Карточки по теме Орфография в 6 классе
Карточки по теме
«Орфография» в 6 классе
Вставь пропущенные буквы. Чередование гласных в корне слова.
К…сание мячом сетки, прик…сновение к стене, сг..рать от стыда, лёгкий заг…р, приг…реть на плите, чёрные выг…рки, алая з…рька, утренняя з…ря, возл…жить надежды, лекарственные р…стения, заг…раться на небе, бл…стящая победа, выр…сти за лето, прог…реть на костре, зам…реть от неожиданнности, прилагательное , умный подр…сток, составить словосоч…тание, м…кнуть под дождем, ч…та белеющих берёз, ловкий пл…вец, оп…здывать на поезд, домашняя утв…рь, р…вная дорога, уб…рать постель, претв…рить мечту.
Вставь пропущенные буквы. Правописание приставок пре- и при-.
Пр..ехать на поезде, пр..сесть на месте, пр…бывать на станцию, пр…морский край, пр…ступить к занятиям, пр…забавный случай, пр…следовать врага, пр…касаться к стене, пр…тендовать на победу, пр…мудрая история, пр…станционный участок, пр…скверный характер, пр…емственность поколений, пр…творить дверь, пр..одолеть препятствие, пр..клонить колени, пр…шить пуговицу, пр…готовить сюрприз, пр…умолкнуть на минуту, пр…своить труды, пр…лечь на часок.
Вставь пропущенные буквы. Буквы и – ы после приставок.
Без…мянный, дез…нформация, без…звестный, раз..грать, с…мпровизировать, без…нициативный, сверх..нтересный, с…гранный, под…грать, без…инициативный, пред…стория, контр…гра, пред…юльский, сверх…зысканный, фин…нспектор, из…мать, дез…нфекция, под..скать.
Вставь пропущенные буквы. Правописание существительных с пол- и полу-.
Пол…Москвы, пол…апельсина, пол…банана, пол…огурца, пол….столицы, пол…листа, пол…города, пол…арбуза, полу…шубок, пол…мира, банка пол…литровка, полу…сонный, пол…армии, полу…ботинки, пол…острова, полу…остров, пол…лимона, полу…драгоценный, пол…миллиона, полу…ночь.
Вставь пропущенные буквы. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.
Безветрен…ый день, ветрен…ый юноша, крашен…ая скамья, уценён…ая вещь, некрашен…ая табуретка, выкрашен…ый пол, орли…ое гнездо, сделал умышлен…о, серебрян…ая посуда, весен…ий период, кожан…ый диван, лимо…ый сок, телефон…ый разговор, зажарен…ое мясо, жарен…ая рыба, юн…ый спортсмен, стеклян…ый стакан, газирован…ый напиток, удивлён…о посмотрел, оловян…ый солдатик, задача решен…а, это бесцен…о.
Вставь пропущенные буквы. Буквы о – е в суффиксах существительных. Звоноч..к, петуш…к, собач…нка, чаш…чка, сыноч…к, пастуш…к, медвеж…нок, волч…нок, рубаш…нка, червяч…к, суч…к, пирож…к, зайчон…нок, крюч…к, точ…чка, мыш…нок, грач…нок, рубаш…нка, кулач…к, сыноч…к, полович…к, кусоч..к, луж…к, пирож..к, пузырёч…к, жуч…к, камуш..к, круж..к.
Вставь пропущенные буквы. Различение на письме приставок не — и ни-.
Н…чего не видел, н…кого не видать, н…какие заботы, н…сколько человек, н…кого винить, н…что не интересует, н…кого бояться, н…чему учиться, н…кому не сказал, н…чему не верю, ни о ком не заботиться.
Карточки по орфографии. 6 класс
Орфография 6 кл. Карточка №1.
1. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово:
Б..гун, б..знесмен, вт..лковать, выл..пить, гл..тать.
2.Вставить пропущенные звонкие или глухие согласные, подобрать проверочное слово:
Моло..ьба, варе..ка, бума..ка, завя..ка, коври..ка.
3. Вставить чередующиеся гласные, выделить корень, обозначить орфограмму:
Заб..ру, заб..рать, отм..реть, отм..рать, уд..ру, уд..рать, зап..реть, зап..рать.
4. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму:
Ш..лковый, ш..пот, ж..лтый, кош..лка, ш..в, ш..рох.
Орфография 6 кл. Карточка №2.
1. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово:
Скр..петь, оп..рение, губ..рнатор, зат..чить, м..литва.
2.Вставить пропущенные звонкие или глухие согласные, подобрать проверочное слово:
Погру..ка, уло..ка, деревя..ка, кладо..ка, коро..ка.
3. Вставить чередующиеся гласные, выделить корень, обозначить орфограмму:
Выт..реть, выт..рать, бл..стеть, бл..стать, выч..т, выч..тать, соч..тать, соч..тание;
4. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму:
Деш..вый, реш..тка, щ..лка, ч..рный, капюш..н, обж..ра.
Орфография 6 кл. Карточка №3.
1. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово:
Оп..здать, прим..рять костюм, прим..рить врагов, осл..пить, просв..щение.
2.Вставить пропущенные непроизносимые согласные, подобрать проверочное слово:
Грус..ный, безвес..ный, гиган..ский, безглас..ный, громоз..кий.
3. Вставить чередующиеся гласные, выделить корень, обозначить орфограмму:
Выг..рать. оз..рить, накл..нить, сотв..рить, з..ревать.
4. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму:
Парч..вый, жуч..к, свеж.., горяч.., ноч..вка.
Орфография 6 кл. Карточка №4.
1. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово:
Флаг разв..вается, ум разв..вается, закр..пление, оп..рение, р..ждение.
2.Вставить пропущенные непроизносимые согласные, подобрать проверочное слово:
Доблес..ный, пас..бище, здра..ствовать, искус..ный, корыс..ный.
3. Вставить чередующиеся гласные, выделить корень, обозначить орфограмму:
Приг..реть, выг..рки, з..ря, покл..ниться, вытв..рять.
4. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму:
Волч..нок, реч..нка, саранч..й, плащ..м, стаж..р.
Карточки по русскому языку 5-6 классы. Орфография
Вставить и подчеркнуть прпущенные буквы,
За крайн.. избой дальней деревушк… виднелось жёлт… поле. Придорожн.. канава заросла тр..вой. На просторн… равнине у дороги ст..яла бел.. берёза. Ос..нь убрала д..ревья в жёлт.. убор. Берёза стояла счас..ливая.
Наступила зима. В зимн… ночи ветер тр..пал ветви берёзы, сне.. засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.
Но вот от весенн… дождя нач..ли дымит..ся крыши изб. Снежное поле забл..стело на ярком со..нце, потекли, загов..рили руч..и, зазеленела берёза.
Пришло лето. В шёлков.. листве березы беззаботно зашумел ветер. Гибк.. ветви скл..нились до первой зелен.. травы. Возле крепк… ствола, в густ… и мя..кой траве закипела жизнь. Засуетились мелк.. жучки, муравьи, мошки. /
Вставить и подчеркнуть прпущенные буквы,
За крайн.. избой дальней деревушк… виднелось жёлт… поле. Придорожн.. канава заросла тр..вой. На просторн… равнине у дороги ст..яла бел.. берёза. Ос..нь убрала д..ревья в жёлт.. убор. Берёза стояла счас..ливая.
Наступила зима. В зимн… ночи ветер тр..пал ветви берёзы, сне.. засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.
Но вот от весенн… дождя нач..ли дымит..ся крыши изб. Снежное поле забл..стело на ярком со..нце, потекли, загов..рили руч..и, зазеленела берёза.
Пришло лето. В шёлков.. листве березы беззаботно зашумел ветер. Гибк.. ветви скл..нились до первой зелен.. травы. Возле крепк… ствола, в густ… и мя..кой траве закипела жизнь. Засуетились мелк.. жучки, муравьи, мошки. /
Вставить и подчеркнуть прпущенные буквы,
За крайн.. избой дальней деревушк… виднелось жёлт… поле. Придорожн.. канава заросла тр..вой. На просторн… равнине у дороги ст..яла бел.. берёза. Ос..нь убрала д..ревья в жёлт.. убор. Берёза стояла счас..ливая.
Наступила зима. В зимн… ночи ветер тр..пал ветви берёзы, сне.. засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.
Но вот от весенн… дождя нач..ли дымит..ся крыши изб. Снежное поле забл..стело на ярком со..нце, потекли, загов..рили руч..и, зазеленела берёза.
Пришло лето. В шёлков.. листве березы беззаботно зашумел ветер. Гибк.. ветви скл..нились до первой зелен.. травы. Возле крепк… ствола, в густ… и мя..кой траве закипела жизнь. Засуетились мелк.. жучки, муравьи, мошки. /
Вставить и подчеркнуть прпущенные буквы,
За крайн.. избой дальней деревушк… виднелось жёлт… поле. Придорожн.. канава заросла тр..вой. На просторн… равнине у дороги ст..яла бел.. берёза. Ос..нь убрала д..ревья в жёлт.. убор. Берёза стояла счас..ливая.
Наступила зима. В зимн… ночи ветер тр..пал ветви берёзы, сне.. засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.
Но вот от весенн… дождя нач..ли дымит..ся крыши изб. Снежное поле забл..стело на ярком со..нце, потекли, загов..рили руч..и, зазеленела берёза.
Пришло лето. В шёлков.. листве березы беззаботно зашумел ветер. Гибк.. ветви скл..нились до первой зелен.. травы. Возле крепк… ствола, в густ… и мя..кой траве закипела жизнь. Засуетились мелк.. жучки, муравьи, мошки. /
Сергей Штильман. Карточки по орфографии для 5-6 классов.
Штильман. КАРТОЧКА №2.
НА ЗАНЯТИИ
Задание 1. В словах с сочетаниями согласных (ЧК, КЧ, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН и др.) в местах пропусков вставьте Ь, если он там нужен.
Орфограмма № 7.
Песоч_ный, стакан_чик, скамееч_ка, кровел_щик, мебел_щик, овощ_ной, умен_шить, диван_чик, утон_чённый, ноч_ник, бан_щик, ден_щик, крокодил_чик, измел_чить, пижамоч_ка, реч_ка, бакен_щик, фонар_щик, камен_щик, корабел_щик.
Задание 2. В местах пропусков в именах существительных вставьте Ь, если он нужен. Орфограмма № 8.
Мелоч_, москвич_, мяч_, луч_, реч_, печ_, доч_, ноч_, пляж_, грач_, летит с крыш_, камыш_, душ_, дрож_, выигрыш_, гуаш_, много барж_, кирпич_, грош_, чертёж_, пять груш_, много луж_, страшная суш_, полевая мыш_.
Задание 3. В местах пропусков в глаголах вставьте недостающие буквы (Е или И) и Ь, если он нужен. Орфограммы № 38, 40.
Расхвал_ш_, объяв_ш_, кол_ш_ся, реша_ш_, кле_ш_, исправ_ш_ся, скач_ш_, пляш_ш_, пил_ш_, плещ_п_ся, чу_ш_, бормоч_ш_, нос_ш_ся, ла_ш_.
Задание 4. В местах пропусков вставьте там, где необходимо, Ь в глаголах, оканчивающихся на -ТСЯ, -ТЬСЯ.
Орфограмма № 35.
Дело мастера боит_ся, начал охотит_ся, не хочу торопит_ся, звёзды начали туманит_ся, становит_ся холодно, не могу остановит_ся, кто-то много трудит_ся, привык трудит_ся, тобой можно гордит_ся, начал беспокоит_ся.
НА ДОМ
Задание 1. В местах пропусков в именах существительных вставьте Ь там, где он нужен. Орфограмма № 8.
Страшный смерч_, юркий уж_ военный марш_, железный ковш_, холодный ключ_, солнце вышло из-за туч_, гореч_ поражений, дрож_, колючий ёж_, талантливая молодёж_, свежая дич_.
Задание 2. В местах пропусков в глаголах вставьте Ь там, где он нужен.
Орфограмма № 35.
Долго не мог успокоит_ся, он скоро успокоит_ся, не на что надеят_ся, из-за леса доносит_ся странный звук, он на тебя мог бросит_ся, юноша садит_ся на скамейку, от него никто не скроет_ся, можно на него надеят_ся.
Задание 3. Вставьте в случае необходимости пропущенные буквы, раскройте скобки в следующих словосочетаниях и фразах.
Орфограммы № 2, 8, 16, 18, 19, 31, 36, 40, 53.
Луч_ший, чу_ствовать, сине_ море, горюч_е слёзы, у ново_о дома, (из) за тебя мы пос_орились, (з, с)бросить груз с плеч_, (з, с)десь колюч_е кустарн_ки, пр_плыть с друго_о берега, пp_ехал (из)за границ_, не зна_ш_ урок, пахуч_е травы, полная тиш_, пр_школьный участок, прижеч_ ранку, подним_ш_ меч_, летн_е мес_цы.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните нужную букву. Расставьте знаки препинания.
Орфограммы №1,2, 4, 6, 12,13,16,18, 20, 25, 26, 31, 35, 36.
Пунктограммы № 6, 8, 19
Ранн_м утром иду я в соседн_ю рощу. (3, с)десь повсюду ст_ят р_ды бел_ствольных б_рёз. Сквозь листоч_ки на траве играют лучи утреннего сол_ца. Идёш_ по зелёной тр_пинк_ и рвеш_ спелую душ_стую землянику. В чащ_ кустов и д_ревьев ра_п_вают птиц_. Звуки их песни ра_носят_ся по всей окрес_ност_. В конце рощ_ есть пруд а в глубоком овраг_ журчит ручей. Сяду я на п_нёк у руч_я достану кружку и кусоч_к хлеба. Как приятно выпить в жару холодной водиц_! Как вкусны ягоды со свеж_м ч_рным хлебом! Летом xopoшo и в рощ_ и в лесу и в пол_!
Картотека по русскому языку (6 класс) по теме: Дидактический материал для отработки орфографических навыков
Карточки для самостоятельной работы
Темы
- Гласные а, и, у после шипящих
- Слова с двойными согласными
- Гласные буквы о и е после ц и шипящих
- Обозначение мягкости согласных с помощью ь.
5. Н и НН в суффиксах прилагательных
6. Правописание суффиксов прилагательных ( — К, -ЕК, СК)
7. Знаки препинания в середине и в конце предложения
Тип «У» Гласные а, и, у после шипящих
№ 1
Вставьте пропущенные буквы.
маш…на
верш…на
друж…на
брош…ра
параш…т
отч…яние
обещ…ние
ч…щ…ми
вещ…ми
рощ…ми
ш…ло
щ…ка
ч…сы
ч…ща
ч…до
ж…ри
ж…ра
ж…знь
ч…деса
ч…ры
щ…вель
печ…ль
ч…гун
ч…чело
ч…йка
снеж…нки
пуш…нки
ч…вство
ч…ткость
обещ…ние
_____________________________________________________________________________________
Гласные после шипящих
№ 2
Вставьте пропущенные буквы.
гущ…
пищ…
рощ…
куч…
дач…
мыш…
грач…
свеч…
уш…
камыш…
лыж…
кож…
груш…
шалаш…
нож…
ерш…
еж…
чиж…
добыч…
чащ…
ч…дный
пуш…стый
душ…стый
ч…ткий
ж…вой
освещ…ть
прощ…ть
встреч…ать
стуч…ть
отч…лить
_____________________________________________________________________________________
Существительные
Слова с двойными согласными
№ 1
Вставьте в словах, где надо, пропущенные буквы, проверив их по словарю.
ал…ея
ап…етит
артил…ерия
ап…арат
бюл…етень
юн…оша
кава…ерия
конгрес…
мож…евельник
мил…ион
програм…а
метал…ист
кристал…
кор…еспондент
телеграм…а
ко…идор
ван…а
прогрес…
профес..ия
процес…
рес…ора
юн…аты
мил…иард
ком…унизм
_____________________________________________________________________________________
Существительные
Слова с двойными согласными
№ 2
Вставьте в словах, где надо, пропущенные буквы, проверив их по словарю.
антен…а
кол…ектив
дрес…ировка
ил…юстрация
комис…ия
бас…ейн
ко…итет
экспрес…
профес…ор
хок…ей
труже…ик
гости…ица
ат…естат
бар…икада
пас…ажир
шос…е
эс…енция
колон…а
тер…аса
та…он
трол…ейбус
тер…итория
килогра…
гал…ерея
_____________________________________________________________________________________
Существительные
Слова с двойными согласными
№ 3
Вставьте в словах, где надо, пропущенные буквы, проверив их по словарю.
Резиновый бал…он, а…юминиевая посуда, картинная га…ерея, дружный кол…ектив, водный, бас…ейн, обширная програм…а, всемирный конгрес…, воздушный дес…ант, кристал…ическое состояние, любимая ал…ея, огромная тер…итория, застекленная тер…аса, широкий ко…идор, тяжелая арти…ерия, наша ко…уна, срочная телегра…а, профе…ор химии, санитарная коми…ия, первоклас…ный шофёр, расплавленный метал…, оди…адцатый трол…ебус, газовая ап…аратура, парал…ельные линии.
_____________________________________________________________________________________
Гласные буквы о и е после ц и шипящих
№ 1
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
комсомольц…м
бойц…м
борц…м
молодц…м
удальц…м
стрельц…м
свинц…м
солнц…м
сердц…м
отц…м
границ…й
страниц…й
пшениц…й
пыльц…й
рысц…й
пословиц…й
конниц…й
улиц…й
зарниц…й
овц…й
свинц…вый
кварц…вый
сланц…вый
песц…вый
ситц…вый
перц…вый
танц…вальный
молодц…ватый
дворц…вый
пунц…вый
_____________________________________________________________________________________
Гласные буквы о и е после ц и шипящих
№ 2
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Голиц…но
Одинц…во
Кунц…во
Цариц…но
границ…й
творц…м
скворц…м
старц…м
кузнец…м
младенц…м
зеркальц…м
румянц…м
платьиц…м
полотенц…м
колодц…м
крыльц…м
рыльц…м
перц…м
кольц…м
гребц…м
горц…м
вальц…м
лиц…вка
гонц…м
певц…м
братц…м
лиц…м
танц…ром
ранц…м
деревц…м
_____________________________________________________________________________________
№ 3
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
меж…й
свеч…й
удач…й
задач…й
чащ…й
рощ…й
станиц…й
пшениц…й
стуж…й
кож…й
чертеж…м
плач…м
пляж…м
гараж…м
плющ…м
сторож…м
нож…м
пастбищ…м
этаж…м
плащ…м
калач…м
товарищ…м
ковш…м
ландыш…м
силач…м
крепыш…м
малыш…м
выигрыш…м
врач…м
нош…й
_____________________________________________________________________________________
№ 4
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
медвеж…нок
боч…нок
суч…к
пуч…к
скач…к
старич…к
снеж…к
круж…к
порош…к
сверч…к
девч…нка
мальч…нка
собач…нка
руч…нка
реч…нка
шапч…нка
рубаш…нка
нож….нка
книж…нка
камыш…м
овц…й
границ…й
пословиц…й
лапш…й
страниц…й
багаж…м
нош…й
саранч…й
письмец…м
пальц…м
_____________________________________________________________________________________
Существительные
Обозначение мягкости согласных с помощью ь.
№ 1. Вставьте, где надо, ь.
бор…ба
пис…мо
тон…ше
осен…ний
кос…ба
ран…ний
рез…ба
ход…ба
прос…ба
стрел…ба
ден…ги
сер…ги
Вол…га
Ол…га
Куз…ма
пес…ни
нян…киъ
жиз…нь
пол…за
вин…тик
бол…ше
мен…ше
чер…ви
вер…фи
мос…тик
нел…зя
молот…ба
гроз…ди
вих…ри
зарос…ли
_____________________________________________________________________________________
№ 2. Вставьте, где надо, ь.
трал…щик
барабан…щик
пил…щик
бетон…щик
набор…щик
бурил…щик
бубне…чик
дощеч…кА
ямоч…кА
блин…чик
бан…тик
пес…тик
канн…тик
похвал…ба
стрел…ба
вес…ти
вер…фи
жер…ди
чер…ви
мыс…ли
гвоз…ди
сер…ги
ден…ги
пес…ни
облас…ти
зарос…ли
мед…веди
водорос…ли
отрас…ли
бас…ни
____________________________________________________________________________________
№ 3. Вставить, где надо, ь.
гвоз…ги
кос…ти
рел…сы
печ…ка
реч…ка
точ…ка
руч…ка
мен…ше
бол…шой
мал…чик
осен…ний
утрен…ний
весен…ний
солнеч…ний
ноч…ной
науч…ный
дач…ный
скуч…ный
веч…ный
мощ…ный
бор…ба
прос…ба
молот…ба
сестирич…ка
внуч…ка
строч…ка
зон…тик
птич…ка
пис…мо
рез…ба
№ 4. Вставьте, где надо, ь.
доч…ка
синич…ка
строч…ка
кузнеч…ный
мал…чик
пал…чик
веч…ный
реч…ной
дач…ный
собач…ка
восточ…ный
бруснич…ный
прозрач…ный
различ…ный
безлич…ный
камен…щик
пил…щик
строгал…щик
сбор…щик
фонар…щик
кровел…щик
печ…ник
свар…щик
набор…щик
зелен…щик
овощ…ной
конеч…ный (пункт)
бурил…щик
бетон…щик
стекол…щик
_____________________________________________________________________________________
№ 5. Вставьте, где надо, ь.
зелен…щик
фонар…щик
строгал…щик
стекол…щик
сбор…щик
сверлов…щик
бетон…щик
кровел…щик
камен…щик
помощ…ник
печ…ка
свеч…ка
реч…ка
сел…ди
гвоз…ди
груз…ди
пол…за
свад…ба
привыч…ка
птич…ка
погранич…ник
барабан…щик
свар…щик
пил…щик
бубен…чик
птен…чик
оцен…щик
спор…щик
бан…щик
обман…щик
_____________________________________________________________________________________
№ 6. Вставьте и допишите, где надо, ь.
1. Днём ран…ше посеешь, неделей ран…ше пожнёшь. (Посл.) 2. Говори мен…ше, думай бол…ше. (Посл.) 3. Приближалась довол…но скучная пора: стоял ноябр… уж у двора. (П.) 4. Нян…ка Варь…ка, девоч…ка лет тринадцати, качает колыбел… . (Ч.) 5. Он (Корчагин) был принят в эскадрон по коллективной прос…бе бойцов. (Н. О.) 6. Красные гроз…ди калины глядели. (Н.) 7. Как вдруг однажды он исчез осен…ней ночью. (Л.) 8. И вот в тени ноч…ной врага почуял он. (Л.) 9. Зрач…ки его недвижных глаз блеснули грозно. (Л.)
_____________________________________________________________________________________
№ 7. Вставьте и допишите, где надо, ь.
1. Мастер учил мал…чика рез…бе по кос…ти. 2. Заводу требуются рабочие разных специальностей: гранил…щик, бетон…щики, камен…щики, электросвар…щики, печ…ники, жестян…щики, кровел…щики, стекол…щики. 3. На стройке встречаются и пил…щики, и бурил…щики, и бетон…щики, и стекол…щики, и кровел…щики. 4. Стрелоч…ник внимательно всматривался в ноч…ную даль. 5. В спичеч…ной коробоч…ке лежали рыболовные крюч…ки. 6. Ноч…ные бабоч…ки то влетают на огон… свеч…ки, то исчезают.
_____________________________________________________________________________________
Виды орфограмм
1. Правописание имен существительных (окончания имен существительных, суффиксы имен существительных).
2. Правописание имен существительных с пол- .
3. Род имени существительного
4. Изменение числа имен существительных.
5.Правописание существительных в родительном падеже множественного числа.
К-1
А. Правописание имен существительных (окончания имен существительных, суффиксы имен существительных).
Задание: Спишите, вставьте пропущенные буквы.
По снеговой пустын.., со стороны деревн…, мечта о счасть…, возникать в воображени…, на отцовской постел…, играть на роял…, рассказать о путешестви… по Кубан…, побывать в Астрахан…, в новом положени…, стол…к, здань..це, объездч…к, разносч…к. француж..нка, нищ..нка, изюм…нка.
Б. Правописание имен существительных с пол- .
Задание: Спишите, раскройте скобки, написание объясните графически.
Пол(дерева), полу(оборот), пол(сливы), пол(армии), пол(реки), пол(миллиметра, пол(Америки), пол(аршина), пол(стакана), полу(пальто), пол(дома), пол(ленты), пол(окна),
пол(туши), пол(абрикоса), пол(Ленинграда), пол(улицы).
*дополнительное задание: придумайте и запишите 10 слов на данное правило.
- В. Род имени существительного.
Задание: Определите род существительного. В случае затруднения используйте толковый словарь.
Кофе, пемоксоль, тюль, повидло, ООН, атташе, плащ-палатка, иваси, ВУЗ, кенгуру, колибри, толь, МИД, шампунь, авеню, бигуди, коммюнике, меню, купе, пенни, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, цеце, шимпанзе, эскимо.
Г. Изменение числа имени существительного
Задание: Запишите имена существительные в форме множественного числа.
Заводские (корпус) — …, опытные (штурман)- …, морские (порт) -…, молодые (инженер)-…,
опытные (бухгалтер)-…, дорожные (инспектор)-… .
Д. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа.
Задание: Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Запишите полученный вариант.
Нет (петля) -…., пачка (макароны) — …, группа (грузины) -…, пять (кочерга) — …, килограмм (мандарины) — …, порция (оладья) — … .
Синтаксис и пунктуация
№ 1
Расставьте знаки препинания. Напишите, где надо, прописные буквы. Подчеркните звонкие согласные.
Пароход подходил к слиянию (в)олги с (к)амой солнце садилось на волжских горах лежала тишина вдали забелел встречный пароход чуть слышно донёсся свисток берега сразу ожили тишина всколыхнулась ожили горы ожило всё за горами берега гулко и весело начали перекликаться над молчащею рекой (По В.В. Вересаеву)
____________________________________________________________________________________
№ 2
Расставьте знаки препинания. Подчеркните звонкие согласные.
Кто при звездах и при луне
Так поздно едет на коне
Чей это конь неутомимый
Бежит в степи необозримой
О ночь мучений
Но где же гетман где злодей
Куда бежал от угрызений
Змеиной совести своей
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна
(А.С. Пушкин.)
____________________________________________________________________________________
№ 3
Расставьте точки в конце предложений. Поставьте большие буквы в начале предложений. Вставьте пропущенные буквы.
Мы приступили к изучению грам…аттики русского языка геологи собрали целуюкол…екцию камне они ак…уратно уложили их в чемодан липовая ал…ея вела к дому с кол…о…амии в зеркальной поверхности воды отражалось небо, усеянное мил…ионами звёзд.
У шос…е стоял домик через тум…ель шёл пас…ажирскиё поезд в Донбас… по краям насыпи росли кусты мож…евельника над кустами жуж…али жуки шмели и пчёлы метал…ические вагоны блестели свежестью красок в суб…оту пас…ажиры приедут в Донбасс… на пер…оне их будут встречать родные и знакомые.
__________________________________________________________________________________
№ 4
Расставьте знаки препинания. Графически обозначьте правила пунктуации.
Тиха украинская ночь
прозрачно небо звезды блещут
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух чуть трепещут
Сребристых тополей листы
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет
И тихо, тихо всё кругом
(А.С. Пушкин.)
Н И НН В СУФФИКСАХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Карточка 1. Вставьте пропущенные суффиксы.
груст…ый корен…ой голуб..ый
злост…ый ярост…ый полотн…ый
сон…ый дивизии…ый рум…ый
цен…ый телеф…ый конопл…ый
естеств…ый легкомысл…ый змеи…ый
глин…ый традици…ый лед…ой
жизн…ый жест…ой плат…ой
хозяйств…ый наклон…ый листв…ый
оборон…ый мурав…ый лебед…ый
___________________________________________________________________________________
Н И НН В СУФФИКСАХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Карточка 2. Вставьте пропущенные суффиксы; поставьте, где надо, букву Ь.
дерев…ый революци…ый камен…ый
солов…ый письме…ый торжеств…ый
пчел…ый карман…ый плем…ой
глин…ый ветр…ый лун…ый
песч…ый вод…ый конопл…ый
серебр…ый журавл…ый нефт…ой
сон…ый весен…ий обществ…ый
трав…ой утр…ий бритв…ый
стекл…ый авиаци…ый олов…ый
____________________________________________________________________________________
Н И НН В СУФФИКСАХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Карточка 3
Башен…ый кран, камен…ая ограда, пламен…ое чувство, имен…ой список, имен…ой список, племен…ой скот, болезн…ое явление, искр…яя радость, кожев…ый завод, родств…ые отношения, агитаци…ый пункт, дивизии…ый командир, стекл…ая посуда, серебр…портсигар, песч…ая почва, глин…ая чашка, юн…ые спортсмены, рум…ые яблоки, ветр…ое утро, плат…ой шкаф, клюкв…ый морс, листв…ая аллея, дискусси…ый вопрос, машин…ый зал, стар…ый циферблат.
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ –К, -ЕК-
Карточка 4
Вставьте пропущенные суффиксы.
низ…ий октябр…ий сентябр…ий
черкес…ий враже…ий сел…ий
ленинград…ий турист…ий июн…ий
уз…ий близ…ий декабр…ий
рез…ий француз…ий январ…ий
немец…ий вяз…ий ткац…ий
гигант…ий казац…ий вес…ий
дерз…ий сибир…ий монастыр…ий
_____________________________________________________________________________________
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ –К, -СК-
Карточка 5
Вставьте пропущенные суффиксы.
матрос…ий богатыр…ий сентябр…ий
делегат…ий январ…ий сибир…ий
таджик…ий сел…ий казан…ий
июл…ий феврал…ий арзамас…ий
близ…ий электриче…ий дет…ий
рез…ий ткац…ий вяз…ий
кавказ…ий гигант…ий город…ой
комендант…ий совет…ий белорус..ий
турист…ий сосед…ий швец…ий
_____________________________________________________________________________________
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Карточка 6
Образуйте от имён существительных имена прилагательные. Обозначьте суффиксы.
Фашист- … Узбек- … Село- …
Немец- … Татарин- … Море- …
Француз- … Парикмахер- … Богатырь- …
Русь- … Бурлак- … Монгол- …
Звон- … Казах- … Жар- …
Пыл- … Киргиз- … Комсомолец- …
Гром- … Казак- … Учитель- …
Пионер- … Март- … Гигант- …
Молодец- … Пассажир- … Турист- …
Карточки по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
Карточки по русскому языку
Тема урока «Правописание чередующихся гласных в корне слова» 6 класс
Карточка№1.
Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень и условия выбора.
Прил_гаемые усилия, легкое прик_сновение, бл_стающий на балу, вым_кший под дождем, ур_внять в правах, соч_тание звуков, непром_каемый тент, р_весник века, вьющееся р_стение, зам_реть от восторга, разж_гать вражду.
Карточка№2.
Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, выр_щенный р_сток, прот_реть окна.
Карточка№3
Спишите текст, выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм
Ира очень ак(к)уратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости. Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
Чтобы выполнить правильно задание, нужно знать условия написания чередующихся гласных в корне, так как данные корни нельзя пытаться проверить ударной позицией, а также необходимо помнить про слова- исключения.
Ответы:
Карточка №1.
Прилагаемые, прикосновение, блистающий, вымокший, уравнять, сочетание звуков, непромокаемый, ровесник, растение, замереть, разжигать.
Карточка №2.
Расположиться, собираться, застелить, прилагаемые, блистать, убирать, упираться, коснуться, изложение, обжигать, ростовщик, вытереть, растирать, выращенный росток, протереть.
Карточка №3.
Аккуратная, убирает, отдирает, стирает, запирает, застилает, зажигает, блестит, не считается, умирает, уберет, отдерет, запереть, застелить, протереть, блестело, не умер бы.
Оцените свои результаты.
Критерии оценки:
«5»- нет ошибок;
«4»- 1-2 ошибки;
«3»- 3-4 ошибки;
«2»- 5 и более ошибок
Карточки по русскому языку 6 класс «Правописание ПРЕ-, ПРИ-, ПЕРЕ-«
Задание 1. Пр…городный поезд. Пр…кращение споров. Пр…сесть на скамью. Пр…морский бульвар. Пр…глушенные голоса. Пр…следовать врага. Несправедливые пр…тязания. Столовый пр…бор. Пр…вратиться в посмешище. Забавная пр…баутка. Пр…творщица. Картина без пр…крас. Знаки пр…пинания. Пр…ручить зверя.Пр…увеличить опасность.
Задание 2. Пр…стяжная лошадь. Пр…одоление пр…пятствий. Пр…лив. Пр…мудрый. Пр…емлемый вариант. Пр…л…гать усилия. Пр…к…саться к столу. Пр…дать забвению. Пр…интересный р…сточек, пр…подняться с кровати, значительно пр…украсить, поезд пр…бывает, пр…дать форму, пр…зреть опасность.
Задание 3. Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение.
Задание 4. Пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию.
Задание 5. Пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты, пр…ближаться; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок, пр…красный.
Задание 6. Пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ, пр…глушить звук, пр…мирять друзей, пр…к…сновение душ.
Задание 7. Пр…глушить звук, пр…ступить к занятиям, пр…тв…рить мечту в жизнь, пр…творить дверь, пр…успевать в жизни, пр…украсить, пр…пираться с соседями, пр…кл…нить колено, пр…думать отговорку, журнал с пр…ложениями, пр…обретённый, пр…красный, пр…скверный день, пр…щурить глаза, пр…мудрый старец.
Задание 1. Пр…городный поезд. Пр…кращение споров. Пр…сесть на скамью. Пр…морский бульвар. Пр…глушенные голоса. Пр…следовать врага. Несправедливые пр…тязания. Столовый пр…бор. Пр…вратиться в посмешище. Забавная пр…баутка. Пр…творщица. Картина без пр…крас. Знаки пр…пинания. Пр…ручить зверя.Пр…увеличить опасность.
Задание 2. Пр…стяжная лошадь. Пр…одоление пр…пятствий. Пр…лив. Пр…мудрый. Пр…емлемый вариант. Пр…л…гать усилия. Пр…к…саться к столу. Пр…дать забвению. Пр…интересный р…сточек, пр…подняться с кровати, значительно пр…украсить, поезд пр…бывает, пр…дать форму, пр…зреть опасность.
Задание 3. Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение.
Задание 4. Пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию.
Задание 5. Пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты, пр…ближаться; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок, пр…красный.
Задание 6. Пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ, пр…глушить звук, пр…мирять друзей, пр…к…сновение душ.
Задание 7. Пр…глушить звук, пр…ступить к занятиям, пр…тв…рить мечту в жизнь, пр…творить дверь, пр…успевать в жизни, пр…украсить, пр…пираться с соседями, пр…кл…нить колено, пр…думать отговорку, журнал с пр…ложениями, пр…обретённый, пр…красный, пр…скверный день, пр…щурить глаза, пр…мудрый старец.
Задание 1. Пр…городный поезд. Пр…кращение споров. Пр…сесть на скамью. Пр…морский бульвар. Пр…глушенные голоса. Пр…следовать врага. Несправедливые пр…тязания. Столовый пр…бор. Пр…вратиться в посмешище. Забавная пр…баутка. Пр…творщица. Картина без пр…крас. Знаки пр…пинания. Пр…ручить зверя.Пр…увеличить опасность.
Задание 2. Пр…стяжная лошадь. Пр…одоление пр…пятствий. Пр…лив. Пр…мудрый. Пр…емлемый вариант. Пр…л…гать усилия. Пр…к…саться к столу. Пр…дать забвению. Пр…интересный р…сточек, пр…подняться с кровати, значительно пр…украсить, поезд пр…бывает, пр…дать форму, пр…зреть опасность.
Задание 3. Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение.
Задание 4. Пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию.
Задание 5. Пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты, пр…ближаться; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок, пр…красный.
Задание 6. Пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ, пр…глушить звук, пр…мирять друзей, пр…к…сновение душ.
Задание 7. Пр…глушить звук, пр…ступить к занятиям, пр…тв…рить мечту в жизнь, пр…творить дверь, пр…успевать в жизни, пр…украсить, пр…пираться с соседями, пр…кл…нить колено, пр…думать отговорку, журнал с пр…ложениями, пр…обретённый, пр…красный, пр…скверный день, пр…щурить глаза, пр…мудрый старец.
Задание 1. Пр…городный поезд. Пр…кращение споров. Пр…сесть на скамью. Пр…морский бульвар. Пр…глушенные голоса. Пр…следовать врага. Несправедливые пр…тязания. Столовый пр…бор. Пр…вратиться в посмешище. Забавная пр…баутка. Пр…творщица. Картина без пр…крас. Знаки пр…пинания. Пр…ручить зверя.Пр…увеличить опасность.
Задание 2. Пр…стяжная лошадь. Пр…одоление пр…пятствий. Пр…лив. Пр…мудрый. Пр…емлемый вариант. Пр…л…гать усилия. Пр…к…саться к столу. Пр…дать забвению. Пр…интересный р…сточек, пр…подняться с кровати, значительно пр…украсить, поезд пр…бывает, пр…дать форму, пр…зреть опасность.
Задание 3. Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение.
Задание 4. Пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию.
Задание 5. Пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты, пр…ближаться; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок, пр…красный.
Задание 6. Пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ, пр…глушить звук, пр…мирять друзей, пр…к…сновение душ.
Задание 7. Пр…глушить звук, пр…ступить к занятиям, пр…тв…рить мечту в жизнь, пр…творить дверь, пр…успевать в жизни, пр…украсить, пр…пираться с соседями, пр…кл…нить колено, пр…думать отговорку, журнал с пр…ложениями, пр…обретённый, пр…красный, пр…скверный день, пр…щурить глаза, пр…мудрый старец.