Тесты, карточки для уроков русского языка 6 класс
6 КЛАСС I ВАРИАНТ
Часть1
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1 –А2
А. Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца.
Б. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев, словно двенадцать разных стран.
В. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете.
Г. Проплывают мимо зеленое лето, золотая осень, белая зима, и лазоревая весна.
А1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1)А,Г,Б,В
2) А, В, Б, Г
3)А,Г,Б,В
4) А, В, Г, Б
А2 Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, с однородными членами.
1)А 2)Б 3)В 4)Г
А3 У какого слова неправильно определены морфологические признаки?
1 ) Земле — существительное, собственное, 1 -го склонения.
2) Летим — глагол, несовершенного вида, 1-го спряжения.
3) Мы — личное местоимение, 1-гб лица, множественного числа.
4) (На) огромной — прилагательное, в полной форме, относительное.
А4 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)А 2)Б 3)В 4) Г
А5 В каком ряду во всех словах пишется буква о?
1) к…саться, наг…р, р…стов
2) неприк.. .сновенность, сг.. .ранив, р.. .стовщик
3) разг.. .реться, подр.. .стающий, к.. .сательная
4) дог.. .рать, к.. .снуться, р.. .стение
А6 Найдите слово с орфографической ошибкой.
1) благословить
2) безоблачный
3) предистория
4) исчезнуть
А7 В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) пр…балтика, пр…тензия, пр…чуда
2) пр…лестный, пр…града, пр…одолевать
3) пр.. .вычка, пр.. .рода, пр.. .людия
4) прекратить, пр…вязать, пр…готовить
А8 В каком слове пишется буква е?
1) посв…щение
2) неув.. .дающий
3) увл.. .кательный
4) вы…снять
А9 Выберите фразеологизм, имеющий значение «человек с очень плохой памятью».
1) ветреная голова
2) голова садовая
3) дырявая голова
4) голова соломой набита
А10 Укажите слово с нулевым окончанием.
1) всегда
2)дисциплина
3) байдарка
4) учился
А11 В каком ряду все слова профессионализмы?
1) художник, пилотирование, ангар
2) кризис, финансы, декларация
3) ландшафт, рельеф, равнина
4) этимология, лингвистика, слово
А12 В каком ряду все слова однокоренные?
1) беседа, бес, беседовать
2) гора, горевать, гористый
3) вода, водяной, водянистый
4) знаменитый, знамя, знаменитость
А13 В каком слове пишется непроизносимая согласная буква?
1) древес… ный
2) словес… ный
3) извес…ный
4) тел ее… ный
А14 В каком словосочетании слово употреблено в прямом значении?
1) широкий кругозор
2) широкая общественность
3) широкая улица
4) широкая известность
А15 В какой строчке во всех словах пишется буква е?
1) в ярост…, о времен…, завис…шь, узна…шь
2) в ине…, к свобод…, тян…т, расцвета…т
3) по тревог…, на машин…, гуля…т, пен…тся
4) о нежност…, в семен…, обгон…шь, тревож.. .т
А16 В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Около санатория есть озеро, и из него вытекает ручей.
2) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.
3) Сплеча, да сгоряча ничего не делай.
4) Солнце теплое ходит высоко и душистого ландыша ждет.
А17 Укажите предложение, в котором нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены).
1) Ночь тиха и безлунна.
2) Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
3) Правда в огне не горит и в воде не тонет.
4) Кузнец Архип сказал теперь все ладно, хорошо горит.
А18 Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
1) Я говорил вам что нынче будет непогода.
2) Вы переведены сюда из города.
3) Казбич нетерпеливо прервал его где тебе ездить на моем коне.
4) Паустовский утверждал что в русском языке есть великое множество хороших слов.
Прочитайте текст и выполните задания А19 – А21, В1— В5, С
(1) Я сидел на террасе и смотрел вниз на голубое море, расстилавшееся до горизонта живой пеленой.
(2) Пышное летнее солнце садилось за горами, но тени ложились только внизу.
(3) Безлюдное море, на котором только изредка медленно проходил черный морской пароход, казалось мне безжизненным и пустынным, вечные вздохи прибоя отзывались в сердце надрывной, тоскливой болью.
(4) Над головой высились скалистые, серые, лишенные растительности горы, давили душу каменной тяжестью своей. (5) Мне казалось, что судьба загнала меня на край земли, на котором сижу я, свесивши ноги в море, и вот-вот брошусь туда в необъяснимой тоске.
(6) Блекло золото солнечных красок. (7) Быстрее расползались тени под горой, падая на мерно вздыхающее, опечаленное море, темнела его яркая лазурь. (8) Весь берег охватила мягкими объятиями своими предвечерняя тонкая печаль
.
А19 Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Море казалось безжизненным.
2) Над головой высились черные уступы.
3) Золото красок меркло.
4) Море мерно вздыхало.
А20 Укажите, чем является словосочетание «тонкая печаль» (предложение 8).
1) олицетворение
2)гипербола
3) метафора
4) эпитет
А21 Определите стиль и тип речи.
1) публицистический, рассуждение
2) художественный, рассуждение
3) художественный, описание
4) публицистический, описание
Часть 2
Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словом (-ами)
В1 Назовите часть речи, к которой принадлежит слово блекло (предложение 6).
В2 Из предложения 5 выпишите относительное местоимение.
В3 Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.
Ответы к заданиям 64 — В5 запишите цифрами
В4 Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми.
В5 Сколько грамматических основ в предложении 3?
Часть 3
(С)_ Напишите сочинение, опираясь на данный текст. Как при наблюдении за природой изменилось ваше настроение?
П ВАРИАНТ Часть1
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1- А4
А. Для чего белке мухомор ядовитый?
Б. Белка сушит осенью на сучках грибы сыроежки, опята, моховики.
В. Грибы все хорошие и съедобные.
Г. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг мухомор.
А1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1)А,Г,В,Б
2) В, А, Г, Б
3)Б,В,Г,А
4) Г, А, Б, В
А2 Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.
1)А 2)Б 3)В 4)Г
А3 У какого слова неправильно определены постоянные морфологические признаки?
1) Сушит — глагол несовершенного вида, 2-е спряжение.
2) Вдруг — наречие.
3) Белка — существительное, собственное, I склонение.
4) Ядовитый — прилагательное, в полной форме, качественное.
А4 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)А 2) Б 3)В 4) Г
А5 В каком ряду во всех словах пишется буква а?
1) сг… реть, к… сательная, обг… релый
2) г.. .релка, р.. .сток, пор.. .ель
3) отр…сль, заг…р, к…сающийся
4) водор.. .ели, заг.. .релся, соприк.. .сновение
А6 Найдите слово с орфографической ошибкой.
1) сберечь
2) беспредельный
3) растилаться
4) просвещение
А7 В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) пр…морский, привилегия, пр…одолеть
2) президиум, пр…вычка, пр…ключение
3) пр…мудрый, пр…старелый, пр…шить
4) пр…дание, преступление, пр…образование
А8 В каком слове пишется буква и?
1)потр…сение
2) зам… нательный
3) уд.. .вительный
4) осв.. .тигельная
А9 Выберите фразеологизм, имеющий значение «человек, много возомнивший о себе».
\) Человек с головой.
2) Горячая голова.
3) Голова варит.
4) Голова вскружилась.
А10Укажите слово с двумя приставками.
1) посоветовать
2) непобедимый
3) непогрешимый
4) обнажить
А11 В каком ряду все слова общеупотребительные?
1) иллюминатор, путешествие, земля
2) материк, невесомость, высота
3) очертание, рельеф, океан
4) вершина, корабль, тишина
А12 В каком ряду все слова однокоренные?
1) побороть, борона, борьба
2) виновник, вино, виноватый
3) зарисовка, рисуют, рисунок
4) колоть, колотить, колотый
А13 В каком слове пишется удвоенная л?
1) гал…ерея
2) тал…ант
3) мол…екула
4) ил.. .юстрация
А14 В каком словосочетании слово употреблено в переносном значении?
1) золотые изделия
2) золотой слиток
3) золотая монета
4) золотое сердце
А15 В какой строчке во всех словах пишется буква и?
1)раду…шься, об открыт…, валле…, кжизн…
2) стел.. .шь, реша…шь, в эскадриль…, на станци…
3) в облает…, о словосочетани…, дыш…т, слыш…шь
4) в пустым…, о наук…, жалу…шься, смотр…шь
А16В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) На дереве дрожит один листок, и лес молчит.
2) Учитель вернулся в класс чтобы взять журнал.
3) Каштанка ни о чем не думала и только плакала.
4) Я не спал, но чувствовал необыкновенную бодрость.
А17 Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
1) Что ты здесь притаился спросил Дубровский кузнеца.
2) Ожили и леса и пруды и степи.
3) В корзинке была дичь два тетерева и утка.
4) Литература учебник жизни.
А18 Укажите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).
1) Друзья познаются в беде.
2) Друзья мои прекрасен наш союз.
3) Пишите друзьям.
4) Если с другом вышел в путь веселей дорога.
Прочитайте текст и выполните задания А19—А21, В1 — В5, С
Какая бывает роса на траве
(1) Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. (2) Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. (3) Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
(4) Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. (5) И капли катаются по листку и не мочат его.
(6) Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик. (7) Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь корту и выпьешь росинку. (8) Росинка эта вкуснее всякого напитка кажется
.
А19 Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Капли росы собрались в треугольных листах.
2) Роса переливается на солнце желтым цветом.
3) Капелька скатится, если неосторожно сорвешь листок.
4) Роса вкуснее всякого напитка.
А20 В каком предложении автор употребляет слово в переносном значении?
1)2 2)4 3)6 4)8
А21Определите стиль и тип речи.
1) научный стиль, описание
2) научный стиль, рассуждение
3) художественный стиль, описание
4) художественный стиль, повествование
Часть 2
Ответы к заданиям В] — В3 запишите словом (-ами)
В1 Выпишите из текста прилагательные в краткой форме.
В2 Из предложения б выпишите слово, в котором ь служит для обозначения мягкости согласных.
В3 Выпишите из текста глагол-исключение в форме 2-го лица единственного числа.
Карточки-задания с практическими работами для закрепления знаний по русскому языку в 5-6 классе
Разрезные тематические карточки-задания
по русскому языку для учащихся 5 класса
Орфография
Буквы ы-и после приставок
Задание: списать, вставить пропущенные буквы
без…мянная речка, по…ск, из…сканные манеры, роз…ск небез…звестный поэт, пед…нститут, меж…нститутские спортивные соревнования, контр…гра, без…сходность, без…нициативный человек с…грать в шахматы, пред…дущее изложение, по…грать в мяч пред…стория человечества, под…тожить сделанное меж…мпериалистические, по…скать книгу, противоречия, без…дейное произведение, без…скусное повествование, раз…грать партию в шахматы сибирский при…ск, провести полит…формацию, транс…ранская магистраль
пред…юньские события
Орфография
Буквы о-е-ё после шипящих
КАРТОЧКА № 1.
1. Вставьте пропущенные буквы.
Трущ…ба, щ…тка, ш…лк, ж…рнов, ш…рник, бесш…вный, крыж…вник,
ш…к, ж…ванный, саж…нки, медвеж…нок, печ…ный, реч…нка, улич…нный,
ж…лтый, ш…рох, тяж…лый, ч…рствый, заш…л, пч…лка, освещ…ннный,
пш…нный, размеж…вка, выкорч…вывать, вощ…ный, червяч…к, грош…вый,
моч…ный, парч…вый, горяч…, певуч…, жж…т, стаж…р, старуш…нка,
свинц…вый, перц…вый, облиц…вать.
2. Поставьте данные существительные в творительном падеже.
падеж кирпич продажа плащ
рубеж меч борщ межа
плач свеча пейзаж дача
Орфография.
Правописание приставок на з-с
Карточка № 1
Задание: списать, вставить пропущенные буквы.
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
Орфография.
Правописание приставок на з-с
Карточка № 2
Задание: списать, вставить пропущенные буквы.
Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.
Орфография
Правописание Е-ё-О после шипящих
Ж..лтый, ж..рнов, зач..т, печ..нка, пч..лка, капющ..н, ш_лк, ж..лоб, уч..ба, расч..ска, ч..рный, крыж..вник, сгущ..нка, туш…нка, ноч..вка, щ..голь, печ..ный, уч..т, капюш..н, прош..л, сожж..нный, ш_лк, ш..ковая терапия, ноч..вка, ож..г руку, ож..г руки
Трущ..ба, ч..порный, деш..вый, маж..рный, общ.., ш..колад, ш..мпол, треш..тка, ш..пот, ш_рох, ж..рдочка, ч..рствый, харч.., чаш..ба, трещ..тка, изж..га, печ..ный, ш..фёр, ж..кей, веч..рка, обж..ра, холщ..вый, парч..вый, ж..сткие условия, ож..г лица, плащ..м, грош..вая опера, камыш..вая заросль, суш..ные фрукты, увитый плющ..м, парч..вое платье, тонкая беч..вка, жалкая душ..нка, удруч..нный вид, перч..ная туш..нка,прож..рливая гусеница, моч..ные яблоки, тяж..лая дорога.
Резать нож..м, мой друж..к, светить свеч..й, подойти к реч..нке. пастуш..к уч..ный медведь, молодой стаж..р, без стеснения лж..т, полный боч..нок, туш..ное мясо (туш..нка), сгущ..ное молоко (сгущ..нка), разделить меж..й грядки, больная старуш..нка, вооруж..н пистолетом, писать карандаш..м.
Орфография.
Безударные гласные в корне слова
Карточка №1
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне
Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прис…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.
Орфография.
Безударные гласные в корне слова
Карточка №2
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.
Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.
Пунктуация
Запятая при обращении
Расставьте нужные знаки препинания.
1) Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне
2) Вы откуда будете молодые люди?
3) Тебя ль я вижу милый друг?
4) Отпусти меня родная на простор широкий.
5) Опять я ваш о юные друзья!
6) Ваша телеграмма застала меня врасплох уважаемая Анна Михай-
ловна.
7) Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небреж-
ный.
8) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.
9) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу.
Пунктуация
Знаки препинания при прямой речи
Выделите нужными знаками препинания прямую речь.
1) Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.
2) Дождь пойдет возразил Калиныч
3) Брат сказал я хочу с тобой поехать.
4) Кто кричит людей беспокоит раздался с моря суровый окрик.
5) Что вы тут делаете промолвил Базаров.
6) То кричит пророк победы пусть сильнее грянет буря!
7) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сы-
новей.
8) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.
Орфография
-Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу предложения, надпишите части речи в грамматической основе.
1. Книга в счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает.
2.К большому т..рпенью придет и уменье.
3.Отол..ют(?)ся волку овечьи слезки.
4.Игра( не) стоит свеч.
5. Повинную голову меч(?…)( не) сечет.
6.Кто пахать ленит(?)ся, у того хлеб (не) родит(?)ся.
7.Без первой ласточки весна (не) обходит(?)ся.
8.Порядок время бережет.
9.Несчастья боят(?)ся- счастья (не)видать.
10. Декабрь год к..нчает, а зиму начинает.
Орфография.
-Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, постройте схему любых четырех предложений.
1.Снят(?)ся людям иногда голубые города.(Л.Ошанин).
2.Скво..ь в..лнистые туманы пр..бирается луна, на печальные п..ляны л..ет печально свет она. (А.С.Пушкин).
3. Ро..ко месяц смотр..т в очи. (А.Фет).
4. Звезды меркнут и гаснут. (Н.Никитин).
5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин).
6.Кро..т уж лист з..лотой влажную землю в лесу. (А.Майков).
7.В осиннике ос..нь маш..т алым крылом. (Ю.Мельников).
8.Ш..лестит под ногами сухая листва.
9.Тихо дремл..т река. Темный бор(не) шумит. (С.Есенин).
Орфография
-Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, постройте схему любых четырех предложений.
1.По мокрым скверам пр..ходит ос..нь.(Н.Рубцов).
2.И ноч(.?. ) уж на небо взошла. (В.Жуковский).
3. Теплый ветер тихо ве..т.(А.Фет).
4.Кружат(?)ся лист..я. Умолкнули птицы. (Р.Рождественский).
5.Ласково мерцали звезды в выш..не. (Плещеев).
6. Еще ранние птиц.. (не) пели, сереют вверху н..беса.
7. Лист..я кружат(?)ся, шуршат, ветер с шум нал..тает, и гудит,волнуясь, сад, и угрюмо замира..т.
Олимпиадные задания по русскому языку на тему «Фонетика, словообразование, орфография» 6 класс
Олимпиадные задания по русскому языку для 6 класса.
1. В каких словах буква с обозначает звук [с], а в каких – другие звуки:
просьба, сшить, сжечь, слушать, семь, сгореть, слить?
2. Распределите данные слова на три группы:
1) с ударением на первом слоге;
2) с ударением на втором слоге;
3) с ударением на третьем слоге:
Паркет, пудель, джемпер, документ, процент, диалог, цемент, дельфин, дефис, ателье, агент, глобус регресс, прогресс, модель, алфавит, километр, квартал, звонит, досуг, советовать, начать.
3. Что происходит с изменением ударения в слове?
Расставьте ударение и объясните значение слов. Составьте с ними словосочетания.
Накладной — накладный; отзыв- отзыв; переводной –переводный; складной – складный.
4.Подберите к устаревшим словам 1 группы современные слова из 2 группы.
Кабы, внимать, глас, варяги, зеница, лик, око.
Слушать, голос, если, лицо, зрачок, глаз, враги.
5. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
1) Редкий — редкостный;
2) Дерзкий — …… дерзостный;
3) Глупый — …. глупец;
4) Нелепый …. нелепость;
5) Корысть — …. бескорыстность;
6) Цена — …. Бесценность;
7) Белый -….белизна.
6.Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками:
всадник, вселить, вскачь, вскормить, вскоре, вслед, вспахать, вспомнить, вставить, встроить, встретить, вступление
7. Найдите речевые ошибки, запишите предложения в правильной форме.
А) С обоих сторон раздавались голоса.
Б) Ихние дети плохо воспитаны.
В) Моя мама работает инженершей на заводе.
8. Определите, сколько в предложении рядов однородных членов, к каким членам предложения они относятся.
Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали.
9. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены предложений.
Красна речь слушаньем.
Сонный да ленивый — два родные братца.
Медведь был велик.
Горяч на почине, да скоро остынет.
Кто-то из учеников оставил на столе бумаги.
10. Запишите начало текста и продолжите его, рассказывая дальше. В тексте найдите слова с суф. –ушк-, юшк-, ишк-, ышк-
Дно речушки сплошь усеяно мелкими яркими камушками.
Рыбачья избушка издали казалась повернутой вверх дном большой лодкой.
Мы прошли еще с четверть версты. Показалась маленькая деревушка на краю неглубокого оврага. Поле- полюшко, широко поле…
Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Тексты с заданиями по русскому языку
УРОК 1 Фонетика. Графика. Орфография
БАБОЧКА
Рядом с нашим домом л__жит старое, трухлявое бр__вно.
После обеда вышел я пос__деть на бр__вне, а на нем – бабочка.
Я ост__новился в ст__р__не, а бабочка вдруг перел__тела на край – дескать, присаживайся, на нас-то дв__их места хватит.
Я осторожно присел с нею рядом.
Но бабочка взм__хнула крыльями и снова распл__стала их, прижимаясь к бр__вну, нагретому солнцем.
– Тут неплохо, – ответил ей я, – т__пло. Бабочка пом__хала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.
– Вдвоем в__с__лей, – согл__сился я.
Г__в__рить было вроде больше не о чем.
Был теплый осенний день. Я гл__дел на лес, в котором л__тали между сосен чужие бабочки, а моя гл__дела на небо св__ими огромными гл__зами, нарисованными на крыльях.
Так мы и с__дели рядом до самого заката.
УРОК 1 Фонетика. Графика. Орфография
Вопросы и задания
1. Каким настроением проникнут этот текст? Какие слова и словосочетания помогают передать это настроение?
2. Какова основная мысль этого текста?
3. Объясните смысл слова распластала.
4. В каком значении употреблено слово чужой в словосочетании чужие бабочки?
5. Напишите транскрипцию выделенных слов. Всегда ли слова пишутся так, как произносятся?
6. Какие звуки обозначают выделенные буквы в данных словах: тёплый – вдвоём, крыльях – двумя, стороне – ей. О каком фонетическом законе позволяют вспомнить эти пары слов?
7. Одинаковую ли роль выполняет мягкий знак в словах больше и на крыльях? Когда пишется разделительный мягкий знак, а когда – твердый?
8. Сделайте фонетический разбор слов: крыльями, чужие, тёплый.
9. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограмму. В каком из слов в другом контексте вы вставите другую букву? В каком из слов есть полногласное сочетание, которое указывает на исконно русское происхождение слова?
10. Подберите однокоренные слова к слову с__дели. Выделите в них корни.
11. Можно ли ошибиться в написании гласной, если она стоит под ударением? Приведите примеры.
12. Попробуйте написать свою лирическую миниатюру об одном из осенних дней.
УРОК 2. Морфемика. Словообразование. Орфография
СНЕГОДОЖДЬ
Я выглянул в окно узнать, какая погода, и не понял, что там на улице – снег или дождь?
Мутным, серым был воздух, и с неба летело на землю что-то непонятное. Были видны и дождевые капли, и вялые снежинки.
– Снегодождь. Опять снегодождь.
Как долго, как мучительно вставала зима в этом году. Выпадет снег – и сразу весело станет. Д__станешь санки – и на горку, кататься. А пока едешь на санках с горы, снег уж ра__таял, пашешь носом землю.
– Что за времена? Что за зимы? – в__дыхала Орехьевна. – Никогда теперь не будет настоящей зимы.
– Надоел снегодождь, – говорил я. – Нужен снегопад. Как-то в конце декабря, ночью, вышел я на улицу. Все зимние звезды и с__звездия были передо мной. И небесный охотник Орион, и Псы – Большой и Малый – и Возничий, и Близнецы.
– Что же такое делается-то? – обратился я к Ориону. – Снегодождь.
И тут тряхнул Орион плечом, и с плеча его п__летела на землю звезда, за нею – другая, третья. Начался настоящий декабрьский звездопад.
З__тихли скоро звезды, угасли, и откуда-то из черных глубин ночи явились снежинки. Звездопад пр__вратился в снегопад.
П__валил снег валом, и вся деревня – дома и сараи – пр__вратилась вдруг в сказочный город.
И сразу мне стало ясно, что снег этот лег окончательно и н__долго и будет лежать до тех пор, пока виден на небе Орион. Значит – до самой весны.
УРОК 2. Морфемика. Словообразование. Орфография
Вопросы и задания
1. О чем этот текст? Назовите ключевые слова. Нравится ли вам его название? Чем оно необычно?
2. Какие средства изобразительности привлекли ваше внимание?
3. Найдите в тексте однокоренные слова. Являются ли однокоренными слова превратился – превратилась, звезда – звезды, плечом – с плеча и т.п.?
4. Выпишите слова снегодождь, снегопад, звездопад. Сделайте их словообразовательный разбор. Найдите «третье лишнее». Объясните.
5. Запишите свои примеры сложных слов с соединительной гласной. Когда пишется соединительная гласная о, а когда е?
6. Выполните морфемный и словообразовательный разборы следующих слов: дождевые, снежинки, весело, кататься, растаял, созвездия.
7. Вспомните, на какие группы делятся приставки в зависимости от правописания. Выпишите выделенные жирным шрифтом слова в три столбика, выделите орфограмму.
8. Допишите в каждую колонку по пять своих примеров.
9. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне. Выделите орфограмму.
УРОК 3. Имя существительное
ОРИОН
Ни весною, ни летом не выходит на небо Орион.
Да ведь летом и без Ориона неплохо: тепло, на деревьях листья и цветы.
Осенью, когда наступают долгие и темные ночи, наконец-то восходит Орион.
Три звезды, наклоненные к земле, это – пояс Ориона, на котором и висит его меч. Четыре звезды по бокам – его руки и ноги.
Орион – небесный охотник, и за ним идут по ночному своду два верных пса – Большой и Малый. А где-то внизу, под ногами охотника, спряталось маленькое созвездие – Заяц.
Не знаю почему, но мне в моей жизни важнее всего Орион.
Сколько в небе созвездий! И Большая Медведица, и Северный Крест, и Волосы Вероники, а я все жду, когда же появится Орион.
Нетрудно подождать два часа, если ждал целое лето.
Вот пройдут два часа, погашу в комнате свет и увижу в окно, как горит и сияет над нами вечный небесный охотник – Орион.
УРОК 3. Имя существительное
Вопросы и задания
1. Выпишите из текста собственные имена существительные. Как они пишутся? Продолжите этот список своими примерами. Постарайтесь включить в него и такие существительные, которые пишутся в кавычках.
2. Определите род, число, склонение, падеж выделенных курсивом слов. Все ли существительные в русском языке склоняются? Приведите примеры. Как определить род несклоняемых существительных?
3. Поставьте существительное листья (на деревьях листья и цветы) в форму единственного числа. У получившегося слова есть слово-омоним. Совпадают ли у них формы множественного числа?
4. Запишите данные существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа: небо, ночь, звезда, пояс, меч, созвездие, жизнь, Вероника, лето, комната, Орион. Выделите в них окончания. Каким правилом определяется выбор окончания в предложном падеже?
5. Почему в слове ночь есть мягкий знак, а в слове меч – нет? Приведите свои примеры.
6. Поставьте слово меч в форму творительного падежа единственного числа. Какое окончание вы напишете? Почему?
7. Сделайте морфологический разбор выделенных имен существительных.
8. Какие мысли и чувства вызывает у вас звездное небо? Наблюдали ли вы за звездами? А может быть, у вас тоже есть любимое созвездие? Напишите об этом небольшой текст.
УРОК 4. Имя прилагательное
СОЛНЦЕ И СНЕГ
С утра багрян__е, днем лимон__е, стало к вечеру зимн__е солнце цвета ягоды морошки.
Но тепла морошка-ягода, а зимн__е солнце – прохладно. Чуть скользят его лучи по деревьям и крышам домов, скользят-пролетают по снежн__м сугробам.
Ослабело зимн__е солнце, никак не может согреть снег, растопить, привести поскорей весну. Быстро склоняется солнце за лес, уходит с небесн__го склона.
Солнце и снег вроде бы не такие уж большие друзья. Всю зиму старается солнце растопить снег, да ничего не выходит.
Как-то вечером шел я по лесн__й дороге, смотрел, как сверкает снег под последн__ми солнечн__ми лучами, и вдруг понял, что солнце вовсе и не старается растопить снег. Оно ласкает снег утром багрян__ми, днем лимон__ми, а вечером лучами цвета ягоды морошки.
Ласкает его, балует. Ладно уж, полежи, брат, полежи в лесах до весны.
Вопросы и задания
1. Подберите синонимы к словам багряный, лимонный. Как вы думаете, почему именно эти слова выбрал автор?
2. Попробуйте описать солнце, солнечные лучи, солнечный свет, используя необычные эпитеты и сравнения.
3. В каком значении употребляется слово большой в словосочетании большие друзья? Составьте с этим словом словосочетания так, чтобы оно имело другие значения.
4. Найдите в тексте имена прилагательные. Напишите их в два столбика: в первом – качественные, во втором – относительные. Каких имен прилагательных здесь нет? Приведите свои примеры.
5. Выпишите прилагательные с пропущенными буквами вместе с существительными, от которых они зависят. Как не ошибиться в написании окончаний имен прилагательных?
6. Найдите краткие прилагательные. Укажите их морфологические признаки. Приведите примеры кратких прилагательных, которые оканчиваются на шипящую. Как они пишутся?
7. Образуйте от прилагательных теплый, большой формы сравнительной и превосходной степени.
8. Почему в слове багряный одна н, а в слове лимонный – две? Приведите свои примеры.
9. Сделайте морфологический разбор выделенных прилагательных.
УРОК 5. Местоимение
БУКЕТ
Я пошел в дом и застыл на пороге.
Но полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки.
– Кто тут?! Кто тут, черт подери?!
В комнате все было вверх дном. Только букет стоял на столе, целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато.
Показалось, что это букет во всем виноват.
Заглянул под печку, заглянул на печку – ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашел бидон, из которого вытекал белоснежный ручеек, превратившийся в озеро.
Вдруг показалось: кто-то смотрит!
И тут я понял, что это на меня смотрит букет. Букет – подсолнухи, пижма, васильки – смотрел на меня наглыми зелеными глазами.
Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то черный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.
УРОК 5. Местоимение
Вопросы и задания
1. Прочтите название текста. Попробуйте предположить, о чем пойдет речь.
2. Прочтите текст. Понравился ли он вам? Что вас в нем привлекло?
3. О ком идет речь в тексте? Правильны ли были ваши предположения? Обратите внимание, что этот кто-то так и остался неназванным. Как он описан в последнем абзаце?
4. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд. Местоимений каких разрядов нет в этом тексте? Приведите свои примеры.
5. Объясните правописание местоимений никого, ничего, кто-то, какой-то. Приведите свои примеры на данные орфограммы.
6. Сделайте морфологический разбор выделенных местоимений.
7. Есть ли у вас домашние животные? Случались ли с ними забавные происшествия? Расскажите о каком-нибудь происшествии. Постарайтесь заинтриговать своего читателя так же, как это сделал Юрий Коваль в данном рассказе.
УРОК 6. Глагол
МЕДВЕДИЦА КАЯ
По влажн__й песча(н,нн)ой тропе п__лзет Медведица кая.
Утром, еще до дождя, здесь прох__дили лоси – сохатый о пяти отростках да лосиха с лосенком.
Потом пересек тропу одинокий и ч__рный вепрь. И сейчас еще слышно, как он вороча__т(?)ся в овраг__, в сухих трос(?)никах.
(Не) слуша__т вепря Медведица и (не) дума__т о лосях, которые прошли утром. Она ползет медленно и упорно и только ежит(?)ся, если пада__т на нее с неба зап__здалая капля дождя.
Медведица кая и (не) смотр__т в небо. Потом, когда она стан__т бабочкой, еще насмотр__т(?)ся, налета__т(?)ся. А сейчас ей надо ползти.
Тихо в лесу.
С веток падают т__желые капли.
Сладкий запах таволги вместе с туманом стел__т(?)ся над болотом.
По влажной песча(н,нн)ой тропе ползет мохнатая гусеница Медведица кая.
УРОК 6. Глагол
Вопросы и задания
1. Прочтите название текста. Попробуйте предположить, о чем пойдет речь.
2. Прочтите текст. Правильны ли были ваши предположения?
3. Что, опираясь на прочитанное, вы можете сказать об авторе данного текста как о человеке?
4. Найдите в тексте по два глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени, определите их вид. В каком наклонении стоят эти глаголы? Определите у этих глаголов число, род и лицо (если есть). Расскажите об изменении глаголов по лицам и родам.
5. Найдите глагол в начальной форме. Образуйте от него изъявительное, повелительное и условное наклонения.
6. Выпишите из текста два переходных глагола. Докажите правильность своего выбора.
7. Выпишите все глаголы, поставив их в форму настоящего времени, 2-го лица, единственного числа. Выделите у них личные окончания и объясните их правописание. Какие глаголы вы не смогли поставить в форму настоящего времени? Почему? 8. Сделайте морфемный разбор глаголов насмотр__т(?)ся, пересек, ползти.
9. Сделайте морфологический разбор выделенных глаголов.
10. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выделите орфограммы.
УРОК 7. Синтаксис. Пунктуация
ШАТАЛО
Пошла по воду Орехьевна, но тут же воротилась. Грохнула в угол коромыслом, брякнула пустыми ведрами.
– Ну, аньдел мой, сам иди!
– Что такое?
– Он опять сидит.
– Кто?
– Шатало черное.
– Ну и что? Сидит, никого не трогает.
– Ну да! Не трогает! Я только к колодцу, а он передо мной дорогу перебежал.
Я взял ведра и пошел к журавлю-колодцу.
В белой рубашоночке, которая сияла из-под черного костюма, Шатало и впрямь сидело на дороге.
Заприметив меня, Шатало выгнуло дугой спину, томительно потянулось и сказало: «Мррру я, мррру…».
– Врешь – не умрешь, – сказал я, – сиди спокойно, дай воды набрать.
«О, мррру я…» – ответило Шатало и, лениво поднявшись с места, пересекло дорогу перед моим носом.
Волей-неволей я остановился – переходить Шаталью тропу не хотелось. С другой стороны улицы Шатало внимательно глядело, что я буду делать.
УРОК 7. Синтаксис. Пунктуация
Вопросы и задания
1. Прочтите текст. Кто главный герой отрывка? Почему он так назван?
2. Объясните слово аньдел.
3. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Послушайте продолжение текста.
4. Подготовьте устный ответ по предложенному плану, подбирая примеры из текста:
1) Что такое словосочетание, предложение?
2) На какие группы делятся предложения
- по цели высказывания;
- по эмоциональной окраске;
- по количеству основ;
- по наличию второстепенных членов?
3) Что такое однородные члены предложения? Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах.
4) Что такое диалог? Каковы правила его оформления на письме?
5) Что такое прямая речь? Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
6) Что такое обращение?
5. Спишите текст, объясняя графически постановку знаков препинания.
Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Задания для дополнительных занятий по русскому языку в 6 классе
Две жен(?)щины брали воду из к…лодца. Под…шла к ним третья. И старенький ст…рич…к на камушек отд…хнуть присел.
Вот г…в…рит одна жен(?)щина другой:
— Мой сынок ловок да с…лён, никто с ним не слад…т.
— А мой п…ёт, как с…л…вей. Ни у кого гол…са такого нет, — г…в…рит другая. А третья м…лчит.
— Что же ты про св…его сына не скаж…шь? – спрашива…т её с…седки.
— Что ж ск…зать? – г…в…рит жен(?)щина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот н…брали жен(?)щины полные вёдра и п…шли. А ст…рич…к — за ними. Идут жен(?)щины, останавлива…тся. Б…лят руки, плещ…тся вода, лом…т спину.
Вдруг навстречу три мальчика выб…га…т.
Один через гол…ву кувыркает(?)ся, к…лесом ход…т – любу…тся им жен(?)щины.
Другой пес(?)ню п…ёт, с…л…вьём зал…ва…тся — заслушались его жен(?)щины.
А третий к матер… по…б…жал, взял у неё вёдра т…жёлые и пот…щил их.
Спрашива…т жен(?)щины ст…ричка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? – отвеча…т ст…рик. — Я только одного сына вижу!
1. Озаглавьте текст._____________________ 2. Определите тип текста._____________________________
3. Определите основную мысль текста.__________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Вставьте пропущенные буквы.
5. Подберите антонимы к словам: спрашивать _______________________________________ ,
г…в…рить _____________________________, выб…гать ________________________________
6. Определите спряжение глаголов с пропущенными окончаниями.
7. Разберите по составу слова: навстречу _____________ , н…брали ___________ , старенький _________
8. Сделайте словообразовательный разбор слов: навстречу ____________________________________,
старенький _______________________________ по…б…жал ________________________________
9. Составьте словообразовательную цепочку слова старичок_____________________________________
__________________________________________________________________________________________
10. Выпишите из текста однокоренные слова к слову ст…рич…к и его формы:
Однокоренные слова
Формы слова
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Ю. Коваль Тучка и галки
В д…ревне Тараканово живёт лош…дь Туч(?)ка, рыжая как огонь. Её люб…т галки.
На других л…шадей галки вн…мания не обраща…т, а как увид…т Туч(?)ку, сразу с…дятся к ней на спину и нач…на…т выщипывать шерсть.
— У неё шерсть тёплая, как у верблюда,— г…в…рит возчик Агафон.— Из этой бы шерсти н…ски св…зать.
Прыга…т галки по широк…й сп…не, а Туч(?)ка посапыва…т, ей приятно, как щипл…тся галки. Шерсть-то сама лез…т, то и дело приход…тся ч…саться об забор. Набрав полный клюв т…пла, галки л…тят под крышу, в гн…здо. Туч(?)ка – лош…дь мирная. Она никогда не брыка…тся. Возчик Агафон – тоже добрый человек. Задумчиво гл…дит на л…ш…диный хвост. Если б какая нахальная галка села ему на гол…ву, он небось и глазом бы не м…ргнул.
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Подберите синонимы к словам: возчик _______________________________________ ,
гл…дит _____________________________, д…ревня ________________________________
3. Определите спряжение всех глаголов.
4. Разберите по составу слова: возчик _____________ , задумчиво ___________ , л…ш…диный ____________, выщипывать ______________, никогда ______________
5. Сделайте словообразовательный разбор слов: никогда ____________________________________,
возчик _______________________________ ч…саться ________________________________
6. Составьте словообразовательную цепочку слова задумчиво _____________________________________
__________________________________________________________________________________________
7. Выпишите из текста однокоренные слова к слову лош…дь и его формы:
Однокоренные слова
Формы слова
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
8. Выпишите из текста слова, в которых происходят чередования:__________________________________
__________________________________________________________________________________________
9. Выпишите из текста слова с проверяемой безударной гласной корня, подберите к ним проверочные: __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дидактический материал по русскому языку (6 класс)
Дидактический материал по русскому языку для 6 класса.
Карточка 1
Поставь глаголы в скобках в третье лицо настоящего времени. Вставь пропущенные буквы и знаки.
Звонкими чистыми голосами (петь) зяблики соловьи певчие дрозды. (Скрипеть) жуки и кузнечики. (Барабанить) дятлы. (Свистеть) флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики. (Лаять) лисица. (Кашлять) козуля. (Выть) волк. Жутко (хохотать) сова. (Ухать) филин. (Жужжать) тяжелые шмели. На болот… (урчать и квакать) л..гушки. Каждый (выбирать) себе музыкальный инструмент по своему вкусу. Дятлы (отыскивать) звонкие сухие сучья. Это у них барабаны. А вместо палочек — отличный крепкий клюв. Жуки-усачи (скрипеть) своей жесткой шеей а кузнечики — лапками по крыльям. А бекас даже хвостом (умудряться) петь: взовьется ввысь да вниз головой оттуда и распущенным хвостом. А в хвосте у него ветер (гудеть) — ни дать ни взять — барашек (блеять) над лесом. Вот какой хор в лесу.
Карточка 2
Спиши текст без допущенных в нем орфографических и пунктуационных ошибок. Объясни свои действия.
Грозно бушуит берингов пролив. Шумит, и днем, и ночью волна. Шуршат остробокии синие льды. Тежела зима на Чукотке. Хорошие деньки выдаются редко. Месные чукотские собаки выносливые животные. Они привыкли к суровым морозам. Но зимой, даже они иногда скулят. Молчалива бескрайнея снежная ширь. Только летом все оживаит. Прилет полярных жаворонков первая весть о весне. Но, они иногда ошибаються. Олени самые верные предсказатели весны. С на ступлением тепла они покидают материк, и у ходят на остров Врангеля где их привлекаит обилие летних пасбищ. Олени уходят туда, незадолго довскрытия льдов.
Карточка 3
Спиши текст без допущенных в нем орфографических и пунктуационных ошибок.
Ранем зимнем утром я вышол из лесной избушке, и в холодном свежом воздухе сразу почуствовал себя бодрым и веселым. Все было по крыто блистящем пушистым инием. В своем зимннем утреннем уборе каждое дерево резко выдилялось на светлом фони зори. Деревья тихо кочали ветвями и иней красивыми звездочками свиркал в прозрачном воздухи. Долго любовался я таким прелестным видом, в этом глухом лесу.
Карточка 4
Вставь пропущенные буквы.
К завтраку нам предложили горяч___ какао. В нашем районе построили нов___ АТС. Печен___ картофель очень нравится Кате. В тесноте мне наступили на больн___ мозоль, и я чуть не вскрикнул. Лето я провел в южн___ санатории. Это очень весел___ день рождения. На замерзш___ реке мы увидели огромн___ прорубь. Обходчик внимательно осматривал поврежден___ рельс. Чтобы согреться, мы стали пить горяч___ кофе. Огромн___ пианино занимает много места.
Карточка 5
Вставь пропущенные буквы и знаки. Подчеркни имена существительные общего рода.
Иван Андреевич принял в свою семью дочь знакомого, кругл___ сироту. Ни отца, ни матери у Ивана — в малых летах остался он кругл___ сиротой. Кофе холодн___. Нов___ рояль очень хорошо звучит. Син____ пальто Коле понравилось. Витя ужасн___ забияка. Так___ невежи я еще не встречал сказал старик мальчику. На окно повесили нов___ тюль. Нов___ завуч Нина Ивановна — очень строгая женщина. Как тво___ фамили___ ? У Вани все тетради и книги перепачканы: он так___ неряха.
Карточка 6
Ы или И?
Вз…скание, с…грать, про…нспектировать, пред…сторический, пред…юльский, не…нтеллигентно, пред…словие, обыграть, с…мпровизированный, с…щик, раз…грать, без…дейный, пред…ньский, без…звестный.
Карточка 7
Ы или И?
По…менный, без…мянный, до…юльский, без…нициативный, без…нтересный, без…скровой, без…скусный, от…граться, за…кнуться, с…здавна, с…змала.
Карточка 8
Ы или И?
По…менный, без…мянный, до…юльский, без…нициативный, без…нтересный, без…скровой, без…скусный, от…граться, за…кнуться, с…здавна, с…змала.
Карточка 9
Ы или И?
Вз…скание, с…грать, про…нспектировать, пред…сторический, пред…юльский, не…нтеллигентно, пред…словие, обыграть, с…мпровизированный, с…щик, раз…грать, без…дейный, пред…ньский, без…звестный.
Карточка 10
Вставь пропущенные буквы.
Ветер кр…пчал, и метель разыгралась со страшной силой. Работу пришлось делать с…знова. Она смотрела и за…скивающе улыбалась. В пред…дущем номере журнала была преинтересная статья. Без…мянная горная речка с шумом несла в море свои быстрые воды. Четвертый палец на руке называется без…мянным. Первого апреля мы решили раз…грать одноклассников. Набегались дети, на…грались и пошли домой обедать. Во взгляде его была без…сходная тоска.
Карточка 11
Вставь пропущенные буквы.
Избалованный всем, что только окружало его, он пр…вык давать полную волю всем п…рывам пылкого своего нрава. Он принужден был выйти в отставку. Некоторые пытались было ему п…дражать и выйти из пр…делов должного пов…нования. Новое обстоятельство ун…чтожило последнюю надежду на прим…рение. Не будет ли какого приказания от вашего превосходительства? Это имение принадлежало некогда нам. Нельзя ли к этому при…драться? Всякое постороннее пр…тязание на сию его собственность есть ябеда и мошенничество.
Карточка 12
Вставь пропущенные буквы. Объясни свои действия.
Пр…уменьшение, пр…умный, пр…таиться, пр…упрямый, пр…успеть, пр…широкий, пр…бавить, пр…байкальский, пр…ломить, пр…нарядиться, пр…белый, пр…ятель, непр…взойденный, пр…бить, пр…возвыситься, пр…хожая, пр…восходительство, пр…хлебывать, пр…града, пр…вскочить, пр…грустный, пр…щуриться, пр…данность, пр…датель, пр…равнять.
Карточка 13
Вставь пропущенные буквы.
Ребенок прекрасно спит, не разбуди его, пр…твори дверь. Мне под…рили пр…миленького щеночка. Когда он выр…с, то превратился в превосходного красавца-пса. Охотник пр…вез нам медвежонка, совсем крошечного и презабавного. Олень убегал от пр…следовавших его волков. Дорогу пр…градило огромное дерево, пр…валившееся к другому. Весеннее солнышко пр…грело, и вся пр…рода пр…образилась. Не теряй пр…сутствия духа, пр…ободрись. Там о з…ре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой, и тридцать витязей пр…красных чредой из вод выходят ясных и с ними дядька их морской. В этой книге собраны ст…ринные легенды и пр…дания.
Карточка 14
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
М..тель ст…новилалсь сильнее и сильнее, и сверху снег шел сухой и мелкий, к…залось, начинало подмораживать, чаще проб..гала под шу…ку струйка х…лодного воздуха. Изредка сани постукивали по голому, обледенелому ч…репку, с которого снег см…тало. Л….докол шел медленно, осторожно лавируя между льдинами. Солнечный жар и блеск уже сменились прохладой ночи и неярким светом м…лодого месяца, который, образовывая около себя бледный светящийся полукруг на темной синеве звез…ого неба, начинал опускат…ся; в окнах домов засв…тились огни. Ле…кая пыль желтым ст…лбом поднимается и н…сется над дорогой.
Карточка 15
Спиши текст без допущенных в нем ошибок. Объясни свои действия.
Ночь приблежалалсь и росла, как грозовая туча, козалось, вместе с вичерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то зарозшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утехало, одни перепела изридка кречали. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже я с трудом разлечал отдоленные предметы: поле неясно белело вокруг. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть, но то уже была синева ночи. Звездочки замилькали, зашивилились на нем.
Карточка 16
Исправь в тексте орфографические и пунктуационные ошибки. Объясни свои действия.
Ссевера потенул слабый ветерок. В воздухе чуствовалась сырость. Все эти евления предвещяли дождь. Вдали раздавались раскаты грома. Вот поъявилось подвижное большое облоко и на яхту обрушился шквал. Он окутал ее плотной пеленой дождя, и ветра. Затем шквалы налетали чаще небо ниско на висло волнение воды усилилось. Из низких, мохнатых тучь бесконечным потоком полил ледяной дождь. Штормовой ветер сбивал гребни ракочущих волн. Ураган крипчал. Волны на бежали на яхту, и у мчались вдалекий мрак. Ливень усиливался, дождь, и ветер хлистали в лицо. Вода с грохотом перекатывалась по палубе. Под могучими порывами ветра мачта сильно наклонялась. Яхта содрагалась океан бушевал.
Карточка 17
Вставь пропущенные буквы и знаки. Подчеркни грамматические основы в сложных предложениях.
Ночь приближалась к к…нцу когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись ш…рокие, сл…гка заболоченные луга а в отделении бл…стела х…лодным синим огнем спокойная река. В воздухе еще ст…яли прозрачные лунные нити но небосклон нежно р…зовел и Млечный Путь уже таял. Кр…сота этой б…рьбы света лунной ночи и молодой з..ри была достойна кисти лу…шего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со ст…роны донесся лай с…баки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.
Карточка 18
Спиши текст без допущенных в нем орфографических и пунктуационных ошибок. Объясни свои действия.
Гроздно бушуит берингов пролив. Шумит, и днем, и ночью волна. Шуршат остробокии синие льды. Тежела зима на Чукотке. Хорошие деньки выдаются редко. Месные чукотские собаки выносливые жывотные. Они привыкли к суровым морозам. Но зимой, даже они иногда скулят. Молчалива бескрайнея снежная ширь. Только летом все оживаит. Прилет палярных жаворонков первая весть о висне. Но, они иногда ашибаються. Олени самые верные претсказатели весны. С на ступлением тепла они покедают материк, и у ходят на остров Врангеля где их привлекаит абилие летних пасбищ. Олени уходят туда, незадолго довскрытия льдов.
Карточка 19
Спиши текст без допущенных в нем орфографических и пунктуационных ошибок. Объясни свои действия.
Ранем зимнем утром я вышол из лесной избушке, и в холодном свежом воздухе сразу почуствовал себя бодрым и веселым. Все было по крыто блистящем пушистым инием. В своем зимннем утреннем уборе каждое дерево резко выдилялось на светлом фони зори. Деревья тихо кочали ветвями и иней красивыми звездочками свиркал в прозрачном воздухи. Долго любовался я таким прелестным видом, в этом глухом лесу.
Карточка 20
Спиши, вставь пропущенные буквы, раскрой скобки, подчеркни несклоняемые имена существительные. Сделай синтаксический разбор третьего предложения.
Прошлой весной Анна Викторовна ездила на экскурсию по странам Северной Европы. Она побывала в (Стокгольм, Осло, Хельсинки,Турку, Копенгаген). Быстро мчит…ся по (шоссе) автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем (путешествие). Об этом (турне) она узнала от подруги (Белых Зинаида Сергеевна). Анна Викторовна взяла почитать в дороге книги (Проспер Мериме, Виктор Гюго, Вильям Шекспир). Но ей было не до (чтение). На пути из (Финляндия) в Швецию она вспоминала о чудном (звучание) музыки в красивой и странной церкви в скале, о (пение) огромного органа в (парк Сибелиуса). Когда огромный паром подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на (палуба). Даже в (пальто и кашне) было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из (папье-маше), башенки «города веселого (Карлсон)».
Карточка 21
Вставь пропущенные буквы.
Тра…вай, к…рандаш, б…гаж, к…рзина, тро…ейбус, экскаватор, ба…сейн, к…бина, параш…т, режи…ер, к…медия, б…лет, Гале…рея, те…ра..са, и…юминация, Инте…игентный, к…раб..ль, м…лоток, гор…зонт, завтр…к, а…естат, дра…ма, м…рковь, к…пуста, пом…дор, к…ртофель, ябл…ко, к…стрюля, ко…та, к…стюм, а…лея, асальт, в…гон, во…зал, г…стиница, гра…этика, математика, гори…а, споги, календарь, ко…ло…на.
Карточка 22
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
М..тель ст…новилалсь сильнее и сильнее, и сверху снег шел сухой и мелкий, к…залось, начинало подмораживать, чаще проб..гала под шу…ку струйка х…лодного воздуха. Изредка сани постукивали по голому, обледенелому ч…репку, с которого снег см…тало. Л….докол шел медленно, осторожно лавируя между льдинами. Солнечный жар и блеск уже сменились прохладой ночи и неярким светом м…лодого месяца, который, образовывая около себя бледный светящийся полукруг на темной синеве звез…ого неба, начинал опускат…ся; в окнах домов засв…тились огни. Ле…кая пыль желтым ст…лбом поднимается и н…сется над дорогой.
Карточка 23
Вставь пропущенные буквы.
Поезда пр…бывают и отбывают строго по расписанию. Ночь была тихая-пр…тихая. Вода, мутная от дождя, слабо отражала пр…брежную зелень. Мое внимание пр…влекла яркая бабочка, которая влетела в пр…открытое окно. Андрей рассказывал пр…рывистым от в…лнения голосом. Из мелководной речушки река пр…вратилась в пр…широкую красавицу-реку. Туристы пр…возмогли усталость и двинулись дальше.
Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Задания для повторения изученного материала за курс русского языка в 6 классе
Задания для повторения изученного материала за курс русского языка в 6 классе
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Раскрой скобки. Поставь вопросы к подчёркнутым словам и запиши получившееся словосочетание. Укажи в нём главное слово.
х
Образец: выйти (куда?) к реке.
Лето мы пр…вели с братом (на) реке. Каждый ден… х..дили купат..ся и л…вить рыбу в речк… .Как бодро мы себя чу…ствовали после купания! Ежедневно прин…сили д..мой нескол…ко ёрш…ков и лещ…ков.
Х…рошо мы пр..водим время летом (на) б…регу реки! Качает…ся (над) травой колокол…чик. Красне…т (под) листком з…мляника. Воздух наполнен свеж… ароматами. Пахнут травы цв..ты. Впереди черне…т хвойн… лес. В нём щебеч…т св…стят птицы. Гре…т жарк… со…нце. (Про)плывают бел… обл…ка. Время л…тит быстро. (Не) хочет…ся уходить. Сид…м на б…регу реки до поз…него веч…ра.
2. В предыдущем задании найди и выпиши:
а) односоставное предложение:
б) предложение с однородными сказуемыми;
в) формы глагола «провести».
3. Составь предложение, в котором глагол «летит» употребляется в прямом значении, а затем предложение , где этот же глагол употребляется в переносном значении.
__________________________________________________________________
1. Выполни морфемный разбор слов
ВЫБРОШУ, ДЕЛЬНЫЙ, ГНЁЗДЫШКО, БЕСТОЛКОВЫЙ, ВЫРУБКА, ПРОХОЖУ, ГАЗЕТНЫЙ, ПЕРЕДЕЛКА, ВЕРХУШКА, БЕЗГРАМОТНЫЙ .
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выполни синтаксический разбор первого предложения.
(В) этот день вестибюль школы украс…ли осе…ние лис…тья, венки, цв…ты. Нет для юннатов* поры радос…нее осен… . (От)крывает…ся школ…ная (вы) ставка. Юннаты (вы)водят (на) парад свёклу, соч…ные ябл…ки, рож… . Дети готов…т мален…кие, но сер…ёзные доклады. А потом уг…щают всех чаем (с) варен…ем. Ягоды для него они выр…стили сами на (при)школьном учас…ке.
*Юннат — юный натуралист, участник кружка по изучению природы.
3. Замени в предыдущем задании словосочетание «(вы)водят (на) парад» подходящим по смыслу синонимом или синонимичным выражением. Запиши получившееся предложение.
4. Из предыдущего задания выпиши:
а) предложение с однородными подлежащими,
б) предложение с однородными определениями.
Нарисуй схемы этих предложений.
__________________________________________________________________
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Над глаголами второго лица укажи спряжение.
Нескол…ко лет наза… в центр… столиц… выр…сло кр…сивое здание. На его фасад… интерес…ные ч…сы. Каждый час на ц…ферблате открывают…ся ч…рные створки а за ними появляют…ся герои народн… сказок.
Вход…шь в театр в ожидани… встречи с уд…вит…льным миром. В музе… театра ты познаком…шься с куклами разн… стран. В зимн… саду увид..шь дер…во с чудес…ными птицами. В водоёме плещ…тся рыбки.
Как здесь красиво! говорят р…бята.
Этаж…м выше находит…ся зрит…льный зал с разн…цветными креслами синими, красными, з…лёными. Так сделали для того, чтобы р…бята не спут…ли м…ста.
2. В предыдущем задании найди односоставные предложения и подчеркни в них главный член.
3. Из первого абзаца предыдущего задания выпиши сложное предложение. Подчеркни в нём грамматические основы. Нарисуй схему.
__________________________________________________________________
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В скобках указывай проверочное слово.
В окт…бре, в окт…бре ( )
Частый дожд…к на дв…ре ( ).
На лугах м…ртва ( ) тр…ва ( ),
Зам…лчал ( ) кузнеч…к.
Заг…товлены др…ва ( )
На з…му ( ) для печ…к.
Подчеркни главные члены в каждом предложении.
Выпиши краткое прилагательное и поставь его в полную форму И. п. муж р.
2. Выполни морфемный анализ слов
ЗЕЛЕНЕЮТ, ЗАЦВЕТАЮТ, РЕЧКИ, ПОСИНЕЛИ, ВХОДЯТ.
3. Преврати нераспространённые предложения в распространённые. Запиши то, что у тебя получилось.
Малыш открыл и посмотрел.
Я рассматривал.
Все остановились.
Мы вернулись.
Поезд двигался.
Никто не посмотрел.