Тесты по русскому языку для 6 класса
Тесты по русскому языку для учащихся 6-го класса
6 класс, 1 четверть.
1. Слова с пропущенной буквой ё:
А) дириж… р, грач… нок.
В) ретуш…р, нипоч…м.
С) испеч…иный, камыш…м.
D) крюч…к, пастуш…к.
Е) свеч…й, клещ…м.
2. Укажите слово с пропущенной буквой А.
А) Р…стислав.
В) Р…стовщик.
С) Р…стов.
D) Р…стение.
Е) Пор…сль.
3. Укажите глагол с буквой И в корне.
А) Прот…реть.
В) Подт…реть.
С) Соб…реешь.
D) Зап…реть.
Е) Перест…лать.
4. Выберите строку с буквой А в корне.
А) Дол…жить, подл…жить.
В) Перел…жить, пол…жение.
С) Изл…жение, зал…жить.
D) К…саясь, изл…гать.
Е) К…снуться, к…снувшись.
5. Какие корни имеют следующие глаголы:
Зап…рать, зап…реть, уд…рать, зам…рать, зам…реть, переб…раешь,
соб…раем, отб…ру, выб…ру?
А) Выбиру, отбиру, собираем, перебираешь, замереть, замерать, удерать,
запиреть, заперать.
В) Выбиру, отберу, собираем, перебираешь, замереть, замирать, удирать,
запереть, запирать.
С) Выберу, отбиру, собираем, перебираешь, замиреть, замирать, удерать,
запиреть, запирать.
D) Выбиру, отбиру, собераем, перебераешь, замереть, замирать, удирать,
запереть, заперать.
Е) Выберу, отберу, собираем, перебираешь, замереть, замирать, удирать,
запереть, запирать.
6. Укажите вариант с О в слове.
A) Ж…лудь.
B) Трущ…ба.
C) Ш…пот.
D) Щ…лка.
E) Щ…голь
7. Буква ы пропущена в слове
А) усобиц. ..й.
В) полиц…ей.
С) акац…я.
D) землиц… й.
Е) куц…й.
8. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной корня.
А) Садовничать.
В) Выкопать.
С) Делегировать.
D) Закольцевать.
Е) Гримасничать.
9. Укажите вариант с Ь после шипящего.
A) Меч…
B) Афиш…
C) Помощ…
D) Ключ…
E) Проигрыш…
Сколько слов, имеющих проверяемые безударные гласные корня, в предложении
«Широкая река огибала её слева и несла свои воды далеко к горизонту, изредка
оставляя стальную полосу».
А) 11.
В) 12.
С) 10.
D) 9.
Е) 8.
11. Укажите слово с проверяемой безударной гласной корня.
А) Футбол.
В) Кобура.
С) Лимит.
D) Преподаватель.
Е) Ярмарка.
12. Укажите строку с приставкой БЕЗ-.
A) Бе…толковый, бе…умный.
B) Бе…крайний, бе…цельный.
C) Бе…рочный, бе…временный.
D) Бе…граничный, бе…заветный.
E) Бе…конечность, бе…грмотный.
13. Укажите слово с буквой И в корне.
А) Отп…рать.
В) Выб…рут.
С) Соч…тание.
D) Забл…стеть.
Е) Раст…реть.
14. Укажите слово с пропущенной буквой Ё.
A) Крыж…вник.
B) Груш…вка.
C) Трещ…тка.
D) Деш…вка.
E) Обж…ра.
15. Общая значимая часть родственных слов, которая является носителем главного лексического значения:
A) Корень.
B) Суффикс
C) Приставка.
D) Окончание.
E) Основа.
16. Укажите строку с проверяемыми безударными гласными корня.
А) Бригада, декада.
В) Легенда, тревога.
С) Крапива, корова.
D) Ходьба, держать.
Е) Система, реформа.
17. Укажите ряд, в котором даны лишь сложные слова.
A) Тепловоз, подушка, подоконник.
B) Пароход, мясорубка, лесовоз.
C) Самолёт, стеклянный, пешеход.
D) Водопад, переезд, самовар.
E) Лесосека, пешеход, подсвечник.
18. Укажите вариант, где слово с приставкой ПРИ-.
A) Пр…одолеть пр…грады.
B) Пр…ступить к работе.
C) Пр…ступить закон.
D) Пр…вратности судьбы.
E) Пр…скучный рассказ.
19. Укажите строку, в которой слова с приставкой ПРЕ_.
A) Пр…скучный, пр…града.
B) Пр…бежать, пр…небрегать.
C) Пр…вращать, пр…ход.
D) Пр…танцовывать, пр…брежный.
E) Пр…ковылять, пр…красный.
20. Укажите слово с приставкой ПРИ-.
A) Пр…жать.
B) Пр…увеличивать.
C) Пр…красный.
D) Пр…успевать.
E) Пр…неприятный.
21. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
А) Теория.
В) Дисциплина.
С) Витрина.
D) Молитва.
Е) Мораль.
22. Укажите предложение, в котором есть слово с безударной гласной корня,
проверяемой ударением.
А) Месяц поднялся на небо посветить добрым людям.
В) Он дышит в небо тучами дыма.
С) Кухарка подаст полную тарелку крыжовника.
D) Мать прислала капусту и морковь.
Е) Вдруг дверь скрипнула и открылась.
23. В предложении «Река чернела, зябла, и паровые струйки
перебегали всюду, и потому она не замерзала» слов с проверяемой
безударной гласной корня
А) четыре.
В) пять.
С) шесть.
D) семь.
Е) восемь.
24. Укажите вариант с непроизносимой согласной.
A) Лампа.
B) Кусты.
C) Чувствовать.
D) Должны.
E) Карандаш.
25. Не имеет пары по мягкости и твёрдости звук
А) [н].
В) [к].
С) [з].
D) [ц].
Е) [р].
6 класс. Ответы к тестовым заданиям за 1 четверть.
1 — B; 2 -D; 3 -E; 4 — D; 5 – E;
6 – B; 7 — E; 8 — C; 9 — C; 10 — C;
11 — D; 12 — D; 13 — A; 14 — D; 15 — A;
16 — D; 17 — B; 18 — B; 19 — A; 20 – A;
21 – D; 22 – A; 23 – C; 24 – C; 25 — D.
6 класс, 2 четверть.
1. Твёрдый согласный звук есть в слове
A) здесь.
B) стебель.
C) винтики.
D) извините.
E) тишь.
2. В предложении
Наша соученица Куницына собирается отправиться в Братск звуков [Ц]
A) два.
B) три.
C) четыре.
D) пять.
E) шесть.
3. Одинаковый звуковой состав корня в словах
A) дело, делать, делить, деление.
B) вода, половодье, заводь, подводник.
C) голый, оголить, наголо, голенький.
D) гористый, пригорок, косогор, горец.
E) горе, пригорюниться, горемыка, горюшко.
4. Укажите слово, в котором пропущена буква О.
А) Заг…р.
В) Р…внина.
С) Ср…внение.
Д) Прик…саться.
Е) Предпол…жение.
5. Укажите вариант, имеющий все слова с проверяемой гласной корня.
А) Старик, наколоть, бахрома.
В) Ветчина, калач, увядать.
С) Лотерея, степной, облокотился.
Д) Испарение, желтоватый, удивлённый.
Е) Варить, скрипеть, бакалея.
6. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
А) Регулярно.
В) Организация.
С) Комплимент.
Д) Приглашение.
Е) Координация.
7. Правильно подобрано проверочное слово:
A) линять – линька.
B) известняк – известие.
C) мохеровый (шарф) – мох.
D) мормышка – море.
E) ободрять – бодрый.
8. Безударную гласную корня можно проверить глаголом несовершенного вида в слове
A) бросать.
B) опоздать.
C) узаконить.
D) копать.
E) спросить.
9. Наблюдается отступление от слогового принципа русской графики в слове
A) чистый.
B) часы.
C) дорога.
D) плясать.
E) лучистый.
10. Укажите слово с приставкой ПРИ-.
A) Пр…парат.
B) Пр…ступность.
C) Пр…скорбный.
D) Пр…стижный.
E) Пр…парирование.
11. Укажите слово с приставкой ПРЕ-.
A) Пр…ветливый.
B) Пр…увеличение.
C) Пр…влечь.
D) Пр…оритетный.
E) Пр…страстный.
12. Укажите вариант с непроизносимой согласной.
A) Здравствуйте.
B) Капля.
C) Игрушка.
D) Просьба.
E) Загадка.
13. В группе слов не является родственным:
A) долой.
B) одолеть.
C) подол.
D) долина.
E) раздолье.
14. Укажи распространённое предложение.
A) Зима пришла.
B) Сиди и молчи.
C) Впереди – переправа.
D) Ночь тёмная и холодная.
E) Спой, дружок!
15. Неправильная падежная форма у существительного в словосочетании
A) пять серёг.
B) шесть дупел.
C) семь свёрел..
D) восемь кочерёг.
E) девять окон.
16. Нет дополнения в предложении
A) Всегда нужно было золото.
B) Приветствую тебя, пустынный уголок.
C) Любовью дорожить умейте.
D) Мойте руки перед едой.
E) На нет и суда нет.
17. Определите слова, не являющиеся синонимами.
A) Свежий, яркий.
B) Свежий, бодрый.
C) Свежий, сильный.
D) Свежий, чёрствый.
E) Свежий, старый.
18. Определите вариант с синонимами.
A) Часы, пояс, гребень.
B) Холод, зной, ветер.
C) Погода, климат, температура.
D) Родина, отчизна, отечество.
E) Лебедь, ворона, скворец.
19. Укажите ряд антонимов.
A) Дрожать – вибрировать.
B) Демократичный – демократический.
C) Игнорировать – акцентировать.
D) Длительный – протяжённый.
E) Осудить – обсудить.
20.Фразеологизмы – это…
A) Общеупотребительные слова.
B) Устаревшие слова.
C) Словосочетания.
D) Устойчивые сочетания слов.
E) Лексический состав языка.
21. Являются родовыми антонимами:
A) кувшин – кувшинка.
B) машинист – машинистка.
C) графиня – графин.
D) телятник – телятница.
E) поэт – поэтесса.
22. Укажите слово с И после приставки.
A) Раз…грать.
B) Под…скать.
C) Меж…нститутский.
D) Пред…стория.
E) Пред…дущий.
23. Укажите вариант с однозначными словами.
A) Идти, стать, принимать.
B) Алфавит, перпендикуляр, гортань.
C) Играть, дорога, крутой.
D) Караул, мягкий, проходить.
E) Земля, тяжёлый, жать.
24. Укажите слово с пропущенной буквой О.
A) Подж…г.
B) Ч…рт.
C) Ш…пот.
D) Наш…л.
E) Ч…лн.
25. Укажите многозначное слово.
A) Подоконник.
B) Радиус.
C) Реферат.
D) Котлета.
E) Караван.
6 класс. Ответы к тестовым заданиям за 2 четверть.
1 — E; 2 -D; 3 -Е; 4 — Е; 5 – D;
6 – D; 7 — E; 8 — C; 9 — B; 10 — С;
11 — В; 12 — А; 13 — Е; 14 — C; 15 — C;
16 — А; 17 — C; 18 — D; 19 — С; 20 – D;
21 – Е; 22 – С; 23 – B; 24 – А; 25 — Е.
6 класс, 3 четверть.
1. Укажите вариант с Ё в слове.
A) Ч…порный.
B) Ш…рох.
C) Пощ…чина.
D) Ш…колад.
E) Прож…рливый.
2. Укажите слово с буквой И в корне.
А) Заст…лил.
В) Бл…стела.
С) Выч…тание.
D) Соч..тание.
Е) Выб…рется.
3. Укажите вариант с Ё в слове.
A) Крыж…вник.
B) Ш…в.
C) Капюш…н.
D) Трущ…ба.
E) Ш…пот.
4. Укажите вариант с непроизносимой согласной.
A) Футбол.
B) Просьба.
C) Рассвет.
D) Капкан.
E) Ненастный.
5. Укажите слово с буквой Е в корне.
А) Расст…латься.
В) Выт…раться.
С) Бл…снуло.
D) Приж…гали.
Е) Проб…рается.
6. Укажите слово с пропущенной буквой О.
A) Ж…ваный.
B) Ш…рстка.
C) Ш…рох.
D) Ж…сткий.
E) Ж…лудь.
7. Укажите слово с буквой И в корне.
А) Зап…реть.
В) Соб…рётся.
С) Подб…рала.
D) Забл…стела.
Е) Подст…лить.
8. Укажите слово с буквой Е в корне.
А) Прокл…нать.
В) Раст…рать.
С) Прим…нать.
D) Отп…реть.
Е) Нач…нание.
9. Укажите слово с пропущенной буквой И.
A) От…скать.
B) Без…нициативный.
C) Без…дейный.
D) Меж…здательский.
E) Раз…грать.
10. Укажите вариант с однозначными словами.
A) Ёрш, торговец, заложить.
B) Известь, ветеран, корень.
C) Время, звук, полотно.
D) Лента, чистый, тонкий.
E) Ноготь, дрова, табуретка. 11. Укажите строку с буквой О в корне.
А) Выр…стание, возр…ст.
В) Разр…стание, ср…стись.
С) Прир…щение, подр…сти.
D) Взр…слеть, недор…сль.
Е) Нар…щение, дор…сти.
12. Укажите строку с буквой А в корне.
А) Заг…реть, вск…чить.
В) Прог…реть, покл…ниться.
С) Ск…калка, оз…рение.
D) Тв…рить, накл…ниться.
Е) Сл…жение, пол…жительный.
13. Укажите строку с пропущенной буквой О в словах.
A) Уш…л, крыж…вник.
B) Щ…тка, ш…рох.
C) Щ…голь, ц…кот.
D) Ш…колад, ш…в.
E) Ш…пот, ж…лудь.
14. Укажите собирательное числительное.
А) Сто. В) Трое. С) Девяносто. D) Четвертый. Е) Сорок.
А) В сугробах снежных перед нею шумит, клубит волной седой и желтый
поток.
В) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.
С) Кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей.
D) Я повернул в длинную липовую аллею.
Е) В солнце — ароматы цветов.
15. Значение высшая степень качества имеет слово
А) пр.. .следуемый.
В) пр…огромный.
С) пр…речный.
D) пр.. .вращающийся.
Е) пр…глушённый.
16. Морфология изучает
А) стили речи.
В) слова как части речи.
С) правописание слов.
D) образование новых слов.
Е) предложение и пунктуацию.
17. Числительное без Ь знака в середине:
А) сем…десят.
В) шест…сот.
С) девят…сот.
D) девят…надцать.
Е) восем…десят.
18. Существительные мужского рода
А) леди, пани, мадам
В) кофе, пенальти, Сочи
С) пюре, бюро, пальто
D) Миссисипи, салями, Онтарио
Е) кашпо, тенге, Баку
19. Укажите слово с приставкой ПРИ-.
A) Пр…амбула.
B) Пр…дназначение.
C) Предпр…ниматель.
D) Пр…дводитель.
E) Пр…ддверие.
20. Укажите слово с приставкой ПРИ-.
A) Пр…увеличивать.
B) Пр…остановиться.
C) Пр…восходный.
D) Пр…мудрый.
E) Пр…возмочь.
21. Укажите слово, в котором произносятся только звонкие согласные.
A) Земля.
B) Город.
C) Чуткий.
D) Водка.
E) Чтение.
22. Глагол обозначает
А) состояние предмета.
В) действие или состояние.
С) признак предмета.
D) предмет.
Е) качество признака предмета.
23. Укажите группу глаголов прошедшего времени.
А) Шел, брать, напишут.
В) Нес, учились, погиб.
С) Вез, вспомнил, построят.
D) Растет, режет, вел.
Е) Исколесил, нашёл, косят.
24. Глагол II спряжения:
А) принесите.
В) прикурите.
С) напишите.
D) снимите.
Е) возьмите.
25. Буква Е пропущена в слове
А) приед…шь.
В) обид…шь.
С) потян…шь
D) крут…шь.
Е) обид…шь.
6 класс. Ответы к тестовым заданиям за 3 четверть.
1 — С; 2 — С; 3 — Е; 4 — Е; 5 – C;
6 – С; 7 — С; 8 — D; 9 — D; 10 — E;
11 — D; 12 — С; 13 — D; 14 — А; 15 — В;
16 — В; 17 – D; 18 — B; 19 — С; 20 – B;
21 – А; 22 – В; 23 – B; 24 – В; 25 — А.
6 класс, 4 четверть.
1. Количество букв и звуков совпадает в слове
A) параллель.
B) вскрикивать.
C) счётчик.
D) переезжать.
E) дверной.
2. Синонимы:
А) надежда, любовь
В) любопытство, бесхитростность
С) скромность, верность
D) интересный, прекрасный
Е) азарт, задор
3. С мягкого согласного начинается слово
A) футболка.
B) каникулы.
C) атлас.
D) сыр.
E) яблоко.
4. Укажите строку с буквой О в корне.
А) Выр…стание, возр…ст.
В) Разр…стание, ср…стись.
С) Прир…щение, подр…сти.
D) Взр…слеть, недор…сль.
Е) Нар…щение, дор…сти.
5. Правильно подобрано проверочное слово:
A) линять – линька.
B) известняк – известие.
C) мохеровый (шарф) – мох.
D) мормышка – море.
E) ободрять – бодрый.
6. Безударную гласную корня можно проверить глаголом несовершенного вида в слове
A) бросать.
B) опоздать.
C) узаконить.
D) копать.
E) спросить.
7. Сколько в предложении «В лесу было тихо, а по вершинам деревьев уже
разгуливал осенний ветер» слов с проверяемой безударной гласной корня?
А) Два.
В) Три.
С) Четыре.
Д) Пять.
Е) Шесть.
8. Укажите, в каком слове можно проверить гласную корня ударением.
А) Разр…дить ружьё.
В) Заг…релые лица.
С) Сж…гать мусор.
Д) К…снуться стены.
Е) Заст…лить кровать.
9. Укажите вариант, в котором нет непроизносимой согласной.
A) Грустный.
B) Детство.
C) Сердечко.
D) Пастбище.
E) Свистнул.
10. Укажите слова с чередующимися гласными.
A) Развиваться – развеваться.
B) Полоскать – поласкать.
C) Примирять – примерять.
D) Поседеть – посидеть.
E) Удирать – удеру.
11. Однокоренными являются слова
A) травить, травы.
B) частичный, часто.
C) рядовой, рядом.
D) зреть, зрительный.
E) хромой,хромовый.
12. Фразеологизм не имеет никакого отношения к слову «нос» как обозначению части лица:
A) водить за нос.
B) зарубить на носу.
C) показать нос.
D) повесить нос.
E) нос воротить.
13. Укажите неодушевлённое существительное.
A) Русалка.
B) Леший.
C) Ферзь.
D) Мертвец.
E) Разведка.
14. Имеют только нулевые окончания существительные
A) столов, знаний.
B) коров, батарей.
C) ночей, маслят.
D) товарищей, утят.
E) сливок, мечтаний.
15. Правильная падежная форма у существительного в словосочетании
A) семь кочергей.
B) семь кочерг.
C) семь кочерёгов.
D) семь кочерёг.
E) семь кочергов.
16. Укажите ряд антонимов.
A) Уникальный –универсальный.
B) Желанный – желательный.
C) Понятный – ясный.
D) Популярный – общественный.
E) Явный – явственный.
17. Укажите слово с пропущенной буквой Ы.
A) Контр…гра.
B) Суб…нспектор.
C) Без…скусственный.
D) Сверх…зысканные.
E) Вз…мать.
18. Неправильная падежная форма у существительного в словосочетании
A) пять серёг.
B) шесть дупел.
C) семь свёрел..
D) восемь кочерёг.
E) девять окон.
19. Укажите слово с буквой Е в корне.
А) Вып…рали.
В) Соч…тал.
С) Зан…мала.
Д) Заст…лали.
Е) Бл…стать.
20. Укажите слово, в котором попущена буква Ё.
A) Луч…м.
B) Смеш…н.
C) Нож…м.
D) Заверш…н.
E) Книж…нка.
21. Выберите строку с буквой О в суффиксах.
A)Ореш…к, платоч…к, ещ…
B)Бараш…к, замоч…к, горяч…
C)Горош…к, брусоч…к, певуч…
D)Звоноч…к, кулёч…к, свеж…
E)Каблуч…к, мыш…нок, груш…вка.
22. Укажите слово, в котором произносятся только глухие согласные.
A)Сад.
B)Доска.
C)День.
D)Кровь.
E)Крыша.
23. Укажите однозначное слово.
A) Гребень.
B) Медведь.
C) Таять.
D) Стальной.
E) Фиолетовый.
24. Укажите форму слова лесок.
A) Лесочек.
B) Леска.
C) Лесу.
D) Лесник.
E) Лесной.
25. Притяжательное местоимение.
A) тому.
B) твоим.
C) себе.
D) нам.
E) всякому.
6 класс. Ответы к тестовым заданиям за 4 четверть.
1 — E; 2 – Е; 3 -Е; 4 — D; 5 – Е;
6 – С; 7 — С; 8 — А; 9 — С; 10 — E;
11 — D; 12 — B; 13 — Е; 14 — В; 15 — D;
16 — А; 17 — C; 18 — С; 19 — В; 20 – D;
21 – Е; 22 – A; 23 – Е; 24 – В; 25 — В.
Олимпиадные задания для 6 класса по русскому языку
Школьный этап
Всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 учебного года
по русскому языку
ученика(цы) 6___ класса
МБОУ «НСШ»
_____________________________________________________________________
/Ф.И.О. в Р.п./
Учитель-______________________________________________________________
Расставьте ударения в словах:
Банты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.
(За каждый правильный ответ-0,5 балла.) 5 баллов
Выпишите слова, в которых все согласные звуки твёрдые:
Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(За каждый правильный ответ-0,5 балла). 2, 5 балла.
Обозначьте состав слов:
Зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик.
(За каждый правильный ответ – 0,5 балла.) 2,5 балла.
4. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы.
(За каждое правильно написанное слово — 0,5 балла.) 7 баллов.
5. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова?
Трасса- _____________ маэстро- __________
Дискуссия- ___________ фиаско-____________
авеню — ______________ шеф- _______________
(За каждое правильно написанное слово — 1 балл.) 6 баллов.
6. Замените синонимами устаревшие слова.
Очи-_____________ уста-_______________
Чело-____________ перст-_______________
Ланиты-__________ глаголет-______________
Десница-____________
(За каждый правильный ответ — 1 балл.) 7 баллов.
7. Детей зовут Вика-_____________, Соня______________, Лера________________,
Коля___________________, Толя_____________________, Сева______________________.
Как их будут звать, когда они вырастут?
(За каждый правильный ответ- 0,5 балла.) 3 балла.
8. Составьте по два предложения с каждым из слов:
мели, окуни, пряди, соли.
______________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(За каждое правильно построенное предложение — 0,5 балла.)
Поставьте в данных словах ударение.
(За каждый правильный ответ — 0,5 балла.)
Определите части речи.
(За правильный ответ — 0,5 балла.) 12 баллов.
9. Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:
а) Спи, усни.
Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми…
Спи, посыпай.
Боронить поспевай…
_______________________________________________________________________________________
б) На златом крыльце сидели
Царь-царевич, король-королевич…
______________________________________________________________________________________
в) Сшит колпак,
Да не по-колпаковски.
_______________________________________________________________________________________
г) Сто одежек – и все без застежек
______________________________________________________________________________________
д) Один в поле не воин.
_______________________________________________________________________________________
( 5 баллов)
10. Соедините имена писателей и названия сказок, авторами которых они являются.
1. А.Н.Островский а. Лягушка-путешественница
2. С.Аксаков б. Городок в табакерке
3. П.Бажов в. Снегурочка
4. П.Ершов г. Аленький цветочек
5. В.Одоевский д. Конёк-Горбунок
6. В.Гаршин е. Медной горы хозяйка ( 6 баллов)
Продолжительность – 60 минут.
Ключи .
Общее количество баллов -56 баллов
1. БАнты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча.
2. Лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл.
3. Зелень. Вы-нос-лив-ость. За-гор-а-л-и-сь. На-лад-чик. Огурч-ик.
4. Воспоминания стАрожила, не спЕши отвечать, закАляйся с деТства, Аккуратная надпись, библИотечные книги, обАятельня улыбка, чуВствуешь радость, учаСТвуешь в олимпиаде, запЕвать в хоре, обЪедИниться в группу, усТная речь, гИганТские шаги, увЯдающие цветы.
5. Дорога, спор, улица, композитор, поражение (неудача), начальник.
6. Глаза, лоб, щеки, губы, палец, говорит, рука.
7.Виктория, Софья, Валерия, Николай, Анатолий, Всеволод.
8.мелИ (гл. повел. накл.) – мЕли (сущ. мн.ч.)
окунИ (гл. повел. накл.) – Окуни (сущ. мн. ч).
прядИ (гл. повел.накл) – прЯди (сущ. мн.ч.).
солИ (гл. повел.накл.) — сОли(сущ. мн.ч.).
9. а) колыбельная песня
б) считалка
в) скороговорка
г) загадка
д) пословица
10. Соедините имена писателей и названия сказок, авторами которых они являются.
1. А.Н.Островский а. Лягушка-путешественница
2. С.Аксаков б. Городок в табакерке
3. П.Бажов в. Снегурочка
4. П.Ершов г. Аленький цветочек
5. В.Одоевский д. Конёк-Горбунок
6. В.Гаршин е. Медной горы хозяйка
1 – в; 2 – г; 3 – е; 4 – д; 5 – б; 6 – а
(0,5 – за факт, максимум – 6 баллов)
Общее количество баллов -56 баллов
Викторина по русскому языку в 6 классе
Викторина по русскому языку в 6 классе
«Экспромт»
Цели и задачи:
Проверить качество полученных знаний.
Способствовать понятию интереса к предмету и получению новых знаний.
Расширить кругозор учащихся.
Способствовать сплочению коллектива, учить ребят работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива.
Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности коллектива.
Путём жребия класс делится на 2 команды.
Конкурс 1. «Разминка».
Догадайтесь, толкование, каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.
Палка, прут, спица; заострённая с конца или концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (ИГЛА).
Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (КЛЕЙ).
Куча, толпа насекомых. (РОЙ).
Отверстие, проём в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды. (ВОРОТА).
Конкурс 2. «Угадай профессию».
Я называю вам фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.
Стричь под одну гребёнку (ПАРИКМАХЕР)
На живую нитку (ШВЕЯ)
Брать на прицел (ОХОТНИК)
Закидывать удочку (РЫБАК)
В час по чайной ложке (ВРАЧ)
Играть первую скрипку (МУЗЫКАНТ)
Ждать у моря погоды (СИНОПТИК)
Сгущать краски (ХУДОЖНИК)
Ход конём (ШАХМАТИСТ)
Попасть в ловушку (ОХОТНИК)
Конкурс 3. «Лингвистическая угадайка».
Угадайте слово по его описанию.
«Глаз» автомобиля (ФАРА)
«Свежезамороженный» дождь (ГРАД)
Родной или крёстный (ПАПА)
Шляпка на ножке (ГРИБ)
Лесной барабанщик (ДЯТЕЛ)
Собачья радость (КОСТЬ)
Орёл, но не птица (ГОРОД)
Не носки и не чулки (ГОЛЬФЫ)
Конкурс 4. «Наведите порядок. Распутайте небывальщину»
Залаяла громко старушка чуть свет.
В окно постучала собака в ответ.
Зелёные снежинки распускаются в весеннем воздухе.
Ослепительно белые листики кружатся в морозном саду.
Деревня пошла продавать далеко,
Старушка от рынка была молоко
Уже вполне при малейшей опасности кенгурята, куда и прячутся сформировавшиеся направляются к маминой сумке.
Ответы к конкурсу 4.
1.В окно постучала старушка чуть свет,
Залаяла громко собака в ответ.
2. Зелёные листики распускаются в весеннем саду.
Ослепительно белые снежинки кружатся в морозном воздухе.
3. Деревня от рынка была далеко,
Старушка пошла продавать молоко.
4.Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке, куда и прячутся.
Конкурс 5. «Редактор»
Найдите в предложении речевую ошибку и исправьте её.
Задача была решена неверно благодаря математической ошибке.
Я одел калоши и пошёл гулять.
Псарь сказал Дубровскому обидчивое слово.
Пища у Троекурова всегда была сытая.
Конкурс 6. «Рассыпанная сказка».
Разрезанные части нужно расположить по порядку.
4.Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный глагол.
2. Но частица НЕ никогда близко не подходила к Глаголу и смотрела на него издалека свысока.
10. Трудной и печальной была эта любовь.
11. Он говорил: «Люблю», а она ему: «не люблю».
8. Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
6. Однако Глагол не терял надежды.
1. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если покажешь, что жить без меня не можешь».
5. Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по Словарям да Учебникам.
12. Когда же он вернулся к своей любимой, она, как обычно, хотела отскочить от него с криком: «НЕНАВИЖУ! НЕГОДУЮ!»
7. И вдруг замерла от неожиданности: ей не удалось оторваться от Глагола, и он остался рядом.
9. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может.
3. А она без него.
Конкурс 7. «Загадки»
Бьют Ермилку что есть по затылку, а он плачет, только ножку прячет. (ГВОЗДЬ)
Пыхтит, кряхтит, вверх ползёт, недосмотришь – упадёт,
Но не больно ему, почему? (ТЕСТО)
Голосок тонок, нос долог, кто его убьёт,
Свою кровь прольёт. (КОМАР)
Нашёл я шар, разбил его, увидел серебро и золото. (ЯЙЦО)
Конкурс 8. «Продолжи пословицу»
Без труда…. Не вытянешь и рыбки из пруда.
Труд человека кормит …., а лень портит.
Терпенье и труд … всё перетрут.
Мир освещается солнцем …, а человек знанием.
Конкурс 9. «Скороговорки»
Цапля чахла, цапля мокла, цапля сохла, цапля сдохла.
Шёл бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Конкурс 10. «Народная мудрость».
Расшифруйте пословицу. На слайде изображён кроссворд, разгадав его можно прочитать пословицу.
Зеркало человека его труд.
Конкурс 11. «Смекалка»
Как написать «сухая трава» четырьмя буквами. (СЕНО)
В каком слове три О? (ТРИО)
На каких полях трава не растёт? (ТЕТРАДИ)
Чего нет ни в дыне, ни в тыкве, но есть в арбузах, помидорах и огурцах? (Р)
Какие два местоимения, поставленные рядом, мешают движению на дорогах? (Я МЫ)
Чем кончается лето и начинается осень? (О)
В каком слове 40 гласных? (СОРОКА)
В каком слове 7 букв «Я»? (СЕМЬЯ)
Какие местоимения самые чистые? (ВЫ МЫ ТЫ)
За чем вода в стакане? (ЗА СТЕКЛОМ)
Кто молча учит? (КНИГА)
Что между горами и долами? (буква И)
Викторина по русскому языку для 6 класса с ответами
1. Как называется часть слова без окончания?
а) Корень.
б) Суффикс.
в) Основа. +
2. Выберите, что выражает окончание у глагола?
а) Лицо, число. +
б) Падеж, число.
в) Род, падеж.
3. Определите у какого слова нулевое окончание?
а) Школа.
б) Школьный.
в) Школьник. +
4. Что выражает окончание у глагола прошедшего времени?
а) Лицо, падеж.
б) Лицо, род.
в) Род, число. +
5. Отметьте слово, где букв больше, чем звуков:
а) скамья
б) солнце+
в) ёлка
6. Глаголом I спряжения является:
а) есть
б) гореть
в) брить+
7. Определите, в каком слове пишется буква «а»?
а) прик…снуться
б) к…сательная+
в) возг…рание
8. Выберите, в каком слове пишется буква «о»?
а) заг…реть+
б) з…ря
в) з…рница
9. Выберите слово, которое образовано суффиксальным способом:
а) Записка.
б) Школьник. +
в) Прочитать.
10. Как называется значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов?
а) Корень.
б) Основа.
в) Приставка. +
11. Определите слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом:
а) Веточка. +
б) Курятник.
в) Лыжник.
12. Отметьте, какое слово можно проверить ударением?
а) Блестеть
б) Выросли
в) Роскошный+
13. У существительных окончание выражает:
а) Род, число.
б) Число, лицо, род.
в) Род, число, падеж. +
14. Укажите ряд, в котором пропущена одна и та же буква:
а) и..дать, во..гордиться+
б) ра..бить, ра..таял
в) от..двинуть, н..дрезать
15. Выберите слово с ошибкой:
а) бездарность
б) атделить+
в) рассказ
16. Форма слова цветок:
а) Цветка. +
б) Цветы.
в) Расцвести.
17. Укажите, чем различаются формы слова?
а) Окончанием. +
б) Основой.
в) Суффиксом.
18. Наклонение глагола:
Лови момент!
а) изъявительное
б) условное
в) повелительное+
19. Отметьте, какое слово не является однокоренным остальным?
а) Горевать. +
б) Гора.
в) Гористый.
20. Определите слово, не являющееся формой слова «праздник»:
а) Праздники.
б) На празднике.
в) О празднике.
г) Праздничный. +
21. Выберите, что такое корень слова?
а) Главная часть основы, общая для родственных слов.+
б) Часть слова без основы.
в) Часть слова, которая служит для образования новых слов.
22. Какое слово не является однокоренным остальным?
а) Вода.
б) Водитель.+
в) Наводнение.
23. Определите, какие слова не являются однокоренными остальным?
а) Радость – радостный.
б) Вода – водитель. +
в) Гора – горец.
24. В этом ряду во всех словах пишется «е»:
а) пр…строить, пр…одолеть
б) пр…забавный, пр…ступить закон+
в) пр…школьный, пр…сесть
25. Выберите приставки, которые всегда пишутся одинаково:
а) на, по, с, пере+
б) черес, из, пре, пред
в) под, от, у, воз
Игра-конкурс по русскому языку для 6 классов
КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
6 класс
Учитель русского языка и литературы – Завгородняя А.Ю.
УЧИТЕЛЬ: Добрый день, ребята! Сегодня мы поиграем и заодно проверим ваши знания по русскому языку. Давайте познакомимся.
(Представление команд).
Пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания
Желаю удачи в игре!
Вопросы для болельщиков
(выдаются каждой команде болельщиков в начале игры. За каждый правильный ответ — по 1 баллу. Чья команда выполнит первой + 3 балла)
1. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы мы ты)
2. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)
3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)
4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я)
5. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
6. Есть ли ноги у газеты, книги? (Вверх ногами)
7. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)
8. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок то отрубали половину. Тоже деньги. Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль)
9. Сколько минут нужно варить яйцо, сваренное вкрутую? (Его не надо варить, ведь оно уже сварено)
10. Сколько раз старик ходил к морю в сказке А. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», чтобы рыба выполнила пожелание старухи? (5 раз)
11. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 24 часа будет солнечная погода? (Через 24часа, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может)
12. В известной сказке . Поди туда не знаю куда , принеси то не знаю что . Царь послал стрелка Андрея за тридевять земель . Внимание вопрос! Тридевять – это сколько? (Тридевять – это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам. Тридевять – это девять умножить на три)
13. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? (Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы — копейка)
14. Сколько лет работал старик из сказки о рыбаке и рыбке? (33 года)
15. В каком месяце 28 дней? (В любом)
16. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. Они на самом деле из старой кожи притискиваясь между камнями начинают сбрасывать кожу. В момент линьки уже успевает образовываться молодая блестящая и глянцевая кожа )
Проверка команд на сообразительность
Команды отвечают по очереди. В случае неправильного ответа слово передается следующей команде. За кажный правильный ответ – 1 балл
Отгадайте фразеологические загадки.
Его вешают, приходя в уныние;
Его задирают, зазнаваясь;
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Не цветы, а вянут;
Не ладоши, а ими хлопают,
Не белье, а их развешивают
Это в голове у легкомысленного человека
Его советуют искать в поле
На него бросают слова и деньги
_____________________________
Хоть пруд пруди
Тьма-тьмущая
Яблоку негде упасть
Во все лопатки
Во всю прыть
На всех парусах
Кот наплакал
С гулькин нос
Раз, два и обчелся
КОНКУРС «РАЗМИНКА»
Команды отвечают по очереди. В случае неправильного ответа слово передается следующей команде. За кажный правильный ответ – 1 балл
Вопросы для команды 1
Назовите член предложения, который отвечает на вопросы «какой?», «чей?» (определение)
Назовите вопросы дательного падежа? («кому?», «чему?»)
Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы «где?, когда?, куда?, откуда? почему, зачем? как?» (наречие)
Как называются предложения, в котором один главный член? (односоставное)
Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? (фонетика)
Стиль речи, которым написаны учебники, энциклопедии..(научный)
К какому спряжению относятся глаголы на –ить брить, стелить (к 1 спр-искл)
Определите род существительного тюль (мужской)
Число имен существительных санки, ножницы, очки (только множественное)
Буквы, расположенные в определенном порядке (Алфавит)
Вопросы для команды 2
Назовите член предложения, который отвечает на вопросы «где?, когда?, куда?, откуда? почему, зачем? как?» (обстоятельство)
Назовите вопросы родительного падежа? («кого?», «чего?»)
Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы «сколько? который?» (числительное)
Как называются предложения, в котором два главных члена? (двусоставное)
Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? (морфология)
Стиль речи, который используют для написания заявлений, расписок, справок (научный)
Имена существительные, которые одинаково относятся как к словам женского так и мужского рода называются.. (общего рода)
Определите род существительного мозоль (женский)
Число имен существительных молодежь, молоко, глажение (только единственное)
Как называется сборник слов в алфавитном порядке (словарь)
Вопросы для команды 3
Назовите член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (дополнение)
Назовите вопросы творительного падежа (кем? чем?)
Как называется часть речи, которая указывает на предмет или признак, но не называет его. (местоимение)
Как называются предложения, в котором две и более грамматических основ (сложные)
Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их значение и строение (синтаксис)
Стиль речи, который используют для написания рассказо, повестей, романов (художественный)
К какому спряжению онтосятся глаголы на –еть видеть, ненавидеть, зависеть (ко 2 спр- искл)
Определите род существительного фальшь (женский)
Число имен существительных консервы (только множественное)
Как называется звуковая запись слова (транскрипция)
2. КОНКУРС «СЛОВАРНЫЕ СЛОВА»
(выданы листочки с вопросами, необходимо записать ответы)
За каждый правильный ответ по 1 баллу + 2 балла команде, первой верно выполнившей задание.
Вопросы
1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (Хоккей)
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам. (Аллея)
3. Место, где продают билеты. (Касса)
4. Человек, который совершает поездку на поезде, автобусе или другом транспорте. (Пассажир)
5. Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе)
3. КОНКУРС «ЭРУДИТ»
Каждой команде дается задача:
За правильный ответ по 2 балла + 2 балла команде, первой верно выполнившей задание.
1.Отделите плод от растения
СОШИСНШАКА (сосна, шишка)
2. Растворите белое в прозрачном
СВОАДХАРА (вода, сахар)
4. КОНКУРС «ОДНИМ СЛОВОМ»
За каждый правильный ответ по 1 баллу + 2 балла команде, первой верно выполнившей задание.
Приставочный способ: довольно опасный (преопасный)
Суффиксальный: с большими зубами (зубастый)
Приставочно-суффиксальный: доска под окном (подоконник)
Суффиксальный: очень высокий (превысокий)
Сложение: сделанный собственными руками (собственноручно)
Приставочный: не любящий много разговаривать (неразговорчивый)
Приставочно-суффиксальный: трудятся на одном предприятии (сотрудники)
Сложение: имеющий отношение к железной дороге (железнодорожный)
Суффиксальный: с большими широкими плечами (плечистый)
Сложение: любящий свободу (свободолюбивый)
Приставочный: близко к школе, рядом со школой, относящийся к школе (пришкольный)
Суффиксальный: цветом и блеском напоминающий серебро (серебристый)
5. КОНКУРС «ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО»
(на доске написаны слова для каждой команды по 9 слов по количеству членов команды, учащиеся эстафетно ставят ударение в словах, передавая в качестве палочки мел)
За каждый правильный ответ по 1 баллу + 2 балла команде, первой верно выполнившей задание.
Слова для команды 1 Слова для команды 2 Слова для команды 3
1. алфавит 1. статуя 1. столяр
2. августовский 2. обеспечение 2. договор
3. щавель 3.инструмент 3. сливовый
4. документ 4. красивее 4. позвонишь
5. кухонный 5. звонит 5. баловать
6. звонят 6. удобнее 6. президент
7. прибыла 7. добыча 7. водопровод
8.бензопровод 8. газопровод 8. причуда
9. свободнее 9. спокойнее 9. хвоя
6. КОНКУРС «НЕ ОШИБИТЕСЬ»
(командам выдается лист со словами «Не с существительными, прилагательными, глаголами», команды указывают С (слитно) или Р (раздельно).
За каждый правильный ответ по 1 баллу + 2 балла команде, первой верно выполнившей задание.
1. (не)годовать 1. (не)большой 1. (не)ряха
2. (Не)нависть 2.(не)друг, а враг 2. отнюдь (не)красивый
3. (не)разбериха 3. (не)пришел 3. (не)рисуй
4. (не)веселый 4. (не)широкая, а узкая 4. нисколько (не)интересный
5. (не)взлюбить 5. (не)настный 5. (не)досыпать
6. (не)люблю 6. (не)смех, а слезы 6. (не)радостный
7. (не)дом 7. вовсе (не)красивый 7. (не)худой
8. (не)лечится 8. (не)искренний, а лживый 8. (не)волить
9. (не)навидеть 9. (не)красивый 9. (не)вежда
КЛЮЧ
1. С 1.С 1. С
2. С 2. Р 2.Р
3. С 3.Р 3. Р
4. С 4.Р 4. Р
5. С 5. С 5. С
6. Р 6. Р 6. С
7. Р 7. Р 7. С
8.Р 8. Р 8. С
9. С 9. С 9. С
7. ПРОЩАЛЬНАЯ ИГРА «АНТОНИМЫ»
УЧИТЕЛЬ: (читает стихотворение, учащиеся записывают недостающие слова на листочках.
За каждый правильный ответ по 1 баллу + 2 балла команде, первой верно выполнившей задание.
Прощальная игра.
А вот прощальная игра…
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: (низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: (близко)
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь: (пол)
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты: (нашел)
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты : (храбрец)
Теперь начало я скажу,-
Ну, отвечай: (конец)
Д.Чиарди
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
«В стране грамматики»
команда
команда
команда
Проверка команд на сообразительность
КОНКУРС «РАЗМИНКА»
КОНКУРС «СЛОВАРНЫЕ СЛОВА»
КОНКУРС «ЭРУДИТ»
КОНКУРС «ОДНИМ СЛОВОМ»
КОНКУРС «ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО»
КОНКУРС «НЕ ОШИБИТЕСЬ»
ПРОЩАЛЬНАЯ ИГРА «АНТОНИМЫ»
ИТОГИ
Проверка команд на сообразительность
РАЗВЕДКА БОЕМ
Команды отвечают по очереди. В случае неправильного ответа слово передается следующей команде. За кажный правильный ответ – 1 балл
Отгадайте фразеологические загадки.
Его вешают, приходя в уныние;
Его задирают, зазнаваясь;
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Не цветы, а вянут;
Не ладоши, а ими хлопают,
Не белье, а их развешивают
Это в голове у легкомысленного человека
Его советуют искать в поле
На него бросают слова и деньги
Объясните одним словом значение фразеологизмов
Хоть пруд пруди
Тьма-тьмущая
Яблоку негде упасть
Во все лопатки
Во всю прыть
На всех парусах
Кот наплакал
С гулькин нос
Раз, два и обчелся
Час занимательного русского языка (6-7 класс)
Цель проведения:
— проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
— способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
— создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Ход урока
В игре принимают участие уч-ся 6 и 7 классов. ( 2 команды) и (жюри).
Команды: «Морфемика», «Грамматика
Ход игры.
Вступительное слово учителя:
— Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме турнира между учащимися 6 и 7 классов.
«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.»
К. Бальмонт
Представление команд.
Команда 1. Знатоки
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Команда 2. Академики
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
— Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
Первый тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на вопросы:
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
Сколько слогов в слове да? (1)
Назовите синоним слова ДОРОГА.
Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)
0тгадайте загадку: с виду – клин, а развернёшь – блин (Зонтик).
Назовите антоним слова НОЧЬ (День) .
Его оторвали у Варвары на базаре (Нос).
Часть речи, которая обозначает действие предмета? (Глагол). .
Каких букв в русском алфавите больше: гласных или согласных? (Согласных).
Главная песня государства (Гимн).
Какие два местоимения мешают автомобилистам? (я-мы).
«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.
Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
Конкурс 2. Постижение народной мудрости.
Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
У него глаза велики. (У страха.)
Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
Собери пословицу.
Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи.
Ваша задача – собрать пословицы.
В одно ухо влетает,(а в другое вылетает)
С миру по нитке – (голому рубашка)
Хвалил пес волка,(что вертит хвостом ловко)
Злой плачет от зависти, (а добрый от жалости)
За маленьким погнался – (большое потерял)
Куй железо (пока горячо)
Терпенье и труд (все перетрут)
Век живи – (век учись)
Хлеб-соль кушай, (а правду слушай)
Жизнь прожить (не поле перейти)
11.- Сколько волка ни корми — все равно в лес смотрит.
12- Любишь брать, люби отдавать.
13- С кем поведешься, от того и наберешься.
14- Что посеешь, то и пожнешь.
Конкурс 3. Расставьте гласные.
Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9)
Букву Е
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:
Букву О
КН – окно
ГРХ – горох
КЛКЛ – колокол
ТПТ – топот
БЛТ – болт
ПКЙ – покой
ГРН – горн
ТРН – трон
КРК – окорок
ГЛТК – глоток
Букву У
СД – суд
ШРП – шуруп
КСС – уксус
КСТ – куст
БРНДК – бурундук
Букву А
БРН – баран
ТК – атака
РФ – арфа
МРК – марка
СТР – астра
КРМН – карман
БРК – барак
ШЛШ – шалаш
ФНТ – фант
ШРМ – шрам, шарм
Букву И
ПРЗ – приз
PC – рис
ЛЛЯ – лилия
ФЛН – филин
PC – ирис
Конкурс 4 Игра: «Найди новое слово»
— Пользуясь данными словами, составьте новые — кто больше?
1) Мартышка –
(камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша)
2) Промокашка –
(каша, кашка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак)
— Каждой команде предлагается карточка с ребусом. В течение 1 минуты учащиеся должны разгадать ребус:
А) Е2 мы сели за 100л, о5 прилетели 40и и с3жи.
(Едва мы сели за стол, опять прилетели сороки и стрижи)
Б) Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
(Прежде чем семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку)
6. “Фонетическая разминка”
слайд №
слайд №
слайд №
Конкурс 7. Найди ошибки.
Карточка.
Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
Соревнование на лучшего диктора.
Расставьте в словах ударения и прочитайте без ошибок
Алфавит, арест, диалог, документ, каталог, квартал, звонит, свекла, щавель, начала, поняла.
Конкурс 9. Веселая грамматика».
Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд )
храбрый
сильный
гордый
мудрый
грубый
веселый
умный
крепкий
смелый
добрый
болтливый
богатый
хвастливый
ленивый
бедный
«Шарады»
К торжественному крику прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы с севера на юг.
(Ура-л)
Корень мой находится в «цене».
В «Очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.
Весь же — в дневнике или журнале.
(о+цен+к+а)
Конкурс болельщиков
Турнир 10.
Игра «Расшифруй слова»
1. ДЛАЯЙТЕКАЛ
Прогони собаку, не тревожа птицу, (дятел, лайка)
2. ГКАРВОЗАДИСЬКА
Где цветок, где рыба отгадать попробуй (гвоздика, карась)
З.СММАСОРОЛЕДИННОКА
Гриб клади в корзину, ягоду — в лукошко, (маслёнок, смородина)
Конкурс 11. Конкурс писателей.
Ведущий: Сейчас мы узнаем писательские способности наших команд. Итак, конкурс писателей.
— “Раскрасим текст прилагательными”. Прилагательное – это волшебное средство языка, с помощью которого чёрно-белый текст становится цветным. Попробуйте и вы.
Задание: Командам надо вставить в текст прилагательные: украсить, уточнить.
Раздаётся текст И.С. Тургенева.
Текст.
Вот и лес. Тень и тишина. Осины высоко лепечут над нами. Ветки берёз едва шевелятся. Дуб стоит, как боец, подле липы. Мы идём по дорожке. Мухи неподвижно висят в воздухе. Мошки вьются столбом, светлее в тени, темнее на солнце. Голосок малиновки звучит радостно. Дальше, дальше, глубже в лес.
Подведение итогов.
Подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистике. Хочу закончить его словами поэтессы Марии Комисаровой:
Народ – властитель тайны слова
И всех сокровищ языка.
Им выткана его основа
Для поколений на века.
Он создал чудо тени, света,
И звука взлёт, и слова лад,
Им жизнь поэзии согрета,
В нём звёзды вечности горят.
Храните всё богатство нашего языка, пользуйтесь им бережно и аккуратно, любите свой язык и изучайте его. Он откроет вам целый мир.
Подведение итогов, награждение команды-победительницы.
Лингвистическая игра по русскому языку. 6-й класс
Цели:
- Развивающие: развитие у школьников
познавательного интереса к русскому языку;
развитие и совершенствование психологических
качеств личности школьников: любознательности,
инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости,
самостоятельности в приобретении знаний. - Учебные: расширение и углубление запаса
знаний учащихся и формирование лингвистической
компетенции; выявление и поддержка
лингвистически одарённых учащихся. - Воспитательные: воспитание потребности
изучать русский язык; воспитание
коммуникативной культуры школьников.
Оборудование: мультимедийная
установка.
ХОД ИГРЫ
1. Организационный момент (Приложение 1. Слайд №1)
Уважаемые ученики и учителя! Эта неделя в школе
проходит под лозунгом «Неделя русского языка и
литературы», поэтому мы собрались с вами здесь.
Сегодня мы узнаем, что русский язык – это не
только скучный и трудный предмет, но и очень
интересный и познавательный.
Цель нашей игры – проверить ваши знания, выбрать
сильнейшего.
Представление команд.
В игре принимают участие 3 команды 6-х классов.
Предлагаю командам представиться: название
команды, капитан, небольшое представление
(сценка, стихотворение, песня, т.д.)
Представление жюри.
Условия игры.
Игра проводится в 3 тура. 1 тур называется
«Разделы русского языка», 2 – «Конкурс
капитанов», 3 – «Весёлая грамматика».
В каждом туре свои задания, свои баллы.
Команды отвечают в порядке очереди, но, если
отвечающая команда затрудняется, то очередь
переходит к той команде, которая знает ответ.
Особо оговариваем поведение команд: уважение
друг друга. Жюри это учитывает.
Начинаем! Желаю успехов!
2. 1 тур «Разделы русского языка» (Слайд
№2)
Перед вами игровое поле с темами и баллами.
(Слайд №3) Команда выбирает тему и цену вопроса.
Не забываем, что с увеличением цены вопроса,
увеличивается и сложность задания.
Каждой команде даётся право выбора 4 раза.
Фонетика (Слайды №4-8)
10 Расставить буквы и прочесть
названия 5 животных:
ЛЁЗОК КУТА ДАШОЛЬ
ОВАРКО ЦУРИКА (козёл, утка, лошадь,
корова, курица)
20 Расставить ударение:
Алфавит договор звонит
красивее свекла торты
(Алфавит договор
звонит красивее
свекла торты)
30 Замените следующие словосочетания
одним словом с удвоенной согласной:
- Товарищ по работе (коллега)
- Популярная игра на льду (хоккей)
- Спортивный бег (кросс)
- Сотрудник газеты, журнала (корреспондент)
- Рисунки в книге, журнале (иллюстрации)
40 Ребус «Расписание уроков»
(история, математика, руский язык, география,
рисование, физкультура)
50 Назовите слово, где количество
звуков = количеству букв (Москва, дом)
Лексика (Слайды №9-13)
10 Дайте определение: Лексика.
Синонимы. Антонимы.
20 Подберите антонимы:
Широкий (узкий)
Твёрдый (мягкий)
Старый (новый)
Скучный (весёлый)
Неряшливый (аккуратный)
30 Укажите верное толкование слова
Батальный:
1. Отеческий
2. Командующий
3.Военный
4. Нарядный
40 По лексическому значению определить
слово:
1) Лестное замечание в адрес кого-либо,
похвала (комплемент)
2) Неожиданный подарок
(сюрприз)
3) Полный набор столовой или чайной посуды (сервиз)
50 Перевёртыши антонимы:
Мышка в босоножках (кот в сапогах)
Король Хохотун (царевна Несмеяна)
Собачья конура (кошкин дом)
Крестьянка на тыкве (принцесса на
горошине)
Фразеология (Слайды №14-18)
10 Дайте определение: фразеологизм,
фразеология.
20 Дайте объяснение фразеологизмам:
Клевать носом (спать, дремать)
Вставлять палки в колёса (мешать)
30 Назвать фразеологизмы со значением:
«бездельничать» (Сидеть сложа руки,
лодыря корчить, бить баклуши, считать ворон)
40 Подобрать пару
На руках носить | Своим горбом жить |
Камень за пазухой держать | Держать в ежовых рукавицах |
Сидеть сложа руки | С открытой душой |
На чужой шее сидеть | Не покладая рук работать |
50 С помощью мимики и жестов покажите
фразеологизм.
Морфемика (Слайды №19-23)
10 Дайте определение: Морфемика.
Словообразование.
20 Разберите по составу слова: снег,
зимний, лепим
30 Восстановите
словообразовательную цепочку:
Сухой – … – засушливость (засуха)
Небо – … – небесный (небеса)
40 Кто лишний:
Вода, водитель, наводнение
Рисунок, рисовый, зарисовка
Горец, горе, гористый
50 Придумать слово
– с приставкой тре (трезвон)
– с суффиксом ком (пешком)
Морфология (Слайды № 24-28)
10 Перечислите все самостоятельные
части речи (сущ., прил., глагол, местоим.,
числит., наречие)
20 Определите часть речи:
Из-за Лапища Если (предлог,
существительное, союз)
30 Назовите слова разных частей
речи, но с общим корнем: синь звон
(синий, синева, звонок, звонить)
40 Из слова «ворот» получите 2
существительных (вор, рот)
50 По морфологическим признакам
определите часть речи:
1) 2 скл.,ед.ч.,нулевое окончание (сущ)
2) -ие окончание (прил)
3) наст.вр., 3л., ед.ч. (глагол)
Синтаксис (Слайды №29-33)
10 Дайте определение: Синтаксис.
Пунктуация.
20 Дайте полную характеристику
предложению: Русский язык богат и могуч! (Пов.,
воскл., простое, распр., осложнено одн.сказ.)
30 Назовите вид предложения: 1) –
=, и – = 2) – =, (когда – =) (ССП, СПП)
40 Сколько знаков препинания нужно
поставить: Зимой все речки озёра покрываются
толстым слоем льда и снега. (одну запятую)
50 Составьте предложение на тему
«Зима»: Бессоюзное, одна часть которого
осложнена однородными подлежащими.
Итак, 1 тур закончен. Уважаемое жюри, подведите
итоги.
Слово жюри.
3. 2 тур «Конкурс КАПИТАНОВ». (Слайд
№34)
Всем известно, что конкурс капитанов – это
конкурс знатоков. Вопросы могут быть не только по
предмету, они проверяют кругозор ученика.
Условия: каждому капитану даётся
определённое время и ряд вопросов. Ему нужно
ответить быстро на вопросы, если затрудняется,
можно сказать следующий, чтобы не терять время.
Стоимость каждого ответа 10 баллов.
Вопросы 1 капитану.
1. Самая низкая учебная отметка. Единица.
2. Разноцветные бумажные кружочки, которыми
осыпают друг друга на балах и маскарадах.
Конфетти.
3. Книга для учителя, отражающая результаты
учебной деятельности каждого ученика. Журнал.
4. Изделие из горючих составов, дающее цветные
огневые эффекты на праздниках. Фейерверк.
5. Бывает барабанная, бывает десятичная. Дробь.
6. Бывает Великий, бывает воинский. Пост.
7. Каким ключом нельзя открыть замок?
Ключом-источником, музыкальным знаком.
8. Какую строчку не может прочитать ни один
учёный? Строчку, прошитую на машине.
9. Какие сто букв могут остановить движение
транспорта. Стоп.
10. Чистые листы в обложке. Тетрадь.
Вопросы 2 капитану.
1. Звуковой сигнал, который извещает о начале и
окончании уроков. Звонок.
2. График, содержащий сведения о времени, месте и
последовательности проведения уроков.
Расписание.
3. Совокупность букв, принятых в данной
письменности, располагаемых в установленном
порядке. Азбука.
4. Яркое освещение улиц и зданий по случаю
праздника. Иллюминация.
5. Бывает картонный, бывает драматический. Кружок.
6. Бывает лотерейный, бывает десятитысячный.
Тираж.
7. В какой клетке нельзя держать птиц и зверей? В
тетрадной.
8. Какое слово состоит из семи одинаковых букв?
Семья
9. Наука о собаках. Кинология.
10. Наука, изучающая прошлое человеческого
общества по памятникам материальной культуры.
Археология.
Вопросы 3 капитану.
1. Мягкий белый известняк, используемый для
записи на доске. Мел.
2. Вращающаяся модель земного шара с его
географическим изображением. Глобус.
3. Карточка с вопросами для экзамена. Билет.
4. Соус из растительного масла, яичного желтка и
различных приправ. Майонез.
5. Бывает русая, бывает острая. Коса.
6. Бывает почтовая, бывает немецкая. Марка.
7. Какой вид художественного произведения
обозначается человеческим именем? Роман.
8. Каким гребнем голову не расчешешь? Петушиным.
9.Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить
обед. Соль.
10. Обращение, направленное на получение
каких-либо сведений, требующее ответа. Вопрос.
Слово жюри.
4. 3 тур «Весёлая грамматика». (Слайд
№35)
Командам предлагаются вопросы, повышенной
сложности. Преимущество выбора у команды,
набравшей большее количество баллов. (Слайды
№36-40)
Право выбрать вопрос есть у каждой команды.
40 Отгадай загадку: По серебряной
дороге мы отправились в поход. Остановимся на
отдых, а она себе идёт. (Река)
60 Занимательный вопрос: Что
было «ЗАВТРА», а будет «ВЧЕРА»? (Сегодня)
80 Прочитай высказывание:
К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л
(Любите наш могучий язык!)
100 Буриме: по данной рифме написать
стихотворение
ЛУЧАМИ – РУЧЬЯМИ,
СНЕГА – ЛУГА.(Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга)
5. Подведение итогов
Игра подошла к концу. Вы показали себя хорошими
знатоками русского языка.
Осталось выяснить, кто победитель, а кто из
команд занимает 2 и 3 места.
Слово жюри. (Слайд №41).
Вручение дипломов. Фото на память.