Олимпиада по русскому языку 6 класс, задания с ответами

Уроки русского языка помогают учащимся 6 класса получить знания о лингвистике и ее разделах. Ребята узнают о лексике, словообразовании и орфографии, знакомятся с такими частями речи, как имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

Чтобы ученики не теряли интерес к изучению родного языка, учителю нужно уделять много внимания различным методам систематизации и контроля знаний. Олимпиады по русскому языку способствуют усилению мотивацию к обучению и дают возможность оценить знания школьников.

Примеры заданий, представленные на этой странице собраны в помощь учителю и родителям, помогающим ребенку готовится к олимпиаде по русскому языку. Ко всем заданиям указаны правильные ответы, поэтому сайтом можно пользоваться и самим школьникам во время самостоятельной подготовки.


Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
А) Мать
Б) беречь
В) вернешься
Г) ясли
Д) боюсь

2. В каких словах ударение падает на первый слог?
А) Хвоя
Б) сорит
В) досуг
Г) удить
Д) древко

3. Какие слова не являются синонимами?
А) Погасить – потушить
Б) лелеять – нежить
В) бесхитростный – незатейливый
Г) горе –случай
Д) солидный – видный

4.В какой паре слов нет рифмы?
А) документ-инструмент
Б) обидно-завидно
В) алфавит-позвонит
Г) торты-мосты

5. Из приведённых ниже слов назовите то, которое имеет только единственное значение.
А) чешка
Б) полька
В) француженка
Г) финка
Д) голландка

6. Какое из устаревших слов является историзмом?
А) чело
Б) длань
В) барщина
Г) ланиты

7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
А) откро..те, пове..ло
Б) отп..реть, задерж..м
В) выж..г, раста..т
Г) выгор..т, расскаж..т

8. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
А) прилягте
Б) ехайте
В) повтори́м
Г) хотите

9. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?
А) камень
Б) разносить
В) разведывать
Г) автомат

10. В каком слове пишется одна буква Н?
А) обществе..ый
Б) страуси..ый
В) стекля..ый
Г) стари..ый

Открытые вопросы

Вопрос 1
Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
Редкий — … — редкостный
Лень — … — ленивец
Цена — … бесценность

Вопрос 2
Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения
А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.

Вопрос 3
Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

Вопрос 4
Расшифруйте данные пословицы.
УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ.
НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.
ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ.
ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.

Вопрос 5
Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.
Своим названием рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим её тело

Творческие задания

Задание 1
ВСоставьте пары антонимов из фразеологизмов:
не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом

Задание 2
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин

Задание 3
Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, жаркое

Задание 4
К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
Тяжёлый — …
Сладкий — …
Острый — …
Золотой — …
Свежий — …

Задание 5
Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе)

А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха?
Б) Какие конфеты содержат мел?
В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?
Г) Какое животное жить не может без уроков?
Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветДА,ДГГВ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветВВБАБ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный)
Лень – ленивый – ленивец (суффиксальный)
Цена – ценный (суффиксальный) – бесценность (суффиксальный)
Ответ на вопрос 2:
А) С обеих сторон раздавались голоса.
Б) Их ребенок плохо воспитан.
В) Моя мама работает инженером на заводе
Ответ на вопрос 3:ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча
Ответ на вопрос 4:
Делу время, а потехе час
Один в поле не воин
Не все то золото, что блестит
Не боги горшки обжигают
Ответ на вопрос 5:рыба-зебра, многочисленным

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
восходящая звезда — угасшее светило
денежный мешок — ни гроша за душой
повесить нос — воспрянуть духом
спустя рукава — до седьмого пота,
как кошка с собакой — не разлей вода
Пример ответа на творческое задание №2Среда, слово, кайма, насос, спаниель
Пример ответа на творческое задание №3
Выучить стих — ветер стих,
русская печь — печь пироги,
жаркое лето — приготовить жаркое.
Пример ответа на творческое задание №4
Тяжёлый стол — тяжелый туман
Сладкий торт — сладкий сон
Острый нож — острый язык
Золотой кулон — золотой человек
Свежий хлеб — свежий анекдот
Пример ответа на творческое задание №5
А. репа
Б. карамель, мармелад
В. иней
Г. сурок
Д. рис


Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы

Обновлено: , автор: Валерия Токарева

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку (6 класс)

     Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Класс   6

Год   2015-2016

ФИО учителя (составителя олимпиадных заданий) Глумова Н.А.

Дата составления заданий 14.09.15.

Максимальный балл за работу – 45 баллов.

Время выполнения работы – 60 минут

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
    А) Мать
    Б) беречь
    В) вернешься
    Г) ясли
    Д) боюсь 
  2. Выберите варианты слов, в которых ударение падает на последний слог. 

          а) стройна       б) правдивее        в) суровее        г) далека        д) ленивее  

  1. В какой паре слов нет рифмы?
    А) документ-инструмент
    Б) обидно-завидно
    В) алфавит-позвонит
    Г) торты-мосты
  2.  Укажите пример с нарушением речевой нормы.
    А) прилягте
    Б) ехайте
    В) повтори́м
    Г) хотите
  1. Отыщите, в каком ряду во всех словах нужно вставить букву е.

            а) Как постел…шься, так и высп…шься.

б) Где стро…шь, там и ро…шь.

в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.

г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.

д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т. 

6.  К каждому слову найти свой синоним.

1. невежда

а. странно, несуразно

2. невежа

б. буйство

3. неистовство

в. грубиян

4. незыблемый

г. несокрушимый

5. нелепо

д. неуч

 

  1. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Образуйте новые слова от предложенных:

ТЬМА, БАНКА, КОЧАН, МОШКАРА, ШЛЮПКА

  1. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
    Стих, печь, жаркое
  2. Выполните морфемный разбор слов:

           Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка,  приморский.

  1. Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведёт.

  1. Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
    не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом
  1. Завершите сказку.

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

— Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, — вздыхало Небо.

— А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.

Ключи.

  1. Д – 1б.
  2. А, Г        —  2б.
  3. 3 – 1б
  4. Б – 1б.
  5. Г —  1б.
  6.      

1. невежда

а. неуч

2. невежа

б. грубиян

3. неистовство

в. буйство

4. незыблемый

г. несокрушимый

5. нелепо

д. странно, несуразно

                    5 б.

  1. Мать, кабан, ночка, ромашка, плюшка. -5 б.
  2.  Стих – глагол, существительное;

печь — глагол, существительное;

жаркое — прилагательное, существительное – 6 б (по 0, 5 б. за каждый         ответ + 0,5б. за  предложения).

  1. Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а, рос-инк-а, при-мор-ск-ий. – 4 б. (по 0,5 б. за каждый ответ)
  2. Витязи — воины, четами- парами, сединами- седыми волосами, ко граду – к городу. – 4б.
  3. Не разлей вода —  как кошка с собакой,

 повесить нос — воспрянуть духом,

до седьмого пота —  спустя рукава,

 денежный мешок — ни гроша за душой,

угасшее светило — восходящая звезда. – 5 б.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  1.  Всего  — 10 баллов (от 1 до 5  за грамотность; от 1 до 5  за содержание)

Всего баллов: 45 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс

 ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

6 КЛАСС

Максимальное количество баллов — 100

1. Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча,

баловать, случай

( по 1 баллу за каждый правильный ответ) — 10 баллов

2. Разберите данные слова по составу:

Зелень выносливость загорались огурчик наладчик завьюжило

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)6 баллов

3. Сколько раз встречается звук [з] в предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе. 2 балла

4. Вставьте пропущенные буквы: акац…я, во…зал, ч…лка, отв…рить (дверь), ц…ганский, ц…новка, выб…ру, деш…вый, з…ря, ш…рох.

(по 1 баллу за каждую правильную букву) — 10 баллов

5. Замените синонимами устаревшие слова:

Очи __________ лик __________ отрок ___________ изречь _____________ внимать ______________

(по 3 балла за каждый правильный ответ) — 15 баллов

6. Запишите имена существительные в форме родительного падежа

множественного числа

Яблоко, помидор, теленок, килограмм

(по 2 балла за каждый правильный ответ) – 8 баллов

7. Подберите к данным словам имена прилагательные – определения:

Тюль_________________ рояль____________________ кенгуру______________

картофель ____________ шампунь_______________________

(по 3 балла за каждый правильный ответ) — 15 баллов

8. К какой части речи относятся выделенные слова:

На то и печь, чтобы хлебы печь. Снежное покрывало все поле покрывало. Ведро дало течь, и вода стала течь.

(по 1 баллу за каждый правильный ответ) — 6 баллов

9. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выберите правильный вариант ответа.

А) И песок в пустыне, как волны.

Б) Пустыня как море, только вместо воды песок.

В) В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.

Г) Волны песка называются барханами.

а) БГАВ б) АБГВ в) БАГВ г) ГВБА

7 баллов

10. Прочитайте предложения, все они содержат речевые ошибки (лишние слова). Найдите их и зачеркните

    1. На горизонте появились ледяные айсберги.

    2. Он сидел, облокотившись локтями о стол.

    3. Караван двигался по песчаным барханам к озеру.

    4. В тот вечер я не успел закончить до конца эту работу.

    5. На Камчатке много горячих гейзеров.

(2 балла за каждый правильный ответ).

10 баллов

11. Прочитайте текст. Разделите на два абзаца (в самом тексте вертикальной чертой). Вставьте пропущенные буквы и запятые.

В тёмном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и чутко прислушивается к пению птиц. Как только услышит грус..ную песню журавлей — курлы-курлы, поднимается и говорит: «Пришло мое время. Ул..тают в тёплые края журавли». Выходит из лесу дед Осенник, седой, в сером плаще. Где ходит, там листья желтеют и падают на землю. Выходит на опушку садится присл..няется к дубу и тихо – тихо что-то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода растёт разв..вается по ветру. Вот она уже прот..нулась по лугу. Стал серым луг. «Осенний туман», — говорят люди. Им и невдомёк, что это борода деда Осенника.

За правильное членение текста на абзацы: 3 балла

За правильную постановку запятых: по 1 баллу за каждый правильный ответ

За правильно вставленную букву: по 1 баллу за каждый правильный ответ)

11 баллов

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

6 КЛАСС

Ключи

Максимальное количество баллов 100

1. Торты, позвонишь, положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча, баловать, случай

2.Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, огурч-ик-, налад-чик-, за-вьюж-и-л-о.

3. Три раз

4. АкацИя, воКзал, чЁлка, отвОрить (дверь), цЫганский, цИновка, выбЕру, дешЁвый, зАря, шОрох

5. Очи — глаза, лик – лицо, отрок – юноша, изречь – сказать, внимать — слушать

6. Яблок, помидоров, телят, килограммов

7. Тюль красивый, рояль новый, кенгуру серый, картофель свежий, фамилия чужая, шампунь хвойный

8.На то и печь (сущ), чтобы хлебы печь (гл). Снежное покрывало (сущ) все поле покрывало (гл). Ведро дало течь (сущ), и вода стала течь (гл).

9. БАГВ

10. «Лишние» слова: ледяные, локтями, песчаным, до конца, горячих

11. 1.В тёмном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и чутко прислушивается к пению птиц. Как только услышит грусТную песню журавлей — курлы-курлы, поднимается и говорит: «Пришло мое время. УлЕтают в тёплые края журавли».

2.Выходит из лесу дед Осенник, седой, в сером плаще. Где ходит, там листья желтеют и падают на землю. Выходит на опушку(,) садится(, ) прислОняется к дубу и тихо – тихо что-то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода

растёт (, ) развЕвается по ветру. Вот она уже протЯнулась по лугу. Стал серым луг. «Осенний туман», — говорят люди. Им и невдомёк, что это борода деда Осенника.

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс.

Олимпиада по русскому языку для 6 класса

 

Задание 1. Какие согласные звуки слышатся в следующей фразе: Во втором часу ночи мы с братом были на вокзале. Обозначьте звуки с помощью значков транскрипции. Например: [б], [б,] и т. д.

Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах: статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь.

Задание 3. Выполните морфемный анализ следующих слов: подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась.

Задание 4. Подберите 2 группы слов (в каждой по 2-3 слова) так, чтобы у тех и других был корень вод-, но с разным значением.

Задание 5. Объясните смысловое различие между словами: села – сёла, осел – осёл, поем – поём, смел – смёл, небо – нёбо.

Задание 6. Отгадай слова:

1) С буквой «Д» я – время суток,

    Не сочтёшь во мне минуток.

    Коль на «Т» заменишь «Д»,

    Буду я с тобой везде.

    Стану шастать по пятам,

    По дорожкам и кустам.

    Куда ты – туда и я,

    Не прогонишь ты меня.

2) Часть первая – согреет дом,

     Есть в тепловой машине.

     Вторая – на лице мужском.

     Всё слово – в море синем…

     Хотя простое полотно,

     Но судно двигает оно.

3) Меня разыскивают все,

     Когда дефект есть в колесе.

     Шофёру каждому в дороге

     Могу я пользу принести.

     Но поменяй местами слоги-

     И буду я в лесу расти.

 

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.

Задание 8. В какой сказке А. С. Пушкин слово «лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?

Задание 9. Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных: Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

Задание 10. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.

Задание 11. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений: Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках.

 

 

Ответы на олимпиадные задания для 6 класса

Задание 1. [в, ф, т, р, м, ч,, с, н, з, б, л,, г] : по 1 баллу за каждые 3 правильно указанных звука из 12 (всего 4 балла).

Задание 2. Статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь: по 0,5 балла за правильное слово (всего 6 баллов).

Задание 3. Под-зем-н-ый, строй-к-а, при-школь-н-ый, сумоч-ка, вы-куп-а-л-а-сь: по 1 баллу за каждое правильно разобранное слово (всего 5 баллов).

Задание 4. Вод-а, вод-н-ый, под-вод-ник- □. Вод-и-тель-□, пере-вод-и-ть, вод-и-тель-ск-ий: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово (всего 3 балла).

Задание 5. Села (от сесть) – сёла (от село), осел (от осесть) – осёл (животное), поем (от поесть) – поём (от петь), смел (от смелый) – смёл (от смести), небо (астрономический термин) – нёбо (анатомический термин): по 0,5 балла за каждое правильно прокомментированное слово (всего 5 баллов).

Задание 6. 1) День – тень. 2) Парус. 3) Насос – сосна: по 1 баллу за каждое правильное слово (всего 5 баллов).

Задание 7. Батарея, коллекция, жюри, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 4 балла).

Задание 8. «Сказка о царе Салтане». Из фразы «лебедь белая плывёт»: по 1 баллу за правильный ответ на каждый из 2 вопросов (всего 2 балла).

Задание 9.  По 0,5 балла за каждый член предложения и по 0,5 балла за определение падежа имён существительных (всего 9 баллов).

Задание 10. Язык – речь, язык – анатомический орган, язык – блюдо, язык – «пленный», язык – стиль: по 1 баллу за каждое значение (всего 5 баллов).

Задание 11. Старик вернулся домой. Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки. Белая мышь умела стоять на задних лапках: по 2 балла за каждое правильно написанное предложение (всего 6 баллов).

 

Всего за работу – 50 баллов.

  

 

Олимпиада по русскому языку, 6 класс

Олимпиада по русскому языку

6 класс

  1. Расставьте ударения в следующих словах:

Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать, современный, хаос, чистильщик, красивее, милосердие, вероисповедание, ветеринария, трапеза, украинский, зубчатый, принудить.

2. Среди данных предложений укажите сложное (знаки препинания не расставлены).

а) Всем телом чувствуешь холод речушки слышишь далёкое теньканье лесной птицы.

б) Родился ландыш в майский день и лес его хранит

в) Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

г) Собаки грызутся между собой тянут сани в разные стороны.

  1. Произведите морфемный разбор слова происхождение. _________________________________________________________________

  2. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:

банан — ______________ носок – _____________

грабли — _____________ простыня — ___________

грузин — _____________ чулок — ______________

дно — _____________ ясли — _______________

  1. Заполните левый столбик соответствующими словами из приведённых ниже.

— список литературы по теме.

— доходы от акций

— художественное произведение малого объема.

— общий вид местности.

— художественная литература

— изменение тела под воздействием внешних сил.

— противостояние.

— изъян, недостаток.

— обжалование.

— короткое сатирическое стихотворение.

— нехватка, недостаток чего-либо.

— вежливый.

Дивиденды, дефект, библиография, эпиграмма, корректный, миниатюра, ландшафт, оппозиция, апелляция, дефицит, беллетристика, деформация.

  1. Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.

А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;

Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;

Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.

  1. Какое слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс:

а) сгорбившись

б) продвигался

в) разгорясь

г) неразумно

  1. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.

  1. Объясните, что означает выражение блудный сын? Каково его происхождение? Когда оно употребляется? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:

Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России.

Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся.

  1. В каком предложении употреблён фразеологический оборот?

а) Мальчик учился читать и писать.

б) Мальчик учился неважно.

в) Мальчик учился из рук вон плохо.

г) Мальчик учился ремеслу у отца.

  1. Объясните значение следующих фразеологизмов:

пройти огонь, воду и медные трубы –

толочь воду в ступе –

  1. Какова основная мысль данного отрывка? Как она выражена?

«Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком,

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком».

(С. Данилов)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

1.Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать, современный, чистильщик, красивее, милосердие, вероисповедание, ветеринария, украинский, зубчатый, принудить.

2. б

3. Про-ис-хожд-ениj-э

Слово происхождение образовано суффиксальным способом.

4. Бананов, грабель и граблей, грузин, доньев, носков, простынь и простыней, чулок, яслей.

5. Библиография – список литературы по теме.

Дивиденды – доходы от акций.

Миниатюра – художественное произведение малого объема.

Ландшафт – общий вид местности.

Беллетристика– художественная литература.

Деформация – изменение тела под воздействием внешних сил.

Оппозиция – противостояние.

Дефект — изъян, недостаток.

Апелляция – обжалование.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение.

Дефицит – нехватка, недостаток чего-либо.

Корректный – вежливый

6. б

7. б

8. Артиллерия, интеллект, дрожжи.

9. Блудный сын означает «сын, вышедший из повиновения отцу». В Евангелии есть притча о сыне, покинувшем отца и промотавшем свою долю наследства, а затем вернувшемся с раскаянием в родной дом. В современном языке выражение блудный сын употребляется в значении «человек беспутный, нравственно нестойкий», чаще – в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».

10. Они были включены в состав мужской сборной, на что указывает собирательное числительное трое, которое, как и все собирательные числительные, сочетается с существительными мужского и среднего рода и не сочетается с существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов).

12. Пройти огонь воду и медные трубы — пережить жизненные испытания, тяжелые ситуации. Толочь воду в ступе– заниматься бесполезным, пустым делом.

13. Этот отрывок посвящен важности русского языка. Основная мысль выражена посредством употребления слов в переносном значении. Переносное значение имеют слова: ключ — то, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь; вселенная — вся система мироздания, весь мир; всеохватный — охватывающий, включающий в себя, все, всех.

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс): Олимпиада по русскому языку 6 класс

Олимпиада по  русскому языку

Задание 1.  Поставьте ударение в словах. Распределите их по группам в зависимости от места ударения.

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча,

звонишь, договор,  процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?

Ударение на 1 слоге

Ударение на 2 слоге

Ударение на 3 слоге

_______________________________________________________________________

Задание 2.    Подчеркните   слова, в которых количество звуков и букв совпадает:

  Вьюга, моя, съёмка, ясный, семья, песня, ель, пыль, Ялта, льют.

Задание 3 . Выполните морфемный разбор слов:

Осинка,        царапинка,         снежинка,         осетринка,               тропинка,              корзинка,  

 росинка,         приморский

Задание 4.. Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово  стол. Укажите номера правильных ответов.

 

  1. столовая;  2) столяр;  3) застолье;  4) столица;  5) столетник;  6) столешница;  7) престол.

_______________________________________________________________________________

Задание 5.  К данным существительным подберите имена прилагательные:

 

_______________________боль

_______________________шампунь

_______________________тюль

 _______________________рояль

 _______________________полынь

_______________________домишко

_______________________иваси

_______________________путь

_______________________бандероль

 _______________________мозоль

_______________________какао

_______________________шаль

Задание 6. Выпишите из текста слова, которые:

 

1)склоняются:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2) спрягаются:____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) не склоняются и не спрягаются: _________________________________________________________________________________________ 

 

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит подле красивой липы.

Задание  7. Распределите данные словосочетания, называющие продукты питания, на две группы в зависимости от одного постоянного морфологического признака имени прилагательного в их составе  Объясните свой ответ.

  Пряный хлеб, терпкий напиток, горький шоколад, острый бульон, сладкий перец, кислые щи.

Укажите, какое из данных словосочетаний со временем изменило своё значение, и докажите свою точку зрения.  

Задание   8.  Объясните разницу в значениях слов, составив словосочетания. Как называются эти слова в русском языке?

Абонент__________________________________________________________________________________абонемент________________________________________________________________________________

глиняный________________________________________________________________________________

глинистый_______________________________________________________________________________ эффектный______________________________________________________________________________

эффективный_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание  9.  В  данных  фразеологизмах  перепутаны  слова,    восстановите  каждый  фразеологизм, укажите его значение:

Данный фразеологизм

Исходный фразеологизм

Значение фразеологизма

Бродит как сивый мерин        

Вертится как сыр в масле

Ему все как от козла молока

Врет как белка в колесе

Катается как неприкаянный

Проку как с гуся вода

Задание 10.  Укажите,  от  каких  имен  собственных  образованы  фамилии  (имя  необходимо  дать  в начальной форме) Митяев, Тарасенко, Терентьев, Федосюк, Фадеев

Митяев___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тарасенко________________________________________________________________________________

Терентьев________________________________________________________________________________

Федосюк_________________________________________________________________________________

Фадеев___________________________________________________________________________________

Задание 11.    В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

Задание 12.   Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный разбор  указанных в таблице слов. Укажите морфологические признаки слов.

Кусодка нырво подзикала  и стала  отпакать мылюту.

Разбор по составу

Часть речи, морфологические признаки

Кусодка

нырво

подзикала

отпакать

мылюту

Задание 13  . Замените устаревшие слова словами современного  русского языка.

Перст- ______________________                                   сей — ____________________________________

ратай — ______________________                                  стезя —  __________________________________

трапеза — ____________________                                   тщетно — _________________________________

уповать — ____________________                                  чета — ____________________________________ чадо — _______________________

Задание  14 . Даны белорусские существительные и их переводы на русский язык: дула – дуло, дэпо – депо, цэны – це́ны, дзева – дева, цернi – тернии, у рове – во рву. Переведите на белорусский язык слова центр, дети, темп. Переведите с белорусского языка на русский язык слова цела, у роце.

Задание  15. В одной из обрядовых песен читаем: 

«Верно я те, кормилец батюшко,

Не слуга да была верная,

Не роботница надёжная».

А в балладе А.С. Пушкина есть такие слова:

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, 

 Расстаться настало нам время…»

К какому роду относится выделенное слово в каждом из текстов? Объясните свою точку зрения (в текстах есть слова-помощники).

Задание 16.  В русском языке есть примеры того, как из слова можно получить предложение или его часть, если использовать пробелы между буквами. Например: ананас – а на нас (посмотрели). Приведите собственные примеры таких слов (оцениваются два примера).  

Задание 17.   Прочитайте предложение и ответьте на вопросы к нему.

Всеволодъ же слышавъ се иде на Рязань с сынми своими и пришедъ ста у града Рязаня.

1.Переведите на современный русский язык данное предложение.

2.Какого рода  слово «Рязань» в этом предложении? Докажите, опираясь на это предложение и на факты русского языка.

3.Выделите  морфемы  в  словоформе сынми,    употребительно  ли  окончание  в современном  русском  языке?  Если  да,  то  в  каком  слове/словах?    Какова современная форма данного слова?

Задание 18. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Как вы понимаете смысл этого высказывания? Аргументируйте ответ. Приведите два примера.

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс (школьный этап)

Школьный этап олимпиады по русскому языку

(6 класс)

ЧАСТЬ 1. Тестовые задания

(За каждый правильный ответ 2 балла)

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
    А) мать
    Б) беречь
    В) вернешься
    Г) ясли
    Д) боюсь 

  2. В какой паре слов нет рифмы?
    А) документ-инструмент
    Б) обидно-завидно
    В) алфавит-позвонит
    Г) торты-мосты

  3. К каждому слову найдите свой синоним.

  1. Какое из устаревших слов является историзмом?
    А) чело
    Б) длань
    В) барщина
    Г) ланиты

ЧАСТЬ 2. Открытые вопросы

  1. Сколько раз встречается звук [з`] в предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе. (2 балла)

  1. Вставьте пропущенные буквы в слова:

б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет. 

(За каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Каким способом образованы слова приход, вызов, полёт, переход? (2 балла)

  1. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова: 
    трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф. 

(За каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Замените синонимами устаревшие слова: 
    чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей. 

(За каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова? Какой способ словообразования лежит в основе этого задания? (2 балла)

    Столовая закрыта. Дайте столовую ложку. 

  2. Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
    не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом.

(5 баллов)

  1. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения. (За каждый правильный ответ 2 балла)
    А) С обоих сторон раздавались голоса.

Б) Ихний ребенок плохо воспитан.

В) Моя мама работает инженершей на заводе.

  1. К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
    Тяжёлый — …
    Сладкий — …
    Острый — …
    Золотой — …
    Свежий — …

(За каждый правильный ответ 2 балла)

ЧАСТЬ 3. Комплексный анализ текста
(максимальный балл 10)

Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения). Выпишите слова с чередующимися корнями, отметьте орфограмму. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания. 

Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.

Максимальное количество баллов 66.

Ответы

Часть 1

1-д

2-г

3-

4-в

ЧАСТЬ 2

  1. Три раза

  2. Батарея, коллекция, жюри, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет

  3. бессуффиксным 

  4. Трасса-дорога, дискуссия-спор, авеню-улица, маэстро-музыкант, фиаско-поражение, шеф-начальник. 

  5. Чело-лоб, ланиты-щёки, ветрило-парус, перст-палец, брань-битва, глаголет-говорит, брадобрей-парикахер. 

  6. Столовая (сущ.-подлежащее) закрыта. Дайте столовую (прил.-определение) ложку. 
    Переход слов из одной части речи в другую 

  7. Не разлей вода —  как кошка с собакой,

 повесить нос — воспрянуть духом,

до седьмого пота —  спустя рукава,

 денежный мешок — ни гроша за душой,

угасшее светило — восходящая звезда. 

  1. А) С обеих сторон раздавались голоса.
    Б) Их ребенок плохо воспитан.
    В) Моя мама работает инженером на заводе

  1. Тяжёлый стол — тяжелый туман
    Сладкий торт — сладкий сон
    Острый нож — острый язык
    Золотой кулон — золотой человек
    Свежий хлеб — свежий анекдот

Часть 3.

Комплексный анализ текста: 

Тема — лесной ручей. 

Идея – лесной ручей-душа леса 

Стиль – художественный 

Тип – повествование и описание 

Тропы – олицетворения: душа леса; вода встречает; ручей распускает пузыри; рождаясь, пузыри мчатся 

сравнение: будто сжимает мускулы; 

эпитеты: белопенный ком, мучительная борьба 

Корни с чередованием: разрастается, собирается, сжимает 

Предложение с ошибкой – первое. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся его берегом.