Олимпиадные задания (6 класс) по теме: Олимпиада, русский язык,6класс

Школьный этап олимпиады по русскому языку – 6 класс

1. В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) Мать;    2) беречь;    3) вернешься;     4) ясли;    5) боюсь.

2. Сколько раз встречается звук [з] в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе.

 3. Определите, какое слово затранскрибировано:

[паласкат’] (малыша)

4. Отметьте слова, в которых подряд идут два гласных звука:

1) театр;     2) какао;        3) каёмка;      4) сиять;     5) союз;      6) струя;       7) оазис;            

8) пианино.

5. Расставьте ударение в словах:

Торты, позвонишь,  положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча, баловать, случай.

6. Составьте разные слова, используя буквы слова ГРАММАТИКА. Например, рама, тир и т.д.

7. Разберите слова по составу:

Пришкольный, наводчик, овощерезка, одеться, набережная, осенний, заправка, сверхновый.

8. К какой части речи относятся выделенные слова:

На то и печь, чтобы хлебы печь.  Снежное покрывало все поле покрывало. Ведро дало течь, и вода стала течь.

9. Запишите имена существительные яблоко, помидор, телёнок, килограмм в форме родительного падежа множественного числа.

10. Придумайте антонимы к словам:

Заболевать, дружить, строить, недостаток, шум.

11. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

          х                                             х                         х                                х

1) Строить дом;    2)  в осеннем саду;      3) наш класс;    4) бригада геологов;    

         х

5) поход в лес.

12. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания  ст…рожила,  (не)сп…ши  отвечать,  зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная  надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь  радость, уча…ствуешь в олимпиаде,  зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы.   

Ответы:

  1. 5        (1б)
  2. 3        (1б)
  3. Поласкать     (1б)
  4. 1,2,7,8    (0,5 б за каждый правильный ответ)
  5. Торты, позвонишь,  положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча, баловать, случай. (0,5 б за каждый правильный ответ)
  6. (0,5 б за каждое правильное  слово)
  7. (0,5 б за каждое правильное  слово)
  8. На то и печь (сущ), чтобы хлебы печь (гл).  Снежное покрывало (сущ) все поле покрывало (гл). Ведро дало течь (сущ), и вода стала течь (гл). (0,5 б за каждый правильный ответ)
  9. Яблок, помидоров, телят, килограммов. (0,5 б за каждый правильный ответ)
  10.  Выздоравливать, ссориться, разрушать, достоинство, тишина. (0,5 б за каждый правильный ответ)
  11.  4 (1б)
  12.  Воспоминания  старожила, не спеши  отвечать,  закаляйся с детства, аккуратная  надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь  радость, участвуешь в олимпиаде,  запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы.   

(0,5 б за каждое правильное  слово)

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: олимпиада по русскому языку в 6 классе

2013 – 2014 учебный год

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный тур

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

6 класс

(Максиальное количество баллов –  )

Дорогие участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить ряд заданий и определить уровень собственной подготовки по русскому языку.

 На выполнение всех заданий вам отводится 1 час. Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Внимательно читайте формулировку заданий. Задания выполняйте на листах с заданием.

Надеемся, что выполнение заданий будет для вас полезным и интересным.                                      Желаем успешной работы.

1.  В каком слове количество букв и звуков совпадает? (3 б)

1)Мать;  2) беречь; 3) вернешься; 4) ясли; 5) боюсь;

__________________________________________________

  2. В каких словах ударение падает на первый слог? (2 б)

 1)Хвоя, 2) сорит, 3) досуг, 4) удить, 5) дневник, 6) древко, 7) партер,8) каучук;

___________________________________________________

  3. Какие слова не являются синонимами? (2 б)

1) Погасить – потушить; 2) лелеять – нежить; 3)бесхитрстный – незатейливый; 4) горе –случай; 5) солидный – видный;

___________________________________________________________

4.Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:  трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф. (3 б)

 5. Угадайте слово.

Корень как в слове обогатиться.

Суффикс – как в слове мудрейшая.

Окончание – как в слове синий.(3 б)

_________________

   

  6. Вставьте нужные слова в начале фразеологических оборотов. (3 б)

             1)   … из пальца; 2) … вокруг пальца; 3)… сквозь пальцы; 4)…пальцем в небо;  5) …хорошо подвешен; 6)… мимо ушей; 7)… как своих ушей.           __________________________________________________________________________

      ________________________________________________________________________

7. Образуйте от  названий городов названия их жителей и запишите во множественном числе. Какие суффиксы вам помогли?

1) Харьков; 2) Сочи; 3) Рязань; 4) Минск; 5) Баку; 6) Калуга.( 3б)

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

8.Придумайте предложения со словами: мечи, надо, лай –

так, чтобы эти слова были разными частями речи.(3 б)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Укажи номер строки, в которой орфограмма в окончании существительного  объяснена неверно.(2 б)

        1) на площадке – 1 склонение, предложный падеж

2)у пристани – 3 склонение, предложный падеж;

    3)на пригорке – 2 склонение, предложный падеж;

      4)у аллеи -1 склонение, родительный падеж;

                                        __________________________________

10. Из предложения Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы (К. Паустовский) выбери слово, состоящее из корня, двух суффиксов, и окончания. ( 2 б)

                         1) толстая

                         2) подарок

                         3) елки

                         4) лежала        _____________________  

11.Укажи правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении Улетают журавли ( ) и низкие осенние облака заволакивают небо (К. Паустовский) (2 б)

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

                     ________________________  

 

                                                       

 Ответы

6 класс

                  1. 5)

           2. №1,6

           3. 4.4)

           4. Витязи – воины, четами – парами, сединами – седыми волосами, ко   граду – к городу.

5.        Трасса-дорога, дискуссия-спор, авеню-улица, маэстро-музыкант, фиаско-поражение, шеф-начальник.

6.         Чело-лоб, ланиты-щёки, ветрило-парус, перст-палец, брань-битва, глаголет-говорит, брадобрей-парикахер.

7.Богатейший

8.1)Высосать, 2)обвести,3) смотреть,4) ткнуть, 5)язык, 6)пропустить, 7)не видать.

  9. 4)

 10. 1) харков-чан-е, 2) соч-инц-ы; 3) рязан-ц-ы; ;4) минч-ан-е; 5) бак-инц-ы;     6) калуж-ан-е.

   11. Не мечи бисер перед свиньями. – Мечи вложили в ножны. Надо полить огород. – Надо мной кружилась бабочка. Собачка, не лай. – Собачий лай разносился кругом.

12.2)

    13.2)  

    14.4)      

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) на тему: Задания олимпиады по русскому языку в 6 классе

I (школьный)  этап всероссийской         олимпиады по русскому языку

2014 -2015  учебный  год

Составила учитель русского языка и литературы Н.В. Реутова

Пояснительная записка

Цели и задачи олимпиады по русскому языку:

  • пробудить и поддержать творческую инициативу детей;
  • воспитать у подрастающего поколения любовь к русскому языку;
  • пробудить интерес к его научному изучению;
  • повысить общекультурный уровень учащихся;
  • выявить школьников, обладающих хорошими знаниями русского языка, одаренных лингвистической интуицией;
  • развить творческие способности учащихся;
  • пробудить желание вдумчиво и бережно относится к родному слову;
  • проверить уровень орфографической зоркости, орфоэпической культуры.

6 класс

Время выполнения заданий – 1 астрономический час (60 минут)
Максимальное количество баллов –  60

1. Расставьте ударения в словах:

Алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, августовский, щавель, прибыл, положил, кружева, премировать,  украинский.                                                         (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

2. Какие слова образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

 а) краб          б) лён            в) люк           г)  лоб             д) шёл

Ответ: а)__________ б)________ в) ________ г) _______  д) ________    

                                                                                                       (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                           Итого баллов: _______

3. Выпишите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:

     Баян, рояль, солнце, косьба, роль, юла.                                                                                              (1 балл)

Ответ:  _______________

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

4. Разберите данные слова по составу:

Зелень        выносливость        загорались         огурчик          наладчик          завьюжило

                                                                                                       (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                           Итого баллов: _______

5. Выпишите слово, в котором есть суффикс –ОЧК-:

Обточка,  строчка,  карточка,  почка,  дочка,  примочка.                                                                    

Ответ: __________________                                                                                                                    (1 балл) 

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

6. Разделите слова на две группы. Объясните, на каком основании вы это сделали?

Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться, откупаться, искупаться, накупить, прикупить.  

                                                                                                   (1 балл + 2 балла за грамотное объяснение)

Ответ: ___________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                        Итого баллов: _______

7. Вставьте пропущенные буквы. Укажите букву ряда, в котором во всех словах в корне пишется одна и та же буква.

      а) соб…раем,  выт…реть, сд…рает                       б) выр…щенный, заг…р, предл…жение

      в) р…сток, прик…сновение, пол…жение            г) отр…сль, уг…реть, к…сательная

                                                                             (1 балл + 1 балл за все правильно вставленные буквы)

Ответ: _________

                                                                                                                                           Итого баллов: _______

8. Замените синонимами устаревшие слова:

Очи __________    лик __________  отрок ___________  изречь _____________  внимать ______________

                                                                                                      (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

9. Как называются выделенные слова (термин):

— Скорей, сестра, на рыб взгляни,   попались на крючок они!

  В ведерко руку окуни  —   Не бойся, это окуни!

Ответ: ____________________________                                                                                               (1 балл)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

10. Какие из данных фразеологизмов имеют значение «МАЛО», «МНОГО»?  Подпишите эти значения у выбранных фразеологизмов.

Раз  два и обчелся _______________                 Сидеть сложа руки  ________________  

Пруд пруди           _______________                  След простыл           ________________

Дать нагоняй        ________________                 Капля в море           ________________

Кот наплакал        ________________                 Во все лопатки        ________________  

                                                                                                       (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

11. Подберите к данным словам имена прилагательные – определения:

 Тюль          _________________     рояль  ____________________     кенгуру     ______________________          

 картофель __________________   фамилия __________________     шампунь    ______________________

                                                                                                       (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

12. Выпишите слово, от которого неправильно образована форма множественного числа.

      а) паруса               б) якоря             в) лекторы             г) инспектора            д) директора

                                                                                                                                                                     (1 балл)

                                                                                                                                           Итого баллов: _______

13. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова, подчеркните их:

 а) Орлята  учатся   летать.      б)  Мне слышался знакомый шум.           в)   Нас не нужно жалеть.    

 г) Он прочитал  на память  несколько строк.        д)  Цыплят по осени  считают.

                                                                                                       (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

14. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выберите правильный вариант ответа.

 А)  И песок в пустыне, как волны.

 Б)  Пустыня как море, только вместо воды песок.

 В)  В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.

 Г)  Волны песка называются барханами.

     а)  БГАВ               б)   АБГВ              в)  БАГВ             г)  ГВБА  

 Ответ: ____________                                                                                                                              (1 балл)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

15.  Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения.

а)  Взошло солнце, и  _______________________________________________________________________

б)  Звонко стучал по сухому дереву дятел, а ____________________________________________________

в)  Деревья шумели, шуршали и слушали, как __________________________________________________  

                                                                                                       (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

                                                                                                                                    Всего баллов: __________        

                                                                                                                                                                                                                                             

ОТВЕТЫ

на задания для школьного тура олимпиады по русскому языку

6 класс

1. АлфавИт, красИвее, слУчай, хозЯева, звонИшь, Августовский, щавЕль, прИбыл, положИл, кружевА, премировАть,  украИнский.

2.  а) парк   б) ноль  в)  куль  г)  пол  д) ложь

3.  рояль

4.Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, огурч-ик-, налад-чик-, за-вьюж-и-л-о.

5. Карточка

6. а) купать, купальня, выкупаться, искупаться – значение корня: мыть, мыться

   б) купить, скупка, выкупить, откупаться, накупить, прикупить – значение корня: приобрести что-либо

7. В

      а) собИраем,  вытЕреть, сдИрает                            б) вырАщенный, загАр, предлОжение

      в) рОсток, прикОсновение, полОжение                 г) отрАсль, угОреть, кАсательная

8.  Очи  — глаза,    лик – лицо,  отрок – юноша,   изречь – сказать,   внимать  — слушать

9. Омонимы (омоформы)

10.  

Раз два и обчелся    —   мало                                    Сидеть сложа руки    

Пруд пруди       —     много                                       След простыл          

Дать нагоняй                                                             Капля в море     —  мало        

Кот наплакал    —   мало                                            Во все лопатки    

   

   

11. Тюль красивый, рояль  новый,  кенгуру серый, картофель  свежий, фамилия  чужая, шампунь  хвойный   

12. Инспектора (инспекторы)

13. а) Орлята  учатся   летать. (дополнение)     б)  Мне слышался знакомый шум.  (подлежащее)      

 в)   Нас не нужно жалеть.  (сказуемое)   г) Он прочитал  на память  несколько строк(обстоятельство)       д)  Цыплят по осени  считают. (обстоятельство)

14.   БАГВ

15.

 

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку. 6 класс

Олимпиада по русскому языку для 6 класса

  1. Лингвистические тесты
  1. Расставьте ударения в следующих словах: туфля, повторена, красивее, ожил, обоими, магазин.

Мах – 3б., за правильную постановку ударения – 0,5б.

  1. Определите, какие звуки есть в слове люк. Сколько раз каждый из этих звуков встречается в тексте.

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.   (А. Пушкин)

Мах – 4 б., за каждое правильно выбранное слово – 0,5 б.

  1. Найдите в шуточных стихах омонимы, объясните разницу в их значении.
  1. Рыбачьей удалью блесну

И в речке возле леса

Поймаю щуку на блесну.

Эх, выдержала бы леса!

  1. Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

Мах – 8б., за каждый правильный ответ – 0,5б.

  1. Найдите корни в следующих словах:

Отвори – отвари, спеши – спиши, полоскать – поласкать, передовая – передавая.

Мах – 4б., за каждый правильный ответ – 0,5б.

  1. Замените выделенные слова одним иностранным словом.

1)Незабываемая картина – торжественный смотр военной техники на Красной площади. 2) В нашем районе выстроили помещение для стрельбы в цель. 3) В музее прошло публичное представление новой выставки.

Мах – 3 б., за каждый правильный ответ – 1б.

  1. Выпишите из списка устаревшие слова. Что они обозначают? Все ли выписанные слова являются архаизмами? Укажите их.

Устный, уста, челнок, челн, назвали, нарекли, нарекание, чело, челка, челобитная, наперсток, перст, перстень.

Мах – 6б., за каждый правильный ответ – 0,5б.

  1. Лингвистические задачи
  1. Разгадайте шарады и определите, что объединяет слова-отгадки.
  1. Синоним слова черт + синоним слова дискуссия + союз = ?
  2. Предлог + корень слова разуверять + союз = ?
  3. Частица + рыба + частица + 15-ая буква алфавита + союз = ?

Мах – 4б., за каждый правильный ответ – 0,5б.

  1. Её заваривают, расхлебывают, её просит рваная обувь. Что это? Назовите все встретившиеся фразеологизмы.

Мах – 2б., за каждый правильный ответ – 0,5 б.

  1. Расставьте знаки препинания, где это необходимо, подчеркните главные члены предложения.
  1. Ночь тиха и безлунна.
  2. Краткость душа поэзии.
  3. Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
  4. Облако за месяц зацепилось.

Мах – 8б., за каждый правильный ответ – 0,5 б.

  1. Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:

На всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней.

Мах – 2б., за каждый правильный ответ – 0,5 б.

  1. Найдите предложение без пунктуационных ошибок. Графически объясните выбор.
  1. Все любят цирк, и взрослые, и дети.
  2.  Всегда учи уроки, и всё у тебя получится.
  3. «Сходи за хлебом» — попросила меня мама.
  4. Что пристал ко мне, ты?

Мах – 2б.

  1. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова? Какой способ словообразования лежит в основе этого задания?

Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.

Мах – 2,5б., за каждый правильный ответ – 0,5 б.

  1. Комплексный анализ текста

Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения). Выпишите слова с чередующимися корнями, отметьте орфограмму. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания.

         

           Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.

Мах – 8б., за каждый правильный ответ – 0,5 б.

Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс

Задания олимпиады муниципального этапа.

Русский язык

6 класс

Время- 2,5 часа

1. Том Сойер – выдумщик, фантазёр. В свою команду возьмёт только тех, кто умён, сметлив, добр, честен. Если вы хотите участвовать в приключениях Тома, скорее сосчитайте количество слов, где звуки и буквы совпадают. Запиши транскрипцию слов.

Алый, ель, красная, солнце, дочь, вьюга, сумрак

2. Сколько запятых надо поставить, чтобы оформить текст пунктуационно грамотно?

Хлеб – освящённый веками символ родной земли  символ труда  доброты  дружбы. Его именем люди клялись  краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу  как благословение. Хлебом и солью до сих пор русские люди встречают и провожают дорогого   любимого человека  которому желают оказать почтение.

3. Подберите имена прилагательные – определения к словам тюль, кофе, рояль, картофель, фамилия, фасоль.

4. Определи  спряжение   глаголов в неопределённой форме?  

Просить, краснеть, ловить, сажать, лаять, лечить, рыть, колоть, тронуть, лезть. 

5. Определите, какие из данных существительных относятся к одушевлённым, какие – к неодушевлённым. Какие слова вы отнесли к двум группам? С чем это связано?

Существо, полк, москвич, истребитель, туз, шпроты, матрёшка, спутник.

6.Дети капитана Гранта должны угадать, о чём идёт речь в загадке-шутке, чтобы успеть до заката миновать опасные скалы.

«На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит; он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез…»

7. Какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят?

Яд, лен, рай, ай, люк, арап, лоб, шел.

8. Приведенные ниже фразеологизмы распределите по значениям «мало», «много», «бездельничать», «отругать», «далеко», «исчез».

Разделать под орех,

Раз два и обчелся,

Куры не клюют,

Сидеть сложа руки,

Лясы точить,

Дать нагоняй,

Куда Макар телят не гонял,

Был таков,

След простыл,

Как в воду канул,

Во все лопатки.

Кот наплакал

Лодыря гонять,

Пруд пруди,

Капля в море,

Намылить шею

Сидеть сложа руки.

9. Перед вами словообразовательное гнездо. От какого слова, по-вашему, можно образовать с данными морфемами однокоренные варианты?

Подсказка. Из одного ореха выскакивает трубочист, из другого – шарманщик, из третьего – мороженщик, из четвёртого – солдат, из пятого – повар, из шестого – портной.

10. Напишите два слова:  одно, в котором корень тот же, что в слове «выходной», приставка та же, что в слове «поездка», суффикс тот же, что и в слове «прогулка», окончание то же, что и в слове «коза». Второе — в котором корень тот же, что в слове «села», приставка та же, что в слове «поехал», суффикс тот же, что и в слове «ветерок».

11.Напишите сочинение – описание «Самое радостное событие в моей жизни».

Олимпиадные задания по русскому языку (5, 6 класс) на тему: Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, 5-6 классы

Управление образования  МР «Печора»

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2017 – 2018 учебный год

5-6 классы

Пояснительная записка.

  1. Время выполнения работы – 60 минут .
  2. Задания составлены по следующим   темам     школьного курса  русского языка:                 
  • Фонетика и орфоэпия (задания №1 и №2)
  • Морфемика и словообразование (задание №3)
  • Лексикология (задания №4 и №5)
  • Орфография (задание №6)
  • Морфология (задания №7 и №8)
  • Синтаксис  (задание№ 9)

Комлект заданий.

 Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах: километр, свекла, каталог, торты, цыган, щавель.

Задание 2. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: театр, союз, пианино, боец, дуэт, каучук, шпион.

Задание 3. Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте свой ответ.  Дочка, почка, внучка, штучка, печка.

Задание 4. Замените заимствованные слова русскими: антракт, хобби, сюрприз, финал, триумф.

Задание 5. Как называются жители этих стран: Германия, США, Италия, Франция, Бельгия, Россия.

Задание 6. Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.

А) Есть … и моему терпению.

 Б) У куба шесть … .

 В) Раненый солдат находился на … жизни и смерти.

Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за … . Д) Небольшая речка служила естественной … между деревня.

 Е) Важно в любой ситуации держать себя в … приличия.

Задание 7. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительные, и как глагол: шила, мыла,  дела, жил, рыли, были.

Задание 8. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова? Составьте с ними словосочетания, указав часть речи.

Печь, жгут, стих, пила, три.

Задание 9. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст?

Допиши 3-4 предложения, продолжив текст.

А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!».

Ответы.

Задание 1. КиломЕтр, свЁкла, каталОг, тОрты, цыгАн, щавЕль. 

По 1 баллу за каждое слово, всего 6 баллов.

Задание 2. Театр, пианино,  дуэт, каучук, шпион.

По 1 баллу за каждое слово, всего 5 баллов.

Задание 3. Почка. В этом слове  -к – входит в состав корня, в других словах –к-  является суффиксом.

         1 балл за правильное слово, 2 балла  за обоснование ответа,

всего 3 балла.

Задание 4. Антракт —  перерыв, финал -конец, сюрприз — подарок,  хобби — увлечение, триумф – победа.

По 1 баллу за каждое правильно подобранное слово, всего 5 баллов.

Задание 5. Немцы, американцы,  итальянцы, французы, бельгийцы, россияне.

6 баллов.

Задание 6. А) Есть предел  и моему терпению.

 Б) У куба шесть граней .

В) Раненый солдат находился на грани  жизни и смерти.

Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за рубежа .

Д) Небольшая речка служила естественной границей  между деревнями..

 Е) Важно в любой ситуации держать себя в рамках  приличия.

6 баллов.

Задание 7. шила(сущ., глаг.) , мыла (сущ., глаг.) дела (сущ., глаг.), были (сущ., глаг.) жил(сущ., глаг.)   ( Существительные в родительном падеже ).

5 баллов.

Задание 8. новая печь(сущ.), печь (глаг.) пироги;   медицинский жгут (сущ.) жгут (глаг.)  костры; три (глаг.)сильнее, три (числит.) тетради.

6 баллов за словосочетания + 6 баллов за правильное название части речи.

Задание 9.  ГАБВД.

5 баллов + 3 балла за продолжение текста.

Максимальное количество баллов – 56.

Олимпиадные задания по русскому языку (5, 6 класс): Олимпиада по русскому языку для учащихся 5 – 6 классов (школьный этап — 2015)

Олимпиада по русскому языку

для учащихся 5 – 6 классов (школьный этап)

1. Слово атлас может быть прочитано как Атлас и атлАс. Обозначьте ударение в следующих словах: квартал, гусеница, хлопок, компас, свекла, пироги. Сколько слов у вас получилось?

2. Распределите слова на группы в зависимости от функции ь. Какие функции выполняет ь в русском языке?

Сучья, вьюн, сосулька, петелька, оладьи, ходьба, спрячьте, затишье, увлечь, резьба, насквозь,  брешь, истолочь, веселье, роскошь, семья, помощь, мальчик.

3. От слова земля образуйте разные прилагательные и составьте с ними предложения. Объясните значения этих прилагательных.

4. Разберите по составу слова.

Разыгрывают, набережная, избирательный, паровозоремонтный, загадка, хозяйственный, удивительный.

5. Объясните значение и происхождение фразеологизмов тянуть канитель, очертя голову, при царе Горохе, лезть на рожон.

6. В «Песне о вещем Олеге» есть такие слова:

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

Объясните значение слова бранный. Из какого языка оно пришло в русский? Были ли соответствия этому слову в русском языке?

7. Запишите через запятую слова, в которых допущены ошибки в образовании форм. Ошибки исправьте.

Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело.

Отец каждый день ездиет в город на работу.

Он всегда ложит локти на стол.

Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.

Кругом – никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями.

8. Какими членами предложения и какими частями речи являются выделенные слова?

1)  Столовая закрыта.

2) Дай столовую ложку.

9. Слова бутерброд, рюкзак, саквояж, манускрипт, заимствованные из разных языков, отличаются одной важной особенностью. Какой?

Ответы к олимпиаде по русскому языку

 для учащихся 5-6 классов

1. Должны получиться такие слова: квартАл, гУсеница, хлОпок и хлопОк, кОмпас и компАс (в речи моряков), свЁкла, пирогИ и пирОги (узкие длинные лодки у индейцев). Всего 8 слов (кОмпас и компАс – варианты одного и того же слова). 

(0,5 — за правильно расставленное ударение в словах + 0,5 — за правильное количество слов. 5 — максимальное количество баллов)

2. В русском языке ь выполняет 3 функции: он выступает как разделительный, обозначает мягкость согласного, указывает на грамматическую форму. В зависимости от функций ь слова следует разделить следующим образом:

а) Сучья, вьюн, оладьи, затишье, веселье, семья.

б) Сосулька, петелька, ходьба, резьба, насквозь, мальчик.

в) Спрячьте, увлечь, брешь, истолочь, роскошь, помощь.

(За правильное название функций ь – 3б, по 0,5 за каждое правильно распределенное слово. 12 — максимальное количество баллов)

3. Земельный – относящийся к землевладению и земледелию.

Землистый – содержащий много частиц земли. О цвете лица: серовато-бледный.

Земляной – состоящий из земли.

 Земное (притяжение) – имеющее отношение к планете Земля.

(За образование каждого прилагательного — 1б, за толкование каждого прилагательного – 1б, за каждое предложение — 1б. 12 – максимальное количество баллов)

4. Раз-ыгр-ыва-ют, на-береж-н-ая, из-бир-а-тельн-ый, пар-о-воз-о-ремонт-н-ый, за-гад-к-а, хозяй-ств-енн-ый, у-див-и-тельн-ый.

(За каждое правильно разобранное слово – 1б. 7 — максимальное количество баллов)

5. Тянуть канитель – медлить, делать что-то очень долго. В старину медные, серебряные и золотые нити для церковных риз и офицерских эполет, а также и для вышивки по бархату изготовлялись вручную. Мастера нагревали до белого каления металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель.

Очертя голову – поступить отчаянно, рискуя головой, т.е. безрассудно. Древние воины перед боем очерчивали концом меча вокруг своей головы магический круг. Считалось, что такой обряд ослабит удары врага и сохранит воину жизнь.

При царе Горохе – очень давно, в незапамятные времена. В одной из русских народных сказок говорится: «В то давнее время, когда мир божий был наполнен лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, жил-был царь Горох». Имя царя Гороха произносят иронически, с полным недоверием к тому, что происходило в его правлении.

Лезть на рожон – делать что-нибудь рискованное, сгоряча, не думая о последствиях. В древнерусском языке рожон – это заостренный с одного конца кол, рогатина. На Руси с таким колом охотники ходили на медведя. Напоровшись на рожон, животное погибало. Медведь в ярости шел  на верную гибель.

(За объяснение значения каждого фразеологизма – 1б, за объяснение происхождения каждого фразеологизма – 1б. 8 — максимальное количество баллов)

6. Слово брань заимствовано из старославянского языка, означает оно «борьба, битва, война». «Родственники» у него в русском языке есть, только корень в них имеет полногласие оро и соответствует старославянскому неполногласию ра (бороться, обороняться, оборона). А выражение на поле брани означает «в битве с врагом».

(3 — максимальное количество баллов)

7. Их, ездит, кладет, смогу победить, машет.

(За правильно найденное слово – 1б, за каждую исправленную ошибку – 1б. 10 — максимальное количество баллов)

8.

Столовая является существительным (образовано путем перехода из одной части речи в другую), столовую является прилагательным.

(За правильно названный член предложения – 1б, за правильно названную часть речи – 1б. 4 — максимальное количество баллов)

9. Это сложные слова, состоящие из двух корней.

(За правильное объяснение – 4б)

Всего за работу можно набрать 65 баллов.