Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку 6 класс
Олимпиада по русскому языку в 6 классе
- Отыщите, в каком ряду во всех словах нужно вставить букву е.
а) Как постел…шься, так и высп…шься.
б) Где стро…шь, там и ро…шь.
в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.
г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.
д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.
2. К каждому слову найти свой синоним.
1. невежда | а. странно, несуразно |
2. невежа | б. буйство |
3. неистовство | в. грубиян |
4. незыблемый | г. несокрушимый |
5. нелепо | д. неуч |
3.Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Образуйте новые слова от предложенных:
ТЬМА, БАНКА, КОЧАН, МОШКАРА, ШЛЮПКА
- Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, жаркое
- Завершите сказку.
Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
— Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, — вздыхало Небо.
— А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.
Ключи.
- Г — 1б.
1. невежда | а. неуч |
2. невежа | б. грубиян |
3. неистовство | в. буйство |
4. незыблемый | г. несокрушимый |
5. нелепо | д. странно, несуразно |
5 б.
- Мать, кабан, ночка, ромашка, плюшка. -3 б.
- Стих – глагол, существительное;
печь — глагол, существительное;
жаркое — прилагательное, существительное – 6 б (по 0, 5 б. за каждый ответ + 0,5б. за предложения).
- Всего — 10 баллов (от 1 до 5 за грамотность; от 1 до 5 за содержание)
Всего баллов: 25 баллов
Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: Олимпиадные задания по русскому языку 6-7 класс
Олимпиадные задания по русскому языку 6-7 класс
1. Прочитайте текст и заполните пропуски. На месте пропуска могут находиться буквы,
пробелы, дефис, отсутствие любых знаков или сочетание перечисленных объектов. Также
расставьте знаки препинания в нужных местах. Слитное написание или отсутствие какого-
либо знака обозначайте так: [/] , раздельное написание — так: [I] .
Июль в[ ]начале шестой час утра. Окно в дев[ ]чьей поднято и в комнату со двора врывае[ ]я свежая струя воздуха. Рои мух так и к[ ]шат в воздухе и в[ ]собе[ ]ости скуч[ ]ваются под потолком откуда слышится н[ ]ист[ ]вое гудение. Женская пр[ ]слуга уже встала убрала с полу войлоки собралась ок[ ]ло стола и завтракает. На этот раз на столе стоит чашка с т[ ]л[ ]кном и деревя[ ]ые ло[ ]ки усиле[ ]о работают. Через десять минут завтрак конч[ ]н девицы скрываются в рабочую комнату где расставл[ ]ы пяльцы и п[ ]душки для кружев. В дев[ ]чьей остается одна ден[ ]щица, обыкнове[ ]о из подростков которая уб[ ]рает посуду м[ ]тёт комнату и пр[ ]н[ ]мается в[ ]зать ч[ ]лок ч[ ]тко пр[ ]слушиваясь не раздаду[ ]я ли в
барын[ ]ой спальне шаги Анны Павловны Затрапезной. Рабочий день начался но работа п[ ]куда идет вяло. До тех пор пока не заслыш[ ]я грозный барын[ ] голос у некоторых девушек сл[ ]паю[ ]я глаза другие ведут пра[ ]ные разговоры. И иглы и к[ ]клю[ ]ки двигаю[ ]я медле[ ]о. Хотя время еще ран[ ]ее но в рабочей комнате солнечные лучи уже начинают
и[ ]подволь нагр[ ]вать воздух. [ ]переди предвиди[ ]я жаркий и душный день. Беседа
идёт о том какое барыня сделает ра[ ]пор[ ]жение. Хорошо еж[ ]ли пошлют в лес за грибами или за ягодами или нарядят в сад ягоды об[ ]рать но беда еж[ ]ли на целый
день за пяльцы да за к[ ]клю[ ]ки засадят хоть ум[ ]рай от жары и духоты.
(По М. Е. Салтыкову-Щедрину)
2. Объясните значения следующих редких или устаревших слов, встречающихся в тексте:
т[ ]л[ ]кно
пяльцы 2
ден[ ]щица
к[ ]клю[ ]ки
и[ ]подволь
3. Женская пр[ ]слуга уже встала убрала с полу войлоки…
Что означает в данном предложении выделенное слово? Почему от этого существительного в данном случае возможно образовать форму множественного числа? В каких ещё случаях существительные, обозначающие материал или вещество и обычно употребляющиеся только в единственном числе, могут употребляться во множественном?
4. Перед вами отрывок из книги Н. И. Костомарова, написанной во второй половине XIX века:
Манштейн прошел через сад; часовые пропустили его без сопротивления, и он достиг до покоев.
Как бы выглядела эта фраза в современном русском языке? Объясните, что могло повлиять на употребление в этом предложении именно предлога до.
5. Ниже приведены пять предложений из произведений XIX века. Выпишите из них слова, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание.
1) Приходил к нам Курд, воспитанный миссионерами-иезуитами и говоривший по французски.
2) Порядочно-ли играют мои коллеги Коля и Саша?
3) Но слово «необ-хо-димо» произносилось вовсе не в каком нибудь извинительном или
уменьшительном тоне, а именно в смысле полнейшей необходимости и чуть ли не совпадающей с собственными личными их убеждениями.
4) Он уж и так 3 раза присылал спросить о здоровьи Натальи.
5) По-моему личному мнению, защитник, заявляя такую странную мысль, был в полнейшем убеждении, что он говорит самую либеральную, самую гуманную и прогрессивную вещь, какую только можно сказать в наше время.
6. Формы слов каких частей речи могут заканчиваться на -ую? Приведите примеры
(достаточно одного на каждую часть речи).
7. Сколько раз звук [г] встречается при чтении предложения: На вокзале его встретил друг.
8. Замените подчёркнутые слова синонимичными фразеологическими оборотами: прочитать книгу до конца, уехать далеко, быстро бежать по коридору, уйти ни с чем.
9. Напишите 5 пословиц, в которых употребляется числительное семь.
10. Подберите синонимы к разным значениям слова «испытывать» в следующих фразах:испытывать мотор автомобиля; испытывать затруднения в учёбе.
11.. У каких глаголов суффикс находится после окончания? Приведите 2-3 примера.
12. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.
13.Расставьте ударение в словах: баловаться, заржаветь, кроить, клеить, положить, сердиться, ходатайствовать, ободрить, облегчить, договор, звонишь.
14. Отгадай слова:
1) С буквой «Д» я – время суток,
Не сочтёшь во мне минуток.
Коль на «Т» заменишь «Д»,
Буду я с тобой везде.
Стану шастать по пятам,
По дорожкам и кустам.
Куда ты – туда и я,
Не прогонишь ты меня.
2) Часть первая – согреет дом,
Есть в тепловой машине.
Вторая – на лице мужском.
Всё слово – в море синем…
Хотя простое полотно,
Но судно двигает оно.
3) Меня разыскивают все,
Когда дефект есть в колесе.
Шофёру каждому в дороге
Могу я пользу принести.
Но поменяй местами слоги-
И буду я в лесу расти.
15.Выполните морфемный разбор всех слов. У подчеркнутых слов выполните словообразовательный разбор: вешалка, бесконечный, денёчек, приморский, шахматистка.
16.. Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример.
17. Вставьте пропущенные буквы: иску..ный, иску..тво, д..ликатный, ко..екц..я, еж..вый, парч..вый, исти..ый.
18. Объясните смысл следующих фразеологизмов: бить баклуши, сесть в калошу, длинный язык, чесать язык, яблоко раздора, шить белыми нитками.
19.Приведите 5 примеров неологизмов.
20. Приведите примеры современных слов, содержащих элементы устаревших слов: «око», «перст», «чело».
Ответы и критерии оценки
Максимальное количество баллов — 87
1. Прочитайте текст и заполните пропуски. На месте пропуска могут находиться буквы,
пробелы, дефис, отсутствие любых знаков или сочетание перечисленных объектов. Также
расставьте знаки препинания в нужных местах.
Исходный текст
Июль в начале; шестой час утра. Окно в девичьей поднято, и в комнату со двора врывается свежая струя воздуха. Рои мух так и кишат в воздухе и в особенности скучиваются под потолком, откуда слышится неистовое гудение. Женская прислуга уже встала, убрала с полу войлоки, собралась около стола и завтракает. На этот раз на столе стоит чашка с толокном, и деревянные ложки усиленно работают. Через десять минут завтрак кончен; девицы скрываются в рабочую комнату, где расставлены пяльцы и подушки для кружев. В девичьей остается одна денщица, обыкновенно из подростков, которая убирает посуду, метёт комнату и принимается вязать чулок, чутко прислушиваясь, не раздадутся ли в барыниной спальне шаги Анны Павловны Затрапезной.
Рабочий день начался, но работа покуда идет вяло. До тех пор, пока не заслышится грозный барынин голос, у некоторых девушек слипаются глаза, другие ведут праздные разговоры. И иглы, и коклюшки двигаются медленно. Хотя время еще раннее, но в рабочей комнате солнечные лучи уже начинают исподволь нагревать воздух. Впереди предвидится жаркий и душный день. Беседа идёт о том, какое барыня сделает распоряжение. Хорошо, ежели пошлют в лес за грибами или за ягодами, или нарядят в сад
ягоды обирать; но беда, ежели на целый день за пяльцы да за коклюшки засадят — хоть умирай от жары и духоты.
(По М. Е. Салтыкову-Щедрину)
Максимальная оценка за это задание — 50 баллов. За каждую орфографическую ошибку
вычитается 1 балл, за каждую пунктуационную — 0,5 балла. За «неузнанное» слово, т.е. случай, когда участник не догадался, о каком слове идёт речь, и неправильно заполнил пропуски (или не заполнил их вообще), вычитается 2 балла. За повторные ошибки в одинаковых словах баллы вычитаются лишь однажды.
Варианты пунктуации:
начале; шестой — возможна запятая
кончен; девицы — возможна запятая
обыкновенно из — возможно тире
пор, пока — возможно отсутствие запятой
обирать; но — возможна запятая или тире
2. Объясните значения следующих редких или устаревших слов, встречающихся в тексте:
толокно — мука из поджаренного очищенного овса; каша из такой муки 4
пяльцы — приспособление для вышивания в виде рамки, в которой закрепляется натянутая ткань
денщица — здесь: дежурная служанка, следящая за домом
коклюшки — палочки (с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой на другом) для плетения кружев
исподволь — постепенно, понемногу
Каждое верно истолкованное слово — 2 балла. Слово, истолкованное в целом верно, однако с недочётами в формулировке — 1 балл. Слово, истолкованное неверно или не истолкованное вообще — 0 баллов. Максимум 10 баллов.
3. Женская прислуга уже встала, убрала с полу войлоки…
Что означает в данном предложении выделенное слово? Почему от этого существительного в данном случае возможно образовать форму множественного числа? В каких ещё случаях существительные, обозначающие материал или вещество и обычно употребляющиеся только в единственном числе, могут употребляться во множественном?
Слово войлоки означает войлочные коврики, матрацы, предназначенные для сна (1 балл). В данном предложении но может быть употреблено во множественном числе, так как здесь означает не войлок как материал (в таком значении оно не имеет форм множественного числа), а изделия из войлока (2 балла). Вещественные существительные могут приобретать формы множественного числа также в случаях, если они означают виды или сорта веществ (вина, крупы; 2 балла), большие объёмы вещества (пески, снега; 3 балла) либо — в разговорном употреблении — порции вещества (борщи, компоты; 2 балла). Максимум 10 баллов.
4. Перед вами отрывок из книги Н. И. Костомарова, написанной во второй половине XIX века:
Манштейн прошел через сад; часовые пропустили его без сопротивления, и он достиг до покоев.
Как бы выглядела эта фраза в современном русском языке? Объясните, что могло повлиять на употребление в этом предложении именно предлога до.
В современном русском языке в подавляющем числе случаев глагол достичь управляет
родительным падежом без предлога (в данном случае было бы достиг покоев, 2 балла). Глагол достичь по своему значению вписывается в один смысловой ряд с глаголами направленного движения дойти, добежать, добраться (2 балла), которые, как и он, имеют приставку до (2 балла) и употребляются с предлогом до. Максимум 6 баллов.
5. Ниже приведены пять предложений из произведений XIX века. Выпишите из них слова, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание.
1) Приходил к нам Курд, воспитанный миссионерами-иезуитами и говоривший по французски.
Курд — курд, по французски — по-французски (названия национальностей и образованных от них прилагательных пишутся со строчной буквы)
2) Порядочно-ли играют мои коллеги Коля и Саша?
Порядочно-ли — Порядочно ли
3) Но слово «необ-хо-димо» произносилось вовсе не в каком нибудь извинительном или
уменьшительном тоне, а именно в смысле полнейшей необходимости и чуть ли не совпадающей с собственными личными их убеждениями.
каком нибудь — каком-нибудь 5
4) Он уж и так 3 раза присылал спросить о здоровьи Натальи.
о здоровьи — о здоровье
5) По-моему личному мнению, защитник, заявляя такую странную мысль, был в полнейшем убеждении, что он говорит самую либеральную, самую гуманную и прогрессивную вещь, какую только можно сказать в наше время.
По-моему — По моему
По 1 баллу за каждое предложение, в котором верно определены все несоответствия и современные варианты. В предложении 1 требуется определить оба расхождения и привести их к современной норме; за это ставится 1 балл, иначе — 0 баллов. Максимум 5 баллов.
6. Формы слов каких частей речи могут заканчиваться на -ую? Приведите примеры
(достаточно одного на каждую часть речи).
Глагол (дую), прилагательное (большую), числительное (вторую), местоимение (некоторую),
существительное (горничную), наречие (врассыпную).
По 0,5 балла за глагол, прилагательное, числительное и местоимение, 1 балл за существительное, 3 балла за наречие. Названная, хотя бы и верно, часть речи, не сопровождённая при этом примером — 0 баллов. Максимум 6 баллов.
Задание 1. 1 раз (1 балл).
Задание 2. Прочитать книгу до конца (от корки до корки), уехать далеко (за тридевять земель), быстро(сломя голову) бежать по коридору, уйти ни с чем (с пустыми руками): по 1 баллу за каждую правильную замену (всего 4 балла).
Задание 3. По 1 баллу за каждую пословицу (всего 5 баллов).
Задание 4. Испытывать (проверять на прочность) мотор автомобиля; испытывать затруднения (затрудняться) в учёбе: по 1 баллу за каждый правильный вариант (всего 2 балла).
Задание 5. У возвратных, например: умываешься, улыбаюсь: 1 балл за термин и 1 балл за примеры (всего 2 балла).
Задание 6. Язык – речь, язык – анатомический орган, язык – блюдо, язык – «пленный», язык – стиль: по 1 баллу за каждое значение (всего 5 баллов).
Задание 7. Баловаться, заржаветь, кроить, клеить, положить, сердиться, ходатайствовать, ободрить, облегчить, договор, звонишь: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 5,5 баллов).
Задание 8. 1) День – тень. 2) Парус. 3) Насос – сосна: по 1 баллу за каждое правильное слово (всего 5 баллов).
Задание 9. Веш-а-лк-а, бес-конеч-н-ый (бесконечный от конечный при помощи приставки), ден-ёч-ек-□(от денёк при помощи суфф. –ек- ), при-мор-ск-ий, шахмат-ист-к-а (от шахматист при помощи суфф. –к-): по 1 баллу за правильный морфемный разбор и по 1 баллу за словообразовательный (всего 8 баллов).
Задание 10. Воз ([в] заменить на [в,]), нос ([н] заменить на [н,]), пыл ([п] заменить на [п,]), быт ([т] заменить на[т,]), даль ([л,] заменить на [л]), быль ([л,] заменить на [л]) , пример ([р] заменить на [р,]). В некоторых словах твёрдые согласные заменить на мягкие, в некоторых словах – наоборот: за правильный ответ 1 балл, за написанные пары слов для аргументации по 0,5 балла за каждую пару (всего 4,5 балла).
Задание 11. Искусный, искусство, деликатный, коллекция, ежовый, парчовый, истинный: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 3,5 балла).
Задание 12. Бить баклуши (лентяйничать), сесть в калошу (попасть в досадное положение), длинный язык (болтливый язык), чесать язык (много болтать), яблоко раздора (причина ссоры), шить белыми нитками (обвинять в недоказанном): по 0,5 балла за каждый правильный ответ (всего 3 балла).
Задание 13. По 1 баллу за неологизм (всего 5 баллов).
Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку для учащихся 6 класса.
Олимпиада по русскому языку для 6 класса.
Задания, оцениваемые в 3 балла.
1. Подберите примеры фразеологических синонимов к выражениям:
1) Усердно, прилежно трудиться-
2) Внезапное, бесследное исчезновение кого- либо-.
2. Поставьте имена существительные яблоко, помидор, теленок, килограмм в форме родительного падежа множественного числа.
3. Подберите антонимы к словам простой, рабство, высота.
4.Приведите примеры 4-5 слов, в которых звуков было бы больше, чем букв.
5. Какой пример не является словосочетанием:
- Кончить дело; 2) чудесный день; 3) в солнечный день; 4) красный и синий; 5) вдали от родины.
6. Произношение какого слова не совпадает с написанием?
- Бак; 2) слон; 3) грустно; 4) пять; 5)весь.
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
7. Какие глаголы не изменяются по лицам и числам, родам?
8.В каком слове есть только твердые согласные звуки?
1) мел; 2) лось; 3) тема; 4) можешь; 5) матч.
9.В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) мать; 2) беречь; 3) вернешься; 4) ясли; 5) боюсь.
10.Укажите существительные с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.
1) апельсин; 2) помидор; 3) блюдце; 4) трактор; 5) шофер.
11. Найдите слово, образованное с помощью приставки.
1) Восстановление; 2) залить; 3) подлунный; 4) подоконник; 5) пребывание.
Задания, оцениваемые в 10 баллов.
12. Какие слова не являются синонимами?
1) Погасить – потушить; 2) лелеять – нежить; 3) бесхитростный – незатейливый; 4) горе — случай; 5) солидный – видный.
13. Запишите по горизонтали (в столбик) глаголы совершенного вида, образованные от следующих глаголов:
1) прощать; 2) сбрасывать; 3) сдавливать; 4)вывозить; 5)избирать; 6) подшивать; 7 ) относить; 8) двигать; 9) ронять; 10) скрываться; 11) прохаживаться.
Если задание выполнено верно, то в вертикальном столбике (4-я буква) вы прочтете название вида новообразованных глаголов.
14.Определите, в чем особенность построения стихотворения В.Я.Брюсова.
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.
15.У писателя С.Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?
Ответы.
Задания, оцениваемые в 3 балла.
- Работать не покладая рук; работать засучив рукава;
Как сквозь землю провалился; как в воду канул.
- Яблок, помидоров, телят, килограммов.
3. Простой — трудный, сложный; рабство – свобода; высота – низина.
4. Каюта, яма, юг, ель, елка, еда и т.д.
5. 4.
6. 3.
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
7. Безличные глаголы, например: светает, похолодало, подморозило бы. 8. 4
9. 5
10. 3
11. 2
Задания, оцениваемые в 10 баллов.
12. 4
13. Простить
сбросить
сдавить
вывезти
избрать
подшить
отнести
двинуть
уронить
скрыться
пройтись
Совершенный вид.
14.Необычность в том, что каждое следующее слово начинается с очередной буквы алфавита (Алый бархат и т.д.)
15. Смотреть – направлять взгляд, чтобы увидеть.
Видеть – замечать что- либо.
Русский язык 6 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год
Задание 1
(5 баллов) Что можно предположить о «географическом происхождении» русского поэта С. Есенина, основываясь на фонетических особенностях рифмы следующих его строк? Поясните свой ответ.
И мне в ответ берёзка:
– О любопытный друг,
Сегодня ночью звёздной
Здесь слёзы лил пастух.
Критерии и ответы
Яркой языковой чертой является произношение дру[х]. Его мы можем предпо ложить из рифмы: друг – пастух. В говорах, где встречается такое произношение, [х] является глухой парой к звонкому щелевому (фрикативному) звуку [γ], который произносится вместо [г]: дру[х] – дру[γ]а. Часто этот звук считают украинской чертой, в действительности же область распространения этого звука намного шире. Это характернейшая черта южнорусских говоров.
И действительно, Есенин родился на юго-востоке от Москвы – на территории современной Рязанской области.
За указание на дру[х] – 1 балл, за объяснение через рифму – 1 балл, за восстановление [γ] (возможно просто описание этого звука как «украинского г») – 2 балла, за отождествление с южнорусскими говорами и c происхождением Есенина – 1 балл. Не принимается ответ, если ученик указывает Украину.
Всего 5 баллов.
Задание 2
(8 баллов) Даны пары слов.
А | Б |
ветрило | парус |
кольчуга | бронежилет |
извет | донос |
ланиты | щёки |
очи | глаза |
Почти для всех этих пар будет верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте:
– Что такое А?
– Раньше так называли Б.
Но для одной пары данный контекст будет неправильным. Для какой пары он будет неправильным? Объясните почему.
Критерии и ответы
Контекст будет неправильным для пары кольчуга – бронежилет (1 балл). Кольчуга – это старинный доспех в виде рубашки из металлических колец (1 балл), а бронежилет – это специальный защитный жилет с бронёй, прикрывающий торс человека от поражения холодным и огнестрельным оружием, а также осколками (1 балл). Эти слова обозначают разные, хотя и в чём-то сходные предметы, тогда как остальные пары обозначают одно и то же (1 балл). Если учащийся напишет в объяснении, что кольчуга – историзм – ещё 2 балла. Если учащийся напишет, что остальные слова столбца А – архаизмы – ещё 2 балла.
Всего 8 баллов.
Задание 3
(5 баллов) Дан ряд слов с уменьшительно-ласкательным значением: лодочка, тарелочка, вазочка, белочка, селёдочка.
Одно из этих слов образовано не так, как другие.
- Укажите это слово и объясните, как оно образовано.
- Укажите, как образованы другие слова.
Критерии и ответы
- Это слово вазочка (1 балл), которое образовано с помощью прибавления к основе ваз- (0,5 балла) суффикса -очк- (0,5 балла) (вариант ответа: которое образовано от слова ваза с помощью суффикса -очк-).
- Все другие слова образованы от основ лодк-, тарелк-, белк-, селёдк- (0,5 балла) (вариант ответа: от слов лодка, тарелка, белка, селёдка) с помощью суффикса -к- (0,5 балла).
Если учащиеся укажут, что -к- в словах лодка, тарелка, белка, селёдка – суффиксальный элемент (или бывший суффикс, имеющий для разных слов разную степень очевидности: в слове селёдка выделяется суффикс -к-, потому что есть слово сельдь, в остальных словах этот суффикс выделяется только этимологически) – ещё 1 балл. Если учащиеся укажут чередование к/оч – ещё 1 балл.
Всего 5 баллов.
Задание 4
(2 балла) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).
Ты пришёл со мной побеседовать, а сам лака / лука / лыка / рыка / стыка не вяжешь – как же я тебя пойму?
Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.
Критерии и ответы
Правильный вариант – лыка не вяжешь (лыка не вязать) (1 балл).
Фразеологизм значит «быть совершенно пьяным и не способным чётко и членораздельно произносить слова» (1 балл).
Всего 2 балла.
Задание 5
(5 баллов) Дан ряд существительных: графин, горожанин, дельфин, римлянин, витамин, дворянин.
С точки зрения особенностей образования формы множественного числа ученик разделил эти существительные на две группы. Какие это группы?Обоснуйте ответ.
Критерии и ответы
Первая группа – это существительные горожанин, римлянин, дворянин (1 балл), у которых при образовании форм множественного числа отсекается часть основы: часть -ин- суффикса -анин-/-янин- (горожане, римляне, дворяне) (1 балл). Если учащийся добавит, что в именительном падеже множественного числа у этих слов появляется нестандартное окончание -е (горожане) – ещё 1 балл.
Вторая группа – это существительные графин, дельфин, витамин (1 балл), которые образуют формы множественного числа без изменения основы (графины, дельфины, витамины) (1 балл).
Всего 5 баллов.
Задание 6
(8 баллов) Укажите, в роли каких членов предложения выступает слово КОТОРЫЙ.
- Шкаф, который стоял в прихожей, решено было переместить в гостиную.
- Скажи, которая Татьяна?
- На стол был подан пирог, который испекли в честь праздника.
- Мил человек, а который автобус до Осташкова идёт?
Критерии и ответы
- подлежащее
- сказуемое (именная часть сказуемого)
- дополнение
- определение
За верное указание синтаксической функции слова в одном примере – 2 балла.
Всего 8 баллов.
Задание 7
(12 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой – и о том,
Как, удручён своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
3а гранью дружеских штыков.
Выпишите подчёркнутые слова. Определите их значение в тексте.
Критерии и ответы
- Кадильница – сосуд для курения ладаном, употребляемый в православном и католическом богослужении.
- Благовонный – ароматный, душистый, благоухающий.
- Инок – монах.
- Удручён – отягощён, обременён (в толковых словарях значение отмечается в глаголе, но не указывается в причастии).
- Венец – корона (в тексте символ царской власти).
- Грань – граница.
За правильное толкование каждого слова 2 балла.
Всего 12 баллов.
Задание 8
(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.
В корне слова после буквы ˂….˃ пишется ˂….˃, а не Ы.
- Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты,
- Сформулируйте название этого орфографического правила,
- Приведите примеры его использования и исключения из этого правила.
Критерии и ответы
В КОРНЕ слова после Ц пишется И, а не Ы.
Правило называется: правописание И после Ц в корне слова.
Примеры: цирк, цифра
Слова-исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц (иногда к этому правилу относят и слова на -ция; -ций).
- За верно восстановленное правило – 2 балла.
- За адекватное название правила – 2 балла.
- За достаточное количество примеров его использования (и за указание на исключения) – 1 балл.
Всего 5 баллов.
Задание 9
(1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: кекс Али (лексика).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: некто Фиа.
Критерии и ответы
Ответ: Фонетика.
Всего 1 балл.
Задание 10
(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
- Камень бо есть высокь зѣло, твердыми стѣнами остѣненъ и не приступим ниоткуду же. Окрьстъ его пропасти великы, их же ни прѣити лзѣ бѣ, ни насыпати.
- И всѣмъ приазнемъ велящемъ бѣжати ему, се же не послуша, ни ужасеся, предстоящу народу, но растерза ризы своя, насыпа главу свою попѣла и привяза мечь свои на шии.
Критерии и ответы
- Насыпати – насыпать: наполнить, засыпать чем-либо (3 балла).
- Насыпа главу свою попѣла – предаться скорби (3 балла).
Всего 6 баллов.
Максимальный балл за все выполненные задания – 57.
Олимпиадные задания по русскому языку (5, 6 класс) на тему: Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку (5 — 6 классы)
Олимпиада по русскому языку
5 класс
- Расставьте ударение в словах.
Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.
- Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.
Подберите все возможные антонимы к полученному слову.
- Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?
Полки, окуни, пряди.
- Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.
Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.
- Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
- Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
- Замените заимствованные слова русскими.
Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.
- Вставьте пропущенные буквы.
..гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.
- Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:
парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?
Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.
Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку
5 класс
(62 балла)
- КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.
(10 баллов)
- Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.
(3 балла + за каждое слово 1 балл)
- Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.
(8 баллов)
- Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.), красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.
(5 баллов)
- Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод.
( 5 баллов)
- Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой.
(5 баллов)
- Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа.
(5 баллов)
- Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.
(7 баллов)
- Проще пареной репы.
(10 баллов)
Олимпиада по русскому языку
6 класс
- Расставьте ударение в словах.
Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.
- Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.
Открыта больница
Для птиц и зверей
Идите лечиться
Туда поскорей.
- Замените устаревшие слова словами современного русского языка.
Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.
- Объясните разницу в значениях слов.
Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.
- В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.
А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.
6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.
– Что это значит?
– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете
На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.
– Что это значит?
– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!
- На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
- В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?
Ответы на задания олимпиады по русскому языку
Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку
6 класс
(51 балл)
- КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.
(10 баллов)
- Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.
(3 балла)
- Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.
(10 баллов)
(6 баллов)
- А) Кот наплакал.
Б) Черепашьим шагом.
В) Попасть на седьмое небо.
(6 баллов)
6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.
– Что это значит?
– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.
На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.
– Что это значит?
– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)
7. На омонимии.
- балл)
8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»
(10 баллов)
Олимпиадные задания по русскому языку (5, 6 класс) на тему: Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку 5-6 класс
Задания для Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку (школьный уровень) 2018-2019 уч.год
Задания для 5-6 классов.
Школьный уровень включает 11 заданий по основным разделам курса русского языка.
Время выполнения работы – 1 час (астрономический).
Задания подобраны разного уровня сложности. Каждое оценивается в баллах. Максимальное количество баллов — 50 баллов.
1. Расставьте ударения в словах:
БАнты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр,завИдно, срЕдства, добЫча.
(За каждый правильный ответ-0,5 балла) 5 баллов.
- Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.
Тьма – мать. Товар – отвар. Халва – хвала. Кобура – уборка. Теплица – петлица.
(За каждый правильный ответ- 1 балл) 5 баллов.
- К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.
Вставляет палки в колёса — мешает
Выбьетесь из сил — устанете
Зарубить на носу -запомнить
Пропускает мимо ушей- не слушает (прослушивает)
Обведёшь вокруг пальца- обманешь (За каждый правильный ответ- 1 балл) 5 баллов.
- Подчеркни слова с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.
Помидоры, макароны, погоны, шорты, циркуль, корова, апельсин, сапоги, яблоко.
Ответ: макароны, погоны, шорты, корова, сапоги, яблоко. (За каждый правильный ответ- 1 балл) 6 баллов.
- Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
Ответ: прилагательное, существительное, существительное, существительное. (За каждый правильный ответ- 1 балл) 4 балла.
6. В каком ряду во всех словах есть звук [ к] ? Подчеркни этот ряд.
1) Композитор, вдруг, кисель.
2) Кимоно, кишечник, прятки.
3) Друг, очерк, корешок. Ответ: 3 ряд – 1 балл.
7. Разбери глаголы и прилагательные по составу.
Слепить глаза, скупой человек, слепить игрушку, склеить части, скупил книги.
Ответ: слеп-и-ть ,скуп-ой, с-леп-и-ть, с-кле-и-ть, с-куп-и-л ( За каждое правильно разобранное слово- 1 балл) 5 баллов.
8. Определите части речи для всех выделенных курсивом слов (надпиши сокращённо вверху).
А) длинная юбка, удлинить юбку, длинно рассказывать, длина юбки.
Б) два брата, обидная двойка, удвоить урожай, играть вдвоём, двойственное решение.
Ответ: А) длинная юбка- прилагательное, удлинить юбку- глагол, длинно рассказывать- наречие, длина юбки- существительное.
Б) два брата –числит., обидная двойка – существ., удвоить урожай- глагол, играть вдвоём -наречие, двойственное решение –прилаг.
(За каждую правильно названную часть речи- 1 балл) 9 баллов.
9. О чём идёт речь? Его не кажут, им клюют, с ним оставляют. Ответ: нос – 1 балл.
10. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.
Польская. Как заяц в ананасе.
Вьетнамская. Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
Ответ: Язык до Киева доведёт. Как сыр в масле. Тише едешь, дальше будешь. (За каждый правильный ответ- 2 балла) 6 баллов.
11. Творческое задание.
Прочитай.
Высокий дуб рос на холме. Шли годы. Кругом появились дома, улицы. А дуб продолжал расти, удивляя горожан.
Добавь в этот текст несколько предложений так, чтобы в нём получилось три части. Запиши получившийся текст целиком. Если хочешь, озаглавь его.
Ответ: Высокий дуб рос на холме….
Шли годы. Кругом появились дома, улицы….
А дуб продолжал расти, удивляя горожан….
Оценивание:
3 балла – В тексте есть замысел, текст озаглавлен, предложен способ разворачивания текста; текст разбит на 3 части; есть завершение.
2 балла — предложен способ разворачивания текста; текст разбит на 3 части; есть завершение.
0 баллов – текст не получился.
Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме: Олимпиадные задания 5-6 классы
Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку
- Какие слова переданы фонетической транскрипцией?
[п р У т] — [ с’ й’ Э с т] — [м O л a т ] —
- Составьте слово из звуков.
[ Ы ], [ р], [ ц], [ к ], [ у ], [ л’ ] — [ ч’ ], [А ], [ и], [ к ], [ р’ ], [ п ] —
- Поставьте ударение.
Не был, положить, свекла, нефтепровод, хвоя, облегчить, позвонят, добыча, средства.
- Произведите синтаксический разбор.
Холодный туман медленно затоплял озеро. (… )
- В каких словах есть приставки?
Доверить, домашний, доброта, добежать, дорожный, докрасил, дорогой, доверху, добрать.
- Замените словосочетания.
Музыкант, играющий на скрипке -……………………………………………………………..
Добрый человек -……………………смелый человек -…………………………….
Тот, кто любит шутить -…………………………женщина-повар -……………………………
- Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Подпишите.
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Больной ребёнок плохо спит. Больной плохо переносит лекарства.
- Замените фразеологизмы одним словом.
Мозолить глаза — …………………………….зарубить на носу -………………………….
Клевать носом -………………………………витать в облаках -…………………………..
Как снег на голову -………………………….наговорить с три короба -…………………
- Поставьте, где нужно, мягкий знак.
Подстереч…, у дач…, пять тысяч…, тягач…, ткач…, луч…, сбереч…, мелоч…, лихач…,
Запряч…, из-за дач…, стрич…, с круч…, кирпич…, усач…, доч…, богач, мяч… .
1. Расставьте ударение в словах.
Силосный, агентство, каталог, звонишь, творог, наскоро, инфинитив, пролила, красивее, вы правы.
2. Составьте слова из следующих звуков:
[ ы] [ к ] [ ц ] [ O ] [л ] [п]
[ и] [ р’ ] [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ]
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]
3. Продолжите предложения:
Морфема – это……………………………………………………………………………..
Второстепенные члены предложения – это………………………………………………..
Синтаксис – это …………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
4. Подчеркните члены предложения.
Деревья бесшумно роняли разноцветные осенние листья.
5. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:
Плачу………………………………………плачу…………………………………………..
Пили……………………………………….пили……………………………………………
Полки……………………………………….полки………………………………………….
Гвоздики…………………………………. гвоздики……………………………………….
6. Определи слово по его лексическому значению.
— водитель автотранспорта — …………………………………………………………………-
— изображение предметов неживой природы — ………………………………………………
— декоративное праздничное освещение — …………………………………………………….
7. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:
-не видно ни зги — …………………………………………………………………………….
— спустя рукава -……………………………………………………………………………….
— жить душа в душу -……………………………………………………………………………
— за тридевять земель — …………………………………………………………………………
9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, …………………………………………………………………………
Любишь кататься — ……………………………………………………………………………..
Коня узнают по зубам, …………………………………………………………………………
10. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий
5 класс
Задание 1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружье, роскошь, восхищение, еще.
Задание 2. Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова.
Единица, единство, единственный, единственно, соединение, объединенный, единственным, соединения, объединять, единичка, единицы.
Задание 3. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.
Сп…ши стихи; не сп…ши, не торопись; пол…скать собач…ку; пол…скать белье; зап…вать песню; зап…вать лекарство; пос…деть на крыльце; пос…деть от горя.
Задание 4. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака.
Большой, громадный, колоссальный.
Гениальный, способный, талантливый.
Родимый, родной, близкий, кровный.
Противный, омерзительный, неприятный.
Устремиться, метнуться, ринуться, броситься.
Задание 5. Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?
Задание 6. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Ожог, стих, печь, мелок, жаркое?
Задание 7. Определите, к какому роду относятся слова.
Картофель, санаторий, кофе, какао, фамилия, простыня, молодежь, тополь, тюль, рояль, мозоль, шампунь.
Задание 8. Закончите предложения – подберите подходящее по смыслу и рифме обстоятельства, выраженные наречиями.
Посиди да погоди: сказка будет … (впереди).
Черно-бурый медвежонок про себя ворчит … (спросонок).
На зеленую полянку вышел мишка … (спозаранку). Подымается петух, говорит с собою … (вслух).
Испугался вдруг щенок и пустился … (наутек).
(Из сказок С. Маршака.)
Задание 9. Простые предложения замените сложными, близкими по смыслу.
Проснулись неугомонные птицы и запели свои звонкие песни. Взошло солнце и обсушило холодную ночную росу.
Задание 10.Поставьте ударение в выделенных словах, объясните значение этих слов.
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
(И. Соколов – Микитов.)
Дорога дорога, но дороже бездорожье.
(Пословица)
Олимпиада по русскому языку для 5 класса
Задание 1. Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный (обведи № правильного ответа):
- Приставка и суффикс.
- Приставка, суффикс и окончание.
- Суффикс и окончание.
- Приставка и окончание.
Задание 2. Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и именем существительным? (Обведи № правильного ответа):
- Осенний.
- Столовая.
- Дождливый.
- Жалобный
Задание 3. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание – е? (Обведи № правильного ответа):
- Библиотека.
- Морковь.
- Дочь.
- Мать.
Задание 4. В каком выделенном слове пропущена буква е? (Обведи № правильного ответа):
- Об…жать слабых.
- Сл…зать сметану.
- Прим…рить друзей.
- Прим…рять платье.
Задание 5. В каком выделенном глаголе в окончании пропущена буква а? (Обведи № правильного ответа):
- Солнце выглянул…
- Распустил…сь сирень.
- Море разбушевал…сь.
- Спортсмены прыгал…
Задание 6. Укажи слово с предлогом
- (По)друга.
- (По)забыть.
- (По)года.
Задание 7. Укажи правильное значение выражения (обведи № правильного ответа):
Держать язык за зубами.
- Лишиться дара речи.
- Молчать, не говорить ничего лишнего.
- Оказаться в смешном положении.
- Заболеть.
Задание 8. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу. (Обведи № правильного ответа):
Не стыдно не знать, стыдно … .
- Обманывать.
- Не учиться.
- Жадничать.
- Зазнаваться.
Задание 9. В каком предложении нет глагола? (Обведи № правильного ответа):
- Весь день бабушка пасёт корову на лугу.
- Корова жуёт сочную травку.
- К вечеру бабушка подоила корову.
- Хорошо парное молочко!
Задание 10. Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного (обведи № правильного ответа):
- Ранней осенью.
- В соседнию рощу.
- К дремучему лесу.
- Свежей зеленью.
Задание 11. Напиши, сколько звуков [ф] в словах предложения:
Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
Ответ: ______
Задание 12. Разбери слово перевозчики по составу:
Ответ: ___________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку в 5 классе.
1. В каждой группе из четырех слов одно лишнее. Почему?
Бог, слог, враг, книг.
Друг, сапог, смог, мягкий.
2. Поставьте ударения в словах:
квартал, средства, револьвер, километр, отдал, камбала, петля.
3. Укажите, сколько раз встречается звук Т в предложении:
Документ подписан директором.
4. Составьте проект по схемам:
5. Объясните разницу в значении слов:
поступок – проступок, поглотить – проглотить, описка – отписка.
6. Определите состав слов: перчик, переплетчик, огурчик, избирательный, паровозоремонтный.
7. Можно ли к данным словам подобрать антонимы?
Отважный, здоровый, вчерашний, интересный, светлый, прошлогодний, белый, стальной.
8. Подобрать по 2 определения к словам: тюль, рояль, фасоль, мозоль, картофель.
9. Найдите и исправьте ошибки в выборе слов:
1. Миша одел шапку и вышел.
2. Я вылил воду из ведра и обратно налил его водой.