Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: Олимпиадные задания по русскому языку Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 2018-2019 учебный год

Олимпиада  по  русскому  языку

Школьный  этап Всероссийской  олимпиады  школьников

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

2018-2019 учебный  год

Задания для олимпиады по русскому языку

6  класс

Задание 1

Составьте слова из следующих звуков

А) [ш], [й,], [о]

Б) [в,], [ж], [о], [т], [ы]

В) [а], [щ,], [ч,], [ф], [и], [к], [с], [и]

(По 1 баллу за каждое слово).

Максимальная сумма-3 балла.

Задание 2

Замените заимствованные слова русскими: антракт, хобби, сюрприз, финал, триумф.

(По 1 баллу за каждое слово).

Максимальная сумма-5 баллов.

Задание 3

Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.

А) Есть … и моему терпению.

Б) У куба шесть … .

В) Раненый солдат находился на … жизни и смерти.

Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за … . Д) Небольшая речка служила естественной … между деревнями.

Е) Важно в любой ситуации держать себя в … приличия.

(По 1 баллу за каждое правильно вставленное слово).

Максимальная сумма-6 баллов.

 

Задание 4

Объясните, что означают выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Как называются эти слова?

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

(По 1 баллу за каждое правильно объясненное слово.

Определение понятия – 2 балла).

Максимальная сумма-6 баллов.

Задание 5

Подберите слово со значением «человек, знающий все тонкости кухни», образующее словообразовательное гнездо по схеме:

              — их +а

              — ёнок

основа  — ёшк +а

              — н +я

              — ск +ой

             — енн +ая

(По 1 баллу за каждое слово).

Максимальная сумма-6 баллов.

Задание 6

Поставьте  правильно ударение в словах: баловать, жалюзи, копировать, красивее, кухонный, намерение, нефтепровод, плато, премировать, развитой (язык).

 (По 1 баллу за каждое слово).

Максимальная сумма-10 баллов.

Задание 7 

Восстановите фразеологизмы в их первоначальном виде:  спустя манжеты,  он  в  математике  кошку  съел,  делать  из  букашки  слона,  ходить  уткой, бежал сломя нос, сапоги супа просят.

        (По 2 балла за каждый фразеологизм).

Максимальная сумма-12 баллов.

Задание 8

Какими частями речи могут быть следующие слова? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, жаркое.

(По 1 баллу за каждый правильный ответ,

по 3 балла за каждое словосочетание или предложение).

Максимальная сумма-12 баллов.

Задание 9

Подчеркните грамматические основы в предложениях: 

1) Землю подморозило. 2) Беспокойный ветерок за собой манит. 3) И морозец молодой освежает лица. 4) Нам с тобой в денёк такой дома не сидится. 5) Как лебяжьим пухом пышным, тропку к дому замело.

(По 2 балла за каждый правильный ответ).

Максимальная сумма-10 баллов.

Задание 10

Творческая работа

2018 год объявлен Президентом Российской Федерации годом волонтёра и добровольца. Напишите мини-сочинение на тему «Почему люди становятся волонтёрами?»

(Логичность и последовательность изложения – 5 баллов, композиционная стройность – 5 баллов,

выразительность речи – 5 баллов,

грамотность – 5 баллов).

Максимальная сумма-20 баллов.

Максимальный балл за олимпиаду – 90 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса

Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку

6 класс

Фамилия, имя уч-ся __________________________________________________________________

Школа_______________________________________________________________________________

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ

1. Расставьте ударения в словах:

Алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, августовский, щавель, прибыл, положил, кружева, премировать,  украинский.                                                         (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

2. Какие слова образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

 а) краб          б) лён            в) люк           г)  лоб             д) шёл

Ответ: а)__________ б)________ в) ________ г) _______  д) ________    

                                                                                                       (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                           Итого баллов: _______

3. Выпишите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:

     Баян, рояль, солнце, косьба, роль, юла.                                                                                              (1 балл)

Ответ:  _______________

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. Разберите данные слова по составу:

Зелень        выносливость        загорались         огурчик          наладчик          завьюжило

                                                                                                       (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                           Итого баллов: _______

2. Выпишите слово, в котором есть суффикс –ОЧК-:

Обточка,  строчка,  карточка,  почка,  дочка,  примочка.                                                                    

Ответ: __________________                                                                                                                    (1 балл) 

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

3. Разделите слова на две группы. Объясните, на каком основании вы это сделали?

Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться, откупаться, искупаться, накупить, прикупить.  

                                                                                                   (1 балл + 2 балла за грамотное объяснение)

Ответ: ___________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                        Итого баллов: _______

ОРФОГРАФИЯ

1. Вставьте пропущенные буквы. Укажите букву ряда, в котором во всех словах в корне пишется одна и та же буква.

      а) соб…раем,  выт…реть, сд…рает                       б) выр…щенный, заг…р, предл…жение

      в) р…сток, прик…сновение, пол…жение            г) отр…сль, уг…реть, к…сательная

                                                                             (1 балл + 1 балл за все правильно вставленные буквы)

Ответ: _________

                                                                                                                                           Итого баллов: _______

2. Вставьте пропущенные буквы. Укажите букву ряда, в котором во всех словах в  приставке пишется одна и та же буква.

       а) ра…писание, бе…шовный, во…гореться               б) …бежать, не…говорчивый, бе…шовный

       в) и…бежать, не…держанный, бе…вкусный             г) ра…целовать, и…мазать, во…делать

                                                                               (1 балл + 1 балл за все правильно вставленные буквы)

Ответ: _________

                                                                                                                                        Итого баллов: _______

3. Вставьте пропущенные буквы: акац…я, во…зал, ч…лка, зап…вать (песню), отв…рить (дверь), ц…ганский, мыш…нок, ц…новка, выб…ру, предл…гать, забл…стели, деш…вый, з…ря, ш…рох, ш…в

                                                                                                       (по 1 баллу за каждую правильную букву)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

1. Замените синонимами устаревшие слова:

Очи __________    лик __________  отрок ___________  изречь _____________  внимать ______________

                                                                                                      (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

2. Как называются выделенные слова (термин):

— Скорей, сестра, на рыб взгляни,   попались на крючок они!

  В ведерко руку окуни  —   Не бойся, это окуни!

Ответ: ____________________________                                                                                               (1 балл)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

3. Какое из этих слов лишнее по смыслу?

      а) глазомер             б) секундомер            в) шагомер           г) угломер            д) силомер

Ответ: ____________________________                                                                                               (1 балл)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

4. Какие из данных фразеологизмов имеют значение «МАЛО», «МНОГО»?  Подпишите эти значения у выбранных фразеологизмов.

Раз  два и обчелся _______________                 Сидеть сложа руки  ________________  

Пруд пруди           _______________                  След простыл           ________________

Дать нагоняй        ________________                 Капля в море           ________________

Кот наплакал        ________________                 Во все лопатки        ________________  

                                                                                                       (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

МОРФОЛОГИЯ И ГРАММАТИКА

1. Подберите к данным словам имена прилагательные – определения:

 Тюль          _________________     рояль  ____________________     кенгуру     ______________________          

 картофель __________________   фамилия __________________     шампунь    ______________________

                                                                                                       (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

2. Выпишите глагол, от которого нельзя образовать парный ему глагол несовершенного вида?      а) встретиться            б) смутиться           в) оказаться            г) очутиться          д) отказаться

Ответ: _______________________                                                                                                         (1 балл)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

3. Выпишите слово, от которого неправильно образована форма множественного числа.

      а) паруса               б) якоря             в) лекторы             г) инспектора            д) директора

                                                                                                                                                                     (1 балл)

                                                                                                                                           Итого баллов: _______

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

1. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова, подчеркните их:

 а) Орлята  учатся   летать.      б)  Мне слышался знакомый шум.           в)   Нас не нужно жалеть.    

 г) Он прочитал  на память  несколько строк.        д)  Цыплят по осени  считают.

                                                                                                       (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

2. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выберите правильный вариант ответа.

 А)  И песок в пустыне, как волны.

 Б)  Пустыня как море, только вместо воды песок.

 В)  В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.

 Г)  Волны песка называются барханами.

     а)  БГАВ               б)   АБГВ              в)  БАГВ             г)  ГВБА  

 Ответ: ____________                                                                                                                              (1 балл)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

3.  Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения.

а)  Взошло солнце, и  _______________________________________________________________________

б)  Звонко стучал по сухому дереву дятел, а ____________________________________________________

в)  Деревья шумели, шуршали и слушали, как __________________________________________________  

                                                                                                       (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

                                                                                                                                          Итого баллов: _______

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА РАБОТУ:  75 баллов

                                                                                                                                    Всего баллов: __________        

                                                                                                                                                                                                                                             

ОТВЕТЫ

на задания для школьного тура олимпиады по русскому языку

6 класс

Фонетика и орфоэпия.

1. АлфавИт, красИвее, слУчай, хозЯева, звонИшь, Августовский, щавЕль, прИбыл, положИл, кружевА, премировАть,  украИнский.

2.  а) парк   б) ноль  в)  куль  г)  пол  д) ложь

3.  рояль

Словообразование

1.Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, огурч-ик-, налад-чик-, за-вьюж-и-л-о.

2. Карточка

3. а) купать, купальня, выкупаться, искупаться – значение корня: мыть, мыться

   б) купить, скупка, выкупить, откупаться, накупить, прикупить – значение корня: приобрести что-либо

Орфография

1. В

      а) собИраем,  вытЕреть, сдИрает                            б) вырАщенный, загАр, предлОжение

      в) рОсток, прикОсновение, полОжение                 г) отрАсль, угОреть, кАсательная

2. Б

       а) раСписание, беСшовный, воЗгореться               б) Сбежать, неСговорчивый, беСшовный

       в) иЗбежать, неСдержанный, беЗвкусный             г) раСцеловать, иЗмазать, воЗделать

3. АкацИя, воКзал, чЁлка, запЕвать (песню), отвОрить (дверь), цЫганский, мышОнок, цИновка, выбЕру, предлАгать, заблЕстели, дешЁвый, зАря, шОрох, шОв

Лексика и фразеология

1.  Очи  — глаза,    лик – лицо,  отрок – юноша,   изречь – сказать,   внимать  — слушать

2. Омонимы (омоформы)

3. Глазомер

4.  

Раз два и обчелся    —   мало                                    Сидеть сложа руки    

Пруд пруди       —     много                                       След простыл          

Дать нагоняй                                                             Капля в море     —  мало        

Кот наплакал    —   мало                                            Во все лопатки    

   

   Морфология и грамматика                                                                                                                                                    

1. Тюль красивый, рояль  новый,  кенгуру серый, картофель  свежий, фамилия  чужая, шампунь  хвойный   

2. Очутиться  

3. Инспектора (инспекторы)

Синтаксис и пунктуация

1. а) Орлята  учатся   летать. (дополнение)     б)  Мне слышался знакомый шум.  (подлежащее)      

 в)   Нас не нужно жалеть.  (сказуемое)   г) Он прочитал  на память  несколько строк(обстоятельство)       д)  Цыплят по осени  считают. (обстоятельство)

2.   БАГВ

3.  Сложное предложение – в состав которого входят два или несколько простых.

 

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) на тему: Олимпиадные задания по русскому языку для 6 класса

ОЛИМПИАДНЫЕ  ЗАДАНИЯ  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ   ДЛЯ  6  КЛАССА

 1. Расставьте ударение в словах:

   Глиняный, ремень, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, украинцы, кухонный, красивее.

2. Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово стол:                                       

    1) столовая;  2)  столяр;  3) застолье;   4) столица;  5) столетник;  6) столешница; 7) престол.

3. Решите орфографическую задачу.

    Укажите разряды имен прилагательных.

1)      балко…ая  дверь;             2) безветре…ый  день; 3) медвежья берлога;

    4) внимательный ученик;   5) шустрые  белки;        6) золотые руки;

    7) бараба…ая дробь;             8)  каме…ое сердце

4. Объясните   значение   выделенных слов  (отрывок из «Сказки  о  царе  Салтане»   А.С.Пушкина)

      …Идут  витязи   четами,

          И, блистая  сединами,

          Дядька  впереди идет

          И  ко граду  их  ведёт.

5. К данным существительным  подберите имена прилагательные:

    боль, шампунь, тюль, рояль, полынь, домишко, иваси, путь, бандероль, мозоль, какао, шаль.

6.  Выпишите из текста слова, которые:

1)      склоняются;

2)      спрягаются;

3)      не склоняются и не спрягаются

   Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой  ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит  ленивой рысью. Вот и лес.  Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб  стоит подле  красивой липы.

 7. Выполните морфемный разбор слов:

    Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка, приморский.

ОТВЕТЫ

6 класс

1. Гли`няный,    реме`нь,   сли`вовый,     балова`ть,    кварта`л,    цеме`нт,    щаве`ль,    украи`нцы,    ку`хонный,    краси`вее

                              3 балла (0,3 б. за каждое слово при правильном ответе)

 2.  1), 2), 3), 4), 6), 7)        3 балла (0,5 б. за каждый правильный ответ)

 3.   1) Балконная дверь —   относительное;

       2) безветренный день – относительное;

       3) медвежья берлога – притяжательное;

      4) внимательный ученик – качественное;

      5) шустрые белки – качественное;    

      6) золотые  руки   — качественное;

      7) барабанная дробь – относительное;  

       8) каменное сердце – качественное

                                        Всего: 6 баллов (2б. – правильное написание слов — 0,5  за слово; 4б. – разряды прилагательных – 0,5 за прав. ответ)

 1.      Витязи – воины;  четами – парами;  сединами – седыми волосами; ко граду – к городу

                                             4 балла (1 балл за каждый правильный ответ)      

 5.  Например,  зубная боль, хороший шампунь,  красивый тюль, концертный рояль, горькая полынь,  ветхий домишко,  вкусная  иваси,  длинный  путь,  долгожданная бандероль,  твердая мозоль,   сладкое  какао,  чёрная  шаль.

                 6 баллов  (0,5 за каждое  словосочетание при правильном ответе)  

 6.   а)  (по) дорожке, стенами, васильки,  узкой, высокой, ленивой  и др.;

б) бьют, цепляются,  бежит, лепечут и др.;

в) весело, тихо, высоко.

                                       За каждое слово и правильный ответ – 0,5б.

 7.     Осин-к-а,     царап-ин-к-а,      снеж-ин-к-а,     осетр-ин-к-а,     троп-инк-а,     корзин-к-а,

        рос-инк-а,    при-мор-ск-ий.

                                                   4 балла (0,5б. за каждое слово)

Олимпиадные задания по русскому языку для 6 класса (школьный тур)

Олимпиада по русскому языку 6 класс

Школьный тур

1. Расставьте ударение в словах: красивее, звонит, искра, баржа, арахис, кулинария, обеспечение, договор.

2. Из звуков, входящих в слово палитра ученик составил слова:

пар, лапа, пир, трап, лира, тир, тара.

Найдите среди этих слов 3 слова со звуками, которых нет в слове палитра. Объясните.

3. Сколько звуков [о] в предложении:

Они всё громче звонят во все колокола.

Подчеркните буквы, на месте которых произносится [о].

4. Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов? Подтвердите свой ответ.

5. Разберите слова по составу: стульчик, перчик, пончик, горошинка, пушинка, речонка, издалека, печёнка

6. Объясните значение иноязычных элементов:

анти-

би-

гео-

хроно-

нео-

Запишите примеры слов с каждым из этих элементов.

7. Многие слова, самостоятельно существовавшие в древнерусском языке, сохранились только в составе современных слов. Например: велий большой’ ‘), коло («круг», «окружность ‘), тук (‘ ‘жир »). Какие современные слова знаете вы с этими корнями?

8. Вы знаете лишь две последние буквы слова: — ЛО. Слова каких частей речи это могут быть? Обоснуйте ответ.

9. Найдите и исправьте ошибки.

l) Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной в кино.

2) Поздравляю Вас с Восьмым мартом.

3) Брат одел шапку и вышел на улицу.

Ответы:

1. Расставьте ударение в словах: красивее, звонит, искра, баржа, арахис, кулинария, обеспечение, договор.

Всего 4 б

(0,5 балла за правильный ответ)

2. Из звуков, входящих в слово палитра ученик составил слова:

пар, лапа, пир, трап, лира, тир, тара.

Найдите среди этих слов 3 слова со звуками, которых нет в слове палитра.

лапа, пир, тир

Объясните. Не совпадают по «мягкости-твердости»

Всего 4б

3. Сколько звуков [о} в предложении:

Они всё громче звонят во все колокола. (два звука)

Подчеркните буквы, на месте которых произносится [о].

Всего 1 б

(0,5 балла за правильный ответ)

4. Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов? МОЖЕТ

Подтвердите свой ответ. Ветер дует, воет, свищет. Встретились лиса и заяц. 2б( по 1 баллу за пример с и )

Всего – 3б

5. Разберите слова по составу: стуль-чик , перч-ик , пончик , горош-ин-к-а, пуш-инк-а, реч-онк-а, из-дал-ек-а, печён-к-а

Всего 4 б

(0,5 балла за правильный ответ)

6. Объясните значение иноязычных элементов:

анти- против; антивозрастной

би- два; биметаллический

гео- земля геодезия

хроно- время хронометр

нео- новый неологизмы

(0,5 балла – объяснение; 0,5 – пример)

Всего – 5б

Запишите примеры слов с каждым из этих элементов.

7. Многие слова, самостоятельно существовавшие в древнерусском языке, сохранились только в составе современных слов. Например: велий большой’ ‘), коло («круг», «окружность ‘), тук (‘ ‘жир »). Какие современные слова знаете вы с этими корнями?

велий — ВЕЛИКИЙ, коло — КОЛЕСО, тук – ТУЧНЫЙ

Всего – 3б

8. Вы знаете лишь две последние буквы слова: — ЛО. Слова каких частей речи это могут быть? Обоснуйте ответ.

  • Стекло, сало – сущ., где Л входит в корень, О – окончание;

  • Весело – наречие, где Л входит в корень, О – суффикс;

  • Бело – краткое прилагательное среднего рода;

  • Мело, дуло – глагол прошедшего времени.

Всего – 4б

(по 1б за каждую часть речи)

9. Найдите и исправьте ошибки.

l) Сосед по парте спросил, кто пойдет с ним в кино.

2) Поздравляю Вас с Восьмым марта.

3) Брат надел шапку и вышел на улицу.

Всего – 3б

Всего 31 балл

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку 6 класс

Олимпиада по русскому языку

6 класс

  1. В каком случае слова «ни пуха ни пера» употреблены в прямом значении, а в каком в переносном? Что обозначает фразеологизм «ни пуха ни пера»? В каких ситуациях уместно его использование? (1 балл)

Ни пуха ни пера (В.Орлов)

Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
-Не дерись,
Не дразнись,
Не петушись.
Поспеши,
Уже пора.                        

Ну, ни пуха
Ни пера!
Через час,
Едва живой
Петушок
Идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

  1. О каком фразеологизме идет речь? Приведите пример употребления этого фразеологизма в речи. (1 балл)

Некогда царь Алексей Михайлович велел прибить у дворца своего в селе Коломенском, на столбе длинный ящик. Он ежедневно прочитывал сам вложенные туда челобитные. До того времени челобитные на имя царя клались на гробницы царских предков в Архангельском соборе. Богомольный царь, ревностный к церковному благолепию, поспешил отменить обычай. Ящик сделан был длинным в соответствие со свитками, на которых писались все документы до Петра. Из царских теремов выходило решение скорое, но, проходя через руки ближних бояр и дальних дьяков, дело «волочилось»: где застрянет, где совсем исчезнет. Недобрые слухи про московскую «волокиту» или еще образнее про «московскую держь» в народном представлении остались все те же, а кремлевский ящик из длинного превратился в «долгий», потому что решение иногда приходилось ждать очень долго, дело «волочилось», проходя через руки ближних бояр и дальних дьяков.  

  1. В каком слове нет приставки?  (1 балл)

Надоумить, намерение, надрывать, надумать, надломить

  1. Какие слова не являются синонимами? Поясните свой ответ. (2 балла)

Погасить – потушить, лелеять – нежить, бесхитростный – незатейливый, горе – случай, солидный – видный.

  1. Укажите предложение, в котором неправильно употреблено слово. Запишите предложение в исправленном виде. (1 балл)

Большую половину свободного времени дети были в мастерских.

Школа находится в центре посёлка.

Они с увлечением работали.

  1. К какой части речи относятся выделенные слова? Запишите предложения и обозначьте часть речи выделенных слов. (по 0,5 балла)
  1. Ведро дало течь, и вода стала течь.
  2. Мама стала печь пироги, а сын залез на печь.
  3. Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в детский сад.
  1. Установите соответствие глагола (колонка I) и морфологического разбора (колонка II). Ответ представьте в виде записи: 1з2в3д4а (по 1 баллу за правильный ответ)

1. принести

2. зайдешь

3. гуляют

4. принесла

а) сов. вида, 2-го спр., в неопределенной форме

б) сов. вида, 1-го спр., в ед. ч., в прош. вр., в ж.р.

в) несов. вида, 2-го спр., в ед. ч., в прош. вр., в ж.р.

г) сов. вида, 1-го спр., во мн. ч., в прош. вр.

д) несов. вида, 1-го спр., во мн. ч., в наст. вр., в 3-м лице

е) сов. вида, 1-го спр., в ед. ч., в буд. вр., во 2-м лице

ж) сов. вида, 1-го спр., во мн. ч., в буд. вр., во 2-м лице

з) несов. вида, 1-го спр. в ед. ч., в прош. вр., в ср. роде

  1. Какими частями речи могут быть слова: простой, гнёт, столовая, пила? (4 балла)

Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

 (до 10 баллов)

Робин пов_рнулся и кинулся б_жать. Ему даже некогда было подумать что вот и настал такой м_мент когда отважному Робин Гуду пр_ходит(?)ся сп_сат(?)ся бегством. У него просто (не)было иного выхода: на холме под дубом собралось больше дюжины вооруженных людей.

Робин кинулся в сторону опушки_ быстро нырнул под д_ревья рванул в глубь леса но аббат и сопр_в_ждавшие его стрелки были на л_шадях и еще с ними были собаки которые тут же взяли след. Пытаясь _бить с толку своих преследователей, уже наст_гавших его в лесной чащ_, Робин пове_рнулся назад. Он знал что собак со следа не соб_еш_ но все же пытался выиграть хоть (не)сколько м_нут.

В этот раз опас_ность действительно была вел_ка.

  1. Сформулируйте основную мысль текста (1 балл)
  2. Определите тип речи (1 балл)
  3. Определите стиль речи (1 балл)
  4. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми (по 1 баллу)
  5. Укажите номер сложносочиненного предложения (1 балл)
  6. Найдите слово, которое имеет значение «быстро перемещаясь, устремляться, направляться к кому-либо, чему-либо» (1 балл)
  1. В какой из пар рифмы нет? Ответ обоснуйте (2 балла)
  1. Алфавит — позвонит
  2. Повод — газопровод
  3. Документ — инструмент
  4. Завидно — обидно
  5. Каталог — некролог

Олимпиада по русскому языку 6 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2017 год

Ӏ (школьный) этап

6 класс

Время выполнения работы — 1 час Максимальное количество баллов – 50

Задание 1. Расставьте ударение в словах:

красивее, звонит, искра, баржа, торты, обеспечение, договор.

Задание 2.  Из звуков, входящих в слово палитра ученик составил слова:

пар, лапа, пир, трап, лира, тир, тара.

Найдите среди этих слов 3 слова со звуками, которых нет в слове палитра. Объясните.

5 б

Задание 3. Сколько звуков [о] в предложении:

Они всё громче звонят во все колокола.

Подчеркните буквы, на месте которых произносится [о].

По 0,5 б за правильный ответ

Задание 4. Разберите слова по составу

Рубчик, пересмотрел, сновидение, певунья, самостоятельный

По 1 б. за каждое слово

Задание 5. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения
А) С обоих сторон раздавались голоса.

Б) Ихний ребенок плохо воспитан.

В) Моя мама работает инженершей на заводе.

3 б

Задание 6. Расшифруйте данные пословицы.
УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ.
НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.
ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ.
ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.

4 б.

Задание 7. Объясните значение иноязычных элементов, напишите по 1 примеру:

анти- 

би- 

гео- 

хроно- 

нео- 

(0,5 балла – объяснение; 0,5 – пример)

Всего – 5б

Задание 8. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин

5 б.

Задание 9. Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе)

А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха?
Б) Какие конфеты содержат мел?
В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?
Г) Какое животное жить не может без уроков?
Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

По 1баллу за правильный ответ

Задание 10. Продолжите сказку.

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительных : Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

— Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, — вздыхало Небо.

— А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.

10 б

Ответы

Задание 1.( 7 б)

красивее, звонит, искра, баржа, торты, обеспечение, договор.

Задание 2 (5 б ( по1б за слово + 2б за объяснение))

Пир, тир, лапа

Объяснение. Не совпадают по «мягкости-твердости» 

Задание 3 ( 1 б.)

всё громче

Задание 4 (5 б.)

Руб –ч -ик,

пере – смотр – е — л,

сн – о – вид – ени — е,

пе – в – унь — я,

самостоятельн — ый

Задание 5 ( 3 б.)

А) С обеих сторон раздавались голоса.
Б) Их ребенок плохо воспитан.
В) Моя мама работает инженером на заводе

Задание 6 (4 б.)

Делу время, а потехе час

Один в поле не воин
Не все то золото, что блестит
Не боги горшки обжигают

Задание 7 ( 5 б)

анти- против; антиобщественный

би- два; билингвист

гео- земля геодезист

хроно- время хронометраж

нео- новый неологизмы

Задание 8 ( 5 б)

адрес — среда
волос — слово
майка — кайма
сосна — насос
апельсин — спаниель

Задание 9 (5 б)

А. репа
Б. карамель, мармелад
В. иней
Г. сурок
Д. рис

Задание 10 (10б)

Ученики должны построить связный текст, сохранив жанровые особенности сказки

За каждые 3 ошибки отнимается по 1 баллу

Олимпиадные задания (6 класс) по теме: Олимпиадные задания по русскому языку и литературе

Олимпиада по русскому языку

6 класс

  1. Расставьте правильно ударение в словах:

Включишь, значимый, звонит, кухонный, красивее, облегчишь, свекла, торты, форзац, щавель.

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) семь;

б) прелестный;

в) боюсь;

г) сеют.

     3. Запишите транскрибцию слов:

          Вьюга, коллекция, женитьба, подъезд.

     4. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

          а) квартет;

б) депо;

     в) кафе;

     г) интерьер.

5. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    а) посв..щение, подг..реть

    б) в..сенний, т..лантливый

    в) н..бесный, р..стительность

    г) прил..скать, в..лнистый

     6. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

а) золотое кольцо;

б) тёмная ночь;

в) серебряные волосы;

г) старинная крепость.

     7.  Замените словосочетания фразеологизмами.

          очень быстро –

          очень темно –

          очень тесно –

          очень мало –

          очень много –

  1. Укажите, в каком ряду все слова однокоренные:

а) инспектор, испечь, пекарь;

б) сток, течение, текущий

в) летний, летать, полёт;

г) сбор, прибор, борец;

    9.  В каком ряду все слова не имеют окончания?

       а) говорил, отвечала, блестит;

        б) широкий, важный, голубой;

        в) быстро, дальше, интересно;

        г) высока, мудры, могуч;

  10.  В каком ряду на месте пропуска пишется Ь?

       а) вертет..ся, взаимопомощ..

       б) стаи туч.., улыбаеш..ся

       в) не плач..те, от..езд

       г) калач.., птич..и

  11.  В каком слове нет суффикса –к- ?

        а) стройка;

        б) двойка;

        в) мойка;

        г) койка.

12. В каком слове есть приставка ПОД-?

     а) подарок

     б) подкова

     в) подержать

     г) подруга

13. Каков способ образования слова «подоконник»?

     а) приставочный

     б) суффиксальный

     в) бессуффиксный

     г) приставочно-суффиксальный

14. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить  

      ЭФФЕКТИВНЫЙ?

      а) С прогнозом зрителей познакомила эффектная девушка.

      б) С заключительным аккордом балерина застыла в эффектной позе.

      в) Для эффектной работы цеха необходимо отладить все механизмы.

      г) Эффектные комбинезоны были представлены на выставке рабочей

          одежды.

15. Какая пара слов является словосочетанием?

      а) обогнал соперника

      б) около стола

      в) гром и молния

      г) туча черна

16.  Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) совершенного вида.

     В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди     паутины, воробей пришел пеший через порог и искал себе зёрнышко в жилой земле избы.

17. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

      а) Набежали тучи, и хлынул дождь.

      б) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей.

      в) После дождя начали буйно лезть грибы: маслята, лисички, рыжики.

      г) «Ты, конечно, опоздал по уважительной причине?» — спросила учительница.

18. В каком предложении нет обстоятельства?

    а) В Древней Руси книги ценились высоко?

    б) Михаил Юрьевич Лермонтов был выслан на Кавказ.

    в) Баллада характеризуется острым сюжетом.

    г) Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.

19.  Из данного предложения выпишите грамматическую основу (грамматические основы).

      Город утонул в лилово-туманной тени, и только верхушки высоких тополей на острове резко выделялись червонным золотом.      

20. Из предложения выпишите дополнение (дополнения).

     Пожарные мгновенно раскатали рукава, поставили лестницы.

       

                               Ответы к олимпиаде по русскому языку

6 класс

  1. Расставьте правильно ударение в словах:

Включишь, значимый, звонит, кухонный, красивее, облегчишь, свекла, торты, форзац, щавель.               (2 балла)

  1. в) боюсь                                       (2 балла)
  2.    в й  у г ъ      к а л  э к ц ы й  ъ       ж ы н  и д б ъ        п а д й э с т       (3 балла)
  3. Кафе      (2 балла)
  4.  Г) приласкать, волнистый    (2 балла)
  5. в) серебряные волосы       (2 балла)
  6. очень быстро –  сломя голову                

      очень темно –  ни зги не видно, хоть глаз выколи

 очень тесно – яблоку негде упасть

           очень мало – кот наплакал

           очень много – куры не клюют                    (4 балла)

  1. б) сток, течение, текущий.                  (4балла)
  2. в) быстро, дальше, интересно;           (4 балла)
  3.  а) вертеться, взаимопоиощь              (3 балла)
  4.     г) койка.                                                (3 балла)
  5.   Г) подкова                                            (3 балла)
  6.  Г) приставочно-суффиксальный                (4 балла)
  7.  В) Для эффектной работы цеха необходимо отладить все механизмы. (Надо – для эффективной работы)         (4 балла)
  8.   А) обогнал соперника              (4 балла)
  9.   Пришёл                                (4 балла)

 

  1. Б) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей.(5 баллов)
  1.     в)  Баллада характеризуется острым сюжетом.   (5 баллов)
  2.   а)   город утонул, верхушки выделялись    (5 баллов)

      20.  б)   рукава, лестницы            (5 баллов)

Итого:     70 баллов

 Олимпиада по литературе 6 класс

  1. В каком веке родился А.С. Пушкин?
  2. Какой термин называет элемент композиции?

а) завязка;

б) повязка;

в) перевязь;

г) связка.

     3.  Какое из этих слов не является литературным термином?

          а) метафора;

          б) эпитет;

          в) амфибия;

          г) олицетворение.

    4.  Соотнесите имена и фамилии писателей.

         1) Василий Андреевич                а) Гоголь

         2) Николай Васильевич              б) Тургенев

         3)  Николай Алексеевич             в) Жуковский

         4) Иван Сергеевич                       г) Некрасов

    5.  Какая из названных сказок является волшебной?

         а) «Лиса и журавль»

         б) «Морозко»

         в) «Кашица из топора»

         г) «Теремок»

   6.  Кто из перечисленных поэтов в своей поэме описывает тяжёлую жизнь   бурлаков?

а) Пушкин

б) Лермонтов

в) Некрасов

г) Тютчев

д) Есенин

е) Рубцов

   7. Какие из подвигов Геракл не совершал?

        а) истребление стимфалийских птиц;

        б) убийство лернейской гидры;

        в) укрощение эриманфского вепря;

        г) похищение золотого руна.

   8. Какой из перечисленных терминов использует А.С. Пушкин в своём стихотворении «Зимнее утро»?

      а) антитеза

      б) инверсия

      в) сравнение

      г) аллегория

   9.  Какой из перечисленных терминов использует М.Ю. Лермонтов в  своём стихотворении «Парус»?

        а) антитеза

        б) инверсия

        в) сравнение

        г) аллегория

10.  Какой вид рифмы используется в следующих отрывках.

       1)  … Пора, красавица, проснись:

            Открой сомкнуты негой взоры

           Навстречу северной Авроры,

           Звездою севера явись!

         2) Сижу за решеткой в темнице сырой.

              Вскормленный в неволе орел молодой,

              Мой грустный товарищ, махая крылом,

              Кровавую пищу клюет под окном

         3) Белеет парус одинокой 

             В тумане моря голубом!..

             Что ищет он в стране далекой?

             Что кинул он в краю родном?..        

     11. Соотнесите названия произведений с жанрами, к которым  они относятся.

          1) «Подвиги Геракла»                 а) рассказ

          2) «Узник»                                    б) роман

          3) «Дубровский»                          в) летопись

          4) «Лошадиная фамилия»           г) стихотворение

          5) «Кладовая солнца»                  д) миф

          6) «Повесть временных лет»      е) сказка-быль

   12.   Соотнесите понятия с их толкованием.

        1) Роман

        2) сюжет

        3) антитеза

        4) инверсия

      5) метафора

а) Необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи.

 б) Слово или выражение, употреблённое в переносном смысле вместо другого слова на основе сходства.

в) Последовательность и связь событий в художественном произведении.

 г) Большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.

д) Противопоставление образов, эпизодов, слов.

13.  Соотнесите автора и название произведения.

       1) М.М. Зощенко                        а) «Утёс»

        2) А.С. Пушкин                          б) «Ночь пред Рождеством»

       3) М.Ю. Лермонтов                    в) «Расмус-бродяга»

        4) Марк Твен                               г) «Дубровский»

        5) Н.В. Гоголь                             д) «Галоша»

        6) Астрид Линдгрен                   е) «Приключения Тома Сойера»

14. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

          а) Дефорж

         б) Герасим

         в) Гекльберри

         г) Тыбурций

         д) Митраша

         е) Вакула

15.  Из какого произведения данный отрывок? Назовите автора.

         Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.

Ответы к олимпиаде по литературе, 2012- 2013 учебный год,

6 класс

  1. В 19 веке.           (1 балл)
  2. А) завязка.          (2 балла)
  3. В) амфибия.        (2 балла)
  4. 1в, 2а, 3г, 4б        (2 балла)
  5. Б) «Морозко».     (2 балла)
  6. В) Некрасов            (3 балла)
  7.  Г) Похищение золотого руна.       (3 балла)
  8. а) антитеза     (4 балла)
  9. б) инверсия      (4 балла)
  10. 1) Опоясывающая

  2) Парная

  3) Перекрёстная рифма.                              (5 баллов)

  1.   1д, 2г, 3б, 4а, 5е, 6в          (5 баллов)
  2.   1г, 2в, 3д, 4а, 5б            (5 баллов)
  3.   1д, 2г, 3а, 4е, 5б, 6в        (5 баллов)
  4. а) Дефорж   —  А.С. Пушкин «Дубровский»

           б) Герасим  —  И.В. Тургенев «Муму»

           в) Гекельбери  — Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

           г) Тыбурций  —  В.Г. Короленко «В дурном обществе»

           д) Митраша  —  М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

           е) Вакула  —   Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

  1. баллов)
  1.   «Муму»            (6 баллов)    

Итого:   55 баллов