Содержание

СКАЗКА «Заюшкина избушка» читать онлайн + слушать аудиосказку бесплатно!

сказка Заюшкина избушка картинка

Сказка «Заюшкина избушка»: читать текст + слушать аудио

Автор: русская народная сказка

Краткое содержание для читательского дневника

Главные герои:

  • Заяц — умелый, но слабый
  • Лиса — неумелая, но хитрая
  • Волк — трусливый
  • Медведь — трусливый
  • Петух — недоверчивый, храбрый

Краткое содержание:

В сказке «Заюшкина избушка» повествуется о двух персонажах: о зайке и лисе. Лиса проживала в ледяной избушке, а заяц — в любяной. Вот лисица и подсмеивалась над зайкой, что у него темная изба, а у неё светлая. Правда, весной ледяной дом растаял, поэтому пришлось лисице проситься к зайцу. Заяц — добрая душа, несколько раз пускал лису к себе в дом, а вскоре она и печь заняла. Через пару дней она зайку из дому выгнала, заявив, что не хочет с ним проживать. Расстроился зайчик, сидит и плачет, а мимо пробегали собаки. Рассказал зайка свою печальную историю, а собаки пообещали ему помочь и хитрую бестию выгнать. Однако лиса не только не покинула чужой дом, но еще и пригрозила собакам с ними расправиться. Сидит заяц и плачет, подходит к нему волк, и тоже пообещал выгнать лису. Но и у волка ничего не получилось, как впрочем, и у медведя, который тоже пытался защитить зайку. И тут увидел горюющего зайца петух с косой на плече. Как узнал причину горя, так сразу и пошел лисицу выгонять. Видно, грозный петушиный голос и коса произвели на рыжую хитрюгу впечатление, поскольку она тут же убежала. Заяц предложил отважному петуху жить вместе и тот согласился. Стали они жить вместе в лубяной избушке.

Заюшкина избушка сказка-мультфильм смотреть онлайн


Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

— Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!

— Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

— Пусти меня, заюшка, на крылечко.

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

— Пусти меня, заюшка, в избушку.

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просилась, просилась, заяц пустил ее и в избушку.

Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.

На четвертый день лиса опять просит:

— Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просила, просила лиса, да и выпросила — пустил ее заяц и на печку.

Прошел день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы обтирает. Бегут мимо собаки:

— Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — мы ее выгоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним!

Пошли к избушке.

— Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:

— О чем, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — я ее выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:

— Уыыы… Уыыы… Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:

— О чем ты, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я ее выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Пошел медведь к избушке и зарычал:

— Рррр… ррр… Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и ушел.

Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.

— Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

Пошел петух к избушке:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

— Одеваюсь…

Петух опять:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

А лиса говорит:

— Шубу надеваю…

Петух в третий раз:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Сказка «Заюшкина избушка»: кто главные герои сказки?

Кто главные герои сказки «Заюшкина избушка»?

тэги:

главные герои,

заюшкина избушка,

сказка

категория:

образование

ответить

комментировать

в избранное

бонус

2 ответа:

старые выше
новые выше
по рейтингу

2


Ninaa­rc
[210K]

1 день назад

Герои сказки «Заюшкина избушка» — разные животные, но главных персонажей двое. Самый главный герой — доверчивый и простодушный Заяц, который поверил в сладкие слова Лисы. Зайчик — добрый персонаж, а потому он пускает рыжую переночевать, причем несколько раз. Он даже не подозревает, чем обернется для него неспособность предвидеть возможное развитие событий.

Лиса — тоже главный герой сказки, но отрицательный. Эта рыжая бестия смогла втереться в доверие к хозяину лубяной избушки, а потом выжить его из собственного дома. Лиса хитрая и самоуверенная, а поэтому даже не подозревает, что найдется герой, который сможет заступиться за скромного Зайца.

Петух — решительный и отважный персонаж, он смело ринулся спасать зайчика. Его решительное приведение привело к тому, что Лиса в страхе покинула избушку.

Кроме того, в сказке присутствуют Собаки, Медведь и Волк, которые хотя и хотели помочь зайцу, но Лису испугались.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

1


Maksi­m Vyrsk­ii
[71K]

14 часов назад

Герои сказки «Заюшкина избушка»:

Лиса — отрицательный герой сказки, хитрая и коварная.Обманула зайчика, заняв его избушку.

Петух — смелый и решительный, не побоялся спасать зайчика, смог сделать так, что лиса покинула избушку.

Зайчик — добрый и наивный,пустил лису переночевать, а она обманула его.

Также в сказке присутствуют следующие персонажи: Собака, Волк и Медведь. Они тоже хотели помочь, но испугались лисы.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Заяц — сказочный персонаж — Щи.ру

заяц в русских народных сказках

Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя, но изображается двояко. В одних повествований это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам.

Заяц в русских народных сказках

Русская народная сказка: «Заяц-Хвастун»
Русская народная сказка: «Зайкина избушка»
Русская народная сказка: «Мужик и заяц»
Русская народная сказка: «Волк и заяц»
Русская народная сказка: «Мороз и заяц»
Русская народная сказка: «Ёж и заяц»

Почему зайцу в сказках приписывают трусливость и проворность?  

Заяц в природе питается капустой, корой деревьев и корнеплодами. Он абсолютно безобидный, пока ему ничего не угрожает. Но для хищных животных он является настоящим лакомством, поэтому заяц лишний раз прибегает к маскировке и бегу. От того, что его основные защитные реакции – скрываться и убегать, его посчитали трусливым. Но мнение людей со временем развеялось, когда они увидели, как зверь может постоять за себя в неминуемой схватке с хищником. При столкновении он может сильно ударить нападающего задними лапами и даже вспороть брюхо атакующего своими крепкими ногтями. Скорее всего, по этой причине образ зайца в сказках со временем поменялся, когда стереотипы сошли на нет.

Хитростью и ловкостью его наделили охотники, которые, по собственному опыту поймать зверя, знают, как тот умело может путать следы и прятаться.            

Прозвище зайца в сказках

Зайца в сказках всегда называют с нежностью, в уменьшительно-ласкательной форме – Зайчик, Зайка, Зайчонок, делая акцент на миловидности и безобидности персонажа. Единственное более грубое прозвище, которое можно встретить в народных повествованиях – Косой. Есть несколько пояснений его возникновения: 

  • Во-первых, из-за особенности расположения глаз и его диапазону обзора. Из-за чего он всегда поворачивает голову, чтобы рассмотреть встречного своим боковым зрением.
  • Во-вторых, заяц постоянно путает следы, двигаясь в разных направлениях, чтобы его не выследили хищники. Это умышленный маневр, а не просто неспособность двигаться прямо.

Ложное прозвище Зайчишка-трусишка тоже довольно просто объясняется. Дрожь его связана с постоянным мышечным напряжением. Это, так как и постоянное принюхивание, необходимо, чтобы быстро среагировать на опасность. То есть, по сути, он не боится, он просто в постоянной готовности. И, тем не менее, если он почует опасность, то сразу же убежит. Что в человеческом поведении расценивалось бы как трусость.           

Но бег – это, и правда, одна из сильных сторон животного, особенно на коротких дистанциях. Поэтому не зря в сказках ему дали еще одно прозвище — Зайчик-побегайчик.

Образ зайца в народных сказках

В некоторых сказках о зайцах предполагают рассказ именно о животном. В них  объясняется, почему у него губа раздвоена и шубка меняется (Например, «Снег и заяц»). А другие показывают на этом образе человеческие отношения, где под животным подразумевают доброго, но трусливого и беззащитного человека.   

  • «Зайчишка-трусишка» — демонстрирует трусливость, борьбу со страхом и смекалистость этого животного;  
  • «Заяц и медведь» — показывает доброту персонажа, его альтруизм, умение держать слово, ответственность. Вот такие вот положительные качества, которые преобладают над боязливостью.   
  • «Заяц-хваста» — в данной сказке смелость героя проявляется при необходимости помочь другим.   
  • «Лиса и заяц» — традиционная роль жертвы, беззащитного бедолаги, добротой которого пользуются негативные персонажи.  
     

Сказки, в которых заяц хитрец и храбрец, в основном имеют авторство. Но произведение пришлось по духу простому народу и стало частью фольклора. 

Лиса — сказочный персонаж — Щи.ру

лиса в русских народных сказках

Лиса в русских народных сказках стала олицетворением злого ума. Она красива, обольстительна, красноречива, может легко притвориться беззащитной и слабой, манипулируя другими ради собственной выгоды. Чтобы достичь желаемого, рыжая бестия готова задействовать все свои козыри – обман, коварство, мошенничество, обольщение. В сказках лисица выступает в качестве негативного персонажа, который, пытаясь обхитрить положительного героя, сам становится жертвой, расплачиваясь за свою подлость и лицемерие.    

Лиса в русских народных сказках

Русская народная сказка: «Лиса и кувшин»
Русская народная сказка: «Лисичка-сестричка и волк»
Русская народная сказка: «Медведь и лиса»
Русская народная сказка: «Овца, лиса и волк
Русская народная сказка: «Кот и лиса»
Русская народная сказка: «Лиса и журавль»

Почему лисе приписывают острый ум и изворотливость?

Хитрая лиса, как персонаж сказок, появилась в результате наблюдений простого народа за этим зверьком. В основном это рассказы охотников, которые лично видели проделки рыжей плутовки. Не раз она прикидывалась мертвой, чтобы поймать дичь. В роли пленницы она ведет себя аналогично, чтобы ослабить бдительность охотника и сбежать. Может упасть при выстреле оружия, как будто раненая, когда же ее забросят к остальной добыче, то в любой удобный момент она улизнет. Даже при серьезных ранениях лисицы умудрялись вылезти из мешка и удрать опять в лес. Поскольку она не наделена особой силой, чтобы выжить ей приходится прибегнуть к хитрости.

А охотятся за ней часто, то из-за красивого меха, то из-за ее разбойничьей деятельности. Она сама хороший охотник – ловкий, хитрый, бесшумный. Ее жертвы – зайцы, кузнечики, мыши, бабочки, рыба, майский жук, молодая косуля, а также домашняя птица и высиженные ею яйца. Из-за того, что она часто лазит по курятникам, хозяева домашней птицы ее невзлюбили. Именно поэтому в народе лиса приобрела образ ловкой злодейки-воровки.      

Прозвища лисы в сказках

В сказках лисицу рисуют настоящей красавицей из-за ее роскошной рыжей шубки. И, несмотря на негативность персонажа, называют часто ласково «кумушка» или «сестричка». Подобные родственные связи она имеет с другим антигероем сказок – волком и другими животными, которых все равно также может дурачить. Есть и другая предпосылка этому прозвищу – лукавый женский образ, который встречался в народе. Хитрая и острая на язык кумушка или соседушка, которая была в каждом селе, способная засластить собеседника и достичь своих корыстных целей.

В одной из русских сказок лисе даже имя дают – Патрикеевна. Но оно не в честь женщины, а в честь наместника Новгорода князя Патрикея Наримантовича. Он прославился в народе, как хитрый и недобросовестный управитель, манипулирующий людьми и наживающийся в нечестный способ.

Образ лисы из народных сказок

В каждой из сказок выделяются конкретные черты лисички. Редко, когда она выступает жертвой. В основном это искусный обманщик и мошенник:      

  • «Лиса и Журавль» отображает двуличие – внешнюю доброжелательность и гостеприимность, скрывающими равнодушие к чужим потребностям и расчет;
  • «Лисичка-сестричка и Волк» показывает авантюризм злодейки, ее склонность к озорству и насмешке, лицемерию даже со своими собратьями;
  • «Лиса – исповедница» — образ рыжей героини олицетворяет коварство и злопамятность;
  • «Петушок — золотой гребешок» и «Колобок» — героиня обманывает наивных добродушных персонажей ради своих корыстных целей;
  • «Лисичка со скалочкой» — раскрывает образ лисицы-мошенницы, жадной и бесчестной;    
  • «Лиса и тетерев» показывает основные черты персонажа — лесть и обман, лицемерие;  
  • «Снегурушка и Лиса» — одна из немногих сказок, где персонаж животного является положительным. Здесь она проявляет доброту и альтруизм, помогая Снегурушке.

Народ в сказках демонстрировал негативное отношение не к самому животному, а к тем качествам, которое оно символизирует.

Урок литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух» УМК «Перспектива». 1-й класс

Целевые установки урока:

  • формирование понятия об отличительных
    особенностях сказки;
  • развитие у школьников посредством
    художественных деталей воображения и образного
    восприятия;
  • расширение личного эмоционального опыта,
    выработка нравственных качеств и развитие
    духовного мира ребенка.

 Оборудование:

  • М/м презентация.
  • Видеофильм.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Тихо все садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.

2. Мотивация к учебной деятельности

Слайд №1. «Страна Литературия»

– Мы продолжаем путешествие по удивительной
стране Литературии.

Слайд №2.  «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам
найду способ!»

– Как мы будем строить свой урок? (Дети читают
со слайда: « Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду
способ!»).

– Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а
потом постараться самим открыть новое знание.
– У нашего друга Смайлика прекрасное
настроение,  он вновь пришёл к нам на урок
получать новые знания. Покажите какое у вас
настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно,
вперёд за знаниями.

2. Актуализация знаний.

– С чего начнём работу? (С повторения).

Слайд №3. «Устное народное творчество».

– Продолжите предложение.
Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки,
считалочки, сказки, скороговорки, частушки  –
это («устное народное творчество».)

Слайд №4. «Устное народное творчество».

– А как по другому называют «Устное народное
творчество»?(Фольклором).
– А что вы знаете о фольклоре – устном народном
творчестве? Почему «Устное народное творчество»?
Устное – значит из уст в уста;
Народное – то, что создал народ;
Творчество – создание чего то нового.
Верно – это словесное творчество народа,  опыт
предшествующих поколений, отражающий сущность
их жизни.  Оно возникло задолго до того, как
люди овладели письменной речью. Они передавали
свое творчество последующему поколению из уст
в уста. Отсюда и произошло название. Устное
народное творчество придает языку яркость,
красоту и выразительность.
Сегодня мы посвятим  наш урок одному из
любимых вами жанров устного народного
творчества, а какому вы догадаетесь сами.

Слайд №5. «Слова»

Прочитайте слова и скажите из какого из жанров
они потерялись?
Зачин, повторы, концовка, присказка, … – это
сказка.
– Совершенно верно, это ,конечно же, сказка.
– А что такое сказка?  Сказка – это
вымышленная история.
– Назовите отличительные особенности сказки,
чем она отличается от таких жанров как рассказ,
повесть?  В сказках есть мораль, волшебство,
мудрость, главная идея – добро побеждает зло,
наличие реальных и нереальных героев, волшебных
предметов; троекратные повторы подвигов,
действий, событий.
– Какие вы знаете жанровые разновидности
 сказок?

Слайд №6.  «Сказки – народные,
авторские».

  – Верно,  сказки делят на авторские и
народные. Уже из названий понятно, что авторские
– это сказки, которые были написаны конкретным
известным писателем-сказочником, а народные –
те, которые не имеют одного автора. Народные
сказки передаются из уста в уста, из поколения в
поколение, и первоначальный автор никому не
известен. (О животных, бытовые, волшебные)

Народные
сказки.               
               Авторские
сказки

– Назовите народные сказки?
Колобок, Гуси-лебеди, Курочка-ряба, Репка, Маша и
медведь, Морозко, Василиса Прекрасная,  По
щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро
козлят, Лиса и журавль.
– Назовите имена самых известных сказочников?
Самыми известными сказочниками являются А.С.
Пушкин, Конст.Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан
Андерсен, братья Гримм, Шарль  Перро и многие
другие.
Постановка учебной задачи.
– Молодцы, много знаете сказок.
– Давайте послушаем одну из сказок и назовём её
автора.

Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка». Прослушивание
аудиозаписи.

– Кто автор этой сказки? (Русская народная
сказка).
– А кто запомнил, как называется сказка? (
«Заюшкина избушка».)
– Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой.

Слайд № 8. Тема урока: «Лиса, заяц и петух».

– Прочитайте название сказки. Как вы думаете в
библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку?
(Народные сказки или авторские сказки).
Совершенно, верно –это русская народная сказка.
О ком будет рассказываться в этой сказке? Можно
определить по названию?

Работа с учебником

– Давайте откроем учебник на стр.66  и
рассмотрим иллюстрации. 
– Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображён на
иллюстрации ?
– Что можно рассказать о героях русской народной
сказки?
– Кто в сказке оказывается хитрым, глупым, злым?

Основная часть урока

Слайд №9. «Иллюстрация к сказке»

– Давайте прочитаем сказку. Чтение сказки
цепочкой.
– Понравилась вам сказка?
– Оправдались ли ваши предположения о героях
сказки?
– Назовите всех героев сказки. Почему не все они
вынесены в название сказки?
– Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка»,
чем они похожи и чем отличаются?
Сходство – сюжет и композиция, язык,
идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и
конец сказки.
Отличие – название сказки, больше
героев.
– А как вы думаете, почему очень похожи эти
сказки? Сказки очень похожи, потому что они
народные, люди рассказывали их друг другу,
передавали из поколения в поколение, при этом
каждый автор мог добавить что-то своё, даже
 изменить название сказки.
– Как вы думаете, почему народ назвал её именно
так, может быть её можно было бы назвать
по-другому, например, «Лиса и заяц».

Работа по анализу сказки «Лиса, заяц и
петух»

Выборочное чтение.

– Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»?
Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса
да заяц.)
– А почему всё-таки неизвестный нам автор назвал
сказку именно «Лиса, заяц и петух»?
Главными героями как раз и являются герои,
заявленные в заглавии. Между ними
разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в
сказке еще действуют собаки и медведь – они
выполняют второстепенную роль.

Слайд №10. «Характеристика героев сказки». Работа
над характеристикой героев русской народной
сказки.

Итак, главные и второстепенные герои сказки –
животные. Причём животные необычные, они
наделены человеческими качествами, они ведут
диалог, владеют как человек речью, а значит, у них
есть характер.
– Давайте поработаем над характерами героев
сказки, чертами, которые характеризуют наших
героев.

Слайд №11. «Исследовательская работа».
Работа в парах.

– А теперь давайте поработаем в парах, проведём
исследовательскую работу: выполним задание на
поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые
характеризуют того или иного героя.
– Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения,
которые характеризуют героев сказки.

Выборочное чтение.

Работа в парах.   Продолжаем
работу в парах.
– Соотнесите качества и сказочных героев.
Подтвердите свой ответ текстом.

Слайд №12. «Словарь качеств».

«Словарь качеств». (раздаточный материал на
парту).

ЛисаЗаяцСобакиМедведьПетух
Хитрая
Смелая
Добрая
Отзывчивая
Злая
Храбрая
Глупая
Трудолюбивая
Умная
Находчивая
Трусливая
Ленивая
Уверенная в своих силах
Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах
Хитрые
Смелые
Добрые
Отзывчивые
Злые
Храбрые
Глупые
Трудолюбивые
Умные
Находчивые
Трусливые
Ленивые
Уверенные в своих силах
Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах
Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах

Вывод.  Итак, давайте сделаем вывод:

Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в
своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый,
трудолюбивый.
Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые.
уверенные в своих силах.
Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих
силах.
Петух – хитрый, умный, находчивый, уверенный в
своих силах.
Кто из персонажей обладает одинаковыми
качествами?
Лиса — умная и хитрая, и  Петух — умный и
хитрый.

– Почему же Петух побеждает?  Петух
побеждает, потому что он стоит на страже добра,
мира и справедливости, он защищает слабого зайца,
значит, ему по праву и достается победа.

Слайд №13. «Физкультминутка».

Слайд №14 «Сюжет и композиция сказки».

Работа над сюжетом и композицией сказки.

– Давайте проанализируем, как построена
сказка, какова её композиция.
– Расскажите, что происходит в сказке. О чем в ней
повествуется? (В сказке рассказывается, как
петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки
восторжествовала справедливость.)
– Можно ли сказку разделить на части?  В сказке
можно выделить несколько частей.
– Сейчас вы самостоятельно перечитаете ещё раз
сказку и определите сюжетную линию, тоесть
разделите  на смысловые части: определите
завязку, развитие действия и развязку.

Самостоятельное чтение сказки. (Жужжащее
чтение.)Ученики перечитывают сказку и карандашом
делят ее на смысловые части.

– Проверяем, на какие части можно разделить
сказку?  
– С чего начинается сказка? Начинается сказка с
завязки – это часть сюжета, которая  намечает
исходную ситуацию: время, место действия, героев
произведения, их взаимоотношения.
– Прочитайте, какими словами заканчивается
первая часть.

1 часть – … да его из избушки и выгнала.
– Какое событие лежит в основе развития сюжета,
действия?
– Как это событие представлено в сказке?
Развитие сюжета начинается почти сразу, как
только лиса попросилась к зайчику ночевать. В
сказке начинает развиваться конфликт между
зайцем, который остался без своего домика, и
лисой, которая выгнала зайчика из своей избушки.
– Прочитайте, где вы закончили вторую часть.
2 часть – Медведь испугался и ушёл.
3 часть– Развязка.
– Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать
лису? Почему?  Помогают зайчику другие герои
сказки: собака и медведь, но никто из
представителей ни домашних, ни диких животных не
может решить созданную проблему. Сумел помочь
зайчику крикливый петух. Именно он, умный, хитрый,
лису выгоняет из домика.

Слайд № 15. Исследование языка сказки.

– А сейчас давайте продолжим исследование
сказки и поработаем над её языком.
Исследовательскую работу будем проводить в
группах.

Работа в группах.

Одна группа ищет непонятные или незнакомые
слова в сказке, вторая – образцы малых
фольклорных жанров (заклички, приговорки), третья
– повторы.

Проверка.

Вывод: Народная сказка с её
неповторимым повествованием, напевностью,
характерной для русского языка, в ней  много
исконно русских слов, выражений, закличек, 
приговорок,  что так часто использовал в своей
речи русский народ.

Напевность
Много исконно русских слов, выражений
Заклички, приговорки.

Слайд №16-25. « Иллюстрации к сказке».
Инсценирование отрывка из сказки.

Слайд №26. Обобщение по теме урока.

– В основу сказки положено одно событие – лиса
отняла домик у зайца, поскольку ее дом,
построенный не на совесть, растаял. Для
восстановления справедливости необходимо
вернуть домик зайцу.
Необычна сказка и с точки зрения своей структуры.
Сказка о животных, как и другие виды сказок, имеет
особое начало — присказку, зачин; именно это
начало позволяет сказать, что мы читаем сказку. В
ней четко разграничены положительные и
отрицательные персонажи, и заканчивается она
торжеством добра над злом. Именно в это всегда
верил народ.
– Можно ли сказать о сказке «Лиса, заяц и петух»,
что «справедливость в ней царит»?
– Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в
победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
(«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок».)
Чему нас учит сказка?
(Сказка учит:«Поступай по справедливости – и
победа будет обязательно за тобой».)

Слайд №27. «Оцените свою работу на уроке».

Рефлексия.

– Оцените свою работу на уроке:

  • Я могу назвать героев сказки.
  • Я могу назвать качества характера героев
    сказки.
  • Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а
    не лиса.
  • Я могу пересказать сказку.

Слайд №28.  «Рекомендации по работе в
семье».

– Найти в домашней библиотеке книгу с русскими
народными сказками.
– Прочитать одну из сказок.Рассказать взрослым,
какое произведение было прочитано в классе и кто
автор.
– Нарисовать иллюстрации к понравившемуся
эпизоду.

Слайд №29. Настроение.

Сказка Заюшкина избушка русская народная текст с картинками

русская народная сказка
Сказка Заюшкина избушка краткое содержание:

Сказка «Заюшкина избушка» о том, как зайчик построил себе лубяную избушку, а лисичка ледяную. А когда пришла весна, лисий домик изо льда растаял. Тогда она решила забрать себе заячью избушку. Сначала попросилась к нему переночевать, а потом и вовсе выгнала его на улицу. Долго горевал зайчик.

Потом пытались ему помочь волк и медведь, но у них не пучилось выгнать лисицу из домика. Только петушку удалось выгнать лисицу из домика. Так и остался заяц жить с петушком.

Эта сказка учит тому, что нужно осмотрительнее выбирать друзей, что люди на добро не всегда отвечают добром. Но все же есть и такие люди, которые могут помочь в тяжелую минуту.

Сказка Заюшкина избушка читать:

Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Пришла весна-красна — у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала.

Идёт зайчик, плачет.

Ему навстречу собака: «Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?» — «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала». — «Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу».

Подошли они к избушке. Собака забрехала: «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!» А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идёт, плачет. Ему навстречу медведь: «О чём, зайчик, плачешь?» — «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да и выгнала.» — «Не плачь, я твоему горю помогу».

Подошли они к избушке. Медведь как зарычит: «Поди, лиса, вон!» А лиса им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» Медведь испугался и убежал.

Идёт опять зайчик, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух: «Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?» — «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да меня и выгнала». — «Пойдём, я твоему горю помогу». — «Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать». — «Нет, выгоню!» Подошли они к избушке. Петух сапогами затопал, крыльями захлопал: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!»

Лиса услыхала, испугалась и говорит: «Обуваюсь…» Петух опять: — Иду на пятах, несу косу на плечах, Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон! Лиса опять говорит: «Одеваюсь!» Петух в третий раз: — Кукареку! Иду на пятах, Несу косу на плечах!… Лиса без памяти выбежала, петух взмахнул косой – её и след простыл! И стали они с зайчиком жить — поживать в лубяной избушке.

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Урок литературного чтения в 1 классе «Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

II этап

Актуализация знаний

цель:  обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

 

Участвовать в обсуждении  проблемных вопросов,  формулировать собственное   мнение и аргументировать   его.

На доске:

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве

Жилибылидеддабаба

Жилибылистариксостарухой

-Разделите строчки на слова.

-Что вы заметили?

-Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало сказки — зачин)

-Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок.   А что такое сказка? (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.)

Работа в группах (ряд)

Игра «Составь пословицу»

  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.
  • Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка — людям указка.

— Какие бывают сказки?

Угадайте сказку («Литературное чтение» с .53-54, слайды)

-Какие это сказки? (русские народные)

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

III этап

Проблемная ситуация

Цель — постановка учебной задачи.

 

Организовать работу  по

определению темы урока

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

Работать с информацией, представленной в форме    опроса

-Прочитайте  названия книг на выставке.

-Кто нарисован на обложках?

-Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?

-Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?

-Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных.

 -Что мы можем рассказать о героях русской народной сказки? Какие они?        

— Кто  в сказке оказывается злым, а кто добрым?

В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо  человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью, жадностью, щедростью.

Недаром говорят:

Хитёр как ….(дети договаривают)  лиса.

Труслив как…(заяц)

Голоден как…(волк)

Болтлив как…(попугай)

Здоров как… (бык)

Упрям как… (осёл)

Колюч как…(ёж)

Подготовка к восприятию русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

-Прочитайте название сказки. Стр. 66

-О ком будет рассказываться в этой сказке?

Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации?

-Знакома ли она вам? Хотите её послушать?

  Познавательные: 

исследование, поиск и отбор необходимой информации.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

IV этап. Изучение нового материала.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Ориентировочная беседа.

цель — заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.

Аналитическая беседа

цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия;

 развитие духовного мира ребёнка

Исследование языка сказки

цель-совершенствование устной речи школьника

V этап. Обобщение по теме урока

цель – продолжение работы со сказкой

в следующих формах:

-выразительное чтение

VI этап.

 Итог урока.

VlI  этап.

Рефлексия деятельности.

цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Рекомендации по

домашнему заданию

Включить учащихся

в работу по  заданной проблеме

Организовать фронтальную работу по учебнику

Организовать работу в парах

Проводит работу по определению главной мысли произведения

Работают коллективно.  

Участвуют в обсуждении задания.

Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность

Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

              

Выразительное чтение сказки учителем.

-Понравилась ли сказка?

-Оправдались ли наши предположения?

Перечитывание сказки учащимися (учебник стр.66-69)

-Назовите героев сказки. Почему не все они вынесены в название? Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)

У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)

Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Несказанной красоты.

Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)

Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Я — охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)

Кур ловить я мастерица!

Как увижу — подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)

И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)

После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)

Деткам в норку отнесу. (побежали по кругу)

Работа по характеристике героев выполняется в парах:

1.Мы вспомнили внешние качества лисы. А какой же у неё и остальных героев сказки характер.  Поработайте в парах.

Лиса

Заяц

Собаки

Медведь

Петух

Хитрая
Смелая
Храбрая
Глупая
Умная
Находчивая
Трусливая
Ленивая
Уверенная в своих силах

Добрый
Отзывчивы
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый

Добрые
Отзывчивые
Злые
Храбрые
Умные
Трусливые
Уверенные в своих силах

Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах

Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Храбрый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Уверенный в своих силах

— Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? (Лиса — умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый.)

3.Почему же Петух побеждает? ( Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.)

-Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках?

-На какие важные мысли натолкнула вас сказка?

Работа над сюжетом и композицией сказки.

1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется?

2.На какие части можно разделить сказку?

3.С чего начинается сказка?

4.Какое событие лежит в основе развития сюжета? (завязка сказки — конфликт между зайцем и лисой)

5.Кто помогает зайчику в беде?

6.Кто смог выгнать лису? Почему?

Выразительное чтение.

-Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание — во что бы то ни стало помочь зайчику.

— Можно ли зайчику дать совет: «Не падай духом!»? Подтверждается ли он в сказке?

-Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? Прочитайте.

-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?

-Чему учит нас сказка? ( Сказка учит: «Поступай по справедливости — и победа всегда будет за тобой»)

Работа в группах

-Прочитайте пословицы. Какие из них  подходит к нашей сказке?

Без беды друга не узнаешь

Сила сломит всё, а ум — силу.

Как аукнется, так и откликнется.

За добро добром и платят.

На языке медок, а на уме ледок.

За правое дело стой смело.

-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?

— Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)

-С каким жанром литературы работали?

— Какое другое название у этой сказке? (Заюшкина избушка)

— Кто доволен сегодня своей работой? Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями.

 Чтение сказки по ролям

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст.

Познавательные: умение

извлекать информацию из текста.

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение

Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение  полно и точно выражать свои мысли

Личностные:

нравственно-этическое  оценивание  содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.

Личностные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.