Изложение с творческим заданием (русский язык 6 класс)

Изложение с творческим заданием.
Текст «Колокол»
(китайская сказка)

Урок развития речи по русскому языку (8 класс) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (2 часа)

Образовательная цель:

Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.

Развивающие цели:

Развитие образного, логического, критического мышления речи, памяти, Развитие устной и письменной речи.

Воспитательные цели:

Воспитание нравственных качеств: памяти, жертвенности. Развитие творческих способностей.

Этапы урока

Цель этапа

Методы и приемы

Цели методов и приемов

Вызов

Актуализация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие речи. Развитие логического

мышления.

Синквейн Рассказ-предположение по ключевому слову синквейна. Рассказ- предположение по ключевым словам текста.

Развитие умения выделять главное. Актуализация знаний по теме текста. Развитие логического мышления, связанной речи.

Осмысление

Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста. Повторение сложных случаев орфографии и пунктуации.

Чтение с остановками. Заполнение двухчастного дневника. .Возвращение к списку ключевых слов. Прогнозирование.

Активизация чтения. Развитие умений выделять главное систематизировать., Формировать умения составления связанного текста.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

Обобщение на уровне личностных впечатлении.

Выделение ключевых слов в эпиграфе. Написание синквейна Написание изложения

с творческим заданием.

Развитие памяти. Формирование нравственных понятий

Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом.

Ход урока

1 стадия – Вызов. Слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстом, по которому вам нужно будет написать изложение, близкое к тексту, продолжив работу своими размышлениями по данному вопросу. На доске написан синквейн, первое ключевое слово пропущено. Определите его тему, докажите свою точку зрения.

отлитый, медный,

звучит, созывает, наполняет.

Он гремит из синевы неоспоримо.

Святыня.

Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений.

Текст, с которым мы будем работать называется также «Колокол», по ключевым словам, написанным на доске, спрогнозируйте сюжетную канву (кратко):

ГОРОД — ПЕПЕЛ — КОЛОКОЛ — ТРЕЩИНА — ДОЧЬ — КРОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ — СЛАДКОЗВУЧНЫЙ ГОЛОС — ЧУЖЕЗЕМЦЫ

Учащиеся работают самостоятельно в течение пяти — семи минут, в это время звучит тихая запись колокольного звона. Затем идет обсуждение работ учащихся.

2 стадия – Осмысление.

Теперь давайте познакомимся с исходным текстом. У вас у каждого лежит текст, прочитайте первую часть, выделите ключевые слова, озаглавьте данную часть.

Много веков назад китайский император приказал построить новый город.

— Я назову его Пекин,- сказал император,- и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом в Азии. Дважды народ возводил великий город, и дважды враги разрушали его, превращая дома в пепел, угоняя жителей в рабство. Тогда император решил отлить большой колокол, чтобы звуки его возвещали о наступлении врагов. Он приказал отыскать самого искусного мастера и поручил ему отлить колокол.

Чем является данная часть в тексте? Что мы узнаем? Какие вы выделили ключевые слова? Почему? На какие микротемы можно разделить эту часть? Как можно озаглавить эту часть? Какие слова нужно поместить в рабочие материалы с точки зрения орфографии?

План

1. Новый город -Пекин

Император

«П, — а, — п»

2. Колокол-спасение

Возводил — отстраивал

Возвещал — призывал -Искусный мастер Рабство.

— построил — основал предупреждал

Каким образом можно избежать пунктуационных ошибок при прямой речи? (Используя сложноподчиненное предложение). Объясните значение слова «возводил» и «возвещал», подобрав синонимы. Что общего в словах возвещал, возводил? Чем они отличаются от синонимов? (по мере заполнения таблицы работаем над орфографией и пунктуацией)

Самостоятельное чтение до 2 остановки, выделение ключевых слов, заполнение таблицы.

Мастер принялся за работу, но когда, наконец, колокол был готов, все увидели на его поверхности глубокую трещину. Дважды отливал колокол мастер, но трещина все увеличивалась. Тогда разгневанный император сказал:

— Если неудача постигнет тебя в третий раз,- простись со своей головой!

Что было делать бедному мастеру! Он принялся за работу, но не было уже в его глазах радости, а в руках — твердости.

3. Глубокая трещина

Разгневанный, неудача.

Чтение до 3 остановки, заполнение таблицы.

Была у него красивая дочь. Отправилась она к отшельнику и, плача, рассказывала о горе своего отца. Только на минуту задумался мудрец, а потом сказал:

— Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю.

Какие слова вам не понятны? (некоторые затрудняются объяснить слово «отшельник», ребята тут же разъясняют, подбирают синонимы). Как вы понимаете фразу «готового отдать жизнь за свою землю»?

4. Совет мудреца

Отшельник — старец — мудрец. Пожертвовать собой, принести в жертву. Сяо Лиин. (Составляют схему предложения с деепричастным оборотом)

Спрогнозируйте дальнейшие события. (Обсуждение) Чтение текста до следующей остановки.

Утром девушка, как всегда, помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли сжимать ее сердце. Сяо Лин знала, что колокол вновь будет с трещиной, если никто не принесет в себя жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивая стариков и детей, сжигать города и села. Нет! Этого больше не будет! И не успел старый мастер понять, что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла. Святая кровь ее смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом.

Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на земле, и на блестящей поверхности не было ни Единой трещины. По старинному обычаю, старый мастер первый ударил в колокол, и сладко звучный голос его наполнил все сердце радостью и покоем. В этом проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными.

5. Самопожертвование

Сжигать, сжиматься, расплавленный

6. Сладкозвучный голос

Проникновенный звук, ни единой трещины, отдавшая.

Почему кровь Сяо Лин названа святой? Какова эмоциональное настроение части, которую вы озаглавили «Самопожертвование»? Почему девушка решила пожертвовать собой? Чтение текста до конца, выделение ключевых слов.

7.Сила колокола

Набат, в сердцах, людская память.

3 стадия — Рефлексия

Как бы вы озаглавили этот текст? Почему? (Сила любви. Самопожертвование. Героический поступок).

Учащиеся отмечают, что в данном тексте два главных образа и, на их взгляд, главным является Сяо Лин.

А.Безант сказал: «Самопожертвование состоит в том, что человек умирает для себя, дабы воссиял свет вокруг». Можно ли эти слова отнести к Сяо Лин? А взять в качестве эпиграфа? \

Напишите синквейн по данному тексту.

Сяо Лин

Отважная, героическая Жертвует, спасает, вдохновляет. Жизнь отдает ради земли родной. Героиня.

Колокол

Могучий, звонкий, ударяет, зовет, воодушевляет. Наполняет сердца радостью и покоем. Сердце.

Сяо Лин

Мужественная, сильная Умерла, спасла, воссияла. Голос ее звучит в сердцах людей. Память.

Обсуждение синквейнов.

Каждый ли человек способен на жертву? Назовите людей, которые погибли ради своей земли. Напишите подробное изложение, продолжив его рассказом о людях, пожертвовавших собой ради отечества.

Урок по развитию речи 6 класс «Выборочное изложение»

Проект

урока по развитию речи в 6 классе

Учитель Шестакова О.Н.

Тема: «Выборочное изложение текста с элементами описания внешности литературного героя» (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»)

Цель урока: формирование функциональной (коммуникативной, компьютерной и общей) грамотности посредством выборочного изложения об одном из героев.

Задачи урока:

  • стремиться к умению осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;

  • формировать умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;

  • формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;

  • умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;

  • расширять словарный запас, кругозор;

  • формирование коммуникативных и организаторских умений;

  • формирование будущей профессиональной направленности.

Технология: кейс-метод

Тип кейса: обучающий

Вид кейса: аналитический

Проблемное задание: в тексте изложения даны характеристики двух мальчиков, одному из них автор симпатизирует. А кто из них вам по душе? Что вы можете сказать об их внешности и характере? С кем из них могли бы подружиться или отправиться в поход? О ком вы будете писать?

Подготовительная работа:

учащимся было предложено выбрать роль помощников урока: «путешественник», «артист», «эколог», «дизайнер», «художник», «лингвист», роль логиста- координатора берет на себя учитель

Содержание кейса: текст упражнения 180 с описанием двух героев из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг», информационная и обучающая презентация, фрагменты биографии и творчества И.С. Тургенева, незаконченный план по содержанию изложения, карточка «Орфографические, пунктуационные и стилевые сложности»

Кейс-стади + (краткое описание работы с кейсом):

  1. Позитивный настрой.

  2. Несколько слов об авторе и истории создания рассказа. Обозначение цели и задач урока.

  3. Первое чтение текста изложения.

Работа с деталями текста (чтение во второй раз по частям + пересказ)

  1. Словарная работа:

— предметы одежды ребят (устаревшие слова)

— портреты героев (внешний и психологический портрет)

5. Орфографические, пунктуационные и стилевые сложности

6. Первичная рефлекися: выбор учащихся.

7. Чтение текста в третий раз.

8. Работа над черновиком изложения.

9. Запись изложения в тетрадь.

10. Рефлексия урока.

Позитивный настрой.

«Эколог»

Здравствуйте, посмотрите в окно. Хорошая погода, не правда ли? Я очень люблю природу и, возможно, в будущем стану экологом. У вас в руках снежинка –символ наступающей зимы. Передайте снежинку соседу справа и улыбнитесь ему. Передайте теперь снежинку соседу слева и пожмите ему руку. Всем хорошего настроения! Плодотворной работы! Спасибо!

«Логист-координатор»

Участвует в процессе.

Коммуникативная грамотность.

  1. Несколько слов об авторе и истории создания рассказа. Обозначение цели и задач урока.

«Путешественник»

Я путешественник во времени. Недавно побывал в 19 веке и встретился с одним очень знаменитым писателем…Узнайте его.

(1.Представляет презентацию об

И.С. Тургеневе и истории создания рассказа «Бежин луг»

2.Формулирует проблемный вопрос, а учащиеся – цель и задачи урока)

Информационная грамотность

Оказывает помощь в формировании цели и задач урока.

  1. Первое чтение текста изложения.

«Актеры»

Два ученика наизусть читают текст изложения (описание Феди и Павлуши)

Пакет вопросов:

Каков тип речи текста?

Каков стиль речи текста?

(за каждый верный ответ команды получают жетоны)

  1. Словарная работа

«Дизайнер»

В будущем я собираюсь быть дизайнером, потому что очень люблю рисовать, особенно интересуюсь винтажным костюмом. В тексте изложения много устаревших слов, давайте посмотрим их значение.

Пакет вопросов:

Какие слова называются устаревшими?

Где можно посмотреть значения устаревших слов?

Костюм Феди

Каёмка, кайма – край, кромка; полоса по краю чего-либо, обвод, рама.

Армячок, армяк – крестьянский широкий простой халат, предмет верхней одежды.

Гребешок,гребень— продолговатая пластинка с рядом зубьев для расчесывания волос, для скрепления прически.

Голенище – часть сапога, охватывающая голень.

Костюм Павлуши

Щеголять, щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый.

Замашный — ая, ое. обл. Сделанный из посконного холста.

Порты (прост.) — то же, что штаны.

В поиске значений слов мне помогли «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля и «Словарь русского языка» С.И. Ожегова

Координирует работу со словарными статьями

Общая грамотность

Приложение №1

«Художник»

Я тоже очень люблю рисовать, особенно портреты. Особо меня интересуют черты лица, фигура, поза, характер героя. Может быть, в будущем я стану художником или психологом.

Давайте вглядимся в портрет наших героев.

Пакет вопросов:

Что значит белокурый цвет волос?

Сколько лет Феде?

Кто из героев понравился автору больше?

А кто понравился вам? Почему?

У вас на столах лежит план с незаконченным портретом героя. Выберите одного из них и запишите план в тетрадь, дополнив недостающими словами из текста.

Информационная и компьютерная грамотность

Помогает учащимся определиться и заполнить план недостающими характеристиками

  1. Орфографические, пунктуационные и стилевые сложности

Приложение №2

«Лингвист»

Здравствуйте, я люблю русский язык. Мечтаю стать абсолютно грамотным человеком… В русском языке много трудностей, и в этом тексте тоже.

Внимание! На ваших столах лежат карточки с заданиями. Первая группа работает с орфографией текста, вторая- с пунктуацией, третья со стилевыми сложностями. Работайте коллективно, затем решите, кто из участников группы будет отвечать. Слушая, группы могут дополнять друг друга и зарабатывать жетоны.

Координирует работу в группах, помогает лингвисту.

  1. Рефлексия на данном этапе (Приложение №3)

Учащиеся сообщают о своем выборе, изучают памятку о написании выборочного изложения.

Подводит итог первой части урока:

— Как вы будете писать изложение? Какие пункты памятки считаете наиболее важными? Какие трудными?

— обменивает жетоны на сладкие призы.

  1. Чтение текста в третий раз.

Внимательно слушают, делают пометки в черновиках.

Выразительно читает текст.

8. Работа над черновиком изложения.

Работают самостоятельно

Координирует деятельность учащихся.

9. Запись изложения в тетрадь.

Работают самостоятельно

Координирует деятельность учащихся.

10. Итоговая рефлексия

На снежинках пишут:

— что понравилось на уроке;

— что нового узнали;

— с какими трудностями столкнулись;

— чего хотели бы пожелать друг другу и учителю?

Приложение№1

1. Старшему из всех ……………………….

2……………….,………………черты лица.

3. с…………….,……………. ..волосами.

4. ………………………….глазами.

5.с постоянной………….,……….улыбкой.

6. выехал-то в поле ……….., а так,……..

7.На нём была ………..рубаха

8. небольшой новый ………..

9.на ………..поясе висел ………….

10.Сапоги его……………….

1. волосы были……….., ……………….

2.глаза………., скулы ………………….

3.лицо …………….., ……………………..

4.рот…………….., но…………………..

5. вся голова……, как говорится, …………

6. тело …………….., ……………………

7.Малый был ……………………

8. Одеждой своей он………..

9.вся она состояла……………….да из…….

10. А все-таки он………………………….

Приложение №2

Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт).

Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.

…………………………………………………………………………………………………

Синтаксическое задание. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.

На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.

Одеждой своей он щеголять не мог.

………………………………………………………………………………………………………………

Задание по стилевым особенностям текста. Переделайте предложения, разделив их на несколько самостоятельных простых предложений. Используйте дополнительную лексику, собственные синонимичные слова.

Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.

Приложение №3

Памятка для учащихся «Как писать выборочное изложение»

  1. Прослушайте текст.

  2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

3) Прослушайте текст во второй раз.

  • Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста ( в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки).

  • Составьте подробный план

Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (выбор героя, о котором будете писать).

4) Обязательно обратите внимание на орфографические, пунктуационные и стилевые особенности текста (выполните предложенные учителем задания, обменяйтесь опытом в группах).

5) Прослушайте текст в третий раз.

6) Помните о главном условии: вы должны передать содержание выбранной микротемы (описание выбранного литературного героя).

7) Объём изложения – не менее 80 слов.

8) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Памятка для учащихся «Как писать выборочное изложение»

  1. Прослушайте текст.

  2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

3) Прослушайте текст во второй раз.

  • Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста ( в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки).

  • Составьте подробный план

Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (выбор героя, о котором будете писать).

4) Обязательно обратите внимание на орфографические, пунктуационные и стилевые особенности текста (выполните предложенные учителем задания, обменяйтесь опытом в группах).

5) Прослушайте текст в третий раз.

6) Помните о главном условии: вы должны передать содержание выбранной микротемы (описание выбранного литературного героя).

7) Объём изложения – не менее 80 слов.

8) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

………………………………………………………………………………………………

Памятка для учащихся «Как писать выборочное изложение»

  1. Прослушайте текст.

  2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

3) Прослушайте текст во второй раз.

  • Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста ( в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки).

  • Составьте подробный план

Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (выбор героя, о котором будете писать).

4) Обязательно обратите внимание на орфографические, пунктуационные и стилевые особенности текста (выполните предложенные учителем задания, обменяйтесь опытом в группах).

5) Прослушайте текст в третий раз.

6) Помните о главном условии: вы должны передать содержание выбранной микротемы (описание выбранного литературного героя).

7) Объём изложения – не менее 80 слов.

8) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт).

Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.

…………………………………………………………………………………………………

Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт)

Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.

…………………………………………………………………………………………….

Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт)

Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.

…………………………………………………………………………………………………

Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт)

Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.

……………………………………………………………………………………………….

Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт)

Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.

Задание по орфографии. Запишите слова, выделите орфограмму, укажите номер блока ( используйте Орфографический компакт)

Лет четырна..цать, ч..ртами лица, с бел..курыми в..лосами, с (полу)весёлой, (полу)рассеянной улыбкой, пр..надлежал, рубаха с ж..лтой каёмкой, в..клоченные ч..рные волосы, мне п..нравился, гл..дел, его сап..ги, к б..гатой семье.

Синтаксическое задание. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.

На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.

Одеждой своей он щеголять не мог.

…………………………………………………………………………………………………………..

Задание по пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.

На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.

Одеждой своей он щеголять не мог.

………………………………………………………………………………………………………….

Задание по пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.

На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.

Одеждой своей он щеголять не мог.

……………………………………………………………………………………………………………..

Задание по пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.

На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.

Одеждой своей он щеголять не мог.

…………………………………………………………………………………………………………..

Задание по пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.

На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.

Одеждой своей он щеголять не мог.

…………………………………………………………………………………………………………….

Задание по пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложений. Используйте схему разбора простого предложения.

На нем была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.

Одеждой своей он щеголять не мог.

Задание по стилевым особенностям текста. Переделайте предложения, разделив их на несколько самостоятельных простых предложений. Используйте дополнительную лексику, собственные синонимичные слова.

Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.

…………………………………………………………………………………………………………….

Задание по стилевым особенностям текста. Переделайте предложения, разделив его на несколько самостоятельных простых предложений. Используйте дополнительную лексику, собственные синонимичные слова.

Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.

……………………………………………………………………………………………………………

Задание по стилевым особенностям текста. Переделайте предложения, разделив его на несколько самостоятельных простых предложений. Используйте дополнительную лексику, собственные синонимичные слова.

Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.

Незаконченный портрет Феди

Незаконченный портрет Павлуши

1. Старшему из всех ……………………….

2……………….,………………черты лица.

3. с…………….,……………. ..волосами.

4. ………………………….глазами.

5.с постоянной………….,……….улыбкой.

6. выехал-то в поле ……….., а так,……..

7.На нём была ………..рубаха

8. небольшой новый ………..

9.на ………..поясе висел ………….

10.Сапоги его……………….

1. волосы были……….., ……………….

2.глаза………., скулы ………………….

3.лицо …………….., ……………………..

4.рот…………….., но…………………..

5. вся голова……, как говорится, …………

6. тело …………….., ……………………

7.Малый был ……………………

8. Одеждой своей он………..

9.вся она состояла……………….да из…….

10. А все-таки он………………………….

1. Старшему из всех ……………………….

2……………….,………………черты лица.

3. с…………….,……………. ..волосами.

4. ………………………….глазами.

5.с постоянной………….,……….улыбкой.

6. выехал-то в поле ……….., а так,……..

7.На нём была ………..рубаха

8. небольшой новый ………..

9.на ………..поясе висел ………….

10.Сапоги его……………….

1. волосы были……….., ……………….

2.глаза………., скулы ………………….

3.лицо …………….., ……………………..

4.рот…………….., но…………………..

5. вся голова……, как говорится, …………

6. тело …………….., ……………………

7.Малый был ……………………

8. Одеждой своей он………..

9.вся она состояла……………….да из…….

10. А все-таки он………………………….

1. Старшему из всех ……………………….

2……………….,………………черты лица.

3. с…………….,……………. ..волосами.

4. ………………………….глазами.

5.с постоянной………….,……….улыбкой.

6. выехал-то в поле ……….., а так,……..

7.На нём была ………..рубаха

8. небольшой новый ………..

9.на ………..поясе висел ………….

10.Сапоги его……………….

1. волосы были……….., ……………….

2.глаза………., скулы ………………….

3.лицо …………….., ……………………..

4.рот…………….., но…………………..

5. вся голова……, как говорится, …………

6. тело …………….., ……………………

7.Малый был ……………………

8. Одеждой своей он………..

9.вся она состояла……………….да из…….

10. А все-таки он………………………….

1. Старшему из всех ……………………….

2……………….,………………черты лица.

3. с…………….,……………. ..волосами.

4. ………………………….глазами.

5.с постоянной………….,……….улыбкой.

6. выехал-то в поле ……….., а так,……..

7.На нём была ………..рубаха

8. небольшой новый ………..

9.на ………..поясе висел ………….

10.Сапоги его……………….

1. волосы были……….., ……………….

2.глаза………., скулы ………………….

3.лицо …………….., ……………………..

4.рот…………….., но…………………..

5. вся голова……, как говорится, …………

6. тело …………….., ……………………

7.Малый был ……………………

8. Одеждой своей он………..

9.вся она состояла……………….да из…….

10. А все-таки он………………………….

Урок развития речи в 6 классе «Подготовка и написание выборочного изложения на тему «Возвращение Владимира в отчий дом»

Русский язык. 6. Урок 105.

Тема: РР. Подготовка и написание выборочного изложения на тему

«Возвращение Владимира в отчий дом»

Цели: развивать навыки устного и письменного изложения текста; закреплять умение определять разряд прилагательных; формировать умения формулировать основную мысль текста, писать выборочное изложение.

Ход урока

1. Орг. момент. Тема и цели урока.

Ваша задача — пересказать текст выборочно. Какие части нас интересуют?

Те, которые относятся к теме «Возвращение Владимира в отчий дом».

2. Подготовка к выборочному изложению.

Чтение фрагмента текста.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Беседа по тексту.

— Назовите непонятные слова (кровля, между коими шла дорога, опутанная лошадь, косматые хвосты, изъявления радости, дворня, ветхое крыльцо, из людских изоб).

— О чём говориться в тексте? Как его можно озаглавить?

— Что чувствует Владимир, возвратившись домой после двенадцатилетнего отсутствия?

— Какие изменения произошли на барском дворе за время его учёбы?

— Как встретили Владимира дворня?

— Кем герою приходится Егоровна?

— Вспомните типы текстов. К какому типу можно отнести данный текст.

Составление плана.

I. «Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца».

II. «Через десять минут въехал он на барский двор».

1. «Березки выросли и стали теперь высокими …»

2. «Двор обращен был в некошеный луг…»

3. «Дворня высыпала и окружила молодого барина.»

Словарная работа.

Влево, с красной кровлей, Кистенёвка, тщательно, некошеный луг, обращён, из людских изб, опутанная лошадь, изъявления радости, насилу, сквозь, в сенях, воспитанник.

3. Написание изложения.

4. Итог урока. Домашнее задание.

Стр. 158-160 словарные слова А-В

2

Никулина М.Ю. Диктанты и изложения по русскому языку для 6 класа ОНЛАЙН

Никулина М.Ю. Диктанты и изложения по русскому языку: 6 класс / М.Ю. Никулина, Н.П. Шульгина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2014. — 254, [2] с. (Серия «Диктанты и изложения»)
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Издание содержит диктанты и изложения и предназначено для проверки и коррекции знаний учащихся, а также развития орфографических, пунктуационных и языковых умений.
В качестве текстов для диктантов и изложений предложены фрагменты произведений русской классической литературы, современных русских и зарубежных писателей, научно-популярных и публицистических статей.
Пособие предназначено учителям и учащимся общеобразовательных школ.
СОДЕРЖАНИЕ
ДИКТАНТЫ
Повторение и обобщение изученного в 5 классе
Диагностические диктанты……………………….5
Диктанты для текущего контроля……………………8
Диктанты для промежуточного контроля……………………….34
Контрольные диктанты по итогам повторения……………………..35
Лексикология. Фразеология. Словообразование
Диагностические диктанты…………………….38
Диктанты для текущего контроля…………………..39
Диктанты для промежуточного контроля……………………55
Имя существительное
Диагностические диктанты…………………….57
Диктанты для текущего контроля………………….58
Диктанты для промежуточного контроля………………..70
Глагол. Особые формы глагола: причастие и деепричастие
Диагностические диктанты…………………..73
Диктанты для текущего контроля………………….76

Диктанты для промежуточного контроля………………….86
Имя прилагательное
Диагностические диктанты……………………….90
Диктанты для текущего контроля……………………..91
Диктанты для промежуточного контроля………………………98
Имя числительное
Диктанты для текущего контроля………………….101
Диктанты для промежуточного контроля…………………….108
Местоимение
Диктанты для текущего контроля……………….113
Диктанты для промежуточного контроля……………….122
Наречие
Диктанты для текущего контроля………………..125
Диктанты для промежуточного контроля……………….134
Контрольные диктанты………………139
ИЗЛОЖЕНИЯ
Подробные изложения…………………..153
Изложения с дополнительным заданием…………………..181
Изложения с грамматическим заданием………………….198
Изложения с лексическим заданием…………………..212
Выборочные изложения…………………..218
Сжатые изложения…………………228
Контрольные изложения……………….249

Конспект урока «Сжатое изложение» по учебнику М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Сжатое изложение по тексту упр 119

Цель урока: развивать письменную и устную речь учащихся.

Задачи:

  1. рассказать о сжатом изложении; обучить приемам написания сжатого изложения;

  2. развивать устную и письменную речь учащихся; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

  3. воспитывать бережное отношение к родному языку

  4. Оборудование: учебник с текстом, презентация.

Ход урока

Организационный момент.

Объявление темы урока.

Постановка целей и задач.

Вступительная беседа.

– Ребята, как вы понимаете тему урока? Что значит сжатое изложение?

Написать сжатое изложение – это значит выбрать самое главное, сократить текст,  не искажая смысла.

Обратимся к создателю великого словаря

  1. Слово учителя о В.И.Дале.

Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске (теперь Ворошиловград) в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, В.И.Даль около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях.

Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В.И.Даль, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведён в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору.

Даль был полиглот-многоязычник, как сказано в его словаре. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, латынь, болгарский, сербский, татарский… Врачевал, говорят, прямо в степи, делал операции, готовил лекарства, разрешал гражданские споры».

В сентябре 1833 года в Оренбург пребывает Александр Сергеевич Пушкин, чтобы побывать в местах пугачевского бунта. «Они (Пушкин и Даль) познакомились осенью 1832 года, когда Даль передал поэту свою книжицу «Русские сказки. Пяток первый».

Сам Даль утверждает, что идею создания Толкового словаря живого великорусского языка ему подсказал Пушкин.

Четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля издан впервые в 1863-66 годах и до сих пор сверкает, как пушкинский перстень, в нашей отечественной культуре. Кроме того, Даль издал два тома «Пословиц русского народа». Восемь томов составили его художественные и публицистические произведения.

Чтение текста учителем.

Анализ текста:

-Какова тема текста?

-Основная мысль?

  • Расскажите, о чем текст.

  • Сколько можно выделить абзацев в тексте?

  • Дать заголовок тексту.

Работа над сжатием текста. слайд

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого).

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему).

Чтение по абзацам и выявление микротеми составление плана

  1. Морозный мартовский день.

  2. «Замолаживает»- иначе пасмурнеет.

  3. Рождение первой странички «Толкового словаря живого великорусского языка».

Опорные слова (написаны на доске): серый наст, мичманская форма, замолаживает, пасмурнеет, заволакиваться тучками, клониться к ненастью

Работа с текстом упр 119, работа со слайдом (Способы сжатия текста)

(работа с 1-м абзацем, затем учащиеся самостоятельно пытаются применить приемы сжатия)

Пересказ текста по плану одним или двумя учениками.

Написание сжатого изложения.

Приступаем к написанию сжатого изложения.

Итоги урока. Сдача работ.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к рассказу.

Образец работы учащегося:

По серому насту сани идут легко. Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Новая мичманская форма греет плохо.

Ямщик утешает: « Замолаживает, к теплу».

Мичман дует на закоченевшие пальцы и старательно записывает незнакомое слово: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучами. Так говорят в Новгородской губернии».

Этот день для мичмана оказался главным в его жизни. Из этой странички после сорока лет работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом был Владимир Иванович Даль.

Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения

Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.

Цель урока:

  1. Научить писать выборочное изложение

Задачи урока:

  1. Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
  2. Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
  3. Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
  4. Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
  5. Расширять словарный запас, кругозор учащихся.

Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова»

Ход урока

1.  Организационный момент

2. Краткое вводное слово учителя

Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова». (Слайд №1)

 Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова.

На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими?

(«Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок»)

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.

(Слайд № 2,3,4,5)

А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения. (Слайд № 6)

Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.

3. Чтение текста изложения

В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский…  Всех не перечислишь.

На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».

Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, — приемную – попадаем в кабинет поэта.

Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.

А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)

(Слайд №7,8,9,10)

4. Работа над текстом

Беседа по вопросам:

  1. Определите стиль и тип текста?

(художественный, описание)

  1. В какой части текста автор описывает кабинет Некрасова?

(во второй части)

  1. Какую часть текста мы не включим в изложение?

(описание лестницы, приемной опускается)

  1. В каком предложении автор подчеркивает значение Некрасова для русской литературы?

(Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)

Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение

  1. С чего начинается описание кабинета Некрасова?

(с письменного стола)

  1. Почему именно с письменного стола?

(потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)

  1. Что еще в кабинете указывает на работу писателя?

(этажерка с рукописями и корректурами)

  1. Где любил отдыхать Некрасов?

(в глубоких мягких креслах, что стоят у камина)

  1. Какое место в кабинете занимают книги?

(Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)

  1. Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему?

(автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)

Словарная работа:

(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)

Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом

Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора

Рукопись –  подлинник или копия текста, написанные от руки

Особенности описания в данном тексте:

Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:

Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.

Синтаксическая разминка:

По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему

5. Повторное чтение текста учителем.

6. Написание учащимися выборочного изложения.

В слабых классах написание изложения можно провести на следующем уроке. А после повторного чтения текста предложить учащимся составить план изложения.

На данном уроке возможно использование мультимедийной презентации (по желанию учителя), подробно иллюстрирующей текст изложения.

Использованная литература:

1. Л.А.Виноградова, А.Н.Горчак «Сборник текстов для изложений» М., 1981

2.С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» М., 1990

Использованные ресурсы сети «Интернет»:

1. www.museum.ru

2. www.spbflat.ru

3. www.wikimapia.org

4. www.nekrasov.org.ru