Урок «Сжатое изложение», 6 класс

 

Предмет: русский язык

 

Класс: 6

Тема: Сжатое изложение (по упражнению №75)

Место урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному

плану в 6 классе. (Учебник под редакцией Ладыженской Т.А.

Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.)

Цели:

отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.

воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

    Оборудование:

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, отрывки из рассказа Дышаленковой Р.А. «Пушкинский перстень», разработанная презентация.

    При разработке презентации была использована литература:

    иллюстрации из серии А.Ф.Преснова «Встреча с Уралом», П.И.Мельников-Печерский «Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале», ж. «Литература в школе» №1 2002

    Организационный момент.

      Целеполагание

        Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

        Слайд 1

        3. Лингвистическая разминка

        — Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).

        Слайд 2

        — Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

        Слайд 3

        — Что должно быть отражено в сжатом изложении?

        Слайд 4

        основное содержание текста;

        тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;

        главные мысли основных микротем.

        — Что особенно важно при написании сжатого изложения?

        отобрать основное содержание текста;

        исключить второстепенное, выделить главное;

        найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;

        соблюдать связность текста;

        заменить большие по объему предложения синонимичными.

        Первичное прослушивание текста.

          Словарная работа

            Наст – твердая корка на снегу после короткой оттепели.

            Ямщик – кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров (тот, кто правит лошадьми).

            Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.

            Мичман – первый офицерский чин, а также офицер, имеющий это чин.

            Пасмурнеть – быть покрытым облаками, предвещающими плохую погоду, ненастье.

            Слово учителя о В.И.Дале.

              Слайд 5

              Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске (теперь Ворошиловград) в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, В.И.Даль около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях.

              Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В.И.Даль, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведён в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору.

              Новое служебное поприще потребовало от В.И.Даля частых и больших разъездов по краю и дало ему возможность узнать естественные и этнографические богатства далёкой и новой для него окраины России. Он посылает для пополнения коллекций в Академии наук разнообразные экспонаты, характеризующие естественные богатства и природу Оренбургского края.

              Слайд 6

              «В Оренбурге он горячо принялся за свое бессмертие. Скакал верхом по бесчисленным станицам, аулам, стойбищам Южного Урала. К концу года говорил на башкирском и казахском языках. Кстати, о языках. Даль был полиглот-многоязычник, как сказано в его словаре. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, латынь, болгарский, сербский, татарский… Врачевал, говорят, прямо в степи, делал операции, готовил лекарства, разрешал гражданские споры».

              В восемь лет жизни в Оренбургском крае Владимир Иванович изъездил его весь из конца в конец, вдоль и поперек. Он не раз езжал с В.А.Перовским по обеим сторонам Урала. Он сопровождал царствующего Государя Императора, обозревавшего в 1837 году Оренбургский край.

              Слайд 7

              В сентябре 1833 года в Оренбург пребывает Александр Сергеевич Пушкин, чтобы побывать в местах пугачевского бунта. «Они (Пушкин и Даль) познакомились осенью 1832 года, когда Даль передал поэту свою книжицу «Русские сказки. Пяток первый».

              Владимир Даль вызвался сопровождать Пушкина в его поездке по Оренбургскому краю. Не откладывая дела в долгий ящик, на следующий день после приезда в Оренбург, Пушкин и Даль отправились в Бердскую станицу, бывшую станицу Пугачева. Путешественники посетили крепости Татищево и Нижнеозерную, побывали в Яицком городке, где Пугачев объявил себя царем Петром III.

              «Семь дней Пушкин и Даль были вдвоем и в городе, и в степной дороге, и в казачьих крепостях: Ниже-Озерной, Татищевой, Чернореченской, яицком городке Уральске… Сверяли свои знания о Пугачевском бунте.

              Сам Даль утверждает, что идею создания Толкового словаря живого великорусского языка ему подсказал Пушкин: собрано материала много, а формы нет. Так примерно и сказал, что-де на Урал в 30-е годы переселили народу из десяти российских губерний, говор у всех особый, множество слов — не знаемых в столице, которая говорит по-французски, дескать, Даль, вы должны создать Словарь, которого нет.

              И даже «гнезда» Словаря обговорили, и очень просил будто бы Пушкин не забыть и вставить в Словарь, где нужно, предания старины глубокой, приметы народные.

              Слайд 8

              Так что Далев Словарь родился и наполнился у нас, на Урале, и по благословению Пушкина. Восемь лет отдал В. И. Даль изучению Оренбургского края. Начал «малоизвестным чиновником, а покинул Урал знаменитым писателем и ученым».

              В 1841 году В.И.Даль опять в Петербурге, служит крупным министерским чиновником, а в 1849 году его переводят в Нижний Новгород управляющим удельной конторой. Десять лет Даль пробыл на этой должности, и лишь с 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни — «Толкового словаря».

              Четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля издан впервые в 1863-66 годах и до сих пор сверкает, как пушкинский перстень, в нашей отечественной культуре. Кроме того, Даль издал два тома «Пословиц русского народа». Восемь томов составили его художественные и публицистические произведения.

              Слайд 9

              7. Работа с текстом. Беседа по вопросам.

              — какова тема текста?

              — основная мысль?

              — озаглавьте текст.

              -определим количество микротем (абзацев) в тексте.

              — выделите в каждой микротеме основные факты и действия.

              8. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.

              Слайд 10

              9. Работа над 1-ой микротемой:

              — 1-ое предложение:

              Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да: словно под парусом)

              — 2-ое предложение:

              Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока).

              — 3-е и 4-ое предложения

              Соединим два предложения в одно. Почему нельзя исключить слово мичманская? (Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо).

              10. Творческое задание

              Мы с вами сжали первый абзац, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти приемы сжатия.

              11 Подведение итогов работы .

              — чтение полученных текстов;

              — какие приемы сжатия текста вы использовали?

              (использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.

              12. Домашнее задание: переписать изложение в тетради.

              Образец работы учащегося:

              По серому насту сани идут легко. Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Новая мичманская форма греет плохо.

              Ямщик утешает: « Замолаживает, к теплу».

              Мичман дует на закоченевшие пальцы и старательно записывает незнакомое слово: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучами. Так говорят в Новгородской губернии».

              Этот день для мичмана оказался главным в его жизни. Из этой странички после сорока лет работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом был Владимир Иванович Даль.

              (Суслин Илья, ученик 6-го класса)

              Литература:

              Учебник под редакцией Ладыженской Т.А. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) М; «Просвещение» 2006

              Дышаленкова Р.А. «Пушкинский перстень» Автограф, 1999

              Иллюстрации из серии А.Ф.Преснова «Встреча с Уралом» 1983-1984

              П.И.Мельников-Печерский «Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале»;

              Ладыженская Т.А Методика развития речи на уроках русского языка М; «Просвещение» 1991

              ж. «Литература в школе» №1 2002

              С.И.Ожегов «Толковый словарь» М; «Русский язык» 1986

                УРОКИ 53–54. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ | Поурочные планы по русскому языку 6 класс

                УРОКИ 53–54. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ