Содержание

Как учить правила русского языка

Руководство для школьников

По-настоящему грамотный человек знает правила языка и умеет их применять, а не просто полагается на интуицию. Этот навык приходит через сосредоточенное изучение грамматики. Адукар делится подробным руководством, как запоминать и применять правила русского языка.

Как выучить правило и научиться его применять

Внимательно прочитай

Дело не продвинется, если учиться под музыку или с включенным телевизором. Устройся в удобном месте и сконцентрируйся на учебнике. Вдумчиво прочитай правило, обращая внимание на выделенные слова, примеры и схемы. Если суть написанного уложилась в голове не сразу, прочитай текст ещё раз.

Осмысли

Не зубри, а постарайся вникнуть в суть правила. Каждый из пунктов проговори про себя. Непонятные слова и формулировки можно найти в словаре. Также стоит пересказать правило своими словами. Внимательно рассмотри примеры. Они показывают на практике действие правила.

О написании сложных существительных, прилагательных, а также наречий рассказывает преподаватель русского языка образовательного центра Адукар Виктория Романова. Больше видео по школьным предметам ты найдёшь на нашем YouTube-канале

Запомни

Осмысляя правило, ты запускаешь процесс запоминания. Осталось только удержать информацию в голове. В этом поможет пересказ вслух. Запоминание даётся тяжело — тренируй память. Научись воспроизводить тему дома, и ты легко её повторишь у доски или про себя, когда столкнёшься в тексте с орфограммой или проблемой постановки знака препинания.

Закрепи на практике

Довести до автоматизма умение писать грамотно можно только на практике. После вдумчиво выполненных упражнений тебе уже не придётся каждый раз проговаривать правило. Чтобы оно не выветрилось, периодически возвращайся к теории и заданиям на эту тему.

Что ещё поможет лучше понимать и запоминать правила

Мнемоника

Места в правилах, где нужно запомнить много слов-исключений, быстрее откладываются в памяти с помощью мнемонических фраз (способ запоминания информации при помощи ассоциаций). Одна из таких: «ЗалИзав рану, залЕз на дерево». Эта строчка помогает разграничить слова, которые в устной речи совпадают по звучанию. Готовые ассоциации ты найдёшь в книге Е. А. Лисовской «Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии».

Схемы и таблицы

Чтобы собрать большое правило в одну картину, воспользуйся схемами или таблицами. Также ищи инфографику в паблике Адукара по русскому языку.

А ещё хорошо изучать язык по видео. Ролики по всем правилам, которые пригодятся на ЦТ, ты найдёшь в нашем сервисе онлайн-подготовки по русскому языку.

Понимание структуры слова

Чтобы применять правила верно, необходимо видеть структуру слова. Важно понимать в корне или суффиксе находится орфограмма. Самый простой способ разобрать лексему на морфемы — подобрать однокоренные слова.

Определение части речи

Написание часто зависит от части речи, к которой относится слово. Учись чётко различать наречие от имени существительного с предлогом или инфинитив от глагола в форме повелительного наклонения.

Курсы ЦТ-2020!Готовим на результат! Балл за ЦТ выше среднего по стране на 30 пунктов!Записывайся!

Синтаксические навыки

Чтобы правильно ставить знаки препинания, учись понимать состав предложения и выделять его части. Корректно построенная схема бессоюзного предложения спасёт тебя от пунктуационной ошибки.

Если школьник способен разобрать предложение по членам полностью, то это ему поможет при постановке знаков препинания. Схема будет кстати для предложений с разными видами связи. Также нужно обратить внимание на наличие оборотов (причастного, деепричастного), междометий, обращений.

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка образовательного центра Адукар

Чтение книг

Начитанность напрямую влияет на грамотность. Чем больше раз ты увидел слово, тем с большей вероятностью ты напишешь его правильно. Даже запятые будут становиться на свои места интуитивно, если ты не раз видел в тексте похожие конструкции.

Следуя каждый раз этим советам, запоминать правила тебе будет всё легче. Усилия того стоят. Взамен ты получаешь высокий балл на ЦТ, сэкономленное время на исправление ошибок в важных текстах, уважение окружающих и чувство собственного достоинства.

Участвуй бесплатно в ЦТ форуме по русскому языку 25 января 2020 года, чтобы научится эфективно примеять правила для решения ЦТ!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

«Правила русского языка» — Яндекс.Знатоки

Слова, у которых имеется чередование гласных в корне:

Определить, какую гласную нужно написать, можно несколькими способами (при этом существует ряд слов-исключений).

1) Суффикс, который стоит после корня.

Примеры таких корней: -бер- / -бир-, -мер-/-мир-, -жег-/-жиг- и др.

Если после корня идёт суффикс -а- то пишем гласную -и-, иначе пишем -е-.

Исключения: сочетать.

2) Согласная буква, которая стоит непосредственно после чередующейся гласной.

Это корни: -лаг- / -лож-, -раст-/-рощ-/-ращ-, -скак-/-скоч-.

Исключения: Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль, подростковый, скачок, скачу, скачи (и все производные слова).

3) Ударение в слове.

Корни: -гор- / -гар-, -зор- / -зар-, -клон- / -клан-, -твор- / -твар-, -плов- / -плав-,.

Здесь для каждого корня есть свое специфическое правило. Например, -гор- / -гар-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.

Исключения: утварь, пловец, зоревать и некоторые другие.

4) Лексическое значение слова.

Сюда относятся корни: -мак-/-мок-/-моч-, -равн-/-ровн-.

-Мак-: погружать в жидкость.

-Мок- / -Моч-: становиться влажным, мокнуть.

-Равн-: выравнивание, что-либо равное друг с другом.

-Ровн-: ровный, гладкий, без отклонений.

Примеры слов с корнями с чередованием

1) Гар — Гор:

Разгар, загар, угар. Разгореться, загореть, погорелец.

2) Зар — Зор:

Зори, зоревать, зорянка (последние 2 слова относятся к исключениям). Зарница, заря.

3) Лаг — Лож:

Полагать, излагать. Изложение, положить, положиться.

4) Кас — Кос:

Касаться, прикасаться. Прикосновение, прикоснуться, коснись.

5) Мак — Мок:

Макать, обмакнуть. Промокнуть, мочить, замочить.

Примеры слов с чередованием согласных в корне

г//ж//з друг -дружба — друзья; подруга — дружный;

д//ж//жд выход, ходок — выхожу — выхождение; водить — вожу — вождение; родить — роженица — рождение; насладиться — наслаждение; бродить — брожение; еда — сладкоежка;

Более подробно про чередование согласных в корне слова можно посмотреть: http://russkiiyazyk.ru/fonetika/primeryi-cheredovaniem-glasnyih-soglasnyih.html#i-3.

🎓 Существительное в русском языке

  1. Главная
  2. Существительное

Категория одушевлённости и неодушевлённости существительных.

Чтобы определить, является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым, нужно поставить его в форму винительного падежа множественного числа.

Вопрос «кого?» — одушевлённое.

Вопрос «что?» — неодушевлённое.

Примеры: Матрёшка — Вижу матрёшек (Кого?) — Одушевлённое.
Ромашка — Вижу ромашки (Что?) — Неодушевлённое.

Примечание

К одушевлённым относятся:

  • 1.Куклы и механизмы похожие на человека. (Матрёшка, робот).
  • 2.Название шахматных фигур и название карточных достоинств. (Валет, ферзь)

К неодушевлённым относятся:

  • 1.Существительные, обозначающие совокупность лиц или существ (Отряд, взвод, народ, стадо, рой)

Категория рода существительных

1. Если аббревиатура не склоняется, то род определяется по опорному слову

Примеры: КГБ — Комитет Государственной Безопасности (Комитет — мужского рода, значит КГБ — Мужского рода)

2. Если аббревиатура склоняется, значит род аббревиатуры — мужской.

Примеры: Исполком, ВУЗ, ТЮЗ

3. Слова общего рода оканчиваются на «а» и на «я».

Примеры: Ябеда, плакса, соня, мямля, задавака.


Склонение существительных

СклонениеОсобенностиПримеры
ПервоеСуществительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на а/яЧебурашка, земля
ВтороеСуществительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием о/еМяч, поле
ТретьеСуществительные женского рода с нулевым окончанием.Ночь
РазносклоняемыеСлова оканчивающиеся на «мя»Время, стремя, дитя
НесклоняемыеСуществительные иноязычного происхождения и т.пКимоно, Метро, шоссе, кафе, колье.
АдъективноеСуществительные, образованные от прилагательных неморфемным способом 1. Столовая комната — (столовая — прилагательное). 2. Красивая столовая — (существительное)

Окончания существительных

Для определения окончания существительного, нужно определить его склонение. После определения склонения существительного, воспользуемся небольшой хитростью.

Заменяем его в зависимости от склонения на:

  • 1 склонение — заменяем на слово «земля»
  • 2 склонение — заменяем на слово «мяч»
  • 3 склонение — заменяем на слово «ночь»

Например

Словосочетание «О счастье», можно перепутать и написать неправильно — «О счастьи»

Как проверить? — О счастье (Счастье — средний род, значит 2-е склонение. 2 склонение заменяем словом «мяч»)

Получается: О мяче. И «о мячи» уже не напишешь, значит правильно писать — «О счастье»

Исключение

Если существительное в именительном падеже оканчивается на «ия», «ие», «ий», то в косвенном падеже в конце слов всегда буква «и».

Пример: Пародия, пение.

Пройди тест на знание частей речи — Пройти тест
И еще один тест на знание частей речи — Пройти тест

🎓 Глагол в русском языке

  1. Главная
  2. Глагол

Правило актуально и для 2020 года. Советуем пройти текст после изучения материала.

Категория вида глагола

В Русском языке выделяют совершенный и несовершенный виды глагола.

Категория видаОсобенностиПримеры
СовершенныйОтвечает на вопрос что «сделать?».Вставить, открыть, добавить
НесовершенныйОтвечает на вопрос «что делать?»Возвращаться, слышать, писать

Категория возвратности глагола

Возвратные глаголы имеют постфикс ся, сь.

Примеры: Мыть — не возвратный. Мыться — возвратный.

Категория переходности глаголов

Переходные глаголы — глаголы, от которых можно задать вопрос винительного или родительного падежа (обязательно без предлога).

  • Люблю маму (Винительный падеж)
  • Выпить молока (Родительный падеж)
  • Выпить молоко (Винительный падеж)

Категория наклонения глаголов

Выделяют 3 наклонения — условное, повелительное, изъявительное.

Категория наклоненияОсобенностиПримеры
УсловноеГлаголы с частицей «бы»Увидел бы, пришёл бы, сел бы
ПовелительноеВыражает приказ, побуждает к действиюПосмотри, давайте поиграем, пусть войдут
ИзъявительноеВсе остальные глаголы настоящего, будущего, прошедшего времениИдёт, шёл, будет

Спряжение глаголов

Спряжение — изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Начнем со второго спряжения для более простого запоминания.

Второе спряжение
Первое спряжение

  • К глаголам первого спряжения относятся все остальные глаголы.
  • Примеры: Колоть, болеть, хохотать, выйти.

Глаголы 1 и 2 спряжения имеют разные гласные в окончаниях:

  • В окончаниях глаголов 1 спряжения, ставим гласные — е, у, ю.
  • В окончаниях глаголов 2 спряжения, пишем гласные — и, а, я

Пройди тест на знание частей речи — Пройти тест
И еще один тест на знание частей речи — Пройти тест

🎓 Имя прилагательное в русском языке

  1. Главная
  2. Имя прилагательное

Имя прилагательное — одна из очень часто встречающихся в речи частей речи. Оно отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КАКОВ? и обозначает признак предмета. То есть прилагательное обычно относится к существительному.

Подобно другим именам, прилагательное склоняется — изменяется по падежам и числам, а также по родам (в единственном числе). От ряда прилагательных можно образовать краткую форму: веселый — весел. Есть несколько прилагательных, которые имею только краткую форму: рад, должен, обязан. Прилагательное в краткой форме всегда стоит в именительном падеже и является сказуемым или частью сказуемого.

Прилагательные обычно делят на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

  • Качественные — обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Например, Петя высокий, а Юра выше
  • Относительные — характеризуют предмет с точки зрения материала, времени, места или назначения.
  • Притяжательные — отвечают на вопрос ЧЕЙ?

Качественные прилагательные могут образовывать степени сравнения: сравнительную (выше, более высокий) и превосходную (высочайший, самый высокий).

Важно: Нельзя говорить «более выше» или «самый высочайший», применяя для образования формы сразу и суффикс, и вспомогательное слово. Это грамматическая ошибка.

В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и частью сказуемого.

Рассмотрим пример — Бабушкин новый компьютер лучше старого, но дороговат.

  • Прилагательное «бабушкин» отвечает на вопрос ЧЕЙ?, оно притяжательное, является определением.
  • Прилагательное «новый» качественное (может быть «еще новее»), тоже определение.
  • «Лучше» — качественное прилагательное в сравнительной степени, сказуемое.
  • «Дороговат» — качественное прилагательное, в краткой форме, сказуемое.

Все прилагательные относятся к слову «компьютер», поэтому стоят в одной и той же форме: единственное число, именительный падеж, мужской род

Справочник по русскому языку 5-9 классы

  • ГДЗ
  • Справочники
  • Справочник по русскому языку 5-9 классы

Справочник по Русскому Языку за 5 класс

Справочник по Русскому Языку за 6 класс

Справочник по Русскому Языку за 7 класс

Справочник по Русскому Языку за 8-9 классы



Справочники по русскому языку предназначены для учащихся 5- 9 классов. Всего на странице 4 учебника. Справочник для 8 и 9 класса объединен в один.

Сразу хочется отметить удобный переход к нужному разделу. Не нужно листать книгу –достаточно выбрать нужный раздел и переход осуществляется нажатием соответствующей кнопки.

Содержательная часть справочников тоже на высоте. Информация подается блоками в форме таблиц. Все важные слова выделены красным цветом. К примеру, правило использования приставок «при» и «пре» подается не одним куском, а в удобной форме, с примерами и выделенными буквами и и е, чтобы наглядно показать в каких конкретных ситуация пишутся эти буквы. Информация в такой форме лучше усваиваются учениками.

Отдельно стоит отметить подачу материала, касающегося использования знаков препинания. Правила использования знаков сгруппированы в таблицах, а рядом приводятся удачные примеры. Например, правила использования запятых перед словом как. Ученики часто делают пунктуационные ошибки, не зная, когда ставиться запятая пред как. В учебнике в удобной форме подается правило по этой части, при этом красным выделяется ключевые его моменты.

Часто возникают проблемы со знаками препинаниями при прямой речи. В справочнике много внимания уделяется именно этому разделу. Множество удачных примеров помогают разобраться с правильной расстановкой знаков препинания при использовании прямой речи. Вообще, материал, касающийся пунктуации, подается в очень удобной форме, усвоить его не так уж и сложно.

Для пятиклассников материал подается в развернутой форме, с множеством примеров и в очень доходчивом стиле. Информация имеет четкую структуру, все ключевые моменты хорошо видны.

В целом, выполнены на должном уровне, заниматься по ним очень удобно, не нужно тратить лишнее время на уточнение деталей.