мужской, женский, детский, свадебный, описание, фото

Одно башкирское предание повествует, что после сотворения мира разные народы расселились в разных местах, и каждая народность получила свой язык и костюм…

Национальные одежды представителей разных стран – это дань уважения предкам. С помощью костюма старое поколение передает потомкам наследие своего народа, рассказывает свою историю.

У башкирского народа национальный костюм — это не только способ покрасоваться на празднике. Каждая вещь наряда воплощает богатую историю Башкирии, отражает жизненный уклад и характер живущих там людей.

Основные сведения о национальном костюме

Башкирия — регион нежаркий, поэтому национальные одежды отличаются многослойностью. Поверх нательной рубашки надевалось по нескольку халатов, в зависимости от времени года они были толще или тоньше. Самым верхним заключительным слоем был «елян» — длинный кафтан из сукна.

Важно! У праздничных одеяний количество одежд было больше, чем у повседневных.

О знатности человека говорили не только богатство одежды и её отделка, но и количество надетых за раз нарядов. Чем больше халатов, тем он состоятельней и влиятельней.

Многообразие нарядов

В зависимости от занимаемой в автономии территории исторически сложилось 7 вариантов национального костюма. В каждом из них есть элемент, являющийся «визитной карточкой» данного района, по которой его узнают остальные.

Башкиры делятся на северо- и юго-западных, северо- и юго-восточных, восточных, проживающих в центральной части и в самаро-иргизских поселениях.

В пределах одной небольшой страны можно наблюдать, какой опечаток накладывает на национальные наряды образ жизни его населения.

  • В северных районах башкиры быстрей оценили удобство оседлой жизни и занялись растениеводством. Изо льна и конопляного волокна они пряли тонкую пряжу и ткали тонкое полотно с причудливыми узорами.
  • Башкирцы-южане остались верны скотоводству. Поэтому производили суконные изделия, занимались валянием шапок, изготавливали самокатную обувь.

Материалы

Предки современных башкир ценили роскошь, яркие цвета и богатые украшения на одежде. Это внесло свою лепту в создание традиционного наряда.

Зажиточные граждане могли себе позволить предметы одежды из дорогих тканей: бархата, шелка, атласа.

Те, кто победней, а их было большинство, шили повседневные одежды из хлопка, льна, грубого конопляного и даже крапивного полотна. Для производства верхних елянов, казакинов использовалось валяное сукно из овечьей шерсти, войлок.

Декорировались предметы башкирского гардероба золотым и серебряным шитьем, бусинами, монетками, элементами из кожи и меха.

Особенности кроя

Согласно религиозным устоям, женщинам и девушкам запрещалось оголять части тела перед посторонними. Это внесло свои коррективы в создание национального костюма.

Женские наряды не облегают фигуру, преобладает свободный ниспадающий крой. Одежда длиной до пола с длинными рукавами.

У простолюдинов, что у мужчин, что у женщин, основным видом одеяния выступали просторные, не стесняющие движений, домотканые рубахи, штаны и халаты.
Для мужчин-охотников, пастухов, наездников и земледельцев, просторная одежда была важна из-за удобства.

Интересно! Орнаменты, украшающие традиционные одеяния башкир, имеют символическое значение.

Присутствие в нём растительных элементов или фигурок животных служило для людей защитой от недобрых людей, от порчи, привлекало хозяину удачу.

Женский национальный костюм

Женщины любой национальности всегда прекрасны. В душе каждая из них кокетка. Она мечтает найти своего возлюбленного и привлекать внимание противоположного пола. Даже в рамках жестких религиозных канонов наряд девушек из Башкирии постепенно совершенствовался, становился всё краше. Это подтверждают многочисленные фото.

 

Платье — основа наряда

Кулдэк — это традиционное платье башкирок, украшенное вышивкой. Сначала оно имело небольшой воротничок, широкий вырез горловины, а под грудью перетягивалось пояском (у простолюдинок бечевкой).

В прошлом веке оно немного видоизменилось, усовершенствовалось. В районе груди появились защипы, а на рукавах и вороте отворот.

На платье надевался нагрудник, якобы защищающий от недобрых духов.

Женщины богатого рода поверх платья носили камзолы, богато украшенные серебряными монетами.

Другие элементы костюма

В верхней одежде у башкирок был богатый выбор. В разных ситуациях они надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы и тулупы.

Под платье полагалось надевать просторные штаны — ыштан.

Даже такую обыденную вещь современного мира, как фартук, башкирки используют не только по прямому назначению — готовя обед или хозяйничая на кухне.

Интересно! Передник (алъяпкыс) — обязательная часть праздничного наряда. Для торжественных случаев он шьется из дорогих и красивых тканей.

Ножки башкирских женщин согревали шерстяные, войлочные или холщовые чулки. Поверх обувались кожаные башмаки, украшенные вышивкой или разноцветными кисточками.

Головные уборы для празднеств не уступали култэку по нарядности. В обычной жизни женщины покрывали голову платками или шалями. На улице поверх платка надевалась меховая шапка — бурэк.

Мужской национальный костюм

Костюм представителей сильного пола не поражает разнообразием вариантов нарядов. Мужчины менее капризны в выборе нарядов. Великолепием отделки и продуманностью элементов мужские одежды не уступают женским.

На каждый день башкирский муж предпочитал рубашку свободного кроя, штаны и длинный халат или камзол (в зависимости от статуса). Популярностью у мужского населения пользовались суконные чекмени.

Более теплым вариантов верхнего одеяния являлись кэзэки — кафтаны расклешеного покроя и с высоким воротом.

В мужской одежде башкирского народа преобладает ярко-зеленый цвет, символизирующий мужество и благородство.

Интересно! Жителей юга и севера Башкирской автономии можно распознать по форме выреза рубахи.

У южан он делался косым, без притачного воротника, края его скреплялись шнуровкой. А жители северных районов носили модель, более привычную для современного человека: у неё был воротник, а край был ровный.

При наступлении холодов башкиры утеплялись, надевая овечьи тулупы и шубы.

В районах, где процветало скотоводство, все население, от мала до велика, ходило в кожаных сапогах и башмаках. Зимой в ход шла валяная обувка.

Головы мужчины покрывали тюбетейками. Так же как и женщины носили национальные меховые шапки-бурэки.

Особенности детского национального костюма

Детская одежда практически не отличалась от взрослой.

Нарядная и повседневная одежда девочек повторяла наряды мам. Малышкам нельзя было надевать такыю. Это головной убор взрослой дамы, который представлял собой особую шапочку с вуалью. На этом отличия заканчивались.

Для мальчишек одежда полностью копировалась с мужской. Как и родители, они облачались в рубашки со шнуровкой, штаны, в качестве ремня был богато украшенный пояс в традиционном стиле местности.

Свадебный национальный костюм

Свадьба — это знаменательное событие в жизни молодых. Для башкир оно обладало особенной торжественностью. Подготовке свадебных нарядов молодоженов уделялось не меньше внимания, чем всему празднеству.

Одежды жениха и невесты должны были поразить и ослепить присутствующих на свадьбе. Ради этого родители готовы были платить баснословное вознаграждение местным мастерицам-вышивальщицам.

Свадебное платье украшалось лентами и богатыми оборками.

Цвет традиционного наряда молодых имел значение, он отшивался в двух цветах:

  • красном — символе дома и теплого семейного очага;
  • белом — олицетворявшем солнце и лад в делах семейных.

Голову избранницы покрывали воздушным платком. А обувью становились белые сапожки, они отшивались из тончайшей и мягкой козьей кожи.

Красную свадебную рубаху для будущего супруга невеста шила и вышивала собственноручно и непосредственно перед важным днем вручала её суженому.

Башкирские костюмы создавались на века. Современная молодежь бережно хранит эти народные традиции.

С чем носить бежевую водолазку

Костюм Осени для взрослого своими руками

Башкирский национальный костюм для мужчин, женщин и детей

Башкиры – уникальный народ, который старается соблюдать многолетние традиции и обычаи. Отдельного внимания заслуживает их красивая одежда, декорированная разнообразными узорами, орнаментами, этническими атрибутами. Отражающий уважение и любовь к предкам башкирский национальный костюм появился много лет назад. Он является не только историческим наследием, традиционную одежду используют по сей день.

Содержание

  1. Варианты и особенности нарядов
  2. Женский
  3. Мужской
  4. Праздничный
  5. Материалы и отделка
  6. Многообразие оттенков
  7. Головные уборы
  8. Традиционная обувь башкир
  9. Видео

Варианты и особенности нарядов

Башкортостан является республикой с умеренным климатом, поэтому в национальном костюме преобладает многослойность. Еще в давние времена поверх нательной рубашки надевались несколько халатов. В зависимости от времени года, погоды и температуры воздуха, данные вещи выполняются из толстого или тонкого материала.

Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, которая имеет вид приталенной куртки с просторными рукавами, она имеет нежную подкладку. Застегивают казакин при помощи пуговиц.

Для башкирского национального костюма используют орнаменты, узоры, которые имеют определенное символическое значение. К примеру, наличие на одежде изображения растений или фигур животных защищает от недобрых людей, порчи, а также служит для привлечения хозяину удачи, богатства.

Женский

Основа женского костюма – платье, которое называется «кулдэк». Оно украшается красивой вышивкой. Среди основных особенностей данного изделия:

  • изначально у платья присутствовал воротничок небольшого размера, который обрамлял верх изделия;
  • был предусмотрен широкий вырез горловины;
  • под областью груди платье знатных дам перетягивалось пояском, а у простых людей для этих целей применялась бечевка.

Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами.

Помимо платья, женский костюм состоит из других дополнительных элементов:

  1. В зависимости от ситуации девушки надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы, тулупы.
  2. Под платье поддевались широкие штаны – ыштан.
  3. Для праздников девушка всегда дополняла наряд передником – алъяпкыс. Для торжественных событий этот атрибут шьется из дорогих, красивых тканей.

В Башкирии девушки и женщины стараются дополнять костюм различными украшениями, которые подчеркивают их восточную красоту. Они носят длинные серьги с орнаментами, различные браслеты, бусы, подвески.

Наряд для девочки практически ничем не отличается от женского костюма, он только меньше по размеру. Для детских костюмов характерно присутствие красивых, ярких орнаментов, в качестве основы также используется платье кулдэк. Дополняется оно верхней одеждой, нагрудником, фартуком и широкими штанами.

Девочки, которые не достигли десятилетнего возраста, не имеют права носить головной убор с вуалью – тыкая. Этот атрибут присутствует в наряде старших представительниц слабого пола.

Мужской

Башкирский мужской народный костюм не такой яркий и разнообразный, как наряд для женщин. Это связано с тем, что мужчины не настолько прихотливы в выборе одежды. Но все же их наряды поражают красотой, отделкой.

Обычно костюм состоит из рубашки свободного кроя, штанов, длинного халата. Раньше были популярны чекмени. В качестве теплого варианта верхней одежды применяются кэзэки – кафтаны, имеющие расклешенный покрой, высокий ворот.

Жителей Башкирии северного и южного региона распознают по форме выреза рубахи. У южан он косой, без притачного воротника, скрепление краев осуществлялось при помощи шнуровки. А вот северяне носили одежду более привычную для современных людей – ровного кроя, с воротником. При наступлении холодов мужчины  дополняют костюм тулупами из овечьей шерсти или шубами.

Для мальчиков нет ограничений в наряде, он в полной мере повторяет внешний вид одежды отцов. Дети носили традиционный пояс с богатым золотым узором, рубашки с тугой шнуровкой, брюки.

Праздничный

Праздничные наряды для женщин и мужчин дополняются яркими элементами, которые подчеркивают красоту и привлекают внимание. Женщины поверх платья одевают передник – алъяпкыс, который расшит красочными орнаментами. Дополнительно надевают длинные серьги, бусы, подвески, браслеты из золота, серебра.

Особого внимания заслуживает свадебный костюм, к его изготовлению башкиры подходят с максимальной ответственностью. Свадьба считается особенным событием, которое связывает молодых на всю жизнь. Одежда жениха и невесты должна поразить гостей, молодоженам важно выглядеть яркими, ослепляющими и богатыми. По этой причине родители часто отдают на празднование все свое состояние.

Свадебное платье декорируется лентами, богатыми оборками. Они обрамляют подол наряда, придают ему роскошный вид. Цвет наряда имеет огромное значение. Чаще всего он отшивается в двух вариантах:

  • красном – символизирует дом, теплый семейный очаг;
  • белом – олицетворяет солнце, лад в семейных делах.

Голову невесты покрывают легким платком. В качестве обуви используют белые сапожки, их шили из мягкой, тонкой козьей кожи.

Невеста собственноручно шьет для жениха красную рубаху. Она ее расшивает красивыми узорами, орнаментами. Перед свадьбой вручает в руки будущему супругу.

Материалы и отделка

Для башкирского народа особое значение имеет материал, из которого изготавливается национальный костюм. Скупиться на ткань не принято, стараются применять качественную, натуральную основу. Люди из зажиточных семей носят наряды из белого атласа, дорогого бархата, шелка, сатина.

Популярностью пользовались изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, которые жили небогато, для изготовления одежды применяли овчину, домашний войлок и сукно. Часто используются крапивные и конопляные холсты.

Для декора костюма используют нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты, серьги. Данные изделия создаются из монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин. В последнее тысячелетие стали активно применяться кораллы.

Верхнюю одежду часто украшают аппликациями. По краям изделия нашивают тесьму красного или золотого цвета.

Многообразие оттенков

Жители Башкортостана любят яркие и нарядные вещи, поэтому при пошиве особое внимание уделяют оттенкам изделия. В повседневных национальных костюмах башкир преобладают следующие цвета:

  • красный;
  • коричневый;
  • синий;
  • черный;
  • зеленый;
  • желтый.

Обязательно соблюдается контраст оттенков, к примеру, часто можно увидеть комбинации из таких цветовых сочетаний, как красный и белый, желтый и синий, черный и зеленый, коричневый и желтый.

Головные уборы

Головной убор у башкир всегда являлся обязательным элементом национального костюма. Он отражает финансовое положение, статус, возраст владельца. Дополнительно его декорируют драгоценными камнями, которые также выполняют функцию оберега.

Мужчины носят два вида головных уборов – тюбетейку и меховую шапку. Башкиры, которые исповедывают мусульманство, не имеют права представать перед окружающими с непокрытой головой. Уборы молодых парней выполняются в светлых тонах, а вот шапки для пожилых мужчин –чаще в темной расцветке.

Головные уборы для женщин имеют большой ассортимент. Жены состоятельных мужчин могут позволить богатый убор для головы под названием камшау. Это изделие имеет вид шапочки с отверстием на макушке.

Расшивают головной убор кораллами, бисером, подвесками. Дополнительно пришивают длинную ленту, которая спускается на спину. Она наделяет убор красотой и индивидуальностью – ленту расшивают бисером, прикрепляют бахрому.

Существует еще одна разновидность женского головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это высокая шапка, к ней прикрепляют накидку, которая прикрывает уши и спадает на плечи. Украшают изделие бисером, вышивкой.

Традиционная обувь башкир

У башкирских женщин в гардеробе присутствуют разнообразные модели обуви, которые традиционно украшены кисточками. В летнее время они носят сабаты, под которые обязательно надевают белые чулки. В праздничные дни носят декоративные чулочные изделия и кожаные башмаки с узорами.

Стандартной обувью для мужчин считаются сапоги сарык и итек. На праздники они надевают красивые игичи. Чтобы не запачкать их по пути на торжество, сверху на обувь надевают галоши, а по прибытии на место мужчины их снимают на пороге.

Костюм башкир – национальное достояние народа, которое передается из поколения в поколение. Это ценность, сохраняющая память и уникальную историю. Яркий наряд с орнаментом и необходимыми традиционными атрибутами отражает изящество и характер народа прошлого столетия.

Видео

Башкирский национальный костюм

Литература:

1. Амиров Д.Г. (1922). Башкиры: этнографический очерк. В кн.: Труды научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир при Наркомпросе БССР. Стерлитамак: [с. п.], вып. 2, с. 3–17 ( на русском языке ).
2. Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. (1964). Декоративно-прикладное искусство башкирское . [Декоративно-прикладное искусство башкир]. Уфа: [с. п.], 260 с. ( по-русски ).
3. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. (ред.) (2002). Башкиры: этническая история и традиционная культура . Уфа: Башкирская энциклопедия, 248 с. ( по-русски ).
4. Черных А. В. (2017). Традиционный костюм народов Пермского края. Татары и башкиры [Традиционный костюм народов Пермского края. Татары и башкиры]. СПб.: Изд-во «Маматов», 416 с. ( по-русски ).
5. Георгий И. Г. (1799). Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежды, жилья, вероисповеданий и прочих достопримечательностей. О народах татарского племени и других не решенного еще происхождения Северных Сибирских [Описание всех народов, проживающих в Российском государстве, и их мирских обрядов, обычаев, одежд, жилищ, верований и других памятных вещей. О народах татарского племени и других северносибирских народах неустановленного происхождения. 2-е изд. СПб.: Типография Императорской академии наук, с. 2, 178 с. ( по-русски ).
6. Из работы Ф. Лепле «Башкиры – скотоводы, ведущие полукочевой образ жизни (Восточная Россия)» 1844, 1853 гг. (2012) [Из произведения Ф. Ле Плая «Башкиры — скотоводы, ведущие полукочевой образ жизни (Восточная Русь)» 1844, 1853]. В: Асфандияров А.З., Рахимов Р.Н., Хисамитдинова Ф.Г. (ред.). Документы и материалы по истории башкирского народа (1790–1912) [Документы и материалы по истории башкирского народа (1790–1912)]. Уфа: Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН, стр. 214–266 ( на русском языке ).
7. Камалиева А. С. (2016). Взаимосвязь художественных традиций в костюмах башкир и народов Сибири. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств , нет. 37, пт. 1, стр. 172–181 ( по-русски ).
8. Казанцев И. М. (1866). Описание башкирцев, составленное Н. [т. е. I.] Казанцевым [Описание башкир, составленное Н. (т. е. И.) Казанцевым]. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 97 с. ( по-русски ).
9. Хисамитдинова Ф.Г. (ред.) (2012). Башкиры-гайнинцы: история и современность . Уфа: Китап, 264 с. ( по-русски ).
10. Киссер Т. С. (2016). Путешествие И. П. Фалька и И. Г. Георги по Российской империи (по материалам дневников). Уральский исторический вестник , вып. 2 (51), стр. 53–60 ( по-русски ).
11. Круковский М. А. (1909). Южный Урал. Путевые очерки (с 140 фотографиями автора) [Южный Урал. Путевые очерки (со 140 фотографиями автора). Москва: Издание К. И. Тихомирова, 314 с. ( по-русски ).
12. Кузеев Р.Г., Данилко Е.С. (ред.) (2015). Башкиры [Башкиры]. Москва: Наука, 664 с. ( по-русски ).
13. Кузеев Р.Г. (ред.) (2002). Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки . 2-й об. изд. Уфа: Гилем: Информреклама, 504 с. ( по-русски ).
14. Кузеев Р.Г. (1992). Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю [Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. Москва: Наука, 348 с. ( по-русски ).
15. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. (1962). Зауральские башкиры (этнографический очерк быта и культуры конца XIX – начала XX вв.). В: Р. Г. Кузеев, К. В. Сальников (ред.). Археология и этнография Башкирии [Археология и этнография Башкирии]. Уфа: БФАН СССР, вып. 1, стр. 171–267 ( по-русски ).
16. Лаббе П. (2017). По дорогам России. От Волги до Урала [Sur les grandes routes de Russie. Между Уралом и Волгой. Москва: Паульсен, 222 с. ( по-русски ).
17. Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорской Академией наук по предложению ее президента. Записки путешествий академика Фальки (1824 г.) [Полное собрание научных путешествий по России, изданное Императорской академией наук по предложению ее президента. Записки о путешествии академика Фалька. СПб.: Типография Императорской академии наук, вып. 6, 546 с. ( по-русски ).
18. Шитова С. Н. (1995). Башкирская народная одежда [Башкирская народная одежда]. Уфа: Китап, 240 с. ( по-русски ).
19. Шитова С.Н., Никонорова Е.Е., Ахатова Ф.Г. (ред.) (2002). Башкирское народное искусство = Башкирский халык сенгете [Башкирское народное искусство]. Уфа: Демиург, 360 с. ( на русском и на башкирском).
20. Штукатурова Н.М. (ред.) (1990). Костюм народов России в графике 18–20 веков: из фонда Государственной центральной театральной библиотеки [Костюм народов России в графике XVIII–XX вв.: из фондов ГЦБТ]. Москва: Союзрекламкультура, 128 с. ( по-русски ).
21. Сидоров В.В. (2007). Исследователи-путешественники Башкортостана. XVIII век [Исследователи-путешественники о Башкортостане. XVIII век]. Уфа: Китап, 288 с. ( по-русски ).
22. Тулыбаева Н. Б. (2012). Ауыл зыялыхы – Эсме Усманова [Сельская интеллигенция Асма Усманова]. Уфа: Информреклама, 138 с. ( по-башкирски ).
23. Юлуев Б. М. (1892). К этнографии башкир. Свадебные обряды в Орском уезде Оренбургской губернии. Брачные обряды в Орском уезде Оренбургской губернии. Этнографическое обозрение , вып. 2–3, стр. 216–223 ( по-русски ).
24. Юсупов Р.М. (ред.) (2008). Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика [Башкиры племени гайна Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика]. Уфа: Гилем, 334 с. ( по-русски ).

Информант:

Фарида Галиева, доктор филологических наук, кандидат филологических наук. Исторических наук

Русский костюм — Путеводитель по экскурсиям

Национальные костюмы народов России

Являясь многонациональной страной, Россия может похвалиться богатством и разнообразием культур. На просторах, простирающихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особым бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом регион и многие другие факторы. Они проявляются во всем, в том числе и в национальных костюмах народов России. Предлагаем узнать немного больше об особенностях некоторых из них.

Русский костюм

Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины была рубаха, на которую в зависимости от пола надевался кафтан или сарафан.

Отделка и материал одежды различались, поэтому праздничный наряд отличался обилием вышивки. Основным ее мотивом были народные узоры, но ограничений не было: благодаря этому вышивка стала своеобразной «визитной карточкой» хозяина, рассказывающего свою историю. Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, вышивка золотыми и серебряными нитями была популярна среди богатого населения) или каково его семейное положение (например, головной убор типа кичка носили исключительно замужние женщины). Еще одной особенностью национального костюма является его многослойность. Это связано с переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба был кафтан и телогрейка.

Татарский костюм

Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух тенденций: на него повлияли общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды было платье-рубаха, называемое кулмек, и штаны.

Другими составляющими гардероба были бешмет чекмен и казакин — это разновидности верхней одежды. Также поверх часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. У женского населения жилетки и фартуки, носовые платки (как обязательная часть мусульманского гардероба) и массивные украшения также были популярны как аксессуар. Национальная мужская шапка — тюбетейка — и по сей день носится некоторыми представителями народа для совершения религиозных обрядов.

Башкирский костюм

Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одной выкройке для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры использовали не только традиционные растительные волокна, но и также кожа и мех в качестве основного материала. В качестве верхней одежды этого народа в первую очередь были распространены еловые и казачьи глухие костюмы на подкладке с длинными рукавами.

Важным компонентом праздничной одежды был халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты расшивались драгоценностями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также был праздничный комплект одежды и передник с вышитыми узорами.

Якутский костюм

Якуты исторически проживают на севере территории России, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия экстремально низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Культура якутской одежды сочетает в себе множество различных элементов.

Верхняя одежда такого костюма очень плотная, из меха, кожи, ткани и других материалов. Традиционно гардероб украшают вышивкой бисером, орнаментом, металлом, подвесками. Такой декор получается ярким: даже повседневные комплекты смотрятся очень нарядно. Особенность праздничной одежды – гораздо более сложный фасон.

Дагестан костюм

Последний национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, это дагестанский костюм как один из самых ярких и характерных элементов северокавказской культуры. Он сформировался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма часто претерпевали изменения, но основа оставалась неизменной.

Традиционный мужской комплект состоит из белой рубашки, черных брюк и черкески (кафтана), обычно красного цвета. Завершали костюм тонким ремнем, на котором крепились оружие, сапоги и шапка — меховая шапка. Дагестанки одевались по мусульманской традиции — в платье, полностью закрывающее тело, и платок, такая одежда часто была из шелка и отличалась разнообразием цветов.