лез, а я испугался.
У страха глаза велики. Особенно, когда один в избе остаёшься. (По Субботину) (116 слов)
Годовой контрольный диктант в 6 классе № 16 | Сборник диктантов по Русскому языку в 6 классе с русским языком обучения
Годовой контрольный диктант в 6 классе № 16
24.09.2014
63440
0
Цель: проверить
соответствие знаний, умений
и навыков учащихся
требованиям государственного стандарта
и программы по
русскому языку.
Содержание
контрольного диктанта направлено
на выявление качества
усвоения учебного материала
за 6-й класс и
направлено на повторение
предыдущего:
— правописание проверяемых
безударных гласных;
— правописание непроверяемых
безударных гласных;
— правописание
окончаний прилагательных;
— написание
сложных прилагательных;
— написание не
с глаголами;
— написание окончаний 1-2-го
спряжения в
глаголах;
— чередование гласных
в корнях;
— написание н-нн в
суффиксах прилагательных.
Знаки препинания:
— запятая при
однородных членах предложения;
— запятая в сложном
предложении;
Грамматические задания
направлены на выявления
умений:
—
фонетического разбора слова;
— разбора
по составу;
— морфологического разбора
имени существительного
— синтаксического разбора
предложения;
Снова весна
Весенний
вечер. Солнце склонилось
к горизонту и
окрасило пейзаж в удивительные цвета.
Полупрозрачные тёплые тона легли
на ветки деревьев,
на желтоватую прошлогоднюю
траву, на дымчато-розовые облака.
Вот это в
сочетании с тёмно-синими
тонами реки и вечерним
тёмно-голубым небом создаёт
общее впечатление пробуждающейся природы.
Берёзы
и ветлы бросают
на землю длинные
тени. Они пока
ещё без листьев,
но уже чувствуется
дыхание весны. Под солнцем
почки с каждым
днём наливаются всё
полнее и начинают лопаться.
Сиренево-коричневый цвет берёз
живописно соседствует с
тёмно-зелёной хвое молодой
ели.
Сразу
за берёзками внизу
темнеет речка с
одиноко плывущими голубыми
льдинами. Противоположный берег
реки с луговиной
постепенно возвышается и переходит
в крутой склон
с густым хвойным
лесом.
(110 слов)
(По Н. Краснову)
Грамматические задания
1. Выписать из первого
абзаца сложные прилагательные, объяснить
их правописание (оба
варианта)
2. Сделать фонетический
разбор слова:
Берег —
1-й вариант
берёз —
2-й вариант
3. Определить части речи:
Все, небом,
постепенно — 1-й
вариант
Это, дыхание, внизу
— 2-й вариант
4. Произвести
морфологический разбор слова:
(создаёт) впечатление —
1-й вариант
(окрасило) пейзаж
— 2-й вариант
5. Сделать
синтаксический разбор предложения:
Солнце склонилось к
горизонту и окрасило
пейзаж в удивительные
цвета. – 1-й вариант
Берёзы
и ветлы бросают
на землю длинные
тени. — 2-й
вариант
Диктанты 6 класс 4 четверть по Русскому Языку
Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 4 четверти 6 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России УМК Ладыженская. Объём диктанта ФГОС для 6 класса 4 четверть – 100 — 110 слов.
Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь. Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела незнакомого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке… Объём слов: 117
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки… Объём слов: 108
Потеплело, и от зари и до зари заливаются соловьи. Майская прохлада укрощала их пение, а теперь самое время слушать неугомонную серенькую невеличку. Всю ночь не смолкает соловьиная трель в прибрежных кустах неширокой, но красивой речонки. Соловьи любят приречные кустарники, заросли лесных низин, в которых по утрам расстилается густой туман. Но не стоит забираться в лесную глушь, чтобы насладиться их пением… Объём слов: 116
По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирается охотник от края до края через глухой лес. Много птиц и зверей видел он в пробудившемся лесу. Видел, как на краю болота токует глухарь, как в молодом осиннике, на припеке, пасутся лоси, а по лесному оврагу бежит с добычей старый волк. Много видел и слышал в лесу внимательный охотник… Объём слов: 108
Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону… Объём слов: 110
Высокая густая рожь – это для многих животных густой лес. Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие – то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полёвок. Надо много ловкости, чтобы поймать их в высокой ржи… Объём слов: 112
Диктанты по русскому языку для 6 класса 4 четверть, проверочные словарные, итоговые четвертные диктанты, тексты с заданиями
Местоимения
Диктант по И. Бунину
А не то вижу я себя в доме, и опять в летний вечер, и опять в одиночестве. Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустой зал, пустую гостиную, где оно радостно блистало весь день. Теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете, меж высоких ножек какого-то старинного столика. И, Боже, как мучительна его безмолвная и печальная прелесть! А поздним вечером, когда сад уже чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой, а я лежал в темной спальне в своей детской кроватке, все глядела на меня в окно, с высоты какая-то тихая звезда… Что надо было ей от меня? Что она мне без слов говорила, куда звала, о чем напоминала? (110 слов)
Задание:
- Найдите лексические, морфологические и синтаксические средства, помогающие автору выразить свои чувства и отношение к описываемому?
-
Сделайте орфографический и пунктуационный анализ текста. -
Найдите и отметьте местоимения как члены предложения.
Весна
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (118 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Задание:
- Найдите местоимения и определите их разряд.
-
Сделайте морфемный анализ слов: преспокойно, безветренный. -
Сделайте синтаксический разбор 2 и 5 предложения последнего абзаца.
Канарейка
Эту певчую птичку можно увидеть у нас только в клетках. Она прижилась у человека и радует его чудесным пением во все времена года. Почему же канарейка, а не какая-нибудь веселка, например?
Родина птицы — Канарские острова. Дикие предки канареек не отличались разнообразием форм, окраски и оперения. Местные жители держали их в неволе ради пения. В конце XV века Канарские острова были завоеваны Испанией. Мореплаватели обратили внимание на мелодично поющих птичек и стали привозить их в Европу. В аристократических кругах возникла мода на канареек. Англичане сумели вывести канареек самых разных расцветок, например, оранжево-красную с темно- зелеными крыльями, гигантских манчестерских. В России разведение канареек стало любимым развлечением тульских мастеровых людей. (105 слов)
(По В. Волиной)
Задание:
- Найдите местоимения и распределите их по разрядам.
-
Выделите местоимения как члены предложения. -
Связаны ли разряд местоимения и его синтаксическая роль?
Глагол
Весенний день
Во дворе пилят дрова и летают грачи. И еще барабанит капель. Она разбивается о железный подоконник так, что нижние стекла в раме совсем забрызганы. Денек окончательно разгулялся. Грачи с суматошным гомоном носятся над тополем.
Тополь протягивает ветви на восток, чтобы первым встретить светило. Но и северная сторона тоже во всеоружии. Дерево и туда простерло свои ветви на всякий случай, если солнце вздумает заглянуть с этого края.
Тополь не выглядывает из-за заборов и сараев, он поднимается над всем этим. Каждый год он старательно располагает свои листья так, чтобы ни один луч не пролетел мимо в какую-нибудь прореху в его кроне. Он раскинул над собой такой шатер, что даже капля дождя не сможет упасть на землю. (110 слов)
Задание:
- Сделайте морфемный разбор слов: выглядывает, пролетел, разгулялся
-
Сделайте синтаксический разбор предложения: «Тополь не выглядывает из-за заборов и сараев, он поднимается над всем этим». -
Сделайте морфологический разбор глаголов: выглядывает и протягивает.
По И. Соколову-Микитову
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их ма-ленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов)
Задания:
- Как бы вы назвали этот текст?
-
Объясните написание окончаний -тся (-ться) в глаголах, которые встречаются в тексте.. -
Сделайте морфологический разбор слов: услышите и доносились.
Журавли
Каждый год возвращаются журавли из далёких тёплых стран на родное болото. Над морями и широкою степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли.
Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло большое болото. В самых недоступных местах устраивают гнёзда осторожные журавли. Спокойно им жить в неприступном болоте. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не подкрадётся осторожная рысь. Водят весной журавли весёлые хороводы. Соберутся в кружок на болоте, машут крыльями, и по всему лесу разносятся их шумные голоса.
Скоро выведутся на болоте длинноногие неуклюжие журавлята, и журавли начнут ловить для них лягушек и змей. Будут расти, учиться летать журавлята.
Итоговые диктанты
Лес
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в
золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце. Вы въезжаете дальше в лес. Тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве выросли грибы под своими масляными шляпками. «А как хорош лес поздней осенью!» — восклицают грибники. Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь.(124 слова.)
(По И.С.Тургеневу.)
Задание:
- Из 2-го абзаца выпишите однокоренные слова и разберите по составу.
-
Найдите по 1-му имени существительному, имени прилагательному, местоимению и глаголу.
По Д. Зуеву
В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.
Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара. (117 слов)
Задание:
- Как бы вы назвали этот текст?
-
Сделайте фонетический разбор слов: елей и осинке. -
Сделайте морфологический анализ существительного или прилагательного (на выбор). -
Сделайте синтаксический разбор сложносочиненного или осложненного предложения (на выбор).
Поход в лес
Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела.
Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки этого костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потому на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица. (110 слов)
Задание:
- Найдите и выпишите три личных местоимения, образуйте от них формы Р.п., Д.п., Т.п.
-
Сделайте синтаксический разбор предложения: «Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой». -
Разберите по составу слова: разгоралась, наслаждались, радостное.
Контрольный диктант в 6 классе № 5 | Сборник диктантов по Русскому языку в 6 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 6 классе № 5
24.09.2014
93320
0
Цель:
проверить знания, умения
и навыки учащихся
на конец 1-й
четверти по теме
«Фонетика. Орфография».
Содержание контрольного диктанта
направлено на выявление
уровня развития умений,
выбора условий для
написания:
— проверяемые
безударные гласные;
— непроверяемые
безударные гласные;
— раздельное написание
предлогов со словами;
— правописание окончаний имён
существительных;
— правописание
корней с чередованием;
—
написание не с
глаголами;
— написание
-тся — -ться
в глаголах;
— правильное
написание окончаний глаголов
1 и 2-го
спряжения.
Постановки
знаков препинания:
— запятая
при однородных членах
предложения;
— запятая
в сложном предложении.
Грамматические
задания направлены на
выявление уровня сформированности практических
умений и навыков:
— синтаксического
разбора предложения;
— умение
подбирать проверочные слова
к словам с
проверяемыми безударными гласными;
— умение видеть
слова с чередующимися
гласными в корнях;
— фонетического
разбора слова.
Диктант
На
небе разгорается заря. Я
пробираюсь узкой дорожкой
через густую рожь.
Тяжёлые колосья касаются
лица и будто
собираются удержать меня.
Из придорожных зарослей
выпорхнула перепёлка и
скрылась во ржи.
Поднимается
солнце, и его
лучи освещают далёкие
поля, прибрежные кусты
возле речки. Анна
ярко блестит на
солнце.
Вот
и лес. Я предполагал
собрать здесь много ягод и
отыскать грибы. Мои предположения
оправдались. Ягоды буквально
устилали лесные поляны.
Стоило присесть —
видишь, как прячутся в
траве головки спелой земляники, подберёзовики.
Долго
бродил по лесу.
С трудом дотащил
я до дома полную
корзину сладких ягод.
За день моё
лицо и руки
загорели. После такой
прогулки хорошо выкупаться
и прилечь отдохнуть
на свежем сене.
(109 слов)
(По Д. Зуеву)
Грамматические задания
1. Фонетический
разбор слова:
Ягоды —
1-й вариант колосья — 2-й
вариант
2. Выписать
слова с чередующимися
гласными в корне
и объяснить их
написание — 1-й
вариант
Выписать слова с проверяемыми безударными
гласными и подобрать
к ним проверочные
слова — 2-й
вариант.
3. Синтаксический
разбор предложения:
Из
придорожных зарослей выпорхнула
перепёлка и скрылась
во ржи. —
1-й вариант.
С трудом
дотащил я до дома
полную корзину сладких
ягод. — 2-й
вариант