Карточки к уроку русского языка 6 класс

Имя прилагательное

Карточка №1

Вдруг подул холодный ветер, и по небу со всех сторон поползли свинцово – серые грозовые тучи. Ослепительной змейкой блеснула молния, и над головой оглушительными раскатами прокатился гром. На минуту всё стихло, и тяжёлые крупные капли дождя упали на землю.

  1. Подберите синонимы к слову ослепительная.

  2. Выпишите эпитеты.

  3. Выпишите имена прилагательные, укажите их разряд.

  4. Привидите примеры притяжательных прилагательных.

  5. Морфологический разбор: ослепительной.

  6. Морфемный разбор: грозовые, оглушительными.

Имя прилагательное.

Карточка №2

Образуйте возможные формы сравнительной и превосходной степени:

большой —

огромный —

гигантский —

исполинский-

колоссальный —

Укажите разряды имён прилагательных.

Синтаксический разбор:

Солнце – ярчайшая звезда Галактики.Оно ярче всех других звёзд.

Имя прилагательное

Карточка № 3

В сильный мороз весело трещат в печи берёзовые дрова.

  1. Выпишите прилагательные и образуйте от них возможные формы сравнительной и превосходной степени сравнения.

  2. Выполните синтаксический разбор предложения.

  3. Морфемный разбор: берёзовые.Морфологический разбор: сильный.

4) Определите разряд имён прилагательных.

Имя прилагательное.

Карточка №4

Птицы – часть нашей родины. Они придают прелесть лесам, рощам и являются лучшим украшением парков, садов. Они преображают пейзаж и своим звучным пением делают его радостным и приятным.

  1. Определите разряды прилагательных.

  2. Синтаксический разбор: 2 предложение

  1. Морфемный разбор: радостным. Морфологический разбор: звучным.

  2. Образуйтк возможные формы сравнительной и превосходной степени от прилагательного приятным.

Имя прилагательное

Карточка № 5

  1. Замените существительные притяжательными прилагательными:

Уши волка и зайца —

Лапы лисы и белки —

Хвост павлина и вороны —

Глаза папы и бабушки —

  1. Морфологический разбор: (Под ) раскидистой (сосной)

  2. Морфемный разбор: причудливые ( очертания)

  1. Образуйтк возможные формы сравнительной и превосходной степени от прилагательного радостный.

Имя прилагательное

Карточка № 6

Распредеоите прилагательные по разрядам

Раскидистый дуб, душистый цветок, ужасный вид, причудливый рисунок, папин нос, олений рог, местный говор, лесной массив, верблюжий горб, деревянная ложка, широкое поле, охотничье ружьё.

1)Морфологический разбор: олений (рог)

  1. Морфемный разбор: верблюжий

  1. Образуйтк возможные формы сравнительной и превосходной степени от прилагательного душистый.

Имя прилагательное.

Карточка № 7

Возле самого леса стоит избушка, в которой живёт старик – охотник. Дом его похож не то на жильё рыбака, не то на охотничью палатку.На полке рядом с тяжёлым охотничьим ружьём лежат резиновые сапоги, рыболовные сети. На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. Старый охотник — прекрасный рассказчик. Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.

  1. Выпишите прилагательные по разрядам:

  1. Синтаксический разбор: 1 предложение.

  2. Морфологический разбор: (на ) охотничью (палатку)

  3. Образуйтк возможные формы сравнительной и превосходной степени от

прилагательного тяжёлый

Имя прилагательное

Карточка № 8

Возле самого леса стоит избушка, в которой живёт старик – охотник. Дом его похож не то на жильё рыбака, не то на охотничью палатку.На полке рядом с тяжёлым охотничьим ружьём лежат резиновые сапоги, рыболовные сети. На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. Старый охотник — прекрасный рассказчик. Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.

1)Выпишите прилагательные по разрядам:

Синтаксический разбор: 3 предложение.

3)Морфологический разбор: рыболовные ( сети)

4) Образуйтк возможные формы сравнительной и превосходной степени от

прилагательного тяжёлый

Имя прилагательное. Карточка № 9

Выпишите в столбик прилагательные:

Шумели на ветру раскидистые ивы, и в глазах рябило от серебристого блеска их листьев. Ослепительные облака были похожи то тна ветки с яблоневым цветом, то на овечьи фигурки.

  1. Разберите выписанные прилагательные по составу

  2. Определите разряд . Образуйтк возможные формы сравнительной и превосходной степени от прилагательного раскидистые.

  3. Морфологический разбор: на овечьи ( фигурки)

Имя прилагательное. Карточка №10

Синий, красный, белый, каменный, подвожный, железный, морской, водяной, воздушный, небесный, земляной, занимктельный, стеклянный, русский, заячий, китайский, папин, квадратный, охотничий, круглый, стальной,медвежий, дорожный,прошлогодний, олений, осенний, заботливый.

  1. Распределите имена прилагательные пр разрядам:

  1. Морфологический разбор:охотничий (дом)

  2. Морфемный рабор:медвежий

4) Образуйтк возможные формы сравнительной и превосходной степени от

прилагательного заботливый

Имя прилагательное.Карточка № 11

Лисий хвост, пастушья сумка, мамино платье, девичья коса, Катины очки, верблюжья колючка, гусиное перо, лисья нора, волчья шкура, папин портфель,серебряная ложка, солёный океан, холодный ветер, северное течение, морские волны, северное сияние, оленья тропа, лисья хитрость, медвежья услуга, деревянный стол, прошлогодний снег, настольная игра, синий плащ, русский язык, занимательная работа, чудесные звёзды, огромное небо.

1) Распределите имена прилагательные пр разрядам:

  1. Морфологический разбор: настольная (игра)

  2. Морфемный рабор:гусиное ( перо)

6) Образуйтк возможные формы сравнительной и превосходной степени от

прилагательного огромное.

Имя прилагательное, Карточка № 12

Древняя столица, величественная панорама, обыкновенный город, большой дом, безмолвная громада,оленьи рога, холодные камни, древнее кладбище, богатый человек, сильный дух, звучный голос, святой лик, златоглавая церковь, папин нос, чудный день, великое целое, разнообразные звуки, медвежья услуга,гусиное перо, рыболовная сеть, молитвенный голос, дешёвая вещь.

  1. Найдите имена прилагательные

  2. Определите на какой вопрос отвечают эти прилагательные

  3. Определите разряд прилагательных

  4. Задание оформите в виде таблицы:

Имя

прилагательное

Вопрос, на который отвечает прилагательное

Разряд имени прилагательного

  1. Морфологический разбор: златоглавая (церковь)

6) Образуйтк возможные формы сравнительной и превосходной степени от

прилагательного дешёвая.

Карточка № 13

Возле самого леса стоит избушка, в которой живёт старик – охотник. Дом его похож не то на жильё рыбака, не то на охотничью палатку.На полке рядом с тяжёлым охотничьим ружьём лежат резиновые сапоги, рыболовные сети. На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. Старый охотник — прекрасный рассказчик. Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.

1)Выпишите имена прилагательные, напишите вопросы, на которые они отвечают

2) Определите род, число прилагательных

  1. Морфологический разбор: старый ( охотник)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пахотно – Угловская средняя

общеобразовательная школа

План – конспект урока

русского языка

6 класс

Тема урока: « Гласные в суффиксах

существительных -ек, -ик»

Учитель русского языка и

литературы

Милосердова М.Н.

Пахотный Угол

2007

Карточки для индивидуальной работы. (6 класс)

6 класс. Тема: «Повторение изученного в начальных классах. Буквы Ё, О, Е после шипящих в корнях и окончаниях слов».

1) ж..лтый; 4) луч..м 7) ш..рстка

2) крыж..вник 5) ж..сткий 8) черемш..й

3) товарищ..м 6) туч..й 9) ж..лудь

hello_html_m40371c36.png

1____

2____

3____

4____

5____

6____

7____

8____

9____

Оценка:

Тема: «Чередование гласных О – А в корне слова».

1) сл..гать 4) р..сток 7) выр..щенный

2) приг..реть 5) ул..жить 8) прик..снуться

3) оз..рить 6) к..сание 9) ср..статься

hello_html_mf6ea67b.png

1____

2____

3____

4____

5____

6____

7____

8____

9____

Оценка:

Тема: «Приставки ПРЕ- — ПРИ-.»

1) пр..морский 3) пр..украсить 5) пр..обрести 7) пр..щурить

2) пр..лестный 4) пр..пятствие 6) пр..шить 8) пр..умный

hello_html_4fc4c67a.png

ПРЕ- или ПРИ

hello_html_m194bb0a.gifhello_html_m4d042358.gifhello_html_52e6033e.gifhello_html_m70bc9ea5.gifhello_html_4bb8b414.gifhello_html_30b8ee35.gifhello_html_44ad41c8.gifhello_html_2fac3b9a.gif

hello_html_m4a258342.pnghello_html_m1d199d95.gifhello_html_m16d5c9f5.gifhello_html_m2ebce40.gifhello_html_12c37493.gifhello_html_m3d5144ec.gifhello_html_5d1ad359.gifhello_html_m3f11642c.gifhello_html_4dde4497.gifhello_html_m17f0205f.gifhello_html_m7fb07a11.gifhello_html_m1492616f.gifhello_html_m2fca0c16.gifhello_html_m12d4b1d9.gifhello_html_m77ca3101.gif

Тема: «Одна и две Н в суффиксах прилагательных»

  1. маши..ый

  2. сви..ой

  3. травя..ой

  4. стекля..ый

  5. дли..ый

  6. гости..ый

  7. лекцио..ый

  8. серебря..ый

  9. румя..ое

10) пламе..ое

  1. конопля..ое

  2. ветре..ый

13) телефо..ая

14) дивизио..ый

Оценка:_____

Методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему: Карточки по русскому языку в 6 классе.

Карточки по русскому языку.

Местоимение.

  1. Использование местоимений в речи.

Найдите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.

1) В городе проживает миллион человек. С каждым днём он благоустраивается. 2) Л. Н. Толстой мастерски изображает роль русского народа в войне 1812 года. Он показывает их мужество и патриотизм. 3) Они переехали реку на арбе. Оглянулись – по ней ходили большие волны. 4) У клеток с обезьянами всегда много детворы. Им нравится наблюдать за животными. 5) В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали деревья. 6) Молодёжь на привале шутила. Они не чувствовали усталости. 7) Друзей, вероятно, нет дома. В ихней квартире окна тёмные. 8) Кислород представляет из себе газ без цвета и запаха.

  1. Распознавание  разрядов местоимений.

Спишите текст. Найдите в нём местоимения и укажите их разряды.

Я люблю ходить вдвоём

 В поле, в лес, на водоём,

    Я люблю пускаться в путь

    Не один, а с кем-нибудь…

                                            Белка в зелени густой

                                            Скачет в перелеске.

          Крикнуть некому: «Постой!»

Я один:.. Мне красотой

                                             Поделиться не с кем.

(А. Барто.)

  1. Распознавание  разрядов местоимений.

Составьте 4 предложения с местоимением некого, некем, никого, никем; запишите их в 2 столбика в зависимости от места ударения.

  1. Распознавание неопределённых местоимений.

Просчитайте стихотворение Л. Татьяничевой. Найдите неопределённые местоимения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

 Все на что-нибудь похоже

 Все на что-нибудь похоже

                                           На кого-то и на что-то.

 На кого похож наш ёжик?

                                           На енота!

                                           На енота!

 Все на что-нибудь похоже

                                           На кого-то и на что-то.

 Встала радуга над рожью,

                                                     Как огромные ворота.

  1. Распознавание  разрядов местоимений.

Прочитайте отзыв ученика на книгу Г. Мартынова «Каллисто». Ответьте на вопросы: удалось ли автору отзыва заинтересовать вас этой книгой! О чём, по-вашему, следовало бы написать подробнее? Какие слова неоправданно повторяются? Как можно было избежать этого повторения? Запишите текст в исправленном виде.

В этом году я прочитал книгу «Каллисто». Мне эта книга очень понравилась. Я советую всем прочесть эту книгу.

В ней рассказывается о том, как на Землю прилетел космический корабль с планеты Каллисто, о приключениях его пассажиров на Земле и о полёте двух советских людей на Кпллисто.

В книге рассказывается много интересных случаев. Особенно мне понравилась вторая часть книги – «Каллистяне» В этой книге рассказывается о пребывании наших людей на Каллисто.

  1. Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения.
  1. Распознавание вопросительных местоимений.

 

Прочитайте. Определите границы предложений. Спишите, вставляя на месте пропусков нужные местоимения.

На сучки грибы надеты … попали на сучки толстяки боровики… устроил … так ловко … с грибов очистил сор это белкина кладовка это белкин летний сбор!

(Е. Трунева.)

7. Распознавание вопросительных местоимений.

Запишите исправленные варианты предложений. Подчеркните неопределённые местоимения.

1) Я хочу сказать вам кой-чего. 2) Я принёс вам чего-то. 3) Чего-нибудь придумаем. 4) Кто-то из  женщин вошла сюда.

  1. Использование местоимений в речи.

Прочитайте текст и найдите в нём неоправданные лексические повторы. Устраните их. Вы получили отрывок из рассказа А. И. Куприна «Слон». Спишите текст в отредактированном виде, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните слова, которые обеспечивают  связь предложений. Какой частью речи они являются? Определите вид связи.

Маленькая девоч(?)ка нездорова. Каждый день к маленькой девоч(?)ке ход..т доктор Михаил Петрович к..торого маленькая девоч(?)ка зна..т уже д..вным-д..вно. а иногда Михаил Петрович пр..водит ещё двух докторов,(не) знакомых. (Не) знакомые доктора перев..рачивают девоч(?)ку на спину и на ж..вот слушают что-то оттягивают (в) низ глазные веки и смотрят. При этом д..ктора как-то важно посапывают лица у д..окторов строгие и говорят д..ктора (между) собой на (не) понятном языке.

  1. Слитное и раздельное написание не и ни  в местоимениях.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните орфограммы.

1) Люблю того, кто (не) обидит (ни) кого. 2) Обидеть-то каждый мож..т, а пож..леть (не) кому. 3) Кто дважды олян..тся, тот (ни) чего (не) потеряет. 4) Дома с..дит, (ни) (на) кого (не) глядит. 5) Иного (ни) чем (не) удовлетворишь и (ни) чем (не) насытишь. 6) В одной руке пусто, а в другой нет (ни) чего. 7) Поехали с орехами – пр..едут (ни) (с) чем. 8) Воин с оружием – все ,воин без оружия – (ни) что. 9) (Не) чего на зеркало пенять, коли рожа кр..ва. 10) Плохого человека (ни) чем (не) уважишь.

(Пословицы.)

  1.   Распознавание притяжательных местоимений.

Выпишите из текста словосочетания, зависимая часть которых – притяжательные местоимения; запишите их по образцу: …возле домика (чьего?) нашего; запишите полностью пятое предложение и произведите его синтаксический разбор.

Дергач

Почти всё лето возле нашего домика на клеверном поле кричал дергач-коростель. По ночам я выходил на дорогу слушать его бодрый крик.

Звёздное небо широким шатром простиралось над моею головою. Казалось, я слышал живое дыхание земли. Я посмотрел на звёзды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери-земле напало на меня.

… Никто никогда не видел отлетающих на юг дергачей.  Наверное, далёкие путешествия свои они совершают в тёмные ночи, бесшумно и низко летя над землёй.

(И. Соколов-Микитов.)

  1. Распознавание определительных местоимений.

Спишите и укажите синтаксическую роль определительных местоимений.

1) Рощи да леса – всему краю краса. 2) Маленькому зверьку в лесу – каждый куст помощник. 3) Всякая помощь хорошо вовремя. 4) Сам погибай, а товарища выручай.

  1. Распознавание разрядов местоимений.

Определите падеж определительных и притяжательных местоимений; укажите местоимения-синонимы; составьте с ними предложения.

Как-то зимой я устроил кормушку под самым окном нашего лесного домика. На кормушку каждый день слетались синицы и другие лесные птицы. Всякий раз неизменно появлялся и поползень. Наверное, не все видели и знают эту небольшую  и очень весёлую птицу.

(И. Соколов-Микитов.)

  1.  Распознавание разрядов местоимений.

 Выпишите из текста местоимения и определите их разряды.

Как-то я шагал домой        И добавил:

И болтал с самим собой.        — Не хитри!

Говорит мне сам с собой:        Разве я сейчас не видел,

— Ты, приятель, сам не свой!        Как ты девочку обидел?

Я ведь знаю по себе,        Я прошу тебя: вернись и

Что тебе не по себе!        Сейчас же извинись!

Я ответил:        Я на миг остановился:

— Интересно!        — Где же я её найду?

Ну-ка, что тебе известно?        Сам собою разозлился:

Поскорее признавайся,        — Ну тогда я сам пойду.

Только правду говори!                                         … Мы друг другу подмигнули

Он сказал:        И обратно повернули.

— Не притворяйся!

(С. Орлов.)

  1. Местоимения с предлогами.

Спишите, раскрывая скобки и ставя местоимения в нужной форме.

Поступать наперекор (они), прийти без (она), наклониться над (он), достать благодаря (он), устроиться около (он), договориться по поводу (они), остановиться возле (он), попасть мячом в (она), пройти мимо (они).

  1.  Местоимения с предлогами.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите разряды местоимений.

С виду хорёк маленький и безобидный. Мордочка (у) него круглая, симпатичная, будто у кошки. А в теплой, зимней шубке он т..кой красивый, что так и хочется потрепать его пушистую ш..рсточку. Но т..ким безобидным хорек только кажет(?)ся , (на) самом деле это очень кровожадный зверёк. Стоит только посмотреть (на) его тонкое, гибкое тело, на острые клыки и стремительно хищ(?)ные движения, что(бы) сразу догадат(?)ся, что хорёк хоть и маленький, но очень грозный хищ(?)ник.

(В. Чаплина.)

  1. Распознавание личных местоимений.

Спишите. Определите синтаксическую роль и падеж местоимений 1-гол. ед. ч.

1) Я уселся на камень, как в кресло, и стал наблюдать. 2) (Передо) мною простиралось море. 3) Высоко (надо) мной, срываясь со скалы, шумели крыльями бесчисленные птицы. 4) Мне захотелось остаться одному. 5) (Подо) мной зелёным ковром расстилается мох, ниже – розовый свет и вмёрзшие в лёд недвижимые камни. 6) (Надо) мной наверху шумит птичий базар. (И. Соколов-Микитов.) 7) Каждой веточкой живой лес беседует со (мной). (Л. Татьяничева.)

  1. Укажите беглые гласные в предлогах, употреблённых с местоимениями.
  1. Употребление личных местоимений.

Спишите. Поставьте местоимения в нужной форме.

1) Берёз пахучие сере..ки зв..нели тихо надо (я). 2) А роз..вое обл..ка с..яет, как будто очень весело (оно). (С. Смирнов.) 3)  И царица у окна села ждать (он) ода. 4) На (он) она взглянула, т..желешенько взд..хнула. 5) (Она) в приданное дано было зерк..льце одно.. (А. Пушкин.)

  1. Распознавание разрядов местоимений.

Спишите. Подчеркните как члены предложения все известные вам местоимения.

Кто, волны, вас остановил,

   Кто оковал ваш бег могучий,

              Кто в пруд безмолвный и дремучий

                                              Поток мятежный обратил?

   Чей жезл волшебный поразил

             Во мне надежду, скорбь и радость?

                                                                                                               (А. Пушкин.)

  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и объясните постановку.
  1. Употребление местоимений.

 

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите, какими членами предложения являются выделенные местоимения. Укажите падежи.

Дочери только и знали, что у ворот с..деть, на улицу гл..деть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала.

Выйдет Крошечка-Ховрошечка в поле, обнимет свою рябую к..рову, ляжет к ней на шейкуи рассказывает, как ей тяжело жить-поживать: «Коровушка-матушка! Меня бьют, хлеба не д..ют, плакать не велят К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, поб..лить».

(Из сказки.)

 

  1.   Использование местоимений в речи

Объясните, какие неправильности допущены в данных ниже вопросах. Запишите исправленный вариант формулировки вопроса. Подчеркните местоимения.

1) Чего ты делаешь? 2) Сколько время? 3) Сколько много книг ты прочитал за лето?

 

Карточки для индивидуальной работы на уроках русского языка в 6 классе

Карточки для индивидуальной работы

на уроках русского языка в 6 классе

Карточка № 1

Выполните синтаксический разбор предложений:

  1. Лебеди величаво плыли по реке, кружили над водой, отдыхали у своего домика.

  1. В саду росли фиалки, тюльпаны, розы.

  1. Душа моя тянется к тебе, земля моя родная.

  1. Рассветает.

  1. Зашумели, застонали, тревожно зашевелились старые тополя.

Карточка № 2

Выполните синтаксический разбор предложений:

  1. Гусак разговаривал сипловатым басом и подбирал крупные семечки.

  1. В магазине продавались мячи, скакалки, обручи.

  1. Алёша, мы уходим.

  1. Ночь.

  1. В пруду плескались караси и карпы.

Карточка № 3

Выполните синтаксический разбор предложений:

  1. Летняя ночь.

  1. Ребята, мы идём в поход.

  1. В корзине лежали яблоки, груши, виноград.

  1. Кружилась мошкара.

  1. На улице вьюжило.

Карточка № 4

Выполните синтаксический разбор предложений:

  1. Зимний вечер.

  1. Ветер завывал, кружил осенние листья, поднимал их, бросал в лужу.

  1. Дорогая подруга, я расскажу тебе интересную историю.

  1. Ночь на дворе.

  1. Меня знобило.

Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Карточки по русскому языку для 6 класса

Урок №20.

Карточка №1.

Прочитайте выразительно текст. Определите его основную мысль. Выпишите слова, в которых надо вставить пропущенные буквы. Объясните их написание.

Используя словари, выясните значение и написание выделенных слов.

   Всем извес…но, как трудно читать безгра(м, м)отное письмо: на каждой ошибке спотыка…шься, а иногда и просто не сразу понима…шь написанное.

   Писать безгра(м, мм)отно – значит пос…гать на время людей, к которым мы адресу…мся.

(По Л. В. Щербе)

К какому словрю вы обратитесь, чтобы получить информацию о правильном написании слов? В каком словаре вы выясните их значение?

Урок №20.

Карточка №2.

Подготовьте рассказ на тему «Что мне поведал толковый словарь о словах «роскошь», «сугрев?»

Урок №20.

Карточка №3.

Старинный

  1. Докажите, что данное слово многозначное.
  2. Составьте с данным словом словосочетание или предложение, употребив слово в разных значениях.
  3. Подберите ряды синонимов данного слова к словам человек, город.
  4. Подберите антонимы к данному слову.

При подготовке к ответу обращайтесь к различным словарям.

Урок №20.

Карточка №4.

Подготовить рассказ на тему «Что мне поведал толковый словарь о словах «октава», «олицетворение»?»

Урок №20.

Карточка №5.

Подготовьтесь выразительно прочитать текст. Проанализируйте его, доказывая мысль К. Паустовского, что «с русским языком можно творить чудеса». Какие «чудеса» творит писатель?

   Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучистое время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

(К. Паустовский)

Выполнить задание вам помогут следующие вопросы.

  1. Найдите метафоры, сравнения в тексте. С какой целью использует эти художественные средства выразительности автор?
  2. Слова какой части речи в данном тексте несут особенную смысловую нагрузку? Почему?
  3. Чем, по-вашему, вызвано повторение в последних двух предложениях глагола «спит»? Уместно ли это повторение? Нужна ли здесь синонимическая замена?
  4. Подберите синонимы к глаголу «загорается». Докажите уместность употребления в тексте именно этого глагола.
  5. Какие «спящие» звуки передают состояние сна, покоя в природе?
  6. Можно ли этот текст прочитать громко? Почему?
  7. Какие слова использует автор: общеупотребительные? Диалектные? Профессиональные?

Урок №20.

Карточка №5.

Подготовьтесь выразительно прочитать текст. Проанализируйте его, доказывая мысль К. Паустовского, что «с русским языком можно творить чудеса». Какие «чудеса» творит писатель?

   Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучистое время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

(К. Паустовский)

Выполнить задание вам помогут следующие вопросы.

  1. Найдите метафоры, сравнения в тексте. С какой целью использует эти художественные средства выразительности автор?
  2. Слова какой части речи в данном тексте несут особенную смысловую нагрузку? Почему?
  3. Чем, по-вашему, вызвано повторение в последних двух предложениях глагола «спит»? Уместно ли это повторение? Нужна ли здесь синонимическая замена?
  4. Подберите синонимы к глаголу «загорается». Докажите уместность употребления в тексте именно этого глагола.
  5. Какие «спящие» звуки передают состояние сна, покоя в природе?
  6. Можно ли этот текст прочитать громко? Почему?
  7. Какие слова использует автор: общеупотребительные? Диалектные? Профессиональные?

Урок №20.

Карточка №5.

Подготовьтесь выразительно прочитать текст. Проанализируйте его, доказывая мысль К. Паустовского, что «с русским языком можно творить чудеса». Какие «чудеса» творит писатель?

   Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучистое время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

(К. Паустовский)

Выполнить задание вам помогут следующие вопросы.

  1. Найдите метафоры, сравнения в тексте. С какой целью использует эти художественные средства выразительности автор?
  2. Слова какой части речи в данном тексте несут особенную смысловую нагрузку? Почему?
  3. Чем, по-вашему, вызвано повторение в последних двух предложениях глагола «спит»? Уместно ли это повторение? Нужна ли здесь синонимическая замена?
  4. Подберите синонимы к глаголу «загорается». Докажите уместность употребления в тексте именно этого глагола.
  5. Какие «спящие» звуки передают состояние сна, покоя в природе?
  6. Можно ли этот текст прочитать громко? Почему?
  7. Какие слова использует автор: общеупотребительные? Диалектные? Профессиональные?

«Буквы И-Е в приставках ПРИ-, ПРЕ-»

КАРТОЧКИ для индивидуальной работы в 6 классе

По теме: «Буквы И-Е в приставках ПРИ-, ПРЕ-»

Карточка №1.

Пр…смиреть, пр…парат, пр…стиж, пр…следовать, пр…образить, пр…митив, пр…кословить, пр…рогатива, пр…оритет, пр…тендент, пр…тензия, пр…личия, пр…чина, пр…баутка, пр…видение, пр…пирательство, пр…старелый, пр…верженец, пр…гожий, пр…совокупить, пр…браться, попр…кнуть.

Карточка №2.

Пр…амбула договора, пр…амурский регион, пр…ангарский промышленный комплекс, пр…бывать в неведении, пр…валирующие тенденции, пр…волжские леса, пр…вилегированное положение, пр…ветственная речь, пр…влекательная картина, пр…возмочь усталость, пр…взойти соперника, пр…встать со стула, пр…восходный случай, пр…восходить противника, пр…вратиться в лёд, пр…вычная обстановка, пр…восходящие силы, пр…вратный смысл, сердечная пр…вязанность, пр…вередливый постоялец, пр…важный вид, пр…вольное житьё, пр…водной ремень, пр…двоенные годы.

Карточка №3.

Пр..миальный фонд, пр…милый ребёнок, пр…мьер-министр, оперная пр…мьера, пр…мерный студент, пр…мелькавшиеся лица, пр…морский климат, непр…менное условие, пр…мированный ученик, пр…мудрый пескарь, пр…мудрёная задача, пр…митивный взгляд, пр…мкнуть к движению, пр…моститься на краю, пр…мирить спорящих, городские пр…дместья, пр…мерзкая погода, пр…дмостное укрепление, пр…днамеренный уход, пр…небречь опасностью, пр…наряжанный гость, пр…нести плоды, пр…норовиться к людям, пр…нудительный труд, пр…дначертания вождя,

Карточка №4.

Пр…нципиальное решение, английская принцесса, неразумное пр…небрежение, пр…опасная ситуация, пр…окские луга, пр…огромная территория, пр…добеденный сон, пр…ободрить друга, пр…отличное настроение, пр…открытая дверь, пр…остановленное движение, пр…допределённое решение, пр…обрести знания, пр…общиться к знаниям, великое пр…обладание, пр…ображённый край, пр…обретённая книга, пр…образованный институт, пр…осторожный начальник, пр…остановиться на пути, пр…одолеть пр…пятствия.

Карточка №5.

Пр…остановленный процесс, пр…охотить к чтению, пр…образователь тока, пр…обретённый покой, пр…осаниться перед зеркалом, пр…успеть в занятиях, пр…бивать гвозди, пр…школьный участок, непр…крашенная правда, беспр…дельная вышина, пр…бавить в весе, пр…крыть дверь, пр…образовать алгебраическое выражение, знаки пр…пинания, пр…вернуть гайку, пр…озёрный край, пр…бывать в доме отдыха, пр…бывать в дом отдыха, пр…давать значение, пр…давать осмеянию, пр…клонить голову в знак почтения, пр…клонить ветви к земле, пр…ступить к работе, пр…ступить границы дозволенного.

Карточка №6.

Пр…творить в жизнь, пр…творить форточку, пр…ходящая слава, пр…клонить колени, негде голову пр…клонить, пр…бывать в столицу, пр…бывать в столице, пр…клоняются перед талантом, человек пр…клонного возраста, пр…клоняются ветром, пр…ходящий успех, пр…ходящий товарищ, пр…даное невесты, пр…данье старины, пр…вратности судьбы, пр…вратник остановил меня, беспр…дельный простор, непр…менный участник состязания, непр…менимый в состязании приём, радиопр…ёмник, воспр…имчивый к болезням.

Карточка №7.

Пр…емник директора, пр…емственность в работе, непр…ступная твердыня, пр…старелый родственник, непр…станные ссоры, пр…терпеть унижения, пр…терпеться к лишениям, охотники любят пр…врать, пр…вращение воды в пар, пр…бывать в неведении, пр…быть вовремя, пр…чудливые растения, замысел пр…творится в дело, пр…творится непонимающим, мера пр…сечения, пр…переть к стенке, пр…пираться из-за мелочей, некуда пр…ткнуться, камень пр…ткновения.

Карточка №8.

Пр…амбула договора, пр…амурский регион, пр…ангарский промышленный комплекс, пр…бывать в неведении, пр…валирующие тенденции, пр…волжские леса, пр…вилегированное положение, пр…ветственная речь, пр…влекательная картина, пр…возмочь усталость, пр…взойти соперника, пр…встать со стула, пр…восходный случай, пр…восходить противника, пр…вратиться в лёд, пр…вычная обстановка, пр…восходящие силы, пр…вратный смысл, сердечная пр…вязанность, пр…вередливый постоялец, пр…важный вид, пр…вольное житьё, пр…водной ремень, пр…двоенные годы.

Карточка №9.

Пр..миальный фонд, пр…милый ребёнок, пр…мьер-министр, оперная пр…мьера, пр…мерный студент, пр…мелькавшиеся лица, пр…морский климат, непр…менное условие, пр…мированный ученик, пр…мудрый пескарь, пр…мудрёная задача, пр…митивный взгляд, пр…мкнуть к движению, пр…моститься на краю, пр…мирить спорящих, городские пр…дместья, пр…мерзкая погода, пр…дмостное укрепление, пр…днамеренный уход, пр…небречь опасностью, пр…наряжанный гость, пр…нести плоды, пр…норовиться к людям, пр…нудительный труд, пр…дначертания вождя.

Карточка №10.

Пр…нципиальное решение, английская принцесса, неразумное пр…небрежение, пр…опасная ситуация, пр…окские луга, пр…огромная территория, пр…добеденный сон, пр…ободрить друга, пр…отличное настроение, пр…открытая дверь, пр…остановленное движение, пр…допределённое решение, пр…обрести знания, пр…общиться к знаниям, великое пр…обладание, пр…ображённый край, пр…обретённая книга, пр…образованный институт, пр…осторожный начальник, пр…остановиться на пути, пр…одолеть пр…пятствия.

Карточка №11.

Пр…остановленный процесс, пр…охотить к чтению, пр…образователь тока, пр…обретённый покой, пр…осаниться перед зеркалом, пр…успеть в занятиях, пр…бивать гвозди, пр…школьный участок, непр…крашенная правда, беспр…дельная вышина, пр…бавить в весе, пр…крыть дверь, пр…образовать алгебраическое выражение, знаки пр…пинания, пр…вернуть гайку, пр…озёрный край, пр…бывать в доме отдыха, пр…бывать в дом отдыха, пр…давать значение, пр…давать осмеянию, пр…клонить голову в знак почтения, пр…клонить ветви к земле, пр…ступить к работе, пр…ступить границы дозволенного.

Карточка №12.

Пр…творить в жизнь, пр…творить форточку, пр…ходящая слава, пр…клонить колени, негде голову пр…клонить, пр…бывать в столицу, пр…бывать в столице, пр…клоняются перед талантом, человек пр…клонного возраста, пр…клоняются ветром, пр…ходящий успех, пр…ходящий товарищ, пр…даное невесты, пр…данье старины, пр…вратности судьбы, пр…вратник остановил меня, беспр…дельный простор, непр…менный участник состязания, непр…менимый в состязании приём, радиопр…ёмник, воспр…имчивый к болезням.

Карточка №13.

Пр…емник директора, пр…емственность в работе, непр…ступная твердыня, пр…старелый родственник, непр…станные ссоры, пр…терпеть унижения, пр…терпеться к лишениям, охотники любят пр…врать, пр…вращение воды в пар, пр…бывать в неведении, пр…быть вовремя, пр…чудливые растения, замысел пр…творится в дело, пр…творится непонимающим, мера пр…сечения, пр…переть к стенке, пр…пираться из-за мелочей, некуда пр…ткнуться, камень пр…ткновения.

Карточка №15.

Пр…амбула договора, пр…амурский регион, пр…ангарский промышленный комплекс, пр…бывать в неведении, пр…валирующие тенденции, пр…волжские леса, пр…вилегированное положение, пр…ветственная речь, пр…влекательная картина, пр…возмочь усталость, пр…взойти соперника, пр…встать со стула, пр…восходный случай, пр…восходить противника, пр…вратиться в лёд, пр…вычная обстановка, пр…восходящие силы, пр…вратный смысл, сердечная пр…вязанность, пр…вередливый постоялец, пр…важный вид, пр…вольное житьё, пр…водной ремень, пр…двоенные годы.

Карточка №16.

Пр…смиреть, пр…парат, пр…стиж, пр…следовать, пр…образить, пр…митив, пр…кословить, пр…рогатива, пр…оритет, пр…тендент, пр…тензия, пр…личия, пр…чина, пр…баутка, пр…видение, пр…пирательство, пр…старелый, пр…верженец, пр…гожий, пр…совокупить, пр…браться, попр…кнуть.

Карточка 17.

Пр…амбула договора, пр…амурский регион, пр…ангарский промышленный комплекс, пр…бывать в неведении, пр…валирующие тенденции, пр…волжские леса, пр…вилегированное положение, пр…ветственная речь, пр…влекательная картина, пр…возмочь усталость, пр…взойти соперника, пр…встать со стула, пр…восходный случай, пр…восходить противника, пр…вратиться в лёд, пр…вычная обстановка, пр…восходящие силы, пр…вратный смысл, сердечная пр…вязанность, пр…вередливый постоялец, пр…важный вид, пр…вольное житьё, пр…водной ремень, пр…двоенные годы.

Карточка №18.

Пр..миальный фонд, пр…милый ребёнок, пр…мьер-министр, оперная пр…мьера, пр…мерный студент, пр…мелькавшиеся лица, пр…морский климат, непр…менное условие, пр…мированный ученик, пр…мудрый пескарь, пр…мудрёная задача, пр…митивный взгляд, пр…мкнуть к движению, пр…моститься на краю, пр…мирить спорящих, городские пр…дместья, пр…мерзкая погода, пр…дмостное укрепление, пр…днамеренный уход, пр…небречь опасностью, пр…наряжанный гость, пр…нести плоды, пр…норовиться к людям, пр…нудительный труд, пр…дначертания вождя,

Карточка №19.

Пр…нципиальное решение, английская принцесса, неразумное пр…небрежение, пр…опасная ситуация, пр…окские луга, пр…огромная территория, пр…добеденный сон, пр…ободрить друга, пр…отличное настроение, пр…открытая дверь, пр…остановленное движение, пр…допределённое решение, пр…обрести знания, пр…общиться к знаниям, великое пр…обладание, пр…ображённый край, пр…обретённая книга, пр…образованный институт, пр…осторожный начальник, пр…остановиться на пути, пр…одолеть пр…пятствия.

Карточка №20.

Пр…остановленный процесс, пр…охотить к чтению, пр…образователь тока, пр…обретённый покой, пр…осаниться перед зеркалом, пр…успеть в занятиях, пр…бивать гвозди, пр…школьный участок, непр…крашенная правда, беспр…дельная вышина, пр…бавить в весе, пр…крыть дверь, пр…образовать алгебраическое выражение, знаки пр…пинания, пр…вернуть гайку, пр…озёрный край, пр…бывать в доме отдыха, пр…бывать в дом отдыха, пр…давать значение, пр…давать осмеянию, пр…клонить голову в знак почтения, пр…клонить ветви к земле, пр…ступить к работе, пр…ступить границы дозволенного.

Карточка №21.

Пр…творить в жизнь, пр…творить форточку, пр…ходящая слава, пр…клонить колени, негде голову пр…клонить, пр…бывать в столицу, пр…бывать в столице, пр…клоняются перед талантом, человек пр…клонного возраста, пр…клоняются ветром, пр…ходящий успех, пр…ходящий товарищ, пр…даное невесты, пр…данье старины, пр…вратности судьбы, пр…вратник остановил меня, беспр…дельный простор, непр…менный участник состязания, непр…менимый в состязании приём, радиопр…ёмник, воспр…имчивый к болезням.

Карточка №22.

Пр…емник директора, пр…емственность в работе, непр…ступная твердыня, пр…старелый родственник, непр…станные ссоры, пр…терпеть унижения, пр…терпеться к лишениям, охотники любят пр…врать, пр…вращение воды в пар, пр…бывать в неведении, пр…быть вовремя, пр…чудливые растения, замысел пр…творится в дело, пр…творится непонимающим, мера пр…сечения, пр…переть к стенке, пр…пираться из-за мелочей, некуда пр…ткнуться, камень пр…ткновения.

Карточка №23.

Пр…амбула договора, пр…амурский регион, пр…ангарский промышленный комплекс, пр…бывать в неведении, пр…валирующие тенденции, пр…волжские леса, пр…вилегированное положение, пр…ветственная речь, пр…влекательная картина, пр…возмочь усталость, пр…взойти соперника, пр…встать со стула, пр…восходный случай, пр…восходить противника, пр…вратиться в лёд, пр…вычная обстановка, пр…восходящие силы, пр…вратный смысл, сердечная пр…вязанность, пр…вередливый постоялец, пр…важный вид, пр…вольное житьё, пр…водной ремень, пр…двоенные годы.

Карточка №24.

Пр..миальный фонд, пр…милый ребёнок, пр…мьер-министр, оперная пр…мьера, пр…мерный студент, пр…мелькавшиеся лица, пр…морский климат, непр…менное условие, пр…мированный ученик, пр…мудрый пескарь, пр…мудрёная задача, пр…митивный взгляд, пр…мкнуть к движению, пр…моститься на краю, пр…мирить спорящих, городские пр…дместья, пр…мерзкая погода, пр…дмостное укрепление, пр…днамеренный уход, пр…небречь опасностью, пр…наряжанный гость, пр…нести плоды, пр…норовиться к людям, пр…нудительный труд, пр…дначертания вождя.

Карточка №25.

Пр…нципиальное решение, английская принцесса, неразумное пр…небрежение, пр…опасная ситуация, пр…окские луга, пр…огромная территория, пр…добеденный сон, пр…ободрить друга, пр…отличное настроение, пр…открытая дверь, пр…остановленное движение, пр…допределённое решение, пр…обрести знания, пр…общиться к знаниям, великое пр…обладание, пр…ображённый край, пр…обретённая книга, пр…образованный институт, пр…осторожный начальник, пр…остановиться на пути, пр…одолеть пр…пятствия.

Карточка №26.

Пр…остановленный процесс, пр…охотить к чтению, пр…образователь тока, пр…обретённый покой, пр…осаниться перед зеркалом, пр…успеть в занятиях, пр…бивать гвозди, пр…школьный участок, непр…крашенная правда, беспр…дельная вышина, пр…бавить в весе, пр…крыть дверь, пр…образовать алгебраическое выражение, знаки пр…пинания, пр…вернуть гайку, пр…озёрный край, пр…бывать в доме отдыха, пр…бывать в дом отдыха, пр…давать значение, пр…давать осмеянию, пр…клонить голову в знак почтения, пр…клонить ветви к земле, пр…ступить к работе, пр…ступить границы дозволенного.

Карточка №27.

Пр…творить в жизнь, пр…творить форточку, пр…ходящая слава, пр…клонить колени, негде голову пр…клонить, пр…бывать в столицу, пр…бывать в столице, пр…клоняются перед талантом, человек пр…клонного возраста, пр…клоняются ветром, пр…ходящий успех, пр…ходящий товарищ, пр…даное невесты, пр…данье старины, пр…вратности судьбы, пр…вратник остановил меня, беспр…дельный простор, непр…менный участник состязания, непр…менимый в состязании приём, радиопр…ёмник, воспр…имчивый к болезням.

Карточка №28.

Пр…емник директора, пр…емственность в работе, непр…ступная твердыня, пр…старелый родственник, непр…станные ссоры, пр…терпеть унижения, пр…терпеться к лишениям, охотники любят пр…врать, пр…вращение воды в пар, пр…бывать в неведении, пр…быть вовремя, пр…чудливые растения, замысел пр…творится в дело, пр…творится непонимающим, мера пр…сечения, пр…переть к стенке, пр…пираться из-за мелочей, некуда пр…ткнуться, камень пр…ткновения.

Карточка №29.

Пр…амбула договора, пр…амурский регион, пр…ангарский промышленный комплекс, пр…бывать в неведении, пр…валирующие тенденции, пр…волжские леса, пр…вилегированное положение, пр…ветственная речь, пр…влекательная картина, пр…возмочь усталость, пр…взойти соперника, пр…встать со стула, пр…восходный случай, пр…восходить противника, пр…вратиться в лёд, пр…вычная обстановка, пр…восходящие силы, пр…вратный смысл, сердечная пр…вязанность, пр…вередливый постоялец, пр…важный вид, пр…вольное житьё, пр…водной ремень, пр…двоенные годы.

Индивидуальные карточки-задания по русскому языку для 5-6 классов

Разрезные тематические карточки­задания 
по русскому языку для учащихся 5 класса
Орфография
Буквы ы­и после приставок
Задание: списать, вставить пропущенные буквы
  без…мянная речка,  по…ск, из…сканные манеры, роз…ск                 
небез…звестный поэт, пед…нститут, меж…нститутские спортивные 
соревнования, контр…гра,  без…сходность, без…нициативный человек 
с…грать в шахматы, пред…дущее изложение, по…грать в мяч              
пред…стория человечества, под…тожить сделанное     
меж…мпериалистические, по…скать книгу, противоречия, без…дейное 
произведение, без…скусное повествование, раз…грать партию в шахматы   
сибирский при…ск, провести полит…формацию, транс…ранская магистраль
пред…юньские события
Орфография
Буквы о­е­ё после шипящих
                                                   КАРТОЧКА № 1.                                   
  
    1.  Вставьте пропущенные буквы.
    Трущ…ба, щ…тка, ш…лк, ж…рнов, ш…рник, бесш…вный, крыж…вник,
ш…к, ж…ванный, саж…нки, медвеж…нок, печ…ный, реч…нка, улич…нный,
ж…лтый, ш…рох, тяж…лый, ч…рствый, заш…л, пч…лка, освещ…ннный,
пш…нный, размеж…вка, выкорч…вывать, вощ…ный, червяч…к, грош…вый,
моч…ный, парч…вый, горяч…, певуч…, жж…т, стаж…р, старуш…нка,
свинц…вый, перц…вый, облиц…вать.
    2.  Поставьте данные существительные в творительном падеже.
    падеж            кирпич           продажа          плащ
    рубеж            меч              борщ             межа плач             свеча            пейзаж           дача
Орфография.
Правописание приставок на з­с
Карточка № 1
Задание: списать, вставить пропущенные буквы.
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…
смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, 
бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…
сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…
звучный, бе…злобный.
Орфография.
Правописание приставок на з­с
Карточка № 2
Задание: списать, вставить пропущенные буквы.
Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…
ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать,
и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, 
во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать. Орфография 
                                          Правописание Е­ё­О после шипящих
1. Ж..лтый,   ж..рнов,  зач..т,  печ..нка,   пч..лка,  капющ..н,  ш_лк,   ж..лоб,
уч..ба,   расч..ска,   ч..рный,  крыж..вник,  сгущ..нка,  туш…нка,   ноч..вка,
щ..голь,  печ..ный,   уч..т,   капюш..н,  прош..л, сожж..нный, ш_лк, ш..ковая
терапия, ноч..вка, ож..г руку, ож..г руки
Трущ..ба,   ч..порный,  деш..вый,  маж..рный,   общ..,  ш..колад,   ш..мпол,
треш..тка,   ш..пот, ш_рох, ж..рдочка,  ч..рствый, харч.., чаш..ба,  трещ..тка,
изж..га, печ..ный,  ш..фёр,   ж..кей,  веч..рка, обж..ра,   холщ..вый, парч..вый,
ж..сткие условия, ож..г лица, плащ..м, грош..вая опера, камыш..вая заросль,
суш..ные  фрукты,   увитый  плющ..м,   парч..вое  платье,   тонкая  беч..вка,
жалкая душ..нка, удруч..нный вид, перч..ная туш..нка,прож..рливая гусеница,
моч..ные яблоки, тяж..лая дорога.
2. Резать нож..м, мой друж..к, светить свеч..й, подойти к реч..нке. пастуш..к
уч..ный  медведь,   молодой   стаж..р,   без   стеснения   лж..т,   полный   боч..нок,
туш..ное   мясо   (туш..нка),   сгущ..ное   молоко   (сгущ..нка),   разделить  м е ж . . й
грядки,   больная старуш..нка, вооруж..н пистолетом, писать карандаш..м.
                                             Орфография.
                            Безударные гласные в корне слова
                                          
                                             Карточка №1
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор 
гласной в корне
Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, 
предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прис…гать на верность, густая р…
стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о 
случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь 
зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к 
стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается. Орфография.
                              Безударные гласные в корне слова
                                             Карточка №2
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор 
гласной в корне. 
Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в 
недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять 
недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся 
ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, 
прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…
лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…
ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.
Пунктуация
Запятая при обращении
      Расставьте нужные знаки препинания.
      1) Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне
      2) Вы откуда будете молодые люди?
      3) Тебя ль я вижу милый друг?
      4) Отпусти меня родная на простор широкий.
      5) Опять я ваш о юные друзья!
      6) Ваша  телеграмма  застала меня врасплох уважаемая Анна Михай­
ловна.
      7) Тебе  Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небреж­
ный.
      8) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.
      9) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу. Пунктуация
Знаки препинания при прямой речи
      Выделите нужными знаками препинания прямую речь.
      1) Надя сказала выслушайте меня когда­нибудь до конца.
      2) Дождь  пойдет  возразил  Калиныч 
      3) Брат сказал я хочу с тобой поехать.
      4) Кто кричит людей беспокоит раздался с моря суровый окрик.
      5) Что вы тут делаете промолвил Базаров.
      6) То кричит пророк победы пусть сильнее грянет буря!
      7) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сы­
новей.
      8) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.
                               
                                          Орфография
                                                
                                                     
­Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, подчеркните 
грамматическую основу предложения, надпишите части речи в 
грамматической основе.
1. Книга в счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает.
2.К большому т..рпенью придет и уменье.
3.Отол..ют(?)ся волку овечьи слезки.
4.Игра( не) стоит свеч.
5. Повинную голову меч(?…)( не) сечет.
6.Кто пахать ленит(?)ся, у того хлеб (не) родит(?)ся.
7.Без первой ласточки весна  (не) обходит(?)ся.
8.Порядок время бережет.
9.Несчастья боят(?)ся­ счастья (не)видать.
10. Декабрь год к..нчает, а зиму начинает. Орфография.
­Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую  основу, 
постройте схему любых четырех предложений.
1.Снят(?)ся людям иногда голубые города.(Л.Ошанин).
2.Скво..ь  в..лнистые туманы пр..бирается луна, на печальные п..ляны л..ет 
печально свет она. (А.С.Пушкин).
3. Ро..ко месяц смотр..т в очи. (А.Фет).
4. Звезды меркнут и гаснут. (Н.Никитин).
5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин).
6.Кро..т  уж лист з..лотой влажную землю в лесу. (А.Майков).
7.В осиннике ос..нь маш..т  алым крылом. (Ю.Мельников).
8.Ш..лестит под ногами сухая листва.
9.Тихо дремл..т река. Темный бор(не) шумит. (С.Есенин).
                                   Орфография
­Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую  основу, 
постройте схему любых четырех предложений.
1.По мокрым скверам пр..ходит ос..нь.(Н.Рубцов).
2.И ноч(.?. ) уж на небо взошла. (В.Жуковский).
3. Теплый ветер тихо ве..т.(А.Фет).
4.Кружат(?)ся лист..я. Умолкнули птицы. (Р.Рождественский).
5.Ласково мерцали звезды в выш..не. (Плещеев).
6. Еще ранние птиц..  (не) пели, сереют вверху н..беса.
7. Лист..я кружат(?)ся, шуршат, ветер с шум нал..тает, и гудит,волнуясь, 
сад, и угрюмо замира..т.