Урок «Сжатое изложение», 6 класс
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: Сжатое изложение (по упражнению №75)
Место урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному
плану в 6 классе. (Учебник под редакцией Ладыженской Т.А.
Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.)
Цели:
отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.
воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, отрывки из рассказа Дышаленковой Р.А. «Пушкинский перстень», разработанная презентация.
При разработке презентации была использована литература:
иллюстрации из серии А.Ф.Преснова «Встреча с Уралом», П.И.Мельников-Печерский «Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале», ж. «Литература в школе» №1 2002
Организационный момент.
Целеполагание
Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
Слайд 1
3. Лингвистическая разминка
— Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).
Слайд 2
— Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).
Слайд 3
— Что должно быть отражено в сжатом изложении?
Слайд 4
основное содержание текста;
тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;
главные мысли основных микротем.
— Что особенно важно при написании сжатого изложения?
отобрать основное содержание текста;
исключить второстепенное, выделить главное;
найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;
соблюдать связность текста;
заменить большие по объему предложения синонимичными.
Первичное прослушивание текста.
Словарная работа
Наст – твердая корка на снегу после короткой оттепели.
Ямщик – кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров (тот, кто правит лошадьми).
Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.
Мичман – первый офицерский чин, а также офицер, имеющий это чин.
Пасмурнеть – быть покрытым облаками, предвещающими плохую погоду, ненастье.
Слово учителя о В.И.Дале.
Слайд 5
Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске (теперь Ворошиловград) в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, В.И.Даль около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях.
Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В.И.Даль, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведён в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору.
Новое служебное поприще потребовало от В.И.Даля частых и больших разъездов по краю и дало ему возможность узнать естественные и этнографические богатства далёкой и новой для него окраины России. Он посылает для пополнения коллекций в Академии наук разнообразные экспонаты, характеризующие естественные богатства и природу Оренбургского края.
Слайд 6
«В Оренбурге он горячо принялся за свое бессмертие. Скакал верхом по бесчисленным станицам, аулам, стойбищам Южного Урала. К концу года говорил на башкирском и казахском языках. Кстати, о языках. Даль был полиглот-многоязычник, как сказано в его словаре. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, латынь, болгарский, сербский, татарский… Врачевал, говорят, прямо в степи, делал операции, готовил лекарства, разрешал гражданские споры».
В восемь лет жизни в Оренбургском крае Владимир Иванович изъездил его весь из конца в конец, вдоль и поперек. Он не раз езжал с В.А.Перовским по обеим сторонам Урала. Он сопровождал царствующего Государя Императора, обозревавшего в 1837 году Оренбургский край.
Слайд 7
В сентябре 1833 года в Оренбург пребывает Александр Сергеевич Пушкин, чтобы побывать в местах пугачевского бунта. «Они (Пушкин и Даль) познакомились осенью 1832 года, когда Даль передал поэту свою книжицу «Русские сказки. Пяток первый».
Владимир Даль вызвался сопровождать Пушкина в его поездке по Оренбургскому краю. Не откладывая дела в долгий ящик, на следующий день после приезда в Оренбург, Пушкин и Даль отправились в Бердскую станицу, бывшую станицу Пугачева. Путешественники посетили крепости Татищево и Нижнеозерную, побывали в Яицком городке, где Пугачев объявил себя царем Петром III.
«Семь дней Пушкин и Даль были вдвоем и в городе, и в степной дороге, и в казачьих крепостях: Ниже-Озерной, Татищевой, Чернореченской, яицком городке Уральске… Сверяли свои знания о Пугачевском бунте.
Сам Даль утверждает, что идею создания Толкового словаря живого великорусского языка ему подсказал Пушкин: собрано материала много, а формы нет. Так примерно и сказал, что-де на Урал в 30-е годы переселили народу из десяти российских губерний, говор у всех особый, множество слов — не знаемых в столице, которая говорит по-французски, дескать, Даль, вы должны создать Словарь, которого нет.
И даже «гнезда» Словаря обговорили, и очень просил будто бы Пушкин не забыть и вставить в Словарь, где нужно, предания старины глубокой, приметы народные.
Слайд 8
Так что Далев Словарь родился и наполнился у нас, на Урале, и по благословению Пушкина. Восемь лет отдал В. И. Даль изучению Оренбургского края. Начал «малоизвестным чиновником, а покинул Урал знаменитым писателем и ученым».
В 1841 году В.И.Даль опять в Петербурге, служит крупным министерским чиновником, а в 1849 году его переводят в Нижний Новгород управляющим удельной конторой. Десять лет Даль пробыл на этой должности, и лишь с 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни — «Толкового словаря».
Четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля издан впервые в 1863-66 годах и до сих пор сверкает, как пушкинский перстень, в нашей отечественной культуре. Кроме того, Даль издал два тома «Пословиц русского народа». Восемь томов составили его художественные и публицистические произведения.
Слайд 9
7. Работа с текстом. Беседа по вопросам.
— какова тема текста?
— основная мысль?
— озаглавьте текст.
-определим количество микротем (абзацев) в тексте.
— выделите в каждой микротеме основные факты и действия.
8. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.
Слайд 10
9. Работа над 1-ой микротемой:
— 1-ое предложение:
Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да: словно под парусом)
— 2-ое предложение:
Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока).
— 3-е и 4-ое предложения
Соединим два предложения в одно. Почему нельзя исключить слово мичманская? (Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо).
10. Творческое задание
Мы с вами сжали первый абзац, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти приемы сжатия.
11 Подведение итогов работы .
— чтение полученных текстов;
— какие приемы сжатия текста вы использовали?
(использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.
12. Домашнее задание: переписать изложение в тетради.
Образец работы учащегося:
По серому насту сани идут легко. Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Новая мичманская форма греет плохо.
Ямщик утешает: « Замолаживает, к теплу».
Мичман дует на закоченевшие пальцы и старательно записывает незнакомое слово: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучами. Так говорят в Новгородской губернии».
Этот день для мичмана оказался главным в его жизни. Из этой странички после сорока лет работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом был Владимир Иванович Даль.
(Суслин Илья, ученик 6-го класса)
Литература:
Учебник под редакцией Ладыженской Т.А. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) М; «Просвещение» 2006
Дышаленкова Р.А. «Пушкинский перстень» Автограф, 1999
Иллюстрации из серии А.Ф.Преснова «Встреча с Уралом» 1983-1984
П.И.Мельников-Печерский «Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале»;
Ладыженская Т.А Методика развития речи на уроках русского языка М; «Просвещение» 1991
ж. «Литература в школе» №1 2002
С.И.Ожегов «Толковый словарь» М; «Русский язык» 1986
УРОКИ 53–54. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ | Поурочные планы по русскому языку 6 класс
УРОКИ 53–54. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ
22.07.2013
26154
0
СТРАХ
Спуск
казался таким крутым, что у Коли замирало сердце всякий раз, когда он смотрел
вниз. А рядом на ветке черемухи сидели снегири и ехидно косились на Колю, как
будто хотели посмеяться над ним.
Мальчик взглянул на
свои лыжи и вздохнул. Третий день подряд приходил он на гору и подолгу стоял
здесь, а съехать не решался.
Вдруг к Коле подошла
Таня.
– Чего стоишь? –
спросила она.
– Так.. устал.
И сам не зная зачем,
Коля вдруг соврал:
– Восемь раз уже
съехал.
Таня неторопливо
подошла к краю обрыва. Только успел Коля подумать, что девчонка обязательно
струсит, как Тани на обрыве уже не оказалось. Как ветром сдуло.
Коля быстро наклонился
и глянул вниз. Маленькая фигурка летела стремглав с откоса. К горлу мальчика
подступил какой-то комок. Стало жарко и стыдно. Коля подождал, пока Таня начала
подниматься в гору, потом подошел к обрыву, подвигал лыжами и крепко зажмурил
глаза.
Дальше он помнил
только, как рот захлестнул сильный ветер. Мальчика швырнуло в сторону, он
кубарем покатился вниз. Мокрым противным снегом залепило глаза и уши. Кряхтя,
Коля вылез из сугроба и принялся искать шапку. Сердце его бешено и радостно
стучало. Мальчик бодро поднялся на гору и поправил крепления. Страха больше не
было. Страха, у которого глаза велики.
1. Работа с текстом.
1) Первичное чтение полностью.
– Прослушайте текст, объясните его
название.
– На какие части можно разбить текст?
2) Чтение по частям
– Прослушайте первую часть и скажите, с
помощью каких средств автор передает чувства Коли перед спуском?
– Озаглавьте эту часть.
– Прослушайте вторую часть. Почему Коля
соврал?
– Почему Коле стало стыдно после
Таниного спуска?
– Каким вы представляете себе Колю в
этот момент?
– Озаглавьте эту часть.
– Прослушайте третью часть и отметьте
средства, которыми автор описывает стремительный спуск Коли.
– Как изменилось состояние Коли?
– Озаглавьте эту часть.
3) Повторное чтение полностью.
– Прослушайте текст и назовите его
ключевую фразу. (У страха глаза велики.)
– Как вы ее понимаете?
2. Пробный пересказ (на усмотрение
учителя).
Один ученик пересказывает, другие его поправляют в случае необходимости.
3. Самостоятельная
работа (написание изложения).
Урок с презентацией по русскому языку изложение 6 класс
Изложение «Как спасали крысу» урок русского языка в 6 классе
Цели: 1) учить приемам сжатия текста с помощью репродуктивных и продуктивных вопросов;
2) общеучебные навыки: развить навык сопоставления, обобщения; умение делать вывод,
предметные навыки: умение определять авторскую позицию.
3) воспитывать сочувственное, сопереживательное отношение к животным.
Ход урока: оргмомент О чем вы хотели бы меня спросить? (Чему будем учиться? Для чего?)
Ученик: Чтобы подготовиться к ГИА, чтобы уметь вообще излагать информацию кратко и точно.
Учитель: Что вам известно о крысах?
Ученик: Умные животные, переносчики различных заболеваний, грызут продукты питания, ученые используют их для опытов.
Учитель: То есть мнения самые противоречивые. Не приходило ли вам в голову, почему большинство людей относится к крысам отрицательно?
Ученик: Может быть, из-за ее внешнего вида…
Учитель: Итак, героиней нашего сегодняшнего урока будет крыса. Она поможет нам учиться писать сжатое изложение текста. Прежде чем мы приступим к нему, проведем разминку «Анализ текста» и понаблюдаем, какую оценку крысам дают люди. Вам нужно прочитать 3 текста и проанализировать их в сопоставительной таблице. Внимательно рассмотрите ее. Какие знания вы должны привлечь для ее заполнения?
Ученик: Нужно знать стили и типы речи.
Ученик: Мы должны сказать, о чем говорится в текстах и выявить главную мысль.
Учитель: Вспомните, какие есть стили и типы речи (на экране подсказка)
Ученик: (называют)
Учитель: Прочитайте тексты про себя и заполните таблицу. Работаем парами.
(Дидактический материал)
1.
Прочитайте текст, правильно произнося числительные.
Кры́сы (лат. Rattus) — род грызунов семейства мышей. Длина тела 8—30 см, длина хвоста равна длине тела или больше ее, масса от 37—39 граммов до 400—420 граммов (некоторые экземпляры серой крысы могут достигать 500 граммов). В окраске тела преобладают тёмно-серые или серо-бурые тона, однако встречаются жёлтые, красные и оранжевые оттенки. Пальцы на лапах подвижные — это компенсирует недостаточное развитие мозолей, необходимых для лазания. (Википедия)
2.
Прочитайте текст. Попытайтесь определить, из какого произведения взят фрагмент. Назовите автора.
…из-под лестницы, из-под пола, показалась толстая голова. Высунулось, понюхало и вылезло серое животное на низких лапах. Не спеша оно пошло к корзине со стружками, влезло туда, нюхая и шаря, — сердито зашуршало стружками. Должно быть, оно искало яйцо, которое разбил Буратино.
Потом оно вылезло из корзины и подошло к Буратино. Понюхало его, крутя черным носом с четырьмя длинными волосками с каждой стороны. От Буратино съестным не пахло, — оно пошло мимо, таща за собой длинный тонкий хвост.
Ну как его было не схватить за хвост! Буратино сейчас же и схватил. Это оказалась старая злая крыса Шушара. С испугу она, как тень, кинулась было под лестницу, волоча Буратино, но увидела, что это всего-навсего деревянный мальчишка, обернулась и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть ему горло.
А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
3.
Прочитайте текст. Подумайте, какими стилевыми особенностями он отличается от предыдущих двух.
Декоративные крысы могут быть по-настоящему ручными животными. Они умны, более чистоплотны, чем другие декоративные грызуны, у них неплохая память, они узнают людей. Крысы – животные социальные, они любят общество и общение, прекрасно ладят с человеком и со своими собратьями. Зверьку нужна ласка, он любит, когда его чешут и гладят. Ему нужны постоянные занятия, чтобы он не заскучал – лесенки и канаты в клетке, еда, завернутая в бумагу, корм, подвешенный к потолку клетки, прогулки по комнате. Прирученное животное постарше с удовольствием с полузакрытыми глазами устроится у вас на коленях или возле ваших рук, позволит погладить спинку и между ушей. Декоративные крысы способны снимать стресс ничуть не хуже кошек. Кроме того, многие из крыс откликаются на голос человека и способны отличить свое имя. При наличии усердных и систематических тренировок некоторые крысы способны выполнять ряд простейших команд.
Учитель: Проанализируйте каждый текст по таблице (по вертикали).
Вывод: У человека существуют самые разные мнения о крысах. Он дает неоднозначную оценку этому животному.
Учитель: Итак, давайте обратимся к тексту, который вам предстоит изложить сжато, и посмотрим, как можно относиться к крысам. Читаю текст. «Как спасали крысу» — подумайте, что может отражать такой заголовок – тему или идею (основную мысль)?
Ученик: Такой заголовок может отражать тему.
Учитель: Верно.
Как спасали крысу
Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:
— Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!
По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колёсами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.
Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что- то в роде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо – крыса, я, трамвай и моя знакомая – взбежали на подъём.
Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.
— Замечательно, — в два приёма сказала моя знакомая. – Я знала, что ты человек неравнодушный. (по Б. Васильеву)
Учитель: От чьего лица ведется повествование?
Ученик: От 1 лица – от лица автора. Еще здесь есть его знакомая.
Учитель: Кто автор и какими синонимами можно заменить названных вами героев текста?
Ученик: Автор – Васильев, можно говорить «он», «писатель». Его знакомая – спутница, подруга, она.
Учитель: Верно. Изложение вы будете писать от 3 лица, поэтому используйте эти синонимы.
Учитель: Сколько микротем можно выделить в этом тексте? Прочитайте каждую.
Ученик: 4 микротемы (зачитывает).
Учитель: Какие вопросы называются репродуктивными и продуктивными?
Ученик: Репродуктивные – такие, на которые есть ответ в тексте, они начинаются со слов: что? Где? Когда?А продуктивные – те, которые нужно объяснить, ответ у нас в голове. Они начинаются со слова почему?зачем? и могут иметь 2 части: если…., то. Какой вывод можно сделать?
Учитель: Подберите репродуктивные вопросы к каждой микротеме, запишите их в тетрадь.
Репродуктивные вопросы:
Где происходит действие? Что привлекло внимание Бориса Васильева и его спутницы?
Что хотел сделать автор и о чем просила его знакомая?
В чем заключался «незабываемый бег»?
Чем все закончилось?
Учитель: Давайте подумаем над продуктивными вопросами к этому тексту. Подсказка есть в вашей сопоставительной таблице.
Продуктивные вопросы:
Каково отношение автора к крысе? Какие слова об этом говорят? («омерзительная», «шарахнуть», «зверюге», «проклятую», «тварь»). Отношение автора – негативное, брезгливое, презрительное.
Какова точка зрения знакомой автора на происходящее? Она проявила сострадание к животному – «неразумное создание», «несчастное животное».
Если автор негативно относился к крысе, зачем нужно было ее спасать? Он прислушался к словам своей знакомой, ему нравится ее активность, деятельная доброта. Ее жизненная позиция достойна уважения вне зависимости от того, в какой ситуации она проявляется.
Что имела в виду попутчица под словами «ты человек неравнодушный»? Возможно, так она выразила ему благодарность за то, что он принял участие в спасении крысы, она имела в виду способность автора сочувствовать живому существу, но она поняла, что он хотел скрыть это, он был ироничен, эта ситуация вызвала у него улыбку.
Какое отношение у вас вызвала данная ситуация? Наверное, это было действительно смешно – бег вчетвером, но, несомненно, крысу нужно было спасать, так как в этой ситуации она была беззащитна. Задача человека – защищать слабых.
Учитель: Перечитайте вопросы, которые вы записали. Составьте текст изложения.
Примеры изложений:
Этот случай мог в любом городе,где есть общественный транспорт-трамвай.Два молодыхчеловека,когда они шли вдоль трамвайной линии,увидали,что крыса забежала на трамвайную линию.Ей грозила опасность,потому что в этот момент ехал трамвай.Спутница молодого человека очень испугалась спасти грызуна,И молодой человек попытался прогнать крысу с линии.Всё закончилось замечательно.Животное было спасено.А может,крыса и сама себя спасла.Приятно то,что люди остались неравнодушны к его судьбе
Елтышевой Анны 6 «А»
Б. Васильев и его знакомая шли по бульвару, затем свернули на улицу. И тут его спутница указала на крысу, которая шла по трамвайным путям. Автор хотел кинуть камень в зверюгу, но попутчица убедила спасти животное от трамвая.
Автор бросился сгонять крысу, так начался незабываемый бег. Впереди мчалось испуганное животное. За крысой бежал автор. За ним спешил трамвай, а по тротуару бежала его знакомая. Тут крыса свернула в одну сторону, а автор в другую. Потом его спутница сказала, что замечательно, что он неравнодушный человек.
Вывод. Им нужно было спасти крысу от трамвая, чтобы её не задавило. Поначалу автор негативно относился к крысе но, в конце концов, он спас её, потому что его спутница убедила его спасти крысу от смерти. После того как автор спас крысу, попутчица назвала его неравнодушным человеком, потому что он хотел кинуть камень в крысу, а вместо этого пожалел её и спас. Текст учит хорошо относиться ко всем зверям и помогать им.
Это необычное событие произошло на одной из улиц. Автор со своей спутницей на трамвайных путях увидели крысу, которая бежала по рельсам. Б.Васильев хотел убить ее камнем, но его знакомая попросила спасти зверька. Они вдвоем начали сгонять крысу с рельсов, но зверюга бежала по ним и не уходила в сторону.
За ней бежал автор, за ним – трамвай. В конце концов крыса убежала с рельсов. Хотя она и омерзительное животное, но крыса живая, и у нее тоже есть душа, хоть и маленькая. Главный герой был неравнодушным человеком, любил животных, поэтому, наверное, он и спас зверька. На его месте я поступила бы так же. Ведь крыса не виновата, что она такая.
Б.Васильев и его попутчица шли по бульвару. И тут его знакомая увидела крысу на рельсах.
Попутчица попросила автора спасти крысу. Сначала он хотел швырнуть камнем в крысу, но его спутница убеждала спасти бедное создание. Он начал сгонять крысу с рельсов.
И так начался незабываемый бег. Автор бежал за крысой, за ним мчался трамвай, и рядом бежала его спутница.
Всё закончилось тем, что крыса спрыгнула с рельсов, а его попутчица назвала его неравнодушным, потому что он не хотел спасать крысу, но всё же спас.
Как спасли крысу
Когда Борис Васильев шёл со своей знакомой по бульвару, она увидела вдруг крысу.
Автор хотел кинуть камень в эту зверюшку, но спутница остановила его и попросила убрать бедное животное с рельсов.
И автор побежал за крысой, а крыса от него, а за ним ехал трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала его попутчица.
Крыса ловко перепрыгнула с рельсов. Автор тоже быстро умудрился отпрыгнуть от трамвая в другую сторону.
Крысу можно было и не спасать, ей просто нужно было не мешать уйти от опасности.
Автор согласился с попутчицей потому, что она просила спасти неразумное создание.
Борис Васильев превозмог своё негативное отношение к крысам и постарался помочь маленькому зверьку в трудной ситуации.
Рассказ был смешной и поучительный. Не во всех ситуациях животным нужна помощь человека, но мы должны очень внимательно относиться к животным и, если что-то действительно грозит жизни, немедленно помочь.
Урок русского языка в 6 классе на тему «Сжатое изложение» (6 класс)
Урок на тему «Сжатое изложение».
Цели урока: применить на практике приёмы изу-
чающего чтения, при котором нужный материал берётся
на заметку, выписывается; подготовить учащихся к сжа-
тому изложению (упр. 119).
I. Постановка задачи, мотивация.
— Сегодня мы поговорим об известном учёном Влади-
мире Ивановиче Дале, благодаря которому в языке сохра-
нились многие диалектные слова. Некоторые из этих слов
стали общеупотребительными, а другие вышли из употре-
бления. Вы уже знаете, что первый словарь русского язы-
ка составил именно Владимир Иванович. Как же ему при-
шло в голову собрать слова русского народа и издать сло-
варь?
II. Первоначальная работа с текстом (упр. 119).
Знакомство с памяткой «Как готовиться к сжатому из-
ложению» (см. Часть 1, с. 165).
1. Чтение текста. Выяснение значений непонятных слов
(мичман, ямщик, наст и др.).
2. Определение основной мысли текста. (Морозный
мартовский день 1819 года оказался главным в жизни
В. И. Даля: в этот день он принял решение собирать слова.)
3. Заголовок текста. («Дело всей жизни», «Важное ре-
шение», «Решение, которое перевернуло жизнь В. И. Даля».)
III. Анализ текста для его краткого изло-
жения.
— На какие две большие части можно разделить текст?
(В одной части рисуется эпизод из жизни В. И. Даля, в дру-
гой даются необходимые пояснения — сообщается, кто этот
седок, которого везёт на лёгких санях по насту ямщик,
какую роль в жизни мичмана сыграет этот день.)
— Для чего нужна первая часть текста, ведь главное
о Дале мы узнаём из второй части? (Эта часть заинтересо-
вывает читателя, которому хочется узнать, кто же этот
человек, замерзающий от холода и в то же время не теря-
ющий интереса к словам, к тому, как говорят в народе.
Именно эта часть текста характеризует Даля как челове-
ка, который не отступит от принятого решения.)
— Какие подробности можно опустить, изложить бо-
лее кратко?
Ученики говорят, что в первом абзаце можно сокра-
тить описание ямщика и седока (…укутанный в тяжё-
лый тулуп, через плечо поглядывает на седока; …жмёт-
ся от холода, форма греет плохо, поднял воротник, су-
нул руки в рукава).
— Нужно ли воспроизводить разговор между ямщи-
ком и мичманом в форме диалога, как в исходном тексте?
(Диалог оживляет повествование и, главное, характеризу-
План-конспект урока по русскому языку (6 класс): Конспект урока «Обучающее подробное изложение текста — повествования с элементами описания по тексту А.Баркова»
Конспект урока в 6 классе «Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания»
Тип урока: урок отработки и закрепления знаний, умений, навыков
Оборудование: памятки, тетради для работ по развитию речи, черновики
Цель учителя: создать и закрепить представление об изложении как письменном пересказе текста; способствовать формированию умения пересказывать текст подробно и связно, самостоятельно подбирая языковые средства.
Цель учащихся: отработать и закрепить умение подробно и связно пересказывать текст-повествование с элементами описания письменно.
Этапы урока
- Актуализация знаний. Цель этапа – актуализировать знания об изложении как письменном пересказе текста
- Продуктивная беседа. Актуализация имеющихся знаний об изложении в ходе беседы Какой вид работы по развитию нашей речи называется изложением? Для чего может пригодиться человеку умение писать изложение?
- Работа с памятками. Поиск недостающей (новой, забытой) информации в тексте памяток
- Репродуктивная беседа. Актуализация знаний о типах текста
Изложение – это письменный текст. Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.
Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.
Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.
Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов).
4. Повторяем и закрепляем понятия темы текста и его основной мысли.
Изложение – вторичный текст, построенный на основе первичного. Но как и первичный, текст, который создадите вы, должен быть СВЯЗНЫМ. Что это значит? Это значит, что он должен обладать темой (предмет речи, О ЧЕМ говорится) и основной мыслью (содержанием речи, тем, ЧТО говорится). Кроме того, в связном тексте все предложения связаны не только по смыслу, но и с помощью особых средств связи. Например, местоимения, которые заменяют существительные и помогают избежать многочисленных и излишних повторов.
II. Работа с текстом. Цель этапа – подготовиться к письменному пересказу текста: познакомиться с содержанием, составить план будущего высказывания, предупредить возможные ошибки
- Первичное чтение, слушание, беседа по тексту. Определяем тип, тему, основную мысль и количество абзацев
Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы. Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой.
Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.
Вдруг раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро почувствовал одиночество.
Вопросы для беседы:
- К какому типу относится этот текст?
- Какова тема текста?
- Какова основная мысль текста?
- Как бы вы озаглавили этот текст? (Заголовок отражает тему и основную мысль).
- Сколько абзацев имеет текст? (Части текста отражают последовательность раскрытия его темы).
- Составление плана и запись плана в тетради
Для того чтобы текст было легче восстановить по памяти, необходимо составить план. План может быть кратким и подробным. Сейчас мы составим подробный план теста, чтобы восстановить его было легче.
План текста:
I. Вступительная часть. Заблудившийся щенок остался один на один с враждебным миром.
II. Основная часть. Щенок вспоминает тёплый дом и молит о помощи.
III. Заключительная часть. Хозяин отыскал щенка, но навсегда ему запомнится чувство одиночества, которое он испытал той ночью.
- Работа с языковыми средствами, обогащение активного словаря
На доске записаны ключевые слова, обучающиеся подбирают и записывают синонимичные языковые средства (прилагательные, глаголы)
1 абзац:
Заборы (незнакомые, чужие, высокие), псы (разъяренные, беспощадные, злобные, цепные, огромные, небо (темное, холодное, ночное, далекое), звезды (холодные, крупные, стеклянные, белые, ледяные), ночь (сырая, холодная), ветер (завывает, печально поет, клонит деревья, воет, плачет), земля (сырая, черная, мокрая, холодная).
2 абзац:
Щенок (малыш, усталый, уставший, измученный, испуганный, отчаявшийся, одинокий, замерзший, обессиливший), дом (теплый, просторный, уютный, светлый), хозяйский сын Шурик (шустрый, добрый, заботливый) на коврике (что делать?) (потягиваться, дремать, спать, свернуться калачиком, греться), визг (тонкий, отчаянный, плач).
3 абзац:
Окрик хозяина (раздался, послышался, нарушил ночную тишь), бросился (со всех ног, радостно, пулей), ладони хозяина (широкие, теплые, горячие, родные руки), ночь (сырая, осенняя, холодная, пугающая).
- Орфографическая и пунктуационная работа:
а) объяснение орфограмм в словах: пятилетний, разразился, по-своему, по-собачьи, впервые;
б) повторение орфографических правил: тся/ться, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, употребление строчной и прописной букв;
в) повторение пунктограмм: запятая при однородных членах; запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения, запятая перед союзами А, НО. Отсутствие запятой при однородных членах, соединенных союзом И. Запятая перед словом КОТОРЫЙ.
5. Итоговое чтение текста. Запись заголовка. Пересказ текста одним из желающих учеников, оценивание по критериям: насколько близко к тексту; насколько точно подобраны речевые средства.
III. Написание собственного текста.
Урок русского языка в 6 классе Изложение с элементами сочинения «Кто всех глупее»
Урок русского языка в 6 классе
Изложение с элементами сочинения
«Кто всех глупее»
Цель урока: обучение написанию подробного изложения текста-повествования с включением элементов сочинения
Цель урока
Подготовить учащихся к написанию подробного изложения доступного текста-повествования с включением элементов сочинения.
Задачи
Учить получать информацию из разных источников.
Развивать умение правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом и полно и последовательно излагать свои мысли.
Развивать общеучебные умения, орфографическую зоркость, мыслительные процессы.
Воспитывать умение работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.
Оборудование
Словарь русского языка С.И. Ожегова (по 1 экземпляру на парту), орфографический словарь (по 1 экземпляру на парту), текст изложения (на каждого ученика).
Техническое оснащение
Компьютер, проектор, экран
Технологии: 1) групповая технология,
2)информационно-коммуникационные технологии
3) здоровье сберегающие технологии
Актуализация знаний
— Что такое текст? (Текст — несколько предложений, объединенных общей темой и главной мыслью)
— Назовите признаки текста.(1. Одна тема.
2. Главная мысль.
3. Последовательность предложений.)
Формулирование темы и цели урока
— Сегодня мы будем готовиться к подробному написанию изложения с элементами сочинения. Как это делается, мы разберём вместе.
Первичное знакомство с текстом. (Самостоятельное чтение)
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала.
Вот и спрашивает её Барбос:
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.
— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает.
Услыхала Таня.
— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня — сзади него нет никого.
«Неужели я самый глупый из всех?» — подумал Ваня. (В. Осеева)
Работа над орфографией и пунктуацией текста.
1. Объясните написание выделенных орфограмм. Проведите словообразовательный анализ 2-3 слов (по выбору): девочка, цыплёнок, (за)косичку, (во)двор, (на)право, (на)лево, (к)верху, Ване, сдачи, видит, перышки, бьёшь, рассердилась, завизжал, пригладила, оглянулся.
2. Объясните постановку знаков препинания при диалоге.
Вот и спрашивает её Барбос:
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.
— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает.
Работа над текстом
-Можно ли назвать этот тест сказкой?
— Какие сказочные действия здесь описываются?
— Как начинается текст?
— А что здесь реального?
— Какие жизненные ситуации описаны?
-Какую часть текста можно назвать завязкой? ( От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню). А развязкой? (Неужели я самый глупый из всех?)
Физминутка
Теперь послушайте текст. (Чтение подготовленными учениками по ролям.)
(Остальные во время чтения подчёркивают те слова, значение которых хотели бы уточнить).
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала.
Вот и спрашивает её Барбос:
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.
— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает.
Услыхала Таня.
— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня — сзади него нет никого.
«Неужели я самый глупый из всех?» — подумал Ваня. (В. Осеева)
Коллективная работа над лексическим значением слов и выражений.
Всполошилась, цапнул, оскалил зубы, от нечего делать, дать сдачи.
Подберите к данным словам синонимы.
Работа над планом текста и выделение ключевых слов.
— На сколько частей можно разделить текст?
— Давайте составим план, какие ключевые слова можно выбрать для каждого пункта?
4. «Есть глупее меня»
Не бьёшь, не глупая, есть глупее
5. «Неужели я самый глупый»
Рефлексия
— Посмотрите на тему урока, записанную на доске. Всё ли мы с вами выполнили? Над чем надо еще поработать? Предположения детей о пункте 6, его нужно не пересказать, а дополнить.
— Действительно, ребята, пункт 6 – творческий. О чем можно написать в этом пункте? Предположения детей.
Повторное чтение текста учителем
Составление черновика
Самостоятельная запись текста по памяти
Самопроверка
Обязательно нужно приучать детей к самопроверке, не ограничиваясь формальным замечанием «Написал – проверь!». Ученикам со слабо развитой функцией самоконтроля можно дать памятку действий.
Памятка 1
Проверь, не пропустил ли ты буквы.
Проверь, правильно ли написал безударные гласные.
Проверь слова с орфограммами-согласными.
Сравни написание слов на доске и в тетради.
НЕ УВЕРЕН — СПРОСИ УЧИТЕЛЯ!
Для более сильных учащихся можно предложить другую форму проверки (см. Памятку 2).
Памятка 2
Внимательно перечитай написанное от начала к концу.
Проверь от конца к началу – по предложениям.
Каждую строчку читайте по словам справа налево, т.е. вначале последнее слово на строчке, потом предпоследнее и т.д.
Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к данному тексту для выставки.
Урок развития речи в 6 классе по русскому языку «Развитие речи. Изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания интерьера»
6 класс Русский язык
Урок №_____ Дата______
Тема: «РР. Изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания интерьера»
Цель: повторить изученное о видах изложений; познакомить учащихся с понятием «интерьер», особенностями изображения интерьера, отличием описания интерьера от элементов описания интерьера; закрепить изученное о притче.
Развивать навыки работы с текстом, устной и письменной речи, индивидуальной и коллективной работы, умение воспринимать на слух.
Воспитывать толерантность, командный дух.
Тип урока: развития речи.
Оборудование: текст для работы на уроке, словари антонимов и синонимов, толковый.
Ход урока
I.Оргмомент.
II.Актуализация опорных знаний и умений
Работа в группах. Учащиеся получают текст для работы и образцы, соответствующие видам изложений. Проработать, определить, какой из образцов соответствует какому из видов изложения.
Текст для работы.
Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с единственной целью — показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи. По возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка.
— Понравилась, отец, — ответил мальчик.
— Видел, как бедны могут быть люди? — задал вопрос мужчина.
— О, да! — последовал ответ. — А что ты извлек из нашего путешествия? — вновь спросил отец. А сын ответил:
— Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца. У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья. Отец мальчика застыл в онемении. И тут сын добавил:
— Я понял, как мы на самом деле бедны.
Текст №1
Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца. У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья.
Текст №2
Однажды один очень богатый человек взял с собой в путешествие своего сына, чтобы показать ему, как живут бедные люди.
По возвращении домой отец поинтересовался, понравилась ли ему поездка и какой он вынес урок.
Мальчик ответил, что жизнь бедных отличается от их жизни, что имеют они намного больше, чем семья мальчика, а потому на самом деле семья этого богача является бедной.
Текст №3
Однажды один очень богатый человек взял с собой в путешествие своего сына, чтобы показать ему, как живут бедные люди.
По возвращении домой отец поинтересовался, понравилась ли ему поездка и какой он вынес урок.
Мальчик ответил, что жизнь бедных отличается от их жизни, что имеют они намного больше, чем семья мальчика, а потому на самом деле семья этого богача является бедной.
Отец очень расстроился. Оказывается, всего, что он делает для своей семьи, недостаточно. Поэтому решил приобрести всё то, что было у бедных, дабы стать богаче.
III.Мотивация учебной деятельности учащихся
Работа на доске. Поставьте в центр доски человека (словесно) и на основании проработанного текста словесно изобразить то, что описал мальчик, каких сфер деятельности и условий существования человека коснулся? Чего не описывал автор? (место жительства, которое включает в себя интерьер и экстерьер).
IV.Активизация познавательной деятельности учащихся
Упражнение 1. Работа со словарём.
1 группа. Найти в толковом словаре значение слова «интерьер» и выписать словарную статью.
2 группа. Найти в словаре антонимов слово, противоположное слову «интерьер», выписать словарную статью.
3 группа. Из словаря синонимов выписать синонимы к слову «интерьер».
Для справок:
Интерье́р — архитектурное и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности.
Экстерье́р — художественный или архитектурный внешний вид, оформление здания, автомобиля, строение тела животных (лошадей, собак) и т. д., обеспечивающее человеку благоприятное эстетическое восприятие.
Интерьер (антоним) – экстерьер.
Интерьер (синонимы): убранство, обстановка.
Тематическая физкультминутка. Представить себя предметом мебели и показать его (шкаф с двумя дверцами, стол на одной ножке, стул, на который кто-то уселся и на нём катается, ящичек стола, вешалка).
Упражнение 2. Работа с текстом. Обучающее изложение художественного текста повествовательного типа.
Отрывок из рассказа Г.А.Скребицкого «Кот Иваныч»
Кроме рыбок, у нас в доме было много разной живности: птицы, морские свинки, ёж, зайчата… Но Иваныч никогда никого не трогал. Он был очень добрый кот, дружил со всеми животными. Только с ежом Иваныч вначале не мог ужиться.
Этого ежа я принёс из леса и пустил в комнате на пол. Ёжик сначала лежал, свернувшись в клубок, а потом развернулся и забегал по комнате. Иваныч очень заинтересовался зверьком. Дружелюбно подошёл к нему и хотел обнюхать. Но ёж, видимо, не понял доброго намерения Иваныча — он растопырил колючки, подскочил и пребольно кольнул Иваныча в нос.
После этого Иваныч стал упорно избегать ежа. Стоило тому вылезти из-под шкафа, как Иваныч поспешно вскакивал на стул или на окно и никак не хотел спускаться вниз.
Но вот как-то раз после обеда мама налила Иванычу в блюдечко супа и поставила его на коврик. Кот сел около блюдца поудобнее, начал лакать. Вдруг мы видим — из-под шкафа вылезает ёжик. Вылез, носиком потянул, прямо направился к блюдцу. Подошёл и тоже за еду принялся. А Иваныч не убегает видно, проголодался, косится на ежа, а сам торопится, пьёт.
Так вдвоём всё блюдечко и вылакали.
С этого дня мама начала их каждый раз вместе кормить. И ведь как они хорошо к этому приладились! Стоит только маме половником о блюдечко стукнуть, а они уже бегут. Усядутся рядышком и едят. Ёжик мордочку вытянет, колючки приложит, гладенький такой. Иваныч его совсем перестал опасаться. Так и подружились.
Вопросы к тексту:
Где происходят события?
Назовите описания элементов интерьера в поданном тексте.
Есть ли необходимость в более детальном описании интерьера?
Составьте словесную картину описания интерьера на материале услышанного.
Упражнение 3. Творческое задание к тексту. Составить план с помощью хайку (каждому пункту соответствует хайку).
План
Я видел рыбок, морских свинок, ежа, зайчат
Я знаю, Иваныч – очень добрый кот
Все с ним уживаются, кроме ежа.
Ежа принёс я из леса
Иваныч радостно нюхал соседа
Больно уколотому носу.
Суп, коврик и два голодных друга
Косятся, лакают, но не убегают
Вылаканное блюдечко.
Вместе везде – и на кухню, и с кухни
Голодный ёж – не колючий
Голодные друзья.
Упражнение 4. Работа в группах. Составить коллективное сочинение, в котором бы подробнее рассказывалось об интерьере комнаты, описанной в тексте.
V.Итог урока
VI.Домашнее задание: описать внутреннее убранство своей классной комнаты.