Содержание

Головной мозг человека — Википедия

Головной мозг взрослого человека в разрезе

Головно́й мозг челове́ка (лат. encephalon ) является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.

Головной мозг человека занимает почти всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. B процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа.

В литературе приводятся различные оценки количества нейронов, содержащихся в головном мозге человека. По одним оценкам головной мозг взрослого мужчины содержит в среднем 86,1 +/- 8,1 млрд нейронов и 84,6 +/- 9,8 млрд не нейронных клеток. При этом кора головного мозга содержит 19% нейронов. [1] По другим оценкам головной мозг человека содержит 90—95 миллиардов нейронов[2][3].

Головной мозг потребляет для питания 50 % глюкозы, вырабатываемой печенью и поступающей в кровь[4].

Головной мозг человека в сагиттальном разрезе, с русскими наименованиями крупных мозговых структур
Головной мозг человека, вид снизу, с русскими наименованиями крупных мозговых структур

Масса человеческого мозга колеблется от 1000 до более чем 2000 граммов, что в среднем составляет приблизительно 2 % массы тела. Мозг мужчин имеет массу в среднем на 100—150 граммов больше, чем мозг женщин, однако статистической разницы между соотношением размера тела и мозга у взрослых мужчин и женщин не обнаружено[5]. Распространено мнение, что от массы мозга зависят умственные способности человека: чем больше масса мозга, тем одарённее человек. Однако очевидно, что это далеко не всегда так[6]. Например, мозг И. С. Тургенева весил 2012 г[7][8], а мозг Анатоля Франса — 1017 г[9]. Самый тяжёлый мозг — 2850 г — был обнаружен у индивида, который страдал эпилепсией и идиотией[10][11]. Мозг его в функциональном отношении был неполноценным. Поэтому прямой зависимости между массой мозга и умственными способностями отдельного индивида нет.

Однако на больших выборках в многочисленных исследованиях обнаруживается положительная корреляция между массой мозга и умственными способностями, а также между массой определённых отделов мозга и различными показателями когнитивных способностей[12][13]. Ряд учёных[кто?], однако, предостерегает от использования этих исследований для обоснования вывода о низких умственных способностях некоторых этнических групп (таких как австралийские аборигены), у которых средний размер мозга меньше[14]. Ряд исследований указывает, что размер мозга, почти полностью зависящий от генетических факторов, не может объяснить бо́льшую часть различий в коэффициенте интеллекта[15][16][17]. В качестве аргумента, исследователи из Университета Амстердама указывают на существенную разницу в культурном уровне между цивилизациями Месопотамии и Древнего Египта и их сегодняшними потомками на территории Ирака и современного Египта[18].

Степень развития мозга может быть оценена, в частности, по соотношению массы спинного мозга к головному. Так, у кошек оно — 1:1, у собак — 1:3, у низших обезьян — 1:16, у человека — 1:50.
У людей верхнего палеолита мозг был заметно (на 10—12 %) крупнее мозга современного человека[19] — 1:55—1:56.

Строение головного мозга человека

Объём мозга большинства людей находится в пределах 1250—1600 кубических сантиметров и составляет 91—95 % ёмкости черепа. В головном мозге различают пять отделов: продолговатый мозг, задний, включающий в себя мост и мозжечок, эпифиз, средний, промежуточный и передний мозг, представленный большими полушариями. Наряду с приведённым выше делением на отделы, весь мозг разделяют на три большие части:

  • полушария большого мозга;
  • мозжечок;
  • ствол мозга.

Кора большого мозга покрывает два полушария головного мозга: правое и левое.

Головной мозг, как и спинной, покрыт тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой.

Мягкая, или сосудистая, оболочка головного мозга (лат. pia mater encephali) непосредственно прилегает к веществу мозга, заходит во все борозды, покрывает все извилины. Состоит она из рыхлой соединительной ткани, в которой разветвляются многочисленные сосуды, питающие мозг. От сосудистой оболочки отходят тоненькие отростки соединительной ткани, которые углубляются в массу мозга.

Паутинная оболочка головного мозга (лат. arachnoidea encephali) — тоненькая, полупрозрачная, не имеет сосудов. Она плотно прилегает к извилинам мозга, но не заходит в борозды, вследствие чего между сосудистой и паутинной оболочками образуются подпаутинные цистерны, наполненные спинномозговой жидкостью, за счет которой и происходит питание паутинной оболочки. Самая большая, мозжечково-продолговатая цистерна, размещена сзади четвёртого желудочка, в неё открывается срединное отверстие четвёртого желудочка; цистерна боковой ямки лежит в боковой борозде большого мозга; межножковая — между ножками мозга; цистерна перекресток — в месте зрительной хиазмы (перекресток).

Твёрдая оболочка головного мозга (лат. dura mater encephali) — это надкостницы для внутренней мозговой поверхности костей черепа. В этой оболочке наблюдается наивысшая концентрация болевых рецепторов в организме человека, в то время как в самом мозге болевые рецепторы отсутствуют (см. Головная боль).

Твердая мозговая оболочка построена из плотной соединительной ткани, выстланной изнутри плоскими увлажненными клетками, плотно срастается с костями черепа в области его внутренней основы. Между твердой и паутинной оболочками находится субдуральное пространство, заполненное серозной жидкостью.

Компьютерная томограмма головного мозга

Продолговатый мозг[править | править код]

Продолговатый мозг (лат. medulla oblongata) развивается из пятого мозгового пузырька (дополнительного). Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга с нарушенной сегментальностью. Серое вещество продолговатого мозга состоит из отдельных ядер черепных нервов. Белое вещество — это проводящие пути спинного и головного мозга, которые тянутся вверх в мозговой ствол, а оттуда в спинной мозг.

На передней поверхности продолговатого мозга содержится передняя срединная щель, по бокам которой лежат утолщённые белые волокна, называемые пирамидами. Пирамиды сужаются вниз в связи с тем, что часть их волокон переходит на противоположную сторону, образуя перекресток пирамид, образующих боковой пирамидный путь. Часть белых волокон, которые не перекрещиваются, образуют прямой пирамидный путь.

Мост[править | править код]

Мост (лат. pons) лежит выше продолговатого мозга. Это утолщённый валик с поперечно расположенными волокнами. По центру его проходит основная борозда, в которой лежит основная артерия головного мозга. По обе стороны борозды имеются заметные возвышения, образованные пирамидными путями. Мост состоит из большого количества поперечных волокон, которые образуют его белое вещество — нервные волокна. Между волокнами немало скоплений серого вещества, которое образует ядра моста. Продолжаясь до мозжечка, нервные волокна образуют его средние ножки.

Мозжечок[править | править код]

Мозжечок (лат. cerebellum) лежит на задней поверхности моста и продолговатого мозга в задней черепной ямке. Состоит из двух полушарий и червя, который соединяет полушария между собой. Масса мозжечка 120—150 г.

Мозжечок отделяется от большого мозга горизонтальной щелью, в которой твердая мозговая оболочка образует шатер мозжечка, натянутый над задней ямкой черепа. Каждое полушарие мозжечка состоит из серого и белого вещества.

Серое вещество мозжечка содержится поверх белого в виде коры. Нервные ядра лежат внутри полушарий мозжечка, масса которых в основном представлена белым веществом. Кора полушарий образует параллельно расположенные борозды, между которыми есть извилины такой же формы. Борозды разделяют каждое полушарие мозжечка на несколько частей. Одна из частей — клочок, прилегающий к средним ножкам мозжечка, выделяется больше других. Она филогенетически древнейшая. Лоскут и узелок червя появляются уже в низших позвоночных и связаны с функционированием вестибулярного аппарата.

Кора полушарий мозжечка состоит из двух слоев нервных клеток: наружного молекулярного и зернистого. Толщина коры 1-2,5 мм.

Серое вещество мозжечка разветвляется в белой (на срединном разрезе мозжечка видно будто веточку вечнозеленой туи), поэтому её называют деревом жизни мозжечка.

Мозжечок тремя парами ножек соединяется со стволом мозга. Ножки представлены пучками волокон. Нижние (хвостовые) ножки мозжечка идут к продолговатому мозгу и называются ещё верёвчатыми телами. В их состав входит задний спинно-мозго-мозжечковый путь.

Средние (мостовые) ножки мозжечка соединяются с мостом, в них проходят поперечные волокна к нейронам коры полушарий. Через средние ножки проходит корково-мостовой путь, благодаря которому кора большого мозга воздействует на мозжечок.

Верхние ножки мозжечка в виде белых волокон идут в направлении среднего мозга, где размещаются вдоль ножек среднего мозга и тесно к ним примыкают. Верхние (черепные) ножки мозжечка состоят в основном из волокон его ядер и служат основными путями, проводящими импульсы к зрительным буграм, подбугровому участку и красным ядрам.

Ножки расположены впереди, а покрышка — сзади. Между покрышкой и ножками пролегает водопровод среднего мозга (Сильвиев водопровод). Он соединяет четвёртый желудочек с третьим.

Главная функция мозжечка — рефлекторная координация движений и распределение мышечного тонуса.

Средний мозг[править | править код]

Покров среднего мозга (лат. mesencephalon) лежит над его крышкой и прикрывает сверху водопровод среднего мозга. На крышке содержится пластинка покрышки (четверохолмие). Два верхних холмика связаны с функцией зрительного анализатора, выступают центрами ориентировочных рефлексов на зрительные раздражители, а потому называются зрительными. Два нижних бугорка — слуховые, связанные с ориентировочными рефлексами на звуковые раздражители. Верхние холмики связаны с латеральными коленчатыми телами промежуточного мозга с помощью верхних ручек, нижние холмики — нижними ручками с медиальными коленчатыми телами.

От пластинки покрышки начинается спинномозговой путь, который связывает головной мозг со спинным. По нему проходят эфферентные импульсы в ответ на зрительные и слуховые раздражения.

Большие полушария[править | править код]

Медиальная поверхность коры больших полушарий мозга человека

Головной мозг разделён бороздой на два больших полушария (Hemisphaerium cerebri): левое и правое. В большие полушария входят: кора большого мозга (плащ), базальные ганглии, обонятельный мозг и боковые желудочки. Полушария мозга разделены продольной щелью, в углублении которой содержится мозолистое тело, которое их соединяет. На каждом полушарии различают следующие поверхности:

  1. верхнебоковую, выпуклую, обращенную к внутренней поверхности свода черепа;
  2. нижнюю поверхность, расположенную на внутренней поверхности основания черепа;
  3. медиальную поверхность, с помощью которой полушария соединяются между собой.

В каждом полушарии есть части, которые наиболее выступают: впереди, — лобный полюс, сзади — затылочный полюс, сбоку — височный полюс. Кроме того, каждое полушарие большого мозга разделяется на четыре большие доли: лобную, теменную, затылочную и височные. В углублении боковой ямки мозга лежит небольшая доля — островок. Полушарие поделено на доли бороздами. Самая глубокая из них — боковая, или латеральная, ещё она называется сильвиевой бороздой. Боковая борозда отделяет височную долю от лобной и теменной. От верхнего края полушарий опускается вниз центральная борозда, или борозда Роланда. Она отделяет лобную долю мозга от теменной. Затылочная доля отделяется от теменной только со стороны медиальной поверхности полушарий — теменно-затылочной бороздой.

Полушария большого мозга извне покрыты серым веществом, образующим кору большого мозга, или плащ. В коре насчитывается 15 млрд клеток, а если учесть, что каждая из них имеет от 7 до 10 тыс. связей с соседними клетками, то можно сделать вывод о гибкости, устойчивости и надёжности функций коры. Поверхность коры значительно увеличивается за счет борозд и извилин. Кора филогенетическая является самой большой структурой мозга, её площадь примерно 220 тысяч мм2.

Мозг взрослого мужчины в среднем на 11—12% тяжелее и на 10% больше по объёму, чем женский[20][21]. Статистической разницы между соотношением размеров тела и мозга у мужчин и женщин не обнаружено[22][23].
Методы томографического сканирования позволили экспериментально зафиксировать различия в строении головного мозга женщин и мужчин[24][25]. Установлено, что мозг мужчин имеет больше связей между зонами внутри полушарий, а женский — между полушариями. Данные различия в структуре мозга были наиболее выражены при сравнении групп в возрасте от 13,4 до 17 лет. Однако с возрастом в мозгу у женщин количество связей между зонами внутри полушарий возрастало, что минимизирует ранее отчётливые структурные различия между полами[25].

В то же время, несмотря на существование отличий в анатомо-морфологической структуре мозга женщин и мужчин, не наблюдается каких-либо решающих признаков или их комбинаций, позволяющих говорить о специфически «мужском» или специфически «женском» мозге[26]. Есть особенности мозга, чаще встречающиеся среди женщин, а есть — чаще наблюдающиеся у мужчин, однако и те, и другие могут проявляться и у противоположного пола, и каких-либо устойчивых ансамблей такого рода признаков практически не наблюдается.

Пренатальное развитие[править | править код]

Развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем.

Натальное состояние[править | править код]

Дифференциация систем коры головного мозга происходит постепенно, что приводит к неравномерному созреванию отдельных структур мозга.

При рождении у ребенка практически сформированы подкорковые образования и близки к конечной стадии созревания проекционные области мозга, в которых заканчиваются нервные связи, идущие от рецепторов разных органов чувств (анализаторных систем), и берут начало моторные проводящие пути[27].

Указанные области выступают конгломератом всех трех блоков мозга. Но среди них наибольшего уровня созревания достигают структуры блока регуляции активности мозга (первого блока мозга). Во втором (блоке приема, переработки и хранения информации) и третьем (блоке программирования, регуляции и контроля деятельности) блоках наиболее зрелыми оказываются только те участки коры, которые относятся к первичным долям, осуществляющим приём приходящей информации (второй блок) и формирующие исходящие двигательные импульсы (3-й блок)[28].

Другие зоны коры головного мозга к моменту рождения ребенка не достигают достаточного уровня зрелости. Об этом свидетельствует небольшой размер входящих в них клеток, малая ширина их верхних слоев, выполняющих ассоциативную функцию, относительно небольшой размер занимаемой ими площади и недостаточная миелинизация их элементов.

Период от 2 до 5 лет[править | править код]

В возрасте от двух до пяти лет происходит созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, часть которых (вторичные гностические зоны анализаторных систем) находится во втором и третьем блоке (премоторная область). Эти структуры обеспечивают процессы перцепции и выполнение последовательности действий[27].

Период от 5 до 7 лет[править | править код]

Следующими созревают третичные (ассоциативные) поля мозга. Сначала развивается заднее ассоциативное поле — теменно-височно-затылочная область, затем, переднее ассоциативное поле — префронтальная область.

Третичные поля занимают наиболее высокое положение в иерархии взаимодействия различных мозговых зон, и здесь осуществляются самые сложные формы переработки информации. Задняя ассоциативная область обеспечивает синтез всей входящей разномодальной информации в надмодальное целостное отражение окружающей субъекта действительности во всей совокупности её связей и взаимоотношений. Передняя ассоциативная область отвечает за произвольную регуляцию сложных форм психической деятельности, включающую выбор необходимой, существенной для этой деятельности информации, формировании на её основе программ деятельности и контроль за правильным их протеканием.

Таким образом, каждый из трёх функциональных блоков мозга достигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых структур к первичным полям, от первичных полей к ассоциативным. Повреждение при формировании какого-либо из этих уровней может приводить к отклонениям в созревании следующего в силу отсутствия стимулирующих воздействий от нижележащего поврежденного уровня[27].

С точки зрения кибернетики, мозг представляет собой гигантскую обучающуюся статистическую аналоговую машину из живых ионных элементов без жесткой структуры связей между элементами, с потребляемой мощностью около 25{\displaystyle 25} Ватт. Оценки объема памяти мозга у различных авторов колеблются от 106{\displaystyle 10^{6}} до 1016{\displaystyle 10^{16}} бит[29][30]. Высшая нервная деятельность заключается в работе с образами внешнего мира многоступенчатым иерархическим методом параллельной обработки информации[31][32]. Память мозга устроена по особому принципу — запоминаемая информация одновременно является адресом запоминания в коре головного мозга, причем запоминается не только информация, но и частота её повторения.[30] Соединения нейронов мозга образуют многоуровневую сетевую структуру[33].

Предпринимаются первые попытки создания математических моделей мозга на основе теории автоматов, нейронных сетей, математической логики, кибернетики[34][35][36]

Американские учёные попытались сравнить человеческий мозг с жестким диском компьютера и подсчитали, что человеческая память способна содержать в себе около 1 миллиона гигабайт (или 1 петабайт) (например, поисковая система Google обрабатывает ежедневно около 24 петабайт данных). Если учесть, что для обработки такого большого массива информации мозг человека тратит только 25 ватт энергии, его можно назвать самым эффективным вычислительным устройством на Земле[37].

Об этом мало кто догадывается, но одним из важнейших свойств мозга является его способность к построению моделей, как при попытках описания происходящих в природе процессов, так и для описания выдуманных абстрактных явлений, как осознанно, так и неосознанно. Поведение подавляющего большинства (если не всех) людей определяется именно созданными ими моделями (а в первую очередь предсказаниями, которые они дают) в процессе жизнедеятельности: как для социального взаимодействия, так и для профессиональной деятельности в какой-либо области. Интересно, что человек может поступать иррационально только по той причине, что он когда-то создал искажённую модель (которая даёт искажённые выводы) для какого-либо явления.

  1. Frederico A.C. Azevedo, Ludmila R.B. Carvalho, Lea T. Grinberg, José Marcelo Farfel, Renata E.L. Ferretti. Equal numbers of neuronal and nonneuronal cells make the human brain an isometrically scaled-up primate brain (англ.) // The Journal of Comparative Neurology. — 2009-04-10. — Vol. 513, iss. 5. — P. 532—541. — doi:10.1002/cne.21974.
  2. Williams R. W., Herrup K. The control of neuron number. (англ.) // Annual review of neuroscience. — 1988. — Vol. 11. — P. 423—453. — doi:10.1146/annurev.ne.11.030188.002231. — PMID 3284447. [исправить]
  3. Azevedo F. A., Carvalho L. R., Grinberg L. T., Farfel J. M., Ferretti R. E., Leite R. E., Jacob Filho W., Lent R., Herculano-Houzel S. Equal numbers of neuronal and nonneuronal cells make the human brain an isometrically scaled-up primate brain. (англ.) // The Journal of comparative neurology. — 2009. — Vol. 513, no. 5. — P. 532—541. — doi:10.1002/cne.21974. — PMID 19226510. [исправить]
  4. Евгения Самохина «Прожигатель» энергии // Наука и жизнь. — 2017. — № 4. — С. 22-25. — URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/31009/
  5. Ho, KC; Roessmann, U; Straumfjord, JV; Monroe, G. Analysis of brain weight. I. Adult brain weight in relation to sex, race, and age (англ.) // Archives of pathology & laboratory medicine (англ.)русск. : journal. — 1980. — Vol. 104, no. 12. — P. 635—639. — PMID 6893659.
  6. ↑ Саган, 2005.
  7. Paul Brouardel. Procès-verbal de l’autopsie de Mr. Yvan Tourgueneff (неопр.). — Paris, 1883.
  8. W. Ceelen, D. Creytens, L. Michel. The Cancer Diagnosis, Surgery and Cause of Death of Ivan Turgenev (1818-1883) (англ.) // Acta chirurgica Belgica : journal. — 2015. — Vol. 115, no. 3. — P. 241—246. — doi:10.1080/00015458.2015.11681106.
  9. Guillaume-Louis, Dubreuil-Chambardel. Le cerveau d’Anatole France (фр.) // Bulletin de l’Académie nationale de médecine. — 1927. — Vol. 98. — P. 328—336.
  10. Elliott G. F. S. Prehistoriuc Man and His Story (неопр.). — 1915. — С. 72.
  11. Кузина С., Савельев С. От веса мозга зависит вес в обществе (неопр.). Наука: тайны мозга. Комсомольская правда (22 июля 2010). Дата обращения 11 октября 2014.
  12. Luders E., Narr K. L., Thompson P. M., Toga A. W. Neuroanatomical Correlates of Intelligence. (англ.) // Intelligence. — 2009. — 1 March (vol. 37, no. 2). — P. 156—163. — doi:10.1016/j.intell.2008.07.002. — PMID 20160919. [исправить]
  13. Witelson S. F., Beresh H., Kigar D. L. Intelligence and brain size in 100 postmortem brains: sex, lateralization and age factors. (англ.) // Brain : A Journal Of Neurology. — 2006. — February (vol. 129, no. Pt 2). — P. 386—398. — doi:10.1093/brain/awh696. — PMID 16339797. [исправить]
  14. ↑ Размер мозга и интеллект человека (из книги Р.Линна «Расы. Народы. Интеллект»)
  15. Hunt, Earl; Carlson, Jerry. Considerations relating to the study of group differences in intelligence (англ.) // Perspectives on Psychological Science (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 2, no. 2. — P. 194—213. — doi:10.1111/j.1745-6916.2007.00037.x.
  16. Brody, Nathan. Jensen’s Genetic Interpretation of Racial Differences in Intelligence: Critical Evaluation // The Scientific Study of General Intelligence: Tribute to Arthur Jensen (англ.). — Elsevier Science, 2003. — P. 397—410. — doi:10.1016/B978-008043793-4/50057-X.
  17. Wicherts, Jelte M.; Borsboom, Denny; Dolan, Conor V. Why national IQs do not support evolutionary theories of intelligence (англ.) // Personality and Individual Differences (англ.)русск. : journal. — 2010. — January (vol. 48, no. 2). — P. 91—96. — doi:10.1016/j.paid.2009.05.028.
  18. Wicherts, Jelte M.; Borsboom, Denny; Dolan, Conor V. Evolution, brain size, and the national IQ of peoples around 3000 years B.C (англ.) // Personality and Individual Differences (англ.)русск. : journal. — 2010. — January (vol. 48, no. 2). — P. 104—106. — doi:10.1016/j.paid.2009.08.020.
  19. Дробышевский С. В. Глупеем ли мы? О причинах уменьшения мозга (неопр.). Архивировано 5 сентября 2012 года.
  20. O’Brien, Jodi. Encyclopedia of Gender and Society (неопр.). — Los Angeles: SAGE, 2009. — С. 343. — ISBN 1-4129-0916-3.
  21. Zaidi, Zeenat F. Gender Differences in Human Brain: A Review (неопр.) // The Open Anatomy Journal. — 2010. — Т. 2. — С. 37—55. — doi:10.2174/1877609401002010037.
  22. ↑ Kimura, Doreen (1999). Sex and Cognition. Cambridge, MA: MIT Press. ISBN 978-0-262-11236-9
  23. Ho, KC; Roessmann, U; Straumfjord, JV; Monroe, G. Analysis of brain weight. I. Adult brain weight in relation to sex, race, and age (англ.) // Archives of pathology & laboratory medicine (англ.)русск. : journal. — 1980. — Vol. 104, no. 12. — P. 635—639. — PMID 6893659.
  24. ↑ «Male and female brains wired differently, scans reveal», The Guardian, 2 December 2013
  25. 1 2 «How Men’s Brains Are Wired Differently Than Women’s» LiveScience, 02 December 2013
  26. Daphna Joel, Zohar Berman, Ido Tavor, Nadav Wexler, Olga Gaber. Sex beyond the genitalia: The human brain mosaic (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences. — National Academy of Sciences, 2015. — 30 November. — P. 201509654. — ISSN 0027-8424. — doi:10.1073/pnas.1509654112.
  27. 1 2 3 Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста. — Питер, 2008.
  28. ↑ Лурия А. Р., 1973
  29. Иванов С. Звезды в ладонях. — М., Детская литература, 1979. — c. 106
  30. 1 2 Теплов Л. Очерки о кибернетике. — М., Московский рабочий, 1963. — c. 322-347
  31. Лоскутов А. Ю., Михайлов А. С. Введение в синергетику. — М., Наука, 1990. — ISBN 5-02-014475-4. — с. 180-190
  32. Сапарина Елена Кибернетика внутри нас. — М., Молодая гвардия, 1962. — c. 61-161
  33. Даниэль Бассетт, Макс Бертолеро. Как материя становится сознанием // В мире науки. — 2019. — № 8/9. — С. 14—23.
  34. У. Р. Эшби Конструкция мозга. — М., ИЛ, 1962. — 398 с.
  35. М. Арбиб Мозг, машина и математика. — М., Наука, 1968. — 225 с.
  36. М. Арбиб Метафорический мозг. — М., Мир, 1976. — 295 с.
  37. ↑ Сколько в мозге гигабайт?
  • Саган, Карл. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума = Sagan, Carl. The Dragons of Eden. Speculations on the evolution of human intelligence / пер. с англ. Н. С. Левитина (1986). — СПб.: ТИД Амфора, 2005. — С. 265.
  • Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М., 1988.
  • Davidson’s Principles and Practice of Medicine (англ.) / Colledge; Walker, Brian R.; Ralston, Stuart H.; Ralston. — 21st. — Edinburgh: Churchill Livingstone/Elsevier, 2010. — ISBN 978-0-7020-3085-7.
  • John. Guyton and Hall Textbook of Medical Physiology (англ.). — 12th. — Philadelphia, PA: Saunders/Elsevier, 2011. — ISBN 978-1-4160-4574-8.
  • William J. Human Embryology (неопр.). — 3rd. — Philadelphia, PA: Churchill Livingstone (англ.)русск., 2001. — ISBN 978-0-443-06583-5.
  • Bogart, Bruce Ian; Victoria. Elsevier’s Integrated Anatomy and Embryology (англ.). — Philadelphia, PA: Elsevier Saunders, 2007. — ISBN 978-1-4160-3165-9.
  • G.; Richards, C. Human Physiology: The Basis of Medicine (англ.). — 3rd. — Oxford: Oxford University Press, 2006. — ISBN 978-0-19-856878-0.
  • Dale. Neuroscience (неопр.). — 5th. — Sunderland, MA: Sinauer associates, 2012. — ISBN 978-0-87893-695-3.
  • Larry. Fundamental Neuroscience (неопр.). — Waltham, MA: Elsevier, 2013. — ISBN 978-0-12-385-870-2.
  • Gray’s Anatomy: The Anatomical Basis of Clinical Practice (англ.) / Susan. — 40th. — London: Churchill Livingstone (англ.)русск., 2008. — ISBN 978-0-8089-2371-8.

Головной мозг — Википедия

Головно́й мозг (лат. cerebrum, др.-греч. ἐγκέφαλος) — главный орган центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, её головной конец; у позвоночных находится внутри черепа. В анатомической номенклатуре позвоночных, в том числе человека, мозг в целом чаще всего обозначается как encephalon — латинизированная форма греческого слова; изначально латинское cerebrum стало синонимом большого мозга (telencephalon).

Взаимодействуя посредством синаптических связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.

Несмотря на значительный прогресс в изучении головного мозга в последние годы, многое в его работе до сих пор остаётся загадкой. Функционирование отдельных клеток достаточно хорошо объяснено, однако понимание того, как в результате взаимодействия тысяч и миллионов нейронов мозг функционирует как целое, доступно лишь в очень упрощённом виде и требует дальнейших глубоких исследований.

Головной мозг человека (фиксированный в формалине)

Головной мозг — главный отдел ЦНС. Говорить о наличии головного мозга в строгом смысле можно только применительно к позвоночным, начиная с рыб. Однако несколько вольно этот термин используют для обозначения аналогичных структур высокоорганизованных беспозвоночных — так, например, у насекомых «головным мозгом» называют иногда скопление ганглиев окологлоточного нервного кольца[1]. При описании более примитивных организмов говорят о головных ганглиях, а не о мозге.

Вес головного мозга в процентах от массы тела составляет у современных хрящевых рыб 0,06—0,44 %, у костных рыб 0,02—0,94 %, у хвостатых земноводных 0,29—0,36 %, у бесхвостых 0,50—0,73 %[2]. У млекопитающих относительные размеры головного мозга значительно больше: у крупных китообразных 0,3 %; у мелких китообразных — 1,7 %; у приматов 0,6—1,9 %. У человека отношение массы головного мозга к массе тела в среднем равно 2 %.

Наиболее крупные размеры имеет головной мозг млекопитающих отрядов хоботных и приматов и инфраотряда китообразных. Наиболее сложным и функциональным мозгом считается мозг человека разумного.

Средняя масса головного мозга у различных живых существ приведена в таблице[3].

Группа Масса мозга, г
Аллигатор 8,4
Белка 7,6
Опоссум 6
Шерстокрыл 6
Муравьед 4,4
Морская свинка 4
Обыкновенный фазан 4,0
Ёж 3,35
Тупайя 3
Броненосец 2,5
Сова 2,2
Крыса (массой 400 г) 2
Серая куропатка 1,9
Хомяк 1,4
Прыгунчик 1,3
Воробей 1,0
Европейская перепёлка 0,9
Черепаха 0,3—0,7
Лягушка-бык 0,24
Гадюка 0,1
Золотая рыбка 0,097
Зелёная ящерица 0,08

Головной мозг заключен в прочную оболочку черепа (за исключением простых организмов). Кроме того, он покрыт оболочками (лат. meninges) из соединительной ткани — твёрдой (лат. dura mater) и мягкой (лат. pia mater), между которыми расположена сосудистая, или паутинная (лат. arachnoidea) оболочка. Между оболочками и поверхностью головного и спинного мозга расположена цереброспинальная (часто её называют спинномозговая) жидкость — ликвор (лат. liquor). Цереброспинальная жидкость также содержится в желудочках головного мозга. Избыток этой жидкости называется гидроцефалией. Гидроцефалия бывает врождённой (чаще) и приобретённой.

Головной мозг высших позвоночных организмов состоит из ряда структур: коры больших полушарий, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, ствола мозга. Эти структуры соединены между собой нервными волокнами (проводящие пути). Часть мозга, состоящая преимущественно из клеток, называется серым веществом, из нервных волокон — белым веществом. Белый цвет — это цвет миелина, вещества, покрывающего волокна. Демиелинизация волокон приводит к тяжелым нарушениям в головном мозге (рассеянный склероз).

Клетки мозга включают нейроны (клетки, генерирующие и передающие нервные импульсы) и глиальные клетки, выполняющие важные дополнительные функции. Можно считать, что нейроны являются паренхимой мозга, а глиальные клетки — стромой. Различают афферентные нейроны (чувствительные нейроны), эфферентные нейроны (часть из них называется двигательными нейронами, иногда это не очень точное название распространяется на всю группу эфферентов) и интернейроны (вставочные нейроны).

Коммуникация между нейронами происходит посредством синаптической передачи. Каждый нейрон имеет длинный отросток, называемый аксоном, по которому он передает импульсы другим нейронам. Аксон разветвляется и в месте контакта с другими нейронами образует синапсы — на теле нейронов и дендритах (коротких отростках). Значительно реже встречаются аксо-аксональные и дендро-дендритические синапсы. Таким образом, один нейрон принимает сигналы от многих нейронов и, в свою очередь, посылает импульсы ко многим другим.

В большинстве синапсов передача сигнала осуществляется химическим путём — посредством нейромедиаторов. Медиаторы действуют на постсинаптические клетки, связываясь с мембранными рецепторами, для которых они являются специфическими лигандами. Рецепторы могут быть лиганд-зависимыми ионными каналами, их называют ещё ионотропными рецепторами, или могут быть связаны с системами внутриклеточных вторичных посредников (такие рецепторы называют метаботропными). Токи ионотропных рецепторов непосредственно изменяют заряд клеточной мембраны, что ведёт к её возбуждению или торможению. Примерами ионотропных рецепторов могут служить рецепторы к ГАМК (тормозной, представляет собой хлоридный канал), или глутамату (возбуждающий, натриевый канал). Примеры метаботропных рецепторов — мускариновый рецептор к ацетилхолину, рецепторы к норадреналину, эндорфинам, серотонину. Поскольку действие ионотропных рецепторов непосредственно ведёт к торможению или возбуждению, их эффекты развиваются быстрее, чем в случае метаботропных рецепторов (1—2 миллисекунды против 50 миллисекунд — нескольких минут).

Форма и размеры нейронов головного мозга очень разнообразны, в каждом его отделе — разные типы клеток. Различают принципиальные нейроны, аксоны которых передают импульсы другим отделам, и интернейроны, осуществляющие коммуникацию внутри каждого отдела. Примерами принципиальных нейронов являются пирамидные клетки коры больших полушарий и клетки Пуркинье мозжечка. Примерами интернейронов являются корзиночные клетки коры.

Активность нейронов в некоторых отделах головного мозга может модулироваться также гормонами.

В результате совместных исследований, проведённых в 2006 году, учёные из университетов Окленда (Новая Зеландия) и Гётеборга (Швеция) выяснили, что благодаря деятельности стволовых клеток человеческий мозг способен воспроизводить новые нейроны. Исследователи обнаружили, что в отделе мозга человека, который отвечает за обоняние, из клеток-предшественниц образуются зрелые нейроны[4][5].
Стволовые клетки, находящиеся в мозге, перестают делиться, происходит реактивация некоторых участков хромосом, начинают формироваться специфические для нейронов структуры и соединения. С этого момента клетку можно считать полноценным нейроном.
Известны две области активного прироста нейронов. Одна из них — зона памяти. В другую входит зона мозга, ответственная за движения. Этим объясняется частичное и полное восстановление со временем соответствующих функций после повреждения данного участка мозга.

Функционирование нейронов мозга требует значительных затрат энергии, которую мозг получает через сеть кровоснабжения. Головной мозг снабжается кровью из бассейна трёх крупных артерий — двух внутренних сонных артерий (лат. a. carotis interna) и основной артерии (лат. a. basilaris). В полости черепа внутренняя сонная артерия имеет продолжение в виде передней и средней мозговых артерий (лат. aa. cerebri anterior et media). Основная артерия находится на вентральной поверхности ствола мозга и образована слиянием правой и левой позвоночных артерий. Её ветвями являются задние мозговые артерии. Перечисленные три пары артерий (передняя, средняя, задняя), анастомозируя между собой, образуют артериальный (виллизиев) круг. Для этого передние мозговые артерии соединяются между собой передней соединительной артерией (лат. a. communicans anterior), а между внутренней сонной (или, иногда средней мозговой) и задней мозговыми артериями, с каждой стороны, имеется задняя соединительная артерия (лат. aa.communicans posterior). Отсутствие анастомозов между артериями становится заметным при развитии сосудистой патологии (инсультов), когда из-за отсутствия замкнутого круга кровоснабжения область поражения увеличивается. Кроме того, возможны многочисленные варианты строения (разомкнутый круг, нетипичное деление сосудов с формированием трифуркации и другие). Если активность нейронов в одном из отделов усиливается, увеличивается и кровоснабжение этой области. Регистрировать изменения функциональной активности отдельных участков головного мозга позволяют такие методы неинвазивной нейровизуализации, как функциональная магнитно-резонансная томография и позитрон-эмиссионная томография.

Между кровью и тканями мозга имеется гематоэнцефалический барьер, который обеспечивает избирательную проницаемость веществ, находящихся в сосудистом русле, в церебральную ткань. В некоторых участках мозга этот барьер отсутствует (гипоталамическая область) или отличается от других частей, что связано с наличием специфических рецепторов и нейроэндокринных образований. Этот барьер защищает мозг от многих видов инфекции. В то же время многие лекарственные препараты, эффективные в других органах, не могут проникнуть в мозг через барьер.

При массе, составляющей около 2 % от общей массы тела, мозг взрослого человека потребляет 15 % объёма циркулирующей крови, используя 50 % глюкозы, вырабатываемой печенью и поступающей в кровь[6].

Функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшие психические функции, в том числе мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи.

Основные отделы головного мозга человека

Полостью ромбовидного мозга является IV желудочек (на дне его имеются отверстия, которые соединяют его с другими тремя желудочками мозга, а также с субарахноидальным пространством).

Поток сигналов к головному мозгу и от него осуществляется через спинной мозг, управляющий телом, и через черепные нервы. Сенсорные (или афферентные) сигналы поступают от органов чувств в подкорковые (то есть предшествующие коре полушарий) ядра, затем в таламус, а оттуда в высший отдел — кору больших полушарий.

Кора состоит из двух полушарий, соединённых между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом (corpus callosum). Левое полушарие ответственно за правую половину тела, правое — за левую. У человека правое и левое полушарие имеют разные функции.

Зрительные сигналы поступают в зрительный отдел коры (в затылочной доле), тактильные в соматосенсорную кору (в теменной доле), обонятельные — в обонятельную кору и т. д. В ассоциативных же областях коры происходит интеграция сенсорных сигналов разных типов (модальностей).

Моторные области коры (первичная моторная кора и другие области лобных долей) ответственны за регуляцию движений.

Префронтальная кора (развитая у приматов) предположительно отвечает за мыслительные функции.

Области коры взаимодействуют между собой и с подкорковыми структурами — таламусом, базальными ганглиями, ядрами ствола мозга и спинным мозгом. Каждая из этих структур, хоть и более низкая по иерархии, выполняет важную функцию, а также может действовать автономно. Так, в управлении движениями задействованы базальные ганглии, красное ядро ствола мозга, мозжечок и другие структуры, в эмоциях — амигдала, в управлении вниманием — ретикулярная формация, в краткосрочной памяти — гиппокамп.

С одной стороны, существует локализация функций в отделах головного мозга, с другой — все они соединены в единую сеть.

В головной мозг входят сеть пассивного режима работы мозга (дефолтная нейронная сеть) и сети оперативного решения задач[en].

Мозг обладает свойством пластичности. Если поражен один из его отделов, другие отделы через некоторое время могут компенсировать его функцию. Пластичность мозга играет роль и в обучении новым навыкам.

Gehirn, medial - beschriftet lat-rus.svg Мозг четырёхнедельного эмбриона

Эмбриональное развитие мозга является одним из ключей к пониманию его строения и функций.

Головной мозг развивается из ростральной части нервной трубки. Бо́льшая часть головного мозга (95 %) является производной крыловидной пластинки.

Эмбриогенез мозга проходит через несколько стадий.

В процессе формирования второй стадии (с третьей по седьмую недели развития) головной мозг человека приобретает три изгиба: среднемозговой, шейный и мостовой. Сначала одновременно и в одном направлении формируются среднемозговой и мостовый изгибы, потом — и в противоположном направлении — шейный. В итоге линейный мозг зигзагообразно «складывается».

При развитии мозга человека можно отметить определённое сходство филогенеза и онтогенеза. В процессе эволюции животного мира первым сформировался конечный мозг, а затем — средний мозг. Передний мозг является эволюционно более новым образованием головного мозга. Также и во внутриутробном развитии ребёнка сначала формируется задний мозг как самая эволюционно древняя часть мозга, а затем — средний мозг и потом — передний мозг. После рождения с младенческого возраста до совершеннолетия происходит организационное усложнение нейронных связей в мозге.

Абляции[править | править код]

Одним из старейших методов исследования мозга является методика абляций, которая состоит в том, что один из отделов мозга удаляется, и ученые наблюдают за изменениями, к которым приводит такая операция.

Не всякую область мозга можно удалить, не убив организм. Так, многие отделы ствола мозга ответственны за жизненно важные функции, такие, как дыхание, и их поражение может вызвать немедленную смерть. Тем не менее, поражение многих отделов, хотя и отражается на жизнеспособности организма, несмертельно. Это, например, относится к областям коры больших полушарий. Обширный инсульт вызывает паралич или потерю речи, но организм продолжает жить. Вегетативное состояние, при котором большая часть мозга мертва, можно поддерживать за счет искусственного питания.

Исследования с применением абляций имеют давнюю историю и продолжаются в настоящее время. Если ученые прошлого удаляли области мозга хирургическим путём, то современные исследователи используют токсические вещества, избирательно поражающие ткани мозга (например, клетки в определённой области, но не проходящие через неё нервные волокна).

После удаления отдела мозга какие-то функции теряются, а какие-то сохраняются. Например, кошка, мозг которой рассечён выше таламуса, сохраняет многие позные реакции и спинномозговые рефлексы. Животное, мозг которого рассечён на уровне ствола мозга (децеребрированное), поддерживает тонус мышц-разгибателей, но утрачивает позные рефлексы.

Проводятся наблюдения и за людьми с поражениями мозговых структур. Так, богатую информацию для исследователей дали случаи огнестрельных ранений головы во время Второй мировой войны. Также проводятся исследования больных, поражённых инсультом, и с поражениями мозга в результате травмы.

Транскраниальная магнитная стимуляция[править | править код]

Транскраниальная магнитная стимуляция, — метод, позволяющий неинвазивно стимулировать кору головного мозга при помощи коротких магнитных импульсов. ТМС не сопряжена с болевыми ощущениями и поэтому может применяться в качестве диагностической процедуры в амбулаторных условиях. Магнитный импульс, генерируемый ТМС, представляет собой быстро меняющееся во времени магнитное поле, которое продуцируется вокруг электромагнитной катушки во время прохождения в ней тока высокого напряжения после разряда мощного конденсатора (магнитного стимулятора). Магнитные стимуляторы, используемые сегодня в медицине, способны генерировать магнитное поле интенсивностью до 2 Тесла, что позволяет стимулировать элементы коры головного мозга на глубине до 2 см. В зависимости от конфигурации электромагнитной катушки, ТМС может активировать различные по площади участки коры, то есть быть либо 1) фокальным, что дает возможность избирательно стимулировать небольшие области коры, либо 2) диффузным, что позволяет одновременно стимулировать разные отделы коры.

При стимуляции моторной зоны коры головного мозга ТМС вызывает сокращение определённых периферических мышц в соответствии с их топографическим представительством в коре. Метод позволяет производить оценку возбудимости моторной системы головного мозга, включая её возбуждающие и тормозные компоненты. ТМС используется при лечении заболеваний мозга, таких, как синдром Альцгеймера, изучении слепоты, глухоты, эпилепсии и т. п.

Электрофизиология[править | править код]

Электрофизиологи регистрируют электрическую активность мозга — с помощью тонких электродов, позволяющих записывать разряды отдельных нейронов, или с помощью электроэнцефалографии (методики отведения потенциалов мозга с поверхности головы).

Тонкий электрод может быть сделан из металла (покрытого изоляционным материалом, обнажающим лишь острый кончик) или из стекла. Стеклянный микроэлектрод представляет собой тонкую трубочку, заполненную внутри солевым раствором. Электрод может быть настолько тонок, что проникает внутрь клетки и позволяет записывать внутриклеточные потенциалы. Другой способ регистрации активности нейронов, внеклеточный — регистрация отдельных нейронов.

В некоторых случаях тонкие электроды (от одного до нескольких сотен) вживляются в мозг, и исследователи регистрируют активность продолжительное время. В других случаях электрод вводится в мозг только на время эксперимента, а по окончании записи извлекается.

С помощью тонкого электрода можно регистрировать как активность отдельных нейронов, так и локальные потенциалы (local field potentials), образующиеся в результате активности многих сотен нейронов. С помощью ЭЭГ электродов, а также поверхностных электродов, накладываемых непосредственно на мозг, можно регистрировать только глобальную активность большого количества нейронов. Полагают, что регистрируемая таким образом активность складывается как из нейронных потенциалов действия (то есть нейронных импульсов), так и подпороговых деполяризаций и гиперполяризаций.

При анализе потенциалов мозга часто производят их спектральный анализ, причём разные компоненты спектра имеют разные названия: дельта (0,5—4 Гц), тета 1 (4—6 Гц), тета 2 (6—8 Гц), альфа (8—13 Гц), бета 1 (13—20 Гц), бета 2 (20—40 Гц), гамма-волны (включает частоту бета 2 ритма и выше).

Электрическая стимуляция[править | править код]

Одним из методов изучения функций мозга является электрическая стимуляция отдельных областей. С помощью этого метода был, например, исследован «моторный гомункулус» — было показано, что, стимулируя определённые точки в моторной коре, можно вызвать движение руки, стимулируя другие точки — движения ног и т. д. Полученную таким образом карту и называют гомункулусом. Разные части тела представлены различающимися по размеру участками коры мозга. Поэтому у гомункулуса большое лицо, большие пальцы и ладони, но маленькое туловище и ноги.

Если же стимулировать сенсорные области мозга, то можно вызвать ощущения. Это было показано как на человеке (в знаменитых опытах Пенфилда), так и на животных.

Применяется электрическая стимуляция и в медицине — от электрошока, показанного во многих кинофильмах об ужасах психиатрических клиник, до стимуляции структур в глубине мозга, ставшей популярным методом лечения болезни Паркинсона.

Другие методики[править | править код]

Для исследования анатомических структур головного мозга применяются рентгеновская КТ и МРТ. Также при анатомо-функциональных исследованиях головного мозга применяются ПЭТ, однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ), функциональная МРТ. Возможна визуализация структур головного мозга методом ультразвуковой диагностики (УЗИ) при наличии ультразвукового «окна» — дефекта черепных костей, например, большой родничок у детей раннего возраста.

Изучение и лечение поражений и заболеваний мозга относится к ведению биологии и медицины (нейрофизиология, неврология, нейрохирургия, психиатрия и психологии).

Воспаление мозговых оболочек называется менингитом (соответственно трём оболочкам — пахименингит, лептоменингит и арахноидит).

Ишемическое или геморрагическое повреждение вещества головного мозга называется инсультом.

  • Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер, «Мозг, разум и поведение».
  • Тарханов И. Р., Фаусек, В. А. Головной мозг // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Эволюция мозга человека.
  • Атлас мозга — на английском языке с русским переводом основных терминов
  • Мозг и разум — Лекции на английском языке с иллюстрациями и видеоматериалами. Строение мозга, нейробиология, нейропсихология
  • Савельев А. В. Реализм теории модульной самоорганизации мозжечка // Журнал проблем эволюции открытых систем. — Казахстан, Алматы, 2007. — Т. 9, № 1. — С. 93—101.
  • Базарова Д.Р., Демочкина Л.В., Савельев А.В. Новая нейробионическая модель онтогенеза // Нейроинформатика. — Москва: МИФИ, 2002. — Т. 1. — С. 97—106.

Мозг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Головной мозг человека

Мозг — центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном (переднем) отделе тела и представляющий собой компактное скопление нейронов и дендритов. У многих животных содержит также глиальные клетки, может быть окружен оболочкой из соединительной ткани. У позвоночных животных (в том числе и у человека) различают головной мозг, размещённый в полости черепа, и спинной, находящийся в позвоночном канале.

Мозг хорошо развит у подавляющего числа групп Bilateria — двусторонне-симметричных животных. Даже у наиболее примитивных в гистологическом отношении бескишечных турбеллярий (сейчас относимых к отдельному типу Acoelomorpha) имеется достаточно сложный головной мозг с кортексом, нейропилем и комиссурами[1].

Мозг млекопитающих включает в себя следующие отделы:

См. полный список структур мозга.

В философии сознания различаются понятия разум и мозг[2], и отмечаются противоречия относительно их точных отношений, которые приводят к проблеме «разум—тело»[3].

Мозг определяется как физическая и биологическая материя, содержащаяся в пределах черепа и ответственная за основные электрохимические и биоэлектрические нейронные процессы. С точки зрения современной науки, мозг представляет собой сложнейшую нервную сеть, производящую и обрабатывающую огромное количество логически связанных электрохимических импульсов, и внутренний мир человека, в том числе его разум, является продуктом этой работы.

В современном научном сообществе точка зрения о том, что разум — продукт работы мозга, является главенствующей[4]. Так же считают сторонники искусственного интеллекта[5].

Кроме того имеют место высказывания о том, что разум компьютероподобен и алгоритмичен.[6][7] Точки зрения «порождаемость разума мозгом» и «компьютероподобие разума» не обязательно сопутствуют друг другу[8].

Масса мозга (кг) как функция массы тела (Мт, кг) для различных групп млекопитающих[9]:

Группы животных Коэффициент энцефализации
Млекопитающие 0,02 Мт0,70
Обезьяны 0,02—0,03 Мт0,66
Человекообразные обезьяны 0,03—0,04 Мт0,66
Человек 0,08—0,09 Мт0,66

Из-за ключевого значения мозга в организме тема мозга популярна. В древности съедание мозга побеждённого человека или животного наряду с другими частями тела символизировало получение сил противника. В Средневековье мозг понимался как средоточие жизни, наряду с сердцем. В настоящее время тема мозга широко распространена в художественной литературе, видеоиграх и фильмах, в частности, фильмах про зомби.

Начало современной науке о мозге было положено в начале XX века двумя открытиями: анализом рефлекторных актов и обнаружением локализации функций в коре головного мозга.[10][11] На основе этих открытий предположили, что простые приспособительные непроизвольные движения осуществляются благодаря рефлекторной дуге сегментарного уровня, проходящей через нижние отделы мозга[12], а сознательное восприятие и произвольные движения обеспечиваются рефлексами высшего порядка, чья сенсомоторная дуга проходит через высшие отделы мозга[13].

  1. ↑ Amandine Bery, Albert Cardona, Pedro Martinez, Volker Hartenstein. Structure of the central nervous system of a juvenile acoel, Symsagittifera roscoffensis. Dev Genes Evol. 2010, 220(3-4): 61—76
  2. ↑ Newman J. Psychological Theory // Bulletin of Psychological Type, Vol. 14, № 2, Spring 1991.Реферативный перевод на русский язык
  3. ↑ Дуализм Рене Декарта Архивная копия от 10 февраля 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1372 дня])
  4. ↑ Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.
  5. ↑ Ревич Ю. В. В поисках разума. Искусственного: (Проблема создания искусственного интеллекта) // Знание — сила. — 2004. — № 7. — С. 83—92.
  6. ↑ Мозг как вычислительная машина, 1963, с. 19.
  7. ↑ Конструкция мозга, 1962, с. 60.
  8. ↑ Сандра Блейксли, Джефф Хокинс. «Об интеллекте».
  9. Stahl W. R. Organ weight in primates and other mammals, Science, 150, 1039—1042, 1965. Таблица приведена в книге Шмидт-Нильсен К.’ Размеры животных: почему они так важны?: Пер. с англ. — М.: Мир, 1987. — 259 с, ил..
  10. ↑ Бодрствующий мозг, 1965, с. 13.
  11. ↑ Мозг и его деятельность, 1928, с. 51.
  12. ↑ Рефлексы головного мозга, 2014, с. 28.
  13. ↑ Мозг и его деятельность, 1928, с. 80.
  • Мозг // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Джордж Ф. Мозг как вычислительная машина. — М.: ИЛ, 1963. — 527 с.
  • Мэгун Г. Бодрствующий мозг. — М.: Мир, 1965. — 211 с.
  • Эшби У.Р. Конструкция мозга. — М.: ИЛ, 1962. — 393 с.
  • Сеченов Иван. Рефлексы головного мозга. — М.: АСТ, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-17-088036-2.
  • Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность. — М.: Госиздат, 1928. — 352 с.
  • Николлс Д., Мартин Р., Валлас Б., Фукс П. От нейрона к мозгу. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 672 с. — ISBN 5-354-00162-5.
  • Хьюбел Д., Стивенс Ч., Кэндел Э. и др. Мозг. — М.: Мир, 1982. — 280 с. — 15 000 экз.

Рептильный мозг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Репти́льный мозг (от лат. reptilia — пресмыкающиеся) — часть человеческого мозга, возникновение которой, по теории «триединого мозга»[en] Пола Маклина[en], связано с эволюцией.[1] Рептильный мозг расположен в задней и центральной частях мозга и включает в себя мозговой ствол и мозжечок. Он отвечает за биологическое выживание и телесное функционирование.

«

Природа никогда не бросает ту или иную функционирующую систему: на старой основе она выстраивает новую, более сложную и более эффективную. Кажется, будто природа создавала каждый новый, эволюционировавший вариант мозга, чтобы исправить ошибки прежней системы или же расширить её возможности.

Джозеф Пирс, «Биология трансцендентного»

»

В 1960-х годах американский нейрофизиолог Пол МакЛин в своей книге «Тройственный мозг в эволюции: роль в палеоцеребральных функциях» описал «модель тройственного ума»[2]. Он выделил в мозге человека три центра психической активности, каждый из которых по-своему реагирует на происходящие события.[3] МакЛин выявил, каким образом каждая из наших нервных систем несёт в себе схему потенциальных возможностей, способностей и навыков, развитых в каждый из эволюционных периодов.

Внешний центр неокортекс, или кора головного мозга, отвечает за мысли и произвольные движения человека. Ко второму центру относится лимбическая система или мозг млекопитающих, который отвечает за эмоции и вегетативную нервную систему. Третий центр психики, «рептильный ум»[4], находится в глубине мозга. Он состоит из ствола мозга, среднего мозга, базального ядра и других структур. Рептильный мозг отвечает за базовые функции, необходимые для выживания: инстинкты, стремление к удовлетворению основных потребностей (еда, размножение, самосохранение и защита и т. д.). Три центра психики имеют разные цели. «Мозг человека» занимается вопросами смыслов, целей и объяснений ситуации, «мозг млекопитающего» — эмоциональным отношением, азартом, гневом или любовью и т. д., а «рептильный мозг» — вопросами выживания и продолжения рода. В неврологии данная теория считается ненаучной[источник?], но в психологии она нашла своё применение[источник?]. Эта теория приобрела популярность благодаря Карлу Сагану и его книге «Драконы Эдема» (1977).

Рептильный мозг отвечает за базовые функции жизнедеятельности организма: дыхание, кровообращение, мышечные реакции, сон. В нём заложены поведенческие стереотипы, связанные с инстинктом выживания и стремлением в продолжении рода. Этот мозг инстинктов отвечает за выживание нашего тела, активизируется в экстренных ситуациях, так как он ответственный за сохранение жизни человека. Рептильный мозг полезен для немедленных реакций, его функции это бежать, сражаться, замереть. Именно поэтому в экстренных ситуациях сначала происходит реакция, действие, а потом уже осмысление.

  • инстинкт выживания
  • инстинкт продолжения рода
  • защита своей территории
  • агрессия
  • желание всем обладать и всё контролировать
  • следование шаблонам
  • имитация, обман
  • борьба за власть, стремление к иерархическим структурам
  • ритуальное поведение
  • контроль меньшинства[прояснить]

Модель тройственного ума применяется на практике в двух основных областях: в рекламе и в PR-деятельности.
Маркетинг использует разные техники, чтобы заинтересовать и привлечь внимание. В принятии решений участвуют все отделы головного мозга, однако рептильный мозг является лидером, основным нашим помощником. Поэтому маркетологи стараются сделать так, чтобы его разбудить.[5]

Основные способы воздействия на рептильный мозг:[6]

  • Найти больное место, ахиллесову пяту аудитории. Рептильный мозг отвечает за самосохранение, за выживание и недопущение боли, поэтому чтобы привлечь этот отдел головное мозга, нужно рассказывать не о преимуществах предлагаемого товара или услуги, а о свойствах, которые помогут избежать негативный опыт потенциальному клиенту. Страхи целевой аудитории можно использовать в продвижении продукции.
  • Сделать так, чтобы клиент смотрел на всё со своей перспективы, задействовав эгоцентризм, ведь рептильный мозг отзовётся только если предлагаемая информация будет касаться его.
  • Использование контраста заставляет рептильный мозг быстро реагировать, сообщение быстро привлекает внимание и ускоряет процесс принятия решения.
  • Небольшие предложения, сопровождаемые ярким визуальным контентом, так как рептильные мозг лучше воспринимает визуальную информацию, воспринимая при этом несколько слов за раз.
  • Самое важное сказать вначале и в конце, потому что рептильный мозг сфокусирован на этих двух отрезках.
  • Игра на чувствах. Подсознательное принятие решения будет эффективнее при обращение к негативным чувствам и эмоциям.

П. Маклин выделил шесть основных типов базового поведения рептилий. Они также проявляются и у человека, так как, согласно его концепции, рептильный мозг человека унаследовал некоторый характеристики и свойства рептилий.

  • Рутинное поведение. Оно характеризуется однообразием и упорядоченностью действий во времени (сон, пробуждение, купание и т. п.). Это представления о рутинном поведении сегодня активно используются в маркетинге. Как отмечает А. Чаудхури[7], формирование товарного бренда по сути сводится к созданию прецедента покупки и превращению покупки товара именно этой марки в рутинное действие.
  • Изопрактическое поведение. Поведение, при котором особи действуют схожим образом (митинги, демонстрации и т. п.).
  • Тропистическое поведение. Такое поведение животных и человека можно рассматривать как воспроизведение устойчивых моделей поведения в связи с конкретными внешними раздражителями (невербальными сигналами, цветами, движениями).
  • Повторение. П. Маклин определяет его как многократное осуществление определённого действия.
  • Проигрывание. В формулировке создателя концепции проигрывание определяется как «повторение определённых действий, некоторое количество которых соотносится друг с другом многозначно». Сюда можно отнести празднования одних и тех же праздников каждый год.
  • Обманное поведение. У животных оно играет важную роль в выживании. Обман у людей также не всегда обусловлен рациональными соображениями.

В психологии часто апеллируют к рептильному мозгу для описания мотивов, стоящих над нашим поведением. Многие специалисты в области неврологии возражают против таких простых формулировок и условного деления головного мозга[8]. Тем не менее, в нашей жизни мало кому известно, как устроены наши и инстинкты и несознательные действия, а эта концепция набрала популярность из-за своей простоты и ясности. Неврологи утверждают, что работа мозга — это очень сложный процесс, который невозможно рассматривать в рамках такой простой модели. Сегодня мы знаем, что мозг состоит из многочисленных узкоспециализированных скоплений клеток и что его функционирование зависит от взаимосвязей этих центров друг с другом.
На рептильный мозг и на концепцию триединого мозга ссылаются следующие авторы: Говард Блум («Принцип Люцифера»), Артур Кёстлер («Призрак в машине»), Левин Питер («Пробуждение тигра»).

  1. ↑ Kazlev, M. Alan; et al. (19 October 2003). «The Triune Brain».
  2. Paul D MacLean. The Triune Brain in Evolution Role in Paleocerebral Functions. — Plenum New York. — 1990.
  3. ↑ https://www.nytimes.com/2008/01/10/science/10maclean.html
  4. Джозеф Пирс. Биология Трансцендентного. — М.: Гаятри. — 2006.
  5. Юлия Свияш. Как разумные люди создают безумный мир. Негативные эмоции. Поймать и обезвредить. — 2019.
  6. Даниель Канеман. Думай медленно… решай быстро. — 2011.
  7. Чаудхури А. Эмоции и рассудок. Их влияние на поведение потребителя / Пер. с англ. Дутовой О. Б. – М.: ООО «Группа ИДТ», 2007. – 256 с.
  8. Smith, C. U. The triune brain in antiquity: Plato, Aristotle, Erasistratus // Journal of the History of the Neurosciences, 19 (1), 1–14 (2010).

Извилина (мозг) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


В нейроанатомии извилина (лат. gyrus, множ. gyri) — выступы (складки), лежащие между бороздами (углублениями) на поверхности полушарий конечного мозга. Борозды и извилины создают характерную «морщинистую» поверхность полушарий головного мозга человека и некоторых других млекопитающих.

Кора каждой извилины связана белым веществом с другими извилинами своего и противоположного полушария, а также с нижележащими образованиями мозга.

Извилины и борозды позволяют анатомически увеличить поверхность коры больших полушарий и объём серого вещества относительно белого вещества без существенного увеличения объёма черепной коробки. Из-за расположения мозговых структур внутри черепа увеличение объёма мозга ограничено размерами черепа. Эволюционное появление борозд и извилин позволило увеличить поверхность коры для возникновения более сложных когнитивных структур внутри того же объёма черепа[1][2].

В 2016 году в журнале Nature Physics были опубликованы результаты исследований, согласно которым складки и извилины в коре головного мозга формируются не какой-то сложной генетической программой, а геометрией и физической формой растущего мозга, механически «сжимающегося» в борозды и извилины в процессе роста. Эта «эволюционная инновация» позволяет «упаковать» большую по площади кору в небольшой объём черепа[3][4].

Развитие[править | править код]

Человеческий мозг проходит стадию гирификации[en] во время фетального и неонатального развития. Во время эмбрионального развития мозг млекопитающих начинает формироваться в виде гладких структур из нервной трубки. Кора больших полушарий без извилин называется лиссэнцефалической, что означает «гладкий мозг»[5]. По мере развития плода формируются извилины и борозды коры головного мозга[6].

Врождённые пороки развития[править | править код]

Нарушения структуры извилин коры больших полушарий связаны с различными пороками развития, в число которых входят пахигирия[en], лиссэнцефалия и полимикрогирия[en]. Эти патологии возникают из-за аномальной миграции[en] нейронов в связи с генетическими и иными нарушениями[7]. Ненормальная структура поверхности коры больших полушарий является важной причиной возникновения эпилепсии и умственной отсталости[8].

Пахигирия[en] («толстые извилины») — врождённый порок развития полушарий головного мозга, при котором извилины коры утолщённые, широкие и плоские[9]. При этом пороке мозга часто наблюдается эпилепсия и задержки развития.

Лиссэнцефалия («гладкие мозги») — врождённый порок развития, вызванный расстройством миграции нейронов[en] в период с 12-й по 24-ю неделю беременности, из-за чего недостаточно (или совсем) не развиваются извилины и борозды. При агирии наблюдается полное отсутствие извилин[10].

Полимикрогирия[en] («много маленьких извилин») — врождённый порок развития, характеризующийся аномальной складчатостью кортикальных слоёв, может быть связан со слиянием поверхности извилин[11].

Клинически пороки развития извилин проявляются слабоумием, спастическими парезами, параличами, судорогами, эпилептическими припадками.

Сифилис[править | править код]

При прогрессивном параличе может возникать очаговая атрофия извилин в лобных и височных долях[12].

  • Верхняя лобная извилина, лат. gyrus frontalis superior
  • Средняя лобная извилина, лат. gyrus frontalis medius
  • Нижняя лобная извилина, лат. gyrus frontalis inferior, состоит из трёх частей: (1) покрышечная лат., pars opercularis, (2) треугольная лат., pars triangularis, и (3) глазничная лат., pars orbitalis
  • Медиальная лобная извилина, лат. gyrus frontalis medialis
  • Верхняя височная извилина, лат. gyrus temporalis superior
  • Средняя височная извилина, лат. gyrus temporalis medius
  • Нижняя височная извилина, лат. gyrus temporalis inferior
  • Латеральная затылочно-височная извилина, лат. gyrus occipitotemporalis lateralis
  • Медиальная затылочно-височная извилина, лат. gyrus occipitotemporalis medialis
  • Паратерминальная извилина, лат. paraterminal gyrus
  • Прямая извилина, лат. gyrus rectus
  • Глазничные извилины, лат. gyri orbitales
  • Парагиппокампальная извилина, лат. gyrus parahippocampalis
  • Поперечные височные извилины, лат. gyri temporales transversi
  • Язычная извилина, лат. gyrus lingualis
  • Прецентральная извилина, лат. gyrus praecentralis
  • Постцентральная извилина, лат. gyrus postcentralis
  • Надкраевая извилина, лат. gyrus supramarginalis
  • Угловая извилина, лат. gyrus angularis
  • Длинная извилина островка, лат. gyrus longus insulae
  • Короткие извилины островка, лат. gyri breves insulae
  • Поясная извилина, лат. gyrus cingula
  • Зубчатая извилина, лат. gyrus dentatus
  • Сводчатая извилина, лат. gyrus fornicatus
  1. Cusack, Rhodri. The Intraparietal Sulcus and Perceptual Organization (англ.) // Journal of Cognitive Neuroscience (англ.)русск. : journal. — 2005. — April (vol. 17, no. 4). — P. 641—651. — doi:10.1162/0898929053467541.
  2. ↑ Извилины в мозгу человека образовались из-за тесноты (неопр.). Вести.ру (2 февраля 2016).
  3. ↑ On the growth and form of cortical convolutions (англ.). Nature Physics (1 February 2016).
  4. ↑ Физики выяснили, почему кора мозга человека укладывается в извилины (неопр.). РИА Новости (1 февраля 2016).
  5. Armstrong, E; Schleicher, A; Omran, H; Curtis, M; Zilles, K. The ontogeny of human gyrification. (неопр.) // Cerebral Cortex. — 1991. — Т. 5, № 1. — С. 56—63. — PMID 7719130.
  6. Rajagopalan, V; Scott, J; Habas, PA; Kim, K; Corbett-Detig, J; Rousseau, F; Barkovich, AJ; Glenn, OA; Studholme, C. Local tissue growth patterns underlying normal fetal human brain gyrification quantified in utero. (англ.) // The Journal of Neuroscience (англ.)русск. : journal. — 2011. — 23 February (vol. 31, no. 8). — P. 2878—2887. — doi:10.1523/jneurosci.5458-10.2011. — PMID 21414909.
  7. Barkovich, A. J.; Guerrini, R.; Kuzniecky, R. I.; Jackson, G. D.; Dobyns, W. B. A developmental and genetic classification for malformations of cortical development: update 2012 (англ.) // Brain (англ.)русск. : journal. — Oxford University Press, 2012. — Vol. 135, no. 5. — P. 1348—1369. — ISSN 0006-8950. — doi:10.1093/brain/aws019. — PMID 22427329.
  8. Pang, Trudy; Atefy, Ramin; Sheen, Volney. Malformations of Cortical Development (неопр.) // The Neurologist (англ.)русск.. — 2008. — Т. 14, № 3. — С. 181—191. — ISSN 1074-7931. — doi:10.1097/NRL.0b013e31816606b9.
  9. Guerrini R. Genetic malformations of the cerebral cortex and epilepsy (англ.) // Epilepsia : journal. — 2005. — Vol. 46 Suppl 1. — P. 32—37. — doi:10.1111/j.0013-9580.2005.461010.x. — PMID 15816977.
  10. Dobyns W.B. Developmental aspects of lissencephaly and the lissencephaly syndromes (англ.) // Birth Defects Orig. Artic. Ser. : journal. — 1987. — Vol. 23, no. 1. — P. 225—241. — PMID 3472611.
  11. Chang, B; Walsh, CA; Apse, K; Bodell, A; Pagon, RA; Adam, TD; Bird, CR; Dolan, K; Fong, MP; Stephens, K. Polymicrogyria Overview (неопр.) // GeneReviews. — 1993. — PMID 20301504.
  12. Cadavid, Diego. Chapter 12 — Spirochetal infections (неопр.) // Handbook of Clinical Neurology. — 2010. — Т. 96. — С. 179—219. — ISBN 9780444638229.

Полушарие головного мозга — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 декабря 2019;
проверки требует 1 правка.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 декабря 2019;
проверки требует 1 правка.

Головной мозг позвоночных разделён бороздой на два больших полушария (Hemisphaerium cerebri): левое и правое. Внешний слой серого вещества полушарий — это кора мозга, поддерживаемая внутренним слоем белого вещества. Два полушария соединены между собой комиссурами – поперечными пучками нервных волокон. Главной из этих комиссур является толстая пластина мозолистого тела; она простирается спереди назад на 8 см и состоит из 200-250 млн. нервных волокон, идущих из одного полушария в другое.[1] Меньшие соединения, включая переднюю и заднюю комиссуры, а также свод мозга, передают информацию между двумя полушариями для координации локализованных функций. В каждом полушарии различают наиболее выступающие спереди, сзади и в стороны участки, получившие название полюсов: лобный полюс (polus frontalis), затылочный полюс (polus occipitalis) и височный полюс (polus temporalis).

В общем полушария являются зеркальным отражением друг друга с едва различимыми различиями, и правая сторона вынесена вперёд. На микроскопическом уровне цитоархитектура коры головного мозга показывает функции клеток, количество нейротрансмиттеров и подтипов рецепторов. Наблюдаемые различия варьируются от индивидуума к индивидууму.

В популярной психологии часто говорится о том, что определенные функции мозга (например, логика, креативность) являются латеральными, то есть расположены в правой или левой части мозга. Эти утверждения часто неточны, так как большинство функций мозга фактически распределены по обоим полушариям.

В большинстве научных доказательств асимметрии функций мозга относятся к низкоуровневым перцептивным функциям, а не к более исполнительным функциям, которые широко обсуждаются (например, подсознательная обработка грамматики, а не «логическое мышление» в целом)[2][3].

  • Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц.. — М.: Мир, 1992. — 376 с. — ISBN 5-03-001902-2.

Миф об использовании мозга на 10% — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Миф об использовании мозга на 10% — мнение (миф, городская легенда) о том, что большинство людей используют не более 10 % мозга (в других вариантах легенды — 15 %, 7 %, 5 % и так далее). Утверждение «люди используют только 10 % их мозга» используется в науке как пример «неправильного представления о психологии»[1] или «нейромифа»[2]. Организация экономического сотрудничества и развития также оценивает данное утверждение как «нейромиф»[3]. Бездоказательно приписывается различным людям, в частности Альберту Эйнштейну[4]. Также заявляется, что люди могут увеличить свою мозговую активность за счёт задействования «неиспользуемой» части мозга, что составляет сюжет многочисленных фантастических произведений. Под «неиспользуемой» частью мозга может пониматься также потенциальные возможности мозга, однако и в такой версии утверждение о том, что люди используют 10% (потенциальных) возможностей мозга, не поддерживается научным сообществом и описывается в научных работах как миф или заблуждение[5][6][7].

Интеллект действительно можно развивать при помощи упражнений[8], но сама мысль о том, что люди используют только часть мозга, неверна. По современным данным, каждая часть мозга имеет определённую функцию. Исследования не выявили областей мозга, которые бы не использовались.

Одной из версий происхождения мифа могут являться результаты работы Уильяма Джеймса и Бориса Сидиса. В 1890-х годах они тестировали свою теорию ускоренного развития ребёнка на примере Уильяма Сидиса, которого называли обладателем самого высокого IQ в истории. Сам Уильям Сидис сообщал, что люди не используют свой мозг полностью. В 1936 году в предисловии к книге Дэйла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» американский писатель Лоуэлл Томас написал: «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют лишь 10 процентов своих умственных способностей»[9].

Согласно другой теории, миф появился из-за недопонимания (или неправильной интерпретации) нейробиологических исследований конца XIX — начала XX века. К примеру, функции многих отделов мозга (особенно в коре головного мозга) настолько сложны, что следствия повреждений имеют неочевидный характер, что затрудняло понимание назначения отделов первыми нейробиологами[10]. Доктор Джеймс Калат заметил, что уже в 1930-х годах нейробиологи знали о множестве «локальных» нейронов, непонимание функций которых могло привести к мифу о десяти процентах[11]. В самом деле, легко представить, что миф появился просто из-за усечения утверждения «в каждый момент времени человек использует только 10 % своего мозга».

Несмотря на то, что функции многих отделов мозга уже понятны, для учёных остаётся загадкой взаимодействие клеток, приводящее к сложному поведению и расстройствам. Самым сложным, пожалуй, является вопрос о том, как же различные отделы мозга, работая вместе, формируют сознание. На данный момент нет единственного центра сознательной деятельности, что наталкивает учёных на мысль о том, что оно является плодом коллективного труда разных отделов мозга.

Происхождение мифа также приписывалось доктору-нейробиологу Уайлдеру Пенфилду, нейрохирургу, который был основателем и первым директором Монреальского неврологического института при университете Макгилл[12].

Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «Мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно»[13]. Барри Бейерштейн (англ.)русск. приводит шесть (ниже представлены пять из шести) аргументов, опровергающих миф о десяти процентах[14]:

  1. Согласно современным научным данным, эволюция обычно устраняет лишнее, а мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20 % всей энергии тела, при этом составляя лишь 2 % массы[15][16]. Если бы 90 % были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество — остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности. Кроме того, увеличенный череп повышает риск смерти при рождении[17]. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга.
  2. Сканирование: позитронно-эмиссионная томография и функциональная магнитно-резонансная томография позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.
  3. Локализация функций: вместо того чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.
  4. Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки.
  5. Элиминация лишних нейронов и связей между ними: клетки мозга, которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90 % мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение.

Миф использовался как основа или упоминался в таких фильмах, как «Полёт навигатора» (1986), «Защищая твою жизнь» (1991), «Области тьмы» (2011), «Люси» (2014), а также в сериале «Герои» (2006—2010)[18].

  1. ↑ Hughes S., Lyddy F., Lambe S. Misconceptions about psychological science: A review //Psychology Learning & Teaching. — 2013. — Т. 12. — №. 1. — С. 20—31.
  2. ↑ Dekker S. et al. Neuromyths in education: Prevalence and predictors of misconceptions among teachers //Frontiers in psychology. — 2012. — Т. 3.
  3. ↑ Chapter 6. Dispelling «Neuromyths» («But I read somewhere that we only use 10 % of our brain anyway») // Understanding the Brain: The Birth of a Learning Science. — Paris: OECD Publishing, 2007. — P. 113—114. — 264 p. — ISBN 978-92-64-02912-5. — doi:10.1787/9789264029132-en.
  4. ↑ Do People Only Use 10 Percent Of Their Brains (неопр.). Scientific American (7 февраля 2008). Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 29 августа 2012 года.
  5. ↑ Higbee K. L., Clay S. L. College students’ beliefs in the ten-percent myth //The Journal of Psychology. — 1998. — Т. 132. — №. 5. — С. 469.
  6. ↑ Kowalski P., Taylor A. K. The effect of refuting misconceptions in the introductory psychology class //Teaching of Psychology. — 2009. — Т. 36. — №. 3. — С. 153.
  7. ↑ Landau J. D., Bavaria A. J. Does deliberate source monitoring reduce students’ misconceptions about psychology //Teaching of Psychology. — 2003. — Т. 30. — №. 4. — С. 311.
  8. ↑ University of Oxford (2009, October 16). Juggling Enhances Connections In The Brain. ScienceDaily. Retrieved May 30, 2012, from http://www.sciencedaily.com/releases/2009/10/091016114055.htm «We’ve shown that it is possible for the brain to condition its own wiring system to operate more efficiently.’»
  9. Barry L. Beyerstein. Whence Cometh the Myth that We Only Use 10% of our Brains? // Mind Myths: Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain. — Wiley, 1999. — P. 11. — ISBN 978-0471983033.
  10. «Wang, Sam and Aamodt, Sandra. Welcome to Your Brain: Why You Lose Your Car Keys but Never Forget How to Drive and Other Puzzles of Everyday Life (англ.). — 2008. — ISBN 9781596912830.
  11. ↑ Kalat, J.W., Biological Psychology, sixth edition, Pacific Grove: Brooks/Cole Publishing Co., 1998, p. 43.
  12. ↑ Do we use only 10 percent of our brain? | Psychology Today
  13. ↑ Do People Only Use 10 Percent Of Their Brains (неопр.). Scientific American (7 февраля 2008). Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 29 августа 2012 года.
  14. Beyerstein, Barry L. Whence Cometh the Myth that We Only Use 10 % of our Brains? // Mind Myths: Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain (англ.) / Sergio Della Sala. — Wiley, 1999. — P. 3—24. — ISBN 0-471-98303-9.
  15. Swaminathan, Nikhil Why Does the Brain Need So Much Power? (неопр.). Scientific American. Scientific American, a Division of Nature America, Inc. (29 апреля 2008). Дата обращения 19 ноября 2010. Архивировано 29 августа 2012 года.
  16. Carpenter’s Human Neuroanatomy, Ch. 1
  17. ↑ Rosenberg, K.R., ‘The Evolution of Modern Childbirth’ in American Journal of Physical Anthropology 35, 1992, p. 89—124.
  18. ↑ All You Need To Know About the 10 Percent Brain Myth, in 60 Seconds Wired