Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Занимательные задачи по орфографии для 5-6 классов

Занимательные задачи  по орфографии  для  5-7 классов.

Данные упражнения помогут избавиться  от ошибок в самых простых словах, развить внимательность, терпение и наблюдательность.

  Игра «Наборщик наоборот». Из данных слов отгадайте исходное слов.

Например, ВОСТОК, СТЕКЛО, КЛИЧ. В каждом из данных слов буквы В,С,Т,К,Е,Л,И,Ч

встречаются не более одного раза, а в слове ВОСТОК две буквы О. Выписываем буквы : востокелич- из них можно составить слово КОЛИЧЕСТВО.

Задание1

Даны слова : ЖЕНА, ТРЕНИЕ, РОТА.

Отгадайте исходное слово.

Задание 2

 Из какого слова составлены слова : ТОРТ,РОСТ,КИНО?

Задание 3

Из букв какого слова можно составить слова ПЕПЕЛ, ПРАВДА, ПАЛЬТО ?

Задание 4

Зашифруй слова  ТРАМВАЙ, ОПЕРАЦИЯ,ПОЛОТЕНЦЕ ,КУРИЦА.

Для каждого слова достаточно двух слов.

                               Анаграммы

Анаграммы- это слова (имена существительные в именительном падеже единственного числа), отличающиеся друг от друга только порядком букв, из которых они состоят. Например, слово КУКЛА состоит их тех же букв, что и КУЛАК.

А как анаграммы  могут помочь научиться писать грамотно? С их помощью можно «проверять» и лучше запоминать «словарные» слова. Например, вы знаете, что слова

МЫШКА и КАМЫШ – анаграммы, следовательно, состоят из одних и тех же букв.

 Задача 1

Найди анаграммы слов.

1 Зола        6 терка

2 сила        7 право

3 нива        8 ямка

4 атлас        9 среда

5 влага        10 пятак

Задача 2

Вставьте пропущенные буквы  и укажите , какие слова являются анаграммами.

Метка—м—кет

Медаль- м__дель

Щель- лещ__

Загон- г__зон

Мостик- м__скит

Цыган- ц__нга

 Сборка- бр__сок

Набор- б__ран

Весна- н__вес

Задание 3

Образуйте форму множественного числа от существительных :

 ДЛИНА,ТОЛЩИНА,ШИРИНА,ВЫСОТА, КОЛИЧЕСТВО, КАЧЕСТВО.

Задание4

Образуйте  форму родительного падежа множественного числа следующих существительных :

ГРАММ , ДЕЛО, МАНДАРИН, МЕСТО, НОСКИ, ПОМИДОР, РЕЛЬСЫ, ЧУЛКИ, ЯБЛОКИ,

Задание 5

Перед вами 25 слов. Все слова пронумерованы. Попробуйте за  полторы минуты разыскать слова по порядку ( 1,2,3,…и т.д.) и вставить пропущенные буквы, не сделав  ни одной ошибки.

8

В—негрет

22

Ш__рох

12

Б__гряный

25

Карн__вал

5

П__лисадник

17

Пр__кат

1

Б__рюзовый

4

Комп__нент

13

Б__чевка

19

Ш__пот

6

П__скарь

23

В__тчина

9

Л__нолеум

14

Ж__кет

24

Ц__пленок

18

Ц__корий

15

Экск__ватор

21

Аб__жур

7

К__чан

2

П__рила

11

Ж__нглер

3

М__льберт

10

Прич__да

20

Реп__тиц__я

16

К__рниз

Методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему: Творческие задания для развития речи учащихся на уроках русского языка в 6 классе.

Павлова Г.Н.

МБОУ «ООШ» г. Кирсанова Тамбовской области

Творческие задания для развития речи учащихся на уроках русского языка в 6 классе.

        Данные творческие задания следует рассматривать как один из этапов обучения русскому языку; они в игровой, занимательной форме учат правильно, красиво, в определенной форме строить предложения, выражать свое мнение, создавать авторские работы. Конечный результат – грамотная речь.

         Задания предполагают межпредметные связи, учет личностного ориентирования учащихся, их творческие способности, являются дополнением к учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибабы.

           Конечно, творческие задания требуют достаточно много времени, определенного настроя, поэтому они чаще становятся продолжением урока дома. Некоторые стихотворные пробы – это коллективный труд, результат эмоций, когда ребята наперебой предлагают варианты рифмованных строчек. Но эти задания сплачивают ребят, прививают интерес к русскому языку, развивают, пополняют их словарный запас.  

Часть первая. Творческие задания

1.К уроку «Русский язык – один из развитых языков мира».

                      Придумайте предложение по данному началу «Русский язык – это…».

       В форме рассуждения докажите свою точку зрения.        

       Как строится рассуждение? (Выдвигается тезис, приводятся доказательства, делается вывод.)

Придумайте стихотворение о русском языке, можно по заданному началу: «О, милый, любимый мой Русский язык…»

Ильина Олеся

Русский язык

О, русский мой язык,

Прекрасней нет тебя!

Прожить я не смогу

Без русского и дня.

Как написать письмо,

Слова мне как сказать?

А кто-то, знаю я,

Стремится загрязнять

Любимый наш язык,

Да, кто к чему привык,

Родной язык не тесен,

В нем очень много слов

Красивых и прелестных,

Блистательных, чудесных.

Давайте будем честны

И скажем мы тогда,

Что скверными слова

Не станут никогда.

Балан Яна

***

О, милый, любимый мой русский язык!

К тебе я давно, мой дружочек, привык.

Я в школу иду – ты в портфеле со мной

И дома у телика под головой…

2.К уроку «Повторение изученного по лексике в 5 классе»

Опишите нынешнее состояние природы, используя синонимы и антонимы. Какие художественные приемы используют поэты и писатели, создавая свои произведения данными средствами языка? (Эпитет и метафора. Вспомним: эпитет- это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Метафора — вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением, предмету – овеществлением.)

Напишите стихотворение об осени, можно по заданному началу: «Вдаль улетает птичек стая…».

                                                                     

Герасимова Алена

***

Вдаль улетает птичек стая,

Я же сижу, о пятерке мечтая…

***

Вдаль улетает птичек стая –

Наступила пора золотая,

И яркими стали на кленах листочки,

Пожухла трава, и погасли цветочки,

Покрылись все лужицы корочкой льда,

И серою стала на речке вода,

Закончилось лето, а яркая осень

К нам смотрит в окошко верхушками сосен.

3.К уроку «Эмоционально окрашенные слова».

Представьте себя маленьким обиженным котенком, который провинился и наказан, или веселым щенком, с которым всем хочется играть, и от их имени напишите эмоциональное  обращение к своему хозяину.

Придумайте четверостишья по заданным началам: «Я котенок-шалунишка…», «Я милый, задорный, веселый щенок…».

***

Я — котенок – шалунишка.

«Где твоя, дружочек, книжка?

Да сгодится и тетрадка-

Рвать её листочки сладко…»

***

Я – милый, задорный веселый щенок.

К тебе, милый друг, я лечу со всех ног.

Я жду тебя преданно у дверей.

Дай косточку мне иль конфетку скорей!  

4.К уроку «Фразеологизмы».

Расскажите о своих прогулках по лесу, используя фразеологизмы (устойчивые сочетания слов).

Напишите стихотворение по заданному началу: «Летел сломя голову я через лес…».

***

Летел сломя голову я через лес,

От страха потом на сосну я залез,

Прижался к стволу и ,как заяц, дрожал-

Казалось, за мною медведь побежал.

Все ближе шаги, шорох листьев и треск,

Глаза я закрыл, не смотрю вниз на лес.

Под деревом кто-то шуршит и скулит,

Наверно, взобраться ко мне норовит.

Открыл я глаза, чтоб увидеть, где враг-

Да это ж щеночек, мой глупенький Чак!

5. К уроку «Правописание приставок пре- и при-.

Придумайте связный текст, используя приставки пре- и при-. (Побеждает тот у кого больше слов с данными приставками.)

Придумайте связный текст так, чтобы каждое слово начиналось на букву П, используйте приставки пре- и при-.

Напишите стихотворение о данных приставках.

Марышев Антон

          Придумал Паша печь пирожки. Пошел парнишка покупать продукты. Продавец предложил прекрасное повидло. Пирожки с повидлом! Просто прелесть! Пошел Паша предложить попробовать повидло подружкам. Посмотрим, понравится ли.

 

6. К уроку «Имя существительное».

Расскажите занимательную историю из жизни класса, используя эмоционально окрашенные  имена существительные. (Вспомните: часто существительные заключают в себе эмоциональную оценку. Такие слова употребляются в разговорном стиле речи, например: лентяй, лодырь, вредина и т.д. Кроме того эмоциональную окраску могут придать именам существительным некоторые суффиксы: уменьшительно-ласкательные, преувеличения, пренебрежительные (лапка, лапушка, лапища, лапчонка).

Напишите стихотворение, состоящее из одних имен существительных или такое, в котором существительные будут преобладать существительные.

Лепешкина Анастасия

***

Свет солнца, птичек пенье,

Весны приход, цветов цветенье,

Бег ручейков и листьев шелест,

В лесу стук дятла, рыбы нерест-

Все радость сердца моего!

Прекрасен мир! Люби его!

***

Свет солнца, шелест шелка платья

И праздники весны, объятья,

Стук сердца, вдоха замиранье…

Любовь и радость и страданье.

7. К уроку «Не с существительными».

Придумайте историю, случившуюся с Незнайкой, попавшим на урок информатики, используя существительные с не.

Придумайте стихотворение по заданному началу: «Незнайка все утро в кровати лежит…».

Емельянова Анастасия

***

Незнайка все утро в кровати лежит,

Хоть солнце взошло, все равно не спешит.

Ему бы валяться в постели весь день-

Непобедима всесущая лень…

8. К уроку «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе»

Опишите деревце, растущее за окном, используя яркость, образность прилагательных.

Напишите стихотворение по заданному началу: «Выросла осинка под моим окном…» или создайте произвольную пейзажную зарисовку. (Вспомним: пейзаж – картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем, В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц.)

Добрынина Яна

Ночь

Тишина, вокруг деревья, заколдована страна;

Тихо-тихо ветер легкий дунул прямо на меня-

И как в старой доброй сказке загорелася луна.

Вкруг зажглись и первозвезды, засверкали, как огни,

А деревья, словно волки, притаилися в тени.

И, как лодка в океане, я стою среди полей,

Еле слышен лай собаки из деревни Водолей,

Мужики зашли домой

И совсем-совсем неслышно дверь закрыли за собой.

Ночь укрыла покрывалом всю деревню Водолей…

Очень жаль, что очень мало таких тихих, добрых дней.

                                                       

 Медведева Екатерина

Мороз

Замирает душа от мороза,

От снежной красоты –

Покрыты тонким инеем

Деревья и кусты!

Всё в белое одето:

И сад, и провода,

И словно все планеты

Из снега, изо льда.

И в воздухе морозном,

И в белом поле снег,

Как будто это звезды

Осыпались с небес.

9. К уроку «Степени сравнения имен прилагательных»

Опишите праздничный обед, используя степени сравнения имен прилагательных.

Напишите четверостишье по заданному началу «Был вкусным у Васи воскресный обед…»

  Ильина Олеся

***

Редчайший у Васи воскресный обед:

Ломился тот стол от вкуснейших котлет,

Селедки под шубой и курочки гриль,

Грибочков, капусты – народный же стиль.

Но самой прекрасной картошка была,

С укропом и маслом – царица стола!

А сладостей сколько! Не перечесть:

Зефиры, конфеты и торты – всё есть.

Вот только подумайте, как нам все съесть?!

10. К уроку «Притяжательные прилагательные»

Напишите размышление в прозаической или стихотворной форме от имени братьев наших меньших на тему «Что думает обо мне моя собака (кошка, попугайчик…)».

Ильина Олеся

***

Когда же, дружочек, придешь ты ко мне?

Устал я рассматривать дырку в стене,

Устал я твой тапочек вкусный жевать,

Устал забираться с разбегу в кровать…

Боюсь, отругаешь – я вазу разбил.

Ну, просто запыхался, воду в ней пил.

Еще съел обед твой – стоял на столе,

А запах был слышен в соседнем дворе…

А так всё в порядке, я жду тебя, друг!

Хочу я побегать, узнать, что вокруг.

11. К уроку «Не с именами прилагательными»

Написать этюд, зарисовку в прозаической или стихотворной форме о мире, о себе, в котором то радостно, то одиноко.  (Этюд – небольшое по объему произведение, посвященное частному вопросу. Зарисовка – словесное описание чего-либо.)

Ильина Олеся

Зима

Как холодно зимой и грустно мне одной –

Из глаз, как будто льдинки, капают слезинки.

Я посмотрю в окно – на улице темно,

Все люди спят давно, ведь им же все равно…

Лишь деревце одно со мною плачет вместе,

Наверно, и оно простужено давно.

12. К уроку «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»

Написать миф или сказку о значении глагола, о его происхождении…

Написать стихотворение, в котором преобладали бы глаголы. Можно по заданному началу «Наш весёлый, дружный класс…»

Глобова Маргарита

***

Наш веселый дружный класс –

Ну, вглядись в него сейчас:

Этот пишет, этот спит,

Тот решает и ворчит,

Этот яблоко жует,

Русский списывает тот,

Эти прыгают, шумят,

Те поют, а те галдят…

Безалаберный народ?

Переменка это! Вот!

13. К уроку «Систематизация и обобщение изученного о глаголе»

Написать миф или сказку о наклонениях глагола.

Написать былину на школьную или бытовую тему.

Обычно к такому заданию дается начало:

Как во городе Кирсанове

Что в Тамбовской-то губернии

В школе светлой белокаменной

Стал учиться лентяй  Васенька.

А хотелось тому Васеньке

Самым первым в этой школе стать,

Но при этом утро, вечер, день

На печи теплой лежать…

 (Вспомним: миф – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений. Сказка —  вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.)

14. К уроку «Числительные, обозначающие целые числа»

Рассказать в форме волшебной сказки, мифа, занимательной истории о происхождении названия какого-либо числа.

Эктов Никита

Цифры

Столбик – это единичка.

На него уселась птичка.

Цифра два – сердитый гусь.

Злой он очень. Ой, боюсь!

Два крючка соединили –

Цифру три мы получили.

Стул поставим вверх ногами –

И четверка перед нами.

Полкольца, а сверху крюк –

То пятерочка, мой друг.

Шесть похожа на замок.

Он поднял свой хоботок.

Семь похожа на косу.

Я косу в руке несу.

Восемь – это две баранки.

С ними съем тарелку манки.

Шесть на голову поставим –

И девятка перед нами!

Ноль – спасательный кружок.

Красный, белый, как флажок.

15. К уроку «Повторение и систематизация знаний по теме «Местоимение»».

Написать сочинение, этюд, реплику на тему «Мое заветное желание».

Написать стихотворение по заданному началу « В детстве я мечтала…»

***

В детстве я мечтала

О желтых апельсинах,

О вкусных шоколадках,

Конфетах и зефирах…

Но девочка росла,

Росла, росла, росла…

А как мечта? Была?

А, может, не была?

Теперь есть апельсины,

Конфеты и зефиры,

Есть груды шоколада,

Но только им не рада

Капризная девчонка.

Она ушла в сторонку

И о другом мечтает..

Быть может, так случится:

Мечта вновь воплотится,

И будет ей не рада

Её душа- отрада.

Так стоит ли мечтать?

Часть вторая

Комплексный анализ предложения.

            Комплексный анализ предложения – это также один из этапов формирования правильной речи учащихся, т.к. он включает в себя различные виды работы, как привычные, проводимые практически  на каждом уроке, так и достаточно нетипичные, приближенные к анализу текста.

Комплексный анализ предложения.

ПЛАН.

  1. Орфографическое чтение предложения.
  1. Пунктуационное чтение предложения.
  1. Виды разборов:

а) синтаксический, с составлением схемы предложения;

б) фонетический;

в) морфологический;

г) разбор слова по составу;

д) словообразовательный;

е) объяснение лексического значения указанных слов.

Слова для разбора указывает учитель, либо дети подбирают сами. Второе позволяет определить уровень подготовки учащихся, их самооценку.

  1. Определить, к какому стилю относится предложение.
  1. Составить мини-текст, продолжив тему, затронутую в предложении.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

      Данный алгоритм позволяет повысить орфографическую зоркость, активизирует интеллект и воображение.

Использованная литература:

1.Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 6 классе» (Планирование) Москва «Просвещение» 2001 год;

2. Краткий словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев Москва «Просвещение» 1985 год 

Материал по русскому языку (6 класс) на тему: Индивидуальные задания по русскому языку в 6 классе по теме «Повторение»

1.

1. Склонение существительных в единственном и множественном числе.  Правописание падежных окончаний. Разносклоняемые существительные.

2. Склонение числительных всех разрядов (количественные: целые, дробные, собирательные, порядковые).

3.Списать, вставить буквы, раскрыть скобки, выполнить разборы: расспрашивал№2,3,6 :    

(Н…) чем (не) удивишь,  (не) мог (ни)чего сделать,  (не)пригласил (ни)кого,  (не)придумал (н…)каких загадок,  (н…)у(кого) не узнавал,  (н…)с (кем) (не)менялся ролями,  (н…)о (ком) (не)расспрашивал, (не)кого пригласить,  (н…)у (кого) (н…) вызывал восхищения.

2.

1.   Понятие о существительном. Правописание НЕ с существительными.

2.   Понятие о наречии. Разряды наречий по значению. Правописание не с наречиями, н, нн в наречиях.

3. Списать, расставить знаки препинания, выполнить разбор:

     Мы вышли на поляну и увидели что произошло в лесу№7. Посмотрите какие цветы растут на поляне. Если бы вы знали сколько птиц прилетело в наши края! Узнайте кто  это прилепил гнездо на сучке березы возле ствола. Я могу определить чье это гнездо висит, точно плетеная корзиночка.

3.

1. Правописание суффиксов существительных: чик, щик, ек, ик.

2 Правописание суффиксов н, нн в наречиях. Дефис в наречиях. Суффиксы о, а на конце наречий.

3 Списать, вставить буквы,  выполнить разбор:

Странный, тихий н…(на)что не похожий пр…рывистый звук слышался где – то совсем нед…леко.  Хотя Петя и сидел на шелковице, но он н…(кого) и н…(чего) н…(увидел). Н…(чего) и говорить, как Петя обрадовался приглашению покататься на рыбачьей лодке. Казалось, что н…(на)кого не(мог) надеяться тонущий в море человек.

4.

1. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний. Разноспрягаемые глаголы .

2. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

3. .Выполнить  морфологический разбор притяжательного прилагательного. Выбрать прилагательное из приведенных словосочетаний. Серебряная ложка, соленый океан, холодный ветер, северное течение, морские волны, северное сияние, оленья тропа, лисья хитрость, медвежья услуга, птичье пение

5.

1. Правописание форм глагола на –тся- и –ться-. Правописание суффиксов глаголов: ова, ева, ыва, ива. Виды глагола.

2. Правописание местоимений.

3. Морфологический разбор качественного прилагательного. Выбрать прилагательное из приведенных словосочетаний. Серебряная ложка, соленый океан, холодный ветер, северное течение, морские волны, северное сияние, оленья тропа, лисья хитрость, медвежья услуга, птичье пение.

1)Туча надвигалась.

(2)Всё притихло, как будто ожидало чего-то небывалого.

(3) Куда девались эти птицы, что так резво порхали и пели при солнышке?

(4)Где насекомые, которые так разнообразно жужжали в траве?
 Из предложения (2) выпишите неопределённое местоимение.Напишите разряд местоимения «которые» из предложения (4). Напишите, каким членом предложения (3) является местоимение «эти».

 Напишите небольшое сочинение — продолжение описания грозы.

6.

1. Наклонение глагола. Употребление изъявительного, условного, повелительного наклонения.

2.  Понятие об именах состояния. Разряды имен состояния по значению

3. Выпишите все числительные из предложения, определите их морфологические признаки.

Двадцать девятого октября в ходе первого этапа кругосветки был установлен рекорд суточного плавания однокорпусных яхт — шестьсот две морские мили.

7.

1.   Понятие о прилагательном. Правописание НЕ с прилагательными. Степени сравнения прилагательных, образование.

2. Степени сравнения наречий. Образование.

3. Напишите способ образования имени прилагательного из данного предложения.

Правда светлее солнца. Выполните морфологический разбор существительного СОЛНЦА Напишите, как вы понимаете смысл данной пословицы.

8.

1. Разряды прилагательных по значению.  Правописание окончаний прилагательных.

2. Правописание корней с чередованием.

3. 1)Служба на многих маяках напоминает жизнь Робинзона Крузо.

(2)Большую часть времени смотритель маяка проводит в полном уединении.

(3)И в быту, и в работе приходится рассчитывать только на свои силы.

Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное. Разберите по составу слово РАССЧИТЫВАТЬ. Выпишите из текста несклоняемое имя существительное. Напишите продолжение текста (3–4 предложения).

9.

1. Правописание н, нн в прилагательных. Правописание сложных прилагательных.

2. Правописание приставок.

3. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Маленький сверч…к; рыболовный крюч…к; удачный прыж…к; осиновый суч…к; крепкий ореш…к; построенный шалаш…к; длинный языч…к; небольшой сверточ…к; куст…к сирени; прыгающий кузнеч…к; красный кирпич…к; последний кусоч…к; детский чулоч…к; милый дружоч…к; быстрый скач…к; любимый внуч…к; сломанный сучоч…к; золотой петуш…к; отпереть замоч…к; детский стиш…к; маленький пастуш…к; деревянный ковш…к; любимый сыноч…к; чистый воротнич…к; золотой ключ…к; новый замоч…к желтый комоч…к; отточенный карандаш…к; блеющий бараш…к; маленький человеч…к.

Выполните мофологический разбор глагола: ПОСМОТРЕЛ.

10.

1. Правописание суффиксов прилагательных: о, е после шипящих,  к, ск.

2. Правописание ь после шипящих.

3. Спишите, вставьте пропущенные буквы: Листве…ая аллея; костя…ая ручка; экскурсио…ое бюро; гуси…ый клюв; серебря…ый портсигар; журавли…ый клин; оловя…ый солдатик; стекля…ая бутылка; ветре…ый день; масля…ая краска; румя…ое лицо; искре…яя радость; пенсио…ый возраст; таинстве…ая улыбка; обветре…ые руки; бездо…ая пропасть; лимо…ый сок; ра…ий рассвет; каме…ая ограда; песча…ая почва. Выполните офографический разбор слов: в корзиночке, прикасаешься, длинному, не озаряется.

11.

1. Понятие о числительном.  Разряды числительных по значению. Мягкий знак в числительных.

2. Правописание о, е после шипящих.

3. Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах. Составьте одно предложение с любым из числительных.

365 дней (р.), 2005 год (род., пр. ).

297 карандашей (дат.)

143 посылки (пр.)

777 цветов (тв. ), 1945 год (тв. ). Выполнить морфемный разбор слов: собираться, засветло, написал, в конституции

.

Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Задания для подготовки к ВПР 6 класс

Домашнее задание на февральские каникулы ( 6 класс)

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

        

        Леса нач…нают?ся буквально у стен Владимира, за Клязьмой – рекой, и нужно только ,не ленясь, п…реправит?ся на ее правый берег, чтобы очутит?ся в к…рабельной с…сновой чаще. Кто побывал тут хоть раз- навеки п…любит торжественную тиш…ну бора,  его чистый воздух с приятным и терпким зап…хом  смолы и хвои, м…ховую подстилку  под н…гамии, по которой идеш…, словно по р…скошному ковру, синий полог неба, что виднеет?ся в просветах крон, выше по- разному зел…неющих елей и сосен.

…Никто не знает точных очертаний этого л…сного массива, они не обозначены ни на одной географической карте и живут лишь в памяти народной.

Задание 2. Выполните языковые разборы:

 (2) − морфемный и словообразовательный разборы слов торжественный, революционный, песчаный, гусиное, водяной, журавлиный, торфяной;

 (3) − морфологический разбор слова синеет;

(4) − синтаксический разбор предложения  В саду расцвели астры, тюльпаны, розы.

Задание 3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Никто не знает точных очертаний этого лесного массива.

Задание 4. Поставьте знак ударения в следующих словах:

сливовый, позвонишь, каталог, квартал

Задание 5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Я каждое утро пятнадцать — двадцать минут бегаю по территории парка.

Задание 6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) бежи в магазин

2) очень красивый

3) милый кенгуру

4) более светлый

Задание 7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1. Побежали по овражкам ручейки.

2. Март начало весны.

3. Ночь светла и тиха.

4. Шустрый малыш побежал по дорожке.

Задание 8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Петя с завистью посмотрел на своего нового приятеля.

2) Подари мне дедушка на день рождения удочку!

3) Дедушка взял деньги и молча пошёл по улице.

4) Павлик поднялся с самого утра и уже освоился с новой обстановкой.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.

Текст 2

(1)От дачи Петя направился к морю. (2)Степь обрывалась вниз.

(3)Мальчик постоял на краю. (4)Голову закружило пьянящее ощущение простора, чувство погружения в мечту. (5)Он уже видел себя одиноким Робинзоном… (6)Он оглядывал чужой океан с высокого берега тропического острова.

(7)Узкая дорожка вела зигзагами вниз, к пляжу. (8)До поворота мальчик ещё кое-как притормаживал и хватался руками за сухие нитки корней. (9)Но удержаться на откосе было невозможно.

(10)Он радостно закричал во всё горло и ринулся по дорожке вниз. (11)Мальчик‚ делая огромные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, со всего маху вылетел на холодный песок берега.

(12)Гордое чувство одиночества Робинзона на необитаемом острове с новой силой охватило мальчика. (13)Петя стал внимательно присматриваться к следам. (14)Серые уголья костра говорили о том, что ночью к берегу приставали на лодке туземцы. (15)Здесь они варили пищу. (16)Винная пробка с французским клеймом и побелевший в воде ломтик лимона, выброшенный волной на песок, свидетельствовали о том, что недавно в открытом море прошёл пиратский корабль.

(17) Нынче, полный волнующих впечатлений, Петя стал всматриваться в линию горизонта в поисках пиратов. (18)И так силён оказался мир его мечты, что за бликами мелких черноморских волн Робинзон снова увидел бескрайнюю даль тропического океана.

 

(По В. Катаеву)

 9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из четырех пунктов.

11. Какие предметы на пляже, по мнению героя текста, свидетельствуют о том, что мальчик оказался на берегу южного океана? Запишите ответ.

      12.Определите и запишите лексическое значение слова «говорили» из предложения 14. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

     13.Определите стилистическую принадлежность слова «нынче» из предложения 17, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Нынче — …

     14. Объясните значение фразеологизма кожа да кости, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Кожа да кости— …

Материал по русскому языку (6 класс): Занимательная грамматика

Слайд 1

Занимательная грамматика Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-6 классов II вида

Слайд 2

Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком, Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. С. Данилов

Слайд 3

Цели: развитие познавательных интересов; закрепление знаний по русскому языку; привитие любви к предмету; развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение и аргументировано его отстаивать; воспитание чувства ответственности за порученное дело, сплоченности, коллективизма.

Слайд 4

Дежурный звук [Л-ЛЬ] ала- ал’я оло- ол’е улу- ул’ю Кал`ач- пол`яна Кол`одец- п`оле Тул`уп- красат`улю Не пл`юй в кол`одец- пригод`ится вод`ы нап`иться.

Слайд 5

Увереннее вперед! Дорогу осилит идущий!

Слайд 6

РАЗМИНКА

Слайд 7

1 задание Двигаясь по часовой или против часовой стрелке по кругу, составьте слова из предложенных букв. Буквы в новые слова можно брать только по порядку. 1 команда 2 команда К О О С Л Е О К С О А Д

Слайд 8

СОК ОКО КОЛ КОЛЕСО ЛЕС СОКОЛ СЕЛО ОСЕЛ ЛЕСОК ОСЕЛОК КОСА ОСА САД ДОК ОДА САДОК СОК АД ОКО КОД ОСАДОК АС

Слайд 9

Б?К В?Р Г?Д 2 задание Составьте как можно больше слов К?М Л?Г П?Ж

Слайд 10

1.Бак,бек,бок,бук,бык 2.Вар, вор 3.Гад, гид, год 4.Ком, кум 5.Лог, луг 6.Паж, пыж

Слайд 11

3 задание Конкурс «Самый грамотный» Дорагой друк, здраствуй! Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весило, много гуляю и нилюблю делат уроки. Зато чисто бывайу в заапарке, ф кино, наречьке. Вот и все новости. Напиши и ты мне. Пока . Письмо от Песика. Найди ошибки и исправь. Дор о гой дру г , здра в ствуй! Пиш е т т е бе П ё с. Как ты ж и веш ь ? Я ж и ву вес е ло, много гуляю и н е люблю делат ь уроки. Зато ч а сто быва ю в з оо парке, в кино, на реч ке. Вот и все новости. Напиши и ты мне. Пока.

Слайд 12

Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу, Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу. Я в пруду живу, жирею. Переставьте буквы- вмиг Превращусь я и в аллеи, И в лужайки, и в цветник. «Конкурс капитанов»

Слайд 13

Начало — голос птицы, Конец на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда. Первое — найдешь средь нот, А второе — лось несет. Хочешь целое найти, Так ищи его в пути. «Конкурс капитанов»

Слайд 16

4 задание Допишите фразеологизмы названиями частей тела: ___________ в ______ не клади. ___________ кровью обливается. ____________ оближешь. _______ подвешен. _________ тонка. Встать с левой ________ . Голова на_ _________ . Давать _________ на отсечение. Держать себя в_ ______ . До мозга ________ . Из ______ лезть. Как свои пять _ _______ . Медведь на _ ____ наступил. Мозолить ________ . Перемывать_ _________. Чесать ________ .

Слайд 17

ОТВЕТЫ Палец в рот не клади. Сердце кровью обливается. Пальчики оближешь. Язык подвешен. Кишка тонка. Встать с левой ноги. Голова на плечах. Давать голову на отсечение. Держать себя в руках. До мозга костей. Из кожи лезть. Как свои пять пальцев. Медведь на ухо наступил. Мозолить глаза. Перемывать косточки. Чесать языком.

Слайд 18

5 задание Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним: Жара-…,… Работа-…,… Грусть-…,… Аккуратный-…,… Жара – зной (холод) Работа – дело (безделье) Грусть – печаль (радость) Аккуратный – опрятный (неряшливый)

Слайд 19

Подберите синонимы к данным словам Горе — … Мороз — … Хотеть — … Темнота — …

Слайд 20

Горе — беда Мороз — стужа Хотеть — желать Темнота — потемки

Слайд 21

7 задание туфля; торты; позвонит; красивее; свекла; банты; договор. В каком слове ударение падает на второй слог: тýфля; тóрты; позвонúт; красúвее; свéкла; бáнты; договóр.

Слайд 22

8 задание СКОРОГОВОРКИ

Слайд 23

Молодцы!

Тест на тему: Тестовые задания по русскому языку 6 класс

Тестовые задания по русскому языку

Блок I

1.  Подчеркните слово, в котором гласных и согласных букв поровну:

        а) лепесток;

        б) яблоня;

        в) умываться.

2. Подчеркните слово, в котором есть буква, которая не обозначает звуке:

        а) ворона;

        б) станция;

        в) подъезд.

3. Подчеркните слово, в котором гласных букв больше, чем согласных:

        а) акула;

        б) дерево;

        в) страна.

4. Подчеркните слово, в котором все согласные глухие:

        а) портфель;

        б) кофта;

        в) ребенок.

5. Подчеркните глагол:

        а) прошло;

        б) тихо;

        в) небо.

6. Подчеркните существительное:

        а) стричь;

        б) ночь;

        в) беречь.

7. Подчеркните местоимение:

        а) весенняя;

        б) время;

        в) меня.

8. Подчеркните прилагательное:

        а) принести;

        б) добрый;

        в) они.

9. Подчеркните слово, в котором нет приставки:

        а) дописанный;

        б) добежать;

        в) дорога.

10. Подчеркните слово, в котором есть суффикс:

        а) берёзка;

        б) вода;

        в) прилет.

Блок II

1. Вставьте вместо пропусков букву о или а:

        а) прил…скать;

        б) охр…нять;

        в) повт…рить.

2. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы:

        а) грус…ный;

        б) вкус…ный;

        в) лес…ница.

3. Вставьте вместо пропусков согласную б или п:

        а) скри…;

        б) сугро…;

        в) стол… .

4. Вставьте, где необходимо, вместо пропусков ь:

        а) бол…ной;

        б) ноч…ной;

в) доч…ка.

5. Вставьте, где необходимо, ь:

        а) ключ…;

        б) плющ…;

        в) вещ… .

6. Вставьте вместо пропусков ь или ъ:

        а) дерев…я;

        б) у руч…я;

          в) с…едобный.

7. Вставьте вместо пропусков е или:

        а) с ветк…;

        б) по дорожк…;

        в) на станции…

8.Допишите окончания глаголов 2-го лица единственного числа родительного падежа.

        а) слуша…4

        б) стел…;

          в) смотри… .

9. Допишите окончания прилагательных мужского рода единственного числа родительного падежа:

        а) хорош…;

        б) мудр…;

        в) лучш… .

Блок III

1. Высокое дерево является:

        а) предложением;

         б) словосочетанием;

        в) словом. 

2. В предложении 

Я читаю интересную книгу

 прилагательное интересную  является:

        а) подлежащим;

        б) сказуемым;

        в) второстепенным членом.

3. В предложении

С деревьев падали жёлтые и красные листья:

        а) есть однородные члены;

        б) нет однородных членов.

4. В предложении

Мальчик слушает:

        а) есть второстепенные члены;

        б) нет второстепенных членов

        в) нет главных членов.

5. В каком из данных ниже предложений правильно поставлены знаки препинания:

        а) Ребята читают, рассматривают, детские книги и журналы.

        б) Ребята читают, рассматривают детские книги и журналы.

Задания по русскому языку для 6 класса по теме «Переходные и непереходные глаголы»

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Переходные глаголы подчеркните одной чертой, непереходные — двумя.

Не уча..твовал в эксп..диции, не увид..л оши..ки, не построили жилищ.., не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чу..ствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, (не)настье (не) пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, (не)преследовал непр..ятеля.

Словарный диктант

Запишите словосочетания, укажите, переходные глаголы или нет, определите падеж имен существительных.

Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем, выполнить долг, гордиться победой, поздравить ветеранов, заботиться о ветеранах, встречать гостя, мириться с другом, считать минуты, белить потолок, взял пилу, не размешал раствора, встречаться с друзьями, остановить трамвай, рассердить товарища, извиниться перед мамой, принести дрова, стоять на носочках, строить дом.

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм.

Загорелый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками.

Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана.

Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва коснувшись подушки, засыпаю.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Переходные глаголы подчеркните одной чертой, непереходные — двумя.

Не уча..твовал в эксп..диции, не увид..л оши..ки, не построили жилищ.., не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чу..ствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, (не)настье (не) пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, (не)преследовал непр..ятеля.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Переходные глаголы подчеркните одной чертой, непереходные — двумя.

Не уча..твовал в эксп..диции, не увид..л оши..ки, не построили жилищ.., не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чу..ствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, (не)настье (не) пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, (не)преследовал непр..ятеля.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Переходные глаголы подчеркните одной чертой, непереходные — двумя.

Не уча..твовал в эксп..диции, не увид..л оши..ки, не построили жилищ.., не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чу..ствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, (не)настье (не) пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, (не)преследовал непр..ятеля.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Переходные глаголы подчеркните одной чертой, непереходные — двумя.

Не уча..твовал в эксп..диции, не увид..л оши..ки, не построили жилищ.., не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чу..ствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, (не)настье (не) пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, (не)преследовал непр..ятеля.

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм.

Загорелый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками.

Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана.

Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва коснувшись подушки, засыпаю.

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм.

Загорелый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками.

Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана.

Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва коснувшись подушки, засыпаю.

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм.

Загорелый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками.

Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана.

Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва коснувшись подушки, засыпаю.

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм.

Загорелый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками.

Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана.

Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва коснувшись подушки, засыпаю.