Задания олимпиад по русскому 6 класс

Задания олимпиад по русскому языку 6 класс с ответами.

Задание 1.

       Расставьте ударение в словах:

Глиняный, ремень, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, украинцы, кухонный,

красивее.

Задание 2.

       Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово стол:

1) столовая; 2) столяр; 3) застолье; 4) столица; 5) столетник; 6) столешница; 7) престол.

Задание 3.

       Решите орфографическую задачу.

Укажите разряды имен прилагательных.

1) балко…ая дверь; 2) безветре…ый день; 3) медвежья берлога;

4) внимательный ученик; 5) шустрые белки; 6) золотые руки;

7) бараба…ая дробь; 8) каме…ое сердце

Задание 4.

       Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведёт.

Задание 5.

       К данным существительным подберите имена прилагательные:

боль, шампунь, тюль, рояль, полынь, домишко, иваси, путь, бандероль, мозоль, какао, шаль.

Задание 6.

       Выпишите из текста слова, которые:

1)  склоняются;

2)  спрягаются;

3)  не склоняются и не спрягаются

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит подле красивой липы.

Задание 7.

       Выполните морфемный разбор слов:

Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка, приморский.

Ответы на задания олимпиады по русскому 6 класс

    Задание 1.   

Гли`няный, реме`нь, сли`вовый, балова`ть, кварта`л, цеме`нт, щаве`ль, украи`нцы, ку`хонный, краси`вее

    Задание 2.   

1), 2), 3), 4), 6), 7)

    Задание 3.   

1) Балконная дверь — относительное; 2) безветренный день – относительное;

3) медвежья берлога – притяжательное; 4) внимательный ученик – качественное;

5) шустрые белки – качественное; 6) золотые руки — качественное;

7) барабанная дробь – относительное; 8) каменное сердце – качественное

    Задание 4.   

Витязи – воины; четами – парами; сединами – седыми волосами; ко граду – к городу

    Задание 5.   

Например, зубная боль, хороший шампунь, красивый тюль, концертный рояль, горькая полынь, ветхий домишко, вкусная иваси, длинный путь, долгожданная бандероль, твердая мозоль, сладкое какао, чёрная шаль.

    Задание 6.   

а) (по) дорожке, стенами, васильки, узкой, высокой, ленивой и др.;

б) бьют, цепляются, бежит, лепечут и др.;

в) весело, тихо, высоко.

    Задание 7.   

Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а, рос-инк-а, при-мор-ск-ий.

Задания олимпиад по русскому языку 6 класс:
       1 вариант    |       2 вариант    |       3 вариант

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс 2018г.

Русский язык

6 класс

Олимпиадные задания

Задание 1. Найдите среди приведённых слов такие, звуки которых, произнесённые в обратном порядке (от конца к началу), образуют другое слово, существующее в русском языке. В ответе запишите соответствующие пары слов.

Логцель,мёд,лёнленьлёдшёл.

Задание 2. Установите соответствие между лингвистическими терминами и языковыми единицами. В ответе напротив цифр запишите соответствующие буквы.

Задание 3. Перед вам фрагмент страницы одного из словарей русского языка. Установите, в чём заключается особенность расположения слов в этом словаре. Предположите, для чего может использоваться такой словарь.

укладка путеукладка выкладка шоколадка

неполадка отладка помадка канадка

лампадка оградка ретроградка лихорадка

тетрадка садка

Задание 4.Запишите слова с указанными значениями, содержащие удвоенные согласные.

А. Прибор, техническое устройство. Б. Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани. В. Большое желание есть. Г. Острое вирусное заболевание. Д. Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями. Е. Дорога с твердым покрытием. Ж. Укротитель хищных животных. З. Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.

Задание 5. Какие из перечисленных слов когда-то были образованы от глаголов с помощью суффикса -л-? В ответе запишите к каждому найденному слову соответствующий глагол.

Дулорылочелокрыломалозолапомелокиломаслооколо.

Задание 6. Определите падеж выделенных существительных.

А. Городские улицы украшают многоэтажные дома. Б. Театральное фойе заполнили зрители. В. Я написал письмо Марии. Г. Лиза очень любит своего маленького брата. Д. После концерта пятеро зрителей остались в зале.

Задание 7. Каким членом предложения может быть существительное растение?

 Внешне эти растения похожи на кактусы.  Алоэ – лекарственное растение. Система полива позволит равномерно снабжать растение водой.  Из земли торчали корни какого-то растения. Канарейки находят себе питание в диких травянистых и кустарниковых растениях.

Русский язык

6 класс

Ответы

Задание 1.Лог – коллён – нольлёд – тольшёл – ложь.

По 1 баллу за каждую найденную пару. Всего 4 балла.

Задание 2. 1 – Ж; 2 – А; 3 – Л; 4 – Д; 5 – З; 6 –М.

По 0,5 баллу за каждое соответствие. Всего 3 балла.

Задание 3. В словаре, фрагмент которого приведён в задании, слова расположены в алфавитном порядке начиная с конца, а не с начала (т.е. сравнение слов начинается с последних букв, при их совпадении сравниваются предпоследние буквы и т.д. к началу слова). Словари подобного типа называются обратными (инверсионными). Они используются при изучении словообразования, морфемной структуры слова (например, для подбора слов с одним и тем же суффиксом), подборе рифм и т.п.

2 балла за определение особенности расположения слов в словаре, 3 балла за объяснение того, для чего он может применяться. Всего 5 баллов.

Задание 4. А. Аппарат. Б. Аппликация. В. Аппетит. Г. Грипп. Д. Аллея. Е. Шоссе. Ж. Дрессировщик. З. Теннис.

По 0,5 балла за слово. Всего 4 балла.

Задание 5. Дуло (<=дуть), рыло (<=рыть), крыло (<=крыть), помело (<=помести),масло (<=мазать).

По 1 баллу за слово. Всего 5 баллов.

Задание 6. Дома – им. п., фойе – вин. п., Марии – дат. п., брата – вин. п., зрителей – род. п., взале – предл. пад.

По 0,5 балла за форму. Всего 3 балла.

Задание 7. Подлежащее: Внешне эти растения похожи на кактусы. Сказуемое: Алоэ – лекарственное растениеДополнение:Система полива позволит равномерно снабжать растение водой. Определение: Из земли торчали корни какого-то растения. Обстоятельство:Канарейки находят себе питание в диких травянистых и кустарниковых растениях.

По 1 баллу за синтаксическую роль с примером. Всего 5 баллов.

Задания и ответы к олимпиаде по русскому языку для учащихся 6 класса

Материалы к олимпиаде по русскому языку

6 класс

Задания

  1. Расставьте ударения в следующих словах:

кухонный, облегчить, не жил, форзац, торты, грунтовая (дорога), занял, углубленный, включит, завидно.

  1. Подберите к данным устойчивым выражениям синонимичные фразеологизмы.

Стреляный воробей; два сапога пара; протянуть ноги; что есть духу; ни богу свечка ни черту кочерга.

  1. Выполните морфемный разбор слов:

водянистость, грязелечение, картонка, болонка, сократиться, мореплаватель, антисанитарный, расстилался, увлечься, перепрыгнул.

  1. Напишите толкование данных слов:

джентльмен, затон, реликвия, флигель, эвакуация.

  1. Подберите 5 синонимов к слову иностранный.

  1. Составьте и запишите с данными существительными словосочетания «прил. + сущ»: рельс, тюль, шампунь, мозоль, неряха, алоэ.

  1. Составьте словосочетания «числ. (от 5 до 10) + сущ. в форме род. п. мн. ч.» с данными существительными:

амперы, баклажаны, гусары, чулки, сапоги, носки, туфли, блюдца.

  1. Определите род иноязычных имен существительных:

конферансье, шимпанзе, бра, атташе, меню, мадемуазель.

  1. Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

Отъезд, июль, майонез, ящик, почтальон, ёлка, гонщик, змея, вкусный, грустный, бельё, вальс.

  1. Исправьте стилистические ошибки в предложениях.

1)Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.

2)Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

3)На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.

4)Первая премьера пьесы состоится в День учителя.

5)У обоих учениц замечательные сочинения.

11. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка. Исправь её.

1) Солнце садилось, и его лучи багровыми полосами разбегались по небу.

2) Погода стояла прекрасная и белые круглые облака тихо неслись над нами.

3) Когда льдом покрываются реки и озера улетают последние стаи птиц.

4) Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной угрозой.

5) Ветер забирался везде и в пустые комнаты, и печные трубы.

6) Ольга спросила подругу, Валя, после работы ты пойдешь на занятия?

12. Приведите примеры высказываний писателей о красоте и богатстве русского языка.

Ответы

1. Кухонный, облегчить, не жил, форзац, торты, грунтовая (дорога), занял, углубленный, включит, завидно.

2. Стреляный воробей – тертый калач; два сапога пара – одного поля ягоды; протянуть ноги – приказать долго жить; что есть духу – во все лопатки; ни богу свечка ни черту кочерга – ни рыба ни мясо.

3. Водянистость, грязелечение, картонка, болонка, сократиться, мореплаватель, антисанитарный, расстилался, увлечься, перепрыгнул.

4. Джентльмен- человек, строго соблюдающий правила и нормы поведения;

затон – глубоко вдавшийся в сушу речной залив, заводь;

реликвия – вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом почитания;, флигель – жилая пристройка сбоку главного здания, а также небольшой дом во дворе большого здания; эвакуация – организованный вывоз, удаление кого-либо или чего-либо (людей, учреждений, предприятий, оборудования и т.п.) из одной местности в другую для предохранения от опасности во время войны, стихийных бедствий и т.п.

5. Иностранный – заграничный, заморский, зарубежный, чужестранный, иноземный, иноплеменный, чужеземный.

6. Чугунный рельс, белоснежный тюль, детский шампунь, больная мозоль, большой неряха, большая неряха, растущее алоэ.

7. Пять ампер, шесть баклажанов, семь блюдец, восемь гусар, девять чулок, десять сапог, пять носков, шесть туфель.

8. конферансье (м.р.), шимпанзе (м.р.), бра (ср.р.), атташе (м.р.), меню (ср.р.), мадемуазель (ж.р.).

9. Ящик, ёлка, змея, грустный, вальс.

10. 1)Благодаря сильным морозам погибли кусты роз. ­– Из-за сильных морозов…

2)Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России. – Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается…

3)На ней была одета шляпа немыслимой расцветки. – … надета шляпа…

4)Первая премьера пьесы состоится в День учителя. – Премьера пьесы состоится…

5)У обоих учениц замечательные сочинения. – У обеих учениц…

11. Ошибка во 2, 3, 5, 6 предложениях.

1) Солнце садилось, и его лучи багровыми полосами разбегались по небу.

2) Погода стояла прекрасная, и белые круглые облака тихо неслись над нами.

3) Когда льдом покрываются реки и озера, улетают последние стаи птиц.

4) Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной угрозой.

5) Ветер забирался везде: и в пустые комнаты, и печные трубы.

6) Ольга спросила подругу: «Валя, после работы ты пойдешь на занятия?»

Критерии оценивания ответов.

  1. За каждое правильное слово -0,5 балла. Максимальный балл-5.

  2. За каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.

  3. За каждое правильно разобранное слово – 0,5 балла. Максимальный балл – 5 .

  4. За каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.

  5. За правильно выполненное задание – 2 балла.

  6. За каждое правильное слово -0,5 балла. Максимальный балл-3.

  7. За каждое правильное слово -0,5 балла. Максимальный балл-4.

  8. За каждое правильное слово -0,5 балла. Максимальный балл-3.

  9. За каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.

  10. За каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.

  11. За каждый правильный ответ — 0,5 балл. Максимальное количество – 3 балла.

  12. За одно правильно процитированное высказывание с указанием автора -5 баллов.

1 место- 40-50 баллов, 2 место -30-39 баллов, 3 место – 25-29 баллов.

Школьный тур олимпиады по русскому языку 6 класс

Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку

6 класс

Фамилия, имя уч-ся __________________________________________________________________

Школа_______________________________________________________________________________

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ

1. Расставьте ударения в словах:

Алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, августовский, щавель, прибыл, положил, кружева, премировать, украинский. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Итого баллов: _______

2. Какие слова образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

а) краб б) лён в) люк г) лоб д) шёл

Ответ: а)__________ б)________ в) ________ г) _______ д) ________

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Итого баллов: _______

3. Выпишите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:

Баян, рояль, солнце, косьба, роль, юла. (1 балл)

Ответ: _______________

Итого баллов: _______

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. Разберите данные слова по составу:

Зелень выносливость загорались огурчик наладчик завьюжило

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Итого баллов: _______

2. Выпишите слово, в котором есть суффикс –ОЧК-:

Обточка, строчка, карточка, почка, дочка, примочка.

Ответ: __________________ (1 балл)

Итого баллов: _______

3. Разделите слова на две группы. Объясните, на каком основании вы это сделали?

Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться, откупаться, искупаться, накупить, прикупить.

(1 балл + 2 балла за грамотное объяснение)

Ответ: ___________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Итого баллов: _______

ОРФОГРАФИЯ

1. Вставьте пропущенные буквы. Укажите букву ряда, в котором во всех словах в корне пишется одна и та же буква.

а) соб…раем, выт…реть, сд…рает б) выр…щенный, заг…р, предл…жение

в) р…сток, прик…сновение, пол…жение г) отр…сль, уг…реть, к…сательная

(1 балл + 1 балл за все правильно вставленные буквы)

Ответ: _________

Итого баллов: _______

2. Вставьте пропущенные буквы. Укажите букву ряда, в котором во всех словах в приставке пишется одна и та же буква.

а) ра…писание, бе…шовный, во…гореться б) …бежать, не…говорчивый, бе…шовный

в) и…бежать, не…держанный, бе…вкусный г) ра…целовать, и…мазать, во…делать

(1 балл + 1 балл за все правильно вставленные буквы)

Ответ: _________

Итого баллов: _______

3. Вставьте пропущенные буквы: акац…я, во…зал, ч…лка, зап…вать (песню), отв…рить (дверь), ц…ганский, мыш…нок, ц…новка, выб…ру, предл…гать, забл…стели, деш…вый, з…ря, ш…рох, ш…в

(по 1 баллу за каждую правильную букву)

Итого баллов: _______

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

1. Замените синонимами устаревшие слова:

Очи __________ лик __________ отрок ___________ изречь _____________ внимать ______________

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Итого баллов: _______

2. Как называются выделенные слова (термин):

— Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они!

В ведерко руку окуни — Не бойся, это окуни!

Ответ: ____________________________ (1 балл)

Итого баллов: _______

3. Какое из этих слов лишнее по смыслу?

а) глазомер б) секундомер в) шагомер г) угломер д) силомер

Ответ: ____________________________ (1 балл)

Итого баллов: _______

4. Какие из данных фразеологизмов имеют значение «МАЛО», «МНОГО»? Подпишите эти значения у выбранных фразеологизмов.

Раз два и обчелся _______________ Сидеть сложа руки ________________

Пруд пруди _______________ След простыл ________________

Дать нагоняй ________________ Капля в море ________________

Кот наплакал ________________ Во все лопатки ________________

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Итого баллов: _______

МОРФОЛОГИЯ И ГРАММАТИКА

1. Подберите к данным словам имена прилагательные – определения:

Тюль _________________ рояль ____________________ кенгуру ______________________

картофель __________________ фамилия __________________ шампунь ______________________

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Итого баллов: _______

2. Выпишите глагол, от которого нельзя образовать парный ему глагол несовершенного вида? а) встретиться б) смутиться в) оказаться г) очутиться д) отказаться

Ответ: _______________________ (1 балл)

Итого баллов: _______

3. Выпишите слово, от которого неправильно образована форма множественного числа.

а) паруса б) якоря в) лекторы г) инспектора д) директора

(1 балл)

Итого баллов: _______

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

1. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова, подчеркните их:

а) Орлята учатся летать. б) Мне слышался знакомый шум. в) Нас не нужно жалеть.

г) Он прочитал на память несколько строк. д) Цыплят по осени считают.

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Итого баллов: _______

2. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выберите правильный вариант ответа.

А) И песок в пустыне, как волны.

Б) Пустыня как море, только вместо воды песок.

В) В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.

Г) Волны песка называются барханами.

а) БГАВ б) АБГВ в) БАГВ г) ГВБА

Ответ: ____________ (1 балл)

Итого баллов: _______

3. Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения.

а) Взошло солнце, и _______________________________________________________________________

б) Звонко стучал по сухому дереву дятел, а ____________________________________________________

в) Деревья шумели, шуршали и слушали, как __________________________________________________

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Итого баллов: _______

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА РАБОТУ: 75 баллов

Всего баллов: __________

ОТВЕТЫ

на задания для школьного тура олимпиады по русскому языку

6 класс

Фонетика и орфоэпия.

1. АлфавИт, красИвее, слУчай, хозЯева, звонИшь, Августовский, щавЕль, прИбыл, положИл, кружевА, премировАть, украИнский.

2. а) парк б) ноль в) куль г) пол д) ложь

3. рояль

Словообразование

1.Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, огурч-ик-, налад-чик-, за-вьюж-и-л-о.

2. Карточка

3. а) купать, купальня, выкупаться, искупаться – значение корня: мыть, мыться

б) купить, скупка, выкупить, откупаться, накупить, прикупить – значение корня: приобрести что-либо

Орфография

1. В

а) собИраем, вытЕреть, сдИрает б) вырАщенный, загАр, предлОжение

в) рОсток, прикОсновение, полОжение г) отрАсль, угОреть, кАсательная

2. Б

а) раСписание, беСшовный, воЗгореться б) Сбежать, неСговорчивый, беСшовный

в) иЗбежать, неСдержанный, беЗвкусный г) раСцеловать, иЗмазать, воЗделать

3. АкацИя, воКзал, чЁлка, запЕвать (песню), отвОрить (дверь), цЫганский, мышОнок, цИновка, выбЕру, предлАгать, заблЕстели, дешЁвый, зАря, шОрох, шОв

Лексика и фразеология

1. Очи — глаза, лик – лицо, отрок – юноша, изречь – сказать, внимать — слушать

2. Омонимы (омоформы)

3. Глазомер

4.

Раз два и обчелся — мало Сидеть сложа руки

Пруд пруди — много След простыл

Дать нагоняй Капля в море — мало

Кот наплакал — мало Во все лопатки

Морфология и грамматика

1. Тюль красивый, рояль новый, кенгуру серый, картофель свежий, фамилия чужая, шампунь хвойный

2. Очутиться

3. Инспектора (инспекторы)

Синтаксис и пунктуация

1. а) Орлята учатся летать. (дополнение) б) Мне слышался знакомый шум. (подлежащее)

в) Нас не нужно жалеть. (сказуемое) г) Он прочитал на память несколько строк(обстоятельство) д) Цыплят по осени считают. (обстоятельство)

2. БАГВ

3. Сложное предложение – в состав которого входят два или несколько простых.

Олимпиадные задания по русскому языку (5, 6 класс) на тему: Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку 2016-2017 уч.года для 5-6 классов.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2016/2017 учебном году.

                                                    5-6 классы

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах: километр, танцовщица, банты, каталог, щавель, цыган, клала, столяр, свекла ,творог.

Ответ: киломЕтр, танцОвщица, бАнты, каталОг, щавЕль, цыгАн, клАла,

столЯр, свЁкла, твОрог.

Задание 2. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: театр, союз, струя, пианино, яма, боец, дуэт, каучук, шпион.

Ответ: театр ,пианино,дуэт, каучук, шпион.

Задание 3. В каком слове нет уменьшительного суффикса: ананасик, арбузик, финик, огурчик, репка?

Ответ:  финик

Задание 4. Как называются жители этих стран?

 Германия, США, Россия, Польша, Италия, Франция,  Бельгия.

Ответ:  немцы, россияне, поляки, итальянцы, французы, бельгийцы.

Задание 5. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительные, и как глагол: шила, мыла,  дела, жил, рыли, были.

Ответ: шила(сущ., глаг.) , мыла (сущ., глаг.) дела (сущ., глаг.), были (сущ., глаг.) жил(сущ., глаг.)   ( Существительные в родительном падеже ).

Задание 6. Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.

А) Есть … и моему терпению.  Б) У куба шесть … . В) Раненый солдат находился на … жизни и смерти. Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за … . Д) Небольшая речка служила естественной … между деревня. Е) Важно в любой ситуации держать себя в … приличия.

Ответ:  А) Есть предел  и моему терпению.  Б) У куба шесть граней . В) Раненый солдат находился на грани  жизни и смерти. Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за рубежа . Д) Небольшая речка служила естественной границей  между деревнями.. Е) Важно в любой ситуации держать себя в рамках  приличия.

Задание 7. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела: …в…не клади, … кровью обливается, … развесить, … тонка, в… не дует, за обе …, как свои пять …

Ответ:  палец в рот не клади, сердце кровью обливается, уши развесить, кишка тонка, в ус не дует, за обе щеки, как свои пять пальцев.

Задание 8. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова? Составьте с ними словосочетания или предложения, указав часть речи.

Печь, три, жгут, стих, пила, уж.

Ответ: новая печь, печь пироги;  три сильнее, три тетради; медицинский жгут, жгут костры; ветер стих, выучить стих; острая пила, пила сок.( уж- сущ. и наречие)

Задание 9. Напишите сочинение-рассуждение, в котором попытайтесь доказать или опровергнуть идею пословицы: «Грамоте учиться—всегда пригодится». (Объём сочинения—8-10 предложений).

Задания с ответами для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку для 5-6 классов

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку

5-6 классы

  1. В приведенном рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Шли мы как-то в Инд…ю на большом к…рабле. Погода была отлич…ная. Но, когда мы ст…яли на як…ре у какого-то остр…ва подн…лся ур…ган. Буря нал…тела с такой силой что вырв…ла на остр…ве несколько тысяч… д…ревьев и пон…сла их прямо к обл…кам.

Огромные деревья, весивш…е сотни пудов, л…тели так высоко над землей, что снизу к…зались какими-то перышками.

А чуть только буря кон…чилась каждое дерево упало на свое преж…нее место и сразу пустило корни так что на остр…ве не осталось никаких сл…дов ур…гана. Уд…вительные д…ревья, не правда ли?

2. Почему автор говорит «шли на корабле», а не «плыли»?

3.В каких строчках припева «Песенки крокодила Гены» написание слов полностью совпадает с произношением?

А я играю

На гармошке

У прохожих

На виду.

К сожаленью,

День рожденья

Только раз

В году.

4. Какой фонетический признак объединяет слова:

Отдалиться, сгибать, просьба.

5.Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведет.

6. Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворения А. Кушнера «Мы и иностранец Билл»?

«Был бы он наш, — говорю для потехи, —

Дал бы, пожалуй, ему на орехи».

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Мистер, — сказал он, — вы очень любезны,

Так как орехи вкусны и полезны».

7. Какое местоимение можно без изменений вставить в оба предложения? В чем особенность этих местоимений?

В пятницу…день рождения.

К …дню рожденья мама испекла огромный торт.

8. Подберите две группы слов с корнем –толк-, но с разным значением.

9. Попробуйте объяснить вашему иностранному сверстнику, изучающему русский язык, с какими падежами употребляется предлог под и в каких случаях нужно использовать каждый падеж.

10. Назовите полные имена детей: Соня, Лера, Сева, Гриша, Дуня, Сима, Валя.

11. Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, 3-й звук от слова визг и ударный звук от слова столяр. Какое слово у вас получилось?

12. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончании, а также правила соединения слов в предложении точно такие же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.

Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.

Ответы

Максимальное количество баллов — 46

1. Шли мы как-то в Индию на большом корабле. Погода была отличная. Но, когда мы стояли на якоре у какого-то острова, поднялся ураган. Буря налетела с такой силой, что вырвала на острове несколько тысяч деревьев и понесла их прямо к облакам.

Огромные деревья, весившие сотни пудов, летели так высоко над землёй, что казались какими-то пёрышками.

А чуть только буря кончилась, каждое дерево упало на своё прежнее место и сразу пустило корни так, что на острове не осталось никаких следов урагана. Удивительные деревья, не правда ли?

(10 баллов)

— 1 б. (за одну орфографическую ошибку)

-0,5 б. (за пунктуационную ошибку)

2. «Плавать» — держаться на воде, «плыть» — передвигаться в выбранном направлении. «Ходить» же, помимо того, еще и систематически выполнять рейсы в каком-то направлении или определенного назначения. У «плавать» тоже есть подобное значение, но оно очень редкое и не «на слуху», значительно уступает вышеприведенному. Поэтому для определения регулярного движения логично использовать именно «ходить». В значении же разового перемещения «плыть» и «идти» в общем-то равноправны.
Для обозначения всякого другого движения у моряков есть ещё термины, например «дрейфовать» — в отношении не полностью управляемого или стихийного движения.

В русском языке ПЛЫТЬ 1.-передвигаться по поверхности воды. Лодка плывёт, человек плывёт, бумажный кораблик плывёт. Это бытовой глагол, не профессионализм.

Плыть 2.-ехать на судне или на ином плавучем средстве. Отдыхающие плывут на пароходе.

Плавать — уметь держаться на воде, не тонуть. Поэтому для моряков оскорбительно слышать, что они плавают, корабль не просто держится на воде, он идёт к цели.

Но можно плавать — находиться в плавании: Он плавал матросом на пароходе. Это допустимо и верно. Плавать и плыть различаются по значению. Плыть — в каком-то направлении, плавать — по Ожегову — действие не в одном направлении, не в одно время, не за один приём. Так что плавать матросом можно, а плыть нельзя. Плыть можно пассажиром: «Однажды морем я плыла».

Судно идет, потому что это управляемое движение в определенном направлении. У корабля ХОД — движение в каком-то направлении (полный ход, задний ход)- это тоже термин. Кстати, у часов тоже ход, они тоже ходят, хотя ходит там только стрелка, и то по кругу. (5 баллов)

3. На виду (2 балла).

4. Озвончение глухих согласных, стоящих перед звонкими согласными:

о [ д ]алиться, про [ з`]ба, [ з ]гибать (1 балл)

5. Витязи – воины, четами – парами, сединами – седыми волосами,

ко граду к городу. Это устаревшие книжные слова. (2 балла)

6. Иностранец знает только одно значение словосочетания «Дать на орехи» и не знает, что этот фразеологизм означает «сильно отругать, раскритиковать кого-либо». Выражение возникло в речи столяров и краснодеревщиков: мебель из простой древесины часто разделывалась «под орех», «под дуб».» (1 балл)

7. Его, её, их (по 1 б.) Всего 3 б.

8. Толк, толковать, толкование, толковый, бестолковый и т.п.

Толкать, толкаться, толкнуть, затолкать, вытолкать и т.п. (5 баллов)

9. Предлог под употребляется с двумя падежами: винительным и творительным. Этот предлог уточняет значение винительного падежа, указывая, куда именно направлено действие: ниже предмета – под стол. (4 балла)

10. София, Валерия, Всеволод, Григорий, Евдокия, Серафима, Валентина (Каждое правильное полное имя – 1 балл)

11. Лиса (2 балла)

12. Сурепая (прилаг., определение), рашка (сущ., подлежащее), зажугила (глагол, сказуемое), квинячий ( прилаг., определение), торщ ( сущ., дополнение). Учитываем объяснение. (4 балла)

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку и литературе в 6 классах

Олимпиада по русскому языку и литературе

6 КЛАСС

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, полчаса, щавель, средст ва, положил, кружева, премировать,  украинский.                                                                              (6 баллов)

Задание 2. Приведите 3-4 примера слов, в которых было бы звуков больше, чем букв.                                                                                                (3-4 баллов)

Задание 3. Разберите слова по составу:

Загадка, предположить, трехъярусный, завьюжить, судоподъемник, на бережная.    (6 баллов)

Задание 4. Установите по данным предложениям, какие значения имеет слово голова.

  1. От бессонницы у него заболела голова.
  2.  Голова у него хорошо работает, любую задачу решает быстро.
  3. Он в неравном бою сложил свою голову,
  4. Фермер продал государству сто голов рогатого скота.
  5. Вот показалась голова пехотной колонны.                                                 (5 баллов)

 Задание 5. Объясните значение словосочетаний.

Глухой старик, глухой голос, глухой согласный, глухой переулок.

Высокий рост, высокая температура, высокие цены, высокое напряже ние, высокая     оценка.

                                                                                                 (5 баллов)

Задание 6. 0 каких предметах можно сказать:

построен, сооружен, воздвигнут;

огромный, большой, значительный, исполинский;

     небольшой, крошечный, маленький.                                                          (3 балла)

Задание 7. Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова.

Летать, летный, летчик, перелет, прилететь, перелететь, летательный, перелетом, летчики.

Звон, звонки, звонить, звонок, перезвон, звонарь, перезвоны, звонком, звоночек, звонкий, звонким.

                                                                                                (4 балла)

     Задание 8. Вставьте пропущенные буквы.

    Ур…вень воды; ур…внять в правах; подр…внять землю; ср…вняться с кем-нибудь. (4 балла)

Задание 9. Поставьте знаки препинания. Обозначьте графически ор фограммы на месте пропусков. Выполните синтаксический разбор второго предложения.

Необыкновенным б…гатством осек… их красок слави…ся осина. Лист.. .я этого скромного дер…вца могут быть б… пряными ал…ыми л…мон…ыми к…рич…невыми ч…рными серыми белыми.

 (6 баллов)

Задание 10. Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения.

Взошло солнце, и ….

Звонко стучал по сухому дереву дятел, а …

Деревья шумели, шуршали и слушали, как …                                                (3 балла)

Задание 11. Перечислите жанры устного народного творчества.        (2 балла)

Задание 12. На какой праздник девушки «заламывали» березку?        (3 балла)

Задание 13. В чем отличие пословиц от поговорок?                        (2 балла)

Задание 14. Из каких двух частей состоит Библия?                                (1 балл)

Задание 15. Дайте определение притчи. Какие библейские притчи вы знаете?                                                                                                        (4 балла)

Задание 16. Когда возникло летописание на Руси? Кто был первым летописцем?                                                                                                (4 балла)