Контрольные упражнения для повторения курса русского языка, 6 класс

Билет №1

1. Фонетика. Классификация звуков. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

2. Слитное и дефисное написание прилагательных.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Вьюга

Третий день вдоль всего железно(дорожного) полотна бушу…т в(?)юга кружат(?)ся в диком танце хлоп(?)я снега. Нависли (сизо)пепельные тучи. (Кое)кто (не)любит такую погоду но кое(у)кого она вызывает противоположные чу(?)ства. Страшновато слушать тёмным вечером голос раз(?)ярё(н,нн)ой стихии! Не то это (северо)западный ветер воет не то кто(то) на каком(то) инструмент… наигрывает бе…конечную музыкальную пьесу.

а) выполните фонетический разбор слова чу(?)ства;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова северо(западный);

в) выполните морфологический разбор слова третий;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 2

1. Состав слова. Способы словообразования.

2. Правописание сложных существительных, слов с корнями – пол, — полу.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Гроза надвигается

Полуде(н,нн)ый воздух накалё(н,нн)ый знойными лучами со…нца ст…новился душен и т…жёл. Вот и со…нце спряталось. И (пол)леса и дальние деревни и зеленая трава всё облеклось в какой(то) зл…вещий цвет. С юго(запада) т…нулось чёрное п…тно и быстро надв…галось на село и на рощу прост…рая огромные крылья по сторонам. Упали крупные капли д…ждя и бл…снула молния. Грянул гром и заглушая людской шум торжестве(н, нн)о прокатился воздух… Надо бежать подумал я.

а) выполните фонетический разбор слова зеленые;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова накале(н,нн)ый;

в) выполните морфологический разбор слова подумал;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 3

1. Лексика. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

2. Не с глаголами, деепричастиями, причастиями, местоимениями.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Он с трудом выбрался наружу. Встал сделал (не)сколько шагов и поспешно сел. (Не)гнущиеся ноги (не)слушались мышцы болели так что он грыз рукав чтобы (не) закричать. Он ш…л домой. Вдруг он остановился (н…)чего (н…)понимая. Он (не)узнавал своего участка крепости где знал каждый камень. Но этих камней он (не) знал. Перед ним лежали кирпичи (не)запороше(н, нн)ые снегом. Но у него еще оставалось ярос(?)ное желание выжить.

а) выполните фонетический разбор слова остановился;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова (не)понимая;

в) выполните морфологический разбор слова (н…)понимая;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 4

1. Существительное как часть речи. Грамматические категории.

2. Правописание гласных в корне слова.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Таинстве(н,нн)ые цветы

Как (то) летом я возвращался с озера в деревню. Дорога шла лесом всё вокруг зар…сло пахуч…ми травами. Зар…сли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой. Я насоб…рал этих цветов. Они были похожи на колокольчики.

Густая пор…сль березн…ка закрыла от меня дорогу и я вскочил на пень определяя куда мне надо идти. Сердце зам…рало при виде красоты утре(н, нн)ей природы. На трав… бл…стали капли росы широко ра(с,сс)т…лались посевы хл…бов. На полевой дорог… мне попались две заг…релые деревенские девушки.

а) выполните фонетический разбор слова заг…релые;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова утре(н,нн)ей;

в) выполните морфологический разбор слова (на) колокольчики;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 5

1. Прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имен прилагательных.

2. Правописание согласных в корне слова.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Я (н…)когда (н…)могу равнодушно видеть п…дение даже одного
подрубле(н, нн)ого дерева, особенно в родной мес(?)ности, на родной те(р,рр)итори…. В этом п…дени… есть (н…)что грус?ное. Дерево постепенно оседа…т (не)выдержав ударов т…желого топора. Многие десятки лет достигало оно полной силы (не)тронутое (н…)кем и вот гибн…т в (н…)сколько м…нут просто по прихоти человека. Люди подумайте и опомн…тесь! Что ж вы дела…те? Надевайте рю…заки и идите к природе, станьте ближе к ней.

а) выполните фонетический разбор слова падение;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова подрубле(н,нн)ого;

в) выполните морфологический разбор слова т…желого;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 6

1. Числительное как часть речи. Основные группы. Изменение числительных

2. Правописание приставок. Буквы Ы/И после приставок.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

П…ровоз и…пуганно посвист…вал. Пр(е,и)мыкающие леса гудели бушуя (изо)всей силы. Снова и снова и…пытыва(и,е)ш…
пр(е,и)ятную ле…кость на душе. Изредка изд…лека закр…чит заспа(н,нн)ым голосом буксирный п…роход зловеще закаркает ворона. И вновь вокруг тиш…на, (не)пр…рываемая н(е,и)чем!

а) выполните фонетический разбор слова без(?)мянную;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова п…ровоз;

в) выполните морфологический разбор слова леса;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет №7

1. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Правописание местоимений.

2. НЕ с существительными, прилагательными.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

После грозы

На дворе весь день бушевала (не)погода но вот ярос(?)ный дождь пр…остановил а теперь и совсем пр…кратил свою бараба(н,нн)ую дробь. На очища…щ…мся горизонте резко вырисовывается и чуть(чуть) колыш…тся верхушка (не)старой а молодой берёзы. Громады туч… уже (не)стро…тся а унос…тся вдаль. Из(за) облачка сейчас выглян…т спрятавш…ся солнышко всматриваеш(?)ся и (не)вольно поражаеш(?)ся как пр…ображается всё окружающее.

а) выполните фонетический разбор слова спрятавш…ся;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова очища…щ…мся;

в) выполните морфологический разбор слова весь;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 8

1. Глагол как часть речи. Морфологические признаки глаголов.

2. НЕ и НИ в местоимениях. Слитное и раздельное написание.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Путники заблудились в лесу. Темная ноч?. (Н…)где (н…) мерцал
огонек. Им (н…)где было переночевать и они наскоро постро…ли
шалаш(?).

(Не)большой ветерок был пр…ятен. Поддержки путники (не)ждали и они своими силами решили искать утром деревню. (Н…)что им (н…)угр…жало.

(Н…)у(кого) (н…)возникало сомнения что все обойдет?ся бл…гополучно. Звезды в небе ярко подмигивали им и это их успока…вало.

а) выполните фонетический разбор слова темная;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова (не)большой;

в) выполните морфологический разбор слова им;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 9

  1. Причастие как часть речи. Морфологические признаки. Образование причастий. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

  2. Н/НН в прилагательных, образованных от существительных.

  3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Св…стящ…м ш…потом перекликнулись между собой столетние сосны и сухой иней с мя…ким шелестом полился с потр…вож…(н,
нн)ых ветвей.
Из пр…пудр…(н,нн)ой утре(н,нн)им инеем хвои
высунулась дли(н,нн)ая морда увенч…(н,нн)ая т…желыми
ветвистыми рогами. Глаза и…пуганно смотрели на поляну. Зверь
ра…пустил напр…ж…(н,нн)ые мускулы вышел на поляну лизнул землю.

а) выполните фонетический разбор слова инеем;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова и…пуганно;

в) выполните морфологический разбор слова (с) шелестом;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 10

1.Деепричастие как часть речи. Образование деепричастий. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

2. Н/НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Мы тихо ступая вошли в лес осв…щ…(н.нн)ый лучами солнца. На
пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись
зол…тистой л…ствой сверкавш…й на солнце. Очень красивы клены
одевш…ся в б…гряную л…ству. Часто мы видели ж…лтые листья
тихо падающие на землю. На доро…ках печально шуршащие
листья к…тились впереди нас. Иногда поп…да…тся дача окруж…(н,
нн)ая деревя(н,нн)ым забором. Ра…чищ…(н,
нн)ая доро…ка в…дет к морю.

а) выполните фонетический разбор слова солнца;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова пожелтевшей;

в) выполните морфологический разбор слова Мы;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 11

1. Степени сравнения прилагательных.

2. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний прилагательных и причастий.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Когда идеш… лесом, то невольно хв…таеш…ся за ветви прот…нувшиеся к тр…пинк…. И вот хорошо утопт…(н,нн)ая тр…пинка
привела к живописному болоту обр…зовавш…муся из лесной речк….
Яркая зелень к…мыша переплелась здесь с ароматом
цветущих растений. Зар…сли ивы сплотившись по берегу болота
удерживали напор леса.
Кое(где) в…днеют?ся брош…(н,нн)ые в
яркую зелень ч…рные зеркала воды.

а) выполните фонетический разбор слова ч…рные;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова утопта(н,нн)ая;

в) выполните морфологический разбор слова (самый) сильный;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 12

1. Спряжение глаголов.

2. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

Весной в тундре со…нце светит почти круглые сутки. Прил…та…т сн…гири. Они, как и воробьи, (по)прежнему держ…т?ся зимой около
домов раду…т?ся, как дети, ласков…му солнышку. Скоро появ…т?ся
чайки. Уже слыш…т?ся горта(н, нн)ые крики гусей. Горы снега
заметно та…т уменьшаясь с каждым днем и скоро и…чезнут совсем.
Как легко дыш…т?ся
весной! Оч…ровательное время!

а) выполните фонетический разбор слова прил…та…т;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова горта(н,нн)ые;

в) выполните морфологический разбор слова и…чезнут;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 13

1. Существительное как часть речи. Грамматические категории.

2. О/Е/Ё после шипящих в словах разных частей речи. Буквы Ы/И после Ц.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

В ра(н, нн)ее весе(н, нн)ее утро, когда в воздухе ещ…
свеж…, ребята во главе со стаж…ром провели
в саду борьбу с вредителями на груш…вых и алыч…вых деревьях.
Теперь ребята сп…шат чтобы повидат?ся со сторож…м. По тенистой алле… они бегут (не)обращая вн…мания на
ш…рохи и ш…пот листьев.
Навстречу им выходит старик.
Наружность деда необычна: на голове шапч…нка, из-под плаща
выглядывает ворот холщ…вой рубахи. Но держ…тся молодц…м.

Затем дедушка ра(с,сс)казывает как в лесной чащ…
ловил медвеж…нка.

а) выполните фонетический разбор слова ра(н,нн)ее;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова весе(н,нн)ее;

в) выполните морфологический разбор слова (по) тенистой;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет № 14

  1. Прилагательное как часть речи. Степени сравнения прилагательных.

  2. Правописание Ь и Ъ. Ь на конце слов разных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов).

  3. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

По-прежнему кругом тиш…. Подпрыгивая бежит жеребенок.
Лепеч…т ветерок шумит реч…нка. Вдруг надвигает?ся какой(то) шум появляет?ся ск…пление ч…рных туч…. Вот-вот разразит?ся гроза. Поля оп…лё(н,нн)ые солнцем жаждут влаги. Могуч… склонившийся дуб.
Ра…пускающиеся утре(н, нн)ие цветы радос?но тянут?ся
к первым каплям дождя. Всё мечта…т о влаг…!

а) выполните фонетический разбор слова ветерок;

б) выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слова лепеч…т;

в) выполните морфологический разбор слова шумит;

г) выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Сборник упражнений по русскому языку 6 класс.

6 кл. Диктанты с пропуском орфограмм и пунктограмм.

Устал…. Летн.. солнце уходит на п..кой за г..р..зонт. На з..п..де пр..п..дает у..кая п..ло..ка света. Над гладкой п..верхностью (не)широкой реч…нки л..жится туман и окутывает (не0глубокий овраж..к песч..ный берег (не)высокие пр..брежные кусты и светло..зеленый лужок. Сгуща..тся туман и на землю опуска..тся ноч..ная сыр..сть.
      На небе заг..рают..ся первые звезд..чки. Замолкают птицы. В последний раз свистнул предвес..ник ночи с..ловей. Со..ная тиш..на не наруша..тся даже ш..р..хом листьев. Только иногда увид..шь в темн..те как пр..н..сется летучая мыш…
      Т..желые от росы цв..ты съежились и пр..кл..нились к земле. Сложил свои п..р..шютики п..левой плющ.. (Не)проглядная тьма расст..лается по окрес..ности. От земли распр..страняет…ся ре..кий ар..мат цв..тущих р..стений. Ночью их запах всегда сильнее. Все в природе об..ято сном. Как пр..красна летняя ночь!

 Луч..к солнца бл..снул из..за леса к..снулся верхуш..к деревьев отыскал в листве шарики зеленых яблоч..к. Дрож.. света пр..б..жала по саду и заискрились алмазами р..синки на пр..д..рожной траве.
      Ра..г..рел..сь солнце и словно плам..нем вспыхнули густые ветки деревьев.
      Первая пчелка зазв..нела в теплом воздухе пр..тихшего утра. За ней м..тнулась другая третья. Синяя стр..коза пр..села на улей но пчелы р..вн..душны к бе..заботной п..прыгунь… У них нет врем..ни. Они делают круги над пас..кой выб..рают напр..вление и ул..тают в леса в луга.
      Все больше ож..вляют..ся ульи и вот уже кружат…ся бе..конечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края д..р..ги р..стет п..дсолнух. Он пр..влекает к себе пчел но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих труд..любивых н..п..сед с…б..рает до пяти килогра…ов меда.

      Хороши сн..жные зимы в Р..сии! (Не)погоду сменяют ясные дни. Бл..стят на солнце глубокие сугробы скрылись подо льдом большие реки и маленькие реч..нки. Пр.п..рошила зима землю сн..жной шу..кой. Отдыхает земля наб..рает силу.
      Наполня..тся жизнью зимний лес. Вот пр..стучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отб..вает дро..ь лесной б..рабан..щик. С шумом пр..л..тит ря..чик п..дним..тся из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов ра..селась на ветках ел… Стоишь и любуеш..ся как ло..ко они вонзают свои клювики в ш..шки выб..рают из них семена. С суч..ка на суч..к п..р..прыгивает шустрый бельч..нок.
      Вот пр..летела большая с..ва и п..дала голос. Ей от..звались другие совы. Пискнула тихонько лесная мыш.. пр..бежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

Артюхова Е.Л. Занимательные упражнения по орфографии для 6 класса


Артюхова Евгения Леонидовна,


учитель русского языка и литературы


ГБПОУ г. Москвы «Западный комплекс непрерывного образования»,


[email protected]


 


Представленные тренировочные упражнения по русскому языку могут быть использованы с учащимися 6 класса на уроках при повторении и закреплении изученных орфограмм. Интерактивные задания сделают урок интересным, а изучение предмета для учащихся станет более занимательным. Выполнять задания можно как на уроках, так и при самостоятельной работе в школе или дома.


Орфограмма «Н – НН в суффиксах прилагательных»


Определи, сколько Н пишется в словах:


Туман..ый, стеклян..ый, соломен..ый, безвремен..ый, деревян..ый, землян..ой, румян..ый, зелен..ый, ветрен..ый, революцион..ый, клюквен..ый, времен..ый, журавлин..ый, кожан..ый, оловян..ый, водян..ой, длин..ый, маслян..ый, весен..ий, песчан..ый, глинян..ый, лун..ый, юн..ый, безветрен..ый, серебрян..ый, сон..ый, комарин..ый, свин..ой.


Орфограмма «Мягкий знак после шипящих на конце слова»


Распредели слова по группам: мягкий знак пишется, и мягкий знак не пишется:


Горяч.., молодеж.., с плеч.., шалаш.., у туч.., ёж.., хочеш.., береч.., съеш.., полноч.., ключ.., бежиш.., задумаеш..ся, линюч.., мыш.., страж.., репортаж.., стрич.., реч.., горяч..


Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-»


Вставьте пропущенные буквы:


Пр..зирать лицемеров, пр..бывать на станцию, пр..дел церкви, пр..клоняться перед мужеством, пр..творить мечту, пр..ступная деятельность, пр..давать друзей, непр..ступная крепость, пр..зирать сирот, беспр..кословно выполнять, пр..чудливый орнамент, пр..лестный ребенок, пр..ключения друзей, пр..рекания с недругом, пр..частный к делу, пр..лететь на самолете, пр..морский край, пр..встать с дивана, пр..рвать разговор, пр..возмочь себя.


Орфограмма «Правописание НЕ со словами»


Выбери из списка слитное или раздельное написание слова:


(Не)был дома, (не)вежа, (не)за кем идти, совсем (не)радостный, (не)довольство увеличивалось, (не)доумевать, (не)забудка в поле, (не)знаю ответа, (не)миллион, (не)рад подарку, (не)бывалый случай, очень (не)злой, (не)друг пришел, никому (не)нужный, (не)глубокие знания, (не)горе, а радость, (не)взлюбить, (не)аккуратная тетрадь.


Список литературы:


1. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку. М.: Астра, 1995. 336 с.


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Тренировочные упражнения по теме «Не с существительными»(6 класс)

  1. Спишите, раскрывая скобки. Объясните свой выбор.

С двумя существительными, которые без не- не употребляются, составьте два простых предложения.

(Не)складность фигуры, сказать явную (не)правду, (не)трудоспособность, (не)вежда в музыке,

(не)вежливость, (не)годование, (не)здоровье младенца, настоящий (не)поседа, (не)разбериха,

(не)брежность в работе, оказаться (не)веждой, (не)урожай зерновых, (не)вежливость в общении,

большие (не)взгоды, (не)точность в расчётах.

2. Спишите предложения, распределив их на две группы: 1) не с существительными пишется слитно, 2) не с существительными пишется раздельно. Выполните синтаксический разбор предложений первой группы

а. Буду ждать Вашего ответа с (не)терпением. 
б. Друг познаётся в (не)счастье. 
в. Люди пишут (не)пером, а умом. 
г. Печаль беде (не)помощник. 
д. Выкопать несколько ям для кустов – (не)задача для такого, силача, как Дима. 
е. Но неудача, или, как говорят у нас, (не)задача моя продолжалась

3. Прочитайте текст. Выпишите из текста выделенные слова, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.Выполните морфологический разбор любых трех выписанных существительных.

Никакое р..стение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его  (не)лепость и (не)уклюжесть бр..саются в глаза. Это дер..во — символ тр..пической Африки и источник  (не)былиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его т…лщине вызывают  (не)доверие. В Танзании р..стёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая  (не)ровностями к..ра окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть угл..бление,  (не)ванна, а целый бассейн, зап..лняющийся водой во время д..ждливого с..зона. В октябре на деревьях вместе с листьями по..вляются пр..красные белые цветы.

Учебно-методическое пособие (6 класс) на тему: Сборник упражнений и проверочных заданий по русскому языку для учащихся 6 класса специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

   

Казённое общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского    автономного округа – Югры

«Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Сборник упражнений и проверочных заданий

по русскому языку

для учащихся 6 класса специальных

( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

                                                     Составитель : Гусенова Людмила Шахназовна

учитель русского языка и литературы

                                             

                                             

                                             г. Радужный

 Содержание и структура сборника разработаны в соответствии с требованиями учебной программы по письму и развитию речи для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и дидактическими задачами и охватывают все основные темы курса русского языка.

    Задания направлены на формирование навыков самостоятельной  работы, самоконтроля и могут быть использованы для проверки усвоения учебного материала.

    Сборник составлен с учётом психофизических особенностей детей с первичным нарушением интеллектуального развития.

    Сборник составляет учебный комплект с действующим учебником по русскому языку для 6 класса специальных ( коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.

                                                       

                                                   

                                                        Повторение

Предложение

  1. Прочитай.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

                                     Стаи птиц улетают

                                      Прочь за синее море.

                                      Все деревья блистают

                                      В разноцветном уборе.

                                                               К. Бальмонт

Запиши, сколько предложений в этом стихотворении:

  1. Составь и запиши 5 предложений о том, как ты провел летние каникулы.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Определи границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

В лес пришёл сентябрь берёзки надели жёлтые платья рябинки нарядились в красные  сарафаны кленовые листья легли ковром наступила золотая осень.

Вспомни правило и допиши его:

Подлежащее и сказуемое —  _______________________________________________________

________________________________________________________

  1. Дополни предложения подлежащими и сказуемыми.

Осенний ________   _______ прохладой. Часто ___________ по крышам мелкий ___________. ______________     ______________ в разноцветные платья. Резкий ________   _________    по дорожкам  опавшие листья. Перелётные _________  ____________ к отлёту.

Слова для справок: птицы готовятся, воздух наполняется, ветер гонит, дождь стучит, деревья нарядились.

  1. Подчеркни в каждом предложении главные и второстепенные члены. Составь схемы предложений.
  1. Наступила ранняя осень.                                                __________________________
  2. Часто моросит мелкий дождь.                                      ___________________________
  3. Солнечные лучи не согревают землю.                        ___________________________
  4. Листья укрыли землю разноцветными ковром.       ___________________________
  5. Звери готовятся к суровой зиме.                                   ___________________________
  6. Разбери предложения по членам. Чем отличаются друг от друга                                предложения двух столбиков?
  1. Солнышко светит.           1. Яркое солнышко ласково светит.
  2. Подул ветер.                     2. С севера подул холодный ветер.            Ребята собрали.                3. На прогулке ребята собрали букет  листьев.                  

Вспомни правило и допиши его:

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется _________________________________.

Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные,  называется _____________________________________.

  1. Поставь знак «+» около нераспространённых предложений.

Ученик подготовился к уроку.

Моросит дождь.

Дети играют.

Отец принес сыну новую книгу.

Гремит гром.

Петя угостил сестру яблоком.

  1. Поставь «+» около  распространённых предложений.

В лесу щебечут птицы.

Цветы завяли.

Прозвенел звонок на урок.

Туман рассеялся.

Начался ливень.

Ученики идут в школу.

Лена нарисовала рисунок для брата.

  1. Выпиши из текста  нераспространённые предложения.

Гроза

Меня послали в лес за грибами. Я набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало пасмурно. Небо потемнело. Блеснула молния. Над моей головой что –то загремело. Пошёл дождь.

                                                                                           По Л.Толстому

  1. Распространи предложения и запиши их. Озаглавь текст. Подчеркни главные и второстепенные предложения.

           Наступила осень. Ребята пришли. Прозвенел звонок. Вошла учительница. Начался урок. Ребята слушали.

                                                ___________________

________________________________________________________________________    

________________________________________________________________________  

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Прочитай предложения. Устно поставь вопросы к выделенным словам. Каким членом предложения они являются? Подчеркни их.
  1. Ласточки, стрижи, журавли улетают в тёплые края. 2. На огородах люди собрали   урожай капусты, моркови, свёклы.  3.Листья кружились, разлетались, шуршали под ногами. 4. Красные, коричневые, рыжие шляпки грибов виднелись в траве на поляне.

Вспомни правило и допиши его:

Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову называются ___________________________ членами предложения.

  1. Определи, каким членом предложения являются однородные члены. Расставь знаки препинания.

      Пришла пора прощания. Ласточки стрижи первыми покинули родные места. Гуси собрались в стаю приготовились к долгому перелёту. Скворец вылетел из своего дворца посмотрел по сторонам затянул грустную песню. Пора в далёкий путь! Жёлтой красной багряной листвой провожает лес пернатых друзей.

  1. Определи, каким членом предложения являются однородные члены. Обрати внимание на постановку знаков препинания.

         Осенний ветер обрывал листья и уносил их. Холод привёл птиц в большую тревогу. Лебеди, гуси, утки начали готовиться к отлёту. Старые и бывалые птицы учили молодых. Молодёжь  с весёлым криком совершала большие прогулки, укрепляла крылья. Сколько было крика, веселья и радости!

  1.  Поставь знак «+» около предложений с однородными членами.

Повариха побледнела,

Обмерла и окривела.

Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

                                             А. Пушкин

      15. Расставь, где необходимо, запятые. Докажи правильность своего выбора.

                                           Древние помощники

             Животные на протяжении многих тысяч лет служили человеку. Быки тащили плуги и тяжёлые повозки. Лошади быстро перевозили всадников тянули телеги. Мясо кроликов свиней птиц человек употреблял в пищу. Коровы козы овцы давали людям молоко и шерсть. Даже достигнув высокого уровня цивилизации, человек не может обойтись без помощи домашних животных.

      16.Напиши ответы на вопросы, пользуясь словами из скобок. Обрати внимание на постановку  знаков препинания.

Что ученик принёс на урок рисования? (альбом, кисти, краски)

_______________________________________________________________  

_______________________________________________________________  

Что лежит у тебя в портфеле? ( дневник, ручки, тетради, учебники)

_______________________________________________________________  

_______________________________________________________________  

Какие фрукты ты любишь есть? ( яблоки, груши, бананы)

_______________________________________________________________  

_______________________________________________________________

Какие овощи кладут в суп? (картошка, морковь, лук, капуста)

________________________________________________________________  

________________________________________________________________  

Какие звери готовятся к зиме? (зайцы, белки, медведи)

________________________________________________________________  

________________________________________________________________  

                                                                             Звуки и буквы

  1. Запиши фамилии учеников своего класса в алфавитном порядке.

____________________________________________________________  

____________________________________________________________  

____________________________________________________________  

  1. Замени в каждом слове первый согласный другим согласным, чтобы получились новые слова. Запиши слова. Подчеркни буквы, обозначающие согласные звуки, которыми отличаются эти пары слов. Поставь ударение.

Образец: дубы- зубы

Галка — ________________

Песок — ________________

Норка — ________________

Роза — _________________

Клин -__________________

Свет — __________________

Киска — _________________

Полено — ________________

       С любым из этих слов составь предложение.

______________________________________________________________  

_______________________________________________________________  

  1. Допиши стихотворения. Подчеркни в словах мягкий знак.

В двух шагах не видно друга,

Разгулялась сильно ___________________.

На клумбу очень жарким днём

Мы из лейки воду ____________________.

Очень радует меня

В роще пенье _____________________.

К празднику сестрёнке Кате

Новое купили _____________________.

Вспомни правило и допиши его:

Разделительный Ь пишется после согласных, перед гласными

________, __________, _________, ________, _________.

  1. Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Запиши их, подчеркни разделительный Ь.

Дерево — ______________                                                перо — ________________

Кол- __________________                                              воробей -_______________

Лист — _________________                                             друг -___________________

Стул — _________________                                             ручей — __________________

Крыло — _______________                                             колос — ___________________

  1. Прочитай. Подчеркни в словах буквы, которые пишутся не так, как произносятся. Вспомни, как проверить сомнительные гласные и согласные буквы.

                                                        Бишка

— А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано! Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.

-Не моё, — говорит, — дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу – будет с меня и этого.

                                                                                                              К. Ушинский

Состав слова

  1. Выпиши выделенные слова. Вспомни, как они называются. Обозначь общую часть.

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтобы рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.

                                                                                                                    А. Пушкин

                     

Вспомни правило и допиши его :

Общая часть однокоренных слов называется _____________________________.

  1. «Кто больше?» Подбери как можно больше однокоренных слов к данным.  Выдели корень.

  Груз                    корм                      стол                      нос

___________             __________            ___________             ___________  

___________             __________            ___________             ___________  

___________             __________            ___________             ___________    

___________             __________            ___________             ___________

  1. Выпиши из стихотворения  однокоренные слова. Выдели корень.

В маленьком домике жил домовёнок.

Был он домашний, словно котёнок.

В доме был лад, чистота и покой.

Очень хозяйственным был домовой.

  1. Вставь в предложения однокоренные слова, подходящие по смыслу. Выдели в них корень.

Мы купили новый______________________________.             холод  

Осенний _________________гнал птиц к югу.                            холодный

Резкий и _________________втер срывал листья с деревьев.    холодильник

Мы забрались в самый _______________угол сада.                   издалека

Было видно, что путник пришёл к нам _____________              даль

Бескрайняя _________________степей предстала перед           дальний

Нашими глазами.

  1. Прочитай пословицы и поговорки. Выпиши слова с приставками. Приставки выдели.

Поспешишь – людей насмешишь.

Грамоте учиться всегда пригодиться.

Что летом соберёшь, то зимой на столе найдёшь.

Нау

Упражнения по теме «Комплексное повторение в конце года» 6 класс

Материалы для комплексного повторения в конце учебного года и подготовки к контрольной работе по русскому языку в 6 классе

1

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. В ПОДЧЁРКНУТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПОСТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. Весна самое радос?ное, самое м…лодое время года. Уход…т снега вглубь з…мли руч…и подталкивают и уг…няют л?динки. Пр…рода ож…вает у нас на глазах каждый день сулит нов…е открытия. Пр…пущенное сегодня уже не? повторится завтра. Ещ… вчера стоял х…лодный день, с ле…кими утренними з…морозками, а сегодня все изм…нилось. Холодную, тёмную почву обл…вает п…ток золотых солнеч?ных лучей. Солнце ходит уже высоко. Над цветами жужжат первые, самые смелые шмели. О чем-то тоскует черёмуха и вдохами льёт свой ар…мат. Купаясь в пр…зрачном воздухе, неутомимо поют ж…воронки. С криком счаст…я и свободы высоко н…сутся журавли. Кружат?ся над в…дой чайки, блестя на солнце серебром. Луг река гора лес – от края и до края – всё яркость, глянец да звук. Поле овеяно блеском и прохладой. С синей далью сл…вается лес украдкой зеленеют поля. С небес улыба…тся солнце а солнцу улыбается земля. В подвенечном уборе пышно стоит белая верба. Но вот набежал ветер и ручей проснулся. В детском веселии брызжет г…ворливый ручей весёлым дождем на иву брызжет нежным ш…потом оч…рованием сказок. Пр…вет тебе Весна

1.Из выделенного предложения выпишите местоимение, определите его падеж и разряд

2.Выпишите грамматическую основу из предложения «В подвенечном уборе пышно стоит белая верба»

3.Выпишите любое относительное прилагательное

4.Выпишите любое существительное 2 склонения

5.Выпишите глагол 2 спряжения

6.Замените синонимом слово «несутся»(журавли)

7.Подберите антоним к слову «радостное»(время года)

8.Из предпоследнего предложения выпишите слово с безударным проверяемым гласным

9.Выпишите предложение, в котором вы поставили тире.

10.К какому стилю относится этот текст, напишите

2

Прочитайте текст. Выполните задания: 1.Лотос — символ чистоты и благородства. 2.Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 3.С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе. 4.Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. 5.Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. 6.Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление. 7.«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. 8.К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.  9.Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. 10.И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.

 

1.Из предложения № 4 выпишите грамматическую основу

2.Из предложения № 2 выпишите слово с приставкой

3.Найдите в тексте собственное существительное и выпишите его

4.Среди предложений 1-4 найдите и выпишите одушевлённое существительное

5.Подберите антоним к слову «чудесный» из предложения № 8

6.Подберите синоним к слову «стоять» из предложения № 10

7.Среди предложений 6-10 найдите сравнение и выпишите его

8. Из предложения № 1 выпишите слово с безударным проверяемым гласным в корне слова

9. Из предложения № 2 выпишите слово с чередованием гласного в корне слова

10.Среди предложений 7-10 найдите слово с Ь разделительным знаком и выпишите его

3

1)Сидел я за столом в горнице. 2)Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. 3)Сидит и вертит головку по сторонам. 4)При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 5)Что это она делает? 6)Я подошёл ближе к окну. 7)Сверху плавно летели белые снежинки. 8)Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки. 9)Вот лентяйка! 10)Ей не хотелось лететь на речку. 11)Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 12)Не зря ведь люди говорят: «Полетели белые мухи». 13)Лето кончилось. 14)Пришло время уезжать из деревни. 15)Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето.

-К какому стилю относится этот текст: а) описание б) повествование в) рассуждение

-В каком предложении даётся ответ на вопрос «Почему птичка ловила ртом снежинки?», напишите номер этого предложения

-Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение, выпишите его номер

-Среди предложений 1-5 найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, выпишите его:

-Среди предложений 10-14 найдите фразеологизм, выпишите его

-Среди предложений 1-7 найдите и выпишите номера предложений с однородными членами

-Из предложения № 2 выпишите слово с безударным проверяемым гласным в корне

-Из предложения № 7 выпишите грамматическую основу

-Из предложения №4 выпишите словосочетание со словом «медленно»

-Из предложения № 2 выпишите существительное в предложном падеже

-Из предложения № 15 выпишите одушевлённое существительное

-К слову «вертит» предложение № 3 подберите синоним, запишите его

-К слову «последней» из предложения № 15 подберите антоним, запишите его

4

1.ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. Спишите, вставляя пропущенные бкувы, раскрывая скобки.

Хорошо летом З…лотые лучи со?нца щедро л…ются на землю. Г…лубой ленточ?кой уб…гает вдаль р…ка. Лес стоит в праз…ничном, летн…м убранстве. Цветы — лиловые ж…лтые г…лубые разбр…лись по п…лянкам опушкам. Летней п…рой случают?ся всяк…е ч…деса. Ст…ит лес в з…лёном н…ряде, под н…гами – зелёная травушка-муравушка, сплошь усыпанная р…сой. Но что это Ещ(о,ё) вчера на этой полянке н…чего не? было, а се…одня она сплошь усеяна мален…кими, красными, словно драгоце(н,нн)ыми, кам…шками. Это яго…ка земляника. Разве это не чудо

Пыхтит, радуясь вкус?ной провизии, ёж. Ё… – он всеяден. Поэтому для него н…ступили славные д…нёчки. Да и для других ж…вотных тоже. Ликует всё ж…вое. Птиц… радос?но заливают?ся, они сейчас у себя на родине. Им пока не надо спешить в дальние, тёплые края они наслаждают?ся тёплыми солнеч?ными днями. Лето любят дети и взрослые. За длинные, солнечные дни и короткие тёплые ночи. За богатый урожай летнего сада. За щедрые поля полные ржи пшеницы. Всё живое летом поёт и торжествует.

2.Выполните морфологический разбор выделенных слов.

3.Выполнить разбор по составу следующих слов: ЗОЛОТЫЕ, ПЫХТИТ, ТРАВУШКА.

5

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. ОЗАГЛАВЬТЕ ЕГО. СПИШИТЕ. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, РАСКРОЙТЕ СКОБКИ.

Л…сная п…ляна. Выш…л я стал под березкой. Что делается Елки, одна к другой, так сил…но густели и вдруг ост…навливались все у? б…льшой поляны. Там, на другой ст…роне поляны, были тоже ёлки и тоже ост…новились, не смея двинут?ся дальше. И так кругом всей поляны ст..яли густ..е высок…е ели, каждая высылая впереди с…бя бере….ку. Вся б…льшая поляна была п..крыта зелёными буг…рками. Это было всё н…работано когда-то кр…тами и потом зар..сло и п..крылось мохом. На эти взрытые кр…тами холм…ки пад…ло семя и выр…стали берёзки, а под березкой, под ее материнской з..щитой от м…роза и со?нца вырастала тен..любивая ёлоч?ка. И так высокие ели, не смея открыто сами выслать своих м…лышей на полянку, высылали их под покровом берёзок и под их з…щитой п…реходили поляну.

    Пр…йдет сколько?то пол…женных для дерева лет и вся поляна зар…стет одними елками а березы-п..кровительницы з…чахнут в т..ни.

1.К какому стилю речи относится данный текст:_________________________________

2.Из последнего предложения выпишите 2 слова с чередованием гласного в корне слова

3.Найдите и выпишите глагол прошедшего времени, определите его спряжение

4.Выпишите неодушевлённое существительное

5.Выпишите качественное прилагательное

6.Разберите по составу выделенные слова

7.Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв

8.Подберите синоним к слову «под защитой»

9.Выпишите грамматическую основу из 2 предложения

10.Из последнего предложения выпишите местоимения, определите его падеж

11.Подберите 2 однокоренных слова и запишите к слову «высокие»

6

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. В ПОДЧЁРКНУТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПОСТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. Весна самое радос?ное, самое м…лодое время года. Уход…т снега вглубь з…мли руч…и подталкивают и уг…няют л?динки. Пр…рода ож…вает у нас на глазах каждый день сулит нов…е открытия. Пр…пущенное сегодня уже не? повторится завтра. Ещ… вчера стоял х…лодный день, с ле…кими утренними з…морозками, а сегодня все изм…нилось. Холодную, тёмную почву обл…вает п…ток золотых солнеч?ных лучей. Солнце ходит уже высоко. Над цветами жужжат первые, самые смелые шмели. О чем-то тоскует черёмуха и вдохами льёт свой ар…мат. Купаясь в пр…зрачном воздухе, неутомимо поют ж…воронки. С криком счаст…я и свободы высоко н…сутся журавли. Кружат?ся над в…дой чайки, блестя на солнце серебром. Луг река гора лес – от края и до края – всё яркость, глянец да звук. Поле овеяно блеском и прохладой. С синей далью сл…вается лес украдкой зеленеют поля. С небес улыба…тся солнце а солнцу улыбается земля. В подвенечном уборе пышно стоит белая верба. Но вот набежал ветер и ручей проснулся. В детском веселии брызжет г…ворливый ручей весёлым дождем на иву брызжет нежным ш…потом оч…рованием сказок. Пр…вет тебе Весна

1.Из выделенного предложения выпишите местоимение, определите его падеж и разряд

2.Выпишите грамматическую основу из предложения «В подвенечном уборе пышно стоит белая верба»

3.Выпишите любое относительное прилагательное

4.Выпишите любое существительное 2 склонения

5.Выпишите глагол 2 спряжения

6.Замените синонимом слово «несутся»(журавли)

7.Подберите антоним к слову «радостное»(время года)

8.Из предпоследнего предложения выпишите слово с безударным проверяемым гласным

9.Выпишите предложение, в котором вы поставили тире.

10.К какому стилю относится этот текст, напишите

7

1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.

1.Спрашивает её старик громко Ты откуда пришла что тебе здесь нужно?

2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит  Нужно мне набрать в эту корзину подснежников.

3. 3асмеялся старик Это в январе-то подснежники? Вон что выдумала!

4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка.

5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал Слушай Цветик научи меня писать стихи.

6. Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт.

2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.

1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил не по-людски.
5) Стой окрикнул Пётр.

8

Повторение «Орфография»

  1. Составьте распространённые предложения с данными словами, объясните орфограммы: Дрож…. Полноч… гараж….. из-за туч….. Пишеш…. Спряч…. Осмотрет…ся

  2. Исправьте ошибки, если они есть:

Ужастный не вежа, невыучил уроки, смеяться не надо, грустный пейзашь, начелся ледаход, опытный пчеловот, восемьнадцать листов, пятнадцать деревъев, шёрох листвы, надеть капюшон, шов на рукаве, збросил вниз, сдавить больно, дачитал книгу, зобросил мячь, выростить на грядке, мальчик вырос, гареть ярко, выгореть на солнце, отличный загар, журнал «огонёк», конфеты «Маска», теплоход Иван Сусанин.

9

  1. Определить стиль каждого текста

  1. Ветер-это движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер бывает разных направлений: юго-западный, северо-восточный, южный, восточный. Сила ветра измеряется в метрах в секунду. Самые сильные ветра называются тайфун и смерч.

2)Ветерок пробежал по листочкам берёзы. Он сегодня был в хорошем настроении, потому что воробей назвал его «шалунишка». В планах у него было посетить море, пошептаться с птицами, передохнуть на крыше домика.

3)–Ну и ветрище сегодня, прямо с ног сдувает.

— Да, ужас, у меня шляпу удуло, куда деваться от него?

-Посмотри, что он натворил: куст вырвал с корнем!

-Этот ветер принесёт, пожалуй, дождь с градом! Бежим домой!

2. Расставьте предложения по порядку, чтобы получился текст.

Они распластали широкие крылья, забрались в самую высь и кружат там. В эту минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелов, все спит. Я лежу в окопе на шинели и долго гляжу в бездну летнего неба. Медленно спадает жара, утихает ветер. Высоко в небе летают аисты. Ветер постепенно относит их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье. Солнце уже клонится к закату.

Тест по русскому языку (6 класс): Тренировочные упражнения по теме «Правописание Н,НН в именах прилагательных»

« Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»

1. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Тюле…ий хвост, деревя…ый стул

2)Масле…ое пятно, тума…ое утро

3)Окна стекля…ые, стари…ый сундук

4)Деревя…ые дома,  масле..ная каша

2. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Соломе…ая кровать, гости…ый двор

2)Безветре…ый день, ветре…ый человек

3)Сви…ой шашлык, юный друг

4)Кожа…ый ремень, бара..ий мех

3. бозначьте строчку, где  пишется Н

1)Оловя…ый солдатик, румя…ые щёки

2)Земля…ое укрепление, обезья…ий крик

3)Маловетре…ый день, осе…ий пейзаж

4)Карма…ый фонарь, клятве…ое слово

4. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Павли…ий хвост, масле…ая тряпка

2)Комари…ый писк, орли…ый глаз

3)Лу…ый свет, карти…ая  галерея

4)Жестя..ая кровля, клюкве…ый морс

5.Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Глиня…ая чашка, стекля…ая ваза

2)Соболи…ая шуба, водя…ная гладя

3)Высоче…ый объект, ястреби…ый клюв

4)Воробьи…ое пёрышко, новый подоко…ик

6. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Лату…ый прибор, шерстя…ой свитер

2) Багря…ый цвет, тополи…ый пух

3)Серебря…ый медальон, кухо…ая утварь

4)Утре…ий свет, дли…ые ресницы

7.Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Искре…ий человек, сви…ая котлета

2) Дли…ая дорога, ветре…ый день

3)Пусты…ая местность, осе…ий дождь

4) Пря…ый напиток, гума…ый суд

8. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Тума…ое утро, смире…ый слуга

2)Чугу…ая сковородка, лебеди…ая стая

3)Лимо…ый сок, берест…ная шкатулка

4)Осли…ое упрямство, ветря…ая мельница

9.Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Нефтя…ое пятно, даль тума…а

2)Травя…ой покос, костя…ая шкатулка

3)Ремесле…ая мастерская, торжестве…ый обед

4)Торфя…ое месторождение, оси…ый лес

10.Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Слюдя…ые окна, конопля…ое поле

2)Водя…ой  жёлоб, Отечестве…ая война

3)Огне…ый сигнал, ледя…ая горка

4)Соломе…ая подстилка, льня…ое платье

11. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Тыкве…ая каша, маши…ый цех

2)Революцио…ая песня, ржа…ой хлеб

3)Овся…ое печенье, деревя…ый парусник

4)весе…ий день, серебря…ый браслет

12. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Болезне…ое состояние, цен…ый продукт

2)Осе…ий пейзаж, стари…ый замок

3)Государстве…ая граница, воробьи…ое чириканье

4)Вое…ые учения, гуси…ый выводок

13. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Бра…ые слова, ледя..ой скат

2)Листве…ый лес, овся…ое поле

3)Тума…ая мгла, лу…ый холод

4)Ветря…ой двигатель, шерстя…ой плед

14. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Искустве…ая кожа, ветря…ая оспа

2)Безукоризне…ый вид, своевреме…ый ответ

3)Стекля…ые шары, обыкнове…ая история

4)Ветре…ная погода, мыши…ый писк

15. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Регистрацио…ый лист, дружестве…ое пожатие

2)Сельская труже…ица, были…ый сказ

3)Земля…ой вал, оловя…ный крестик

4)Безвреме…ый указ, полотня…ое полотенце

ОТВЕТЫ:1 — 3, 2 — 4, 3 — 2 , 4 — 3 , 5 — 2 , 6 — 4 , 7 — 3 , 8 — 4 , 9 — 2, 10 — 1, 11 — 1, 12 — 1, 13 —  4, 15 – 1

В.1. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1.1)Тюле…ий хвост, деревя…ый стул

2)Масле…ое пятно, тума…ое утро

3)Окна стекля…ые, стари…ый сундук

4)Деревя…ые дома,  масле..ная каша

2. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Соломе…ая кровать, гости…ый двор

2)Безветре…ый день, ветре…ый человек

3)Сви…ой шашлык, юный друг

4)Кожа…ый ремень, бара..ий мех

3. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Оловя…ый солдатик, румя…ые щёки

2)Земля…ое укрепление, обезья…ий крик

3)Маловетре…ый день, осе…ий пейзаж

4)Карма…ый фонарь, клятве…ое слово

4. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Павли…ий хвост, масле…ая тряпка

2)Комари…ый писк, орли…ый глаз

3)Лу…ый свет, карти…ая  галерея

4)Жестя..ая кровля, клюкве…ый морс

5.Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Глиня…ая чашка, стекля…ая ваза

2)Соболи…ая шуба, водя…ная гладя

3)Высоче…ый объект, ястреби…ый клюв

4)Воробьи…ое пёрышко, новый подоко…ик

6. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Лату…ый прибор, шерстя…ой свитер

2) Багря…ый цвет, тополи…ый пух

3)Серебря…ый медальон, кухо…ая утварь

4)Утре…ий свет, дли…ые ресницы

7.Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Искре…ий человек, сви…ая котлета

2) Дли…ая дорога, ветре…ый день

3)Пусты…ая местность, осе…ий дождь

4) Пря…ый напиток, гума…ый суд

8. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Тума…ое утро, смире…ый слуга

2)Чугу…ая сковородка, лебеди…ая стая

3)Лимо…ый сок, берест…ная шкатулка

4)Осли…ое упрямство, ветря…ая мельница

9.Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Нефтя…ое пятно, даль тума…а

2)Травя…ой покос, костя…ая шкатулка

3)Ремесле…ая мастерская, торжестве…ый обед

4)Торфя…ое месторождение, оси…ый лес

10.Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Слюдя…ые окна, конопля…ое поле

2)Водя…ой  жёлоб, Отечестве…ая война

3)Огне…ый сигнал, ледя…ая горка

4)Соломе…ая подстилка, льня…ое платье

11. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Тыкве…ая каша, маши…ый цех

2)Революцио…ая песня, ржа…ой хлеб

3)Овся…ое печенье, деревя…ый парусник

4)весе…ий день, серебря…ый браслет

12. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Болезне…ое состояние, цен…ый продукт

2)Осе…ий пейзаж, стари…ый замок

3)Государстве…ая граница, воробьи…ое чириканье

4)Вое…ые учения, гуси…ый выводок

13. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Бра…ые слова, ледя..ой скат

2)Листве…ый лес, овся…ое поле

3)Тума…ая мгла, лу…ый холод

4)Ветря…ой двигатель, шерстя…ой плед

14. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1)Искустве…ая кожа, ветря…ая оспа

2)Безукоризне…ый вид, своевреме…ый ответ

3)Стекля…ые шары, обыкнове…ая история

4)Ветре…ная погода, мыши…ый писк

15. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Регистрацио…ый лист, дружестве…ое пожатие

2)Сельская труже…ица, были…ый сказ

3)Земля…ой вал, оловя…ный крестик

4)Безвреме…ый указ, полотня…ое полотенце