О чём говорят плохие оценки в школе

Да о чём угодно — о том, что ребёнок уже знает программу, что этот предмет ему неинтересен, что он плохо преподаётся…

Да о чём угодно — о том, что ребёнок уже знает программу, что этот предмет ему неинтересен, что он плохо преподаётся… Но точно не о реальном уровне знаний.

Бытует школьный стереотип: чтобы состояться в жизни, нужно быть отличником, или, по крайней мере, учиться хорошо. С другой стороны, на слуху имена известных личностей, которые были круглыми двоечниками: Уинстон Черчилль, Билл Гейтс, Александр Пушкин, наконец.

Сегодня мы расскажем о первой встрече «Разрушителей мифов» с экспертами и психологами, родителями и школьниками, которую провел профориентационный сервис «Профилум», чтобы понять: что школе и родителям делать с троечниками?

О чём говорят плохие оценки в школе

Отношение родителей к оценкам, которые дети получают в школе, неоднозначно. Кто-то считает, что тройки — это плохо, другие уверены, что именно троечники составят будущий креативный класс. Школьникам часто говорят, что плохие оценки, в том числе «тройки» станут препятствием в жизни: ты плохо сдашь ЕГЭ, не поступишь в хороший вуз и непонятно, как будешь жить дальше. Так ли это на самом деле?

Истории двух Дим

Дима, закончил школу несколько лет назад:

— В средней и младшей школе всё было очень гладко, но в старших классах у учителей и родителей возникли большие сложности с тем, чтобы объяснить, как те или иные знания пригодятся мне в будущем. На любые вопросы мне отвечали «это понадобится в университете» или «так надо». К счастью, моя старшая школа была специализированной, нам давали программирование, алгоритмику уровня 1-2 курса вуза. Эти предметы вёл специалист из реальной компании, и мне было очень легко с ним, я понимал, для чего всё это нужно. Были и бесполезные знания, например, на географии мы изучали экономику Судана. Зачем она мне?

Второкласснику Диме в школе вообще ничего не нравится, и поэтому он ходит в школу, «чтобы не расстраивать маму».

Мама второклассника Димы:

— Я перевела сына в другой класс, где задают меньше. Но, к сожалению, Дима потерял желание учиться, потому что класс был значительно слабее, а программа была уже пройдена. Частично мы решили проблему интереса к учебе игровой формой обучения дома. В игровой форме Дима все очень хорошо усваивает.

Роль школы меняется

Это лишь два примера того, почему дети могут получить плохие оценки, в том числе компромиссные «тройки». Школьные отметки — это лишь косвенный показатель знаний. Настоящая проблема — в отсутствии мотивации усваивать материал. В этом случае родители ищут возможность дать ребенку лучшее образование, подойти к этому вопросу нестандартно.

О чём говорят плохие оценки в школе

Марк Сартан, руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

— Школа должна отвечать на запросы родителей. Есть ли сегодня у нас выбор, в какую школу отдавать ребенка? Фактически нет! Поэтому родителям приходится доделывать то, что не смогли учителя. Но сам факт, что родители задаются вопросом «что делать?», если у ребенка «плохие оценки», говорит о том, что проблему можно решить.

Роль школы в жизни людей за прошедшие годы изменилась. Раньше те, кто не справлялся, отправлялись «на камчатку», а потом исключались из школы. Сегодня же ребенка нельзя даже оставить на второй год, хотя некоторые родители даже просят об этом в воспитательных целях.

Людмила Петрановская, психолог, блогер, автор нескольких книг, создатель Института развития семейного устройства

— Шансы людей, умеющих только сидеть на месте и выполнять простые алгоритмические операции, оказываются нулевыми, так как машины уже сегодня во многих аспектах оказываются эффективнее людей. Школьникам нужен новый подход, новые знания. При этом проблема отсроченного педагогического результата, когда школьник не понимает, зачем ему дают те или иные знания, компенсируется оценками, которые заменяют мотивацию. Но поколению цифровых аборигенов, которые учатся пользоваться сенсорным экраном раньше, чем говорить, увлекаются киберспортом и видеоблогами, нужен совершенно иной подход. В отличие от прошлых поколений, они могут задаваться вопросами: «Зачем мне это надо?», и стараться заставить их учиться плохими оценками практически бесполезно.

О чём говорят плохие оценки в школе

Нина Добрынченко-Матусевич, лидер Родительской лиги, активная мама троих детей

— Сегодня образование уже не является социальным лифтом и само по себе не может никого никуда вытащить. Люди осознают эту ситуацию, но реагируют по старинке. Они предлагают вернуть ту систему образования, которая помогала нам и нашим родителям, только сделать её сильнее и лучше. Вместо этого нужно создавать новые форматы обучения и оценки полученных знаний.

Статистика показывает, что российские оценки сильно оторваны от реальности. Если в США каждый балл в школе даёт прирост к зарплате на 7%, то в России наблюдается снижение зарплаты на 7% с увеличением среднего балла — из-за уклона карьеры в академическую среду, где уровень оплаты труда ниже. В нашей стран большее значение имеет наличие опыта работы. Как показали исследования ВШЭ, если человек где-то работал во время учебы, его зарплата оказывается выше на 33%. При этом работа во время учебы, как правило, не влияет на успеваемость.

Оценка развращает и школу, и систему образования

В целом, как отмечают психологи, оценки часто превращаются в лейтмотив: в большинстве случаев никого не интересует, что действительно знает ребенок — важно, какие оценки он приносит.

Мария Волошина, практикующий психолог в системе образования

— Выбрать учителя для ребенка — это практически недоступная опция. Важно понять, как в настоящей реальности поддержать родителя и ребенка. Помощь школьного психолога для родителя заключается в том, чтобы помочь ему «отлепить» оценку от ребенка. Помочь родителю понять, какой вообще его ребенок, чем он хорош? — такие вопросы вводят родителей в ступор. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком садится и начинает разбираться, видит прогресс, работает над ошибками

Чтобы оценки были объективными, должны быть чёткие критерии, чтобы результат можно было понять и оспорить. Например, в западных странах колледжи ранжированы по средним зарплатам выпускников, абитуриентам хорошо известно, какой балл нужно набрать по итогам обучения в школе, и это позволяет говорить о взвешенной роли оценок в жизни человека.

Людмила Петрановская, психолог, блогер, автор нескольких книг, создатель Института развития семейного устройства

— В психологическом контексте мы должны понимать, что при использовании оценки для выражения субъективного отношения неизбежно формируется страх плохой оценки ребенка. Нужно отделить зёрна от плевел, ставить оценку действиям, знаниям, поступков человека от оценки самого человека. Педагоги должны оценивать конкретные действия детей в рамках образовательного процесса. Нужно оценивать, как ребенок познаёт, как он коммуницирует с внешним миром.

Какой должна быть оценка?

Чтобы оценка не была сдерживающим фактором в развитии ребенка, родителям, учителям и самим детям нужно изменить отношение к ошибкам, так как они являются элементом естественного этапа обучения. По мнению психологов, существует три уровня мотивации: увлечённость, преодоление, избегание. И если сегодня «тройка» может сформировать в человеке именно паттерн избегания, нужно всячески работать над тем, чтобы подобная отметка стимулировала к преодолению, а ещё лучше — к увлеченному изучению предмета.

Виталий Алтухов, руководитель отдела разработки и исследований «Профилум»

— Школьная оценка слишком обобщена и относительна. Она не позволяет судить о реальном потенциале ребенка. Чтобы раскрыть его, нужно использовать дополнительные метрики — оценить реальные интересы и способности ребенка, а также выявить таланты, которые могут и не проявиться в школе. Наша технология позволяет всесторонне оценить потенциал ребенка, выявить его истинные таланты, и подбирает под них конкретные варианты профессий, оптимальных внешкольных курсов и карьерных траекторий. опубликовано econet.ru 

Автор: Люся Ширшова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

что делать, как реагировать родителям

ученик в школе фото

Плохие оценки, не являются причиной для скандала. Необходимо найти фактор мешающий успеваемости, вместе с ребенком разобрать проблему, которая может скрываться не только в плохом усвоении материала, а прежде всего в усталости или проблемах со здоровьем.

Как реагировать на плохие оценки ребенка в школе

Для начала разберем этот момент. Почти каждый ребенок приносит домой плохие оценки, изредка, они не должны вызывать беспокойства, но когда ученик не смотря на интенсивное изучение материала, получает «три» или «два» достаточно часто, здесь следует найти причину. Понятно, что неудовлетворительный результат вызывает у вас раздражение, но не заходите дальше.

Ребенок не должен бояться возвращения домой с плохим показателем, это служит дополнительным стрессом, давлением на нежную психику, что не приводит к исправлению ситуации. Такой подход, скорее, вызовет обратную реакцию — страх во время контрольной работы подавляет умственную работу.

Согласно исследованиям, люди, получающие эмоциональную поддержку семьи, более успешны, поскольку на основе примера они учатся эмпатии, которая помогает строить отношения в любой сфере деятельности. Кроме того, эмоциональный интеллект, становится важнее умственных способностей. Так, развитая интуиция, подсказывает правильный выход из сложной ситуации, а также помогает вовремя заметить грядущие проблемы, что позволяет их заранее предотвратить.

Будет полезно, если вы утешите школьника, предложите свою помощь вместо упреков. Постарайтесь показать понимание, вместе подумать, что можно сделать, чтобы в следующий раз избежать плохой оценки. Спросите прямо — «чем я могу помочь», тройки редко появляются просто из-за лени. Дайте понять, что вы любите своего малыша не зависимо от оценок. Вы можете требовать пятерки, но не ставить их выше юной личности.

Причины плохих оценок

Факторов, мешающих хорошо учиться, много, поэтому поговорите с учителем школьника, с «виновником» проблемы, понаблюдайте, как он делает уроки, в какой атмосфере, делает ли перерывы между занятиями. Возможно, это результат переутомления, тогда, на время уберите дополнительные занятия.

Если возник конфликт с одноклассниками и ребенку не комфортно в классе, рекомендуется обсудить ситуацию с классным руководителем или школьным психологом. Неприятная ситуация с учителем, должна решаться вместе с учеником, решать причину произошедшего, лучше мирным путем — не забывайте, у некоторых детей хорошо развито воображение и привычка преувеличивать.

Обратите внимание на количество сна, здесь, вы можете узнать, сколько должен спать ребенок по возрастам. Недостаток сна, серьезно влияет на способность концентрировать внимание, поведение, запоминание информации. Не отпускайте без завтрака, желательно, чтобы утренний рацион состоял из орехов, сыра, молока, сухофруктов, белка в виде отварной курицы или рыбы

Наиболее распространенная причина — отсутствие мотивации, иногда это называют ленью, подробнее, читайте здесь. Неправильная стратегия обучения или сложная школьная программа, также играет здесь не последнюю роль. Попробуйте изменить тактику, например, найти в просторах интернета подходящие видео уроки если школьник не понимает учителя, а сменить его, нет возможности.

Дефицит знаний, отдельная тема для разговора. Удостоверьтесь, что ребенок не прогуливает уроки, а домашнее задание выполняется добросовестно — без применения «ГДЗ». Также подобный результат наблюдается при смене образовательного учреждения, когда школьник адаптируется к новым условиям. Другие причины плохих оценок в школе это семейные проблемы влекущие стрессовое состояние и нарушения здоровья, например, снижение зрения, СДВГ, дислексия, дискалькулия.

Плохие оценки в школе — что делать

Если вы хотите активно поддерживать своего ребенка в улучшении плохих оценок, вы должны помочь ему устранить причину неудач, предприняв следующие меры:

  • Любите ребенка независимо от оценок
  • ставьте перед ребенком краткосрочные цели — попросите принести хотя бы одну хорошую оценку за неделю, затем две, постепенно увеличивая требование, не забывая при этом, оказывать поддержку
  • мотивируйте, поощряйте посещение школы, хвалите даже за небольшие успехи
    укрепите уверенность школьника, веру в собственную уникальность и способности
  • откажитесь от наград и наказаний, это увеличивает внутренне напряжение ученика
  • уделяйте внимание, иногда, плохие оценки в школе служат способом привлечь родительскую заботу
  • занимайтесь спортом — физические упражнения, особенно на свежем воздухе, способствуют концентрации внимания.

Когда не хватает времени на занятия с ребенком, лучшим решением станет знакомство с репетитором, который по собственному опыту найдет подход и поможет исправить оценки за более-менее короткий срок.

Рекомендуем: стресс у школьников — как проявляется и что с ним делать

Помните, что плохие оценки в школе не признак неудачника по жизни, точно также обстоят дела с отличниками — пятерки, не предрекают успешность. Обратите внимание на сильные стороны, помогите ребенку в развитии талантов и всегда верьте в его необыкновенность.

«Ребенок часто получает плохие оценки в школе. Как правильно поговорить с ним об этом?» – Яндекс.Знатоки

Не все предметы даются детям одинаково легко, и если плохие отметки по каким-то определенным предметам: по точным наукам у гуманитариев и по гуманитарным у технарей, то ситуация стандартная, тут либо подтягивать оценки и знания с помощью дополнительных занятий и репетиторов, либо отступиться от ребенка, чтобы он вытягивал школьную программу, как может. Не все дети могут концентрировать внимание на тех или иных предметах, как и не все взрослые могут одинаково эффективно работать на определенных должностях.

Бывает, что проблема в конкретных учителях, которые придираются к ребенку, либо в конфликте с одноклассниками, а отсюда нежелание учиться, вся энергия уходит на то, чтобы дать отпор.

Может быть и так, что ребенку нравится получать плохие отметки, либо ему все равно, как его оценивают, интереса к учебе нет. Это сложно принять, но ребенок не станет жить в стрессе, он попробует его убрать. И когда ребенок понимает, что ему неприятно и некомфортно, что его оценки низкие, он начинает учиться усерднее. Здесь важно дать возможность ребенку взять на себя ответственность, возможно, он привык, что уроки с ним делают родители, спрашивают с него все домашние задания на проверку, вот он и расслабляется, перекладывая ответственность за свою учебу и оценки на родителей.

Бывает, что дети так реагируют на обстановку в семье, либо получают большую нагрузку на дополнительных занятиях вне школы. А бывает так, что ребенок дружит с плохой компанией, которая мешает ему учиться, стыдит его за то, что он учится хорошо, подменяет правильные ценности ложными.

И не все дети готовы на разговор, не все могут сформулировать свою проблему, некоторые уходят в отказ, в блок при разговоре, не верят, что родители поддержат. Надо дать понять ребенку, что вы его любите, какие бы он оценки не получал. Что всегда готовы прийти на помощь, объяснить непонятный материал, что для вас не оценки главное, а его знания и усердие, а оценки- дело наживное. Если вы услышите, что дело в классе, школе, учителях, то помогите ребенку в этой проблеме, а если нужно, смените школу, иногда это прекрасный выход. Если у ребенка нет желания учиться, то узнайте, что ему интересно по-настоящему. Может быть, совмещая хобби и учебу, он получит больше энергии и заряда, станет подтягиваться сам, когда увидит, что он может быть в чем-то лучшим, помимо учебы, и захочет восполнить и этот пробел.

Главное, не наседать и не кричать, сказать, что вы его понимаете, что его позицию слышите, готовы к диалогу, к помощи и поддержке. Разговор должен быть больше дружеским, чем наставническим, ребенок должен вам поверить, а вы должны поверить ему, быть на его стороне.

И ведь немало случаев, когда из троечников и двоечников вырастают успешные и счастливые люди, бизнесмены и изобретатели уникальных идей, а отличники и хорошисты оказываются неприспособленными к жизни, занимаются нелюбимым делом, теряя веру в себя, когда заканчивается школа и институт, а начинается настоящая жизнь.

Как правильно реагировать на плохие оценки детей в школе

Доктор психологических наук, директор НИЦ «Психология личности» КазНПУ имени Абая Жамиля Намазбаева рассказала, как стоит родителям реагировать на плохие или хорошие оценки ребенка в школе, передает корреспондент Tengrinews.kz. 

Психолог остановилась на том, как вести себя родителям с детьми, которые получили плохие отметки в школе.

«Наша задача — не ругать детей, а найти первопричину — почему это произошло. Причин может быть много. Первая причина — нежелание учиться, то есть ребенку не привили готовность к школе, у него нет мотивации, вторая причина и самая главная, что очень много детей приходят неподготовленными к школе. Они хотят ходить, но их уровень интеллекта, готовности ниже, чем нужно. У них просто нет основы, чтобы правильно себя вести, правильно отвечать или быть успешным. Еще одна причина связана с учителями. У нас много общих проблем. Наполняемость класса, перегрузки или плохая психологическая ситуация в классе», — сказала психолог.

Она добавила, что для детей начальных классов очень высок авторитет учителя. И большинство из них приходят в школу с желанием учиться. Однако учителя не всегда чутки к своим ученикам.

«Лучше оставьте в покое оценочную ситуацию. Оставьте грубый голос. Как разговаривают с детьми родители и учителя. Они все время пытаются указывать, управлять, руководить. Надо постараться не постоянно на детей воздействовать, а научиться с ними взаимодействовать. На нормальных, человеческих условиях», — посоветовала психолог.

«В первом классе вообще эти назидания нужно оставить, нужно только хорошее, доброжелательное отношение. И тогда ребенок старается, он дома даже родителей замучает. К сожалению, учительские кадры плохо владеют психологической компетенцией, психологической культурой и не могут создать благоприятную среду общения с родителями и детьми. Создать такой климат, чтобы каждый ребенок считал себя нужным. Любить или не любить — это их право, но они должны уважать детей как личностей. Для этого нужно относиться доброжелательно, через поощрение», — отметила профессор психологии.

«Я, например, когда отдавала детей в школу в 1970-х годах, я выбирала хорошего по характеру учителя. Я ходила в школу, в ГорОНО и выбирала доброго человека в первую очередь. Не нужно ломать душу ребенка», — добавила Намазбаева.

По ее словам, у учителей есть привычка говорить отрицательное о ребенке, который что-то не умеет делать. «Это очень пагубно. А дети жизненного опыта не имеют и думают, что все у них плохо. Ребенок плачет. Так, он бедненький приходит домой. А дома ему еще и родители начинают выговаривать и ругать его за оценки», — поясняет Намазбаева.

Она также обратила внимание на проблему того, что родители забывают о своей социальной ответственности. По ее словам, всю социальную инициативу они передали школе. «Они сняли с себя эту инициативу — быть в ответе за ребенка, за его развитие. Они должны его защищать, они должны работать с учителем, помогать учителю».

По мнению профессора, не стоит и перехваливать ребенка за пятерки.

«Речь не об отметке, а о том, каким образом ребенок относится к этой отметке. Сами же учителя и родители начинают захваливать ребенка. Троечники и двоечники бывают неуверенные, эти наоборот самоуверенные. И там, и там страдают личностные компоненты.  

О троечниках и отличниках

«Несмотря ни на что, судьбу такого ребенка (троечника — прим. автора) решает его основной внутренний психический стержень — его активность. Это позволяет ему быть в постоянном поиске и, как показывает жизнь, именно такие дети (троечники или двоечники в школе), в другой социальной среде добиваются значительных успехов. У них происходит чудесное саморазвитие», — отметила Намазбаева.

Соврешенно иной сценарий возникает в судьбе многих отличников. «К сожалению, постоянное поощрение, похвала, гиперопека, субъективно повышенная оценка окружающих формируют много негативных черт у этой группы школьников. Прежде всего, это завышенная и неадекватная самооценка, излишняя самоуверенность. Это приводит к тому, что иногда они остаются социально изолированными, а также снижается их активность, не говоря уже о наличии «комплекса отличника», — заключила психолог.

Стоит ли наказывать детей за плохие оценки в школе?

Стоит ли наказывать ребенка за плохие оценки в школе? Нужно ли лишать ребенка телефона из-за неудовлетворительной оценки по математике?

Сегодня ребенок вернулся из школы не в настроении. Швырнул в угол портфель, небрежно бросил на стул пиджак, насупился и о чем-то задумался. Мама начинает взволнованно расспрашивать, что стряслось, на что дитё обиженно достает из портфеля дневник, демонстрирует двойку по математике и захлебывается от слез.

Такая бурная реакция на плохую оценку теперь встречается не так часто, как раньше. Зачастую детям вообще все равно, что получать: двойку или пятерку. Они понимают, что за плохую отметку в школе им дома ничего не будет, поэтому уровень их успешности в школе неумолимо падает.

Нужно ли отказываться от наказаний?

Нынешняя система образования в школе и дома тяготеет к демократическим ценностям: свободе волеизъявления в школе, уважении ребенка как личности, некоем потакании его капризам, непринятии наказания как воспитательной меры. Но нужно ли отказываться от наказаний? Не будут ли родители, полностью перешедшие на демократический стиль воспитания, растить своевольных и равнодушных детей, которым потом будет все равно, где жить и работать?

Сразу следует заметить, что ни о каком физическом наказании не может быть и речи. Дети – не игрушки, они чувствуют боль и страдания. Кто-то может заявить, что за плохие оценки его был отец, а его отца в детстве так же бил дед. Но разве это нормально? В ребенке это вызывает лишь ненависть к своему родителю, а не уважение и благоговение. Но если с физическими наказаниями все понятно, то нужно ли вообще наказывать за плохие оценки? Скорее всего, нужно.

Оценка – показатель успешности ребенка

Это не всегда объективная мера, но все же она показывает, усвоил ученик школьную программу, или нет. Родитель должен быть заинтересован в успешном обучении своего чада. Он не должен пускать образование ребенка на самотек.

При помощи оценки преподаватель регулирует поведение ученика. Чаще всего дети получают неудовлетворительные отметки именно из-за своего плохого поведения. Разговаривал с соседом по парте – не понял правило по грамматике, крутился-вертелся – не смог услышать домашнее задание. И таких примеров масса. Оценка – рычаг для управления поведением ученика. Но если родители не наказывают за оценки, то учитель этого рычага просто лишается, ведь ребенку все равно, поставят ему двойку, или нет, он продолжает баловаться и мешать своим одноклассникам.

Оценка – как заработная плата. Если работник плохо трудится, он получает выговор. Так почему же двоечник не должен быть наказан за плохую успеваемость? Не обращая внимания на плохие оценки, родители вырабатывают в ребенке вредоносный стереотип: можно не работать, но все равно получать все, что пожелаешь. Такое убеждение очень болезненно скажется на его будущей трудовой деятельности и жизни в социуме.

Да, наказывать за плохие отметки нужно. Но остается один важный вопрос: пресловутое слово «наказывать». Воображение сразу рисует бедное дите, посаженное на голодовку и навечно запертое в своей комнате. Лучше говорить не «наказывать», а «реагировать». Реагировать на плохие оценки, реагировать на неудовлетворительную работу в классе, реагировать на нарушения дисциплины. Как же нужно правильно реагировать на неуспеваемость?

Как реагировать на неуспеваемость?

1. Как уже было сказано, физическими истязаниями мало чего можно добиться. Родители должны принять такие меры, которые бы указали, что плохая оценка – это действительно плохо. К примеру, сократить использование компьютера или телефона до тех пор, пока оценка не будет исправлена. Сначала на бедного родителя прольется поток слез и мольб, но проявить твердость необходимо, иначе у ребенка войдет в привычку пускать слезу всегда, когда он недоволен.

2. Дети младшего школьного возраста очень зависимы от своего окружения. Родители могут этим воспользоваться и привести ребенку пример более успешного одноклассника. Но это не должно быть в форме унижения: «Посмотри, какой он молодец, и какое ты ничтожество!» такая формулировка вызовет негативизм и неприятие. Родители просто должны сместить фокус внимания ребенка на учебу, а не на развлечения, ставить в пример, а не тыкать носом.

3. Зачем взрослые ходят на работу? Чтобы получить зарплату. А зачем дети ходят в школу? Чтобы получить оценку. Такая схема абсолютно не охватывает всей важности образования, но ребенок должен ее четко уяснить. Он не получит то, что хочет, просто так. Для достижения цели нужно потрудиться, получать хорошие отметки в школе и не нарушать дисциплину. Родитель может пообещать купить новую приставку, но взамен он имеет полное право потребовать хороших оценок за четверть. Словом, у ребенка должно быть наглядное представление о том, зачем он получает оценки.

4. Никогда не нужно скатываться до примитивных унижений. Попробуйте сами разобраться с логарифмами и сложноподчиненными предложениями, тогда и поймете, так ли легко заработать пятерку. Унижать и оскорблять могут только те, кто ничем другим «помочь» не может. Возможно, ребенок отстал и из-за загруженности школьной программы не может сам пройти упущенный материал. Родители всегда должны интересоваться домашними заданиями, помогать ребенку, а не ждать, что он сам по щелчку выучит математику и русский язык.

Реагировать на оценки нужно, иначе ребенок потеряет всякий стимул посещать школу. Демократия демократией, но пускать успеваемость на самотек нельзя, ведь это может воспитать в ребенке неправильные жизненные ценности и отношение к жизни.

Похожее

Как относиться к плохим оценкам и делать уроки без стресса — The Village


Накануне нового учебного года в издательстве «Бомбора» вышла книга психолога, блогера и «ленивой мамы» Анны Быковой «Школьники». В ней Анна рассказывает о том, как выбрать школу, как делать домашнее задание без стресса и как понять, что в общении с учителями или одноклассниками что-то пошло не так. The Village публикует отрывок, в котором говорится об отношении к школьным оценкам.


Так все-таки, школьные оценки — это важно или не важно? Правда ли, что троечники лучше устраиваются в жизни? Для ответа на этот вопрос прежде всего нужно определиться с критерием «устроенности». Если брать за критерий материальную обеспеченность, то школьные оценки не имеют с этим фактором прямой зависимости. Иными словами, среди людей, чей уровень дохода выше среднего, есть и те, кто был в школе отличником, и те, кто был троечником. Золотая медаль и красный диплом не являются гарантом финансовой обеспеченности. Интернет пестрит примерами богатых и знаменитых, которые в свое время оставались на второй год или вовсе были исключены из школы. Но другое предположение тоже неверно: тройки в аттестате не гарантируют хорошего материального дохода в будущем.


Если брать за критерий «устроенности» субъективный уровень удовлетворенности своей жизнью, то и здесь нет зависимости от школьных оценок. Впрочем, не зависит удовлетворенность и от денег, и от числа поклонников. Богатые тоже плачут, а знаменитые могут чувствовать себя одинокими.


Да, это было бы очень удобно — иметь возможность просчитать будущее счастье ребенка, найти для него математическое выражение с несколькими параметрами и следить, чтобы ребенок в процессе своего взросления не выбивался за рамки допустимых значений этих параметров. Это существенно снижает родительскую тревогу. Это дает иллюзию контроля будущей жизни. «Вот я сейчас вытяну ребенка на нужное значение параметров А, В, С, и это будет гарантом его счастья в будущем».


Порой я встречаю родителей, которые искренне считают, что нашли это выражение. Учеба в школе служит в нем одним из параметров. Границы параметра определены как «4–5» или еще строже — «5». Хорошо, если ребенок в этот параметр вписывается. Если само «счастье» он с родителями понимает одинаково. Тогда ценностного конфликта с родителями не возникнет. А если нет? Тогда начинается непростая для обеих сторон борьба.


Почему родителям бывает так тяжело принять, что ребенок не стремится получать хорошие оценки? Потому что в этом случае нарастает родительская тревога относительно будущего ребенка. Но оценка не является маркером будущего счастья. Она даже адекватным маркером способностей не всегда выступает. Оценка — это то, насколько ребенок усвоил изучаемый в школе материал. И только. Не надо навешивать на нее дополнительных критериев.


Оценка не является показателем способности. Может быть так, что способности есть, но нет желания. Или способности ребенка не вписываются в рамки школьных предметов.


Оценка не является гарантом успехов в будущем. Социальный интеллект или эмоциональный в школе не оцениваются, но могут помочь человеку сделать карьеру.


Оценка не является показателем того, насколько ребенок продвинулся в своем развитии. При выставлении оценки результат ребенка сравнивается с некой стандартной нормой, а не с предыдущими достижениями ребенка. Может быть так, что личные достижения есть, но вот оценка осталась та же самая.


Оценка не является показателем того, насколько ребенок ответственен. Ребенок может быть чрезвычайно ответственен в другой сфере, где у него есть непосредственный интерес. Могу привести пример из взрослой жизни, когда чрезвычайно ответственный менеджер среднего звена забывает купить домой пакет молока и выслушивает от супруги упреки в безответственности. Да, он забыл про молоко, потому что напряженно и ответственно думал о запуске нового проекта.


Плохие оценки в учебе — это не «ужас-ужас, ребенок туп, ленив, безответственен, никогда не сможет устроиться на нормальную работу». Плохие оценки — это ребенок почему-то не может или не хочет делать то, что требуют в школе. И все. Не надо вешать никаких ярлыков. Не надо выводить оценку личности на основе оценок в дневнике. Во взрослом мире считается бестактным вопрос «Сколько ты зарабатываешь?». Однако почему-то считается нормальным спрашивать у школьника: «Как ты учишься? Как четверть закончил?» Я не считаю, что ребенок должен перед всеми бабушками, дедушками, тетями, дядями, мамиными подругами, приятелями отца, зашедшими в гости, отчитываться, сколько у него в дневнике троек, четверок и пятерок. Разрешите ребенку не отвечать на этот вопрос. Научите его словесным формулировкам, позволяющим уклониться от темы, отшутиться. Сами тоже отшучивайтесь, если, рассказывая об оценках ребенка, чувствуете себя неловко. Вы ведь ни перед кем не обязаны отчитываться.


Когда ребенок приносит домой плохую оценку, у родителей могут возникать разные эмоции.


Жалость к ребенку. «Он так старался, но что-то не получилось. Теперь он переживает».


Жалость к себе. «Я столько усилий трачу, чтоб он учился, и такой результат».


Зависть к другим. «У всех знакомых дети отличники, и только мой…»


Чувство вины. «Я плохая мать. Я что-то упустила».


Гнев на ребенка. «Бездельник! Разгильдяй! Вообще не занимается!»


Гнев на другого взрослого (второй родитель, репетитор, учитель). «Неужели нельзя объяснить так, чтобы до ребенка дошло!»


Страх за будущее. «Как же он дальше будет жить, если будет так учиться?»


Стыд. «Что обо мне подумают?»


В норме эмоция должна быстро проходить, не оставляя сокрушительных последствий. Но бывают сокрушительные последствия в прямом смысле этого слова. Одна моя клиентка пришла на консультацию после того, как разбила молотком монитор компьютера, увидев в дневнике сына три двойки. И это еще не самые плохие последствия. Хуже, когда от физических действий страдает не предмет, а человек. Застревание в негативной эмоции чревато. Эмоции блокируют конструктивные мысли. Даже жалость к ребенку может залить настолько, что родитель окажется не в состоянии помочь ребенку, поддержать его. Между тем все сильные эмоции в основе своей имеют некое ограничивающее убеждение.


Например, такое:


«Хорошие дети получают только хорошие оценки».


«У хороших родителей дети получают хорошие оценки».


«Хорошие оценки — основа хорошей жизни».


Если убеждение соответствует реальности, то есть ребенок приносит хорошие оценки, то можно оставить себе это убеждение. (Главное, не лезть с ним к другим людям, в чужую жизнь.) Но если убеждение не соответствует жизненным реалиям, то становится сложно сохранять спокойствие, сложно избегать разочарования. И здесь есть два пути. Первый — попробовать подогнать жизненные реалии под свои убеждения. Второй — изменить свои убеждения под жизненные реалии.


Если вы уже пытались ребенка мотивировать, стимулировать, заниматься с ним, доучивать с помощью репетиторов, но оценки по-прежнему не радуют, для сохранения спокойствия имеет смысл свернуть на второй путь и проработать свое убеждение, превратив его в следующее: «У меня хороший ребенок. Хороший, даже когда получает плохие оценки. Я знаю его сильные стороны. Я знаю, что есть вещи, которые у него получаются наилучшим образом. Я уверена, что это поможет ему найти свой рецепт счастливой жизни в будущем. А я хороший родитель, потому что верю в своего ребенка».



Обложка: «Бомбора»

Проблемы с оценками! У меня стоят крайне плохие оценки в школе. Как сказать родителям об этом?

Да так и сказать, не врать же в самом деле. Исправляй, только три недели прошло, весь год еще впереди.

«Мама и Папа, у меня плохие оценки в школе. » Как-то так.

Ну плохие… это понятие растяжимое. от -4 до +2….
Так и скажи.

Письмо маме от 15-летней дочери

15-летней дочки не было дома. Мама заглянула в ее комнату и с замиранием сердца заметила письмо, оставленное дочкой на столе и адресованное ей.

Трясущимися руками женщина взяла письмо и прочитала следующее:

Дорогая мамочка!

Прости меня, пожалуйста, но я решила уехать к моему новому бойфренду. Я его очень люблю. Он — великолепен со всеми своими татуировками и пирсингом. А какой у него мотоцикл!

Но это еще не самое главное — дело в том, что я беременна. Ахмед сказал, что мы будем очень счастливы в его трейлере. Трейлер поставлен в лесу. Там очень красиво. Ахмед хочет иметь много детей, и это и моя мечта.

Я многое узнала от Ахмеда. Кстати, марихуана — совсем безвредная трава. Мы будем ее выращивать во дворе нашего трейлера для нас и наших друзей, а они будут взамен угощать нас кокаином и экстази.

Пока же молись вместе с нами, чтобы ученые побыстрее нашли лекарство от СПИДА, чтобы Ахмед смог почувствовать себя лучше. Он это заслуживает.

Мамочка! Пожалуйста, не волнуйся за меня! Мне уже 15 лет, и я могу сама о себе позаботиться.

Когда-нибудь я приду к тебе в гости, чтобы ты увидела своих внуков.

Твоя любящая дочь.

P.S. Мам! Я написала неправду! На самом деле я в гостях у соседей. Я просто хочу сказать тебе, что в жизни могут случиться куда более неприятные вещи, чем рапорт о моих оценках, который находится в верхнем ящике моего стола.. .

Плачь и кайся, сморкайся погромче…

сделать оценки лучше