Подготовка к олимпиаде по русскому языку в 6 классе.

Задания олимпиад по русскому языку 6 класс с ответами.

      Задание 1.

       Расставьте ударение в словах:

Глиняный, ремень, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, украинцы, кухонный,

красивее.

      Задание 2.

       Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово стол:

1) столовая; 2) столяр; 3) застолье; 4) столица; 5) столетник; 6) столешница; 7) престол.

      Задание 3.

       Решите орфографическую задачу.

Укажите разряды имен прилагательных.

1) балко…ая дверь; 2) безветре…ый день; 3) медвежья берлога;

4) внимательный ученик; 5) шустрые белки; 6) золотые руки;

7) бараба…ая дробь; 8) каме…ое сердце

      Задание 4.

       Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведёт.

      Задание 5.

       К данным существительным подберите имена прилагательные:

боль, шампунь, тюль, рояль, полынь, домишко, иваси, путь, бандероль, мозоль, какао, шаль.

      Задание 6.

       Выпишите из текста слова, которые:

1)  склоняются;

2)  спрягаются;

3)  не склоняются и не спрягаются

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит подле красивой липы.

      Задание 7.

       Выполните морфемный разбор слов:

Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка, приморский.

      Ответы на задания олимпиады по русскому 6 класс

           Задание 1.   

Гли`няный, реме`нь, сли`вовый, балова`ть, кварта`л, цеме`нт, щаве`ль, украи`нцы, ку`хонный, краси`вее

    Задание 2.   

1), 2), 3), 4), 6), 7)

    Задание 3.   

1) Балконная дверь — относительное; 2) безветренный день – относительное;

3) медвежья берлога – притяжательное; 4) внимательный ученик – качественное;

5) шустрые белки – качественное; 6) золотые руки — качественное;

7) барабанная дробь – относительное; 8) каменное сердце – качественное

    Задание 4.   

Витязи – воины; четами – парами; сединами – седыми волосами; ко граду – к городу

    Задание 5.   

Например, зубная боль, хороший шампунь, красивый тюль, концертный рояль, горькая полынь, ветхий домишко, вкусная иваси, длинный путь, долгожданная бандероль, твердая мозоль, сладкое какао, чёрная шаль.

    Задание 6.   

а) (по) дорожке, стенами, васильки, узкой, высокой, ленивой и др.;

б) бьют, цепляются, бежит, лепечут и др.;

в) весело, тихо, высоко.

    Задание 7.   

Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а, рос-инк-а, при-мор-ск-ий.

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: Олимпиада 6 класс,русский язык

Подготовка к олимпиадам по русскому языку 6 класс.

Задания по морфемике:

  1. Назовите способы словообразования имён существительных. Приведите примеры.
  2. Что такое словообразовательная модель? Приведите примеры.
  3. Каким общим значением суффикса -ЩИК- объединены слова : барабанщик, гонщик, табунщик, фонарщик, трактирщик и подобные? Попробуйте объединить лексическое значение устаревших слов варщик и варенщик
  4. Есть ли соединительная гласная в сложных словах: телевидение, метеосводка, авторучка. авиапочта, пятилетка, сорокалетие?
  5. Найдите «лишние слова».

1) графинчик, страшилище, сынок, огурчик, флажок;

2) гвоздик, лисичка, звёздочка, силища, язычок;

3) подарочек. Голосище, толстушка, лёгонький,берёзка.

Задание по лексике, фразеологии.

1. Подберите к устаревшим словам из левого столбика современные слова из правого столбика.

вещий                                               слушать

внимать                                            голос

глагол                                                бедещее

глас                                                    пророческий

грядущее                                           правая рука

десница                                              сказать

днесь                                                  лицо

зеница                                                слово

изречь                                                зрачок

лик                                                      глаз

око                                                       юноша

отрок                                                   сегодня

2.Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, прискорбно. Ратай. Рок, сей. Стезя, столь, трапеза, токмо, тщетно, уповать. Уста, чадо, чета.

         

Задание по морфологии.

  1. Определите как надо правильно говорить.

Подошёл к метр…, вышел из кин…, подъехал к деп…, доволен пальт…, вспоминаю о поездке в метр…

  1. Запишите предложения, вставляя окончание слов. Определите род и падеж выделенных существительных.

1) Театральн… фойе заполнили зрители.

2) Гимнастск… кенгуру отличается быстрым бегом.

3) Приятель был в нов… сер…. пальто.

Задание по синтаксису.

1.Составьте словосочетания, выбирая правильную падежную форму существительных.

 Указывать (ошибки), отмечать (достижения), комментировать (события), приехать (Крым, Кавказ), заплатить (проезд), наблюдать (затмения).

2.Вставьте нужные предлоги.

         Выйти … автобуса, сойти…с поезда, возвратитьс … школы, работать…заводе, трудиться…фабрике.

Задание по орфоэпии.

       Расставь ударение в словах.

Столяр, понял, дремота, верна, громовой, грунтовая (дорога), договоров, клала, торты, позвонишь, красивее, банты. 

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс): олимпиады по русскому языку

     Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
    А) Мать Б) беречь В) вернешься Г) ясли Д) боюсь 
  2. Выберите варианты слов, в которых ударение падает на последний слог. 

          а) стройна       б) правдивее        в) суровее        г) далека        д) ленивее  

  1. В какой паре слов нет рифмы?
    А) документ-инструмент  Б) обидно-завидно  В) алфавит-позвонит
    Г) торты-мосты
  2.  Укажите пример с нарушением речевой нормы.
    А) прилягте Б) ехайте В) повтори́м Г) хотите
  3. Отыщите, в каком ряду во всех словах нужно вставить букву е.

            а) Как постел…шься, так и высп…шься.

б) Где стро…шь, там и ро…шь.

в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.

г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.

д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т. 

6.  К каждому слову найти свой синоним.

1. невежда

а. странно, несуразно

2. невежа

б. буйство

3. неистовство

в. грубиян

4. незыблемый

г. несокрушимый

5. нелепо

д. неуч

 

  1. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Образуйте новые слова от предложенных:

ТЬМА, БАНКА, КОЧАН, МОШКАРА, ШЛЮПКА

  1. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
    Стих, печь, жаркое
  2. Выполните морфемный разбор слов:

           Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка,  приморский.

  1. Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведёт.

  1. Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
    не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом
  2. Завершите сказку.

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

— Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, — вздыхало Небо.

— А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.

Ключи.

  1. Д – 1б.
  2. А, Г        —  2б.
  3. 3 – 1б
  4. Б – 1б.
  5. Г —  1б.
  6.      

1. невежда

а. неуч

2. невежа

б. грубиян

3. неистовство

в. буйство

4. незыблемый

г. несокрушимый

5. нелепо

д. странно, несуразно

                    5 б.

  1. Мать, кабан, ночка, ромашка, плюшка. -5 б.
  2.  Стих – глагол, существительное;

печь — глагол, существительное;

жаркое — прилагательное, существительное – 6 б (по 0, 5 б. за каждый         ответ + 0,5б. за  предложения).

  1. Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а, рос-инк-а, при-мор-ск-ий. – 4 б. (по 0,5 б. за каждый ответ)
  2. Витязи — воины, четами- парами, сединами- седыми волосами, ко граду – к городу. – 4б.
  3. Не разлей вода —  как кошка с собакой,

 повесить нос — воспрянуть духом,

до седьмого пота —  спустя рукава,

 денежный мешок — ни гроша за душой,

угасшее светило — восходящая звезда. – 5 б.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  1.  Всего  — 10 баллов (от 1 до 5  за грамотность; от 1 до 5  за содержание)

Всего баллов: 45 баллов

Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку, 5-6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

 Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

5-6 класс

 

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна
 

Брянск-2018

1. Сколько глухих согласных звуков произносится в предложении Успею ли я купить билет на этот поезд?

Ответ __________________________________

2. В каком варианте ответа во всех словах ударение падает на последний слог?

1) щемит, баловать, банты

2) звонит, документ, красивее    

3) углубит, принять, шарфы  

 4) инструмент, свекла, феномен     

5) поняла, столяр звонят

Ответ ____________________________________

3. В какой строчке нет ошибок в правописании гласной в корне слова?
1) выросли на полянке, посидеть от горя, развевался флаг; 

2) покосились от старости, хвостатый зверь, покарять города;  

3) разгорелись на время, сложили в кучу, разрядил посевы; 

4) настоящее наваждение, плотно утрамбовать, говорить шепотом.

Ответ ____________________________________________________

4. Приведите примеры перехода нарицательных существи­тельных в собственные и наоборот.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Разделите данные слова на группы, назовите основание для такого разделения, добавьте в каждую группу по 2 своих примера: вымокнуть, молодость, выровнять, уравновесить, здоровый, горняцкий, блистательный, усложнить, скакать, прочитать, блестящий, загорелый, озаряемый, расположение, измерять, придираться, промокашка, растительный, избиратели, подскочить, занимать, неразбериха, подростковый, расстилаться, уклоняться, полотняный, отложить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какое существительное правого столбика сочетается со всеми существительными из левого столбика?

история

войны

центр

города

улицы

музыки

жители

муравейника

Ответ ___________________________________________________________

7. Составьте свою задачу, аналогичную предыдущей.

Ответ

8. Найдите грамматические и речевые ошибки и исправьте их.

1. Иван был круглой сиротой.

2. Это образец демонстративный, он не продается.

3. Восемь килограмм апельсинов были куплены на праздник для нашего класса.

4. С берега увидели, что в озере утопает человек.

5. Содержимое пакета нужно залить горячим кипятком.

6. Самый талантливейший поэт 19 века, безусловно, А.С.Пушкин.

7. С шестидесятью рублями не разгуляешься.

8. Он довел учителя до белого колена.

Ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

1. 10

2. 5

3. 4

4. Собственные имена часто образуются из нарицательных. Имена людей: Вера, Надежда, Любовь, Роза, Лилия; клички животных: Шарик, Зорька; названия населенных пунктов: Зима, Горки; печатных изданий: «Правда», «Пионер»;   художественных  произведений:   «Хамелеон»,  «Богатыри».

Значительно менее регулярно собственные имена могут переходить в на­рицательные: ампер, бойкот, бостон, браунинг, вольт, галифе, герц, дизель, кулон, макинтош, мартен, маузер, наган, ом, рентген, силуэт, хулиган, ше­виот и др.

5. 1) Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями: молодость, здоровый, полотняный; 2) корни, правописание которых зависит от суффикса -а-: блистательный, прочитать, придираться, избиратели, занимать, неразбериха, расстилаться; 3) корни, правописание которых зависит от ударения: горняцкий, озаряемый, измерять, загорелый, уклоняться, усложнить; 4) корни, правописание которых зависит от согласного: скакать, расположение, растительный, подскочить, подростковый,  отложить; 5) корни, правописание которых зависит от смысла: вымокнуть, выровнять, уравновесить,  промокашка.

6. Города

8. 1. Иван был круглым сиротой.

2. Это образец демонстрационный, он не продается.

3. Восемь килограммов апельсинов было куплены на праздник для нашего класса.

4. С берега увидели, что в озере тонет человек.

5. Содержимое пакета нужно залить кипятком.

6. Самый талантливый поэт 19 века, безусловно, А.С.Пушкин.

7. С шестьюдесятью рублями не разгуляешься.

8. Он довел учителя до белого коления.

Использованная литература

1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Чешко. – 43-е изд. – М., 2003. – С. 46-264.

2. Пахомов В. М. П. Трудные случаи русской пунктуации : Словарь-справочник / В.М. Пахомов, В.В. Свинцов, И.В. Филатова. — М. : Эксмо, 2012. — 576 с. — (Библиотека словарей ЭКСМО).

3. Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://rusolimp.kopeisk.ru/history/?file=2 (дата обращения 06.04.18)

Школьный этап олимпиады по русскому языку 6 класс

Задание № 1 (4 балла)

Прочитайте фрагмент статьи «Дети поправляют взрослых»: «На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскетбол, футбол и хоккей, в “классики” и казаков-разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют всё новые и новые слова. Эти игры многим известны. Думаем, что и вы в них играли. А вот можно ли играть в «энтимологию»? Оказывается, можно. Такую игру придумали учёные-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить необычный, оригинальный “Энтимологический словарик”. Какие же слова в него включаются? Возьмём для примера слово левша. Оно образовано от прилагательного лев(ый) + ш-а и означает “человек, который всё делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавили суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении “самка льва» по аналогии доктор + ш-а = докторша – “жена доктора”, “женщина-доктор”».

Учёные, составляя такой словарик, преследовали развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимологический словарь»

(Л. Введенская, Н. Колесников).

Поиграем?

Дайте шутливое толкование предложенных слов.

  1. Нелепица (детск.) 

  2. Неон (детект.) 

  3. Обескровленный 

  4. Опешить 

Задание № 2 (3 балла)

  1. Вставьте пропущенные слова.

Сберегательный – ……… – сберечь — ……..

  1. Определите лексическое значение выделенного слова в предложении: Князь велики Василей Ивановичь всея Руси послалъ слугу своего, князя Михайла Глиньского, со многими людми беречи своея вотчины града Смоленьска и иныхъ городовъ отъ своего недруга отъ Жидимонта короля польского.

Задание № 3 (4 балла)

Определите лексическое значение слова, выделенного в приведённом ниже фрагменте. Обоснуйте свой ответ с помощью анализа корня выделенного слова.

Что ещё помогает установить значение слова?

«Всегда разборчива, правдива,

Нигде и никому не льстива,

О! строгого Кунгдзея* Муза,

Которая его вдыхала

Играть на нежном, звонком кине**

И трогать поученьем сердце!»

(Державин Г.Р. «Памятник герою»)

*Кунгдзей – Конфуций.

**Кин – музыкальный инструмент, на котором якобы играл Конфуций.

Задание № 4 (4 балла)

В русских диалектах многие слова произносятся не так, как в нормативном литературном языке. В Новгородской, Ленинградской, Смоленской областях, а также к юго-востоку от Москвы (Ивановская, Нижегородская, Владимирская области) можно услышать [цы’сто], [ца’сто], [ца’й], [цена’]. Как эти слова пишутся в литературном языке?

Задание № 5 (4 балла)

В русском языке есть примеры того, как из слова можно получить предложение или его часть, если использовать пробелы между буквами. Например: ананас – а на нас (посмотрели).

Приведите собственные примеры таких слов (оцениваются два примера).

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: олимпиада по русскому языку 6 класс

Олимпиада по русскому языку  6 класс

1. Расставьте ударение.

    Закупорить, жалюзи, банты, столяр каталог, свекла, торты, красивее.

2. Вставьте пропущенные буквы.

    Раздр…жающий звук, те(р,рр)а(с,сс)а, пл…вчиха, пр…клонить колени, обж…г палец, печальная пред…стория, груш…вый напиток, стро…щийся стадион, завеш…нные шторами окна, девочка избалова…а .

3. В каждой группе вычеркните «четвертый лишний» фразеологизм.

  • Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
  • Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не

          подточит.

4. Найдите и исправьте  речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

  • Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.
  • Цены на фрукты постоянно растут вверх.
  • Четверых  девочек из класса  попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.
  • Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.

5. Определите разряд прилагательных по значению.

Звонкий согласный,   лисья хитрость, стальной трос, каменное лицо,  беличья шуба, сестрицын платок.

6. Закончите предложения:

Пошёл тёплый дождь и …

Пошёл тёплый дождь, и …

7. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:

Орлята учатся летать. Он прочитал на память несколько строк. Нас не нужно жалеть.  Мне слышался знакомый шум.

8. Даны грамматические характеристики трех имен существительных. Найдите в одной из них ошибку, объясните.

  • Имя существительное, одушевленное, нарицательное, ж.р., 2 скл., ед.ч., В.п.
  • Имя существительное, неодушевленное, собственное, ср.р., 2скл., ед.ч., П.п.
  • Имя существительное, неодушевленное, нарицательное, м.р., 2скл., мн.ч., И.п.

9.В трамвае один пассажир спрашивает:

                  — На следующей остановке  ВЫХОДИТЕ?

       А кондуктор напоминает:

                  — На следующей остановке ВЫХОДИТЕ!

 Объясните, в чем отличие выделенных глаголов.

10.  Напишите сочинение – миниатюру на тему: «Русский язык необыкновенно богат» (В.Г. Белинский)

Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку. 6 класс

Олимпиада по русскому языку. 6 кл.                            1.В каких словах количество букв и звуков совпадает?

1)лагерь;                            3) юность;

2)ярмарка;                          4) полью.

2. Отметьте слова, в которых ударение падает на второй слог.

1) торты;                             3) досуг;

2) понял;                              4) километр.

3.Отметьте слова, в которых произносится (ть).

1) партер;                              3) антенна;

2) свитер;                               4) тема.

4. Отметьте слова без приставок.

1) прибыть;                             3) избушка;

2) поезд;                                   4) надеть.

5.Отметьте  слова, в которых пишется с.

1)во..торг;                                 3)ра..делить;

2) и..мениться;                          4)..бавит.

6.Отметьте слова, в которых пишется а.

1) водор..сли;                            3) подр..сти;

2)прил..гательное;                    4) предл..жить.

7. Отметьте слова, в которых пишется о.

1) щ..тка;                                    3) чуж..й;

2) ш..лк;                                     4) плеч..

8. Отметьте слова, в которых пишется и.

1) ц..фра;                                    3)ц..рк;

2) молодц..;                                4) ц..ганский.

9.Отметьте  имена  существительные  мужского рода.

1) картофель;                             3) шампунь;

2) тапки;                                      4) рельсы.

10. Отметьте имена существительные с окончанием –е.

1)из тетрад..;                                 3)находиться в здани..;

2)шли по алле..;                            4)позвонить Юли..;

11.Отметьте варианты с нарушением речевых норм.

1)пять килограммов;                     3)много яблоков;

2)пара носков;                               4) группа циганов.

12. Отметьте слова в которых ставится  ь.

1)прыгуч..;                                    3) под..ем;

2)знаеш..;                                      4) с плеч…

13. Отметьте слова с гласной в корне, проверяемой ударением.

1)заб..рать;                                    3) пол..скать бельё;

2)х..ккей;                                        4) расст.. лить.

14. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

1) Не ложите локти на стол.          

2) Лиса хитрит с вороной.

3) Мы болеем за наших спортсменов.

4) Не опустите время!

15. Отметьте предложения, в которых знаки препинания поставлены неверно.

1) Капитан приказал: «Поднять паруса!»

2) Медленно выплыла полярная луна, и осветила утёс.

3) Ты, Миша увлекаешься футболом?

4) Письменность это память человечества.

За каждый правильный ответ 1 балл.