Кроссворды по русскому языку

КРОССВОРД «МОРФЕМИКА»

(5 класс)

Ключевое слово: Раздел науки о языке, в
котором изучаются наименьшие значимые части
слова.

  1. Окончание – значимая часть слова, которая
    образует … слова.
  2. Окончание, не выраженное звуками.
  3. Часть речи, которая не имеет окончания.
  4. Суффикс, стоящий после окончания.
  5. Замена одних звуков другими в одной и той же
    части слова.
  6. Наименьшая значимая часть слова.
  7. Значимая часть слова, которая находится перед
    корнем и служит для образования слов.
  8. Главная значимая часть слова.
  9. Часть изменяемого слова без окончания.

КРОССВОРД  «СИНТАКСИС»

(5 класс)

Вопросы к кроссворду.

  1. Второстепенный член предложения, отвечающий на
    вопросы косвенных падежей.
  2. Второстепенный член предложения, обозначающий
    место, время и способ действия.
  3. Члены предложения, относящиеся к одному члену
    предложения и отвечающие на один вопрос.
  4. Главный член предложения, который  чаще всего
    выражен глаголом, а может быть выражен
    прилагательным и существительным.
  5. Слово, которое является общим по значению для
    стоящих при них однородных членов.
  6. Второстепенный член предложения, отвечающий на
    вопросы какой? чей?
  7. Раздел науки о языке, изучающий знаки
    препинания и правила их постановки.
  8. Раздел науки о языке, изучающий строение
    словосочетаний и предложений.
  9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы
    кто? что?

КРОССВОРД «ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

(6 класс)

Ключевое слово: Раздел науки о языке, в
котором изучаются словосочетание и предложение,
правила их построения.

По горизонтали:

  1. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя
    бы один второстепенный.
  2. Разговор двух или нескольких лиц.
  3. Члены предложения, отвечающие на один и тот же
    вопрос и относящиеся к одному и тому же члену
    предложения.
  4. Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к
    действию, приказываем, просим.
  5. Слово (или сочетание слов), называющее того, к
    кому обращаются с речью.
  6. Главный член предложения.
  7. Предложение, которое состоит из двух или
    нескольких простых предложений.
  8. Знак препинания, которым выделяется прямая
    речь.
  9. Второстепенный член предложения.

КРОССВОРД «ОБРАЩЕНИЕ»

(5 класс)

Ключевое слово: Часть речи, имеющая
краткую форму.

По горизонтали:

  1. Форма превосходной степени имени
    прилагательного, образующаяся с помощью
    суффикса –айш-, -ейш-.
  2. Синтаксическая роль полной формы имени
    прилагательного.
  3. Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?
  4. Имена прилагательные, обозначающие признак, не
    могущий проявляться в большей или меньшей
    степени.
  5. Синтаксическая роль простой формы
    сравнительной степени.
  6. Раздел науки о языке, изучающий имя
    прилагательное как часть речи.
  7. Степень сравнения прилагательного, простая
    форма которой образуется с помощью суффиксов -ее-,
    -ей-, -е-.
  8. Форма сравнительной степени прилагательного,
    образующаяся с помощью слова более
  9. Имена прилагательные, обозначающие признак,
    который может быть в этом предмете в большой или
    меньшей степени.
  10.  Название слов ветреный, стеклянный,
    оловянный, деревянный
    .
  11.  Способ образования слова ветряная (мельница).
  12. У прилагательного лисий -ий – 
    это не…
  13.  Степень сравнения прилагательного,
    составная форма которой образуется с помощью
    слова самый.
  14.  Сложные прилагательные, обозначающие
    оттенки цветов, пишутся через…

Готовый кроссворд по русскому языку

По горизонтали
2. Сам. часть речи. Указывает на предметы, признаки, кол-во
3. глаголы у которых постфикс -ся как называются ?
4. Сам. Часть речи обозначающая число, кол-во предметов
6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой?, который?, чей?
8. какая часть речи отвечает на вопросы какой ? какая ? какое ?
9. какая самостоятельная часть речи которая имеет общее грамматическое значение предмета ?
10. Местоимения, которые указывают на неопределенные, неизвестные предметы, признаки, кол-во
11. имена существительными могут быть какими ?
12. какие наклонения есть у глаголов ?
13. Местоимения, которые употребляются в вопросительных предложениях
15. имена существительными могут быть какими ?
16. какое местоимение тот этот такой изменяются по родам числам и падежам как имена прилагательные ?
17. Степень прилагательных, которая обзначает, что какой-то признак проявляеться в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом
18. в русском языке различаются два вила каких глаголов
19. какое местоимение этот тот такой изменяются по родам числам и падежам как имена прилагательные
20. Предложение, имеющее только один главный член
21. Числительные, которые обозначают определенное кол-во предметов
23. Числительные, которые обозначают кол-во предметов
24. Глаголы хотеть и бежать называются…
25. Местоимения, которые употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчиненных

По вертикали

1. Степень прилагательных, которая обзначает, что какой-то признак проявляеться в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени, чем в другом
5. какие наклонения глаголов есть ?
7. Местоимения такие, как: сам, весь, всякий и др
14. Местоимения-прилагательные, которые указывают на признак предмета по его пренадлежности
22. Местоимения, которые указывают на отсутствие предметов, признаков, кол-ва

КРОССВОРДЫ, ЧАЙНВОРДЫ, РЕБУСЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Кроссворды, чайнворды, ребусы

Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка.

Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.

Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

Ниже предложен небольшой набор головоломок и кроссвордов, который может быть полезен учителю.

Знаете ли вы пословицы?

hello_html_m2d6bc11d.png

1. Слово – …, а молчание – золото. (Серебро.)

2. Авось да как-нибудь до добра не …(доведут).

3. Доброе … и кошке приятно. (Слово.)

4. Делу …, потехе – час. (Время.)

5. Где тонко, там и … (рвется).

6. Копейка … бережет. (Рубль.)

7. Один с сошкой, а … с ложкой. (Семеро.)

Кроссворд «Слова на шипящий согласный звук»

По горизонтали:

1. Имя существительное мужского рода, II склонения, обозначающее непромокаемое пальто.

3. Краткая форма прилагательного жгучий в мужском роде.

4. Имя существительное женского рода, I склонения, однокоренное со словом тучи, в родительном падеже множественного числа.

6. Частица.

8. Существительное рикша в родительном падеже множественного числа.

10. Глагол несовершенного вида без приставки, однокоренной со словом сжигать.

13. Глагол несовершенного вида, омоним к глаголу быть, в настоящем времени, во 2-м лице единственного числа повелительного наклонения.

14. Имя существительное женского рода, I склонения, которое обозначает места для зрителей в театре, в родительном падеже множественного числа.

По вертикали:

1. Краткая форма прилагательного, равнозначного причастному обороту имеющий сходство.

2. Имя существительное женского рода, III склонения, обозначающее едкое химическое соединение, которое окрашивает лакмусовую бумажку в синий цвет.

4. Имя существительное женского рода, III склонения, синоним к слову пробоина.

5. Имя существительное женского рода, III склонения, синоним к слову нелепость.

7. Краткая форма прилагательного пригожий.

9. Второе лицо единственного числа настоящего времени от глагола шить.

11. Наречие образа действия, однокоренное с глаголом скакать.

12. Имя существительное женского рода, III склонения, антоним к слову сладость.

14. Имя существительное женского рода, III склонения, антоним к слову правда.

15. Одно из трех наречий на шипящий согласный, в которых мягкий знак не пишется.

hello_html_7be7a5c4.png

Ответы:

По горизонтали: 1 – плащ; 3 – жгуч; 4 – туч; 6 – иль; 8 – рикш; 10 – жечь; 13 – ешь; 14 – лож.

По вертикали: 1 – похож; 2 – щелочь; 4 – течь; 5 – чушь; 7 – пригож; 9 – шьешь; 11 – вскачь; 12 – горечь; 14 – ложь; 15 – уж.

 Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:

421

9810

1086

983

285

4611

3467

10439

108910

34911

10471

9473

35121

25131

28517

109121

54687

281101

Шифр:

АВГИЛМНОРТЯ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Ответы:

Ива

рот

том

рог

вол

имя

гимн

тигр

торг

гиря

тина

ринг

глава

влага

волан

трава

лимон

врата

Примечание. По аналогии с этим заданием учитель может зашифровать название части речи, изучаемой в данный момент или морфологические признаки, которые будут изучаться на уроке.

Решите следующие задачи:

 Отделите плод от растения.

СОШИСНШАКА

Комментарий: зачеркнув буквы слова «шишка» (плод), получаем название растения – слово «сосна». Так же решаются остальные задачи.

 Растворите белое в прозрачном.

СВОАДХАРА

Ответ: вода; сахар.

 Уберите горячее – останется холодное.

КИАЙПЯСТОБЕКРГ

Ответ: кипяток, айсберг.

 Найдите друга и врага Буратино.

МАБАЛЗЬВИИЛИНОА

Ответ: Мальвина, Базилио.

 Зачеркните ядовитое – оставьте съедобное.

ПООПГАНЕНОККА

Ответ: поганка, опенок.

 Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.

АОБООУАДА –________________________

ИПЬРТПЕИР – _________________________

ЭПВФЭСФПЕ – ________________________

ВЮЛГВДЛАЮ – ________________________

ЖЗСУУЧЖАЗ – _________________________

ОАСАОТАЛО – _________________________

ГЦИДВГЦЫД! – _________________________

Ответ: Будьте всегда счастливы!

 Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. Но вы все-таки постарайтесь поймать слова, которые улетели со страницы.

Над городом низко повисли снеговые __________________. Вечером началась ______________. Снег повалил большими ___________________. Холодный ветер выл, как дикий ___________________. В конце пустынной и глухой __________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно _______________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и __________________ ей идти. На ней было плохое ___________________ с узкими рукавами, а на плечах ___________________.

 Перед вами несколько «крылатых выражений», в которых пропущены одинаковые слова. Отгадайте их. Составьте с ними предложения.

Из… вон плохо. Мастер на все …

Сидеть сложа … Золотые …

 Составьте анаграммы.

Например: Карета – ракета.

Урон – (руно).

Арап – (пара).

Мошкара – (ромашка).

Осколок – (колосок).

Соха – (хаос).

Ниша – (наши).

 Проанализировав образец, вставьте нужное слово:

багор (роса) тесак

гараж (….) табак

фляга (альт) жесть

косяк (….) мираж

книга (аист) салат

пирог (….) омлет

лоток (клад) лодка

олимп (….) катер

пирог (поле) слеза

рынок (….) осада

канва (внук) улика

холст (….) олень

гамма (гимн) диван

перец (….) клоун

аргон (роза) гроза

атлет (….) норма

порыв (вода) осада

откос (….) отдых

кочан (туча) штука

хвост (….) отрез

Искомые слова: жаба, кожа, грот, порт, роса, слон, плен, тема, стыд, трос.

 Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек соответствует количеству букв):

у (…) ова

с (…) окно

г (…) ожа

у (…) ь

ме (…) олад

по (…) арь

пи (…) ок

го (…) кот

пе (…) ол

са (…) он

ам (…) ан

та (…) ат

апо (…) б

кес (…) ет

вам (…) амида

сна (…) овой

бал (…) еда

каб (…) ошко

обы (…) ка

дик (…) ец

беге (…) ор

свир (…) ник

контр (…) ив

ковер (…) лета

Искомые слова: гол, тол, рог, клад; шок, ток, лот, бой; сок, рай, бар, пир; стол, сон, пир, ряд; бес, лук, чай, образ; мот, ель, акт, кот.

Словесные тесты

Найдите общие окончания сгруппированных столбиками слов:

hello_html_m5e154a6e.png

hello_html_7a0bc0f2.png

Искомые окончания указанных слов: -ОЛ; -ОМ; -АЙКА; -ОТ; -ЕСТЬ; -ИНА; -ЕНЬ; -ОЛЬ.

Чайнворд «Местоимение»

Почти все слова в этом чайнворде – местоимения. Отгадайте, какие это слова.

hello_html_4ead9bae.png

1. Личное местоимение 3-го лица мужского рода. (Он.)

2. Личное местоимение 1-го лица множественного числа в дательном падеже. (Нам.)

3. Назовите часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного или числительного. (Местоимение.)

4. Личное местоимение 3-го лица единственного числа мужского рода родительного падежа. (Его.)

5. Местоимение, которое изменяется по родам. (Он.)

6. Личное местоимение 1-го лица множественного числа родительного падежа. (Нас.)

7. Указательное местоимение с количественным значением. (Столько.)

8. Название разряда местоимений, сходных с вопросительным в дательном падеже единственного числа мужского рода. (Относительному.)

9. Название разряда местоимений, к которому относится местоимение «тот» в творительном падеже множественного числа. (Указательные.)

 Если вы впишете изображенные здесь предметы в паутину правильно, то в обозначенном поясе прочитаете географическое название. Назовите его.

hello_html_m5aac473.png

Ответы: 1 – поезд; 2 – ручка; 3 – индюк; 4 – белка; 5 – акула; 6 – лампа; 7 – такси; 8 – игла; 9 – кошка; 10 – арбуз. (Прибалтика.)

 Названия всех нарисованных предметов впишите в клеточки от края к центру. Если вы подберете все слова правильно, то в третьем ряду прочитаете названия трех континентов.

hello_html_7f880169.png

Ответы: 1 – поезд; 2 – диван; 3 – парта; 4 – овощи; 5 – репка; 6 – флаги; 7 – краны; 8 – козел; 9 – птица; 10 – рояль; 11 – шкафы; 12 – кофта; 13 – марка; 14 – книга; 15 – кукла; 16 – глаза. (Европа, Азия, Африка.)

 Если вы впишете в схему правильно следующие слова, то в обозначенных рядах прочитаете имена 2 девочек и 1 мальчика.

1. Н…прав… . 2. К…ток. 3. М…л…дой. 4. Лош…дь. 5. …лта. 6. Вет…р. 7. Кин… . 8. Мама.

hello_html_375acc9e.png

Ответы: I. – Наташа, II. – Володя, III. – Марина.

 Впишите названия предметов в клеточки, и вы увидите, что некоторые буквы связаны между собой линиями. Найдите начало этой головоломки и, двигаясь по линиям от буквы к букве, прочитайте пословицу.

hello_html_m5426f991.png

Ответы: 1 – галстук; 2 – окно; 3 – учебник; 4 – тетрадь; 5 – пенал; 6 – глобус; 7 – линейка; 8 – тысяча; 9 – компас; 10 – портфель.

(Кончил дело – гуляй смело.)

Кроссворд «Раз – рас»

hello_html_63fdf6bf.png

Заполните клетки словами (именами существительными, прилагательными и глаголами) с приставками РАЗ- (левая сторона) и РАС- (правая). В правой стороне во всех словах должно быть стечение согласных на стыке приставки и корня.

1. Движение с целью набрать скорость. 2. Место раздвоения железнодорожного пути. 3. Сбор сведений о противнике. 4. Слишком свободный, фамильярный. 5. Разделить линиями на графы. 6. Разногласия, споры. 7. Раздвоение (ствола, дерева, дороги и т. п.). 8. Расставание, жизнь вдали от близких. 9. Беспорядочный, небрежный в делах человек. 10. Освобождение от груза. 11. Беседа. 12. Полное поражение противника. 13. Часть текста, выделенная заглавием, номером и т. п. 14. Соленая вода для засолки овощей. 15. Молодые растения, выращенные для пересадки. 16. Здравый смысл, способность правильно мыслить. 17. Продление срока уплаты, разрешение на уплату по частям. 18. Невнимательный, постоянно забывающий или путающий что-либо. 19. Время перед восходом солнца. 20. Вид казни. 21. Быстро разрубить чем-либо острым. 22. Снять седло с оседланного животного. 23. Питомник. 24. Посылка каких-либо предметов, документов, писем в разные места. 25. Небольшое художественное произведение в прозе. 26. Затраты, издержки.

Ответы: 1 – разбег; 2 – разъезд; 3 – разведка; 4 – развязный; 5 – разграфить; 6 – раздоры; 7 – развилка; 8 – разлука; 9 – разгильдяй; 10 – разгрузка; 11 – разговор; 12 – разгром; 13 – раздел; 14 – рассол; 15 – рассада; 16 – рассудок; 17 – рассрочка; 18 – рассеянный; 19 – рассвет; 20 – расстрел; 21 – рассечь; 22 – расседлать; 23 – рассадник; 24 – рассылка; 25 – рассказ; 26 – расход.

Чайнворд «Имя существительное»

Цель: повторить формообразование некоторых существительных.

Все слова в этом чайнворде (в виде буквы «С») – существительное. Какие же это слова?

hello_html_3ef6ee1d.png

1. Существительное 1-го склонения, обозначающее неопрятного человека. (Неряха.)

2. Существительное женского рода, 1-го склонения, синоним выражения вооруженные силы в родительном падеже единственного числа. (Армий.)

3. Существительное мужского рода, 2-го склонения, синоним слова истукан в творительном падеже единственного числа. (Идолом.)

4. Существительное мужского рода 2-го склонения, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованного от существительного медведь. (Медвежонок.)

5. Существительное мужского рода 2-го склонения, с суффиксом —щик, обозначающее профессию и образованное от слова камень. (Каменщик.)

6. Существительное женского рода, 1-го склонения, являющееся названием домашней птицы, в дательном падеже единственного числа. (Курице.)

7. Существительное женского рода, 3-го склонения, являющееся названием породы деревьев, в дательном падеже множественного числа. (Елям.)

8. Существительное мужского рода, 2-го склонения, обозначающее сооружение для переезда и перехода через реку, в родительном падеже множественного числа. (Мостов.)

9. Существительное среднего рода, в котором при склонении появляется суффикс —ен, в родительном падеже множественного числа. (Времен.)

Материал по русскому языку на тему: Кроссворды по русскому языку для 5-6, 7-11 классов в рамках предметной недели

                 Разгадай кроссворды и получи призы!                

                        Кроссворд (по русскому языку) для 5-6 классов

       

По горизонтали: 1. Знак препинания. 4. Служебная часть речи, не употребляется самостоятельно, всегда относятся к какому-нибудь существительному 6. Группа слов, которая выражает законченную мысль. 7. Центральная единица языка, служащая для именования и сообщения о предметах, признаках, процессах и отношениях. 8. Фонетическая форма письменности. Состоит в русском языке из 33 знаков – букв. 10. Один из знаков препинания. В русскую письменность было ввёдено писателем и историком Н. М. Карамзиным. Первоначально знак назывался «черта». 11.Основная часть слова.

По вертикали: 2. Способ изменения частей речи, склонение. В русском языке их шесть. 3. Второстепенный член предложения. 4. Главный член предложения. 5. Часть слова, образующая его материальное, лексическое значение и состоящая из корня, а также суффикса и приставки. 9. Знак препинания, обозначающий полную законченность повествовательного предложения.

               

     

   

     

Урок-кроссворд по русскому языку в 6-м классе на тему «Что я знаю об имени существительном?»

Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён существительных в речи; обобщить и привести в систему знания о морфологических признаках имени существительного.

Оформление урока: записи на доске, раздаточный материал на каждого ученика с практическими заданиями и незаполненным кроссвордом.

Записи на доске:

Имя существительное – хлеб языка.Л.В.Успенский

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать
русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот, и шорох морского гравия.К.Г.Паустовский

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель читает наизусть строки:

Земля, вода, пшеница, класс-

Всё сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даём:

Берёза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без этой части речи не проживёшь.

— Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке пойдёт об очень интересной и необходимой для всех нас части речи – об имени существительном. Чем она интересна, какова его роль в речи, в тексте, мы и должны сегодня выяснить. Попытаемся обобщить те знания, которые вы получили в 5 и 6 классах об этой части речи. Сегодня от вас потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение. Форма проведения сегодняшнего урока будет не очень привычной для вас. Вы будете не просто отвечать на вопросы, выполнять задания, а разгадывать кроссворд. Каждый этап урока – новая колонка кроссворда по горизонтали. В конце занятия вы должны прочитать слово, спрятанное в вертикальной колонке.

Обратимся к раздаточному материалу и к тексту стихотворения. Какое слово нужно вставить?

— Итак, вы можете без труда заполнить первую колонку кроссворда.

— А теперь обратим внимание на записи на доске. В чём справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского?

— А слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».

— Почему автор поставил многоточие во 2-м и 3-м предложениях этого стихотворного текста? Устно продолжите ряды однородных членов.

2. Орфографическая разминка. Самодиктант.

— Что нужно определить у существительного, чтобы вставить верное окончание прилагательного? (Род, число, падеж).

— А затем? (От существительного к прилагательному задать вопрос).

— Напомню, что за правильное написание существительных и других частей речи отвечает орфография. Дословный перевод этого слова – «правильно пишу». Образуйте от данного словосочетания сложное существительное на —ие и впишите в колонку по горизонтали под № 2.

3. Задание на выбор.

Под буквой а) задание поможет вам вспомнить синтаксис и пунктуацию. В этом шуточном стихотворении заблудились запятые и встали не на свои места. Нужно их расставить по местам и выполнить ещё дополнительное задание. Задание б) представляет собой тест.

— Итак, какие существительные были героями этих заданий? Внесите ответ в нужную колонку.

4. Изобразительные возможности имени существительного.

— В предыдущем задании вы работали с одушевлёнными существительными. А кто из вас вспомнит, как в художественной литературе и русском фольклоре называется приём изображения неживых предметов как живых? Вспомните, что в сказках умеют говорить не только золотая рыбка и муха-цокотуха, но и зеркальце. Выполните задание под № 4 и запишите в кроссворд название этого приёма.

5. Самостоятельная работа по вариантам.

— Чем ещё интересно существительное, вам подскажет следующее упражнение, которое вы будете выполнять самостоятельно по вариантам.

— С каким морфологическим признаком сейчас работали? Впишите его в кроссворд.

6. Работа с разносклоняемыми существительными.

— Какие существительные спрятались в следующей загадке? Их всего 11. Держатся особняком. В Р., Д., П. падежах изменяются как существительные 3 скл., а в Т.п. как существительные 2 скл. Запишите ответ в колонку с цифрой 6 и выполните задание под той же цифрой.

— Как называются данные словосочетания? Устно составьте предложения с данными устойчивыми выражениями.

7. Путешествие в страну Имен Собственных.

— А сейчас мы побываем в стране Имен Собственных. Жители этой страны очень важные персоны. Они ходят с гордо поднятой головой, потому что все без исключения пишутся с большой буквы. Расскажите, что вы знаете о них. А теперь выполните задание под № 7. Не забудьте о кроссворде.

8. Синтаксическая роль существительного.

Ребята подчёркивают существительное хлеб как член предложения.

— Чтобы вырастить хлеб нужно много трудиться. Подберите к слову трудиться однокоренное существительное, которое обозначает действие, но как предмет. Запишите его в кроссворд.

9. Изобразительные возможности существительного.

— Вы наверное уже убедились, что существительное – интересная часть речи. Занимательна она и тем, что с её помощью можно строить сравнение. Мастером сравнения был замечательный русский поэт Сергей Есенин. Почему он сравнивает вечер с сажей? (тёмный, безлунный)

— Являются ли последние две строчки сравнением? (Нет, это метафора, т. к. нет прямого сравнения).

10. Работа с существительными общего рода.

— Что общего у одушевлённых существительных, которые спрятались в пословицах? (род).

11. Итог урока.

— Верно. Теперь вы с лёгкостью можете заполнить последнюю горизонтальную колонку и прочесть слово, которое спряталось в кроссворде.

— Можно сказать, что сегодняшний урок – это наше совместное творчество. Работали вы с увлечением. А увлекла нас такая часть речи, как имя существительное.

— Чем привлекло вас имя существительное?

— Что о существительном нам удалось вспомнить?

— Итак, я надеюсь, что вы убедились в справедливости слов Л. В.Успенского. Имя существительное интересно не только своей грамматикой. Какая это поэтическая часть речи! Какие картины можно создавать с помощью существительных!

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы, и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы.

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все – весна.

(А.А.Фет)

— Перед вами прекрасный весенний пейзаж, вышедший из-под пера мастера слова А.А. Фета. Почувствовали ли вы, что вместе с весенним пейзажем к нам в класс ворвалось само ощущение весны, как будто тёплый весенний лучик солнца пробрался к нам и согрел нас? Эти строки великого мастера слова еще раз доказывают, что с помощью существительных можно «изобразить» картину природы, портрет, обстановку.

12. Домашнее задание.

1. Творческое (по желанию): создать небольшую зарисовку природы, портрета, обстановки (на выбор) при помощи существительных.

2. Составить словарно-орфографический диктант из 15 слов, включая изученные орфограммы в разделе «Имя существительное».

Урок-кроссворд по русскому языку в 6 классе «Что я знаю об имени существительном?»

1. Вставь пропущенное слово:

Земля, вода, пшеница, класс-

Всё сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даём:

Берёза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без ___________не проживёшь.

2. Орфографическая пятиминутка. Самодиктант.

Старин… рояль, развесист… тополь, белоснежн… тюль, румян… яблоко, в тёмн… пальто, в течение продолжительн…времени, по широк… великолепн… авеню.

3. Выбери задание:




А) Где поставить запятую? А где она лишняя?

Подчеркни одушевлённые существительные.

 

 

Б) Под какими цифрами перечисленные ниже существительные являются:

 

 

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Пёсик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно,

Да как крикнет, улетая:

— Вот что значит запятая!

 

а) неодушевлёнными;

б) одушевлёнными:

1. сторож______________________

2. сторожка____________________

3. матрос______________________

4. матроска____________________

5. поляк_______________________

6. полька______________________

4. В художественной литературе и фольклоре широко используется приём изображения неживых предметов как живых: _____________________________.

Найдите ________________ в данных примерах:

  1. И стоит себе лес улыбается.
  2. Уж небо осенью дышало.
  3. Дремлет чуткий камыш.

5. Это задание выполняется по вариантам.

1в. — подчеркните существительные, которые существуют только во мн. ч.

2 в. — подчеркните существительные, которые существуют только в ед. ч.

Молодёжь, вилы, дрожжи, листва, группа, стая, крестьянство, детвора, жмурки, вилка, клещи, грабли, ложки.

6. Вставь пропущенные буквы: до поры до времен…, де…ское время, сем…на добра.

7. В какой из групп имена собственные:

а) заключаются в кавычки;

б) не заключаются в кавычки:

1. Река Волга, писатель Максим Горький, город Орёл, моя Москва, знакомый Евгения Онегина.

2. Автомобиль Волга, теплоход Максим Горький, рассказ Орёл, кинотеатр Москва, опера Евгений Онегин.

8. Подчеркните существительное хлеб как член предложения:

  1. Хлеб в этом году уродился на славу.
  2. Имя существительное – хлеб языка.
  3. Серёжа, сходи за хлебом к ужину.
  4. С хлебом и еда сытнее.

9. Какой троп встретился:

Вечер, как сажа,

Льётся в окно.

Белая пряжа.

Ткёт полотно.

(С.Есенин)

10. Что общего у одушевлённых существительных, которые спрятались в пословицах:

1. Невежа – враг самому себе.

2. Видно неряху по грязной рубахе.

Кроссворды по русскому языку

Тема: ГЛАГОЛ (6 класс)

1. Определите грамматические признаки глаголов, соединив в пары слова из левой колонки и соответствующие им признаки из правой колонки.

Л. разрушились 1. в наст, вр., 1-м л., мн. ч.

В. забуду 2. в буд. вр., 2-м л., ед. ч.

В. примчишься 3. в буд. вр., 1-м л., ед.ч.

Г. размышляем 4. в прош. вр., мн. ч.

2. Определите грамматические признаки глаголов, соединив в пары слова из левой колонки и соответствующие им признаки из правой колонки.

Л. размешиваешь 1. в прош. вр., ед. ч., м. р.

В. истончился 2. в наст, вр., 2-м л., ед. ч.

IJ. отведает 3. в буд. вр., 1-м л., ед. ч.

Г. буду думать 4. в буд. вр., 3-м л., ед. ч.

3. Определите грамматические признаки глаголов, соединив в пары слова из левой колонки и соответствующие им признаки из правой колонки.

Л. омрачилась 1. в наст, вр., 3-м л., ед. ч.

В. ворочаются 2. в буд. вр., 3-м л., ед. ч.

В. выручит 3. в наст, вр., 3-м л., мн. ч.

Г. выручает 4. в прош. вр., ж. р., ед. ч.

4. Определите грамматические признаки глаголов, соединив в пары слова из левой колонки и соответствующие им признаки из правой колонки.

A. украшаешь 1. в буд. вр., 2-м л., ед. ч.
Б. украсили 2. в наст, вр., 2-м л., ед. ч.

B. украсишь 3. в прош. вр., мн. ч.

Г. украсят 4. в буд. вр., 3-м л., мн. ч.

5.Определите грамматические признаки глаголов, соединив в пары слова из левой колонки и соот­ветствующие им признаки из правой колонки.

A. случается 1. в наст, вр., 3-м л., ед. ч.
Б. случилось 2. в прош. вр., ср. р., ед. ч.

B. стучались 3. в прош. вр., мн. ч.

Г. стучишься 4. в наст, вр., 2-м л., ед. ч.

6. Поставьте глагол смущаться в форму

A.наст, вр., 3-го л., ед. ч.
Б. прош. вр., мн. ч.

B.наст, вр., 2-го л., ед. ч.
Г. прош. вр., ж. р., ед. ч.

7.Поставьте глагол выручить в форму

А. буд. вр., 2-го л., ед. ч.

Б. буд. вр., 3-го л., мн. ч.

Вhello_html_6f5aac04.png. прош. вр., мн. ч.
Г. прош. вр., ср. р., ед. ч.

8. Поставьте глагол посвящать в форму

A. прош. вр., мн. ч.
Б. прош. вр., ж. р., ед. ч.

B. наст, вр., 3-го л., ед. ч.
Г. буд. вр., 2-го л., ед. ч.

9. Поставьте глагол упрощать в форму

А. буд. вр., 1-го л., ед. ч.

Б. буд. вр., 3-го л., мн. ч.

В. наст, вр., 3-го л., ед. ч.

Г. прош. вр., м. р., ед. ч.

10.Поставьте глагол вычистить в форму

A. буд. вр., 1-го л., мн. ч.
Б. буд. вр., 2-го л., мн. ч.

B. буд. вр., 2-го л., ед. ч.
Г. прош. вр., ж. р., ед. ч.

11.Распределите глаголы из словосочетаний по двум группам:

А— отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Б — отвечают на вопросы что делает? что сделает?

В какой группе окажутся слова с мягким знаком?

  1. мчаться со свистом

  2. огонек светится

  3. мне не спится

  4. солдаты размещаются на отдых

  5. пора прощаться

  6. не мог не разреветься

  7. не стоит обольщаться

  8. прошу угощаться

  9. это не считается

10)не стоит хвастаться

12. Распределите глаголы из словосочетаний по двум группам:

А — отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Б— отвечают на вопросы что делает? что сделает?

В какой группе окажутся слова с мягким знаком?

  1. тяжело скитаться без жилья

  2. ремень болтается

  3. нужно отчитаться

  4. он вымотается

  5. это не сочетается

  6. не стоит сердиться

  7. ему может достаться за это

  8. деревья качаются

  9. начал задыхаться

10)газета не издается

13.Распределите глаголы из словосочетаний по двум группам:

А— отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Б— отвечают на вопросы что делает? что сделает?

В какой группе окажутся слова с мягким знаком?

  1. птенцы разлетаются

  2. язык заплетается

  3. хочется наесться

  4. лучше опоясаться

  5. не могу наплясаться

  6. пурга разыграется

  7. любит задираться

  8. он бреется

  9. не стоит волноваться

10) всегда сомневается

14. Распределите глаголы из словосочетаний nо двум группам:

А— отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Б— отвечают на вопросы что делает? что сделает?

В какой группе окажутся слова с мягким знаком?

  1. не удалось намылиться

  2. степь простирается до горизонта

  3. бhello_html_6f5aac04.pngыстро собирается

  4. ему это не удастся

  5. плащ задирается

  1. хочется отоспаться

  2. нужно сознаться

  3. переминается на месте

  4. не успел опомниться

10) нужно разобраться в этом

15. Распределите глаголы из словосочетаний по двум группам:

А— отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Б — отвечают на вопросы что делает? что сделает?

В какой группе окажутся слова с мягким знаком?

  1. за ним не угнаться

  2. он зазнается

  3. собака не кусается

  4. не стоит заступаться за лжеца

  5. пора убраться

  6. потихоньку выбирается

  7. лентяй не перестарается

  8. мне вспоминается случай

  9. ребенок заикается

10)ему нужно смириться

16. В каких глаголах пишется ь?

A.легко обманут..ся
Б. это не расплещет..ся

B. он не стесняет..ся
Г. трудно подняться

17. В каких глаголах пишется ь?

A. прошу позаниматься
Б. не мог не испачкаться

B. металл не ломает..ся
Г. здесь легко думает..ся

18.В каких глаголах пишется ь?

А. это не полагает..ся делать

Б. кольцо не снимает..ся

В. нелегко спускаться

Г. волна плещет..ся

19.В каких глаголах пишется ь?

A.отряд вооружает..ся
Б. не сразу получает..ся

B.не удалось согрет..ся

Г. обязательно замажет..ся

20.В каких глаголах пишется ь?

A.как это называет..ся?
Б. нужно упражняться

B.туман стелет.. ся

Г. заблуждение рассеет..ся

21.В каком предложении допущена ошибка?

A.Бракованные товары должны вывозиться и уничтожаться.

Б. А он ну смеяться!

B. Ему не удалось отказатся от поручения.

22.В каком предложении допущена ошибка?

A.Он любит с утра пробежатся к реке.

Б. Хлеб будет выпекаться в мини-пекарнях.

B. Веки смежаются, хочется спать.

23.В каком предложении допущена ошибка?

A. Нельзя обижаться на справедливые замечания.

Б. Температура за бортом самолета понижаеться.

B.Запасы нефти постепенно истощаются.

24.В каком предложении допущена ошибка?

A. Детвора разъезжается на каникулы.
Б. Приближается юбилей нашего города.

B. На места боев будут снаряжатся экспедиции.

25.В каком предложении допущена ошибка?

A. И как у вас это получается?

Б. Что ни делается — все к лучшему.

B. Потери велики, но нужно мужатся.

26. Отметьте слова, которые не употребляются без не, и выпишите их правильно.

A.(не) досмотреть за малышом
Б. (не) досыпать

B. (не) доверять
Г. (не) доказать

Д. (не) долюбливать

27. Отметьте слова, которые не употребляются без не, и выпишите их правильно.

A.(не) доверять
Б.(не) додать

B. (не) довыполнить

Г. (не) дочитать до конца

Д. (не) договаривать чего-то

28. Отметьте слова, которые не употребляются без не, и выпишите их правильно.

А. (не) допустить до занятий

Б. (не) достичь

В.(не)сдобровать

Г. (не) доумевать

Д. (не) взлюбить

Материал по русскому языку (6 класс) на тему: Н и НН в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. КРОССВОРД.

РУССКИЙ ЯЗЫК  6 класс

Н и НН в прилагательных

(кроссворд)

Р

Я

Н

Ы

Й

А

Р

А

Н

И

Й

И

Е

Л

Е

Н

Ы

Й

А

А

Г

Р

Я

Н

Ы

Й

А

Е

Т

Р

Е

Н

Ы

Й

Е

Л

О

В

Я

Н

Н

Ы

Й

Ь

У

М

Я

Н

Ы

Й

О

Р

О

Н

О

Й

Е

Р

Е

В

Я

Н

Н

Ы

Й

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Острый и ароматный по вкусу, запаху.
  2. Притяжательное прилагательное от сущ. БАРАН
  3. Цвет весенней листвы.
  4. Красный густого, темного оттенка.
  5. . . . день.
  6. . . . солдатик.
  7. О печеном: с поверхностью коричневатого оттенка (разг.)
  8. О масти животных: черный.
  9. Сделанный из дерева.

РУССКИЙ ЯЗЫК  6 класс

Н и НН в прилагательных

(кроссворд)

2

Р

И

3

Л

А

4

Г

А

5

Т

Е

6

Л

Ь

7

Н

8

О

9

Е

————————————————————————-

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Острый и ароматный по вкусу, запаху.
  2. Притяжательное прилагательное от сущ. БАРАН
  3. Цвет весенней листвы.
  4. Красный густого, темного оттенка.
  5. . . . день.
  6. . . . солдатик.
  7. О печеном: с поверхностью коричневатого оттенка (разг.)
  8. О масти животных: черный.
  9. Сделанный из дерева.

РУССКИЙ ЯЗЫК  6 класс

Н и НН в прилагательных

(кроссворд)

2

Р

И

3

Л

А

4

Г

А

5

Т

Е

6

Л

Ь

7

Н

8

О

9

Е

————————————————————————-

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Острый и ароматный по вкусу, запаху.
  2. Притяжательное прилагательное от сущ. БАРАН
  3. Цвет весенней листвы.
  4. Красный густого, темного оттенка.
  5. . . . день.
  6. . . . солдатик.
  7. О печеном: с поверхностью коричневатого оттенка (разг.)
  8. О масти животных: черный.
  9. Сделанный из дерева.