Идеи дизайна кухни в хрущевке: 160+ реальных фото примеров

Если площадь вашей кухни не превышает и 6 кв. м, то вы обладатель так называемой кухни в хрущевке. Такие помещения строились еще во времена правления товарища Хрущева. Кухни этого типа не отличаются хорошим дизайном и большой площадью, главное их назначение это готовка пищи.

Далее в статье мы рассмотрим, какие меры нужно предпринять для того чтобы увеличить площадь на кухне и сделать ее максимально удобной.

Содержание

Какой кухонный гарнитур выбрать?

Для кухни в хрущевке уместны следующие типы планировки кухонного гарнитура.

Линейная планировка, называемая однорядной, отлично впишется в маленькую площадь, так как подразумевает расстановку техники и шкафов вдоль одной из стен. Подойдет для семьи из нескольких человек.

Много бытовой техники не вместится в данный вид планирования, поэтому здесь предпочтительнее выбирать встраиваемые варианты. Холодильник желательно вписать в ряд, но это не всегда возможно.

Напротив расстановки, если хватит места, располагают обеденную зону. В противном случае ее следует перенести в гостиную.

Г-образная, называемая также угловой. Обычно мебель и технику располагают вдоль стены с окном и смежной с ней стены. Данный вариант позволит успешно задействовать в работу угол помещения.

В нем принято оборудовать мойку, под которой расположен напольный шкаф прямой или скошенной геометрии. Угловая планировка удобна для хозяек, так как сокращает ненужное перемещение по кухне. Хорошо подойдет для квадратной формы кухни.

П-образная планировка – не слишком удачное решение для кухни в хрущевке, так как гарнитур займет три смежные стены. Кухня из-за такого расположения будет выглядеть тесно и не останется свободного места для обеденного стола.

Какие материалы лучше использовать

Для фасада и меблировки подбирают гладкие, светлые материалы, с эффектом глянца, чтобы визуально увеличить маленькую площадь. Следует учитывать, что тесное расположение рабочей зоны будет склонным к частым загрязнениям.

На помощь придут материалы, стойкие к агрессивным воздействиям и температурным перепадам. Это могут быть столешницы из натурального или искусственного камня. Более бюджетный вариант – покрытый прочным пластиком МДФ.

Для минималистского стиля в кухне уместны такие материалы, как стекло и металлические поверхности, идеально подчеркивающие выбранный дизайн и не утяжеляющие интерьерную композицию.

Стеклянными можно выполнить дверцы на фасаде, либо столешницу. Детали из хромированного металла отлично впишутся в данный дизайн.

Светлое натуральное дерево будет смотреться благородно и роскошно, но стоимость такого гарнитура достаточно высокая и уход за ним потребует множества усилий.

Если есть желание сделать презентабельный дизайн, нужно использовать шпонированный МДФ, имитирующий природную древесину. Цена его доступнее, а эстетические качества порадуют владельцев.

Для организации обеденной зоны можно использовать легкий материал из прозрачного, полупрозрачного пластика. Это позволит придать воздушности и не загромоздит маленькое помещение тяжелыми объемными деталями.

Шкафы для хранения

В высоту шкафы должны быть длинными, можно вписать варианты до самого потолка. Такие длинные акценты в кухне зрительно удлиняют стены. В них поместятся все необходимые вещи.

На самые высокие полки размещают аксессуары, которыми редко пользуются, например, праздничная посуда или миксер. А вот пониже можно поместить то, что ежедневно должно быть под рукой.

Какой стиль интерьера лучше всего подойдет

В данном случае, чем проще будет выбранный стиль, тем он уместнее для малогабаритного пространства. Отлично справится с задачей минимализм. В нем нет большого количества декора, используется минимум цвета, четкая геометрия имеет не размытые границы.

Оформив кухню в стиле хай-тек, можно в компактном помещении получить стильный, модный интерьер. Обилие стекла и металла в сочетании с ровными линиями и строгой симметрией сделают значимой каждую деталь и избавят от громоздкости.

Классика будет уместна только в случае, если будут использоваться светлые тона в оформлении, например, натуральное дерево светлого цвета. Следует отказаться от лишних украшений, особенно лепнины на потолке, стенах.

Стиль прованс, характеризующийся огромным количеством украшений, декора, рисунков на обоях, сделает кухню визуально еще меньше, поэтому от него лучше отказаться.

Оптимальное цветовое решение

Маленькая кухня предполагает использование светлых палитр, спокойного, ненавязчивого тона. Пастельные и светлые оттенки рекомендуются для небольшой площади, чтобы визуально создать эффект простора и расширить стены.

Светлая кухня будет казаться более просторной и светлой, в ней всегда будет комфортно и уютно готовить пищу и ужинать.

Важно! Ни в коем случае не нужно выбирать темные насыщенные цвета, которые съедают пространство, делают его сжатым и уменьшенным. Иначе выполненный ремонт будет выглядеть удручающим и унылым.

Рассмотрим, какие популярные цветовые решения актуальны для малогабаритных кухонь.

Белый цвет смотрится элегантно и аккуратно, но довольно непрактичен в процессе эксплуатации. Нейтральный тон размывает границы пространства, поэтому оно будет выглядеть больше. Можно выбрать белый фасад, бытовую технику, столешницу, отделку потолка.

Пол лучше выполнить темнее. Монохромная белая кухня в белом варианте может выглядеть скучно, поэтому цвет следует разбавить одним-двумя сопутствующими. Это могут быть черные, серые, голубые, зеленые или желтые тона.

Бежевый на кухне создает много уюта, спокойствия и тепла. Будет актуальна для большинства стилевых направлений дизайна, особенно для классики. Беж хорошо гармонирует с другими оттенками, позволяя выполнить красивую цветовую композицию. Гарнитур хорошо подойдет из бежевого дерева. Столешница может быть как белой, так и в цвете камня или древесины.

Разнообразить бежевые оттенки на кухне вполне можно ярким фартуком над рабочей зоной. Яркие вставки фиолетового, красного, апельсинового придадут кухне оригинальных акцентов, но выбранные тона нужно применить и в других местах помещения.

Голубая гамма для кухни создает прохладную, просторную атмосферу. Особенно она важна в помещениях, где летом слишком жарко. В качестве цвета компаньона подойдет зеленый, белый, светло серый. Избегать следует крупного декора и излишнего украшательства.

Светло-зеленая с желтым подтоном. Такое сочетание смотрится свежо, ярко и не скучно. Позволит преобразить небольшое помещение и сделать его визуально светлее. Фасад кухни салатового оттенка можно комбинировать с ярко желтым фартуком, украшенным красивыми изображениями цветов, фруктов. Приветствуется на отделке стен использование вертикальных линий с разной шириной.

Идеи дизайна кухни в хрущевке

Как уже говорилось выше, главное предназначение малогабаритной кухни в хрущевке — это приготовление пищи. Поэтому обеденный стол можно вынести в другую комнату с большой площадью, а на кухне оставить только рабочие поверхности (плита, микроволновка, миксер, блендер, мультиварка).

Имеющийся балкон или лоджия также могут быть задействованы, и помогут увеличить полезную площадь. На балконе можно установить тот же холодильник, варочную поверхность, а подоконник между балконом и кухней может превратиться в разделочную поверхность или обеденный столик.

Более подробно как объединить кухню с балконом можно почитать тут.

Если вы все-таки решили оставить обеденный стол на кухне, то лучше если он будет круглый или овальной формы. Также можно приобрести холодильник горизонтальной компоновки, тем самым он может послужить не только местом для хранение продуктов, но и кухонным столом.

Двери можно убрать, если есть хорошая вытяжка. Либо заменить выдвижными или дверью-гармошкой. Если все же есть возможность снять дверь, тогда арочный проём значительно увеличит ощущение большего пространства.

Над подоконником при желании можно установить держатели под бокалы, что так же сэкономит пространство шкафов.

Шторы для кухни стоит выбирать светлых тонов. Римские шторы или жалюзи вполне подойдут для интерьера кухни в хрущевке.

Зачастую на таких кухнях используется трансформируемая мебель. Например обеденный стол, или выдвижные секции. Это очень удобно так как за ненадобностью их всегда можно убрать.

Люстру лучше повесть большую, а на потолок наклеить светлые обои либо покрасить в белый цвет.

Стены и мебель — светлые, выдержанные в одной тональности. Такой дизайнерский прием, сделает кухню легкой и просторной.

Цветовое оформление маленьких кухонь не должно основываться на контрастных переходах, а также не терпит крупных рисунков на стенах. Нежные тона, по возможности используйте больше глянцевых и зеркальных поверхностей, что зрительно расширит пространство, а яркие элементы декора оживят и наполнят энергией кухню.

Эффект «расширение пространства» может придать кухонный фартук выполненный из зеркала.

Монтируемая на стену специальными держателями металлическая штанга, называемая рейлингами, будет способствовать удобству размещения кухонной утвари, которая всегда должна быть в зоне быстрой доступности и экономит место в шкафу. Полезное приспособление устанавливается в любом месте на стене.

Открытые полки на стенах являются практичной и универсальной системой хранения. Если их включить в интерьер, значительно экономится место на полу. Из плюсов навесных полок выделяют такие пункты, как хороший обзор вещей, не нужно будет свободное пространство для открывания дверей и такие аксессуары просто созданы для маленьких кухонь.

Шкафы для хранения посуды и кухонных принадлежностей должны быть выше, вмещать большее количество полок, чтобы создавалось больше полезного пространства. Высокие неширокие ящики делают пространство более легким, не загроможденным. Открытые полки это дополнительная возможность разместить аксессуары.

Проследите, чтобы дверцы открывались горизонтально, не занимая площади при открытии. Помните, кухня в хрущевке диктует правило для шкафов – лучше уже и выше, чем шире и ниже.

Варочная поверхность для маленькой кухни может быть заменена на небольшую, с 2-мя конфорками.

Громоздкий холодильник компактно встраивается в имеющиеся ниши или шкаф, не скрадывая итак такую ценную площадь.

Упростит процесс чистки овощей и фруктов выдвижная доска со специальным отверстием, в который можно легко смести мусор. Она не займет много места, ускорит рабочие моменты, поддержит гигиену.

Креативно смотрится на кухне такое приспособление, как магнитный держатель для ножей. На корпус планки, монтируемой на стену, можно примагнитить ножи, которые всегда окажутся под рукой и не будут ржаветь.

Для небольшой семьи вместо полноценного стола целесообразна современная барная стойка. Она создаст креативный, стильный интерьер, подчеркнет интересный дизайн и станет изюминкой вашей кухни. На ней можно быстро перекусить, выпить с утра чашку кофе или устроить с друзьями фуршет.

Интересная идея для компактности обеденной зоны – продлить подоконник, превратив его в столешницу. Задействовав в работу подоконник, вы сэкономите место для других предметов мебели. В маленьком помещении можно сделать раздвижную систему, позволяющую раскладывать стол только по надобности.

Владельцы маленьких кухонь наверняка сталкиваются с проблемой неприятных запахов, которые скапливаются в процессе готовки и распространяются по квартире. Чтобы этого избежать, рекомендуется не экономить на вытяжке, а приобрести хорошую модель с большой мощностью.

Что не рекомендуется делать на кухне в хрущевке

Первоначально обратите внимание на входную зону. Если двери открываются вовнутрь, это не совсем удачный вариант. В этом случае нужно поменять открывание в обратную сторону, либо совсем обойтись без двери, оформив оригинальную арку.

Холодильник не стоит ставить рядом с варочной плитой, так как он будет подвергаться тепловому воздействию.

Выбирая фартук над рабочей зоной, не следует выбирать однотонное изображение или цвет, иначе любое попадание капель воды или жира сразу станет бросаться в глаза.

В отделке стен старайтесь избегать наличия крупных ярких узоров и рисунков, контрастно выделяющихся на общем фоне. Слишком мелкие изображения тоже смотрятся не гармонично. Лучше всего выбрать средние размеры или вертикальную геометрию.

Неудачным решением станет загроможденное пространство, поэтому необходимо избавиться от всего лишнего, не несущего функциональной нагрузки и по минимуму использовать всяческий декор.

Перепланировка

Для того, чтобы увеличить пространство на кухне убирается стена между кухней и гостиной. Правда для этого нужно получить разрешение в специальных органах. В итоге вы получите одну большую комнату, где кухня будет местом для приготовления пищи, а в гостиную можно поставить обеденный стол.

Разграничить пространство между кухней и гостиной можно барной стойкой, либо сделать полы разного покрытия. Но стоит для себя решить, прежде чем решиться на перепланировку, сможете ли вы спать рядом с холодильником и варочной плитой. Также потребуется хорошая вытяжка для того чтобы запах от приготовления пищи не тянулся по всей квартире.

Важно! Прежде чем начать ремонт на кухне и убирать несущую стену или перегородку между комнатами, нужно получить специальное разрешение. А еще лучше поручить это специалистам, которые и разрешение напишут и стену вам уберут.

Кухня в хрущевке фото

Если вы обладатель кухни в хрущевке или просто маленькой кухни, возможно вам будет интересно посмотреть нашу фотогалерею в которой представлено 200+ фото оригинальный идей обустройства кухни в хрущевке. А также фотогалерею где представлено 320+ фото примеров от профессиональных дизайнеров.

10 правил дизайна и 121 реальное фото

Типичная кухня в хрущевке — маленькая и квадратная, площадью 5. 8 или 6.2 квадратных метра, с дверью в углу и очень специфичными особенностями дизайна. Дизайн кухни в хрущевке нельзя делать по стандартным современным правилам, нельзя обманываться фотографиями таких кухонь из интернета. Часто там фото пустых кухонь только после ремонта и до переезда, а в реальности всё будет выглядеть совсем по-другому. Мы сформулируем чёткие, практически ориентированные советы.

  • Кухня в хрущевке дизайн по фото примерам
    • Список идей дизайна кухни
    • Подоконник столешница на кухне в хрущевке
    • Реальные фото ошибок при ремонте
  • Ремонт кухни 5 и 6 кв. м.
    • Кухни в хрущевку угловые
    • Кухни в хрущевку П-образные
  • Кухни в хрущевках до и после

Кухня в хрущевке дизайн по фото примерам

Большая часть вещей, которые вы знаете о дизайне кухонь, не работает для хрущевок. Слишком маленькая площадь, отсутствие длинной стены из-за квадратной формы, газовые плиты со счётчиками или вообще газовая колонка. Большая часть сложных стилей дизайна тоже идёт мимо. Ну а то, что остаётся, мы сначала разберём по теории и фото примерам, а потом посмотрим фотографии квартир где нашей теорией не воспользовались.

Список идей дизайна кухни

  1. Строго 2 цвета для всей мебели и стен.
  2. Мебельные фасады глянцевые и только бледных цветов.
  3. Если хотите тёмный или яркий цвет, то только на фартук.
  4. Никаких узоров и лишних деталей.
  5. Верхние шкафы до потолка.
  6. Потолок белый матовый, можно натяжной, никаких усложнений и экспериментов с цветами и глянцем. Про потолок на маленькой площади, обязательно почитайте.
  7. Убираем всё что возможно со столешницы: прячем, поднимаем, подвешиваем.
  8. Дверь на кухню не нужна.
  9. Вместо подоконника в 95% случаев лучше ставить ещё столешницу.
  10. Вытяжка встроенная в шкаф (они, кстати, дешевле обычных) по бокам мини полочки для чая и т.д.

Поясним кажущиеся спорными моменты. Кухня в хрущевке на фото до переезда и после — 2 разные вещи. После переезда там появляется дикое количество вещей: чайник, кофеварка, мультиварка, перечницы и солонки, средства и губки для мытья посуды, ножи и лопатки, бумажные полотенца, ситечки, кастрюли и сковородки, магнитики и т.д. и т.п.

Может даже завестись кот, который всё это по своему усмотрению будет перемещать. Именно такой кухню вы себе должны представлять, а не идеально чистой и пустой, какой она бывает только после самого ремонта.

Поэтому всего 2 цвета и только не ярких, поэтому нельзя использовать узоры. Тёмные и матовые фасады нельзя использовать потому, что они жутко непрактичные. Вообще, самый практичный цвет фасадов для любой кухни — белый, про белую с деревом кухню.

Верхние шкафы надо делать до самого потолка. Во-первых, дополнительное место для хранения. Во-вторых, наверху не будет скапливаться ненужный хлам, пыль и грязь, которые, если у вас неправильно работает вентиляция, со временем заламинируются слоем жира. В-третьих, это просто выглядит более современно. Их можно сделать распашными с высокими дверцами — это самый дешёвый вариант т.к. петли с доводчиками на распашные дверцы стоят $2-3 за штуку. Или сделать сверху открытые полки.

Обе эти и 5 других идей уже подробно разбирал в материале про дизайн маленькой кухни.

Подоконник столешница на кухне в хрущевке

На кухне в хруще больше всего не хватает столешницы. Расстояние по стенам и так маленькое, а его ещё сожрут холодильник, варочная поверхность и мойка. Всё остальное, включая микроволновку, духовой шкаф, держатели для ножей и приправ, для полотенец и т.д. нужно убирать со столешницы. Иначе вы не сможете нормально убирать кухню, а вместо этого будете переставлять предметы с места на место.

Поэтому же нужно ставить дополнительную столешницу вместо подоконника. По шкафам вы от этого не выиграете — под столешницей батарея, зато свободная горизонтальная плоскость появится. На место подоконника можно перенести мойку, но опять же помните о батарее. Подоконник расширяют по всей длине, либо в 1 части, делая что-то вроде стола или низкой барной стойки. Вот несколько реальных фото подоконников-столешниц на кухнях в хрущевках:

Со встроенной вытяжкой для кухни в хрущевке момент железный — она дешевле, она не собирает грязь, вокруг неё в шкафах будут небольшие, но полочки. Бывают даже узкие вытяжки рассчитанные специально для двухконфорочных плит.

Дверь на кухне не нужна в принципе — это пережиток прошлого. Но если у вас газ, то такую планировку вам не согласуют. Если мощность вводного кабеля позволяет, можно перейти на электричество.

Холодильник можно купить бесшумный (просто почитать отзывы перед покупкой, там всегда пишут про шумность), шум от него теперь не аргумент. На самой двери и метрах квадратных сэкономить тоже приятно. Даже в больших квартирах часто не ставят двери просто за ненадобностью, хотя бы рассмотрите такой вариант.

Теперь посмотрим на реальные фото неплохих кухонь из хрущевок, как они соблюдают и не соблюдают правила из этого пункта, что можно улучшить.

Реальные фото ошибок при ремонте

Сначала описание ошибки, под ним одно или несколько фото.

Кухня не до потолка. Теряется целостность, появляется место где будет скапливаться грязь и хлам. Не на максимум использовано место. В верхних ящиках можно было бы хранить редко используемые предметы. Торчат трубы вытяжки и другие ненужные детали. Попытайтесь представить как выглядели бы эти кухни, если бы верхние шкафы были длиннее и доходили до потолка.

Выбор для кухни в хрущевке мебели слишком тёмных цветов. Многим кажется, что это не особо важное правило. Это не так. Вот фото нескольких кухонь, где решили использовать чёрный цвет. А он ещё и непрактичен. Туда же слишком яркие и насыщенные цвета фасадов и фартука.

Использование обычной, а не встроенной вытяжки. Посмотрите сколько места на и без того маленькой кухне пропадает впустую.

Использование узоров и рисунков на фартуке. Фото пример бюджетной и дорогой кухни в хрущевке. Вторая выглядит классно, но обратите внимание, что она только после ремонта и совсем пустая, а что будет после появления всех кухонных аксессуаров?

Ремонт кухни 5 и 6 кв. м.

Существует несколько типовых серий хрущевок, планировки в которых незначительно отличаются в зависимости от года постройки. Но по планировке кухонь все хрущи примерно одинаковые: 5.8-6.2 кв.м в первом поколении и 6.2-7.7 кв.м во втором поколении; все квадратной формы с дверью в углу. Разберём плюсы и минусы типичных планов расстановки мебели.

Кухни в хрущевку угловые

Угловой кухонный гарнитур для маленькой кухни в хрущевке — стандарт. Из-за квадратной формы и 2-ух коротких стен линейный вариант применить близко к невозможному, т.к. при длине стены ~2.4 метра её полностью сожрут холодильник, мойка и варочная поверхность.

Вариации бывают по расположению холодильника: возле входа или возле окна. Для угловых планировок следует ставить именно у окна, у двери лучше при П-образных планировках, об этом 2-ой пункт. Почти у всех современных холодильников перенавешиваемые двери, которые при таком расположении должны находиться ручкой ко входу, а не к стене.

Лучшее место для холодильника — возле окна. Не забудьте перевесить двери на холодильнике для открывания в нужную сторону.

Типичная расстановка мебели на кухне в хрущевке. Стена от входа со столешницей и ящиками той ширины, которую позволяет размер кухни (т.е. можно меньше стандартной). Перпендикулярная стена с гарнитуром стандартного размера и холодильником на краю. Стол во втором углу стены с окном напротив холодильника или подоконник-столешница со стандартной шириной возле холодильника и утолщением к углу. Минус этой планировки только в невозможности полноценно задействовать стену с окном и сделать вместо подоконника полноценную столешницу.

Угловая секция часто делается двумя углами и в неё устанавливается мойка. Хотя для обычных кухонь такой дизайн мебели не рекомендуется, т.к. уже устарел, для кухни в хрущевке угловая мойка уже вполне рабочий приемлемый вариант. Ниже фото примеры расстановки мебели, на дизайн не обращайте внимания.

Кухни в хрущевку П-образные

При П-образной планировке холодильник ставится сразу возле входа (от двери тогда точно лучше отказаться), а подоконник меняется на столешницу. Вариации тут по ширине и назначению подоконника-столешницы. Это более современный вариант дизайна для кухни в хрущевках, который стал использоваться относительно недавно.

Слабое место у П-образной расстановки мебели именно в холодильнике возле входа на кухню. Это место получается перегруженным. Много вариантов размещения смотрите в материале про дизайн кухни на 6 кв.м. (там ещё 138 фото из которых можно почерпнуть идей). Но в целом П-образные кухни получаются более функциональными и смотрятся тоже лучше. За счёт использования подоконника у них намного больше площадь рабочей поверхности. Когда вместо подоконника ставится именно широкая столешница для использования в качестве стола, мы получаем возможность есть глядя в окно. Не из всех хрущевок хороший вид, но всё равно приятно.

Если не боитесь некоторых трудностей при ремонте, а П-образную планировку реализовать сложнее чем угловую, я бы советовал именно её.

Примеры П-образной расстановки мебели:

Такую форму можно получить только делая на заказ. Читайте тогда уж про взаимодействие с кухонщиками и выбор кухни.

Кухни в хрущевках до и после

Сейчас будет много реальных фото кухонь в хрущевках. Площадь всех 5.5-7.5 метров квадратных. 7.5 метров это хрущевки последней серии, где убрана дверь с снесен небольшой кусок стены, где эта дверь стояла. Вот вам для контраста несколько кухонь до ремонта:

Теперь пара фото до и после ремонта, а потом много фоток после. Кухни с лучшим по нашему мнению дизайном в самом конце.

Фух, после того количества реальных фотографий кухонь в хрущевках вы уже должны быть уверены, что они бывают классными и стильными. А ваша так вообще станет самой крутой, при соблюдении 10 наших советов (ну или хотя бы нескольких). Читайте также мой материал про дизайн ванной в хрущевке. Удачи в ремонте!

Сохраняйте и делитесь — пригодится!

    Изобретая кухню завтрашнего дня

    24 июля 1959 года тогдашний вице-президент Ричард Никсон и премьер-министр СССР Никита Хрущев поссорились о женщинах, кухонной технике и американском образе жизни. Это не было запланировано. Но это было записано на пленку и транслировалось в обеих странах. Это была также первая встреча на высшем уровне между американскими и советскими лидерами после Женевского саммита 1955 года. В 1958 году две страны договорились о крупном проекте культурного обмена: СССР организует выставку в стиле Всемирной выставки в Нью-Йорке, а Соединенные Штаты сделают то же самое в Москве. Итак, Никсон отправился в СССР с поручением провести для Хрущева экскурсию по американской национальной выставке в московском парке «Сокольники». Более 450 американских корпораций создали павильоны для демонстрации своих товаров. Демонстрации науки и техники были представлены внутри геодезического купола площадью 30 000 квадратных футов.

    У двух лидеров было несколько разговоров во время тура, но самый знаковый из них произошел, когда они стояли с толпой перед образцовой американской кухней. В нем были все современные удобства, которые вы ожидаете найти в новом послевоенном доме, который можно было бы продать за 14 000 долларов (около 120 000 долларов сегодня): стильные шкафы, посудомоечная машина, плита и холодильник. Хрущев был сварлив, пренебрежительно махнул рукой, заявив (через переводчика), что нововведения в американской кухне не имеют большого значения. Затем он спросил, есть ли машина, которая «кладет еду в рот и проталкивает ее вниз». Их обмен мнениями не касался вопросов, которые действительно волновали граждан того времени, а именно, призрака ядерной войны, но задел за живое в том, что касалось пола, и это произошло, когда Никсон обратил внимание Хрущева на посудомоечную машину:

    Никсон: Я хочу показать тебе эту кухню. Это как в наших домах в Калифорнии.

    Хрущев: У нас такие дела.

    Никсон: Это наша новейшая модель. Это тип, который выпускается тысячами единиц для непосредственной установки в домах. В Америке любят облегчать жизнь женщинам. . .

    Хрущев: Ваше капиталистическое отношение к женщинам не встречается при коммунизме.

    Никсон: Я думаю, что такое отношение к женщинам универсально. Мы хотим облегчить жизнь нашим домохозяйкам. . .

    Еще не остывшие после запуска Спутника I 4 октября 1957 года Соединенные Штаты ответили запуском Explorer I 31 января 1958 года и созданием НАСА 1 октября того же года. Зарождающаяся космическая гонка «око за око» заставила американцев нервничать. Это был не просто конкурс научных «первых». Космическая гонка и разработка ядерного оружия имели потенциально разрушительные последствия для обеих стран, да и для всего мира. Так что в какой-то степени дискуссия Никсона и Хрущева была не о посудомоечных машинах. И дело было не в цветном телевидении — области, в которой, как ловко заметил Никсон, Соединенные Штаты опередили СССР, о чем свидетельствует тот факт, что их разговор дома транслировался в цвете. Речь шла о прогрессе.

    И чей это был прогресс? Было ли на самом деле «всеобщим отношением» то, что и американцы, и Советы одинаково хотели облегчить жизнь женщин? Корпорации стремились производить товары и устройства, которые облегчили бы домашнюю работу женщин. Технологический прогресс развивался все более быстрыми темпами, начиная с промышленной революции и заканчивая послевоенным бумом, но идея о том, что работа по дому должна быть женской работой, сохранялась в послевоенной Америке. В 1950-х и начале 19В 60-х годах компании представили блестящие, эффективные кухни мечты, чтобы потребители были в восторге от того, что должно было произойти. В «будущем» были роботы, автоматизация, стиль и простота, но оно не обещало никаких изменений в гендерных ролях в семье — как раз наоборот.

    Выставка, ставшая поводом для феминистской критики Хрущевым американского общества, должна была представлять кухню дома, которая стоила 14 000 долларов, что, по словам Никсона, было доступной суммой для типичного американского рабочего в 1950-х годах. Если советские посетители ярмарки были умеренно впечатлены гаджетами средней руки на типовой кухне, то они были поражены метко названной «Чудо-кухней», совместным предприятием Whirlpool и RCA, впервые разработанным в 1919 году.56.

    Фото Heidi’s Bridge

    Фото Heidi’s Bridge

    Чудо-кухня путешествовала по США в течение 1957 года, а затем была выставлена ​​в Москве в 1959 году. Она была представлена ​​советским посетителям на Американской национальной выставке молодой женщиной по имени Энн Андерсон, которая родилась в Иллинойсе в семье украинцев и говорила свободно владеющий русским языком. Фотограф Роберт Лернер сделал портреты Андерсона, демонстрирующего устройства и позирующего с техникой, для журнала LOOK, в котором 19 июля была опубликована статья о кухне Miracle Kitchen.59. Андерсон выглядела так, как будто она сама была стилизована под яркие кухонные панели Formica: на ней было бледно-голубое платье с приталенной талией, ярко-красная помада и красный маникюр; нити жемчуга и пара черных высоких каблуков дополняли эффект. Она была одета в униформу середины века женщины, которая ведёт хозяйство самостоятельно, но также командует небольшой армией машин, чтобы облегчить свою работу.

    Кухня была спроектирована так, чтобы запугивать советских посетителей и вызывать у них чувство неимущих, даже несмотря на то, что их правительство сохраняло преимущество в первые годы космической гонки. Но Чудо-Кухня была своего рода фантазией о бытовой технике, скорее вдохновляющей, чем реалистичной, даже для богатых американцев той эпохи. В нем был представлен компактный робот-пылесос, описанный Мэттом Новаком в блоге Paleofuture в 2015 году как «прото-Roomba». Отдельно стоящая плита может (теоретически) испечь пирог за три минуты, используя микроволновую технологию. Посудомоечная машина будет скользить по направляющей к обеденному столу после еды для облегчения загрузки. Энн Андерсон продемонстрировала кухонный кнопочный «центр планирования», из которого она могла вызывать посудомоечную машину или мини-пылесос. Если все это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, то в основном так оно и было: согласно интервью Новака с одним из дизайнеров кухонь, Джо Максвеллом, который работал с детройтской дизайнерской фирмой Sundberg-Ferar, было установлено двустороннее зеркало. на кухонной витрине позволяли кому-то за кулисами перемещать пылесос и посудомоечную машину вперед и назад с помощью радиоуправления. Возможно, некоторые советские посетители считали, что эта экспозиция представляет собой типичную кухню среднего класса в Соединенных Штатах, но ближе всего к кухонному «чуду» мы подошли в этот период в Голливуде.

    Фильмы, телешоу и мультфильмы середины века полны примеров футуристических кухонь в стиле Руба Голдберга, которые автоматизировали приготовление пищи и уборку, иногда до абсурдной степени. Мультфильм Ханны-Барбера «Джетсоны » дебютировал на канале ABC в 1962 году, изображая нуклеарную семью, живущую в Орбит-Сити середины двадцать первого века. Семья Джетсонов — муж и жена Джордж и Джейн, сын и дочь Элрой и Джуди — жили как типичная семья начала 1960-х годов. Джейн была домохозяйкой, а Джордж работал (отмечается, всего несколько часов в неделю) в компании Spacely Space Sprockets. У Джетсонов была горничная-робот по имени Рози, которая носила старомодную черно-белую униформу горничной и носилась по дому Джетсонов на колесиках. Кухня Джетсонов была чем-то вроде футуристической версии автомата Horn and Hardart, где клиенты могли выбирать блюда и десерты за маленькими стеклянными дверцами. Устройство под названием Food-a-Rac-a-Cycle предлагало проверенные и настоящие блюда, такие как ирландское рагу, бефстроганов, ребрышки, пиццу и жареный цыпленок по запросу.

    «Дизайн для мечты», промышленный короткометражный фильм 1956 года, был создан для продвижения «Кухни завтрашнего дня» Фригидэра в Motorama. В то время Frigidaire принадлежал General Motors, которая приобрела компанию в 1919 году. Автомобильная компания включила кухонные витрины на свой ежегодный автосалон, который впервые был организован в отеле Waldorf Astoria в Нью-Йорке в 1949 году и проводился почти каждый год, пока 1961. Режиссер Уильям Бодин на музыку Джорджа Кляйнсингера, «Дизайн для сновидений» начинается в Вальдорфе в Мотораме во сне женщины. Мужчина в маске, которого играет Марк Бро, появляется в спальне мечтающей женщины, которую играет Тэд Тэдлок. Все диалоги поются. Мужчина показывает женщине несколько автомобилей, в том числе «Корвет» и «Кадиллак», затем приводит ее на «Кухню завтрашнего дня», где она начинает готовить и, в конце концов, печет пирог в полупрозрачной вращающейся печи. После танцевальной сцены пара садится в Firebird II и уезжает по «дороге завтрашнего дня», подразумевая, что опыт Motorama привел их к любви.

    Фото Дэниела Дента

    «Кухня завтрашнего дня» стала одним из ярких моментов недолговечного, но громкого эпизода в истории Frigidaire, и не только потому, что сама кухня имела большой успех. В середине 1950-х General Motors наняла группу женщин, которых они прозвали «Девушками дизайна». Харли Дж. Эрл, в то время вице-президент отдела дизайна компании, начал осторожно нанимать этих женщин-промышленных дизайнеров в 1940-х годах, поскольку считал, что они могут помочь GM лучше понять предпочтения женщин, а именно то, как они делают покупки и принимают важные решения о покупке. Эрл нанял большинство «девиц» из Института Пратта в Нью-Йорке, и GM широко рекламировала наемных работников. На десятках цветных фотографий женщины позируют с глиняными моделями концепт-каров или демонстрируют особенности новых моделей. Шестеро женщин — Рут Гленни, Жанетт Линдер, Сандра Лонгйир, Марджори Форд Полман, Пегги Зауэр и Сюзанна Вандербильт — были назначены в отдел автомобильного дизайна интерьеров по вопросам декора, за исключением приборной панели. Остальные четверо — Дагмар Арнольд, Гир Кавано, Ян Кребс и Джейн Ван Алстайн — работали в Frigidaire, где они были частью команды, разработавшей кухню завтрашнего дня. Эрл организовал мероприятие под названием «Женское автошоу» в GM Styling Dome в 1919 году.58, чтобы продемонстрировать свои инновации, в том числе такие вещи, как зеркала для макияжа, консоли для хранения вещей, замки с защитой от детей и убирающиеся ремни безопасности.

    В конце концов, «девицы» просуществовали недолго, но ассоциация между автомобилями и дизайном кухни, какой бы невероятной она ни казалась сегодня, глубоко укоренилась как в General Motors, так и в мире корпоративного дизайна в целом. Дизайнеры бытовой техники использовали эстетику поездов и автомобилей в 1930-х годах, как, например, в обтекаемых бытовых приборах Раймонда Лоуи и Нормана Бел Геддеса в 1919 году.30-х годов или пылесос Генри Дрейфуса Hoover 150 в 1936 году. С появлением цвета в качестве маркетингового инструмента в послевоенные годы производители бытовой техники позаимствовали кое-что еще из автомобильной промышленности: практику ежегодного стайлинга. Альфред П. Слоан, президент, председатель, а затем генеральный директор General Motors в 1930-х, 40-х и 50-х годах, впервые применил эту концепцию в дизайне автомобилей, вдохновленный логикой запланированного устаревания.

    Наряду со стилем, одной из ключевых дизайнерских инноваций послевоенной кухни была стандартизация. И, вероятно, неудивительно, что показатели, формирующие кухонные пропорции, исходили из среднего роста женщин. Кристин Фредерик определила это как область для улучшения во время своих кухонных инженерных экспериментов в 19 веке.10-х и 20-х годов, отметив, что женщине ростом 5 футов 6 дюймов лучше всего подходят 31-дюймовые столешницы. В 1930-х годах, с появлением сплошных столешниц, высота столешницы была стандартизирована для всей отрасли и составляла 36 дюймов. Кулинарный писатель Лесли Лэнд описала любопытный процесс в своем эссе 2005 года «Нелогично: как маркетинг модернизма похитил кухонную плиту». Средний рост женщин в 1930-х годах составлял около 5 футов 3 дюймов. Но, отмечает Лэнд, знаменитый домашний инженер Лилиан Гилбрет, чьи исследования движения во времени, проведенные вместе с ее мужем Фрэнком, вдохновили Фредерика Тейлора и Кристин Фредерик, была ростом 5 футов 7 дюймов. Поэтому ее демонстрационные кухни были увеличены, а высота столешницы была установлена ​​на уровне 36 дюймов, что стало отраслевым стандартом. Поскольку большинство американских женщин были на несколько дюймов ниже Гилбрет, новые стандартные столешницы оказались для них слишком высокими в той самой комнате, которая якобы была спроектирована с учетом потребностей женщин.

    Ошибка представляет собой любопытное явление, потому что в этот период, от проектирования автомобилей до производства бытовой техники, концепция «антропометрии», также известная как анализ человеческого фактора или эргономика, быстро набирала обороты. Промышленный дизайнер Генри Дрейфус написал два ключевых текста на эту тему: «Проектирование для людей» в 1955 году и «Мера человека» в 1960 году. ситуаций, взаимодействующих с проектируемыми объектами, большими и малыми. А Жозефина была ниже ростом.

    Корнеллский исследовательский центр жилищного строительства при Корнельском университете принял во внимание рост при создании своей знаменитой «Корнеллской кухни», которая была подробно описана в сентябрьском выпуске журнала Popular Science за 1953 год. В заголовке статьи, написанной Гарднером Соулом, эксперимент в Корнелле описывается как «Новая кухня, созданная для вашей жены», а на карикатурной иллюстрации женщина измеряется с головы до ног набором ручных штангенциркулей, а хотя она была размером с куклу. Великим новшеством кухни в эпоху производственных стандартов было то, что ее столешницы можно было поднимать и опускать. Кухня, разработанная Гленном Х. Бейером, профессором жилищного строительства и дизайна, и Мэри Колл Хайнер, адъюнкт-профессором отдела управления домом Корнелла, была спроектирована с учетом трех принципов: шкафы должны соответствовать женщине, полки должны соответствовать припасы, и построить кухню, чтобы соответствовать семье. Корнелл продавал кухню как комплект, который домовладельцы могли отправить и установить. Бейер описал его установку как «работу одного человека, с которой не больше проблем, чем с монтажным набором». Это было как массовое производство, так и индивидуальное.

    Прямо за горизонтом в конце 1950-х годов был еще более новый способ создания прочных, стильных кухонь, созданных для американских домохозяек: пластик. Ярко-белый дом будущего Monsanto в Диснейленде в Анахайме, штат Калифорния, дебютировал в 1957 году и стал частью будущего тематического парка Диснея Tomorrowland. Monsanto спонсировала проектирование и строительство дома в партнерстве с Walt Disney Imagineering и тремя профессорами Массачусетского технологического института: архитекторами Марвином Гуди и Ричардом Гамильтоном, а также инженером-строителем Альбертом Г. Х. Дитцем. Дом был «установлен» в 19 году.86, и экскурсии привлекли 20 миллионов посетителей через его двери, прежде чем он был закрыт в 1967 году. В доме была система внутренней связи, а на кухне была микроволновая печь — обе функции, которые сохранились, если не были обычным явлением, к 1986 году. Его ярко-белый фасад и большой стеклянные окна придавали ему вид телевизора той эпохи. Его интерьер был ярко окрашен и залит светом. В доме Monsanto больше, чем в любой другой «кухне завтрашнего дня», использовался материал, который определял 1960-е годы: пластик.

    Фото Боба Коскарелли

    Фото Марка Липчински

    Цвет и удобство изобиловали в послевоенной кухне, и для поколения, которое испытало это первым, это стало ярким сюрпризом. Если сегодня нам кажутся сногсшибательными яркие розовые цвета 1950-х и урожайные золотые 60-х, представьте, какими красочными они должны были выглядеть для людей, привыкших к белоснежным кухням 1920-х или к чугунным печам. десятилетий назад. Цвет был маркетинговой магией и формировал внешний вид бытовой техники, кухонного оборудования и столешниц.

    Из всех нововведений, которые привнесли цвет на кухню, наиболее культовым, пожалуй, является Formica. Как и Pyrex, Formica существует уже более ста лет, но особенно прочно ассоциируется с кухнями середины прошлого века. Это было очень раннее изобретение в области пластика, разработанное в 1912 году компанией Westinghouse в качестве заменителя слюды, которая использовалась для электроизоляции, отсюда и произошло его название: «фор-слюда». Ламинат, которым сегодня покрыты десятки миллионов кухонных столешниц, состоит из слоев меламиновой смолы. Как и Tupperware, Formica долговечна и легко моется. В 1927, компания Formica Insulation, как она тогда называлась, запатентовала процесс печати мраморных или деревянных поверхностей на ламинате с использованием процесса, называемого фотогравюрой.

    Один из наиболее хорошо сохранившихся примеров кухни из ламината можно найти в Темпле, штат Техас, в историческом доме Уилсона Ральфа-старшего и Санни Уилсон. И он не содержит формика: он полностью декорирован ламинатом высокого давления Wilsonart. Ральф Уилсон-старший основал Wilsonart (первоначально называвшуюся Ralph Wilson Plastics) в 1959, а его компания конкурировала с Formica. Он спроектировал дом со своей дочерью Бонни Макининч, и это настоящая страна чудес из ламината; каждая мыслимая поверхность была превращена в холст для ламината. На самом деле Уилсон жил там с 1959 по 1972 год, но он также хотел, чтобы дом служил образцом того, как можно использовать его ламинат. Кухня, в частности, представляет собой шедевр с красочными ламинированными шкафами и столешницами, которые являются очень ранним примером техники, называемой «постформинг», при которой поверхность ламината оборачивается вокруг закругленного края. Дом был внесен в Национальный реестр исторических мест в 1998.

    Если Дом Уилсона представлял собой своего рода эстетическую лабораторию для проверки пределов потенциала ламината, то Всемирная выставка Formica 1964 года была законодателем моды в этом материале. Дом Всемирной Ярмарки представлял собой модельный дом, расположенный на невысоком холме на территории ярмарки, вход в который был бесплатным, а экскурсии по «говорящему дому» с гидом сопровождались анимированными дисплеями, озвученными записанным голосом.

    Всемирная выставка 1964 года была Меккой дизайна, которая привлекла 51 миллион посетителей. Как 19Ярмарка 39 до этого, ярмарка 64 года была упражнением в футуризме. На нем был представлен новаторский павильон IBM Чарльза и Рэя Имзов с высокотехнологичными, захватывающими презентациями по компьютерам и математике, организованными в театре в форме яйца, спроектированном Ээро Саариненом. Выставка Formica World’s Fair House представила посетителям новый вид ламината, и на горизонте явно замаячил новый оттенок — зеленый авокадо. Дом с семью комнатами был рассчитан на семью из четырех-шести человек, в нем были световые люки и крытая площадка для барбекю. Продукция Formica использовалась во всем доме: на мебели, внутренних стенах и шкафах.

    Яркая, солнечная кухня выглядит почти как мягкая: столешницы и рабочие поверхности покрыты ламинатом насыщенного цвета авокадо, а шкафчики и окантовка приборов украшены узором в более светлом оттенке, напоминающим текстиль. На рекламных фотографиях, где кухня изображена с едой, можно обнаружить намеки на то, что работает новое, слегка деревенское чувство стиля, хотя весь дом представляет собой мастерство Formica. В контрасте с различными оттенками зеленого цвета авокадо, тонированные желтые окна придают немного тепла естественному свету. Цветочные узоры, каждый из которых уникален, украшают панели прямо над электрической плитой. Чугунная сковорода висит в прилавке из белого кирпича. Большая деревянная миска с подходящими щипцами наполнена салатом, на деревянных кольцах для салфеток лежат четыре ярко-желтые салфетки, а в канистрах из тикового дерева можно хранить кофе и чай на прилавке. Рядом с ними стоит керамический кувшин ручной работы с белой глазурью, нанесенной асимметрично. На плите и прилавке стоят запеканки в скандинавском стиле. Дом, возможно, был космической эры, но есть что-то одновременно космополитическое и лукавое в модели кухни Formica. Аксессуары из глины и дерева, кухонная посуда в европейском стиле и узор из ламината, напоминающий плетение Дороти Либес, создают в комнате ощущение, что здесь должно произойти что-то творческое. При всех своих удобствах и чудесах, если не считать хрущевских поддразнивания, кухня середины века была такой же, как и любая другая кухня: прежде всего, это было место, где что-то мастерили.

    Воспроизведено с разрешения Countryman Press. Все права защищены.

    Сара Арчер — автор последнего романа «Кухня середины века» , из которого взят этот отрывок.

    Как Россия боролась с холодной войной с помощью стиральных машин космической эры | Дизайн

    «Пора на грандиозное новоселье!» — гласит дерзкий советский плакат, на котором изображена домохозяйка в солнечно-желтом платье, распахивающая окна своего нового дома. Снаружи стоит кран, таскающий бетонные панели на место для завершения еще один новый многоквартирный дом, сияющий радостным коммунистическим красным светом — одна из многих «хрущевок», возникших в советских городах в 1960-е годы, недорогие многоквартирные дома, которые были продуктом бешеного строительства Никиты Хрущева. Представленные как современные и вдохновляющие, они вместо этого оказались тесными, переполненными и такими же хлипкими, как плакаты, которые их рекламировали.

    Плакат, выставленный в лондонской галерее русского искусства и дизайна «Град», задает тон выставке, пытающейся заглянуть сквозь замочную скважину на отечественный советский дизайн, от революции до перестройки. Наполненная пылесосами и формочками из-под печенья, радиоприемниками и холодильниками, выставка объединяет более 50 объектов, чтобы создать захватывающий снимок советского дома, излучающий оптимизм хрущевских амбиций «догнать и перегнать Америку».

    Плакат был выпущен в 1959 году, в том же году, когда на Американской национальной выставке в Москве состоялись знаменательные «кухонные дебаты», импровизированная словесная война между Хрущевым и тогдашним вице-президентом США Ричардом Никсоном, которая разгорелась, когда они ворковали. последние модные минусы американского дома. Поскольку каждый из них хвастался промышленными достижениями своей страны, посыл был как нельзя более ясным: СССР мог запустить первый спутник — «Спутник» — двумя годами раньше, но реальность жалких условий жизни и нехватки потребительских товаров (толпы толкались, чтобы собрать использованные стаканчики Pepsi с выставки) показали, как далеко им пришлось зайти.

    Экспонаты «Града» с их красочными пластиковыми корпусами и формами космической эры кажутся последствиями этой знаменательной встречи — продуктами поспешных советских попыток конкурировать и превзойти щедрость западного капиталистического потребительства. Как прозорливо писал в 1951 году американский социолог Дэвид Рисман: «Если бы русские люди могли попробовать на вкус богатства Америки, они не стали бы долго терпеть хозяев, дающих им танки и шпионов вместо пылесосов и салонов красоты».

    Так при хрущевской «оттепели» военные заводы превратились в фабрики игрушек, а химические лаборатории взялись за духи. Шоу прослеживает эволюцию, в частности, завода ЗИЛ, от крупнейшего в стране производителя военной техники и эксклюзивных лимузинов (красиво представленных в оригинальных масштабных моделях, представленных впервые) до производства первого в стране холодильника, самого востребованного автомобиля. после бытовой техники, в комплекте с хромированной ручкой двери автомобиля. Точно так же пороховой завод стал лидером рынка по производству кукол-роли-поли «Неваляшка» — повсеместный атрибут каждого советского детского ящика для игрушек, выпрямляющихся с веселым звоном.

    На протяжении всего шоу есть отголоски других продуктов, которые кажутся двойниками своих западных аналогов. «Дизайна как дисциплины в России в то время не существовало, — говорит куратор Александра Кириак. «Они придумали термин «техническая эстетика», который был оформлен в институте и журнале, но заводы в основном полагались на импорт идей из-за границы».

    Своими обтекаемыми линиями и выпуклой задней частью мотороллер «Вятка» можно было бы отделить от Vespa от Piaggio при рождении. Радиостанция Star-54, тем временем, является точной копией французского Excelsior-52, привезенного советским дипломатом и быстро реконструированного. «Это миф, что Советский Союз был изолирован, — говорит директор «Града» Елена Судакова. «Они точно знали, что происходит, и все это копировали — часто с советским уклоном».

    Многие объекты пропитаны волнением космической гонки, от пылесоса Saturnas (яркий шар, окруженный золотым кольцом Сатурна) до изогнутых часов, которые могут быть прямо из Джетсонов. В СССР освоение космоса должно было быть коллективным делом, приносящим скромным домохозяйкам благодеяния: с планетарным пылесосом и стиральной машиной в форме ракеты домашние дела могли быть такими же захватывающими, как выход в открытый космос.

    Другие предметы демонстрируют демократизацию роскоши, поскольку буржуазные аксессуары, такие как духи, стали доступны каждой женщине благодаря новым синтетическим ингредиентам. «Они утверждали, что это лучше, чем французские духи», — говорит Судакова. «Но я не уверен насчет химикатов. Моя бабушка использовала их для уничтожения тараканов».

    Другие диковинки включают в себя высокотехнологичный электрический самовар, созданный, по-видимому, по образцу спутника, и первую швейную машину с электромеханическим приводом, с помощью которой прилежные домохозяйки попытаются скопировать экзотические модели Кристиана Диора, чьи модели привнесли неожиданную вспышку цвета. в серый суп Москвы во время памятного визита в 1959 году.

    Но самое поразительное состоит в том, что большинство этих брендов и те своеобразные инновации, которые они поощряли, теперь прекратили свое существование. Борис Ельцин прозвучал похоронным звоном по ЗИЛу, когда заменил свой квадратный президентский лимузин на «Мерседес».