Содержание

Орфоэпический словарик — Русский язык


Просмотр содержимого документа

«Орфоэпический словарик»

Афе́ра

Аэропо́рты

Балова́ть(ся)

Ба́нты

Брала́

Включён

Включи́т, включи́м, включи́шь, включи́те, включа́т

Водопрово́д

Газопрово́д

Грошо́вый

Гру́шевый

Давни́шний

Диспансе́р

Догово́р

Доне́льзя

Досу́г

Дремо́та

Жалюзи́

Зави́дно

Заку́порить

Звони́т, звони́м, звони́шь, звони́те, звоня́т

Зубча́тый

Катало́г

Кварта́л

Кла́ла

Кра́ны

Краси́вее

Кулина́рия

Ку́хонный

Мизе́рный

Мозаи́чный

Му́скулистый и* мускули́стый

Мусоропрово́д

Наме́рение

Нефтепрово́д

Новорождённый

Обеспе́чение

Облегчи́ть

Остриё

О́трочество

Парте́р

Пломбирова́ть

Прида́ное

Прину́дить

Свёкла

Сли́вовый

Сре́дства (мн.ч.)

Столя́р

Творо́г и доп.** тво́рог

То́рты

То́тчас

Ту́фля

Углуби́ть

Украи́нский

Фо́рзац

Че́рпать

Ша́рфы

Щаве́ль

Экспе́рт

Различаем ударение (а иногда и написание) в зависимости от значения

Брони́ровать (место в гостинице) – бронирова́ть (автомобиль)

Вяза́нка (дров) – кофта-вя́занка

Занято́й (человек) – за́нятое (место)

Ко́мпас (в обычной речи) – компа́с (в речи моряков)

(Осенняя) мокрота́ – (кашель) с мокро́той

Острота́ (лезвия) – остро́та (остроумное выражение)

Переходно́й (мост) – перехо́дный (возраст)

Приво́д (в полицию) – при́вод (в механизме)

Развита́я (промышленность) – ра́звитая (деятельность) – разви́тая (раскрученная)

Тру́сить (бояться) – труси́ть (бежать)

(Добыча) угля́ и у́гля (вещества, используемого в качестве топлива) – (кусочек) у́гля (куска перегоревшего дерева)

(Первозданный) ха́ос – (в доме) хао́с и ха́ос

Хара́ктерный (человек) – характе́рный (признак)

Ша́баш (ведьм) – шаба́ш (на работе)

(Работать) эле́ктриком – (цвет) электри́к

Электропро́вод (электрический шнур) – электропрово́д (система для передачи электричества)

Языкова́я (норма) – языко́вая (колбаса)

Произносим звуки правильно

Бассейн [с’э́]

Бог [х]

Брюнет [н’э́]

Бухгалтер [г]

Горничная [шн]

Горчичник [шн’]

Декан [д’] и доп. [д]

Депо [д’] и доп. [д]

Жюри [ж’у]

Кафе [ф]

Компьютер [т]

Копеечный [шн] и [чн]

Лёгкий [х’к’]

Миксер [с’] и [с]

Мягкий[х’к’]

Партер [т]

Порядочный [шн] и доп. [чн]

Прачечная [шн]

Пустячный [шн]

Секретер [с’] [р’] [т]

Сердечный [чн], но: друг серде[шн]ый

Сканер [н]

Скучный [шн]

Термин [т’э́]

Тостер [т]

Шинель [н’э́]

Словарная работа 6 класс

6 класс

Интересной, полезной и результативной считаю словарную работу «Пиши правильно». Задания, составленные авторами учебника, объединяют словарные слова в тематические группы, помогают учащимся запомнить лексическое значение слов, их роль в тексте, расширяют словарный запас учеников.
Считаю, что такая работа может проводиться в каждом классе на материале учебников любых авторов. В качестве примера хочу предложить задания для словарной работы на материале учебников авторов:
Т.А. Ладыженской, 5-й класс;
М.Т. Баранова, Л.Т. Григорян, 6–7-е классы. 

Задание 1. Закончите ряд синонимов словом из списка. С каждым из прилагательных составьте словосочетание. Знайте значение и правописание слов.

1. Дивный, роскошный, изумительный, восхитительный, замечательный…
2. Краснощекий, розовый, розовощекий…
3. Старательный, исполнительный, ретивый…
4. Умелый, квалифицированный, опытный…
5. Молодой, неопытный…
6. Отрадный, сладкий, сладостный…
7. Заурядный, непримечательный, простой…
8. Преобразование, изменение чего-либо…
9. Преграда, барьер…
10. Авантюра, похождение…
11. Соревнование, конкурс, соперничество, турнир…
12. Следовать, брать пример, копировать…

Великолепный
прилежный
препятствие
реформа

искусный
приятный
преобразование
румяный

обыкновенный
приключение
подражать
юный

Задание 2. Определите лексическое значение слов. Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы, поставив их в нужную форму. Знайте правописание этих глаголов.

1. Я долго не мог … дугу к оглоблям – никак не лезла в гужи.
2. Вода в реке … холодный блеск стали.
3. Силы человека растут от сознания необходимости … жизнь.
4. Мне предстояло пешком … двадцать или двадцать пять верст.
5. Советы, какие она давала, все …, и ни один из них не пропал в хозяйстве даром.
6. Я понемногу … ко всему и чувствую себя как дома.
7. Мать моя успела … мужа с его семейством, в котором ее полюбили.
8. Бригада … в томительном бездействии, ожидая приказа.
9. Сейчас Игорь … себя. Ничтожество. Трусил перед Лосевым.
10. Наступила зима и … их свидания; но переписка сделалась тем живее.
11. Пароход … к пристани.
12. Строители сумели … проект в действительность.
13. Вдвоем они живо … брюки американца в очень удобный костюм для мальчика.
14. Люда … дверь, думая, что Володя хочет что-то сказать ей.
15. Лиза … обновы и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась.

Примерять
пребывать
презирать
приспособить
притворить

примирять
прибывать (прибыть)
прекратить
преодолеть
привыкать

приобрести
превратить
преобразовать
претворить
пригодиться

Задание 3. Объясните значение слов, используя знания о происхождении слов (этимологию). В этом вам помогут значения международных словообразовательных элементов.

Акваланг
типография
биография

биология
телеграмма

велосипед
терраса

педаль
орфограмма

акв (лат. aqua – вода)
био (греч. bios – жизнь)
вело (лат. velox – быстрый)
граф (греч. qrapho – пишу)
грамма (греч. qramma – запись, буква)
лог (греч. loqos – слово, учение)
орфо (греч. orthos – правильный)
пед (лат. pedis – нога)
теле (греч. tele – далеко)
терра (лат. terra – земля)

Проверьте себя по толковому словарю, запомните правописание слов. Подберите и запишите по два примера слов, в состав которых входят общие словообразовательные элементы из древнегреческого и латинского языков.

Задание 4. Выучите значение и правописание слов. Расставьте ударения. Ответьте да или нет, прочитав толкование слов. Если толкование слов неверно, то предложите собственное объяснение.

1. Атмосфера – окружающие условия, обстановка?
2. Бассейн – искусственный водоем для плавания, купания?
3. Бахрома – тонкая, полупрозрачная, слегка блестящая ткань?
4. Богатырь – богатый человек?
5. Конвейер – группа людей, вооруженный отряд?
6. Приветвосклицание при встрече или расставании?
7. Профессия – род трудовой деятельности, занятий?
8. Талант – то, что образуется от таяния снега, льда?
9. Январский – прилагательное к январь; первый месяц календаря.

Задание 5. Выучите значение и правописание слов. Расставьте в словах ударения. Напишите небольшой рассказ на тему «В музее редкой книги».

Иллюстрация
орнамент
раритет
предмет

заглавие
подзаголовок
искусство
экземпляр

искусный
типография
коллекция
шедевр

Задание 6. Выучите значение и правописание слов. Расставьте в словах ударения. Напишите сочинение «В осеннем лесу». Обратите внимание на разнообразие красок и оттенков осеннего леса.

Багряный
зеленый
синий
присмотреться

бирюзовый
изжелта-красный
великолепный

бордовый
иссиня-черный
природа
привыкать

Задание 7. Выучите значение и правописание слов. Составьте словосочетания со словами левого и правого столбиков. Старайтесь соединять подходящие по смыслу слова. Определите части речи в словосочетаниях.

Двести
Девяносто
Одиннадцать
Триста
Миллион
Миллиард
Четыреста

гараж
гектар
бассейн
тонна
центнер
километр
экземпляр

Задание 8. Выучите значение и правописание слов. Расставьте в словах ударения. Растолкуйте в одном-двух предложениях значение каждого слова. Напишите небольшой рассказ на тему «В молодежном кафе».

Приготовить
салат
кафе
придумать

торопиться
свиной
интерьер
ровесник

салфетка
фасоль
экономить
прийти

Задание 9. Выучите значение и правописание слов. Расставьте в словах ударения. Представьте себе, что к вам в школу пригласили ветерана Великой Отечественной войны. Что бы он мог вам рассказать?

Ветеран
общественно-политический
пример
солдат

генерал
присутствовать
причина

командир
пригласить
ракета
поражение

лейтенант
приказать
трибуна
победа

Задание 10. Выучите правописание и значение слов. Расставьте ударения. Составьте рассказ, используя слова из списка. Придумайте заголовок к своему рассказу.

Арматура
квартира
перила
экскаватор

карниз
паркет
поскользнуться

бетон
маляр
штукатур
общественно полезный

Диктант по русскому языку на тему: «Словарные слова» (6 класс)

Словарные слова (6 класс)

Вставь пропущенные буквы

Арм тура, атм сфера, б гряный, бас ейн, бахр ма, б графия,  б рюзовый,  б гатырь,

б рдовый, в л колепный, вет ран, г раж, ген рал, дев ност ,  з главие, 

и желта красный, ил юстрац я, искус ный, ис кус тво, ис иня ч рный, карни ,

к нв ер, л тенант, м ляр, мил ион, мил иард, оди надцать, рнамент, п даль,

п рила, п дражать, пор жение,  по кользнуться, пр зирать, пр кратить, пре бразовать,

преод леть,  пр пятствие,  пр выкать, пр гласить, приг товить, при ти, пр ключение, пр чина, присут вовать, пр ятный, проф ес ия, р форма, р вес ник,  с лат, свин ой,

с лдат, с стязание, т лант,  телеграм а,  те рас а,  т р питься, тр буна, трист ,

трол е бус, ц нтнер, ч тырест , экз мпляр, эк номить, э аватор, юн ый.

Проверь себя!

Арматура, атмосфера, багряный, бассейн, бахрома, биография,  бирюзовый,  богатырь, бордовый, великолепный, ветеран, гараж, генерал, девяносто,  двести,  заглавие,  изжелта-красный, иллюстрация, искусный, искусство, иссиня-черный, карниз, квартира, конвейер, лейтенант, маляр, миллион, миллиард, одиннадцать, орнамент, педаль, перила, подражать, поражение,  поскользнуться, презирать, прекратить, преобразовать, преодолеть,  препятствие,  привыкать, пригласить, пригодиться, приготовить, прийти, приказать, приключение, прилежный, причина, присмотреться, приспособить,  присутствовать,  приятный, профессия, ракета, реформа, ровесник,  румяный, салат, салфетка, свиной, солдат, состязание, талант,  телеграмма,  терраса,  типография,  торопиться, трибуна, триста, троллейбус, фасоль, центнер, четыреста, штукатур, экземпляр, экономить, экскаватор, юный, январский.

открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Словари

Урок русского языка в 6 классе по теме «Словари»

Цели: создавать условия для формирования культурной личности; познавательной компетенции;

  • обучающая: повторить лексику, узнать, какие бывают словари, формировать ключевые и предметные компетенции, умение работать с книгой-словарём;

  • развивающая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость;

  • воспитывающая: воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, прививать навык внимательного отношения к слову, интерес к урокам русского языка.

Задачи:

  • Расширить словарный запас студентов.

  • Расширить знания о словарях русского языка.

  • Формировать коммуникативные качества.

  • Приобщить к работе со специальной литературой.

Тип урока: расширение и совершенствование знаний и способов действия

(Слайд № 2)

Название урока: Словари — наши верные друзья и помощники в овладении языком.

Эпиграф к уроку:

Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке.

Анатоль Франс, французский писатель конца 19 — начала 20 века

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация.

— Друзья! Вы конечно же не раз слышали о том, что мы живём в эпоху информации. А задумывались ли вы, что значит слово «информация»?

— Откуда, из каких источников мы получаем информацию?

(Книги, телевидение, Интернет, друзья, родители, словари)

— Какой источник информации можно считать самым точным, достоверным?

Самым достоверным источником информации можно (и нужно) считать словари, т. к. издания, рекомендации и т. д. проверены и подтверждены соответственными компетентными органами.

(Слайд № 3)

Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно ?сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные«.

Слова Анатоля Франса будут эпиграфом нашего урока.

(Слайд № 4)

И цель нашего урока — заглянуть в этот мир слов, ?больше узнать о словарях русского языка, понять важность словарей в жизни человека, ?поучиться пользоваться ими.

Формирование новых понятий и способов действия

1. Словарная работа. (На столе по одному словарю.)

— А как вы, ребята, понимаете значение слова»словарь«?

Давайте заглянем в «Школьный толковый словарь» и уточним значение этого слова (находят словарную статью о слове «словарь»).

(Студент читает статью.) (Слайд №5)

Словарь — сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык; совокупность всех слов данного языка, а также слов, употребляемых каким-нибудь писателем. Например, поэтический словарь Пушкина.

— Сколько значений имеет слово «словарь»? (Слово»словарь» имеет два значения.)

— Как называются слова с несколькими лексическими значениями? (Слова с несколькими лексическими значениями называются многозначными.)

— В каком значении, первом или втором, нас будет интересовать сегодня слово «словарь»?

(В первом значении.)

2. Выразительное чтение стихотворений.

(Слайд №6)

Уважаем государь, по прозванию Словарь, 
Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю, 
Не однажды за советом обращался к Словарю. 
Он связует новь и старь, 
И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу
Русской речи государь по прозванию Словарь!/Я. Козловский/

(Слайд № 7)

Слова. 
Всему название дано-
И зверю и предмету. 
Вещей вокруг полным-полно, 
А безымянных — нету!
И все, что может видеть глаз —
Над нами и под нами, —
И все, что в памяти у нас, 
Означено словами. (А. Шибаев)

-Ребята, а какие типы словарей вы знаете? (энциклопедические и лингвистические.)

-А на уроках русского языка и литературы какие словари наши первые помощники?

Сегодня они у нас в гостях!

Встречайте!

3. Парад словарей. (Слайд № 8-9)

1) Жил на свете человек, который собирал слова. Звали его Владимир Иванович Даль. В. И. Даль был врачом, моряком, писателем, натуралистом. Он много плавал по морям, воевал, путешествовал, делал сложные хирургические операции. Но где бы ни был В. И. Даль, чем бы ни занимался, он всегда прислушивался к речи людей везде и собирал слова, записывал их толкование, т. е. объяснение. И мы с благодарностью вспоминаем его. Результатом его жизни стал «Толковый словарь живого великорусского языка». ?Это 4 толстых тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. А дело было так. Родители отдали Даля в Морской кадетский корпус, где у юноши впервые появился интерес к языку. Здесь он составил словарь кадетского жаргона из 34 слов. А в марте 1819 года мичманом Даль отправился служить в Николаев.

Зиму 1837 года Даль провёл в Петербурге. Его записями интересовался А. С. Пушкин, поэт увидел в Дале близкого по литературному мастерству человека. Так, с лёгкой руки Александра Сергеевича Даль занялся составлением словаря русского языка, этот труд занял у него 53 года.

Появляется Толковый словарь. (Слайд №11)

Я — словарь Толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово стол. Как объяснить его значение?

Правильно, род мебели. Но есть ещё и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните моё задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.

2). Работа со статьей словаря (Слайд №12)

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

Даль, составляя свой словарь, выступил и как блестящий знаток народной жизни, настоящий этнограф. В словарных статьях содержатся разнообразные сведения о жизни народа: о жилище, о способах ведения хозяйства, орудиях труда, быте, одежде, утвари, пище, семейном укладе, религии, суеверии, приметах, мифологии, обрядах, обычаях, нравах и т. д.

3). Появляется Словарь Ожегова (Слайд №13)

— Наиболее популярный и доступный из всех существующих ?толковых словарей — это словарь Ожегова. К нему постоянно обращают лингвисты и учителя, писатели и журналисты, актеры и дикторы, студенты и школьники, представители самых разных профессий.

4). Разыгрывается сценка.

Учитель. Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает, если на место одной буквы встает другая. Все началось с того, что Катя нарисовала ворону и написала: «Варона». (Слайд №14)

Вера. Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.

Маша. Ну, подумаешь, одна буква. . . Ворона или варона — какая разница? И так все поймут.

Вера. Зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши т. Что получилось?

Маша. Вот чудеса — получилось ворота!

Вера. Поняла, что значит одна буква?

Учитель. — Как же помочь девочке? В каком словаре нужно найти слово?

(В орфографическом).

5). Появляется Орфографический словарь. (Слайд №15)

Я — Орфографический словарь. Я нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.

6). ПоявляетсяЭтимологическийсловарь(Слайд №16)

Я — Этимологический словарь. Назначение этимологического словаря — дать историю и происхождение слов. Ведь у каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Об этом стихотворение С. Острового «Первородство»:

К словам привыкаешь день ото дня. 
А они первородного смысла полны:
И когда я слышу: «Извини меня!»-
Это значит: «Исключи меня из вины!»
У слова есть корни. И есть родня. 
Оно не подкидыш под сирым кустом. 
И когда я слышу: «Защити меня!»
Это значит: «Спрячь меня за щитом!»
Вслушайся. Вникни. Не позабудь. 
У слова свой норов. Своё нутро. 
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро.

Так давайте, друзья, будем проникать в суть слова, в истинное значение слова, в первоначальный смысл слова, будем добрыми и умными. Я, этимологический словарь, стану вашим надёжным помощником. В добрый путь!

7). Появляется Словарь синонимов. (Слайд № 17)

Я — Словарь синонимов. ?Открой меня, и ты увидишь слова, близкие по значению, слова — друзья. Слова — синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства. Употребляя слова — синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.

8). Появляется Словарь антонимов. (Слайд № 18)

Я — словарь антонимов. ?Если хочешь узнать, какие есть в русском языке «слова-враги, «загляни в меня. В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: это хорошо или плохо? Ещё рано или уже поздно? Сегодня тепло или холодно? Ты сыт или голоден? Эти явления отражают антонимы слова противоположение по смыслу.

9). Появляется Словарь иностранныхслов. (Обложка к классу обращена левой стороной) (Слайд № 19)

Есть под властью Словаря много слов иноплемённых, 
Издалёка завезённых через горы и моря.

А из Франции
Привет!
К нам пожаловал балет, 
И театры, и актрисы, 
Декорация, кулисы, 
Дирижёр, и билетёр, 
Персонаж, танцор, сюжет, 
Бис! Антракт:Фойе:Буфет:

А из Англии футбол прямо в бутсах к нам пришёл, 
Вслед за ним пришёл хоккей, а до этого жокей, 
Теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт. 
И явился, например, к нам от немцев офицер, 
С офицером в свой черёд к нам приехал бутерброд.

-Что же это за словарь? (Словарь иностранных слов. )

Я — словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. И среди своих законных слов, в отечестве рождённых.

10). Появляется Фразеологический словарь. (Слайд №20)

Я — фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000 фразеологизмов русского языка, т. е. выражений типа: «бить баклуши», «пожинать лавры» и т. д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий.

11)Появляется Словарь трудностей.

Подумайте, какой словарь хочет пообщаться с нами сейчас?

(Слайд № 21)

Как-то раз во дворе
Из собачьей миски
Пять чумазых поросят
Кушали сосиски.

Подошёл к ним и сказал
Папа возмущённый: 
Так съедите вы у пса
Весь обед ЕВОНЫЙ!

Закричала хрюшка-мать: 
— Отойди от будки!
Детям надо наполнять
ИХНИЕ желудки!

Папа грустно пробурчал
В пятачок широкий: 
— Слушать я уже устал
ЕЙНЫЕ упрёки!

Детям всё прощают тут, 
Дети хрюшками растут, 
И такая дребедень
Происходит КАЖНЫЙ день!

И у нас во дворе
Слышал я однажды, 
Как ребята говорят: 
ИХНИЙ, ЕЙНЫЙ, КАЖНЫЙ:

Чтобы вы никогда
Не попали в лужу, 
ИХ, ЕГО и ЕЁ
Говорить вам нужно.

Пели мы про поросят, 
Намекали на ребят. 
То, что можно поросятам, 
-Непростительно ребятам!

(Слайд №22)

Учитель. Продолжите фразу: «Когда написание или произношение слова вызывает особую трудность, мы обращаемся к словарю:» (трудностей)

(Слайд № 23)

Я — Словарь трудностей русского языка. Предназначен для широкого круга читателей. Автор словаря — Розенталь. Во мне собрано около 30 тыс. слов, представляющих сложности различного характера. Если какое-то слово вызвало у вас затруднение, смело обращайтесь ко мне, Словарю трудностей. Я вам помогу.

Например, у многих учащихся вызывают затруднения слова одевать — надевать. НАДЕВАТЬ — действие обращено на самого производителя действия: надевать пальто, шубу, шапку; а также в конструкциях с предлогом на — действие обращено на другое лицо или предмет: надевать пальто на ребёнка. ОДЕВАТЬ — обозначает действие, обращённое на другое лицо или предмет: одевать ребёнка, одевать куклу.

(Слайд № 24)

Запомнитенадевать одежду — одевать Надежду.

12). (Слайд №25)

Учитель.

— А сейчас предлагаю выполнить задание: исправьте нарушения языковых норм.

Пирожок с повидлой, нет сапогов, нет носок, юбка длиньше, двое подружек, с обеими государствами, ихний пример, иметь важную роль, играть особое значение, ложи наместо, я одел(а) шапку, мыть голову новой шампунью, игрушки красивые и прочны, моё день рождения.

Учитель:

— Спасибо, друзья-словари, что пришли к нам в гости. Ребята, может быть, у вас есть вопросы к словарям.

16). Интервью со словарями

Ученик:

— А кто создаёт словари?

Словарь: (Слайд № 26)

— Созданием словарей занимаются лексикографы. А наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией.

Ученик: — Когда вышел самый первый словарь?

Словарь: (Слайд № 27)

— О, это было очень давно! Первый печатный словарь назывался «Лексис». Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1 061 слово — это очень много по тем временам.

Словарь: (Слайд № 28)

— А при Петре I вышел первый в России словарь иностранных слов. Он издал указ: «Где какое именование явится, выписывать в особливую тетрадь. Сие выписав, перевести на русский язык потом».

Ученик:

— Какие словари самые известные?

Словарь:

Это словарь В. И. Даля. В 1863 г. вышел его знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». В нём собрано более 200 000слов.

Ученик:

— Каким должен быть примерно словарный запас человека?(Слайд № 29)

Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4 — 5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тысяч слов, у А. С. Пушкина — 21 тыс.

Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что язык, речь являются показателем ума человека, показателем культуры.

4. Подведение итогов.

Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с теми, которые будут нужны вам на уроках русского языка. А еще существуют литературный, энциклопедический, филологический и другие словари.

Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их и согласитесь с Самуилом Маршаком:

Усердней каждый день смотрю в словарь: 
В его столбцах мерцают искры чувства. 
В подвалы слов не раз сойдет искусство, 
Держа в руке свой потайной фонарь.

Применение. Формирование умений и навыков.

1. Шутке — минутка. (Эмоциональная разрядка). (Слайд № 30)

1). — На уроке ребята пытались описать, как выглядят некоторые животные. Давайте прочитаем:

Лошадь — это такое травоядное животное, которое состоит из следующих частей: головы, туловища, четырёх ног, хвоста и телеги.

Корова — это большое животное, у которого на голове сбоку растут две загогулины, а сзади — специальный хвост с метёлочкой для отгоняния мух. Корова даёт людям молоко, и за это её все любят. Если корова не даёт молока, её за это называют быком.

2). — Прочитайте высказывание Рене Декарта(Слайд № 31)

«Определяйте значения слов — и вы избавите мир от половины заблуждений» (Декарт, 1596 — 1650).

— Прослушав эти смешные случаи с урока и прочитав высказывание Рене Декарта, французского философа, математика физика, физиолога, догадайтесь, какой словарь нам необходим? (этимологический)

(Слайд № 32)

3). — Вы уже знаете, что такое этимологический словарь. Но, оказывается, некоторые

лингвисты-озорники специально составляют словари энтимологические. Это шуточные, юмористические словари, где общеизвестным словам дается необычное, совершенно неожиданное толкование, основанное чаще всего на звуковом сходстве омонимичных морфем или их частей.

Познакомьтесь с фрагментом одного из них. (Слайд №33)

Астрология — раздел ботаники: разведение астр.

Бездарь — человек, которому ничего не подарили.

Зазубрина — правило.

Изверг — действующий вулкан.

Папье-маше (франц.) — родители.

Ранец — контуженный. Ср. померанец

Сомнение — мнение коллектива.

Химера (сокр.) — эра химии.

Язычник (проф.) — лингвист.

— Чтобы у говорящего, да и пишущего не возникало в будущем подобных проблем, необходимо пользоваться словарями. Ведь именно «Словари — наши верные друзья и помощники в овладении языком». Обратите внимание на название нашего урока.

— Определите, какой перед нами словарь.

(Слайд № 34)

1). «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побе-жали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки». Фразеологический словарь.

(Слайд №35)

2). «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром». Словарь иностранных слов.

(Слайд № 36)

3). «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. . . Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами». Словарь синонимов. (Слайд № 37)

3. Встреча за круглым столом. (Слайд № 38)

— Давайте поговорим о слове, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми»

— Что это за слово?

— Да, это слово правда.

— Ребята, что вы знаете о слове правда?

— Уважаемые Словари, сегодня, мы хотим узнать, что знает каждый из вас о слове правда. Первому мы предоставим слово Толковому словарю русского языка.

Выступления учащихся.

(Слайд №39)Правда — слово многозначное. Вот его основные значения:

  • То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).

  • То, что исполнено истины: правдивость (Люблю тебя за правду).

  • Справедливость, порядок, основанный на справедливости. (Нам правду не найти).

  • В составе средневековых названий сводов законов (Русская правда).

  • В значении наречия: верно, справедливо, в самом деле.

  • В значении уступительного слова ХОТЯ.

— А какие пословицы со словом «правда» знаете вы?

(Слайд №40)

Правда в глаза колет. Правду за деньги не купишь. Правда суда не боится

Кроме толкования значения слов, мой словарь включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них.

  • Без правды жить легче, да помирать тяжело.

  • Правда — свет разума.

  • Правда сама себя очистит.

  • Над правдой не мудруй.

  • Дело знай, а правду помни.

  • Кто правдой живёт, тот добро наживёт.

Задание. — Давайте-ка запишем их с вами на память и постараемся запомнить.

(Слайд № 40)

— Спасибо за выступление. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Какой словарь, на ваш взгляд, поведает нам о друзьях слова «правда»?

О друзьях слова «правда» нам поведает Словарь синонимов.

Задание. — Ребята, вспомните сначала, какие слова называются синонимами?

(Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.)

— А теперь слово предоставляется Словарю синонимов(Слайд №41)

Синонимом слова «правда» является слово«истина». Вот послушайте, что об этом пишет Михаил Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать».

— Итак, синонимом слова «правда» являетсяслово «истина». Слова «правда» и»истина» близкие по значению. Выходит, они друзья.

— О друзьях слова «правда» мы теперь знаем, какой словарь нам расскажет о «врагах», противниках слова «правда»(Словарь антонимов).

— Какие слова называются антонимами?

(Слова с противоположным лексическим значением называются антонимами.)

— А вы узнали, какие слова являются антонимами слова «правда»? (Слайд № 43)

(Антонимы слова «правда»: ЛОЖЬ, НЕПРАВДА, ОБМАН, ВРАНЬЁ (в разговорной речи), КРИВДА (в народно-поэтической речи).

На антонимах построены многие пословицы. Вот некоторые из них:

Задание. На экране вы видите пословицы, устно объясните орфограммы, найдите антонимы.

(Слайд №44)

Маленькая правда поб:дит большую (не)правду. Правда (с)обманом рука (об) руку (не)ходят. Не тот дру:, кто мёдом маж:т, а тот, кто правду скаж:т.

Словарь антонимов. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста. Послушайте стихотворение.

У кривды тысяча дорог
У правды лишь одна. 
Она порой полна тревог
И горечи полна.

Слово, как и всё живое на земле, рождается на свет. О том, где, когда и как появилось слово, расскажет нам Этимологический словарь.

(Слайд №45-46)

Слово»правда» общеславянское по происхождению, образовано от слова «правый» (истинный) с помощью суффикса -вд-.Слово «правый», в свою очередь, образовано с помощью суффикса -в- от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова«пра». Первичное значение этого слова было»такой, какой должен быть».

Оказывается, что в далёком прошлом слово»правда» состояло в близком родстве с такими словами, как СПРАВЕДЛИВЫЙ, ПРАВЕДНИК, ОПРАВДАТЬ, ПРАВИЛО, ИСПРАВИТЬ.

(Слайд №47-48)

— А как вы думаете, существуют ли фразеологизмы со словом «правда»?

Оказывается, существуют. Их немного, но они есть: «Верой и правдой служить»; «всеми правдами и неправдам»; «смотреть правде в глаза»

— Дайте толкование фразеологизму «Верой и правдой служить»? (служить преданно и честно).

V. Этап информации о домашнем задании

(Слайд №49-50)Домашнее задание:

Побудьте и вы в роли автора словаря, составьте словарь из 15-20 слов на одну из тем: например, «Словарь добрых слов», «Словарь вежливых слов»; «Лесной словарь», «Спортивный словарь».

Конкурс рисунков.

— Нарисуйте обложки словарей. «Словари» сами выберут по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

Подведение итогов урока(Слайд №51)

О русское слово! Ни лязгами цепи, 
Ни визгами розги, ни свистом кнута
Твоё не шелохнуто великолепие, 
Твоя простота и твоя красота.

Язык расширяется снова и снова, 
Никто не поставит ему предела, 
На право на новое, небывалое дело. 
Понадобилось перешагнуть порог небес
Чтобы без всяких отсрочек
Слово «летун» придумал Блок
И Хлебников чуть поправил: «летчик»

Слово-звезда.

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, на земле горит еще тысячи лет. ?? Человека того нет, а слово остается и летит из поколения? в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.

VII. Этап рефлексии

Сегодня, я думаю, вы поняли, ребята, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут нашими друзьями.

— Давайте поделимся своими впечатлениями об уроке.

У

Р

О

К

удивительный

рабочий

обдуманный

качественный (хороший)

удачный

развивающий

образцовый (идеальный, примерный)

компетентный (грамотный)

уникальный (редкий)

рациональный (целесообразный)

обучающий

культурный (просвещённый)

универсальный (всесторонний)

результативный

основательный (серьёзный)

коллективный (общий)

уравновешенный (спокойный)

радостный

оригинальный (своеобразный)

компактный (плотный)

унылый (грустный)

расплывчатый (неясный)

обыденный (будничный, обыкновенный)

кошмарный (отвратительный)

утомительный (изнурительный)

Рутинный (шаблонный, стандартный)

однообразный (монотонный)

косный (консервативный, затхлый)

А напоследок я скажу:

Любой урок, любая встреча
Всех кладов на земле ценней, 
Ведь каждый школьный миг отмечен
Неповторимостью своей. 
И как бы ни был путь мой труден, 
Надежда помогает мне. 
Я счастлив думать, как о чуде, 
О завтрашнем, о школьном дне. 
Во имя радостных открытий
Нам быть в походе до конца. 
Нельзя иначе: я — учитель
И мне доверены сердца. 
(И. Дружинин)

Презентация и конспект урока по русскому языку на тему «В гостях у словарей»(6 класс)

Учитель русского языка и литературы Явдак Галина Ивановна, МОУ «СОШ № 45 города Карталы, Челябинская область.

Урок русского языка в 6 классе

Тема: В гостях у словарей

Цель: На основе слова «правда» закрепить знания о всех лингвистических словарях.

УМК: Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта-2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2015.

Оборудование: Учащиеся в роли словарей (в мантии и «академических» шапочках), у каждого словаря оформлена запись о слове «правда». Выставка словарей с надписью «Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке» (А.Франс)

Личностные результаты: Л1 — достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание о словарях как одной из основных национально-культурных ценностей.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты: получать возможность научиться работать с различными источниками информации; использовать знания о различных лингвистических словарях.

УУД личностные: Л3 — ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: Р1 — целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по вопросам; П2 — определяют основную и второстепенную информацию; П3 — строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: К1 – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; К2 — практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества в группах;

Ход урока.

Орг. момент. (Запись: число, месяц, классная работа, эпиграф – обсуждение, выделение орфограмм)

— Сегодня у нас нетрадиционный урок, назовем его «В гостях у словарей». Наша задача на уроке показать свое умение работы со словарем; освоить то, что нам приготовили словари, а также проявить эрудицию, смекалку и даже ловкость.

Переход к теме урока

— Когда словари узнали, что мы собираемся к ним в гости, то из этого огромного мира они решили выбрать одно слово, с которым большую часть урока мы будем работать, но это слово мы должны угадать.

(Заходят словари. Хором говорят: «Угадайте вначале нас!» Дети угадывают.)

  1. Я любое слово растолкую, расскажу сколько значений у слова и приведу примеры. Кто я? (Толковый словарь)

  1. А я к любому слову найду столько друзей! Кто я? (Словарь синонимов)

  1. А я любому слову могу найти достойного противника. Кто я? (Словарь антонимов)

  1. А я о любом слове расскажу, как оно образовалось и с помощью чего; да еще могу подобрать столько родственников! Кто я? (Словообразовательный словарь)

  1. А я могу о слове всю подноготную рассказать, о его предках, то есть о происхождении слова. Кто я? (Этимологический словарь)

  1. А я подскажу, как правильно написать слово. Кто я? (Орфографический словарь)

  1. А как называется словарь, который рассказывает о правильном произношении слова? Кто я? (Орфоэпический словарь)

-Вот теперь можно угадать то слово, с которым мы будем работать на уроке. Словари, можно подсказку?

(Учащиеся разгадывают шараду и внимательно слушают подсказку словарей)

hello_html_m59d25d3f.gif

  • Это слово самое достойное

  • На нем «мир стоит»

  • Оно «сверкает ярче солнца»

  • «В огне не горит, в воде не тонет»

  • «Суда не боится»

  • «С ложью не дружит»

  • «Всегда живет с хорошими людьми»

Конечно же это слово ПРАВДА

hello_html_7f767174.gif

Закрепление темы – работа со словом и словарем

(Каждый из Словарей демонстрирует словарь и рассказывает о слове ПРАВДА)

Орфографический словарь

Давайте запишем слово ПРАВДА. Перефразирую пословицу: «Правдивое слово не требует поручителя», скажу: «Слово ПРАВДА не требует справки в орфографическом словаре», оно пишется так, как слышится (пишет на доске, учащиеся в тетради).

Словообразовательный словарь

Слово ПРАВДА непроизводное, оно состоит из корня правд- и окончания –а. Но родственников оно имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает около сорока слов: правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивый, неправдивость, полуправдивый, вправду, взаправду, правдолюб, взаправдашний, неправда, правдоискатель, правдоискательство, правдолюбец, правдоносец, правдоподобный, правдоподобие, неправдоподобный, правдоподобность и другие…

— Запишем некоторые из названных слов и выполним словообразовательный разбор.

hello_html_m5399cd1.gif

— Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении. О слове ПРАВДА нам расскажет этимологический словарь.

Этимологический словарь

Правда – общеславянское.

Образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса –вд- .

Слово правый, в свою очередь, образовано с помощью суффикса –в- от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова –пра-.

Первичное значение этого слова было:«такой, какой должен быть».

hello_html_37890627.gif

— А теперь слово предоставим толковому словарю.

Толковый словарь

Слово ПРАВДА – многозначное. Рассмотрим и запишем основные значения:

1.То, что соответствует действительности

2. То, что исполнено истины; правдивость

3. Справедливость; порядок, основанный на справедливости

4. В составе средневековых названий сводов законов

5. Наречия: верно, справедливо

6. Вводные слова: действительно, в самом деле

hello_html_m4ffbf699.gif

Кроме толкования значения слов, толковый словарь включает около 30-ти тысяч пословиц. Среди них есть пословицы со словом ПРАВДА.

  • Без правды жить легко, да помирать тяжело.

  • Правда сама себя очистит.

  • Правда – свет разума.

  • Доброе дело – правду говорить смело.

  • Дело знай, а правду помни.

  • Правда со дна моря выносит.

  • Правда что шило: в мешке не утаишь!

  • Не ищи правду в других, коли в тебе ее нет.

— Запишем некоторые из них и выполним синтаксический разбор.

hello_html_m10cee234.gif

— Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова ПРАВДА расскажет словарь синонимов.

Словарь синонимов

Синонимом слова ПРАВДА является слово ИСТИНА.

Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя, дорога или путь. То же самое можно сказать и о словах ПРАВДА и ИСТИНА. Вот послушайте, что об этом пишет М. Пришвин: «Правды надо держаться, истину надо искать»

hello_html_1ca571f2.gif

— Давайте запишем это высказывание, расставим знаки препинания и составим схему предложения.

— Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова ПРАВДА познакомит нас словарь антонимов.

Словарь антонимов

Антонимы – это слова с противоположным значением. Правда – ложь, правда – неправда, правда – обман, правда – вранье (разг.), правда – кривда (народн.-поэтич.).

hello_html_6214e9bc.gif

Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее, они применяются для создания контраста.

Например:

У кривды тысяча дорог,

У правды лишь одна.

Она порой полна тревог

И горечи полна…

Рефлексия.

Что мы сегодня повторяли?

Чему научились?

Какую роль играют словари в нашей жизни?

Домашнее задание: создать свой, несуществующий словарь.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: урок русского языка «Словари»

                 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                     «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Суворова»

                                             « СЛОВАРИ»

                                                   (6 класс ФГОС )

                                           (УМК Ладыженской Т.А.)

Предмет

Русский язык

Учитель

Пронькина Ирина Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Класс

6

Тема

«Словари»

Тип урока

Урок общеметодической направленности

Цель

Познакомить с различными видами словарей, подготовить к выполнению исследовательского проекта

Задачи

Развивающая: Развивать познавательную, коммуникационную и творческую  компетенции;  активизировать самостоятельную  деятельность учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала.

Обучающая: Познакомить учащихся со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, совершенствовать умение работы со словарями разных типов, способствовать проявлению интереса к словам и словарям.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства; бережное отношение к слову, расширять жизненные познания детей.

УУД

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

Познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать, что такое словарь, какие типы типы словарей существуют, почему существует такое деление словарей, что такое словарная статья, лексическое значение; что можно узнать из словарной статьи

должны уметь работать со словарной статьей, определять лексическое значение слова, определять основную мысль текста, строить свое высказывание в соответствии с нормами языка

Межпредметные связи

литература

Ресурсы

 компьютер, проектор;  презентация Power Point «В словарях —  вся Вселенная», технологические карты учеников, карточки с заданием, словари

                                                             Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.

II. Мотивация к учебной деятельности

1. « Рассыпанные слова».  Ребята, перед вами сундучок! Что там может быть внутри? Тут, оказывается, секретный замок, открыть который мы сможем, если из рассыпавшихся слов правильно составим предложение. (Работа учащихся в «Карте путешественника»)

 Слова для справок: ж..зни, хр…нители,  ч…ловеческой, знаний, Сл…в…ри,  пам…ти, знаний, мудр…сти, и

(Словари – хранители памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой).

— Что у вас получилось?

— Подчеркните вставленные буквы, определите, в какой морфеме они находятся. Объясните написание. (Работа в парах). Проверьте, как выполнил эту работу ваш сосед.

— Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи.

— Проверка. Объясните постановку знака препинания. Оцените свою работу на этом этапе урока.

2. Молодцы! Вы справились с работой. Предложение составлено. Замочек открыт.

Только я не спешу открыть этот сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит?

Ответить на этот вопрос поможет записанное вами предложение.

— Правильно. Это словарь.  Сформулируйте тему нашего урока.

— Определите и запишите в Картах путешественника, что вы знаете о словарях.

Проверка. Итог работы.

3. Постановка цели и задач урока.

       «Одна книга тысячи людей учит», — говорит пословица о словаре. Все вокруг твердят: «Словари – наши друзья и помощники». Несомненно, это так. Какую же помощь оказывают эти мудрые книги? В чём их польза?

        Сегодня вы узнаете, что словари помогают не только правильно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из различных областей науки, техники, литературы и искусства.

       На уроке  нам предстоит познакомиться со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, выполнить лексикографические упражнения,  направленные на обучение работы со словарем.

III. Изучение нового учебного материала

1. — Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой? Можете вы ответить на этот вопрос? 

— Для того чтобы побольше узнать о словарях, предлагаю отправиться в путешествие в страну Словарей. Путь предстоит неблизкий, поэтому предлагаю запастись энергией и силами.

2. Физминутка

3. — Я думаю, что теперь у нас сил прибавилось. Итак, займите свои места. Поезд отправляется. Первая станция – Историческая.

Перед вами тексты. Прочитайте их про себя. Подготовьтесь к выразительному чтению:

             О значении словарей  в жизни общества говорилось  ещё во время правления Екатерины II, которая решила и сама изучить русский язык, и сделать так, чтобы держава ее языком владела достойно. И когда к императрице обратилась одна из образованнейших женщин России Е.Р. Дашкова, которая часто задумывалась, почему же в русском языке столько нестроения и говорила: «До какого бы цветущего состояния довели россияне свою литературу, если бы познали цену языка своего», и  предложила Екатерине II создать по примеру флорентийской или парижской академий русскую академию и выпускать словари. Екатерина сразу согласилась.

            Так появилась Академия, которая занималась словарями, обработкой слова, её красотой и выразительностью языка в целом. До сих пор словарное дело развивается в нашей стране, появляются новые словари, энциклопедии, справочники. Наша задача – пользоваться лингвистическим богатством себе и другим на благо.

— Определите основную мысль текста. Работайте в паре с соседом. Запишите ваш вывод в Картах.

Проверка работы. Совпало ли ваше определение основной мысли текста с классом? Поставьте себе оценку.

— Ребята, знаете ли вы, как называется наука, занимающаяся вопросами составления словарей, и их изучения? Как называется профессия составителей словаря?

 — Какие вы знаете словари, справочники, энциклопедии?    

  -Есть ли в  Вашей семье словари?

  -В каких ситуациях приходит к Вам на помощь справочная литература?

  — Почему они так необходимы  каждой семье?

  — Обращаетесь ли вы к справочникам, когда готовитесь к занятиям?

4. Станция « Лингвистическая»  

— Ребята, знаете ли вы, как называется наука, занимающаяся вопросами составления словарей?

Подсказка:  Соедините слова с их лексическим значением

           

1) лексикология            

исследует несвободные лексические сочетания

2) фразеология

наука, занимающаяся вопросами составления словарей

3) лексикография                              

словарный состав языка

4) лингвистика

Наука, изучающая языки

Впишите это слово  (работа в  Картах)

Беседа:

  -Есть ли в  Вашей семье словари?

  — Обращаетесь ли вы к справочникам, когда готовитесь к занятиям?

— Что вы можете узнать в словаре? Что такое словарная статья? ( слайд Словарная статья)

IV. Применение нового знания в стандартной ситуации

Работа в группах.  У каждой картинка с изображением словаря. Расскажите о словаре на вашей картинке. Что можем узнать из этого словаря? Воспользуйтесь дополнительной информацией.

1 группа  «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля – один из самых известных и знаменитых словарей в мире. Свыше 53 лет Даль отдал работе над «Толковым словарем живого великорусского языка». Его называют настоящей «энциклопедией  русской жизни». В нём  — более 200 000 слов. Собранные В.И.Далем слова можно назвать «родными россыпями жемчужин», так как при составлении своего толкового словаря отобразил все разнообразие, неоднородность и величие русского языка. В словаре можно найти пояснения региональных особенностей речи, а также терминологию и специфические фразы многих профессий и ремесел. Толкуя слово, В. И. Даль отбирает множество синонимов, свидетельствующих об исключительном богатстве русского языка, его гибкости и выразительности, он показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка. Ценность словаря подчеркивается десятками тысяч включенных в словарные статьи загадок, пословиц, присловий, скороговорок  и поговорок. Знатоки и любители русского слова  постоянно обращаются к словарю В.И. Даля. Одних только пословиц в нём  — 30130. В.Д. Берестов писал: «Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими и почаще учиться у них добру».

ЗАДАНИЕ для группы:  Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление

1. Выпишите три пословицы из словаря В.И. Даля на тему «слово»

2. Ответьте на вопрос: «Почему В.И.Даль называл пословицы «цветом народного ума»? (письменно)

2 группа:   Самые востребованные словари в семьях, в школе, во многих учреждениях – орфографический и орфоэпический.

Если нужно узнать, как правильно пишется или произносится то или иное слово, нужно поискать нормативные словари: хорошо известные всем орфографические (от греч. orthos — «правильный», «прямой», grahpo — «пишу») или же орфоэпические (от греч. orthos — «правильный» и epos — «речь»). Последний наиболее крупный орфографический словарь,  вышедший в 1999 году, содержит 160 000 слов.

Орфоэпический словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.

Задание: Используйте словари. Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление

№ 1  Вставить пропущенные буквы и определить лишнее слово.

 1. л…жился, прил…гательное, прил…гать, возл…гать

 2. р…сток, р…сти, отр…сти, р…стение

 3. ш…рох, ш…пот, крыж…вник, ш…рты

 4. ц…ркуль, акац…я, ц…ган, ц…ферблат.

№2 «Упражнения по орфоэпии»

Определите варианты произношения ([шн] и [чн]) и прочитайте вслух.

Булочная, встречный, горчичник, нарочно, скучно.

3 группа 

Этимологический словарь рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью знакомства читателей с историческим составом слова, который отличается  от современного.    Использование этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.

Задания:  Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление

№1.  Расставьте ударение в словах и прочитайте вслух:

Крамола, красивее, кулинария, кухонный, ломоть.

Укажите архаизм. Подберите синоним.

№ 2. Найдите  в этимологическом словаре слово чужой. Правда ли, что слова чужой и чудесный – дальние родственники? Составь  два словосочетания со словами чужой и чудесный, чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.

Вариант:                                                                                                      

Найдите слово «басня» в словаре. Что интересного  удалось узнать?

4 группа

Словарь синонимов – словарь, содержащий ряды синонимов, в котором по алфавиту расположены слова, являющиеся основными, опорными в каждом из синонимических рядов.

         Первые словари синонимов имеют давнюю историю. Они стали появляться в России с конца XVIII века, а в XX веке был издан целый ряд словарей, авторами которых   являлись Н.Абрамов, В.Д. Павлов-Шишкин и П.А. Стефановский, В.Н. Клюева, А.П. Евгеньева, З.А. Александрова.

        Синонимы во многих словарях этого типа собраны и сгруппированы в ряды. Каждая словарная статья содержит перечень слов, входящих в данный синонимический ряд, их толкование и примеры из литературно-художественных произведений. В словаре значения слов не раскрываются и примеры их употребления не даются. Словарь имеет практическое назначение. Он дает набор синонимов, из которого пишущий может извлечь подходящее слово для точного и яркого выражения своей мысли. Например, в словаре З.А. Александровой — около 9000 синонимических рядов.

Задание: Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление

1. Исправьте ошибки в предложениях.                                                                            

 По дороге (по пути) в школу дети переходят через железную дорогу.                                                                                                              Ему было трудно в таких трудных (сложных) условиях. Нападающие игроки нападают (играют) решительно. В этом рассказе писатель показывает (изображает) их жизнь и показывает красоту русской природы.

2. Распределите слова в три колонки в соответствии со стилем : высокий, нейтральный и низкий. Какой словарь вы выберете в помощники?

почивать, спать, дрыхнуть;

конь, кляча, скакун;

вояка, боец, воин;

одеяние, одежда, одежка.

— Отчет групп. Оценивание. Подчитайте количество баллов, набранных за урок. Сдайте свои  Карты путешественника.

V. Рефлексия.

1.- Итак, вы хорошо потрудились.  Закончилось наше путешествие в волшебный мир словарей, в безбрежный  океан слов, собранных в них. Знакомство со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, лексикографические упражнения, направленные на работу со словарями, приблизило нас к проекту, где наши познания можно будет применить практически.

Это только начало пути в наш лингвистический проект «В каждом слове – чудесный клад». На следующем уроке  нам предстоит совершенствовать умение работы со словарями разных типов. Что может быть интереснее работы со СЛОВОМ?!

На всех словах — события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.  (С. Маршак)

Пусть лингвистические и энциклопедические словари помогут вам определиться в выборе интересного слова для исследования и  успешно реализовать себя в проекте.

 2. Д.з В начале урока мы поставили перед собой вопрос: Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой?

Ответьте на этот вопрос письменно. Это будет вашим домашним заданием.

3. Подведем итоги работы.

— Каким был для вас урок: легким или трудным? Какие затруднения вы испытали в работе?

 — Понравился ли вам урок?

 — Был ли урок для вас полезен?  Если да, то нарисуйте в технологической карте веселый   смайлик. Если нет, то грустный.

Спасибо за сотрудничество во время урока. Вы МОЛОДЦЫ!

   

Толковые словари — Русский язык


Толковые словари      Химина Е.С. Учитель русского языка и литературы МОУ «Красногороденской ООШ»

Толковые словари

Химина Е.С.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Красногороденской ООШ»


Усердней с каждым днем смотрю в словарь.  В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдёт искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: «Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать. Век доживать чужой…» В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть.  С. Я. Маршак.

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать. Век доживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

С. Я. Маршак.


Классификация словарей русского языка

Классификация словарей русского языка


Толковый словарь – это словарь, главной задачей которого является толкование значения слов и фразеологизмов какого-либо языка средствами самого этого языка.  ВАГОН, -а, м. Несамоходное (при оборудовании мотором - самоходное) транспортное средство, движущееся по рельсам. Товарный, пассажирский в. Моторный в. В,-ресторан. Времени у нас в. (перен.: очень много; разг.). В. и маленькая тележка (перен.: очень много кого-чего-н.; разг. шутл.).

Толковый словарь – это словарь, главной задачей которого является толкование значения слов и фразеологизмов какого-либо языка средствами самого этого языка.

ВАГОН, -а, м. Несамоходное (при оборудовании мотором — самоходное) транспортное средство, движущееся по рельсам. Товарный, пассажирский в. Моторный в. В,-ресторан. Времени у нас в. (перен.: очень много; разг.). В. и маленькая тележка (перен.: очень много кого-чего-н.; разг. шутл.). || уменьш. вагончик, -а, м. || прил. вагонный, -ая, -ое. Вагонное депо.


Толкование слова дается с помощью логического определения значения (рекордсмен – спортсмен, установивший рекорд), с помощью подбора синонимов (назойливый – надоедливый, навязчивый), или с помощью указания на грамматическое отношение к другому слову (изучение – действие по глаголу изучать). Эмоциональные и стилистические особенности слов указываются специальными пометками: «неодобр.», «презр.», «шутл.», «ирон.», «книжн.», «разг.» и т.п. Все значения слова, по возможности, иллюстрируются примерами. Ими могут быть как просто словосочетания, так и цитаты из произведений великих писателей. Толковые словари дают также грамматическую характеристику слова (с помощью специальных помет указывают на часть речи, род у существительного, вид глагола, указывает изменяемое оно или нет, проставляется ударение).

Толкование слова дается с помощью логического определения значения (рекордсмен – спортсмен, установивший рекорд), с помощью подбора синонимов (назойливый – надоедливый, навязчивый), или с помощью указания на грамматическое отношение к другому слову (изучение – действие по глаголу изучать).

Эмоциональные и стилистические особенности слов указываются специальными пометками: «неодобр.», «презр.», «шутл.», «ирон.», «книжн.», «разг.» и т.п.

Все значения слова, по возможности, иллюстрируются примерами. Ими могут быть как просто словосочетания, так и цитаты из произведений великих писателей.

Толковые словари дают также грамматическую характеристику слова (с помощью специальных помет указывают на часть речи, род у существительного, вид глагола, указывает изменяемое оно или нет, проставляется ударение).


«Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля  В нем содержится около 200 тысяч слов и 30  тысяч пословиц. В.И. Даль работал над ним в течении 53 лет. Издан он был в 1863 – 1866гг . В.И. Даль ставил перед собой  задачу – положить в основу  словаря народную речь, включив в него также общеупотребительную и диалектическую лексику. И он ее выполнил.

«Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля

В нем содержится около 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. В.И. Даль работал над ним в течении 53 лет. Издан он был в 1863 – 1866гг .

В.И. Даль ставил перед собой

задачу – положить в основу

словаря народную речь,

включив в него также

общеупотребительную

и диалектическую

лексику. И он ее выполнил.


 «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова  Работа по созданию 4-томного « Толкового словаря русского языка» велась под руководством Д. Н. Ушакова с 19 34 по 1940 год. В его составлении принимали участие такие крупные учёные, как В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский. Новый словарь восполнял существенный пробел в описании развития русского языка в бурной первой трети XX века . Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей.

«Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова

Работа по созданию 4-томного « Толкового словаря русского языка» велась под руководством Д. Н. Ушакова с 19 34 по 1940 год. В его составлении принимали участие такие крупные учёные, как В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский. Новый словарь восполнял существенный пробел в описании развития русского языка в бурной первой трети XX века . Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей.


«Школьный толковый словарь русского языка»

«Школьный толковый словарь русского языка»

«Школьный толковый словарь русского языка» предназначен для учащихся средней школы.

В нём раскрываются значения слов, приводятся грамматические формы, присущие этим словам, даётся морфемное членение слов, сообщаются сведения о правописании, произношении и образовании слов


«Толковый словарь русского языка»      С.И. Ожегова Однотомный толковый словарь русского языка, созданный в 1949 году известным советским лингвистом С.И. Ожеговым на основе «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова. В 1972 году под редакцией Н.Ю.Шведовой выходит 9-ое издание. Объем словаря увеличивается с 57 000 до 70 000 слов. В 1992 году словарь впервые был опубликован с именами двух соавторов: С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой .

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова

Однотомный толковый словарь русского языка, созданный в 1949 году известным советским лингвистом С.И. Ожеговым на основе «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова. В 1972 году под редакцией Н.Ю.Шведовой выходит 9-ое издание. Объем словаря увеличивается с 57 000 до 70 000 слов. В 1992 году словарь впервые был опубликован с именами двух соавторов: С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой .