Содержание

План-конспект занятия по русскому языку (6 класс) по теме: Викторина по русскому языку 6 класс

Викторина по русскому языку «Знатоки русского языка» 6 класс

Цели мероприятия:

— пробудить интерес к изучению русского языка;

— развитие коммуникативных умений и навыков;

— воспитать любовь к родному слову.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Рады приветствовать вас! Приглашаем понаблюдать за состязанием знатоков русского слова. Сегодня здесь встречаются две замечательные команды, и я приглашаю на сцены команду 6Б, 6Г и 6Д классов. (ребята занимают места за игровыми столами) Пожелаем ребятам успехов в состязании. Да победит сильнейший! Но сначала необходимо представить жюри конкурса. (представление жюри).

Чтецы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре —

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость,

Бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(Сабир Абдулла, узбекский поэт)

Чтец.

Как будто целый мир тебе знаком,

Когда владеешь русским языком…

Вот почему всем близок чистый, ясный,

Народа русского язык прекрасный.

(И. Гришашвили)

Учитель. Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие ученики 6-х классов.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну русского языка. Девиз нашей игры: «Выучи русский язык». Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больших знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.

У каждой команды есть свой девиз, название, капитан.

Пожелаем им удачи! Просим команды представиться.

  1. Конкурс. Приветствие.

Капитан команды представляет команду, команды говорят девиз.

  1. Конкурс. Разминка. (Лексика)

Назовите слово по его лексическому значению.

1.Место стоянки судов (пристань)

2.Глава государства (президент)

3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4.Человек, совершивший подвиг (герой)

5.Руководитель предприятия (директор)

7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9.Больной, лечащийся у врача (пациент)

10.Титул древнеегипетских царей (фараон)

13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22.Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

25.Общая часть родственных слов (корень)

26.Отверстие вулкана (кратер)

27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29.Маленькие ячейки из воска, куда пчёлы кладут мёд (соты)

30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32.Научный опыт (эксперимент)

33.Научное справочное пособие (энциклопедия)

34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35.Герой русских былин (богатырь)

36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39.Землеройная машина (экскаватор)

40.Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

  1. Конкурс. Практический.
  1. Разберите по составу слово  БЛАГОРОДНЫЙ?
  2. Назовите однокоренные слова к слову  ВОДА ?
  3. Какого рода слова  РОЯЛЬ,  ПИАНИНО, КОФЕ, ВЕРМИШЕЛЬ, ГАИ, ДК?
  4. Назовите слова с корнем -РАСТ-, -РОС- объясните правописание?
  5. Определите способ образования слов привокзальный, розоватый, путешествие.
  6. Объясните правописание слов загар , загоревший.
  7. Придумайте три слова с приставкой при -, обозначающей неполное действия.
  1. Конкурс. Конкурс капитанов. (Орфография. Лексика)

Капитаны садятся за отдельный стол. За две минуты им необходимо написать как можно больше слов на свою тему: школа, вокзал, спорт (засчитывается каждое правильно и по теме написанное слово).

  1. Сценка. Наши падежи.

Действующие лица: учитель и ученик Петров

Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе

продиктую.

Ученик выходит к доске и готовится писать.

Учитель (диктует): ―Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.

Ученик пишет под диктовку на доске.

Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своем рассказе все имена существительные.

Ученик подчеркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

Ученик: Да!

Учитель: Начинай!

Ученик: ―Папа и мама. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.

Ругали кого, чего? Вову. ―Вова — это имя. Значит, падеж именительный.

Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у ―поведения падеж творительный.

Вова молчал виновато. Значит, здесь у ―Вовы падеж винительный.

Ну, а ―обещание, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !

Вот и все!

Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Ученик: Какую? Конечно, пятерку!

Учитель: Значит, пятерку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово — ―пятерку?

Ученик: В предложном!

Учитель: В предложном? Почему же?

Ученик: Ну, я же ее сам предложил!

  1. Конкурс. Покажи предложение. (Синтаксис)

В каждой команде распределяются роли – члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Каждый член предложения должен повторяться не менее двух раз. В течение 1 минуты участники команды рисуют таблички с названиями членов предложения, затем необходимо прикрепить их к одежде. Ведущий читает предложения. Обе команды должны «изобразить» это предложение. Выигрывает та команда, которая быстрее составила предложение, то есть «разобрала» его по членам предложения.

Предложения для конкурса:

  • Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…
  • Буря мглою небо кроет
  • В сарафане красненьком заплясала Настенька
  • Сижу за решеткой в темнице сырой
  1. Конкурс. Рассказ на одну букву. (Развитие речи)

Командам предлагается за 5 минут составить рассказ на букву К (не считая предлогов).

  1. Конкурс. Для болельщиков. (Орфография)

Болельщики должны назвать слова с удвоенными буквами Р, Л,М,Н,Н

  1. Конкурс. Покажи пословицу.

Командам раздаются пословицы. Они должны изобразить ее так, чтобы соперники угадали.

  1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  2. Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.
  3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  1. Конкурс. Фонетический.

Сколько раз в стихотворении используется звук [ш]?

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели до порожка, и щёлкали орешки –

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути – отчего не подвезти? (24)

  1. Конкурс. Конкурс юных поэтов.

Дается начало четверостишия, его нужно закончить, чтобы получились забавные детские стихи.

  1. Вы слыхали, на базаре

      Чудо-птицу предлагали?..

  1. В зоопарке плачет слон:

Увидал мышонка он…

  1. Удивляется народ:

Почему сердит Федот?..

Учитель. Закончен наш КВН. Но путешествие по дороге знаний продолжается.

Нашими верными проводниками будут книги. Это ваши верные товарищи. С ними всегда по пути!

А напоследок я хочу вам сказать, что не важно, кто победил сегодня, ведь всех нас объединяет дружба.

Викторина Русский язык 6 класс — пройти тест онлайн — игра — вопросы с ответами

Викторина «Русский язык 6 класс»

Мой результат

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Какой термин в русском языке означает слова, похожие по написанию, но разные по смыслу?

2. 

Как называются устойчивые сочетания слов?

3. 

Какими устаревшими словами называют предметы и явления, не существующие в наше время?

4. 

Каким членом предложения чаще всего является глагол?

5. 

Что из этого является признаком предложения?

6. 

Где перечислены выделительные знаки препинания?

7. 

Как называются слова, не являющиеся членами предложения?

8. 

Сколько форм речи существует?

9. 

Что такое абзац?

10. 

Какая структурная часть текста характерна для такого типа речи, как рассуждение?

Викторина по русскому языку 5-6 классы


Викторина по русскому языку

для учащихся 5-6 классов

«Могучий и великий русский язык»

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята!

И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.

А в самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения:

Я люблю свой родной язык:

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

(А. Яшин)

Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.

Для начала вам необходимо разделиться на две команды. Мы проведём небольшой отборочный тур, по результатам которого выберем участников команд.

1. Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)

2. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)

3. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)

4. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)

5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)

6. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я)

7. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)

8. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение)

9. Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)

10. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)

11. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)

12. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)

Ведущий: Мы определили участников команд, а сейчас пусть команды придумают себе названия, которые имели бы отношение к русскому языку. Также следует выбрать капитанов команд.

II конкурс. (каждый верный ответ 1 балл)

Ведущий: . В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.

1. Определить часть речи у следующих слов:

Карточка № 1.

Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).

2. Определить способ словообразования. Ответ записать на листах

1. Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт,

Всем поклон отдаёт.

(земляника)

2. Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине – огонь да вода.

(самовар)

3. Зубов много, а ничего не ест.

(расчёска)

4. В маленьком окошке

Голубое солнце.

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(телевизор)

5. Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала…

(снежинка)

6. Это что за огород?

Огород с секретом.

Во дворе у нас мороз –

В огороде – лето.

(теплица)

3. Определить падеж у выделенных слов в пословицах.

Карточка № 2.

  1. Дело шуток не любит. (Им. п.)

  2. От слова до дела целая верста. (Род. п.)

  3. Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)

  4. Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)

  5. Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)

  6. И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)

  7. Всех дел не переделаешь. (Род. п.)

  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)

  9. Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)

  10. По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

4. Определить в прямом или переносном значении употреблены прилагательные.

Круглый столик (пр.), чёрная зависть (пер.), круглый год (пер.), круглая сумма (пер.), прозрачная вода (пр.), острое слово (пер.), прозрачный намёк (пер.), чёрный карандаш (пр.), острый нож (пр.), светлая мысль (пер.), живая вода (пер.), стальной обруч (пр.), сладкая речь (пер.), золотое сердце (пер.), сладкая ягода (пр.), золотое кольцо (пр.), стальной характер (пер.), живые цветы (пр.).

5. Составить телеграмму

Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:

З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.

6. Определить лексическое значение у предложенных слов.

Карточка № 3.

1. выжига

В

а) очень жаркая погода

2. затуркать

К

б) возглас в значении «довольно», «достаточно»

3. жарынь

А

в) плут, пройдоха, прижимистый человек

4. баста

Б

г) ненадолго приехавший откуда-нибудь

5. квакушка

Е

д) о человеке, существе маленького роста

6. качкий

Ж

е) то же, что лягушка

7. ларёчник

З

ж) качающийся, неустойчивый

8. заезжий

Г

з) продавец в ларьке

9. катыш

И

и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого

10. невеличка

Д

к) то же, что затюкать

7. Конкурс с болельщиками.

Из предложенных пар слов составьте пословицы:

  1. Коса – камень (Нашла коса на камень)

  2. Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)

  3. Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)

  4. Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)

8. Конкурс

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, десять .

Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, десять .

Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, десять .

Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, десять .

1. выжига

а) очень жаркая погода

2. затуркать

б) возглас в значении «довольно», «достаточно»

3. жарынь

в) плут, пройдоха, прижимистый человек

4. баста

г) ненадолго приехавший откуда-нибудь

5. квакушка

д) о человеке, существе маленького роста

6. качкий

е) то же, что лягушка

7. ларёчник

ж) качающийся, неустойчивый

8. заезжий

з) продавец в ларьке

9. катыш

и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого

10. невеличка

к) то же, что затюкать

1. выжига

а) очень жаркая погода

2. затуркать

б) возглас в значении «довольно», «достаточно»

3. жарынь

в) плут, пройдоха, прижимистый человек

4. баста

г) ненадолго приехавший откуда-нибудь

5. квакушка

д) о человеке, существе маленького роста

6. качкий

е) то же, что лягушка

7. ларёчник

ж) качающийся, неустойчивый

8. заезжий

з) продавец в ларьке

9. катыш

и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого

10. невеличка

к) то же, что затюкать

1. выжига

а) очень жаркая погода

2. затуркать

б) возглас в значении «довольно», «достаточно»

3. жарынь

в) плут, пройдоха, прижимистый человек

4. баста

г) ненадолго приехавший откуда-нибудь

5. квакушка

д) о человеке, существе маленького роста

6. качкий

е) то же, что лягушка

7. ларёчник

ж) качающийся, неустойчивый

8. заезжий

з) продавец в ларьке

9. катыш

и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого

10. невеличка

к) то же, что затюкать

1. выжига

а) очень жаркая погода

2. затуркать

б) возглас в значении «довольно», «достаточно»

3. жарынь

в) плут, пройдоха, прижимистый человек

4. баста

г) ненадолго приехавший откуда-нибудь

5. квакушка

д) о человеке, существе маленького роста

6. качкий

е) то же, что лягушка

7. ларёчник

ж) качающийся, неустойчивый

8. заезжий

з) продавец в ларьке

9. катыш

и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого

10. невеличка

к) то же, что затюкать

  1. Дело шуток не любит.

  2. От слова до дела целая верста.

  3. Не по сути дело, а по делу суть.

  4. Ты за дело, а дело за тебя.

  5. Велик телом, да мал делом.

  6. И умён, и крепок, и в деле гож.

  7. Всех дел не переделаешь.

  8. Языком не спеши, а делами не смеши.

  9. Умён на словах, да глуп на делах.

  10. По твоим делам о тебе судят.

1Дело шуток не любит.

  1. От слова до дела целая верста.

  2. Не по сути дело, а по делу суть.

  3. Ты за дело, а дело за тебя.

  4. Велик телом, да мал делом.

  5. И умён, и крепок, и в деле гож.

  6. Всех дел не переделаешь.

  7. Языком не спеши, а делами не смеши.

  8. Умён на словах, да глуп на делах.

  9. По твоим делам о тебе судят.

  10. Дело шуток не любит.

  11. От слова до дела целая верста.

  12. Не по сути дело, а по делу суть.

  13. Ты за дело, а дело за тебя.

  14. Велик телом, да мал делом.

  15. И умён, и крепок, и в деле гож.

  16. Всех дел не переделаешь.

  17. Языком не спеши, а делами не смеши.

  18. Умён на словах, да глуп на делах.

  19. По твоим делам о тебе судят.

  1. Дело шуток не любит.

  2. От слова до дела целая верста.

  3. Не по сути дело, а по делу суть.

  4. Ты за дело, а дело за тебя.

  5. Велик телом, да мал делом.

  6. И умён, и крепок, и в деле гож.

  7. Всех дел не переделаешь.

  8. Языком не спеши, а делами не смеши.

  9. Умён на словах, да глуп на делах.

  10. По твоим делам о тебе судят.

Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).

  1. Дело шуток не любит. (Им. п.)

  2. От слова до дела целая верста. (Род. п.)

  3. Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)

  4. Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)

  5. Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)

  6. И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)

  7. Всех дел не переделаешь. (Род. п.)

  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)

  9. Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)

  10. По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

1. выжига

В

а) очень жаркая погода

2. затуркать

К

б) возглас в значении «довольно», «достаточно»

3. жарынь

А

в) плут, пройдоха, прижимистый человек

4. баста

Б

г) ненадолго приехавший откуда-нибудь

5. квакушка

Е

д) о человеке, существе маленького роста

6. качкий

Ж

е) то же, что лягушка

7. ларёчник

З

ж) качающийся, неустойчивый

8. заезжий

Г

з) продавец в ларьке

9. катыш

И

и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого

10. невеличка

Д

к) то же, что затюкать

З Д А Ж В Л Е Н Я Ч О Д Ц

Викторина по русскому языку для 6 класса

«Викторина — это игра в ответы на вопросы из разных областей знания» — так толковый словарь русского языка раскрывает значение этого слова.

Игры и викторины привлекательны для школьников любого возраста. О целесообразности их проведения говорить излишне. Викторины, как и другие игровые формы, расширяют процесс познания, обеспечивают более глубокое проникновение в литературный и лингвистический материал, происходят в ситуации психологической раскованности, помогают почувствовать себя успешным.

Викторина может быть устной или письменной, проводиться на уроке или во внеурочное время.

Викторина по русскому языку для 6 класса

1.Запишите в 2 колонки слова, в которых: а) две буквы обозначают один звук; б)одна буква обозначает 2 звука: ясно, полью, детский, пояснить, счастье, сжать, колодца

2.Исправьте грамматические и речевые ошибки:

А) Старик обратно вернулся домой. Б) Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. В) На окне висела красивая тюль.

3.Образуйте, где возможно, краткие формы от имён прилагательных: взрослый, светлый, сладкий,

тугой, железный, плохой, умный, чужой.

4.Объясните, что обозначают фразеологизмы: язык без костей-…, язык плохо подвешен — …, проглотить язык – …

5.Определите, каким частям речи принадлежат следующие слова: двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, сотня.

6.Соберите слова, которые спрятались в других словах:

А) приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА.

Б) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ.

7.Замените синонимами устаревшие слова: очи-…, чело-…, ланиты-…, уста-…, перст-…

8.Какая пара слов является словосочетанием: сосна стройна, передо мной, приставки и суффиксы, вышел из лесу?

9.Определить в прямом или переносном значении употреблены прилагательные: живая вода, стальной обруч, сладкая речь, золотое сердце, сладкая ягода, золотое кольцо , стальной характер , живые цветы.

10. Напишите небольшое сочинение на тему «Мой любимый урок» (7-8 предложений)

Ответы на задания викторины

по русскому языку

Ответы на вопросы викторины по русскому языку.

6 класс

1.(4 балла)

2 буквы обозначают один звук

Одна буква обозначает 2 звука

Детский, счастье, сжать, колодца

Ясно, полью, пояснить, счастье

2.А) Старик опять вернулся домой. Б) Мальчик сидел за столом и раскрашивал картинки.(Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки) В) На окне висел красивый тюль. (3 балла)

3.Светел, сладок, туг, плох, умён. (по 0,5 балла за слово)

4.Язык без костей – много болтает, не думая о последствиях. Язык плохо подвешен – не умеет говорить красиво и понятно. Язык проглотить – резко замолчать, растеряться. (3 балла)

5.Существительные: тройка, восьмёрка, десятка, сотня.

Прилагательные: двойной, пятидневный, трёхчасовой.

Глаголы: удвоить. Числительные: второй, три.(по 0,5 балла за правильно распределённое слово)

6.За-город-к-а, молод-ц-ы (2 балла)

7.Очи – глаза; чело – лоб; ланиты – щёки; уста – губы, рот; перст – палец (5 баллов)

8.Вышел из лесу (словосочетание) (2 балла)

9. (4 балла)

Прямое значение

Переносное значение

Стальной обруч, сладкая ягода, золотое кольцо, живые цветы

Живая вода, сладкая речь, золотое сердце, стальной характер

10.Сочинение (до 5 баллов)

Всего 35,5 баллов

Викторина по русскому языку 6 класс

Викторина по русскому языку.

Цель: через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку.

Задачи:

1. Учить детей получать удовольствие от общения со сверстниками.
2. Обобщить знания детей, полученные на уроках чтения и русского языка, учить применять их на практике.
3. Развивать творческие способности учащихся.
4. Способствовать сплочению детского коллектива.

Правила: игра ведется между командами по 5 человек. На обсуждение каждого вопроса дается определенное время. По его истечении каждая команда должна сказать жюри вариант ответа.

Ход мероприятия:

Ведущий:

В школу ходим мы не зря.
Без наук никак нельзя!
В жизнь не грамотным войдёшь
За минуту пропадёшь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
Приглашаю вас сейчас
Поиграть в веселый час.

Девиз нашего мероприятия: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» (Р. Сеф)

Наш язык — язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Ребята, сегодня совершим путешествие в страну Знаний русского языка и определим команду знатоков русского языка.

Оценивать ваши ответы будет честное и доброжелательное жюри.

Наше путешествие начинается.

1 тур. «Отгадайте героев сказок»

Ведущий: Отгадайте загадку. О каком сказочном герое идёт речь?

Загадки команде «Дружба»

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)

Команде «Улыбка»

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали… (Дюймовочка)

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

2 Тур. «Составьте новые слова» (всем командам)

Составьте новое слово, поменяв в данном слове только одну букву:

ШАР — (пар, жар), ДОМ — (дым), ДУБ — (зуб), МЁД — (лёд), МЕЧ — (мяч), СТОЛ — (стул), НОРА — (кора), ЛЫЖИ — (лужи), БАНК — (танк), ТОЧКА — (ночка, дочка, бочка)

3 Тур

1 команда «Дружба »

2 команда «Улыбка»

4 тур. Подбери слова, противоположные по значению (антонимы):

1 команда «Дружба»

  • Верх –

  • Конец –

  • День –

  • Утро –

  • Свет –

  • Старт –

  • Продавец –

  • Малыш –

2 команда «Улыбка»

  • Лето –

  • Жара –

  • Восход –

  • Добро –

  • Глупец –

  • Зима –

  • Враг –

  • Горе –

5 Тур. «Прочитай-ка»

Прочитайте слова. Найдите лишнее.

«Дружба»

РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД

Ответ: карандаш, ручка, кисточка, ведро. ( лишнее слово ведро)

«Улыбка»

ЯМЧ, РАБАНАБ, ЯОЛ, ЮАЛ.

Ответ: мяч, барабан, Оля, юла. ( лишнее слово — Оля)

6 Тур . К каким частям речи можно отнести слова
ЖАРКОЕ, ЗВОНОК, МЕЛОК?

(существительные – жаркОе, мелОк, звонОк;
прилагательные – жАркое, мЕлок, звОнок)

Жюри подводит итоги игры, объявляет результаты.

Награждение участников игры грамотами «Лучшие знатоки русского языка».

«Знаешь ли ты русский язык? »

(Викторина по русскому языку среди учащихся 5-7 классов)

Подготовила учитель русского языка и литературы : Иманжанова Г.А.

Викторина по русскому языку для 6-7 классов

Викторина по русскому языку (6 -7 класс).

Ц е л ь: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.

1. Отгадайте загадки.

1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)

  1. Исправьте ошибки.

1.Заниматься ему ничего не мешало. (ничто; в.п.)

2.Обоими руками, обеих концов. (обеими, обоих)

3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)

4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.

5. Вдали показалась стая уток и зайцев.

6.Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.

7.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)

8.Он стоял и лязгал глазами.

3. Как можно сущ. жар, ель превратить в глаголы?

  1. К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? (сущ-ные, а при изменении ударения к прилог-м.)

  1. Сколько прочтений имеет буквосочетание теперьяподнимитетоже

  1. Те перья поднимите, те тоже.

  2. Те перья под ним, и те тоже.

  3. Те перья поднимите тоже.

  4. Теперь я, подними те тоже.

  5. Теперь я, поднимите тоже.

  6. Теперь я, под ними те тоже.

  7. Те перья под ними, те тоже.

  1. Сколько фразеологизмов в тексте?

С ног до головы.

— Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда— руку даю на отсечение— он сразу перестанет распускать руки!

— Спору нет — горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.

  1. Кто быстрее, кто больше?

Сообразительность

Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.

Или Скоросшиватель

Вошь Тело Ров Корова Кот Кросс Свитер Ток

Лето Шоссе Вор Скорость Крот Короста Рис Кит

Лес Кровать Лось Рост Шов Сорока Рот Толь

Село Воск Кость Сор Ворота Коса Рок

Сера Тик Сито Сорт Шило Сок Кора

8. Назовите слово по его лексическому значению.

1.Место стоянки судов (пристань)

2.Глава государства (президент)

3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4.Человек, совершивший подвиг (герой)

5.Руководитель предприятия (директор)

6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9.Больной, лечащийся у врача (пациент)

10.Титул древнеегипетских царей (фараон)

11.Группа морских островов (архипелаг)

12.Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22.Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24.Место на реке, где её можно перейти (брод)

25.Общая часть родственных слов (корень)

26.Отверстие вулкана (кратер)

27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29.Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32.Научный опыт (эксперимент)

33.Научное справочное пособие (энциклопедия)

34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35.Герой русских былин (богатырь)

36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39.Землеройная машина (экскаватор)

40.Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

9. Что значит:

  1. Обречен на большой успех.

  2. Урожайный счет матча.

  3. Крыша встала набекрень.

  4. Нанести поцелуй.

  5. Самоотверженно биться головой о стекло

10. «Разгадай кроссворд».

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По вертикали: 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали: 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

11. Игра «Переводчик»

1. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) синонимами.

  1. Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)

  2. Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)

2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) антонимами.

  1. Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).

  2. Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)

12. Задание:

замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:

-денег куры не клюют,

-на все руки мастер,

-водить за нос

-заруби себе на носу

-это рукой подать,

-от корки до корки,

-держать язык за зубами,

-делать из мухи слона.

13. Определить род несклоняемых имен существительных:

Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, левша, купе, ателье, задира, пальто, пенальти, авеню, кенгуру, плакса, Баку, Миссисипи.

Подведение итогов урока — викторины

Методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме: Викторина по русскому языку

Викторина по русскому языку (6 -7 класс).

Ц е л ь: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.

    1.  Отгадайте загадки.

1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)

  1. Исправьте ошибки.

1.Заниматься ему ничего не мешало. (ничто; в.п.)

2.Обоими руками, обеих концов. (обеими, обоих)

3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)

4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.

5. Вдали показалась стая уток и зайцев.

6.Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.

7.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)

8.Он стоял и лязгал глазами.

    3. Как можно сущ. жар, ель превратить в глаголы?

  1. К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? (сущ-ные, а при изменении ударения к прилог-м.)
  1. Сколько прочтений имеет буквосочетание                            теперьяподнимитетоже
  1. Те перья поднимите, те тоже.
  2. Те перья под ним, и те тоже.
  3. Те перья поднимите тоже.
  4. Теперь я, подними те тоже.
  5. Теперь я, поднимите тоже.
  6. Теперь я, под ними те тоже.
  7. Те перья под ними, те тоже.
  1. Сколько фразеологизмов в тексте?

                       С ног до головы.

— Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!

— Спору нет — горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.  

  1. Кто быстрее, кто больше?

                Сообразительность

Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.

Или  Скоросшиватель

Вошь        Тело        Ров        Корова        Кот        Кросс        Свитер      Ток

Лето        Шоссе        Вор        Скорость        Крот        Короста        Рис        Кит

Лес        Кровать        Лось        Рост        Шов        Сорока        Рот        Толь

Село        Воск        Кость        Сор        Ворота        Коса        Рок

Сера        Тик        Сито        Сорт        Шило        Сок        Кора

8. Назовите слово по его лексическому значению.

1.Место стоянки судов (пристань)

2.Глава государства (президент)

3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4.Человек, совершивший подвиг (герой)

5.Руководитель предприятия (директор)

6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении        (секретарь)

7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9.Больной, лечащийся у врача (пациент)

10.Титул древнеегипетских царей (фараон)

11.Группа морских островов (архипелаг)

12.Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22.Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24.Место на реке, где её можно перейти (брод)

25.Общая часть родственных слов (корень)

26.Отверстие вулкана (кратер)

27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29.Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32.Научный опыт (эксперимент)

33.Научное справочное пособие (энциклопедия)

34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35.Герой русских былин (богатырь)

36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39.Землеройная машина (экскаватор)

40.Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

9. Что значит:

  1. Обречен на большой успех.
  2. Урожайный счет матча.
  3. Крыша встала набекрень.
  4. Нанести поцелуй.
  5. Самоотверженно биться головой о стекло

10. «Разгадай кроссворд». 

Кроссворд

По вертикали: 1. Несколько предложений,  связанных  по  смыслу  и  грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные  значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали: 2. Все слова языка.4. Постоянный  морфологический признак имени существительного.  6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

                    11.  Игра «Переводчик»

1. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) синонимами.

  1. Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)
  2. Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)

2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) антонимами.

  1. Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).
  2. Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)

                         12.  Задание:

замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:

                       

                         -денег куры не клюют,

                         -на все руки мастер,

                         -водить за нос

                         -заруби себе на носу

                         -это рукой подать,

                         -от корки до корки,

                         -держать язык за зубами,

                         -делать из мухи слона.

 13. Определить род несклоняемых имен существительных:

    Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, левша, купе, ателье, задира, пальто, пенальти, авеню, кенгуру, плакса, Баку, Миссисипи.

Подведение итогов урока — викторины