Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему «Подготовка к написанию сжатого изложения»
Подготовка к написанию сжатого изложения.
Надо ли знать природу?
( 6 класс).
Цели:
Образовательные:
— совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения;
— учить выделять и обобщать главную и второстепенную информацию текста;
— учить сжимать текст разными способами;
— учить строить связный и логически стройный пересказ, который не искажает
содержание и не нарушает логики исходного текста.
— определять главную информацию в тексте, обобщать её;
Воспитательные:
— обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения
обучающихся на уроке;
— способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
— обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
— создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков
самоконтроля.
Развивающие:
— способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания,
сравнения, делать необходимые выводы;
— обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои
мысли;
Оборудование:
— мультимедийная презентация
— карточки с текстом
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
— Прочитайте тексты, сравните их,
1 текст. Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или
по цвету оперенья? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно посмотреть на перышки птиц.
2 текст. Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения,
о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц.
— Что произошло со 2 текстом?
— Исходя из этого, определим тему урока. (Работаем над сжатым изложением).
— Какие цели мы перед собой поставим? (Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию).
2. Обратимся к памятке, вспомним наши действия при работе над сжатым изложением.
1.Прочитать текст, определить его тему и главную мысль.
2. Выделить в тексте все части.
3. В каждой части отметить главное.
4. Отметить то, что можно объединить.
5. Подобрать обобщающие слова и предложения.
6. Изложить сжато каждую часть.
3. Какие способы сжатия текста мы с вами знаем? (Исключение, замена, обобщение)
III. Знакомство с текстом.
( Каждый ученик получает листок с текстом).
Надо ли знать природу?
Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова».
Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
IV. Беседа по содержанию текста.
1) Определите тему текста? (Каждый человек должен знать законы природы).
2) Какова основная мысль текста? (Человек, не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом).
3) Каков тип речи текста? (Рассуждение).
4) Уточним, к какому типу речи относится сказка? (Повествование).
5) Сколько микротем выделим в тексте? (четыре).
9) Составим план текста. Каковы будут ваши предложения?
1. Люди должны знать природу.
2. Можно наделать много бед.
3. Сказка « Сова».
4. Почему надо знать природу. ( Слайд № 8).
V. Сжатие микротем.
Обсудите в паре и подчеркните в тексте то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Сожмите каждую микротему.
Надо ли знать природу?
Первая микротема. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.
Вторая микротема
Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
Третья микротема
Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания— не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, иосмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, инекому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
Четвёртая микротема.
Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всёкрепко — накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот ,оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
VI. Возможный вариант сжатого изложения.
Любой человек должен знать законы природы.
Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В. Бианки « Сова».
Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко.
Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку.
Вот почему надо знать природу!
VII. Работа над окончательным вариантом изложения.
Приложение.
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
( По Ю. Дмитриеву).
Подготовка к написанию сжатого изложения в 6-м классе
Цели урока:
- повторение темы “художественные средства
языка”, “стили и типы речи”, - обучение приёмам сжатия текста,
- развитие умения выделять микротемы,
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: портрет писателя, выставка
книг, презентация, ксерокопии текста изложения
Оформление доски:
- Юрий Яковлев.
- Рассказ “Солнце с белыми лучами”
- Сжатое изложение.
Ход урока
1. Вступительная беседа.
– Ребята, как вы понимаете тему урока? Что
значит сжатое изложение?
(На уроке будем готовиться к изложению;
написать сжатое изложение – это значит выбрать
самое главное, сократить текст, не искажая
смысла)
– А название рассказа о чём вам говорит? Какое
средство выразительности использует автор?
Почему? (слайд 2)
(Речь пойдёт о ромашке; метафора – скрытое
сравнение; так интереснее, загадочнее)
2. Сообщение ученика о писателе
(слайд 1):
Юрий Яковлев родился в Ленинграде (теперь это
Санкт-Петербург) в 1922 году. Школу закончил в 1940 и
был призван на службу в армию. Он участник
Великой Отечественной войны, наводчик зенитной
батареи. После войны учился в Литературном
институте, написал много рассказов для детей и
подростков. Один из них – “Солнце с белыми
лучами”.
3. Чтение текста учителем или подготовленным
учеником. (приложение 1)
4. Анализ текста:
– Перечитайте текст и ответьте на вопросы:
– Когда происходят события, изображённые в
тексте? (В будущем)
– Определите тему текста. (Исчезновение
ромашки)
– Определите основную мысль текста (идею, с
какой целью написан рассказ?) (Автор
предупреждает, к чему может привести неразумное
отношение к природе)
– Определите стиль речи (художественный, так
как много изобразительных средств)
– Какие средства выразительности использует
автор и что этим достигается? (эпитеты: странный
цветок, удивительное растение, незнакомое,
самый родной метафоры: белое колёсико с жёлтой
сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами,
цветок-инопланетянин сравнения: казалось, что
выпал снег; стал чужим, как инопланетянин
олицетворения: покрывали поля, новосёл
таинственный, белое колёсико встречало человека)
– А что такое “тёплый летний снег”? Как вы
понимаете это выражение? (тёплый снег – это
оксюморон (совмещение несовместимого,
например, страшно весело)
– Что изменится, если не использовать средства
выразительности? (стиль будет научным)
– Сможем ли мы тогда выразить свои чувства,
эмоции, отношение к изображаемому предмету?
(нет)
– Что же отличает художественный стиль от
научного? (использование
изобразительно-выразительных средств)
– Определите тип речи, докажите. (Повествование)
– Только ли? (описание ромашки есть)
– Что в тексте важнее: описание цветка или
повествование? (Описание ромашки)
Следовательно, сокращать будем
повествовательную часть.
5. Работа над сжатием текста.
– Чтобы написать сжатое изложение, нужно
определить микротемы. Что это такое? (Микротема –
это часть большой темы, как пункты плана)
– Как мы будем определять микротемы? (Читать по
абзацам и выявлять основную мысль каждого)
– Можно ли объединять несколько абзацев в один?
(Да, если в них говорится об одном и том же, то есть
они раскрывают одну микротему)
– Чтение первого абзаца (слайд 3), выделение
ключевых слов (учащиеся прямо в ксерокопиях
карандашом подчёркивают ключевые слова,
зачёркивают то, что можно исключить)
а) О чём идёт речь?
б) Как озаглавим? (Странный цветок) слайд 4
в) Подчеркните важные (ключевые) слова. (Учащиеся
работают самостоятельно, затем вместе проверяем
полученное и корректируем).
г) Как сократим этот абзац? Что сделаем с
диалогом? Как быть с повторами?
д) Запишите свой вариант первого абзаца.
е) Чтение двух-трёх ученических вариантов, их
корректировка, затем слайд 4.
Дети нашли выросший за домом странный цветок.
Он был похож на белое колёсико с жёлтой
серединкой или на маленькое солнце с белыми
лучами.
– Чтение второго абзаца (слайд 5), выделение
ключевых слов (учащиеся прямо в ксерокопиях
карандашом подчёркивают ключевые слова,
зачёркивают то, что можно исключить)
а) О чём идёт речь?
б) Как озаглавим? (отец изучает незнакомца)
слайд 6
в) Подчеркните важные (ключевые) слова. (Учащиеся
работают самостоятельно, затем вместе проверяем
полученное и корректируем).
г) Как сократим этот абзац?
д) Запишите свой вариант второго абзаца.
е) Чтение двух-трёх ученических вариантов, их
корректировка, затем слайд 6
Вернувшийся с работы отец долго рассматривал
незнакомое растение, даже измерил и
сфотографировал его, но так и не сказал, что
это за цветок.
– Чтение третьего абзаца (слайд 7),
выделение ключевых слов, определение микротемы.
Далее с абзацем работаем по плану, указанному
выше.
а) О чём идёт речь?
(Для всех это растение – загадка: никто не
узнаёт его)
б) Озаглавьте абзац.
(Таинственный новосёл) слайд 8
в) Далее по плану
Вариант сжатия абзаца (слайд 8):
Соседи разглядывали таинственного новосёла,
любовались им. Предположили, что цветок –
инопланетянин, но так и не узнали его.
– Чтение четвёртого абзаца (слайд 9),
выделение ключевых слов, определение микротемы.
а) Какой была бабушка? (Старенькая, ей сто лет,
она много знает)
б) Почему слёзы на её глазах? (Вспомнила цветы)
в) Перечитайте пятый абзац (слайд 10), можно
ли объединить эти два абзаца? (Конечно, говорится
об одном)
г) Озаглавьте. (Ромашка из бабушкиного детства)
слайд 11
Эта часть текста очень важна, поэтому и
сокращать будем осторожно.
– Слова бабушки важны? (Очень)
В них разгадка тайны растения, бабушка назвала
цветок и рассказала о нём.
Вариант сжатия четвёртого и пятого абзацев
(слайд 11):
Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго
смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо
произнесла:
– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше
ромашек было так много, что казалось, выпал
тёплый летний снег.
Из ромашек плели венки, их дарили любимым.
Маленькое солнце с белыми лучами светило
человеку с детства до старости. Но ромашки
безжалостно срывали просто так, и их
становилось всё меньше.
– Чтение шестого абзаца (слайд 12), выделение
ключевых слов, определение микротемы.
а) Чем важна эта часть? (В ней – основная мысль,
идея всего текста)
– Какие слова повторяются дважды и почему? (Не
уберегли, люди виновны в том, что исчезла ромашка,
так автор привлекает наше внимание к проблеме
бережного отношения к природе)
б) Как озаглавим? (“Мы виноваты перед вами, дети:
не уберегли родной цветок ”)
Вариант сжатия шестого абзаца (слайд 13):
Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:
– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли
ромашку.
Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и
он стал для вас чужим.
– Сумели ли мы сохранить тему и основную мысль
текста?
– Какова она?
– Давайте запишем, как по-разному в тексте
назван цветок. Что это? Зачем нужны? (Синонимы
текстовые или контекстуальные используются,
чтобы избежать повторов, ярче и выразительнее
выразить мысль)
- Ромашка – странный цветок
- неизвестный цветок
- белое колёсико с жёлтой сердцевинкой
- солнце с белыми лучами
- таинственный новосёл
- цветок-инопланетянин
- удивительное растение
- самый родной цветок
– Теперь мы готовы к написанию сжатого
изложения?
На втором уроке учащиеся пишут сжатое
изложение в тетрадях по развитию речи. Слайд14, 15,16
(приложение 2)
Домашнее задание: ответить письменно на
вопрос:
А мы ответственны за природу?
Литература:
- Сборник текстов для изложений с
лингвистическим анализом: 5-9 кл. : Кн. для учителя /
В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева и др.– М. : Просвещение,
1991. – С. 113-115.
Приложение
Текст для изложения (рассказ Ю.Яковлева
“Солнце с белыми лучами)
Дети прибежали домой и, перебивая друг друга,
стали рассказывать о своём открытии:
– Мама, мы нашли странный цветок!
– Он растёт за домом, около клёна с красными
листьями.
– Мы не знаем его названия. Белое колесико с
жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое
солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за
цветок?
И они зашагали к клёну с красными листьями.
Присели на корточки и стали разглядывать цветок,
неожиданно распустившийся в саду. Цветок
действительно был похож на белое колёсико с
жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми
лучами тоже.
– Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в
голосе их прозвучало разочарование. Они стали
ждать отца.
Когда отец вернулся с работы, оказалось, что
никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал
незнакомое растение. Измерил рост стебля и
диаметр колесика. Все тщательно записал в
книжечку и наконец сфотографировал открытие
своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет
отец.
– Вероятно, семечко этого цветка занесло
ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.
Приходили соседи, разглядывали таинственного
новосёла. Одни говорили, что в природе появился
новый вид. Другие не исключали, что цветок —
инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком
космических частиц. Третьи глубокомысленно
молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто
лет. Она жила в том далёком времени, о котором
люди знают только по книгам. Бабушка долго
смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки,
словно они мешали ей рассмотреть удивительное
растение, и дети заметили на глазах у бабушки
слёзы.
– Это ромашка, – тихо сказала бабушка,
– Ро – маш – ка, – по слогам повторили дети. –
Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки
или Австралии?
– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек
было очень много. Они покрывали поля, пригорки,
росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось,
что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек
плели венки. Когда я провожала дедушку на войну,
то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой
сердцевинкой встречало человека весной и
катилось рядом с ним до осени. От детства до
старости человеку светило маленькое солнце с
белыми лучами. А потом ромашек становилось всё
меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто
проходил мимо.
– Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели
на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить.
Потом покачала головой: “Срывали просто так”.
Бабушка опустилась на траву и низко
наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей
внимательно, и глаза её стали сухими:
– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли
ромашку. Самый родной цветок нашей земли не
уберегли, и он стал для вас чужим, как
инопланетянин. (399 слова)
Вариант сжатого изложения
Дети нашли выросший за домом странный цветок.
Он был похож на белое колёсико с жёлтой
серединкой или на маленькое солнце с белыми
лучами.
Вернувшийся с работы отец долго рассматривал
незнакомое растение, даже измерил и
сфотографировал его, но так и не сказал, что это
за цветок.
Соседи разглядывали таинственного новосёла,
любовались им. Предположили, что цветок –
инопланетянин, но так и не узнали его.
Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго
смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо
произнесла:
– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше
ромашек было так много, что казалось, выпал
тёплый летний снег. Из ромашек плели венки, их
дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами
светило человеку с детства до старости. Но
ромашки безжалостно срывали просто так, и их
становилось всё меньше.
Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:
– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли
ромашку. Самый родной цветок нашей земли не
уберегли, и он стал для вас чужим. (151 слово)
Презентация
Изложение в 6 классе » Соседи»
Урок русского языка 6 класс
Тема « изложение »
Цель: научить учащихся слышать, анализировать и воспроизводить звучащий текст.
Задачи:
научить учащихся определять особенности текста и его построения;
продолжать формировать умение воспроизводить текст как в устной, так и в письменной форме;
развивать умение строить самостоятельное письменное высказывание;
развивать речь учащихся.
Ход урока
1). Постановка цели.
— Сегодня на уроке мы будем писать изложение.
2). Вступительное слово учителя.
— В природе часто встречается, что одни растения или животные живут за счет других. Мы сажаем цветы, а рядом вырастают сорняки и отнимают у цветов солнце и воду.
— А бывает ли так среди людей?
Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, приходят на помощь попавшим в беду, иногда ценой собственной жизни спасают совершенно незнакомых людей. Знаете ли вы такие примеры?
Какими чертами характера обладают люди, способные на такие поступки?
( доброта, милосердие, великодушие, самопожертвование – на доске). Объясните смысл каждого слова. Все они являются близкими по значению, т.е. – (синонимами).
Другие заботятся только о себе, о собственном благополучии и ради этого благополучия готовы навредить окружающим. Какие черты характерны для них? (жестокость, чёрствость, эгоизм – на доске) Слова в левом и правом столбиках являются – (антонимами).
В сказке » поднята проблема великодушия и жестокости.
3). Слушание текста.
— Итак, внимательно слушаем текст, запоминаем последовательность изложения.
Соседи
У корня виноградной лозы обронили семя, и выросла яблонька. Пока дерево росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.
Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым. Того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы налить кисти винограда сладчайшим соком.
Всё бы хорошо, но яблоня отняла солнце у виноградного куста. Дерево раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А яблоня лишь плотнее сомкнула над ней ветви.
Но проходило время, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями, она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но никто не помнит, чтобы появилось на его ветвях хоть одно яблочко.
4). Беседа по содержанию, составление плана.
— Определите стиль и тип текста. Докажите. (художественный, повествование с элементами описания). Найдите выразительные средства речи характерные для художественного описания. Олицетворение ( великодушная лоза не обижала и т.д.), эпитеты ( сладчайший сок), метафора ( раскудрявило крону).
— Как отнеслась лоза к появлению яблоньки?
1. (пункт плана) Великодушная лоза делилась с яблонькой пищей и водой. (запись пунктов на доске и в тетрадях)
— Как стало вести себя деревце, когда выросло?
2. Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.
— Как отреагировала лоза на поведение дерева?
3. Виноградная лоза привыкла обходиться малым.
— Когда дерево загородило солнце, о чем его попросила лоза?
4. Лоза попросила соседа не заслонять солнца.
— Погибла ли лоза?
5. Лоза радовала глаз новыми гроздьями винограда.
5).Работа над элементом сочинения.
6. Бывает ли так среди людей?
— Элемент сочинения у вас должен представлять собой рассуждение о том, поступают ли люди так, как яблоня?
— Из каких частей состоит текст рассуждение? (тезис, доказательства (аргументы), вывод) Какой у нас будет тезис? (Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, а другие – думают только о себе)
В качестве доказательства вам нужно привести пример из жизни о каком-то добром или эгоистичном поступке человека.
Вывод. А каким должен быть человек? ( Я считаю, я думаю, мне кажется…)
6).Словарная работа.
— Перед вторым прочтением мы с вами запишем слова с орфограммами из этого текста, чтобы вы в них не допустили ошибок.
Обр…нили выр..сла б..рет пот..снилась отн..ла \ра..кинуло бе..раздельно ра..кудрявило. ( один учащийся записывает на доске, объясняет орфограммы)
7).Чтение текста по абзацам, между абзацами паузы. Дети делают записи.
8). Пересказ текста детьми по абзацам.
9). Написание изложения.
Урок в 6 классе ФГОС Контрольное изложение в 6 классе. Анализ текста К.Паустовского «Дожди».
Урок в 6 классе ФГОС
Контрольное изложение в 6 классе. Анализ текста К.Паустовского «Дожди».
Цели:
Научить производить комплексный анализ текста.
Развивать умение выявлять языковые, художественные средства для создания картин природы.
Развивать внимательное отношение к значению слов.
Развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка.
Воспитывать творческую активность, чувство красоты, любовь к природе.
Ход урока:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
К.Г.Паустовский
— Как вы понимаете слова К.Паустовского, которые взяты эпиграфом к сегодняшнему уроку?
(Рассуждение ребят)
Учитель объявляет тему урока и рассказывает о писателе.
Писатель К.Г.Паустовский — один из любимых детьми рассказчиков о природе. Наряду с рассказами Пришвина, Бианки, Аксакова, произведения Паустовского становятся известны людям с раннего детства. Паустовский писал не только о природе. Темами его произведений были жизнь и творчество людей литературы и искусства. замечательных людей прошлого и настоящего. К.Г.Паустовского очень увлекал язык, его богатства, позволяющие делать речь правдивой и точной. Множество его заметок о языке, о том, как следует писать, полезны и взрослым и детям. Особенно в этом отношении ценна его работа под названием «Золотая роза». Из этого произведения, в котором К.Г.Паустовский много страниц посвятил изложению своих представлений о языке, мы берем отрывок о богатстве русского языка. Условно назовем его «Дожди».
(Чтение текста)
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно ими пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного звука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
Вот это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.
(Предложения связаны по смыслу, грамматически, последовательно расположены слова в предложении, предложения в тексте, следовательно, – это текст).
(Автор рассуждает о нескольких видах дождя).
(Каждый вид дождя красив по-своему).
(Рассуждение, так как есть тезис, доказательства, вывод – все, что характерно для текста рассуждения).
Тезис.
Слово оживает, когда с ним связаны непосредственные впечатления.
Доказательства.
Названия дождей и связанные с ним впечатления.
Сравнение спорого и грибного дождя.
спорый дождь быстрый, шумный, особенно хорош на реке;
грибной дождь сонный, тихий (не звенит, а шепчет), особенно хорош в лесу.
Слепой дождь. Почему о нем говорят: «Царевна плачет»?
Игра света и разнообразие звуков во время дождя
Вывод.
(В данном тексте вывода нет, следовательно, рассуждение сокращенное)
Поработаем над стилем текста.
(Стиль художественный, так как автором нарисованы картины, которые мы мысленно видим при чтении: спорый дождь на реке; грибной – в лесу; слепой дождь – «царевна плачет». Рисуя картины, писатель широко использует языковые средства художественного стиля: сравнение, метафоры, эпитеты, переносные значения).
Приступая к описанию видов дождя, автор указывает, что пример с дождями нужен ему, чтобы показать зависимость значения слова от непосредственных впечатлений. Значит, он будет описывать дожди не просто для самого описания, но и для демонстрации возможности самого слова – его изобразительной силы.
Чем отличается спорый дождь от грибного? Какое предложение по цели высказывания использует автор? С какой целью?
(Чтобы читатель сосредоточился, задумался, сопоставил. Это должно выявить признаки спорого дождя в сравнении с дождем грибным).
(Не идет – льется (отвесно, сильно), приближается с набегающим шумом)
(Сравнение: Капля похожа на жемчуг;
Метафора: Выбивает водяную чашу;
Эпитет: Стеклянный звон;
Олицетворение: Капля выбивает, подскакивает, падает).
(Цепным способом. Сцепляющие слова: лексические повторы и местоимения. Спорый – спорый; дождь – он; дождь – дождь, его капля – дождь; звон – этого звона).
Чтобы сделать и читателя наблюдателем этой картины, автор использует глагол второго лица догадываешься. Эта форма глагола обладает эффектом присутствия.
Как следующая часть соединена с первой частью?
(Противительным союзом А, так как грибной дождь резко отличается от спорого, противопоставляется ему. В нем нет силы, напористости, быстроты. Поэтому и название у дождя грибной. Автор тут же добавляет определение мелкий.
(Льется сильно, с шумом, а грибной сонно сыплется, шепчет усыпительно, чуть заметно возится в кустах. Он медленный, осторожный).
(Олицетворение: шепчет, возится;
Сравнение: будто трогает мягкой лапой то один лист, то другой).
(Звонких нет, немало глухих)
Приглядимся к ряду грибов, перечисленных автором, которые после дождя начинают буйно лезть. Почему не ко всем грибным названиям подыскиваются определения: маслята – липкие, лисички – желтые, рыжики – румяные, даже поганки – бесчисленные. Но при боровиках, опенках определений нет?
(Это ломает музыкальный ритм фразы. Мы как бы спотыкаемся при упоминании о боровиках, останавливаемся от радости и удивления, увидев среди грибного богатства даже самих боровиков).
(Сравнение: капли дождя – слезы;
Риторический вопрос;
Эпитет – жидкий звон;
Метафора: льет стеной;
Льет – не льется, указывает на активность действия)
Из описания дождей сложилась общая картина, общее описание, которую автор завершает итоговым суждением, обобщающим все сказанное в основной части.
К.Г.Паустовский еще раз напомнил, какое это богатство – русский язык. Эту мысль доказал на примере описания дождя.
А.П.Чехов после написания повести «Степь» писал: «Какое богатство, какие залежи красоты остаются еще не тронутыми, и как еще не тесно русскому художнику». Паустовский показал, что и после Чехова не тесно русскому писателю.
Работа над правописанием слов, предупреждение ошибок в тексте.
Отвесно, стеклянный, сыплется, шепчет, подскакивает, впитывает, попахивает, непосредственное впечатление, лезть, бесчисленные.
Пересказать текст, используя план.
Написание изложения.
Урок развития речи в 6 классе. Изложение «Соседи».
Дата___________
РЯ- 6 класс
Тема: РР Изложение «Соседи». (2 урока)
Цель: научить учащихся слышать, анализировать и воспроизводить звучащий текст.
Задачи:
научить учащихся определять особенности текста и его построения;
продолжать формировать умение воспроизводить текст как в устной, так и в письменной форме;
развивать умение строить самостоятельное письменное высказывание;
развивать речь учащихся.
Ход урока (работа рассчитана на 2 урока)
1). Оргмомент.
— Сегодня на уроке мы будем писать изложение.
2). Вступительное слово учителя.
— В природе часто встречается, что одни растения или животные живут за счет других. Мы сажаем цветы, а рядом вырастают сорняки и отнимают у цветов солнце и воду.
— А бывает ли так среди людей?
Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, приходят на помощь попавшим в беду, иногда ценой собственной жизни спасают совершенно незнакомых людей. Знаете ли вы такие примеры?
-Какими чертами характера обладают люди, способные на такие поступки?
( доброта, милосердие, великодушие, самопожертвование – на доске). Объясните смысл каждого слова. Все они являются близкими по значению, т.е. – (синонимами).
Другие заботятся только о себе, о собственном благополучии и ради этого благополучия готовы навредить окружающим. Какие черты характерны для них? (жестокость, чёрствость, эгоизм – на доске) Слова в левом и правом столбиках являются – (антонимами).
В сказке поднята проблема великодушия и жестокости.
3). Слушание текста.
— Итак, внимательно слушаем текст, запоминаем последовательность изложения.
Соседи
У корня виноградной лозы обронили семя, и выросла яблонька. Пока дерево росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.
Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым. Того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы налить кисти винограда сладчайшим соком.
Всё бы хорошо, но яблоня отняла солнце у виноградного куста. Дерево раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А яблоня лишь плотнее сомкнула над ней ветви.
Но проходило время, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями, она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но никто не помнит, чтобы появилось на его ветвях хоть одно яблочко.
4). Беседа по содержанию, составление плана.
— Определите стиль и тип текста. Докажите. (художественный, повествование с элементами описания). Найдите выразительные средства речи характерные для художественного описания. Олицетворение ( великодушная лоза не обижала и т.д.), эпитеты ( сладчайший сок), метафора ( раскудрявило крону).
ПЛАН:
— Как отнеслась лоза к появлению яблоньки?
1. (пункт плана) Великодушная лоза делилась с яблонькой пищей и водой. (запись пунктов на доске и в тетрадях)
— Как стало вести себя деревце, когда выросло?
2. Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.
— Как отреагировала лоза на поведение дерева?
3. Виноградная лоза привыкла обходиться малым.
— Когда дерево загородило солнце, о чем его попросила лоза?
4. Лоза попросила соседа не заслонять солнца.
— Погибла ли лоза?
5. Лоза радовала глаз новыми гроздьями винограда.
5).Работа над элементом сочинения.
6. Бывает ли так среди людей?
— Элемент сочинения у вас должен представлять собой рассуждение о том, поступают ли люди так, как яблоня?
— Из каких частей состоит текст рассуждение? (тезис, доказательства (аргументы), вывод) Какой у нас будет тезис? (Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, а другие – думают только о себе)
В качестве доказательства вам нужно привести пример из жизни о каком-то добром или эгоистичном поступке человека.
Вывод. А каким должен быть человек? ( Я считаю, я думаю, мне кажется…)
6).Словарная работа.
— Перед вторым прочтением мы с вами запишем слова с орфограммами из этого текста, чтобы вы в них не допустили ошибок.
Обр…нили выр..сла б..рет пот..снилась отн..ла \ра..кинуло бе..раздельно ра..кудрявило. ( один учащийся записывает на доске, объясняет орфограммы)
7).Чтение текста по абзацам, между абзацами паузы. Дети делают записи.
8). Пересказ текста детьми по абзацам.
9). Написание изложения.
2 урок. Учащиеся переписывают с черновиков свои работы в тетради по развитию речи. Сдают на проверку.
Д/з. п.55, упр. 322.
Урок развития речи. Подробное изложение (6 класс)
Урок русского языка 6 класс
Тема: Урок развития речи. Подробное изложение текста.
Цель урока:
— обучение учащихся запоминанию текста и подробному его изложению;
— развитие критического мышления, речи, памяти.
Тип урока: урок развития речи
Ход урока
Организационный момент
Работа с текстом изложения ( чтение учителем, подробная беседа, запись плана).
Лечение китов
В Калифорнии на океанологической станции находилось множество китов. Во Время эпидемии гриппа они тоже заболели. Киты очень страдали, но не хотели принимать лекарства. Животные потеряли жизнерадостность, отказывались от пищи, худели. Врачи боялись, что киты погибнут. Морские гиганты не умели пить микстуру из ложечки, они не соглашались ждать, когда врач поставит им горчичник. Киты не хотели подплывать к медсестре, которая держала в руках шприц с лекарством. Не желали они и глотать таблетки.
Врачи растерялись, потому что не знали, как вылечить китов. Но скоро выход нашелся. Сотрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок, которые любят поедать киты. Киты поглощали лекарство с огромным удовольствием.
Скоро животные стали выздоравливать.
Работа над текстом.
Предварительные упражнения.
Объяснить смысл слов: эпидемия, микстура, горчичник, шприц. Составить с ними предложения.
Повторить правописание частицы НЕ с глаголами.
Вспомнить знаки препинания в сложном предложении.
Дополнить предложения:
Они не знали, когда…
Мы подошли к дому, который …..
Мы вспомнили …., потому что ……., как ……
Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.
Работа на уроке.
Чтение текста.
Беседы по тексту
Кто такие киты, где они живут?
Где находится Калифорния?
Что такое океанологическая станция?
Что произошло с китами?
Почему они не хотели принимать лекарства?
Что придумали врачи?
Помогло ли такое лечение?
К какому стилю речи относится этот текст? Как автор называет китов? (Морские гиганты) Почему ?
Составление плана
Примерный план.
Киты заболели гриппом.
Они отказывались от лекарств.
Врачи нашли выход.
Животные спасены.
3.Повторное чтение текста.
4.Запись текстов изложения в тетрадях по развитию речи.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание: повторить изученные правила.
ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (6 класс) (закрепление навыков ключевых и предметных компетенций учащихся в плане выполнения стандарта общего образования)
ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (6 класс)
(закрепление навыков ключевых и предметных компетенций учащихся в плане выполнения стандарта общего образования)
Тип урока:
Урок развития речи
Тема урока:
Обучающее изложение.
1. по способу восприятия – изложение, в котором текст воспринимается на слух и зрительно
2. по характеру воспроизведения – подробное изложение (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста, его композиционные и языковые особенности)
Цели урока:
1. образовательная:
— формирование умения осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора теста
— закрепление умений и навыков написания изложения, грамотного письма
— практическое усвоение учащимися системы речеведческих понятий (речь, ее задачи, функции)
— обобщение и закрепление сведений теоретического характера (текст как продукт речи, его признаки; тема, заголовок, план; типы текстов и стили речи)
2. воспитательная:
— воспитание интереса к родному языку, литературе
3. развивающая:
— развитие познавательной активности, мышления, внимания
— способствование развитию связной речи и логического мышления
Формирование ключевых компетенций обучающихся:
1. ценностно-смысловые компетенции – компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир
2. общекультурные компетенции – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы в жизни человека, культурологические основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций
3. учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности (креативные навыки)
4. информационные компетенции – владение современными средствами информации и информационными технологиями
5. коммуникативные компетенции – знание языка как способ взаимодействия с окружающими, владение различными социальными ролями
6. компетенция личностного самосовершенствования – духовное и интеллектуальное саморазвитие, психологическая грамотность, культура мышления и поведения
Формирование предметных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы:
1. языковая компетенция – знание языка: способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использование его синонимических структур в соответствии с нормами литературного языка, в конечном счете – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности (введение новых пластов лексики, пополнение фразеологического запаса, синонимические конструкции, обогащение грамматического строя речи учащихся)
2. лингвистическая компетенция – более глубокое осмысление устной и письменной речи (ее законов, правил, структуры), познавательная культура личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся
3. коммуникативная (речевая) компетенция – знания о речи, ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма), умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности, умение и навыки речевого общения, анализа текста
4. культуроведческая компетенция – формирование русской языковой картины мира, средство приобщения к национальной культуре
5. социокультурная компетенция – становление представлений об окружающем мире; специфический этнический, национальный образ мысли, образование русской языковой картины мира
Методы и приемы работы на уроке:
Беседа, анализ языкового материала, компьютерное тестирование, самостоятельная работа учащихся
Формирование следующих умений:
1. умение осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора текста (общение, сообщение, воздействие)
2. умение определять и раскрывать тему и основную мысль текста
3. умение определять типы текста (описание, повествование, рассуждение)
4. умение составлять простой план повествовательного текста (виды плана)
5. умение пересказывать содержание повествовательного текста подробно и сжато
6. умение избегать повторения одних и тех же слов, использовать лексические синонимы исходного текста
Оборудование:
Компьютерная программа (обучающая с элементами обучения)
План урока:
1. Организация урока – 3 мин.
2. Чтение текста изложения (комментарий) – 5 мин.
3. Компьютерные задания (воспроизведение теоретических знаний) – 15 мин.
4. Обобщение и систематизация материала в процессе тестирования (работа над изложением)– 15 мин.
5. Задание на дом – 2 мин.
6. Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока
1 этап
Вступительное слово учителя о творчестве Л.Н. Толстого
2 этап
Чтение учителем текста (текст на интерактивной доске через мультимедийную установку). У каждого ученика перед собой есть напечатанный экземпляр. Учитель сам читает текст, чтобы дети прониклись настроением текста, представили картину разворачивающихся событий, приведших к трагическому исходу.
3 этап
Компьютерные задания (в форме тестирования) с попутным повторением пройденного (теоретического) материала по развитию речи. Компьютер в конце работы выдает информацию о правильности ответов и выставляет оценку.
4 этап
Написание изложения (в черновом варианте) с использованием рабочих материалов.
Конспект урока
Текст изложения
Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.
Компьютерные задания (тесты):
1. Можно ли этот рассказ назвать текстом (связаны ли предложения по смыслу и грамматически)?
1. да
2. нет
2. К какому стилю речи относится этот текст?
1. научный стиль (краткая точная информация; термины)
2. художественный стиль (стиль художественных произведений; слова с переносным значением)
3. разговорный стиль (бытовая речь; просторечные слова)
4. художественный стиль с элементами разговорной речи
3. К какому типу речи относится этот текст?
1. описание (признаки, качества, свойства предмета)
2. повествование (последовательные действия)
3. рассуждение (причины событий, их связи)
4. Какой заголовок наиболее полно отражает тему текста? Запишите название в рабочие материалы:
1. «Лев и собачка»
2. «Лев»
3. «Собачка»
5. На сколько частей можно разделить текст?
1. три части
2. четыре части
3. пять частей
6. Можно ли для краткости пересказа исключить какую-нибудь из этих частей, чтобы это не повредило раскрытию темы и передаче основной мысли текста?
1. да
2. нет
7. Попробуйте составить соответствующий план к тексту, обращая внимание на то, чтобы заголовки плана отражали основную мысль и стиль текста. Запишите его. Сравните с предлагаемыми видами плана. Выберите понравившийся план и запишите его.
8. Вид плана:
1. словесный план (предложения взяты не из текста, а составлены нами)
2. цитатный план (использование цитат, т.е. отрывков из текста)
3. картинный план (использование предложений в виде картин)
4. мимический план (перемена в настроении действующих лиц)
На интерактивной доске (и на листочке перед каждым учащимся) орфограммы (попутное повторение), найдите орфограммы в тексте:
1. буквы и, у, а после шипящих
2. безударные проверяемые гласные в корне слова
3. проверяемые согласные в корне слова
4. раздельное написание предлогов
5. гласные и согласные в приставках
6. употребление ь на конце существительных после шипящих
7. не с глаголами
8. –тся и –ться в глаголах
9. безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
10. употребление ь для обозначения мягкости согласных
11. буквы ё-о после шипящих в корне слова
12. буквы е-и в корнях с чередованием
Напишите изложение.