Содержание

Итоговый диктант по русскому языку за курс 6 класса

Итоговый диктант по русскому языку за курс 6 класса

 В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках, аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(117 слов)

(По Д. Зуеву.)

Грамматические задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – пристроился;

2 вариант – пробирается.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант – пастью;

2 вариант – осинки.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок.

2 вариант – Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках, аппетитная веточка притягивает его.

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса с грамматическим заданием

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г Шадринска Курганской области Коньковой Екатериной Васильевной.

Пояснительная записка

к годовой промежуточной аттестации по русскому языку

6 класс

Контрольная работа по русскому языку разработана в соответствии с курсом «Русский язык» М Т Баранов, Т А Ладыженская и др, представлена в виде диктанта с грамматическим заданием.

Структура и содержание:

Контрольная работа составлена в соответствии с программой основного общего образования, авторской программой М Т Баранова , ТА Ладыженской «Русский язык», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

На выполнение отводится 40 минут. Работа выполняется на отдельных проштампованных листах.

Цель: годовая промежуточная аттестация проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний учащихся по русскому языку, их практических умений и навыков, установления соответствия предметных универсальных учебных действий обучаемых требованиям ФГОС ООО за курс 6 класса по русскому языку по следующим разделам:

  1. Орфография и пунктуация;

  2. Словообразование и морфемика, морфология , синтаксис.

Задачи:

Выявить сформированность учебных умений:

  • воспринимать учебную задачу;

  • контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания;

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя,

  • видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, чередующихся гласных в корне,буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;

  •  распознавать изученные части речи;

  • Уметь находит в тексте изученные в 6 классе части речи ;

  • Разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, правильно определять второстепенные члены и давать характеристику предложению

  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и).

  • видеть в тесте сложные предложения и расставлять знаки препинания между частями сложного предложения.

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса с грамматическим заданием

Поход в лес.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела.

Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки этого костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потом на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом.

Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.

(110 сл.)

Грамматические задания.

1 вариант.

1. Выписать из текста три личных местоимения, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.

2. Синтаксический разбор предложения:

Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой.

3. Разбор по составу слова: разгоралась, наслаждались, радостное.

2 вариант.

1. Выписать из текста два указательных местоимения, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.

2. Синтаксический разбор предложения:

Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом.

3. Разбор по составу слов: подгорела, счастливые, расположились.

Система оценивания итогового контрольного диктанта с грамматическим заданием

Система оценивания грамматического задания

Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Промежуточная аттестация по русскому языку в 6 классе проводится в форме итоговых контрольных работ (диктантов с грамматическими заданиями).

Материал для промежуточной аттестации составлен в соответствии с государственными образовательными стандартами и учитывает требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку за курс 6 класса.

Цель промежуточной аттестации – определить уровень сформированности предметных компетенций и предметных умений по русскому языку.

Грамматические задания: фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы.

Материал промежуточной аттестации обучающихся 6 класса по русскому языку

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Поход в лес.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потом на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.

(110 сл.)

(По Ю.Ковалю)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова « лучи».

2. Разберите слова по составу: «играли»

3. Произведите морфологический разбор слова  «(в) небе».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Вечером разожгли костер.»

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова « ночь».

2. Разберите слова по составу: «маленький».

3. Произведите морфологический разбор слова  «(в) лес».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Мы пели песни и слушали музыку»

3 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».

2. Разберите слова по составу: «выгорала».

3. Произведите морфологический разбор слова  «звёзды».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».

Итоговый диктант 6 класс по русскому языку » Рустьюторс

Итоговый диктант 6 класс «Воришка».  

Однажды нам подарили молодую белку. Она очень скоро стала совсем ручная, бегала по всем комнатам, лазила на шкафы и этажерки. 
Нас с братом она хорошо знала и часто просила сладкое. Конфеты и сахар лежали в буфете. Их никогда не запирали, но однажды конфеты стали пропадать. Буфет заперли на неделю. Белка вместе с нами осталась без сладкого. Она прыгала на плечо, терлась мордочкой о щеку, просила сахару. 
Один раз после обеда сидел я тихонько на диване в столовой и читал. Белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба и прыгнула на шкаф. Я заглянул туда и увидел шляпу. В ней были и сахар, и конфеты, и хлеб. Наша белка на зиму себе запасы делала. (115 слов) 
По Г. Скребицкому 

Итоговый диктант 6 класс «Хитрый одуванчик». 

Хитрей лисицы зверя нет. Зверя нет, а вот одуванчик хитрее лисы! 
Холодно весной, все цветы в земле сидят, ждут своего тёплого часа. А одуванчик уже зацвёл! Завяжутся семена, одуванчик бутон закроет и тихо опустит его вниз. Семенам нужны покой и тепло. Они набирают силы, лежит спокойненько на земле. 
А подрастут малыши, вырастут у них крылья, и они улетают на новые земли, в зелёные дали. Теперь им высота нужна, нужен простор и ветер. Разлетайтесь и прорастайте! 
У лисицы четыре ноги, острые зубы и лисят всего пяток. Попробовала бы она вырастить сотню детишек. У одуванчика вместо ног только корень, а вместо зубов у него стебель да лист. Ни убежать, ни спрятаться. Букашка и та грозит. Вот и хитрит одуванчик. (119 слов) 
По Н. И. Сладкову 

Итоговый диктант 6 класс «Весна». 

Очень богат русский язык словами, которые относятся к временам года и к природным явлениям. 
Возьмем хотя бы раннюю весну. У неё есть в котомке много хороших слов. 
Начинаются оттепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх возникают проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха. 
Потом на реках происходит первая подвижка из лунок и прорубей, выступает наружу вода. 
Ледоход начинается чаще всего темной ночью. Талая вода звенит последними льдинками и сходит с лугов и полей. (103 слова) 
По К. Г. Паустовскому 

Итоговый диктант 6 класс «Лес». 

Когда попадаешь в лес, он кажется после дневного света темным, мрачным, прохладным. Свет просачивается сквозь тысячи листьев и приобретает зеленоватый оттенок. Этот оттенок придает всему вокруг призрачный сказочный характер. Множество опавших листьев покрывает почву толстым слоем. Кругом стоят гигантские деревья, они опираются на большие изогнутые корни. Толстые стволы поднимаются на сотни метров, верхние ветви и листва сливаются в бесконечную зеленую лесную крышу. Между взрослыми деревьями растут внизу и молодые деревца. У них длинные, стройные стволы с горстью бледно-зеленых листьев на верхушке. Они стоят в вечном полумраке и готовы устремиться навстречу живительным солнечным лучам. (94 слова) 
По Дж. Дарреллу 

Итоговый диктант 6 класс «Ранняя весна». 

Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху. 
После дороги птицы перелетают кормиться на поля, на те места, где стало черно. 
Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут на снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым. 
Последние хрустящие остатки льда на дороге. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло, и оно размякло под водой. На этом желтом ложе заяц, перебегая на ту сторону ночью, оставил следы. 
Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей. Так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка. (109 слов) 
По М. Пришвину 

Грамматическое задание. 

1. Укажите часть речи над каждым словом первого предложения. 
2. Подчеркните краткие прилагательные в первом предложении как члены предложения. 
3. Объясните знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами. Какова роль этих предложений в тексте. 

Итоговый диктант 6 класс «Парижская осень». 

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо, обещая немного туманный, но солнечный день поздней парижской осени. На круглой провинциально чистенькой площади велосипедист, чтобы несколько отдохнуть от езды по скользким мостовым, слез с велосипеда и пошел пешком. В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой выглянувшее над Парижем солнце – слабое, грустное. Велосипедист прошел мимо

Материал по русскому языку (6 класс) на тему: Контрольной диктант по русскому языку. 6 класс

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА ЗА 6 КЛАСС

Я проснулся ранним утром. Комната была залита ровным жёлтым светом. Свет шел из окна и ярче всего освещал потолок. Этот неяркий и неподвижный свет исходил от осенних листьев.

  За долгую и ветреную ночь сад сбросил сухую листву. Она лежала разноцветными грудами на земле и распространяла тусклое сияние, и от этого сияния лица людей казались загорелыми.

  Я видел разную сухую листву: золотую, пурпурную, фиолетовую, серую и почти серебряную. Мокрые леса загорались величественными багряными и золотыми пожарами.

  Теперь конец сентября, и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё голубее становятся чистые участки неба, ещё чернее неширокая дорога, ещё белее старинная колокольня.

  Если забраться по деревянным лестницам на эту колокольню, то особенно хорошо будет видна серебряная речонка и далёкий лес.

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения: Она лежала разноцветными грудами на земле и распространяла тусклое сияние, и от этого сияния лица людей казались загорелыми.
  2. Выполните морфологический разбор:  ярче освещал; свет исходил.
  3. Выполните морфемный разбор: неподвижный; загорались.

ГОДОВОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

ЗА 6 КЛАСС

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

               По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

              Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

              Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения: 1 вариант — Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца; 2 вариант — По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения.
  2. Выполните морфологический разбор:  1 вариант – легкий холодок; 2 вариант — холодок держится.
  3. Выполните морфемный разбор: 1 вариант – свинцовое, загорелись; 2 вариант – неприметные, заговорили.

Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс): Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку за курс 6 класса (Контрольный диктант с грамматическим заданием)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 92 города Тюмени

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

На заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

протокол № __

от «___» _______ ____2019 г.

Заместитель директора по УВР

___________Г.Ю. Лыткина

«___»_________________2019г.

Директор школы

____________Ю.И.Карнаухов

приказ №_________

от «___» __________2019 г.

Материалы для проведения промежуточной аттестации

по русскому языку

за курс 6 класса

(Контрольный диктант с грамматическим заданием)

Подготовила:

 учитель русского языка

 и литературы

Молодых Ольга Викторовна

Тюмень-2019 г.

Пояснительная записка.

1.Назначение работы

— выявить степень соответствия уровня подготовки класса общим базовым требованиям к подготовке учеников, оканчивающих 6 класс

2. Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов:

        1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее   образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

2.  Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05. 1998 г. №1236)

3. Характеристика структуры и содержания аттестационной работы

Итоговый контроль за курс 6 класса проводится в виде диктанта с грамматическим заданием.

часть 1 – диктант(117 слов), направленный на проверку уровня владения предметными компетенциями учащихся 6-х классов; часть 2 – состоит из трёх дополнительных заданий:

на словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический  анализ слов и предложений.

        

4. Время выполнения работы – 40 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся

5. Дополнительные материалы и оборудование  не требуются

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Часть 1  оценивается по общим критериям оценивания диктантов:

О т м е т к а «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.

При оценке  части 2 рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

О т м е т к а «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

Оценка выставляется за каждую часть отдельно.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

В лесу.

         В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

        Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

        Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.   (117 слов) (По Д. Зуеву.)

Грамматические задания.

1) Произведите морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – серебряным,

2 вариант – белогубой.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант –  зари3;

2 вариант – вечерней3.

3) Произведите синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

2 вариант – Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках.

Ключи.

1) Произведите морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант: серебряный – серебро, суффиксальный способ (ян)

2 вариант: белогубый – белый + губа, сложение двух корней бел + губ.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант: В отсветах (чего?) зари3   — имя существительное, так как обозначает предмет.

  1. Начальная форма – заря.
  2. Морфологические признаки:пост: неодушевл., нарицательное, 1 скл., жен. р.; непост: ед число, род падеж.

III. Синтаксическая роль – дополнение.

2 вариант: Зари (какой?) вечерней3 – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета.

  1. Начальная форма – вечерний.
  2. Морфологические признаки:

 — постоянные: относительное;

 — непостоянные: женский род, единственное число, родительный падеж.

III. Синтаксическая роль – определение.

3) Произведите синтаксический разбор предложений:

1 вариант. 1Сгущаются сумерки, и 2все исчезает во мраке ночи. (Повествовательное, невосклицательное. сложное, союзное, сложносочиненное, 1 предложение – простое, двусоставное, нераспространенное, неосложненное; 2 предложение – простое, двусоставное, распространенное, неосложненное).

2 вариант. 1  Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. (Повествовательное,        невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).

Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Итоговые диктанты за 5,6 классы по русскому языку

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Встреча в тайге.

     Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

     На краю поляны сохранились заросли малины.

     Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

     Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

     Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

     В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

(99 слов)

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «показались», «малинник».

3. Произведите морфологический разбор слова  «(из) кустарника».

2 вариант.

1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы О — Ё после шипящих в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «опустела», «медведица».

3. Произведите морфологический разбор слова  «срывал».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Ольха.

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.

(99слов)

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Разберите по составу слова: «переносится», «длинные».

2. Произведите морфологический разбор слова «(в) парках».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».

2 вариант.

1. Разберите по составу слова: «посещают», «ольховые».

2. Произведите морфологический разбор слова «поднимаются».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Весна.

Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» — журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».

Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

Все живое, все растения приветствуют весну.

(99 слов)

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения  «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».

3. Сделайте фонетический разбор слова  «солнце»

4. Разберите по составу слова: «забирается», «весеннее».

2 вариант.

1. Сделайте морфологический разбор слова «бегут» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения  «Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки».

3. Сделайте фонетический разбор слова  «легкий»

4. Разберите по составу слова: «расходятся», «говорливые».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Поход в лес.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потом на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.

(110 сл.)

(По Ю.Ковалю)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».

2. Разберите слова по составу: «отправились», «счастливые».

3. Произведите морфологический разбор слова  «(от) солнца».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».

2. Разберите слова по составу: «пожирали», «маленький».

3. Произведите морфологический разбор слова  «(в) лес».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».

 

 

 

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Котик.

 Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть цветным карандашиком. Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котенок спрятался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек. 

(110 сл.)

(По Ю.Яковлеву)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «его».

2. Разберите по составу слова: «томик», «пушистый».

3. Произведите морфологический разбор слова  «она».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «его».

2. Разберите по составу слова: «платочек», «лакомый».

3. Произведите морфологический разбор слова  «им».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом».

 

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Белка.

Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.

(110 сл.)

(По В. Бианки)

 Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «жила».

2. Разберите по составу слова: «некуда», «наступила».

3. Произведите морфологический разбор слова  «(из) мягкого (мха)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Прошло время, у нее появились бельчата».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ели».

2. Разберите по составу слова: «никто», «обрушился».

3. Произведите морфологический разбор слова  «тяжелый (ком)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке».