Задание на лето по русскому языку
Задание на лето по русскому языку.
Спиши текст.
Чудесная ёлка
Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты.
Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.
Грамматические задания:
Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 2-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
2. Спиши текст.
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров.
Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматические задания:
Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 5-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил., глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил., глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
3. Спиши текст.
На рыбалке
Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.
Грамматические задания:
Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 2-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
4.Спиши текст.
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Грамматические задания:
Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 2-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
5.Спиши текст.
Первые дни весны.
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматические задания:
Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 1-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
6. Спиши текст.
Утро в степи.
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.
Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
Грамматические задания:
Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 2-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
7. Спиши текст.
Последняя льдина.
Лёд на реке лопнул. Большая грязная льдина поплыла вниз по течению.
Речка вышла из берегов, и льдину понесло в луга.
Раз около льдины вынырнул чёрный зверёк и залез на неё. Это был крот. Льдина задела одним своим краем сухой холмик. Крот соскочил на него и живо зарылся в землю. Льдину гнало в лес. Она наехала на пень и застряла. Тут на ней, как на островке, собрались зверьки. Это были лесные мыши, маленький зайчишка. Зверьки дрожали от страха и холода. Они жались друг к другу. Беда у них была общая.
Но вот вода стала быстро спадать. Солнце сожгло льдину. Зверюшки попрыгали на землю и разбежались в разные стороны.
Грамматические задания:
Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 2-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
8.Спиши текст.
Волчишко.
Человек в лесу поймал волчишку. Он принёс его домой. Утром человек ушёл.
Волчишко спал под креслом. Проснулись кот и пёс. Они бросились к чашке с молоком. Дверь была открыта. Волчишко выбежал на крыльцо, а потом в огород. За огородом был лес.
В лесу его ждала мать. Волчишко и мать скрылись в лесу.
Грамматические задания:
1.Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 2-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
9.Спиши текст.
На лугу.
Зелёный луг блестит на солнце. По всей окрестности разливаются запахи цветов и трав. Вот голубые колокольчики. Вьётся цепкий душистый горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой серединкой. Ползают по былинкам жучки с пёстрыми спинками. А в густой траве сидит большой зелёный кузнечик. Над лугом льются звонкие голоса птиц.
Грамматические задания:
1.Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 1-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
10.Спиши текст
Весной.
Стояла поздняя весна. С черёмухи осыпались последние белые лепестки. Птицы свили гнёзда и затихли. Подросли и осмелели зайчата. Они стали похожими на взрослых красивых зайцев. Я подъехал к лугу. Он был мокрый и холодный от росы. Я тихо бродил около полянки. Вдоль поляны тянулась узкая тропа. Вот нора крота. Она осыпалась и заросла травой. Хрустнул сук. Мелькнула серая тень. Это пробежала полевая мышь.
Грамматические задания:
1. Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 2-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
11.Спиши текст
Лосёнок
Дело было в конце мая. Пошёл Витя в лес. Погода стояла дождливая. Дул холодный ветер. Мальчик вошёл в малинник. Вдруг до него донёсся странный писк.
Витя посмотрел по сторонам. Он увидел большую голову и длинные ноги. Да это же маленький лосёнок! Видно, он отстал от матери. Стоит он весь мокрый, дрожит.
Мальчик привёл лосёнка домой. Уложил в уголок и накрыл старой шубой. Потом Витя нашёл соску и напоил лосёнка тёплым молоком из бутылки. Так остался лосёнок жить у Вити до осени. А осенью ушёл в лес к своим.
Грамматические задания:
1.Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 2-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
12. Спиши текст.
На поляне.
Долго ждёшь прихода весны. И вот она на пороге. Пригревает вешнее солнце. Оно съедает последний снег. С горки по дорожке бегут ручьи. Они наполняют до краёв глубокую лужу и спешат дальше. У старого пня опустели зимние квартиры. Ожил под тёплым солнышком и огромный лесной муравейник. С раннего утра до позднего вечера хлопочут его жители. Они несут в дом травинки, сосновую иголку. Показался лось. Он осмотрел местность, попил холодной воды из лужицы и скрылся. Удивительной жизнью наполнена поляна.
Грамматические задания:
1. Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 5-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
13. Спиши текст
Цветы.
Пришла ранняя весна. Солнце разбудило лес. Тёплые лучи растопили снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб. Появились первые проталины. Из-под снега стали показываться зелёные стрелки. А вот и первые подснежники! Набухли на деревьях пахучие смолистые почки. На лесных полянках появилась молодая травка.
Наступает поздняя весна. Запели над ручьями голосистые соловьи. В тиши леса проснулся ландыш. Он издает нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Цветы – подарки весны. Сохрани их!
Грамматические задания:
1.Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 2-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
14. Спиши текст.
ОДНАЖДЫ В ЛЕСУ.
Мы углубились в сосняк. Рядом росли ольха и черемуха. Ветки ольхи били по плечам, пылили снежную крупу. Солнце скользнуло по верхушкам сосен и скрылось. Мороз этого и ждал. Он обозлился, цеплялся за уши и нос, гуще белил травы. На ветке рябины появился дрозд. Он клюнул ягодку, соскользнул с ветки, улетел.
Грамматические задания:
Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 2-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
15. Спиши текст
ВОДОПАД.
Мы решили взглянуть на памятник природы – водопад. Узкая тропа вела к нему через горы. В утренней голубой дымке едва видны деревья. Вот мы слышим шум падающей воды. Деревья расступились. Мы оказались на берегу реки. Вот обрыв. С высоты тридцати метров река падала вниз. Это сказочное зрелище создала природа.
Грамматические задания:
Выпиши из текста слова с изученными орфограммами, где возможно подбери проверочное слово. Орфограммы выдели.
-Безударные гласные в корне слова, проверь ударением.
-Непроверяемая безударная гласная в приставке и суффиксе.
-Парные согласные в конце и середине слова.
-Непроизносимые согласные;
-Слова с разделительным Ъ и Ь знаками;
-Мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-Слова с сочетаниями –жи-, — ши- ,-чк-, -чн-, -щн-, -ст-.
2. Выпиши 4-ое предложение, выполни грамматический разбор.
3. Выполни фонетический разбор выделенного слова.
4.Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери как часть речи.
5. Выпиши из текста по одному слову (сущ., прил.,глаг.), разбери по составу.
6.Определи падеж существительных в тексте.
Сборник орфографических упражнений по русскому языку в 6 классе
Оглавление
Пояснительная записка
3
Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
3
Ы, и после ц
4
Чередование а-о в корне слова
4
Чередование е-и в корне слова
5
Буква ы после приставок
7
Правописание приставок пре-, при-
7
Правописание суффиксов имен существительных
8
Правописание сложных имен существительных
10
Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных
11
Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных
12
Правописание числительных, обозначающих целые числа
13
Правописание суффиксов глагола
13
Использованная литература
14
Пояснительная записка
Формирование орфографической грамотности – одна из основных задач обучения русскому языку в средней школе. Под орфографической грамотностью понимается умение ученика не только безошибочно оформлять письменное высказывание, но и различать «ошибкоопасное» место в слове (распознавать орфограмму), подбирать необходимое правило на данную орфограмму.
В пособии представлены все основные орфограммы, предусмотренные учебной программой «Русский язык» (5-7 классы), утверждённой приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 148 от 11. 03. 2003 г. (Алматы: РОНД, 2003). Пособие составляют упражнения, которые охватывают темы, рассматриваемые в 6 классе: гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, Ы, и после ц, чередование а-о в корне слова, чередование е-и в корне слова, буквы ы после приставок, правописание приставок пре-, при- и т.д. путем регулярных упражнений учащиеся усвоят навыки грамотного письма и орфографические правила, которые входят в программу 6 класса.
Это пособие полезно всем школьникам в качестве дополнительного материала по русскому языку. Выполнение упражнений позволит ученику повысить свою грамотность. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в школе и дома.
Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
В суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е.
Вставь пропущенные буквы
1. Репортаж…м, манеж…м, мяч…м, Даш…й, гордец…м, Борисович…м, переселенц…м, сердц…м, Гриш…й, Степанович…м, баловниц…й, туч…й, Ефимович…м, Викторвич…м, гвардейц…м, скрипач…м, Андрюш…й, каш…й.
2. Плащ…м, луч…м, Дмитриевич…м, матч…м, приёмыш…м, смерч…м, лещ…м, Григорьевич…м, пловц…м, Иванович…м, владельц…м, беглец…м, полководц…м, Никитич…м, борщ…м, спутниц…й, шприц…м, овц…й.
3. Грач…м, Ключ…м, плач…м, купальщиц…й, Александрович…м, кормильц…м, работниц…й, мельниц…й, хранилищ…м, птиц…й, Лёш…й, ёрш…м, сторож…м, стриж…м, лисиц…й, паш…й, больниц…й, горчиц…й, крыш…й, врач…м.
4. Борщ…к, верблюж…нок, груш…вка, девч…нка, с плащ…м, зайч…нок, зрач…к, под крыльц…м, за зеркальц…м, камеш…к.
5. Добряч…к, вираж…м, горшоч…к, жениш…к, с карандаш…м, под креслиц…м, над страниц…й, копьец…, с товарищ…м.
6. Алыч…вый, груш…вый, изразц…вый, холщ…вый, борщ…вый, глянц…вый, нож…вый, перц…вый, парч…вый, свинц…вый.
Ы, и после ц
Буква И после Ц пишется в корнях и в словах на ция.
Буква Ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах, в словах-исключениях: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул цыц.
Вставь пропущенные буквы
1. Птиц…, ц…тировать, куц…й, ц…ц, панц…рный, ц…ркулировать, ц…ркуль, улиц…, ц…ник, волчиц…, ц…гарка, Птиц…н, ц…нк, гусениц…, ц…фра, ц…ганята.
2. Гостиниц…, ц…линдр, гусятниц…, ц…стерна, единиц…, рац…я, секц…я, ц…тадель, лестниц…, акац…я, бледнолиц…й, мельниц…, революц…я.
3. Пальц…, ц…рк, медиц…на, дефиц…т, пац…ент, дисц….лина, ц…кнул, ц…ферблат, мотоц…кл, огурц…, братц…, авиац…оный, ц…ган.
4. Волчиц…, Лисиц…н, ц…пленок, границ…, синиц.., ц…ркач, экспедиц…я, пшениц…, ц…фровой, конституц…я, ц…клон, свестниц….
5. Куниц…н, Венец…я, ц…нковка, ц…почки, ц….трусовый, учениц…, нац…я, переселенц.ю.., операц…я, ц…плята, ц…кл, панц…рь.
6. Беглец…, агитац…я, глупц…, ленивц…, голубц…, старц…, счастливц…, ликвидац…я, китайц…, каквказц…, рекомендац…, ц…ганочка.
7. Гостинц…, редакц…я. экспедиц…я, ресниц…, круглолиц…й, проводниц…., ц…фра, традиц…я, офиц…альный.
Чередование а-о в корне слова
1. Корни, определяемые ударением:
Без ударения пишется о в корнях:
КЛАН-КЛОН
ГОР-ГАР
ТВАР-ТВОР
Без ударения всегда пишется а в корне:
ЗАР-ЗОР
2. Корни, определяемые согласной:
ЛАГ-ЛОЖ
РАСТ, РАЩ-РОС
3. Корень, определяемый суффиксом а:
КАС(А)-КОС
Вставь пропущенные буквы
1. Зал…жить, р…сли, изл…гать, изл…жение, выр…с, р…стительное, пор…сль, прор…сли, предл…гать, р…сток, нар…стает, изл…жить, прик…снуться, предпол…гать, сл….жить, накл…няться, выл…жить.
2. Подр…сли, ул…жить, покл…н, з…рница, р…стовщик, предл…гть, предл…жение, зар…сло, прил…жение, ср…щение.
3. К…салась, нал…гать, соприк…саться, тв…рение, прил…гательное, накл…нение, р…стение, стр…статься, к…саться, зар…сли.
4. Выл…жен, безуг…рный, кл…нить, прол…гать, прил…жжение, утв…рь, отр…стить, вытв…рять, отл…жить, к…снуться, нар…стание, к…сание.
5. Предл…жить, накл…нить, выр…сли, прол…жила, обл…гать, приг…реть, прик….сновение, прор…стает, благотв….рительность.
Вставьте пропущенные буквы.
Объясните правописание.
Южное р…стение, нар…щивание капитала, юный возр…ст, зар…сли тростника, подр…стающие саженцы, пора взр…слеть, мелкая пор…сль, зар…сло травой, дай подр…сти, выр…щенные котята.
Измените слова таким образом,
чтобы в корнях произошло чередование.
Подрастать, зарница, загорать, приложение, касаться.
Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните чередующиеся гласные в корне.
Ночь уже л…жилась на горы и туман нач…нал бр…дить по ущельям. Я велел пол…жить чемодан свой в тележку заманить быков лошадьми и в последний раз огл…нулся на д…лину. Дым расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осм…треться.
Спиши, вставь пропущенные буквы.
Озеро зар…сло камышами. Чёрные водор…сли хрустят под ногами. На опытном участке выр…стили много редкостных р…стений. Р…стительность здесь однообразная. В зар…слях трос…ника водилось много уток. Прор…сли семена. Подр…стает молодая пор…сль.
Чередование е-и в корне слова
В корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСТ-БЛИСТ, СТЕЛ-СТИЛ пишется и, если дальше следует суффикс а.
Вставьте пропущенные буквы.
1.Приб…рались, разб…ру, заст…лю, выб…рались, ст…реть, зап…реть, сд…ру, ст…раю, изб…ру, расп…раю, заб…рались, отп…раю, бл…стеть.
2. Оп…реться, обт…раю, ст…реть, ум…реть, рсст…лается, поб…рались, уб…ру, подб…рались, пост…ли, выст…лаю, соб…рались, выб…ру.
3. Заст…лаю, выст…лю, зам…рают, забл…стеть, проб…рается, выт…раю, выд…ру, ум…рают, уст…лаю, зап…раю.
4. Зап…раю, зад…ру, наст…ленный, прот…раю, заб…ру разбл…стелся, забл..стеть, переб..рались, уб…рались, наст..лю, наб..ру, зат…реть, зат..раю, приб…рались.
5. Разб…рались, раст…реть, нат…раю, перест…лаю, подб…ру, изб…ралли, подт…раю, забл…стают, обд…раю, переб…ру, прип…раю, переест…лю, выб…реется.
Вставьте пропущенные буквы.
Объясните правописание.
Соб…ру, яблоки, бл…стать успехами, выт…реть доску, заж…гательный танец, подб…ру книгу, бл…стеть на солнце.
Измените слова таким образом,
чтобы в корнях произошло чередование.
Собирать, простирать, опираться, зажигать, блестеть.
Выделите корни с чередующимися гласными а-о, е-и, объясните их написание.
1. Мой бывший сосед был ужасный чудак, все время он делал не то и не так. Цветы поливал он горячей водой, очки протирал он своей бородой, растил в огороде одни сорняки, играл на рояле в четыре руки.
2.Бутерброд
Чудак математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрел бутерброд.
3. С каждым днем все больше холодало. Ночью мороз превращал лужи в блестящие зеркала. На окнах появились удивительные творения. Снег падал огромными хлопьями и мягко стелился ковром. Снег был везде, и казалось, будто я плавал в безбрежном океане. К вечеру в небе ярко горели звезды. Сугробы продолжали расти.
Вот это настоящая зима!
После приставок, оканчивающихся на согласный, в соответствии с произношением, вместо и пишется ы (игра- розыгрыш).
Искл.: взимать
Буква и пишется после приставок меж-, контр- и сверх-.
Буква ы после приставок
Вставьте пропущенные буквы.
1. Без…глый, без…нтересный, вз…скать, контр…гра, небез…звестный, об…ндевать, сверх…нтересный, под…тоживать, от…скать, при…ск.
2. Без…скусный, воз…меть, под…мать, пре…мущество, сверх…зысканно, роз…грыш, пред…стория, меж…нституский, от…грать.
Правописание приставок пре-, при-
Приставка при- пишется, если обозначает:
1) приближение, присоединение, прибавление: прибыть, пришить.
2) близость: пригородный.
3) неполноту действия: приоткрыть.
Приставка пре- пишется, если:
1) близка по значению слову очень: презабавный.
2) близка приставке пере-: преградить (перегородить)
Спишите. Найдите и выделите приставки при- и пре-. Объясните их написание.
При- или пре-? При- или пре-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «Очень такой» или «очень сякой» —
Пре- мы пишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь – не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Писать только пре- там надо.
Распределите слова на три столбика по значению приставки при-:
1 – приближение, присоединение,
2 – расположение вблизи,
3 – неполнота действия.
Приутихло, приподняться, приумолкнуть, приближаться, приезжать, прийти, приморский, приволжский, присоединить, пришить, прилететь. Прибить, привокзальный, прикрепить, примазать. принарядиться, призадуматься, принести, прилечь.
Вставьте пропущенные буквы.
1. Пр…вознести, пр…гнать, пр…высить, пр…бегать, пр…варить, пр…бедняться, пр…градить, пр…вязать, пр…ближение, пр…валить, пр…глушить, пр…ломить, пр…красный, пр…винтить, пр…грелый, пр…мудрость, пр…усадебный.
2. Пр…видение, пр…водить, пр…возить, пр…вязать, пр…вращение, пр…гибать, пр…рвать, пр…галсить, пр…готовить, пр…рвать, пр…секать, пр…держать, пр…клонять, пр…образить, пр…грозить, пр…дорожный.
3. Пр…морский, пр…сесть, пр…смешной, пр…школьный, пр…слать, пр…ступать, пр…гибать, пр…забавный, пр…езжать, пр…неприятный, пр…глупый, пр…говор, пр…озёрный, пр…удивительный, пр…щурить, пр…нарядиться, пр…умолкла.
Распределите слова на два столбика:
с приставкой при-, 2 – пре-.
Вставьте пропущенные буквы.
Пр…осторожно, пр…остановит, пр…ступник, пр…ломить, пр…ломление лучей, пр…граждать дорогу, пр…искусный кузнец, все пр…грады, пр…чудливые формы, старенький при…ёмник.
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1. Я пр…ближался к месту моего назначения. 2. Муж…чок тут же стал его тулуп пр…м…ривать. 3. Гарнизонная жизнь мало имела для меня пр…влекательность. 4. Василиса Егоровна – пр…храбрая дама. 5. Мы вышли от коменданта, по-видимому, пр…миренные. 6 . Палашка пр…несла шпаги. 7. Швабрин пр…следовал Машу.
Правописание суффиксов
имен существительных
Суффиксы –ек-, -ик-
Если при склонении гласный выпал, то в суффиксе пишется е, если не выпал – и: огурчик – огурчика, но сыночек – сыночка.
Вставьте пропущенные буквы.
1. Нож…к, ножич…к, мешоч…к, мальч…к, порошоч…к, кусоч…к, песоч…к, калач…к, горшоч…к, блинч…к, цветоч…к, стульч…к, колокольч…к, рожоч…к, пенёч…к, пирожоч…к.
2. Овраж…к, попрыгунч…к, ковр…к, кружоч…к, платоч…к, словар…к, лепесточ…к, моточ…к, самоварч…к, лоточ…к, куст…к, кусточ…к, кирпич…к, одуванч…к, сыноч…к.
От данных существительных образуйте новые существительные при помощи –ек-, -ик- или –чик-.
Например: Чулан-чуланчик, угол-уголочек.
Палец, чулок, час, часок, носок, клубок, нос, сарай, венок, птенец, заяц, огурец, кувшин, орех, мяч, диван, ремешок.
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1. вспыхнул яркий краеш…к со…нца. 2. Устроили шалаш…к из травки. 3. Звонко трещали кузнеч…Ки. 4. Сусл…ки посвистывали, а в небе круж…л кобч …к.
5. К…лючий ёж…к шмыгнул в куст…ки.
Суффиксы –щик-(-чик-)
Суффикс –чик- пишется после букв д-т, з-с, ж. в остальных случаях пишется –щик-: летчик, но часовщик.
Добавьте к данным основам
суффиксы –чик- или –щик-.
1. Перевод…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, перебеж…, красиль…, загон…, разнос…, фонар…, камен…, забой…, прогуль…, объезд…, спор…, смаз…, уцен…, свар…, барабан…, носиль…, рассказ…, набор…, уклад….
2. Зенит…, бетон…, смен…, добыт…, раздат…, водопровод…, маль…, табун…, передат…, карман…, жестян…, заправ…, доклад…, обид…, уголь…, атом…, вагон…, самвар…, рез…, завод…, обман…, приказ…, донос…, сбор…, переплёт….
Добавьте суффиксы –чик- или –щик-
к существительным, которые обозначают людей профессий.
1. Основные профессии в шахтах – проход…, забой…, буриль…, запаль…, крепиль…. 2. На строительстве работают арматур…и, камен…и, водопровод…и, стеколь…и, кранов…и, кровель…и. 3. В порту трудятся – груз…и, носиль…и, кладов…и, упаков…и.
Правописание сложных имен
существительных
Слитно:
1) если основы складываются с помощью соединительной гласной о или е: водопровод, пешеход;
2) если сущ.образуется сложением начальной части слова с целым словом или частью слова: стенгазета, медсестра, юнкор, санпост.
Через дефис:
1) если сущ. образовано сложением слов: школа-интернат.
2) если после корня пол- вторая часть сложного слова начинается: а) с прописной буквы: пол-Астаны;
б) с гласной буквы: пол-апельсина; в) с согласной л: пол-лимона.
В остальных случаях пол- пишется слитно.
Слова с полу- пишутся слитно: полушубок.
Сделайте морфемный разбор
сложных слов.
Землепроходец, кораблекрушение, самокат, огнемёт, мореплаватель, остроумный, светочувствительный, первопроходец, долгожитель, звукозапись.
Вставьте пропущенные буквы.
Земл…ройка, звер…вод, басн…писец, знам…носец, овощ…вод, утк…нос, пчел…вод, рыб…лов, вод..воз, земл…коп, звезд…пад, волн…рез, брон…машина, солнц…пёк, птиц…фабрика, лес…сплав.
От данных словосочетаний образуйте сложные
существительные.
Новая стройка, железо и бетон, рельсы укладывать, заготавливать хлеб, хранить овощи, падает снег, писать басни, метать пули, атомный ход, вода и хранилище, ловить рыбу, падают звёзды.
Напишите слитно или через дефис
слова с пол-.
1. (Пол)арбуза, (пол)лимона, (пол)часа, (пол)парты, (пол)метра, (пол)Кокшетау, исходить(пол)Казахстана, (пол)года экспедиции, исписать (пол)листа, проплыть (пол)Иртыша, отстать на (пол)очка, сделать (полу)оборот, участвовать в (полу)финале.
2. Отсутствовать (пол)года, опоздать на (пол)часа, работать до (полу)ночи, прополоть (пол)участка, начертить (полу)круг, вышел (полу)месяц, купить (полу)шубок, кругом (полу)мгла.
От данных слов образуйте и запишите сложные слова с пол-.
Океан, оазис, здание, экземпляр, этажерка, щука, грамм, килограмм, липа, ольха, яблоко, Америка, луковица, час, метр, ананас, парта.
Добавьте пол- или полу-.
День, игра, лавка, Вашингтон, оборот, одиннадцать, порция, сапожки, слово, сотня, шаг, юрта, ягодник.
Одна и две буквы н в суффиксах имен
прилагательных
Пишется Н:
1) в прилагательных с суффиксами –ан-, -ян-, -ин-: кожаный, серебряный, глиняный, лебединый, куриный.
Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный.
2) в кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полной форме: бесшумна (бесшумный).
Пишется НН:
1) в прилагательных с суффиксами –онн-, -енн-: клюквенный, революционный.
Искл.: ветреный.
2) в прилагательных с суффиксом –н-, если корень оканчивается на н: окно-оконный.
Замените словосочетания по образцу, обратите на правописание суффиксов прилагательных,
выделите их.
Образец: портфель из кожи – кожаный портфель.
1. Костюм из полотна, кружка из олова, бусы из стекла, мука для блинов, мебель для кухни, путь для саней, дверь на балкон, звонок телефона, голова лошади, писк комара, знак фирмы, крик петуха.
2. Платок их шерсти, кружка из алюминия, лестница из мрамора, подсвечник из бронзы, нить из серебра, сироп из клюквы, новости из района.
Вставьте пропущенные буквы Н или НН.
Обозначьте суффиксы прилагательных.
Водя…ые капли, тополи…ный пух, ржа…ая коврига хлеба, гуси…ый жир, льня…ное масло, торжестве…ый марш, карма…ый фонарик, голуби…ое яйцо, утре…ий кофе, пчели…ый яд, гуси…ый выводок, глиня…ый сосуд.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы прилагательных.
1. Ещё идут стари…ые часы. 2. В карти…ой галерее были выставлены лучшие полотна. 3. Мне купили костюм маши…ой вязки. 4. На завтрак подали кури…ый бульон. 5. Пчели…ый рой переместился из улья. 6. В палатке был земл…ой пол. 7. Дерев…ые игрушки ярко раскрашены.8. Подарили серебр…ые ложки.
Выпишите прилагательные в две колонки:
1 – с –н- в суффиксе, 2 – с –нн-.
1. Густели бура…ые сумерки. 2. В тума…ой мгле показались острова. 3. Урага…ый ветер сшибал и ломал деревья. 4.Журавли…ые косяки заспешили на юг. 5. Тополи…ый пух очищает воздух. 6. Над деревней пролетел гуси…ый косяк. 7. Закат золотит кроны деревьев стари…ой позолотой. 8. Насте…ые часы бьют в полночь. 9. В каюте пахло маши…ым маслом. 10. У ворот увидел я старую чугу…ую пушку. 11. Ночь при лу…ом свете холодна, ясна.
Через дефис пишутся сложные прилагательные, которые обозначают:
1) цвета или оттенки цвета: темно-зеленый, нежно-голубой.
2) стороны света: северо-восточный.
3) словосочетание с сочинительной связью: плодовый и ягодный – плодово-ягодный.
Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью: сельское хозяйство – сельскохозяйственный.
Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных
Раскройте скобки, напишите прилагательные слитно или через дефис.
1. (Трудо)любивый юноша, (жизне)радостный человек, (старо)русское поселение, (рыбо)консервный завод, (хлопчато)бумажный комбинат, (бело)ствольная березка, (темно)красная шаль, (иссиня)черное пальто, (физико)математическая школа, (русско)английский словарь.
2. (Близо)рукий человек, (черно)глазый ребенок, (бело)курая леди, (бело)ствольная березка, (темно)синий костюм, (древне)тюркский памятник, (северо)западный ветер, (железо)бетонная балка, (сосново)пихтовые леса, (посудно)хозяйственный магазин.
Образуйте сложные прилагательные,
запишите их.
1. Учебный консультационный пункт. 2. Ветер с юга запада. 3. Собрание сочинений в пяти томах. 4. Дистанция в сорок километров. 5. Рассказ с острым сюжетом. 6. Горная спасательная станция.
Спишите, раскройте скобки, напишите
слитно или через дефис.
1. На (темно)сером небе мигают звездочки. 2. Редкие тучки разбегались по (нежно)голубому небу. 3. Мы спустились с (юго)восточной стороны. 4. Маленькие абрикосы на вкус (горько)ватокислые. 5. Наступила сенокосная пора. 6. В школе успешно прошел (шахматно)шашаечный турнир. 7. В классе я слежу за (учебно)воспитательной работой. 8 . (Бело)розовые кашки украшали букет.
Правописание числительных,
обозначающих целые числа
В И.п. и В.п. пишется ь:
1) на конце числительных от 5 до 20 и 30: пять, двадцать;
2) в середине числительных от 50 до 80, от 500 до 900: пятьдесят, пятьсот.
Вставьте, где необходимо, ь.
1. Пят… студентов, шест…десят дней, сем….десят страниц, восем… листов, восем…надцать пар, восем…десят учеников, оданнадцат… лет, двадцат… две страницы, пят…сот килограммов, двадцат… пят…книг, девят…надцать веков.
2. Тридцат… телевизоров, пят…надцат… салфеток, шест..сот шест…десят сантиметров, шест…стот восем…десят тонн, девят…сот пят…десят центнеров, сем….сот гектаров.
Напишите словами данные числа.
50, 60, 70, 80, 500, 600, 800, 900, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 30.
Запишите словами числа.
В Т.п.: 15 книг, 60 экспонатов, 70 инженеров, 500 верст, 600 специалистов.
В Д.п.: 40 секунд, 90 километров, 19 килограммов, 318 тонн, 8 листов.
Правописание суффиксов глагола
Суффиксы –ыва-, -ива- пишутся, если глагол в 1 лице ед.ч. оканчивается на –ываю, -иваю: присматриваю – присматривал.
Суффиксы –ова-, -ева- пишутся, если глагол в 1 лице ед.ч. оканчивается на –ую, -юю: беседую-беседовать.
Замените личные формы глаголов неопределенной формой.
Обмениваемся марками, подогреваем обед, исследуем клетку, просматриваю выпуск, посоветуйся с отцом, присутствуют на занятиях, заканчиваю уборку, заведую библиотекой, опаздываю на урок, воспитываю детей, запеваем песню, разливаю чай, любуемся закатом, ночуем у костра, участвую в заплыве.
Спишите, вставьте пропущенные буквы,
обозначьте суффиксы глаголов.
1. Врач бесед…вал с больным и подбадр…вал родственников. 2. Старайтесь разумно использ…вать свободное время. 3. Невежливо опазд…вать на юбилей. 4. Солнце уже заметно приг…вает землю. 5. Мы часто договар…ваемся о совместных поездках к морю. 6. По радио перед…вали важные сообщения. 7. На ночь необходимо проветр…вать комнату. 8. Пора над…вать зимнее пальто.
Использованная литература
Брагина С.А. Русский язык.5-7 классы. необычные диктанты. – Волгоград, 2008.
Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 6 класса. – Новосибирск, 2007.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык: правила и упражнения. – М., 2006.
Халикова н.В., Леднева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5- 7 классы. – М., 1997.
Домашняя работа по русскому языку 7 класс на каникулы
Домашняя работа на каникулы 7 класс.
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания и выполните задания.
(1)С (не)запам…тных времен человек употребля…т в пищу дикор…стущие плоды и ягоды обл…дающие своеобразным, (не)повторимым ар…матом и вкусом. (2)Клюква брусника черника малина земляника калина – наст…ящие кл…довые в…таминов. (3)В ш…повнике содержит…ся в десять раз больше в…тамина С, чем в лимонах и ап…льсинах а в р…бине в два раза больше в…тамина А, чем в моркови.
(4)Соб…рать плоды и ягоды следу…т в сухую погоду. (5)Собран…ые влажными, они быстрее портят…ся. (6)Ягоды сорван…е в жаркую погоду быстро вянут, так как содерж…т мен…ше сока. (7)(Не)льзя соб…рать (не)созревшие ягоды, луч…ше оставить их дозреть, что(бы) они налились соком и набрали наибольш…е количество в…таминов. (8)(Не)соб…райте сухие и загнившие ягоды, так как они (не)содержат цен…ых веществ и могут быть пр…чиной порчи всего сырья.
(9)При сбор… ягод буд…те ост…рожны и ак…уратны ст…райтесь (не)т…птать ягодные кустики. (10)(Не)л…майте деревьев при сбор… плодов.
(11)Сушите плоды в печах предварительно провялив на солнце. (12)Что(бы) ягоды (не)подгорели и (не)слежались, их (не)обходимо перемешивать. (13)Сушен…ые ягоды пр…меняют в основном как лекарство.
Задание 1. Из предложений 3-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Ответ: ____________________________________________________________________
Задание 2. Из предложений 1-4 выпишите глаголы 1 спряжения.
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 3. Из предложений 9-13 выпишите глаголы повелительного наклонения.
Ответ: _________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 4. Определите часть речи слов «ост…рожны», «ак…уратны» в предложении № 9.
Ответ: __________________________________________________________________
Задание 5. Из предложений 1-3 выпишите страдательное причастие настоящего времени.
Ответ: ________________________________________________________________
Задание 6. Определите признаки причастия «сорван…ые» из предложения № 6.
Ответ: _______________________________________________________________
Задание 7. Из предложений 4-8 выпишите действительные причастия прошедшего времени.
Ответ: ________________________________________________________________
Задание 8. Среди предложений 6-8 найдите причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
Ответ: _________________________________________________________________
Задание 9. Из предложений 9-13 выпишите отглагольное прилагательное.
Ответ: ________________________________________________________________
Задание 10. Из предложений 4-8 выпишите страдательные причастия прошедшего времени.
Ответ: _________________________________________________________________
Задание 11. Среди предложений 1-3 найдите действительные причастия настоящего времени.
Ответ: _________________________________________________________________
Задание 12. Среди предложений 9-13 найдите деепричастный оборот.
Ответ: _________________________________________________________________
Задание 13. Среди предложений 4-8 найдите наречия в сравнительной степени.
Ответ: ________________________________________________________________
Задание 14. Из предложений 1-3 выпишите все предлоги.
Ответ: __________________________________________________________________
Задание 15. Из предложений 4-8 выпишите все союзы.
Ответ: _________________________________________________________________
Задание 16. Из предложений 9-13 выпишите частицу.
Ответ: ________________________________________________________________
Задание 17. Определите, какой частью речи является слово «чем» в предложении № 3.
Ответ: ________________________________________________________________
Задание 18. Из предложений 4-8 выпишите слово, где НЕ является частью корня.
Ответ: _________________________________________________________________
Задание 19. Из предложений 1-10 выпишите слова, где НЕ является частицей.
Ответ: __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 20. Из предложений 1-8 выпишите слова, где НЕ является приставкой.
Ответ: _________________________________________________________________
Задание 21. Составьте инструкцию, как нужно правильно собирать ягоды для сушения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Задания для дополнительных занятий по русскому языку в 6 классе
Две жен(?)щины брали воду из к…лодца. Под…шла к ним третья. И старенький ст…рич…к на камушек отд…хнуть присел.
Вот г…в…рит одна жен(?)щина другой:
— Мой сынок ловок да с…лён, никто с ним не слад…т.
— А мой п…ёт, как с…л…вей. Ни у кого гол…са такого нет, — г…в…рит другая. А третья м…лчит.
— Что же ты про св…его сына не скаж…шь? – спрашива…т её с…седки.
— Что ж ск…зать? – г…в…рит жен(?)щина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот н…брали жен(?)щины полные вёдра и п…шли. А ст…рич…к — за ними. Идут жен(?)щины, останавлива…тся. Б…лят руки, плещ…тся вода, лом…т спину.
Вдруг навстречу три мальчика выб…га…т.
Один через гол…ву кувыркает(?)ся, к…лесом ход…т – любу…тся им жен(?)щины.
Другой пес(?)ню п…ёт, с…л…вьём зал…ва…тся — заслушались его жен(?)щины.
А третий к матер… по…б…жал, взял у неё вёдра т…жёлые и пот…щил их.
Спрашива…т жен(?)щины ст…ричка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? – отвеча…т ст…рик. — Я только одного сына вижу!
1. Озаглавьте текст._____________________ 2. Определите тип текста._____________________________
3. Определите основную мысль текста.__________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Вставьте пропущенные буквы.
5. Подберите антонимы к словам: спрашивать _______________________________________ ,
г…в…рить _____________________________, выб…гать ________________________________
6. Определите спряжение глаголов с пропущенными окончаниями.
7. Разберите по составу слова: навстречу _____________ , н…брали ___________ , старенький _________
8. Сделайте словообразовательный разбор слов: навстречу ____________________________________,
старенький _______________________________ по…б…жал ________________________________
9. Составьте словообразовательную цепочку слова старичок_____________________________________
__________________________________________________________________________________________
10. Выпишите из текста однокоренные слова к слову ст…рич…к и его формы:
Однокоренные слова
Формы слова
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Ю. Коваль Тучка и галки
В д…ревне Тараканово живёт лош…дь Туч(?)ка, рыжая как огонь. Её люб…т галки.
На других л…шадей галки вн…мания не обраща…т, а как увид…т Туч(?)ку, сразу с…дятся к ней на спину и нач…на…т выщипывать шерсть.
— У неё шерсть тёплая, как у верблюда,— г…в…рит возчик Агафон.— Из этой бы шерсти н…ски св…зать.
Прыга…т галки по широк…й сп…не, а Туч(?)ка посапыва…т, ей приятно, как щипл…тся галки. Шерсть-то сама лез…т, то и дело приход…тся ч…саться об забор. Набрав полный клюв т…пла, галки л…тят под крышу, в гн…здо. Туч(?)ка – лош…дь мирная. Она никогда не брыка…тся. Возчик Агафон – тоже добрый человек. Задумчиво гл…дит на л…ш…диный хвост. Если б какая нахальная галка села ему на гол…ву, он небось и глазом бы не м…ргнул.
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Подберите синонимы к словам: возчик _______________________________________ ,
гл…дит _____________________________, д…ревня ________________________________
3. Определите спряжение всех глаголов.
4. Разберите по составу слова: возчик _____________ , задумчиво ___________ , л…ш…диный ____________, выщипывать ______________, никогда ______________
5. Сделайте словообразовательный разбор слов: никогда ____________________________________,
возчик _______________________________ ч…саться ________________________________
6. Составьте словообразовательную цепочку слова задумчиво _____________________________________
__________________________________________________________________________________________
7. Выпишите из текста однокоренные слова к слову лош…дь и его формы:
Однокоренные слова
Формы слова
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
8. Выпишите из текста слова, в которых происходят чередования:__________________________________
__________________________________________________________________________________________
9. Выпишите из текста слова с проверяемой безударной гласной корня, подберите к ним проверочные: __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диктанты по русскому языку на тему лето (6 класс)
* * *
Что такое лето? Это длинные дни, много солнца и веселья? А может, это изобилие ягод и фруктов? Или грибов на лесной опушке? Лето — это разлитое в воздухе волшебное слово «каникулы», это сладость малины и клубники, это звонкий смех возле реки, это веселье с утра и до вечера.
Только в это время года все дети чувствуют себя счастливыми, как никогда. Нет школы, нет длинных уроков, нет двоек в дневниках. А взамен — безумные приключения, купание, походы, проделки, новые знакомства, друзья.
Лето словно придумано для того, чтоб отдыхать и наслаждаться жизнью. Кушать спелые ягоды, пробовать еще зеленые и кислющие яблоки, встречать солнце и валяться в росе, слушать, как журчит вода, собирать разноцветные камешки… Летом все мечты становятся реальностью!
Как же не хочется потом прощаться с теплыми деньками и временем безумных приключений! Но все, как всегда, кончается. Правда, не надолго, а лишь до следующего лета.
(141 слово)
Задание
1. Выполните фонетический разбор слова «купание».
2. Выполните морфологический разбор слова «безумные».
3. Выполните синтаксический разбор предложения: «Лето — это разлитое в воздухе волшебное слово «каникулы», это сладость малины и клубники, это звонкий смех возле реки, это веселье с утра и до вечера».
4. Озаглавьте текст.
* * *
Лето… Тихонько поет свою песню в траве кузнечик, теплый и ласковый ветерок, играясь, стряхивает капельки росы с цветов, легонько шевелит листьями деревьев. Вот проказник! И не сидится же ему, озорнику, на одном месте! Вот зачем недавно сорвал шляпку маленькой девочки, собирающей ягоды? Все проказничаешь, все не уймешься.
А вот река. Несет свои воды далеко-далеко, наверное, прямо в океан! Такая уютная и теплая река, любимица всех ребятишек — больших и маленьких. Плещутся в твоих теплых водах с утра и до вечера, шумят, веселятся. А ты радуешься, ласково омываешь своими водами резвящихся детишек.
Хорошо летом, тепло, радостно. Каждый день — словно праздник: не знаешь, какие сюрпризы ждут тебя еще. Не хочется прятаться от солнышка, не хочется наступления осени. Лето словно создано для отдыха и веселья. Три месяца — это так мало!
(126 слов)
Задание
1. Выполните морфемный разбор слова «наступления».
2. Выполните пунктуационный разбор предложения: «Плещутся в твоих теплых водах с утра и до вечера, шумят, веселятся».
3. Найдите в тексте одиночное деепричастие. Выполните его морфологический разбор.
4. Озаглавьте текст.
* * *
Июль, второй летний месяц, славится чудесным праздником, горячо любимым в древние времена. Это день Ивана Купалы, который празднуется 7 июля. Во времена язычников этот день был особенно почитаемым.
Празднование начиналось задолго до захода солнца. Молодые парни и девушки из веток и соломы сооружали большое чучело, украшали его цветами и лентами. Девушки плели венки, наряжались в лучшие платья, а затем собирались поздним вечером у реки. Под веселые песни соломенное чучело сжигали, а когда костер немного угасал, начинались прыжки через огонь. Люди верили, что пламя способно очистить и уберечь от многих болезней.
Дальше молодые и незамужние девушки начинали интересный ритуал — гадание на суженого. Они пускали свои венки на воду, а затем по поведению украшения из цветов расшифровывали, когда же встретят своего будущего мужа. Часто парни ловили эти венки, сидя на противоположном берегу. Нередко молодые люди знакомились и влюблялись друг в друга после того, как парень ловил венок девушки.
Еще в этот день молодежь разбредалась по парам и шла искать цветок папоротника. Верили, что тот, кто его найдет, до конца своей жизни не будет ни в чем нуждаться.
(175 слов)
Задание
1. Озаглавьте текст.
2. Выполните пунктуационный разбор предложения: «Девушки плели венки, наряжались в лучшие платья, а затем собирались поздним вечером у реки».
3. Выполните синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.
4. Выполните морфемный разбор слова «расшифровывали».
* * *
Тихий летний вечер. Где-то протяжно завыл пес, закукарекал петух. И снова тишина. Я сижу на своем крыльце и любуюсь волшебным закатом солнца. Это невозможно описать!
Мир на мгновение озаряется золотистым светом, все сияет в лучах заходящего солнца, переливается, стремится побольше захватить горящих лучей. Но вот конец. Пламенный диск на прощание подмигивает запоздалым лучиком и прячется за горизонтом, погружая мир в бархатную темноту.
И сразу же, как по команде, появляются звезды, мерцая и словно дразня с небесной высоты. Где-то запел соловей, захлебываясь от счастья и упоения, с улицы раздался шум проезжающей мимо машины. Я вдохнул полной грудью этот чистый, мягкий воздух. За ухом запел первый комар. Звездным покрывалом мир окутала теплая летняя ночь.
(112 слов)
Задание
1. Озаглавьте текст.
2. Выполните лексический разбор слова «упоения».
3. Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами. Составьте их схемы.
Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс): Задания на лето для учащихся 3 и 6 класса по русскому языку
Что должен знать и уметь ребёнок по русскому языку к концу 3 класса
Русский язык
ребёнок должен знать-:
части слова: приставку, корень, суффикс, окончание;
-части речи-: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие, имя числительное;
уметь
Грамотно и каллиграфически списывать и записывать под диктовку тексты до 65 слов. Опреднлять орфограммы, изученные за 3 года( проверяемые и непроверяемые безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные в корне слова, ь знак. как показатель мягкости, разделительные твёрдый и мягкий знаки, мягкий знак на конце имён существительных после шипящих, правописание буквосочетаний жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-,
Разбирать слова по составу, выполнять звуко-буквенный разбор слова, уметь выполнять морфологический разборслов, составлять схему предложения, подбирать однокоренные слова.
изменять имена существительные и имена прилагательные по числам, родам и падежам(склонятьь). Изменять глаголы по временам.
В предложении уметь определять тему и основную мысль текста. вид текста, вид предложения по интонации и цели высказывания. Оределять в предложении главные и завмсимые слова, вычислять словосочетания, распознавать синонимы, антонимы и омонимы.
Составлять текст по картине9 (сочинение), и передавать соими словами прочитанный текст(изложение) и др.
Карточка №5.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Вес…ло, цв…ты, руч…и, ни…ко, лё…кий, ро…кий, сла…кий, кру…ка, с…ёмки, об…езд, Натал…я, грам…, п…ляна, об…ект, л…нивый, …кно, лоша…ь, бас…ейн, по…вился, (за)бор, (за)лесом, щ…вель, кр…вать, деду…ка, похо…ка, заря…ка, сла…кий, но…ти, пугович…ка, цв…точ…ки.
Карточка №6.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Оши…ка, к…л…цо, щ…вель, ст…рик, похо…ка, д…машний, снегопа…, удоч…ка, в…сна, л…са, варен…е, арбу…, рас…ка…, тормо…, (за)гр…бами, улы..ка, конеч…но, н…ч…ной, (под)бежать, ак…уратно, хок…ей, (у)л…тать, обещ…ние, об…ятия, ус…но, завис…ливый.
Карточка №7.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Тр…щать, ч…сы, самока…, сосе…, внуч…ка, п…ляна, д…тя, суд…я, под…ёмник, раз…яснять, пон…дел…ник, б…р…бан, з…во…, сол…в…и, (за)брать, (до)дороги, п…ля, в…гон, пер…он, п…том, пл…сать, ш…повник, ч…рвяк, ука…ка, суб…ота.
Карточка №8.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Хор…шо, пес…ня, крова…ка, ж…ра, друж…ть, сн…ж…нка, с…сна, гр…чи, хв…лить, компо…, (из)учать, (на)обе…, (на)мазать, ст…кля…ка, варе…ка, ярос…ный, бас…ейн, вп…реди, ло…кий, про…ьба, п…рина, д…лина, тра…ка, ч…ры, туч..ка, осв…щ…ть, Мар…я, Рос…ия.
Карточка №9.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
(К)другу, к…леч…ко, (в)т…тради, бабоч…ка, горо…, с…ло, чес…ный, длин…ый, об…явить, ненаст…е, зага…ка, л…ётся, под…ехал, (у)л…тать, рома…ка, г…рой, рыбё…ка, учас…ник, в…сток, повя…ка, за…вить, (за)варил, парч…, п…тно, (за)явить, ладо…ки, с…ёмка, рус…кий.
Карточка №10.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Рос..ия, (в)б…жать, ю…ка, раздол…е, под…ём, п..ют, с…ездить, (до)ехать, (на)родину, к…рзина, стр…на, праз…ник, кол…екти…, груп…а, д…рев…я, инж…нер, изгоро…ь, про…ка, бума…ка, карто…ка, пас…бище, ве…ти, уг…стить.
Карточка №11.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Раз…ед…нить, об…явление, вороб…и, пры…ки, ве…ти, ска…ка, (до)ш…л, (по)б…жал, поз…ний, (вы)т…щил, д…лёкий, просл…дить, подру…ка, обу…ь, гла…кий, г…р…зонт, прелес…ный, со…нце, сер…це, ст…лбы, к…шачий, Леноч…ка, ш…рфы, реч…ка.
Карточка №12.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Под…езд, из…ян, гост…я, боро…ка, шу…ка, сла…кий, сапо…ки, (по)лянке, (в)л…тел, облас…ной, д…лина, (за)гр…знить, серё…ка, сосе..ка, ко…ти, бл…стят, свис…нул, мес…ность, м…хнатый, к…леч…ко, в…ез…, дере…це, (до)гадались.
Требования к знаниям и умениям по русскому языку для учеников 6 класса
- Знать части речи и их морфологические признаки: существительное, прилагательное, глагол, наречие, числительное, местоимение, предлог, союз, частица.
- Правильно писать числительные, знать разряды.
- Знать разряды прилагательных и местоимений.
- Уметь разбирать слова по составу, проводить синтаксический разбор предложения, морфологический разбор частей речи.
Знать орфограммы: 1. Проверяемые безударные гласные в корне слова. 2. Проверяемые согласные в корне слова. 3. Непроизносимые согласные в корне слова. 4. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. 5. Буквы и, у, а после шипящих. 6. Раздельное написание предлогов со склоняемыми частями речи. 7. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. 8. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. 9. Мягкий знак для обозначения мягких согласных в середине и в конце слова. 10. Непроверяемые гласные и согласные в приставках. 11. Буквы з и с на конце приставок. 12. О — а в корне -лож-(-лаг-). 13. О — а в корне -рос-(-раст-). 14. Буквы ё—о после шипящих в корне слова. 15. Буквы и — ы после ц. 16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях. 17. Е и и в падежных окончаниях имён существительных. 18. О и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных. 19. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и причастий. 20. Неупотребление мягкого знака в кратких с основой на шипящую. 21. Раздельное написание частицы не с глаголами. 22. Мягкий знак после шипящих в разных формах 23. -Тся и -ться в глаголах. 24. Е и и в корнях с чередованием. 25. Безударные гласные в окончаниях глаголов I и II спряжения. 26. Буквы о—а в корне -кос-(-кас-). 27. Буквы о — а в корне -гор-(-гар-). 28. Буквы ы — и после приставок на согласные. 29. Гласные в приставках пре- и при-. 30. Соединительные о и е в сложных словах. 31. Буква е в суффиксе существительных -ен-. 32. Не с существительными. 33. Буквы ч — щ в суффиксе -чик (-щик) существительных. 34. Гласные в суффиксах -ек и -ик имён существительных. 35. Буквы о — е после шипящих в суффиксах существительных. 36. Слитное и дефисное написание сложных слов с пол-. 37. Не с прилагательными. 38. О не после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. 39. Одна и две буквы к в суффиксах прилагательных. 40. Суффиксы -к- и -ск-. 41. Дефис в прилагательных. 42. Мягкий знак в середине сложных числительных. 43. Безударные гласные в окончаниях числительных, обозначающих целые числа. 44. Не в неопределённых местоимениях. 45. Дефис в неопределённых местоимениях. 46. Не и ни в отрицательных местоимениях. 47. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. 48. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. 49. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. В ПОДЧЁРКНУТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПОСТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. Весна самое радос?ное, самое м…лодое время года. Уход…т снега вглубь з…мли руч…и подталкивают и уг…няют л?динки. Пр…рода ож…вает у нас на глазах каждый день сулит нов…е открытия. Пр…пущенное сегодня уже не? повторится завтра. Ещ… вчера стоял х…лодный день, с ле…кими утренними з…морозками, а сегодня все изм…нилось. Холодную, тёмную почву обл…вает п…ток золотых солнеч?ных лучей. Солнце ходит уже высоко. Над цветами жужжат первые, самые смелые шмели. О чем-то тоскует черёмуха и вдохами льёт свой ар…мат. Купаясь в пр…зрачном воздухе, неутомимо поют ж…воронки. С криком счаст…я и свободы высоко н…сутся журавли. Кружат?ся над в…дой чайки, блестя на солнце серебром. Луг река гора лес – от края и до края – всё яркость, глянец да звук. Поле овеяно блеском и прохладой. С синей далью сл…вается лес украдкой зеленеют поля. С небес улыба…тся солнце а солнцу улыбается земля. В подвенечном уборе пышно стоит белая верба. Но вот набежал ветер и ручей проснулся. В детском веселии брызжет г…ворливый ручей весёлым дождем на иву брызжет нежным ш…потом оч…рованием сказок.
1.Из выделенного предложения выпишите местоимение, определите его падеж и разряд 2.Выпишите грамматическую основу из предложения «В подвенечном уборе пышно стоит белая верба» 3.Выпишите любое относительное прилагательное 4.Выпишите любое существительное 2 склонения 5.Выпишите глагол 2 спряжения 6.Замените синонимом слово «несутся»(журавли)
Материал по русскому языку (6 класс) по теме: Тренировочные орфографические упражнения для 6 класса
Орфографическое тренировочное задание для 6 класса
1. Вставить пропущенные буквы, выделить корни с чередованием, подчеркнуть условия выбора буквы в них:
Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм. Заг…релый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками. Он смел и силен. Маугли отважно д…рется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана, нап…рает на него в атаке. Сердце зам…рает в момент последней схватки.Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, л…жусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись подушки, засыпаю.
2. Вставьте пропущенные буквы:
Надо было торопит…ся. Километра через два д…лина вдруг стала сужива…ся. Начали попада…ся глинистые сланцы. Ширина д…лины то суживае…ся метров до ста, то расширяе…ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди…ся, если не держа…ся главного русла. По хребту, поросш…му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива…ся, осматрива…ся, иначе легко сби…ся с пути.
3. Вставьте пропущенные буквы. При проверке используйте форму инфинитива – глагольный суффикс в инфинитиве сохраняется и в форме прошедшего времени:
Леле…л, наде…лся, послыш…лся, всматрив…лся, вид…лся, обид…л, знач…л, та…л, оконч…л, повес…л, вылеч…л, ненавид…л, спор…л, кле…л, стро…л, се…л.
4. Вставьте пропущенные буквы. Сверху укажите СПРЯЖЕНИЕ глаголов – оно подскажет вам букву в личном окончании, если оно БЕЗУДАРНОЕ!
(Он) подыщ…т работу, (он) дополн…т ответ, дыш…тся легко, засе…шь поле, обкле…шь обоями, вытр…шь насухо, колыш…тся знамена, народ бор…тся, снег та…т, все завис…т от обстоятельств, брод…шь по аллеям, он ненавид…т ложь, сказанного не ворот…шь, ты все мож…шь, солнце гре…т, окно заиндеве…т, слыш…шь все шорохи, хоч…тся выиграть. Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, д_рется, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся, отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать, Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение.
5. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные. Не забывай про проверку!!!!!
Аген_ство, безмол_ствовать, блес_нуть на со_нце, ви_жать, високос_ный год, вкус_ные я_ства, влас_ный взгляд, гиган_ское сооружение, гнус_ные намерения, громоз_кий, дилетан_ский, докла_чик, завис_ливый, загвоз_ка, захолус_ный городок, здра_ствовать, извес_ный композитор, интриган_ский, инци_дент, искус_ная работа, комендан_ский час, компроме_тировать, конста_тировать, кос_ная речь, кос_ный бульон, корыс_ный, мелкий ма_штаб, наперс_ница, ненавис_ный, ненас_ный день.
6. Вставьте пропущенные буквы з или с (Вспомни правило на приставки!!!!!)
Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_корыстный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно, в_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный, во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать. И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратить, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья. Ни_падать, ни_провержение, ни_вергаться, ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший. Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить. Чере_чур, чре_мерный, _дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.
7. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются. Найди предложение с обобщающим словом, обозначь это слово «Об.сл.»:
СКВОРЕЦ
Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!
Для товарищей с неразборчивым почерком!!!!!
Задание №8
Практика по каллиграфии
Аккуратно выполни следующие каллиграфические упражнения!
Запиши тексты, максимально соблюдая образцы и не нарушая предложенную разметку.
Повтори до конца каждой строки:
Продолжай еще по строчке
Найди в словарях и запиши (максимально аккуратно каллиграфически) определения следующих терминов: «КУЛЬМИНАЦИЯ», «МЕТАФОРА», «БАЛЛАДА»