Сжатое изложение по книге « Школа вежливости»

Урок русского языка.

Класс: 6

Тема: Сжатое изложение по книге « Школа вежливости»

Место урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному

плану в 6 классе. (Учебник под редакцией Рыбченковой Л.М.

Русский язык. 6 класс. Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г.Нарушевич .)

Цели:1. повторить алгоритм написания сжатого изложения;

2.продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте тезисов и аргументов;

3.развивать творческие возможности учащихся;

4.отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

5.содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.

6.воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

7.Воспитывать положительные моральные качества детей.

Ход урока :

1.Организационный момент. — Если бы я сейчас сказала, что на сегодняшнем уроке вы будете писать изложение, кто воспринял бы эту новость с радостью? Почему?
-Вам приходилось писать и изложения, и сочинения. Чем же они отличаются друг от друга?
-А зачем в школе учатся писать изложения и сочинения?

2.Целепологание.

Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

3. Лингвистическая разминка

— Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).

Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

— Что должно быть отражено в сжатом изложении?

  • основное содержание текста;

  • тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;

  • главные мысли основных микротем.

— Что особенно важно при написании сжатого изложения?

  • отобрать основное содержание текста;

  • исключить второстепенное, выделить главное;

  • найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;

  • соблюдать связность текста;

  • заменить большие по объему предложения синонимичными.

4. Первичное прослушивание текста

Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми на свете. Они учились владеть оружием, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками.

Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками тоже нет.

Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о том, как себя вести в её обществе?

Для этого надо лишь немного смелости. Мальчикам этой смелости часто не хватает. Просто удивительно, до чего они боятся, как бы о них не подумали, будто они ненастоящие мужчины. Им кажется, что двинуть приятеля кулаком — это и есть проявление истинно мужских черт характера.

Вот стоит такой мальчик, устремив взор ввысь, как будто он среди бела дня ищет на небе Большую Медведицу, только бы избежать тяжкой повинности:

поздороваться с проходящей мимо знакомой его родителей.

Бедные мальчишки! Что за наказание для вас — тихо прикрыть дверь; какое мучение — пробормотать поздравление сестре в день рождения или подойти к соседке, которая несёт тяжёлую сумку, и предложить ей свою помощь!

Засмеют, если будешь слишком вежлив! А мальчишки боятся этого как огня! Между тем настоящая вежливость — не парадный костюм, а повседневная одежда, которая во все дни недели и во все времена года должна быть одинаково опрятной и красивой.

(По книге «Школа вежливости»)

5.Словарная работа

-Что такое вежливость?Попробуйте дать определение.

Вежливость — — моральное качество , характеризующее поведение человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость — элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому» кто в этом нуждается, деликатность, такт. –Кто такие рыцари?

Рыцарь 1)Тот, кто в средние века в Западной Европе принадлежал к военно-
землевладельческому сословию.
2)перен.Самоотверженный,благородный,великодушный человек.
3) перен. Тот, кто безраздельно отдает себя какому-л. делу, какой-л. идее.

6. Работа с текстом. Беседа по вопросам.

— какова тема текста?

— основная мысль?

— озаглавьте текст.

-определим количество микротем (абзацев) в тексте.

— выделите в каждой микротеме основные факты и действия. Определив в каждом абзаце микротему,у нас получится план.

7. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.

-Как вы понимаете термин “сжатое изложение”?

I вариант способ сжатия – обобщение.

II вариант способ сжатия – исключение. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.

8. Работа над 1-ой микротемой:

— 1-ое предложение:

Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми( на свете) . Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да. на свете.)

— 2-ое предложение:

Они учились владеть оружием, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками.

Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Они учились владеть оружием, сражались (с врагами), защищали честь дам (своего сердца), поклонялись им, и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками).

— 3-е и 4-ое предложения:

Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками тоже нет. Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о том, как себя вести в её обществе?

Почему нельзя соединить или удалить слова из этих двух предложений? (В них главная мысль)

9. Творческое задание

Мы с вами сжали первые абзацы, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя простые синтаксические конструкции; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.

10. Подведение итогов работы .

— чтение полученных текстов;

— какие приемы сжатия текста вы использовали?

(использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Открытый урок «Обучающее изложение»

Урок  русского языка  6  «Б» класс

Тема «Обучающее подробное изложение с творческим заданием»

Цель:  научить учащихся слышать, анализировать и воспроизводить звучащий текст.

Задачи:

  1. научить учащихся определять особенности текста и его построения;
  2. продолжать формировать умение воспроизводить текст как в устной, так и в письменной форме;
  3. развивать умение строить самостоятельное письменное высказывание;
  4. развивать речь учащихся.

Ход урока (работа рассчитана на 2 урока)

1). Постановка цели.

— Сегодня на уроке мы будем писать подробное изложение с элементом сочинения.

2). Вступительное слово учителя.

— В природе часто встречается, что одни растения или животные живут за счет других. Мы сажаем цветы, а рядом вырастают сорняки и отнимают у цветов солнце и воду.

—  А бывает ли так  среди людей?

 Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, приходят на помощь попавшим в беду, иногда ценой собственной жизни спасают совершенно незнакомых людей. Знаете ли вы такие примеры?

Какими чертами характера обладают люди, способные на такие поступки?

( доброта, милосердие, великодушие, самопожертвование – на доске). Объясните смысл каждого слова. Все они являются близкими по значению, т.е. – (синонимами).

Другие заботятся только о себе, о собственном благополучии и ради этого благополучия готовы навредить окружающим. Какие черты характерны для них? (жестокость, чёрствость, эгоизм – на доске) Слова в левом и правом столбиках являются – (антонимами).

В сказке » поднята проблема великодушия и жестокости.

3). Слушание текста.

 — Итак, внимательно слушаем текст, запоминаем последовательность изложения.

Соседи

     У корня виноградной лозы обронили семя, и выросла яблонька. Пока дерево росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.

     Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.

     Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым. Того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы налить кисти винограда сладчайшим соком.

     Всё бы хорошо, но яблоня отняла солнце у виноградного куста. Дерево раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А яблоня лишь плотнее сомкнула над ней ветви.

     Но проходило время, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями, она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но никто не помнит, чтобы появилось на его ветвях хоть одно яблочко.

4). Беседа по содержанию, составление плана.

 — Определите стиль и тип текста. Докажите. (художественный, повествование с элементами описания). Найдите выразительные средства речи характерные для художественного описания. Олицетворение ( великодушная лоза не обижала и т.д.), эпитеты ( сладчайший сок), метафора ( раскудрявило крону).

— Как отнеслась лоза к появлению яблоньки?

1. (пункт плана) Великодушная лоза делилась с яблонькой пищей и водой. (запись пунктов на доске и в тетрадях)

— Как стало вести себя деревце, когда выросло?

    2. Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.

 — Как отреагировала лоза на поведение дерева?

    3. Виноградная лоза привыкла обходиться малым.

 — Когда дерево загородило солнце, о чем его попросила лоза?

   4. Лоза попросила соседа не заслонять солнца.

— Погибла ли лоза?

    5. Лоза радовала глаз новыми гроздьями винограда.

5).Работа над элементом сочинения.

    6. Бывает ли так среди людей?

— Элемент сочинения у вас должен представлять собой рассуждение о том, поступают ли люди так, как яблоня?

— Из каких частей состоит текст рассуждение? (тезис, доказательства (аргументы), вывод) Какой у нас будет тезис?  (Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, а другие – думают только о себе)

В качестве доказательства вам нужно привести пример из жизни о каком-то добром или эгоистичном поступке человека.

Вывод. А каким должен быть человек? ( Я считаю, я думаю, мне кажется…)

6).Словарная работа.

— Перед вторым прочтением мы с вами запишем слова с орфограммами из этого текста, чтобы вы в них не допустили ошибок.

Обр…нили выр..сла б..рет пот..снилась отн..ла \ра..кинуло бе..раздельно ра..кудрявило. ( один учащийся записывает на доске, объясняет орфограммы)

7).Чтение текста по абзацам, между абзацами паузы. Дети делают записи.

8). Пересказ текста детьми по абзацам.

9). Написание изложения.

10).Написание элемента сочинения.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Подготовка к сжатому изложению «Надо ли знать природу»

Подготовка к написанию сжатого изложения. Надо ли знать природу? ( 5-6 класс).

Цель- совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения:

-формулировать основную мысль текста

-определять главную информацию в тексте, обобщать её;

—  исключать второстепенную информацию;

-писать сжатое изложение

Ход урока.

I.Организационный момент.

— Давайте настроимся на работу. Приложите руку к сердцу те, кто готов работать.

-Спасибо.

II.Актуализация знаний.( Слайд № 2, 3)

1.Определим слово по его значению : Очень краткий , небольшой по времени, по объёму. (Сжатый).

Исходя из этого, определим тему урока. (Работаем над сжатым изложением).

Какие цели мы  перед собой поставим ?  (Совершенствовать  навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и  исключать второстепенную информацию).

2.Обратимся к памятке, вспомним наши действия при работе над сжатым    изложением. (Слайд №4).

3. Какие способы сжатия текста мы с вами знаем?( Исключение, обобщение)      «Способы сжатия текста».(Слайд № 5)

IIIЗнакомство с текстом. ( Слайд №6).

( Каждый ученик получает листок с текстом).

Надо ли знать природу?

1.Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек,  не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. 3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4.Называется она « Сова».  5.Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7.  Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей,  и осмелели мыши. 9.Стали гнёзда шмелей разорять.  10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять.  12. Перестал расти на лугу  у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14.  Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16.  Смысл ещё и в том, что  в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18.  А вот,  оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.19.  Вот почему надо знать природу! ( По Ю. Дмитриеву).

IV Аналитическая беседа по содержанию текста. ( Слайд №7)

1) Определите тему текста? (Каждый человек должен знать законы природы).

2) Какова основная мысль текста?(Человек , не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом).

3) Каков тип речи текста? ( Рассуждение).

4) Из каких частей состоит текст- рассуждение?( Тезис, аргумент(-ы),примеры,  вывод.

5) Укажем в нашем тексте тезис, аргумент, пример,  вывод.(Тезис- 1 предложение, аргумент- 2 предложение,  пример 3-14,  вывод-15- 19).

6) Уточним, к какому типу речи относится сказка? ( Повествование).

7). Назовите предложения, соединяющие аргумент с примером.(3, 4). Как содержание этих предложений можно передать другими  словами? ( Обратимся к сказке В. Бианки « Сова»; Это подтверждает сказка В. Бианки « Сова»; Об этом говорится в сказке В. Бианки « Сова»)

8).Сколько  микротем выделим в тексте?( четыре).

9).Составим план текста.Каковы будут ваши предложения?

    1. Люди должны знать природу.

    2. Можно наделать много бед.

    3. Сказка « Сова».

    4.Почему надо знать природу. ( Слайд № 8).

V.Сжатие микротем.

Обсудите в паре и подчеркните в тексте то, без чего нельзя понять смысл      рассуждения.    Сожмите каждую микротему.

Надо ли знать природу?

Первая микротема.(Слайд №9-10 ).

  1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 

Вторая микротема( Слайд №11-12).

2.Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Третья микротема.(Слайд13-14)

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки.  4. Называется она « Сова».

5.Обидел старик сову.  6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей.  7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо.  8. Перестала сова ловить мышей,  и осмелели мыши.  9. Стали гнёзда шмелей разорять.  10. Но и тут не понял ничего старик.  11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять.  12. Перестал расти на лугу  у старика клевер, нечем стало кормить корову.  13. И не стало у коровы молока.  14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Четвёртая  микротема.( Слайд №15-16.)

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей.  16. Смысл ещё и в том, что  в природе всё крепко- накрепко связано между собой.  17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку?  18. А вот ,оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19. Вот почему надо знать природу!

VI. Возможный вариант сжатого изложения.( Слайд №17)

Любой человек должен знать законы природы.

 Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В.  Бианки « Сова».

Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали  гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко.

    Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку.

Вот почему надо знать природу!

VII.Работа над окончательным вариантом изложения.( Слайд № 18).

Литература.( Слайд №19)

1.В. И. Капинос. Изложения : тексты с лингвистическим анализом.-М: Линка – Пресс, 1994.

2.Н. А Шапиро, А. В. Волкова, Е.В. Кузнецов, Е. Ю Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика-М: Педагогический университет « Первое сентября», 2011.

Урок развития речи. Изложение «Речкино имя». 6 класс

ТЕМА: Изложение «Речкино имя»

Цели:

учиться сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста;

строить развернутое описание состояния окружающей среды;

использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в тексте.

ХОД УРОКА:

Организационный момент

Сообщение темы и целей урока

Работа с текстом:

Определение темы текста.

Какова основная мысль текста?

Определение типа речи.

Почему сложно однозначно ответить на этот вопрос?

Текст имеет сложное типологическое строение.

Типологическое строение текста

Повествование Вступительная часть

Завязка

Рассуждение-размышление

Развернутое рассуждение-доказательство

Обоснование тезиса (описание) абзацы 5-8

Вывод, итог 9 абзац

Стиль текста

Докажите, что это текст художественного стиля.

1. Сказовый характер повествования (порядок слов, парные однородные сказуемые, вопросительные и восклицательные предложения)

2. Изобразительно-выразительные средства.

3.Сравнительные обороты. Слова в переносном значении.

Повествователь

От чьего лица ведется повествование?

Каков образ повествователя?

Почему он говорит от лица нескольких людей?

Составление плана

1.Топографы посмеялись над названием речки.

2.Мы забеспокоились.

3.А речка на самом деле бывает хрустальной.

4.Прозрачные ледяные столбики.

5.Нельзя речку «Болотным ручьем» назвать!

Поиск ключевых слов

Топографы вымеряли, расспрашивали, услыхали, усмехнулись.

Можно переплюнуть

Половодье, ледяные кораллы

Перезвон

Вспыхнет, заискрится

Беседа по тексту

Какие из глаголов использованы в переносном смысле?

Найдите эпитеты. Какие признаки они обозначают?

Для чего в тексте так много прилагательных «цвета»?

Почему в тексте так много эмоционально-окрашенных предложений? Какова их функция?

Орфографический и пунктуационный анализ текста

Слова каких изученных вами орфограмм встретились в тексте?

Найдите в тексте слова на незнакомые вам орфографические правила.

Объясните знаки препинания.

Написание изложения в «черновики».

Чтение и анализ двух-трех работ.

Чтение и пересказ текста.

Написание изложения в «чистовик».

Итог урока

Текст изложения

Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:

— Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть можно! И тиной она поросла.

Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг да и правда изменят у нашей речки имя? Возьмут да и назовут её Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем…Обидно!

Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.

Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.

Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.

А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным, фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.

Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.

Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее «Болотным ручьём» обозвать?

( По Э. Шиму)

Урок по русскому языку по теме : Изложение (6 класс)

Дата:04.12.2017 год.

Класс: 6.

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Выборочное изложение.

Цели урока:

  • Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;

  • Воспитание бережного отношения к русскому языку.

Ход урока

1.  Организационный момент

2. Краткое вводное слово учителя

Сегодня мы пишем выборочное изложение. Желаю вам плодотворной работы.

 3. Слово учителя. Чтение текста учителем.

Стояли холода. С самого утра мело. Снег забросал дорожки, машины, стоявшие во дворе. Он укутал деревья, спрятал крыши. «На улице вьюга», — сказала мама. «Нет, это не вьюга, это настоящая метель», — отозвалась бабушка. «А по-моему, пурга, посмотрите в окно, это настоящая пурга», — не согласился с ними Алик. Тут подошёл папа. «Что там на улице»? — спросил его Алик. «Понимаешь, сынок, когда идёт снег, то можно сказать по-разному. Снег, вьюга, метель, пурга – все эти слова подходят. Всё это зимние слова, мы говорим их, когда на дворе зима. В декабре, январе, феврале, иногда в марте. Всё зависит от того, как сильно метет». «А если очень сильно? — спросил Алик. «Тогда пурга. Бывает, что вокруг ничего не видно. А если просто с неба падают снежинки, то это обычный снег. Ты что больше всего любишь, сынок?» — спросил папа. Алик подумал и ответил: «Лучше всего, когда просто снег».

4. Работа над текстом

Беседа по вопросам:

  • Ребята,давайте озаглавим текст.

  • Определите стиль и тип текста?

  • Какая погода была с самого утра?

  • Как назвала снегопад мама?

  • Что сказала бабушка?

  • Какое мнение выразил Алик?

  • Что объяснил папа?

  • Что ответил Алик на вопрос папы о том, что сын любит больше всего? 

 Словарная работа:

Ребята, есть ли в тексте слова непонятные вам по своему лексическому значению? (толкование непонятных слов)

5. Повторное чтение текста учителем.

6. Написание учащимися выборочного изложения.