Русский язык. 6 класс. Методическое пособие


Книга является методическим пособием к школьному учебнику, созданному коллективом авторов под научной редакцией доктора педагогических наук М. М. Разумовской и доктора филологических наук П. А. Леканта. Адресованный учащимся 6 классов, он является частью предметной линии учебников для 5—9 классов, которые включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, и с 1995 г. используются в школах России. Многолетний опыт работы по данным учебникам показал эффективность предложенной авторами системы обучения. Напомним, что за создание учебной линии авторскому коллективу присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования за 2002 г. 


Настоящее методическое пособие было переработано в связи с изданием c 2012 г. обновленных учебников (система «Вертикаль»), в том числе и учебника для 6 класса. Цель переработки заключалась в дальнейшем развитии заложенных в авторскую концепцию идей, обеспечивающих на современном этапе развития школьного образования реализацию основных положений Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.


Содержание:

  1. Предисловие

  2. Основные направления в обучении русскому языку в 6 классе

  3. Содержание обучения русскому языку в 6 классе (планирование)

  4. Методические рекомендации к изучению разделов курса 6 класса

  • Орфография

  • Морфемика и словообразование

  • Морфология

  • Причастие и деепричастие

  • Местоимение

  • Лексика и фразеология

  • Фонетика и орфоэпия

  • Развитие речи

  • Стили речи

  • Способы связи предложений в тексте

  • Строение типовых фрагментов текста

  • Контрольные работы в 6 классе
  • Русский язык 6 класс: учебники, решебники, диктанты, тесты

    Русский язык 6 классТексты для диктантов по русскому языку для 6 класса

    0

    Текст можно назвать основой русского языка. Это важный объект речевой деятельности школьника, в том числе и шестиклассника. На примерах различных текстов

    Русский язык 6 классОрфографический словарь по русскому языку для 6 класса

    0

    Шестиклассника просто необходимо научится пользоваться различными словарями по русскому языку. Ведь знание большого количества слов и умение работать со

    Русский язык 6 классТренажер по русскому языку для 6 класса

    0

    К началу 6 класса школьники начинают понимать, что знания теории по русскому языку недостаточно для успешной учебной деятельности. Они осознают, что простое

    Русский язык 6 классРусский язык для 6 класса. Тема «Причастие»

    0

    В 6 классе школьники сталкиваются с достаточно сложными для восприятия темами по русскому языку. К таким разделам можно отнести понятие о причастиях и деепричастиях.

    Русский язык 6 классТаблицы по русскому языку для 6 класса

    0

    Выполнение домашней работы по русскому языку в 6 классе, подготовка к итоговым работам отнимает у школьников огромное количество времени.

    Русский язык 6 классРусский язык 6 класс. Тема «Местоимения»

    0

    В 6 классе учителям не всегда хватает теоретических и практических разработок основного учебника при объяснении того или иного аспекта родного языка.

    Русский язык 6 классИтоговые тесты по русскому языку для 6 класса

    0

    В конце 6 класса школьникам предстоит пройти серьезные итоговые испытания не только в виде диктантов, сочинений и контрольных работ, но также и достаточно

    Русский язык 6 классСборник ребусов по русскому языку для 6 класса

    0

    Самое главное для каждого учителя русского языка сделать так, чтобы его уроки были для шестиклассников самыми увлекательными, а, следовательно, любимыми.

    Русский язык 6 классКонтрольные вопросы и задания по русскому языку для 6 класса

    0

    Чтобы работа по изучению русского языка приносила больше пользы, а, следовательно, и больше положительных оценок шестиклассникам, необходима постоянная

    Русский язык 6 классРусский язык 6 класс. Тема «Числительное»

    0

    Достаточно сложным разделом русского языка в 6 классе является тема числительных. Школьники не всегда с первого раза запоминают разряды числительных, случаи

    Русский язык 6 классТесты по русскому языку за 6 класс на тему «Причастие и деепричастие»

    0

    О пользе тестов по русскому языку сказано уже немало хороших слов. Учителя давно поняли, что этот метод работы менее стрессовый, чем обычные самостоятельные работы.

    Русский язык 6 классУпражнения по русскому языку для 6 класса

    0

    Чтобы успешно проанализировать все ошибки по русскому языку в 6 классе, школьникам необходимо выполнить большое количество упражнений. В этом случае учитель

    Русский язык 6 классСочинения по русскому языку для 6 класса

    0

    Легко и правильно пользоваться своей речью – вот одна из основных задач, которые следует выполнить всем субъектам учебного процесса по русскому языку в 6 классе.

    Русский язык 6 классОлимпиадные задания по русскому языку для 6 класса

    0

    Олимпиада всегда являлась способом определить наиболее одаренных учеников в классе или школе. Русский язык в 6 классе в этом вопросе не исключение.

    Русский язык 6 классКроссворды по русскому языку для 6 класса

    0

    Время от времени на уроках русского языка желательно использовать нетрадиционные формы работы. Особенно это касается открытых уроков, когда надо показать

    Русский язык 6 классТексты изложений по русскому языку для 6 класса

    0

    Для большинства шестиклассников работа над таким видом деятельности по русскому языку, как изложение, кажется пустой тратой времени. Учащиеся считают

    Русский язык 6 классКонтрольные диктанты по русскому языку для 6 класса

    0

    Новые методики учебного плана по русскому языку не исключают использование более традиционных, а, следовательно, более понятных способов.

    Русский язык 6 классВикторины по русскому языку для 6 класса

    0

    Дети в 6 классе очень активны и подвижны, поэтому зачастую им достаточно сложно усидеть на одном месте 40 минут стандартного урока по русскому языку.

    Русский язык 6 классКарточки по русскому языку для 6 класса

    0

    Все чаще в современном процессе обучения русскому языку учителя прибегают к использованию новых нестандартных методов. Это совершенно оправдано, потому

    Русский язык 6 классДополнительные задания по русскому языку для 6 класса

    0

    В течение учебной деятельности на уроках русского языка в 6 классе учителю важно проверить уровень каждого учащегося, чтобы потом успешно откорректировать

    Русский язык 6 классВсе правила по русскому языку за 6 класс

    0

    Чтобы шестиклассники как можно эффективнее усваивали теоретические знания по русскому языку, им нужен качественный справочник, включающий в себя информацию

    Русский язык 6 классКИМ по русскому языку для 6 класса

    0

    Подготовка к выпускным экзаменам по русскому языку в 6 классе может проводиться как на уроках, так и школьниками самостоятельно в домашних условиях.

    Русский язык 6 классГИА по русскому языку за 6 класс

    0

    Перейдя в 6 класс, школьники уже имеют представление об итоговых экзаменах. Первый раз они сдавали их в 5 классе. Однако экзамены для них не перестали

    Русский язык 6 классУчебник по русскому языку для 6 класса. Мурина Л.А.

    0

    Самое главное для учащихся 6 классов — научиться применять полученные знания по русскому языку. Учебник должен приносить реальную пользу школьникам, которые

    Русский язык 6 классУчебник “Русский язык 6 класс” Гудзик И.Ф., Корсаков В.А.

    0

    Если русский язык является не основным, а дополнительным в школе, то это не значит, что учебная книга по нему должна быть менее качественной.

    Русский язык 6 классУчебник по русскому языку для 6 класса. Бунеев Р.Н.

    0

    Выбор учебника русского языка в 6 классе — занятие достаточно трудное и ответственное. В этом деле стоит полагаться не на советы окружающих, а на профессиональную

    Русский язык 6 классУчебник по русскому языку для 6 класса Малыхина О.В.

    0

    Помимо родного языка в школах Украины с 5 класса начинается изучение русского языка в качестве дополнительного. В 6 классе обучение наращивает свои обороты

    Русский язык 6 классТесты по русскому языку для 6 класса

    0

    В течение всего учебного года в 6 классе учителями проводятся пробные тестирования по русскому языку. Этот прием призван подготовить школьников к заключительным экзаменам.

    Русский язык 6 классДиктанты по русскому языку для 6 класса

    0

    Для шестиклассников самой популярной и традиционной формой контроля и проверки знаний до сих пор остается диктант. Дети привыкают к такой форме контроля

    Русский язык 6 классУчебник по русскому языку для 6 класса. Львова С.И.

    0

    Не только учителя, но и школьники хорошо знают, что учебники по русскому языку для 6 класса должны продолжать ход обучения в 5 классе. Принцип преемственности

    Русский язык 6 классРешебник по русскому языку для 6 класса к учебнику Львовой С.И., Львова В.В.

    0

    Многие шестиклассники считают, что выполняя домашнее задание по русскому языку, они делают это только для учителей и родителей. Хотя на самом деле, научиться

    Русский язык 6 классРешебник по русскому языку для 6 класса к учебнику Лидман-Орловой Г.К.

    0

    В последнее время школьная программа 6 класса все усложняется и усложняется. Теперь даже самым старательным и усидчивым школьникам порой бывает сложно

    Русский язык 6 классУчебник по русскому языку для 6 класса Разумовской М.М.

    0

    Учебник – это далеко не самая любимая книга для учащихся 6 классов. Дети стараются как можно скорее разделаться с заданиями из учебников, что перейти к

    Русский язык 6 классРешебник по русскому языку для 6 класса к учебнику Разумовской М.М.

    0

    Русский язык, как школьный предмет, по сложности нисколько не уступает математике. В ходе процесса обучения школьникам также встречаются интересные и сложные “задачки”.

    Русский язык 6 классУчебник “Русский язык 6 класс. Ладыженская Т.А.”

    0

    В настоящее время изобилие различных методик и программ обучения родному языку в 6 классе выставляет на выбор учителей и родителей огромное множество учебников.

    Русский язык 6 классРешебник по русскому языку для 6 класса к учебнику Ладыженской Т.А.

    0

    Какой шестиклассник не хотел бы правильно и быстро справляться с предложенными учителем заданиями, чтобы иметь больше свободного времени?

    Учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс): Зачётные работы по русскому языку для 6 класса

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Зачётные работы по русскому языку 10 класс

    практический материал для уроков контроля в 10 классе по программе Гольцовой….

    Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

    В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше…

    Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

    В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше…

    Зачётная работа « Лексические нормы языка » 10 класс

    Зачётная работа «Лексические нормы языка» проводится в 10 классе после изучения раздела «Лексика и фразеология». Цель работы — проверить знания учащихся по основным разделам «Лексики» (синонимы, антон…

    Контрольные материалы для зачётных работ по русскому языку

    Контрольные диктанты, тестовые задания….

    Контрольные материалы для зачётных работ по русскому языку

    Контрольные диктанты, тестовые задания….

    Зачётные работы по русскому языку для 5 класса. Г.Н.Потапова

    К учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» (М.: Просвещение)…

    Учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс) на тему: Дидактические материала по русскому языку 6 класс

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

    IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B….

    Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

    дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка…

    Дидактический материал по русскому языку в 7 классе

    Дидактический материал для повторения темы «Наречие»…

    Дидактический материал по русскому языку для 10-11 классов

    Образец данного материала может быть использован и для контрольного индивидуального опроса, и для повторения при подготовке как к ГИА, так и к ЕГЭ….

    Дидактический материал по русскому языку(диктант с грамматическим заданием) 5 класс.

    Дидактичекий материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа для 6 класса(диктант с грамматическим заданием)….

    Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

    В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,…

    Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

    В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра…

    Русский язык. 6 класс. Методическое пособие

    Методическое пособие подготовлено к переработанному под ФГОС ООО учебнику русского языка для 6 класса под ред. М. М. Разумовской.
    В пособии представлены поурочное планирование с системой контроля, рекомендации к организации учебного процесса в целом и к изучению конкретных разделов и тем.


    СОДЕРЖАНИЕ


    • Общая характеристика курса русского языка и основные особенности учебников данной предметной линии (С. И. Львова, В. В. Львов)


    • Общая характеристика предмета «Русский язык»


    • Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык»


    • Содержание учебного предмета «Русский язык» в 6 классе


    • Основные направления в обучении русскому языку в 6 классе (М. М. Разумовская)


    • Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе (М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)


    • Контрольные работы в 6 классе (М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)


    • Методические рекомендации к изучению разделов курса русского языка в 6 классе 


    • Орфография (М. М. Разумовская)


    • Морфемика и словообразование (С. И. Львова)


    • Местоимение (М. М. Разумовская)


    • Наречие. Слова категории состояния (М. М. Разумовская)


    • Лексикология и фразеология (С. И. Львова)


    • Фонетика и орфоэпия (В. В. Львов)


    • Развитие речи (В. И. Капинос)

    Учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс) по теме: Опорные схемы к урокам русского языка

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка

    Мини-опыт, рассказывающий о применении алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка, способствующих формированию орфографических навыков письма. Ежегодно повышаются требования к уровню грамотнос…

    Использование опорных конспектов, схем на уроках русского языка и литературы

    Данный материал повысит интерес к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы….

    Активизация познавательной деятельности через использование ИКТ и опорных схем на уроках русского языка.

    Обобщение  и представление  накопленного опыта в области использования ИКТ и применения опорных схем на уроках русского языка….

    ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    Сегодня пристальное внимание учителей-словесников направлено на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока.  На мой взгляд,  из всех существующих форм наглядности на урока…

    Учебные таблицы, опорные схемы по курсу «Русский язык»

            Учебные таблицы, опорные схемы, раздаточный материал  по русскому языку….

    Методический семинар «Опорные схемы на уроках русского языка»

    Методический семинар «Опорные схемы на уроках русского языка»…

    Использование опорных схем на уроках английского языка

     Использование схем и таблиц на уроках английского языка – залог повышения эффективности урока….

    Учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс) на тему: Работа в парах на уроках русского языка в 6 классе в свете требований ФГОС ООО.

    Чередующиеся гласные в корне слова

    Алгоритм действия

    1. Прочитай слово
    2. Поставь ударение.
    3. Выдели корень, подобрав однокоренные слова.
    4. Определи лексическое значение корня.
    5. К какой группе корней относится данное слово. Вспомни правило правописания чередующейся гласной в данном корне.
    6. Определи условия выбора правильного правописания чередующейся гласной в данном корне/ ударение, суффикс  -а-  после корня, состав корня, лексическое значение слова/
    7.  Запиши слова правильно. Обозначь орфограмму

                                      Оценочный лист

     1 учащийся

    синий цвет/

    Номер операции

    2 учащийся

    /зеленый цвет/

    Учитель

    красный

    Номер слова

    Номер слова

    1             2           3

    1        2        3

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Итоговый ответ

    1.

    2.

    3.

    Чередующиеся гласные в корне слова

    Алгоритм действия

    1. Прочитай слово
    2. Поставь ударение.
    3. Выдели корень, подобрав однокоренные слова.
    4. Определи лексическое значение корня.
    5. К какой группе корней относится данное слово. Вспомни правило правописания чередующейся гласной в данном корне.
    6. Определи условия выбора правильного правописания чередующейся гласной в данном корне/ ударение, суффикс  -а-  после корня, состав корня, лексическое значение слова/
    7.  Запиши слова правильно. Обозначь орфограмму

                                      Оценочный лист

    1 уч-ся

    Номер операции

    2 уч-ся

    учитель

    Исполнитель/синий/

    1

    Контролер/зеленый/

    к

    2

    и

    и

    3

    к

    к

    4

    и

    и

    5

    к

    к

    6

    и

    и

    7

    к

    Результат

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    Правописание приставок пре-при-

    Алгоритм действия

    1.Прочитай слово.

    2.Найди и выдели приставку.

    3. К какой группе приставок она относится? / неизменяемые приставки, приставки на з,с, приставки пре,при-/

    4. Определи лексическое значение приставки:

    Приближение

    Присоединение

    Близость

    Неполное действие

     =  очень

     = приставке пере-

    При-

     

     

    Пре-

    5.Запиши слово правильно, обозначь орфограмму

    Работа в паре

    Оценочный лист

    1 уч-ся  /синий/

    Номер операции

    2 уч-ся/зеленый/

    учитель

    и

    1

    к

    к

    2

    и

    и

    3

    к

    к

    4

    и

    Результат

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    Правописание не с именами существительными

    Алгоритм действия

    1.Прочитай слово, расположенное рядом с не .

    2. Задай к слову вопрос и определи, какая это часть речи.

    3. Если это слово существительное , определи

    7.Запиши слово правильно. Обозначь орфограмму.

    Оценочный лист  парной работы

    по теме «Правописание не и с именами существительными»

        руковожу

    Номер операции

                исполняю

    учитель

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Результат

    1

    7

    Результат

    1

    2

    2

    3

    3

                         — синий цвет

                               Зеленый цвет

    Работа в паре по теме «Не с именами существительными»

    • Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

                  1.  (Не)грамотность – признак некультурного человека.

                  2.  (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

                  3.  (Не)счастье спутало все наши планы.

                  4.  В решении задачи была допущена (не)точность.

                  5.  (Не) погода, а усталость заставила нас сделать привал.

    Алгоритм действия

    1. Определи, употребляется ли слово без не. Если не употребляется, то это не вариант ответа.. так как существительное пишется с не слитно!
    2. Если существительное употребляется без не, то выясни, есть ли противопоставление однородных членов с союзом  а? Если есть- выбери это существительное как вариант ответа, запиши это слово раздельно с не и обозначь не как частицу.
    3. Если нет противопоставления однородных членов с союзом а, то такое слово с не пишется слитно. Это не вариант ответа.

     

    Урок: «Правописание НЕ с именами существительными» в   6 классе

    Цель урока: осознать и запомнить формулировку орфографического правила «Не с именами существительными», научиться обозначать изученную орфограмму, запомнить порядок орфографического разбора (схему применения правила).

    Ход урока

    1.  Стоят последние дни уходящей осени (чтение учителем текста)

         Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным сиянием солнца, с густой синевой небес, с летучей паутиной и с палым, повялым листом.

         Потом – ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер – сиверко, бороздящий свинцовые воды, стылось, кромешные ночи,  ледяная роса, темные зори.

    — Автор этого текста – мастер художественного слова Константин Паустовский.

    — К какому типу речи относится этот тест? Докажите.

    — Определите стиль речи.  Докажите это.

    — Все ли слова в тексте вам знакомы?  (Учащиеся обращают внимание на слово «сиверко»)

    Как вы понимаете значение этого слова?  (Региональный компонент)  В словаре Ивана Севастьяновича Меркурьева « Живая речь Кольских поморов» это слово обозначает холодный северный ветер.

    — Продолжаем работу с текстом. Прочитайте еще раз текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически  орфограммы, устно подберите проверочные слова (текст есть у каждого учащегося на рабочем  листе).

    — С какими орфограммами вы работали? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением). Проверка выполнения задания.

    — Найдите среди слов, в которые вы вставляли буквы, имена существительные. Назовите опознавательные признаки этой части речи (на примере одного слова).

    — Какое слово не соответствует орфограмме, над которой мы сегодня работали? (Ненастье). Как вы написали это слово? Знаете ли вы правило, объясняющее написание этого слова?

    — Нет. Потому что это тема нашего сегодняшнего урока. Мы продолжаем изучать имя существительное, но не с точки зрения морфологии, а с точки зрения орфографии (повторяем, что изучает этот раздел науки о языке). Итак, тема нашего урока – «Правописание НЕ с именами существительными».  Записывает тему урока на рабочих листах.

    — Цель нашего урока: осознать и запомнить формулировку орфографического правила «Не с именами существительными», научиться обозначать изученную орфограмму, запомнить порядок орфографического разбора (схему применения правила). Для этого проведем небольшую исследовательскую работу и попробуем самостоятельно сформулировать правило о правописании НЕ с именами существительными.

    — На рабочих листах в таблице даны три группы слов. Попробуйте определить, что объединяет слова в каждой группе.

    небрежность

    не ловкость, а расчет

    неточность

    невежда

    не точность, а приблизительность

    неприятель

    невежество

    неправда

    — Чем являются слова во втором столбике?  (Антонимы) Союз «а» обозначает противопоставление.

    — В каком столбике вы затрудняетесь объяснить написание?

    -Обратимся  к источнику наших знаний – учебнику. Прочитайте правило и установите условия написания слов в первой и в третьей группе. Заполните шапку таблицы. (Слово не употребляется без НЕ, замена слова синонимом без НЕ).

    — Итак, повторим еще раз условия слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными. Чтобы нам легче было пользоваться правилом, давайте составим алгоритм, и какой первый вопрос мы зададим к существительному, применяя данное правило?

    Алгоритм.

    1. Употребляется ли слово без НЕ?
    2. Есть ли противопоставление с союзом А?
    3. Можно ли заменить слово синонимом без  НЕ?

    — Используя алгоритм, докажем правильность написания НЕ с существительными, помещенными  на доске: ненастье; несчастье; не правда, а ложь; невежа

    — А теперь усложним задание. Вернемся к таблице, с которой мы работали в начале урока и дополним ее словосочетаниями, которые запишем под диктовку: устать с непривычки; пришел в негодность; не внимательность, а рассеянность; нерешительность характера; странный незнакомец, ошибка из-за невнимательности; не решительность, а робость. Проверим правильность выполнения задания.

    — Но мы должны не только грамотно писать существительные с НЕ, но и правильно употреблять их в речи. Вставьте в предложения подходящие по смыслу существительные с НЕ, раскройте скобки, обозначьте орфограмму.

      1. И туман, и …….. осень поздняя несет. 2. В осеннее ………. семь погод на дворе.  3. ………..луна освещает снег летучий. 4 . В решении задачи была допущена ………. .  5. …………, а явную ложь почувствовал он в его словах. 6. ………. доставила нам много …………. .  

    Слова для справок: непогода, ненастье, невидимка, неточность, неправда,  неприятность. Проверим правильность выполнения задания.

    — А теперь проверим знания, полученные на уроке, выполнением задания в виде теста. В нем четыре задания. Обведите правильный ответ у себя на рабочих листах, а затем перенесите их на отдельный листок, чтобы сдать учителю. После выполнения задания и сдачи листков можно проверить правильность ответов.

    Тест

    Найдите неверное утверждение:

    • Не с существительными пишется слитно:
    1. Если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ;
    2. Если предложении есть противопоставление с союзом А.
    • Выберите слова, которые без НЕ не употребляются:
    1. (не)годование        2. (не)внимательность       3. (не)вежа

                  4. (не)грамотность       5. (не)вольник                    6. (не)забудка

    • Выберите в каждой строке лишнее слово:
    1. а) ненастье        б) нелепость    в) несчастье      г) небрежность
    2. а) недоверие     б) незнайка      в) невежда        г) невежа
    • Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

                  1.  (Не)грамотность – признак некультурного человека.

                  2.  (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

                  3.  (Не)счастье спутало все наши планы.

                  4.  В решении задачи была допущена (не)точность.

                  5.  (Не) погода, а усталость заставила нас сделать привал.

    — Итак, подведем итоги нашего  сегодняшнего урока. Мы узнали правило слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными., научились графически обозначать эту орфограмму, составили схему применения  данного правила, которое вам пригодится в дальнейшем.

    Рабочий лист обучающегося _________________________________________

    Задание 1.

          Ув…дает  з…мля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже х…лодным сиянием солнца, с густой с…невой небес, с л…тучей паутиной и с палым, повялым листом.

         Потом – (не)настье, обложные дожди, л…дяной северный ветер – сиверко, бороздящий свинцовые воды, стылось, кромешные ночи,  л…дяная  р…са, темные зори.

    — К какому типу речи относится данный текст?

    — Определите стиль речи, докажите.

    — Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

    Работа с таблицей.

    небрежность

    невежда

    невежество

    не ловкость, а расчет

    не точность, а приблизительность

    неточность

    неприятель

    неправда

    Задание 2 (работа со словами после составления алгоритма)

    ________________________________________________________

    ________________________________________________________

    ________________________________________________________

    ________________________________________________________

    ________________________________________________________

    Задание 3

    Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова. Раскройте скобки, обозначьте орфограмму.

    1. И туман, и _______________ осень поздняя несет.

    2.В осеннее ________________ семь погод на дворе.  3._____________________ луна освещает снег летучий.

    4 . В решении задачи была допущена____________________ . 5.____________________, а явную ложь почувствовал он в его словах. 6.___________________ доставила нам много_____________________ .  

    Слова для справок: (не)погода, (не)настье, (не)видимка, (не)точность, (не)правда,  (не)приятность.

    Тест.

    Найдите неверное утверждение:

    • Не с существительными пишется слитно:
    1. Если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ;
    2. Если предложении есть противопоставление с союзом А.
    • Выберите слова, которые без НЕ не употребляются:
    1. (не)годование        2. (не)внимательность       3. (не)вежа

    4. (не)грамотность       5. (не)вольник                    6. (не)забудка

    • Выберите в каждой строке лишнее слово:
    1. а) ненастье        б) нелепость    в) несчастье      г) небрежность
    2. а) недоверие     б) незнайка      в) невежда        г) невежа
    • Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

                  1.  (Не)грамотность – признак некультурного человека.

                  2.  (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

                  3.  (Не)счастье спутало все наши планы.

                  4.  В решении задачи была допущена (не)точность.

                  5.  (Не) погода, а усталость заставила нас сделать привал.

    Правописание букв ч-щ  в суффиксах существительных –чик=щик-

    Алгоритм действия

    1.Прочитай слово.

    2.Определи его состав. Выдели суффикс.

    3.Посмотри на букву, которая пишется перед суффиксом.

    4. Вспомни схему:                   д

                      Ж                                                                    т

                                 

                                    С                                           З

    5.Если перед суффиксом пишутся буквы д-т. з –с,  ж  — ПИШИ –чик-

    6.В остальных случаях – пиши –щик- 

    Оценочный лист работы в паре

    Ученик  

    /синий/

    Номер

    операции

    Корректор

    /зеленый/

    Учитель

    /красный/

    1

    2

    3

    4

    5

     Результат

    1

    6

    1

    2

    2

    3

    3

    Гласные  о-е  после шипящих в суффиксах существительных

    Алгоритм действия

    1.Прочитай слово.

    2. Определи, какая это часть речи.

    2. Найди в слове суффикс

    3. Посмотри на букву перед суффиксом.

    4.Если перед суффиксом пишутся буквы ж-ш, ч-щ, ц, то поставь в слове дарение.

    5. Если гласная после шипящей буквы ударная, то пиши о.

        Если гласная  после шипящей безударная , то пиши –е

    6. Запиши слово правильно!

    Оценочный лист работы в паре

    Ученик  

    /синий/

    Номер

    операции

    Корректор

    /зеленый/

    Учитель

    /красный/

    1

    2

    3

    4

    5

     Результат

    1

    6

    1

    2

    2

    3

    3

    Гласные  о-е  после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных

    Алгоритм действия

    1.Прочитай слово.

    2. Определи, какая это часть речи.

    2. Найди в слове суффикс или окончание

    3. Посмотри на букву перед суффиксом.

    4.Если перед суффиксом  и окончанием существительного пишутся буквы ж-ш, ч-щ, ц, то поставь в слове дарение.

    5. Если гласная после шипящей буквы ударная, то пиши о.

        Если гласная  после шипящей безударная , то пиши –е

    6. Запиши слово правильно!

    Оценочный лист работы в паре

    Ученик  

    /синий/

    Номер

    операции

    Корректор

    /зеленый/

    Учитель

    /красный/

    1

    2

    3

    4

    5

     Результат

    1

    6

    1

    2

    2

    3

    3

    Чертеж…м, медвеж…нок, плащ…м, поллотенц…м,круж…к,овраж…к.

    Гласные  и-е  в суффиксах  существительных –ек-ик- .

    Алгоритм действия

    1.Прочитай слово.

    2. Определи, какая это часть речи.

    2. Найди в слове суффикс.

    3. Поставь существительное в родительный падеж единственное число.

    4. Посмотри на полученное слово:

    Если гласная выпадает, то пишется суффикс — ек.

    Если гласная не выпадает, то пишется суффикс –ик_

     Ключик- ключика   Замочек — замочка

    5. Запиши слово правильно!

    Оценочный лист работы в паре

    Ученик  

    /синий/

    Номер

    операции

    Корректор

    /зеленый/

    Учитель

    /красный/

    1

    2

    3

    4

    5

     Результат

    1

    1

    2

    2

    3

    3