Методический материал «Названия элементов букв»
Названия элементов букв
короткая наклонная линия
короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо
короткая наклонная линия с закруглением внизу влево
короткая линия с закруглением сверху и снизу
удлиненная наклонная линия
удлиненная наклонная линия с пе́тлей внизу
удлиненная наклонная линия с пе́тлей вверху
малый левый полуовал
малый правый полуовал
малый овал
удлиненная наклонная линия
удлиненная наклонная линия с закруглением внизу влево
удлиненная наклонная линия с закруглением внизу вправо
верхний элемент букв Г, П, Т
верхний элемент буквы Р
большой левый полуовал
большой правый полуовал
большой овал
Образцы объяснения написания букв
Начинаю писать от верхней линии рабочей строки. Пишу короткую наклонную линию до нижней линии рабочей строки, не отрывая руки (или отрыв) веду по написанному до середины, пишу петлю, провисную линию, довожу до верхней линии рабочей строки, не отрывая руки, пишу короткую наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки до ее середины.
Начинаю писать от середины рабочей строки. Пишу малую петлю, касаясь верхней линии рабочей строки, малый левый полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки до ее середины.
Начинаю писать чуть выше середины рабочей строки. Пишу петлю, удлиненную линию, пересечение на верхней линии рабочей строки, пишу малый овал, касаясь нижней и верхней линий рабочей строки.
Начинаю писать от верхней линии рабочей строки. Пишу короткую наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, веду до верхней линии рабочей строки, не отрывая руки (или отрыв) пишу удлиненную наклонную линию с петлей внизу, чуть ниже середины дополнительной (вспомогательной) строки, пересечение на нижней линии рабочей строки.
Начинаю писать чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки, пишу большой овал.
Начинаю писать чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки, пишу удлиненную наклонную линию с петлей, касаясь нижней линии рабочей строки, большой правый полуовал, не касаясь первого элемента и нижней
линии предыдущей рабочей строки.
Начинаю писать чуть выше нижней линии рабочей строки, пишу начальное закругление, касаясь этой линии, наклонную линию, не доводя до нижней линии предыдущей рабочей строки, не отрывая руки ( или отрыв), пишу вторую удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, до ее середины.
Начинаю писать чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки. Пишу закругление, не доводя до этой линии, удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, веду до высоты первого элемента, не отрывая руки (или отрыв) пишу удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо чуть ниже середины рабочей строки, пишу опущенную петлю.
Конспект пробного урока «Написание элементов букв»
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Троицкий педагогический колледж»
Конспект пробного урока
по письму
студентки НК-4 группы
Козулиной Ирины Юрьевны
Урок проводится в МБОУ «Лицей № 13»
в 1 «А» классе
Дата проведения: 18.09.2014 г.
Методист:
Учитель:
2014 год
Тема: «Написание элементов букв»
Личностные: заинтересовать в изучении темы
РУУД: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известнои освоено и что еще неизвестно, принимать и сохранять учебную залачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; освоение начальных форм познавательной рефлексии.
ПУУД: проводить классификацию по заданным критериям. осуществлять синтез как составление целого, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
КУУД: формулировать собственное мнение и позицию. допускать возможность существования у людей различных точек зрения
Предметные результаты:
-формирование умений написание элементов букв
— развитие моторики руки
-развитие умения в выполнении звукового анализа
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
-Прозвенел уже звонок, начинается урок!
Проверьте, чтобы ничего на парте не лежало лишнего!
-Здравствуйте, садитесь!
Объявление темы. Постановка учебных задач урока
-Ребята на уроке письма, мы готовимся к написанию букв. И сегодня мы познакомимся с написанием нового элемента, а какого вы узнаете, отгадав загадку.
Я в хоккей играть люблю,
Шайбу шуструю ловлю.
Раз бросок, ещё бросок –
Очень ловкий я игрок.
На воротах я с подружкой,
Крепкой новенькою…
Отгадка прячется в ваших тетрадках.
-Для чего она нужна?
-клюшкой
-для игры в хоккей
Подготовка к письму
-Ребята, откройте прописи на
странице 14.
Тема нашего урока написание элементов букв.
Задача нашего занятия научиться писать новый элемент букв.
Чтобы твоя спинка оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получалось красиво, за партой нужно:
— сидеть прямо;
— опираться спиной на спинку стула;
— не опираться грудью на стол;
— ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
— туловище, голову, плечи держать ровно.
А знаете ли вы, как правильно держать ручку?
Представим, что на среднем пальце правой руки есть «подушечка»:
На эту «подушечку» укладываем ручку.
Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху.
Раз все готовы:
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать!!!
-Посмотрите внизу на картинку
-На что похож наш элемент «плавная линия» на рисунке?
-А какие еще есть линии на этой картинке?
-А сейчас возьмите цветные карандаши, обведите 3 елочки, грибочки, обратите внимание. Что последний грибочек и елочку вам нужно дорисовать самим.
-Ребята, давайте все дружно встанем и отдохнем
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту.
-на веточку
-прямая линия
Знакомство с написанием элемента
-Ребята, как называется наша линия? Кто помнит?
-У нас есть верхняя линия рабочей строки и нижняя линия рабочей строки. А еще есть вспомогательная линия.
Посмотрите, как я буду прописывать этот элемент.
-Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, ведем вниз, закругляем, не отрывая руки, ведем вверх до верхней линии рабочей строки.
Это мы написали маленькую плавную линию, а теперь посмотрите как писать большую.
-Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, ведем вниз, закругляем, не отрывая руки, плавно ведем вверх до вспомогательной линии.
-Приступайте к работе в прописях и чередуйте, большая и маленькая.
-Не забывайте, что линии наклонные, а чтобы они были наклонные тетради у вас должны лежать под углом.
-Обратите внимание, 3 линии вам нужно закончить самостоятельно.
-Ребята, давайте встанем и отдохнем
— плавная линия
-прописывают элемент в прописях
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
Упражнения в звуковом анализе
-Ребята, а сегодня на уроке обучения грамоте чему мы учились?
-Давайте вспомним, как это делается
-Для начала отгадайте загадку
Люди все его боятся –
Очень любит он кусаться,
Хоть и маленький бандит.
А когда летит – пищит.
-Посмотрите на схему, сколько звуков здесь выделено?
-Начнем произносить первый звук, будем несколько раз его повторять.
-Второй звук,тянем
-Третий звук
-Четвертый
-И последний звук
Я вам предлагаю сейчас поработать в тренажёрах. Откройте стр. 10. Начните прописывать первую строчку. (и так по очереди все строчки.)
Домашнее задание у вас будет закончить стр. 10 у ваших тренажёрах.
-определять количество звуков
-комар
-кккккомар
-кооооомар
-комммммар
-комаааар
-комаррррр
Занятия: «Обучение алфавиту дошколят»
Обучение детей дошкольного возраста алфавиту
Программа обучения первого класса требует у первоклашек знания алфавита. К ознакомлению с алфавитом можно приступить в любом возрасте. Некоторые родители начинают изучение алфавита, когда маленькому человечку даже не исполнился год. А многие не задумываются над этим до школы. Конечно, это крайности. В первом случае еще рано, во втором — уже поздно. Оптимальный возраст для изучения букв — это 4,5–5 лет. В этот период у детей развивается способность анализировать, сильно расширяется интерес к окружающему и повышается способность поглощать информацию.
Но если вы решили начать обучение алфавиту или его закреплению в 6-7 лет, думаю что 3 месяца летнего отпуска будет вполне достаточно.
Данные разработанные мной занятия помогут выучить, повторить и закрепить знания алфавита.
Никаких экзаменов и насильственного принуждения к изучению. Только собственное желание ребенка и его инициативность. Занятия довольно интересны. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если ребенок самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство. И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.
Все занятия разработаны в игровой форме. Что для ребенка дошкольного возраста является ведущей деятельностью. Данные занятия разработаны на 40 минут, желательно их делить. И проводить одно занятие не более 20 минут, чтоб ребенок не утомился и не потерял увлеченость к обучению букв и звуков.
Цель: обучение алфавиту на основе закрепления наиболее общих закономерностей устройства и функционирования графической системы русского языка.
Задачи.
Учебные: усвоение форм и последовательности печатных буквенных символов.
Обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей (логического мышления, устойчивого внимания, произвольной памяти).
Формирование потребности и мотивации чтения.
Воспитательные: воспитание сознания чутко воспринимающего мир: Развивающие: расширение кругозора, развитие познавательных способностей (логического мышления, устойчивого внимания, произвольной памяти).
Используемые материалы при составлении занятий
Картинки https://go.mail.ru/search?gp=811014&fr=chxtn12.0.23&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8
https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/535654494/
http://golddragonfly.ru/bukva-i-raskraska-naydi.html
https://go.mail.ru/search_images?fr=chxtn12.0.23&sbmt=1529559030846&gp=811014&q=%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D1%81+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8
«Игры, направленные на закрепление графического образа букв»
Подготовила учитель – логопед
И.П. Петенкова
Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует множество разнообразных приёмов, помогающих запомнить графический образ букв.
Например, буквы можно лепить из пластилина или соленого теста, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных шнурков и цветной проволоки, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.
Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильно опознавать «наждачные» буквы. Для этих целей полезно использовать тактильные карточки, на которых буквы выполнены из различных материалов: круп ( фасоль, горох, греча), текстильные материалы ( бархат, драп, шелк), бросовый материал ( полипропиленовые трубки небольшого диаметра, колпачки, крышки, поролоновые губки и т.д ).
Полезно использовать приём «дермолексия», когда педагог или родитель на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
Полезны задания, усложняющие узнавание букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы».
Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И?; из Щ – Ц? и т. д.)
На развитие памяти и внимания возможно использовать игры с буквами: «Какой буквы не стало» , «Что изменилось?» «Найди такую же», «Подружи две буквы» и т.д.
Игра «Волшебный мешочек» — где ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы развивает тактильную память особенно интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Также можно использовать приём, когда ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.
Сложи фигуру из семи палочек • убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О; |
Найди и закрась буквы
Найди и закрась гласные красным цветом.
Найди и закрась согласные:
Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.
Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом.
Найди и закрась только буквы.
«Стёртые буквы» (гласные)
Узнай и назови буквы
«Пунктирные буквы» (согласные)
Узнай и назови буквы
«Зашумленные буквы»
«Найди правильно написанные буквы»
«Стилизованные буквы»
Они помогут ребенку хорошо запомнить буквы, научат ребенка отличать в облике буквы существенные черты – независимо от размера, цвета и второстепенных графических деталей, т.е. сформируют навык быстрого узнавания буквы. Такая тренировка нужна еще и для того, чтобы в будущем ребенок легко мог прочитать любой текст, независимо от того, какой шрифт при этом использовался
«Узнай буквы по зеркальному изображению»
Узнай букву в картинке
Найди заданные буквы, раскрась. Смотри, что получилось.
Раскрась все буквы С синим цветом, все буквы У – желтым.
Найди и раскрась буквы по заданию.
Узнаем печатные и прописные буквы
Найди и раскрась заданную буку
Найди все буквы. Сколько их ?