Викторина для 5-6 классов по литературе и русскому языку

6 КЛАСС

ЛИТЕРАТУРА

ВИКТОРИНА ПО ФОЛЬКЛОРУ

«ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

Пословицы и поговорки каждому знакомы с детства. Они возникли в давние времена, ещё до того как появилась на Руси письменность. Их называют золотыми зёрнами русского языка. Маленькими жемчужинами, сокровищами народной мудрости.

Благодаря пословицам и поговоркам наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее.

Задание 1. Ответьте на вопросы.

  1. Какую пословицу учитель скажет тому, кто первым сделал самостоятельную работу, но допустил ошибки? (Поспешишь – людей насмешишь.)

  2. В какой пословице говорится о том, что дорогу можно найти и в неизвестной местности? (Язык до Киева доведёт.)

  3. Что говорят о человеке, который очень хорошо выполняет свою работу? (Дело мастера боится.)

  4. Что говорят о человеке, который постоянно вмешивается не в своё дело, проявляет чрезмерное любопытство? (Много будешь знать – скоро состаришься.)

  5. Какую пословицу уместно назвать в случае, когда вы что-либо не могли сделать, а вам помогли, и всё получилось? (Ум хорошо, а два лучше.)

  6. Какую пословицу можно сказать в ситуации, когда вы взялись за несколько дел, но у вас ничего не получилось? (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)

Задание 2. Определите, пословицы это или поговорки:

  1. Хороша кашка, да мала чашка. (пословица)

  2. Ищи ветра в поле. (поговорка)

  3. Медведь на ухо наступил. (поговорка)

  4. После драки кулаками не машут. (пословица)

  5. Работать с огоньком. (поговорка)

  6. При царе горохе. (поговорка)

  7. Легок на помине. (поговорка)

  8. Век живи — век учись. (пословица)

  9. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь. (пословица)

  10. Как аукнется – так и откликнется. (пословица)

Задание 3. О чём эти пословицы?

  1. На чужой сторонушке рад родной воронушке.

  2. У семи нянек дитя без глазу.

  3. От добра добра не ищут.

  4. Долг день до вечера, коли делать нечего.

  5. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

  6. Тише едешь – дальше будешь.

Задание 4. Пословицы в весёлых тестах. Найди верное определение.

  1. Любишь кататься, люби и …

    • А) стиральный порошок

    • Б) милиционеров

    • В) саночки возить

    • Г) таксисту платить.

  1. Слово не воробей, …

    • А) вылетит – не поймаешь

    • Б) сверху не капнет

    • В) училка не заметит

    • Г) не разгонит голубей.

  1. Семь раз отмерь…

    • А) Коли делать нечего

    • Б) один отрежь

    • В) один раз выкинь

    • Г) и с температурой в школу не пойдёшь.

  1. Не зная броду, не суйся…

  1. Гусь свинье…

    • А) друг, товарищ и брат

    • Б) не спонсор

    • В) не товарищ

    • Г) крыльев не привяжет.

  2. После драки …

    • А) все к мамкам бегут

    • Б) кулаками не машут

    • В) прокурору не пишут

    • Г) никому уже не страшно.

  1. Не буди лихо, пока…

  1. Дарёному коню …

    • А) сытый – не товарищ

    • Б) хвост не отрывают

    • В) зубы не чистят

    • Г) в зубы не смотрят.

  1. Без труда не вытащишь и …

    • А) жвачку из волос

    • Б) рыбку из пруда

    • В) рыбака из-подо льда

    • Г) меня из Интернета.

  1. Баба с воза…

    • А) кобыле легче

    • Б) кобыла на воз

    • В) да и в «Мерседес»

    • Г) и волки сыты.

Задание 5. Ответьте на вопрос пословицей.

  1. Кем станет казак, если будет терпеть? (атаманом)

  2. Чьими руками легко жар загребать? (чужими)

  3. Что не вырубишь топором? (что написано пером)

  4. Чем долг красен? (платежом)

  5. Когда приходит аппетит? (во время еды)

  6. Где черти водятся? ( в тихом омуте)

  7. Что любят деньги? (счёт)

  8. В какие сани не следует садиться? (в чужие)

Задание 6. Найдите и исправьте.

  1. Аппетит проходит во время еды. (приходит)

  2. Было бы золото, а чёрт найдётся. (болото)

  3. Город не тётка. (голод)

  4. Пашню пашут – не ногами машут. (руками)

  5. Чем дитя не тешилось, лишь бы не плавало. (плакало)

  6. Хоть кол на голове туши. (теши)

  7. Тяжела ты, шашка Мономаха. (шапка)

  8. Соловья башнями не кормят. (баснями)

  9. Лес рубят – кепки летят. (щепки)

  10. Один с кошкой — семеро с ложкой. (с сошкой)

  11. Машу маслом не испортишь. (кашу)

  12. Комар косу не подточит. (носу)

  13. Икра стоит свеч. (игра)

  14. Ждать у горя погоды. (у моря).

Задание 7. Изобразите поговорку и объясните её смысл.

— Работать спустя рукава

— Клевать носом

— Тянуть за уши

— Воды в рот набрать

— Кусать локти

— Зарубить на носу.

5 КЛАСС

ЛИТЕРАТУРА

«Я СКАЖУ ТЕБЕ ДИВО ДИВНОЕ…»

ВИКТОРИНА «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

Задание 1. Узнай сказку.

  1. «В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем не могла ей угодить. Что ни делала падчерица — всё не так, как не повернётся – всё не в ту сторону.

Дочка целыми днями на перине валялась да пряники ела, а падчерица с утра до вечера и присесть не могла: то воды натаскай, то хворосту принеси, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи. Знала она и зимой холод, и летом зной, и весенний ветер, и осенний дождь». (С. Маршак «Двенадцать месяцев».)

  1. Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй лёжа но боку!»

И соседи присмирели,

Воевать уже не смели…

(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».)

  1. «Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика…» (В. Катаев «Цветик-семицветик».)

  2. «Жил мельник. Жил он жил да и помер, оставив своим трём сыновьям в наследство мельницу, осла и кота. Мельницу взял старший сын, осла взял средний сын, а меньшему достался кот». (Ш. Перро «Кот в сапогах».)

  3. «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла…» (Л. Толстой «Три медведя».)

  4. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь Элиза. Одиннадцать братьев-принцев ходили в школу со звёздами на груди и саблями у ног. Писали они на золотых досках алмазными грифелями и наизусть умели читать не хуже, чем по книжке. Сразу было видно, что они настоящие принцы…» (Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди».)

Задание 2. Узнай сказочного героя.

  1. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка.)

  1. У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это?…(Буратино.)

  1. Она красива и мила,

А имя ей от слова «зола». (Золушка.)

  1. Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш…(Малыш.)

  1. Предупредить я вас должна:

Я так хрупка, я так нежна,

Что через тысячу перин

Горошину одну

Я буду чувствовать всю ночь

И так и не засну! (Принцесса на горошине.)

  1. Сколько мне лет, я не знаю.

В ступе я с метлой летаю.

Теремок мой так хорош,

На меня во всём похож,

В этом тереме моём

Ярко печь горит огнём.

Теремок на курьих ножках!

Ждёт гостей в нём… (Бабка Ёжка.)

  1. Мастер он колоть дрова,

Рыбок уважает,

Хоть и дурья голова,

Печь его катает. (Емеля.)

  1. Я – богатый. Всемогущий,

Очень стройный,

Страшно злющий,

Но я смерти не боюсь,

Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный.)

  1. Я – царевна молодая,

Красотой, умом блистаю.

Но с одним лишь я изъяном:

Я – царевна… (Несмеяна.)

  1. Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка.

И зовётся… (Чебурашка.)

  1. Скачет лошадь не простая.

Чудо – грива золотая.

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок –

Удивительный конёк

По прозванью… (Горбунок.)

  1. Чтоб друга верного спасти,

Ей полстраны пришлось пройти:

От разбойников бежать,

В снежной буре замерзать,

Через льды перебираться,

С королевою сражаться. (Герда.)

Задание 3. Блицтурнир.

  1. Что в сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец? (Ведро.)

  2. В каком государстве жили герои многих русских сказок? (В тридевятом или тридесятом.)

  3. Кто остался голодным в сказке про Колобка? (Заяц, Волк, Медведь.)

  4. Чем был Колобок: пряником или пирогом? (Пряником.)

  5. Она ушла от своего мужа из-за того, что он уничтожил элемент её гардероба. Кто эта героиня? (Царевна-лягушка.)

  6. Как называется страна, где на деревьях растут золотые монеты? (Страна Дураков.)

  7. Какое механическое устройство объединяет Карлсона и вертолёт? (Пропеллер.)

  8. Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы.)

  9. В нём всё доброе и прекрасное уменьшалось, а всё злое и безобразное увеличивалось. Что это за предмет? (Зеркало.)

  10. Цена этому предмету 100 поцелуев принцессы. Что это за предмет? (Трещотка из сказки Андерсена «Свинопас».)

  11. Что служило средством для передвижения оловянного солдатика? (Бумажный кораблик.)

  12. Что блестело у царевны Лебеди под косой? (Месяц.)

  13. Где жили тридцать три богатыря в «Сказке о царе Салтане…»? (В море.)

  14. Враг царевны Лебедь. (Коршун.)

  15. Родина Г.-Х. Андерсена. (Дания.)

  16. То являлось гордостью старика Хоттабыча? (Борода.)

  17. Кто в сказке А.С. Пушкина подарил Дадону золотого петушка? (Мудрец.)

  18. Какой продукт послужил названием для рек, текущих между сказочными кисельными берегами? (Молоко.)

6 КЛАСС

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задание 1. Найдите закономерность, распределите слова по 4 столбикам.

(пол)лодки, (пол)абрикоса, (пол)парты, (пол)игры, (пол)часа, (пол)дня, (пол)ящика, (пол)ночи, (пол)утра, (пол)слова, (пол)линии, (пол)ложки, (пол)оборота, (пол)страны, (пол)Африки, (пол)Парижа, (пол)квартиры, (пол)окна, (пол)яхты, (пол)Оки, (пол)порции, (пол)имения, (пол)литра, (пол)училища, (пол)Саратова.

Задание 2. Найдите закономерность и вставьте пропущенные буквы.

Образец: ключик – ключика, горошек – горошка

Помидорч _к, калач_к, замоч_к, пенёч_к, ящич_к, стаканч_к, понч_к, ларч_к, камеш_к, диванч_к, букет_к, фартуч_к, таз_к, карандаш_к, лист_к, листоч_к.

Задание 3. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы или раскройте скобки и найдите лишнее слово (оно отличается написанием).

  1. Кто(то), где(нибудь), как(либо), (кое)кто, как(будто)

  2. Мач_та, меч_та, спряч_те, поч_товый, поч_ти.

  3. Девч_нка, книж_нка, рубаш_нка, печ_нка, старуш_нка, нож_нка.

  4. Рац_я, кальц_й, узколиц_й, вместо лекц_й, изоляц_я.

  5. Лиш_, лож_, плачеш_, настеж_, хорош_.

  6. Заг_рать, покл_ниться, погл_щать, рест_врация, раств_ритель, предпол_жение, зар_сли.

  7. Ш_в, ш_рох, ш_к, крыж_вник, ш_пот, капюш_н, ш_мпол.

Задание 4. Впишите пропущенные буквы. Подчеркните «третьего лишнего».

  1. Перебеж_ик, спор_ик, налад_ик.

  2. Руб_ик, камен_ик, автоответ_ик.

  3. Донос_ик, обход_ик, паром_ик.

  4. Подбор_ик, смаз_ик, обход_ик.

  5. Бетон_ик, пулемёт_ик, сбор_ик.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы. Отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют в окончании –и.

  1. Бор_шься, пиш_шь, пил_шь, стро_шь.

  2. Держ_шь, слыш_шь, гон_шь, возмуща_шься.

  3. Кле_шь, верт_шь, мес_шь, леч_шь.

Задание 6. Укажите ряд разноспрягаемых глаголов.

  1. Есть, носить.

  2. Думать, ехать.

  3. Хотеть, бежать.

  4. Дать, говорить.

  5. Писать, читать.

Задание 7. Выделите форму повелительного наклонения глагола.

  1. Хочет петь.

  2. Будет петь.

  3. Давай петь.

  4. Петь бы.

5 КЛАСС

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задание 1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и найдите лишнее слово (оно отличается написанием).

  1. Ш_тка, ш_ба, ш_м, параш_т, ш_стрый, ш_т.

  2. Мыш_, мощ_, лещ_, лож_, рож_, брош_.

  3. С_ём, под_ём, соб_ём, об_ём.

  4. Ц_ркуль, ц_фра, ц_ганка, ц_линдр, ц_тата.

  5. Доблес_ный, завис_ливый, извес_ный, чудес_ный.

Задание 2. Укажите слова, не имеющие окончаний.

  1. Пламя

  2. Громко

  3. Высоко

  4. Озноб

Задание 3. Выберите слово, лексическое значение которого – состояние.

  1. Бесконечность

  2. Усталость

  3. Словесность

Задание 4. Если слова могут объединяться в тематические группы, называя круг близких явлений, предметов, действий, то какое слово «лишнее»?

  1. Коньки

  2. Сосульки

  3. Плясать

  4. Снегурочка

Задание 5. Укажите словосочетания.

  1. Налево от дома

  2. Перед школой

  3. С добрым утром

  4. Шумит дождь

  5. Оказать помощь

Задание 6. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах.

  1. Текла, извивалась, блестела река.

  2. Радостна, шумна и пахуча весна.

  3. Волны пенились, и бились о берег.

  4. Тускнеют, тают в небе звёзды.

Задание 7. Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово.

  1. Весна чувствовалась повсюду: в прозрачном звенящем воздухе, в звонких утренних песнях синичек, в весёлой капели.

  2. Лес был полон ягод, грибов, орехов.

  3. Все пришли на праздник и очень радовались ему.

  4. На полках магазина красовались куклы с большими голубыми глазами, игрушечные машины с блестящими кузовами, весёлые ярко-оранжевые неваляшки.

Задание 8. Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире.

  1. Большие глазастые ромашки хороши.

  2. Цыплят по осени считают.

  3. Июль макушка лета.

  4. Зима снежная и мягкая.

Викторина по русскому языку и литературе для 5-11 классов

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе для учащихся 5 – 11 классов «Весёлая перемена» (30.03.18) в рамках проведения Дня русского языка и литературы на школьном Фестивале наук.

1 тур. Шуточная викторина.

Вопросы:

1. Кто бы мог подать такое объявление: «Старушка в полном расцвете сил ищет спутника жизни. Жильём и транспортом обеспечена. Слишком худосочных, живущих вечно прошу не беспокоить»? (Баба Яга)

2.  Каким инструментом, являющимся частью речи, А.С.Пушкин призывал «жечь сердца людей»? (глаголом)

3. Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова «дерево», написанного на бумаге? (корень)

4. Что примеряла мартышка для ликвидации неграмотности? (очки)

5.  В названии какого произведения И.С.Тургенева задействовано всего две буквы русского алфавита?  («Муму»)

6. Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством? («Колобок»)

Следующий 2 тур — «Комната забытых вещей» или «Чёрный ящик».

Задание: назовите, с каким произведением связаны эти предметы

Зеркало (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Письмо («Ревизор» Н.В.Гоголь)

Яблоки и макароны («Уроки французского» В.Г.Распутин)

Картина «Возвращение блудного сына» («Станционный смотритель» А.С.Пушкин)

Карты «тройка», «семёрка», «туз» («Пиковая дама» А.С.Пушкин)

Топор («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский)

Следующий 3 тур — конкурсы

«Наши пословицы»

1. Какие органы человека перечислены в девизе безжалостно­го злопамятного мстителя? (Око и зуб: око за око, зуб за зуб.)

2. Какая пословица поможет вам оправдаться за существен­ное опоздание на урок? (Учиться никогда не поздно.)

3. Что в старых русских пословицах означало число «семь»? (Много. «За семь верст киселя хлебать».)

4. Эпиграфом к какому произведению служит пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»? («Ревизор» Н.В. Гоголя.)

5. Какая пословица стала эпиграфом к «Капитанской доч­ке» А.С. Пушкина? (Береги честь смолоду. Полностью: Бе­реги платье снову, а честь смолоду.)

6. Как начинается пословица, которая заканчивается сло­вами: «дыр много, а выскочить некуда»? (Чудеса в решете.)

7. Африканская пословица гласит: «Сын леопарда тоже леопард». А что говорит наша пословица-синоним? (Яблоко от яблони недалеко падает.)

8. Англичане говорят: «Если леди сойдет с экипажа, он поедет быстрее». А что в этом случае скажут русские? (Баба с возу — кобыле легче.)

9. Француз скажет: «Раз пробка вынута — надо пить шам­панское». А что в этом случае скажет русский человек? (На­звался груздем — полезай в кузов.)

10. Вьетнамская пословица гласит: «Неторопливый слон рань­ше достигнет цели, чем резвый жеребец». А что в этом слу­чае говорит наша пословица? («Тише едешь — дальше бу­дешь».)

11. Индонезийская пословица звучит так: «Очень резво бел­ка прыгает, а иной раз срывается». А как звучит наша по­словица-синоним? (Конь о четырех ногах, и тот спотыка­ется.)

12. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (Волка.)

«Угадай слово»

1. Скажите по-французски слово «пыль». Кстати, русские женщины охотно себя ею украшают. (пудра)

2. В Японии этот предмет называют «вакидзаси», что буквально означает «на боку воткнутое». Что это за предмет? (меч)

3. На языке коми «син» — глаз, «лыс» — хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс». (ресницы)

4. По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? (охламон)

5. С итальянского языка это слово переводится как «сломанная скамья». А в русском языке оно обозначает неудачливого бизнесмена. Что это за слово?

(банкрот)

6. Из малайского языка к нам пришло название этого животного. В переводе на русский оно означает «лесной человек». Назовите это животное.

(орангутанг)

7. Название какого парфюмерного средства переводится с французского как «вода из Кёльна»? (одеколон)

8. Какая известная порода собак была выведена в Испании, что и отразилось в её названии? (спаниель)

9. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по названию? (простоквашу)

10. Если перевести это слово с латинского языка, то оно буквально будет означать «сидящий впереди». Что это за слово? (президент)

11. По порядку он девятый, а его название с латинского языка переводится как «седьмой». О чём идёт речь? (сентябрь)

12.Какое существительное в современном русском языке произошло от латинского глагола «не хватать»? (дефицит)

13. «Ветеринар» по-чукотски – «кора-доктор». Что означает чукотское слово «кора»? (олень)

14. Первоисточник этого слова – греческий, где оно обозначало, как ни странно, «досуг», «праздность». Звучание практически не изменилось, а вот значение поменялось кардинально. Назовите это слово. (школа)

15. Эти посетители поликлиник скорей всего не догадываются, что зовутся латинским словом «страдальцы». (пациенты)

16. Это русское слово в прошлом означало «лицо» и произошло от слов со значением «лоб» и «рот». Что это за слово? (челюсть – чело+уста)

17. Название какого вида спорта переводится с норвежского как «след на склоне»? (слалом)

КОНКУРС «СОБЕРИ СЛОВА»

Соберите слова, которые спрятались в других словах.

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

КОНКУРС «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ»

1.      В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

2.      Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный)

3.      Чем похожи существительные ножницыбрюкичернила? (они употребляются только во множественном числе)

4.      Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

5.      Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения)

6.      Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

7.      Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы)

8.      Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на швейной машине)

Викторина по русскому языку для 5-7 классов

«Знай свой язык».

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7 классов.

Авторская разработка учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г. Воронежа Рязанцевой Марины Михайловны.

Цели: прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру; развивать любознательность, познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету; учить общению со сверстниками и единомышленниками, формировать чувство коллективизма.

Оформление: на доске высказывания о слове С.И.Ожегова и В.И. Даля.

Ход игры.

1.Оргмомент. Участники игры делятся на две команды. Ведущий – учитель.

Жюри – старшеклассники.

2.Вступительное слово учителя:

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся).

Заглянем в словарь:

«Слово – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия». С.И.Ожегов.

А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

3.Разминка. (Вопросы задаются командам быстро, отвечает вся команда.

Если ответа нет, то может ответить другая команда.)

1.Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «Ц»).

2.Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце).

3.В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет).

4.В каком слове буква А повторяется сорок раз? (Сорока).

5.Что находится между горой и оврагом? ( Союз И).

6.Какое государство можно носить на голове? (Панама).

7.Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).

8.Из какого полотна не сшить рубашки? (Железнодорожного).

9.Какой город летает? (Орёл).

10.Какой птицей можно достать воду из колодца? (Журавлём).

11.Какая мушка не летает? (У ружья).

12.На какой плитке не поджарить яичницу? (Кафельной).

13.Какую шляпку нельзя надеть? (У гвоздя).

14.Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

4. Конкурс знатоков норм русского языка:

Учитель: Расставьте правильно ударение в словах (по 1 человеку от команды):

1 команда – агент, гусеница, торты, балуюсь, комбайнер, тефтели, кухонный,

украинский, красивее.

2 команда – мельком, мусоропровод, вахтер, щавель, силос, квартал, августовский,

кружево, копировать.

Учитель: Пока выполняется это задание, остальным членам команд предстоит ответить

на вопросы:

Как говорить правильно:

— Я извиняюсь или извините, пожалуйста?

— Я кладу или ложу?

— Мы не хотим или не хочем?

— Сколько времени или который час?

— Телефон звонИт или звОнит?

— ГрушОвый или грУшевый?

5. Конкурс знатоков пословиц.

Учитель: В нашей речи часто употребляются пословицы и поговорки, которые создал

наш народ. А сможете ли вы определить, о какой поговорке идёт речь?

(Отвечает вся команда)

— В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почём фунт лиха).

— Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезешь).

— Согласно какой поговорке зубы могут находится не во рту? (Положить зубы на полку).

— Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).

— Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг)

— О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт, тому Бог даёт).

Учитель: Мудрость предков звучит на различных языках по-разному. Попробуйте

подобрать к пословицам разных народов соответствующие по смыслу русские

пословицы. (Отвечает вся команда).

— Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».( Поспешишь – людей

насмешишь.)

— Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи – век учись).

— Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь». (Тише едешь – дальше

будешь).

— Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь.

Как аукнется, так и откликнется).

— Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда

не вытянешь и рыбку из пруда).

— Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони

недалеко падает).

— Удмуртская: «Слово не стрела, а сердце пронзает». (Слово не воробей, вылетит –

не поймаешь).

— Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Сделал дело – гуляй смело).

Учитель: Продолжите поговорку. (Отвечает вся команда).

— Сам пропадай…(а товарища выручай).

— По одёжке встречают…(по уму провожают).

— Семь раз отмерь…(один раз отрежь).

— Глаза страшатся…(а руки делают).

— С кем поведёшься…(от того и наберёшься).

— Грамоте учиться…(всегда пригодится).

— Любишь кататься…(люби и саночки возить).

— Не зная броду…(не суйся в воду).

— Что посеешь…(то и пожнёшь).

— Кто не работает…(тот не ест).

6. Конкурс фразеологизмов.

Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Их источники различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из сказок, легенд, песен. Знаете ли вы, что означают фразеологизмы и откуда они пришли в нашу речь? (Отвечает вся команда):

— Остаться у разбитого корыта. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

— Слона-то я и не приметил. (И.С.Крылов. Басня «Любопытный»).

— Сизифов труд. (бесполезный, напрасный труд).

— Авгиевы конюшни.(очень загрязнённое место).

— Ахиллесова пята. (слабое, уязвимое место).

— Троянский конь. (неожиданное предательство).

Учитель: Замените фразеологизм синонимом:

— Делать из мухи слона (преувеличивать).

— Два сапога – пара (очень похожи).

— Заблудиться в трёх соснах (не разобраться в чём-то простом).

— После дождичка в четверг (никогда или не очень скоро).

— Во всё горло (очень громко).

— Повесить нос (огорчиться).

— Ходить на голове (шалить, беситься).

— С глазу на глаз (наедине, без свидетелей).

— Ни в зуб ногой (ничего не знать).

— Путаться под ногами (мешать).

— Плевать в потолок (бездельничать).

Учитель: Подобрать как можно больше фразеологизмов со значением «быстро». (Задание выполняет команда письменно в течение определённого времени одновременно).

Предполагаемый ответ: во все лопатки, во весь дух, изо всех сил, на всех парах, на всех парусах, очертя голову, сломя голову, со всех ног, что есть духу, что есть силы).

7. Конкурс знатоков орфографии.

Учитель: Любите ли вы разгадывать кроссворды? А нужно ли знать орфографию, чтобы это делать? Давайте проверим. (Каждой команде даётся кроссворд. Пока команды разгадывают кроссворды, жюри подводит предварительные итоги.)

  1. Молодые побеги растения.

  2. Мальчик, юноша.

  3. Человек, выращивающий растения.

  4. Количество лет, которые прожил человек.

  5. Растениеводство, животноводство – это … сельского хозяйства.

  6. Увеличение, прибавление в количестве.

  7. Сросшееся что-либо в одно целое.

  8. То, что всходит из семени при проращивании.

  9. Как иначе называется древесный гриб.

  10. Что измеряют в человеке.

  11. Берёзовая … .

  12. Человек, дающий деньги в долг под проценты.

  13. Густо разросшиеся кустарники, деревья.

Ответы: 1- поросль, 2 – подросток, 3 – растениевод, 4 – возраст, 5 – отрасль,

6 – прирост, 7 – сросток, 8 – росток, 9 – нарост, 10 – рост, 11 – роща,

12 – ростовщик, 13 – заросли.

8. Подведение итогов. Награждение победителей.

Викторина по русскому языку для 6 класса

Хорошо ли мы владеем русским языком?

Ответить письменно на задания:

1. Какой из шести падежей русского языка никогда не употребляется с предлогами?

2. Какой падеж никогда не употребляется без предлога?

3. Правильно расставьте ударения в словах: алфавит, документ, досуг, звонит, квартал, километр, начался, облегчить, торты, углубить, цемент, щавель, хозяева.

4. Превратите имена нарицательные в имена собственные, составьте словосочетания: орел, роза, шарик, земля.

5. Определите род перечисленных имен существительных: неряха, соня, грязнуля, плакса, тихоня, подлиза.

6. Подберите к перечисленным именам прилагательным антонимы: тихий, бедный, глупый, здоровый, глубокий, ленивый, черный, полезный, злой, верхний, высокий, близкий, чистый, мокрый, темный.

7. Какой частью речи могут являться следующие слова, составьте словосочетания: покрой, жгут, стих, пила.

8. Кто произнес правильно? Аргументируйте свое мнение.

Вероника спросила свою одноклассницу:

— Зачем ты собираешься надевать куртку, ведь на улице не холодно?

Катя ответила:

— Вечером лучше одевать куртку, потому что станет прохладно.

9. Подберите слова, соответствующие данным схемам:

А) приставка, корень, окончание

Б) приставка, корень, суффикс, окончание

В) корень и окончание

Г) корень, суффикс, окончание

10. Отгадайте загадки, объясните изученные орфограммы, имеющиеся в отгаданных словах и докажите правильность их написания.

А) Сидит Пахом на коне верхом.
Сам неграмотный, а читать помогает.

Б) Какое изобретение позволяет смотреть сквозь стены?

В) Я, как зонтик, белый — белый,
Я большой и очень смелый,
Я по воздуху летаю,
С облаков людей спускаю!

Г) Из меня берут порою реки свой исток,
А в руках твоих открою я любой замок.

11. В каждом из перечисленных синонимических рядов выделите такое слово, где признак выражен наиболее сильно.

Большой, гигантский, крупный, громадный, огромный, колоссальный.

Идти, шагать, ступать, шествовать, брести, плестись.

12. В каждом названном ряду синонимов выпишите слово с наименее выраженным признаком.

Неправильный, неточный, неверный, ложный, ошибочный.

Смелый, мужественный, храбрый, бесстрашный, отважный, неробкий.

Викторина по русскому языку в 6-м классе

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Презентация была использована на внеклассном мероприятии в 6 классе. Такая презентация может быть использована и на уроках (на обобщающих уроках, уроках повторения, семинарах) не только по русскому языку, но и по другим предметам.

Цель презентации и цель викторины по русскому языку:

  • Повторить пройденный за 1 полугодие материал по русскому языку в 6 классе.
  • Развить интерес учащихся к русскому языку.
  • Пробудить творческие способности учащихся, развить их неординарное мышление.

Принцип создания презентации.

Первый слайд представляет собой таблицу, с которой посредством гиперссылки соединены все слайды с вопросами.

В первой колонке написаны разделы языка. К каждому разделу относятся 6 вопросов.

Учащиеся команд (их может быть 2 или 3 в зависимости от количества учащихся в классе) выбирают раздел языка (например, фонетику, вопрос 4).

Ведущий (учитель) с помощью мыши наводит стрелку на данный вопрос.

Открывается слайд с вопросом (на слайд надо нажать левой мышью), после чтения вслух вопроса ведущим, учащиеся через некоторое время (время определяется членами жюри) отвечают на него. Если команда, которой задан вопрос, не отвечает на него, на вопрос отвечает другая команда, которая знает ответ. Затем ведущий щёлкает мышью на слайд – открывается слева слово «ответ»,после щелчка на него открывается слева (в некоторых слайдах справа) правильный ответ. Справа в углу слайда изображена стрелка возврата к первому слайду. Нажав на неё, мы возвращаемся к таблице.

В каждой команде капитан решает, кому предоставить право ответа после обсуждения вопроса.

Оценка результатов.

За правильный ответ начисляется 2 балла, за неполный ответ – 1 балл,

0 – за отсутствие ответа или за неправильный ответ. Помощник жюри ведёт подсчёт баллов в таблице, которая может быть нарисована на доске.В жюри входят учителя и учащиеся старших классов.

В конце игры подсчитываются очки команд, определяется победитель и наиболее активные участники викторины.

Викторина русского языка 6 класс

Викторина по русскому языку «Знатоки русского языка» 6 класс

Цели мероприятия:

— пробудить интерес к изучению русского языка;

— развитие коммуникативных умений и навыков;

— воспитать любовь к родному слову.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Рады приветствовать вас! Приглашаем понаблюдать за состязанием знатоков русского слова. Сегодня здесь встречаются две замечательные команды, и я приглашаю на сцены команду 6Б, 6Г и 6Д классов. (ребята занимают места за игровыми столами) Пожелаем ребятам успехов в состязании. Да победит сильнейший! Но сначала необходимо представить жюри конкурса. (представление жюри).

Чтецы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре —

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость,

Бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(Сабир Абдулла, узбекский поэт)

Чтец.

Как будто целый мир тебе знаком,

Когда владеешь русским языком…

Вот почему всем близок чистый, ясный,

Народа русского язык прекрасный.

(И. Гришашвили)

Учитель. Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие ученики 6-х классов.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну русского языка. Девиз нашей игры: «Выучи русский язык». Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больших знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.

У каждой команды есть свой девиз, название, капитан.

Пожелаем им удачи! Просим команды представиться.

  1. Конкурс. Приветствие.

Капитан команды представляет команду, команды говорят девиз.

  1. Конкурс. Разминка. (Лексика)

Назовите слово по его лексическому значению.

1.Место стоянки судов (пристань)

2.Глава государства (президент)

3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4.Человек, совершивший подвиг (герой)

5.Руководитель предприятия (директор)

7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9.Больной, лечащийся у врача (пациент)

10.Титул древнеегипетских царей (фараон)

13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22.Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

25.Общая часть родственных слов (корень)

26.Отверстие вулкана (кратер)

27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29.Маленькие ячейки из воска, куда пчёлы кладут мёд (соты)

30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32.Научный опыт (эксперимент)

33.Научное справочное пособие (энциклопедия)

34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35.Герой русских былин (богатырь)

36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39.Землеройная машина (экскаватор)

40.Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

  1. Конкурс. Практический.

  1. Разберите по составу слово БЛАГОРОДНЫЙ?

  2. Назовите однокоренные слова к слову ВОДА ?

  3. Какого рода слова РОЯЛЬ, ПИАНИНО, КОФЕ, ВЕРМИШЕЛЬ, ГАИ, ДК?

  4. Назовите слова с корнем —РАСТ-, -РОС— объясните правописание?

  5. Определите способ образования слов привокзальный, розоватый, путешествие.

  6. Объясните правописание слов загар , загоревший.

  7. Придумайте три слова с приставкой при -, обозначающей неполное действия.

  1. Конкурс. Конкурс капитанов. (Орфография. Лексика)

Капитаны садятся за отдельный стол. За две минуты им необходимо написать как можно больше слов на свою тему: школа, вокзал, спорт (засчитывается каждое правильно и по теме написанное слово).

  1. Сценка. Наши падежи.

Действующие лица: учитель и ученик Петров

Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе

продиктую.

Ученик выходит к доске и готовится писать.

Учитель (диктует): ―Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.

Ученик пишет под диктовку на доске.

Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своем рассказе все имена существительные.

Ученик подчеркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

Ученик: Да!

Учитель: Начинай!

Ученик: ―Папа и мама. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.

Ругали кого, чего? Вову. ―Вова — это имя. Значит, падеж именительный.

Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у ―поведения падеж творительный.

Вова молчал виновато. Значит, здесь у ―Вовы падеж винительный.

Ну, а ―обещание, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !

Вот и все!

Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Ученик: Какую? Конечно, пятерку!

Учитель: Значит, пятерку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово — ―пятерку?

Ученик: В предложном!

Учитель: В предложном? Почему же?

Ученик: Ну, я же ее сам предложил!

  1. Конкурс. Покажи предложение. (Синтаксис)

В каждой команде распределяются роли – члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Каждый член предложения должен повторяться не менее двух раз. В течение 1 минуты участники команды рисуют таблички с названиями членов предложения, затем необходимо прикрепить их к одежде. Ведущий читает предложения. Обе команды должны «изобразить» это предложение. Выигрывает та команда, которая быстрее составила предложение, то есть «разобрала» его по членам предложения.

Предложения для конкурса:

  • Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…

  • Буря мглою небо кроет

  • В сарафане красненьком заплясала Настенька

  • Сижу за решеткой в темнице сырой

  1. Конкурс. Рассказ на одну букву. (Развитие речи)

Командам предлагается за 5 минут составить рассказ на букву К (не считая предлогов).

  1. Конкурс. Для болельщиков. (Орфография)

Болельщики должны назвать слова с удвоенными буквами Р, Л,М,Н,Н

  1. Конкурс. Покажи пословицу.

Командам раздаются пословицы. Они должны изобразить ее так, чтобы соперники угадали.

  1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  2. Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.

  3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  1. Конкурс. Фонетический.

Сколько раз в стихотворении используется звук [ш]?

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели до порожка, и щёлкали орешки –

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути – отчего не подвезти? (24)

  1. Конкурс. Конкурс юных поэтов.

Дается начало четверостишия, его нужно закончить, чтобы получились забавные детские стихи.

  1. Вы слыхали, на базаре

      Чудо-птицу предлагали?..

  1. В зоопарке плачет слон:

Увидал мышонка он…

  1. Удивляется народ:

Почему сердит Федот?..

Учитель. Закончен наш КВН. Но путешествие по дороге знаний продолжается.

Нашими верными проводниками будут книги. Это ваши верные товарищи. С ними всегда по пути!

А напоследок я хочу вам сказать, что не важно, кто победил сегодня, ведь всех нас объединяет дружба.

Методическая разработка по русскому языку на тему: Викторина по русскому языку для 5-6 класса

Внеклассное мероприятие по русскому языку

 «Знатоки»

Для 5-6 классов

Учитель: Здравствуйте уважаемые участники нашей викторины, посвященной неделе русского языка и литературы. Мы рады приветствовать вас сегодня в этом зале. И так, начнем же наше заседание «Знатоков»

Слово о русском языке:

— «Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно — страстный, где нужно – бойкий и живой». А. Н. Толстой

— «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой

— «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький

Предварительно в каждом классе выдвинуты были кандидатуры участников.

Мы предоставляем слово капитанам, чтобы  он представил участников своей команды.

1.конкурс: Домашнее задание: Приготовить эмблему команд и девиз.

2. конкурс: Разминка. Она довольно легкая, но требует умственных усилий.

Перед вами лежат листочки, на которых вы должны будете либо продолжить предложение, либо написать ответ.

1.    «Морфология» — это раздел языкознания, который изучает…

2.      Что такое окончание?

3.      Назовите вопросы дательного падежа.

4.      Отгадайте загадку: «Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают».

5.      Что обозначает фразеологизм «лапшу на уши вешать»?

6.      Когда пишется Ь в сочетании  -ТЬСЯ?

7.      Изменяются ли глаголы по падежам?

8.      Какие предложения называются сложными?

9.      Назовите второстепенные члены предложения.

10.  Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопрос…

Учитель:  Пока жюри проверяет ваши ответы, я прочитаю вам рубрику «Это интересно!»

Вы, наверное, знаете, что, цифра 7 для древних народов была священной. Судите сами: 7 дней сотворения мира, 7 добродетелей, 7 чудес света, 7 дней недели, 7 цветов радуги, 7 нот…

А какая буква русского алфавита отмечена этой священной цифрой? Это буква «Ё».

Это загадочная и очень интересная буква. Во-первых, она придумана была более 200 лет назад (в 18 веке) знаменитым русским писателем Н. М. Карамзиным, который посвятил много лет своей жизни описанию многовековой истории русского государства. В 1797 году он впервые употребил эту букву в слове «слёзы».

Во-вторых, эта буква особенная. Она употребляется для обозначения ударного звука, который в той же самой морфеме в безударном положении передаётся буквой «Е».  

В-третьих, это единственная буква русского алфавита, которую иногда в книгах заменяют другой буквой.

Учитель: Слово предоставляется жюри.

И так третий конкурс «Расставьте правильно ударения в словах»

Верба, документы, инструмент, километр, магазин, портфель, предмет, статуя, столяр, договор, алфавит, позвонит, квартал, сантиметр.

Учитель: Четвертый конкурс. Пока жюри проверяет постановку ударения в словах, мы с вами устроим аукцион «Кто знает больше поговорок и пословиц о русском языке». (Выставление баллов на доске)

Учитель: Слово предоставляется жюри.

Учитель: Все хорошо знают, что в русском языке существует два числа – единственное и множественное. А вот в древнерусском языке существовало не только единственное и множественное число, но и формы двойственного числа, которые употреблялись, когда речь шла о двух предметах или о парных предметах.

Формы двойственного числа образовывались с помощью специальных окончаний. Эти формы были утрачены в истории языка, но они оставили некоторые следы. Так, формы рога, бока, глаза, берега, рукава по происхождению являются двойственным числом, а окончание -а стало со временем образовывать в русском языке и формы множественного числа.

Пятый конкурс: А сейчас, побудем с вами волшебниками и попробуем превратить сад в сок. Кто быстрее это сделает, тот и победитель.

Шестой конкурс: Нужно найти слова, спрятанные в данных словах: Глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.

Учитель: Все очень хорошо. Вы, конечно, и без толкового словаря определите лексическое значение слов, которые в календарях обычно обозначаются сокращениями пн., вт., ср., чт., пт., сб., вс. А откуда появились эти слова? Об этом рассказывает этимология.

Понедельник – от сочетания по недели – «после воскресенья» (неделя – первоначально «день отдыха»).

Вторник – от старого слова въторъ – «второй», буквально значит «второй день недели».

Среда – от слова середина, буквально значит «средний день недели».

Четверг – от слова четыре, буквально значит «четвёртый день недели».

Пятница – от слова пятый, буквально значит «пятый день недели».

Суббота – связано с греческим словом, корень которого тот же, что и в слове шабаш, — «отдых, конец работы».

Воскресенье – от воскресити – «оживлять»; первоначально употреблялось как название религиозного праздника.

Учитель: Слово предоставляется жюри.

Учитель: А пока жюри подводит итоги за все конкурсы, мы с вами познакомимся с происхождение некоторых фразеологизмов:

Мы часто говорим: «остаться с носом», то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение «водить за нос».

Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную доску.

Учитель: Для подведения конечных итогов слово предоставляется жюри.

Учитель: Всем большое спасибо за участие, вы все молодцы! Победители и участники награждаются памятными призами.