Тексты для изложений. 6класс

Тексты для изложений  6 класс

 НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Однажды хозяйка уехала по делам и забыла, что у нее на кухне осталась кошка. А у кошки были три котенка, которых надо было кормить. Вот кошка проголодалась и стала искать что-нибудь съестное. А на кухне никакой еды не было. Тогда кошка вышла в коридор. Но и в коридоре она тоже ничего хорошего не нашла. Тогда кошка подошла к одной комнате и почуяла через дверь, что там чем-то вкусным пахнет. Кошка стала лапкой открывать дверь. А в этой комнате жила соседка, которая ужасно боялась воров. Она сидела у окна, кушала пирожки и дрожала от страха. И вдруг она видит, что дверь в ее комнату тихонько открывается. Соседка пугается и говорит:

— Ой, кто там? Но никто не отвечает. Соседка подумала, что это воры, открыла окно и выпрыгнула во двор. И хорошо, что она жила на первом этаже. Иначе она сломала бы себе ногу или еще что-нибудь. А так она только немножко ушиблась и расквасила себе нос. Соседка побежала звать дворника, а кошка тем временем открыла лапкой дверь, нашла на окне четыре пирожка, съела их и снова пошла на кухню к своим, котятам. Вот приходит дворник с соседкой и видит, что никого в квартире нет. Дворник рассердился и ущел. А соседка села у окна и снова хотела заняться пирожками. И вдруг видит, что никаких пирожков нет. Она подумала, что это она сама их съела и от страха позабыла. И тогда она легла спать голодная. А утром приехала хозяйка и опять стала вовремя кормить кошку. (По М. Зощенко)

 МАЛЬЧИК И ПТИЧКА

Один мальчик гулял в лесу и нашел гнездышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики и пищали. Они ждали, когда мама прилетит и покормит их червячками и мушками. Мальчик обрадовался, что нашел таких славных птенчиков. Он хотел взять одного и принести его домой. Только он протянул к птенчикам руку, как вдруг с дерева камнем упала к его ногам птичка. Упала и лежит в траве. Мальчик хотел схватить птичку, но она немножко попрыгала по земле и отбежала в сторону. Тогда мальчик побежал за ней. Он подумал, что птичка ушибла себе крыло и поэтому летать не может. Только мальчик подошел к птичке, а она снова запрыгала по земле и немножко отбежала. Мальчик опять за ней. Птичка вспорхнула и снова села в траву. Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку. Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела. Мальчик рассердился на птичку и пошел скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика. И он понял, что потерял то место, где было гнездышко. Тогда мальчик догадался, что птичка нарочно упала с дерева и бегала по земле, чтобы подальше увести его от гнездышка. Так мальчик и не нашел птенчика. Он собрал немножко лесной земляники и пошел домой. (По М. Зощенко)

МЕДВЕДЬ-РЫБАК

В прошлом году я весну встречал на Камчатке. Там увидел я однажды медведя-рыбака. Сидит в реке здоровенный медведь. Сидит по горло в воде, только голова сухая из воды торчит, как пень. Башка у него громадная, мохнатая, с мокрой бородой. Он ее то на один бок наклонит, то на другой: рыбу высматривает. И вдруг что-то лапами стал в воде хватать. Вижу — достает рыбу-горбушу. Прикусил он горбушу и сел на нее. Зачем это он, я думаю, на рыбу-то сел? Сел и сидит в воде на рыбе. Да еще и проверяет лапами: тут ли, под ним ли? Вот плывет мимо вторая рыба, и ее медведь поймал. Прикусил и тоже на нее садится. А когда садился, опять, конечно, привстал. И первую рыбу течением из-под него утащило. Мне-то сверху все видно, как эта горбуша покатилась по дну. А медведь как рявкнет! Потерялась рыба. Ах ты! Непонятно ему, бедняге, что такое с его запасом делается, куда он девается. Посидит, посидит, да и пощупает лапой под собой: тут ли рыба, не убежала ли? А как схватит новую, опять я вижу, что старая выкатилась из-под него, и ищи-свищи! Ведь, на самом деле, обида какая: теряется рыба, и все тут! Долго-долго сидел он на рыбе, ворчал, даже пропустил две рыбины, не решился ловить; я видел, как они проплыли мимо. Потом опять подцепил лапой горбушу. И опять все по-старому: нет прежней рыбы. Я лежу на берегу, хочется мне посмеяться, а смеяться нельзя. Попробуй-ка посмейся! Тут тебя медведь со злости съест вместе с пуговицами. Громадную сонную рыбину натащило течение прямо на медведя. Сгреб он ее, кладет под себя… Ну, конечно, под ним пусто. Тут медведь так обиделся, что заревел во всю мочь, прямо как паровоз. Поднялся на дыбы, лапами бьет по воде. Ревет, захлебывается. Вылез из воды, отряхнулся и ушел в лес. А рыбу опять потащило течение. (По Е. Чарушину)

Изложение. (6 класс)

Лечение китов

В Калифорнии на океанологической станции находилось множество китов. Во Время эпидемии гриппа они тоже заболели. Киты очень страдали, но не хотели принимать лекарства. Животные потеряли жизнерадостность, отказывались от пищи, худели. Врачи боялись, что киты погибнут. Морские гиганты не умели пить микстуру из ложечки, они не соглашались ждать, когда врач поставит им горчичник. Киты не хотели подплывать к медсестре, которая держала в руках шприц с лекарством. Не желали они и глотать таблетки.

Врачи растерялись, потому что не знали, как вылечить китов. Но скоро выход нашелся. Сотрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок, которые любят поедать киты. Киты поглощали лекарство с огромным удовольствием.

Скоро животные стали выздоравливать.

Работа над текстом.

Предварительные упражнения.

Объяснить смысл слов: эпидемия, микстура, горчичник, шприц.Составить с ними предложения.

Повторить правописание частицы НЕ с глаголами.

Вспомнить знаки препинания в сложном предложении.

Дополнить предложения:

Они не знали, когда…

Мы подошли к дому, который …..

Мы вспомнили …., потому что ……., как ……

Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.

Работа на уроке.

  1. Чтение текста.

  2. Беседы по тексту

Кто такие киты, где они живут?

Где находится Калифорния?

Что такое океанологическая станция?

Что произошло с китами?

Почему они не хотели принимать лекарства?

Что придумали врачи?

Помогло ли такое лечение?

К какому стилю речи относится этот текст? Как автор называет китов? (Морские гиганты) Почему ?

  1. Составление плана

Примерный план.

  1. Киты заболели гриппом.

  2. Они отказывались от лекарств.

  3. Врачи нашли выход.

  4. Животные спасены.

4.Повторное чтение текста

Подборка текстов для изложений по русскому языку в 6 классе

Обучающее сжатое изложение

Собиратель русских слов.

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем — врача, был известен и как автор множество сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.

Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык. Умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.

Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц.

Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.

Сжатое изложение

Заботливая канарейка

Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.

Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.

Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…

К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями

Подробное изложение по заданному плану.

Дамка-кормилица.

Измученного голодного детёныша косули подобрали пограничники.

Козлёнку требовалась кормилица. А где её найти? Кто-то указал на Дамку – охотничью собаку, у которой были щенята.

Дамка сердито встретила подкидыша. Собака скалила зубы и рычала. Во время кормления люди крепко держали собаку, а малыш сосал молоко. Но скоро Дамка приняла козлёнка в собачью семью.

Козлёнок охотно принимал участие в щенячьих играх. Вместо козьего с удовольствием пил собачье молоко. Так детёныш косули вырос в семье охотничьей собаки Дамки.

План.

1.Маленький сирота.

2. Поиски кормилицы.

3. Примет ли Дамка подкидыша?

4. Неприятное знакомство.5. В собачьей семье.

Изложение с элементами сочинения.

Однажды во время сильной грозы в пассажирское судно , находящееся в Атлантическом океане, попала молния. На корабле начался пожар. Пассажиров охватила паника. Все бросились на палубу, каждому хотелось первому сесть в спасательную шлюпку.

Выскочившая из каюты маленькая дочь капитана в недоумении смотрела на обезумевшую толпу. Она никак не могла понять, почему эти люди так неистовствуют. Она громко и спокойно сказала: «Да успокойтесь же! Папа уже туда отправился и начал тушить огонь!»

Огонь ведь можно потушить. О такой возможности никто даже и не подумал. Все готовились бежать с корабля. Только слова ребёнка заставили взрослых опомниться и бежать тушить пожар, с которым экипажу вряд ли удалось бы справиться. Но помощь сотни добровольных рук значительно облегчила это трудное дело. Спокойная уверенность маленькой девочки совершила настоящее чудо.

Ответьте на вопрос: Как маленькой девочке удалось совершить чудо?

Контрольное выборочное изложение.

Шутка Ван Дейка.

Однажды к знаменитому нидерландскому художнику Франциску Гальсу приехал двадцатидвухлетний Ван Дейк.

В лицо они друг друга не звали, и это дало возможность Ван Дейку сыграть со своим старшим коллегой шутку. Он притворился богатым иностранцем и высказал желание, чтобы Гальс написал его портрет. При этом он прибавил , что у него свободного времени всего два-три часа.

Гальс с обычным своим мрачным видом принялся за работу и закончил её даже ранее обычного срока. Заказчик остался очень доволен качеством работы, но ни сколько не был удивлён той необыкновенной быстротой, с которой работал художник.

Улыбаясь, он прибавил: « Живопись, кажется, искусство более лёгкое, чем я мог предполагать. Мне интересно было бы посмотреть, что я смог бы сделать, поменявшись с вами ролями.

Сказано-сделано. Франциск Гальс сразу заметил, что таинственный иностранец прекрасно владеет кистью. Когда портрет был готов ещё даже скорее первого , Гальс кинулся к своему гостю и воскликнул: «Сделать это мог только Ван Дейк или сам сатана!»

Изложение повествовательного характера с изменением лица.

Цветок-огонёк.

Много лет прошло с тех пор , а люди помнят эту красивую легенду.

Провожала девица Лада из Путивля-города жениха на сечу. Горели костры, и гремел звон набатный повсюду, а Лада всё никак не могла от суженого оторваться. «Я вернусь к тебе»,- говорил ей жених.

Ушёл в поход храбрый русич и домой не воротился. Сложил буйну голову на краю степи половецкой. А Лада всё ждала его, и светился огонёк в её окошке.

Состарилась Лада, умерла, а огонёк заветный в красивый цветок превратился. Цветок, о котором сложена легенда, называют огоньком. Ещё его зовут бальзамин. Как он забрёл в наши края из Африки, сейчас уже никто не помнит.

Многим светил в ночи этот удивительный цветок-огонёк.

Сжатое изложение

Прекрасное мгновенье.

Летний день погас. На баскетбольной площадке в парке вспыхнули яркие лампы. Десятки людей стекаются к ней со всех сторон. Может быть, особо интересный матч и здесь собираются болельщики? Где же тогда игроки?

Между тем люди заняли всю площадку. Они плотно окружили подставку с высоким, более двух метров, растением. Его ветки усыпаны крупными бутонами. Совсем стемнело. И вот верхняя бледно-розовая кожица одного бутона раскололась, сдвинулась, из-за неё проглянули и развернулись трепещущие нежные лепестки. Не прошло и часа, как цветок открылся пушистым, словно снежным, шарм. Почти одновременно на соседних ветках среди плотных полуметровых листьев забелели и другие цветки — их около двадцати. Лепестки развернулись как живые, приоткрыв щёточки тычинок.

Это цветок таньхуа. Он цветет один раз в год и успевает распуститься и увянуть в течении пяти-шести часов. Его разводят во многих парках Китая. В эту летнюю ночь сотни людей приходят полюбоваться этим редким и красивым зрелищем.

Сжатое изложение с элементами сочинения

Сыновья.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот и говорит одна женщина другой:

-Мой сыночек ловок да силён, никто с ним не сладит.

-А мой поёт, как соловей,- говорит другая.

А третья молчит.

-Что же ты про своего сына не скажешь?- спрашивают её соседки.

-Ничего в нём особенного нету,- отвечает им женщина.

Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, другой песню поёт, соловьём заливается. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:

-Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? Я только одного сына вижу!- ответил им старик.

Согласны ли вы со старичком? Выскажите своё мнение.

Сборник текстов для изложений (5

Государственное
бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение

для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья

общеобразовательная
школа-интернат VIII вида

станицы
Крыловской Краснодарского края

Составила Алёхина Таисия
Александровна,

учитель письма и
развития речи

ст.Крыловская

2012 г.

***

В белых
сугробах мягкого снега стоит пушистая
ёлка. Наверху горит звезда, на ветках
качаются игрушки.

Вокруг
прыгают, бегают, играют, танцуют зайчики,
белочки, лисички. Это ребята нарядились
в костюмы.

У ёлки
стоит Дед Мороз: большой, в красной шубе,
в меховой шапке, в белых валенках, с
палкой в руке. Он очень понравился
ребятам. (51 слово).

( По
Н. Калининой
)

  1. О чем идет речь в рассказе? Опишите
    ёлку.

  2. 2. Как вы понимаете выражение горит
    звезда
    ? Какими словами мы можем
    заменить слово горит? (Сияет,
    искрится
    ). В какие костюмы нарядились
    дети? Как передается радость детей?
    (…вокруг прыгают, бегают, играют…)
    Кто стоит у ёлки? Как одет Дед Мороз?
    Почему Дед Мороз понравился ребятам?

  3. Подумайте, на какие три части можно
    разделить рассказ. О чем идет речь в
    первой части? Как мы ее озаглавим?
    («Нарядная ёлка».) о ком говорится во
    второй части? В третьей? Как мы их
    озаглавим? («Веселье у елки». «Дед
    Мороз».) К какому празднику мы наряжаем
    елку? Как можно озаглавить рассказ?

Синичка.

Была холодная зима. К окну
прилетела синичка. Ей было холодно. У
окна стояли дети. Им стало жаль синичку.
Они открыли форточку. Синичка влетела
в комнату.

Птичка была голодна. Она стала
клевать хлебные крошки на столе. Всю
зиму жила синичка у детей. Весной ребята
выпустили её на волю.

(47 слов).

( из «Спутника
букваря»)

  1. Почему синичка прилетела к окну?
    Как поступили дети? Почему? Как вела
    себя синичка? Долго ли жила она у детей?
    Почему дети выпустили синичку весной?
    Правильно ли они поступили?

На
какие три части можно разделить текст?
Подумайте, как озаглавить каждую часть.
(«Синичке холодно». «Выручили дети».
«На волю».) Озаглавьте рассказ.

(«Синичка».
«Заботливые дети». «Друзья птиц».)

  1. К словам стояли, влетели подберите
    слова, противоположные по смыслу.

Воробьиный
термометр.

У меня
птицы не бездельничают. Воробьи у меня
температуру показывают. Как термометры.
Утром только взгляну в окно на кормушку
– и уже знаю, тепло на улице или холодно.

Если
воробьи гладенькие и поджарые, значит,
тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные,
словно надутые шарики, значит, мороз
трескучий, береги уши и нос! И хоть бы
когда подвели меня воробьишки. (58
слов.)

(
Н.Сладков)

  1. Почему рассказ назван «Воробьиный
    термометр»?

Сколько
частей в рассказе? Как вы озаглавите
вторую часть? («Воробьишки не подвели»)

  1. Как вы понимаете слова поджарый (
    синонимы: сухощавый, худой), взъерошенные
    (синонимы: взлохмаченный,
    лохматый)?

Волшебные краски.

В
ночь под Новый год Дед Мороз подарил
одному очень доброму мальчику краски.

_
Только это, мой друг, простые краски. Но
они могут стать волшебными, если ты
этого очень захочешь.

Добрый мальчик достал кисть и
принялся рисовать.

Прошло много лет. Мальчик стал
настоящим художником.

Люди смотрели на его картины,
радовались и восхищались.

-Какие чудесные картины. Какие
волшебные краски!- говорили они, хотя
краски были самые обыкновенные. Просто
к ним прикоснулись руки трудолюбивого,
настойчивого человека. (72 слова.)

(По Е.Пермяку.)

  1. Что подарил Дед Мороз доброму
    мальчику? Что он сказал при этом? Как
    рисовал мальчик? Кем он стал? Почему
    краски казались волшебными? Что помогло
    мальчику стать настоящим художником?
    Как об этом говорится в рассказе?

  2. На сколько частей можно разделить
    рассказ? О чем говорится в первой части?
    Озаглавьте её. («Подарок»). Как вы
    озаглавите вторую и третью части?
    («Настоящий художник». «Волшебные
    краски».)

Март.

Ещё вчера снежный ковер был белым
и пушистым. Только слепящие лучи
мартовского солнца напоминали о весне.

Сегодня снег потемнел, стал
тяжелым от воды. Побежали ручейки. Они
не журчат пока по-весеннему, громко. По
ночам морозу иногда удается остановить
их бег.

Посветлел лес. Он стал воздушным
и прозрачным. Прилетели грачи, важно
расхаживают по проталинам. Не сегодня-завтра
запоют за окном синицы. Будит весна
природу. (62 слова.)

(Из
журнала «Юный натуралист»
)

  1. Какие признаки весны описаны в
    рассказе? Какие изменения произошли
    со снегом? Что говорится о ручейках?
    Как изменился лес? Как ведут себя
    прилетевшие грачи?

Подумайте,
на какие три части можно разделить
рассказ.

2. Почему лучи
мартовского солнца названы слепящими?
Сопоставьте слова слепой и слепящий.
(Слепящий – Яркий, ослепительный.)
Что означает слово пушистый? (Легкий,
как пух.)

Какое слово, противоположное по
значению, употребляется для описания
тающего снега? (Тяжелый.) Почему лес
стал воздушным и прозрачным? Что означает
слово воздушный? (Легкий.) Есть ли
разница в значении слов расхаживают
и ходят? ( Расхаживают
в данном тексте важно ходить,
прохаживаться уверенно, чувствуя себя
хозяином.)

Обратить внимание детей на слова,
которые связывают части текста и
указывают на временную последовательность
событий ( вчера, сегодня, не сегодня-завтра).

Сила не право.

Прибежал Миша в сад, выхватил у
своей маленькой сестры Тани куклу и
поскакал с куклой по саду верхом на
палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат
Серёжа. Серёже показалось весело возить
куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и
лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а
отец сидел у окна и всё видел.

(57 слов.)

(К.Ушинский.)

1. Почему
плакала Таня? Что сделал старший брат
Серёжа? Как он должен был поступить? А
как бы вы поступили на месте Серёжи? О
чем говорится в конце рассказа? Как вы
думаете, что сказал Мише отец? Почему
неправы оба мальчика?

Почему
у рассказа такое название? На какие три
части можно разделить рассказ?

2. Назовите
слова, которыми можно заменить слово
отнял
? (Отобрал, выхватил, вырвал.)
Можно ли употребить вместо слова отнял
слово взял, Вместо выражения поскакал
с куклой по саду – побежал с куклой по
саду
?

***

Мальчик осенью хотел разорить
прилепленное под крышей гнездо ласточки.


Не разоряй гнезда,- сказал мальчику
отец.- Весной ласточка опять прилетит.

Прошла зима. В конце апреля пара
острокрылых, красивеньких птичек
прилетела и стала носиться вокруг
старого гнёздышка. Работа закипела –
и скоро гнёздышко было отделано заново.

А
недели через три из гнезда стали
выглядывать крошечные головки. Как рад
был теперь мальчик, что не разорил
гнёздышка! (62 слова.)

(По К.Ушинскому.)

  1. Что хотел сделать мальчик осенью?
    Как отнесся к этому отец? Как вели себя
    ласточки, вернувшись к старому гнезду?
    Чему радовался мальчик? Как понять
    выражение работа закипела?

Озаглавьте
рассказ. На сколько частей его можно
разделить? О ком рассказывается в первой
части? Как назвать эту часть? (Такая же
работа проводится и с остальными тремя
частями.)

  1. Сравните слова: сделано – отделано
    – переделано.
    Почему здесь подходит
    слово

отделано?

***

Мама
высыпала на тарелку печенье. Бабушка
весело зазвенела чашками. Вова и Миша
уселись за стол.

Они выгребли всё печенье на стол
и разложили его на две кучки. Бабушка
подала чай. Кучки печенья быстро
уменьшались.


Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.


Угу!- отзывался Вова. Мама и бабушка
молчали.

Когда всё печенье было съедено,
Вова глубоко вздохнул, похлопал себя
по животу и вылез из-за стола. Миша доел
последний кусочек и посмотрел на маму
– она мешала ложечкой неначатый чай.
Он посмотрел на бабушку – она жевала
корочку хлеба. (82 слова.)

(По В.Осеевой.)

  1. Как вели себя за столом Вова и Миша?
    Можно ли сказать, что мальчики внимательные
    и заботливые? Почему? Что вам не
    понравилось в поведении детей? Разделите
    рассказ на части. Озаглавьте их.
    Подумайте, как бы вы озаглавили рассказ.

  2. Какие слова, отвечающие на вопрос
    ч т о с д е л а л и? или ч т о с д е л а л?,
    характеризуют поведение Вовы и Миши?
    (Уселись, выгребли, похлопал, вылез
    из-за стола
    )

Подберите
к словам последний, посмотрел близкие
по значению. (Оставшийся,
поглядел, взглянул.
)

***

Вася
и Ваня решили стать строителями. Большие
дома решили строить. Но это ещё не скоро
будет. А строить хочется.

Вот и решили два товарища с
маленьких домов начинать. С птичьих
домиков. А строить их непросто. Скворцы
– птицы разборчивые: не во всяком доме
живут.

Знают это Вася и Ваня. Доски
отстругивают гладко. Сколачивают их
плотно, чтобы ни одной щели не осталось.
И гвозди аккуратно вби-

вают.
Сразу видно – хорошие строители вырастут
из этих ребят.

(73 слова)

(По Е.Пермяку.)

1. Кем решили стать Вася и Ваня? Почему
они решили мастерить птичьи домики?
Просто ли строить домики для скворцов?
Как делали ребята скворечники? Какие
строители вырастут из Васи и Вани? Как
лучше озаглавить рассказ? («Птичьи
домики», «Настоящие строители»,
«Мастера».) Разделите рассказ на три
части. Подберите к каждой части заглавие,
используя слова текста. («Строить
хочется»,

«Скворцы
– птицы разборчивые», «Хорошие строители
вырастут».)

От каких слов образованы слова строитель
и скворечник?

О временах года.

А
времена года тоже ходят в гости. Вы
замечали это? То летом вдруг холод. То
зимой вдруг тает снег.

А
сколько раз весной бывает мороз! Или
осенью стоят теплые деньки, как летом.
Случайно ли так получается? Нет. Просто
времена года ходят в гости. Не на других
посмотреть, а себя показать. (50 слов.)

(По В.Хмельницкому.)

  1. Прочтите заглавие текста. Как вы
    думаете, о чем будет текст? Прочитайте
    текст. Подтвердились ли ваши предположения?

  2. Как вы понимаете выражение «ходить
    в гости
    »? почему автор текста думает,
    что времена года ходят друг к другу в
    гости?

Тексты изложений о природе для обучающихся 5-10 (6-11) классов школ для детей с ОВЗ (с нарушениями слуха)

hello_html_5a7c36c4.gif

О мире природы

для 5-10 (6-11) классов

коррекционных школ 1, 2 вида

Тексты для изложений

Подготовила: Ожгибесова О.И., учитель русского языка и литературы

Умный ёжик.

Однажды я шёл по садовой дорожке и наткнулся на ежа. Ёжик не двигался с места. Я взял ёжика и отнёс в густой малинник. Но через некоторое время ёж снова появился на дорожке. Я опять понёс его в малинник.

Через некоторое время зверёк снова показался на садовой дорожке. Я внимательно оглядел его. На спине у ежа я заметил глубокую рану. Я осторожно взял его и принёс домой. Дома промыл рану, смазал её йодом. Ёж лежал спокойно. После лечения он с удовольствием полакал молока из миски, оглядел комнату. Ёжик тихо отправился к двери, а затем в знакомый малинник.

(96 слов)

http://s47.radikal.ru/i115/1107/a5/73ab7e1a2298.jpg

Шустрый котёнок.

У нас была кошка Мурка. Спала она на мягкой подстилке в большой корзине.

Однажды я с удивлением заметил, что рядом с Муркой лежит слепой котенок с белым пятном на шее. Слабый, беспомощный, он вздрагивал во сне. Я кормил котёнка молоком.

Через несколько дней он стал смотреть. Я осторожно поставил его на пол. Раскинув лапки и обнюхивая пол, котёнок сделал первый робкий шаг и поднял тонкий мохнатый хвостик. Кошка Мурка облизывала котёнка и учила его ловить мышей.

А через месяц котёнка невозможно было узнать. Он стал весёлым и целыми днями носился по комнате. Мама сказала, что котёнок шустрый.

(97 слов)http://namonitore.ru/uploads/catalog/animals/koshka_i_kotenok_600.jpg

Ребята спасли сено.

Был конец сентября. Дни стояли тёплые. Дождей давно не было. Около деревни мальчишки играли в футбол.

Вдруг Петя увидел, что в поле горит сено. Он сказал ребятам. Юра попросил Лёню сбегать в деревню и позвать людей.

Лёня прибежал в деревню и стал громко кричать, что горит сено. Юра и другие ребята побежали в поле , где был пожар. Воды близко не было. Ветер был сильный. Искры летели во все стороны. Могли загореться другие стога.

Юра сказал, что надо быстро тушить пожар. Мальчики сняли свои пиджаки и куртки и стали сбивать огонь .

Скоро прибежали люди и помогли ребятам потушить пожар.

(100 слов)

http://www.magiclands.ru/st/user/aaa/078/0s5m.jpeg

Как живёт белка зимой.

К зиме белка делает себе запасы из орехов, желудей и разных других лакомств. Она складывает их в дупло или под корни деревьев, под камни и в другие укромные уголки. Она умеет даже сушить себе про запас грибы. Белка ловко их накалывает на острые концы веток. Питается она и древесными почками. Обгрызает кору у молоденьких деревьев.

Во время сильных морозов или вьюг белка укрывается в дупле и спит там целыми днями. Пушистый хвост служит ей тёплым одеялом.

Умеет белка разорять чужие гнёзда. Особенно страдают от неё полезные лесные птички. Но и сама прыгунья часто попадает на зубок и в когти разных хищников.

(101 слово) http://igraem-s-mamoi.ru/wp-content/uploads/2012/02/belka-v-duple.jpg

Вороны.

У нас в доме жил толстый, ленивый кот. Сам он мышей не ловил, но любил играть с ними.

Однажды в ловушку попалась большая мышь. Её отдали коту. Он выбежал во двор и стал играть со своей добычей.

Вдруг неподалёку опустились две вороны. Они вытянули шеи, распушили перья и начали осторожно приближаться к коту. Тот мигом насторожился и приготовился к прыжку. Он лежал совсем неподвижно. Только кончик его хвоста слегка шевелился. Тогда одна из ворон внезапно подскочила ближе, цапнула кота за хвост и взлетела. Кот перекувыркнулся и бросился за птицей. В это время вторая ворона схватила мышь и полетела прочь. Вот какие смышлёные и дерзкие птицы!

(105 слов)http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/363/71363125_1240605216_stolentowerravens.jpg

Почему радуга разноцветная?

У радуги праздничный вид, как будто она специально нарядилась по поводу праздника. Для неё праздник-это встреча солнца и дождя. Ведь солнце и дождь редко встречаются. Когда идёт дождь, солнце прячется в тучах. А когда появляется солнце, дождь уже прошёл.

Но иногда они встречаются, солнце и дождь. И тогда солнечные лучи падают на плотную завесу дождя и так удивительно изменяются в дождевых каплях, что уже не узнаешь ни дождевых капель, ни солнечных лучей.

В это время на небе появляется на небе разноцветная радуга-дуга, которая светится радостью от этой необыкновенной встречи. Она радуется и за солнце, и за дождь — она радуется за всех. И её называют радугой.

(105 слов)http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//fotodes.ru/upload/img1346691188.jpg&mb=imgdb_preview_101

Кто сажает лес?

За рекой росли стройные ели. Но вот среди лесных красавиц появились дубки. Они были очень маленькие. Три листочка торчали из земли. Дубы рядом не растут. Ветер жёлуди не принесёт. Они тяжелы для него. Кто сажает дубки? Долго я не мог разгадать. Раз шёл я по тропинке. Вдруг заметил сойку. Низко летела птица. Она подлетала то к одной ёлке, то к другой.E:\для уроков\кто сажает лес\сойка.jpg

Сойка что-то искала. Вот она села на трухлявый пень и что-то спрятала. Птица осмотрелась по сторонам и полетела к опушке леса. Я подошёл к пню. Между деревьями лежали два жёлудя. Сойка прятала их на зиму. Я узнал тайну. Так вот кто сажает молодые дубки около ёлок. Сойка спрячет жёлудь и забудет. И он прорастёт.

(115 слов)

E:\для уроков\кто сажает лес\дуб.jpg

E:\для уроков\кто сажает лес\жёлудь.jpeg

Пушок.

В доме у нас жил ёжик. Он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Голодный Пушок гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал с собой Пушка гулять в саду. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток.

Зимой я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся ёжик, заберётся под печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает , лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и не разу на улице не был.

(123 слова)

http://hedgehog-home.my1.ru/_nw/0/49187.jpg

Муравьи.

Известно, насколько разнообразны виды муравьёв. Крупные рыжие лесные муравьи очень сильно отличаются от маленьких чёрных муравьишек-сладкоежек, частенько забирающихся в сахарницу в лесном нашем домике. Учёные насчитывают на земле тысячи видов муравьёв. Все они живут многочисленными обществами. Самые крупные из муравьёв достигают размера трёх сантиметров.http://www.naturelifepark.com/news/foto/big/41_Ants.jpg

Наши лесные муравьи очень полезны. Они разрыхляют почву, уничтожают вредителей леса и производят большую санитарную работу, убирая останки умерших животных и птиц.

Нет, пожалуй, таких людей, которые не видели бы муравьёв. Но об их сложной общественной жизни далеко не всё известно. Учёные, изучающие муравьёв, до сих пор не знают, каким образом сговариваются между собой муравьи, слаженно перетаскивающие тяжёлые, во много раз превосходящие их собственный вес предметы, как удаётся им сохранить постоянную температуру внутри муравейника. Много тайн ещё не раскрыто в жизни муравьиных колоний.http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/651/58651486_1273044749_Muraveynik.jpg

(128 слов)

Волшебные превращения.

Ель — чудесное дерево. Оно даёт нам бумагу, вискозу. Одна тонна еловых опилок помогает сберечь тонну картофеля. Из отходов ели получают технический спирт, из древесины и смолы – канифоль, скипидар, ацетон, глицерин, лаки, кормовые дрожжи.http://www.pitersad.ru/pic/con1.jpg

Хвоя богата витаминами, а семена содержат до тридцати процентов масла. Ели – любимое блюдо лесных обитателей: белок, клестов, дятлов.

Хвойный лес насыщает воздух летучими веществами, которые убивают вредные бактерии.

Еловая древесина, лёгкая, певучая, идёт на изготовление музыкальных инструментов, мебели. А какие чудесные еловые дома! Прямо сказочные!

Мне приходилось бывать в домах, где буквально всё из ели: стены, потолок, пол, перегородки и даже некоторая посуда-блинная кадочка, кадушечка-квашня для теста. Человеку тут легко дышится, здесь приятно пахнет. Хозяева же мне говорили:

— Зимой в еловой избе тепло, летом не жарко и всегда пахнет хвоей.http://www.drevcom.ru/img/ce-1347871098.jpg

Вот вам и ёлочка, лесная снегурочка!

(132 слова)

Ворона спасла цыплёнка.

Однажды мальчик увидел курицу с цыплятами. Она разгребала лапами мягкую землю, находила червячков и раздавала их своим малышам. Все мирно гуляли на зелёной травке, обнесённой забором.http://vsyako-razno.ru/uploads/posts/1204574453_egg_development_20.jpg

Вдруг один цыплёнок пролез в дырку за забор. Он там стал бегать и жалобно пищать. А тут недалеко оказалась соседская кошка. Увидев цыплёнка, она стала подкрадываться к бедному цыплёнку. Она даже подёргивала кончиком хвоста от предвкушения вкусного завтрака.http://www.dezinfo.net/images4/image/09.2012/not_impressed_cat/not_impressed_cat_01.jpg

В это время прилетела ворона и села на заборе. Она внимательно стала наблюдать за крадущейся кошкой и за цыплёнком. В один момент она сорвалась с забора и с резким карканьем кинулась на кошку. Та испугалась, бросила цыплёнка и побежала. За ней вдогонку полетела ворона.http://st-roll.ru/wp-content/uploads/2012/02/DSC01746.jpg

В это время бедный цыплёнок нашёл дырку в заборе и вернулся к цыплятам. Курица подбежала и закрыла его своим крылом. Так ворона спасла цыплёнка.

(132 слова)

Встреча со змеёй.

Ранним июльским утром я пошёл в лес по ягоды. В тенистом бору стоял густой полумрак. Я вышел на поляну и лёг в душистую траву.

Моё внимание привлёк зелёный кузнечик. Он сидел на травинке и звонко стрекотал. Но кузнечик высоко подпрыгнул и пропал. Что-то спугнуло его.

У большого пня лежала змея. Вдруг она зло зашипела и стала быстро–быстро разворачивать длинное чешуйчатое тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. В раскрытой пасти были видны острые, как иглы, зубы. Маленькие агатовые крупинки глаз ярко сверкали.

Я попятился. Змея заскользила по траве. В ужасе я бросился в сторону и попал в огромный муравейник. Кое-как я выбрался из него и взглянул на змею. Преследуя меня, гадюка тоже попала в муравейник. Извиваясь от укусов, она неистово шипела.

Я не мог удержаться от смеха: «Ай да муравейчики! Здорово заступились за меня!»

(135 слов)

http://mam.at.ua/_ph/55/2/646425139.jpg

Кошки.

Настала зима, и море замёрзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружьё. Вот я зарядил ружьё и пошёл по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики.

Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда. Присел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, увидел: в глубине два глаза светятся.

Что, думаю, за зверь такой завёлся? Я сорвал хворостинку – и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился. Фу-ты! Да это кошка! Так вот куда кошки из города переехали!

Я стал звать:

— Кис-кис! Кисонька! – и просунул руку в нору.

А кисонька как заурчит, да таким зверем, что я и руку отдёрнул. Ну тебя, какая ты злая!

Я пошёл дальше и увидел, что много кошачьих нор раскопано. Это кошки пришли из города, раскопали кроличьи норы пошире, кроликов выгнали и стали жить по-дикому!

(149 слов)

http://www.animalsprotectiontribune.ru/Riscathistory2.JPG

Белочка.

Шёл лесной дорогой лесник Геннадий Анатольевич к своему другу леснику. Как всегда, с ружьём. На то он и страж лесной. Шёл не спеша, поглядывая по сторонам, то и дело останавливаясь. И вот во время одной такой остановки молоденькая белочка ловко спустилась по золотистому стволу сосны и вскочила на его правую руку. Потом пробежала по спине лесника и присела на левой руке. Лесник почувствовал, как трепетно билось маленькое сердечко зверька. Ясно, что белочка встревожена и испугана, вроде как защиты просит.http://fedpress.ru/sites/fedpress/files/didenko/news/belka.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/99/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpg

Удивился лесник, ничего понять не может. Что же случилось? Вдруг видит: в трёх шагах куница-злодейка на сучке замерла. Сердито на него смотрит. Как видно, недовольна, что добыча её ускользает.

Молоденькая белочка ушла буквально из когтей хищника: на одной лапке белочки лесник увидел небольшую свежую ранку, из которой сочилась кровь.http://vospitatel.com.ua/images/kunitsa.jpg

Лесник взял с собой белочку, и она несколько дней гостила в его доме, забавляя всех своими шалостями и проказами. Ранка зажила, и белочка убежала.

(153 слова)

Трусливый волк.

Нередко на охоту волки отправляются стаей. Почуяв лай собак, они идут и на домашний огонёк, один справа, другой слева, а в промежутке третий. Этот то наступает, то отходит, заманивая в ловушку доверчивого пса.

Но встречаются и одиночки. Это волки отшельники, хитрые бродяги, поднаторевшие в разбойничьих уловках. Как и все воры, они трусы.

В тот день лесник объезжал лес не один. С ним был гость. Ехали они на повозке. Потом лесник осматривал деревья, а гость сидел на повозке, ожидая хозяина. Пёс гонял в лесу какого-то зверя, хорошо был слышен его заливистый лай.

Вдруг лай собаки стал злым и тревожным. Лесник насторожился, прислушался и гость. Лай собаки с каждой минутой всё приближался.

Дальнейшее произошло быстро и неожиданно.

Матёрый волк выскочил на поляну. Озираясь по сторонам, он бросился в укрытие, которым оказалась повозка. Забравшись под неё, уселся между колёс, дрожит от страха, озирается, ожидая своего врага. Людей и лошадь перепуганный волк даже не заметил.

Трусливый волк всех насмешил.

(155 слов)

http://cs303906.userapi.com/v303906093/226e/LBo2bFrNv0Q.jpg

Черепашки.

Когда Вася принёс двух маленьких черепашек и в радостном возбуждении поведал матери о всех своих приключениях, она почему-то огорчилась, но не знала, ни что сказать, ни как поступить в этом случае. А раз так, лучше обождать и подумать: ведь дети – такие сложные и трудные люди…

— Да, да, — только и сказала она задумчиво и печально, — милые зверюшки.

Вася не заметил, как прошла вторая половина дня. Малыши были на редкость забавные, смешные и любознательные. Он оползали всю комнату, двигаясь кругами навстречу друг другу, и, споткнувшись, не сворачивали в сторону, а лезли друг на дружку, стукаясь панцирем о панцирь. Не в пример старой угрюмой Машке, они не стремились забиться в какой-нибудь потайной угол, а если и хоронились порой, то это выглядело как игра в прятки. И привередами они тоже не были: чем ни угощал их Вася — яблоками ли, картошкой, виноградом, молоком, котлетой, огурцом, — они всё поглощали с охотой и, тараща бусинки глаз, казалось просили ещё и ещё.

На ночь Вася уложил их в ящик с песком и поставил на виду, против изголовья своей кровати. Ложась спать, он сказал матери счастливым, усталым, полусонным голосом:

— Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!

(193 слова)

http://images03.olx.ru/ui/2/35/88/18732788_1.jpg

Золотой луг.

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я сзади.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой».

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые, и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

(199 слов)

http://4.bp.blogspot.com/-RAcdZTOA8_s/UDIgHrZrogI/AAAAAAAAADs/Yfl-wTh_U40/s1600/ras9.jpg

Коля и ворона.

Зимой я возвращался с охоты. Положив на плечо лыжи, я шёл по накатанной снежной дороге. Из школы, стоявшей на краю деревеньки, выбегали после занятий ребята. Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой деревенской широкой улицы. Я шёл следом, прислушиваясь к весёлым разговорам. На середине деревни, у колодца, ребята остановились.

Задрав головы, они стали смотреть на вершины высоких берёз, где сидели вороны. Кто-то снял шапку и стал махать ею над головой.

И вдруг одна из сидевших на вершине берёзы ворон взмахнув крыльями, стала тихо спускаться, села на плече мальчика, махавшего шапкой. Достав из сумок кусочки хлеба, ребята обступили мальчика и стали кормить ворону. Оставшиеся на берёзе вороны, наклонив головы, с удивлением смотрели на свою смелую товарку. С таким же удивлением смотрел и я на всё это. Подойдя, я стал расспрашивать. И вот что я узнал.

Минувшим летом Коля подобрал выпавшего из гнезда плохо летавшего воронёнка, принёс его домой. В сенях избы он устроил из палок небольшую загородку для воронёнка и стал его кормить. Воронёнок очень скоро привык к Коле, хорошо его узнавал, и всякий раз, когда Коля подходил к своему питомцу, тот радостно каркал и махал крыльями. Когда воронёнок подрос, Коля стал выпускать его на волю. Воронёнок неизменно к нему возвращался. Он влетал в открытое окно дома, съедал приготовленное для него угощение. Осенью воронёнок присоединился к другим воронам, но каждый раз, стоило только ему увидеть на улице Колю, слетал с дерева и, к великому удивлению других ворон, садился на его плечо.

(240 слов)http://img15.nnm.ru/f/0/0/6/f/7cb61616a3118911e20f7d97325.jpg

Лебединая верность.

Белоснежный лебедь упал в камыши, еще не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.

Его правое крыло безжизненно повисло. Браконьер лишил птицу самого дорогого — полета. Лебедь неподвижно лежал в камышах. Его подруга, белая лебедушка, волновалась. Птица издавала тревожный, гортанный крик. Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его перышки.

Я приплыл в залив рано утром. Лебедушка взлетела и стала тревожно кружиться. Решил обследовать камыши. Тут и нашел подбитую птицу.

Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. На другой день я снова появился на маленьком островке. Обошел его, убедился — хищников нет. «Как же вас назвать? — подумал. — Лебедь отныне будет Лотос, а лебедушка — Лилия».

Весь месяц плавал к лебединому острову. Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. Я знал, что Лотосу никогда не придется летать — крыло было перебито.

Пришла осень. Вместе с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. А в это время начался отлет птиц. В небе всю ночь слышались прощальные голоса. Лилия тревожно прислушивалась к ним.

На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далекие края. Лебедушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. Весь вид ее говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в теплые края. А нам и здесь неплохо».

А вскоре до меня донеслась лебединая песня. Ее пел красавец Лотос. Нет, это была не прощальная песня — гимн жизни!

(269 слов)http://www.stihi.ru/pics/2009/01/20/3786.jpg

АКУЛА.

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась: стало душно, и точно из топлёной печки несло на нас горячим воздухом из пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!», и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!», и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.

«Назад! Назад! Вернитесь! Акула!» — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам, но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и наконец со всех сторон раздался громкий радостный крик.hello_html_10f368f0.png

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

(374 слова)

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО ПИСЬМЕННОГО ИЗЛОЖЕНИЯ — Приложение — РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС — конспекты уроков — конспекти уроків російська мова — План уроку — Конспект уроку — Плани уроків

Приложение

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО ПИСЬМЕННОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

 

Подробное изложение

1. Манная каша

Мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине. Я пошлёпал её ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну невозможно есть! Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли.

Я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу.

В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась. Вдруг дверь открылась, и в комнату вошёл милиционер.

(90 сл.)                            (По В. Драгунскому)

 

2. Лепесток и цветок

В цветнике вырос красивый георгин. В цветке сорок два лепестка.

И вот один лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня цветок не цветок. Вот возьму и пойду!»

Поднатужился лепесток, вылез из цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике шиповника и смотрит, что будет делать цветок. А цветок улыбается солнцу, зовёт к себе пчёл.

Пошёл лепесток, встречает муравья. «Ты кто?» — спрашивает муравей. «Я лепесток. Самый главный. Без меня цветок не цветок». Удивился муравей: «Знаю лепесток в цветке, а без цветка — не знаю».

До вечера лепесток засох. А цветок цветёт. Цветок и без одного лепестка цветок, а лепесток без цветка — ничто.

(99 сл.)                              (По В. Сухомлинскому)

 

3. Переполох

Сидели мы однажды в столовой. Вдруг видим: с балкона входит Барсик, еле-еле идёт, весь в крови.

Папа вскочил, побежал за бинтом и ватой, а мама — за тёплой водой.

Взяли мы Барсика на руки. А он не сопротивляется, только тихонечко стонет. Мама его гладит по спинке, успокаивает. Папа окунул вату в тёплую воду, начал осторожно кровь с шерсти смывать. Провёл по грудке, глядит на вату. На ней что-то густое, красное, но не кровь.

А мама на балкон побежала и кричит оттуда: «Он всё варенье разлил!»

Мама утром варенье сварила, на балкон остудить поставила. Вот Барсик и полакомился, да перестарался.

(98 сл.)                                  (По Г. Скребицкому)

 

Краткое изложение

1. Луковица с радостью

Осенью папа привёз с юга большую луковицу и сказал: «В середине этой луковицы спрятана радость, дочка». Я удивилась. В такой некрасивой серой луковице — и вдруг радость.

Мама посадила мою луковицу в горшочек и поставила в темное место. Прошло много дней. Вдруг мама подаёт горшочек, а там остренький жёлтый торчок. Мама поставила горшочек на окно в ванной, накрыла росточек бумажным колпачком, а окно занавесила.

Цветок рос и рос. И вот раздвинулись лепестки, и из середины выглянул толстый столбик весь в бутонах. Тогда мы перенесли цветок на солнечное окно.

И перед самым Новым годом он расцвёл! Сколько у него было цветов — синих-синих, душистых-душистых! И все они смотрели в разные стороны, точно хотели разглядеть всё, что стояло в комнате. А как красив был каждый цветочек!

Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Я полюбила его больше всех своих игрушек. Вот какая радость была спрятана в некрасивой серой луковице.

(145 сл.)                              (По Н. Павловой)

 

2. Почтарь

Весь белый, как снег, с могучей грудью и большим массивным клювом Снежок был очень красив. Он был моим первым почтарём, и я гордился им.

Однажды я отправился к моему школьному товарищу и взял с собой в коробке Снежка. На улице я столкнулся с Ронькой, любителем всяких злых проказ. Он попросил меня показать почтаря. Я слегка поднял крышку, Ронька сильно ударил по дну коробки. Коробка выпала у меня из рук, испуганная птица взвилась вверх. Я был уверен, что Снежок безвозвратно потерян.

Только я успел вернуться домой, как услышал, что кто-то стучит в форточку. Я открыл её, и в комнату ворвался Снежок. Громко хлопая крыльями, он слетел на пол и завертелся, радостно воркуя.

Я твердо решил, что с наступлением тепла займусь тренировкой почтаря.

Сначала я выбрасывал его в окно, затем стал выносить на улицу и выпускать там. Снежок немедленно возвращался домой.

Постепенно я увеличивал расстояние. Я сажал его в коробку и просил брата отнести его подальше от дома и там выпустить. Сколько было радости, когда над двором появлялась белоснежная птица и устремлялась прямо в открытое окно, на котором я ждал её с бьющимся сердцем.

(182 сл.)                                     (По А. Батуеву)

 

3. Смертельная схватка

Лай был отличным охотником. Ростом он был с волка. Уши у него торчком, как у волка, и масти он серой, волчьей. Только хвост у него лежит на спине кренделем, как у лайки.

Однажды отец пошёл с ним на медведя. Набрели на след большого зверя. На Лае шерсть поднялась дыбом, но он смело бросился вперёд и скоро догнал уходившего медведя. Отец выстрелил, но только легко ранил зверя. Зверюга рассвирепел и так стремительно кинулся на отца, что отец не успел выстрелить второй раз. Чудовище лапой вышибло ружьё у него из рук. Миг — и отец лежал на спине под тяжёлой тушей.

Он считал себя уже погибшим, но зверь вдруг отвалился от него и вскинул передние лапы в воздух. Отец вскочил на ноги. Лай висел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая. Медведь рухнул мёртвым.

(146 сл.)                                     (По В. Бианки)

 

Выборочное изложение

1. Жаворонок

Ещё холодно, почти повсюду лежит снег. Мартовское солнце светит ярко, но греет ещё слабо. Однако весна уже наступила. И доказательство этому — звонкая птичья песня, которая льётся откуда-то сверху. Певца разглядеть трудно: солнце слепит глаза. Но можно сразу сказать, что это жаворонок. Вот он опустился пониже, теперь его можно и увидеть.

Жаворонок — коричневый с тёмными пестрянками и крапинками. Такая окраска помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. А живёт жаворонок только на земле, где находит себе пищу и устраивает гнездо. Он прекрасно приспособился к этому. У него лапки с длинными прямыми пальцами, чтобы удобнее было ходить по траве. На деревья жаворонок не может садиться: такими пальцами сучок не обхватишь.

Гнездо жаворонка найти легко: оно чуть-чуть прикрыто травинками. Если тебе случится увидеть его, уходи скорее, не беспокой птиц. За это следующей весной уже весь выводок жаворонков будет охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями.

(148 сл.)   (Из книги «Что такое? Кто такой?»)

 

2. Цветок-загадка

Когда почти всюду растаял снег, ребята стали бегать в школу напрямик, через лес по узенькой тропинке. Так ближе.

Еле заметная тропинка вилась между деревьями и кустами. Кое-где под густыми ёлками ещё лежал снег.

Вблизи недотаявшего сугроба, у большого трухлявого пня, на высоких стебельках, покрытых мягкими волосками, красовалось сразу несколько розовых ярких цветов. «Какие яркие!» — обрадовалась Вера и хотела сорвать. Но Наташа сказала: «Рвать не надо. Пусть растёт, пусть прилетают к нему пчёлы». Чтобы приметить место, девочки воткнули в землю сухую сосновую ветку и пошли дальше.

Через несколько дней девочки пришли проведать цветы. Вот и пень и сухая ветка торчит, но ярко-розовых цветков рядом с ней нет. Вместо них покачивались цветки с лиловатыми лепестками.

А под Первое мая у старого пня не было ни розовых, ни лиловых цветков рядом с сухой веткой. Здесь никли к земле цветы с грязно-синими лепестками. И стебелёк, и листочки были те же, а лепестки стали другие.

Старший брат рассказал девочкам, что это растение — медуница. Весенняя красавица медуница, которая расцветает, как только сойдёт снег. Та самая медуница, у которой лепестки сперва бывают ярко-розовые, потом становятся лиловыми, а после — синими. Значит, недаром Наташа назвала её «разноцветный цветок».

(189 сл.)                                  (По П. Дудочкину)

 

3. Ягоды-двойники

Нужно уметь отличать толокнянку от брусники.

Оба растения — вечнозелёные карликовые кустарники. На первый взгляд они похожи друг на друга. Плоды их почти одинаковы по размерам и по ярко-красной окраске. Растут оба растения по сосновым косогорам, светлым сухим долам.

Однако различия есть. У брусники листья овальные, сверху тёмно-зелёные, снизу посветлее и с чёрными точками. Края листа слегка загнуты книзу. У толокнянки листья тёмно-зелёные с обеих сторон, без черных точек, края не загнуты, форма их, словно уши какого-то зверька. За это сходство толокнянка получила в народе ещё одно название — «медвежье ушко».

Есть разница и в плодах. На каждой брусничинке отпал сухой околоцветник, отчетливо виден след-звездочка. У толокнянки остаётся только маленькая черная точка. Брусника, как только начнёт краснеть, теряет твердость. Толокнянка, даже зрелая, всегда жёсткая. Вкус брусники всем хорошо известен. Толокнянка на вкус сухая, мучнистая. Она несъедобна.

Однако пользу она всё же приносит. Листья толокнянки заготавливают как лекарственное сырье.

(146 сл.)                                  (По Б. Тимофееву)

Контрольное изложение — Русский язык


Просмотр содержимого документа

«Контрольное изложение»

Тема. Контрольное изложение

Цели: проконтролировать навыки написания изложения по плану.

Оборудование: текст изложения

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач урока

III. Работа с текстом

1. Чтение изложения «Смертельная схватка» первый раз

Смертельная схватка

Лай был отличным охотником. Ростом он был с волка. Уши у него торчком, как у волка, и масти он серой, волчьей. Только хвост у него лежит на спине кренделем, как у лайки.

Однажды отец пошёл с ним на медведя. Набрели на след большого зверя. На Лае шерсть поднялась дыбом, но он смело бросился вперёд и скоро догнал уходившего медведя. Отец выстрелил, но только легко ранил зверя. Зверюга рассвирепел и так стремительно кинулся на отца, что отец не успел выстрелить второй раз. Чудовище лапой вышибло ружьё у него из рук. Миг — и отец лежал на спине под тяжёлой тушей.

Он считал себя уже погибшим, но зверь вдруг отвалился от него и вскинул передние лапы в воздух. Отец вскочил на ноги. Лай висел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая. Медведь рухнул мёртвым.

(146 слов) (По В. Бианки)

2. Разбор изложения, написание плана

План

1) Лай – отличный охотник.

2) Схватка с медведем.

3) Лай спасает жизнь отцу.

3. Чтение второй раз.

Словарь для учащихся среднего и низкого уровня

Отличный, масть, крендель, лайка, набрели, рассвирепел, стремительно, вскинул, вцепившись.

4. Написание изложения учениками

IV. Итог урока

V. Домашнее задание.

Повторить теоретический материал по теме «Имя прилагательное»

Урок развития речи по русскому языку. Сжатое изложение. (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Сжатое изложение по тексту «Кукушка»

Цель урока: развивать письменную и устную речь учащихся.

Задачи:

  1. рассказать о сжатом изложении; обучить приемам написания сжатого изложения;

  2. развивать устную и письменную речь учащихся; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

  3. воспитывать бережное отношение к природе, интерес к жизни ее обитателей.

Оборудование:  распечатанные на каждого ученика тексты изложения.

Ход урока

Организационный момент.

Объявление темы урока.

Постановка целей и задач.

Вступительная беседа.

– Ребята, как вы понимаете тему урока? Что значит сжатое изложение?

Написать сжатое изложение – это значит выбрать самое главное, сократить текст,  не искажая смысла.

– А о чём вам говорит название рассказа?

Чтение текста учителем.

Анализ текста:

  • Расскажите, каких из перечисленных птиц вы знаете. Опишите их.

  • В каких местах размещают птицы свои гнезда?

  • Заботится ли кукушка о своем птенце?

  • Посмотрите, пожалуйста, как оформлены мысли кукушки. Это прямая речь.

Работа над сжатием текста.

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого).

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему).

Чтение по абзацам и выявление микротем.

1,2. Кукушка наблюдала, как обустраивали свои гнезда.

  1. Они спешили свить гнезда до появления птенцов.

  2. Кукушка не умела заботиться о птенцах и высматривала гнездо, куда можно подбросить свое яйцо.

  3. Она следила за птицами из-за густой листвы. Птицы не замечали ее.

  4. Гнезда трясогузки, конька и пеночки на земле кукушке не подходили, так как их могли раздавить коровы.

  5. Гнезда соловья и славки в кустах тоже не годились из-за угрозы со стороны сойки.

8,9. Тут кукушка увидела гнездо мухоловки-пеструшки в дупле старой липы и решила туда подкинуть свое яйцо.

  1. Пока пеструшка помогала отгонять сойку, кукушка осторожно опустила яйцо в дупло.

  2. Кукушка была рада, что нашла надежное место для своего птенца.

Составление плана.

План

  1. Хлопоты птиц.

  2. Кукушкина забота;

  1. гнезда на земле;

  2. гнезда в кустах;

  3. гнездо в дупле старой липы.

  1. Надежное место.

Опорные слова (написаны на доске): Трясогузка, конек, пеночка, соловей, славка, сойка, мухоловка-пеструшка.

Пересказ текста по плану одним или двумя учениками.

Написание сжатого изложения.

Приступаем к написанию сжатого изложения.

Итоги урока. Сдача работ.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к рассказу.

Кукушка

Кукушка сидела на березе среди рощи.

Вокруг нее то и дело мелькали крылья. Птицы хлопотливо сновали между деревьями, высматривая уютные уголки, таскали пёрышки, мох, траву.

Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Птицы заботились о них. Они спешили – вили, строили, лепили.

А у кукушки была своя забота. Она ведь не умеет ни гнезда вить, ни птенцов воспитывать. Она сидела и думала: «Вот посижу здесь и погляжу на птиц. Кто лучше всех себе гнездо выстроит, той и подкину своё яйцо».

И кукушка следила за птицами, спрятавшись в густой листве. Птицы не замечали её.

Трясогузка, конек и пеночка выстроили себе гнезда на земле. Они так хорошо спрятали их в траве, что даже в двух шагах нельзя было заметить гнёзда. Кукушка подумала: «Эти гнёзда ловко спрятаны! Да вдруг придёт корова, нечаянно наступит на гнездо и раздавит моего птенца? Не подкину своего яйца ни трясогузке, ни коньку, ни пеночке». И стала высматривать новые гнёзда.

Соловей и славка свили гнёзда в кустах. Кукушке понравились их гнёзда. Да тут прилетела вороватая сойка с голубыми перьями на крыльях. Все птицы кинулись к ней, старались прогнать её от своих гнёзд.

Кукушка подумала: «Сойка всякое гнездо разыщет, даже гнездо соловья и славки. И утащит моего птенчика. Куда же мне подбросить своё яйцо?»

Тут на глаза кукушке попалась маленькая мухоловка-пеструшка. Она вылетела из дупла старой липы и полетела помогать птицам прогонять сойку.

«Вот отличное гнездо для птенца! – подумала кукушка. – В дупле его корова не раздавит и сойка не достанет. Подкину своё яйцо пеструшке!»

Пока пеструшка гонялась за сойкой, кукушка слетела с березы и снесла яйцо прямо на землю. Потом схватила его в клюв, подлетела к липе. Просунула голову в дупло и осторожно опустила яйцо в пеструшкино гнездо.

Кукушка была очень рада, что пристроила своего птенца в надежное место.

(293 слова)